Выдающийся деятель русской литературы 17 века. Новые темы, жанры и герои в литературе XVII века

Литература испытывает процесс десекуляризации. Церковь до этого периода играла роль цензуры. В 17 веке литература окончательно разделилась на церковную и светскую. Начинает формироваться светская литература. Процесс демократизации литературы. Меняется сам тип литературы. Герои становятся простыми, их судьба сложна и двояка. Герои в основном из купеческого сословия

Русская литература на грани XVI-XVII вв. стояла перед необходимостью подчинения литературы личностному началу, выработке личностного творчества и стабильного авторского текста произведений. Она стояла перед необходимостью освобождения всей системы литературных жанров от их подчинения «деловым» задачам и создания общих форм литературы с западноевропейскими.

Герои начинают нарушать старозаветные нормы, выработанные в русском быту предшествующих столетий. Новые герои литературы не являются носителями каких-либо новых идей. Дело в новом к ним отношении авторов и читателей. Сама литература как целое начинает создаваться под действием личностного начала. В литературу входит авторское начало, личная точка зрения автора, представления об авторской собственности и неприкосновенности текста произведения автора, происходит индивидуализация стиля и многое другое.

События «Смуты» начала XVII в. перемешали общественное положение людей. И родовитые, и неродовитые люди стали играть значительную роль, если только они обладали способностями политических деятелей. Поэтому и официальное положение автора не стало иметь того значения, что раньше. Вместе с тем каждый автор стал стремиться к самовыявлению, иногда самооправданию, начал писать со своей сугубо личной точки зрения.

В XVII в. появился тип писателя, осознающего значительность того, что он пишет и делает, необыкновенность своего положения и свой гражданский долг. Самосознание писателя в XVII в. стоит уже на уровне нового времени. Рост самосознания автора был только одним из симптомов осознания в литературе ценности человеческой личности. Человек все больше выступал как сложное в нравственном отношении существо, связанное при этом с другими людьми, с обстоятельствами, приведшими его к тому или иному поступку, с бытовой обстановкой.

Положение героев по большей части снижается, соответствуя отчасти положению нового читателя, пришедшего в XVII в. Герой не поднимается над читателем и в моральном отношении.

Демократическая литература с ее сатирой и пародией в какой-то мере показательна для всей эпохи в целом.

Полностью меняется жанровая система литературы. Ушли некоторые жанры, такие как летопись, житие (из светской литературы). Появляются фантастические и бытовые жанры, например, бытовая повесть (зарождение русского романа). Впервые появляется автобиография.

12. Русская повесть 17 века. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Горе-Злосчастии»

Во второй половине XVII в. жанр повести занял ведущее положение в системе литературных жанров. Если древнерусская традиция обозначала этим словом любое "повествование", то, что в принципе рассказывается, повесть как новый литературный жанр наполняется качественно иным содержанием. Его предметом становится индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. Уже не так однозначно, как раньше, решается вопрос об авторском отношении к описываемым событиям: голос автора явно уступает место сюжету как таковому, а читателю предоставляется самому сделать вывод из этого сюжета.

«Повесть о Горе-Злосчастии»

1 часть: (легендарное вступление). Экскурс в далёкое прошлое. Апокрифический сюжет: Ева соблазнилась виноградом в раю.

2 часть: (основная) Рассказ о жизни молодца. Имя его не называется. Молодец – фольклорный мотив. История претендует на статус притчи. Носит поучительный, обобщённый характер.

Описывается судьба героя, который готов начать самостоятельную жизнь. Родители дают ему наказы для самостоятельной жизни. Советы бытовые, жизненные. Нет религиозного подтекста. Молодец оказался слишком мал и глуп, советов не послушал и ушёл от родителей. Сначала он попадает в кабак, с него снимают «последние портки». Герою стыдно возвращаться домой и он совершает другие ошибки.

