Стрит артер. Виды и техники стрит-арта

Стрит-артом называют вид изобразительного искусства, характеризующийся ярко выраженным урбанистическим стилем. Многим знакомо одно из его направлений - граффити, но это не единственная форма самовыражения уличных художников. Есть еще трафаретная печать, создание постеров и инсталляций, рисование стикерами, монументальная живопись и другие формы уличного искусства.

Зарождаться стрит-арт начал еще в древнем мире. В принципе, и наскальную живопись можно отнести к его проявлениям. В современном виде такое творчество зародилось в Америке во второй половине XX века. Одним из основоположников граффити стал Taki-183 из Нью-Йорка, полное имя которого в историю не вошло. Работая курьером и перемещаясь по городу, он оставлял на стенах, заборах, в метро свою подпись, состоящую из имени и номера улицы, где он жил. Позже о нем написали газеты, и уже толпы его последователей стали оставлять свои метки (tags), все больше разрисовывая улицы города.

В качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий. Фото: thinkstockphotos.com

Из Америки стрит-арт пока только в форме граффити распространяется дальше. В Европе это движение стало более «интеллектуальным». Художники стали призывать людей подумать, бороться за свои права, протестовать против несправедливости, быть активными. Изначально в качестве объектов для художеств выступали стены заброшенных зданий, основания мостов, станции метро. Позже художники переключились на стены исторических достопримечательностей, что и определило уличное искусство вне закона. Его стали считать вандализмом, и продолжалось так несколько десятилетий.


Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир. Фото: thinkstockphotos.com

Сейчас уличное искусство не всегда воспринимается окружающими именно как искусство. Некоторые направления стрит-арта до сих пор считаются вандализмом и незаконны во многих странах. Однако умные руководители пересмотрели отношение к такому проявлению творчества молодежи и решили направить ее энергию в нужное русло. Власти поручают группам художников разрисовывать безликие стены производственных зданий и жилых домов, устраивают конкурсы и дают гранты. Нередко крупные магазины, кафе или галереи прибегают к такому способу декорирования зданий. Благодаря стрит-арту стало популярно создание картин на стенах подъездов или даже квартир.

Постепенно этот вид творчества выбирается из подполья. Для уличных художников проводят вполне легальные фестивали, конкурсы, выставки и другие мероприятия, где молодежь может поучиться у мастеров или продемонстрировать свои работы.


Стрит-артом занимаются люди, которые хотят сделать город лучше и краше. Фото: thinkstockphotos.com

Относительно новым течением в стрит-арте считается 3D-граффити. Художники умудряются создавать уникальные и реалистичные шедевры на асфальте, которые с определенной точки кажутся объемными. Создание объемной картины может занимать несколько дней, а жизнь ее довольно коротка: до первого дождя или уборки дорог. Здесь важно успеть запечатлеть свой шедевр на фото.

Стрит-артом занимаются люди, которые изначально не ищут признания или известности. Им важно сделать окружающий мир чуть лучше и красивее, затронуть какие-то важные социальные проблемы, показать скрытые грани современного города и свой взгляд на мир. Если человек может увидеть прелесть в трещине на асфальте, дефекте на стене здания или обычном бетонном заборе и украсить это место, стоит ли ему мешать?

Каролина А. Миранда, журналист и блоггер из Нью-Йорка, написала статью о стрит-арте в известный американский журнал о современном искусстве ARTnews . Журнал издается с 1902 года в 120 странах и является влиятельным медиа в мире искусства. Издание впервые за долгое время опубликовало подробный материал об уличном искусстве, что, безусловно, говорит о возрастающем интересе мирового арт-сообщества к этой теме.

