Республика хакасия, история и география. Коренные народы Сибири: Хакасы

Хакасы (самоназвание тадар, хоорай), устаревшее название минусинские, абаканские (енисейские), ачинские татары (тюрки) - тюркский народ России, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины.

Хакасы разделяются на четыре этнографические группы: качинцев (хааш, хаас), сагайцев (са ай), кызыльцев (хызыл) и койбалов (хойбал). Последние почти полностью ассимилировались качинцами. Антропологически хакасы подразделяются на два типа смешанного происхождения, но в целом относящихся к большой монголоидной расе: уральский (бирюсинцы, кызыльцы, бельтыры, часть сагайцев) и южносибирский (качинцы, степная часть сагайцев, койбалы). Оба антропологических типа содержат в себе значительные европеоидные признаки и занимают промежуточное положение между европеоидной и монголоидной расами.

Хакасский язык относится к уйгурской группе восточно-хуннской ветви тюркских языков. По другой классификации относится к самостоятельной хакасской (кыргызско-енисейской) группе восточных тюркских языков. К хакасскому по языку близки кумандинцы , челканцы, тубалары (относятся к западно-тюркской северо-алтайской группе), а также киргизы, алтайцы, телеуты , теленгиты (относятся к западно-тюркской киргизско-кыпчакской группе). Хакасский язык включает четыре диалекта: качинский, сагайский, кызыльский и шорский. Современная письменность создана на основе кириллицы.

История

Согласно древне-китайским лепописям полулегендарная империя Ся, вступила в борьбу с другими племенами, населявшими территорию Китая в III тысячелетии до н.э. Эти племена назывались жуны и ди (возможно, их следовало бы считать одним народом жун-ди, так как они всегда упоминаются вместе). Имеются упоминания, что в 2600 г. до н.э. "Желтый император" предпринял против них поход. В китайском фольклоре сохранились отголоски борьбы "черноголовых" предков китайцев с "рыжеволосыми дьяволами". Китайцы выиграли "тысячелетнюю" войну. Часть побежденных ди (динлинов) была вытеснена на запад в Джунгарию, Восточный Казахстан, Алтай, Минусинскую котловину, где, смешавшись с местным населением стали основателями и носителями Афанасьевской культуры, имевшей, надо сказать, много общего культурой северного Китая.

Динлины населяли Саяно Алтайское нагорье, Минусинскую котловину и Туву. Тип их "характеризуется следующими признаками: рост средний, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, цвет кожи белый с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперед, прямой, часто орлиный, светлые глаза". Антропологически динлины составляют особую расу. Они имели "резко выступающий нос, сравнительно низкое лицо, низкие глазницы, широкий лоб - все эти признаки говорят о принадлежности их к европейскому стволу. Южносибирский тип динлинов, следует считать протоевропеоидным, близким к кроманьонскому. Однако прямой связи с европейцами динлины не имели, являясь ветвью, отклонившейся еще в палеолите.

Прямыми наследниками афанасьевцев были племена тагарской культуры, дожившей до III в. до н.э. Тагарцы впервые упоминаются в "Исторических записках" Сыма Цяня в связи с подчинением их хуннами в 201 году до н. э. При этом Сыма Цянь описывает тагарцев как европеоидов: "они вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами, черные волосы считаются нехорошим признаком".

Следует упомянуть также, что в задокументированной истории хунну имеются пробелы примерно с 1760 года по 820, затем по 304 год до н.э. Известно лишь, что в это время предки хунну, разбитые жунами и китайцами, отступали на север Гоби, где ареал их распространения захватывал и Минусинскую котловину. Таким образом, "посещение" хуннами Саяно-Алтая при Модэ было далеко не первым.

В V-VIII веках кыргызы были подчинены жужаням, Тюркскому каганату, Уйгурскому каганату. При уйгурах кыргызов было довольно много: больше 100 тысяч семейств и 80 тысяч воинов. В 840 году они разгромили Уйгурский каганат и образовали Кыргызский каганат, более 80 лет бывший гегемоном в Центральной Азии. Впоследствии каганат распался на несколько княжеств, сохранявших относительную независимость вплоть до 1207 года, когда были включены Джучи в состав Монгольской империи, где находились с XIII по XV век. Примечательно, что китайские историографы в более древние времена обозначали кыргызов этнонимами "гэгунь", "гяньгунь", "гегу", а в IХ-X веках (время существования Кыргызского каганата) стали передавать название этноса в форме "хягяс", что, в общем-то соответствует орхоно-енисейскому "кыргыз". Русские ученые, исследуя этот вопрос, называли этноним "хягяс" в удобной для русского языка форме произношения "хакасс".

