Драконы острова Комодо – как стратегия в охоте помогает выиграть смертельную схватку. Где обитают драконы

Выложено по просьбе NArniec

А.Чемохоненко,
Я.Чеснов, кандидат исторических наук

Дракон... Едва мы услышим это слово, как в воображении возникает нечто извивающееся и летающее, нечто многоголовое, огнедышащее, смрадное... Драконы из сказок и легенд самых различных народов сочетают в себе множество удивительных общих черт. Если внимательно присмотреться, то мы увидим, например, что фантастическое чудовище, украшающеее китайский ковер, сродни нашему былинному Змею Горынычу и даже злополучному символу пьянства- зеленому змию. Где же и как они родились, где возникли и жили - эти мифические чудовища?..

Предлагаем вниманию читателей интересную гипотезу - детище трех наук: этнографии, климатологии и геофизики.

Сказания о борьбе с чудовищным змеем распространены на земле очень широко и уходят корнями в самую глубокую древность. Вот что рассказывают индийские легенды.

Из священного опьяняющего напитка сомы и небесного огня родился гигантский дракон Вритра. Это страшное, безрукое и безногое чудище легло, свернувшись кольцами, в горах, преградило путь рекам и выпило все воды, которые они несли в океан. Но бог грозы Индра чудесным оружием сразил Вритру. Скованные драконом воды вырвались из плена и устремились к океану.

Индра расчленил тело поверженного врага на две части. Одна вознеслась на небо, чтобы стать Луной, другая же превратилась в чрево всех живущих на Земле существ. Вот почему, когда индийцы упоминают об обжорах и чревоугодниках, они говорят, что те приносят жертву дракону.

Одни этнографы отождествляют образ дракона с демоном засухи, а его уничтожение богом Индрой представляют как грозу, освобождающую небесные воды. Другим кажется, что в основе этого сказания лежит иное, более древнее, появившееся еще до того, как предки индийцев пришли на полуостров Индостан. В легенде говорилось о победе над духом зимы, который замораживал воды рек. Почему же дух зимы похож на змею? Южная граница обитания Вритры нам известна - это побережье Индийского океана. Но ведь огромный материк Евразии простирается и за Полярный круг. А там, во мраке полярной ночи, над заснеженными горами и скованными морозом реками пляшут, свиваясь кольцами, змеевидные ленты полярного сияния. Они исчезают весной - как бы тают в свете солнца, которое надолго выходит из-за горизонта. И тогда под гром первых гроз (громовержец Индра?) исчезают снега, разливаются реки...

Спopy нет, сходство Вритры с полярным сиянием весьма проблематично. Трудно представить себе, что полярные сияния способны реветь по-драконьи или превращаться в чрева всех живущих на Земле существ. К тому же, как мы знаем, у Вритры немало "родственников" в мифологии самых разных народов. Попытаемся, однако, взглянуть на все это сквозь призму сознания первобытного человека с его нуждами и устремлениями, страхами и бессилием перед стихией, человека. который, не зная причин природных явлений, мог лишь отмечать их внешнее сходство и связи.

Можно предположить, что когда-то в представления о драконе вошли многие черты внешнего мира, и дракон выступал прежде всего в качестве тотемного зверя. Возможно, образ дракона зарождался в тех племенных мистериях, где шла речь о единении людей между собой и с окружающим миром. Факты, собранные этнографами, дают основание для таких предположений.

Позднее образ дракона, видимо, перестал играть свою социально-сплачивающую и познавательную роль. Но люди с ним долго не могли расстаться, наполняя его новыми чертами, делая персонажем мифов и сказок. И вот, мы думаем, что особую роль в разработке внешнего облика дракона сыграло полярное сияние - одно из самых красивых и фантастических явлений природы, связанное, как стало известно в XX веке, с порывами "солнечного ветра" и его воздействием на электроны и протоны у магнитных полюсов [Подробнее о механизме полярных сияний и связанных с ними мифах см.: "Наука и. религия", 1981. № 11.].

Кто видел эти величественные светлые, разноцветные сполохи, нередко принимающие форму змеевидных лент, тот может подтвердить: они действительно порой напоминают самых различных существ - и сказочных птиц с горящими перьями и когтями, и рыб с блестящей чешуей, и моллюсков с отливающими перламутром раковинами, и, конечно, змей. Зимой, при безоблачном небе, когда сияния лучше всего видны, бывают сильные морозы, сковывающие воды. Часто сияния концентрируются над берегами крупных водоемов - так называемый "береговой эффект".

Тьма долгой полярной ночи. по многим поверьям - обиталища драконов, напоминает о мраке подземных пещер. Вблизи солнца и луны сияния тускнеют, но во время затмений становятся заметными на внезапно потемневшем небе. Ну, как тут не подумать о прожорливом драконе, проглотившем солнце или луну! Способность же драконов становиться невидимыми (а им такая способность приписывалась) может найти объяснение в прекрасной и сложной игре сполохов, которые, мерцая и переливаясь, то гаснут, те снова разгораются.

В полярных сияниях преобладает зеленый цвет. Светлые лучи - "перья", собирающиеся в длинные ленты и гроздья, напоминают молодые зеленые побеги растений или охапки удлиненных листьев. Это вполне согласуется с необычной судьбой расчлененного тела Вритры. Ведь появляющаяся весной, после гибели дракона-сияния, молодая зелень даст пищу всем живым существам. В то же время "верхние части тела дракона", рассыпавшись по небу, тают среди луны и созвездий, которые начинают казаться более яркими. Сполохи как бы отдают свой свет звездам и луне, превращаясь в них.

Во многих сказках драконы издают ужасающий рев. Тут мы должны вспомнить "родственницу" дракона - сказочную птицу грома. Родство у них весьма близкое. У многих драконов имеются птичьи крылья, перья и когти. В легендах индейцев северо-западного побережья Америки, например, фигурирует птица-громовик, похожая на гигантского орла. Некоторые из индейских племен верили, что гроза - результат соперничества птицы-громовика и гигантской гремучей змеи или морского чудовища. Вот они где встречаются - фантастическая птица и змея!

В этих индейских преданиях рассказывается, между прочим, как гигантская птица грома избрала местом своего зимнего пребывания одно из озер. Однажды взорам двух заночевавших на его берегу охотников предстала зловещая картина: из воды поднималась огромная птица, похожая на орла. Лед, которым было сковано озеро, трескался с ужасным грохотом. Под этот звук птица грома, окруженная вспышками молний, поднялась в заоблачную высь и полетела к морю.

Как уже говорилось, полярные сияния чаще наблюдаются во время сильных морозов, когда гулко лопается лед и даже кора деревьев. В этот период на промерзающих до дна реках образуются ледяные заторы, вызывающие наводнения. Мерзлая земля вспучивается и разрушает жилища. А разбухающие ледяные линзы раздвигают пласты земли и образуют провалы, впадины. Все подобные явления древние люди могли сопоставлять именно с полярными сияниями, а не с холодной погодой. Ведь небесное явление больше поражало их воображение. И конечно, очень удобно было сваливать на этого дракона-сияние все стихийные явления.

А при чем тут зеленый змий?