Каролина А. Миранда - журналист из Бруклина. Пишет о культуре, искусстве, и путешествиях в Time, ArtNews, Budget Travel. Ведет программу о культурных событиях на нью-йоркском радио WNYC. В 2010 New York Times назвал ее в числе 9 людей, за кем следует следить [в твиттере](https://twitter.com/cmonstah). Написала ряд научно-исследовательских работ об уличном искусстве. Ведет арт-блог (http://c-monster.net/), который был упомянут в Wall Street Journal и New York Times в числе рекомендуемых.

Размышляя о стрит-арте, люди сразу представляют мультяшных героев или конструктивистские узоры: вездесущий и суровый черно-белый лик рестлера-гиганта Андре «Obey» от Шепарда Фейри (Shepard Fairey), изображенный на улицах всего мира; портреты нахальных крыс от британца Бэнкси (Banksy); или бесконечное число символов различных стрит-художников, незаконно красующихся во всем мире.

Тенденции меняются. Сейчас молодые художники переходят от бесконечного неосмысленного теггинга к более концептуальным и насыщенным смыслом, абстрактным и объемным работам.

Франко-испанский художник Эльтоно (Eltono) рисует геометрические лабиринты, которые напоминают тюнингованную вилку или фантазию на имя «Тон». Габриэль Риз «Спектер» (Gabriel «Specter» Reese), канадо-американский художник, превращает городской мусор в скульптуры, инсталлируя их в заброшенных местах Нью-Йорка и Торонто. Американец по происхождению, живущий в Берлине Брэд Доуни (Brad Downey) разбирает брусчатку и выстраивает из нее разного рода геометрически упорядоченные конструкции. Объекты являются частью продолжительной серии «Спонтанные скульптуры», логическим завершением которого станет выпуск одноименной книги.

Как и в большинстве объектов стрит-арта, основная идея этой «реорганизации» - противостояние закону.

«Первоначальная идея заключалась в добавлении чего-то яркого и красочного в городскую среду, - говорит Доуни о своей работе. - Сейчас я думаю, лучшее, что можно сделать - изменить смысл того, что уже есть, реорганизовать имеющуюся информацию». Как и в большинстве объектов стрит-арта, основная идея этой «реорганизации» - противостояние закону. Доуни был не раз задержан полицией.

Несмотря на различные законы о вандализме, новая школа стрит-арта привлекает повышенное внимание кураторов международного уровня. В 2008 году галерея Тейт Модерн (Tate Modern) представила выставку с участием многих уличных художников. В прошлом году Фундасьен Каиса Галисия (Fundación Caixa Galicia) организовала общегородскую экспозицию «Пост-граффити, Геометрия и Абстракционизм», в которой приняли участие художники абстрактно-геометрического стиля. И, наконец, прошедшая в январе 2011 года выставка «Да здравствует революция: диалог с городским ландшафтом», включая работы Акая (Akay), шведского художника, построившего однажды собственное жилище на разделительном участке дороги.

Уличное искусство - больше, чем детище граффити: оно содержит культурно-историческую ценность.

Что интересно, эстетические теории некоторых форм уличного искусства выглядят, по сути, совсем академическими. Студийные художники Джон Балдессари (John Baldessari), Йозеф Бойс (Joseph Beuys) и другие делали незаконные инсталляции на улицах еще в 1960-х. Что делает уличное искусство особенным, так это то, что оно вдохновлялось и развивалось из граффити. Большинство из этих художников в какой-то момент брали балончики с краской и ставили теги на стенах.

«Эти художники вынесли из граффити материалы, техника и идеологию - крайне амбициозную, - говорит Седар Льюисон (Cedar Lewisohn), куратор выставки уличного искусства в галерее Тейт Модерн и автор книги «Абстрактное граффити» (выпускаемое издательством Меррел в марте). - Но уличное искусство - больше, чем детище граффити: оно содержит культурно-историческую ценность».

