Сверхсознание и структура души. Сверхсознание человека

Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание).

Сознание есть знание
, которое может быть как-то передано другим, это возможность в речи или другим способом передать свое знание другому.
К сфере подсознания относится все то, что когда-то было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это - хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок. К подсознанию относятся и проявления интуиции, не связанные с порождением новой информации, а основанные лишь на использовании ранее накопленного опыта. Подсознание формируется также на основе имитации поведения. Поэтому пример взрослых и сверстников, непосредственно воздействующих на подсознание ребенка, минуя сознание, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) проявляется в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Неосознанность этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Только затем сознание отбирает нужную гипотезу путем их логического анализа. Важнейшим средством тренировки и развития,сверхсознания является детская игра. Будучи свободна от достижения утилитарных и социально престижных целей (до определенного возраста), игра обладает той самоценностью, которая направляет ее на решение бескорыстно-творческих задач. Детская игра мотивируется только потребностями познания и приобретения знаний, умений и навыков (вооруженности), которое понадобится в дальнейшем. Эти потребности питают деятельность детского сверхсознания, делая каждого ребенка фантазером, первооткрывателем и творцом. Недаром подлинно великие умы характеризуются сохранением отдельных черт детскости.

-

Неполное осознание субъектом движущих им потребностей снимает мнимое противоречие между объективной детерминированностью поведения человека наследственными задатками, условиями воспитания, окружающей средой и субъективно ощущаемой им свободой выбора. Эта иллюзия свободы является чрезвычайно важной, поскольку обеспечивает чувство личной ответственности, побуждающее всесторонне анализировать и прогнозировать возможные последствия того или иного поступка.

С точки зрения внешнего наблюдателя человек несвободен, ибо все его поступки могут быть объяснены его характером, обстоятельствами и т.д. В то же время с позиции внутреннего наблюдателя - его рефлексирующего сознания - он свободен, что и порождает чувство личной ответственности за совершенный поступок.

Возбудить ось сверхсознания
Знание-сила Номер 6/02

Внушение, зомбирование, программирование поведения, о которых мы говорили в главной теме прошлого номера, требуют измененных состояний сознания. Одна из дверей, ведущих туда, - психоактивные вещества, наркотические снадобья. Но далеко не единственная. Движение, дыхание, звук и слово - вот четыре компонента, помогающих изменить обыденную работу мысли, устранить ее постоянный контроль. Изучение процессов, происходящих при этом в мозге, ведется в Институте высшей нервной деятельности РАН.
С его сотрудником, доктором биологических наук Ниной Евгеньевной Свидерской встретился наш корреспондент Кирилл Ефремов.

К.Е. : - Нина Евгеньевна! В чем суть "измененных состояний" сознания?
Н.С. : - При некоторых физиологических состояниях, таких как сон или кома, сознание человека может отключаться целиком. Но бывает, что оно не отключается, а лишь приглушает свою активность, ослабляет привычный контроль за действиями ("что можно, а что нельзя") и за потоками информации ("что замечать, а что нет"). При этом активизируется подсознание, улавливающее и хранящее массу информации - неосознанной и потому неиспользуемой рассудком. И подсознание получает возможность себя проявить.

К.Е. : - А что при этом происходит в структурах мозга?
Н.С. : - В наших исследованиях мы наблюдали усиление активности некоторых зон коры. Оказывается, в состоянии обычного бодрствования у человека больше возбуждены передние (лобные) области левого полушария и задние - правого. Связь между ними образует своеобразную "когнитивную ось ". Но в измененных состояниях сознания картина несколько меняется. Так, при совершении автоматических действий передняя левая область "замолкает" . А во время творческой работы становятся активными противоположные области коры полушарий: задняя левая и передняя правая. Мы условно назвали их взаимодействие "осью сверхсознания ". Такая же "ось" возникает и при выполнении особых дыхательных упражнений.

К.Е. : - Творческое дыхание? Расскажите об этом подробнее.
Н.С. : - Существуют разные дыхательные методики, оказывающие влияние на нервные процессы. В частности, техника холотропного дыхания. Ее предложил психотерапевт Станислав Гроф - как альтернативу использования ЛСД для достижения измененных состояний сознания. Здесь в течение долгого времени (до нескольких часов) практикуется очень интенсивное дыхание - в ритме музыки. Обязательно под наблюдением врача - ведь могут произойти остановка дыхания, судороги или появиться другие опасные симптомы. Сознание при этом претерпевает очень глубокие изменения. Человек переживает так называемые перинатальные матрицы, вспоминая и вновь переживая свое прошлое - вплоть до ощущений, испытанных при рождении на свет.

К.Е. : - Это воспоминание или все-таки иллюзия? Кажется, Набоков иронизировал, рассказывая о психотерапевте, который мог заставить вас вспомнить момент собственного зачатия...
Н.С. : - Это не иллюзия, а именно считывание воспоминаний и даже восстановление целых эмоциональных состояний. Которое, кстати, позволяет избавиться от последствий психологических травм раннего возраста. Есть менее сложная, щадящая дыхательная техника - ребефинг, в которой дыхание частое и поверхностное (выдох толчками).

К.Е. : - Что же при этом происходит в организме? В восточных духовных учениях все объясняется потоками энергии: праны, ци. А с точки зрения нейробиологии? Предположим, мы отдаем себе команду дышать интенсивнее. Насколько мне известно, это делает корковый центр. Если автоматизм ритмической смены вдоха и выдоха задают ядра в продолговатом мозге, то кора позволяет нам произвольно управлять дыхательными мышцами, особенно когда мы говорим или поем. Кстати, его интенсивная работа оказывает на кору общее тормозящее влияние. А что происходит дальше?
Н.С. : - Дальше, благодаря интенсивному дыханию, в крови изменяется концентрация кислорода и углекислоты, что опосредованно воздействует на особые зоны в боковом гипоталамусе. На энцефалограмме в это время наблюдаются мощные всплески - пароксизмы. По тому, какой характер они имеют, можно обнаружить скрытые патологические процессы. Часто появляются неприятные ощущения, судороги, онемение конечностей. Но если их преодолеть, то у многих людей развивается привыкание, и гипервентиляция вызывает торможение, успокоение. Одновременно приходит чувство эйфории, галлюцинации, вспышки света "в голове", иллюзия путешествия.

К.Е. : - А почему возникают световые эффекты?
Н.С. : - Как показывает энцефалограмма, возбуждается зрительная (затылочная) кора левого полушария . Именно она отвечает за создание зрительных образов.

К.Е. : - В мистических учениях видения объясняются, например, так: у человека приоткрывается третий глаз, которым он во время "космического путешествия" видит "тело Брахмы" - геометрические тела, мерцающие во тьме, и ослепительную "звезду Абсолюта"... Действительно, ощущения именно такие, причем они сходны у многих практикующих. Можно ли утверждать, что здесь действуют не столько "мистические", сколько одни и те же нервные механизмы?
Н.С. : - Это пока находится вне поля зрения традиционной науки о мозге. Ведь наука получает знания лишь с помощью воспроизводимых методов. А пока они не созданы - нельзя получить и убедительной информации.

К.Е. : - Существует немало попыток подвести материальную базу под то, что происходит при медитации и в иных состояниях сознания. Так, например, утверждают (проводя довольно примитивные анатомические аналогии), что третий глаз - это эпифиз, крохотный вырост промежуточного мозга. Другая точка зрения мне нравится больше: "третий глаз" - это замкнутый контур подкорковых структур, образующих так называемую лимбическую систему. Этакое хрустальное яйцо в центре мозга, острие которого приходится на точку между бровями. Лимбическая система - центр памяти, эмоций, желаний, она управляет вегетативными функциями. А не есть ли это еще и "орган медитации", который возбуждается, когда кора "умолкает"? Который считывает образы, записанные в подсознании (а может быть, и в памяти Вселенной)?
Н.С. : - То, что лимбическая система активно участвует в измененных состояниях сознания, несомненно. Как раз там находятся древние центры, ведущие подсознательную обработку информации.

К.Е. : - А какое воздействие на состояние мозга оказывают ритм дыхания и вообще ритмические раздражения?
Н.С. : - Они вызывают торможение коры, особенно левого полушария. В целом, в мозге постоянно происходит взаимодействие ритмов, как приходящих извне, так и внутренних. При этом работают многие резонансные системы и особые группы клеток - пейсмекеры, генераторы ритма. Так, в передней части большого мозга - в области перегородки - находится пейсмекер , воздействующий на гиппокамп и задающий тэта-ритм (он появляется, когда человек начинает засыпать). Таламус способствует генерации альфа- и гамма-ритмов бодрствующей коры. А медленные ритмы сна задает ретикулярная формация в стволе мозга. Однако никогда нельзя точно утверждать: эта и только эта структура мозга выполняет именно такую функцию.

К.Е. : - Неужели нет убедительных выводов?
Н.С. : - Изучение мозга - одна из сложнейших областей науки. Здесь, наверное, как нигде, проявляется парадокс: чем больше узнаем - тем меньше определенности. По мере изучения структур мозга выявляются все новые функции (порой противоречивые), связи, влияния, новые вещества-регуляторы. Раньше много значения придавали коре мозга - действительно, она активно вмешивается в самые разные нервные процессы. И ее сравнительно легко изучать методами энцефалографии. Но оказалось, что огромное влияние имеют и подкорковые центры - без них не обходятся даже самые "разумные" процессы - речь, мышление. Однако подобраться к ним гораздо труднее - нужны сложные методы томографии и виртуозные операции. Так что расшифровка нейрологических основ сознания - дело будущего.


