Петух. Тотемическое и символическое значение

В этой статье вы узнаете:

Петух по фен-шуй играет несколько ролей: воплощает мужское начало, служит активатором успеха и богатства, ставит заслон негативной энергетике. Правильно подобранное и расположенное изображение птицы нормализует жизненные потоки Ци, поэтому владелец такой фигурки восстановит силы и притянет успех и денежный капитал.

Петух – символ элемента Янь – представляет собой активную мужскую энергию и наделен множеством достоинств. Этот амбициозный знак поможет многого добиться в социальной и финансовой сфере, защитит от неприятностей и недоброжелателей, убережет от измен и предательства.

Значение петуха в учении фен-шуй

Согласно китайским представлениям, петух – птица солнца и небесного огня, проводник солнечной энергии. Птица воплощает собой 5 добродетелей: смелость, надежность, защита слабых, достоинство на войне и благородство в мирное время. В китайском языке слова «петух» и «удача» звучат одинаково.

В разных жизненных начинаниях сможет помочь петух: по фен-шуй значение этого символа многогранно. Храбрость и сила пернатого подтолкнет к покорению карьерных высот и приумножению дохода, станет магнитом для удачи и славы. Образ птицы поможет сохранить верность второй половины. Покровительство знака защитит от физического вреда (воровство, пожар) и морального ущерба (сглаз, злословие, недоброжелательство).

Петух поможет приобрести удачу, богатство, карьерный рост; воплощение мужского начала и активной энергии ян поставит преграду негативу извне, обережные свойства смогут защитить дом от злоумышленников .

Статуэтка петуха представляет собой художественно выполненную копию птицы с отличительными чертами своего вида: гордый уверенный вид, шикарное оперение и хвост, мясистый гребень.

Лучше выбирать статуэтку из природных материалов. Правильно подобранная фигурка поможет раскрыть то воплощение петуха, которое привлечет нужную энергию для реализации целей.

Талисман из металла привлечет богатство. Металлический сувенир притянет денежные поступления, поможет развить лидерские качества и предприимчивость, станет покровителем бизнеса. Энергетика денег усилится в сочетании с другими атрибутами изобилия: петух, сидящий на горсти монет, дополнительно пополнит бюджет.

Фигурка из керамики, фарфора или хрусталя усиливает защитные свойства символов. Такой вариант убережет от негативного воздействия извне: защитит дом от людей с недобрыми намерениями, в семье отвадит разлучников и предотвратит измену, на работе убережет от конкурентов в делах и злословия коллег.

Деревянный символ птицы создаст положительную атмосферу в доме, принесет уют, спокойствие и покой. Владелец талисмана из дерева почувствует также благоприятное влияние на организм и психику. Петух поможет восстановить силы, очиститься от негативной энергии, обрести гармонию.

Куда поставить статуэтку петуха

Художественное изображение петуха может не только стать дополнением декора вашего дома , но и при правильном расположении притянуть благополучие, активировать положительную энергию.

Юг по фен-шуй – зона Славы . Если петух расположен в южной части помещения , владелец фигурки может рассчитывать на достижение известности и почета, приобретение хорошей репутации и общественного признания, повышение социального статуса. Статуэтку птицы лучше выбирать красного цвета: это усилит действие талисмана в достижении амбициозных целей.

Юго-восточный сектор жилья отвечает за достижение богатства, накопление капитала. Размещение символа в этой части дома поможет реализовать желания, связанные с деньгами. Чтобы увеличить возможности крылатого покровителя в финансовой сфере, подберите статуэтку из металла.

Петух – сильный оберег. Наиболее полно качества защитника раскроются, если поставить фигурку у входа в дом. Расположенный там фен-шуй-помощник оградит от людей с враждебными намерениями, пожара, сглаза и других неблагоприятных воздействий извне.

Защитные свойства используются и для предотвращения вмешательства третьей стороны в личную жизнь и дела. Фигурка на рабочем столе оградит от зависти коллег и интриг конкурентов. Стоящая же дома в шкафу или комоде статуэтка предотвратит возможную измену, сохранит преданность супругов. Для усиления защитных свойств фигурка птицы может располагаться по обе стороны дверцы шкафа.

Не стоит ставить статуэтку рядом с фениксом или драконом: конфликт энергий нейтрализует благотворное влияние этих символов.

Подходит ли амулет в качестве подарка

Фен-шуй-фигурка в подарок – это не только материальное подношение, но и пожелание соответствующих качеств одариваемому. Талисман в виде петуха символизирует накопление богатства , защиту от недоброжелателей, сильную мужскую энергетику. Выбор этой статуэтки позволит образно выразить пожелания денег и благополучия.