Он уходит в дальние страны, там случайно забредает в какой-то город, находит некий двор, где идёт застолье. Хозяевам нравится, что молодец ведёт себя «по писанному учению»,то есть так, как и учили его родители. Его приглашают за стол, угощают. Но молодец кручинится, а после признаётся при всех в том, что ослушался родителей, и спрашивает совета, как жить на чужой стороне. Люди добрые советуют молодцу жить по традиционным законам, то есть повторяют и дополняют наставления отца и матери.

И действительно, первое время дела у молодца идут хорошо. Он начинает «жити умеючи», наживает состояние, находит хорошую невесту. Дело идёт к свадьбе, но тут-то герой и совершает ошибку: он хвастается тем, чего достиг, перед гостями. «Всегда гнило слово похвально», - отмечает автор. В этот момент молодца подслушивает Горе-Злосчастие и решает его извести. С этих пор Горе-Злосчастие является непременным спутником молодца. Оно уговаривает его пропивать своё имущество в кабаке, ссылаясь на то, что «и из раю нагих, босых не выгонят». Молодец слушается Горе-Злосчастие, пропивает все деньги и только после этого спохватывается и пытается избавиться от своего спутника - Горя-Злосчастия. Попытка броситься в реку оказалась неудачной. Горе-Злосчастие уже подстерегает молодца на берегу и заставляет его полностью покориться себе.

Благодаря встрече с добрыми людьми в судьбе молодца опять намечается поворот: его пожалели, выслушали его рассказ, накормили и обогрели перевозчики через реку. Они же переправляют его через реку и советуют отправиться к родителям за благословением. Но как только молодец остаётся один, Горе-Злосчастие снова начинает его преследовать. Пытаясь избавиться от Горя, молодец обращается в сокола, Горе превращается в кречета; молодец - в голубя, Горе - в ястреба; молодец - в серого волка, Горе - в стаю гончих собак; молодец - в ковыль, Горе - в косу; молодец - в рыбу, Горе идёт за ним с неводом. Молодец опять оборачивается в человека, но Горе-Злосчастие не отстаёт, научая молодца убить, ограбить, чтобы молодца «за то повесили, или с камнем в воду посадили». Наконец заканчивается «Повесть» тем, что молодец идёт постригаться в монастырь, куда Горю-Злосчастию уже дороги нет, и оно остаётся за воротами.

Герой – типичный представитель литературы 17 века: слабый, заурядный, безвольный, бесхребетный. Нет чёткого внутреннего стержня. Ни положительный, ни отрицательный. Сложный, неоднозначный.

Литература становится более реалистичной. Присутствует имитация фольклорной ситуации. Сопрягаются 2 времени – далёкое прошлое и современность. И раньше, и сейчас люди подвергаются ослушанию. Вступление списывает грехи с героя, т.к. человек изначально рождается грешником. Тонкий философский уровень.

Монастырь, в отличие от фольклора, играет роль укрытия, т.е., меняется образ монастыря.

«Повесть о Горе-Злосчастии» - не повесть. Истоки – народные песни о горе.

13. Русская повесть 17 века. Идейно-художественное своеобразие «Повести о Савве Груцыне»

Бытовая повесть – произведение, основой которого является не исторический сюжет, а жизнь героя, основанная на бытовых событиях.

"Повесть о Савве Грудцыне" - произведение, созданное неизвестным автором в 60-х гг. XVII в. В произведении отразились исторические события первой половины столетия и многие бытовые черты того времени.

Сочетание в "Повести" романической темы с подробными описаниями быта и нравов Руси XVII в. дало основание ряду исследователей видеть в этом произведении опыт создания первого русского романа.