Художники пришли к новым формам стрит-арта различными путями. MOMO - художник из Нью-Йорка, который с 2004 создавал коллажи из яркой бумаги и краски в виде цветных завитушек и четкой геометрической формы. Как и большинство уличных художников, он начинал, вдохновленный традиционными методами, с теггинга на грузовых поездах и портретов знакомых на бесхозных стенах. (MOMO - детский никнейм, как многие интервьюируемые художники, он предпочитает не называть свое настоящее имя).

Еще в 2003-м, с замаячившей войной в Ираке, МОМО все в большей степени не вдохновляли собственные работы.

«Это был момент, когда я чувствовал себя оторванным от общества в целом. Я не хотел потакать ему фигуративными рисунками. Я не хотел пробуждать чувство ностальгии».

В результате, его работы на улицах превратились в чистую абстракцию. В то время он создал ряд полотен по заказу Музея изобразительного искусства и звука в Сан-Пауло (Museum of Image and Sound) и фонда «Каиса» (Fundación Caixa Galicia). Как и многие уличные художники, работая на абстрационистской и концептуальной сцене, он не выставлялся в галерее и жил на комиссионные с продажи работ в маленьких галереях, выставочных залах и музеях.

Безусловно, факт отхода от фигуративного принципа изображения связан с тем, что многие сегодняшние стрит-художники имеют минимальное художественное образование. У Доуни магистерская степень колледжа изобразительных искусств в Лондоне (Slade School of Fine Art in London), Эльтоно имеет диплома Политехнического Университета в Мадриде. Другие, как МОМО заканчивали художественную школу.

«Эти ребята не просто пытаются “подняться”, - говорит нью-йоркский арт-критик Карло Маккормик, поддерживает городское партизанское искусство с ранних 1980-х. - Здесь гораздо более глубокие корни, что заставляет меня думать о таких художниках как Джон Фекнер и Гордон Матта-Кларк, как о людях, пришедших к этому концептуальным путем».

«Абстрактное искусство не стремится исторгнуть месседж прямо из горла, оно более поэтично». К. Маккормик, «Нарушение: история запрещенного городского искусства».

Маккормик исследует уличные работы в своей новой книге «Нарушение: история запрещенного городского искусства» ([«Trespass: A History of Uncommissioned UrbanArt»](http://www.taschen.com/pages/en/catalogue/art/all/05719/facts.trespass_a_history_of_uncommissioned_urban_art.htm)) в соавторстве с Марком и Сарой Шиллер (Marc and Sara Schiller), авторов популярного блога об уличном искусстве Wooster Collective. «Большинство того, что сделано в стрит-арте и граффити, было декларативным, - говорит он. - Мы можем сказать об абстрактном искусстве, что оно не стремится исторгнуть месседж прямо из горла, оно более поэтично». Для многих художников уход от слов и фигуративных изображений был ключевым. «Это не для того, чтобы навязать какую-то идею, - говорит мадридская художница Нурия Мора ((http://www.nuriamora.com/)), чьи угловатые абстракции хаотично сплетаются с цветочными элементами, навеянными текстильным узором. - Это спокойные работы. Я стараюсь создать в городе немного тишины». По заказу арт-галереи Йоханнесбурга она построила внутри музея деревянную конструкцию грязно-розового цвета, а затем разбирала ее элемент за элементом и восстанавливала на улицах центра города – временами с соответствующим разрешением властей, временами без.

Представители новой волны стрит-арта пытались создать что-то отличное от того изобилия незаконных тегов, оставленных на любой доступной поверхности города. Многие годы Эльтоно бомбил тегами туннели вокруг Парижа, но когда приехал в 90-х в Мадрид, то обнаружил, что весь город заполонен граффити.

«На улицах баллончик – это дьявол». Эльтоно.

Тогда и зародился его узнаваемый сегодня фирменный стиль - разноцветные прямолинейные линии и фигуры. (Сегодня Эльтоно в первую очередь создает арт-объекты и инсталляции, его работы появляются в таких галереях как Тейт Модерн и Миро Фундасьон (Miró Foundation).