Подаренная фигурка птицы несет несколько смыслов: это и деталь интерьера, которая украсит дом, и активатор положительной энергии, приносящий владельцу защиту и богатство, и материальное воплощение добрых пожеланий.

Петух – символ Франции

На территории Бельгии, Франции и части Италии в прошлом проживали племена кельтов. Они соседствовали с римлянами, иногда мирно, иногда нет. Римляне называли кельтов галлами, по-римски – «галлус». Территория проживания этих племен называлась Галлией, и 6 веков она оставалась частью римской империи, одной из провинций. Огромные просторы способствовали процветанию этого народа, который, согласно римским описаниям, был довольно примечательным, необычным.

Так, среднестатистический кельт – это высокий светловолосый человек , рыжий или беловолосый, с красивой бородой. В традициях этого народа была одна особенность – прически укладывались высоко, тем самым напоминая петушиные гребни. Захватывая Галлию, римские войска встречали именно таких противников, которые удивляли своим внешним видом.

: римляне, особенно солдаты, длинных бород не носили, волосы тоже стригли коротко. Внешний вид нового противника наверняка производил на них сильное впечатление.


«Галлус» по-римски – не только галл, но и петух . Это прозвище кельты получили то ли за свои специфические прически, то ли за характер. Они давали хороший отпор даже обученным римским легионерам, были отличными воинами. Хотя воинственность и боевые успехи римляне едва ли стали бы подчеркивать, скорее они высмеивали таким образом своего врага, считая прически и внешность кельтов комичными. Римляне были известны своим пренебрежением к другим народам, особенно к варварским, ставя собственную цивилизацию превыше других.

Материалы по теме:

Почему ёлка символ Нового Года

Почему именно французы – галлы?


Петух как символ огня

Именно французы считают себя потомками древних кельтов. А считая себя потомками галлов, они берут себе и этот символ – петуха, который является сегодня негласным гербом страны. Разумеется, что странных причесок уже давно никто не носит, а символику петуха используют не в насмешку, а с гордостью. Для французов петух очень символичен, с ним связано немало мифов и поверий – как и у кельтов в древние времена. Кельты почитали петуха, он занимал важное место в старинных верованиях. Это существо стало для них символом света и восхода, нового солнечного дня, рассвета. Птица могла рассеивать тьму и отгонять зло, изгонять призраков, вредоносных духов. Кроме того, петух символизировал и огонь.

Петух в современном восприятии французов


Несмотря на то, что современные французы в большинстве своем не беловолосые, не носят странных причесок, кое-что определенно роднит их с предками. Французский характер – яркий, динамичный, живой, в то время как большинство соседних народов обладает куда более сдержанным нравом. Он один в один схож с кельтскими нравами, которые хорошо символизирует петух. Французы обладают решительностью и смелостью, отличаются даже склонностью к дракам, но при этом обворожительны, статны и галантны. Их харизма не сравнима с соседними народами.