В Повести рассказывается, как купеческий сын Савва из реально существовавшего богатого купеческого рода Грудцыных-Усовых, оказавшись по торговым делам в городе Орле (на реке Каме, близ Соликамской), был соблазнен женой купца Бажена Второго. Отказавшись от греховного занятия в день святого Вознесения, Савва вызвал гнев своей любовницы, и она, опоив юношу любовным приворотным зельем, подговорила мужа отказать ему от дома. Страдающий от неутоленной страсти, Савва помышляет о том, что готов послужить дьяволу ради возвращения прежней любовной связи, и бес в облике юноши тут же является. Савва дает ему свое "рукописание", в котором отрекается от Христа (правда, по причине малограмотности он писал под диктовку беса "не слагая", т. е. не читая написанное как связный текст). В дальнейшем бес выступает в роли, близкой "волшебному помощнику" народной сказки, помогая герою не только добиться любви жены Бажена Второго, но и совершить воинские подвиги во время осады Смоленска русскими войсками. Вернувшись в Москву, Савва тяжело заболел и решился исповедаться. Явившиеся бесы пытаются помешать ему это сделать и показывают Савве его "богоотметное писмо". И после исповеди бесы продолжают мучить героя до тех пор, пока ему не является Богородица вместе с Иоанном Богословом и Петром митрополитом, которые указывают путь спасения: как и герой "Повести о Горе-Злочастии", попавший в зависимость от враждебной силы, Савва завершает свой путь в монастыре.

ЛИТЕРАТУРА 17 век

Как и в предшествующее время, литература XVII в. были тесно свя-

заны с общественно-политической мыслью, она непосредственно отра-

жала и воплощала в своих произведениях социально-политические уст-

ремления различных общественных слоев, живо откликалась на важней-

шие явления современности. И вместе с тем русская литература вступила

в новый этап своего развития, что оказалось и в содержании и в

развитии форм литературного творчества.

Появились различные произведения, остро критиковавшие церковь и

церковников. Выдающимся памятником русской литературы XVII в. ста-

ла автобиографическая повесть одного из самых ревностных и неистовых

защитников церковной старины - протопопа Аввакума. Его рассказ о сво-

ей полной гонений жизни написан простым, бесхитросным языком.

Новым явлением в литературе было распространение силлабическо-

го стихосложения. Оно связано в особенности с деятельностью белорусс-

кого ученого и просветителя Симона Полоцкого, приглашенного в Моск-

ву для обучения царских детей. В 1680 году Симеон Полоцкий перело-

жил на стихи Псалтырь. Это переложение долгое время было широко

распространенным учебным пособием в России.

В 1678-1679 г.г. появились два сборника стихотворений Симео-

на-Полоцкого - "Вертоград многоцветный" и "Рифмалогион". Стихи Си-

меона Полоцкого посвящены воспеванию Российского государтсва и его

правителей, они пампезны и нарядны.

В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый "стиль ба-

рокко" второй половины XVII в.

Направление в литературе, возглавленное Симеоном Полоцким, по-

лучило дальнейшее развитие в конце столетия в стихах Сильвестра Мед-

ведева и Кариона Истомина.

Таким образом, на протяжении XVII в. произошли значительные пе-

ремены в развитии русской литературы, знаменовавшие собой важный

шаг ее движения к реализму, ее раскрепощения от сковывающего воз-

действия религиозной идеологии.

ЗОДЧЕСТВО 17век

Как и в истории всей русской культуры, XVII в. занимает особое

место в развитии русского зодчества. И в этой области с большой

силой проявилась стремление к отказу от вековых канонов.

По-прежнему подавляющее большинство построек не только в дере-

внях, но и в городах возводилось из дерева. Каменные храмы и

отдельные светские здания были в городах окружены морем деревянных

строений. Частые пожары, среди которых были также громадные, как

пожар 1626 года, уничтоживший значительную часть Москвы, опустошили

города и села.

Но взамен погибших деревянных строений быстро возводились но-

вые. Веками сложившиеся искусство строительства из дерева достигло в

XVII в. высокого технического и художественного уровня. Выдающимся

произведением деревянного зодчества был знаменитый дворец в Коло-

менском, построенный в 1667-1678 г.г. под руководством плотничного

старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова.