Когда древнеиндийский бог-творец Тваштар, змееподобный отец уже известного нам дракона Вритры, устроил очередной пир, бога грозы Индру приглашением обошли. Однако он явился незваным и выпил все оставшееся зелье. После этого разгневанный Тваштар и создал свое орудие мести - Вритру. Как известно, у предков индийцев был в большом употреблении священный опьяняющий напиток - сома. Получали они его из лекарственного растения, которое тоже называлось сомой.

Легко представить себе такую картину. Осенью племя охотников и собирателей, набрав скудные запасы пищи, отрядило несколько человек для сбора священного растения. Ночи стали уже долгими, начинались заморозки, в небе появляются змеевидные ленты сияния. И сочные растения замерзают - вянут, сохнут на корню. Запоздалая осенняя гроза с градом довершает дело. Хмурым соплеменникам сборщики объясняют: священную влагу выпила небесная змея, да, к тому же, нежданно-негаданно явился бог грозы и расправился с остатками.

Так было на севере. А на юге, ближе к Индийскому океану, в Малой Азии, на Ближнем Востоке?

Мифический герой шумеров, древних обитателей междуречья Тигра и Евфрата, Гильгамеш отправляется со своим другом Энкиду в кедровый лес, чтобы сразить чудовищного великана Хумбабу. Этот страж леса имел семь "шейных одеяний", семь "ужасов" или "лучистых сияний". Каждое из них представляло собой самостоятельное полубожественное существо. Приближаясь, чудовище издает страшный рев.

Может быть, шумерам были известны природные условия севера? Уж очень этот Хумбаба похож на полярное сияние, а внезапно онемевшие руки Энкиду напоминают нам о морозах. И ревет чудовище подобно дракону. Шумерский эпос повествует также о других "родственниках" дракона - людях-скорпионах, стерегущих горы на краю обширной области мрака:

Людя-скорпионы стерегут их ворота:
Грозен их вид, их взоры - гибель,
Их мерцающий блеск повергает горы...

Лучи, из которых состоят дуги северного сияния, весьма похожи на сегменты скорпионьего хвоста. Неспроста, быть может, легендарные скорпионы, как и драконы, обладают губительным взором?

А вот другой древний миф - о Медузе Горгоне. У этого чудовища вместо волос были шевелящиеся змеи. И, когда ужасная Медуза проносилась по небу, все каменело под ее убийственным взглядом. Мы уже говорили, что змеевидные полосы полярного сияния наряду с голубоватыми светящимися облаками-"медузами" наблюдаются во время сильных морозов, когда все замерзает, "превращаясь в камень".

Но разве полярные сияния и северный холод могут иметь отношение к мифам и обычаям народов, живущих в теплых и жарких странах?..

Обратимся к инициациям - обрядам посвящения юношей в полноправные члены племени, бытовавшим, да и сейчас еще бытующим среди коренных жителей Австралии и Новой Гвинеи.

Как правило, новичка при этом должно было "проглотить" чудовище, издающее ужасный рев. Рев имитировали специальным инструментом. У загадочного существа, по представлениям аборигенов, было удлиненное тело. Папуасы даже строили макет такого великана в виде шалаша до 30 метров длиной, причем его позвоночный столб изображала вырытая с корнем пальма, а шерстью служили пучки растущих на пальмовом стволе волокон. Пасть чудовища некоторые племена сооружали в форме челюстей крокодила или клюва казуара - птицы с ярким цветастым оперением.

Тела юношей вымазывали белой или желтой краской. Чудовище (или злой дух) в качестве "визитной карточки" вручало участнику обряда палку, с обеих концов украшенную перьями казуара или петуха, а у некоторых племен Австралии на память о встрече юноше выбивали зуб. Пройдя целый ряд трудных испытаний и вернувшись в селение, посвященные ходили неверной походкой, делали вид, что не могут есть и говорить, ничего не помнят и не понимают. Этим они как бы показывали, что все еще находятся во власти чудовища.

Иногда обряды посвящения заканчивались надрезами и проколами на теле, на языке или распространенным у многих народов обрезанием - операцией небезопасной, приводившей в некоторых случаях к смерти. Надрез на теле рассматривается как укус чудовища или как жертва "великому змею-отцу".

В таких обрядах весьма четко выделяются две части. Первая, так сказать, практическая - испытание выносливости, ловкости, терпения, и вторая, символическая - "встречи" с мифическими существами и болезненные операции. Назначение первой части понятно: юноша должен доказать, что готов быть полноправным членом племени. А вот, смысл второй исследователям не совсем ясен. Но ведь можно предположить, что когда-то давно и в иной природной обстановке она преследовала ту же цель, что и первая.

Все эти таинственные операции связывались с мифическими чудовищами. У папуасов племени пасум обряд инициации даже назывался "кон пагаб" - "великий смотр духов". В таких обрядах прослеживается определенная система - выбор "болевых точек" не случаен. Надрезы и проколы наносятся на кончики пальцев, на кожу, на мочки ушей, то есть на те части тела, которые у северных народов наиболее подвержены... обморожению. Обряд включает в себя и своеобразную имитацию первой помощи - разумеется, на уровне медицины каменного века. Впрочем, и сегодня врачи рекомендуют при загрязнениях прокалывать и удалять пузыри, появляющиеся на коже после сильного обморожения. А единственно возможным оперативным вмешательством при простудном флюсе у первобытных северных охотников могло быть выбивание зуба. Изменение цвета кожи, головокружение, временная потеря памяти, расстройство движений вплоть до невозможности самостоятельно есть и ходить - все это осложнения, вызванные переохлаждением организма. И именно эти признаки имитировали участники обряда, возвращаясь в селение после встречи с "духами".
Как же, все-таки, "воспоминания" о морозе и северном сиянии попали в тропики?

Ну, прежде всего, подобные представления вполне могли сложиться и "на месте". Ведь последний ледниковый период, во время которого юго-восток Австралии был покрыт ледяным щитом, закончился 10- 12 тысяч лет назад. А к этому времени южный континент был уже заселен людьми. Да, и в наше время в австралийских пустынях и в горах Новой Гвинеи по ночам бывает довольно холодно, и человек в "одеянии" папуаса может легко обморозиться при температуре, близкой к нулевой. Что же касается полярных сияний, то они, случается, видны и в Астралии. Аборигены считают их кострами, которые разожгли на небе духи. И это не обязательно северные сияния: в районе южного магнитного полюса они тоже бывают (вот, кстати, почему ученые, узнав о них, стали называть их не северными, а более точно - полярными).

Стоит ли удивляться тому, что культ "небесной огненной змеи", которую можно сопоставить с радужной лентой полярного сияния, в этой части земного шара распространен очень широко - от Сахалина до Австралии. Кроме того, традиции, подобные тем, о которых мы говорили, например выбивание зуба как мера предосторожности против козней легендарной змеи,- не редкость и в Юго-Восточной Азии. А именно выходцы из этого района заселили когда-то Новую Гвинею.

Приглядимся внимательнее и к африканским легендам о чудовище со змеиной шеей, которое издает рев и производит сильные разрушения, а также об удивительном мбиелу-мбиелу - водном животном, похожем на "несколько вязанок хвороста". Описания заставляют вспомнить о легендарных драконах, сочетающих черты змей и растений. До сих пор в Конго можно найти людей, которые клянутся, что встречались с этими чудищами. Что ж, отчего бы потомкам динозавров не сохраниться в африканских джунглях?