И др.), существенно шире. Петух не только возвещает о начале дня (во многих традициях он выступает как глашатай солнца, света, ср. франц. название Петуха, букв. «поющий рассвет»), но и является проводником солнца как в его годовом, так и суточ-ном циклах. В Китае Петух «сопровождает» солнце на его пути через десятый «дом» китайского зодиака (Козерог) и через пятый - седьмой часы пополудни. У древних евреев Петух - символ третьей стражи ночи - от полночи до рассвета. Петух так же бдителен и всевидящ, как и солнце. Отсюда широкое использование Петуха в гаданиях, предсказаниях погоды в Древнем Риме. Изображение Петуха-стража помещали на крышах домов, шестах, шпилях, флю-герах, а также на ларцах, сундуках, реликвариях. В Китае красный Петух изображается на стенах дома как талисман против огня. Мотив Петуха, разгоняющего своим криком нечистую силу и отпугивающего мертвецов, образует кульминацию в особом типе сказок, постоянен в быличках. Но Петух не только связан с солнцем, подобен ему: он сам земной образ, зооморфная трансформация небесного огня - солнца. С Петухом связывается и символика воскресения из мёртвых, вечного возрождения жизни. В этом контексте возможно объяснение изображения Петуха, помещаемого иногда на могилах, на кресте, камне и т. п., нередко в чередовании с изображением солнца; ср. также символические изображения солнца в виде Петуха в круге или рассвета, иногда молнии в виде петушиного гребешка (в этом ряду стоит и обычай древних римлян жертвовать ларам петушиные гребешки). Некоторые данные позволяют соотнести жертвоприношение Петуха (в тех ритуальных традициях, где на это не существует запрета, именно Петух преимущественно используется для этой цели) с его солнечной, огненной природой. В древнерусском Слове некоего христолюбца» (окончательная редакция) осуждаются существовавшие уже после введения христианства языческие обряды, когда «... коуры ръжють; и огневи молять же ся, зову-щие его сварожичьмь» (др.-рус. куръ, «петух»). Во многих случаях отчётливо прослеживается связь между жертвоприношением Петуха и добыванием огня, его возжиганием (ср., например, латышские и русские данные о жертвоприношении Петуха для умилостивления гуменника-овинника , в ведении которого находится огонь под овином).
Подобно солнцу, Петух связан и с подземным миром. В Древней Греции Петух, несомненно, выступал и как хтоническая птица; он был посвящён Асклепию как образ целительной смерти-возрождения. Вместе с тем оказывается функционально значимым противопоставление петухов по цвету: если светлый, красный Петух связывается с солнцем, огнём, то чёрный Петух - с водой, подземным царством (ср. ритуальное зарывание Петуха в землю) и символизирует смерть, божий суд, зло. Так, Козьма Пражский в «Чешской хронике» (11-12 вв.) сообщает об обычае ходить к источникам и удушать чёрных Петухов и чёрных кур с одновременным призыванием дьявола; ещё в 19 в. удерживался обычай топить Петухов и кур в водоёмах в день святого Фейта. Известны также русский обряд принесения в жертву водяному черного Петуха, зарываемого живьём в землю, и обычай держать при водяных мельницах чёрных Петухов и других животных (напр., кошек) чёрной масти, этот цвет считался особенно любезным духу воды. Тема Петуха возникает и в связи с образом огневой птицы (с чертами дракона) Рарога (Рарашека), которая появляется на свет из яйца, снесённого чёрной курицей. Причастность Петуха и к царству жизни, света, и к царству смерти, тьмы делает этот образ способным к моделированию всего комплекса жизнь - смерть - новое рождение. Этому способствуют и мифопоэтические представления о Петухе как дважды рождённом, что, в частности, нередко подчеркивается в загадках о Петухе.: «Дважды родился, ни разу не крестился, сам пел, а умер - не отпели» и т. п. Представление о двуприродности или, по меньшей мере, парадоксальности Петуха отражено и в других загадках («Не царь, а в короне», «Гребень имею - не пользуюсь им, шпоры имею - не езжу верхом» и т. п.). Связанный с жизнью и смертью Петух символизирует плодоро-дие прежде всего в его производительном аспекте. Петух - один из ключевых символов сексуальной потенции (ср. в этой связи «петушиные» обозначения детородного члена в соотнесении с «куриными» обозначениями женского по-лового органа, а также представление о Петухе как символе похоти, существующие в ряде традиций). У южных славян, венгров и других народов жених во время свадебной церемонии нередко несёт живого Петуха или его изображение. Одним из проявлений жизненной силы Петуха является и его исключительная воинственность, нашедшая отражение в фольклоре, символике и эмблематике (в частности, в геральдике). Арабские и тюркские источники неизменно наделяют идеального военачальника храбростью Петуха. Соотнесённость качеств Петуха и человека получает известное под крепление в довольно распространён ном мотиве оборотничества Петуха. (ср.. например, Афанасьев №№ 251-252). У сванов считалось, что души муж чин и женщин после смерти соответственно переселяются в Петуха и курицу. Для некоторых индейских племен Центральной Америки П. является на гуалем, с которым таинственно связана жизнь человека; смерть петуха влекла за собой и смерть подопечного ему человека.
В Новом завете образ Петуха имеет символическое значение некой решающей грани (ср. Матф. 26, 34, 74-75; Мк 13, 35). Петух в соответствии с евангельским мотивом становится эмблемой святого Петра, знаком раскаяния (в другой трактовке Петух - посланец дьявола, искусившего Петра). Иногда образ Петуха толкуется как символ истинного проповедника Евангелия. У гностиков Петух считался образом Фронесиса, предвидения, прозорливости, бодрствования как эманаций Логоса. Петух на колонне трактовался гностиками как Петух Абраксаса . В Японии считают, что Петух подготавливает сердце благочестивого верующего к очищению и почитанию.
Представление о Петухе как символ бдительности и бодрствования духа переходит в ренессансную и барочную эмблематику (девочка с Петухом - деталь подчёркивающая воинские достоинства городской стражи в «Ночном дозоре» Рембрандта). В сельском и городском декоративно-прикладном искусстве (деревянная резьба, вышивка гончарство, обрядовое печенье и т. д. развивается и более древнее толкование образа Петуха как символа СОЛНЦА мужского начала, апотропеической жертвы, в гротескном снижении - эротического влечения. С античной басенной традицией связаны встречающиеся вплоть до 18 в. изображения Петуха нашедшего жемчужное зерно. В французскую политическую геральдику («галльский Петух») мотив переходит из мифологических представлений родо-племенного общества. В изобразительном искусстве 20 в. Петух служит воплощением национального, «галльского» начала (гобелены Ж. Люрса), агрессивной вирильности (серия «Женщина и петух» Б. Бюффе), "апокалиптических» трагедий современной" истории Петуха в произведениях Н. Гончаровой ("Мистические образы войны" 1914), югославского художника И. Генералича («Распятый петух»).

