В каком году родился бородин. Жизненный и творческий путь

Великий русский композитор и ученый-химик А.П. Бородин родился 31 октября (12 ноября) 1833 года в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой. По обычаю того времени ребенку достались фамилия и отчество одного из крепостных отца, слуги князя - Порфирия Бородина. Мальчик получил домашнее образование, учил языки - немецкий, французский, английский (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать дома уроки игры на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели, в девять - сочинил польку для фортепиано в четыре руки и уже в 14 лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля. А в 1849 году в одной из петербургских газет появилась статья, где, в частности, говорилось: "Особенного внимания заслуживают сочинения даровитого шестнадцатилетнего композитора Александра Бородина... Мы тем охотнее приветствуем это новое национальное дарование, что поприще композитора начинается не польками и мазурками, а трудом положительным, отличающим в сочинении тонкий эстетический вкус и поэтическую душу". Знал бы автор статьи, чем бредила "поэтическая душа" Саши. Вся комната мальчика была заставлена колбами, горелками и другими приспособлениями для химических опытов. Именно химия, а не музыка более всего привлекала Бородина, химия и стала его профессией.

В 1850 году А.П. Бородин поступил в Петербургскую Медико-хирургическую академию. Учеба шла весьма успешно. Окончив в 1856 году академию, он был оставлен там преподавателем и в 1858 году получил степень доктора медицины. Докторскую диссертацию Бородин написал на тему: "Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях". Затем молодой ученый был направлен в научную командировку в Европу для научного усовершенствования. В те годы Бородин был знаком со многими из тех, кто позднее составил гордость и славу русской науки: Д.Менделеев, А.Бутлеров, И.Сеченов, и другие. В 1859-1862 годах А.П. Бородин побывал в Германии, Франции, Италии. Почти сразу же по приезду в немецкий город Гейдельберг Бородин подружился с талантливыми молодыми химиками В.Савичем, В.Олевинским, Д.Менделеевым. Дружба Бородина и Менделеева сохранилась на всю жизнь. Жизнь молодых ученых в Гейдельберге протекала в напряженной научной работе. А вечерами они собирались у кого-либо из друзей и слушали музыку. Нередко всей компанией, несмотря на скромный материальный достаток, ездили в ближайшие города на концерты и оперные спектакли.

К тому времени молодой ученый Бородин уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые из его фортепьянных пьес были даже изданы. В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепьянное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах. Но, несмотря на сильное влечение к музыке и на успех его сочинений, он относится к музыкальным занятиям как к второстепенному делу, - так велика была увлеченность наукой. Там, в Гейдельберге, Бородин познакомился с молодой московской пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой. Прекрасная исполнительница музыки Шопена, Шумана, Листа, она открыла для Бородина еще неведомый ему мир композиторов-романтиков. А потом, когда по состоянию здоровья Екатерине Сергеевне понадобился срочный переезд в Италию, Бородин сопровождал ее на правах жениха. Это был счастливейший год в его жизни: занятия в лаборатории у известного итальянского ученого, частые посещения концертов и оперных спектаклей. И, наконец, большое чувство к талантливой пианистке, которое, по его словам, "служило солнцем, освещавшим и согревавшим весь итальянский пейзаж". В Италии Бородин создает одно из лучших своих камерных сочинений - Фортепьянный квинтет.

Вскоре состоялась их свадьба. Когда молодожены в 1862 году вернулись в Петербург, Бородин занял должность адъюнкт-профессора по кафедре химии в Медико-хирургической академии, а в 1864 году стал ординарным профессором той же кафедры. В 1874 году А.П. Бородин назначен руководителем химической лаборатории, а в 1877 году избран академиком Медико-хирургической академии. Одновременно, с 1863 года Бородин был профессором Лесной академии (кафедра химии), в 1868 году он - один из членов-учредителей Русского Химического общества. Ученик Н.Н. Зинина, Бородин - автор более 40 работ по химии. Он разработал оригинальный способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот; получил первое фторорганическое соединение - фтористый бензоил (1862), исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Эта служба требовала от молодого ученого много сил и времени. Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки. Решающим в его музыкальной биографии стал 1862 год. Вскоре по возвращении из-за границы Бородин посетил своего коллегу и друга , в доме которого устраивались субботние вечера, проводимые за дружеской беседой. На одной из таких "суббот" произошло событие, определившее во многом дальнейшую жизнь Бородина, - встреча его с композитором и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или "Могучей кучки"), состоявшим из , Николая Римского-Корсакова и .

Знакомство и общение с руководителем "Могучей кучки" и с членами этого кружка утвердило в молодом ученом более серьезное отношение к своему композиторскому дарованию. После первого же месяца общения с Балакиревым "Александр Порфирьевич окончательно переродился музыкально, - вспоминала Протопопова, - вырос на две головы, приобрел то в высшей степени оригинально-бородинское, чему неизменно приходилось удивляться и восхищаться, слушая с этих пор его музыку". Балакирев первым разгадал необыкновенную одаренность Бородина, внушил ему мысль о необходимости создания Первой симфонии. Работа над этой симфонией протекала под непосредственным руководством Балакирева и продолжалась около пяти лет. Конечно же, столь большой срок определялся не медлительностью композитора. Сочинял он довольно быстро, всецело отдаваясь творчеству. Но такие дни, когда имел возможность сочинять, выпадали крайне редко. Музыка не оставляла ученого - она звучала в его душе даже во время лекций. Но бывало и иначе: дома, во время беседы с друзьями-музыкантами, он вдруг вскакивал, бежал в лабораторию. Химия и музыка безраздельно царили в его душе.

Первая симфония создавалась урывками, тем не менее она поражает своей гармоничной цельностью, стройностью. В ней уже определенно проступают основные черты бородинского стиля - музыка его полна контрастными и вместе с тем неуловимо сходными образами то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Окончание Первой симфонии затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью, однако в 1867 году симфония была все-таки закончена, а в 1869 году исполнена под управлением Балакирева.

Историческая ценность Первой симфонии заключена не только в ее художественной зрелости. Появившись одновременно с первыми образцами этого жанра у Римского-Корсакова и , она явилась одной из первых симфоний в русской музыке и положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Прозвучавшая с большим успехом, она оказалась блестящей победой, одержанной композиторами "Могучей кучки". Эта победа дала Бородину уверенность в своих творческих силах, теперь он отверг всякие сомнения в своем праве заниматься композицией. Все больше внимания уделяет он музыке, с большим вниманием следит за успехами друзей-музыкантов, его произведения - целиком и в отрывках - исполняются на концертах Бесплатной музыкальной школы, на собраниях "Могучей кучки". Атмосфера, царившая на музыкальных собраниях, высокий, ни с чем не сравнимый энтузиазм не могли оставить равнодушным никого. И Бородина тоже - несмотря на его всегдашнюю занятость научной и общественной деятельностью. Он создает один за другим лучшие свои романсы и песни. Почти половина из них написана на поэтические тексты самого композитора.

