Сочинение: Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание. Преступление и наказание характеристика образа раскольникова родиона романовича Раскольников описание героя

Родион Раскольников – центральный персонаж одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Образ этого героя, равно как и всех остальных, описанных великим русским писателем, наполнен глубоким философским смыслом. Для того чтобы лучше его понять, нужно проанализировать сущность Раскольникова и основные поступки, совершаемые им в романе.

Идея Раскольникова

Внешность персонажа, несомненно, имеет большое значение. С самых первых строчек произведения в воображении читателя создается образ довольно красивого молодого человека: у него высокий рост, русые волосы, темные глаза. Однако одежда Родиона Раскольникова изношена, а живет он в тесной комнате; видно, что юноша находится в трудном финансовом положении. Из-за этого молодой человек стал замкнут; ему, умному и гордому человеку, было унизительно ощущать себя бедным. Он отдает вещи старой процентщице, чтобы получить хоть какие-то деньги, и вскоре решает убить старуху, а ее деньги использовать для помощи молодым людям. Такая идея была порождена рассуждениями юноши о делении людей на обычных и «право имеющих»; первые должны просто существовать, полностью подчиняясь воле вторых, которые могут распоряжаться человеческими судьбами и нарушать законы во имя достижения различных высоких целей. Отнеся себя ко второй категории, Родион считал, что сможет улучшить качество жизни многих людей, пользуясь своим правом.

Разочарование

Однако осуществление этого плана не улучшило состояния Раскольникова: молодому человеку становится страшно и неприятно, он фактически находится на грани сумасшествия. Но это состояние вызвано не совершением тяжкого преступления, а тем, что он не выдержал поставленного перед собой испытания и, следовательно, не является «право имеющим». Очевидно, что он совершил преступление из-за своей нищеты, подтолкнувшей его на подобные рассуждения. Юноша живет в постоянном страхе и напряжении, ему трудно, но он из гордости не признает своих ошибок. Раскольников начинает бросаться в крайности: то совершает благородные поступки, например, отдает все свои деньги на похороны Мармеладова, то срывает свою злость на близких людях. Он боится осквернить честь родных своим страшным поступком. Через некоторое время ему стало невыносимо держать в себе всю накопившуюся на душе тяжесть. Человеком, которому он смог открыться, стали не родные и не близкий друг Разумихин, а Соня Мармеладова – девушка с непростой судьбой, вынужденная зарабатывать деньги на панели для того чтобы кормить свою семью.

Помощь Сони

Скромная Соня постоянно терпит обиды и унижения, но сильная вера в Бога помогает ей переносить все трудности и даже жалеть окружающих ее людей. Раскольников рассказывает ей о содеянном, и вскоре по совету девушки признается в этом и следователю. Он должен отправиться на каторгу; однако более страшное для него наказание – терзания совести и необходимость обманывать близких людей – оказывается позади. Соня едет в Сибирь вместе с Родионом, и впоследствии ее любовь и терпение помогают молодому человеку обратиться к богу, по-настоящему ощутить раскаяние и начать новую жизнь.

Основная идея (заключение)

Через образ главного героя писатель раскрывает перед читателями основную идею произведения: ни один человек не может остаться безнаказанным, и самым тяжелым наказанием являются испытываемые им душевные муки. Любовь к ближним, вера в Бога и следование принципам нравственности помогут каждому прожить жизнь как можно лучше. В конце романа это осознал и его главный герой – Родион Раскольников.

Роман Достоевского – удивительное произведение русской литературы. О нем спорят во все столетия. Никто не может пройти мимо текста, не оставив в нем частичку своей души.

Образ и характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание» - это основные части содержания, дающие понимание всему сюжету книги и состоянию целой эпохи русской истории.

Внешность героя

Для понимания характера и проникновения в суть персонажа начинают с внешности. Родион Раскольников – соединение красоты лица и фигуры с бедностью одежды. О внешности сказано в романе немного, но представить молодого человека несложно:

  • пронзительные глаза темного цвета;
  • «…все лицо прекрасное…»;
  • замечательно «…хорош, … привлекателен собой…»;
  • Темные волосы;
  • Чуть выше среднего по росту;
  • Тонкая и стройная фигура;
  • Черты лица юноши тонкие и выразительные;

Контраст внешности и одежды удивителен. Вещи поражают мешковатостью, грязью и бедностью. Обычный прохожий посчитал бы его одежду лохмотьями и постеснялся бы выйти в ней на улицу, но Родион спокоен и уверен в себе. Как одет Родион:

  • «…широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто…»;
  • «…очень широкое, настоящий мешок…» (о пальто);
  • «… рассыльный, лучше одет…».