Согласно расшифрованной Максом Фридомом Лонгом Гуне (Тайне), человек имеет три независимые личности. Другие авторитетные исследователи и практики Гуны, например, доктор наук Браян, считают, что это только три аспекта одной и той же личности. Следует заметить, что многие эзотерические школы по-разному трактуют триединство человеческой личности. В данном случае мы будем придерживаться «классического деления» Лонга. Это: ПОДСОЗНАНИЕ; СОЗНАНИЕ; СВЕРХСОЗНАНИЕ (НАДСОЗНАНИЕ).
Иногда им дают такое символическое объяснение - сверхсознание - это отец, сознание - мать, подсознание - ребенок.
Каждая из трех личностей имеет свое собственное тонкое, эфирное тело, и у каждого - свои уровни жизненной энергии. Подсознание и сверхсознание непосредственно находятся в физическом теле человека, третье - сверхсознание - находится на некотором расстоянии от физического тела, над верхней его частью, и соединено с физическим телом и подсознаниемэнергетической нитью. Его считают нашим Ангелом-хранителем, духом- опекуном, который может выполнить наши просьбы и всегда готов помочь и защитить, если к нему обратиться. Через сверхсознание осуществляется связь с духовным миром.
Наше реальное «Я», то есть та часть, которой мы являемся сами - это сознание, самая знакомая и хорошо изученная нами личность. Сознание имеет логическое мышление, сознательно действует и разговаривает, формирует поведенческие акты. Энергию,

полученную от подсознания, оно может перевести на более высокий уровень, называемый «мана». Такая энергия - это сила воли, используемая только сознанием. Главная задача сознания - научиться управлять нашей социальной жизнью и отвечать за ее качество. Еще одной важной целью сознания является контакт с подсознанием и сверхсознанием. Подсознание формируется гораздо раньше, чем сознание (это вообще самая древняя структура), оно лежит вне сознания, но параллельно ему. Подсознательное мышление поддается влиянию и внушению нашего сознания на доступном для него уровне. В зависимости от внушения, это может обернуться как благом, так и злом. Результат зависит от интенсивности внушения и его эмоционального регистра: если вы работаете с негативным подтекстом - ждите беды, если внушаете позитивные мыслеформы - работайте на благо.
Сознание обладает собственным эфирным телом и постоянно находится в физическом теле. Это наша СРЕДНЯЯ ЛИЧНОСТЬ.
Подсознание - это скрытая часть нашей личности, наше второе, малоизвестное «Я». Присутствие в человеке подсознания признает наука. Каждый человек имеет в своем багаже запасы неосознаваемого опыта. Его еще называют латентным, то есть неявным, скрытым опытом. Из внешнего мира постоянно поступает поток впечатлений, одни из которых ясно осознаются, другие воспринимаются менее четко, третьи могут не доходить до сознания, хотя и фиксируются на каких-то уровнях психики и сохраняются в памяти подсознания. Например, человек, поглощенный каким-то делом, часто впоследствии не может вспомнить, что происходило вокруг. Он и видел, и слышал, но не воспринимал сознательно, а так как он все-таки видел и слышал, данная информация перешла на уровень подсознания. Например, под гипнозом можно обнаружить, что следы событий на самом деле хранятся где-то в глубинах памяти. Часто в состоянии шока, в длительном, интенсивном стрессовом состоянии, восприятие человека сужается, и после он не в состоянии вспомнить лица, ключевые события и даже длительность пребывания в таком состоянии. Под гипнозом подсознание послушно воспроизводит всю ситуацию в деталях, что часто оказывает существенную, а порой неоценимую помощь, например, в работе следственных органов.

Медитация - Сверхсознание - Практика.

В западной культуре понятие "медитация (духовно-психологическая практика)" относится к актам размышления, планирования, обдумывания или рефлексии. Западные определения, однако, не отображают сущности восточного представления о медитации. По восточным преданиям медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой процесс, посредством которого достигается "просветление". Это процесс роста, дающий человеку новый опыт в интеллектуальной, философской и, что важнее всего, в экзистенциальной сфере. В контексте этой книги мы будем употреблять термин "медитация (духовно-психологическая практика)" просто для обозначения методики аутогенного типа, обладающей потенциалом для индуцирования у занимающегося ею трофотропного состояния путем концентрации внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения. При высоком уровне овладения этими методиками возможно достижения психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим и интуитивным типом мышления.

История медитации

Некоторые из самых ранних письменных источников, посвященных медитации, восходят к старым индийским обычаям и относятся примерно к 1500 году до н.э. Эти источники включают в себя религиозные писания, известные под названием Вед, в которых рассматриваются медитативные традиции древней Индии.

В шестом веке до н.э. началось развитие различных форм медитации - таоистской в Китае, буддистской в Индии, даже греки занимались медитацией.

Первыми христианами, начавшими пользоваться медитацией, были отшельники, жившие в египетских пустынях в четвертом веке нашей эры. Их медитативная практика в своих чертах напоминала традиционную индуистскую и буддистскую медитацию. В 11 и 12 веках н.э. дзеновская форма медитации, называемая "дзадзен", распространилась в Японии. Наконец, в 60-х годах нашего столетия волна медитативной практики охватила США в форме, представляющей западный вариант индуистской традиции. Она была завезена в эту страну Махариши Махеш Йоги и получила название "трансцендентальной медитации"(TM).

Типы медитации

Медитационная практика представляет собой использование определенной методики или процедуры, способной вызвать у бодрствующего человека трофотропное состояние, о котором говорилось выше. Хотя существует много видов медитации, общим для всех ее форм является наличие стимула или предмета, на котором концентрирует свое внимание медитирующий. Согласно Наранджано и Орнстейну, этот предмет предназначен для "сосредоточения", т.е. он является в сущности объектом для концентрации внимания. Медитативные методы можно, следовательно классифицировать в соответствии с природой объекта сосредоточения. Согласно этому критерию, существует четыре вида медитации.

1.ПОВТОРЕНИЕ В УМЕ.
В этом случае объектом для сосредоточения является какой-либо психический стимул. Классическим примером психического объекта для сосредоточения является "мантра (магический звук)". Мантра - это слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, обычно про себя. Мы включили бы в эту категорию также и пение. В методике ТМ также используется мантра (магический звук). Эта мантра (магический звук) выбирается из нескольких санскритских слов. Герберт Бекон использовал слово "раз" ("one") в качестве мантры для больных артериальной гипертонией. Повторение стихотворных отрывков также можно рассматривать как вид мантры. В качестве мантры иногда используют и текст народных песен.

2.ПОВТОРЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ДЕЙСТВИЯ.
Этот объект для концентрации связан с фокусировкой внимания на каком-либо физическом действии. В древнем йоговском (индуистском) способе медитации внимание сосредотачивается на повторяющихся дыхательных движениях. Различные формы дыхательного контроля подсчета вдохов и выдохов (так называемая пранаяма) лежат в основе одной из форм Хатха-йоги. Широкой публике лучше известен другой вариант Хатха-йоги, использующий различные позы (так называемые асаны). Некоторые народы Востока используют в практике продолжительные хороводные танцы с повторяющимися движениями. Древние исполнители этого танца получили название "танцующих дервишей". Наконец, распространение бега трусцой в США дало импульс изучению этой деятельности. Одним из эффектов, о которых сообщали некоторые из таких бегунов, являются переживания, подобные медитативным. Причиной этого может быть устанавливающееся во время бега регулярное дыхание или однообразные звуки от соприкосновения ног с землей.

3.СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ПРОБЛЕМЕ.
Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные компоненты. Классическим примером являются дзеновские "коаны". В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. Одним из наиболее известных коанов является такой: "Как звучит хлопок одной ладони?"

4.ЗРИТЕЛЬНАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ.
Здесь объектом для концентрации является зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, внушающая расслабление сцена или что-то другое. "Мандала" - это геометрическая фигура, квадрат внутри круга, символизирующая единство человека и вселенной. В восточных культурах она часто используется для зрительной концентрации.

Механизмы действия медитации

Никто точно не знает, как именно действуют медитационные методики. Тем не менее достаточно глубокое понимание этой проблемы было достигнуто посредством изучения общего звена, присущего всем формам медитации - объекта, предназначенного для концентрации внимания. Такой стимул, предназначенный для "сосредоточения, видимо, является принципиальной характеристикой медитативного процесса.

Роль объекта для концентрации заключается, по-видимому, в том, чтобы дать возможность интуитивному, неэгоцентрическому типу мышления (который соотносят с активностью неокортекста правого полушария) занять в сознании доминирующее место - место, которое обычно занимает аналитический эгоцентрический тип мышления (соотносимый с активностью левого полушария). Объект для концентрации обеспечивает, очевидно, возможность такого сдвига путем монополизации нервной активности левого полушария, что позволяет правому полушарию стать доминантным. Объект для концентрации может монополизировать активность левого полушария, вовлекая его в какую-либо монотонную деятельность (например сосредоточение на мантре, дыхании или на определенных позах). Кроме того, объект для концентрации может приводить в состояние перегруженности и фрустрации левого полушария. Это происходит в том случае, когда медитирующий размышляет над внешне парадоксальной проблемой(как в Дзене) или когда он занят интенсивной физической деятельностью, как это практикуется суфистами ("танцующими дервишами"), последователями тантризма или, возможно, американскими энтузиастами бега трусцой.