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 году возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса "Слово о полку Игореве". Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875 году. Примерно с 1874 года Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами "Князя Игоря". В это время Бородин много времени уделяет научной, преподавательской и общественной деятельности. В 1868 году он публикует музыкально-критические статьи в газете "Санкт-Петербургские ведомости", в 1872 году Бородин - один из организаторов в Петербурге Женских врачебных курсов, где он преподает до 1887 года, а с 1885 года является профессором, редактирует научный журнал "Знание" и т.д.

В конце 1875 года Бородин заканчивает свою Вторую симфонию - одно из лучших произведений русской симфонической музыки, произведение совершенное по форме и содержанию. Она была восторженно встречена друзьями композитора, которые оценили ее как лучшую русскую симфонию, превосходящую все созданное до нее. Когда Мусоргский предложил назвать ее "Славянской героической", критик запротестовал: не вообще славянская, а конкретно - русская, богатырская. Так эта симфония и стала называться - "Богатырская". Вторая, Богатырская симфония стоит в одном ряду с лучшими произведениями мировой музыкальной классики.

Одновременно со Второй симфонией Бородин работал и над созданием главного своего произведения - оперы "Князь Игорь", начатого еще в конце 1860-х годов. Именно В.В. Стасов предложил ему тогда в качестве сюжета "Слово о полку Игореве". Это увлекало композитора, и вскоре был составлен подробный план будущей оперы. Так началась вдохновенная и кропотливая работа над оперой "Князь Игорь", которая из-за всегдашней его занятости растянулась на 18 лет - вплоть до самой смерти. Обстоятельность Бородина как ученого сказалась и в подходе к композиторскому творчеству. Перечень исторических источников - научных и художественно-литературных, которые он проработал, прежде чем приступил к созданию оперы, говорит о многом. Здесь и различные переводы "Слова о полку Игореве", и все фундаментальные исследования по истории России. Работа над оперой помогала переносить огорчения, неудачи. Особенно удручала болезнь жены, Екатерины Сергеевны. Она любила своего мужа, ценила его огромное дарование, нo создать eмy уют и покой, окружить заботой не имела возможности, так как большую часть года жила врозь с ним. Из-за астмы она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина.

Отвлекали от основных занятий и материальные проблемы, вынуждавшие его преподавать в Лесной академии и переводить с иностранных языков научную литературу, порой даже малоинтересную. Часть жалованья уходила на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц (своих детей у Бородиных не было), на приобретение различных, всегда недостающих в лаборатории препаратов и многое другое. И тем не менее Бородин проводил свои исследования, сыгравшие значительную роль в развитии химии. Вклад его в отечественную науку довольно велик, хотя мог быть еще большим, если бы ученый имел необходимые условия.

Огромная нагрузка в академии, неустроенный быт, болезнь жены и ее частые отъезды, отсутствие режима, - все это вызывало чувство усталости - духовной и физической. Ухудшалось и моральное самочувствие Бородина - приближалась старость, которая грозила не только нездоровьем, но и материальной необеспеченностью. Тем не менее в конце жизни Бородин все больше отдается музыке - композитор постепенно вытесняет в нем ученого. В эти годы была создана симфоническая картина "В Средней Азии" (1880), несколько фортепианных пьес и камерных ансамблей. Один из них - Первый струнный квартет - был исполнен зимой 1879 года на концерте Русского музыкального общества. Успех вдохновил А.П. Бородина на создание нового квартета - Второго, который в январе 1882 года прозвучал в Москве. И снова успех - еще больший, чем в Петербурге. Второй квартет - еще более зрелое и совершенное произведение. Каждая из его четырех частей, составляя единое целое, является одновременно маленьким инструментальным шедевром. Музыка Бородина начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Ф.Листа, с которым Бородин с 1877 года поддерживал личное знакомство.

А Бородин уже усиленно работал над новой симфонией - Третьей, которая, по его мнению, должна была стать самым ярким, самым значительным его произведением. Композитор намеревался назвать ее "Русской". Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, вызывая радость и восхищение. Хоть и очень медленно, шла работа над оперой "Князь Игорь". Друзья композитора оказывали ему всяческую поддержку. Н.А. Римский-Корсаков и В.В. Стасов видели, как живет Бородин, понимали, что ему очень трудно, и всеми силами старались не дать ему забросить сочинение. "Скажите же еще ради бога, не продвинулся ли "Князь Игорь". Или же он так-таки и спит целых два года? Если да, это просто непростительно для талантливого человека, как Вы", - взывал к композитору Стасов. Римский-Корсаков согласился на любую работу, чтобы помочь Бородину: "Я предлагаю ему себя в музыкальные секретари, лишь бы только подвинуть его чудную оперу".

Бородин записывал музыку на отдельных клочках бумаги, на написание партитуры у него никогда не оставалось времени. Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, что даровитому человеку так мало удается сделать. В конце концов, Римский-Корсаков приглашает к себе домой Бородина, зовет на помощь Лядова, и все втроем садятся писать партитуру. Для ускорения дела приходится писать не чернилами, а карандашом, а чтобы карандаш не стерся, химик Бородин покрывает исписанные листы специально приготовленным им составом вроде прозрачного лака. Покрытые лаком листы партитуры затем развешивались для просушки на веревках в кабинете Римского-Корсакова. Но, ни "Князь Игорь", ни Третья симфония так и не были завершены. 15 (27) февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

В тот день Бородин решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер. Сам он нарядился в желто-красную русскую рубашку и синие шаровары. B разгар веселья, разговаривая с гостьей, он вдруг упал во весь рост. Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Пришедшие врачи и профессора почти час напрягали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогало. Он лежал перед гостями, а они стояли кругом в шутовских костюмах и боялись сказать друг другу, что все кончено. Изношенное непосильной нагрузкой трех десятилетий сердце не выдержало.

На похороны Бородина стеклись массы людей. Отдать ему последний долг пришли все, кто знал его как музыканта, ученого, просто как чуткого и доброго человека. Сменяя друг друга, студенты несли гроб на руках через весь город до Тихвинского кладбища Александро-Невской лавры. Похоронили Бородина рядом с Мусоргским.

Римский-Корсаков перевез к себе все нотные рукописи Бородина. Потрясенный смертью друга, Римский-Корсаков не мог заснуть всю ночь. Он старался припомнить все замыслы автора "Князя Игоря", по памяти делал наброски того, что не успел записать Бородин. Более 20 лет длилась дружба Бородина и Римского-Корсакова, и из них на протяжении восемнадцати, с остановками и перерывами, сочинялся "Князь Игорь". Через несколько дней после похорон в квартире Бородина собрались Римский-Корсаков, Беляев. Было решено, что помогать Н.А. Римскому-Корсакову будет А.К. Глазунов. Ему поручалось по памяти записать увертюру к "Князю Игорю", которую Бородин часто играл в кругу друзей, но которая так и не была им написана. С наступлением лета Римский-Корсаков вплотную взялся за партитуру оперы Бородина. Он писал: "Работа над оркестровкой "Князя Игоря" шла легко, непринужденно и, по-видимому, удавалась".