Одежда – становится причиной нелюдимости, от юноши просто хочется отодвинуться, отойти в сторону.

Положительные черты характера

Бедный студент – юрист 23 лет по социальному статусу является мещанином, но в характере нет типичных признаков данного класса. Обнищавшие мещане потеряли связь со своим положением. Мать и сестра по воспитанности более близки к высшим кругам общества, чем Родион.

  • Ум и образованность. Родион учится легко. Он не заводит друзей, потому что способен сам постичь все науки, ему не нужна помощь и поддержка.
  • Хороший сын и брат. Родион любит мать и сестру больше самого себя. Он обещает не переставать их любить, но у него нет средств для их содержания.
  • Владение литературным талантом. Раскольников пишет статьи. Он не интересуется их судьбой, как многие талантливые люди. Главное, создать. Его труд печатают в газете, а он даже е знает об этом.
  • Смелость. Об этом качестве говорит весь сюжет романа: трус не смог бы решиться проверить теорию, то есть пойти на убийство. Родион всегда имеет свое мнение, не боится его доказывать и обосновывать.

Отрицательные наклонности

Первое впечатление от молодого человека – угрюмый и мрачный. Автор сразу ставит его в рамки психологического портрета – меланхолик. Юноша поглощен внутренними мыслями, он вспыльчив. Каждое внешнее проявление внимания ему мешает и вызывает негатив. Раскольников обладает рядом черт, которые нельзя отнести к положительным:

  • Чрезмерная необоснованная гордость. Родион надменен и самолюбив. Когда в нем появились такие качества? Непонятно. Почему он решил, что может так относиться к окружающим? Читатель ищет ответы в тексте. Чувство мешает доброму сердцу Раскольникова, вызывает в нем злобу, жестокость и жажду преступления.
  • Тщеславие. Неприятное чувство не скрывается юношей. Он смотрит на окружающих так, как будто постоянно видит в них слабые стороны. Иногда юноша ведет себя с окружающими как «заносчивый молокосос», мальчишка.

Самое страшное качество юноши – стремление разбогатеть за счет другого. Если бы преступление осталось нераскрытым, удалось бы все, что задумал герой, он стал бы состоятельным человеком. Его богатство – это слезы таких же, как он. Достаток мог бы изменить доброго человека, сделать из него еще более циничного Свидригайлова. Можно, конечно, оспорить такое мнение, но судьбы других героев романа показывают, что делают деньги с человеком.

Каждый из нас наверняка слышал историю об убитой топором старушке сумасшедшим студентом - это и есть роман Федора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание". Главные герои вплетены в цепь сложных событий, из которых находят выход. Произведение научит каждого рассудительно жить, искренне прощать и горячо любить.

История написания романа

"Преступление и наказание": главные герои произведения

В романе автор задействовал немного лиц, вокруг которых происходит основная череда событий. Главный герой - Родион Романович Раскольников, отставной студент, который решается на убийство Алены Ивановны, старой процентщицы. Лизавета - сестра закладчицы, которая тоже погибает от рук молодого человека. За раскрытие преступления берется опытный следователь Порфирий Петрович. Пульхерия Александровна и Авдотья Романовна - мать и сестра Родиона Раскольникова. Семья живет скромно и пытается помочь бедному студенту. Дуня даже числилась служанкой у Аркадия Ивановича Свидригайлова, который пытался ее развратить. Чтобы окончательно позабыть свое прошлое, девушка принимает предложение богатого господина Петра Петровича Лужина выйти замуж и переехать в Петербург. Андрей Семенович Лебезятников - отставной чиновник, который ютится в небольшой квартире с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми. Раскольников влюбляется в его старшую дочь Соню, которая и будет впоследствии его спасением. Дмитрий Прокофьевич Разумихин - верный друг Родиона, который в трудные минуты заботится о Дуне и Пульхерии Александровне.

Основная сюжетная линия романа

Родион Раскольников живет на деньги матери и иногда продает свои вещи процентщице Алене Ивановне. Старуха настолько его раздражает, что он подгадывает время, врывается в квартиру и зарубает ее топором. Внезапно возвращается сестра Елизавета, которая тоже становится несчастной жертвой. Он поступил как жестокий человек, но характеристика Раскольникова - его положительные качества - позволяет смотреть на него читателям с другой стороны. Он одержим желанием завладеть богатством старухи только потому, что беден сам, но совесть не позволяет присвоить награбленное себе, и он избавляется от наживы.