В деревянном зодчестве с большой силой проявилась народная ху-

дожественная культура.

Светские элементы проникали все более и в каменное зодчество.

Важнейшим фактором, определившим подъем каменного зодчества, было

развитие производительных сил. Ремесленное производство поднялось

на более высокий уровень.

Каменные постройки появились теперь не только в городах, но

иногда и в селах.

Выдающимся светским сооружением первой половины XVII века

является Теремной дворец в Московском кремле, построенный в

1635-1636 г.г. Баженом Огурцовым и Трефилом Шарутиным. Теремной

дворец воплотил в себе замечательные черты яркого русского народ-

ного творчества и искусства. Этот дворец представляет собой трех-

этажное на высоких подлетях здание, увенчанное высоким "теремком".

Золотая кровля и два пояса лазурных изразцовых карнизов придали

дворцу нарядный, сказочный вид. Здание богато украшено резьбой.

Многие формы отделки непосредственно идут от приемов деревянного

зодчества. Богатством декоративного уюранства отличается Золотое

крыльцо, вызвавшее ряд подражаний.

Значительной перестройке подвергся Московский Кремль. В 1624-

1625 г.г. англичанин Фристофор Галовей вместе с Баженом Огурцовым

возвели Спасскую башню в ее теперешнем виде. Новая башня создала

парадный въезд в Кремль и связала своей вертикалью кремлевские собо-

ры с Храмом Василия Блаженного на Красной площади в единый ан-

сабль. Перестройка кремлевских башен придала Кремлю совершенно но-

вый вид. Строго крепостной его облик уступил место торжественному

ансаблю, воплотившему в себе величие и мощь Российского государства.

Замечательные постройки появились в Ярославле, Толчкове - цер-

ковь Иоанна Предтечи, Воскресенские церкви в Кастроме и РОманове и

Строгая церковная регламентация оказалась в конечном счете бес-

сильна воспрепятствовать развитию народного, светского начала в зод-

честве. Как и в других сферах культуры, влияние религии и церкви в

зодчестве оказалось в XVII в. заметно подорванным. Последние два

столетия XVII в. ознаменовались новым, высоким подъемом зодчества.

ЖИВОПИСЬ 17 век

Церковь прекрасно понимала огромную силу воздействия искусства

на народные массы и, как и в других областях культуры, всеми силами

старалась обеспечить сохранение контроля над живописью, проповедо-

вала глубоко консервативные идеи с целью полного подчинения ее стро-

го религиозной догматике.

Церковь особенно гневно преследовала распространение в селах и

городах произведений народных мастеров-иконописцев, которые далеко

отходили от установленных канонов. Среди этих мастеров было немало

живописцев, наделенных большим талантом.

Реалистические тенденции в живописи XVII в. развивались еще

очень медленно. Большое место занимала унаследованная от XVI в. тра-

диция отвлеченно-догматического и аллегорического изображения. Хо-

рошо прорабатывались детали, но обобщенного реалистического изоб-

ражения художники XVII в. еще не могли дать. Росписи и иконы были

перегружены мелкими сценами и предметами, вокруг главных изобра-

жений нанизывалась масса клейм со всеми подробностями жития. По-

мимо этого делались еще пояснительные надписи. Внутренний мир че-

ловека, как правило, не умели раскрыть, главное внимание уделялось

изображению внешних поступков и действий. Эмоциональность отсту-

пала перед описанием.

Высшая ступень развития живописного искусства в XVII веке свя-

зана с деятельностью выдающегося художника Симена Ушакова

(1626-1686). Его знаменитые произведения "Спас нерукотворный", в

котором художник изобразил классически правильное лицо, а также

большая икона "Насаждение древа государства Российского". В 1671 г.

С.Ушаков создал икону на традиционный сюжет "Троицы".

Примечательным явлением в живописи, отразившим возросший,

как и в литературе того времени, интерес к человеческой личности, бы-

ло распространение портретных изображений. Это оказалось не только

в направлении творчества С.Ушакова. Многие представители знати ста-

ли заказывать свои портреты за границей, но и в самой России тоже по-

явились попытки создания портретов.