В 1889 году на могиле Бородина установили памятник (ск. И.Я. Гинцбург, арх. И.П. Ропет), созданный на общественные пожертвования. На памятнике была воспроизведена цитата из "Богатырской" симфонии, а на ограде (не сохранившейся) - химические формулы. Вскоре, 23 октября 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы "Князь Игорь". Успех был огромен. Страшно подумать, что русская музыка могла бы остаться без "Князя Игоря", не будь Римского-Корсакова. С бескорыстной преданностью истинного друга и художника-гражданина он героически принял на себя огромный труд. Римский-Корсаков выполнил эту работу совершенно безвозмездно, не получив не единой копейки ни от нотоиздательства, ни от театра. Только во имя славы русского искусства он сделал все, чтобы спасти гениальную оперу от забвения, и это нельзя иначе назвать, как великим творческим подвигом.

А.П. Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира. Творческое наследие Бородина сравнительно невелико по объёму, но является ценнейшим вкладом в сокровищницу русской музыкальной классики. Музыка его отличается эпической широтой, мужественностью, в то же время глубоким лиризмом. "Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе", - писал В.Стасов.

Бородин Александр Порфирьевич (1833-1887), русский композитор.

Родился 31 октября (12 ноября) 1833 в Санкт-Петербурге. Он был внебрачным сыном немолодого грузинского князя Луки Гедианова и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой.

По обычаю того времени ребенок получил фамилию одного из крепостных отца. Мальчик учился дома языкам - немецкому, французскому, английскому (позже овладел также итальянским). Он рано проявил интерес к музыке: в восемь лет начал брать уроки игры на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели, в девять - сочинил польку для фортепиано в 4 руки и уже в четырнадцать лет попробовал силы в сочинении для камерного ансамбля.

Однако более всего Бородина привлекала не музыка, а химия, которая и стала его профессией. С 1850 по 1856 он являлся вольнослушателем петербургской Медико-хирургической академии, по окончании был оставлен там преподавателем и в 1858 получил степень доктора медицины. Затем Бородин был направлен в научную командировку в Западную Европу (1859-1862). За границей он встретился с молодой московской пианисткой-любительницей Екатериной Сергеевной Протопоповой, музицируя с которой открыл для себя мир романтической музыки Шопена, Листа, Шумана. Вскоре они поженились.

По возвращении в Россию он был избран адъюнкт-профессором по кафедре химии Медико-хирургической академии, а в 1864 - ординарным профессором (впоследствии заведующим) той же кафедры.

Несмотря на усиленные занятия наукой, Бородин никогда не оставлял музыки: в этот период им созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и другие камерные произведения.

Решающим в его музыкальной биографии стал 1862, когда Бородин познакомился и подружился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем Новой русской школы или «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского; под их влиянием Бородин начал работу над симфонией ми-бемоль мажор.

Ее окончание затянулось ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью (Бородин преподавал на Женских врачебных курсах, редактировал научный журнал «Знание» и т.д.), однако в 1867 симфония была все-таки закончена, а в 1869 - исполнена под управлением Балакирева. К 1867-1868 годам относится работа Бородина над оперой-фарсом Богатыри (пародия на распространенный в то время жанр романтической оперы на русскую историческую тему, с использованием мелодий Ж.Оффенбаха, Дж.Мейербера, А.Серова, русских песен и т.п.); в то же время он написал несколько романсов, являющихся шедеврами русской вокальной лирики.

Успех Первой симфонии подвиг Бородина на продолжение работы в этом жанре: в 1869 возникает замысел симфонии си-бемоль минор, однако вскоре композитор оставляет его, привлеченный идеей оперы на сюжет древнерусского эпоса Слово о полку Игореве. Вскоре опера тоже была оставлена; часть сочиненной для нее музыки вошла во Вторую симфонию, окончание работы над которой относится к 1875. Примерно с 1874 Бородин возвращается к своему оперному замыслу и продолжает время от времени работать над отдельными сценами Князя Игоря. Однако к моменту смерти композитора опера осталась незавершенной.

В этот период Бородиным написаны также два струнных квартета (1879 и 1885), две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра В Средней Азии (1880), ряд романсов и фортепианных пьес. Его музыка начинает исполняться в Германии, Бельгии и Франции, во многом благодаря содействию Франца Листа, с которым Бородин поддерживал личное знакомство. По собственному признанию в письме к жене, ему приходилось быть «одновременно ученым, антрепренером, артистом, государственным чиновником, филантропом, врачом и больным». Умер Бородин в Петербурге 15 (27) февраля 1887.

Опера Князь Игорь, несомненно, является крупнейшим творческим достижением Бородина. Она была закончена и инструментована после смерти композитора его друзьями - Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым и впервые поставлена в Петербурге в 1890. Вторая и незавершенная Третья симфонии, а также картина В Средней Азии по образному строю близки опере: здесь тот же мир героического прошлого России, который вызвал к жизни музыку замечательной силы, необычайного своеобразия и яркого колорита, порой отмеченную редким чувством юмора.

Бородин не выделялся мастерством драматурга, но его опера благодаря высоким музыкальным достоинствам завоевала сцены всего мира.


/1833-1887/

Александр Порфирьевич Бородин был удивительно разносторонней личностью. Многими талантами был наделен этот замечательный человек. Он вошел в историю и как великий композитор, и как выдающийся химик - ученый и педагог, и как активный общественный деятель. Незаурядным было его литературное дарование: оно проявилось в написанном им либретто оперы «Князь Игорь», в собственных текстах романсов и в письмах. Успешно выступал он в качестве дирижера и музыкального критика. И в то же время деятельности Бородина, как и его мировоззрению, была присуща исключительная цельность. Во всем ощущались у него ясность мысли и широкий размах, прогрессивность убеждений и светлое, бодрое отношение к жизни.

Точно так же разносторонним и вместе с тем внутренне единым является его музыкальное творчество. Оно невелико по объему, но включает образцы разных жанров: оперу, симфонии, симфоническую картину, квартеты, фортепианные пьесы, романсы. «Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе, - писал Стасов.- Главные качества его - великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой». К этим качествам можно добавить сочный и незлобивый юмор.

Необычайная цельность творчества Бородина связана с тем, что через все его основные произведения проходит одна ведущая мысль - о богатырской мощи, скрытой в русском народе. Вновь, в иных исторических условиях, Бородин выразил глинкинскую идею народного патриотизма.

Любимые герои Бородина - защитники родной страны. Это реальные исторические деятели (как в опере «Князь Игорь») или легендарные русские богатыри, прочно стоящие на родной земле, словно вросшие в нее (вспомним картины В. Васнецова «Богатыри» и «Витязь на распутье»), В образах Игоря и Ярославны в «Князе Игоре» или былинных богатырей во Второй симфонии Бородина обобщены те качества, которые проявлялись в характерах лучших русских людей при защите родины на протяжении многих веков отечественной истории. Это живое воплощение мужества, спокойного величия, душевного благородства. Такое же обобщающее значение имеют показанные композитором сцены из народной жизни. У него преобладают не зарисовки быта, а величественные картины исторических событий, влиявших на судьбы всей страны.