Петух, rлашатай дневноrо светила, rpoмко и радостно поющий ему хвалу при первых проблесках зари, естественным образом является эмблемой солнца, света и духовного возрождения после замоrильнoro мрака ночи. В Европе петух символизирует такие похвальные качества, как бдительность, храбрость, мужество и надежность, а в Китае к ним добавляют еще благородство и великодушие. Orpaничившись только этими значениями, мы получили бы портрет идеальноrо мужчины, если бы не высокомерие, надменность, задиристость и похотливость, также присущие нашему rолосистому reрою. Все эти rрешки, впрочем, лишь придают ero портрету больше жизни. Достaточно взrлянуть на них под друrим уrлом зрения, чтобы недостатки леrко превра-тились в достоинства: высокомерие и надменность ¬ в rордость, задиристость ¬ в воинственность, а похотливость ¬ В неотразимую мужскую ceксуальность и притяrательность.
В мифолоrии петух символизирует надежного0 бдительного стража, бесстрашного борца с силами зла и тьмы.
Солнечный воин вооружен буквально с нor до rоловы, ведь на нorax у нero ¬ острые шпоры, на rолове ¬ красный боевой шлем с rpебнем, а вместо меча ¬ разящий клювчекан. Выступая в аванrарде светоносного воинства, он, словно подбадривая себя, хлопает крыльями по бокам и издает rромкий боевой клич, заслышав который нечисть, даже не принимая боя, обращается в паническое беrство. устpaшенные призраки спешат развеяться по ветру, чумазые черти всем скопом ныряют в тихий омут, а вампиры и упыри суетливо упаковываются в rробы.
Бдительный и храбрый воин, Haдeленный к тому же редким даром предвидения, будучи вознесен на крышу, и по¬сажен на спицу или шпиль, превращается в идеальноrо часовоrо. Золотой петушок¬флюrер из пушкинской сказки исправно показывал царю Додону то опасное направление, откуда следовало ожидать «...Иль набеrа силы бранной, иль друrой беды нежданной». Петух с золотым rребнем из скандинавских мифов надежно охранял Биврест, мост-радуry, соединявший землю с чертоrами боrов.
Арес, rреческий боr войны, приходя на тайное свидание с прелестницей Афродитой, ставил на страже cвoero слуrу Алектриона, чтобы тот будил влюблен¬ных до наступления утра. Однажды Алектрион проспал, и разrневанный Арес превратил ero в петуха, справедливо полаrая, что в этом обличье нерадивый слуrа будет rораздо лучше исполнять свои обязанности. Кроме Ареса, солярная птица верой и правдой служила Аполлону, Афине, Апису, repMecy, Aсклепию и друrим античным боrам.
В китайской мифолоrии трехлапый петух с золотыми перьями, сидящий на высоком мировом дереве фусан в долине Taнry, считается символом ян ¬ мужского начала во Вселенной. Чудо¬ петух трижды кричит на всю Поднебесную: первый раз, коrда солнце совершает утреннее омовение в водах океана; второй раз коrда светило достиrает зенита, и третий раз ¬ на закате. На ero крик первым откликается золотой петух на персиковом дереве с ropы Таодушань, а затем уже их зычную песню подхватывают все прочие петухи земли. В индийских мифах aнaлоrом золотоrо петуха¬первопредка выступает «петушиный царь», управляющий хором земных петухов с верхушки волшебноrо дерева джамбу, растущеrо на cpeдинном материке Джамбудвипа.
Не все мифические петухи так уж xoроши. Совершенно безупречны лишь священная белая и золотая солнечная птицы, а вот пестрая обладает сомнитель¬ной репyrацией. Красный петух, как символ огня, довольнотаки опасен. «Пустить Kpacнoro петуха» ¬ значит устроить поджоr, а подобные деяния вряд ли соверша ются с добрыми намерениями. О черном петухе и rоворить нечеrо ¬ уже сама мрачная расцветка изобличает в нем прислужника Сатаны. Черных петухов держат в хозяйстве только ведьмы да колдуны, а rрузинские злые духи кудиани разъезжают на них верхом и творят черные дела. Даже чернокожие нerpы побаиваются черноперых кочетов, опасаясь темного чародейства с их стороны.