Таким образом, русская живопись XVII в. вступила в переломную

эпоху, все более выявляя новые тенденции, ведшие ее по пути станов-

ления реалистического начала и освобождения от церковно-иконаичес-

ких традиций.

МУЗЫКА И ТЕАТР 17 век

К XVII в. русская музыкальная культура имела устойчивые мно-

говековые традиции. Как и другие области народного творчества, она

была безымянна. Существовали местные певческие школы со своими

особенностями "распевов". Но повсюду господствовало хоровое много-

песни были богаты и жанровым разнообразием, и мелодичностью, и

глубокой выразительностью, с огромной силой передающий самые раз-

личные психологические состояния человека. Особенности народного

хорового творчества были восприняты в немалой степени и церковной

Большой популярностью, как и в предыдущее время, пользовался

народный театр. По всей России бродили скоморохи. Народ любил тра-

диционный театр Петрушки с его веселыми и меткими выступлениями

против богачей, попов, неправедных судей.

Новым явлением было возникновение первого придворного театра.

Инициатором его создания был широко образованный по тому времени

боярин А.С.Матвеев. Театр был организован для того, чтобы по-новому

отпраздновать рождение царевича Петра в 1672 году. Труппа театра (60

человек) была первоначально набрана из жителей Немецкой слабоды,

где под руководством пастора И.Г.Грегори ставились иноземцами люби-

тельские спектакли.

Просле смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году под влияни-

ем патриарха Иоакима, враждебно относившегося ко всему иноземно-

му, театр прекратил существование.

Оторванный от народного искусства и предназначенный для уз-

кого круга феодальной знати, театр пастора Грегори не оставил

серьезных следов в истории русской театральной культуры.

З А К Л Ю Ч Е Н И Е 17 век

Определяя основное содержание и направление историко-куль-

турного процесса средневековой России, можно с полным основанием

говорить, что эта культура уходила своими корнями в народное твор-

чество и имела в нем главную питательную среду своего развития. В ус-

ловиях феодального общества, крепостничества Россия обнаружила за-

мечательные богатства творческих сил народа в культуре. Эти силы пи-

тали и культуру господствующих классов, которые использовали ее в

переработанном виде в своих классовых целях.

Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, она

жизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная

любовь к родной земле, красота трудового и ратного подвига, высокое

нравственное благородство, твердая вера в победу добра над злом, спра-

ведливости над неправдой и обманом и вместе с тем глубокая поэтич-

ность, неистощимый юмор, меткое выделение типичных жизненных яв-

лений, здравость и точность их оценок - все это характерно для произ-

ведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степе-

ни, в разных формах эти замечательные качества народного творчества

пробивали дорогу не только в литературе, но зодчестве, живописи.

Развитие русской культуры XVII века отразило свойственные это-

му времени особенности и противоречия. Они были обусловлены, в ко-

нечном счете, социально-политическими и экономическими процесса-

ми, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с прису-

щими ему консерватизмом в развитии производительных сил, господс-

твом замкнутого натурального хозяйства, слабо развитым обменом,

традициями к сохранению политической системы феодальной раздроб-

ленности, замедлял также развитие культуры, формирование местных

традиций и особенностей.

Несомненно, что на развитие русской культуры громадное влияние

оказало господство религиозного мировоззрения. Церковь сыграла оп-

ределенную роль и в распространении грамотности, и в развитии зод-

чества и живописи. Но в то же время церковь ревниво оберегала свои

догматы и враждебно относилась к новым явлениям в культуре, являясь

тормозом в развитии наук, технических знаний, литературы, искусства.

И тем не менее русская культура развивалась не изолированно от миро-

вой культуры, обогащаясь ее достижениями и внося свой вклад в ее раз-

Культурные достижения семнадцатого века вошли в круг непри-

ходящих художественных ценностей нашей страны, они - части нашего

национального богатства, славы и величия нашего народа.