Обращаясь к далекому прошлому, Бородин, подобно другим членам «Могучей кучки», не уходил от современности, а, напротив, отвечал на ее запросы.

Вместе с Мусоргским («Борис Годунов», «Хованщина»), Римским-Корсаковым («Псковитянка») он участвовал в художественном исследовании русской истории. При этом его мысль устремлялась к еще более древним временам, особенно далеко в глубь веков.

В событиях прошлого находил он подтверждение мысли о могучей силе народа, который пронес свои высокие душевные качества через многие века тяжелых испытаний. Бородин прославлял творческие силы созидания, таящиеся в народе. Он был убежден, что богатырский дух жив и теперь в русском крестьянине. (Недаром в одном из писем он назвал знакомого деревенского парня Ильей Муромцем.) Тем самым композитор приводил современников к осознанию того, что будущее России принадлежит народным массам.

Положительные герои Бородина предстают перед нами как носители нравственных идеалов, олицетворяя верность родине, стойкость перед лицом испытаний, преданность в любви, высокое чувство долга. Это цельные и гармоничные натуры, которым не свойственны внутренний разлад, мучительные душевные конфликты. Создавая их образы, композитор видел перед собой не только людей далекого прошлого, но и своих современников - шестидесятников, лучших представителей молодой России. В них он разглядел ту же силу духа, то же стремление к добру и справедливости, какие отличали героев богатырского эпоса.

Отражены в музыке Бородина и противоречия жизни, ее трагические стороны. Однако композитор верит в силу света и разума, в их конечную победу. Он всегда сохраняет оптимистический взгляд на мир, спокойное, объективное отношение к действительности. О людских недостатках и пороках он говорит с улыбкой, добродушно высмеивая их.

Показательна и лирика Бородина. Подобно глинкинской, она воплощает, как правило, возвышенные и цельные чувства, отличается мужественным, жизнеутверждающим характером, а в моменты высокого подъема чувств полна горячей страстности. Как и Глинка, Бородин выражает самые интимные чувства с такой объективностью, что они становятся достоянием самого широкого круга слушателей. При этом даже трагические переживания переданы сдержанно и строго.

Немалое место в творчестве Бородина занимают картины природы. Его музыка часто вызывает ощущение широких, бескрайних степных просторов, на которых есть где развернуться богатырской силе.

Обращение Бородина к патриотической теме, к народно-богатырским образам, выдвижение на первый план положительных героев и возвышенных чувств, объективный характер музыки- все это заставляет вспомнить Глинку. Вместе с тем в творчестве Бородина встречаются и такие черты, которых не было у автора «Ивана Сусанина» и которые порождены новой эпохой общественной жизни - 60-ми годами. Так, уделяя, подобно Глинке, основное внимание борьбе между народом в целом и его внешними врагами, он в то же время затронул и другие конфликты - внутри общества, между отдельными его группами («Князь Игорь»). Появляются у Бородина и созвучные эпохе 60-х годов образы стихийного народного бунта («Песня темного леса»), близкие таким же образам у Мусоргского. Наконец, некоторые страницы бородинской музыки (романсы «Отравой полны мои песни», «Фальшивая нота») напоминают уже не классически уравновешенное творчество Глинки, а более напряженную, психологически острую лирику Даргомыжского и Шумана.

Эпическому содержанию музыки Бородина соответствует ее драматургия. Как и у Глинки, она основана на принципах, близких народному эпосу. Конфликт противостоящих сил раскрывается главным образом в спокойном, неторопливом чередовании монументальных, законченных, внутренне цельных картин. Характерно для Бородина как для эпического композитора (в отличие от Даргомыжского или Мусоргского) и то, что в его музыке гораздо чаще, чем речитатив, встречаются широкие, плавные и закругленные песенные мелодии.

Своеобразные творческие взгляды Бородина определили и его отношение к русской народной песне. Поскольку он стремился передать в музыке самые общие и устойчивые качества народного характера, постольку и в фольклоре он искал такие же черты - прочные, устойчивые, непреходящие. Поэтому он относился с особым интересом к песенным жанрам, которые сохранились в народе в продолжение многих веков,- к былинам, старинным обрядовым и лирическим песням. Обобщая характерные для них признаки ладового строения, мелодии, ритма, фактуры, композитор создавал собственные музыкальные темы, не прибегая к цитированию подлинных народных мелодий.

Мелодический и гармонический язык Бородина отличается исключительной свежестью прежде всего благодаря ладовому своеобразию. В мелодике Бородина широко использованы характерные обороты народно-песенных ладов (дорийского, фригийского, миксолидийского, эолийского). Гармония включает плагальные обороты, соединения побочных ступеней, сочные и терпкие аккорды из кварт и секунд, возникшие на основе кварто-секундовых попевок, характерных для народной песни. Нередки также красочные созвучия, которые образуются в результате наложения друг на друга самостоятельных мелодических линий и целых аккордов.

Как и все кучкисты, Бородин вслед за Глинкой интересовался Востоком и изображал его в своей музыке. К жизни и культуре восточных народов он относился с большим вниманием и дружелюбием. Дух и характер Востока, колорит его природы, неповторимый аромат его музыки Бородин ощущал и передал необычайно проникновенно и тонко. Он не только любовался восточной народной песней и инструментальной музыкой, но и -пристально, как ученый, изучал ее по записям, по трудам исследователей.
Своими ориентальными образами Бородин расширил представление о восточной музыке. Он впервые открыл музыкальные богатства народов Средней Азии (симфоническая картина «В Средней Азии», опера «Князь Игорь»). Это имело большое прогрессивное значение. В ту эпоху происходило присоединение народов Средней Азии к России, и внимательное, любовное воспроизведение их напевов явилось выражением симпатии к ним со стороны передового русского композитора.

Своеобразие содержания, творческого метода, отношения к русской и восточной народной песне, смелые искания в области музыкального языка - все это обусловило чрезвычайную самобытность музыки Бородина, ее новизну. При этом новаторство сочеталось у композитора с уважением и любовью к многообразным классическим традициям. Друзья Бородина по «Могучей кучке» порой шутливо называли его «классиком», имея в виду его влечение к музыкальным жанрам и формам, характерным для классицизма,- к четырехчастной симфонии, квартету, фуге,- а также к правильности и закругленности музыкальных построений. В то же время в музыкальном языке Бородина, и прежде всего - в гармонии (альтерированные аккорды, красочные доследования), есть черты, сближающие его с западноевропейскими композиторами-романтиками, в том числе Берлиозом, Листом, Шуманом.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ

Детство и юность. Начало творчества. Александр Порфирьевич Бородин родился 11 ноября 1833 года в Петербурге. Его отец, князь Лука Степанович Гедианов, происходил по одной линии от татарских, а по другой - от грузинских (имеретинских) князей. Мать, Авдотья Константиновна Антонова, была дочерью простого солдата. Рожденный вне брака, Александр был записан сыном дворового человека Гедиановых, Порфирия Бородина.