После преступления Авдотья Романовна и Пульхерия Александровна навещают Родиона и пытаются ему помочь - он кажется им больным. В первых главах Раскольников знакомится в кабаке с разорившимся чиновником Лебезятниковым, который по пьяни бросается под лошадь и погибает. Из-за несчастного случая Родион узнает семью умершего и обращает внимание на старшую дочь Соню, которой признается в убийстве старухи и ее сестры. Понятливая девушка просит, чтобы он покаялся, а следователь не торопится сажать его в тюрьму и дает несколько дней погулять на свободе.

Анализ эпилога

В послесловии автор повествует о заточении главного героя в сибирской крепости. Здесь характеристика Раскольникова меняется - он становится чувственным и совестливым, кается в преступлении и не пытается себя оправдать. Дуня говорит матери, что сын уехал в долгую командировку, но старушка, не дождавшись его, умирает от болезни. Разумихин не оставляет друга в беде и решается переехать в Сибирь. Поразившись благородством друга, Дуня выходит замуж за этого человека. Соня находила все способы увидеться с Родионом - они любят друг друга, и ни расстояние, ни приговор не страшили их.

Женские и в романе

В каждом произведении героев можно разделить на положительных и отрицательных. Образы в "Преступлении и наказании" настолько колоритные, что читатель не сразу может дать им оценку. Достоевский изображает Раскольникова у преступника оказывается большое любящее сердце, стремление помочь ближнему, желание покаяться. Неоднозначное мнение складывается и о Лебезятникове - он большой любитель выпить, редко вспоминает о семье, но оправданием этому становится его наивность и нестабильное материальное положение. Описанию несчастной жизни разорившегося чиновника уделяется несколько страниц в романе "Преступление и наказание".

Главные герои произведения преимущественно положительные, а среди второстепенных выделяются два отрицательных мужских образа - Свидригайлов и Лужин. Разумихин - лучший друг Раскольникова, являющийся поддержкой и ему самому, и его семье. Женские образы Пульхерии Александровны, Дуни и Сони в романе идеализированы, и одной только старухе-процентщице невозможно дать оценку: герою она казалась скупой и злой, а о других ее качествах Достоевский умалчивает.

Казнить нельзя помиловать

Люди рождаются и умирают день за днем, и Раскольникову начинает казаться, что нет ничего страшного в том, если он убьет старуху-процентщицу. Но в праве ли он так рассуждать? Роман "Преступление и наказание" поднимает сложные философские вопросы, ответы на которые впоследствии находит сам герой.

Родион долго думает, "казнить" старуху или "помиловать", но все-таки сомневается в надобности ее существования, и поэтому решает, что если она окажется на том свете, всем будет спокойнее. На месте преступления убийца ведет себя менее уверенно: он теряется и даже не в состоянии вынести все богатства процентщицы. Его мучают галлюцинации, фобии, он сходит с ума от безысходности. Лучше бы он помиловал Алену Ивановну, ведь сейчас, после ее смерти, он остался ни с чем.

Характеристика Родиона Раскольникова: тварь он дрожащая или право имеющий?

У главного героя нет маниакальных наклонностей, и он решается на убийство Алены Ивановны сознательно. Старуха доживает свой век наедине с богатством, которое пригоднее сиротам, а не той, которая ни в чем не нуждается. План Раскольникова кажется предельно простым, но герой не думает о последствиях. Эта юношеская наивность стала причиной последующих неудач бедного студента. Роман "Преступление и наказание" учит думать о последствиях, а не быть таким нерассудительным, как главный герой.

Перед Раскольниковым дилемма: тварь он дрожащая или право имеющий? Герой считает, что в этом мире он должен утвердиться через убийство, осуществив свое главное желание - так поступил бы сильный человек. Эта философия и приводит Раскольникова в тупик.

Какую участь выбирает герою Ф. Достоевский? «Преступление и наказание» как роман-предупреждение

Даже самый страшный злодей имеет право быть оправданным. Поступок Раскольникова можно понять: автор сначала лишает его разума, а потом направляет на пусть истины. Родион испытывает не потому, что совершил преступление, а потому, что посчитал себя "право имеющим".

Раскольников совсем молод и глуп, и будет неправильным осуждать его. Покорившись лозунгу "цель оправдывает средства", он убивает Алену Ивановну, но не просто так - он заботится о матери, будущем сестры, помогает семье покойного Мармеладова, думает об обездоленных детях и собирается часть денег выделить нуждающимся сиротам. Будь он обеспеченным человеком, он никогда не пошел бы на убийство, и тогда не свершились бы преступление и наказание. Главные герои - друг Родиона, его мать и сестра - не осуждают его, а пытаются понять. Искреннее покаяние возвышает любого преступника, и раскаявшийся Раскольников будет достоин иной жизни с человеком, который будет всегда рядом, поможет и поддержит - с Соней Мармеладовой. Достоевский выбирает концовку, когда жизнь человека не заканчивается на эшафоте, а имеет продолжение.