В этой эволюции сыграло также роль отношение к техническим материалам. Во многих городах аэрозольная краска ассоциируется с самым разрушительным примером вандализма. По словам Эльтоно, он сменил баллончик на кисть, не только потому, что это дает выразительную и четкую линию, но и потому что «на улицах баллончик - это дьявол». Но если вы рисуете кистью, то «никто не трогает вас. Это не выглядит агрессивно». Часто наоборот, это дает ему возможность подискутировать с простыми прохожими, поскольку некоторые люди начинают спорить с человеком, красящим стену.

«Если вы намерены заниматься уличным искусством, я думаю, в этом должно быть больше улицы и меньше искусства». Ad Deville .

Нелегальность уличного искусства для многих опрашиваемых художников является надуманной проблемой. Они видят свое творчество как интересный способ коммуникации с городской средой. Скьювил (Skewville) - дуэт из Нью-Йорка, чьи иронические объемные инсталляции заигрывают с архитектурой города (их работы выставлялись в галереях Лондона, Дублина и Лилля). Они дразнят прохожих вырезанными из дерева сникерсами на проводах электропередачи и мастерят скульптуры из кабелепроводов, которые монтируют на фасады зданий.

«Если вы намерены заниматься уличным искусством, я думаю, в этом должно быть больше улицы и меньше искусства, - говорит Эд Дэвиль (Ad Deville), одна вторая дуэта. - Для нас это значит оставаться настоящими - но в буквальном смысле, играя с настоящей уличной материей и встраивая ее в городскую среду».

Риз, чья работа была показана в Королевском Музее Онтарио, Торонто, говорит, что он начинал свой путь с более концептуальных и объемных проектов. Для серии работ «Canner Tribute» он сконструировал пьедестал с тележкой из супермаркета, наполненной коробками с пустыми стеклянными бутылками, в знак уважения к людям, сдающим алюминиевые банки на переработку. Он устанавливал арт-объекты без разрешения в неиспользуемых пространствах около мостов и железнодорожных путей в Нью-Йорке. «Я хочу создать объект в знак уважения. Но мне нравится и его эстетика. Я бы соврал, если бы сказал, что не думал об этом».

«Улицы для машин, не для искусства». Патрик Миллер.

По мере того как работы выходили за установленные границы граффити и стрит-арта, среди художников появлялся вопрос, как это называть. Термин «стрит-арт» раздут до неприличия. «Я борюсь с идеей “стрит-арта”, - говорит Патрик Миллер (Patrick Miller), член нью-йоркского коллектива Faile, которые в 90-х начинали с трафаретов прежде чем с головой окунулись в объемные инсталляции. - Улицы для машин, не для искусства».

В 2009 году Faile установили на бруклинских улицах два больших молитвенных барабана, покрытых резьбой, изображающей потребительское отношение и жадность. Они были вдохновлены молитвенными барабанами тибетских буддистов. На улицах инсталляции предлагали неожиданное соседство: ритуальный предмет, незаконно и внезапно установленный посреди потрепанного городского пейзажа.

В целом, работы Faile находятся на стыке партизанского и изобразительного искусства, поп-арта и концептуализма, скульптуры и архитектуры. Несмотря на то, что дуэт занимается нелегальным искусством, они единственные упомянутые здесь художники, у кого есть собственный представитель в галереях Нью-Йорка и Лондона. Их коллаж на дереве оценивается более чем в 60000 долларов. В прошлом году пара закончила крупный заказ - историческую копию храма в торговом центре в Лиссабоне - как участники фестиваля Portugal Arte 10. «Это размытая область на стыке уличного и публичного искусства и интервенцией в общественное пространство. Где-то между».

Хавьер Абарка (Javier Abarca), куратор, критик и преподаватель университета Мадрида, который ведет граффити-блог Urbanario, говорит, что пришло время переосмыслить систему уличного искусства. Пока граффити является термином для обозначения теггинга баллончиком с краской, стрит-арт, вмещая в себя все-что-подразумевается-под-улицей, становится слишком громоздким понятием. Абарка использует понятие «пост-граффити» для обозначения любого рода иконического теггинга на улице.