Будущий композитор воспитывался в доме матери. Благодаря ее заботам детство мальчика прошло в благоприятной обстановке. Обнаружив разносторонние способности, Бородин получил прекрасное домашнее образование, в частности - много занимался музыкой. Под руководством учителей он научился играть на фортепиано и флейте, а самоучкой - на виолончели. Рано проявился у Бородина и композиторский дар. В детстве он сочинил польку для фортепиано, концерт для флейты и трио для двух скрипок и виолончели, причем написал трио без партитуры, прямо на голоса. В эти же детские годы у Бородина появилась страсть к химии, и он с увлечением занимался всевозможными опытами. Постепенно эта страсть взяла верх над другими его склонностями. Подобно многим представителям передовой молодежи 50-х годов, Бородин избрал путь естествоиспытателя. В 1850 году он поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую (ныне Военно-медицинская) академию в Петербурге.

В студенческие годы Бородин еще более увлекся химией. Он стал любимым учеником выдающегося русского химика Н. Н. Зинина и усиленно занимался в его лаборатории. В то же время Бородин интересовался литературой и философией. По свидетельству одного из друзей, «в 17-18-летнем возрасте любимым его чтением были сочинения Пушкина, Лермонтова, Гоголя, статьи Белинского, философские статьи в журналах».

Продолжал он заниматься и музыкой, вызывая этим недовольство Зинина, который видел в нем своего преемника. Бородин брал уроки игры на виолончели, с увлечением играл в любительских квартетах. В эти годы начали складываться его музыкальные вкусы и взгляды. Наряду с зарубежными композиторами (Гайдном, Бетховеном, Мендельсоном), он высоко ценил Глинку.

В годы учения в академии Бородин не прекращал композиторской работы (в частности, сочинял много фуг). Молодой музыкант-любитель интересовался русским народным творчеством, главным образом - городской песней. Свидетельствами этого явились сочинение собственных песен в народном духе и создание трио для двух скрипок и виолончели на тему русской песни «Чем тебя я огорчила».

Вскоре после окончания академии (в 1856 году) и прохождения обязательного врачебного стажа Бородин начал многолетние исследования в области органической химии, принесшие ему почетную известность в России и за рубежом. Защитив докторскую диссертацию, он в 1859 году уехал в научную командировку за границу. Три года Бородин провел в Германии, Франции и Италии, большей частью - вместе с молодыми дру¬зьями, впоследствии знаменитыми учеными, в том числе хими¬ком Д. И. Менделеевым, физиологом И. М. Сеченовым.

Отдаваясь научным занятиям в лабораториях, он не оставлял и музыки: посещал симфонические концерты и оперные спектакли, играл на виолончели и фортепиано, сочинил ряд камерно-инструментальных ансамблей. В лучшем из этих ан¬самблей- фортепианном квинтете - уже начинают местами ощущаться яркий национальный колорит и эпическая сила, ко¬торые станут характерными для Бородина впоследствии.

Большое значение для музыкального развития Бородина" имело знакомство за границей с его будущей женой, талантливой пианисткой из Москвы Екатериной Сергеевной Протопопо¬вой. Она познакомила Бородина со многими неизвестными ему музыкальными произведениями, и благодаря ей Бородин стал страстным поклонником Шумана и Шопена.

Первый период творческой зрелости. Работа над Первой симфонией. В 1862 году Бородин вернулся в Россию. Он был избран профессором Медико-хирургической академии и занялся, новыми химическими исследованиями.

Вскоре Бородин познакомился в доме знаменитого врача С. П. Боткина с Балакиревым, сразу оценившим его композиторский талант. Эта встреча сыграла решающую роль в худо¬жественной жизни Бородина. «До встречи со мной,- вспоминал позднее Балакирев,- он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что на¬стоящее его дело - композиторство». Бородин вошел в «Могучую кучку», стал верным другом и соратником остальных ее участников.

Балакирев помог Бородину, как и другим членам кружка, выработать на основе традиций Глинки собственный композиторский стиль. Под его руководством Бородин приступил к созданию своей Первой симфонии (ми-бемоль мажор). Через месяц-полтора после начала занятий с Балакиревым была уже почти целиком написана первая часть. Но научные и педагогические дела отвлекали композитора, и сочинение симфонии растянулось на пять лет, до 1867 года. Первое исполнение ее состоялось в начале 1869 года в Петербурге, в концерте Русского музыкального общества под управлением Балакирева и имело большой успех.

В Первой симфонии Бородина полностью определилось уже его творческое лицо. В ней ясно чувствуются богатырский размах и могучая энергия, классическая строгость формы. Сим¬фония привлекает яркостью и самобытностью образов русского» и восточного склада, свежестью мелодий, сочностью красок, оригинальностью гармонического языка, выросшего на народнопесенной почве. Появление симфонии ознаменовало начало творческой зрелости композитора. О том же свидетельствовали его первые вполне самостоятельные романсы, сочиненные в 1867-1870 годах. Наконец в это же время Бородин обратился к оперному жанру, привлекавшему в те годы внимание всех членов кружка. Он сочинил комическую оперу (по существу, оперетту) «Богатыри» и начал было писать оперу «Царская невеста», но вскоре охладел к ее сюжету и оставил работу.

Создание Второй симфонии. Начало работы над оперой «Князь Игорь». Успех Первой симфонии вызвал у Бородина новый подъем творческих сил. Он сразу же приступил к сочинению Второй («Богатырской») симфонии (си минор). Одновременно по просьбе Бородина Стасов нашел ему новый сюжет для оперы - «Слово о полку Игореве». Это предложение вызвало восторг у композитора, и в том же 1869 году он принялся за оперу «Князь Игорь».

B 1872 году внимание Бородина было отвлечено новым замыслом. Театральная дирекция заказала ему вместе с Мусоргским, Римским-Корсаковым и Кюи написать оперу-балет «Млада» на сюжет, навеянный преданиями древних западных славян. Бородин сочинил четвертое действие «Млады», но опера не была закончена ее авторами, и через некоторое время композитор вернулся к симфонии, а затем также к «Князю Игорю».

Работа над Второй симфонией продолжалась семь лет и была завершена лишь в 1876 году. Медленно подвигалась вперед и опера. Главной причиной этого являлась необычайная занятость Бородина научной, педагогической и общественной деятельностью.

В 70-х годах Бородин продолжил свои оригинальные химические исследования, которые подготовили успехи современной науки в области создания пластмасс. Он выступал на международных химических конгрессах, опубликовал ряд ценных научных работ. В истории русской химии он занимает выдающееся место как передовой ученый-материалист, видный соратник Д. И. Менделеева и А. М. Бутлерова.