спаситель и ангел-хранитель

Любовь способна творить чудеса. Она изменяет человека изнутри, направляет на путь истины и дает стимул жить дальше. Для Родиона Раскольникова спасением оказалась Соня. "Преступление и наказание" повествует о том, как меняется главный герой после встречи с этой девушкой: без нее он умер бы в тюрьме от болезни и скуки, вряд ли осознал бы свой поступок, не покаялся. Перед признанием в убийстве он выходит на улицу и целует землю, искренне сожалеет о случившемся.

В произведении описывается любовь двух несчастных людей, которые стали по-своему счастливы. Когда-нибудь Раскольников выйдет из тюрьмы, и они с Соней заживут полноценной жизнью и будут благодарить судьбу за то, что после множества испытаний она позволила им встретиться друг с другом.

Ф. М. Достоевский жил и творил в эпоху, когда в стране росло недовольство существующими порядками, и писатель в своих произведениях показал людей, которые пытаются протестовать против царящего зла. Таков Родион Раскольников - главный герой романа « Преступление и наказание. Страшная бедность повергает Раскольникова в отчаяние, он хорошо понимает, что вокруг него царят волчьи нравы собственнического строя, его до глубины души возмущают бессердечие и жестокость богачей.

Озлобленный своим бессилием помочь людям, Раскольников решается на преступление - убийство старухи-процентщицы, извлекающей прибыль из людских страданий. « Раскольников видит и чувствует на самом себе, как люди пользуются страданиями своих ближних, как искусно и старательно, как аккуратно и безопасно они высасывают последние соки из бедняка, изнемогающего в непосильной борьбе за жалкое и глупое существование», - так критик Д. И. Писарев подчеркнул социальный смысл поведения Раскольникова, основной протестующий, антикапиталистический пафос романа.Но герой не становится борцом за лучшее будущее. Знакомый с революционными идеями лишь понаслышке, он не верит, что справедливое устройство общества возможно. «Не переменятся люди, и не переделать их никому, и труда не стоит тратить… Так доселе велось и так всегда будет!» - с горечью заявляет Раскольников. Но и примириться с жестокой судьбой волевой и гордый герой не хочет. Возомнив себя необыкновенной, выдающейся личностью, человеком, которому позволено все, даже преступление, Раскольников решает убить и ограбить богатую старуху- ростовщицу. После долгих и мучительных колебаний он осуществляет свое страшное намерение. Герой переживает душевные терзания: его преследуют страшные воспоминания о пролитой крови, страх перед разоблачением и наказанием, а главное, ощущение безысходного одиночества и бессмысленности совершенного им преступления.

Изображая отчаяние и душевные муки своего героя, Достоевский стремился убедить читателей, что такая борьба против несправедливости не только не улучшает жизнь, а, наоборот, делает ее еще мрачнее и ужаснее. Наказание начинается еще до преступления, мысль о котором жжет и терзает Раскольникова: «Нет, я не вытерплю, не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах…» Наказание усугубляется в момент преступления. Герой чувствует, что жадная старуха-процентщица - все-таки человек, и опустить топор на ее голову невыносимо страшно и мерзко. Лизавета - испуганный до оцепенения беззащитный ребенок: «Она только чуть-чуть приподняла свою свободную левую руку, далеко не до лица, и медленно протянула ее к нему вперед, как бы отстраняя его».

Наказание не сводится к судебному приговору, оно заключено в нравственной пытке, которая для героя романа более тягостна, чем даже тюрьма и каторга. Муки совести, леденящий душу страх, преследующий Раскольникова на каждом шагу, сознание бессмысленности совершенного злодеяния, сознание своей ничтожности, неспособности стать «властелином», понимание несостоятельности своей теории - все это тяжелейшим гнетом ложится на душу преступника. Раскольников мучается, чувствует страх, отчаяние, отчуждение от всех людей. Ложный путь, избранный героем романа, ведет не к возвышению его личности, а к нравственной пытке, к духовной смерти. Совершив убийство, Раскольников поставил себя в противоестественные отношения с окружающими людьми. Он вынужден постоянно, на каждом шагу обманывать себя и других, и эта ложь опустошает душу героя. Преступлением Раскольников отрезал себя от людей, но живая натура героя, вопреки убеждениям и доводам рассудка, постоянно тянет его к людям, он ищет общения с ними, пытается вернуть утраченные душевные связи.