Как это ни парадоксально, но объяснить наличие связанных с полярными сияниями легенд у жителей юга легче, чем у жителей севера. Почему жители севера не сопоставляли мифические образы с небесными сполохами? Например, северные славяне, наблюдая полярное сияние, вовсе не связывали его ни с Жар-птицей, ни с огнедышащим Змеем Горынычем. Скорее всего потому, что, привыкшие более южан к этим явлениям, они не видели в них ничего или, вернее, почти ничего сверхъестественного (хотя у некоторых народов севера в полярных сияниях "отражались" битвы богов и героев).

Образы драконов и змей формировались в далеком прошлом, видимо, на юге, а на север попадали уже в готовом виде. Можно предположить, что сведения о северном сиянии, о его таинственных цветных сполохах нередко доходили до южан и постепенно стали у них элементом обрядов и мифотворчества. Ведь связи народов севера и юга существовали издревле. Вот, к примеру, один из известных нам сегодня путей, по которым уже в очень далеком прошлом происходило такое общение.В IV-V тысячелетиях до нашей эры в Зауралье обитали племена, изготовлявшие керамику,очень сходную с керамикой так называемой кельтеминарской культуры Средней Азии. А та была связана с высокоразвитыми культурами Южной и Юго-Западной Азии и играла роль "посредника" между севером и югом.

Драконы живут в культуре многих народов мира. Но объединяет, своеобразно обобщает представление о них, по нашему мнению, удивительный природный феномен - полярное сияние. Именно оно, во многих своих чертах весьма сходно с легендарными описаниями дракона. Думается, его поразительные сполохи в глубокой древности дали людям стимул к оформлению этого сложного образа. Возник он у древнего человека в силу необходимости как-то объяснить различные непонятные явления окружающего мира в их взаимосвязи. Образ дракона был удобен тем, что объединял непонятные и разнородные, подчас прямо противоположные стихии - такие, как огонь и вода.

Капитан Бахтиар отдает короткое приказание – и к борту его судна «Зулейка» подгоняют утлую лодчонку, которая перевозит нас на остров Комодо, точнее, в одноименную рыбацкую деревушку. Неподалеку от нее обитают гигантские прожорливые ящеры (более тысячи особей), известные миру как драконы Комодо – Varanus komodoensis. А в самой деревушке живут около 400 человек, то есть на одного жителя здесь приходится почти три ящера. Едва мы выходим на берег, нас тут же берут в кольцо любопытные мальчишки и девчонки, наперебой требующие, чтобы их сфотографировали. «Мистер! Мистер! Купите у меня жемчуг», – подбегает к нам симпатичный юный торговец, которого, как потом выяснилось, зовут Нинган. Мы отказываемся, и тогда он предлагает когти дракона: «Если купите, я покажу вам его следы около деревни, сегодня утром один дракон приходил к домам».

В рыбацкой деревушке Комодо живут около 400 человек, и на одного жителя здесь приходится почти три дракона.
Интерес к новым лицам вполне понятен: в деревню гости заходят редко, поскольку цель их приезда – станции национального парка Комодо, основанного еще в 1980 году для охраны чудесных драконов, а в 1991-м включенного ЮНЕСКО в Список памятников всемирного природного наследия. Ведь помимо варанов национальный парк является домом и для других редких животных и птиц, а в прибрежных водах водится более тысячи видов рыб. Да и флора острова поражает пышностью и разнообразием. Территория национального парка кроме Комодо включает еще два острова – Ринча и Падар, а также целую россыпь небольших островков и коралловых рифов. Но Комодо, благодаря варанам, самый популярный из них. На острове-заповеднике запрещено строительство отелей, а за порядком следят живущие в маленьких домиках егери. Они охотно покажут желающим нескольких лениво развалившихся около кухни драконов или поведут на прогулку по острову, где можно будет полюбоваться этими зубастыми чудищами в естественной среде их обитания. В 1912 году голландский летчик, спасенный после катастрофы самолета местными рыбаками, впервые поведал миру о том, что на острове живут сказочные драконы. Но ему тогда никто не поверил. Лишь спустя несколько лет, когда специально снаряженная научная экспедиция Зоологического музея в Багоре (остров Ява) подтвердила, что вараны действительно существуют, – о Комодо узнали во всем мире. Жизнь деревушки мало изменилась с тех пор. Электричество дают на несколько часов по вечерам, все те же примитивные домики на высоких деревянных сваях, защищающих от приливной волны и... хвостатых соседей. Осторожность с ними не помешает, объясняет Бахтиар. Нападения на людей были, но сейчас егери следят за этим, и о таких случаях давно уже не слышно. Жители острова очень доброжелательны. Пока мы гуляли по деревне, нас несколько раз приглашали зайти в гости: попить чаю или присесть на скамеечку и поболтать о жизни. Нам здесь были рады и ничего не просили взамен. Ведь главное, что надо для счастья, у этих людей есть: мир и любовь. Индонезия – страна мусульманская, поэтому, прогуливаясь, мы выходим к мечети. «Я мусульманин, как и многие, но есть и христиане, буддисты, индуисты. И все мы живем мирно, – говорит Бахтиар. – Вот Нинган – из семьи христиан. С его отцом мы дружны много лет. Наш маленький мир – это пример того, как надо жить по-добрососедски». Мы прощаемся со всеми и выходим из деревни. На песчано-каменистом берегу, усеянном ракушками и осколками кораллов, Нинган показывает место, густо утоптанное детскими босыми ногами, и говорит: «Вот тут я видел след дракона». А мы, надеюсь, увидим его здесь в следующий раз, когда вернемся. February 9th, 2018

Дракон! Обнять его и плакать.
Писать о драконЕ навзрыд...

Впрочем, если такого дракошу обнять, то только и останется, что плакать. Правда, недолго.
Говорят, что его яд смертелен. Говорят, что он и без яда может причинить жертве непоправимый ущерб.

Моё знакомство с комодскими драконами произошло несколько лет назад, когда я отправилась на эти самые Комодские острова отпраздновать свой непомнюкакой день рождения в компании этих очаровательных созданий.

Да, про них говорят всякие жуткие вещи. Ну съели они несколько оленей, буйволов и пару человек... Ну, есть у них зубы, когти, яд.
Ну да, и не драконы это вовсе, а гигантские вараны.

Но когда смотришь на эти мультяшные создания, забываешь про все гнусные инсинуации в их сторону.
Поэтому для меня они всегда будут драконами. Милыми, мультяшными, со смешными пятками.
Правда обниматься я с ними, пожалуй, всё-таки не буду.

Ух ты. Как я в десять строчек уместила и вступление, и окончание, и фотографию дракона...
Теперь не очень понятно, что делать с ещё пятью десятками фотографий и рассказом о том, как эти драконы нам позировали и как в итоге чуть не съели нашего предводителя.

Основная популяция комодских драконов - они же комодские вараны, они же самые большие ящерицы на Земле - обитает на островах Комодо и Ринчи.

Чтоб уж наверняка не промахнуться мимо драконов, мы решили пройтись по обоим островам.

Начали с острова Комодо - всё-таки драконов в честь него назвали.
Вот они мы - руссо-туристо, облико отдохнувшее.