«Если у нас проблемы со словами – как пить дать, грядет что-то новенькое». MOMO.

Сначала термин подразумевал таких фигур как поп-художник 80-х Кейта Харинга (Keith Haring), который придумал четкий словарь, вдохновленный граффити, но не копирующий его. Сегодня пост-граффити может включать в себя и работы таких художников как МОМО и Эльтоно (также как и Фейри и Бэнкси), которые совершенно расширили набор визуальных символов. Для классификации более зависящих от среды объектов как работы Доуни или Риза, Абарка использует термин «интервенция» - вторжение арт-объекта в уличную среду.

Разумеется, не всегда можно четко определить типологию уличного искусства. Практически все художники говорили о смещении границ и переходе из одной категории в другую, избегая категоризации: от улицы к галереям, от граффити к пост-граффити и интервенции. «Меня привлекает эта неопределенная зона, где слова уже не играют большой роли, - говорит МОМО. - Если у нас проблемы со словами - как пить дать, грядет что-то новенькое».

Стрит-арт (уличное искусство ) – направление в современном искусстве, особенностью которого является использование внутригородских территорий для различного рода арт-проектов.

Сложно назвать точную дату основания стрит-арта как направления в искусстве. Исторически сам термин стал популярен в начале 80-х годов, в то же время он стал входить в лексикон различного рода искусствоведов, но, разумеется, сам жанр возник намного раньше.

Т.к. у уличного искусства нет четких концептуальных или технических границ, невозможно выделить конкретных идейных предшественников для стрит-арта как такового. В данном жанре можно наблюдать огромное количество различных поджанров и каждый из них зачастую имеет свою историю. Так, например, в настоящее время, когда стрит-арт уже признан как направление искусства, существует точка зрения, которая «легализует» его в глазах широкой общественности, указывая на то, что уличные художники зачастую придают невзрачным промышленным городам статус новых культурных центров, создают новые эстетические пространства, что повышает качество жизни местного населения. Ярким примером такого преображения может считаться город Бристоль , предположительно родина Бэнкси , где сейчас его работы не только сохраняются, но по ним даже устраивают экскурсии. Кроме того, в этот город приезжает много других уличных художников и их работы также сохраняются. С этой точки зрения идейными предшественниками стрит-арта можно считать футуристов (в том числе и российских), которые призывали раскрасить стены домов, «облагораживая глаз (вкус) прохожего».

Одновременно с этим следует заметить, что не для всех представителей стрит-арта концептуальной основой служила идея облагораживания городской среды. Одним из заметных проявлений стрит-арта являются граффити. Здесь (если говорить о современном периоде истории, т.к. о граффити вообще можно говорить применительно к самым разным эпохам) история берет свое начало в 1920-х годах, когда рисунки и надписи начали появляться на товарных поездах, курсирующих по США. Позднее данное направление превратилось в способ распространения политический и других идей, а также методом закрепления территории различного рода группами лиц. В начале 70-х годов движение стало крайне популярным, появилось множество райтеров, целью которых было разместить свой тег (свою подпись) везде, где только возможно. В условиях конкуренции со стороны других райтеров появлялось стремление сделать свою работу наиболее заметной, подписи становились все более и более сложными. При этом зачастую, вне зависимости от первоначальной задумки автора знак или надпись получали дополнительный смысл уже после того, как были созданы. Иначе говоря, чем чаще человек видит то или иное изображение, тем больше вероятность, что у него возникнет вопрос: что это значит? Люди начинаю спрашивать друг у друга, знак становится частью культурной среды, постепенно получая все новые интерпретации.

