Редкие виды искусства. Трехмерная графика в искусстве XXI века


Изобразительное искусство возникло вместе с человеческой цивилизацией. Но можно с уверенностью сказать, что украшавшие стены пещер рисунками древние художники и представить себе не могли, какую форму примет искусство через тысячи лет.

1. Анаморфоз


Анаморфоз - методика создания изображений, которые можно полностью понять только с определенной точки или угла. В некоторых случаях нормальное изображение появляется только, если посмотреть на картину через зеркало. Одним из самых ранних известных примеров анаморфоза являются некоторые произведения Леонардо да Винчи, датированные 15 веком.

Несколько других известных примеров подобной формы искусства появились в эпоху Возрождения, в том числе картина Ганса Гольбейна Младшего "Послы" и фрески Андреа Поццо на куполе церкви Сант-Иньяцио в Риме. На протяжении веков техника анаморфоза развивалась, и сейчас можно найти как 3-D изображения на бумаге, так и стрит-арт, имитирующий отверстия на стенах или трещины на земле. Особенно интересной разновидностью данного стиля является анаморфная типография.

В качестве примера можно привести и работу студентов факультета графического дизайна Джозефа Игана и Хантера Томпсона, украсивших коридоры своего колледжа искаженными текстами, которые превращаются в сообщения, если посмотреть на них с определенной точки.

2. Фотореализм


В 1960-х годов возникло движение фотореалистов, которые стремились создавать поразительно реалистичные изображения, ничем не отличающиеся от фотографий. Они копировали даже мельчайшие детали с фотоснимков, создавая свои картины. Также существует движение под названием супер-реализм или гиперреализм, которое охватывает не только живопись, но и скульптуру. На него довольно сильно повлияла современная поп-арт культура.

Однако, в то время как в поп-арте не используют коммерческие изображения, фотореализм максимально точно передает обычную повседневную жизнь. К наиболее известным художникам-фотореалистам относятся Ричард Эстес, Одри Флэк, Роберт Бечтли, Чак Клоуз, и скульптор Дуэйн Хансон.

3. Роспись грязных автомобилей


Рисование на немытом автомобиле зачастую не принято относить к высокому искусству, поскольку большинство подобных "художников" редко пишут что-то больше, чем "помой меня". Но 52-летний американский дизайнер по имени Скотт Уэйд стал известен благодаря своим удивительным рисункам, которые он создает на окнах запыленных после техасских дорог авто. Изначально Уэйд рисовал на окнах машин пальцами или палочками, теперь же он использует специальные инструменты и кисти. Создатель необычного жанра искусства уже поучаствовал в нескольких художественных выставках.

4. Использование телесных жидкостей в искусстве


Это может показаться странным, но существует масса художников, которые создают свои произведения, используя телесные жидкости. Например, австрийский художник Герман Нич в своем творчестве использует мочу и огромное количество крови животных. Бразильский художник Виниций Кесада хорошо известен своей серией картин под названием "Блюз крови и мочи". Что примечательно, Кесада работает только с собственной кровью. Его картины создают мрачную сюрреалистическую атмосферу.

5. Рисование частями тела


В последнее время выросла популярность художников, которые используют части собственного тела для рисования. К примеру Тим Патч, который известен под псевдонимом "Прикассо" (в честь великого испанского художника, Пабло Пикассо), рисует своим … пенисом. Кроме этого, 65-летний австралийский художник регулярно использует в качестве кисти свой зад и мошонку. Занимается подобным творчеством Патч уже в течение более десяти лет, и его популярность растет с каждым годом.

Также стоит вспомнить Киру Айн Варседжи, которая использует свою грудь для того, чтобы рисовать абстрактные портреты; Ани К., которая рисует своим языком и Стивена Мармера, школьного учителя, рисующего своими ягодицами. Возможно, самым странным среди этих художников является норвежец Мортен Вискум, который предположительно рисует отрубленной рукой.

6. Обратная 3-D визуализация


В то время как с помощью анаморфоза художники стремятся сделать из двумерных объектов трехмерные, обратная 3-D визуализация предназначена для противоположного - сделать трехмерный объект похожим на рисунок или картину. Наиболее заметным художником в этой области является Алекса Мид из Лос-Анджелеса. Она использует нетоксичные акриловые краски, чтобы придать людям сходство с неодушевленными двумерными картинами. Еще одной популярной художницей является Синтия Грейг из Детройта. В отличие от Мид, Грейг использует обычные предметы домашнего обихода, а не живых моделей. Она покрывает их белой краской и древесным углем для создания иллюзии нереальности.

7. Теневое искусство


Тени являются мимолетными по своей природе, поэтому трудно сказать, когда люди впервые начали использовать их в искусстве. Современные художники достигли потрясающего мастерства в работе с тенью. Они так выкладывают различные объекты, что тень от них создает красивые образы людей, слов или предметов. Поскольку тени традиционно ассоциируются с чем-то загадочным или мистическим, то многие художники используют в своих работах тематику ужаса или разрухи.