Когда объект для концентрации используется эффективно, характер процесса обработки информации мозгом изменяется. "Когда рациональный (аналитический) ум затихает, интуитивный путь приводит к исключительному познанию". Это познание является целью всех медитативных методик, практикуемых их приверженцами. Это состояние "исключительного познания" называли по-разному. На Востоке оно называется "нирваной" или "сатори". В вольном переводе эти слова звучат как "просветление". Можно перевести их также как "истинное сознание" или "осознание Бытия". В прежние времена те немногие люди на Западе, которые были хорошо знакомы с этим состоянием, называли его "сверхсознанием" или "космическим сознанием".

Все больше современных исследований содержат попытки изучения нейрофизиологии при состоянии сверхсознания. Пока результаты этих нейрофизиологических исследований не являются вполне определенными. Данные более ранних работ свидетельствует в пользу того, что в состоянии сверхсознания на электроэнцефалограмме уменьшается частота волн с одновременным увеличением их амплитуды. Недавние нейрофизиоло- гические исследования медитационного процесса указывают, как это уже упоминалось, на переход при медитации доминирующей роли от левого мозгового полушария к правому. При окончательном анализе, возможно, мы обнаружим, что это состояние является результатом понижения активности неокортекса в доминирующем правом полушарии.

Важно подчеркнуть, что медитация (духовно-психологическая практика) и достижение состояния сверхсознания не всегда являются одним и тем же! Пациент должен понять, что медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой процесс, или набор методик, которые используются медитирующим для достижения желаемой цели - состояния сверхсознания.

Терапевтические критерии состояния сверхсознания

Как упоминалось недавно, присущее состоянию сверхсознания "исключительное познание" является желаемой целью для посвященных в любые типы медитации. Однако как клиницист, так и пациент должны понимать,что никогда нельзя быть уверенным в достижении этого состояния и что оно не каждый раз достигается даже человеком с большим опытом медитации. Поэтому возникает вопрос: если медитирующий не может достигнуть состояния сверхсознания, не является ли время, посвященное медитационной практике, затраченным впустую? Ответ на этот вопрос только один - нет! Положительный терапевтический эффект может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания. Основанием для этого утверждения является существование нескольких "терапевтических критериев", присущих процессу медитации и указывающих на приближение к состоянию сверхсознания.

Хотя Шапиро рассматривает пять этапов медитации, а именно:
1) затрудненное дыхание,
2) спутанное мышление,
3) релаксация,
4) отстраненное наблюдение и
5) высшее состояние сознания - мы хотели бы расширить представление о стадиях, наблюдаемых в медитационном процессе.

Первая и самая фундаментальная стадия относится к самому факту начала медитативной практики. Даже древние индуистские дзеновские писания, посвященные медитации, указывают, что гораздо более важная попытка достижения, состояния сверхсознания, чем действительное его достижение. Для клинициста, живущего в двадцатом столетии, должно быть ясно, что пациент, затрачивая время на медитацию, предпринимает тем самым сознательное усилие, направленное на улучшение своего здоровья. Такая позиция является, по своему определению, противоположностью того поведенческого стиля, который приводит пациента к чрезмерному стрессу. Точно так же, подчеркивание важности самого акта медитации, а не достижения состояния сверхсознания позволяет снять у больного большую часть соревновательного, ориентированного на достижение успеха компонента этого процесса.

Второй вехой на пути к сверхсознанию является возникновение состояния более выраженной релаксации. На этом этапе пациент самостоятельно вызывает у себя трофотропное состояние релаксации. Оно представляет собой состояние бодрствования, характеризующееся гипометаболическим функционированием организма, описанным в литературе. Это состояние обладает терапевтическим эффектом вследствие того, что: 1) организм достигает состояния, близкого ко сну по своему восстановительному потенциалу, или превосходит его; 2) снижается эффективная проприоцептивная импульсация, вызванная эрготропной стимуляцией.

Третьей вехой на пути к сверхсознанию является отстраненное наблюдение. В индийских священных книгах это описывается как состояние, при котором медитирующий, наблюдая окружающую его среду, остается "покоящимся в себе зрителем". Это состояние представляет собой безличное пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто "сосуществует" с окружением, а не противостоит ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное состояние. Похожим ощущением, которое испытывали многие, является и "автодорожный гипноз". Это состояние часто испытывают водители на монотонных скоростных автомагистралях. В какой-то момент они замечают, что находятся на развилке 6, а в следующий момент - уже на развилке 16, хотя совершенно не помнят о 10 промежуточных перекрестках. Многие называют такое состояние "сном наяву". Важно отметить, что водитель совершенно не утрачивает способности управлять автомобилем; это состояние не является сном. Если возникает критическая ситуация, водитель сможет отреагировать на нее соответствующим образом. Клиницист, следовательно, должен объяснить, что такое состояние не является ни летаргическим, ни абсолютно пассивным (что является основным поводом для беспокойства многих пациентов).

Последней ступенью медитативного опыта, является "состояние сверхсознания". Это состояние, по-видимому, включает в себя все предыдущие состояния, отличаясь, однако, большей интенсивностью переживания.

Давидсон характеризует его природу следующим образом:
1. Хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность).
2. Ощущение единства с окружением: то, что древние называли союзом микрокосма (человека) с макрокосмом (вселенная).
3. Непередаваемость ощущений.
4. Изменение пространственно-временных соотношений.
5. Обострившееся восприятие реальности и смысла окружающего.
6. Парадоксальность, т.е. принятие вещей, которые кажутся парадоксальными обыденному сознанию.

Поскольку клиницист будет засыпан вопросами относительно природы медитативных переживаний пациента, мы в целях лучшего понимания разместим все типичные переживания вдоль оси континуума:

Медитация начинается --> Скука --> Отвлекающие мысли --> Глубокая релаксация (трофотропное состояние) --> Отстраненное наблюдение --> Сверхсознание

Этот континуум медитативных переживаний не носит характера постепенного движения от одного дискретного состояния к другому. Медитирующий может перескочить от любого состояния к любому другому и обратно. С другой стороны, переживания в рамках каждого из состояний могут варьироваться по степени глубины. Отметим, что скука и отвлекающие мысли часто предшествуют более положительным эффектам. Клиницист должен объяснить пациенту, что это является вполне естественным и что они должны быть терпеливыми в таких случаях и просто смещать внимание обратно к объекту концентрации.

Медитирующего необходимо отучить от оценки медитативных сеансов, так как такой подход вводит в действие парадигму успеха - неуспеха. Бывают полезны просто рассказы пациента описательного характера о его переживаниях для того, чтобы можно было проследить за его активностью в период от двух до трех недель. Пациент может вести дневник, если только он носит описательный, а не оценочный характер.

Исследование клинических показаний

Адекватно контролируемых научных исследований эффективности медитации в настоящее время существует немного (см. обсуждение этого вопроса в обзоре). Тем не менее имеющиеся работы с относительно хорошо подобранным контролем свидетельствуют о потенциально широком спектре показаний к медитации для терапии стрессогенных состояний. Конкретно, медитативные техники с использованием мантр оказались эффективными:

1. При лечении генерализованного автономного возбуждения и чрезмерного эрготропного тонуса.

2. При лечении тревожных состояний и невроза тревоги.

3. При лечении фобий.

4. Для усиления "самоактуализации" и "позитивного психического здоровья".

5. Как вспомогательное средство при лечении наркомании и алкоголизма.

6. Как вспомогательное средство при лечении эссенциальной гипертонии.

Для того, чтобы объективно определить терапевтическую эффективность медитации, нельзя допустить, чтобы низкое качество многих из ранних исследований и клинических сообщений, а также несколько коммерческий оттенок, который приобрела медитация (духовно-психологическая практика), отрица- тельно повлияли на оценку этого метода. Хотя и очевидно, что клини- ческое применение медитации нуждается в дальнейшей валидизации, мы считаем, что перечисленные выше попытки использования медитации, а также носящее предварительный характер обоснование ее терапевтического действия свидетельствует в пользу применения этого метода в клинике.

После того, как мы представим теоретическую основу для клинического применения медитации, рассмотрим вопросы ее практического использования.

Как осуществлять медитацию

Дальнейшее обсуждение является руководством по клиническому применению медитации.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

В дополнение к общим мерам предосторожности при использовании релаксации, рассмотренным в предыдущей главе, необходимо следующее:

1. Определить, имеются ли у пациента какие-либо противопоказания к применению медитации. Например, при наличии эффективного психоза или психоза с идеаторными расстройствами состояние больного может обостриться в результате использования медитации. Клиницист должен также обратить особое внимание на больных, проявляющих тенденцию к непсихотическому фантазированию, свойственную, например, личностям шизоидного типа. Необходимо отметить, что некоторым индивидам с поведенческим типом А и импульсивностью, по-видимому, труднее обучиться релаксации по сравнению с менее импульсивными лицами. Скука и отвлекающие мысли мешают им медитировать.