Первый же дракон, небрежно валяющийся под деревом. вызывает небывалый ажиотаж.

Хотя тут же стоящий рейнджер как бы всем своим видом намекает, мол, делов-то, подумаешь ящерица-переросток.

Да и дракон, лежит такой - чего вы, в самом деле, ящериц не видели?

Впрочем, при виде второго дракона энтузиазм фотографов ничуть не меньше.

Пяточки! Какие же у него милые пяточки.

Но смотрите-ка. Ещё один валяется. Залез в тенёчек и всё ему ни по чём.

Мы приехали на остров во второй половине дня, когда здесь царит сонное царство. Драконы спят, сморенные жарой.
И лишь вот такие, прикормленные рейнджерами не находят в себе силы отползти в лес и радуют туристов.

Впрочем, не теряя надежды найти по-настоящему дикого дракона и невзирая на эту самую жару, мы отправляемся в треккинг по острову.

Случайно набрели на гнездо варанов. Вернее сказать - инкубатор. Сюда самка дракона закапывает яйца количеством до 20 штук. Через 7-8 месяцев из них вылупятся маленькие дракончики. Если им конечно повезёт.
Чтобы повезло, дракониха охраняет гнездо.

На этот раз повезло нам, и строго стража рядом не оказалось. Впрочем, яиц в кладке кажется тоже.
Поэтому идём дальше, крутим головами, разглядываем красивые пальмы.

А смотреть-то, между прочим, следовало под ноги.

С нашим приходом дракон, точнее дракониха, явно оживилась.

Но нет. Жара оказалась сильней. Утратив интерес к нам она снова погрузилась в дремоту.

На выходе ещё вот такое чучело попалось...

И ужасные продавцы сувениров, которые продавали маленьких деревянных дракончиков по цене двух живых. И вообще были крайне нелюбезны. Видно, сильно избалованы непрерывным потоком туристов.

Следующий остров нашей программы - остров Ринча. По площади он меньше Комодо, а драконов там больше. Так что встретить их шансов гораздо больше, учитывая повышенную концентрацию.

Чтобы ещё больше повысить шансы, на Ринчи мы пришли рано-рано утром. В это время драконы наиболее активны.

И, кстати, не только драконы.

Из двух рептилоидов мы выбираем драконов.

Сразу же на входе висят арефакты прямо намекающие, чем может обернуться встреча с драконами.

Ну да мы не из пугливых. К тому же тут же - очень оптимистичное доказательство, что жизнь всё равно пробьётся. в той или иной форме.

Так что не теряем времени. Идём на поиски драконов.

И вот она нарядная на праздник к нам пришла - стоит, любуется пейзажем.

Перед такой красавицей даже рейнджеры встают на колени.

А туристы застывают в изумлении.

На самом деле, мы просили её, чтобы она немного подвигалась. Немного походила туда-сюда, показала нам свою прекрасную походку.

Но она стояла как изваяние. Не снисходя до наших просьб.

Она явно насмехалась над нами.

Да что там насмехалась - просто открыто ржала.

И лишь когда мы стали уходить, она, поняв что зрители покидают её, соизволила немного походить.

Ну, как походить. Развернуться, поклониться и уйти со сцены под вспышки фотокамер.

Взрослые драконы не слишком разборчивы в еде. Едят всё, что движется. Под горячую руку, вернее, холодную лапу, могут и подрастающее поколение схомячить.

Поэтому чтобы остаться в живых, молодняк много времени проводит на деревьях, куда взрослые
драконы забраться не могут.

Вот такой естественный отбор, кто не догадался залезть на дерево, тот не долго протянет в этом жестоком мире.

Если же попав на остров Ринчи, вы не будете столь удачливы, как мы, и не увидите диких драконов в диких лесах, не огорчайтесь.
Драконов вы увидите в любом случае.

Самая тусовка у них - на кухне. Похоже почти все драконы острова приползли сюда.
Ну, кроме тех двух, которых мы видели по дороге.

Сытый дракон - добрый дракон.

А вот крашенный дракон - злой. Так помечают животных замеченных в людоедстве.

Правда нам рассказывали, что драконов нападавших на людей вывозят на какой-то третий остров, где они отбывают пожизненное наказание.
Но наверное это особо злобные драконы-рецидивисты. А на первый раз драконов помечают краской.

Комодские драконы не могут выдыхать огонь или летать, но они всё же остаются грозными животными – и сейчас идёт борьба за то, чтобы они не стали всего лишь легендой

02 03 2016
00:48

На архипелаге Малые Зондские острова, которые, подобно стреле, изгибаются в Яванском море, карты могут быть законно помечены архаичным предупреждением, которое использовали средневековые картографы: здесь обитают драконы. Эти драконы не могут выдыхать огонь или летать, но они не менее впечатляющи или опасны, чем их мифические коллеги. Длиной до 3 м и весом до 70кг, эти звери могут бежать со скоростью 18 миль в час (29 км/ч), чтобы поймать свою добычу. Укусив буйвола или оленя, они вводят в глубокие раны яд, содержащий антикоагулянт, который ускоряет потерю крови. Жертва просто истекает кровью на пути к мучительной смерти - возможно, ещё худшей судьбы, чем быть опалённым пламенем мифического зверя. "Это комбинированная система, целый арсенал", - говорит Брайан Фрай из Университета Квинсленда в Брисбене, Австралия. "У них есть зубы в качестве основного оружия, и если вы не погибнете на месте от разрыва бедренной артерии, вы будете продолжать истекать кровью, пока не умрёте от кровопотери".


Эти современные монстры - Комодские вараны (Varanus komodoensis) Индонезии. Они живут только на островах Ринка, Джили Мотанг, Нуса Куде, Флорес и Комодо. Эти крупнейшие ящерицы в мире, как полагают, - последние оставшиеся в живых гигантские ящерицы, которые бродили по Австралии миллионы лет назад. Ученые полагают, что эти драконы затем распространились на запад, достигнув островов Индонезии около 900 000 лет назад. Оставаясь теми же, они пережили ледниковый период, повышение уровня моря и многочисленные землетрясения и последующие цунами, которые досаждают Малым Зондским островам. Но, несмотря на их стойкую природу, в конце 1970-х годов экспертов стало волновать выживание драконов. Ранее в том же веке ловцы ловили Комодских варанов и продавали их зоопаркам и частным коллекционерам. Даже сейчас, когда эта практика прекратилась, охотники на крупную дичь убивали, чтобы оставить в качестве трофеев, или их убивали ради их лап или кожи. В связи с этим Международный союз охраны природы внёс варанов в красную книгу как «уязвимый вид» и международная торговля ими была запрещена согласно Конвенции о международной торговле исчезающими видами.

В 1980 году, желая сохранить своих легендарных драконов, власти Индонезии учредили Национальный парк Комодо площадью 700 квадратных миль (1810 кв. км). Парк, который включает три основных острова, Комодо, Ринка и Падар, а также многочисленные мелкие острова, был объявлен объектом Всемирного наследия в 1986 году. Успешные меры по сохранению вида в парке привели к тому, что популяция драконов предполагается стабильной с численностью на уровне примерно 3000 особей, большая часть которых обитает на островах Комодо и Ринка. Пережив десятилетия нападений человека вараны теперь, по-видимому, спасены от вымирания. Но число яйцекладущих самок остаётся на опасно низком уровне, и другие зловещие угрозы маячат на горизонте. Выживут ли эти драконы в долгосрочной перспективе и не присоединятся ли они к своим предкам – легендарным 7-метровым гигантским варанам - не гарантировано.


