Поэтапное рисование народного костюма. Как нарисовать русский народный костюм поэтапно

Русская культура всегда, а сейчас, в современное время, особенно интересует многих людей. Наша история богата живописцами, писателями, поэтами. Русская культура всегда была очень интересна для всего мира. Национальные костюмы являются неотъемлемой частью культуры любой народности или национальности. Интерес к русскому национальному костюму сегодня особенно велик в связи не так давно прошедшей Зимней Олимпиадой в. Сочи. Все иностранцы хотят приобрести себе на память сувениры — кукол в русских костюмах. Но, можно и нарисовать или кукол, или фигуры людей в таких костюмах. Чем мы сегодня и займемся и научим вас, как правильно поэтапно рисовать русские национальные костюмы — мужской и женский.

Этап 1. Сперва проведем начальные линии женской и мужской фигур. Два круга — головы, шеи, четырехугольники — тела, линии рук и ног.

Этап 2. Начинаем обводить круги плавными линиями, постепенно придавая контуры лицам. Показываем линии щек, подбородков, ушей, и начала шеи.

Этап 3. Теперь нарисуем выражения лица. Пользуясь вспомогательной линией внутри круга, показываем глаза с ресницами, над ними брови, очертания носа с ноздрями и губы в приветливой доброжелательной улыбке.

Этап 4. Здесь девушке мы рисуем красивую толстую заплетенную косу, спадающую вперед, голову обведем полукругом — кокошником — русским национальным головным убором. Из-под кокошника видны кружева, обрамляющие лоб. На ушках покажем красивые сережки в форме ромба, конец косы украшен атласным бантом. На голову парня наденем фуражку с козырьком, на боку которой прицеплена розочка.

Этап 5. Начнем рисовать именно костюмы (одежду). На ней — рисуем воротничок-стойку, грудной отдел сарафана и поясок под грудью. На шее две нити бус, рисуем их кружочками. На нем — рубаха с воротничком-стойкой, рубаха довольно длинная, закрывает верх шароваров, подпоясана ремнем.

Этап 6. Покажем на правой руке рукав от рубашки, схваченный внизу у кисти манжетой. У парня также рукав рубахи закрывает саму руку. Этой же рукой он держит национальный музыкальный инструмент — балалайку. Рисуем треугольник, от которого отходит ручка балалайки, на ней струны.

Этап 7. Дорисовываем левые руки у обоих персонажей. У девушки в пальцах зажат платочек. Левой рукой парень держит ручку балалайки, зажимая струны.

Этап 8. Заканчиваем рисовать русские национальные костюмы, изображая подол сарафана и брюки. Сарафан расклешенный книзу, собран складками. Брюки — шаровары, довольно широкие, заправлены в сапоги. Ноги рисуем вдоль прямых из этапа 1.

Этап 9. Теперь на сарафане рисуем узоры — линии вертикальные и горизонтальные. Посередине ряд пуговиц. Шаровары парня делаем полосатыми.

  • закрепить и обобщить знания детей о русском народном костюме, его составных частях, декоративных элементах, конструктивных особенностях;
  • учить рисовать русский костюм, передавая в рисунке разные типы женской одежды в зависимости от региона (север, юг, центр России, Москва и область), семейного положения;
  • развивать творческие способности детей при рисовании декоративных элементов и конструировании костюма;
  • воспитывать любовь и уважение к родной культуре и прошлому русского на-рода, желание поддерживать и развивать народные традиции.

Материалы: иллюстрации из альбома «Русское народное искусство ХVIII-ХХ веков», репродукции картин А.Венецианова, В.Васнецова, народные костюмы: рубахи, сарафаны, созданные руками воспитателей; ручная вышивка, кружево, народные костюмы, созданные художниками-модельерами из ателье «Детская мода и театр», лоскутные коврики, платки, рисунки детей, бумага для акварели белая 35x24 см, 42x30 см., акварель, восковые мелки, гуашь, масляная пастель.

Ход занятия:

Вопросы к детям:

1. Что такое музей?
2. Что мы можем там увидеть?
3. Какие бывают музеи?

Дети входят в «музей» русского костюма в детском саду, рассматривают экспонаты. Появляется кукла Настенька, у нее есть сундучок, подаренный бабушкой. Русская одежда хранилась долго и передавалась по наследству, особенно праздничная. Дети рассматривают одежду из бабушкиного сундучка, называют знакомые предметы, наряжают Настеньку. Отмечают, что основу русского народного костюма составляет рубаха, украшенная у горловины и на рукавах, понизу. Сверху надевается понева, собранная сверху на бечевку или тесьму, сверху поневы - фартук, расшитый тесьмой и кружевом. На голову - кичка с сорокой, наушниками и позатыльником. Дети рассматривают, как украшен налобник - бисером, вышивкой.

Вопросы к детям:

1. Что составляет основу русского костюма?
2. Как украшалась рубаха?
3. Что такое понева?
4. Какие головные уборы носили русские красавицы?
5. Что такое кичка с сорокой?
6. Что можно узнать о человеке по костюму и головному убору?

Рисование

Воспитатель предлагает детям нарисовать подружек для Настеньки в народных костюмах.

Анализ. Вопросы:

Расскажите, как вы нарядили своих красавиц.
Какие декоративные элементы использовали для украшения одежды?

Рисунки на мольбертах выставляются полукругом, дети надевают народные костюмы, водят хоровод, поют русские песни «Ой, выходили девицы красны...».

Е.ДОРОХОВА,
руководитель изостудии ДОУ № 1191 г. Москвы

ПАРЧОВАЯ НА МАКОВКЕ КИЧКА

Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
Перед ним сидит его старуха
В дорогой собольей душегрейке.

Инструкция

Схематично постройте фигуру человека. Проведите вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не вырисовывая покрытые одеждой части тела.

Нарисуйте сарафан: от плеч идут две короткие лямки к прямому или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собран в складки, а к низу он сильно расширяется. Нарисуйте волнистую линию низа, изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди проведите лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу пустите широкую узорную кайму.

Теперь нужно нарисовать плечи и пышные рукава рубахи - они могут быть расширены сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собран на манжету и образует объемный напуск. Другой вариант – широкие трапециевидные рукава, украшенные по низу широкой вышитой каймой. Верхняя часть рубахи, не закрытая сарафаном, тоже украшена солнцевидной вышивкой вокруг шеи.

Нарисуйте традиционную прическу – ровный пробор волос, длинную косу, перекинутую через плечо наперед. Под косой на затылке расположите большой бант – его края видны спереди. А низ косы украсьте расшитым косником.

На голове изобразите красивый высокий кокошник сердцевидной или какой-либо иной формы. Край можно оформить фестончатой линией. Сбоку на , а также по его краю вдоль лба могут идти короткие нитки в виде бахромы. Украсьте кокошник растительным или геометрическим орнаментом, подчеркивающим его форму.

Мужской народный костюм начните рисовать с рубахи, заканчивающейся ниже пояса. Плечи нарисуйте более широкими, мужскими. Рукава рубахи либо чуть расширенные к низу и прямые, либо собраны на манжете в сборку. Изобразите стоячий цилиндрический воротник и застежку на груди, расположенную слева. Обычно оба этих элемента украшены вышивкой или тесьмой.
Обязательная и немаловажная деталь мужского костюма – пояс или кушак. Им подпоясывали рубаху на талии. В праздничном варианте кушак богато украшали. Нарисуйте завязанный узлом пояс с двумя свисающими концами.

Далее рисуйте штаны – они широкие, заправлены в высокие сапоги или в тряпичные онучи, обмотанные вокруг голени, а сверху онучей надевались лапти. Онучи нарисуйте перевязанными узким шнурком характерными перекрещивающимися линиями. Штанины образуют над голенищами сапог или онучами небольшой объем – напуск из собранной ткани.

Обуйте изображаемого человека либо в мягкие сапоги с небольшими каблучками либо в плетеные из золотистого лыка лапти. Постарайтесь точно передать плетение, ведь лапти – исконно русская обувь и является одним из самых типичных и узнаваемых элементов народного костюма.

Завершите рисунок изображением круглой прически «под горшок» и головного убора – картуза с узким околышем и украшенного цветком (такой убор характерен для городского костюма) или высокой, чуть сбитой набок шапки.