2. Расспросить больного о том, есть ли у него какие-либо знания или опыт относительно медитации. Необходимо уделить особое внимание любому упоминанию культовых или религиозных аспектов медитации. Эти ошибочные представления о медитации часто беспокоят пациентов. Некоторые думают, что медитация (духовно-психологическая практика) является кощунственным актом.

3. Дать больному общее представление о медитации. 4. Рассказать пациенту о соответствующем окружении для медитации. Необходимая информация представлена в следующем разделе.

Компоненты медитации

В своей книге "Реакция релаксации" Бенсон описывает четыре компонента, способствующие успешной медитации:

1. Спокойное окружение.
2. Приспособление, облегчающее концентрацию.
3. Пассивная установка.
4. Удобная поза.

Наши собственные исследования и клинический опыт в общем согласуются с этими положениями, но мы хотели бы несколько расширить положения Бенсона.

Первое условие, которое мы рекомендуем - это спокойное окружение. Спокойное окружение - это отсутствие внешних стимулов, могущих помешать медитационному процессу. Многие пациенты будут уверять, что такое место невозможно найти. Если это так, то необходимо проявить некоторую изобретательность. Пациент может использовать какую-либо музыку или имитационные записи для "маскировки" отвлекающих моментов. В наших лабораторных экспериментах мы обнаружили, что ровное гудение вентилятора или кондиционера представляет собой эффективный маскирующий шум. Ровный шум низкой или умеренной силы действительно может оказать релаксирующее воздействие. Если такой возможности нет, пациент может завязать глаза и (или) использовать затычки для ушей с целью снижения уровня внешней стимуляции.

Вторым условием (в случае физически пассивной медитации) является удобная поза. Мышечное напряжение может мешать процессу медитации. В начале обучения пациент должен находиться в таком положении, когда большая часть веса его тела имеет опору. Важным исключением являются голова и шея. Если держать спину выпрямленной, а голову и шею без опоры, то это поддерживает мышечное напряжение, достаточное для того, чтобы предотвратить засыпание пациента. Если больной все же засыпает во время медитации, необходимо использовать позу, требующую большего мышечного напряжения.

Третьим условием является наличие объекта концентрации. Этот компонент представляет собой связующее звено между всеми формами медитации (даже физически активными методами), как упоминалось выше. Приспособление для сосредоточения, по-видимому, дает возможность мозгу изменить свой обычный способ функционирования.

Четвертым условием является пассивная установка. Эту установку некоторые называли "пассивной волей" или "пассивным вниманием". Бенсон утверждает, что такая "пассивная установка является, возможно, самым важным элементом".

Имея такую установку, пациент "позволяет" возникнуть медитативному процессу, вместо того, чтобы стремиться контролировать его. Согласно формулировке Гринслена, "Пациент может начать побеждать, лишь прекратив свое сопротивление и позволив... процессу развиваться".

Если больной не способен принять такую установку, то он будет задавать вопросы такого рода:

"Правильно ли я это делаю?" - обычно указывает на озабоченность внешним выполнением медитации.

"Сколько времени это займет?" - говорит, как правило, об озабоченности относительно времени.

"Что является показателем хорошего освоения?" - обычно свидетельствует о сосредоточенности пациента на внешних результатах, а не на самом процессе.

"Должен ли я стараться запомнить все, что чувствую?" - как правило, указывает на чрезмерно аналитический подход. Чем больше пациент размышляет над такими вопросами, тем менее успешной будет его деятельность. Отвлекающие мысли являются совершенно нормальным компонентом медитационного процесса и их появления следует ожидать. Однако принятие пассивной установки позволит пациенту распознавать отвлекающие мысли и просто возвращать внимание на объект концентрации. Прекрасное описание пассивной установки можно найти в работе Эрика Пепера.

Пятым и последним условием, которое мы ставим, является психофизиологическая восприимчивость окружающей среды. Под этим мы понимаем ряд внутренних психофизиологических условий, наличие которых дает возможность пациенту медитировать. Мы отмечали, например, что попытки медитации у больных с высоким уровнем психо- физиологического возбуждения бывают крайне неэффективны. Поэтому мы сочли необходимым обучить пациентов приводить себя в более "восприимчивое состояние" для медитации (это применимо также для био- обратной связи, гипноза и метода направляемого воображения). Для достижения этого состояния пациент может использовать несколько приемов нервно-мышечной релаксации для уменьшения избыточного мышечного напряжения. Мы также рекомендовали больным принять горячую ванну перед медитацией. В некоторых случаях пациенты сообщали о достижении хорошего успеха в медитации, когда они медитировали, сидя в горячей ванне. Мы обнаружили, что это мало кем упоминаемое условие психофизиологической восприимчивости является критической переменной в нашей собственной клинической работе. Поэтому мы расширяем медитативный континуум, включив в него этот параметр.

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА

Ниже приводится образец протокола для физически пассивной формы медитации с использованием мантры.

Изучите его, отмечая на полях, какие изменения вы внесли бы в него с учетом ваших нужд.

ВВОДНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Цель этих инструкций заключается в том, чтобы ознакомить вас с использованием медитации для снижения уровня стресса в вашей жизни. Эти инструкции включают общее введение и конкретные указания по использованию четырех медитативных методик, из которых вы можете выбрать наиболее подходящие для вас. Впоследствии вы, возможно, захотите внести частичные изменения в методику, в соответствии с ситуацией или вашими личными наклонностями, но на начальной стадии обучения вы должны выполнять все упражнения точно по инструкции. Когда вы выберете одну из медитативных методик, пользуйтесь ею в соответствии с инструкцией и в течение 10-15 мин (не прерываясь) один или два раза в день.

Некоторые люди, незнакомые с природой и происхождением медитации, путают медитацию и конкретные формы ее использования. Приведенные здесь способы медитации представляют собой сочетание приемом, заимствованных из древневосточной философии, с современными релаксационными и снижающими стресс методиками. Хотя некоторыми из этих способов пользовались в рамках специфических религий, утверждение, что медитации представляют собой религиозный обычай, равносильно тому, что вино является религиозным средством только из-за того, что во многих религиях оно используется для церемоний. Медитация - это способ успокоения разума, являющийся, конечно, необходимой предпосылкой уменьшения тревоги и напряжения.

Как уже указывалось, спокойствие рассудка само по себе является конечной целью. То, как вы пользуетесь этим драгоценным искусством, зависит, конечно, только от вас.

Теоретические и практические основы медитации часто понимают неправильно; поскольку нелегко определить само понятие медитации. Медитация - не физиологическое состояние. Оно не является также каким-то особым психологическим состоянием. Это и не религия. В данном контексте медитация (духовно-психологическая практика) понимается скорее как определенная методика. Она носит настолько базисный характер, что встречается во все времена, во всех культурах, расах, религиях и идеологиях. Физиологические, психологические и философские цели медитации не могут быть достигнуты без тренировки, а овладеть медитативными приемами невозможно иначе, как путем постоянных упражнений.

Хотя существует множество форм медитации, наиболее популярные на Западе методы происходят от обычаев, характерных для старинной культуры Йоги и Дзен. Каждый тип медитации отличается по своим целям и методике. Те, что представлены здесь, считаются наиболее пригодными для снижения уровня стресса. Им легко научиться и они в наибольшей степени свободны от культовых, религиозных и церковных оттенков. Набор этих методик достаточно полный и может вполне удовлетворить потребность в медитации; его можно также использовать как введение к другим, более специфическим формам.

Существует несколько основных правил, которым вы должны следовать, обучаясь медитации.

Прежде всего необходимо найти спокойную обстановку, лишенную как внешних, так и внутренних раздражителей. Очень важно иметь (особенно в процессе обучения) тихую комнату, отгороженную от тех, кто в данный момент не медитирует. Снимите трубку с телефонного аппарата или, по крайней мере, выберите комнату без телефона. Вообще сделайте все, что можно для уменьшения внешних шумов. Если вы не можете совсем избавиться от шума, как это обычно бывает в многонаселенном доме, общежитии и т.д., пользуйтесь затычками для ушей. Поставьте пластинку или включите магнитофонную запись с тихой инструментальной музыкой, или же используйте любую из многочисленных имеющихся в продаже записей, имитирующих различные природные шумы. Даже ровный гул вентилятора или кондиционера может эффективно приглушить или замаскировать внешний шум. Вы можете также уменьшить или совсем выключить освещение в комнате. Теперь, когда вы сделали внешнюю среду более спокойной, следующий важный шаг должен заключаться в обеспечении спокойствия вашей внутренней среды. Один из способов состоит в уменьшении мышечного напряжения, которое является одним из самых серьезных препятствий для успешной медитации. Затратьте некоторое время на то, чтобы расслабить ваши мышцы. Один из способов снижения мышечного напряжения заключается в том, чтобы сесть поудобнее. Возможно, что вы не ощутите себя на самом деле медитирующим, если не сядете в восточную позу лотоса (со скрещенными ногами); эта поза однако требует значительной гибкости и определенной тренировки. А сейчас сядьте удобно на пол или лучше в удобное кресло с прямой спинкой, ступни на полу, ноги не перекрещены, руки покоятся на бедрах, ладони полуоткрыты, пальцы рук не сцеплены. Вы должны сидеть спокойно; но помните, что медитация (духовно-психологическая практика) - это не транс. Если испытываете неудобство или слишком большое напряжение где нибудь - подвигайтесь. Если вы ощущаете легкий зуд, то можно это место почесать. Не следует принимать жесткую неподвижную позу. Расслабьтесь. Чтобы не заснуть, лучше не принимать положения лежа и не давать опоры голове. Держите голову, шею и спину по одной вертикальной линии. Для поддержания такой позы необходимо незначительное мышечное напряжение, достаточное в то же время для того, чтобы не заснуть, и создающее оптимальную позу для обучения медитации.