Фото: На сегодняшний день драконы спасены от вымирания

Ученые впервые столкнулись с драконами в начале 1900-х годов, хотя слухи об их существовании ходили во множестве задолго до этого. "Их размер всегда ошеломляет", - говорит Тим ​​Джессоп, интегративный эколог из Университета Дикин в Джилонге, Австралия. "Они не только длинные, они невероятно плотные, крепкие и коренастые." В 1912 году голландский солдат, лейтенант ван Стейн ван Хенсброк, посетил остров Комодо, застрелил варана и отправил кожу натуралисту, Питеру Оуэнсу, который впоследствии написал первую в мире научную работу о массивных ящерицах. Четырнадцать лет спустя американец У. Дуглас Берден отправился на Малые Зондские острова Индонезии, чтобы захватить десяток гигантских ящериц для Американского музея естественной истории. Его мемуары об экспедиции «Драконы острова Комодо», дали варанам их прозвище, а его рассказы о приключениях и столкновениях с «седым зверем» стали источником вдохновения для фильма «Кинг-Конг». "То, что столь странные создания существуют в этом Богом забытом месте – поистине невероятно", - говорит Джессоп.

Но драконы смотрятся как дома в скалистых, зазубренных островах, которые торчат из моря, говорит Джессоп. В отличие от пышных районов тропических лесов Суматры или Явы, Малые Зондские острова относительно сухие и имеют преимущественно коричневый цвет, за исключением нескольких коротких месяцев муссона. Растительность представляет собой смесь низкорослых лесов и саванн, на которых кормится основная добыча драконов, олени. На этом фоне драконы очень хорошо замаскированы, пока они терпеливо ждут своей следующей трапезы. После того, как олень, свинья или даже человек - драконы не очень разборчивы в еде – подходит ближе, варан мгновенно вступает в игру, нанося комбинацию из одного-двух ударов бритвенно-острыми зубами и поражая жертву ядом.

"Я видел, что может сделать это животное, и насколько сильно эти звери могут травмировать человека", - говорит Ачмад Ариеф Энди, работающий в Индонезийской программе выживания Комодских варанов (KSP). Исследование образа жизни драконов, которое проводит Ариеф Энди, вынуждает его работать с ящерицами в отдаленных местах, далеко от больницы, и он по понятным причинам осторожен. "Нет смысла вести себя как кинозвезда, если вас в конечном итоге укусят", - говорит он. Поскольку драконы могут съесть 80% своего веса, а затем обходиться без пищи в течение нескольких недель, большую часть времени они проводят подобно другим ящерицам, греясь на солнце. Известно, что они нападают на островитян – было четыре случая со смертельным исходом за последние четыре десятилетия - но местные жители уважают драконов и многие считают их священными. Это чувство разделяет и Ариеф Энди. "Я влюбился в этот вид и красивые пейзажи на родине Комодских драконов в Восточном Нуса Тенггара, как только я впервые ступил на остров Комодо", - говорит он. Работа Ариефа Энди заставляет его тратить большую часть своего времени в поле, проходя от 10 до 20 км в день по гористой местности под палящим солнцем. "Но я счастлив заниматься этим, чтобы достичь своей мечты, добиться сохранения Комодского дракона", - говорит он.

Научно обоснованные усилия по сохранению варанов впервые начали предпринимать в середине 1990-х годов, когда Клаудио Циофи, в настоящее время - биолог из Университета Флоренции, прибыл в Индонезию, чтобы закончить докторскую степень в области генетики варанов. Очарованный этими существами, и, заметивший отсутствие крупных природоохранных проектов для их поддержки, Циофи приступил к разработке проекта с нуля. Полагая, что сохранение видов может быть действительно устойчивым и эффективным, только если оно поддерживается местным населением – а не только учеными и иностранными специалистами по сохранению – в качестве конечной цели Циофи поставил передачу проекта индонезийцам. "На этапе, на котором мы находимся сегодня, по моему мнению, мы являемся одним из немногих проектов местного уровня, которые были бы хоть сколько-то успешны в передаче «ноу-хау» местным жителям", - говорит Ciofi. "Именно такими должны быть все проекты в развивающихся странах" .


Фото: Для того, чтобы больше узнать о драконах, нужно сначала их поймать

В настоящее время государственные организации при Министерстве охраны окружающей среды и лесного хозяйства Индонезии наряду с учеными из KSP управляют сохранением драконов. Исследователи KSP собирают научную информацию об экологии драконов, чтобы помочь этим организациям лучше сосредоточить свои усилия. Что касается непосредственно сохранения, парк и KDS также повышают осведомленность общественности, оплачивая образовательные визиты в деревни и школы. "Мне было стыдно видеть, что так много иностранцев работают над сохранением индонезийских видов" - говорит Ариеф Энди. "Комодский дракон является культовым национальным видом, поэтому именно индонезийцы должны заниматься исследованиями и защитой этого вида."

Поскольку многие из угроз виду возникают из-за взаимодействия с островитянами, понимание местной культуры и как лучше управлять конкурирующими потребностями на этой земле стало ключевым вопросом. До формирования парка охота на оленя была серьезной проблемой - олень является одним из основных источников пищи варанов. В 1980-е годы чрезмерная охота на оленей на острове Падар привела к вымиранию местной популяции драконов. Успешное управление с тех пор минимизировало охоту в пределах парка. Усилия по сохранению привели к поддержанию относительно стабильной численности варанов на двух главных островах Комодо, на каждом из которых проживает около 1100 драконов. Но за пределами парка, на острове Флорес, история оказалось менее радужной. Ученые считают, что драконы Комодо когда-то бродили по большей части острова Флорес, но теперь из-за сокращения численности они живут только на севере и западном побережье, где 80 квадратных километров земли находятся под защитой четырех природных заповедников. "Реальной причиной здесь была потеря среды обитания из-за вырубки лесов для нужд сельского хозяйства", - говорит Джессоп. "Сельские жители также разжигали пожары, чтобы увеличить площадь пастбищ для скота".


Многие драконы живут за пределами заповедников, и они часто сталкиваются с постоянно разрастающимися населенными пунктами. Кроме того, что они теряют свою среду обитания, они вынуждены конкурировать за оленей и свиней с местными жителями. За последнее десятилетие, экологи пытались решить такие проблемы в заповеднике Вае Вулл на острове Флорес с помощью многостороннего подхода, который объединяет мониторинг животного мира и вовлечение местного населения в охрану мест обитания драконов. Руководители программ разместили сторожевой пост, учредили мероприятия по патрулированию и обследованию популяции кормовой базы, они также провели подготовку смотрителей в области мониторинга дикой природы. Повышение осведомленности населения было ключевой задачей. "Я думаю, что рецепт заключается в интеграции программ на научной и общественной основе", - говорит Циофи. "Вы не можете сделать одно без другого."