8. Обратное граффити


Подобно росписи грязных автомобилей, искусство обратного граффити заключается в создании изображений путем удаления грязи, а не добавления краски. Художники часто используют шланги с водой, чтобы удалить грязь и копоть выхлопных газов со стен, создавая удивительные картины. Движение зародилось благодаря английскому художнику Полу "Муз" Кертису, который нарисовал картину на прокуренной до черноты стене ресторана, где он мыл посуду в подростковом возрасте. Еще один британский художник Бен Лонг создает свои картины на задней части автоприцепов, пальцем удаляя грязь от выхлопов.

9. Боди-арт иллюзии

Нательная живопись или боди-арт существует уже в течение длительного времени, даже майя и древние египтяне пробовали свои силы в этом виде искусства. Современная боди-арт иллюзия представляет из себя раскрашивание тела человека так, чтобы оно сливалось с окружающим фоном или каким-либо другим способом обманывало зрение. Некоторые люди раскрашивают себя так, чтобы походить на животных или автомобили, а другие с помощью краски создают иллюзию дыр на их коже.

10. Светографика


Как ни странно, некоторые из первых попыток световой живописи вообще не восприняли как искусство. Франк и Лилиан Гилбрет (персонажи романа "Оптом дешевле") прославились повышением эффективности труда рабочих. Еще в 1914 году они начали использовать свет и фотокамеру с открытым затвором для записи движений отдельных сотрудников. Изучая полученные световые изображения, они надеялись найти способы сделать работу более простой и легкой. В мире искусства этот метод появился в 1935 году, когда художник-сюрреалист Ман Рэй использовал камеру с открытым затвором, чтобы сфотографировать себя в окружении потоков света.

Один из основных способов нашего мышления. Его результат - образование наиболее общих понятий и суждений (абстракций). В декоративном искусстве абстрагирование - это процесс стилизации природных форм.

В художественной деятельности абстрагирование присутствует постоянно; в своем крайнем выражении в изобразительном творчестве оно ведет к абстракционизму, особому направлению в изобразительном искусстве XX в., для которого характерны отказ от изображения реальных объектов, предельное обобщение или полный отказ от формы, беспредметные композиции (из линий, точек, пятен, плоскостей и др.), эксперименты с цветом, спонтанное выражение внутреннего мира художника, его подсознания в хаотических, неорганизованных абстрактных формах (абстрактный экспрессионизм). К этому направлению можно отнести живопись русского художника В. Кандинского.

Представители некоторых течений в абстрактном искусстве создавали логически упорядоченные конструкции, перекликаясь с поисками рациональной организации форм в архитектуре и дизайне (супрематизм русского живописца К. Малевича, конструктивизм и др.) В скульптуре абстракционизм выразился меньше, чем в живописи.

Абстракционизм был откликом на общую дисгармонию современного мира и имел успех потому, что провозглашал отказ от сознательного в искусстве и призывал «уступить инициативу формам, краскам, цвету».

Реализм

От фр. realisme, от лат. realis - вещественный. В искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества.

Общими признаками метода реализма является достоверность в воспроизведении действительности. Вместе с тем реалистическое искусство обладает огромным разнообразием способов познания, обобщения, художественного отражения действительности (Г.М. Коржев, М. Б. Греков, А.А. Пластов, А. М. Герасимов, Т. Н. Яблонская, П. Д. Корин и др.)

Реалистическое искусство XX в. приобретает яркие национальные черты и многообразие форм. Реализм - явление противоположное модернизму.

Авангардизм

От фр. avant - передовой, garde - отряд - понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. В каждую эпоху возникали новаторские явления в изобразительном искусстве, но термин «авангардизм» утвердился только в начале XX в. В это время появились такие направления, как фовизм, кубизм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм. Затем в 20-е и 30-е годы авангардистские позиции занимает сюрреализм. В период 60-70-х годов добавляются новые разновидности абстракционизма - различные формы акционизма, работа с предметами (поп-арт), концептуальное искусство, фотореализм, кинетизм и др. Художники-авангардисты выражают своим творчеством своеобразный протест против традиционной культуры.

Во всех авангардистских направлениях, несмотря на их большое разнообразие, можно выделить общие черты: отказ от норм классического изображения, формальная новизна, деформация форм, экспрессия и различные игровые преобразования. Все это приводит к размыванию границ между искусством и реальностью (реди-мейд, инсталляция, энвайромент), созданию идеала открытого произведения искусства, непосредственно вторгающегося в окружающую среду. Искусство авангардизма рассчитано на диалог художника и зрителя, активное взаимодействие человека с художественным произведением, соучастие в творчестве (например, кинетическое искусство, хэппенинг и др.).

Произведения авангардистских направлений порой теряют изобразительное начало и приравниваются к объектам окружающей действительности. Современные направления авангардизма тесно переплетаются, образуя новые формы синтетического искусства.