Есть много видов медитации. Некоторые из них обращены к внутренним силам, внутренней энергии, самосознанию. Другие - к внешним предметам, таким как слова, свет или звуки. Медитация - это простой естественный процесс. И хотя методология может быть различной, суть ее остается той же. Основа медитации включает пассивную концентрацию на некоторых стимулах, будь то слово, образ, собственное дыхание или вообще ничто. Такой раздражитель действует как средство, отводящее, отвлекающее мысли из вашей головы. Однако, чем сильнее вы сосредоточиваетесь на стимуле, тем труднее медитировать. Хотя это утверждение кажется парадоксальным, оно тем не менее верно вследствие того, что медитация (духовно-психологическая практика) представляет собой "пассивную активность". Вы должны позволить себе пассивно взаимодействовать с раздражителем, каким бы он ни был. Вы должны научиться пассивно сосредоточиваться на стимуле. Искусство пассивной концентрации требует времени для своего развития, поэтому не надо отчаиваться, если Вам будет трудно в течении первых нескольких недель. Просто продолжайте заниматься.

ИНСТРУКЦИЯ

Теперь Вы готовы к получению настоящей инструкции. Сначала закройте глаза. Обратите внимание на наступившее в результате этого успокоение. Большая часть сенсорной информации поступает к нам через зрение. Простым закрытием глаз Вы можете в значительной степени успокоить свой ум.

Использование концентрации на дыхании

Сейчас мы займемся очищением ума. Не от всех забот, но от преходящих мыслей, которые, воздействуя на воображение, увеличивают стрессовое возбуждение. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Переключите внимание с беспокойного внешнего мира к спокойному и умиротворенному внутреннему миру. Вдыхая, подумайте: "вдох". Выдохните. Подумайте: "выдох". Вдох, выдох. Концентрируйте внимание на своем дыхании. Думайте: "вдох, выдох". Вдохните через нос и без всякого усилия дайте воздуху выйти через рот. Просто откройте рот и дайте воздуху выйти. Не форсируйте выдох. Вы поглощены процессом дыхания. Концентрируйтесь на своем дыхании. Вдох, выдох. Теперь каждый раз, когда Вы вдыхаете, ощущайте вдыхаемый Вами холодный воздух, а каждый раз, когда выдыхаете, ощущайте какой он теплый и влажный. Начинайте, пожалуйста (пауза 60 сек).

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ "РАЗ"

Теперь мы поменяем концентрацию на дыхании на использование мантры. Мантра - это вспомогательное средство, обычно слово или фраза. Это просто вспомогательное средство, способствующее тому, чтобы Ваш разум не затерялся в собственных фантазиях. Примером мантры, предлагаемой Гербертом Бенсом в его книге "Реакция релаксации", является слово "раз" (р-а-з). Это легкое слово, без культового смысла, имеющее небольшое значение как исчисляемое. Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите про себя слово "раз". Скажите: "раз", "раз". Скажите тихо: "раз". Произнесите слово, не двигая губами. Произнесите еще тише, пока оно не станет просто мыслью (здесь пауза 75 сек).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДИКИ "ОМ"

Слово "раз" представляет собой образец мантры. Способ, помогающий очищению ума. При концентрации на слове, не обладающем значением или эмоциональным содержанием, характер деятельности Вашего мозга начинает меняться. Рассудок приходит в более спокойное, более утонченное состояние сознания. Многие люди любят использовать слова древнего санскрита, чувствуя, что они произносят мелодичные звуки, имеющие духовное содержание, которые также могут применяться при концентрации. Универсальной мантрой является слово "ом" (по буквам: о-м), что также означает "один". Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите слово "ом", "ом". Дышите спокойно, как Вы дышите обычно, но теперь не концентрируйтесь на дыхании. Повторите мантру в уме. Просто произносите ее мысленно. Не надо двигать губами. Просто подумайте о ней. Не концентрируйтесь на дыхании. Дайте мантре самой повторяться в Вашем уме. Не прилагайте к этому усилий. Просто пусть она как бы "переливается". Постепенно мантра (магический звук) начнет стираться в Вашем уме. Рассудок станет спокойным. Время от времени это спокойствие может нарушаться отрывочными мыслями. Дайте им пройти. Ощущайте их, потом, посредством возвращения к мантре, дайте им уйти из Вашего ума так же быстро, как они вошли в него. Давайте сейчас попробуем использовать слово "ом", "ом" (пауза 75 сек). Помните, мантра (магический звук) - это средство, чтобы помочь очищению разума, когда Вы не можете сделать это самостоятельно. Помните также, что Вы должны свести движения к минимуму, однако, если почувствуете неудобство, подвигайтесь. Если Вас беспокоит, который сейчас час, взгляните на часы. Чувство дискомфорта или тревоги помешает Вам достичь состояния полного расслабления.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЧЕТА

Последняя мантра (магический звук), которую Вы можете взять на вооружение, если окажется, что Ваши мысли слишком блуждают, требует немного большей концентрации по сравнению с тремя предыдущими методиками,

Выдыхая, ведите обратный счет от 10 до 1. Каждый раз, когда Вы выдыхаете, произносите одно число. Когда Вы произносите это число, постарайтесь представить его "внутренним взором". Когда Вы дойдете до 1, считайте до 10, а затем начните все снова. Приступайте, пожалуйста (здесь пауза 3 мин).

ПЕРЕХОД К БОДРСТВОВАНИЮ.

Сейчас я хочу вернуть Вам внимание к себе и к окружающему миру. Я буду считать от 1 до 10. С каждым счетом Вы будете чувствовать, что Ваш разум все более и более пробуждается, а Ваше тело становится все более освеженным. Когда я досчитаю до 10, Вы откроете глаза и ощутите себя лучше, чем когда бы то ни было сегодня. Вы почувствуете себя бодрым, освежившимся, полным энергии и готовым к возобновлению Вашей деятельности. Итак, начнем:

1 - 2 - Вы начинаете чувствовать себя бодрее;
3 - 4 - 5 - Вы все более и более пробуждаетесь;
6 - 7 - теперь пошевелите ступнями и кистями;
8 - пошевелите руками и ногами;
9 - 10 - сейчас откройте глаза! Вы чувствуете себя бодрым, пробудившимся. Ваш ум ясен и тело освежилось.

Прочитав представленные материалы, можно заметить следующие особенности:

1. Пациенту было дано четыре разных мантры на выбор. Такая "свобода выбора" может увеличить клиническую эффективность методов. Важно узнать у пациента, какая мантра (магический звук) и почему была для него самой лучшей. Задавание подобных вопросов способствует совершенствованию интроспекции и самоанализа у пациента.

2. Описание медитации содержит пункт "переход к бодрствованию", как и инструкция для нервно-мышечной релаксации.

3. Клиницист должен указать пациенту, когда ему следует медитировать. Мы установили, что достаточно заниматься один или два раза в день: продолжительность каждого сеанса 15 - 20 мин. Как и при нервно-мышечной релаксации, лучшее время для медитации - перед вторым завтраком или до обеда, но и утренние занятия могут дать заряд бодрости на весь последующий день.

На основе наших клинических наблюдений и исследовательской работы, дополняющих данные литературы, мы должны сделать вывод, что специфический процесс медитации может быть очень эффективным терапевтическим подходом при чрезмерном стрессе.

Здесь однако остро встает проблема: какие конкретные формы медитации лучше всего подходят для тех или иных индивидов? Этим объясняется наше желание дать, по меньшей мере, четыре различные разновидности мантр. Предлагая пациенту несколько медитативных методик, мы заметили, что наше лечение стало более эффективным по сравнению с теми случаями, когда мы обучали больных только одной форме медитации.

В целом, наилучшие результаты мы получали в тех случаях, когда пациенты применяли до начала медитации несколько приемов нервно-мышечной релаксации. Этот факт привел нас к формированию понятия "психологической восприимчивости" к медитации.

Возможно, самая трудная задача клинициста при использовании медитации как лечебного средства заключается в устранении мистических, культовых и религиозных наслоений окружающих этот чрезвычайно ценный терапевтический инструмент. В конечном счете, тем не менее именно клиницист должен оценить целесообразность применения медитации в зависимости от индивидуальных особенностей пациента.

Дж. С. Эверли, Р. Розенфельд, пер. Храмелашвили

Предыдущая страница:

Бхакти-Йога - самое естественное и действительное искание Бога, начинающееся, продолжающееся и кончающееся в любви
  • Одно мгновение безумия пламенной любви к Богу приносит вечную свободу...
Следующая страница:

«Когда вы принимаете решение, силы вселенной вступают в заговор, чтобы его осуществить». Ральф Валдо Эмерсон.

Сколько же у нас разумов (сознаний)?