Недавний анализ численности популяции варанов в пределах заповедника Вае Вулл указывает на то, что она остается стабильной в течение последних нескольких лет, и исследователи надеются применить тот же подход к северу острова Флорес, где находятся три других заповедника. Эта успешная программа указывает на то, что необходимо для решения проблем с выживанием драконов в будущем: взаимодействие с местными органами власти и местными жителями, чтобы использовать землю на устойчивой основе. "Если все будут работать сообща над попытками по сохранению, и если местные жители осознают, что они получают выгоду от дракона, то этот вид может выжить в течение сотен или тысяч лет", - говорит Ариеф Энди. Но деятельность человека не являются единственной угрозой для драконов. Учитывая, что они живут только на нескольких островах в мире, и их генетическое разнообразие ограничено, драконы особенно чувствительны к изменениям климата. Повышение уровня моря может угрожать низким прибрежным долинам, которые составляют большую часть среды обитания варанов, а изменения осадков могут означать, что лесные массивы больше не будут подходящими для кладки яиц или новорождённых драконов. Поскольку молодые драконы забираются на деревья для защиты, они могут быть более уязвимы к нападениям, даже со стороны взрослых драконов Комодо.

Циофи считает, что, поскольку драконы живут на расстояниях до 500 м от береговой линии и кладка яиц происходит в различной растительности, изменение климата еще не самая большая угроза для драконов - это может просто уменьшить их среду обитания и, возможно, уменьшит их количество. Самый негативный возможный прогноз для их выживания заключается в том, что быстро растущая человеческая популяция может через 20 лет или около того уничтожить их среду обитания. Но с нынешним успехом программ по сохранению этого сценария можно избежать. "Если течение десяти лет мы сможем с помощью местного самоуправления сохранить текущую численность популяции, этого будет достаточно для долгосрочного выживания вида", - говорит Циофи.


Фото: На острове теперь живут шестнадцать молодых комодских варанов

В настоящее время индонезийские исследователи путешествуют на лодке на острова к северу от Флорес и устанавливают скрытые камеры, чтобы оценить среду обитания драконов в этом регионе. "Это история всей Индонезии," - говорит Циофи. "Забота о драконах теперь находится в руках местного населения." В ходе одной из таких поездок в прошлом году исследователи получили приятный сюрприз: драконы впервые устроили гнёзда на острове Онтоле, недалеко от северного побережья Флорес. "Это важно, потому что это доказывает, что популяция воспроизводится на севере Флорес и, если её хорошо защищать, она может стабилизироваться", - говорит Ciofi. "Это очень обнадёживает." В марте прошлого года индонезийские экологи из отдела лесного хозяйства, исследователи из KSP и местные жители работали, подобно гордым родителям, чтобы убедиться, что яйца вылупятся благополучно и новорождённые вараны благополучно доберутся до деревьев. Шестнадцать молодых комодских драконов теперь живут на острове, жуя гекконов и подобные закуски и греясь на солнце, как и положено ящерицам, которыми им суждено стать.

Многим, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым «богам» знают немногие.

ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Русские былины повествуют, что живет крылатый семиглавый дракон Горыныч на Сорочинских горах в глубокой пещере. Хранит он там разные сокровища и похищенных девиц, за которыми летает на Святую Русь.

Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит».

Стоит только ему приблизиться, как тут же наступает тьма, поднимается ветер, а мать-земля страдальчески стонет; Как и классический дракон, Змей Горыныч - страж. Он стережет границы колдовского “тридесятого царства за тридевятыми горами”. В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит - ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех пожирает.

В других версиях Змей - опять-таки аналогично классическому дракону - стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, “держит вахту” при том, что в “тридесятом царстве” самое ценное - сокровища, золотые яблоки, живая вода, а-то и красавица-царевна, местная или же похищенная. Герой - Иван Царевич либо Иван-дурак - должен победить Горыныча в бою, отрубить ему все три головы, а тело сжечь. И быстренько ретироваться, потому что у Змея обычно имеются очень даже мстительные родственнички.

В былинах XI века говорится, что дракон по прозвищу Змей Горыныч долгие годы опустошал окрестности города, пока его не убил витязь Добрыня Никитич, служивший при князе Владимире. В битве со Змеем Горынычем на реке Пучае Добрыня освобождает племянницу князя Запеву Путятичну.

ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ

В разных областях Древней Руси называли его по-разному: Любак, Волокита, Любостай, Летун, Летавец, Носак.

В 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».

Свое прозвище змей получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию.

Огненный змей — воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если он полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. У Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост - иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях. Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть.

ОГНЯНИК

Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда - прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.

Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.

Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».

Как во граде во Лукорье прилетал огняник, увидит девушку и обольстит. Но и сам огняник подвержен чарам - надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.

ЗМЕЙ ПОЛОЗ

Фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека. Рассказы о Полозе, змеином царе, след которого указывает на местонахождение сокровищ, были популярны среди кладоискателей, горнодобытчиков.

Одним из самых легендарных и загадочных существ на Урале можно назвать гиганта змеиного мира — полоза. Первые сведения о нем появились во второй половине XIX века, когда в тех местах находился по делам службы горный инженер Лебединский. Однажды он увидел огромного змея, переползавшего дорогу. Инженер бросился в соседнюю деревню и попросил местных жителей помочь ему поймать чудовище. Когда те отказались, Лебединский сам выследил змея и выстрелом в голову убил его.

Экземпляр оказался около 16 метров длиной и толщиной с доброе бревно. Шкура этого полоза Лебединским будто бы была отправлена в Англию. Пораженный рассказом Лебединского об этом событии, выдающийся натуралист того времени Сабанеев стал собирать свидетельства очевидцев об уникальном змее.

Много часов ученый проводил, скитаясь по местам обитания этого чуда. В 1870 году он писал: «..Главной особенностью окрестностей Синарского озера несомненно является гигантский полоз. Впервые он объявился здесь в июне этого года неподалеку от села Воскресенское. Многометрового змея обнаружил пахавший в поле крестьянин. Он в ужасе примчался в село, где я был в то время. Прибыв на указанное место, мы уже не застали полоза, вероятно, он уполз в дебри леса. Мне немало рассказали об этом змее, в том числе о его кровожадности-на реке Чусовой он съел одного бурлака..».

Позднее, в 1889 году, в журнале «Природа и охота» об уральском полозе была напечатана статья Л. Ушкова: »..С начала весны в окрестностях деревни Поварни Бобровской появилась змея до десяти аршин длиной (аршин — 71,12 см). Тогда этому мало кто верил, но в данное время факт существования такой змеи вполне выяснен. Спина змеи светло-серая со стальным отливом, глаза большие, навыкате, как будто серебряные рублевики вставленные…».

Много о гигантской змее писал известный уральский сказитель Павел Бажов: «..И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к реке Рябиновке, а из земли все кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет. На Среднем и Южном Урале этого фантастического змея чаще зовут Великим Полозом и считают хозяином не только всех змей, но и золота. Одним он облегчал доступ к золоту, указывая места, и даже подводил золото к ним. Других отгонял, пугал или даже убивал…».

Священный зверь: Довольно долго об этом змее ничего не было слышно, и все истории о нем стали принимать за охотничьи байки. Однако в 30-е годы XX века Великий Полоз выполз из фольклорных преданий и вновь напомнил о себе. Исследователь Валерий Чернецов по рассказам охотников-Манси подробно описал змея: живет он в воде или вблизи нее, спит только на дереве. Длина его достигает 16 метров. Манси называли его «ялпин уй », что означает «священный зверь ». Они считали, что змей не умирает, а превращается в камень аммонит.