Русская литература по - прежнему была представлена публицистическими сочинениями, посвященными остро политическим проблемам. Смутное время усилило интерес к вопросу о характере власти в политической системе. Неоднозначность событий этого времени привела к тому, что литераторы начинают задумываться о противоречивости человеческого характера. Если раньше герои книг были либо абсолютно добрыми, либо абсолютно злыми, теперь писатели открывают в человеке свободную волю, показывают его возможности менять самого себя в зависимости от обстоятельств. Именно такими предстают перед нами герои Хронографа 1617 г. Иван Грозный, Борис Годунов, Василий Шуйский, Кузьма Минин. Хронограф редакции 1620 г.


Как отмечал академик Д. С. Лихачев, в этом проявлялась тенденция открытия характера человека: героями литературы становятся не только святые подвижники и князья, как раньше, но и простые люди купцы, крестьяне, небогатые дворяне, которые действовали в легко узнаваемых ситуациях.


Распространение грамотности в XVII в. вовлекло в круг читателей новые слои населения провинциальных дворян, служилых и посадских людей. Изменение социального состава читающей публики выдвинуло новые требования к литературе. У таких читателей особый интерес в ней вызывает занимательное чтение, потребность в котором удовлетворяли переводные рыцарские романы и оригинальные авантюрные повести. Московиты, небогатый мужской костюм (посадские люди, холопы)


К концу XVII в. русская читающая публика знала до десятка произведений, пришедших в Россию из - за границы. Среди них наиболее популярными были « Повесть о Бове Королевиче » и « Повесть о Петре Златых Ключей ». Эти произведения на русской почве, сохраняя черты рыцарского романа, настолько сблизились со сказкой, что перешли в фольклор. Новые черты литературной и реальной жизни отчетливо проявились в бытовых повестях, герои которых стремились жить по своей воле, отвергая заветы старины. Таков герой « Повести о Горе - Злосчастии » и особенно « Повести о Фролс Скобссвс » типичной плутовской новеллы, описывающей жизненные перипетии обедневшего дворянина, всеми правдами и неправдами стремящегося проникнуть в верхи общества. анонимное древнерусское стихотворное произведение XVII в., сохранившееся в единственном списке XVIII в. и имеющее литературное происхождение


В XVII в. возник новый литературный жанр демократическая сатира, тесно связанная с народным творчеством и народной смеховой культурой. Она создавалась в среде посадского населения, подьячих, низшего духовенства, недовольных притеснениями феодалов, государства и церкви. В частности, появились многочисленные пародии, например на судопроизводство (« Повесть о Шсмякином суде », « Повесть о Ерше Ершовиче »), на житийные произведения (« Слово о бражнике »). Сказка о Ерше Ершовиче. Иллюстрация из собранияД. Ровинского.


Рождение стихосложения стало яркой чертой литературной жизни. До этого Россия знала поэзию лишь в народном творчестве - в былинах, но былины не были рифмованным стихом. Рифмованная поэзия возникла под влиянием польского силлабического стихосложения, для которого характерны равное число слогов в строке, пауза в середине строки и концевая рифма, стоящая под единственным строго обязательным ударением.


Ее основоположником стал Симеон Полоцкий. Он получил образование в Киево - Могилянской академии и был придворным поэтом царя Алексея Михайловича, сочинял декламации и монологи, ставшие образцами новой поэзии и вошедшие в сборник « Рифмагион ». Свою задачу он видел в том, чтобы создать новороссийскую словесность, и во многом он эту миссию выполнил. Его произведения отличаются орнаментальностью, пышностью, переменчивости бытия. У Полоцкого ощущаются тяга к сенсационности, стремление удивить, поразить читателя как формой изложения, так и необычностью, экзотичностью сообщаемых сведений. Таков « Вертоград многоцветный » своеобразная энциклопедия, в которой собрано несколько тысяч рифмованных текстов, содержащих данные, почерпнутые из различных областей знаний, истории, зоологии, ботаники, географии и т. д. При этом достоверные сведения перемежаются с мифологизированными представлениями автора. Реконструкция портрета из коллекции Платона Бекетова