Говоря техническим языком, каждый из нас обладает одним разумом. Но он состоит из 3 частей: сознание, подсознание и сверхсознание. Первые два сознания находятся внутри нас, но сверхсознание находится вне наших пределов. Оно является разумом нашего расширенного «Я».

Силы сознания

Cознание является той единственной частью разума, которая способна мыслить. Именно поэтому большинство людей использует свое сознание для решения задач и достижения целей. Однако, силы сознания ограничены по сравнению с силами подсознания и сверхсознания. Самая главная сила сознания заключается в его способности принимать решения. Ваше сознание обладает властью принимать решения относительно того, какая информация проникает в ваше подсознание, но большинство людей не пользуются данной силой. Вместо этого, они позволяют разнообразному мусору попадать в их подсознание, тем самым они приводят в действие закон: «Что посеешь, то и пожнешь».

Наше сознание также обладает способностью перепрограммировать подсознание, в основном это достигается с помощью повторений. Например, вспомните, как вы впервые учились водить автомобиль, когда вам приходилось сознательно думать о том, на какую педаль нажимать, и какую передачу включать. Но теперь у вас больше нет нужды сознательно думать об этих действиях. Они стали автоматическими, т.е. вы способны выполнять их подсознательно. Путем множества повторений вы запрограммировали свое подсознание. Попав в наше подсознание, мысль (действие) становится автоматической.

Это справедливо как для вождения автомобиля, так и для достижения успеха в жизни.

Силы подсознания

Ваше подсознание играет различные роли в вашей жизни. Насколько я знаю, мы можем классифицировать его функции, выделив 5 различных областей.

1. Подсознание поддерживает здоровье вашего тела и балансирует внутренние процессы. Именно поэтому в природе наше тело способно на самоисцеление. Оно способно излечить любую форму болезни, которую вы только можете придумать. Это является фундаментом всей, так называемой, альтернативной медицины.

2. Подсознание защищает нас и иногда наших любимых от критических положений и опасностей.

3. Оно действует как магнит. Оно способно притягивать то, что резонирует с его внутренними убеждениями.

4. Наше подсознание является выдающимся банком памяти. Оно хранит весь наш прошлый опыт.

5. Подсознание выступает в роли радара. Оно посылает и принимает сигналы из сверхсознания. Эту его функцию мы обсудим с вами чуть позднее в этой статье.

Взаимоотношения между нашим сознанием, подсознанием и сверхсознанием выглядят следующим образом:

Сознание (1) <===> Подсознание (1) <===> Сверхсознание
Сознание (2) <===> Подсознание (2) <===> Сверхсознание
Сознание (3) <===> Подсознание (3) <===> Сверхсознание

Ваше сознание связано с вашим подсознанием, которое в свою очередь связано со сверхсознанием. При этом наши подсознания связаны с одним единым для всех сверхсознанием.

Исходя из диаграммы, вы можете видеть, что мы все с вами связаны на уровне сверхсознания через наши подсознания. Сознание напрямую не соединено со сверхсознанием. Мы полагаемся на наше подсознание в отношении приема информации из сверхсознания и передачи информации в него.

По мере того, как ваше сознание внушает ваше желание подсознанию, ваше подсознание будет запечатлять эту информацию в сверхсознании, которое в свою очередь принимает все усилия к тому, чтобы осуществить желаемое. Как говорил Ральф Валдо Эмерсон: «Когда вы принимаете решение, силы вселенной вступают в заговор, чтобы его осуществить».

Силы сверхсознания

Наполеон Хилл называл его бесконечным интеллектом . Ученые называют его Вселенским Разумом. В некоторых книгах, а также в речах некоторых Гуру метафизики можно встретить общее понятиеБессознательный Разум . Термин Сверхсознание широко использует Брайен Трейси (Brian Tracy), и я также предпочитаю этот термин.

Не важно, как это называется. Важно то, что оно способно сделать для вас.
Вот, что я знаю о сверхсознании:

Существует лишь одно сверхсознание (Вселенский Разум), с которым соединены все наши разумы;
- Оно помогает вам принимать решения, так как сверхсознание является бесконечным интеллектом. Оно обладает всеми нужными вам ответами, включая данными о завтрашней стоимости акций.
- Сверхсознание является источником всех истинных изобретений. Великие изобретатели, такие как Томас Эдисон и Альберт Эйнштенй, овладели техниками приема идей из сверхсознания. Откуда вы думаете они брали все свои инновационные идеи?
- Оно помогает вам достигать своих целей. Об этой функции сверхсознания мы поговорим в следующем параграфе.

Сверхсознание наподобие суперкомпьютера, который управляет деятельностью в каждом небольшом компьютере, подключенном к нему. Вы запечатлеваете свои цели в подсознании, а сверхсознание начинает реагировать соответственно. Нужные люди начнут появляться в вашей жизни, начнут всплывать удачные возможности, и, если необходимо, вам будут предоставлены необходимые уроки. Все придет в движение с целью помочь вам осуществить ваше желание. Когда вы полностью поймете силы сверхсознания, вы осознаете, что успех не является лишь удачей.

"Наука и жизнь" № 12, 1975 г., С. 45-51.

Люди давно обратили внимание на тот факт, что многие проявления жизнедеятельности их организма, многие разновидности деятельности мозга проходят без вмешательства сознания. Мы не осознаем процессы, ежеминутно протекающие в наших внутренних органах, мы не замечаем слабых или неясных, "замаскированных" воздействий на зрение и слух, хотя они воспринимаются, мозгом, об этом свидетельствуют регистрируемые прибором биоэлектрические реакции. Более того, зачастую мы не можем объяснить себе и другим, каким образом у нас возникла интересна научная идея, остроумное решение технической проблемы, над которой мы бились много дней.

К сожалению, термином "подсознание" принято обозначать почти все, что не осознается. В результате подсознание превратилось в хранилище явлений, чрезвычайно далеких друг от друга При таком положении вещей возникает иллюзия внутреннего родства этих явлений, и высочайшие проявления человеческого духа начинают рассматривать в качестве прямого следствия элементарных биологических побуждений, - ошибка, которой не избежал выдающийся австрийский психолог Зигмунд Фрейд.

Очевидно, что продуктивность анализа "бессознательного" большей мере зависит от того, сколь четко мы сможем определить природу самого сознания, не только в философском аспекте, то есть как отражение мозгом объективной, первично существующей действительности, но и в естественном плане, с позиций объяснения высшей нервной деятельности человека.

Сознание - обобществленное знание, которое можно передать.

Важным условием успешного анализа физиологических основ того или иного психического феномена является уточнение сущности этого феномена. Мы полагаем, что ключ к уяснению природы интересующего нас свойства человеческого мозга содержится в его названии: "сознание". Прежде всего это знание о чем-то, истинность которого можно проверить практикой. "Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это-"знание",- заметил К. Маркс (Маркс К., Энгельс Ф.- Соч.-2-е изд.- Т. 3). Впрочем, сам термин "Знание" нуждается в уточнении. Знание не есть след события (объекта), пассивно запечатленный структурами мозга. Знание является знанием лишь в мере, в какой оно может служить средством удовлетворения потребностей, средством достижения целей.

Скажем, во сне или при кратковременном показе мой мозг запомнил сигнал, который я способен опознать среди других в случае их предъявления. До этого момента, то есть до напоминанн след сигнала хранится в моей памяти, но не стал еще знанием, поскольку я не могу им воспользоваться в своем целенаправленном поведении для удовлетворения существующих у меня потребностей.

Впрочем, качество знаний как средства достижения целей-это только одна, важная, но не единственная характеристика знания. В конце концов масса неосознаваемых оборонительны рефлексов, процессов регуляции деятельности внутренних органов является средством удовлетворения потребностей организма в сохранении постоянства его внутренней среды, в защите от нежелательных воздействий окружающего мира. Сознание предполагает именно со-знание (сравни с сочувствием, состраданием, сопереживанием, со-трудничеством и т. п.), то есть такое знание, которое может быть передано, может стать достоянием других членов общества. Осознать - значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свое знание другому. Сознание носит изначально социальный характер, причем социальность этой формы отражательной деятельности мозга включена в ее внутреннюю структуру.

Итак, сознание есть такое знание о мире, закрепленное в "нервных моделях" мозга, которое: 1) может быть использовано человеком для организации действий, направленных на удовлетворение имеющихся у него потребностей; 2) может быть передано другим членам сообщества посредством второй (речевой) сигнальной системы.

Под- и сверхсознание

Вне сферы сознания оказываются две категории, два класса явлений. Прежде всего это приспособительные реакции, имеющие сугубо личное, индивидуальное назначение: процессы регуляции внутренних органов, неосознаваемые детали движений (в том числе вторично неосознаваемые, автоматизированные навыки), оттенки эмоций и их внешнего выражения. Природа разгрузила мозг, освободила сознание от черновой работы, протекающей тем эффективнее, чем более она саморегулируема.

Наш мозг несет в себе напластования миллионов лет биологической эволюции и тысячелетий общественного развития в виде генетической и "социальной наследственности" (последнее выражение принадлежит академику Н. П. Дубинину). Далеко не все атрибуты этого "багажа" представляют социальную ценность для современного человека, заслуживают передачи современникам. Вот почему они тоже не подлежат осознанию, не включаются в организацию общественного поведения, обнаруживаясь чаще всего лишь в случаях патологии, болезненных расстройств деятельности мозга. Все перечисленные и подобные им явления целесообразно отнести к "подсознанию".