Развитие граффити было связано в первую очередь с США, а конкретней с Нью-Йорком. Там основной площадкой для различного рода уличных художников стал местным метрополитен. Вызвано это было тем, что метрополитен в то время представлял из себя наиболее незащищенную часть города, в которой при этом было очень много людей. Т.е. нарисовать что-либо в метро было относительно безопасно и аудитория у работы была значительной. Т.о. данное проявление стрит-арта развивалось в условиях внешнего давления со стороны властей и это, разумеется, оказывало на него влияние. В последующие годы началась активная компания по борьбе с граффити в метро и это привело к тому, что многие художники начали работать на улицах. Чуть позже начал набирать популярность трафарет, т.к. так создать свой рисунок художник может быстрее, что снижает вероятность возможного ареста.

При этом необходимо отметить, что трафарет сам по себе тоже является отдельным направлением в стрит-арте. Считается, что популярность он набрал на волне граффити и под влиянием неблагоприятной для долгой и кропотливой работы атмосферы, но при этом сказать, что трафарет является исключительно продолжением традиции нью-йоркских граффити было бы неверно. Данный способ интересен не только тем, что позволяет быстро создать изображение, но и тем, что позволяет повторять один и то же рисунок множество раз, а т.к. для непосредственно нанесение краски поверх трафарета не надо быть выдающимся художником, тег выполненный в такой манере быстрее распространяется по условной территории. Возможно первый примером здесь может считаться т.н. «Здесь был Килрой» (англ. Kilroy was here ). Тег получил огромную популярность в послевоенное время в США и Европе. Сама фраза принадлежит Джеймсу Килрою, который инспектировал верфи и на проверенных кораблях оставлял такую надпись. Постепенно фразу начали замечать и интерпретировать. Солдаты стали воспроизводить её в различных городах Европы, а в послевоенные годы типичное изображение человечка с длинным носом, выглядывающего из-за некой плоскости и соответствующая надпись «Kilroy was here» стали появляться по всей Америки.

В 90-е годы XX века трафаретом стали пользоваться художники, которые позднее получили широкую известность. Здесь можно отметить компанию Шепарда Фейри "Andre the Giant Has a Posse", которая позже трансформировалась в компанию «Obey», в ходе которой автор распространил около миллиона изображений Гиганта Андре с соответствующей надписью, пользуясь при этом различными методами, в том числе и трафаретом. Многократное повторение одного и того же изображения влияет на интерпретацию этого изображения зрителем. Отчасти здесь можно найти некое сходство с идеями поп-арта , но надо понимать, что если понятие симулякра предполагает создание копии без оригинала, символа без смысла, то в данном случае речь идет о символе, который приобретает смысл после, а вернее по ходу многократного копирования. Впрочем, ряд художников, ставших известными в рамках стрит-арта, в определенный момент начинали работать в жанре именно поп-арта, зачастую используя образы придуманные ранее для улицы.

Еще одним направлением стрит-арта можно считать различного рода инсталляции. Здесь можно выделить работы Марка Дженкинса, который создает скульптуры из пленки и скотча, размещая их позднее в городах по всему миру. Впрочем, к стрит-арту можно отнести любые арт-работы выполненные в пределах того или иного города, что делает данный жанр фактически безграничным по количеству произведений, художников, идей и т.д.

Граффити часто пользуется плохой репутацией, однако когда за дело берутся настоящие художники, это превращает город в совершенно потрясающее современное место. Граффити и стрит-арт не всегда легальны, но это редко останавливает уличных художников от идеи показать окружающим свое творчество.

В последние годы качественный стрит-арт стал одним из направлений, которое привлекает туристов со всего мира. Уличное искусство способно рассказать целую историю о культуре и жизни без единого слова. Всё больше сообществ включают стрит-арт и граффити в концепции оформления современных кварталов и районов своих городов.