Авторская проза впервые появляется также в XVII в.; примером ее являются сочинения протопопа Аввакума Петрова. Он оставил около 90 текстов, написанных на закате его жизни в ссылке. Среди них знаменитое « Житие » эмоциональная и красноречивая исповедь, поражающая своей искренностью и смелостью. В его книге впервые объединены автор и герой произведения, что раньше сочли бы проявлением гордыни. Икона протопопа Аввакума

Начало XVII века осталось в памяти русского народа как «смутное время»:

Литература 17 века — исторические предпосылки

  • Убийство царевича Дмитрия,
  • сложная политическая ситуация в стране и своеволие бояр,
  • неустойчивое положение Московского царства на мировой арене

привели к тому, что страны-соседи попытались воспользоваться слабостью огромной державы. В этот период русская литература становится на службу интересам своей страны, и именно слово помогло способствовать консолидации разрозненного общества.

Жанры и темы русской литературы 17 века

1.Публицистическая

В это время актуальной стала литература, содержащая:

  • размышления о политике,
  • пламенные призывы бороться с захватчиками,
  • прославление мужества героев
  • и укрепление авторитета новой царской династии.

Эти идеи были главными в таких произведениях, как «Повесть 1606 года», «Повесть о преставлении и погребении М.В. Скопина-Шуйского», «Летописная книга», «Новая повесть о преславном Российском царстве и великом государстве Московском».

И как знать, сохранилась бы государственность в России, если бы не пламенные речи патриарха Гермогена и таких же , как он, разосланные в виде грамот по всему царству. Ведь именно после получения такой грамоты новгородцы Минин и Пожарский собрали народное ополчение и в 1612 году освободили Москву от поляков.

2. Историческая повесть в 17 веке

Такой жанр, как историческая повесть , в это время трансформируется.

Теперь в повестях описываются не только конкретные события общегосударственного значения, но и факты из жизни отдельно взятых людей, используется художественный вымысел, развивается сюжетная линия и система образов. Донские казаки, по своей инициативе захватившие крепость Азов и открывшие выход к морю, становятся главными героями «Повести об Азовском сидении донских казаков». В центре повести – простые по происхождению, но смелые и отважные герои, рискнувшие своей жизнью ради блага Отечества.

Такая, казалось бы, важная для государства тема, как основание Москвы, в «Повести о начале Москвы» подается в форме любовно-приключенческой новеллы.

В центре внимания писателя – не только значимое событие, но и личная жизнь персонажей, их психологический портрет, любовная интрига. Другими примерами зарождения беллетристики на основе исторической повести в русской литературе этого периода являются:

  • «Повесть об основании Тверского отроча монастыря» (добавлен лирический сюжет),
  • «Повесть о Сухане» (обработан сюжет из былины).

3. Жанр жития

Традиционное житие как жанр в это время тоже впитывает в себя мирские мотивы.

Трансформация жанра жития в 17 веке

В житие упоминаются факты из быта, прослеживается связь с фольклором. Все это превращает его в автобиографическую исповедь. Это можно сказать о житиях Иоанна Новгородского и Михаила Клопского. Они уже больше напоминают бытовые повести, чем строго канонизированные церковные произведения. А «Повесть о Юлиании Лазаревской» впервые описывает факты биографии русской женщины-дворянки, ее характер и нравственные черты.

4. Бытовые повести

Во второй половине XVII в. появляются бытовые повести («Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе и Злосчастии», «Повесть о Фроле Скобееве» и др.).