Желание чем-то заполнить душевный вакуум начинает принимать у Раскольникова болезненные, извращенные формы, напоминающие тягу к самоистязанию. Героя тянет в дом старухи, и он идет туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент преступления глубоко потряс его.Ощущение преступности порождает катастрофическую диспропорцию во взаимоотношениях героя с другими людьми, касается это и внутреннего мира Раскольникова: у него возникает болезненное чувство подозрительности к самому себе, появляется постоянная рефлексия, бесконечные сомнения, отсюда и странная тяга героя к следователю Порфирию Петровичу. В «поединке» с Раскольниковым Цорфирий выступает как мнимый антагонист: спор со следователем - отражение и подчас прямое выражение спора Раскольникова с самим собой. Раскольников сердечным инстинктом не принимает идею, продолжающую сохранять власть над его умом. Раскольников теряется в самом себе, хлопотливая болтовня Порфирия раздражает, тревожит, возбуждает героя, и этого достаточно, чтобы он «психологически не убежал» от следователя. Раскольников тщетно пытается рационально проконтролировать свое поведение, «рассчитать» самого себя.

Герой хранит в себе тайну преступления и не может спастись от лжи. За час до явки в полицию Раскольников говорит Дуне: «Преступление? Какое преступление?.. Не думаю я о нем и смывать его не думаю». Он старается говорить « натурально» со следователем в условиях, исключающих такую натуральность, но «натура» хитрее расчета и сама себя выдает. Раскольникова подводит внутреннее ощущение своей преступности. Свою страшную, мучительную тайну он решает поведать Сонечке Мармеладовой. В его душе нарастает желание признаться по не совсем ясным, подсознательным мотивам: Раскольников больше не может держать в себе мучительное чувство преступности.

В лице Сони он встречает человека, который пробуждается в нем самом и которого он еще преследует как слабую и беспомощную «дрожащую тварь»: «Он вдруг поднял голову и пристально поглядел на нее; но он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее; тут была любовь; ненависть его исчезла, как призрак». «Натура» требовала от героя, чтобы он поделился с Сонечкой страданиями от своей преступности, а не вызывающей ее манифестацией, к такому варианту признания зовет Раскольникова христиански-сострадательная Сонечкина любовь.

Достоевский писал, что Раскольников, вопреки убеждениям, предпочел «хоть погибнуть на каторге, но примкнуть опять к людям: чувство разомкнутости и разъединенности с человечеством… замучило его». Но даже на каторге Раскольников не считал себя виноватым в убийстве: «Он строго судил себя, и ожесточенная совесть не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве что промах, который со всяким мог случиться». Раскольников был духовно мертв: «Я не старушонку убил, я себя убил ». Настоящий смысл евангельского повествования воскрешении Лазаря открывается Раскольникову только тогда, когда воскресает к новой жизни его собственная душа, когда он раскаивается и понимает, что вся его жизнь « была каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом». И это была не его жизнь, потому что он теперь другой - обновленный, способный любить и открывать свое сердце людям и Богу.

Раскольников предстает в романе молодым человеком, которого не удовлетворяет ни его жизненная ситуация, ни то, кем является он сам. А хочет он, ни много ни мало, стать «сверхчеловеком». В своей теории он разделил всех людей на два класса: пресмыкающиеся «твари дрожащие» и собственно люди – «право имеющие». Люди из первого из этих классов служат лишь материалом для самовоспроизведения и роль их в этой жизни ничтожна, а мировым прогрессом двигают представители класса «право имеющих», которые ради достижения своих целей могут преступать любые законы.

Родиону хочется думать, что он, все-таки, относится к разряду «высших людей». Но проверить это можно только опытным путем - через совершения конкретного поступка. Как раз на примете есть такое, как ему кажется, «человек-насекомое» - старуха-процентщица Алена Ивановна , которая ничего хорошего делает, а только обирает бедняков. Есть и высшая цель, ради которой можно пожертвовать старухой – имеется в виду помощь несчастной семье Семена Захаровича Мармеладова .

Продумывая убийство Алены Ивановны, Раскольников постоянно размышляет о верности своей теории и даже почти отказывается от нее. Но вихрь, который он закрутил внутри себя, все же затягивает главного героя, и он убивает старуху и ни в чем не повинную сестру ее.

Преступление совершено, но мучения Родиона только усиливаются. Он начинает понимать, что он никакой не «сверхчеловек», раз способен так сильно переживать из-за одного лишь убийства. Общение с такими персонажами, как Лужин и, особенно, Свидригайлов , приводят его выводу, что выбранный им путь ведет в никуда, а миром правит любовь и смирение. За это он должен благодарить