В эпоху позднего средневековья племенные группы Хакасско-Минусинской котловины образовали этнополитическое объединение Хонгорай (Хоорай), включавшее четыре княжества-улуса: Алтысарский, Исарский, Алтырский и Тубинский. С 1667 государство Хоорай находилось в вассальной зависимости от Джунгарского ханства, куда в 1703 году была переселена большая часть его населения.

С XVI века началось русское освоение Сибири и в 1675 году на Сосновом острове (на месте сегодняшнего города Абакана) был построен первый в Хакасии русский острог. Однако окончательно закрепиться здесь России удалось лишь в 1707 году. Присоединение осуществлялось под сильным давлением Петра 1. С июля 1706 по февраль 1707 года он издал три именных указа с требованием основать острог на Абакане и закончить тем самым столетнюю войну по присоединению Хакасии. После присоединения территория Хакасии была административно разделена между четырьмя уездами - Томским, Кузнецким, Ачинским и Красноярским, а с 1822 вошла в состав Енисейской губернии.

С приходом русских хакасы были обращены в христианскую веру, однако еще долгое время верили в могущество шаманов, отдельные ритуалы поклонения духам остались до сих пор. В конце XIX века хакасы подразделялись на пятъ этнических групп: сагайцы, качинцы, кызыльцы, койбалы и бельтыры.

Быт и традиции

Традиционным занятием хакасов было полукочевое скотоводство. Разводились лошади, крупный рогатый скот и овцы, почему хакасы называли себя "трехстадным народом". Значительное место в хозяйстве хакасов (кроме качинцев) занимала охота (мужское занятие). Ко времени присоединения Хакасии к России ручное земледелие было распространено только в подтаежных районах. В XVIII веке основным земледельческим орудием служил абыл - тип кетменя, с конца XVIII - начала XIX века соха - салда. Основной посевной культурой был ячмень, из которого делали талкан. Осенью в сентябре подтаежное население Хакасии выезжало на сбор кедрового ореха (хузук). Весной и в начале лета женщины и дети выходили на промысел съедобных кореньев кандыка и сараны. Сушеные корни мололи на ручных мельницах, из муки делали молочные каши, пекли лепешки и т. д. Занимались выделыванием кож, катанием войлоков, ткачеством, свиванием арканов и т. д. В XVII-XVIII веках хакасы подтаежных районов добывали руду и считались искусными плавильщиками железа. Небольшие плавильные печи (хура) сооружались из глины.

Во главе степных дум стояли беги (пиглер), называемые в официальных документах родоначальниками. Назначение их утверждалось генерал-губернатором Восточной Сибири. Бегу подчинялись чайзаны, стоявшие во главе административных родов. Роды (сеок) - патрилинейные, экзогамные, в XIX веке расселялись дисперсно, но сохранялись родовые культы. Родовая экзогамия стала нарушаться с середины XIX века. Соблюдались обычаи левирата, сорората, избегания.

Основным видом поселений были аалы - полукочевые объединения нескольких домохозяйств (10-15 юрт), как правило, родственных между собой. Поселения делились на зимние (хыстаг), весенние (частаг), осенние (кустег). В XIX веке бульшая часть хакасских хозяйсв стала кочевать только два раза в году - с зимника на летник и обратно.

В древности были известны "каменные городки" - крепостные сооружения, расположенные в горных местах. Легенды связывают их возведение с эпохой борьбы против монгольского владычества и русского завоевания.

Жилищем служила юрта (иб). До середины XIX века бытовала переносная круглая каркасная юрта (тирмелг иб), летом покрытая берестой, а зимой войлоком. Чтобы войлок не намокал от дождя и снега, его сверху еще закрывали берестой. С середины XIX века на зимниках стали строить стационарные срубные юрты "агас иб", шести-, восьми-, десятиугольные, а у баев двенадцати- и даже четырнадцатиугольные. В конце XIX века войлочных и берестяных юрт уже не было.

В центре юрты располагался очаг, над ним в крыше делалось дымовое отверстие (тунук). Очаг был выложен из камня на глиняном поддоне. Здесь же ставился железный треножник (очых), на котором находился казан. Дверь юрты была ориентирована на восток.

Основным видом одежды служили у мужчин рубаха, у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шелка. Мужская рубаха кроилась с поликами (ээн) на плечах, с разрезом на груди и отложным воротником, застегивающимся на одну пуговицу. Спереди и сзади ворота делались складки, благодаря чему рубаха была очень широка в подоле. Широкие рукава со сборками у поликов заканчивались узкими обшлагами (мор-кам). Под мышками вставлялись квадратные ластовицы. Женское платье имело такой же покрой, но было значительно длиннее. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зеленые, коричневые, бордовые и черные ткани. Полики, ластовицы, обшлага, кайма (кoбее), идущая вдоль подола, и углы отложного воротника делались из материи другого цвета и украшались вышивкой. Женское платье никогда не подпоясывалось (за исключением вдов).

Поясная одежда мужчин состояла из нижних (ыстан) и верхних (чанмар) штанов. Женские штаны (субур) обычно шились из синей ткани (дабы) и по своему покрою не отличались от мужских. Штанины заправлялись в голенища сапог, ибо концов их не должны были видеть мужчины, особенно свекор.

Мужские халаты-чимче обычно шили из сукна, праздничные - из плиса или шелка. Длинный шалевый воротник, обшлага рукавов и борта обшивались черным бархатом. Халат, как и любая другая мужская верхняя одежда, обязательно подпоясывался кушаком (хур). С левой его стороны прикреплялся нож в деревянных, орнаментированных оловом ножнах, за спиной привешивалось за цепочку огниво с инкрустацией из кораллов.

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку-сигедек. Девушки и вдовы не имели право носить его. Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырех проклеенных слоев ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шелком или плисом. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) - нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетенными из цветных шелковых ниток.

Весной и осенью молодые женщины надевали распашной кафтан (сикпен, или хаптал) из тонкого сукна двух типов: отрезной и прямой. Шалевый воротник покрывали красным шелком или парчой, на лацканы нашивали перламутровые пуговицы или раковины каури, края окаймляли жемчужными пуговицами. Концы обшлагов сикпена (как и другой женской верхней одежды) в долине Абакана делали со скошенным выступом в форме конского копыта (омах) - для прикрытия лица стыдливых девушек от назойливых взглядов. Спинка прямого сикпена украшалась растительным орнаментом, линии проймы обшивались декоративным швом oрбе - "козлик". Отрезной сикпен украшали аппликациями (пыраат) в форме трехрогой короны. Каждый пыраат обшивали декоративным швом. Над ним вышивали рисунок "пять лепестков" (пис азыр), напоминающий лотос.

Зимой носили овчинные шубы (тон). Под рукавами женских выходных шуб и халатов делали петли, куда привязывали большие шелковые платки. Зажиточные женщины вместо них привешивали длинные сумочки (илтик) из плиса, шелка или парчи, вышитые шелком и бисером.

Типичным женским украшением был нагрудник пого. Основу, вырезанную в виде полумесяца с закругленными рожками, обтягивали плисом или бархатом, обшивали перламутровыми пуговицами, кораллом или бисером в виде кругов, сердечек, трилистников и других узоров. По нижнему краю пускалась бахрома из бисерных снизок (силби рге) с мелкими серебряными монетками на концах. Пого готовили женщины своим дочерям перед свадьбой. Замужние женщины носили коралловые сережки ызырва. Кораллы покупались у татар, которые привозили их из Средней Азии.

Девушки до замужества носили множество косичек с накосными украшениями (тана поос) из дубленой кожи, покрытой плисом. Посредине нашивали от трех до девяти перламутровых блях (тана), иногда соединенных между собой вышитыми узорами. Края орнаментировали радужной каймой чеек. Замужние женщины носили две косы (тулун). Старые девы носили три косички (сурмес). Женщины, имеющие внебрачного ребенка, были обязаны носить одну косу (кичеге). Мужчины носили косичку кичеге, с конца XVIII века стали подстригать волосы "под горшок".

Основной пищей хакасов служили зимой мясные, летом - молочные блюда. Распространены супы (угре) и бульоны (мун) с отварным мясом. Наиболее популярными были крупяной суп (чарба угре) и ячменный (кoче угре). Праздничным блюдом считается кровяная колбаса (хан-сoл). Основным напитком был айран из кислого коровьего молока. Айран перегоняли на молочную водку (айран арагазы).

Религия

Среди хакасов издревле был развит шаманизм. Шаманы (камы) занимались лечением и возглавляли общественные моления - тайых. На территории Хакасии насчитывается около 200 родовых культовых мест, где совершались жертвоприношения (белого барашка с черной головой) верховному духу неба, духам гор, рек и др. Они обозначались каменной стелой, алтарем или насыпанной каменной грудой (обаа), рядом с которыми устанавливали березки и привязывали красно-бело-синие ленточки-чалама. Как национальная святыня хакасами почитается Борус - пятиглавая вершина на Западных Саянах. Поклонялись также домашнему очагу, семейным фетишам (тесям).

После вхождения в состав России хакасы были обращены в православие, зачастую насильно. Однако, не смотря на это, до сих пор среди хакасов сильны древние традиции. Так с 1991 стал отмечаться новый праздник - Ада-Хоорай, основанный на древних ритуалах и посвященный памяти предков. Он проводится, как правило, на старых культовых местах. Во время моления после каждого ритуального обхода алтаря все опускаются на колено (мужчины - на правое, женщины - на левое) и троекратно припадают лицом к земле по направлению к восходу солнца.

Стоянка Малая Сыя (30-35 тыс. л. н.) на берегу реки Белый Июс , где были найдены сверленые украшения, обработанные резцами .

Историко-культурное наследие

Традиции государственности

Первое государство на территории Южной Сибири возникло в -III веках до н. э. Древнекитайские летописи называли его создателей народ «динлины » (кит. 丁零 ), а государство - «Динлин-го» (丁零国).

Первые контакты между кыргызами и русскими начались с постройки в 1604 году Томского острога на земле эуштинских татар - кыштымов кыргызских беков . Затем более ста лет шёл очень сложный и болезненный процесс вхождения Хакасии под юрисдикцию Русского царства .

Российский период

Датой официального закрепления Хакасии за Российской империей можно считать 20 августа 1727 года , когда между Россией и Китаем был заключён пограничный трактат . Все земли, находившиеся на северной стороне Саян , отошли к России, на южной - к Китайской империи.

Фактическое закрепление территории Хакасии произошло позже. В 1758 году китайские войска вторглись на Алтай и разгромили Джунгарию . Возникла угроза нарушения официально признанных границ Российской империи . На этом их участке царское правительство в спешном порядке разместило казачьи гарнизоны. Со времени, когда пограничную службу стали нести казаки , произошло фактическое закрепление Хакасии за Российской империей.

В XIX в. коренное население именовалось российскими властями минусинскими (абаканскими, ачинскими) татарами. Им было предоставлено самоуправление в рамках Устава об управлении инородцев : Степные думы и инородные управы .

Хакасская автономная область была образована 20 октября 1930 года , много лет входила в Красноярский край ; в 1990 году была переименована в Хакасскую АССР , в 1991 году - в Хакасскую ССР . В 1992 году Хакасская ССР вышла из состава Красноярского края, получив наименование «Республика Хакасия».

Напишите отзыв о статье "История Хакасии"

Примечания

Литература

  • История Хакасии с древнейших времен до 1917 / Под ред. Л. Р. Кызласова. - М .: Восточная литература, Наука, 1993. - 528 с. - 10 700 экз. - ISBN 5-02-017080-1 . (в пер.)
  • Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М., 1984.


Отрывок, характеризующий История Хакасии

– Э, пустое болтать! – сказал фельдфебель.
– Али и тебе хочется того же? – сказал старый солдат, с упреком обращаясь к тому, который сказал, что ноги зазнобил.
– А ты что же думаешь? – вдруг приподнявшись из за костра, пискливым и дрожащим голосом заговорил востроносенький солдат, которого называли ворона. – Кто гладок, так похудает, а худому смерть. Вот хоть бы я. Мочи моей нет, – сказал он вдруг решительно, обращаясь к фельдфебелю, – вели в госпиталь отослать, ломота одолела; а то все одно отстанешь…
– Ну буде, буде, – спокойно сказал фельдфебель. Солдатик замолчал, и разговор продолжался.
– Нынче мало ли французов этих побрали; а сапог, прямо сказать, ни на одном настоящих нет, так, одна названье, – начал один из солдат новый разговор.
– Всё казаки поразули. Чистили для полковника избу, выносили их. Жалости смотреть, ребята, – сказал плясун. – Разворочали их: так живой один, веришь ли, лопочет что то по своему.
– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.

Республика Хакасия с древних веков до XVI в.

В VIII веке в средневековой Хакасии появляются крупные городские центры, сооружаются храмовые, дворцовые и административные комплексы.
Наибольшее значение имел центральный столичный город — хакасский Орду-Балык в дельте р. Уйбат.
Во второй половине VIII века в верховьях Уйбата возник храмовый город — хакасский Тигир-Балык. Древнехакасское государство подвергалось набегам каганатов тюрков и уйгуров.
С 632 г. хакасы искали союзников для борьбы с завоевателями в Китае.
В начале VIII в. наибольшую угрозу для древних хакасов представлял каганат орхонских тюрков (Орхон — река в Монголии, на которой располагалась ставка тюркского кагана).
Легендарный хакасский правитель — Барс-бег, заручившись поддержкой китайцев и тюргешей (тюркоязычного народа Средней Азии), объявил себя каганом, что означало претензию на полную самостоятельность Древнехакасского государства.
В 710-711 гг. тюрки предприняли военный поход через Саяны, одержали победу и убили Барс-кагана.
Вскоре в 40-х гг. VIII в. тюрки были разбиты уйгурами, основавшими свой каганат и ставшими с 745 г. полными хозяевами Центральной Азии.
В начале IX в. правитель Древнехакасского государства вновь объявил себя каганом, что привело к двадцатилетней войне с уйгурами.
Наконец, в 840 г. древнехакасская армия атаковала уйгурскую столицу — Орду-Балык. Уйгурский каган пал в бою, его войско было рассеяно. Этот период истории назван «кыргызским великодержавием».
В середине IX в. древнехакасское государство на западе доходило до Иртыша, на севере и востоке ограничивалось Ангарой, на юге — пустыней Гоби.
Продолжали расширяться торговые связи — в Хакасию приходили караваны из городов Восточного Туркестана, Афганистана, Средней Азии, Китая и Тибета.
К IX в. часть древнехакасской знати приняла одну из религий, возникших в Западной Азии, — манихейство. К периоду становления и укрепления Древнехакасского государства (VI-VIII вв.) относятся последние грандиозные мегалитические комплексы — чаатасы (по-хакасски — «камень войны»).
X-XI вв. — это время максимального могущества Кыргызского каганата.
В 1207 г. территория Хакасии была включена в состав монгольской кочевой империи на правах тумена. В 1293 г. было окончательно уничтожено не только древнехакасское государство, но и все достижения саяно-алтайских народов: пашенное земледелие с искусственным орошением, градостроительство, письменность, высокий уровень государственного строя и многие другие социально-экономические и культурно-бытовые достижения.
В конце XIV в. долина Среднего Енисея отошла в ведение ойратов, которых в 1399 г. возглавила кыргызская династия. В период с XV по XVII вв. XV-XVI в. различные племенные группы Минусинской котловины под эгидой кыргызов образовали этнополитическое объединение «Хонгор» или «Хонгорай».

Республика Хакасия в XVII-XVIII вв.

Монгольский период в истории Хакасии характеризуется громадными людскими потерями, упадком культуры, феодальной раздробленностью. После разрушения Хакасского государства разрозненные феодальные княжества на территории Хакасии так и не смогли создать прочный единый союз в силу внешних и внутренних причин. Определенная стабильность произошла лишь к началу ХVII в., когда сформировались четыре феодальных улуса (княжества) Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский. Правили улусами князья из господствующего рода кыргыз.
Процесс вхождения Хакасии в состав России был длительным, противоречивым.
В марте 1707 года царь Петр I подписал Указ о сооружении острога в Хакасии, который был построен за пятнадцать дней, с 4 по 18 августа 1707 года. Этот год и является годом вхождения Хакасии в состав России. Для окончательного закрепления Хакасии в составе России на ее южной границе в 1718 году построили еще один острог -Саянский.
Территория Хакасии интересовала царскую власть прежде всего своими богатствами. Еще при Петре I Д.Г.Мессершмидт сделал первые описания природы Хакасии и ее полезных ископаемых. Это способствовало развитию здесь промышленности. К началу 30-х годов ХVIII века были открыты многие медные месторождения: Сырское, Майнское, Базинское, где организуется промышленная добыча руды. В 1740 году строится два завода: Луганский медеплавильный и Ирбинский железоделательный.
Для обеспечения сырьем металлургических заводов в 30-40-е годы ХVIII века разрабатываются рудники Карышский и Заступовский на р. Белый Июс, Ербинский на реке Ерба, Аскизский, Базинский,Сырский и Таштыпский на реке Абакан, Майнский и Уйский на реке Енисей.

Республика Хакасия в XIX в.

Важное место в развитии хозяйства Хакасско-Минусинского края играла золотодобыча, где с 30 - 40-х годов Х1Х века в Сибири началась «золотая лихорадка». К 1860 году на территории Минусинского и Ачинского округов работало 127 приисков. Основными районами добычи золота были рудники Сарала, Богомдарованный (ныне рудник Коммунар) и Балахчино. В 1852 году в Минусинском округе на золотых приисках и рудниках работало 3800 рабочих. Началось формирование рабочего класса.
За два столетия со времени вхождения Хакасии в состав России, ее территория была заселена и освоена русским населением. уже в 1822 году на территории Хакасско- Минусинского края насчитывалось 90 русских поселений.
В ХVIII веке в хакасских хозяйствах преобладало скотоводство. Чисто скотоводческие хозяйства земледелием не занимались, разводили скот в больших количествах. А земледельческие хозяйства наряду с хлебопашеством имели скот в умеренных размерах. Охотничьи хозяйства промышляли звероловством, держали немного скота и в небольших количествах сеяли хлеб.
Во всех скотоводческих хозяйствах табунное коневодство в структуре стада занимало первое место.
В ХIХ веке хакасы переходят от полукочевого скотоводческого хозяйства к полуоседлому с двумя перекочевками в год.
Пушной промысел в ХIХ веке становится товарным. По переписи 1890-1891 годов охотников-промысловиков в Хакасии насчитывалось 1714 человек, из них 67% приходилось на Аскизское ведомство.

Республика Хакасия в XX в.

Накануне Октября 1917 года характерной особенностью Хакасии была многоукладная экономика, она включала в себя патриархально-феодальный, патриархально-родовой, мелкотоварный и частнокапиталистический уклады, которые переплелись между собой и в «чистом» виде не существовали.
Абсолютное большинство хакасского населения в то время занималось единоличным сельскохозяйственным производством, причем 93,7% не использовали наемный труд. Баи составляли только 2,5%.
ХХ век был переломным в истории Хакасии. Советская власть изменила структуру народного хозяйства Хакасии. Она из аграрной, преимущественно скотоводческой, превратилась в индустриальный регион. Здесь были построены крупные предприятия: Саянский алюминиевый завод, «Абаканвагонмаш», Сорский молибденовый комбинат, Абаканский и Тейский железные рудники и многие другие. Энергетическим сердцем Хакасии стала Саяно-Шушенская ГЭС.
Национально-государственное строительство хакасского народа в советский период можно условно разделить на четыре этапа.
Первый из них охватывает 1917-1923 годы. Он характеризуется советизацией хакасского улуса, приобщением хакасов к социалистическому строительству в рамках Минусинского и Ачинского уездов. Этот этап консолидации Хакасии в особую административную единицу.
Объединением хакасской народности в уезд, а затем и в округ начинается второй этап (1924-1930) годы. В рамках административных образований хакасский народ проходит школу государственного управления и развития политической активности трудящихся масс.
С предоставлением (20 октября 1930 года) хакасскому народу государственности в форме автономной области начинается третий этап, когда автономным областям предоставлялись некоторые права и самостоятельность в решении вопросов, связанных с национальными особенностями и бытом народностей, образовавших их, и определением конкретных форм осуществления общегосударственных задач.
В годы Великой Отечественной войны многие жители Хакасии сражались на фронтах, 20 из них присвоено звание Героя Советского Союза.
В послевоенные годы происходило дальнейшее социально-экономическое развитие области, достигшее наивысших показателей к началу 1980-х гг.
В июле 1991 г. Хакасская автономная области Красноярского края была преобразована в Республику Хакасия. В мае 1995 г. была принята Конституция Республики Хакасия.

Республика Хакасия расположена в юге Западной Сибири в левобережной части бассейна реки Енисей, на территориях Саяно-Алтайского нагорья и Хакасско-Минусинской котловины. На западе Республика Хакасия граничит с Кемеровской областью, с юга с республиками Алтай и Тыва, с востока с Красноярским краем. Хакасия вытянута с севера на юг на 450 км., с запада на восток - до 250 км. Площадь республики 61,9 тыс. Кв.км. Численность населения 538 054 человек (по данным переписи 2009 года), плотность населения - 8,7 чел./кв.км., удельный вес городского населения - 71,1 %.

По характеру рельефа выделяют горную (восточные склоны Кузнецкого Алатау и Абаканского хребта, северные склоны Западного Саяна - высота до 2930 м) и равнинную (Минусинская, Чулымо-Енисейская котловины) части. Равнинные участки расположены по долинам рек и носят название степей (Абаканская, Койбальская). Главные реки - Енисей, Абакан. Многочисленны озера с пресной (Черное, Фыркал, Иткуль) и соленой (Беле, Шира) водой. Климат резко континентальный. Зима холодная и малоснежная (в котловинах), средняя температура января -18 °С. Лето в котловинах жаркое (средняя температура июля +18 °С), в предгорьях и горах более прохладное. Осадков от 300 мм в год в котловинах до 700 мм в горах. Горно-таежными лесами занят весь запад и юг Хакасии, площадь, покрытая лесами, составляет 3,3 млн. Га. В степных и предгорных районах Хакасии обитают крот, горностай, колонок, в горах - белка, заяц-беляк, волк, лисица, медведь, из птиц - рябчик, глухарь, в реках - таймень, линь, налим.

В начале средних веков в верховьях Енисея сложился Кыргызский (Хакасский) каганат. Местные жители пользовались собственной письменностью, которая существовала до монгольского завоевания. С XIII века усилилось монгольское давление, завершившееся вторжением монголов на территорию каганата в 1293 году. Для монгольского периода в истории Хакасии характерны людские потери, упадок культуры, феодальная раздробленность. В XVII веке сформировались четыре улуса (княжества): Алтысарский, Алтырский, Езерский и Тубинский. Правили улусами князья из рода Кыргыз.

В XVIII веке началось освоение русскими Хакасии. В 1707 году по указу Петра I в Хакасии был построен острог. Этот год считается датой вхождения Хакасии в состав России. Для закрепления Хакасии в составе России на ее южной границе в 1718 году был построен Саянский острог. Освоению Хакасии во многом способствовали открытые залежи медной и железной руды. К началу 1730-х годов были открыты медные месторождения: Сырское, Майнское, Базинское. В 1740 году были построены два завода: медеплавильный Луганский и железоделательный Ирбинский. Для обеспечения сырьем металлургических заводов в 1730-1740-е годы были разработаны рудники Карышский и Заступовский на реке Белый Июс, Ербинский - на реке Ерба, Аскизский, Базинский,Сырский и Таштыпский - на реке Абакан, Майнский и Уйский на реке Енисей. Важное место в развитии хозяйства Хакасско-Минусинского края играла и золотодобыча. К 1860 году на территории Минусинского и Ачинского округов работало 127 приисков. Основными районами добычи золота были рудники Сарала, Богомдарованный (ныне рудник Коммунар) и Балахчино. В 1852 году в Минусинском округе на золотых приисках и рудниках работало около 4 тысяч человек. Территория Хакасии была освоена русским населением в первой четверти 19 века, тогда здесь начитывалось 90 русских поселений. В хакасских хозяйствах преобладало скотоводство. Охотничьи хозяйства промышляли звероловством, держали немного скота и в небольших размерах сеяли хлеб. Во всех скотоводческих хозяйствах табунное коневодство в структуре стада занимало первое место. Пушной промысел в 19 веке становится товарным. По переписи 1890-1891 годов охотников-промысловиков в Хакасии насчитывалось 1714 человек.

В XVIII веке хакасы оставались шаманистами. По их представлениям мир был населен духами-хозяевами; реки, горы, тайга имели своего духа-хозяина. В XVII веке с приходом русских были построены православные церкви в русских острогах Томском, Красноярском и Караульном. Вначале крещение принимали хакасы, поступившие на службу к царским властям, позднее православие стало насаждаться по всей Хакасии. Несмотря на принятие христианства, хакасы верили в могущество шаманов, до сих пор в обыденном сознании осталось поклонение духам. В 18 веке социально-классовая структура хакасского общества существенно изменилась. Понятие "киргизские князцы" постепенно исчезло из употребления, все больше своим богатством стали выделяться баи из качинских родовых групп. Своим богатством выделялась семья Картиных. Бедная часть хакасского населения работала по найму у баев, иногда уходила на заработки в русские деревни к богатым крестьянам и на прииски к золотопромышленникам. В 1880-х годах на приисках Минусинского и Ачинского округов хакасы составляли 5,5%, в 1890-е годы - 8,6% всех рабочих. К концу 19 века хакасы состояли из пяти этнических групп: сагайцы, качинцы, кызыльцы, койбалы и бельтыры, они почти полностью сохранили свой родной язык. Русский язык по данным на 1910 год знало 31% хакасского населения. На территории хакасских ведомств коренное население в 1910 году составляло 98,3%.

В советское время в конце 1923 года был образован Хакасский национальный уезд Енисейской губернии, который затем был преобразован в национальный уезд с центром в Усть-Абаканске. В 1925 г. Уезд был преобразован в округ с переименованием его центра в Хакаск. 20 октября 1930 г. Была образована Хакасская автономная область с тем же центром, переименованным в Абакан. В это время автономная область входила в состав Сибирского края с центром в Новосибирске, а затем - в состав Западно-Сибирского края, а с 7 декабря 1934 года вошла в состав вновь образованного Красноярского края. 3 июля 1991 г. Верховный Совет РФ поддержал решение сессии Хакасского областного Совета народных депутатов о преобразовании Хакасской автономной области в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР. 29 января 1992 г. Вновь избранный Верховный Совет переименовал Хакасскую Советскую Социалистическую Республику в Республику Хакасию.

Связанные статьи:

Асочакова А.З. Земля предков 1990

На свете мало земель, где всюду видны древние памятники. Хакасия именно такова. В какой бы местности вы ни находились, в какую бы сторону вы здесь ни посмотрели - взгляд обязательно найдет явные следы древней цивилизации. Крупные, обставленные высокими камнями курганы; загадочные изваяния с грозными ликами; огромные глыбы и менгиры; испещренные рисунками всех эпох поверхности скал; каменные стены крепостей на горных вершинах; стелы с высеченными на них местными письменами, стихами, прославляющими былых героев. Многие из этих монументов древнее или равны по возрасту египетским пирамидам, гробницам древнеиранских царей, мавзолеям китайских императоров. Никакого отставания древнейшего и средневекового населения Хакасии от уровня развитых племен Европы и Азии не было. Ни в древности, ни в раннем средневековье Южная Сибирь не была окраиной культурного мира. Более того, она вносила немалый вклад в развитие цивилизации Евразии. (Источник: Кызласов И. Вступление./ И. Кызласов.// Сокровища культуры Хакасии./ гл. ред. А.М. Тарунов. – М.: НИИЦентр, 2008. – 512 с. – (Наследие народов Российской Федерации. Вып.10) .- С.2)

История - увлекательная и познавательная наука. Без знаний прошлого человек не может понять настоящее и предвидеть будущее. Древние называли историю «наставницей жизни». Каждый образованный человек должен знать историю и культуру своей страны, своего народа.

На сайте уделено большое внимание истории памятников материальной и духовной культуры населения Хакасско - Минусинской котловины.

Чебодаев П.И. в книге "История Хакасии" пишет "...это курганы хакасских степей разных эпох, петроглифы, письмена, каменные изваяния, орудия труда и вооружения, устное народное творчество (фольклор). В этих памятниках культуры воплощено лучшее наследие прошедших поколений, Однако под воздействием времени, особенно людей, немало памятников археологии и этнографии разрушены и пришли в негодность как исторический источник. Вместе с ними ушли некоторые тайны хакасской истории и культуры. Поэтому так важно сохранять доставшие нам памятники народной старины для сегодняшнего и будущих поколений".

История Южной Сибири и Хакасии до присоединения к России

100-35 тыс. лет назад

Каменный век. Средний палеолит. Появление первых людей на берегах Среднего Енисея. Грот Двуглазка, грот Проскурякова на Чулыме

35-10 тыс. лет назад

Каменный век. Поздний палеолит. Возникновение родового строя. Афонтовская культура. Кокоревская культура. М. Сыя на реке Белый Июс

10-8 тыс. лет назад

Каменный век. Мезолит. Появление лука и стрел.

7-3 тыс. до н.э.

Каменный век. Неолит. Начало развития скотоводства и земледелия на Среднем Енисее. Появление глиняных сосудов и наскальных изображений

Начало 3 тыс.до н.э.

Каменный век. Поздний неолит. Тазминская культура. (О существовании этой культуры высказал свое предположение археолог, д.и.н., проф. МГУ, Л.Р. Кызласов на основе многолетних исследований)

Середина 3 тыс.до н.э.

Медно - Каменный век. Энеолит. Афанасьевская культура

Конец 3 тыс.до н.э. - начало 2 тыс.до н.э.

Бронзовый век. Окуневская культура

Середина 2 тыс. до н.э.

Бронзовый век. Андроновская культура.

13-8 вв. до н.э.

Бронзовый век. Карасукская культура.

7-3 вв. до н.э.

Ранний Железный век. Тагарская культура. Государство Динлинов

Около 201-40 гг. до н.э.

Железный век. Господство гуннов на Среднем Енисее.

1 в. до н.э. - 5 н.э.

Железный век. Таштыкская культура.

Конец 5 - начало 4 в..н.э.

Раннее Средневековье . Образование Древнехакасского (кыргызского) государства.

7 в..н.э.

Средневековье. Возникновение древнехакасской или древнеенисейской письменности.

9-12 вв.

Средневековье. Расцвет Древнехакасского государства. Феодальная раздробленность. Культура чаатас. Города.

1207 г .

Вторжение монголо - татар в Древнехакасское государсво

1218, 1254, 1274-1293 гг.

Восстания хакасского народа против монголо-татарского ига.

1293 г .

Разгром монгольской армией Хубулая древних хакасов и ликвидация древнехакасской государственности.

1368 г .

Распад Монгольской империи.

Около 15-14 вв.

Образование Алтысарского, Алтырского, Тубинского и Езерского княжеств.

Конец XVI в.

Установление над Хакасией власти северо-западных монголов

1667 г .

Установление джунгарского господства над Хакасией

1608 г .

Начало присоединения Хакасии к России