Андерграунд

Англ. underground - подполье, подземелье. Понятие, означающее «подпольную» культуру, противопоставившую себя условностям и ограничениям традиционной культуры. Выставки художников рассматриваемого направления часто проходили не в салонах и галереях, а прямо на земле, а также в подземных переходах или метро, которое в ряде стран называют андеграундом (подземкой). Вероятно, данное обстоятельство также повлияло на то, что за данным направлением в искусстве XX в. утвердилось это название.

В России понятие андеграунд стало обозначением сообщества художников, представлявших неофициальное искусство.

Сюрреализм

Фр. surrealisme - сверхреализм. Направление в литературе и искусстве XX в. сложившееся в 1920-х годах. Возникнув во Франции по инициативе писателя А. Бретона, сюрреализм скоро стал международным направлением. Сюрреалисты считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя во время сна, гипноза, болезненного бреда, внезапных озарений, автоматических действий (случайное блуждание карандаша по бумаге и др.)

Художники-сюрреалисты в отличие от абстракционистов не отказываются от изображения реально существующих предметов, но представляют их в хаосе, нарочито лишенными логических взаимосвязей. Отсутствие смысла, отказ от разумного отражения действительности - основной принцип искусства сюрреализма. Об оторванности от реальной жизни говорит и само название направления: «сюр» по-французски «над»; художники не претендовали на отражение действительности, а мысленно помещали свои творения «над» реализмом, выдавая за произведения искусства бредовые фантазии. Так, в число сюрреалистических картин вошли аналогичные, не поддающиеся объяснению работы М. Эрнста, Дж. Миро, И. Танги, а также предметы, обработанные сюрреалистами до неузнаваемости (М. Оппенгейм).

Сюрреалистическое направление, которое возглавлял С. Дали, основывалось на иллюзорной точности воспроизведения ирреального образа, возникающего в подсознании. Его картины отличаются тщательной манерой письма, точной передачей светотени, перспективы, что характерно для академической живописи. Зритель, поддаваясь убедительности иллюзорной живописи, втягивается в лабиринт обманов и неразрешимых загадок: твердые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, несовместимые объекты скручиваются и выворачиваются, массивные объемы приобретают невесомость, и все это создает образ невозможный в реальности.

Известен такой факт. Однажды на выставке перед произведением С. Дали долго стоял зритель, внимательно вглядываясь и пытаясь понять смысл. Наконец в полном отчаянии он громко сказал: «Я не понимаю, что это значит!» Возглас зрителя услышал находившийся на выставке С. Дали. «Как вы можете понять, что это значит, если я сам не понимаю», - заявил художник, выразив таким образом основной принцип сюрреалистического искусства: писать картины не думая, не размышляя, отказавшись от разума и логики.

Выставки произведений сюрреалистов сопровождались, как правило, скандалами: зрители возмущались, глядя на нелепые, непонятные картины, считали, что их обманывают, мистифицируют. Сюрреалисты обвиняли зрителей, заявляли, что те отстали, не доросли до творчества «передовых» художников.

Общие особенности искусства сюрреализма фантастика абсурда, алогизм, парадоксальные сочетания форм, зрительная неустойчивость, изменчивость образов. Художники обращались к имитации первобытного искусства, творчества детей и душевнобольных.

Художники этого направления хотели создать на своих полотнах реальность, не отражающую действительность, подсказанную подсознанием, но на практике это выливалось в создание патологически отталкивающих образов, эклектику и китч (нем. - kitsch; дешевка, безвкусная массовая продукция рассчитанная на внешний эффект).

Отдельные находки сюрреалистов использовались в коммерческих областях декоративного искусства, например оптические иллюзии, позволяющие видеть на одной картине два различных изображения или сюжета в зависимости от направления взгляда.

Произведения сюрреалистов вызывают самые сложные ассоциации, могут отождествляться в нашем восприятии со злом. Устрашающие видения и идиллические грезы, буйство, отчаяние - эти чувства в различных вариантах проступают в произведениях сюрреалистов, активно воздействуя на зрителя, абсурдность произведений сюрреализма действует на ассоциативное воображение и психику.

Сюрреализм представляет собой противоречивое художественное явление. Многие действительно передовые деятели культуры, сознавая, что это направление разрушает искусство, впоследствии отказались от сюрреалистических взглядов (художники П. Пикассо, П. Клее и др., поэты Ф. Лорка, П. Неруда, испанский режиссер Л. Бунюэль, снявший сюрреалистические фильмы). К середине 1960-х годов сюрреализм сменился новыми, еще более броскими направлениями модернизма, но причудливые, большей частью уродливые, бессмысленные произведения сюрреалистов до сих пор заполняют залы музеев.

Модернизм

Фр. modernisme, от лат. modernus - новый, современный. Собирательное обозначение всех новейших течений, направлений, школ и деятельности отдельных мастеров искусства XX в., порывающих с традицией, peaлизмом и считающих эксперимент основой творческого метода (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм, поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство, гиперреализм и др.). Модернизм близок по значению авангардизму и противоположен академизму. Модернизм негативно оценивался советскими искусствоведами как кризисное явление буржуазной культуры. Искусство обладает свободой выбора своих исторических путей. Противоречия модернизма, как такового, необходимо рассматривать не статично, а в исторической динамике.