В конце 50-х годов в Ильменах находился ленинградский геолог Г. Гроденский. Телефонной связи между кордонами и базой заповедника тогда еще не было, и сообщение о редкой находке было доставлено всадником-нарочным. В нем говорилось, что на озере Аргази появился гигантский полоз, которого хорошо разглядели местные рыбаки. Они якобы в страхе разбежались и не решаются подойти к берегу. Гроденский немедленно отправился в путь. У озера его уже ждали лесничий и наблюдатель из охраны заповедника с местными рыбаками. Они продемонстрировали широкий след в зарослях камыша, оставленный необычайно крупным существом: «..Большой змей, метров десять будет… «.

Телеграфист почтовой станции Бычков так же рассказал леденящую кровь историю: «..Дело было так: двое заводских рабочих приехали в страдное время на свои покосы в глухом месте. Один остался распрягать лошадь, другой отправился зачем-то в гору, в лес. Вдруг послышался отчаянный крик, и оставшийся крестьянин увидел бегущего с горы товарища, за которым быстро катился гигантский ком, скоро догнавший бегущего. Тот упал. Ком, развернувшись, оказался большой змеей, которая быстро уползла в чащу леса. Упавший рабочий умер — то ли от удара хвоста чудовища, то ли от разрыва сердца…».

Следующая встреча с гигантом произошла летом 1961 года недалеко от озера Большое Миассово. Его обнаружила местная женщина. Вот что она рассказала: «..Голова больше, чем у сома, туловище с толстое дерево, серого цвета, метров восемь будет…« . В отличие от других очевидцев, женщина не испугалась, не убежала, а стала бросать в чудище камнями. В конце концов тот уполз восвояси.

А вот рассказ пчеловода Василия Пилатникова: «..На берегу реки Изяка у нас водится гигантский полоз. При весеннем паводке подмытые берега обваливаются, образуя щели. В этих щелях и жил наш полоз, он имел окраску черную, тело его плоское, в виде ленты, а не как у других пресмыкающихся. И вот один раз прибежал запыхавшийся пастух и кричит: «Дедушка Василий, идем скорее к табуну, и ты увидишь, кто твою корову доит». Мы прибежали, и я вижу: моя буренка стоит в стороне, ноги ее обвиты черной лентой, этой же лентой обвито ее вымя. Увидев людей, удав отцепился от коровы и быстро уполз к берегу реки…».

И наиболее свежее сообщение было из Нязепетровска: ранним утром двое рыбаков находились на местном водохранилище. Вдруг водное зеркало словно бы раскололось на мелкие кусочки, и метрах в 15 от мужчин вынырнула огромная, похожая на овечью, голова. Глаза чудовища смотрели на них с какой-то укоризной. Через минуту, ударив по воде толстенным змеиным хвостом, оно скрылось в воде.

Истории об «огромной, толстой, как бревно» змее, лежащей в глубокой норе, есть и в фольклоре Марийцев. Эта змея с зачаровывающим гипнотическим взглядом якобы является царицей змей и владеет тайными знаниями.

Многочисленные легенды, свидетельства очевидцев, а даже материальные следы этого монстра говорят о реальности его существования.

ЗМИУЛАН

Персонаж восточнославянской мифологии.

Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).

В поверьях южных славян Змиулан — это демон змеевидный, обитающий в дупле древнего дуба.

Является царём змей, имеет крылья.

Саратовской губернии змей - темноволосый, со ведро толщиной, две сажени протяженностью, со В поверьях непомерной людской головкой. Он трудиться на свернутом долге, сообщает людскым язычком, но двусмысленно. На лубочных иллюстрациях у змея когтистые лапки и нескончаемый шлейф.

КОКАТРИС, ЗМЕЙ-ПЕТУХ

Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи.

Кокатрис не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту - если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то превратится в камень. Наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск).

ЗМЕЙ ВЕЛЕС (ВОЛОС)

Бог земледелия и скотоводства. Один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. В качестве «скотьяго» бога Волос заведовал небесными стадами, был их владыкою и пастырем, но потом ему было приписано покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Наряду с характером пастушеским, Волосу придано значение бога, помогающему трудам земледельца.

С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому бог Велес был еще и богом богатства.

Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей — Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя — Цмог (Смог), что по старославянски значит Сосун.

АСПИД

Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».

В какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных горах, а по другим сказаниям — на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только сжечь…

Можно заговорить и извести змея — разрушителя «трубным гласом», от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, «пока змей не погибал».

ТУГАРИН ЗМЕЙ

Другие его имена обычно включают мотив «змеиности» — Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище. В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы.

Главный текст, в котором выступает Тугарин — былина о бое Алеши Поповича с Тугарином в разных ее вариантах. При выезде Тугарина на поединок его конь ржет по-звериному, Тугарин свистит по-змеиному. Вокруг Тугарина оплетаются змеи огненные. Он грозит Алёше Поповичу задушить его дымом, засыпать искрами, опалить огнём-пламенем, застрелить головнями. Тугарин связан и со стихией воды, и бой с Алёшей Поповичем обычно происходит у реки Сафат. Но вместе с тем Тугарин и летающий змей. Он носится по поднебесью на своих бумажных крыльях, которые отказывают ему, когда оказываются вымокшими под дождём.

Сем - был известен всему славянскому миру. Изображения его встречаются на надгробиях XV в. Изображается в виде двуногой змеи или двуногой ящерицы.

Он покровитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно.

Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих.

ЦИРНИТРА

Дракон, божество опасное. Может быть, имя его означает „черный Итра“ - злой Итра? (Дракон - бог мрака.)

ЗМЕЙ ЯЩЕР (ЮША, РЫГЛ, ВОЛХОВЕЦ)

В одних регионах Руси Ящер был божеством рек и рыболовства. В других это был подземный Змей, вызывающий в земле землетрясения и извержения вулканов. Этот змей был похожь на гигантского крокодила.

Практически все славянские племена, которые поклонялись Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежевечерне опускающегося за пределы мира и подземной рекой плывущего на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей, западной пастью и изрыгающего из восточной.

Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро РЫБ ЗОЛОТО ПЕРО, то есть Золотых Рыбок. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях. Также ему приносили человеческие жертвы во время весеннего ледохода, когда верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству.

Обычай приносить в жертву подводному богу человека существовал на севере в преобразованном виде вплоть до начала XX в. Старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли его в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.

ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ

Чернобог, Кощей Бессмертный- воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.

Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового «Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого»; «У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов», то в виде человека или демона с человеческими чертами, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.

Описания слишком туманны и крайне мифологизированы

Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.Ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла. Сильный бог, бог телесной крепости, мужества, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы.

ХАЛА

В мифологии южных славян так назывался чудовищный хвостатый змей с лошадиными глазами и крыльями под коленями. Обычно у него три головы и девять языков, - шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами. Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты тянутся по земле. Повелитель черных туч, ураганов, града, смерчей, туманов, от которых страдают нивы и сады. Халы воинственны, они насмерть дерутся друг с другом за волшебный посох — и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадает снег и град. Объединившись,голодные халы нападают даже на Солнце и Луну, заслоняют их крыльями (так происходят затмения), стараются пожрать светила, тогда они приобретают кроваво-красный цвет. Перед большими людскими праздниками халы водят хороводы, подымая вихри. Беда тому, кого ненароком захватит такой вихрь — несчастный может сойти с ума.