Ко второй rруппе неблаrонадежных относятся так называемые «кривцы» ¬ птицы, сбившиеся с пути истинноrо. Словно сойдя с ума, они начинают rолосить во все rорло в самое неподходящее
для Toro время ¬ среди бела дня или после полуночи, приводя в замешательство и людей, и духов. Таких петухов¬шизофреников суеверные хозяева немедленно пускают под нож, так как пение кривца, по их мнению, предвещает беду или чью-то смерть.
Опасны также птицы, достиrшие 7 и 9 лет. В этом преклонном возрасте петухи якобы ни с Toro ни с ceгo начинают вдрyr нести яйца. Яйца не простые, и вовсе не золотые, а попросту дрянные, таящие в себе эмбрион демоническоrо существа. Соrласно белорусским поверьям, яйцо, снесенное старым петухом, колдуны носят под мышкой с левой стороны.
Если чародей при этом умудрится не раздавить ero в течение полyrода, то из яйца вылупится змееныш¬домовой. Литовцы полаrали, что подобным образом можно вывести и приручить огненного змея Айтвараса , способноrо принести хозяину кучу денеr: При желании можно взять и продуктами. Хуже Bcero, если в роли нaседки выступит пучеrлазая болотная жаба ¬ тоrда из петушиноrо яйца вывeдется чудовищный василиск с rоловой петуха, туловищем жабы и змеиным хвостом, убивающий все живое ядом cвoero страшноrо взrляда.
В релиrии язычников петухи часто использовались в качестве жертвы. При жертвоприношении было необходимо cтporo соблюдать цветовой режим. Доб¬рым боrам жертвовали белых птиц. Дpeвние rреки, желая исцелиться от болезни, посвящали белоrо петуха Асклепию, а литовцы резали ero собрата во славу Вайжraнтaca, чтобы обеспечить боrатый ypoжай льна. rалаrону, осетинскому боry Beтра, следовало даровать только Kpacнoro петуха, а хтоническим (подземным) боraм ¬ черноrо. Побаловаться курятинкой были не прочь и злые духи, поэтому сла-вяне, пытаясь их умаслить, душили черных петухов для водяноrо, банника и прочей нечисти. Французские ведьмы Bыходили по ночам на перекресток с черным петухом под мышкой, чтобы предложить свой дар самому Люциферу .
Обряд жертвоприношения петуха ради получения боrатоrо урожая широко практиковался и в древности, и в Cpeдние века, и даже в Новое время. В Кастилии и rалисии, например, в дни масленичноrо карнавала «петушиноrо короля» подвешивали на веревке и торжественно зарубали саблей, сопровождая экзекуцию декламацией шуточных стихов. В Гepмaнии, Словакии и Болrарии петуха, считавшеrося воплощением духа хлеба, обезrлавливали серпом во время праздника жатвы. Потоки жертвенной крови несчастных птиц проливали как язычники, так и христиане, даже невзирая на то, что в этой релиrии петух символизирует солнце, свет и возрождение. Мало Toro, в христианстве петух ассоциируется с пpoпoведником, возвещающим о восходе солнца истинной веры, а первая утренняя молитва, звучавшая в католических монaстырях на заре, получила название «Gallicinium», т.е. «Пение петуха».
На Востоке отношение к петухам более последовательное и гуманное. В митраизме и маздеизме наш rерой, олицетворявший солнце, был rлавным атрибутом Сраоши , сына и посланника светлоrо Ахурамазды . О высоком статусе солнечной птицы в иранской релиrии кpaснopeчиво свидетельствует уже тот факт, что скипетры шахов и жезлы жрецов ¬ aтpaванов нередко увенчивала драrоценная фиryрка петуха.
Священным признается петух и в синтоизме. Храмовая птица пользуется здесь абсолютной свободой, добровольно выполняя при этом почетную обязанность: подобно мусульманскому муэдзину, она зычным пением созывает верующих на молитву. rлубочайшее уважение снискал у японцев уже древний предок петухов, сумевший выманить из тeмнoro гpoтa скрывавшую свой светлый лик боrиню солнца Аматэрасу ¬ rлаву синтоистскоrо пантеона и прародительницу японских императоров.
Чтят петуха и даосы, но вот в буддизме ему досталась не самая лучшая роль. Эмблема петуха, изображенная внутри дурно¬ro колеса сансары, олицетворяет собой земные плотские желания, кои и не дают человеку вырваться из замкнутой цепи перерождений, влекущей ero по пути бесконечных страданий.
Древняя иконоrрафия представляет, целую rалерею образов, так или иначе связанных с петухом. Абраксас, змееноrий rностический повелитель Heбес и времени, изображен с петушиной rоловой на человеческом теле, а даосский «великий единственный» боr Тайи, Haоборот, с человеческой rоловой на петушином туловище. Фриrийский боr молодой луны Мен в облике ребенка скачет верхом на петухе. Воинственность инду¬истскоrо боrа войны Сканда подчеркивает эмблема петуха на ero знамени. Наиболее ориrинально и даже забавно выrлядит литовский боr ветра. Вейопатис двулик, подобно римскому Янусу , и крылат, как rреческая Ника; руки ero разведены в стороны, рты широко открыты, а на rолове восседает петух.
В христианской иконоrрафии петух стал эмблемой отречения и раскаяния апостола Петра. О причине такой символики единоrласно поведали все четыре еванrелиста. Как следует из их записей, Христос открыл своему верному ученику, что в ночь после Тайной Вечери Петр ycпеет трижды отречься от Hero, «прежде, нежели пропоет петух». Так все и случилось. Коrда Христос был схвачен и дocтавлен к первосвященнику Каиафе, апостол не только троекратно отрекся от учителя, но и побожился, что не знает ero. На рассвете, коrда запел петух, Петр вспомнил о пророчестве Иисуса и залился слезами раскаяния. С тех пор петух стал ero неизменным атрибутом и постоянным укором.
Несмотря на то что блаrочестивый Beстник зари принадлежал в качестве атрибута и друrим святым ¬ fаллунусу и Витту, В христианском аллеrорическом искуссстве петух иноrда персонифицировал один из семи смертных rpexoB ¬ Похоть.
В китайской аетролоrии петух входит в дюжину духов¬символов животноrо цикла летоисчисления, именуемых в совокупности «Шиэр Чжи» «12 Земных Ветвей». Если верить восточным rороскопам, чело¬век, рожденный в rод петуха, отважен, ca¬монадеян, консервативен и всеrда режет правду¬ матку. Но вот Koro ему резать неследует, так это петухов, и от курятины придется отказаться ¬ для Hero это табу. Не стоит rневить духа¬покровителя, леrкомысленно дожидаясь Toro момента, пока жареный петух не клюнет. Преболь¬но и в самое неподходящее место.
В эмблематике Франции петух обосновался дaвным ¬дaвно. Еще древние римляне прозвали далеких предков французов «rаллами» «<петухами») за их вспыльчивый и задиристый характер. Меткое прозвище прижилось и, по¬види¬мому, даже понравилось ero обладателям, а впоследствии французский король Карл VIII (1483¬1498) утвердил изображение петуха¬rаллуса в качестве официальной rосударственной эмблемы. Heсколько веков rаллус бьт символом Франции, а в эпоху Великой французской буржуазной революции даже воцарился в rербе rосударства. Правда, ненадолrо. Haполеон Бонапарт, реставрировав монapхию, променял ero на птицу более высокoro полета ¬ на императорскоrо орла.
С тех пор рейтинr этой национальной эмблемы заметно упал. В ХХ веке rаллуса частенько изображали в виде карикатуры, высмеивая авантюризм, заносчивость, задиристость и непомерное caмомнение французских политиканов. Но в наше время ему нашлось более достойное ¬ применение ¬ петух¬rаллус неожиданно обрел себя в спорте, превратившись в эмблему Национального Олимпийского Ko¬митета Франции.
В классической rералъдике петух символизирует воинственность и храбрость. Мужество, решимость и rотовность к бою демонстрирует бодро шаrающий красный петух в историческом rербе Валлонии, а ero африканский собрат из современного rерба Кении не только Mapширует, как солдат, но еще и совершенно недвусмысленно размахивает топориком.
В российских rородских rербах они являются не воинственной, а мирной «rоворящей» эмблемой (напри¬мер, в rербе r. Петушки).

Восточный новый год не за горами, и хотя он еще не завтра, новогоднюю восточную символику мы традиционно учитываем. Самое время вспомнить символы петуха, так сказать, общемировые. Первым вспомнился галльский петух - один из традиционных символов Франции. Галлы - это кельты, которые жили на территории современной Франции. Так вот, латинское слово "gallus" обозначает и галла и петуха. Римляне называли так галлов за то, что они были поголовно рыжеволосыми, а по характеру смелыми, воинственными и гордыми. Символ дожил до наших времен и французы ничего не имеют против - французский характер ассоциируется со вспыльчивостью, отвагой и галантным отношением к дамам. Общемировое значение символа петуха - это его связь с солнцем и с отсчетом времени, а это очень по-новогоднему)

Резной петушок из аметиста, Герд Дрейер, Германия

Петух не просто возвещает о начале нового дня - он прогоняет злые силы, возвещает приход солнца, символизирует пробуждение. Петух является атрибутом Аполлона, Митры, Ахуромазды, Аматерасу, Асклепия, Ареса, Гемеса и т.д. Он также связан с божествами утренней зари. Как и солнце, петух всевидящ и бдителен - поэтому его изображение часто размещают на крышах домов, флюгерах, шпилях. И также, как солнце, петух связан с подземным миром, поэтому с петухом связана символика возрождения жизни.


Винтажная брошка

Петух - очень мужской символ, часто в древности использовался в котексте фаллической символики. Петух также символ воинственности, агрессивности, храбрости, мужества - недаром он служит символом бога войны Марса.


Петушок, брошь, перламутр, хрусталь, Трифари

В год Огненного Петуха, а 2017, начиная с 28 января, - именно такой по восточному календарю, считается, лучше всего занятся карьерой, поскольку Петух покровитетельствует лидерам, любит смелых и трудолюбивых людей, имеющих цель, не любит ленивых и не слишком церемонится с нытиками. В Фэн-шуй петух отвечает за славу, популярность, удачу и богатство. Не простой, похоже, предстоит год) пора начинать делать зарядку по утрам) Кстати, сказка Пушкина о Золотом петушке - переложение новеллы американского писатели Ирвинга "Легенда об арабском звездочете")) и она тоже о том же - не удастся царствовать лежа на боку)

И хотя "красный петух" по-русски звучит двусмысленно - речь идет всего лишь об огненной стихии. А чтобы соответствовать этому яркому огненному году - давайте двинемся вперед смело, гордо, весело и красиво!

Курочка Картье, демонстрирующаяся на выставке ювелирных украшений Картье, принадлежащих принцессе Монако Грейс, в Токио весной 2009 г.

Эрмитажные механические часы-павлин с совой и петушком)

Согласно восточному календарю, 2017 год - это год Огненного Петуха. Люди со всего мира верят, что определенный восточный знак по-разному влияет на их судьбы. Мы решили окунуться в историю и посмотреть, какую роль петух играл в жизни наших предков.

Петух в верованиях славян

И восточные, и южные славяне опасались крика петуха в неурочное время (таких петухов называли «кривци», «мамници»).
Услышавшего такой крик - например, после полуночи - может ожидать скорая смерть; возможно, петух заманивает его на улицу, чтобы причинить зло, и, чтобы отогнать птицу, требовалось выкинуть из дома горящий уголь или выстрелить в окно. Петух, поющий в ночи, может преследовать черта или домового, и при крике петуха нужно было во сне обязательно перевернуться на другой бок.

Сербы считали, что петуха нельзя держать в доме долго: он может превратиться в беса или навести на хозяина беду. Петух, проживший в доме семь лет, откладывает зловещее яйцо, из которого вылупляется маленькое нечистое существо, принимающее форму кота, искры, цыпленка или маленького человечка. Три года оно выполняет все желания хозяина, а потом забирает его душу.
Известен русский обряд принесения в жертву водяному черного петуха, зарываемого живьём в землю.

Петух в мифах коми

Для народов коми петух олицетворял шамана. Он мог проникать под землю и на небеса, управляться с космическими стихиями и посещать загробный мир. Его не брал огонь, поскольку он и сам в каком-то смысле огонь (у него огненный гребень), и поэтому увиденный на крыше петух предвещал пожар в доме. В мифах коми петух проваливается в колодец и возвращается невредимым, прогоняет нечистую силу и колдунов и поедает медведей, волков и лис. А еще петух - это символ скорого бракосочетание: выражение «утренний петух отмечает время» означало, что девушка скоро выйдет замуж.

Болгарский «день петуха»

Старинный болгарский праздник «Петльовден» («День петуха»), который празднуется 2 февраля, был когда-то днем юношеской инициации, когда мальчик становится мужчиной в глазах общины. В этот день белят стены в доме, жители деревни надевают белые одежды и закалывают специально приготовленного петуха. Петушиной кровью мажут лица мальчиков, ограду их дома, ею же проводят специальную заградительную черту между домой и улицей. В довершении всего петушиную голову сажают на забор клювом наружу, а из петуха готовят ритуальное блюдо, которое съедается родней. Иногда даже изготавливают праздничное знамя, украшенное петушиными перьями. Сейчас этот праздник превратился просто в обильный праздничный обед с курицей.

Петух-душа у индейцев

В верованиях индейцев Южной Америки петух занимает особое место. Считается, что у человека есть несколько мистических спутников - это части души, живущей отдельно от человека в каком-либо обличьи. Чем больше у человека таких духов-спутников, тем он могущественней - у сильных колдунов их может быть более десятка, и все принимают форму хищных животных или птиц. А у обычного человека такой дух-спутник может быть всего один - и чаще всего это петух: его смерть влекла за собой и смерть человека.

Петух в Древней Греции

Петух считался древними греками символом одновременно могущественным и тревожным - не случайно красный петух был связан с богом солнца Фебом, а черный приносился в жертву богу аида Гадесу. Разумеется, он был символом Солнца и огня, и поэтому с ним часто изображали солнечного бога Апполона и Зевса, олицетворявшего утреннюю зарю. Но его воинственность и красный гребень, ассоциировавшийся с кровавыми сражениями, делает его атрибутом бога войны Ареса - древние греки нередко устраивали петушиные бои, чтобы вдохновить идущий на бой воинов. С петухом связывали и символику воскрешения из мертвых - он сопровождает Персефону, которая большую часть времени проводит со своим супругом в царстве мертвых, и Асклепия, бога-целителя. Выздоравливающий должен был принести Асклепию в жертву черного петуха; Сократ перед смертью прошептал: «Критон, мы должны Асклепию петуха».

Греки верили, что петух помог Лето, матери Артемиды и Апполона, в трудных родах, поэтому петуха было принято держать при роженице, чтобы облегчить роды.

Петух в Китае

Петух - одно из двенадцати символических животных, составлявших китайский зодиак. Гребень на его голове означает литературный дар, а красный цвет соотносится с закатом и осенью. Петухов с большим гребнем особенно любили дарить чиновникам, поскольку петух (по китайски «куньчи») кукарекает (по-китайски «минь»), а «кунь-минь» значит «почет и уважение», кроме того гребень (куан) по китайски значит чиновник. В Китае почет и уважение петухам воздавалось в полной мере - даже на императорских одеяниях изображен петух (трехпалый, символизирующий Ян, мужское начало, тепло и жизнь). Из почтения петух не употребляется китайцами в пищу. Зато, на новогоднем столе центральное место может занять ароматный зеленый чай. Например, нежный и освежающий листовой чай Oriental Temple из новой коллекции чайных открытий Lipton.

Петух у буддистов

Еще одна популярная трактовка образа петуха связывает его с сексуальностью, оплодотворением и похотью. У буддистов петух вместе со свиньей и змеей стоят в центре колеса сансары, представляя чувственные желания и гордость, которые удерживают человека в круге рождения и смерти.

Петух у северных народов

Особенную роль эта птица играет у скандинавов, кельтов, германцев - северные народы считают ее могущественной и довольно зловещей птицей, посланницей ада. У скандинавов петух - птица подземного мира, его крик воскрешает героев Валгаллы для последней решающей битвы. Кельты также считали петуха посланником подземного мира: он управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности. В северогерманской мифологии петух с золотым гребнем стережет мост-радугу, ведущий к обиталищу богов.

Петушиные бои на Бали

Важнейшая для Бали традиция петушиных боев стала поводом для хрестоматийной работы антрополога Клиффорда Гирца « Глубокая игра: заметки о петушиных боях у балийцев», который заключает, что петух на Бали олицетворяет своего хозяина, и, таким образом, петушиные бои - это игровые бои между людьми, которые предотвращают реальные войны между деревнями или общинами: «Вы возбуждаете вражду и соперничество деревенских и родственных групп, но в «игровой» форме». Петух для балийца - понятная метафора самого себя, и лучший повод для примеров: язык мужской части населения Бали пропитан образами из петушиной сферы, и сравнение мужчины с петухом - наилучшее из сравнений.