Вторую группу неосознаваемых форм деятельности мозга составляют механизмы творчества, формирования гипотез, догадок, предположений. "Творческая личность,- утверждает американский психолог Л. С. Кьюби,- это такая, которая некоторым, сегодня еще случайным образом сохраняет способность использовать свои подсознательные функции более свободно, чем другие люди, которые, может быть, потенциально являются в равной мере одаренными". Проницательно уловив недопустимость объединения термином "подсознание" всего, что не осознается - от деятельности внутренних органов до творческих озарений, - великий и глубокий мыслитель К. С. Станиславский ощутил настоятельную нужду в каком-то другом понятии, которое обозначало бы только высшие и наиболее сложные механизмы творчества. Последнюю категорию неосознаваемых процессов он назвал "сверхсознанием".

Он начал с "мужественного отказа от попыток прямого волевого вмешательства в те стороны творческого процесса, которые протекают в сфере под- или сверхсознания и принципиально не подлежат какой-либо формализации. Вместе с тем Станиславский настаивал на существовании косвенных путей сознательного влияния на механизмы творчества. Инструментом подобного влияния служит профессиональная психотехника артиста, призванная решать две задачи, готовить почву для деятельности под - и сверхсознания, но не мешать им. "Предоставим же все подсознательное волшебнице природе,- призывал К- С. Станиславский,- а сами обратимся к тому, что нам доступно,- к сознательным подходам к творчеству и к сознательным приемам психотехники. Они прежде всего учат нас, что, когда в работу вступает подсознание, надо уметь не мешать ему" (Собр. соч.- Т. 2.- С. 24).

Признание объективной невозможности прямого волевого вмешательства в механизмы подсознания и сверхсознания, признание дополнительности осознаваемых и неосознаваемых форм деятельности мозга имеет для психологии не меньшее значение, чем принципы неопределенности и дополнительности для современной физики. Девиз Станиславского утверждает объективную возможность косвенного влияния на механизмы творчества, возможность содействия этим механизмам. Одним из примеров такого содействия и служит творческий метод К. С. Станиславского, применительный к профессии актера.

Сейчас мы подходим к вопросу, .пожалуй, наиболее интригующему исследователя мозга: почему все-таки чуть ли не самое главное в творчестве (и не только художественном!) относится к под- и сверхсознанию, не контролируется сознанием, неподвластно прямому волевому усилию?

О пользе психологических барьеров: защита сознания и защита от него

Определенный запас знаний совершенно необходим для открытия в области науки: трижды гений не смог бы открыть периодический закон Менделеева, не обладая обширнейшими познаниями свойств химических элементов. Однако знания сами по себе не гарантируют возникновения принципиально новой идеи, догадки, творческого озарения. Первоначальным зародышем будущего открытия служат гипотезы, предположения, справедливость которых еще только предстоит установить. Создание гипотез капризно и не терпит насилия: бессмысленно сесть к столу с твердым намерением открыть нечто новое. Скорее наоборот, иногда необходимо временно оставить трудную задачу с тем, чтобы ее решение позднее возникло непроизвольно, как бы само собой. В чем же секрет под- (или лучше: сверх-) сознательного рождения гипотез?

Мы полагаем, что неосознаваемость определенных этапов творческой деятельности мозга возникла в процессе эволюции как необходимость противостоять консерватизму сознания. Диалектика развития психики такова, что коллективный опыт человечества, сконцентрированный в сознании, должен быть защищен от случайного, сомнительного, не подтвержденного практикой. Мозг бережет фонд знаний от причудливого смешения следов полученных ранее впечатлений, подобно тому, как природа оберегает генетический фонд наследственности от превратностей внешних влияний. Это достоинство сознания диалектически оборачивается его недостатком - препятствием для формирования гипотез, для возникновения совершенно новых, зачастую парадоксальных точек зрения. В первый момент сознание, как правило, отказывается примириться с тем, что противоречит ранее накопленному опыту, например с предложением о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не Солнце вращается вокруг Земли. Вот почему процесс формирования гипотез освобожден эволюцией от контроля сознания, готового отвергнуть гипотезу в самом ее зародыше. Сознанию представлена другая важнейшая роль: функция отбора только тех гипотез, которые правильно отражают объективную действительность.

Подобно творчеству природы

Выдающийся дарвинист К. А. Тимирязев одним из первых указал на сходство механизмов творческого мышления с механизмами возникновения новых видов в процессе эволюции живых существ. Именно неопределенность приспособительного значения новых признаков, возникающих благодаря изменчивости наследственных задатков (мутаций), делает возможным отбор наиболее ценных из них. Изменчивость - это активный поиск процесса саморазвития и самодвижения живой природы, лимитируемый условиями окружающей среды.

Нечто подобное мы наблюдаем при формировании и отборе гипотез. Первоначальным толчком для открытия Д. И. Менделеевым периодического закона явилась совершенно утилитарная задача: необходимость решить вопрос о последовательности изложения материала в "Основах химии". Требования задачи, еще никоим образом не содержавшие и не предполагавшие финального "искомого", привели к мысли использовать атомный вес элементов как отправной принцип построения материалов.

Вес возник как один из возможных вариантов, продиктованных и ранее накопленными знаниями выдающегося химика. Момент озарения оказался связан с подсказкой, аналогией в виде пасьянса, причем первоначально Менделеев разложил элементы в порядке убывания атомного веса. Затем во сне он увидел все наоборот, то есть элементы, разложенные в порядке нарастания их атомного веса.

Совершенно очевидно, что открытие не могло быть прямым непосредственным отражением действительности, потому что где в природе химические элементы не располагаются в порядке возрастания их атомного веса, а связь между карточной игро пасьянс и химией способна поставить в тупик самое смелое воображение. Значит, творческое мышление работает не по принципу воспроизведения связей и отношений, очевидных для сознания наблюдателя, но по принципу отбора нервных связей между следами ранее накопленных впечатлений, первично уже замкнувшихся в мозгу.

Какой механизм, по каким законам создает "психические мутации" в качестве исходного материала для построения гипотез подлежащих дальнейшему отбору? Невозможно поверить, что "психический мутагенез" представляет калейдоскоп чисто случайных комбинаций ранее накопленных нервных следов. Математический анализ игры в шахматы показал нереальность последовательного перебора вариантов. Ясно, что здесь существуют закомерности, неведомые ученым сегодняшнего дня. Впрочем, один из механизмов творческой деятельности мозга нам известен, идет о принципе доминанты, открытом академиком А. А. Ухтомским.

Продемонстрируем этот принцип на примере ситуации, которую мы нередко видим в приключенческих фильмах.

Человек, преследующий врага, попадает в огромное полутемное помещение: подземный гараж, тоннель, катакомбы. Там слышатся какие-то шорохи, мелькают тени, что-то хрустнуло, упало. Что делает мозг? Благодаря возникновению "оборонительной доминанты" (терминология А. А. Ухтомского) мозг реагирует на эти стимулы как на сигналы опасности: человек замирает, направляет оружие, даже стреляет. Обратите внимание: подавляющее большинство стимулов (шорохов, теней и т. д.) объективно не связано с врагом, не имеет к нему отношения. Это мозг делает их предположительными сигналами опасности. А преследующий, продвигаясь к цели, уточняет значение раздражителей, отбирает действительные признаки притаившегося врага среди множества ложных сигналов. Мы видим, что в конце концов в мозгу формируется модель, отражающая объективную реальность, но путь к этому отражению шел через отсев связей "сигнал - враг", в действительности не существовавших, замкнувшихся в мозгу влиянием чисто внутреннего механизма.

Другой пример. И. П. Павлов установил, что при определенных состояниях мозга, связанных с его торможением, со сном возникают причудливые нарушения реакций на внешние раздражители - так называемые парадоксальная и ультрапарадоксальная фазы. На слабый раздражитель мозг реагирует как на сильный и, наоборот, на сигнал, сопровождавшийся подкреплением (пищей, электрическим током и т. п.), не отвечает, а на стимул который давно перестали подкреплять, дает пищевую, оборотельную и т. п. реакцию. Иными словами, мозг искажает peaльную картину мира, но именно эта способность к искажению иногда приближает к правильному решению задачи. Вспомните Д. И. Менделеева, который увидел во сне "перевернутую" картину составленной им таблицы элементов, причем только последний вариант лег в основу периодического закона.

Доминанта - господствующий очаг возбуждения в мозгу - властно преобразует следы получаемых впечатлений, формирует из них самые невероятные комбинации. Следы других воздействий внешней среды оказываются в "тени" торможения, окружающего доминантный очаг, и подвергаются обработке механизмами парадоксальной и ультрапарадоксальной фаз. Такое манипулирование образами реального мира иногда приводит к его ложному отражению - к мифам, предрассудкам, заблуждениям. Но оно же совершенно необходимо для творчества, для прорыва сквозь рутину здравого смысла. От очевидного к невероятному, которое в случае его подтверждения практикой станет новым очевидным, - такова диалектика творчества.

"В высшей психической жизни инертность господствующего возбуждения, то есть доминанта переживаемого момента, может служить источником "предубеждения", "навязчивых образов", "галлюцинаций"; но она же дает ученому то маховое колесо, "руководящую идею", "основную гипотезу", которые избавляют мысль от толчков и пестроты и содействуют сцеплению фактов в единый опыт" (А. А. Ухтомский).