Поп-арт

Англ. pop art, от popular art - популярное искусство. Направление в искусстве Западной Европы и США с конца 1950-х годов. Расцвет поп-арта пришелся на бурные 60-е годы, когда во многих странах Европы и Америки вспыхнули бунты молодежи. Молодежное движение не имело единой цели - его объединял пафос отрицания.

Молодые люди готовы были выбросить за борт всю прошлую культуру. Все это нашло отражение в искусстве.

Отличительная черта поп-арта сочетание вызова с безразличием. Все одинаково ценно или одинаково бесценно, одинаково красиво или одинаково безобразно, одинаково достойно или не достойно. Пожалуй, только рекламный бизнес основан на таком же бесстрастно-деловитом отношении ко всему на свете. Не случайно именно реклама оказала огромное влияние на поп-арт, а многие его представители работали и работают в рекламных центрах. Создатели рекламных передач и шоу способны искромсать на кусочки и соединить в нужной им комбинации стиральный порошок и известный шедевр искусства, зубную пасту и фугу Баха. Точно также поступает и поп-арт.

Мотивы массовой культуры эксплуатируются поп-артом по-разному. В картину вводятся посредством коллажа или фотоснимков реальные объекты, как правило, в неожиданных или совершенно абсурдных сочетаниях (Р. Раушенберг, Э. Уор Хол, Р. Хэмилтон). Живопись может имитировать композиционные приемы и технику рекламных щитов, картинка комикса может быть увеличена до размеров большого полотна (Р. Лихтенстейн). Скульптура может сочетаться с муляжами. Например, художник К. Олденбург создавал подобия витринных муляжей пищевых продуктов огромных размеров из необычных материалов.

Между скульптурой и живописью часто нет границы. Художественное произведение поп-арта нередко не только имеет три измерения, но и заполняет собой целиком выставочное помещение. В силу таких преобразований исходный образ объекта массовой культуры преобразуется и воспринимается совсем иначе, чем в реальном бытовом окружении.

Основной категорией поп-арта является не художественный образ, а его «обозначение», избавляющее автора от рукотворного процесса его создания, изображения чего-либо (М. Дюшан). Этот процесс был введен с целью расширения понятия искусства и включения в него нехудожественной деятель-ности, «выхода» искусства в область массовой культуры. Художники поп-арта были инициаторами таких форм, как хэппенинг, предметная инсталляция, энвайромент и других форм концептуального искусства. Аналогичные течения: андеграунд, гиперреализм, оп-арт, реди-мейд и др.

Оп-арт

Англ. ор art, сокращ. от optical art - оптическое искусство. Направление в искусстве XX в., получившее широкое распространение в 1960-х годах. Художники оп-арта использовали различные зрительные иллюзии, опираясь на особенности восприятия плоских и пространственных фигур. Эффекты пространственного перемещения, слияния, парения форм достигались введением ритмических повторов, резких цветовых и тональных контрастов, пересечения спиралевидных и решетчатых конфигураций, извивающихся линий. В оп-арте часто применялись установки меняющегося света, динамические конструкции (рассмотрены далее в разделе кинетическое искусство). Иллюзии струящегося движения, последовательной смены образов, неустойчивой, непрерывно перестраивающейся формы возникают в оп-арте только в ощущении зрителя. Направление продолжает техническую линию модернизма.

Кинетическое искусство

От гр. kinetikos - приводящий в движение. Направление в современном искусстве, связанное с широким применением движущихся конструкций и других элементов динамики. Кинетизм как самостоятельное направление оформился во второй половине 1950-х годов, однако ему предшествовали опыты создания динамической пластики в русском конструктивизме (В. Татлин, К. Мельников, А. Родченко), дадаизме.

Раньше народное искусство также демонстрировало нам образцы движущихся объектов и игрушек, например деревянные птицы счастья из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др.

В кинетическом искусстве движение вводится по-разному некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие - колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов - от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров. Часто в кинетических композициях применяют зеркала.

Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением - здесь кинетизм смыкается с оп-артом. Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров.

Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, светомузыкой, кинофильмом и др.
Приемы современного (авангардистского) искусства

Гиперреализм

Англ. hyperrealism. Направление в живописи и скульптуре, возникшее в США и ставшее событием в мировом изобразительном искусстве 70-х годов XX в.

Другое название гиперреализма - фотореализм.

Художники этого направления имитировали фото живописными средствами на холсте. Они изображали мир современного города: витрины магазинов и ресторанов, станции метро и светофоры, жилые здания и прохожих на улицах. При этом особое внимание обращалось на блестящие, отражающие свет поверхности: стекло, пластик, полировку автомобилей и др. Игра отражений на таких поверхностях создает впечатление взаимопроникновения пространств.

