Немецкая куртуазная литература: "Бедный Генрих" (Гартман фон Ауэ).

Гартман фон Ауэ. Манесский кодекс. Ок. 1300 ГАРТМАН фон АУЭ [ Hartman von Owe, Ouwe, ок. 1170--1210] -- знаменитый эпический и лирический поэт немецкого средневековья, старший современник Вольфрама фон Эшенбах (см.) и Готтфрида Страсбургского (см.) . Последний в "Тристане", оплакивая кончину Г., восхваляет его творчество как высший образец куртуазного стиля, противопоставляя его ясность и изящную легкость темноте "диких сказаний" Вольфрама фон Эшенбах. Действительно, в своей жизни и поэзии Г. -- яркий выразитель идеологии служилого рыцарства времен расцвета феодальной культуры. Швабский дворянин, вассал владетеля замка Ауэ, участник крестовых походов, во время которых тесное соприкосновение рыцарства различных национальностей способствовало развитию классовой культуры и обмену ее ценностями, благодаря своему пребыванию во Фландрии ознакомившийся с более совершенными, чем немецкие, формами феодальной культуры фламандского и французского рыцарства, -- Г. в своих произведениях соединяет идеал светской куртуазии, "вежества", с мотивами христианского "отречения и покаяния". В его лирике наряду с превосходными образцами куртуазной любовной песни представлены и "крестовые песни" (Kreuzlieder), характерные для настроения первых крестоносцев. В своих ранних эпических произведениях Г. переносит в немецкую литературу тематику и формы романов артуровского цикла, пересказывая куртуазные эпопеи Кретьена де Труа (см.) -- "Erec" (Эрек) и "Iwein" (Ивейн). Сильнее и глубже, чем его прототип, выдвигает он основную идею рыцарского долга -- преодоление личного счастья во имя "чести", большее место занимает у него анализ переживаний героев; в этом отношении он является предшественником Готтфрида Страсбургского. Мотив отречения, приобретающего религиозную окраску, выступает ярче в позднейших, более оригинальных произведениях Г.: небольшой стихотворной повести о "Столпнике Григории" (Gregorius von Steine) -- эпической переработке христианского варианта легенды об Эдипе -- и наиболее известном произведении Г. -- стихотворной повести о "Бедном Генрихе" (Der arme Heinrich), -- не раз вдохновлявшей поэтов романтизма и символизма ("Бедный Гейнрих" Гауптмана). Характерно для идеологии средневекового рыцаря-крестоносца, что и в этой трогательной истории о молодой крестьянке, готовой исцелить своей невинной кровью пораженного проказой господина, на первое место выдвигается не мотив жертвенной любви, а мотив долга вассала по отношению к сеньору; юная героиня произносит длинные поучительные речи о тщете земной жизни и сладости отречения. Дидактический элемент вообще настолько сильно проникает это произведение, что делает его художественно трудно восприемлемым. В области формы Г. как мастер стиха значительно превосходит своего предшественника -- фламандца Гейнриха фон Фельдеке (см.) : по богатству рифмы, легкости ритма и ясности изложения Г. превосходит только Готтфрид Страсбургский.

Библиография:

I. Erec, изд. Haupt, 1839; нем. перев. Fistes, 1851; Iwein, изд. Lachmann, 1827, нем. перев. Baudissin, 1845; Gregorius, изд. H. Paul, 1873, нем. перев. Reclam"s Universal Bibliothek, N 1887; Der arme Heinrich, изд. H. Paul, 1882, нем. перев. Recl. Un. Bibl., N 456; Лирика -- Des Minnesanges Frühling, посл. изд. 1920; Собр. сочин., изд. Bech, 1867. II. Schreier, Untersuchungen über das Leben und die Dichtungen Hartman von Aue, 1874; Lippold, Ueber die Quelle des Gregorius Hartman von Aue, Lpz., 1869; Settegasti, Hartmans "Iwein", vergliechen mit seiner französischen Quelle, Marb., 1873; Kassel P., Die Symbolik des Blutes und der "Arme Heinrich" des Hartman von Aue, Berlin, 1882; Piquet, Etude sur Hartman d"Aue, 1898.



Гартман фон Ауэ

Гартман фон Ауэ

ГАРТМАН фон АУЭ (Hartman von Owe, Ouwe, ок. 1170-1210) - знаменитый эпический и лирический поэт немецкого средневековья, старший современник Вольфрама фон Эшенбах (см.) и Готтфрида Страсбургского (см.). Последний в «Тристане», оплакивая кончину Г., восхваляет его творчество как высший образец куртуазного стиля, противопоставляя его ясность и изящную легкость темноте «диких сказаний» Вольфрама фон Эшенбах.
Действительно, в своей жизни и поэзии Г. - яркий выразитель идеологии служилого рыцарства времен расцвета феодальной культуры. Швабский дворянин, вассал владетеля замка Ауэ, участник крестовых походов, во время которых тесное соприкосновение рыцарства различных национальностей способствовало развитию классовой культуры и обмену ее ценностями, благодаря своему пребыванию во Фландрии ознакомившийся с более совершенными, чем немецкие, формами феодальной культуры фламандского и французского рыцарства, - Г. в своих произведениях соединяет идеал светской куртуазии, «вежества», с мотивами христианского «отречения и покаяния».
В его лирике наряду с превосходными образцами куртуазной любовной песни представлены и «крестовые песни» (Kreuzlieder), характерные для настроения первых крестоносцев. В своих ранних эпических произведениях Г. переносит в немецкую литературу тематику и формы романов артуровского цикла, пересказывая куртуазные эпопеи Кретьена де Труа (см.) - «Erec» (Эрек) и «Iwein» (Ивейн). Сильнее и глубже, чем его прототип, выдвигает он основную идею рыцарского долга - преодоление личного счастья во имя «чести», большее место занимает у него анализ переживаний героев; в этом отношении он является предшественником Готтфрида Страсбургского. Мотив отречения, приобретающего религиозную окраску, выступает ярче в позднейших, более оригинальных произведениях Г.: небольшой стихотворной повести о «Столпнике Григории» (Gregorius von Steine) - эпической переработке христианского варианта легенды об Эдипе - и наиболее известном произведении Г. - стихотворной повести о «Бедном Генрихе» (Der arme Heinrich), - не раз вдохновлявшей поэтов романтизма и символизма («Бедный Гейнрих» Гауптмана). Характерно для идеологии средневекового рыцаря-крестоносца, что и в этой трогательной истории о молодой крестьянке, готовой исцелить своей невинной кровью пораженного проказой господина, на первое место выдвигается не мотив жертвенной любви, а мотив долга вассала по отношению к сеньору; юная героиня произносит длинные поучительные речи о тщете земной жизни и сладости отречения. Дидактический элемент вообще настолько сильно проникает это произведение, что делает его художественно трудно восприемлемым.
В области формы Г. как мастер стиха значительно превосходит своего предшественника - фламандца Гейнриха фон Фельдеке (см.): по богатству рифмы, легкости ритма и ясности изложения Г. превосходит только Готтфрид Страсбургский.Библиография:

I. Erec, изд. Haupt, 1839; нем. перев. Fistes, 1851; Iwein, изд. Lachmann, 1827, нем. перев. Baudissin, 1845; Gregorius, изд. H. Paul, 1873, нем. перев. Reclam’s Universal Bibliothek, № 1887; Der arme Heinrich, изд. H. Paul, 1882, нем. перев. Recl. Un. Bibl., № 456; Лирика - Des Minnesanges Fruhling, посл. изд. 1920; Собр. сочин., изд. Bech, 1867.

II. Schreier, Untersuchungen uber das Leben und die Dichtungen Hartman von Aue, 1874; Lippold, Ueber die Quelle des Gregorius Hartman von Aue, Lpz., 1869; Settegasti, Hartmans «Iwein», vergliechen mit seiner franzosischen Quelle, Marb., 1873; Kassel P., Die Symbolik des Blutes und der «Arme Heinrich» des Hartman von Aue, Berlin, 1882; Piquet, Etude sur Hartman d’Aue, 1898.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Га́ртман фон а́уэ

(hartmann von aue) (ок. 1170, Швабия – 1215), немецкий поэт, писал на средневерхненемецком языке, был рыцарем, возможно, участвовал в Крестовом походе. В романах «Эрек» (ок. 1190) и «Ивейн» (ок. 1200) впервые в немецкой литературе использовал круг сюжетов о рыцарях Круглого стола и короле Артуре. Это переложения французских куртуазных романов Кретьена де Труа, но по мысли и форме они обладают самостоятельной ценностью, поскольку Гартман выступает скорее как моралист и просветитель. Роман «Григориус» (ок. 1195) – переработка легенды о папе Григории, «невольном грешнике», очистившемся от грехов отшельническим подвигом. Полностью оригинальное и самое знаменитое произведение Гартмана – роман «Бедный Генрих». Рыцарь Генрих, заболев проказой, может излечиться только кровью невинной девушки. Дочь крестьянина, приютившего больного, хочет помочь Генриху и готова умереть. Уговоры родителей и врача не помогают, девушка горит желанием пожертвовать собой. Потрясённый Генрих в последнее мгновение, когда врач уже точит нож, отказывается принять жертву:

О, как же ты глуп! – сказал он себе…


Да сам ли ведал ты, что творил?


Смерть её будет лишней,


Ибо всё решает Всевышний!


Исцелит – ликуй, не простит – страдай.


Только девушке умереть не дай.


(Перевод Л. В. Гинзбурга)
Исцелённый чудесным образом, Генрих осознал, что испытание было послано ему в наказание за гордыню, он начинает новую, достойную жизнь и женится на своей спасительнице. Куртуазная тема любви приобретает здесь религиозную подоплёку и изображается с необычайной психологической утончённостью. Девушка стремится стать мученицей и попасть на небеса, но Генрих исцеляется потому, что готов принять волю Божью.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .


Смотреть что такое "Гартман фон Ауэ" в других словарях:

    Гартман фон Ауэ. Манесский кодекс. Ок. 1300 Гартман фон Ауэ (нем. Hartman von Owe, Ouwe, современное написание Hartmann von Aue, ок. 1170 … Википедия

    - (Hartmann von Aue) (ок. 1168 после 1210) немецкий поэт миннезингер. Стихотворные эпосы Эрек (ок. 1185) и Ивейн (после 1200; см. Артуровские легенды); стихотворная повесть Бедный Генрих (ок. 1195) … Большой Энциклопедический словарь

    - (Hartmann von Aue) (около 1168 после 1210), немецкий поэт миннезингер. Стихотворные эпосы «Эрек» (около 1185) и «Ивейн» (после 1200; см. Артуровские легенды); стихотворная повесть «Бедный Генрих» (около 1195). * * * ГАРТМАН ФОН АУЭ ГАРТМАН ФОН… … Энциклопедический словарь

    ГАРТМАН фон АУЭ - ГАРТМАН фон АУЭ, Хартман фон Ауэ (Hartmann von Aue) (ок. 1170 — после 1210), немецкий поэт миннезингер. Рыцарские ром. «Эрек» (ок. 1185) и «Ивейн» (после 1200), принадлежащие к циклу романов о короле Артуре или романов Круглого стола,… … Литературный энциклопедический словарь

    Гартман фон Ауэ - (ок. 1170 1210) нем. поэт миннезингер, швабский рыцарь, вассал владетеля замка Ауэ, участник крестовых походов. Перевел на нем. язык два романа Кретьена де Труа, из цикла романов о короле бриттов Артуре, дав им те же названия «Эрек» (ок.1190) и… … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

КРАТКИЙ ПЕРЕСКАЗ

(1-28)
Вступление: имя и описание автора - его манера писать - его причины написания романа: 1) чтобы принести удовольствие друзьям, 2) чтобы восславить Бога. Просьба, чтобы все, услышавшие историю, помолились за автора.

(29-74)
Сюжет поэмы: Генрих, рыцарь из Ауэ в Швабии - его высокое происхождение и рыцарские качества.

(75-162)
Гордыня Генриха ведет к его падению: а) 75-96 предупреждение против гордыни - пример Абсалона, б) 97-111 сравнение со свечкой и цветком, в) 112-162 за гордыню Генрих наказан проказой.

(163-232)
Генрих пытается найти средство от болезни. Он едет в Монпелье, но безрезультатно; затем в Салерно, где ему говорят, что он вылечится только кровью чистой девушки.

(233-266)
Генрих оставляет всякую надежду, раздает свое имущество и уходит жить в лесной хижине.

(267-294)
Хозяин хижины - крестьянин - заботится о Генрихе, помня о его былой доброте к нему.

(295-314)
Описание семьи крестьянина, особенно его восьмилетней дочери.

(315-348)
Преданность ребенка Генриху и его доброта и интерес к ней.

(349-377)
Крестьянин и его семья беспокоятся о приближающейся смерти Генриха и однажды спрашивают его, возможно ли какое-то средство от болезни.

(378-458)
Генрих рассказывает свою историю.

(459-1048 )
Дочь крестьянина рашает пожертвовать собой ради спасения Генриха, и после долгих споров убеждает своих родителей и Генриха разрешить ей самопожертвование, так как это воля Бога. Всем будет хорошо: Генрих вылечится и будет покровительствовать ее родителям, а сама она отправится прямо на небо.

(1049-1170)
ПутешествиеГенриха и девушки в Салерно. Врач предупреждает ее, что, если ее запугали или если она не знает последствия ее самопожертвования, ее жертва будет напрасной. Девушка убеждает его, что она идет по своей воле и знает, что случится потом.

(1171-1196 )
Врач собирается принести девушку в жертву. Торопясь, она срывает с себя одежду.

(1197-1256)
Врач точит нож. Генрих, слыша этот звук, смотрит в щель в стене, видит красоту девушки, раскаивается в том, что согласился на ее смерть и решает умереть сам.

(1257-1280 )
Генрих стучит в стену и требует отпустить девушку.

(1281-1352 )
Девушка выражает свое горе и негодование. Генрих, как и следует рыцарю, вежливо выслушивает ее упреки и они возвращаются домой.

(1353-1386 )
Бог награждает Генриха за его поступок исцелением от болезни. Генрих приглашает своих друзей отпраздновать это.

(1387-1418)
Все в Швабии радостно встречают Генриха и девушку, особенно ее родители.

(1419-1436)
Генрих получает так много подарков, что становится богаче, чем до болезни, но оставляет все богатство Богу.

(1437-1450 )
Крестьяне получают лесную хижину в собственное владение; с девушкой обращаются, как с благородной дамой.

(1451-1520)
Советники Генриха советуют ему жениться. Так как они не могут сойтись в мнении насчет невесты, Генрих объявляет, что женится на девушке, спасшей его. Все радуются этому выбору. После долгой и счастливой жизни супруги попадают в рай.

Гартман фон Ауэ - знаменитый эпический и лирический поэт немецкого средневековья, старший современник Вольфрама фон Эшенбах (см.) и Готтфрида Страсбургского (см.). Последний в "Тристане", оплакивая кончину Г., восхваляет его творчество как высший образец куртуазного стиля, противопоставляя его ясность и изящную легкость темноте "диких сказаний" Вольфрама фон Эшенбах.

Действительно, в своей жизни и поэзии Г. - яркий выразитель идеологии служилого рыцарства времен расцвета феодальной культуры. Швабский дворянин, вассал владетеля замка Ауэ, участник крестовых походов, во время которых тесное соприкосновение рыцарства различных национальностей способствовало развитию классовой культуры и обмену ее ценностями, благодаря своему пребыванию во Фландрии ознакомившийся с более совершенными, чем немецкие, формами феодальной культуры фламандского и французского рыцарства, - Г. в своих произведениях соединяет идеал светской куртуазии, "вежества", с мотивами христианского "отречения и покаяния".

В его лирике наряду с превосходными образцами куртуазной любовной песни представлены и "крестовые песни" (Kreuzlieder), характерные для настроения первых крестоносцев. В своих ранних эпических произведениях Г. переносит в немецкую литературу тематику и формы романов артуровского цикла, пересказывая куртуазные эпопеи Кретьена де Труа (см.) - "Егес" (Эрек) и "Iwein" (Ивейн). Сильнее и глубже, чем его прототип, выдвигает он основную идею рыцарского долга - преодоление личного счастья во имя "чести", большее место занимает у него анализ переживаний героев; в этом отношении он является предшественником Готтфрида Страсбургского. Мотив отречения, приобретающего религиозную окраску, выступает ярче в позднейших, более оригинальных произведениях Г.: небольшой стихотворной повести о "Столпнике Григории" (Gregorius von Steine) - эпической переработке христианского варианта легенды об Эдипе - и наиболее известном произведении Г.- стихотворной повести о "Бедном Генрихе" (Der arme Heinrich), - не раз вдохновлявшей поэтов романтизма и символизма ("Бедный Гейнрих" Гауптмана). Характерно для идеологии средневекового рыцаря-крестоносца, что и в этой трогательной истории о молодой крестьянке, готовой исцелить своей невинной кровью пораженного проказой господина, на первое место выдвигается не мотив жертвенной любви, а мотив долга вассала по отношению к сеньору; юная героиня произносит длинные поучительные речи о тщете земной жизни и сладости отречения. Дидактический элемент вообще настолько сильно проникает это произведение, что делает его художественно трудно восприемлемым.

В области формы Г. как мастер стиха значительно превосходит своего предшественника - фламандца Гейнриха фон Фельдеке (см.): по богатству рифмы, легкости ритма и ясности изложения Г. превосходит только Готтфрид Страсбургский.

Библиография: I . Егес, изд. Haupt, 1839; нем. перев. Fistes, 1851; Iwein", изд. Lachmann, 1827, нем. перев. Baudissin, 1845; Gregorius, изд. Н. Paul, 1873, нем. перев. Eeelam"s Universal Bibliothek, № 1887; Der arme Heinrich, изд. H. Paul, 1882, нем. перев. Reel. Un. Bibl., № 456; Лирика - Des Minnesanges Fruhling, поел. изд. 1920; Собр. сочин., изд. Bech, 1867.

II. Sсhreier, Untersuchungen ttber das Leben und die Diehtungen Hartman von Aue, 1874; Lippоld, Ueber die Quelle des Gregorius Hartman von Aue, Lpz., 1869; Sellegasti, Hartmans "Iwein", vergliechen mit seiner franzosischen Quelle, Marb., 1873; Кassel P., Die Symbolik des Blutes und der "Arme Heinrich" des Hartman von Aue, Berlin. 1882; Piquet, Etude sur Hartman d"Aue, 1898.