Много сил отнимало у Бородина преподавание в Медико-хирургической академии. К своим педагогическим обязанностям он относился поистине самоотверженно. Горячо, по-отечески заботился он о студентах, использовал все возможности для помощи им и даже спасал при необходимости революционную молодежь от полиции. Его отзывчивость, благожелательность, любовь к людям и простота в обращении привлекали к нему горячие симпатии окружающих. Подлинную заинтересованность Бородин проявил и в своей общественной деятельности. Он явился одним из организаторов и педагогов первого в России высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов. Бородин смело защищал это передовое начинание от преследований царского правительства и нападок реакционных кругов. В начале 70-х годов он принял участие в издании журнала «Знание», в котором велась пропаганда материалистического учения и демократических идей.

Разнообразные занятия Бородина почти не оставляли ему времени для сочинения музыки. Домашняя обстановка из-за болезни жены и неустроенности быта также не благоприятствовала музыкальному творчеству. В результате Бородин мог работать над своими музыкальными произведениями лишь урывками.
«Дни, недели, месяцы, зимы проходят при условиях, не позволяющих и думать о серьезном занятии музыкою,- писал он в 1876 году.-... Некогда одум
аться, перестроить себя на музыкальный лад, без чего творчество в большой вещи, как опера, немыслимо. Для такого настроения у меня имеется в распоряжении только часть лета. Зимою я могу писать музыку, только когда болен настолько, что не читаю лекций, не хожу в лабораторию, но все-таки могу кое-чем заниматься. На этом основании мои музыкальные товарищи, вопреки общепринятым обычаям, желают мне постоянно не здоровья, а болезни.»

Музыкальные друзья Бородина не раз сетовали на то, что «множество дел по профессуре и женским медицинским курсам вечно мешали ему» (Римский-Корсаков). В действительности Бородин-ученый не только мешал, но и помогал Бородину-композитору. Цельность мировоззрения, строгая последовательность и глубина мышления, присущие ученому, способствовали стройности и гармоничности его музыки. Научные занятия наполняли его верой в могущество разума и в прогресс человечества, укрепляли в нем уверенность в светлом будущем народа.

Последние годы жизни и творчества. В конце 70-х - начале 80-х годов Бородин создал первый и второй квартеты, симфоническую картину «В Средней Азии», несколько романсов, отдельные, новые сцены для оперы. С начала 80-х годов он стал писать меньше. Из крупных произведений последних лет его жизни можно назвать только Третью (неоконченную) симфонию. Помимо нее, появились лишь «Маленькая сюита» для фортепиано (сочиненная в значительной части еще в 70-х годах), немногие вокальные миниатюры и оперные номера.

Падение интенсивности творчества Бородина (как и его научно-исследовательской деятельности) может быть объяснено прежде всего изменением общественной обстановки в России в 80-х годах.

В условиях жестокой политической реакции усилились гонения на передовую культуру. Был, в частности, учинен разгром Женских врачебных курсов, тяжело переживавшийся Бородиным. Все труднее было ему бороться против реакционеров в академии. К тому же увеличилась его занятость, а здоровье композитора, казавшееся всем богатырским, стало сдавать. Тяжело повлияла на Бородина и смерть некоторых близких людей - Зинина, Мусоргского. Все же эти годы принесли Бородину и некоторые радостные переживания, связанные с ростом его композиторской известности. Его симфонии стали все чаще и с большим успехом исполняться в России. Еще в 1877 году Бородин, будучи за границей, навестил Ф. Листа и услышал от него восторженные отзывы о своих произведениях, об их свежести и оригинальности. Впоследствии Бородин еще дважды посещал Листа и каждый раз убеждался в горячем восхищении великого музыканта творчеством композиторов «Могучей кучки». По инициативе Листа симфонии Бородина были неоднократно исполнены в Германии. В 1885 и 1886 годах Бородин совершил поездки в Бельгию, где его симфонические произведения пользовались огромным успехом.

Последние годы жизни Бородина были также скрашены общением с молодыми композиторами Глазуновым, Лядовым и другими, преклонявшимися перед его творчеством.

Бородин умер 15 февраля 1887 года. Утром этого дня он еще импровизировал музыку для Третьей симфонии, а около полуночи, на праздничном вечере среди гостей, он неожиданно упал, «не испустив ни стона, ни крика, словно страшное вражеское ядро ударило в него и смело его из среды живых» (Стасов) .
Сразу же после смерти Бородина ближайшие музыкальные друзья Римский-Корсаков и Глазунов решили закончить и подготовить к печати его незавершенные произведения. На основе материалов Бородина они сделали полную партитуру оперы «Князь Игорь», обработав ряд эпизодов и дописав отдельные неоконченные сцены. Они также подготовили к печати неопубликованные до того времени сочинения - Вторую симфонию, второй квартет и некоторые романсы. Глазунов записал по памяти и оркестровал две части Третьей симфонии. Вскоре все эти произведения были изданы, а в 1890 году опера «Князь Игорь» была впервые поставлена Мариинским театром в Петербурге и нашла горячий прием у слушателей, особенно у молодежи.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А. П. БОРОДИНА

1833 - 31 октября (12 ноября н. ст.) у Авдотьи Константиновны Антоновой и князя Луки Степановича Гедианова родился сын Александр, который был записан сыном Порфирия Ионовича Бородина, дворового человека князя Гедианова.

1850 - Бородин принят в число вольнослушателей Медико-хирургической академии.

1855 - Бородин получает диплом лекаря - «cum eximia laude» - с отличием.

1856 - Назначение ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя с прикомандированием к кафедре общей терапии, паталогии и химической диагностики.

1856 - Первая встреча с М. П. Мусоргским.

1857 - Поездка на Международный конгресс офтальмологов.

1858 - Защита диссертации («Об аналогии мышьяковой кислоты с фосфорною в химическом и токсикологическом отношениях») и получение звания доктора медицины.

1858 - H. Н. Зинин делает на заседании физико-математического отделения Академии наук сообщение о работе Бородина «Исследование химического строения гидробензамида и амарина».

1859 - Бородин ведет практические занятия со студентами Медико-хирургической академии и читает лекции врачам, оставленным при академии для усовершенствования.

1859 - Конференция Медико-хирургической академии посылает Бородина за границу «для усовершенствования в химии».

1860 - Бородин участвует в работах первого Международного съезда химиков в Карлсруэ.

1861 - Знакомство с Екатериной Сергеевной Протопоповой.

1861 - Бородин принимает участие в работах съезда немецких врачей и натуралистов в Шпейере. На этом съезде Бутлеров делает доклад «О химическом строении вещества».

1862 - Впервые в истории химии Бородин получает фтористое органическое соединение - фтористый бензоил.

1862 - Возвращение в Россию и назначение адъюнкт-профессором Медико-хирургической академии.

1862 - Знакомство с М. А. Балакиревым.

1862 - Начало работы над Первой симфонией.

1863 - Женитьба на Е. С. Протопоповой.

1864 - В Бюллетене Академии наук напечатана работа Бородина «О действии натрия на валериановый альдегид».

1866 - Закончена Первая симфония.

1867 - Написан романс «Спящая княжна».

1867 - В конце декабря открылся в Петербурге Первый съезд русских естествоиспытателей, на котором Бородин сделал сообщение о производных валерианового альдегида.