Общечеловеческие мотивы, борьба нового со старым, задушевность самого автора проявляются в обобщенном рассказе о судьбе молодого поколения – «Повести о Горе и Злосчастии». Ее герой, выходец из купеческой семьи, пытается найти свою дорогу в жизни. И хоть Молодец и является плодом фантазии автора, он олицетворяет трагическое положение всего молодого поколения, которое пытается вырваться за установленные рамки. У одних ничего не выходит, другие, как вот Фрол Скобеев, наоборот добиваются успеха. Судьба конкретного человека, его поиски и жизненный путь становятся темой и для других бытовых повестей.

Особенности литературы 17 века в России

Таким образом, в XVII веке в русской литературе:

  • трансформировались жанры , которые раньше были традиционными (житие, историческая повесть);
  • в центре повествования оказались люди с их непохожими характерами и проблемами;
  • были заложены основы для дальнейшего развития беллетристической прозы (сюжет, композиция, образы);
  • было уделено внимание устному народному творчеству;
  • как самостоятельный литературный жанр выделилась сатира.

Драматическая сатира в литературе XVII века представлена такими повестями: «Повесть о Карпе Сутулове», «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», «Азбука о голом и небогатом человеке». Авторы того времени смелее стали смотреть на происходящие события и, высмеивая, обличать зло. Объектами сатиры стали и все феодально-крепостническое общество, и социальное неравенство, господствующее в нем, и несправедливый суд, и лицемерие духовного сословия.

Именно в сатире впервые для русской литературы был изображен убогий быт нищих и голодных.

В 17 веке начинается целенаправленное движение Руси к Европе. После того как Русская земля частично выдавила, а частично растворила в себе монгольское нашествие (это была победа более высокой культуры, сохранившей религию, язык, искусство, государственность), после того как пала Византийская империя (основной духовный авторитет для Руси в период средневековья), Восток стал интересен только в качестве источника новых земель (вспомним завоевание Сибири).

Именно в 17 столетии, которое иногда называют русским Ренессансом, происходит перестройка сознания средневекового человека. Конечно, он по-прежнему считает себя рабом судьбы, по-прежнему Бог для него — суровый отец, карающий за отступления от общепринятых правил поведения, по-прежнему проявление своей воли — тягчайший грех. К 17 веку древнерусский человек обретает богатый исторический опыт: крушение казавшегося незыблемым иноземного ига, Смутное время и победа над польско-литовскими захватчиками, расширение географических и государственных границ, церковный раскол, ломка сословных рамок...

Появилось ощущение индивидуальности, неповторимости каждого человека. Судьба играет человеком, бросая его вверх-вниз (а иначе и быть не могло — время коренных перемен!), и часто бывает милостива не к тому, кто живет по установленным дедами и отцами правилам, а к тому, кто "хотел жити, как ему любо". Сомнения в справедливости судьбы — это и сомнения в незыблемости сложившегося миропорядка. Эти сомнения человек разрешает по-всякому: он может восстать против традиций, а может и посмеяться над ними.

Все это, конечно, отразилось в искусстве и литературе 17 века, особенно во второй его половине. Происходит изменение жанровой системы древнерусской литературы. Жанры становятся более светскими, традиционное житие часто превращается в биографию частного человека, как мы видели в "Житии протопопа Аввакума ". Появляется сатирическая литература, высмеивающая забывших свое призвание священнослужителей, неправедных судей, пьянство и супружескую измену. Новым жанром стала плутовская повесть (например, «Повесть о Фроле Скобееве »), где появляется совершенно новый герой, не верящий "ни в сон, ни в чох", предприимчивый и удачливый. Создаются стихотворные и драматические произведения. Вот эту литературу уже можно было назвать художественной: она была построена на вымысле, если и поучала, то в развлекательной форме, умело выстраивая сюжет.

И все-таки эпоха новой литературы настала не в 17, а в 18 веке, когда уже не ручейки, а мощный поток прорвал плотину средневековья. С петровских реформ начался отсчет нового времени — даже в буквальном смысле, когда было принято новое летосчисление.