Елена Чувилина

Тема: «Русский народный костюм».

Задачи: познакомить детей с историей мужской и женской одежды, с русским народным костюмом; развивать зрительное восприятие; воспитывать аккуратность и усидчивость, воспитывать интерес к истокам русской народной культуры.

Материалы. Иллюстрации народных русских костюмов, картинки мужской и женской одежды, образцы разнообразной одежды. Раскраски народных русских костюмов, фломастеры.

Воспитатель знакомит детей с историей мужской и женской одежды. В музеях очень много образцов богатой одежды русских царей и бояр. Одежда была очень дорогой, поэтому её передавали только по наследству. У простых людей у мужчин и женщин, основной частью одежды была рубаха, или сорочка. Рубаха была широкая и длинная. Рукава у неё были длиннее рук. У рубахи был особенный покрой ворота. Разрез у рубахи был сбоку, поэтому её называли – косоворотка. Белую косоворотку украшали вышивкой по подолу, вороту, низу рукавов. Очень часто на груди делали вставку из материала другого цвета. Еще поверх рубах надевали кафтан. Мужские брюки назывались штанами. Вот такие вещи были у наших предков: рубаха, штаны, кафтан и другие. У женщин одежда была сложнее и многообразнее. Частью одежды была сорочка. Поверх сорочки женщины надевали длинный сарафан. Его украшали лентами, бисером, пуговицами и так далее. Обязательным атрибутом мужской и женской одежды на Руси всегда был пояс. Далее воспитатель рассказывает о русском народном костюме. На доске иллюстративный материал и воспитатель показывает одежду повседневную и праздничную. Сегодня мы будем раскрашивать русский народный костюм мальчика и девочки. Под русскую спокойную мелодию дети приступают к работе. Рассматривание детских работ.

Молодцы! Какие красивые костюмы у вас получились!

Выставка детских работ!








Публикации по теме:

Перед вами - черно-белые раскраски, но по мотивам русского народного костюма! Можно их просто раскрасить, а можно, придерживаясь определенных.

Тема: «История русского народного костюма» «Оденем Ваню в русский костюм» Педагогическая цель. Показать детям неразрывную связь между.

Лепбук "Русский народный костюм" оформлялся в рамках работы по проекту"Край мой Пензенский".по патриотическому воспитанию. Тема: Углубленное.

Презентация проекта «Русский народный костюм» для подготовительной группы Познавательно-продуктивный проект. Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители детей. Актуальность: русский народный.

Мероприятие для повышения эффективности этнокультурного воспитания детей «Русский народный костюм Белгородской области» Цель: повысить эффективность этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с русским народным костюмом.

В нашем детском саду есть патриотический уголок. Там выставлены вещи какие раньше использовались в быту. Это музыкальные инструменты-гармонь,.

Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно

Пару дней назад мне писала Алена Белова с просьбой показать как рисовать народный костюм карандашом. Я сделал уже много уроков рисования разной одежды. Ссылки на них ты увидишь внизу, под этим уроком. А для этого я подобрал картинку с изображением женской праздничной одежды из Тверской губернии 19 века:

Слева изображен сарафан, рубаха и пояс. Справа девичья праздничная рубаха с поясом. Если тебе задали на уроке истории или изо эту тему, ты можешь воспользоваться этим уроком:

Как нарисовать русский народный костюм карандашом поэтапно

Шаг первый. Делаю набросок основных частей костюмов. Это ничем не отличается от наброска человека, только без головы и ног. Здесь так же важно соблюдать пропорции.

Шаг второй. Прорисовываем форму платьев. Народные костюмы (по крайней мере наши) не отличались открытостью, поэтому здесь почти все тело скрыто.

Шаг третий. Очень важный момент это складки. Без них рисунок будет похож на бумажное платье. Старайся показать все возможные изгибы и тени от них на платье.

Шаг четвёртый. Еще одна отличительная черта народного костюма это изобилие узоров. Это непросто какие-то выдумки от Армани или Гучи. Каждый узор что-то обозначает. Рисовать их сложно, но, если ты этого не сделаешь, зрителю будет трудно определить: это платье какой-то барышни или народный костюм? А так, взглянув лишь на секунду, любой без ошибок определит.