1868 - Написаны романсы «Морская царевна» и «Песня темного леса».

1869 - 4 января в концерте Русского музыкального общества исполнена под управлением М. А. Балакирева Первая симфония Бородина.

1869 - Начата работа над оперой «Князь Игорь» и над Второй симфонией.

1869 - На Втором съезде русских естествоиспытателей в Москве Бородин делает сообщение о полученной им изокаприновой кислоте, ее альдегиде и солях.

1870 - Написан романс «Море».

1870–1871 - Бородин редактирует вместе с профессором Хлебниковым научно-популярный журнал «Знание».

1872 - Написан четвертый акт оперы-балета «Млада».

1872 - На заседании Русского химического общества 4 мая Бородин делает сообщение о продуктах конденсации альдегидов и об открытии альдоля.

1872 - Открыты при Медико-хирургической академии Высшие женские медицинские курсы. Бородин начинает читать на курсах химию.

1873 - Бородин участвует в работах Четвертого съезда русских естествоиспытателей и врачей в Казани.

1874 - Начало работы над Первым квартетом.

1876 - Закончена Вторая симфония.

1877 - Знакомство с венгерским композитором Ф. Листом.

1877 - 26 февраля в концерте Русского музыкального общества под управлением Э. Ф. Направника исполнена Вторая симфония Бородина.

1877 - Избрание Бородина академиком Медико-хирургической академии.

1879 - Закончен Первый квартет.

1880 - Написана музыкальная картина «В Средней Азии».

1880 - Смерть H. Н. Зинина.

1881 - Смерть М. П. Мусоргского. Написан романс «Для берегов отчизны дальней».

1882 - Закончен Второй квартет.

1886 - Начата Третья симфония.

Из книги Пространства, времена, симметрии. Воспоминания и мысли геометра автора Розенфельд Борис Абрамович

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Основные даты жизни и деятельности 1795 г. Родился в Денвере1807 г. Начал работать в магазине брата1812 г. Участвовал в Англо-американской войне1814 г. Переехал в Балтимор1827 г. Впервые посетил Англию для решения торговых вопросов1829 г. Стал главным старшим партнером фирмы Peabody,

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1818 г. Родился в Трире1830 г. Поступил в гимназию1835 г. Поступил в университет1842 г. Начал сотрудничать с «Рейнской газетой»1843 г. Женился на Женни фон Вестфален1844 г. Переехал в Париж, где познакомился с Фридрихом Энгельсом1845 г. Организовал

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1837 г. Родился в Хартфорде1862 г. Учредил в Нью-Йорке банк J. P. Morgan & Cо1869 г. Стал вице-президентом железной дороги Olbany & Sascuehanna1878 г. Банк Джон Моргана финансировал проект Томаса Эдисона1892 г. Основал General Electric1901 г. Приобрел Carnegie Steel у

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1839 г. Родился в городе Ричфорде в США1855 г. Устроился на работу в Hewitt & Tuttle1858 г. Совместно с Морисом Кларком основал компанию Clark & Rockefeller1864 г. Женился на Лоре Спеллман1870 г. Основал компанию Standard Oil1874 г. Родился единственный сын и

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1848 г. Родился в Париже, где его семья жила в эмиграции1858 г. Возвращение с семьей в Италию, в Турин1870 г. Окончил Туринскую инженерно-техническую школу и поступил на работу в железнодорожную компанию во Флоренции1874 г. Перешел в

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1890 г. Родился в городе Логан в США1908 г. Бросил учебу в колледже Бригама Янга1912 г. После смерти отца возглавил семейный бизнес1913 г. Женился на Мэй Янг1916 г. Организовал Eccles Investment Company1933 г. Участвовал в создании чрезвычайного закона о

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1892 г. Родился в костромской деревне1911 г. Поступил в Императорский Санкт-Петербургский университет1917 г. Стал заместителем министра продовольствия Временного правительства и избран членом Учредительного собрания1920 г. Возглавил

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1915 г. Родился в городе Гэри1935 г. Получил степень бакалавра в Чикагском университете1936 г. Получил степень магистра в Гарвардском университете1938 г. Опубликовал первый научный труд «Замечание о чистой теории поведения

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1926 г. Родился в Нью-Йорке1950 г. Получил степень магистра экономики в Нью-Йоркском университете1954 г. Вместе со специалистом по инвестированию Уильямом Таунсендом основал консалтинговую компанию Townsend-Greenspan & Co1974–1977 г. Председатель

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1930 г. Родился в городе Омаха1943 г. Заплатил свой первый подоходный налог в 35 долларов1957 г. Создал инвестиционное товарищество Buffett Associates1969 г. Приобрел текстильную компанию Berkshire Hathaway2006 г. Объявил о завещании в 37 миллиардов долларов на

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1930 г. Родился в Пенсильвании1957 г. Издал книгу «Экономическая теория дискриминации»1964 г. Выпустил в свет «Человеческий капитал»1967 г. Награжден медалью Джона Кларка1981 г. Издал труд «Трактат о семье»1992 г. Получил Нобелевскую премию

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1941 г. Родился в городе Тимминс1957 г. Поступил в Университет Макмастера в Гамильтоне1962 г. Получил степень бакалавра по экономике1964 г. Получил квалификационную степень магистра бизнес-администрирования (MBA) в Чикагском университете1969 г.

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1942 г. Родился в Бостоне (США) в бедной еврейской семье1964 г. Поступил в Гарвардскую школу бизнеса1966 г. Начал карьеру трейдера в компании Salomon Brothers1981 г. Основал компанию Innovative Market Systems, позже переименованную в Bloomberg LP2001 г. Избран мэром

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1943 г. Родился в г. Гэри в США1960 г. Поступил в Амхерст-колледж1963 г. Учился на экономическом факультете в Массачусетском технологическом институте1979 г. Получил медаль Джона Кларка1993 г. Приглашен в администрацию президента Клинтона в

Из книги автора

Основные даты жизни и деятельности 1947 г. Родился в городе Энн-Арбор1969 г. Получил степень бакалавра в Принстонском университете1971 г. Получил степень MBA в Гарвардской школе бизнеса1973 г. Получил степень доктора философии в Гарвардском университете, стал профессором

Врач, химик и композитор Александр Порфирьевич Бородин .

Он родился 31 октября 1834 года и происходил из рода князей Имеретинских . Александр Порфирьевич был внебрачным сыном князя Луки Степановича Гедианова (Гедеванишвили). Причём, Александр родился, когда князю было уже 62 года, а его матери Авдотьи Константиновны Антоновой только 25 лет.

Александр при рождении был записан сыном крепостного слуги князя — Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны .

До 8 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Авдотьи Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Авдотьи Константиновны . Всю жизнь свою мать Бородин называл "Тётушкой"

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Мать композитора Авдотья Константиновна была очень верующая женщина . Сам Бородин в молодости был радикальный атеист . Может это причина того школьного случая, когда на уроке "Закона Божьего" Бородин по своему вольно трактовал Евангелие за что получил плохую оценку и был за неё наказан.