Целью гиперреалистов было изобразить мир не просто достоверно, а сверхпохоже, сверхреально. Для этого они использовали механические способы копирования фотографий и увеличения их до размеров большого полотна (диапроекцию и масштабную сетку). Краску, как правило, распыляли аэрографом, чтобы сохранить все особенности фотоизображения, исключить проявление индивидуального почерка художника.

Кроме этого, посетители выставок этого направления могли встретить в залах человеческие фигуры, выполненные из современных полимерных материалов в натуральную величину, одетые в готовое платье и раскрашенные таким образом, что они совершенно не отличались от зрителей. Это вызывало много путаницы и шокировало людей.

Фотореализм поставил своей задачей обострить наше восприятие обыденности, символизировать современную среду, отразить наше время в формах «технических искусств», широко распространившихся именно в нашу эпоху технического прогресса. Фиксируя и обнажая современность, скрывая авторские эмоции, фотореализм в своих программных работах оказался на границе изобразительного искусства и чуть ее не переступил, потому что стремился соперничать с самой жизнью.

Реди-мейд

Англ. ready made - готовый. Один из распространенных приемов современного (авангардистского) искусства, состоящий в том, что предмет промышленного производства вырывается из привычной бытовой обстановки и экспонируется в выставочном зале.

Смысл реди-мейда заключается в следующем: при смене окружения изменяется и восприятие объекта. Зритель видит в предмете, выставленном на подиуме, не утилитарную вещь, а художественный объект, выразительность формы и цвета. Название реди-мейд впервые в 1913 - 1917 годы применил М. Дюшан по отношению к своим «готовым объектам» (расческе, велосипедному колесу, сушилке для бутылок). В 60-х годах реди-мейд получил широкое распространение в различных направлениях авангардистского искусства, особенно в дадаизме.

Инсталляция

От англ. installation - установка. Пространственная композиция, созданная художником из различных элементов - бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов, текстовой или визуальной информации. Основоположниками инсталляции были дадаист М. Дюшан и сюрреалисты. Создавая необычные сочетания обычных вещей, художник придает им новый символический смысл. Эстетическое содержание инсталляции в игре смысловых значений, которые изменяются в зависимости от того, где находится предмет - в привычном бытовом окружении или в выставочном зале. Инсталляцию создавали многие художники авангарда Р. Раушенберг, Д. Дайн, Г. Юккер, И. Кабаков.

Инсталляция - форма искусства, широко распространенная в XX в.

Энвайронмент

Англ. environment - окружение, среда. Обширная пространственная композиция, охватывающая зрителя наподобие реального окружения, одна из форм, характерная для авангардистского искусства 60-70-х годов. Энвайронмент натуралистического типа, имитирующий интерьер с фигурами людей, создавали скульптуры Д. Сегал, Э. Кинхольц, К. Олденбург, Д. Хэнсон. Подобные повторения реальности могли включать элементы бредовой фантастики. Другой тип энвайронмента представляет собой игровое пространство, предполагающее определенные действия зрителей.

Хэппенинг

Англ. happening - случающееся, происходящее. Разновидность акционизма, наиболее распространенного в авангардистском искусстве 60-70-х годов. Хэппенинг развивается как событие, скорее спровоцированное, чем организованное, однако инициаторы действия обязательно вовлекают в него и зрителей. Хэппенинг возник в конце 50-х годов как форма театра. В дальнейшем организацией хэппенинга чаще всего непосредственно в городской среде или на природе занимаются художники.

Они рассматривают эту форму как род движущегося произведения, в котором окружающая среда, предметы играют не меньшую роль, чем живые участники акции.

Действие хэппенинга провоцирует свободу каждого участника и манипуляцию предметами. Все действия развиваются по предварительно намеченной программе, в которой, однако, большое значение отводится импровизации, дающей выход различным бессознательным побуждениям. Хеппенинг может включать элементы юмора и фольклора. В хэппенинге ярко выразилось стремление авангардизма к слиянию искусства с течением самой жизни.

И наконец самый передовой вид современного искусства - Суперплоскость

Суперплоскость

Superflat - термин, придуманный современным японским художником Такаси Мураками (Takashi Murakami).

Термин Superflat создан для того, чтобы объяснить новый визуальный язык, активно применяемый поколением молодых японских художников, таких как Такаси Мураками: «Я думал о реалиях японского рисунка и живописи и о том, как они отличаются от западного искусства. Для Японии важно ощущение плоскости. Наша культура не обладает 3D-формами. 2D-формы, утвержденные в исторической японской живописи, сродни простому, плоскому визуальному языку современной анимации, комиксов и графического дизайна».

В наши дни, для того чтобы увидеть вдохновляющие произведения искусства , не обязательно идти в музей. Интернет дал людям возможность оценивать и наслаждаться искусством, предоставляя бесконечный поток шедевров. Однако нахождение того, что восхищает именно вас – это уже совсем другое дело. Нужно пересмотреть разные виды искусства, такие как художественные работы, скульптуры, фотографии и инсталляции. А это совсем не просто и занимает кучу времени. Поэтому сегодня мы представим вашему вниманию одни из самых популярных тенденций в искусстве в последние годы. От скульптур из книг до захватывающих инсталляций – это именно те тенденции, которыми люди не перестают восхищаться.

1. Скульптуры и инсталляции из книг


От невероятных книжных скульптур Брайана Деттмер (From Brian Dettmer) и Гая Ларамэ (Guy Laramee) до скульптуры рассыпающейся стены от Анук Круитоф (Anouk Kruithof) и затейливого иглу от Миллера Лагоса (Miler Lagos). Никогда ещё книги не пользовались такой популярностью в художественном искусстве. Исходя из того, что всё больше людей переходят на электронные книги, эти произведения искусства ценятся вдвойне. Они являются приятным напоминанием того, что, несмотря на то, что мы живём в век Интернета, книгам всегда будет отведено особое место.

2. Красивые инсталляции из зонтов


Зачастую зонты валяются в шкафу, пока не пойдёт дождь, но в последнее время они всё чаще появляются в различных инсталляциях по всему миру. Португальские зонты всех цветов радуги, розовая инсталляция в Болгарии – это не для того, чтоб люди не намокали, а для того, чтоб показать, как из обычных предметов можно создать целое искусство.

3. Интерактивное уличное искусство


Уличное искусство создаётся не только для социальных или политических целей, но и просто порадовать прохожих. От детей, катающихся на велосипедах Эрнеста Захаревича (Ernest Zacharevic) до лестницы метро Панья Кларк (Panya Clark) – эти инсталляции созданы для интерактивности. Специально или даже сами того не подозревая, прохожие становятся частью искусства, привнося новое измерение в уже и так интересную работу.

4. Творчество, созданное из тысяч вещей


Творчество, созданное из тысячи вещей, всегда интересно. Текущая река из книг Лузинтерруптуса (Luzinterruptus), ярко-красная птица, созданная из пуговиц и булавок Рэн Хуанга (Ran Hwang) – эти инсталляции показывают нам, как могут выглядеть тысячи вещей в руках терпеливых творцов. Кто знал, что пикселизированный портрет может быть сделан при помощи карандашей в стиле пуантиллизма, если б не Кристиан Фаур (Christian Faur)? Это хороший пример изобретательности в искусстве.

5. Эпичные скульптуры из Лего


Хотя классическим продуктом Лего являются пластмассовые кубики для детей, некоторые дизайнеры используют их для создания эпичных скульптур. Эти удивительные скульптуры строились очень осторожно, кирпичик за кирпичиком – Викторианский страшный дом, подземная пещера Бэтмена, римский Колизей, домик из Звёздных войн – все они поражают воображение.

6. Творчество всех цветов радуги


Одно- или двухцветные творения скучны – то ли дело творения, в которых сочетаются все цвета радуги! Создатели этих инсталляций умеют заставить улыбнуться. Проход с радужными окнами Кристофера Джэнни (Christopher Janney) или разноцветные дымовые шашки Олафа Брёнинга (Olaf Breuning) – на них не просто очень приятно смотреть, ими нужно проникнуться. Даже оригами и игрушечные машинки выглядят более занимательно, когда расположены в последовательности цветов радуги.

7. Наборы из маленьких людей


Эти фотографии показывают нам, как живут маленькие человечки. Сцены с едой Кристофера Боффоли (Christopher Boffoli) или мини-наборы на улицах от дизайнера Слинкачу (Slinkachu) – эти милые творения рассказывают смешные истории лилипутов, которые поймут и обычные люди. Это настоящее искусство, заставляющее нас чувствовать то, что мы никогда не чувствовали.

8. Тысячи LED лампочек


Эти инсталляции и скульптуры лучше всего наблюдать ночью или в тёмной комнате. При помощи дыма и лазера Ли Хью (Li Hu) создал жуткую кровать, вызывающую смешанные чувства. Макото Тоджики (Makoto Tojiki) развешивает лампочки на верёвках, создавая великолепные световые скульптуры людей, лошадей и птиц. Panasonic спустил по реке 100000 лампочек LED, чтобы воссоздать свечение светлячков.

9. Инсталляции из ниток


Нитками пользуются не только бабушки. В последнее время всё чаще они используются поверх винтажных фотографий или скульптур. Дизайнер Перскипере (Perspicere) натянул нитки так, что они имитируют брызги краски в форме сигнала Бэтмена. Гэбриел Дов (Gabriel Dawe) создал потрясающую инсталляцию всех цветов радуги, прикрепив огромное количество мотков ниток к потолку. По-видимому, нитки в дизайне сейчас актуальны.

10. Захватывающие интерактивные инсталляции


Хотя уличные инсталляции могут быть очень хороши, когда дизайнер работает в четырёх стенах – это позволяет ему развернуться шире. Французский дизайнер Серж Сала (Serge Salat) предлагает посетителям прогуляться через множество слоёв «За гранью» – мультимедийного опыта, сочетающего в себе восточное искусство с западным Ренессансом. Яёй Кусама (Yayoi Kusama) показывает, что случается, если детям предоставить неограниченное количество разноцветных наклеек. В барбакане Лондона недавно создали дождливую комнату, где посетители не намокнут. Кому бы не хотелось посетить одну из таких инсталляций?

Искусство существует так же долго, как и люди. Но древние художники, занимающиеся наскальной живописью, вряд ли могли себе представить, какие странные формы может принимать искусство современное.
1. Анаморфоз
Анаморфоз - это техника создания изображений, полностью увидеть и понять которые можно только взглянув на них под определённым углом, или с определённого места. В некоторых случаях правильное изображение можно увидеть только если смотреть на зеркальное отражение картины. Один из самых ранних примеров анаморфоза продемонстрировал Леонардо да Винчи в 15 веке. Другие исторические примеры этого вида искусства появились в эпоху Возрождения.
На протяжении веков эта техника развивалась. Началось всё с трёхмерных изображений, получаемых на обычной бумаге, и постепенно дошло до уличного искусства, когда художники имитируют различные отверстия в стенах, или трещины в земле.
А самый интересный современный пример - анаморфная печать. Однажды студенты Джозеф Иган и Хантер Томпсон, изучающие графический дизайн, нанесли на стены в коридорах своего колледжа искажённые тексты, прочитать которые можно было, только если посмотреть на них с определённой точки.

2. Фотореализм
Начиная с 60-х годов движение фотореалистов стремилось создать предельно реалистичные изображения, которые были почти неотличимы от реальных фотографий. Копируя мельчайшие детали, фиксируемые камерой, художники-фотореалисты стремились создать «картину картины жизни».

Ещё одно движение, известное как супер-реализм (или гипер-реализм), охватывает не только живопись, но и скульптуру. Также это движение находится под сильным влиянием современной поп-арт культуры. Но в то время как в поп-арте повседневные образы стараются из контекста убрать, фотореализм напротив, концентрируется на образах обычной, повседневной жизни, воссоздаваемых с максимально возможной точностью.
К наиболее знаменитым художникам-фотореалистам относятся Ричард Эстес, Одри Флэк, Чак Клоуз и скульптор Дуэй Хэнсон. Движение очень неоднозначно воспринимается критиками, которые считают, что в нём механическое мастерство явно превалирует над стилем и идеями.

3. Рисование на грязных машинах
Рисование на грязи, скопившейся на давно не мытой машине, тоже считается искусством, лучшие представители которого стремятся изобразить несколько больше банальных надписей вида «помой меня».

52-летний графический дизайнер по имени Скотт Уэйд стал очень известен из-за своих удивительных рисунков, которые он создавал, используя грязь на стёклах машин.


А начал художник с того, что использовал в качестве холста толстый слой пыли на дорогах Техаса, на дорогах он рисовал различные карикатуры, а создавал он их с помощью собственных пальцев, ногтей и небольших сучьев.

4. Использование жидкостей организма в искусстве
Это может показаться странным, но существует много художников, использующих в своих работах жидкости организма. Возможно, вы уже где-то читали об этом, но скорее всего, это была лишь верхушка этого отвратительного айсберга.

К примеру, художник из Австрии Херманн Нич использует в своей работе собственную мочу и большое количество крови животных. Подобные пристрастия возникли у него ещё в детстве, которое пришлось на Вторую мировую войну, и эти пристрастия на протяжении многих лет вызывали споры, было даже несколько судебных разбирательств.

Другой художник из Бразилии по имени Винициус Кесада работает с собственной кровью, и не использует кровь животных. Его картины, с болезненными оттенками красного, жёлтого и зелёного, передают очень мрачную, сюрреалистическую атмосферу.

5. Рисование частями собственного тела
Не только художники, использующие телесные жидкости, находятся сейчас на подъёме. Также набирает популярность использование частей собственного тела в качестве кистей. Взять хотя бы Тима Патча. Он больше известен под псевдонимом «Прикассо», который он взял в честь великого испанского художника Пабло Пикассо. А ещё он известен тем, что использует собственный пенис в качестве кисти. Этот 65-летний австралиец вообще не любит себя ни в чём ограничивать, так что помимо пениса он также использует для рисования ягодицы и мошонку. Этим необычным делом Патч занимается уже более 10 лет. И его популярность растёт год от года.

А Кира Айн Варседжи использует собственную грудь для того, чтобы рисовать абстрактные портреты. Хотя её часто критикуют, она, тем не менее, остаётся полноценным художником, который работает ежедневно (картины она также пишет и без использования груди).

6. Реверс трёхмерных изображений
В то время как анаморфоз старается сделать двумерные объекты похожими на трёхмерные, реверс трёхмерных изображений пытается сделать так, чтобы трёхмерный объект стал похож на двумерный рисунок.

Наиболее заметным художником в этой области является Алекса Мид из Лос-Анджелеса. В своей работе Мид использует нетоксичную акриловую краску, с помощью которой она заставляет своих ассистентов стать похожими на неодушевлённые двумерные картины. Эту технику Мид начала разрабатывать ещё в 2008-м году, а публике она была представлена в 2009-м году.

Работы Мид, это, как правило, человек, сидящий у стены, и окрашенный таким образом, чтобы у зрителя возникла иллюзия того, что перед ним - обычный холст с обычным портретом. Чтобы создать такое произведение, может потребоваться несколько часов.

Другой значимой фигурой в этой области является Синтия Грейг, художник и фотограф из Детройта. В отличие от Мид, Грейг использует в работе не людей, а обычные бытовые предметы. Она покрывает их углём и белой краской для того, чтобы они со стороны выглядели плоскими.

7. Тени в искусстве
Тени по своей природе мимолётны, так что трудно сказать, когда люди впервые начали использовать их для создания произведений искусства. Но современные «теневые художники» достигли невиданных высот в использовании теней. Художники используют тщательное позиционирование различных объектов для того, чтобы создавать красивые теневые образы людей, предметов или слов.

Наиболее заметные художники в этой области - Куми Ямашита и Фред Ердекенс.

Конечно, у теней несколько жутковатая репутация, и многие «теневые художники» используют в своих работах тематику ужасов, разрухи и городского упадка. Этим славятся Тим Нобл и Сью Вебстер. Самое известное их произведение называется «Грязный белый мусор», в котором мусорная куча бросает тень на двух людей, которые пьют и курят. В другой работе видна тень птицы, возможно, тень ворона, который клюёт пару отрубленных голов, насаженных на колья.


8. «Обратное граффити»
Как и рисование на грязных машинах, «обратное граффити» предполагает создание картины с помощью удаления лишней грязи, а не с помощью добавления краски. Художники часто используют мощные моечные установки, позволяющие удалить грязь со стен, и в процессе создать прекрасные образы. Началось всё это с художника Пола «Муза» Кертиса, который нарисовал свою первую картину на чёрной от никотина стене ресторана, в котором он мыл посуду.

Другой заметный художник - Бен Лонг из Великобритании, он практикует несколько упрощённую версию «обратного граффити», используя собственный палец для удаления грязи со стен, скопившейся там из-за выхлопов машин. Его рисунки держатся на удивление долго, до шести месяцев, при условии, что их не смоет дождь или не уничтожат вандалы.

9. Боди-арт иллюзии

Рисованием не теле в течение многих веков занимались буквально все. Даже древние египтяне и майя пробовали в этом свои силы. Однако боди-арт иллюзии поднимают эту древнюю практику на совершенно новый уровень. Как следует из названия, боди-арт иллюзия подразумевает использование человеческого тела в качестве холста, но на холсте этом создаётся нечто, способное обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут варьироваться от людей, раскрашенных как животные или машины, до образов дыр или ран, зияющих в теле.

10. Рисование светом
Как ни странно, самые первые практики световой живописи не воспринимали её как искусство. Фрэнк и Лилиан Гилбрет занимались проблемой повышения эффективности промышленных рабочих. В 1914-м году пара начала использовать свет и камеру для того, чтобы записать некоторые движения людей. Изучив полученные световые образы, они надеялись найти способы сделать работу персонала легче и проще.


А в искусстве этот метод начал использоваться в 1935-м году, когда художник-сюрреалист Ман Рэй использовал фотокамеру с отрытым затвором для того, чтобы снять самого себя, стоящего в потоках света. Очень долго никто не догадывался о том, что это за световые завитки изображены на фото. И только в 2009-м году стало ясно, что это не набор случайных световых завитков, а зеркальное отображение подписи художника.

Те, кто считает, что современное искусство — это сплошные бессистемные пятна на полотнах или выставки с незаправленными кроватями в роли экспонатов, очень удивятся, увидев следующие произведения, ведь современные художники, скульпторы и прочие творцы создают зачастую настоящие шедевры. Они смелые, они думающие, и они очень оригинальные! Взгляните сами, разве это не великолепно?

1. Торт Кубик Рубика


2. Русская сюжетная живопись в одной картинке - «Беда не приходит одна»


3. Художник приглашает смелых посетителей встать под 300 остроконечных вил, свисающих с потолка



4. Произведение с новой выставки известного уличного художника Бэнкси


5. Огромный корабль, созданный из бумажных корабликов



Произведение Клэр Морган «Water on the brain».

6. Произведения искусства из грязи на машинах



7. Великолепное блюдо от шеф-повара, созданное из армейского пайка


Шеф-повар Чак Джордж, оператор Джимми Плам и фотограф Генри Харгьюс объединились для создания этих любопытных инсталляций.


Свиной мозг с тушеной картошкой и говядина с красным соусом.


Чернослив, яблочный мармелад и плавленный сыр.

8. Что будет, если добавить немного цветов к известным спортивным логотипам?



9. Керамический поцелуй


10. Инсталляция «Люди, которых я вижу, но не знаю»



Тысячи миниатюрных металлических статуэток автора Зэдока Бэн-Дэвида.

11. Восхитительное граффити


12. Керамические смятые пивные банки


13. Инсталляция, полностью созданная из книг


14. Миниатюрные торты