Случается халам превращаться в незримых людей, животных, но и таких оборотней может увидеть человек — если он шестипалый. Защищают людей от халы те существа, которые рождаются от брака Огненного Змея с женщиной. Эти малютки — полулюди, полузмееныши с крошечными крылышками. Как только родится такое существо, его мать должна в одну ночь соткать полотно на рубашку, скроить и сшить ее, иначе ребенок не вырастет змеем-защитником, некому будет защищать село от халы. При наступлении бури человечек с крылышками сразу засыпает и его душа — Зду-хач — отлетает, чтобы сражаться с халой. Его нельзя будить и даже трогать, ибо душа, возвращаясь, должна найти тело в прежнем положении, чтобы войти в нее. Иначе волшебное существо умрет и хала одолеет людей.

ЙИЛБЕГАН

В некоторых мифах тюркских народов Сибири он является крылатым драконом, а в некоторых многоголовым чудовищем-людоедом, который едет верхом на быке с девяносто девятью рогами.

ЧУДО-ЮДО

Чудо-Юдо славянских народных сказок - дракон страшный, многоглавый, могучий.о шести или двенадцати головах. Вообще, слово „чудо» в старину означало великана.

Он обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт Чудо-Юдо в каменных палатах, где у него есть жёны-колдуньи и мать-змеиха. Чудо-Юдо владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного, то станешь могучим богатырем, из другого — волосы золотые.

ХВАТАЛА

Сказка гласит, что жил-был дракон по прозвищy Хватала. Он воровал y смертных лошадей и коров, которыми кормился, не брезговал и людьми - сядет y берега и слизывает прохожих, как лягушка комаров. Один паренек решил победить дракона. Он попросил кузнеца выковать громадный котел, дровосекам велел развести на площади большой костер, потом взял y мельника муки и испек громадный пудинг - сверхy румяный, а внутри сырой. Потом он сел в лодкy и поплыл к драконy, который разлегся посреди реки. Хватала учyял пудинг и спросил, чем. это пахнет. Паренек предложил емy попробовать. Дракон не заставил себя упрашивать - проглотил пудинг вместе с лодкой. А парнишка тем временем убежал домой. Ночью y дракона начались колики. Он так мучился, что решил для облегчения страданий проглотить и паренька, но тот не растерялся - когда дракон сунул головy в его окно, он выхватил топор и одним ударом перерубил емy шею.

Драконы везде. В живописи, в гербах городов, в печатях, в былинах и сказках. Кстати, на Руси слово «сказка» — это достоверный рассказ.

А вот еще есть такая версия.

Многие русские богатыри, о которых повествуют народные сказания, отрубали головы \Змеям-Горынычам. Но не только легенды и сказки повествуют об этих таинственных монстрах, которые, кстати говоря, очень напоминают первобытных ящеров.

Если переложить на современный язык фразу из собрания русских летописей, датируемую 1582 годом, то вероятность существования крокодилов под Новгородом окажется вполне реальной. «Все лето коркодилы - лютые звери выходили из реки на дорогу. Много народу поели. Люди в ужасе молились Богу. Некоторых тварей палками забили. Было это в Слободе в том году, когда преставился царевич Иван Иванович».

Скептик, пожалуй, решит, что русский летописец мог и присочинить. Но ведь также сохранилось письменное свидетельство иностранца Джерома Гарсе - агента Английской торговой палаты. В 1589 году, по пути из Польши в Россию, он увидел на берегу реки «адовитого мертвого крокодила», которому слуги Гарсе копьями вспороли брюхо. Смердящий запах зверя отравил путника, и ему даже пришлось отлеживаться в ближайшей деревне, где добрые люди оказали ему сочувствие и христианскую помощь.

Рассказы о крокодилах можно найти и в воспоминаниях австрийца Сигизмунда Герберштейна - ватиканского посла в России. Он бывал в нашей стране дважды, в 1517 и 1526 годах, и подробно описал свои впечатления. По его словам, в российских лесах обитают странные идолопоклонники, которые старательно прикармливают каких-то огромных ящериц с четырьмя короткими ногами, длинным хвостом и черным упитанным телом. С каким-то благоговейным страхом люди поклоняются этим тварям, которые то и дело выползают из воды к оставленной для них пище.

В архиве города Арзамаса был обнаружен документ, датируемый 4 июнем 1719 года, где упоминается «Арзамасский монструз». Речь в нем идет о великой буре, случившейся в уезде, о страшном смерче, который унес много жизней. О том, что с неба упал змий, «Божьим гневом опаленный», и отвратно смердел. Согласно описанию, упавшее с неба чудовище имело четыре короткие лапы и огромную зубастую пасть. Земский комиссар Василий Штыков, помня Указ Государя Петра Алексеевича от лета 1718 года о сборе всяких диковин, уродов и «монструзов для Куншткамеры» взял сего змия и поместил в бочку с крепким алкоголем. К сожалению, «посылка» до Петербургского музея не дошла, где-то потерялась по дороге. Поэтому природа «Арзамасского монструза» так и осталась неразгаданной. То ли смерч занес из дальних стран настоящего крокодила, то ли это был один из потомков тех таинственных крокодилов из российских лесов, которые упоминались в новгородской хронике XVI века? А может быть, эти загадочные существа живут где-нибудь и сейчас? Ведь не случайно до сих пор из уст в уста передаются рассказы о неких монстрах, обитающих в российских озерах.

Совсем недавно, летом 1999 года, недалеко от российской границы, крокодил распугал отдыхающих на озере Белом в Польше. Зубастый монстр объявился на берегу в самый разгар купального сезона. Местный лесничий доложил начальству, что видел двухметровое пресмыкающееся. На ноги были подняты все: полиция, пожарные, водолазы. Но в лесистой, заболоченной местности поймать зверя не удалось. Кстати, биологи исследовали следы и подтвердили, что принадлежат они именно крокодилу.

Все источники рассказывают об одном и том же феноменальном явлении природы, которое никак не вписывается в привычную для нас картину мира. Но стоит ли отмахиваться от подтвержденных фактов? Так, криптозоологи однажды не поверили рассказам голландского пилота, самолет которого потерпел крушение на острове Комодо в 1912 году. Вернувшись домой, летчик стал рассказывать о кровожадных драконах, обитающих на острове в Яванском море. Но только в 1926 году туда снарядили экспедицию зоологов, которые и вправду выявили реликтовых ящеров, получивших название «драконы острова Комодо».

Доисторических животных насчитывалось не более тысячи особей. В длину они достигали трех с половиной метров, а весили 130 — 150 кг. Кроме того, эти гиганты были весьма агрессивны и частенько утаскивали у местных крестьян скотину.

Не исключено, что подобные существа водились когда-то и на Русской земле.

источники

http://repin.info/zagadki-istorii/ilya-muromec-pobezhdal-krokodilov

http://gorod.tomsk.ru/index-1318003458.php

Давайте вспомним с вам еще что нибудь сказочное на Руси: или вот могу вам напомнить: , а вот еще - Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -