Статья о музыкальном руководителе. Есть уникальная профессия в детском саду – ​музыкальный руководитель

Берегите музыкального руководителя!

А.И.Буренина, заведующая кафедрой
дошкольного и начального школьного образования ЛОИРО


Как-то незаметно для всех наступил 21-й век. И этот факт заставляет размышлять о многих проблемах - личных и общественных, частных и глобальных.
Музыкальный руководитель детского сада - это особая профессия. И появилась она относительно недавно - в послевоенные годы (1948 г.). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность, которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» - сформировалось в обществе представление, что музрук нужен, в основном, для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта - что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником.
Наверное, многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь, что тут сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителя сложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т.д.
Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование (музыкальное - кстати, дорогостоящее и трудоемкое - и педагогическое), оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель - педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.
Увы! Добиться справедливости пока еще очень сложно.
Но и этого мало!
Несмотря на мизерную оплату труда (зарплата музыкального руководителя, как и воспитателя ДОУ, ниже прожиточного минимума), работа в последние годы становится все сложнее и сложнее. Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т.д.), появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.
По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т.д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?
Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя. Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять, как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.
Итак, резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования - все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.
И что же в результате? Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5–10 лет - и музыкальных руководителей почти не останется.
Что же делать? Может быть, можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов - музыкальных руководителей детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую творческую направленность)?
И в связи с этим мы обращаемся к Вам, уважаемые методисты, заведующие и главные специалисты всех уровней!
Посмотрите на наших музыкальных руководителей!
Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.
Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т.д.
Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.
Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т.д.
Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, так как музыкальные руководители - «лицо» учреждения.
Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника.
Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.
Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.
Это они… да всего не перечислить.
И если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.
Какие? Вот, пожалуй, несколько таких требований:
уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);
создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);
не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;
оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);
И последнее, но, пожалуй, самое важное - создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.
Берегите музыкального руководителя!
Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!

В минувшую субботу в Качугской детской музыкальной школе прошел третий Межрайонный конкурс исполнительского мастерства «Музыка нас связала». В нем приняли участие юные вокалисты районной ДМШ с. Еланцы (директор С.Г. Александрова), детской школы искусств с. Баяндай (и.о. директора Л.Ц. Истаева) и Качугской ДМШ (директор Л.И. Мошкирева). Не приехали на конкурс вокалисты Детской школы искусств п. Жигалово.

Участников конкурса, их руководителей, педагогов детских музыкальных коллективов, болельщиков приветствовала Л.И. Мошкирева. Перед конкурсом Лариса Ивановна с любовью рассказала о родном поселке:

Мы любим наш Качуг, сибиряков с открытой душой, любящих песню, восхищаемся неописуемой красотой природы…

Гости с удовольствием посмотрели клип, озвученный песней о Качуге, в нем - летопись поселка.

От имени коллектива Качугской ДМШ прозвучали слова благодарности в адрес П.И. Козлова, мэра МО «Качугский район».

Павел Иванович всегда благосклонно относится к культуре, всегда поддерживает одаренную молодежь. Талантливые дети прославляют наш Приленский край, — отметила Л.И. Мошкирева.

Ведущие конкурса С. Клавдиева и Д. Белоусова представили независимое жюри в составе председателя И.В. Арбатской, отличника просвещения, преподавателя Иркутского регионального педколледжа, отделения музыкального образования; членов жюри: В.М. Васильева, преподавателя, который работает в колледже вместе с И.В. Арбатской, С.Б. Максакову, музыкального руководителя детского сада «Радуга».

Конкурс открыла младшая группа вокалистов, затем выступали участники конкурса средней группы, и завершила праздник песни старшая группа вокалистов. Звонкие голоса юных дарований, словно весенние ручейки, заполнили уютный зал музыкальной школы.

Юные вокалисты уверенно чувствовали себя на сцене, были артистичны, а красивые сценические костюмы стали дополнением их талантливого исполнения песен.

Тематика песен была разнообразной — от военной до лирической. Покорила всех самая юная вокалистка Маша Артёмова, исполнившая песни «Солнышко и я», «Фея моря». Маша, как настоящая артистка свободно ходила по сцене с микрофоном, подтанцовывая в ритм музыки. В пышном голубом платье она была похожа на принцессу.

Будущий защитник Отечества Матвей Мотошкин в солдатской пилотке и гимнастерке мастерски исполнил песню «Герои былых времен». Этому помогли прекрасный голос, мимика, жесты, перевоплощение в солдата.

Не было равных в исполнении песен конкурсанткам Дарьи Рудых и Виктории Волынкиной, обладающим хорошо поставленными голосами, артистическими данными. Дарья исполнила песню «Мама». Чувствовалось, что в нее она вложила всю душу, проявила свою любовь, пела, глядя на маму. Трогательное исполнение песни проникло в глубину души женщин, сидящих в зале со слезами на глазах. Т.Ф. Рудых - профессиональный музыкальный педагог, прекрасная вокалистка, всем известная в нашем районе, области. Любовь к музыке, певческому искусству Татьяна Федоровна передала своим дочерям. Маша окончила Качугскую ДМШ, ныне студентка, а Даша — будущая выпускница ДМШ, участвует во всех мероприятиях. Дочери Т.Ф. Рудых стараются во всем быть похожими на маму.

Много аплодисментов было адресовано Виктории Волынкиной, исполнившей песню «Звездная река». Жюри по достоинству оценило и ее выступление.

Конкурс завершился, пока жюри подводило итоги, конкурсанты поставили концерт.

Наверное, жюри было трудно оценить самых лучших из лучших исполнителей. И все же названы имена победителей, призеров конкурса, которые были награждены Грамотами, памятными подарками.

Д. Рудых (Качугская ДМШ) и В. Волынкина (районная ДМШ с. Еланцы) стали победителями конкурса вокалистов в старшей группе.

Второе место у Ирины Ощепковой (Качугская ДМШ), на третьем месте Иван Окунев (Качугская ДМШ) и Татьяна Кузнецова (районная ДМШ с. Еланцы).

В средней группе первое и третье места не были определены. Второе место у Матвея Мотошкина (детская школа искусств с. Баяндай) и Юлии Осиповой (Качугская ДМШ).

Победителем в младшей группе стала Маша Артемова (детская школа искусств с. Баяндай), на втором месте Вера Трифонова (Качугская ДМШ), третье место заняла Арина Лукашина (районная ДМШ с. Еланцы).

Много Грамот, Благодарностей, подарков получили на церемонии награждения конкурсанты, а также руководители музыкальных школ получили Дипломы «За активное участие в конкурсе».

После конкурса председатель жюри И.В. Арбатская сообщила радостную новость: Влад Ворожцов, выпускник Качугской ДМШ за исполнение песни на итальянском языке получил Гран-при на международном конкурсе вокалистов, который состоялся в марте этого года в г. Улан-Удэ. Влад участвовал и во Всероссийском конкурсе «Звездный проект». Вот каких высот достиг В. Ворожцов! И продолжает покорять вершины певческого искусства, благодаря замечательным педагогам Качугской ДМШ, которые научили его исполнять и любить песню, открыли дорогу в мир искусства. Со слов И.В. Арбатской, у Влада богатое будущее.

У талантливых педагогов талантливые дети. Очень приятно, что в нашем колледже продолжают учебу на отделении «Музыкальное образование» девять выпускников Качугской ДМШ, — отметила Ирина Владимировна, и сообщила о том, что 13 апреля педагоги «музыкального отделения» Иркутского педагогического колледжа будут проводить День открытых дверей в Качугской музыкальной школе с целью профессиональной ориентации. На встречу будут приглашены выпускники девятых классов школ района. Вместе с педагогами на День открытых дверей приедут и выпускникипрошлого года Качугской ДМШ, ныне студенты колледжа, покажут свое творческое мастерство.

