Кто он — «духовник Путина», что его на самом деле связывает с президентом, и как с его подачи могло начаться дело Серебренникова. Митрополит Тихон (Шевкунов) попрощается с прихожанами Сретенского монастыря

Он — влиятельный епископ, возможный будущий патриарх и духовник Путина, член Афонского и Изборского клубов. Он водит дружбу с Сечиным и Михалковым, лоббирует кандидатуру Васильевой. Его по несколько часов дожидается в коридоре министр культуры Мединский. Он — идеолог крайнего церковного фундаментализма и мастер аппаратных игр. Он — Тихон Шевкунов, главный герой документального фильма Сергея Ерженкова и Владислава Пушкарева «Духовник».

Выслушайте притчу: Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Притча о злых виноградарях

Еще в девяностые он получит прозвище лубянский батюшка - за духовное окормление чекистов. А спустя двадцать с лишним лет на Большой Лубянке, на месте расстрелов, появится второй по величине в Москве храм Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, который лубянский батюшка торжественно откроет вместе с Владимиром Путиным, тоже бывшим чекистом.

Богу ведь все равно, на каком языке к нему обращаются — церковнославянском, русском или чувашском. А для прихожан это важно — через букву и слово постигать смысл таинства. Отец Георгий Кочетков, один из немногих в православной церкви, кто несет благую весть на русском.

«До 37-го года совершалось богослужение на русском языке, потом всех расстреляли. Власть очень следила за тем, чтобы люди в церкви ничего не понимали. Пришел, поставил свечку и ушел»

Преображенское братство выросло из среды религиозного диссидентства. Конец 80-х, интеллигенция открывает для себя храмы, разоренные и поруганные чекистами.

«Всем хотелось найти духовный выход из советского тупика, и многие меньше всего ожидали найти это в христианстве и православии. И нашли!» — делится искусствовед Александр Копировский.

Но эта свобода продлилась недолго — каких-то 2-3 года. А потом был октябрь 1993-ого и расстрел Белого дома. Вытесненные на периферию политической жизни реакционеры стали играть заметную роль в духовной. Это был реванш. Священник, поддержавший Перестройку, собравший вокруг себя академиков с «либеральными», как однажды скажет президент, бороденками, был для них серьезным раздражителем.

«Будет подворьем Псково-Печерского монастыря» , — сказал Тихон, и за его спиной тотчас выросли могучие фигуры казаков и черносотенцев с хоругвями наперевес — поди им возрази.

«Отец Крестьянкин посоветовал ему найти какой-то монастырь в Москве, с тем, чтобы открыть подворье Псково-Печерского монастыря, потому что ситуация, если вы помните в начале 90-х годов, экономическая очень изменилась», — говорит журналист Сергей Бычков. «А что вы хотите — люди советские, пусть они и в рясах, они привыкли к методам, которые были приняты тогда», — добавляет Александр Копировский.

Погромщики выбрасывали из храма иконы и книги, а Георгия Кочеткова обвинили в ереси жидовствующих — дескать, ведет богослужения на русском и царские врата у него нараспашку.

Алексий Второй занимает сторону консерваторов и объявляет прихожан Кочеткова «неообновленцами» — это как сейчас припечатать словом либерал и испортить человеку биографию. Кадровое решение — перевести Кочеткова в храм Успения в Печатниках, а Шевкунова назначить наместником Сретенского монастыря.

«Правда тогда уже, когда мы вынуждены были уехать, Тихон Шевкунов, сказал, что это ненадолго, что и оттуда мы вас попросим» , — рассказывает отец Георгий Кочетков.

Александр Штильмарк вышел на пенсию, стал молодым отцом и смягчился нравом. В этом седом, пушистом, подпоясанном толстовским кушаком семьянине трудно с первого раза узнать основателя «Черной сотни».

Потрепанные жизнью бойцы встречаются старым активом на квартире у Штильмарка. После молитвы — чай с сырниками и привычные уже разговоры о том, кого посадить, а кого расстрелять. Взгляд в упор, щелчок затвора и пулеметная очередь налитых свинцовой тяжестью слов: «Я уж молчу про Серебренникова, которого поймали там с миллионами. Я вот серьезно бы расстрелял».

На втором часу разговора, когда канонада смолкла, переходим к главному — нанимал ли их Шевкунов для решения имущественных споров: «Может быть, это в бизнесе там делят сферы влияния, палатки делят, да, может быть. Вот Тихон Шевкунов бы такое сделал, вот они мои конкуренты, я их выгоню. Ну, это просто несерьезно даже. Это уровень ну какого-то, ну я не знаю. Извини. Такая идея, вот что наняты, это уровень обсуждения вот каких-то идиотов в интернете»

Спрашиваю про последнюю встречу с Шевкуновым. Вдруг, как бы между делом, выясняется, что настоятель Сретенского монастыря помогал с экспертизой выставки «Осторожно, религия!». Отвечают: «Он дал очень грамотное экспертное заключение, на основании которого был как бы вынесен приговор Самодурову и Ерофееву». «Если батюшка Тихон как-то влияет на Путина, то это вот стоит пасть на колени, и умолять, чтобы ничего нового не случилось бы иначе» , — добавил Штильмарк.

Развязка конфликта между Шевкуновым и Кочетковым наступила в 1997. Вторым священником в храм Успения в Печатниках, в помощники Отцу Георгию, был назначен Михаил Дубовицкий, сторонник Шевкунова. Во время одной из служб Дубовицкий вышел из тени отца Георгия, не признал совершенной им евхаристии. Службу прервали, Дубовицкого попросили снять облачение. Тогда он заперся в алтаре и стал оттуда звать на помощь, якобы обновленцы его избивают. Дубовицкого с диагнозом шизофрения доставили в больницу. А из Сретенского монастыря, а это всего две минуты пешком, прибежали организованные шевкуновцы- казаки и экзальтированные бабушки. Между прихожанами двух храмов началась потасовка.

Отец Георгий Кочетков: «Как рассказал нам милиционер, который пришел, что, когда они только шли в храм, им позвонили из отделения милиции и сказали: только не трогайте молодого священника. То есть, это была акция, еще и согласована с милицией. Потом мы узнали, что приходили люди Сретенского монастыря, скорее всего, сам отец Тихон к начальнику милиции».

После внутрицерковного разбирательства, несмотря на заключения врача и множество других свидетельств, виновным признали Кочеткова.

«То ли сам Шевкунов, то ли кто-то от его имени пришел и сказал: нужно помочь освободить храм от кочетковцев», — рассказывает Вячеслав Демин, казачий атаман, один из участников той провокации, после которой Кочеткову запретили служить. Иначе, как отморозком и уголовником, воцерковленная интеллигенция его не называла, некоторые даже связывали его с убийством Александра Меня.

«Никто не понимал, что курирует нами Лубянка, просто они нас водят и направляют, или туда, или сюда. И тут, как раз, начинается мое знакомство с Тихоном Шевкуновым. Видимо, тогда он еще начал активно сотрудничать с этой цивилизацией, и она его очень пестовала», — добавляет Демин.

В комнате Демина два флага — американский и украинский. Это его политическая позиция. Демин уже как полгода переехал в США. Разочаровавшись и в русском национализме, и в церкви московского патриархата, чьи интересы, как ему тогда казалось, он отстаивал.

Шевкунов заявлял: «Я буду голосовать за Путина по таким-то, таким-то причинам. Я могу засвидетельствовать, как священник, что этот человек исповедуется, причащается, по крайней мере, несколько раз в год». «Отлично, прекрасно, — комментирует Демин видео с Шевкуновым, — прекрасный материал чекистской церкви. Как все у них четко выстроено, как у них все хорошо работает, как они у них причащаются. Я смотрю на Шевкунова — постарел. Раньше такой живчик был, бегал молодой. А сейчас уже конечно такой маститый, прожженный архиерей».

Отец Георгий не ушел в раскол, остался верен московской патриархии, хоть это было нелегко. Запрет на служение сняли спустя три года. Сейчас он служит по воскресеньям в Новодевичьем монастыре.

— Вы с отцом Тихоном общались лично, и у меня, может быть, нестандартный вопрос, а он верит в Бога?

Отец Георгий: В какого-то, конечно, верит, в какого — не знаю. Мне очень трудно сказать точно, что это Христос, что у нас один Бог, что у нас одна вера. Мне было бы очень трудно с ним, скажем, вместе причащаться и вместе совершать евхаристию. Один раз я это делал по требованию патриарха в 1994 году, и когда он мне сказал в алтаре, как положено по чину «Христос посреди нас», то я думал, что ответить. И я ответил, не «Есть и будет», как положено по служебнику, а «Надеюсь, что будет». Вот это не понравилось отцу Тихону, но что делать, врать перед Богом нельзя.

ГЛАВА ВТОРАЯ. Несвятые святые

Мальчик из Чертанова, а это, на минуточку, другой конец Москвы, мать, заведующая лаборатории по лечению токсоплазмоза, хотела, что Гоша поступил в медицинский. Но друг попросил поддержать его на вступительных экзаменах, поехать вместе с ним. И вот такая ирония судьбы: друг не поступил, а у Гоши получилось. Сценарный факультет, мастерская Евгения Григорьева.

Зураб Чавчавадзе старше Шевкунова на 15 лет. Потомок вернувшихся в России эмигрантов и выпускник ВГИКа, это была дружба с первого взгляда.

Зураб Чавчавадзе: «Мы с ним познакомились в Дивеево. Он еще не защитил диплом в ВГИКе»

Защитив диплом, Гоша едет в Псково-Печерский монастырь, откуда возвращается уже Тихоном.

«И вот тогда у Елены Анатольевны появились панические настроения, так как ее мечта была о его карьере, о будущих внуках, которых бы она могла нянчить. Я знаю, что Гоша очень рано остался без отца, поэтому она все силы и надежды вложила в Гошу. Я то все понимал, но был бессилен ей помочь с этим, бедной» , — рассказывает Зураб Чавчавадзе.

Тихая затворническая жизнь и деятельная натура Шевкунова плохо уживаются. Немного осмотревшись, он находит применение полученным во ВГИКе знаниям — снимает кино- и фотохронику монастыря, чтобы сохранить для истории образ и голос Иоанна Крестьянкина, провидца, которого почитали великим уже при жизни.

Именно с подачи Тихона Шевкунова и олигарха Сергея Пугачева Владимир Путин в начале своего первого президентского срока решил встретиться со старцем. В православной среде эта встреча обрастет легендами — патриотические сайты будут писать, что последний пророк России благословил президента ни много ни мало Феодоровской иконой Богородицы, со словами «Гряди же с Богом!»

«На Путина отец Иоанн не произвел ни малейшего впечатления, он сказал: “Забавный старичок”. Он когда вышел из кельи, сказал: “Забавный старичок”. Причем меня лично просил присутствовать. Я думал он там с ним запереться, если есть такая возможность, и из с кельи не выйдет как минимум час. Но через минуту свидание окончено», — рассказывает Сергей Пугачев.

Зарисовки из жизни монастыря и его обитателей лягут в основу сборника рассказов «Несвятые святые». Байки про батюшек, матушек и чудесные исцеления, такие лубочные рассказы когда-то публиковались в Троицких листках и поощрялись обер-прокурором Победоносцевым, что «простер над Россией совиные крыла».

Все герои шевкуновских рассказов положительные. Даже когда они подличают и сотрудничают с органами, как наместник монастыря Гавриил Стеблюченко. Креатура КГБ, человек настолько крутого и необузданного нрава, что заслужил от братии прозвище — архибандит.

«Он создал такой отряд, как бы таких хунвейбинов что ли, православных. То есть это были те, кто ему доносил. Он начал изгонять наиболее активных монахов» , — говорит Александр Огородников. Тихон Шевкунов и Огородников шли параллельными курсами — оба учились во ВГИКе, много грешили, а потом пылко уверовали. «Люди, которые пытались понять, для чего они вообще на земле живут, они как-то стали больше задаваться вопросами духовными», — говорит Огородников.

Дальше их пути разошлись. Шевкунов стал подниматься все выше и выше по церковной иерархии, а Огородников отправился в лагерь, где провел в общей сложности 9 лет: три года — за тунеядство и шесть — за антисоветскую агитацию. И вот в 1987 году они встретились — освободившийся исповедник и монах Тихон. Познакомил их брат Александра Рафаил. В книге «Несвятые святые» ему посвящено несколько глав.

Александр Огородников: «Так получилось, что я с ним общался очень мало, потому что в основном он был связан с иеромонахом Рафаилом. Но я знаю, что он слушал с большим интересом мои рассказы. Меня спрашивали о зоне и прочее, как это было, я рассказывал, ему это было очень интересно, он это внимательно слушал. Я рассказывал о каких-то чудесных случаях, которые были со мной: о том, как меня «ломали», о всех этих репрессиях».

Познакомил их иеромонах Рафаил, брат Александра и один из тех, кого Шевкунов называет своим духовным ориентиром. Изгнанный из монастыря из-за брата-диссидента вскоре Рафаил погиб в автокатастрофе. В книге ему посвящено несколько глав: «Отец Рафаил начал костерить советскую власть. Я встревожился и намекнул батюшке, что телефон действительно может прослушиваться. Вот и Георгий Александрович уже перетрусил до полусмерти».

Советская власть рухнула — и Шевкунов пригласил Огородникова на презентацию своей книги. Спросил в кулуарах, не много ли он соврал? Огородников честно ответил. С тех пор они больше не виделись.

«Это сергианское благочестие, которое как бы пронизывает эту книгу, несмотря на живые сцены, оно как бы и показало тем, от кого зависела карьера, что он свой человек — все понимает. Обратили внимание, что в это книге нет ни одного осуждения ГБ? Оно как бы такое, понимаете, его как бы там и нет», — делится Огородников.

Александр организовал и содержит приют для бездомных. Со строительством — и деньгами, и руками — помогли иностранные волонтеры. «Я не могу видеть бездомных детей, пытаюсь что-то сделать, что в моих очень скромных силах, для того, чтобы как-то помочь. Это же долг наш, мы же должны, наше поколение, это наши дети. Если не мы, то кто же?» объясняет он.

Последние несколько лет в приюте живут беженцы с юго-востока Украины. Здесь, в России, они оказались не нужны своим вчерашним единомышленникам, руку помощи протянул диссидент.

В Москве Александр появляется редко, большую часть года проводит у себя в доме на Волге. Там он принимает журналистов, писателей, документалистов, в основном иностранных. За границей о его исповедническом подвиге написано несколько книг, в России — пока ни одной.

Александр Огородников: «Факт того, что я сидел, и не один, в зоне, как бы ставит вопрос: а почему вы, например, как-то обошли это? Если им задавали вот вопросы: а что бы вы сделали в защиту гонимых христиан? Называли, например, мое имя или имя Якунина, или там остальных участников семинара, то что они говорили? Они говорили, что они сидят за свои дела, то есть как бы, что к нам они отношения не имеют. Они фактически отказывались от нас».

Ноябрь 1991 года, Донской монастырь. Наместник в отъезде, в монастыре три человека: сторож, инок Тихон и его друг Зураб Чавчавадзе, который рассказывает: «Поболтали мы час, я вижу, что-то он спать, по-моему, хочет. Я простился и ушел. Когда я вышел из монастыря, открыл ворота, вдруг я вижу машина к воротам, почти въехала огромная машина пожарная. И какой-то там, брандмайор, мне говорит: ”У вас здесь пожар?”».

В мае 1991 года, как только в Донском монастыре была возобновлена монашеская жизнь, монахи попросили благословение патриарха начать поиски мощей святителя Тихона, но получили отказ. И вот 18 ноября в Малом Донском соборе неожиданно вспыхивает пожар. Злоумышленники кинули бутылку с зажигательной смесью прямо в окно храма — это по версии Тихона Шевкунова. Вообще-то в этой истории очень много странностей. Судите сами. 18 ноября — это день вступления на патриарший престол Тихона. При постриге Гоша Шевкунов, как вы, наверное, уже догадались, получил имя именно в честь патриарха. В одном из своих интервью он вспоминал, что незадолго до пожара в Донском монастыре получил от Василия Родзянко телеграмму, где он ему писал: «Скоро повстречаешь Тихона».

Поджог храма Шевкунов назвал диверсией и обвинил во всем прихожан Русской православной церкви за рубежом, назвав их агентами иностранной разведки. Только вот неясно, для чего зарубежникам поджигать усыпальницу патриарха Тихона, которого они сами же канонизировали в 1981 году — задолго до того, как это сделала московская патриархия. Как бы то ни было, правду о том пожаре мы никогда уже не узнаем. Все архивы уничтожены — ответили на наш запрос в полиции.

«Утром мы стояли на пепелище, внутри храма закопченный деревянный икотостас, сожженные киоты. Не прошло и нескольких дней, как снова пришлось делать ремонт. Ну мы это восприняли как непосредственное указание — ищите», рассказывал Шевкунов. Пророчество Василия Родзянко, если оно действительно было, исполнилось: Тихон встретил Тихона:«Когда подняли крышку гроба, я дерзновенно, господи, прости, запустил туда руку, с благословения, и просто схватил человека за руку, за плечо, живое плечо. Я как закричал: «Здесь! Здесь!». Все — закрывай, закрывай».

Воскресение Лазаря, умножение хлебов — что это как не чудо? «Бог идеже хочет, побеждается естества чин». Но сознание современного человека так устроено, что ему уже недостаточно веры в древние предания, ему хочется чуда здесь и сейчас.

Тихон Шевкунов: «Все те, кто бурно аплодировали Пусси, те бурно аплодируют Левиафану».

И выпускник сценарного факультета понимает это как никто другой. Шевкунов входит в патриарший совет по культуре и часто высказывается о творчестве российских режиссеров:«Вот ваше православие, вот ваша культура, вот ваша история, вот ваша государственность вот к чему пришла. Жрите».

Несколько собеседников рассказали Дождю, епископ неоднократно при встречах с Путиным нелестно отзывался о Кирилле Серебренникове. Слежка за режиссером была установлена в начале года, рассказали близкие ФСБ источники, и недовольство владыки могло повлиять на решение о начале оперативных действий.

«Я узнал, что за мной ведется слежка, намного раньше, чем из материалов дела. Официанты говорили: «У вас там магнитофон под столом». То есть я об этом знал», — эти слова Кирилл Серебренников сказал в Басманном суде. А то, что за ним велась слежка, причем не один год, знали не то что друзья, но даже те, с кем Кирилл периодически общался, как и то, что возможным заказчиком его преследования выступил могущественный владыка Тихон.

Сам Тихон Шевкунов от комментариев отказался, а вот что сказал его друг Зураб Чавчавадзе:«Кирилл Серебренников и Тихон — а вообще где там точки соприкосновения? Что с Кириллом Серебренниковым… А ну пошлости, в его так называемом искусстве? Конечно, отец Тихон не будет это приемлить никогда. Я вообще не вижу нормального человека, который пришел бы в Большой театр смотреть на половые органы».

Офицеров с Лубянки — как действующих, так и в отставке — часто можно встретить в расположенном неподалеку Сретенском монастыре. Для генерала-разведчика Николая Леонова Шевкунов стал и крестным отцом, и духовником. «Я был атеистом, естественно, некрещеным, с 50-летним почти стажем пребывания в КПСС. И вот вопрос, кто будет меня крестить? Отец Тихон тогда говорит: “Я вас покрещу”. Потому что отец Тихон объяснил, что когда вы креститесь, то все грехи, которые вы накопили за это время, с вас снимаются», — говорит он.

Когда Игорь Смыков уволился из органов, так сразу осенил себя крестным знамением. Он уже не первый год гастролирует по стране с иконой царя Николая и совершает с ней облеты вдоль священных государственных границ. Самой фамилией он как бы символизирует смычку церкви и силовиков. Смыков вручал Шевкунову орден Святого Страстотерпца Николая, и был на заседании монархического кружка. Куда ни посмотри, везде знакомые лица: Чавчавадзе, Малофеев, Бородай, генерал Решетников. Разве что генерал-майора религиозной службы отца Звездония не хватает.

Икона — та самая, с которой Наталья Поклонская вышла на акцию Бессмертный полк — впервые замироточила именно в Сретенском монастыре. 7 ноября, аккурат в день Октябрьской революции, во время службы отца Тихона. Опять чудеса, да и только!

3 сентября, во время визита в Екатеринбург, Шевкунов выступил против фильма «Матильда», назвав его клеветой. А уже в ночь с 3 на 4 сентября Денис Мурашов протаранил кинотеатр, где должна была состояться премьера. Накануне, как признался сам царебожник, он участвовал в литургии в Храме на Крови, которую провел Шевкунов.

«Не случайно совершенно, что с фильмом «Матильда» возник такой гигантский совершенно общественный взрыв, потому что, возможно, это тоже будет как-то встроено (может, это уже неуправляемо), по крайней мере изначально, возможно, это тоже встраивалось в привлечение публичного интереса к истории царской семьи, возможно, это должно было выйти в итоге через несколько ходов на признание царских останков», — рассказывет Сергей Чапнин, бывший редактор журнала «Журнала московской патриархии».

Красивая получится постановка: столетие расстрела Романовых, четвертый срок и всероссийских крестный ход. Занимайте места поудобнее.

Сергей Пугачев: «В истории с “Матильдой” он не скрывает своей позиции. Отец Тихон все-таки советский нормальный человек, который был пионером, октябренком, комсомольцем, то есть он искренне в это верит. Но к сожалению, это выходит довольно странно. По-советски».

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Гробницы пророкам

С Сергеем Пугачевым мы встречаемся в Ницце. Парк по периметру оцепили телохранители с рациями, их в кадр попросили не брать — да они бы и не поместились.

Сергей Пугачев: «Он звонит мне, с праздниками поздравляет. Надеюсь, что поминает. Он мне, кстати, говорит, что поминает и молится».

Пугачев был прихожанином Шевкунова и первым спонсором Сретенского монастыря. Уже после его отъезда за границу отца Тихона рукоположили в епископы, а это прямой путь к патриаршему престолу.

Сергей Пугачев:«Без ложной скромности, он, конечно, рад, что он уже епископ, у него есть патриаршие амбиции, очевидно».

1996 год, будущий президент только-только перебрался в Москву. Пугачев и Путин едут в одной машине мимо Сретенского монастыря.

Сергей Пугачев:«Ну, отца Тихона с Путиным познакомил я. Мы приехали в Сретенский монастырь. Была служба, по-моему, вечерняя, я уже сейчас не помню. И на всенощной познакомились. После этого мы достаточно много общались, Тихона привозил к Путину на дачу, на церковные праздники и так далее. То есть Путин очень любил послушать хор Сретенского монастыря» .

Людмила Путина стала прихожанкой Сретенского монастыря. А вот фотография с дня рождения жены Пугачева, за одним столом — Сечин, Патрушев и Шевкунов. Введенный банкиром в ближний путинский круг владыка Тихон быстро там освоился.

Сергей Пугачев: «У Путина естественно нет никакого духовника. По крайней мере, по моему мнению, Путин неверующий человек».

Правда, сам Шевкунов эти слухи о духовном наставничестве развеивать не спешит. Сколько ни допытывались журналисты — епископ, жеманничая, уходил от прямого ответа.

Сергей Пугачев:«Многие министры мечтают попасть к нему на прием — это уже примерно так выглядит».

— А когда вы в последний раз с ним общались?

Сергей Пугачев:Ну, не знаю, у него паранойя, он думает, что его подслушивают, и вообще со мной опасно разговаривать. Я высказался. Он промолчал, сказал ладно, я тебе перезвоню, давай, сейчас неудобно, туда-сюда. Мединский сидит в приемной, ждет уже два часа.

Важной политической фигурой Шевкунов стал после объединения церквей. Переговоры проходили в Америке. Для клириков РПЦ это были своего рода смотрины — зарубежники хотели убедиться, что московская патриархия изменилась и раскаялась в грехе сергианства. В делегацию, помимо Шевкунова, включили священника Георгия Митрофанова, сторонника белой России, — это был очень расчетливый политический ход.

Георгий Митрофанов: «Когда вы задаете мне вопрос, использовал ли меня кто-то в политических целях во время этого диалога, я могу сказать только одно: я был и оставался, и остаюсь клириком Русской православной церкви. Неслучайно архимандрит Тихон сопровождал президента Путина на встрече с руководителями зарубежной церкви еще до воссоединения. Ну что, любое государство стремится к расширению».

Как только акт о каноническом общении был подписан, все вернулось на круги своя. И вот уже в издательстве Сретенского монастыря выходят панегирики патриарху Сергию, а спикеры РПЦ, пока осторожно, говорят о его канонизации.

Сергей Чапнин: «Стало очевидно, что идет строительство новой империи. И этой новой империи естественно нужна единая церковь. Он понял, что не просто правитель России, а он восстанавливает разорванную ткань прошлого, и ключевую роль в этом сыграл именно Тихон».

«Ничего другого, кроме как строить империи, русский народ не умеет» , — сказал однажды Шевкунов. Империя, в ее новом изводе, всеядна, ей без разницы, чем причащаться, — белым или красным. Так появился сложный синкретический культ из православия и большевизма. «Большинство из нас жили в Советском Союзе. Это была да, искаженная в чем-то Россия, но это была Россия настоящая. Правильно сказал наш президент, что тот, кто не скорбит о разрушении Советского Союза, у того нет сердца», — говорил он.

В 2005 году русская национальная идея превращается в прах. В Донском монастыре под звуки возращенного советского гимна хоронят белого генерала Деникина и философа Ильина. Этот акт, по задумке авторов, в числе которых и Шевкунов, символизирует историческое примирение.

Рассыпанные в публичных выступления цитаты из Ильина, любимый правитель — Александр III (его портрет, кстати, висит в кабинете владыки), священная Корсунь. Можно подумать, краткий курс истории Путину читает лично Шевкунов.

Открытие памятника Владимиру. Символический ответ Украине. Сценарист все тот же. Теперь в России три Владимира — один в Мавзолее лежит, второй в Кремле сидит, ну а третий стоит — прямо напротив.

Сергей Пугачев: «Он, собственно, несостоявшийся режиссер, поэтому… вернее, состоявшийся, даже в большей степени, чем Никита Михалков. Михалкову такая слава не снилась, вот такой опорой власти он никогда не становился. А отец Тихон является такой опорой власти».

Село Красное, Рязанская область. Это могло бы стать эпизодом книги Сорокина. Председатель колхоза «Воскресение» и архиерей Русской православной церкви в одном лице. Глава сельской администрации Камалутдин Пашаев показывает нам владения Сретенского монастыря: «Они хотели просто полностью отгородиться сплошным бетонным забором, а потом, когда возмущение населения пошло, естественно, огородили сеткой».

Несколько колхозных полей, каскад прудов, духовная семинария и скит на месте восстановленной усадьбы генерала Ермолова — общая площадь хозяйства более 30 гектаров. И «Нива» упирается в забор. Дальше — колючая проволока и злая собака. Попасть в резиденцию Шевкунова можно только с благословения, в котором нам отказано.

При выключенной камере сельский глава куда разговорчивее. Гостей столько, что только и успевай латать к их приезду дороги и выгонять все село на субботник! Собирался приехать и Путин, но в последний момент планы поменялись.

Православие с кулаками. Это — кадровый резерв Сретенского монастыря, семинаристы-первокурсники. Со скалы, как будущие губернаторы, пока не прыгают, но стойку принимать уже научились.

Вокруг скита сразу же образовалась своя «золотая миля» — коттеджи отставных силовиков. К слову, управляющие колхоза «Воскресение» — выходцы из ставропольского ФСБ.

2013 год, стенограмма выступления перед читателями, рассуждения о цензуре: «Я отношусь к цензуре хорошо. Я считаю, что разумная цензура, правильная цензура, конечно, должна быть». А это цитата изп рограммной статьи для борцов с ИНН и других фундаменталистов — статья называется «Шенгенская зона», она была опубликована в газете Баркашова «Русский порядок»: «Меня поразило в Нью-Йорке какое-то несоизмеримое количество цифр 666».

Уберизация коснулась и церкви. Узоры на фасаде Храма новомучеников и исповедников вырезали не мастера-резчики — их распечатывали на 3D-принтере. Ради новой доминанты снесли несколько исторических зданий. Центр Москвы и не такое видел — он и сам превратился в один большой памятник страданиям. Архитектурным страданиям.

Сергей Чапнин: Возникает идея примирения советской истории и истории, соответственно, Российской империи.

Архитектором нового храма стал 32-летний Дмитрий Смирнов, до этого ни одной церкви не построивший. В его портфолио — декорации к «Фабрике звезд» и загородные дома российским чиновников. Говорит, победа на конкурсе явилась для него полной неожиданностью.

Дмитрий Смирнов: Кстати говоря, через день я начал читать вообще про монастырь и узнал, что у меня в день основания монастыря день рождения. Это так прикольно было.

Параллельно со строительством храма Смирнов разрабатывал дизайн исторических выставок. Благодаря Шевкунову воцерковился.

Дмитрий Смирнов: До этого последний раз в церкви был на свое крещение.

— Что тебя поразило больше всего? Может быть, какую-то книгу тебе владыка посоветовал?

Дмитрий Смирнов: «Несвятые святые» на самом деле, если вы читали, слышали, я аудиокнигу слушал, там так это достаточно интересно подано, очень человеческим языком, то есть так интересно. Плюс я пару проповедей слушал именно владыки. То есть то, что он там говорил, я сейчас уже не помню, правда, но в тот момент, когда я это слушал, мне внутри что-то так вот, какое-то такое чувство было.

— А вы читали житие этих новомучеников?

Дмитрий Смирнов: Ну, немного. На самом деле особо про них ничего не написано.

— Кто такие исповедники, ты знаешь?

Дмитрий Смирнов: Не могу сказать. Честно говоря, в теологии я, мягко говоря, не силен.

— Многие из этих людей, они до сих пор живы.

Александр Огородников: Доставили в штаб-квартиру КГБ здесь, на Лубянке, полковник Шилкин задумчиво, смотря на меня, сказал: «Саша, мы не хотим делать новых мучеников».

Александр Огородников решил выбраться в Москву — посмотреть на новый храм Новомучеников и исповедников. Он ведь и в его честь построен.

Александр Огородников: Не поддерживаю отношения с Тихоном. Все те иеромонахи, которых он собрал вокруг себя, которые были около иеромонаха Рафаила, моего погибшего брата, все потом они потихонечку уехали. Церковь должна быть свободной. Это главное ее условие. Вне этого она теряет свою харизму и право на свободный голос. Я не хочу сказать, что это фейк, но это похоже на большую красивую игрушку. Я могу почувствовать себя чужим на празднике других, понимаете? Его открывали, естественно, никто не пригласил, хотя эти люди еще есть. Казалось бы, вот они, пока живы. Православный чекист — вот это достойная фигура. А кто мы такие? Они там думали о стране, о Родине, защищая страну от оккупантов, от «пятой колонны». А мы и есть эта самая «пятая колонна».

Георгий Кочетков: Это могло бы быть символом преодоления того, что делалось на Лубянке или от имени Лубянки на протяжении длительного времени, когда уничтожался наш народ и наша церковь, а это как раз то, что скрывают люди, которые прославляют храмы. Эти гробницы пророкам строят, а пророков-то убивают.

В интервью Дождю Тихон Шевкунов отказал: «Мне известно, что в настоящее время на Вашем телеканале снимается фильм, в котором его заказчики и авторы уделяют особое внимание моей скромной персоне. Но и этот факт нисколько не может изменить моего решения относительно невозможности нашего сотрудничества при нынешних обстоятельствах».

Архимандрит Тихон (Шевкунов): биография

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Биография. Путь к монашеству. Труды и работы Архимандрит Тихона. История возникновения монашества. Монашество на Руси.

Политическая пресса Российского государства не едино кратно возвращается к имени известного архимандрита Тихона Шевкунова. Некоторые люди утверждают, что он является неким серым кардиналом, который подсказывает различные мысли, а в некотором роде даже диктует собственную волю непосредственному правители Российского государства. Иные же люди предполагают, что Владимир Путин нуждается в беспрепятственном общении с Московским патриархом Кириллом, который помогает ему обуздать собственные мысли и расставить их наиболее оптимальным образом для того, чтобы православные духовные мыслители, могли его разуметь.


Важно отметить, что проповедник православия архимандрит Тихон Шевкунов является крайне умным и дальновидным человеком. Он является современником, при этом сохраняет собственную прозорливость, и конечно же ощущает высокую ответственность за судьбу каждого православного верующего народа Российского государства, а также за священнослужителей и монахов, которые находятся в его подчинении. Следовательно, архимандрит Тихон Шевкунов осознает всю серьёзность принятых обязательств, как перед российским государством и его правителями, так и перед Всевышним.


История возникновения монашества


Православное христианское монашество, это некая своеобразная община, которая образуется у человека с того самого момента, когда он по собственной воле решает отказаться от всех возможных благ и начинает новую жизнь согласно церковному уставу и канону. Следовательно, такой человек должен на протяжении всей своей жизни соблюдать обет целомудрия, скромности и показывать собственное полное послушание.


Из исторических сведений известно, что самым первым монархом в православной христианской вере являлся Святой Антоний. Он проживал в 356 году в Древнем Египте. Исторические сведения утверждают, что Антоний являлся далеко не бедствующим человеком, однако ради монашества он распродал имеющееся имущество, а скопленные таким образом, деньги раздал нуждающимся людям. Со временем он осел вблизи собственного жилья, которое он ранее продал, и начал жить отшельнической жизнью, таким образом, практически всю свою жизнь он провел в одиночестве. Всё свое время он посвящал молитвам и молебнам, направленным к Всевышнему, а также занимался чтением священного писания. Он стал ярким примером для иных отшельников, которые видя его неустанные молитвы, также поселились вблизи его, отстроив собственные кельи и так же само, как и Антоний Великий начали возносить различные молитвы к Всевышнему. Именно с отшельнической жизни Антония была создана община монахов. Спустя некоторое время подобные общины стали возникать в различных частях света, в том числе в северном и среднем Египте.


Появление монашества на Руси

Разнообразные исторические данные, свидетельства, гласят о том, что на территории Руси монастыри появились примерно в 988 году, когда появилось крещение Руси. Известно, что в городе Вышгород был основан известный Спасский монастырь. Именно в этот же период времени Святой Антоний Великий принес в древнюю Русь, некое афонское монашество, и с тех самых пор он является одним из главных основателей знаменитой на весь мир Киево-Печерской Лавры. Спустя многие годы именно Лавра выступит наиболее грандиозным центром для всей религиозного бытия на территории Киевской Руси. В настоящее время Святой Антоний Печерский является очень почитаемой святыней, поскольку многие православные христианские верующие и служители храмов почитают его, как начальника и создателя практически всех российских церквей.



Архимандрит Тихон (Шевкунов). Биография. Путь к монашеству

Известный практически каждому современному жителю, Тихон, до принятия монашества, являлся Григорием Шевкуновым. Он был рождён в 1958 г. В юном возрасте он отправился на учение во ВГИК на факультет сценарное - киноведческий и окончил его примерно где-то в 1982 году. Именно в этот момент в жизни архимандрита Тихона, случились наиболее разительные перемены, поскольку после окончания сценарно-киноведческого факультета в институте, он стал послушником в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. И на его дальнейшую судьбу повлияли монахи и сподвижники, с которыми он связал свою судьбу. В то время в Свято - Успенском Псково - Печерском монастыре управлял крайне добрый и духовно верующий человек архимандрит Иоанн Крестьянкин. Поэтому считается, что именно он повлиял на святые, духовные перемены, которые после окончания института пережил Григорий Александрович Шевкунов, именно поэтому впоследствии он стал знаменитым архимандритом Тихоном.
Примерно в 1986 году архимандрит Тихон начинает свой новый жизненный и творческий путь. Таким образом, Григорий начинает новый виток жизни, работая в отделе связанный с издательством Московской Патриархии. На тот момент руководителем являлся митрополит Питирим Нечаев. В 1986 году Святой архимандрит начинает изучение наиболее важных исторических сведений, фактов, разнообразных документов, которые связывают с православной христианской верой, также в этот момент жизни он изучает биографические сведения о Святых. Известно, что к торжественной дате, то есть к тысячелетию Крещения Руси архимандрит Тихон подготовился крайне усердно, поскольку он разыскал большое количество разнообразных религиозно-просветительских фильмов. В таких лентах он являлся не только автором, но и консультантом. Следовательно, Тихон повлиял на многих советских граждан, давая им четкое понимание и познание разнообразных канонов связанных с православной христианской верой. Примерно, в это же время Григорий Александрович Шевкунов занимается издательством наиболее древнего Патрика и других священных отечественных изданий.


Принятие монашества


В 1991 году Григорий Александрович принимает наиболее весомое решение для себя и отправляется в Донской монастырь, который располагается в Москве. Там в летний период времени он принимает монашество, а служители храма дают ему новое имя, под которым теперь он известен, как архимандрит Тихон. В тот момент, когда Григорий Шевкунов являлся на служении в Донском монастыре, он принимал участие в наиболее важном деянии для данного храма. Мужчина, присутствовал в момент обретения мощей Святителя, которые, как известно, были ранее погребены именно в Донском соборе, который расположен в Москве, примерно в 1925 году. Спустя некоторое время архимандрит Тихон становится настоятелем Псково-Печерского монастыря, который располагался в зданиях по близи древнего Сретенского монастыря. Важно отметить, что различные монахи и священники, говоря об архимандрите, утверждают, что независимо от места, в каком бы храме или монастыре он не служил, везде Тихон чувствует собственное подлинное назначение, и зачастую тверд в собственных убеждениях. Поэтому для многих священников и монахов он являлся не только добрым советчиком, но и в случае разнообразных жизненных невзгод наставлял их на истинный путь.


Жизнь архимандрита


Примерно в 1995 году Григория Александровича в монастыре посвящают в новый сан игумена. Спустя 3 года в том же самом монастыре его посвящают в новый Сан архимандрита, в котором он находится, и по сей день. В 1999 году архимандрит Тихон становится ректором Сретенского высшего училища при православном христианском монастыре, впоследствии данное училище было преобразовано в новую духовную семинарию. Важно отметить, что в своих речах архимандрит Тихон, зачастую лояльно и с огромной любовью, а также благодарностью отзывается о Сретенском монастыре. Многие православные верующие люди считают, что такая приязнь, к монастырю говорит о том, что Тихон на протяжении долгого времени являлся служителем данного храма, а также получал там различные новые саны.


После того, как Григория Александровича посвятили в сан архимандрита, он со своими братьями из Сретенского монастыря отправляется в Чеченскую Республику для того, чтобы перевозить туда гуманитарную помощь из Российского государства. Такую деятельность архимандрит Тихон продолжал с 1998 года по 2001 год. Помимо таких деяний важно вспомнить и его активное участие в воссоединении Русской православной церкви, с русской православной церковью за границей. Важно также отметить, что именно в этом процессе воссоединения он сыграл немаловажную роль. Начиная с 2003 года и заканчивая 2006 года Тихон, являлся неким членом комиссии, которая готовила диалоги и акты, связанные с каноническим общением.


Примерно в 2011 году, становится членом высшего церковного совета Русской Православной христианской церкви и в то же самое время он является главным попечителем совета благотворительного фонда Святителя Василия Великого. При этом он является академиком и постоянным членом комитета Изборского клуба.


Стоит отметить, что архимандриту Тихону было вручено большое количество церковных православных наград, одной из таких наиболее почитаемых наград, является Орден Дружбы, врученный ему в 2007 году за сохранение культурных и духовных ценностей. Многие православные верующие люди и священнослужители, восхищаются его творческим путем и работами, которые он делает. Стоит также отметить тот факт, что во время общения с архимандритом Тихоном, не только узнаешь множество интересных сведений, но его речи доступны и понятны практически каждому человеку, и в тоже время они не являются занудными, следовательно, беседа с ним проходит интересно и познавательно.


К имени архимандрита Тихона (Шевкунова) постоянно приковано внимание политической прессы России. Одни считают его чуть ли не «серым кардиналом», диктующим свою волю Владимиру Путину, другие полагают, что Президенту РФ достаточно постоянного общения с Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом, мудро мыслящим православным духовником.

Однако, возвращаясь к имени православного проповедника архимандрита Тихона (Шевкунова), хочется непременно отметить, что это очень умный и прозорливый современный человек, который остро чувствует ответственность за судьбу своего народа и Отечества, монах, который взял на себя очень серьезные обязательства перед Богом.

История возникновения монашества

Христианское монашество представляет собой общинную жизнь, которая начинается с того момента, когда человек по собственной воле отказывается от всех мирских благ и начинает жить по определенным уставам, где всегда соблюдается обет целомудрия, скромности и полного послушания.

Первым христианским монахом стал св. Антоний Великий, который жил в Древнем Египте в 356 году до н. э. Это был человек небедный, однако он продал все свое имущество и раздал деньги нищим. А потом поселился недалеко от своего дома и стал вести отшельнический образ жизни, проводя все время в неустанной молитве Богу и чтении Св. Писания. Это послужило примером для других отшельников, которые начали селиться в своих кельях поблизости от него. Со временем такого рода общины стали появляться практически по всему Среднему и Северному Египту.

Появление монашества на Руси

На Руси появление монастырей связывают с 988 годом, временем Пришедшими греческими монахами близ города Вышгород был основан Спасский монастырь. Примерно в это же время преподобный Антоний приносит в Древнюю Русь афонское монашество и становится основателем знаменитой Киево-Печерской Лавры, которая впоследствии станет центром всей религиозной жизни на Руси. Сейчас св. Антоний Печерский почитается как «начальник всех Российских церквей».

Архимандрит Тихон (Шевкунов). Биография. Путь к монашеству

До принятия монашества он был Григорием Александровичем Шевкуновым. Будущий архимандрит родился в семье медиков в Москве летом 1958 года. Будучи уже взрослым, он поступил во ВГИК на сценарно-киноведческий факультет, который успешно окончил в 1982 году. После окончания института он становится послушником Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, где в дальнейшем на его судьбу самым решающим образом повлияли подвижники-монахи и, безусловно, добрейший и святейший духовник монастыря архимандрит

В 1986 году Григорий начинает свой творческий путь с работы в отделе Издательства Московской Патриархии, которой руководил (Нечаев). Именно в эти годы он трудится над изучением всех исторических фактов и документов о возникновении христианского православия и жизни святых людей. К тысячелетию Крещения Руси Григорий подготовил огромное количество фильмов религиозно-просветительского плана, где сам выступал и как автор, и как консультант. Таким образом, в атеистической жизни советских граждан набирает оборот новый виток, ведущий к познанию истинных канонов христианского православия. И в это же время будущий архимандрит занимается переизданием Древнего Патерика и других святоотеческих книг.

Принятие монашества

Летом 1991 года Григорий Шевкунов принимает монашество в Донском монастыре города Москвы, где его и окрестили Тихоном. В период своего служения в монастыре он принимает участие в обретении мощей святителя Тихона, которые были погребены в Донском соборе в 1925 году. И вскоре становится настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря, расположившегося в зданиях древнего Обязательно стоит отметить одну особенность, которую имеет архимандрит Тихон (Шевкунов): где служит он, там всегда чувствуется его истинное предназначение и твердость убеждений.

Жизнь архимандрита

В 1995 году монаха посвящают в сан игумена, а в 1998 году - в сан архимандрита. Через год он становится ректором Сретенского высшего православного монастырского училища, которое потом было преобразовано в духовную семинарию. Про архимандрит Тихон (Шевкунов) всегда говорит с большой любовью и благодарностью.

Дальше вместе с братией с 1998 по 2001 год он неоднократно посещает Чеченскую республику, куда привозит гуманитарную помощь. А также активно принимает участие в воссоединительном процессе Русской Православной Церкви (РПЦ) с Русской Православной Церковью за границей (РПЦЗ). С 2003 по 2006 год архимандрит Тихон (Шевкунов) являлся членом комиссии по подготовке диалога и акта о каноническом обращении. Потом он получает пост секретаря Патриаршего совета по культуре и становится руководителем комиссии по взаимодействию РПЦ с музейным сообществом.

В 2011 году архимандрит Тихон - уже член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви, а также член Попечительного совета благотворительного фонда Святителя Василия Великого, академик РАЕН и постоянный член Изборского клуба.

Архимандрит обладает рядом церковных наград, в их числе Орден Дружбы за сохранение духовных и культурных ценностей, врученный ему в 2007 году. Его творческими работами можно восхищаться. А беседы с архимандритом Тихоном (Шевкуновым) всегда проходят очень живо, интересно и понятно для любого человека.

Фильм «Монастырь. Псково-Печерская обитель»

Невозможно обойти вниманием удивительную и уникальную в своем роде работу, которая носит название «Монастырь. Псково-Печерская обитель». Этот фильм Григорий Шевкунов снял в 1986 году любительской камерой, когда еще не был архимандритом Тихоном, а был всего лишь выпускником ВГИКа. По окончании вуза он ушел в Псково-Печерский монастырь, где провел 9-летнее послушничество у старца Иона (Крестьянкина) и в дальнейшем принял

Главная тема фильма посвящена Псково-Печерскому монастырю, который известен русской церкви тем, что сохранил старчество. Это единственный монастырь, который никогда не закрывался, причем даже в советское время. До 30-х годов он находился на территории Эстонии, поэтому большевики не успели его разорить, а потом наступила война. Кстати, многие старцы и служители этого монастыря были на фронте.

Много насобирал в своем архиве тогда еще будущий архимандрит Тихон (Шевкунов) фото- и видеоматериалов монастырской жизни братии. В фильме он показывает самые дорогие и значимые для сердца монаха места, одним из которых является особое чудо, созданное Богом, - пещеры, в которых за все время существования монастыря похоронено 14 тысяч человек. Когда заходишь в эти пещеры, удивляет то, что там абсолютно не чувствуется никакого запаха тления. Как только человек умирает, после трех дней этот запах появляется, но после того, как тело вносят в пещеры, он улетучивается. Этот феномен до сих пор никто не может объяснить, даже ученые. В этом чувствуется духовная особенность монастырских стен.

Любовь к Псково-Печерской братии

Поражает история жизни старца Мельхисидека, одного из самых удивительных сподвижников монастыря, о котором рассказывает Григорий Шевкунов. Вглядываясь в его глаза, понимаешь, что это настоящий аскет, духовник и молитвенник, который был на войне, после пришел в монастырь и работал токарем. Он собственными руками делал аналои, кивоты и кресты. Но однажды у него случился инсульт, и врач констатировал смерть. Но Иоан (Крестьянкин), который был духовным отцом всей братии и о котором тоже очень много писал в своих рассказах архимандрит Тихон, стал молиться за отца Мельхисидека, и чудо случилось. Через некоторое время старец ожил и заплакал. После этого он принял чин пострижения в схиму и стал еще усиленнее молиться Богу.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) позже вспоминал, что однажды сам поинтересовался у старца Мельхисидека о том, что он видел, когда был мертвым. Тот рассказал, что оказался на лугу возле рва, в котором находилось все, что он делал своими руками, - это были кивоты, аналои и кресты. А потом он почувствовал, что за ним стоит Богородица, которая сказала ему: «Мы ждали от тебя молитвы и покаяния, а ты вот что принес нам». После этого Господь опять вернул его к жизни.

В своей картине будущий архимандрит Тихон (Шевкунов) показывает и замечательного старца Феофана, который тоже был на войне и там потерял руку. Он рассказывал, что всегда выполнял приказы своего командира, но убивать людей ему, Слава Богу, не пришлось. У него есть множество наград и орденов. Теперь он - сама кротость, обаяние и любовь.

Такого рода историй в монастыре не перечесть. Когда сморишь на скромный быт и постоянную работу монахов, все кажется очень мрачным и невеселым, однако поражает их доброе отношение и забота о каждом человеке, больном или здоровом, молодом или старом. После фильма остается очень теплое и светлое чувство умиротворения и спокойствия.

Книга «Несвятые святые»

Архимандрит Тихон (Шевкунов) «Несвятые святые» посвятил великим подвижникам, с которыми ему пришлось жить и общаться в монастырях. С какой любовью и заботой он пишет обо всех, открыто, без лжи и без приукрашиваний, с юмором и добротой... Особенно трогательно описывает своего наставника Иона архимандрит Тихон (Шевкунов). «Несвятые святые» содержат рассказ о том, как к духовнику за исцелением души и тела обращалось огромное количество прихожан, и для всех он всегда находил слова успокоения, всем вселял надежды, многих молил поберечься, а некоторых предупреждал об опасностях. В советские годы он много лет провел в тюрьме и ссылках, но ничто не смогло сломить его божьей веры и радости жизни на Земле.

Фильм «Гибель империи. Византийский урок»

Документальное кино «Гибель империи» архимандрит Тихон (Шевкунов) посвятил 555-летию падения Византии и Константинополя.

Это не просто история средневековой здесь проводится абсолютно четкая параллель проблем Византии и современной России. Империи могут быть разные, а проблемы зачастую одинаковые. Что же смогло развалить такую могущественную и культурно-развитую Византию? Как оказалось, главной глобальной проблемой стала частая смена политических направленностей, отсутствие преемственности и стабильности государственной власти. Часто меняющиеся императоры начинали вести свою новую политику, которая зачастую выматывала народ и ослабляла экономику страны. В фильме автор описывает это просто блестяще, и в таком таланте надо отдать ему должное. По этому поводу есть и довольно интересные проповеди архимандрита Тихона (Шевкунова), которые он читает перед молодыми семинаристами и прихожанами.

О Путине

Как бы там ни было, но сегодня, по словам архимандрита Тихона, Россия переживает свое новое перерождение, она может даже погибнуть, вполне возможно создать мощную процветающую империю, прежде всего, империю духа и патриотизма.

С одной стороны, ей постоянно угрожает исламский терроризм, с другой - кто-то всеми силами пытается навязать ей и всему миру тотальную американскую гегемонию с их собственными законами.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) о Путине говорит так: «Тот, кто по-настоящему любит Россию, может только молиться на Владимира Владимировича, промыслом Божиим поставленного во главе России…»

27.11.2017 | Алексей Макаркин

Епископ Тихон (Шевкунов): секреты влияния

Епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) считается одним из наиболее влиятельных деятелей Русской православной церкви (РПЦ). Его называют духовником Владимира Путина – хотя доказательств именно этого статуса нет, но близость владыки Тихона к Кремлю и его политическое влияние не вызывают сомнений. Особенно много споров развернулось вокруг фигуры егорьевского архиерея в нынешнем году – его называют и конкурентом патриарха Кирилла, и идейным лидером консерваторов, и гонителем режиссера Кирилла Серебренникова.

Необычный архиерей

Стандартная биография архиерея РПЦ включает в себя получение высшего духовного образования – либо очного, либо заочного. Как правило, такая карьера начинается после школы и армии, иногда – после светского университета или института (законченного или оставленного в связи со сменой жизненных планов). Молодой человек начинает путь в церкви с непродолжительной «стажировки» в виде алтарника в храме или аналогичной должности, затем получает рекомендацию и поступает в семинарию, а высшее духовное образование получает либо очно, либо заочно, одновременно со священническим служением. Если он выбирает монашеский путь, то уже вскоре после небольшого срока послушничества он принимает постриг.

Судьба Тихона выглядит иной. Он окончил в 1982 году Всесоюзный государственный институт кинематографии (ВГИК), получив специальность киносценариста. Однако в том же году он поступил послушником в Псково-Печерский монастырь, один из двух монастырей, действовавших тогда на территории РСФСР. Приход в церковь людей из творческой интеллигенции был тогда не редкостью. Настоятель московского храма святителя Николая в Пыжах протоиерей Александр Шаргунов (наиболее известный священник из числа поддержавших в 1996 году Геннадия Зюганова, отец писателя и депутата Госдумы от КПРФ Сергея Шаргунова) закончил столичный иняз, занимался поэтическими переводами. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах (во дворе которого проходило молитвенное стояние против фильма «Матильда») протоиерей Александр Салтыков – выпускник искусствоведческого отделения истфака МГУ.

Однако послушничество Георгия (мирское имя Тихона) продолжалось почти десятилетие, но включало в себя не только пребывание в отдаленном от Москвы монастыре, но и работу в Издательском отделе Московской патриархии под руководством влиятельного тогда митрополита Питирима. Во второй половине 1980-х годов значение Издательского отдела выросло – он занимался подготовкой материалов к празднованию 1000-летия Крещения Руси, а его председатель пользовался поддержкой влиятельной Раисы Максимовны Горбачевой. Но после кончины патриарха Пимена и распада СССР влияние Питирима резко упало, через некоторое время он потерял руководство отделом из-за сложных отношений с новоизбранным патриархом Алексием II. Впрочем, к тому времени Георгий был уже пострижен в монашество с именем Тихон. Постригал его патриарх Алексий II, который стал новым его патроном.

Патриарх Алексий II в течение всего своего пребывания на посту предстоятеля РПЦ был вынужден учитывать интересы группы архиереев-«никодимовцев» - пострижеников скончавшегося в 1978 году ленинградского митрополита Никодима. К числу «никодимовцев» относятся, в частности, митрополит Ювеналий и тогдашний митрополит и нынешний патриарх Кирилл. В этих условиях Алексий сделал ставку на монашество, подозрительно относившееся к либеральным тенденциям, связанным с Ленинградской духовной академией. Большинство рукоположенных при Алексии епископов были консерваторами, сторонниками традиционного благочестия.

Этому курсу Тихон соответствовал в полной мере. Широкую известность получила его борьба с либеральным священником Георгием Кочетковым, община которого был вытеснена вначале из Сретенского монастыря, а затем и из находящегося неподалеку храма Успения в Печатниках. Монастырский комплекс был занят в 1993-1994 годах подворьем Псково-Печерского монастыря, которое возглавил Тихон. Характерно, что собор был переосвящен – таким образом Тихон демонстрировал, что не считает общину, служившую на русском языке, православной, несмотря на ее официальный канонический статус в составе РПЦ.

Храм Успения в Печатниках община отца Георгия была вынуждена покинуть в 1997 году после громкого и скандального конфликта. Как правило, этот конфликт трактуется в контексте противостояния церковных либералов и консерваторов. Это справедливо, но есть и другой, куда менее известный, аспект: отец Георгий Кочетков был учеником будущего патриарха Кирилла в Ленинградской академии. А после завершения конфликта он получил возможность служить в московском Новодевичьем монастыре – резиденции митрополита Ювеналия.

«Лубянский батюшка»

Настоятелем подворья Псково-Печерского монастыря Тихон был недолго – уже в 1995 году оно было преобразовано в самостоятельный Сретенский монастырь. Его настоятелем стал патриарх Алексий II, а Тихон имел ранг наместника. Уже вскоре началось активное развитие монастыря. В нем был создан хор, в настоящее время имеющий статус главного хора РПЦ, который ведет концертную деятельность в России и за рубежом. Организовано одно из крупнейших издательств РПЦ и крупнейший в Москве магазин православной книги. В 2000 году был создан популярный среди верующих интернет-портал Православие.Ru .

В 1999 году по инициативе тогда еще архимандрита Тихона и под его руководством в монастыре было открыто Сретенское высшее православное монастырское училище. В 2001 году оно было преобразовано в духовное училище, а в 2002-м – в семинарию. Первый выпуск студентов состоялся в 2004 году – среди выпускников был и ректор Тихон. Таким крайне необычным способом он получил религиозное образование, необходимое, в частности, для занятия поста патриарха. Среди преподавателей семинарии был Ольга Васильева, в настоящее время министр образования и науки России – она вела занятия по церковной истории.

Одной из главных проблем монастырей является отсутствие во многих из них чтимых мощей святых, которым поклоняются верующие. Наличие таких мощей повышает неформальный статус монастыря и увеличивает приток паломников. Частиц реликвий для этого недостаточно – можно вспомнить историю про частичку пояса Богородицы, которая находится в одном из московских храмов, но не привлекает повышенного внимания со стороны верующих (тогда как сам пояс, привезенный в Москву, стал предметом поклонения огромного числа православных). В возобновленном Сретенском монастыре таких святынь не было.

Тогда архимандрит Тихон добился переноса в 1999 году в монастырь мощей новомученика Илариона (Троицкого), умершего в 1929 году в Ленинграде, где он находился на пути из соловецкого лагеря в среднеазиатскую ссылку. Его мощи находились в петербургском Новодевичьем монастыре, но основной период его деятельности был связан с Москвой и Московской духовной академией. Видимо, исходя из этого Алексий II благословил перенос мощей в Москву. Свою роль в решении перенести мощи именно в Сретенский монастырь могла сыграть и репутация святителя Илариона как консервативного богослова, считавшего, что христианами можно считать только верующих, принадлежащих к православной церкви. Этот тезис созвучен точке зрения владыки Тихона. Таким образом в Сретенском монастыре было заложено почитание новомучеников, которое привело к строительству освященного в 2017 году «храма на крови» в честь новомучеников и исповедников Российских.

Разумеется, такие масштабные проекты невозможно реализовать без спонсоров. Первоначально одним из них был банкир Сергей Пугачев, ранее близкий к Кремлю. Однако его банк уже давно обанкротился, а он сам оказался в эмиграции и превратился в критика российской власти. Но финансовая поддержка монастыря не уменьшилась, а даже увеличилась – строительство собора происходило уже без Пугачева. Преуспевание монастыря обусловлено многочисленными связями его наместника. В своей книге «Несвятые святые» Тихон называет своим прихожанином бывшего генпрокурора и министра юстиции, а ныне полпреда президента в Южном округе Владимира Устинова. К числу хороших знакомых Тихона относят главу «Роснефти» Игоря Сечина (на дочери которого некоторое время был женат сын Устинова). Союзником Тихона считается бывший глава ФСБ, а ныне секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. Здание ФСБ находится недалеко от Сретенского монастыря – поэтому Тихона прозвали «лубянским батюшкой».

Самым же влиятельным знакомым Тихона считается Владимир Путин. Насколько можно судить, впервые они встретились в 2000 году, когда президент посещал Псково-Печерский монастырь, где встречался со старцем Иоанном (Крестьянкиным). После этого прошел слух о том, что Тихон стал духовником Путина, однако он не подтверждается. Маловероятно, что у президента есть постоянный духовник, хотя, возможно, Путин когда-то и исповедовался Тихону. С обширными связями Тихона связывают и его аппаратные успехи. В их числе передача монастырю бывшего здания школы с углубленным изучением французского языка – Тихон публично заявлял, что школа находится на месте кладбища людей, погибших во время наполеоновского нашествия, и подчеркивал в связи с этим, что в школе говорят по-французски. А также снос нескольких зданий XIX века, на месте которых построен новый собор – протесты «Архнадзора» ни к чему не привели.

По данным телеканала «Дождь», бюджет проекта современных мультимедийных выставок «Россия - моя история», реализуемого Тихоном, составил более 10 млрд рублей. В 2018 году количество выставочных парков «Россия - моя история» достигнет 25. Деньги на строительство центров и создание экспозиций выделяются из бюджетов разных уровней, крупными компаниями (в том числе «Газпромом») и через системы госзаказа и грантов. В общей сложности на эти цели будет направлено более 10 млрд рублей. При этом самый дорогой центр после столичного в следующем году появится в Санкт-Петербурге, где из бюджета уже выделено 1,4 млрд рублей. В Москве аналогичная выставка по поручению президента Путина размещена в одном из крупнейших павильонов ВДНХ, реконструкция которого обошлась в 1,5 млрд рублей. Генеральным спонсором выставки стал «Норильский никель».

Таким образом, Тихон является одним из наиболее влиятельных церковных деятелей – его возможности сопоставимы с патриаршими, несмотря на то, что Тихон хотя и был рукоположен в 2015 году в епископы, но является лишь одним из многочисленных викариев (помощников) патриарха. Несмотря на то, что его кафедра официально находится в подмосковном Егорьевске, резиденция епископа остается в Сретенском монастыре, который он продолжает возглавлять.

Секрет успеха и проблемы

Возникает вопрос о причинах такого успеха Тихона. Дело в том, что большинство представителей высшей церковной иерархии воспринимаются государственными чиновниками как их номенклатурные коллеги. В брежневское время епископат был недоволен тем, что высокий церковный статус не позволял ему войти в состав советской элиты. Архиереи находились в зависимости от мелких чиновников, которые могли выполнить их просьбы, а могли и отказать. Это было связано с ролью церкви, считавшейся временной, отживающей аномалией в советском государстве. В постсоветское время многое изменилось. Епископы стали закономерной частью региональной элиты – их влияние и жизненный уровень резко выросли. Равно как и патриарх по определению входит в федеральную «суперэлиту», несмотря на отделение церкви от государства.

Но коллеги по элите не воспринимают таких архипастырей как духовных авторитетов – для них это нередко прагматичные хозяйственники и, несмотря на монашество, светские по типу поведения люди. Поэтому за духовным наставлением и утешением – а оно нередко нужно и сильным мира сего – они предпочитают отправляться в монастыри, чтобы прикоснуться к древней старческой традиции. Исповедоваться архиерею трудно – в отличие от простого монаха или даже настоятеля монастыря. Впрочем, Тихон теперь тоже епископ, но он сохранил прежний образ духовника, монаха, а не бюрократа - а это большое преимущество.

Но монашескую традицию можно презентовать по-разному. Преимущество Тихона как дипломированного сценариста – в том, что он делает это ярко и, как сейчас говорят, креативно, соединяя консервативную традицию с современной «оболочкой». Обычному светскому человеку трудно осилить сложные монашеские тексты, такие как пятитомное «Добротолюбие», жития святых и жизнеописания подвижников для него нередко архаичны. Другое дело – популярная, выдержавшая множество изданий книга Тихона «Несвятые святые», сборник историй, написанных не только со знанием дела, но и с литературным даром, с иронией и элементами самоиронии (что является редкостью для церкви, но свойственно современному обществу). Или простые аналогии, содержащиеся в созданном им фильме «Гибель империи. Византийский урок» – о том, как византийские элиты пошли на сговор с Западом и погубили страну, а российские чуть было не последовали этому примеру, но президент им помешал. Протоиерей Максим Козлов сказал, что этот фильм – «политическая сатира, снятая в рамках телеповествования, с ведущим, который является священнослужителем, с обращением к византийской истории в качестве субстрата для повествования о фактах истории современной».

Обращает на себя внимание еще один немаловажный аспект, объясняющий сближение Тихона с бывшими и нынешними силовиками. Для них важно выстроить непротиворечивую концепцию истории, которая бы включала в себя и дореволюционный, и советский периоды истории. Тихон предложил свой вариант, основанный на распространенном в церкви делении политиков на государственников и антигосударственников. Приоритет государственных интересов объединяет русских царей и советских деятелей, Сталин не идеализируется, но и не считается виновником всех бед ХХ века, обрушившихся на Россию. Зато концентрируется внимание на ответственности за них либералов, участвовавших в свержении монархии. Антилиберализм и антизападничество Тихона вполне соответствуют менталитету силовиков. В «Несвятых святых» нет свойственного многим церковным трудам осуждения советской власти – его место занимает отношение к ней как к реальности, с которой необходимо сосуществовать, сохраняя собственную православную идентичность.

Впрочем, неформальное политическое влияние Тихона привело к проблемам в отношениях с тремя серьезными группами интересов.

Первая – немалая часть официальной церковной иерархии, вплоть до патриарха. Там, похоже, не только испытывают ревность в отношении аппаратных возможностей Тихона, но и считают, что он имеет собственные патриаршии амбиции. С этим связана «утечка», обнародованная Алексеем Венедиктовым – о том, что Тихон намерен стать настоятелем Исаакиевского собора, затем митрополитом, а потом и патриархом (сам Тихон опроверг эту информацию). Правда, как викарный архиерей Тихон не имеет право быть избранным патриархом – согласно Уставу РПЦ, кандидат должен обладать «достаточным опытом епархиального управления». Но достаточный опыт – понятие растяжимое; в принципе, собор может признать таковым и полгода, и год (опровергая слухи о своих амбициях, Тихон сказал, что речь идет о пяти годах, но в Уставе этого нет). Видимо, именно с этим связано поручение, которое получил Тихон – разобраться с вопросом о том, являются ли «екатеринбургские останки» мощами царской семьи. Если он признает их подлинными, то вызовет раздражение многих консерваторов, которые исходят из того, что при Борисе Ельцине и Борисе Немцове было невозможно открытие настоящих мощей. Если нет, то сильно разочарует Кремль, где хотят провести перезахоронение цесаревича Алексея и великой княжны Марии уже в следующем году, к столетию расстрела царской семьи.

Вторая – либеральная часть общественного спектра, для которой Тихон – идеологический противник. Вне зависимости о степени достоверности информации о том, что епископ причастен к аресту Кирилла Серебренникова, нет сомнений в том, что именно Тихон является одним из главных оппонентов современного искусства и в целом ориентации на глобальное общество. Причем, в отличие, например, от Никиты Михалкова, сохранившим значительное аппаратное влияние.

Третья – часть представителей «нелиберальной» светской элиты, для которых Тихон может быть опасным конкурентом. Сам факт наличия фигуры, имеющей столь серьезное неформальное влияние, выглядит раздражителем для людей, находящихся на государственной службе и привыкших к определенным формализованным процедурам. Все эти факторы и способствуют сильному информационному напряжению вокруг фигуры Тихона, которое в дальнейшем может еще более усилиться.

  – ведущий эксперт Центра политических технологий

Назначение епископа Тихона (Шевкунова), имеющего славу «духовника Путина», главой Псковской митрополии взволновало и озадачило церковно-политический мир. Одни решили, что это – шаг к патриаршеству, другие – что наоборот: ссылка. Ответ стал понятен сейчас.

Епископа Егорьевского Тихона назначили в Псковскую митрополию со всем возможным пафосом – на заседании синода в имперском здании Святейшего Правительствующего Синода на Сенатской площади. Через три дня, 17 мая, патриарх Кирилл возвел его в сан митрополита.

Статус «духовника Путина», от которого владыка Тихон никогда не отказывался, но никогда его и не подтверждал, является спорным. Со второй половины 90-х он был игуменом Сретенского монастыря в Москве недалеко от Лубянки и, как считается, там свел дружбу со многими деятелями этого ведомства, в том числе Владимиром Путиным. Даже если владыка Тихон не является его духовным отцом – они хорошо знакомы, епископ часто сопровождает президента в поездках и т.д.

В какой степени внешние друзья помогают епископу Тихону двигатьcя по карьерной лестнице в церкви, а в какой – это следствие его собственных талантов, не так важно. Важно, что до недавнего момента он был наместником Сретенского монастыря (формально его главой является сам патриарх), ректором Сретенской же духовной семинарии и главой Патриаршего совета по культуре. А также викарием (то есть епископом без подведомственной территории) Московской епархии.

В околоцерковных кругах епископ Тихон традиционно рассматривается как главный конкурент патриарха Кирилла. Набожные чекисты с горячим сердцем и чистыми руками, говорят, любят его гораздо больше, чем сребролюбивого и амбициозного Кирилла. К тому же Кирилл – экуменист, целовался с папой римским, западник и модернист. Хуже того – есть подозрение, что в глубине души он считает «священство выше царства». Тихон гораздо больший традиционалист, никакими скандалами не запятнан, учился во ВГИКе и, говорят, очень располагает к себе в общении.

Поэтому рукоположение Тихона в епископы в 2015 году многие восприняли как шаг к патриаршему престолу. 2,5 года он был викарием и теперь, наконец, возглавил Псковскую митрополию. Это – второй шаг, так как патриархом может быть избран только епископ, имеющий опыт руководства территорией. Плюс небольшое повышение статуса – с рядового епископа до митрополита.

Первое время было непонятно, что такое есть назначение владыки Тихона в Псков. Действительно подготовка в патриархи или ссылка из Москвы, которая должна уменьшить его влияние.

Однако события последних дней расставили точки над i. Митрополит Тихон снят с поста наместника Сретенского монастыря и ректора духовной семинарии. Знакомые с каноническим правом источники подтвердили «Городу 812», что юридически Тихон мог, будучи правящим архиереем Псковской митрополии, руководить и монастырем в Москве. То есть его смещение носит, скорее всего, политический характер. Видимо, патриарх Кирилл старается лишить конкурента связей с Москвой, формальных поводов появляться в столице и ходить вокруг Кремля. Теперь для него другой кремль – псковский. Правда, за Тихоном остается должность главы совета по культуре, но это совсем не то, что монастырь у Лубянки. Да и надолго ли? Кроме того, Сретенский монастырь был для митрополита Тихона важным источником доходов, которого он лишился и который вряд ли сумеет компенсировать епархиальный налог с древней, но бедной Псковской митрополии.

В этом смысле примечательна биография митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия. Он окончил Ленинградскую духовную академию, работал в Отделе внешних церковных связей, был одним из близких к патриарху Алексию II человеком – в общем, готовый кандидат в его преемники. Существует версия, что именно следствием конкуренции между ним и тогдашним главой Отдела внешних церковных связей митрополитом Смоленским Кириллом (Гундяевым) стали события, вошедшие в историю как «Табачный скандал». В 1997 году «Московский комсомолец» опубликовал серию статей, в которых рассказывал, как РПЦ зарабатывала на беспошлинном ввозе в страну табака и алкоголя. Газета называла Кирилла, который, по ее версии, стоял за этими событиями, «табачным митрополитом».

В 2003 году, когда состояние здоровья Алексия ухудшилось и подготовка к битве за патриаршество вступила в решительную фазу, Мефодий был снят со всех своих постов и отправлен окормлять православных Казахстана. Патриаршее кресло, впрочем, освободилось только в 2009 году, и лишь через год после этого Мефодию удалось вернуться на родину, в Пермскую епархию, где он и пребывает по сию пору.

Однако источник силы Тихона – во внешнем мире, и аппаратное поражение внутри РПЦ не может существенно его ослабить. И помешать ему появляться в столице патриарх не сможет (это только рядовому священнику епископ может запретить отлучаться с территории епархии). Поэтому, возможно, ссылая Тихона в Псков, патриарх Кирилл поступает и по-христиански, но явно не в соответствии с правилами борьбы за власть. Которые гласят, что лучше вообще не нападать на врага, чем оставлять его недобитым.

Впрочем, сам митрополит Тихон сразу же приступил к работе на новом месте, то есть отнесся к своему назначению не как к досадной формальности, отвлекающей его от важных дел в Москве, а как к серьезному занятию на продолжительное время. Он уже снял настоятеля главного храма Пскова – кафедрального Свято-Троицкого собора, стоящего в центре Псковского кремля. А наместник исторического Псково-Печорского сам написал заявление по состоянию здоровья.

Станислав Волков