Одиночество аргументы из литературы. Проблема одиночества: пример из литературы, аргумент

Приходилось ли вам задумываться о старости? Молодежь вряд ли думает о ней в силу своего возраста. Зачем мыслить о далеком будущем, когда ты полон энергии, здоров и жизнерадостен! Но с возрастом человек все чаще думает о неизбежном.

Почему же так происходят? Ответ очевиден: люди испытывают страх перед немощью и одиночеством. Каждому хочется иметь дружную семью, заботливых детей, послушных внуков, которых можно баловать и наставлять на верный путь. Хочется, чтобы родные всегда были рядом и не забывали о старшем поколении.

Именно о такой старости мечтала Катерина Ивановна, героиня «Телеграммы» К.Г.Паустовского. В рассказе автор поднимает проблему одинокой старости и нравственную глухоту взрослых детей.

Произведение повествует о престарелой женщине, одиноко живущей в старом деревенском доме.

Она «никогда не жаловалась», хотя на протяжении четырех лет получала от уехавшей в город дочери лишь деньги, «но и то, бывало, с перерывами». Старушка осталась «одна на белом свете», желала только одного: увидеть дочь Настю, «погладить ее русые волосы»… Тоска была настолько велика, что Катерина Ивановна попросила отнюдь не близкого человека сопроводить ее на прогулку по саду. Но там расплакалась, «как очень старые люди, не стыдясь своих слез». Героине так и не суждено было дождаться встречи с самым родным на свете человеком.

Паустовский преклоняется перед беззаветной материнской любовью, душевной стойкостью русской женщины, говоря: «Как бы я был счастлив, если бы у меня была такая мама!».

Из поколения в поколение проблема одинокой старости остается актуальной. Это не конец, продолжение ниже.

Полезный материал по теме

  • Проблема одинокой старости. По тексту Екимова. В Москве осень, а в Коктебеле бархатный сезон. Хотя времена иные…

Часто доводится видеть стариков, которые в одиночку ездят на рынок, ходят по магазинам с тяжелыми сумками. Видимо, некому помочь им… Благодаря телепрограмме «Жди меня» некоторые одинокие пенсионеры вновь обретают родных, которых не видели многие десятилетия. Каждый такой случай трогательный: на глаза стариков наворачиваются слезы радости, они благодарны судьбе за возможность общения с близкими.

Н.В. Гоголь - повесть «Тарас Бульба». В этой повести Н.В. Гоголь пишет о всепоглощающей власти чувств над че­ловеком. Его герой Андрий предает Родину, узы товарище­ства, своего отца, свой народ, полюбив красавицу-полячку. Тем самым, по мысли писателя, герой погубил себя. В финале его убивает собственный отец, не простивший ему предатель­ства.

Н.С. Лесков - повесть «Леди Макбет Мценского уезда».

Писатель исследует природу любви-страсти, начисто завла­девшей душой человека. Носителем этой страсти становится у Н. Лескова женщина, купеческая жена Катерина Измайло­ва. И эта страсть приводит ее к преступлениям, гибели. Ради своего любовника она тайно губит своего мужа, ребенка. В финале она попадает на каторгу, где любовник предает ее. Любовь-страсть - это, по мысли писателя, разрушительная стихия, не управляемая разумом.

Какова роль детства в жизни человека? Что заклю­чает в себе образ родного дома в нашей душе?

Л.Н. Толстой - повесть «Детство». В этом произведе­нии писатель исследует процесс становления характера. В со­знании героя Николеньки Иртеньева отразился весь богатей­ший спектр жизненных впечатлений: детских, семейных, со­словных. Постепенно герой начинает открывать для себя ок­ружающий мир, людей и исследовать собственную душу. Так, Николенька чувствует свой нравственный отрыв от друзей и знакомых. Рушится авторитет отца: герой начинает понимать, что маменька обделена его вниманием. «Открывается траге­дия загубленной жизни верной господской рабы Натальи Савишны. Происходит первое соревнование умов и характеров: Николеньки и старшего брата Володи, Николеньки и Сережи Ивнина. Проявляется бессознательная жестокость... - помыкание Иленькой Трапом. Главный итог детства - все вещи и отношения находятся в движении, ты не один в мире»

И.А. Гончаров - роман «Обломов». В этом романе автор глубоко.исследует натуру своего героя, истоки его характера, в картинах детства Обломова. Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее без­мятежность, спокойствие сродни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей. Зато небо там «как родительская надежная кров­ля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом уда­ляется... точно нехотя...». И вся природа там представляет «ряд... веселых, улыбающихся пейзажей...». Эта среднерус­ская природа с неторопливым течением рек, безмятежным ду­хом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи. Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянского быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе - грех...». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суеверны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсегда останутся в па­мяти героя бесконечные зимние вечера, сказки няни о чудес­ной стране, где текут реки меду и молока, где гуляют красави­цы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обломовке, в далекие детские годы сформировалась важная черта его характера - поэтическая мечтательность. Легенды и сказки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова - неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь в качестве карьеры, свет­ские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказываются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!» - заявляет Обломов. Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку». В своих поступках и помыслах Илья Ильич благороден, душа его «чи­ста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда? А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Постепенно в ребенке развива­лась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня. Так сказка воплощается в жизни Обломова. Таким об­разом, детские годы, по мысли писателя, полностью опреде­ляют наш характер и жизненный сценарий.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики). Автор выделяет два типа творчества в русской литературе - «дом» и «бездомье». Поэты, защитники и устроители «дома» - Пушкин, Толстой, Ахматова. Авторы «бездомья» - Лермонтов, Достоевский, Цветаева. Так, лер­монтовский Печорин разрушает дом Бэлы, дом Грушницко­го, будучи бездомным, сам погибает в Персии. Пушкинский Евгений в поэме «Медный всадник», напротив, защищает свое право на дом, восставая против Петра. Поэзию дома мы находим в «Евгении Онегине», «Капитанской дочке».

Сочинение ЕГЭ:

Мне кажется, неслучайно текст немецкого писателя Г. Гессе назван "О старости" - автор затрагивает важные вопросы, связанные с этим периодом жизни человека. Глядя на пожилых людей, понимаешь, что старость бывает разной: бодрой, сильной духом и, наоборот, унылой, угрюмой. От чего это зависит? Автор текста отвечает на этот вопрос, поднимая проблему восприятия старости.

Анализируя столь важную для каждого человека проблему, известный писатель приводит примеры, которые помогают читателю по-иному увидеть старость, пересмотреть свои взгляды. От лица героя-рассказчика автор убеждает читателя в том, что «быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым». У известного писателя есть ответ на вопрос: «Что делать, чтобы в старости исполнить своё назначение?» , он находит много преимуществ в этом возрасте. Не случайно, думаю, особое место в тексте занимает воспоминание рассказчика о встрече с восьмидесятилетней женщиной, разговорах, благодаря которым оба героя чувствовали себя почти молодыми. Финальную часть текста я воспринимаю как обращение к молодым с просьбой терпимее, уважительнее относиться к пожилым людям, ценить их опыт, мудрость.

Г.Гессе глубоко убежден в том, что у стариков должна быть цель, придающая смысл их существованию. Писатель считает, что быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым, и советует на этом этапе жизни помнить о своем назначении.

Трудно не согласиться с автором текста. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что даже в старости человек может заниматься какой-либо деятельностью, духовно и умственно развиваться, справляться со своей задачей. Попытаюсь доказать это.

Обосновать свою точку зрения я бы хотела, обратившись к роману Л. Н. Толстого « Война и мир». Перед нами один из персонажей произведения - старый князь Николай Андреевич Болконский. Казалось бы, возраст, жизненные трудности должны были лишить героя жажды жизни, но автор рисует очень деятельную личность. Князь умён, педантичен, малоэмоционален, резок, придирчив. Он постоянно занят: написание мемуаров, выкладки из высшей математики, точение табакерок на станке, работа в саду и наблюдение над постройками, которые не прекращались в его имении, - всё это делает героя по-настоящему живым, деятельным. Читая произведение Л.Н.Толстого, мы понимаем: старый князь Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой возраст, человек, для которого старость не является помехой.

В свое время я с удовольствием прочитала И. С. Тургенева « Отцы и дети». Особое впечатление на меня произвела часть книги, в которой описан Василий Иванович Базаров - отец главного героя. Это энергичный и трудолюбивый шестидесятилетний мужчина, который, даже находясь в отставке, продолжает лечить людей. Вызывает уважение его бесплатная помощь больным крестьянам, стремление читать современные журналы, чтобы не отстать от сына, передовые в то время мысли о том, что каждый должен собственными руками себе доставать пропитание, на других нечего надеяться: надо трудиться самому. Трудно назвать Василия Ивановича стариком: образ героя помогает понять, что старость - это стимул для новых дел.

Г. Гессе в своём тексте поднял очень важную проблему и заставил меня задуматься о том, что только от нас самих зависит, будет ли старость ярким продолжением жизни или тусклым, обречённым на уныние существованием.

Текст Г. Гессе

(1)Без сомнения, старость - это ступень нашей жизни, имеющая, как и любая другая её ступень, своё собственное лицо, собственную атмосферу, собственные радости и горести. (2)Поверьте: у нас, седовласых стариков, есть, как и у всех наших младших собратьев, своя цель, придающая смысл нашему существованию. (3)Быть старым - такая же прекрасная и необходимая задача, как быть молодым. (4)Старик, которому старость и седины только ненавистны и страшны, такой же недостойный представитель своей ступени жизни, как молодой и сильный, который ненавидит своё занятие и каждодневный труд и старается от них увильнуть.

(5)Короче говоря, чтобы в старости исполнить своё назначение и справиться со своей задачей, надо быть согласным со старостью и со всем, что она приносит с собой, надо сказать ей «да». (6)Без этого «да», без готовности отдаться тому, чего требует от нас природа, мы теряем - стары мы или молоды - ценность и смысл своих дней и обманываем жизнь.

(7)Гонимые желаниями, мечтами, страстями, мы, как большинство людей, мчались через недели, месяцы, годы и десятилетия нашей жизни, бурно переживая удачи и разочарования, - а сегодня, осторожно листая большую иллюстрированную книгу нашей собственной жизни, мы удивляемся тому, как прекрасно и славно уйти от этой гонки и отдаться жизни созерцательной. (8)Мы делаемся спокойнее, снисходительнее, и чем меньше становится наша потребность вмешиваться и действовать, тем больше становится наша способность присматриваться и прислушиваться к светлой и ясной жизни природы и к жизни наших собратьев, наблюдая за её ходом без критики и не переставая удивляться её разнообразию, иногда с участием и тихой грустью, иногда со смехом, чистой радостью, с юмором.

(9)…Недавно я стоял у себя в саду у костра, подбрасывая в него листья и сухие ветки. (10)Мимо колючей изгороди проходила какая-то старая женщина, лет, наверное, восьмидесяти, она остановилась и стала наблюдать за мной. (11)Я поздоровался с ней, тогда она засмеялась и сказала: «(12)Правильно сделали, что развели костёр. (13)В нашем возрасте надо приноравливаться к аду». (14)Так был задан тон разговору, в котором мы жаловались друг другу на всяческие болячки и беды, но каждый раз шутливо. (15)А в конце беседы мы признались, что при всём при том мы ещё не так уж страшно стары.

(16)Когда совсем молодые люди с превосходством их силы и наивности смеются у нас за спиной, находя смешными нашу тяжёлую походку и наши жилистые шеи, мы вспоминаем, как, обладая такой же силой и такой же наивностью, смеялись когда-то и мы. (17)Только теперь мы вовсе не кажемся себе побеждёнными и побитыми, а радуемся тому, что переросли эту ступень жизни и стали немного умней и терпимей. (18)Чего и вам желаем.

(по Г. Гессе*)

" (к итоговому сочинению и )
Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким.
Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского « » показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Проблема одиночества, равнодушия по отношению к близким.

Ни один человек не заслуживает одиночества. Еще страшнее бывают ситуации, когда одинокими становятся люди, которые на самом деле не одни на белом свете. Так произошло с героиней рассказа К.Г. Паустовского « » Катериной Петровной. На старости лет она осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве.

Вина.

Вина – чувство, которое знакомо любому человеку. Особо страшной вина становится в тех случаях, когда у человека нет возможности исправить ситуацию, как в рассказе К.Г. Паустовского « ». Главная героиня Настя проявила черствость по отношению к своей матери. Она не приезжала к ней, поскольку была занята своими делами. Она не была рядом с матерью, когда та болела. Последнее письмо от матери Настя не восприняла всерьез. По этой причине она так и не успела рассказать маме о том, что она любит ее, не смогла попросить прощения за то, что не приезжала. Настя осознала свои ошибки слишком поздно: Катерина Петровна умерла. Поэтому все слова остались несказанными, а в душе осталось страшное чувство вины. Есть поступки, которые невозможно исправить и есть вина, которую ничем нельзя искупить.

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • М.Ю. Лермонтов - стихотворение «Листок». Мотив одиночества звучит в этом стихотворении М.Ю. Лермонтова. В центре этого произведения - гонимый жестокой бурей лис­ток. Это символ одинокого и бесприютного существования, одинокой и страдающей души. Листок не находит себе места в этом мире: чинара не принимает его, жара и холод заставля­ют его сохнуть, он обречен на гибель.
  • М.Ю. Лермонтов - стихотворение «И скучно, и груст­но...... В этом стихотворении поэт пишет об одиночестве: «И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды...». Желанья, любовь, страсти - все оказывается пустым и никчемным. В финале стихотворения разочарова­ние лирического героя в жизни достигает своего апогея: сама жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой».
  • А.П. Чехов - рассказ «Тоска». Сюжет рассказа прост: у извозчика Ионы Потапова умер сын. И ему не к кому пойти со своим горем. Люди не желают слушать его. Тогда он рас­сказывает обо всем лошади. И только так рассеивается его тоска.