Он с интересом позновал читая книги о Балтийских языческих верованиях и верованиях древних славян, однако вступив в солидный возраст. композитор стал очень суеверен и посещал гадательные салоны. При этом, не став человеком воцерковлённым, он любил деревню, деревенскую природу, народ и... старинные церковные, особенно староверские песнопения .

Образование получил в Медико-хирургической академии в Петербурге (1856). Бородин был профессором химии и академиком военно-медицинской академии, доктором медицины и выдающимся композитором. Кроме того, он немало сделал для развития женского высшего медицинского образования, став основателем женских врачебных курсов. Что касается музыкальных способностей, то Бородин проявил их в самом раннем детстве.

Девяти лет от роду он сочинил первую польку, а в 13 лет - концерт для флейты с фортепиано. Первым произведением, где выразилась крупная индивидуальность Бородина, была его Первая симфония, законченная в 1867 г. Бородин был участником объединения русских композиторов «Могучая кучка». Он сочинил немалое число глубоко поэтических романсов и инструментальных произведений. Для музыкального стиля Бородина характерно эпическое («богатырское») начало, сочетающееся с тонкой лирикой, своеобразное претворение элементов русского и восточного музыкального фольклора. Особо прославившим композитора произведением стала опера «Князь Игорь» . Первое представление «Князя Игоря» состоялось уже после смерти Бородина на Мариинской сцене в Санкт-Петербурге 23 октября 1890 г. Произведение сразу же полюбилось публике и сделалось одной из любимейших русских опер .

Вершиной русского и мирового эпического симфонизма является его 2-я (Богатырская) симфония , созданная в 1876 г. Бородин защитил докторскую диссертацию по химии, издал более 40 научных работ.

Бородин был человеком женатым. Его супруга Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой и плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга, и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало ей отсутствие астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться.

Правнучка композитора Зинаида Тимофеевна Бородина была замужем за знаменитым дрессировщиком Юрием Владимировичем Дуровым , их дочь — Наталья Юрьевна Дурова умерла в 2007 году.

Бородин умер вечером 27 февраля 1887 в своей собственной казённой «академической» квартире, в разгар общего веселья на организованной им по случаю Масленицы костюмированной вечеринке. Во время разговора с Доброславиной Бородин внезапно потерял сознание и упал. «Все бросились к нему и тут же на полу, не поднимая его, стали приводить его в чувство. Понемногу сошлись все врачи и профессора, жившие в академии. Почти целый час прилагали все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Были испробованы все средства, и ничто не помогло». Ему было 53 года . Похоронен в Александро-Невской лавре.

Причиной смерти Бородина был признан разрыв сердца .

В память о выдающемся учёном и композиторе названы Государственный квартет, улицы во многих населённых пунктах России и других государств, детские музыкальные школы в Москве, Санкт-Петербурге, Смоленске.

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. П. БОРОДИНА

1833, 31 октября — в Петербурге в доме № 9 по Гагаринской улице родился Александр Порфирьевич Бородин.

1833-1850 — Домашнее воспитание. Пройден полный гимназический курс. Увлечение химией. Организация домашней лаборатории: Бородин овладел игрой на фортепьяно, флейте, виолончели. Первые детские и юношеские сочинения: Полька «Helene», фуги, вариации, концерт для флейты и фортепьяно, трио на темы оперы Мейербера «Роберт-Дьявол».

1850 — Бородин принят в число вольнослушателей Императорской Медико-хирургической академии. Много музицирует, посещает квартетные вечера, музыкальные собрания.

Написаны: трио на тему русской народной песни «Чем тебя я огорчила», Скерцо для фортепьяно, романс «Красавица-рыбачка» на стихи Гейне.

1855 — Бородин получает диплом лекаря с отличием и назначается ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя. Защита диссертации и получение звания доктора медицины. Первая встреча с М. П. Мусоргским.

1859 — Императорская Медико-хирургическая академия посылает Бородина за границу «для усовершенствования в химии»: отъезд в Гейдельберг.

1860 — Участие в работе Первого Международного съезда химиков в Карлсруэ. Участие в гейдельбергских музыкальных кружках.

1861 — Бородин принимает участие в работе съезда немецких врачей и натуралистов в Шпейере. Встреча с Е. С. Протопоповой. Серьезные занятия композицией.

1862, осень — Назначение адъюнкт-профессором Императорской

Медико-хирургической академии. Знакомство с М. А. Балакиревым.

Начало работы над Первой симфонией.

1863 — Женитьба на Е. С. Протопоповой.

1864 — В Бюллетене Академии наук напечатана работа Бородина «О действии натрия на валериановый альдегид».

1866, конец — 1877, начало — Закончена Первая симфония.

1867 — Первый съезд русских естествоиспытателей в Петербурге.

Доклад Бородина.

Написан романс «Спящая княжна» на собственные стихи.

1868 — Романсы: «Морская царевна», «Песня темного леса», «Фальшивая нота» (на стихи Бородина), «Отравой полны твои песни (на стихи Гейне).

1869, 4 января — Под управлением Балакирева в Русском музыкальном обществе исполнена Первая симфония Бородина.

1869 — Сообщение Бородина на Втором съезде русских естествоиспытателей в Москве о своих новых работах.

Начало работы над оперой «Князь Игорь». Наброски Второй симфонии.

1870-1871 — Вместе с профессором Хлебниковым Бородин редактирует научно-популярный журнал «Знание».

На собственные стихи написан романс «Море». Оставлена работа над оперой «Князь Игорь».

1872, 4 мая — Сообщение Бородина на заседании Русского химического общества. Открытие Высших Женских курсов при Императорской Медико-хирургической академии; Бородин ведет курс химии.

1873 — Участие в Четвертом съезде русских естествоиспытателей и врачей в Казани.

1874 — Начало работы над Первым квартетом. Возобновление работы над оперой «Князь Игорь».

1876 — Знакомство с Ф. Листом.

1877, 26 февраля — Исполнение Второй симфонии Бородина в концерте Русского музыкального общества под управлением Направника.

1877, 19 марта — Бородин избран академиком Императорской Медико-хирургической академии.

1879-1880 — Сообщения Бородина в Русском физико-химическом обществе о работах, выполненных в его лаборатории. Закончен Первый квартет. Написана музыкальная картина «В Средней Азии».

1881-1882 — Вторая встреча с Ф. Листом. Создание романса на стихи Пушкина «Для берегов отчизны дальней», на собственные стихи — романса «Арабская мелодия». Написан Второй квартет.

1882 — Прекращен прием на Высшие Женские курсы.

1885 — Третья встреча с Ф. Листом. Огромный успех музыкальных сочинений Бородина за границей. Создание «Маленькой сюиты» для фортепьяно, «Серенады четырех кавалеров одной даме» (стихи Бородина).

1886 — Начало работы над Третьей симфонией.

1887, 15 февраля — Утром этого дня Бородин сочиняет финал Третьей симфонии, но не записывает его. 1887, 15 февраля, 23 часа 40 минут — Скоропостижная кончина А. П. Бородина.