Процесс управления. Понятие процесса управления

Процесс управления с содержательной стороны может выглядеть так (рис. 8.3.1.):

Методологическое содержание,

Функциональное содержание,

Экономическое содержание,

Организационное содержание,

Социальное содержание

Методологическое содержание процесса управления предполагает выделение определенных этапов, отражающих как общие черты трудовой деятельности человека, так и специфические черты управленческой деятельности Этапы характеризуют последовательность качественного изменения работ в процессе управления, являясь ступенями внутреннего развитиявоздействия в каждом акте его осуществления

Этап – это совокупность операций (действий), характеризующихся качественной определенностью и однородностью и отражающих необходимую последовательность их существования.

Процесс управления можно представить как последовательность следующих этапов

Постановки цели (целеполагание),

Оценки ситуации,

Определения проблемы,

Выработки управленческого решения.

Раскроем поэтапную последовательность процесса управления наглядно (рис. 8.3.2).

Рис. 8.3.2.

Цель –это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система. В научном определении её можно сформулировать как идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния системы. Процесс управления начинается с постановки цели воздействия. Если он является сознательно осуществляемым процессом, целенаправленным и целесообразным, он может начинаться только с уяснения, определения и постановки цели воздействия.

Ситуация – это состояние управляемой системы, оцениваемой относительно цели. Под ситуацией было бы неправильно понимать лишь отклонение от программы либо конфликтные случаи работы. Управление осуществляется независимо от того, есть отклонение или нет, конфликтна или неконфликтна обстановка. Состояние системы никогда не может быть тождественно цели, следовательно, всегда существует ситуация.

Отличие ситуации от цели, как правило, включает множество противоречий. Акт воздействия необходим для разрешения этих противоречий,для приближения состояния системы к цели. Но это возможно лишь в том случае, если мы найдём ведущее противоречие, разрешение которого поведёт за собой разрешение всех остальных.

Проблема – это ведущее противоречие ситуации и цели, на разрешение которого должно быть направлено воздействие. Без определения проблемы невозможно управленческое решение.

Управленческое решение – это нахождение путей разрешения проблемы и организационная работа по реализации решения в управляемой системе. Является заключительным этапом процесса управления, его соединением с процессом производства, импульсом воздействия управляющей системы на управляемую.


Функциональное содержание процесса управления . Оно проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Здесь можно выделить следующие этапы:

Планирование;

Организация;

Мотивация;

Контроль.

Функция руководства осуществляется по этим этапам.

Экономическое содержание процесса управления. Оно обусловлено тем, что в процессе управления находит своё выражениеиспользование ресурсов производства – от оценки их наличия до превращения в продукт. Исходя из этого экономическое содержание процесса управления можно представить как этапы использования ресурсов, движения фондов, которое осуществляется трудом в управляемой системе, но определяетсядеятельностью управляющей системы. Экономическое содержание процесса управления можно выразить в следующих этапах:

Установление экономических потребностей;

Оценка наличия ресурсов;

Распределение ресурсов;

Использование ресурсов.

Организационное содержание процесса управления. Оно проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия по этапам:

Регламентирования;

Нормирования;

Инструктирования;

Ответственности.

Каждый акт воздействия предполагает, что руководитель должен чётко сформулировать задание (что надо сделать). Это регламент, который может быть различным по продолжительности действия. Далее нужно установить их допустимые отклонения. Это нормативы. Затем определяется, как лучше выполнять задание, что использовать, чем руководствоваться и пр. Это инструктирование. Каждое задание должно предполагать указание на меру ответственности за невыполнение его или неправильное выполнение.

В многоуровневой системе управления организационное содержание процесса управления проявляется также в порядке взаимодействия различных звеньев и уровней данной системы управления. Порядок взаимодействия определяется характером конкретной цели, особенностями ситуации, что не позволяет построитьобщую схему организационного взаимодействия звеньев и ступеней системы. Она различна по каждому конкретному акту воздействия.

Социальное содержание процесса управления раскрывается ролью человека в его осуществлении. Каждый этап процесса управления предполагает непременное участие человека. При этом процесс управления требует механизации и автоматизации выполнения его операций. Наиболее приемлемыми для использования современной техники являются этапы оценки ситуации, поиска проблемы и разработки вариантов решения, т.е. те этапы, выполнение которых в значительной степени зависит от обработки информации.

Следовательно, социальное содержание процесса управления можно представить последовательностью сугубо человеческих и человеко-машинных операций. При любой степени механизации управленческого труда процесс управления начинается и заканчивается сугубо человеческой деятельностью.

ü перспективный (прогнозный, предварительный) анализ,

ü оперативный анализ,

ü текущий (ретроспективный)

ü анализ по итогам деятельности за тот или иной период.

Рисунок 1.2 Классификация видов финансового анализа

Текущий (ретроспективный) анализ базируется на бухгалтерской и статической отчётности и позволяет оценить работу объединений, предприятий и их подразделений за месяц, квартал и год нарастающим итогом.

Главная задача текущего анализа – объективная оценка результатов коммерческой деятельности, комплексное выявление имеющихся резервов, мобилизация их, достижение полного соответствия материального и морального стимулирования по результатам труда и качеству работы.

Текущий анализ осуществляется во время подведения итогов хозяйственной деятельности, результаты используются для решения проблем управления.

Особенность методики текущего анализа состоит в том, что фактические результаты деятельности оцениваются в сравнении с планом и данными предшествующего аналитического периода. В этом виде анализа имеется существенный недостаток – выявленные резервы навсегда потерянные возможности роста эффективности производства, т. к. относятся к прошлому периоду.

Текущий анализ – наиболее полный анализ финансовой деятельности, вбирающий в себя результаты оперативного анализа и служащий базой перспективного анализа.

Оперативный анализ приближён во времени к моменту совершения хозяйственных операций. Он основывается на данных первичного (бухгалтерского и статического) учёта.

Оперативный анализ представляет собой систему повседневного изучения выполнения плановых заданий с целью быстрого вмешательства в процесс производства и обеспечения эффективности функционирования предприятия.

Оперативный анализ проводят обычно по следующим группам показателей:

ü отгрузка и реализация продукции;

ü использование рабочей силы,

ü использование производственного оборудования и материальных ресурсов;

ü себестоимость;

ü прибыль и рентабельность;

ü платёжеспособность.

При оперативном анализе производится исследование натуральных показателей, в расчётах допускается относительная неточность т. к. нет завершённого процесса.

Перспективным анализом называют анализ результатов хозяйственной деятельности с целью определения их возможных значений в будущем.

Раскрывая картину будущего, перспективный анализ обеспечивает управляющему решение задач стратегического управления.

В практических методиках и исследованиях задачи перспективного анализа конкретизируются по: объектам анализа; показателям деятельности; наилучшее обоснование перспективных планов.

Перспективный анализ как разведка будущего и научно-аналитическая основа перспективного плана тесно смыкается с прогнозированием, и такой анализ называют прогнозным.

1.3. Классификация методов и приемов финансового анализа

Основу любой науки составляют ее предмет и метод.

Под методом финансового анализа понимается диалектический способ подхода к изучению финансового состояния и финансовых процессов в их становлении и развитии.

К характерным особенностям метода относятся: использование системы показателей, выявление и изменение взаимосвязи между ними.

В процессе финансового анализа применяется ряд специальных способов, приемов и используется определенный инструментарий.

Способы применения методов финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические (количественные).

Главенствующие способы, применяемые для финансово-экономического анализа – это применение количественных методов. Их классификация может быть представлена следующим образом:

· статистические методы, включающие:

ü метод статистического наблюдения – запись информации по определенным принципам и с определенными целями,

ü метод абсолютных и относительных показателей (коэффициентов),

ü метод расчета средних величин – средних арифметических простых, взвешенных, геометрических,

ü метод рядов динамики – определение абсолютного прироста, относительного прироста, темпов роста, темпов прироста,

ü метод сводки и группировки экономических показателей по определенным признакам,

ü метод сравнения – с конкурентами, с нормативами, в динамике,

ü метод индексов – влияние факторов на сравниваемые показатели,

ü метод детализации,

ü графические методы.

Наиболее простой метод - сравнение, когда финансовые показатели отчетного периода сравниваются либо с плановыми показателями, либо с показателями за предыдущий период (базисными). При сравнении показателей за разные периоды необходимо добиться их сопоставимости, т.е. показатели следует пересчитать с учетом однородности составных элементов, инфляционных процессов в экономике, методов оценки и др.

Следующий метод - группировки, когда показатели сгруппировываются и сводятся в таблицы. Это дает возможность для проведения аналитических расчетов, выявления тенденций развития отдельных явлений и их взаимосвязи, факторов, влияющих на изменение показателей.

Метод цепных подстановокили элиминированиязаключается в замене отдельного отчетного показателя базисным. При этом все остальные показатели остаются неизменными. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на совокупный финансовый показатель.

· Бухгалтерские методы, включающие:

ü метод двойной записи,

ü метод бухгалтерского баланса,

ü прочие методы.

· Экономико-математические методы, включающие:

ü методы элементарной математики,

ü классические методы математического анализа – дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление,

ü методы математической статистики – изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей,

ü эконометрические методы – статистическое оценивание параметров экономических зависимостей,

ü методы математического программирования – оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование,

ü методы исследования операций – теория игр, теория расписания, методы экономической кибернетики,

ü эвристические методы,

ü методы экономико-математического моделирования и факторного анализа.

Наиболее часто при проведении финансового анализа применяют статистические и бухгалтерские методы. В последнее время широкое распространение получило проведение факторного анализа финансово-экономических показателей предприятия, основанного на применении экономико-математических методов.

Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ, и другие вошли в круг аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа (см. рисунок 1.3.).

Тема 8

Процесс управления

В этой теме для изучающих менеджмент будут освещены следующие вопр о сы:

Понятие процесса управления;

Свойства процесса управления;

Этапы процесса управления;

Стадии процесса управления;

Роль управляющего воздействия в процессе управления;

Постоянные воздействия;

Периодические воздействия;

Понятия: «действие», «воздействие», «взаимодействие»;

Направления и типы воздействия;

Источники воздействия в процессе управления.

В предыдущей теме мы показали, что каждая из систем предприятия (как системы управления) – управляемая и управляющая – имеет свою организ а ционную структуру, которая служит формой существования процесса. Сл е довательно, каждая из названных систем имеет и свой процесс. Ранее уже шла речь о процессе у п равляемой (производственной) системы, называемом производственным, независимо от того, материальное это или духовное (н е материальное) производство, где он протекает.

Процесс управления, протекающий в управляющей системе, имеет сходство с производственным процессом и свои особенности, объясняемые природой управленческого труда. Производственный процесс направлен на пр о изводство благ и услуг, а итогом процесса управления является подготовка управляющего воздействия и решений. В этом основное различие этих пр о цессов.

8.1. Понятие процесса управления

Процесс (от лат. processus – продвижение) означает:

Последовательную смену явлений, состояний в развитии чего-нибудь;

Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата (производство продукции, подготовка решений).

Процесс управления – это совокупность целенаправленных действий руководителя и аппарата управления по согласованию совместной деятельн о сти людей для достижения целей организации.


Таблица 8.1.1.

Параметры

Процессы

Процесс управления

Производственный процесс

Предмет труда

Информация

Материал, заготовки, деталь и др.

Средства труда

Инструмент, оргтехника, вычислительная техника и др.

Оборудование, оснастка, устройства и др.

Продукт труда

Информация в преобразованном виде (решение, план, отчет)

Деталь, узел, агрегат, изделие

Исполнитель трудового процесса

Руководитель, специалист, технический исполнитель

Производственный рабочий

Стадии процесса

Целеполагание, информационная работа, аналитическая работа, выбор варианта действий (выработка решения), организационно-практическая работа

Заготовительная, обработочная, сборочная, испытательная

Составляющие процесса

Операции, процедуры

Операции

Рабочее место исполнителя трудового процесса

С широкими границами

С узкими границами

Параметры процесса управления. Все протекающие на предприятии процессы (в сфере производства и управления) прежде всего являются пр о цессами труда, поскольку и производство и управление – это совместный труд людей, совершающих целенаправленные действия по определённой программе. К параметрам (характеристикам) процесса управления можно отнести:

Предмет труда;

Средства труда;

Продукт труда;

Исполнитель трудового процесса (рис. 8.1.1.).

Рис. 8.1.1.

Общие функции выполняются во всех без исключения организациях с вещественным и духовным производством. Формирование конкретных функций зависит, как известно, от специфики производственной системы, сфер деятельности предприятия. Поэтому перечень конкретных функций может быть как угодно малым и как угодно большим в зависимости от ра з мера организации и масштаба её производства.

На каждом конкретном предприятии в процессе управления задействов а ны все общие и конкретные функции для подготовки управляющего возде й ствия, подготовки, принятия и реализации решений.

8.2. Общая характеристика процесса управления

Процесс управления – это деятельность субъекта управления по согласованию совместного труда работающих для достижения целей организ а ции.

Как научное понятие процесс управления выступает в единстве трёх св о их сторон:

2) организации;

3) процедуросуществления (технологии управления).

1. С содержательной стороны процесс управления может быть охаракт е ризован как целенаправленное воздействие на состояние элементов, обр а зующих систему управления. Процесс этот выражает единство различных частичных процессов (технических, экономических, социальных и др.), выполняемых аппаратом управления в определённых пространственных и временных границах применительно к конкретным объектам и уровням упра в ления.

2. Организационная характеристика процесса управления выражает пространственную и временную последовательность его протекания, определя е мую циклом управления. Последний включает 1) определение целей и 2) осуществление функций управления. Важная роль в этом аспекте принадл е жит делению процесса управления по принадлежности к компонентам сист е мы управления и её уровням.

На уровне предприятия различают следующие типовые компоненты си с темы управления как объекты приложения процесса управления:

1) подсистему линейного руководства;

2) целевые подсистемы;

3) функциональные подсистемы;

4) подсистему обеспечения управления.

Подсистема линейного руководства включает всех линейных руководит е лей – от мастера до директора предприятия. Целевые подсистемы охватыв а ют:

Управление выполнением плана производства и поставок продукции;

Управление качеством продукции;

Управление ресурсами;

Управление развитием производства;

Управление социальным развитием трудового коллектива;

Управление охраной окружающей среды.

Функциональные подсистемы характеризуются специализацией упра в ленческой деятельности по выполнению соответствующих 1) конкретных и 2) специальных функций управления.

Подсистема обеспечения управления охватывает:

1) правовое обеспечение;

2) информационное обеспечение;

3) организацию и внедрение нормативного хозяйства;

4) делопроизводство;

5) оснащение предприятия техническими средствами управленческого труда.

3. С процедурой (технологической) стороны процесс управления представляет собой связь определённых его стадий и фаз, получающих своё в ы ражение и закрепление в их дальнейшем членении на виды работ, операции и дейс т вия, а также процедур, алгоритмов и т. д.

Понятие процесса управления тесно связано с категорией потенциала управления, под которым понимается совокупность располагаемых системой управления возможностей и ресурсов управления информационных, матер и альных, трудовых, финансовых, опыта и квалификации кадров, традиций управления.

8.3. Содержание процесса управления

Процесс управления с содержательной стороны может выглядеть так (рис. 8.3.1.):

Рис. 8.3.1.

Методологическое содержание,

Функциональное содержание,

Экономическое содержание,

Организационное содержание,

Социальное содержание

Методологическое содержание процесса управления предполагает выделение определенных этапов, отражающих как общие черты трудовой деятельности человека, так и специфические черты управленческой деятельн о сти Этапы характеризуют последовательность качественного изменения р а бот в процессе управления, являясь ступенями внутреннего развития возде й ствия в каждом акте его осуществления

Этап – это совокупность операций (действий), характеризующихся кач е ственной определенностью и однородностью и отражающих необходимую последовательность их существования.

Процесс управления можно представить как последовательность следу ю щих этапов:

Постановки цели (целеполагание),

Оценки ситуации,

Определения проблемы,

Выработки управленческого решения.

Раскроем поэтапную последовательность процесса управления наглядно (рис. 8.3.2).

Рис. 8.3.2.

Цель – это представление руководителя о том , какой должна быть упра в ляемая им система. В научном определении её можно сформулировать как идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния сист е мы. Процесс управления начинается с постановки цели воздействия. Если он является сознательно осуществляемым процессом, целенаправленным и ц е лесообразным, он может начинаться только с уяснения, определения и пост а новки цели воздействия.

Ситуация – это состояние управляемой системы, оцениваемой относ и тельно цели. Под ситуацией было бы неправильно понимать лишь отклон е ние от программы либо конфликтные случаи работы. Управление осущест в ляется независимо от того, есть отклонение или нет, конфликтна или неко н фликтна обстановка. Состояние системы никогда не может быть тождестве н но цели, следовательно, всегда существует ситуация.

Отличие ситуации от цели, как правило, включает множество противор е чий. Акт воздействия необходим для разрешения этих противоречий, для приближения состояния системы к цели. Но это возможно лишь в том случае, если мы найдём ведущее противоречие, разрешение которого поведёт за с о бой разрешение всех остальных.

Проблема – это ведущее противоречие ситуации и цели, на разрешение которого должно быть направлено воздействие. Без определения проблемы невозможно управленческое решение.

Управленческое решение – это нахождение путей разрешения проблемы и организационная работа по реализации решения в управляемой системе. Является заключительным этапом процесса управления, его соединением с процессом производства, импульсом воздействия управляющей системы на управляемую.

Функциональное содержание процесса управления. Оно проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации осно в ных функций управления. Здесь можно выделить следующие этапы:

Планирование;

Организация;

Мотивация;

Контроль.

Функция руководства осуществляется по этим этапам.

Экономическое содержание процесса управления . Оно обусловлено тем, что в процессе управления находит своё выражение использование ресурсов производства – от оценки их наличия до превращения в продукт. Исходя из этого экономическое содержание процесса управления можно представить как этапы использования ресурсов, движения фондов, которое осуществляе т ся трудом в управляемой системе, но определяется деятельностью упра в ляющей системы. Экономическое содержание процесса управления можно выразить в следующих этапах:

Установление экономических потребностей;

Оценка наличия ресурсов;

Распределение ресурсов;

Использование ресурсов.

Организационное содержание процесса управления. Оно проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия по этапам:

Регламентирования;

Нормирования;

Инструктирования;

Ответственности.

Каждый акт воздействия предполагает, что руководитель должен чётко сформулировать задание (что надо сделать). Это регламент, который может быть различным по продолжительности действия. Далее нужно установить их допустимые отклонения. Это нормативы. Затем определяется, как лучше выполнять задание, что использовать, чем руководствоваться и пр. Это инс т руктирование. Каждое задание должно предполагать указание на меру отве т ственности за невыполнение его или неправильное выполнение.

В многоуровневой системе управления организационное содержание пр о цесса управления проявляется также в порядке взаимодействия различных звеньев и уровней данной системы управления. Порядок взаимодействия о п ределяется характером конкретной цели, особенностями ситуации, что не позволяет построить общую схему организационного взаимодействия звен ь ев и ступеней системы. Она различна по каждому конкретному акту возде й ствия.

Социальное содержание процесса управления раскрывается ролью чел о века в его осуществлении. Каждый этап процесса управления предполагает непременное участие человека. При этом процесс управления требует мех а низации и автоматизации выполнения его операций. Наиболее приемлемыми для использования современной техники являются этапы оценки ситуации, поиска проблемы и разработки вариантов решения, т.е. те этапы, выполнение кот о рых в значительной степени зависит от обработки информации.

Следовательно, социальное содержание процесса управления можно представить последовательностью сугубо человеческих и человеко-машинных операций. При любой степени механизации управленческого тр у да процесс управления начинается и заканчивается сугубо человеческой де я тельностью.

8.4. Свойства процесса управления

Процесс управления обладает специфическими свойствами, которые о т ражают его особенности. Такими свойствами являются следующие (рис. 8.4.1.):

Рис. 8.4.1.

1. Свойство изменчивости (динамичности), наблюдаемое в постоянном изменении процесса управления по его направленности, проблематике хара к теру осуществления. Это свойство проявляется в динамичности взаимодейс т вия его различных этапов и операций. Процесс управлени е переходит с о д ной ступени системы управления на другую, осуществляется различном взаимодействии звеньев (органов) управления.

Свойство изменчивости иногда называют свойством гибкости процесса управления, имея в виду его способность переключаться на новые проблемы, новые методы управления.

Конечно, такая изменчивость имеет постоянные границы. Это отражает другое свойство процесса управления, находящееся в диалектической связи с первым.

2. Свойство устойчивости. Оно проявляется в возникновении в процессе управления и соответствующем закреплении определённых каналов его ос у ществления. Они образуют естественную структурную основу системы управления, которая закрепляется в организационных актах её стабилизации и служит систематизирующим фактором процесса управления. Благодаря данному свойству образуется система управления, представляющая собой совокупность установившихся связей процесса управления между звеньями, его осуществляющими.

3. Свойство непрерывности. Процессу управления присуще также свойс т во, отражающее важную черту его осуществления – непрерываемость пр о цесса управления, пока осуществляется процесс производства. Оно может по-разному проявляться в зависимости от уровня управления, особенностей самого производственного процесса (в единичном, серийном, массовом прои з водстве и пр.). Но сама суть н а званного свойства от этого не меняется.

4. Свойство дискретности дополняет и в определённом смысле против о стоит свойству непрерывности. Оно проявляется в том, что во внутренних своих особенностях процесс управления протекает неравномерно, вначале как бы накапливая потенциал воздействия при постановке цели, оценке с и туации, определении проблемы и далее превращаясь в импульс активной о р ганизационной работы на этапе решения. Это свойство ничего общего не имеет со штурмовщиной. Оно отражает специфику управленческой деятел ь ности и не отрицает необходимости равномерного ритма работы. Наоборот, оно требует ритмичной деятельности аппарата управления.

5. Свойство последовательности. Оно характеризует обязательную посл е довательность этапов осуществления процесса управления. Последний не может быть построен по своим этапам иначе, как цель, ситуация, проблема, решение. Каждый из этих этапов является обязательным и играет большую роль в эффективности управления.

Нередко решение разрабатывается только лишь на основе цели управл е ния, без достаточно тщательного учёта существующего положения дел, р е альных условий работы, сложившихся обстоятельств. Такой процесс упра в ления не может быть эффективным, потому что в этом случае решения ок а зываются либо ошибочными, либо преждевременными, либо просто волю н таристскими. Возможна и друга крайность, когда недостаточно внимания в процессе управления уделяется целеполаганию. Решения разрабатываются на ситуационной основе, без достаточного уяснения целей, которые они пресл е дуют. И здесь решения бывают недостаточно эффективными, часто против о речивыми, лишёнными перспективы и долгосрочной ориентации.

Цель систематизирует решения, придаёт общую направленность и перспективу; ситуация определяет реальность и практическую значимость решения; проблема – его конкретность и эффективность. Каждый из этапов пр о цесса управления обязателен, как и последовательность их осуществления.

6. Свойство цикличности. Каждый акт воздействия заканчивается перех о дом управляемой системы в новое состояние. Это вызывает необходимость либо постановки новой цели управления (в зависимости от того, что это за новое состояние), либо корректировки и дополнения прежней цели, для до с тижения которой необходим новый акт воздействия. Процесс управления повторяется заново, осуществляется новый его цикл.

Вполне возможно и такое положение, при котором не возникает необх о димости изменения цели управления. Но это тоже должно быть предметом анализа в процессе управления, и таким образом, этап целеполагания всё равно остаётся необходимым этапом процесса управления.

Понимание свойств процесса управления имеет большое значение в у с пешном решении всех проблем е г о совершенствования.

8.5. Распределение операций в процессе управления

Процесс управления по своему содержанию, особенностям и свойствам требует определённой последовательности операций и их сочетания. Эти операции различаются по стадиям процесса управления (от чисто интелле к туальных до операций практической организационной работы).

Стадия отражает переход к определённым группам операций без учёта их качественной однородности или отличия. Назовём эти стадии (рис. 8.5.1.):

Рис. 8.5.1.

Общая последовательность операций управления соответствует послед о вательности выделения их групп по стадиям, но допускает определённую параллельность их выполнения с увеличением или снижением значимости тех или иных групп операций. Покажем состав операций по этапам и стадиям процесса управления (рис. 8.5.2.).

Рис. 8.5.2.

Процесс управления начинается с разработки цели воздействия, целепол а гания, определяющих его начальные операции, трудоёмкость которых сн и жается по мере уточнения формулировки цели воздействия. Параллельно с целеполаганием ведётся информационная работа, так как без достаточно полной информации трудно правильно сформулировать цель воздействия.

Информационные операции, начинаясь с целевой стадии, продолжаются на протяжении всего процесса управления. Роль информации в процессе управления велика. Но нельзя процесс управления сводить только к обрабо т ки информации и все операции управления рассматривать только как информац и онные. Процесс управления – сложное явление социально-психологической и организационно-экономической природы. Этим опред е ляется специфика его операций. Одна и та же информация об объекте упра в ления приводит к различным решениям, если их разрабатывают разные рук о водители.

По мере формирования цели воздействия возникает необходимость её корректировки и увязки с имеющимися средствами и возможными методами управления. Это лежит в основе осуществления операций по оценке име ю щихся средств воздействия и выбору методов управления, с помощью которых возможно достижение поставленных целей. Эта работа охватывает несколько стадий процесса управления и осуществляется параллельно с друг и ми его операциями.

Выбор варианта действия определяется не только целью, но и наличием информации о тех или иных сф е рах деятельности, результатами анализа, показывающего слабые места работы. Значимость и трудоёмкость выбора м е тодов управления увеличиваются по стадиям процесса управления, достигая окончательной определённости на стадии разработки решения.

Цикл процесса управления завершают операции организационной практической работы в управляемой системе. Эти операции часто называют ре а лизацией принятого решения. На данной стадии могут выполняться операции корректировки цели управления, а также информационная работа, связанная с доведением до исполнителей дополнительной информации, расшифров ы вающей решение.

8.6. Воздействие и процесс управления

Управление производством представляет собой целенаправленный орг а низационно-технический и социально-экономический процесс воздействия на коллективы. Следовательно, ВОЗДЕЙСТВИЕ является существенным и необходимым элементом процесса управления.

Воздействие в процессе управления – это различные формы влияния субъекта управления на управляемый объект с целью изменения способов его функционирования путём изменения состава или взаимодействия элементов управляемой системы.

Управление как целенаправленное воздействие на коллективы людей в пр о цессе производства можно осуществить различными способами:

Воздействовать директивно с помощью приказов и распоряжений, пре д писывающих строго определённые изменения в системе, обязательные для исполнения;

Создать новую систему планирования, хозрасчётных отношений, стим у лирования и других форм воздействия, которая как бы автоматически влияла на деятельность коллектива при изменяющихся внешних и внутренних обсто я тельствах, способствуя поиску эффективного производства.

Воздействие отражает сущность процесса управления: процесс управления невозможен без воздействия.

Понятие «действие», «воздействие» и «взаимодействие». При рассмо т рении сущности воздействия необходимо различать три взаимосвязанных понятия, а именно: «действие», «воздействие» и «взаимодействие». Все эти понятия используются в процессе управления и различаются, несмотря на их общую характерную черту, заключающуюся в том, что все они представляют форму влияния одного элемента системы на другой. Представим различия и сущность этих трёх понятий в графической форме (рис. 8.6.1).

Действие

Воздействие

Взаимодействие

Рис. 8.6.1.

Названные понятия тесно связаны с основными факторами производства:

Человеческим (отвечающим на вопрос «кто?»);

Вещественными (отвечающими на вопрос «что?»). Факторы производс т ва рассматриваются как элементы социально-экономической системы (а к тивные и пассивные).

Элементами системы, отвечающими на вопрос «кто?» или «что ?», могут быть (рис. 8.6.2):

Рис. 8.6.2.

Действие – влияние активного элемента на пассивный (рабочий выполн я ет операцию).

Воздействие – влияние одного активного элемента на другой активный элемент (указание мастера рабочему выполнять конкре т ную работу).

Взаимодействие – согласованное воздействие двух или более активных элементов на пассивные или активные элементы (мастер доводит до рабочих участка у т вержденные директором нормы труда на конкретные работы).

Названные понятия находятся в следующем соотношении (рис. 8.6.3):

Рис. 8.6.3.

Понимание различий в этих трех понятиях позволяет более правильно понять процесс управления, определить основные направления и типы возде й ствия.

Воздействие как форма влияния на производственную систему направл е но на развитие двух противоречивых тенденций:

1) обеспечение устойчивости и постоянства системы;

2) обеспечение гибкости, динамичности, постоянного развития.

Различные в направленности воздействия ведёт к возникновению разли ч ных типов воздействия, одни из которых ориентированы на поддержание усто й чивости, другие – на мобильность системы.

Основные направления и типы воздействия. Различают следующие направления и типы воздействия:

1) организационное;

2) экономическое;

3) социальное.

Формирование целенаправленного воздействия на производственные ко л лективы и отдельных работников непосредственно связано с мотивацией, т. е. изучением факторов, определяющих поведение человека в коллективе в пр о цессе производства. В системе факторов, определяющих поведение человека, важную роль играют его потребности и интересы. Осознанная потребность воплощается в цели, побуждает к её достижению, определяя поведение чел о века.

Типы воздействия классифи ц ируются по тем классификационным характер и стикам, которые лежат в основе направления воздействия.

1. Организационный тип воздействия . Этот тип воздействия направлен на организацию, т. е. формирование устойчивости, слаженности, соответствия элементов и их взаимодействия, установления путей, ведущих все элементы к единой цели. Всё это характеризует организационное направление возде й ствия.

Организационный тип воздействия позволяет использовать в процессе управления стремление человека к упорядоченной организационной деятел ь ности, приводящей к определённой взаимосвязи основных элементов пре д приятия – средств труда, предметов труда и самих работников. Такой тип воздействия носит прямой характер, так как он однозначно определяет буд у щее состояние системы, которое должно быть достигнуто. Организационное воздействие облекается в форму организационной и организационно-производственной структур и различных регламентирующих и нормиру ю щих актов, определяющих состав и взаимодействие элементов системы пр о изводства.

2. Экономический тип воздействия . К этому направлению относится воздействие на материальные интересы, использование материальной мотив а ции. Последняя используется как в форме материального вознаграждения за количество и качество труда, так и в форме материальных санкций за несоо т ветствующее его качество и недостаточное количество. При этом использ у ется как индивидуальная материальная заинтересованность, так и коллекти в ная.

Экономическое направление воздействия имеет свои специфические особенности и отличается в первую очередь косвенным характером воздейс т вия: оценка эффективности такого воздействия носит ориентировочный, в е роятностный характер. Так называемый порог чувствительности, на который мы ориентируемся, например при установлении размера индивидуального материального вознаграждения, определить далеко не просто (порогом чу в ствительности считается минимальный размер материального вознагражд е ния, побуждающий к повышению трудовой активности).

Порог чувствительности даже у одного и того же лица существенно меняется под влиянием большого количества факторов (возможность более по л ного удовлетворения потребностей, характер потребностей, затраты труда и рабочего времени, важность и характер решаемых задач и т. д.). Тем более трудно определить эффект воздействия на материальные интересы в более или менее крупном коллективе. Надо также иметь в виду, что необоснованное материальное вознаграждение приводит, как правило, к отрицательным к о нечным результатам и нередко исключает из арсенала воздействия весьма действе н ные стимулы повышения эффективности производства.

Экономический тип воздействия ориентирован на выявление, развитие и использование экономических рычагов для усиления мобильности и эффекти в ности производства.

Экономический тип воздействия ориентирован на выявление, развитие и использование экономических рычагов для усиления активности системы, ув е личения её мобильности и эффективности.

3. Социальный тип воздействия . Относится к косвенному воздействию на социальные интересы. Социальная мотивация предусматривает ориентировку на профессиональные, культурные, психологические, моральные национал ь ные, семейные и др. социальные интересы. Методы воздействия на социал ь ные интересы включают как поощрение, так и различные формы санкций. Использование социальной мотивации отличается особой сложностью, в ы званной многообразием социальных потребностей, существующих в колле к тиве.

Если при воздействии на экономические (материальные) интересы рабо т ников появляется возможность использовать единый для всех канал удовл е творения этих потребностей – деньги, то при воздействии на социальные и н тересы требуется удовлетворять их в разнообразных, конкретных и специф и ческих формах. Это приводит к необходимости детального изучения возмо ж ных средств воздействия на указанные социальные мотивы и интересы.

Кроме на з ванных типов воздействия, различают «горизонтальное» и «верт и кальное» воздействие.

«Горизонтальный» тип воздействия проявляется в том, что один отдел управляющей системы воздействует на другой, расположенный на одном и том же уровне управления.

«Вертикальный» тип воздействия осуществляется по линиям линейной или функциональной подчинённости на разных уровнях управления.

Подведём итог по различию типов воздействия (рис. 8.6.4):

Рис. 8.6.4.

Источники воздействия в процессе управления. Определяя в общем виде источники воздействия в процессе управления, можно сказать, что основным источником воздействия на управляемую систему является упра в ляющая система. Однако это определение хотя и является правильным, тем не менее не даёт чёткого представления о сложной системе воздействия в процессе управления.

Управляющая система должна постоянно изменять формы, методы, приёмы управления и в то же время быть устойчивой по отношению к осущест в лению процесса управления. Эта система сама испытывает воздействие со стороны внешней среды, т. е. предприятий и организаций, взаимосвязанных с данным предприятием, и, наконец, со стороны управляемой системы. Упра в ляющая система в свою очередь оказывает воздействие на управляемую си с тему путём изменения состава элементов её подсистем или условий их фун к ционирования.

Источником воздействия со стороны управляющей системы являются её отдельные звенья и ступени управления. На процесс управления большое влияние оказывают квалификация кадров, методы выполнения ими своих обязанностей. Источником является также отдельный человек и его деятел ь ность в процессе управления.

Постоянные и периодические воздействия. Управляющие воздействия в зависимости от продолжительности влияния на коллективы подразделяю т ся на две группы:

1) постоянные;

2) периодические.

Постоянные воздействия выступают как:

Действующие функции управления;

Оргструктура управления;

Распределение полномочий;

Устав предприятия;

Положение о подразделении;

Должностная инструкция работника;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Режим работы предприятия;

Штатные нормативы;

Инструкция по технике безопасности;

Нормативно-правовые акты и др.

Постоянные воздействия используются продолжительное время до отм е ны их или замены на новые постоянные.

Периодические воздействия носят характер кратковременных актов. К ним относятся:

Выдача задания подчинённым;

Установление стимулов к труду;

Доведение до исполнителей норм труда;

Принятие решений;

Издание приказов, распоряжений;

Делегирование полномочий подчинённым;

Передача информации о внутренней и внешней среде предприятия;

Постановка целей, задач перед исполнителями;

Совершенствование техники, технологии производства, условий труда и др.

Управляющие воздействия отражают специфику категории «управление» и занимают центральное место в процессе управления. Поэтому осваива ю щим менеджмент и начинающим менеджерам надо твердо усвоить понятие управляющего воздействия и всесторонне изучить все его аспекты. Здесь важно также попытаться определить арсенал управляющих воздействий на работника, коллективы для линейных и функциональных руководителей по уро в ням управления, специалистов и технических исполнителей.

Выполнение функций управления всегда требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Это и составляет основное содержание понятия "процесс управления". Чаще всего под ним понимается определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на "входе" в продукцию или услуги на "выходе" системы .

В этом определении подчеркивается целенаправленный характер процесса, осуществляемого аппаратом управления организации, а также его связь с функциями, целями и необходимыми для их реализации ресурсами. Наряду с этим в литературе широко используется и другое определение процесса управления, в котором в качестве его ключевого момента рассматриваются не функции, а управленческое решение, на разработку, принятие и выполнение которого направляются усилия и организационная деятельность профессиональных управляющих. Процесс управления представляется как совокупность циклических действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Между этими двумя подходами к определению сущности процесса управления нет противоречий, они дополняют друг друга, образуя непрерывность циклически повторяющихся процессов принятия решений, связанных с выполнением управленческих функций. В процессе выполнения функций управления менеджерам приходится принимать большое количество решений, осуществляя планирование, организуя работу, мотивируя людей, занятых в организации, контролируя и координируя все происходящие в ней процессы.

Начальный импульс процессу принятия решений задает информация о состоянии контролируемых параметров управляемого объекта, а воздействие осуществляется после выработки и принятия соответствующего решения, которое в виде той или иной информации (команды, приказа, распоряжения, плана и т.д.) подается на "вход" управляемого объекта. Процесс принятия управленческих решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия параметров плановым заданиям или нормативам и заканчивается принятием и реализацией решений, которые должны это несоответствие ликвидировать. В центре этой циклически осуществляемой деятельности находятся три элемента процесса: проблема или неиспользованная возможность, решение и люди, участвующие в процессе на всех его этапах .

В системе управления производством и принятия решений основным и ведущим ее «элементом» являются процессы управления. Процесс управления по сравнению с другими элементами системы управления в значительной мере зависит от человеческого фактора, что затрудняет его формализацию. Как всякое реальное функционирование, процесс управления наиболее полно и развернуто характеризует систему управления в целом. В то же время он является наиболее сложным для анализа.

Процесс управления:

Определяется характером решаемых задач;

Обладает специфическими свойствами;

Может быть классифицирован на основе отдельных операций в зависимости от конкретных условий.

Рисунок 4.

Методологическое содержание управления, как один из аспектов процесса управления, предполагает представление процесса управления в виде последовательности четырех его этапов: определения цели, оценки ситуации, определения проблемы и отыскания решения управленческого решения (см. рис. 5).

Рисунок 5.

Этапы процесса управления

Цель -- это представление руководителя о том, какой должна быть управляемая им система, т. е. это идеальный образ желаемого, возможного и необходимого состояния. Процесс управления начинается с уяснения, определения и постановки цели воздействия. Категория «цель» означает планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

Ситуация -- это состояние управляемой системы, оцениваемое относительно цели. Ситуация характеризуется совокупностью учитываемых факторов, измеряемых показателей (переменных) и их оценкой. Состояние системы никогда не может быть тождественно цели. Следовательно, всегда существуют ситуации, которые нужно оценивать.

Проблема -- это противоречие между желаемым (целью) и действительностью (ситуацией). Для его разрешения, для приближения системы к цели необходим акт воздействия. Противоречие, на разрешение которого должно быть направлено воздействие, и есть проблема. Без определения проблемы невозможно никакое управленческое решение.

Управленческое решение как заключительный этап процесса управления представляет собой нахождение путей разрешения проблемы и организационную работу по практическому ее разрешению в управляемой системе. Решение является заключительным этапом процесса управления, его соединением с процессом производства, импульсом воздействия управляющей системы на управляемую.

Процесс управления имеет экономическое содержание, которое обусловлено тем, что в процессе управления находит свое выражение использование ресурсов производства -- от оценки их наличия до превращения в продукт. Экономическое содержание процесса управления проявляется при выполнении следующих этапов (см. рис. 6):

Установление экономических потребностей;

Оценка наличия ресурсов;

Распределение ресурсов;

Использование ресурсов.

Рисунок 6

Экономическое содержание процесса управления


В свою очередь, социальное содержание процесса управления раскрывается ролью человека в его осуществлении. Каждый этап этого процесса (целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого решения) предполагает непременное участие человека.

Организационное содержание процесса управления проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия -- этапов (см. рис. 7):

Регламентирования (регламент -- совокупность правил, положений, определяющих порядок выполнения работ);

Нормирования -- показателя, характеризующего относительную величину (степень) использования орудий и предметов труда, живого труда, денежных средств и другое, их расходования на единицу продукции, площади, веса и т. п.;

Инструктирования -- процесса разъяснения порядка и способа выполнения какой-либо работы или действия;

Указания на меру ответственности за невыполнение или неправильное выполнение порученной работы.

Рисунок 7.

Организационное содержание процесса управления


Функциональное содержание процесса управления проявляется в масштабной последовательности и предпочтительности реализации основных функций управления. Можно выделить следующие формы проявления целенаправленного воздействия на коллективы людей (см. рис. 8):

Планирование, прогнозирование -- выработка и постановка целей и задач в сфере управления производством, а также определение путей и средств реализации планов для достижения поставленных целей;

Организация -- создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур управления как элементы процесса реализации планов;

Координация, регулирование -- обеспечение необходимой согласованности действий людей как элемент процесса реализации намеченных планов;

Стимулирование, активизация--побуждение людей к действию, предусматривающее обеспечение повышения эффективности деятельности системы управления как элемент процесса реализации планов;

Контроль, анализ, учет -- систематическое наблюдение за деятельностью людей для выявления отклонений от установленных норм, правил и требований в процессе реализации планов .

Рисунок 8.

Функциональное содержание процесса управления


Информационное содержание процесса управления проявляется в последовательности выполнения работ в процессе управления на следующих этапах (см. рис. 9): поиск информации; комплектование информации; обработка информации; передача информации.

Рисунок 9.

Информационное содержание процесса управления


1. Свойство изменчивости (динамичности) проявляется в постоянном изменении процесса управления по его направленности, проблематике, характеру осуществления, а также в динамичности взаимодействия различных его этапов и операций. Процесс управления переходит с одной ступени системы управления на другую, осуществляясь в различном взаимодействии звеньев управления.

2. Свойство устойчивости проявляется в возникновении в процессе управления и соответствующем закреплении определенных каналов его осуществления. Они образуют естественную структурную основу системы управления, которая закрепляется в организационных актах ее стабилизации и служит системообразующим фактором процесса управления. Благодаря такому свойству образуется собственно система управления, которая представляет собой совокупность устойчивых связей процесса управления между звеньями, которые его осуществляют.

3. Свойство непрерывности процесса управления может проявляться по-разному в зависимости от уровня управления, особенностей самого процесса производства (является ли оно единичным, серийным, массовым и пр.). Но сама суть названного свойства от этого не меняется.

4. Свойство дискретности дополняет свойство непрерывности и в определенном смысле противоположно ему. Оно проявляется в том, что процесс управления протекает неравномерно, вначале как бы накапливая потенциал воздействия при постановке цели, оценке ситуации, определении проблемы и далее превращаясь в импульс для активной организационной работы на этапе решения.

5. Свойство последовательности. Как отмечалось выше, процесс управления не может быть построен по своим этапам иначе, как в последовательности цель, ситуация, проблема, решение, причем каждый из этих этапов является обязательным. Например, если решение вырабатывается только лишь на основе цели управления, без достаточно тщательного учета существующего положения дел, реальных условий работы, сложившихся обстоятельств, то такой процесс управления не может быть эффективным, потому что в этом случае решения оказываются либо ошибочными, либо преждевременными, либо просто волюнтаристскими. Возможна и другая крайность, когда в процессе управления недостаточно внимания уделяется целеполаганию. В этом случае решения вырабатываются преимущественно на ситуационной основе, без достаточного уяснения целей, которые они преследуют, поэтому бывают недостаточно эффективными, часто противоречивыми, лишенными перспективы и долгосрочной ориентации. Цель систематизирует решения, придает им общую направленность и перспективу; ситуация определяет реальность и практическую значимость решения; четкая постановка проблемы обеспечивает его конкретность и эффективность. Каждый из этапов процесса управления обязателен, как и выполнение последовательности их осуществления.

6. Свойство цикличности. Каждый акт воздействия заканчивается переходом управляемой системы в новое состояние. Это вызывает необходимость (в зависимости от того, что это за состояние) либо постановки новой цели управления, либо корректировки, дополнения и уточнения цели, для достижения которой необходим новый акт воздействия. Процесс управления повторяется заново, осуществляется новый его цикл.

Понимание свойств процесса управления имеет большое значение в успешном решении всех проблем его совершенствования, повышения эффективности управления предприятием.

Введение

II. Основные этапы процесса управления

III.Типология процесса управления

Заключение

Список используемой литературы


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения данной темы, на наш взгляд, непосредственно связана с тем обстоятельством, что процесс управления, хотя и играет в организации вполне определенную роль, тем не менее, как бы пронизывает всю организацию, касаясь и затрагивая практически все сферы ее деятельности .

Однако, необходимо отметить, что при всем многообразии взаимодействия менеджмента и организации, можно с достаточной степенью четкости установить границы деятельности, которая составляет содержание процесса управления.

Определенную специфику имеет процесс управления и внутри самой организации. О. С. Виханский и А. И. Наумов в своих рассуждениях подчеркивают, что позиции управления внутри самой организации в основном определяются тем предназначением и той ролью, которую призвана реализовать та или иная организация. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, которое формирует и приводит в движение ресурсы организации для достижения определенных целей .

Управление как процесс формирует и изменяет, когда это необходимо внутреннюю среду организации, представляющее собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.

Предмет исследования представляет собой управленческий процесс.

Объект исследования – содержание управленческого процесса.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является необходимость охарактеризовать содержательную составляющую процесса управления.

Достижение данной цели, на наш взгляд, предполагает решение следующих задач:

1. Осветить содержание процесса управления.

2. Выделить и охарактеризовать основные этапы процесса управления.

3. Классифицировать процесс управления.

В процессе написания данной работы нами были использованы следующие методы:

1. Анализ источников и используемой литературы.

2. Сравнительный метод.

Данная работа была написана с использованием нормативных источников и учебной литературы.


I . Содержание процесса управления

Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих определенных целей.

В. Р. Веснин подчеркивает, что управление как деятельность реализуется в совокупности управленческих процессов, то есть целенаправленных решений и действий, осуществляемых менеджерами в определенной последовательности и комбинации .

Он подчеркивает то обстоятельство, что данные управленческие процессы совершенствуются вместе с развитием самой организации.

Он также заостряет внимание и на том, что управленческие процессы содержат как жесткие, формальные элементы, такие как правила, процедуры, официальные полномочия, и достаточно мягкие, как стиль руководства и организационные ценности. Целью конкретного управленческого процесса, как подчеркивает автор, является изменение или наоборот сохранение существующей управленческой ситуации, то есть совокупности тех обстоятельств, которые оказывают, или в будущем могут оказать влияние на развитие самой организации.

О. С. Виханский и А. И. Наумов в своих рассуждениях подчеркивают, что управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного набора специфических взаимосвязанных действий.

Они указывают на ту особенность процесса управления, что он в своей содержательной трактовке не эквивалентен всей деятельности организации по достижению определенных взаимосвязанных целей, а включает в себя только те функции и действия, которые связаны с координацией и установлением взаимодействия внутри организации, с побуждением к осуществлению производственной и других видов деятельности (см. рис.1).

Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, по мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, напрямую зависят как от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, армейская), от размеров организации, а также от сферы ее деятельности (производство товаров или оказание услуг), от уровня управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и еще от многих факторов .

Однако, несмотря на все разнообразие, как на это обратил внимание еще в 1916 году А. Файоль, для процесса управления внутри организации характерно наличие, в общем – то однородных видов деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, по мнению О. С. Виханского и А. И. Наумова, что для процесса управления характерно функциональное содержание. То есть авторы считают, что можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции управления:

1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению;

2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками, а также установление взаимодействия между ними;

3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;

4) контроль, который заключается в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы .

На существование функциональной составляющей как содержательной стороны процесса управления заостряет внимание и Л. Е. Басовский. Он определяет процесс управления как непрерывную последовательность взаимосвязанных действий по реализации функций планирования, организации, мотивации и контроля .

Существуют и иные определения содержательной составляющей процесса управления.

По мнению А. И. Орлова и В. Н. Федосеева, термин «процесс управления» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей .

В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем» . К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению.

Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что среди авторов – теоретиков в области менеджмента не сложилось единой точки зрения по вопросу трактовки содержательной стороны процесса управления.

II . Основные этапы процесса управления

Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов.

По нашему мнению процесс разделения на этапы является определенным аналитическим инструментом, который позволит выявить как закономерности процесса управления, так и выделить те пути, которые будут способны его определенным образом усовершенствовать.

Исходя из всего вышесказанного, можно определить этап процесса управления как совокупность управленческих оп6ераций, действий, который характеризуется качественной определенностью и однородностью и отражает необходимость их существования .

Традиционно управленческий процесс представлен в виде последовательно сменяющих друг друга этапов, таких как целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, выработка управленческого решения.

Схематично данный процесс представлен на рис.2


Иной взгляд на рассматриваемую проблему содержится у О. С. Виханского и А. И. Наумова .

По мнению данных авторов, логическая схема процесса управления имеет следующий вид. Исходным началом развития процесса управления является появление новых целей и структурирование новых задач. Поэтому целеполагание можно рассматривать в качестве первого шага к логической схеме развития управления как процесса.

Вторым шагом в этой схеме является выработка в системе управления реакции на новые задачи – реакции, которая должна привести к развитию процесса управления.

По мнению авторов, возможно появление трех типов реакции, которые наиболее рельефно выделяются из всего многообразия отличающихся отдельными нюансами реакций, встречающихся в реальной практике преобразования управления.

Первый тип – попытка ничего не менять в управлении либо провести небольшие, частичные изменения, основные внимание сконцентрировать на выявлении причин, требующих изменения, на их устранении.

Второй тип – стереотипный подход к решению возникающих задач. Это чаще всего попытка решать управленческие задачи практически независимо от их содержания, природы и динамики с помощью ранее оправдавших себя подходов к преобразованию системы управления. Наиболее широко распространенным такого рода стереотипным подходом к решению любых новых задач является проведение организационных перестроек в управлении, создание новых управленческих органов.

Третий тип – комплексная перестройка системы управления в соответствии с содержанием и сущностью новых задач, возникающих перед управлением, и возможностью преобразования управления.

Третьим шагом логической схемы развития управления является перестройка основополагающих начал, на которых строится система управления. Это предполагает проведение принципов, положенных в основу системы управления, в соответствие с сущностью и содержанием задач, которые стоят перед управлением.

После того, как в системе управления происходит формирование новой подсистемы принципов, наступает следующий шаг – шаг перестройки структуры и элементов системы управления. Часто данный шаг рассматривается в качестве эквивалента собственно процесса управления, потому, что именно перестройка структуры, методов управления, кадров управления и рассматривается как процесс управления. На самом деле это только наиболее заметная часть перестройки, но не наиболее значимая, потому, что, даже если и будут допущены на ошибки на данном шаге, система управления, полностью готовая к развитию, в ходе изменения найдет в себе силы, возможности устранить эти ошибки .

Перестройкой структуры и элементов в системе управления логическая схема развития управления не завершается. Остается один, завершающий шаг – закрепление в процессе управления новых качеств и свойств, привитых ему в процессе изменения. Это предполагает, во – первых, соответствующее развитие информационно – поведенческой подсистемы. Во- вторых, на данном шаге проводится регулярное изучение хода развития и анализ результатов мероприятий, проводимых в рамках перестройки.

Это необходимо для того, чтобы реально осознавать состояние развития управления, так и для того, чтобы постоянно раскрывать тормозящие факторы, вновь возникающие тенденции в развитии управления, новые возможности ускорения развития и закрепления достигнутых результатов. В – третьих, на данном шаге осуществляется целенаправленная корректировка как всего процесса управления, так и его отдельных составляющих. Корректировка осуществляется с целью отказа от неоправдавших или невозможных для полноценной реализации направлений развития управления, а также проведения новых, ранее не предусмотренных преобразований управления, целесообразность и необходимость которых возникла в процессе его развития.

Таким образом, приведенная логическая схема развития управления, которая была предложена О. С. Виханским и А. И. Наумовым показывает, что управление далеко не однозначный процесс, требующий постоянного соотнесения действий по преобразованию управления с задачами, стоящими перед управлением, а также возможностями, которыми располагает организация в целом и существующая в ней система управления в частности.

Необходимо также отметить то обстоятельство, что выделение тех или иных этапов процесса управления необходимо с учетом определенных аспектов процесса.

К ним в частности относятся следующие аспекты.

Организационный аспект процесса управления проявляется в последовательности использования организационных рычагов воздействия. В связи с использованием данного аспекта, можно выделить следующие этапы: регламентирование, нормирование, инструктирование, ответственность .

Функциональный аспект процесса управления проявляется в последовательности реализации основных функций управления. В соответствии с данным аспектом в процессе управления можно выделить следующие этапы: планирование; организация; активация; регулирование, координация; контроль .

Информационный аспект процесса управления представляет собой весь комплекс операций по преобразованию, очистке информации, выполняемых в определенной последовательности и взаимосвязи с целью перевода системы из одного состояния в другое.

Информационный аспект процесса управления проявляется в последовательности выполнения информационных работ в процессе управления. В связи с данными посылками с использованием информационного подхода выделяются следующие этапы в процессе управления: этап поиска информации; этап комплектования информации; этап обработки и передачи информации.

И, наконец, последним аспектом, который оказывает влияние на выделение тех или иных этапов вы процессе управления является экономический аспект в процессе управления. Экономический аспект в процессе управления находит свое выражение в использовании ресурсов производства. Экономический аспект процесса управления можно выразить через существование следующих этапов: установка экономических потребностей; оценка наличия ресурсов; распределение ресурсов, использование ресурсов.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

III . ТИПОЛОГИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ

В различных условиях процесс управления может быть построен по-разному, при сохранении определенных, присущих только ему свойств. Это, на наш взгляд, позволяет классифицировать процессы управления, выделяя их наиболее типичные виды.

Необходимо также отметить, что, по мнению теоретиков менеджмента, типология процесса управления строится на основе распределения отдельных операций по этапам в зависимости от конкретных условий, возможностей управления, целей и ситуаций .

Мы считаем, что знание различных типов процесса управления помогает наиболее рационально его построить и тем самым добиться повышения качества управленческого решения, экономии времени на его разработку, рациональной организации работ, внесения строгости в разработку того или иного решения или его нахождение в условиях определенной недостаточности информации.

В соответствии с традиционной типологией, выделяются следующие типы процесса управления.

Линейный тип процесса управления, который схематично представлен на рис.3


Рис. 3 Линейный тип процесса управления

Анализируя данную схему можно сделать следующие выводы. Линейный тип процесса управления характеризуется строгой последовательностью осуществления его этапов и используется тогда, когда есть полная и достаточная определенность относительно цели воздействия, ситуации и т.д., когда есть полная возможность осуществления каждого из этапов в рамках работ, которые присущи каждому из этапов. Чаще всего линейный тип процесса управления используется по типовым ситуациям и решениям, повторяющимся либо элементарным.

Вторым типом процесса управления является корректируемый тип. Его последовательность схематично отражена на рис.4




Рис.4 Корректируемый тип процесса управления

Анализ данного типа управления позволяет нам сделать следующие выводы. Корректируемый тип процесса управления характеризуется необходимостью корректировки каждого из этапов процесса управления после прохождения последующего этапа. Необходимо отметить, что данный тип процесса управления используется в том случае, когда существует недостаточная определенность, которую можно устранить лишь после прохождения последующего этапа процесса управления посредством корректировки уже пройденного этапа.

Следующим типом процесса управления является разветвленный тип. Схематично данный тип процесса управления представлен на рис.5



Рис.5 Разветвленный тип процесса управления

Анализ данной схемы позволяет сделать вывод о том, что сущность разветвленного типа процесса управления заключается в возможности методологического разделения работ по частям на определенных этапах. В связи с этой особенностью, его использование в достаточной степени ограничено. Он может быть использован только тогда, когда отсутствует возможность обобщенной оценки ситуации и выделения главной и ключевой проблемы либо принятия единственно возможного решения в рамках данной ситуации. Тогда осуществляется многоаспектная оценка данной ситуации. При этом по каждому аспекту допускается выделение отдельной проблемы, после чего возможно либо нахождение в соответствие с данным, целой серии решений, либо принятия одного комплексного решения, но включающего в себя целый спектр решений по каждому из аспектов состояния системы.

Следующим типом процесса управления является ситуационным тип процесса управления.

Схематично данный тип процесса управления отражен на рис.6



Рис. 6 Ситуационный тип процесса управления

Анализ данной схемы показывает, что ситуационный тип процесса управления характеризуется тем, что он возникает как бы из ситуации, при которой из нее же главным образом исходят и поиск проблемы, и разработка решения. Он в основном используется в условиях неопределенности относительно цели воздействия, которая устраняет их после определенного прохождения этапов. В этом случае сначала формируется предварительная цель воздействия, к уточнению которой возвращаются после оценки ситуации, определении проблемы или даже разработки решения. Такой тип процесса управления нельзя считать бесцельным, он все равно начинается с установления определенной цели, но только в общих ее контурах с последующим ее уточнением и конкретизацией.

Необходимо также заострить внимание и на том обстоятельстве, что в реальных ситуациях часто бывают и те случаи, когда не представляется достаточно полно и определенно сформулировать цели воздействия за недостатком времени, или при недостаточности необходимой информации, оригинальности, не типичности цели.

Наконец, последним типом процесса управления считается поисковый тип процесса управления.

Схематично данный тип процесса управления представлен на рис. 7


Рис.7 Поисковый тип процесса управления

Анализ данной схемы, на наш взгляд, позволяет сделать следующие выводы. Поисковый тип процесса управления, в отличие от предыдущего типа, исходит из полной ясности цели воздействия, невозможности достаточно хорошо оценить существующую ситуацию относительно данной цели и, следовательно, сформулировать основную проблему.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Приведенная типология процессов управления позволяет нам рационально построить процесс управления в организации и тем самым гарантировать принятие обоснованного, достаточно качественного управленческого решения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, мы считаем необходимым, сформулировать ряд важных для нас выводов.

Актуальность рассмотрения управления как определенного процесса непосредственно связано с тем обстоятельством, что именно данный подход является превалирующим среди управленцев – практиков.

Центральной проблемой рассмотрения процесса управления является, на наш взгляд, выделение содержательной стороны процесса управления.

Тем не менее, анализ приведенных трактовок показывает функциональную направленность в рассмотрении содержания процесса управления.

Процесс управления складывается из чередования определенных этапов и проявляется как непрерывная последовательность целенаправленных действий аппарата управления и руководителя для достижения определенных результатов. Традиционно в качестве основных этапов процесса управления выделяют следующие: целеполагание; оценка ситуации; определение проблемы; управленческое решение. Однако, такими авторами, как О. С. Виханский и А. И Наумов, предлагается иная логическая схема, которая отражает кардинально новый подход к выделению этапов в процессе развития управления.

Также определенные особенности в выделении тех или иных этапов процесса управления связаны с существованием таких аспектов управления, как экономический, организационный, функциональный, информационный.

Также определенную важность играет классификация процесса управления и выделение определенных типов процесса управления. В рамках данной работы нами были выделены следующие типы процесса управления: линейный, корректируемый, разветвленный, ситуационный, поисковый тип процесса управления. Выделение данных типов процесса управления, на наш взгляд, позволяет распределить отдельные операции процесса управления по определенным этапам и, тем самым, добиться принятия взвешенного, рационально построенного управленческого решения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Басовский Л. Е.. Менеджмент: Учебное пособие/ Л. Е. Басовсикй.- М.: ИНФРА –М, 2007.- 216с.

2. Веснин В. Р., Менеджмент: Учебник.- 3-е изд. перераб и доп.- М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007.- 512с.

3. Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник.- 3-е изд./ О. С. Виханский, А. И. Наумов.- М.: Экономистъ, 2003.- 528с.

4. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов / Пер. с нем. – М.: Экономика,2000. – 456 с.

5. Менеджмент /Под ред. Ж.В. Прокофьевой. - М.: Знание, 2000. - 288 с.

6. Орлов А.И., Федосеев В.Н. Менеджмент в техносфере: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с.