Взгляните на лучшие стрит-арт работы со всего мира:

БЕРЛИН | ГЕРМАНИЯ

Найти стрит-арт в столице Германии можно буквально повсюду. Одной из главных street art команд Берлина считаются трое парней из коллектива Mentalgassi, на счету которых одни из лучших и уникальных стрит-арт работ в городе.

Фото: © URBAN NATION


НЬЮ-ЙОРК | США

Вот уже много лет этот город собирает в себе невероятное количество талантливых людей со всего мира. Благодаря этому история и культура Нью-Йорка не похожа ни на один из других городов.

В последние годы стрит-арт художники Нью-Йорка стекаются в Бушвик — район Бруклина, знаменитый своей хипстерской культурой. Здесь собрано множество известных на весь мир стрит-арт работ: от розовых рисунков Buff Monster до невероятно реалистичных портретов на стенах зданий.


Фото: © jorit.it


МЕХИКО | МЕКСИКА

В столице Мексики можно встретить по-настоящему невероятные работы уличного искусства. Город стал еще красочнее с появлением уличного движения «All City Canvas», в которое вошли 9 талантливых street art художников. Большинство работ команды созданы при поддержке городской власти Мехико.


ВАЛПАРАИСО | ЧИЛИ

Уличное искусство в Валпараисо можно увидеть в одних из самых безопасных туристических районах города — Cerro Alegre и Cerro Concepcion.

ЛОНДОН | ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Стрит-арт в Лондоне можно повстречать во многих местах и в разных видах: от и ярких граффити на стенах до гигантских статуй, подобных голубому петуху, размещенному на Trafalgar Square. Чтобы по-настоящему окунуться в лондонскую street-art культуру, стоит обязательно посетить район города Shoreditch. Также отличным вариантом станет пеший тур Alternative London Walking Tours — это один из самых длинных пеших туров Лондона, посвященных уличному искусству.

ПРАГА | ЧЕХИЯ

Пражские улицы просто усыпаны разнообразными рисунками. Граффити в этом городе уже словно часть культуры и один из главных способов самовыражения для молодых street art художников.


ЛИССАБОН | ПОРТУГАЛИЯ

В 2011 году в португальской столице был создан проект «Crono Project», целью которого стало оформление заброшенных зданий. За работу взялись лучшие местные стрит-арт художники.


| БРАЗИЛИЯ

Уличное искусство в Рио — нечто большее чем, рисунки на стенах. Для некоторых, охваченных преступностью районов, разноцветные стены помогли привлечь больше интереса у туристов и, как следствие, большее внимание от городских властей.

МЕЛЬБУРН | АВСТРАЛИЯ

Уличное искусство в Мельбурне завоевало свою популярность еще в 70-80е годы. В те годы, вдохновленная граффити-культурой Нью-Йорка, местная молодёжь буквально совершила революцию стрит-арт искусства Австралии.


ЛОДЗЬ | ПОЛЬША



ПАРИЖ | ФРАНЦИЯ



БАРСЕЛОНА | ИСПАНИЯ


Фото: ManuManu

СТАВАНГЕР | НОРВЕГИЯ


Фото: Ernest Zacharevic

ОЗ | ФРАНЦИЯ


Фото: Vinie Graffiti

История

Истоки

Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма - революционного искусства молодости - объявляем:

1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения - дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.

2. Во имя великой поступи равенства каждого пред культурой Свободное Слово творческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.

3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства иллюминовать, разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку - мелодии, грохот, шум - прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех.

- Владимир Маяковский , Давид Бурлюк , А.Каменский («Газета футуристов». - М., 15 марта, 1918)

По легенде, история граффити начинается в 1942 году , во время Второй мировой войны , когда рабочий Килрой принимается писать "Kilroy was here" на каждом ящике с бомбами, которые производят на фабрике в Детройте . Солдаты в Европе воспроизводят эту фразу на стенах, устоявших во время бомбардировок. Позже к этому первому проявлению вируса присоединяются подписи Корнбреда в Филадельфии в 1950-х - 1960-х годах. Художник берёт город приступом вместе с Cool Erl и Top Cat. Втроём они создают граффити, в подлинном смысле давая начало этому течению.

1970-е годы

Из Филадельфии движение в конце 1960-x годов приходит в Нью-Йорк. Там всё начиналось в квартале Washington Heights в Манхэттене. В 1971 году «тег» распространяется повсюду, покрывая стены вагонов метро. Julio 204 - первый, кто помещает номер своей улицы рядом со своим псевдонимом. Первым райтером, признанным за пределами собственного квартала, стал Taki 183. Он оставляет следы своего присутствия в очень многих городских местах, становясь своеобразным «поджигателем» и провоцируя волну подражаний среди многих райтеров.

В то же время начинает появляться новая форма. 1972 год отмечает рождение нового эстетического языка. В то время как между райтерами, ищущими славы посредством своих псевдонимов, вспыхивает настоящая война, некоторые из них для того, чтобы как-то отличиться, используют неожиданные стилистические включения. Так зародилась основа стиля и кода граффити, используемого и сегодня.

1980-е годы

Быстрый и бесконтрольный рост движения вызывает определенный интерес культурных инстанций, от критиков до галерей. Поэтому начало 1980-х отмечает впечатляющее количество выставок, где молодые райтеры получают признание как художники в полном смысле этого слова. В 1981 году престижный журнал Арт Форум посвящает статью явлению Fashion Moda. В том же году райтеры принимают участие в выставке PSI New York/New Wave вместе с другими художниками, среди которых Жан-Мишель Баскиа, а также Джозеф Кошут , Уильям Берроуз , Нэн Голдин, Энди Уорхол и Лоуренс Вайнер . В 1982 году Fashion Moda выставляется на Dokumenta 7 в Касселе , Германия. С тем же озадачивающим очевидным успехом первые райтеры выставляются во многих музеях Европы параллельно с выставками в лучших галереях Нью-Йорка.

Одновременно с художественным признанием искусство граффити испытывает на себе жесткие санкции, которые вынуждают его развиваться вне метро и улиц. Давление оказывает значительный и подчас фатальный эффект на художественное развитие многих райтеров. Но не все смиряются с этим, и кое-кто ищет новые пути развития, дающие место многочисленным ответвлениям. С этого момента движение получает второе дыхание и обеспечивает себе дальнейшее развитие.

1990-е годы

2000-е годы

Последнее десятилетие отмечает разнообразие направлений, которые выбирает стрит-арт. Восхищаясь старшим поколением, молодые райтеры отдают себе отчёт в важности разрабатывания собственного стиля. Таким образом возникают всё новые ответвления, предсказывающие движению богатое будущее. Новые разнообразные формы стрит-арта подчас превосходят по своему размаху всё, что было создано до этого.

Техника

См. также

Источники


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Стрит-арт" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 скрэтчинг (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - … Википедия

    - … Словарь синонимов

    Скрэтчинг это вид уличного искусства, при котором тэги выцарапываются на стекле в общественном транспорте или публичных заведениях. Явление берёт своё начало в ранние 90 е. скрэтчинг на окнах метро в Берлине … Википедия

    Направление: Рок Истоки: Арт рок, Прото панк, Панк рок, Краут рок, Экспериментальный рок Место и время возникновения: 1970 е, США, Великобритания, Ирланди … Википедия

    О других видах настенных надписей см. статью Граффити. Спрей арт (англ. spray art) одна из разновидностей граффити (итал. graffiti), нанесение на здания и другие объекты городского пейзажа рисунков и надписей с помощью аэрозольной … Википедия

    Внимание! Данная страница или раздел содержит ненормативную лексику. У этого термина существуют и другие значения, см. Война (значения) … Википедия

    Ричард Гамильтон, «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956) одна из самых первых работ поп арта Поп арт (англ. pop art, сокращение от popular a … Википедия