Принцип радара

Психика есть отражение мозгом окружающей его действитель-ности, которая, как это много раз подчеркивали Маркс, Энгельс и Ленин, объективно существует вне и помимо живых существ. Материалистическая психология нашла естественнонаучное подт-верждение философской теории отражения в рефлекторной дея-тельности мозга - деятельности чрезвычайно многообразной: от элементарных защитных рефлексов типа мигания до сложнейших рефлекторных систем речевого общения.

На протяжении всей своей истории физиология мозга опиралась на аналогии, которые она заимствовала у современной ей техники. Достаточно вспомнить "мысль о машинности мозга" И. М. Сеченова, "коммутаторную телефонную станцию" И. П. Павлова, кибернетические "кольца" с положительными и отрицательными обратными связями, предложенные в наше время Н. А. Бернштейном, П. К. Анохиным и другими.

Если продолжить эту традицию, то технической схемой, наиболее соответствующей современным представлениям о деятельности мозга, пожалуй, может служить принцип радара (радиолокатора). Ведь радар тоже содержит в себе рефлекс, но отражению внешнего объекта предшествует "прощупывание" пространства лучом активного поиска.

В условиях лабораторного эксперимента исследователь дает животному сигнал (свет, звонок и т. д.), а затем подкрепляет пищей, водой и т. п. В естественной среде обитания поведение животного, и человека начинается с поиска объектов, способ удовлетворить потребность в пище, воде и т. д., с поиска сигналов - предвестников будущего удовлетворения. Животное становится голодным, жаждущим, стремящимся к особи другого пола, не потому, что на него подействовал внешний стимул, а потому что в организме развертывается циклический процесс, сформированный длительной эволюцией мира живых существ.

Этот поиск только в редчайших случаях носит характер слепых, наудачу, двигательных проб и ошибок. В мозгу хранятся следы (модели) тех сигналов, которые могут направить поиск жизненно необходимым объектам. Одни из этих следов заложен в мозг от рождения, например модель запаха, исходящего от соска матери-кошки. Другие следы приобретаются в процессе личного опыта, путем выработки условных рефлексов. Следуе только не забывать, что все эти внешние сигналы начнут направлять поведение только в том случае, когда возникшая потребность инициирует поиск средств ее удовлетворения, сделает воспринимающие внешний мир приборы чувствительными к действию именно этих, а не других стимулов. Пища, лежащая перед животньм, ее вид, вкус, запах всегда имеет одно и то же значение средства удовлетворения голода. Но влияние этой пищи на поведение будет совершенно различным в зависимости от наличия или от сутствия пищевой потребности: у сытого животного попытка кормления вызовет реакцию избегания.

Поиск (доминанта) и ответ на сигнал (рефлекс) не только сосуществуют, дополняют друг друга, но вступают в сложные диалектические отношения. Например, в поисках пищи новорожденный котенок первый раз находит один из сосков. Когда он снова станет голодным, он поползет уже не к любому, а к знакомому соску. Здесь действует механизм "обратной условной связи", существование которого предположил И. П. Павлов, а систематически исследовал ученик Павлова - Э. А. Асратян.

Взаимодействие доминанты с условными рефлексами мы встречаем и на высших уровнях деятельности человеческого мозга, где это взаимодействие, разумеется, приобретает неизмеримо более сложный характер, чем в примере с поиском соска. На предыдущих страницах мы пытались показать, что психика есть динамическое сосуществование механизмов творчества (высшие доминанты) с обучением (сложнейшие условные рефлексы). Принцип радарного отражения действительности, включающий в себя рефлекс в качестве необходимого, но не единственного элемента, представляет структурное оформление идеи о потребностях как движущей силе поведения. В науке о высшей нервной (психической) деятельности человека проблема потребностей занимает ключевое положение. Вместе с тем она относится к числу наименее разработанных.

Вопрос Сократа

Иногда мы слишком прямолинейно понимаем привычные выражения, образность которых не вполне соответствует их реальному содержанию. "Разум возобладал над чувствами", "рассудок управляет желаниями", "сознательность есть умение владеть своими потребностями" - в таких заявлениях разум предстает в виде некоего сверхрегулятора, водруженного над потребностями, стремлениями и желаниями. На самом деле, говоря о победе разумного начала, мы говорим о победе одних потребностей над другими. Если я, оценив недостаточность своих навыков вождения автомобиля, отказался от намерения поехать без инструктора, то это к означает, что потребность сохранить других людей, себя и машину возобладала над желанием немедленно овладеть рулем. Если я сознательно ухожу от конфликта с неприятным мне сотрудником, то дело тут не в разуме самом по себе, а в победе более важных для меня целей (выполнить план, закончить работу, сохранить деловую атмосферу) над потребностью вступить в борьбу по личьным мотивам.

Ясное понимание этой закономерности очень важно для педагогической практики.

Апелляция к "рассудку" часто приобретает форму нравоучений, бесплодных объяснений, что такое хорошо и что такое плохо. Для того чтобы устранить нежелательные тенденции в поведении воспитуемого, следует противопоставить дурным побуждениям иную систему потребностей, переключить воспитуемого на иные, общественно ценные мотивы. Под влиянием воспитания, жизненного опыта, текущих событий у человека складывается определенная система его потребностей, составляющая "ядро" личности. Хорошей пробой на обнаружение главенствующей потребности является предоставление свободы выбора поступка. В момент выбора становится очевидным, какой мотив, какая потребность занимает ведущее положение в структуре личности. Отдавая распоряжение другому, я тем самым за него определяю главенствующую для него потребность. Жизнь показала, что опора на мотивы, долговременно господствующие в структуре данной личности, более продуктивна и надежна, чем экстренная перестройка существующих потребностей в пользу побуждений, общественно необходимых в данный момент. Вот почему в наиболее ответственных ситуациях мы прибегаем к принципу добровольности.Таким образом, представление о потребностях как движущих силах человеческого поведения и ядре личности диалектически снимает тысячелетний спор о "свободе воли" и "свободе выбора", и в свете этих новых концепций устраняются две крайние точки зрения: как идеалистический миф о недетерминированной свободе воли", так и вульгаризаторская трактовка человека в виде марионетки, целиком подчиненной внешней ситуации и потому ни за что не отвечающей перед собой и обществом. Последний взгляд недавно был воскрешен в книге известного американского pефлексолога Б. Ф. Скиннера "По ту сторону свободы и достоинства".

Мыслители и великие художники слова заметили, что человек легче осознает средства удовлетворения потребностей, чем сами потребности, формирующие цели его действий. "Люди только по той причине считают себя свободными, что свои действия они сознают, а причины, которыми они определяются, не знают..."-писал Спиноза (Этика,- М., 1932). Действительно, выяснить подлинные мотивы поступков бывает исключительно трудно. При изучении потребностей одновременно отказали оба испытанных метода классической психологии: наблюдение за поведением другого человека и анализ собственного духовного мира. В сфере исследования потребностей действие перестает быть объективным критерием, поскольку один и тот же поступок может быть продиктован самыми разными побуждениями. С другой стороны, мы далеко не в полной мере осознаем истинные мотивы наших собственных поступков и принимаемых нами решений. <...>

Перед комплексом наук о человеке, включающим психологик и физиологию мозга, эта историческая цель ставит задачу углуб ленного изучения сферы человеческих потребностей. Повседневная практика, будь то научная организация труда, педагогика или профилактика правонарушений, крайне нуждается в такого рода исследованиях.

"Я решил, что перестану заниматься изучением неживой природы и постараюсь понять, почему так получается, что человек знает, что хорошо, а делает то, что плохо", - этот вопрос Сократа во многом сохраняет значение для наших дней. Как часто мы слышим, например, о так называемой "немотивированной" агрессивности подростков, хулиганские действия которых не связаны ни с корыстью, ни с материальными трудностями, ни с лишениями, неведомыми для молодых людей.

Поиск ответа на эти вопросы уходит за пределы науки о выв шей нервной деятельности человека, в сферу социологии, педагогики, исторического материализма. Но определенные аспекты проблемы нуждаются и в естественнонаучном анализе. Здесь мы снова сталкиваемся с тончайшей и противоречивой диалектикой осознаваемого и неосознаваемого. Если человек будет полностью осознавать все мотивы, все движущие силы своего поведения, превратится в идеально "правильный" автомат, неспособный к саморазвитию, потому что развитие - это поиск, а поиск невозмо жен без ошибок. Что же это: мы выступаем против сознательности поведения, провозглашаем неискоренимое (и даже необходимое - вот ужас-то!) несовершенство человеческой природы? Разумеется, нет. Такой вывод был бы пародией на суть проблемы. важно подчеркнуть сложность, неоднозначность, противоречивост человеческой личности. <...>. Руководитель, педагог, врач, кри миналист должны помнить, что наряду с сознанием в психике человека существует неосознаваемое. Впрочем, оптимистический лозунг К. С. Станиславского: "Через сознательную психотехнику к влиянию на подсознание" - справедлив не только для театральной педагогики. Вот почему я хочу ответить на вопрос Сократа прекрасными словами Маркса - из тезисов о Фейербахе: "Материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и измененного воспитания,- это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан" (Соч.-Изд. 2-е.- Т. 3.- С. 2).