Нет для сердца лучшего момента, если ученик возвышенно поет…

Наш маэстро.
Если вы хотите, чтобы ваши дети сделали первый возможный шаг к Нобелевской премии, начинайте не с химии, а с музыки. Ибо абсолютное большинство Нобелевских лауреатов в детстве были окружены музыкой.
Автор - Михаил Казиник.
Есть уникальная профессия в детском саду – музыкальный руководитель. Её уникальность заключается в том, что музыкальный руководитель должен уметь абсолютно всё: играть на музыкальных инструментах, писать сценарии, петь, плясать, рисовать, сочинять стихи и т. д. А кроме этого он должен поднимать настроение детям и их родителям, должен постоянно учиться, быть психологом и дипломатом, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду.Не так давно в наш детский сад пришел музыкальный руководитель - Хакимов Тагир Валиевич.
За короткий период времени педагог проявил себя как человек творческий, целеустремленный, всегда находящийся в состоянии в поиска. Он сразу же стал близким другом для всех без исключения детей в детском саду, с удовольствием отдает им свои знания и умения. Тагир Валиевич старается тактично вселить душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, чтобы помочь в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха на жизненном поприще.
Под чутким руководством музыкального руководителя дети учатся играть на металллофонах, свирели, русских народных музыкальных инструментах, развивают певческие навыки, социальную активность и умение держаться на сцене.
Тагир Валиевич не только затейник, сценарист, режиссер, но и душа всех праздников. В первую очередь это универсальный мастер, который выявляет и развивает индивидуальные способности и таланты, изначально заложенные в каждом ребенке.
Все сценарии праздников, которые готовит наш музыкальный руководитель, интересны, оригинальны и неповторимы. Традиционные «Рождественские колядки», «Проводы зимы», «День Защитника Отечества» и др. утренники, тематические развлечения превращаются в весёлые, яркие, искрометные события для детей и их родителей.
Ярким подтверждением вышесказанному служит материал, опубликованный в районной газете «Вперед» 9 мая 2015г.
«В апреле в детском саду «Светлячок» состоялось знаменательное событие, посвященное 70 – летию Победы. Встретились дети двух поколений дети войны и современные дети. Главным организатором и режиссером праздника выступил музыкальный руководитель Хакимов Тагир Валиевич. Маленькие артисты танцевали, пели военные песни, рассказывали стихи. Они сумели передать дух военного времени, патриотизма и любви к Родине, многие педагоги и гости порой не смогли сдержать слез».
Изменился общий эмоциональный фон, атмосфера в «Светлячке». Педагоги с удовольствием помогают музыкальному руководителю. Вместе обсуждают и «кроят» сценарии, играют сказочных героев, готовят костюмы, стараются внести свою лепту в воспитание художественного вкуса, любви к музыке у воспитанников.
Тагир Валиевич за короткий срок завоевал искреннюю любовь детей, уважение коллег и родителей, он по праву получает самую большую в мире награду – детскую улыбку и детский смех. А еще у него есть одно неоспоримое преимущество, которое дает право мальчишкам здороваются с ним за руку, а девчонкам преданно заглядывают в глаза – он единственный педагог мужчина!

Всем известно, что музыка обладает своим «языком». И важно не просто научить ребенка выразительно и чисто петь или легко двигаться под музыку, а вызвать в нем желание «общаться» с нею, эмоционально откликаться на нее. Задачи музыкального образования неразрывно связаны с воспитанием таких качеств, как доброта, милосердие к другим людям, способность сочувствовать, жалеть.
Это направление стало приоритетным в моей работе с дошкольниками. Давно доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным умственным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Не менее важно, чтобы ребенок развивался творчески с искусством. А для этого нужно развивать не только умственные способности, но одновременно и физические, и творческие, музыкальные способности.
Я считаю своим призванием найти и развить в каждом ребенке таланты и способности, которые обязательно есть в каждом маленьком человечке. Мне комфортно оттого, что дети общаются со мной, что я им нужна и как музыкальный руководитель, и как человек. Истоки моей радости в том, что я могу внести свой вклад в воспитание гармоничного человека.
Образование и самообразование
К музыкальному руководителю дошкольного учреждения предъявляются повышенные требования, поскольку не только применяемые им педагогические технологии, методы, коммуникативные способности должны быть эталоном для детей, коллег, родителей, окружающих. Поэтому непрерывное образование, включающее и самообразование, является неотъемлемой частью процесса повышения квалификационного уровня музыкального руководителя.
Гордость профессией
Я горжусь своей профессией. Она почетна тем, что оставляет доброе чувство, позволяет ощущать свою причастность к их судьбе, а значит, свою полезность. Много лиц повстречает человек за свою жизнь, лицо музыкального руководителя запомнится ему навсегда. Только педагог получает самую большую в мире награду – детскую улыбку и детский смех.
Музыкальный руководитель– это человек, который, поселит в душе ребенка надежду и уверенность в собственных силах, что поможет в дальнейшем девчонкам и мальчишкам добиться успеха.
Опыт
Современный ритм жизни требует от музыкального руководителя постоянного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Профессиональный опыт музыкального руководителя обеспечивает ему квалификационную профессиональную деятельность в различных коллективах, социальных группах – воспитанников и их родителей, коллег.
Сферами профессиональной, деловой компетенции музыкального руководителя являются: специальное педагогическое просвещение, участие в психологической помощи, образовательная и социально-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием, научно-исследовательская деятельность в профессиональной области.
Важнейшие черты профессионального характера музыкального руководителя с большим опытом работы – это доброта, ответственность, оптимизм, терпение, энергичность, увлеченность своей работой, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность.
Музыкальный руководитель учится всю жизнь, развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями.
Позитив – это ребенок в любом возрасте! Это вечная молодость –музыкальному руководителю некогда состариться, это постоянное развитие – кто остановился, тот отстал, это масса вариантов для творчества – от написания конспектов для занятий до научных работ. Это профессия, где неизбежно постоянное радостное общение, где никогда не остаешься один и уж точно не соскучишься.

Наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его духовной культуры в будущем. Родители должны хорошо понимать, что то, что упущено в детстве, не возместить в зрелом возрасте!
Музыкальное воспитание и развитие детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях в детском саду. Более чем за 25 лет работы музыкальным руководителем я поняла, что главная задача моей работы – развить эмоциональную отзывчивость детей на музыку, привить интерес и любовь к музыкальному искусству, музыкальной деятельности, доставлять детям радость от соприкосновения с прекрасным, чтобы занятие строилось на ожидании чуда, волшебства, на удивлении и восхищении. Помимо этого с октября в детском саду начнёт работать «Кружок интенсивного (углубленного) музыкального развития ребёнка».
Кто же такой музыкальный руководитель в детском саду? Музыкальный руководитель детского сада – это особая профессия. Мы должны всё уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии и т. д. Мы должны поднимать настроение детям и их родителям, должны постоянно учиться, быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника и другим вопросам.
Но музыкальный руководитель это не только затейник, сценарист и режиссер праздников. В первую очередь это универсальный мастер, без которого невозможно развитие детей! Ведь музыка вмещает в себя весь мир ребенка, является языком его души!
Сухомлинский писал: "Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность. Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки. ”
Музыкальные занятия детей в детском саду - это вступление в необычный, удивительный мир музыки. И основная задача моей работы - приобщить ребёнка к этому прекрасному миру, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие музыкальных образов, через движение, через театрализованную деятельность осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно-эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.
Каждый мой рабочий день не похож на предыдущий, ведь работа музыкального руководителя – это постоянный поиск чего-то нового, интересного, познавательного, обучающего.
С современными детьми нельзя быть музыкальным руководителем «вчерашних знаний». Мир быстро идёт вперёд, и я стараюсь не отставать: интересуюсь всеми проблемами ребёнка, чтобы руководить процессом обучения дошкольников. Работая по программе «Детство», я использую современные педагогические технологии музыкального воспитания: технология развития песенного творчества, технология развития исполнительских умений, технология развития танцевального творчества, технология развития в процессе использования малых форм фольклора, технология организации детского оркестра, технология проектирования музыкально-обогащенной среды в музыкальном зале и группах.
Мини-музей «Радуга звуков»
работает в детском саду два года.

Огромная любовь к детям, к любимому делу, полная отдача сил и знаний, целеустремлённость - эти качества помогают мне преодолевать все трудности в своей музыкально – воспитательной деятельности.

Самая главная проблема в российском музыкальном воспитании - сохранение самого музыкального руководителя как профессионала.

Музыкальный руководитель детского сада - это особая профессия. И появилась она относительно недавно - в послевоенные годы (1948 г.). До этого музыкальным воспитанием занимались сами воспитатели. Иногда им помогали музыканты, которые приходили в детский сад, когда нужно было подготовить и провести праздник. И с тех пор, как появилась такая должность, которая и называлась-то по-разному: «музыкальный работник», «музыкальный воспитатель», «музыкальный руководитель» - сформировалось в обществе представление, что музрук нужен, в основном, для того, чтобы у детей был праздник. То есть, что профессия эта - что-то среднее между аккомпаниатором и массовиком-затейником.

Наверное, многим со стороны кажется, что работа эта легкая, «праздничная», не требующая особых талантов. Ну, подумаешь, что тут сложного: детей поразвлекать да праздник провести! Поэтому и отношение к профессии музыкального руководителя сложилось вполне определенное: работа «не пыльная», занимает неполный рабочий день и т.д.

Наверное, именно это отношение и привело к такой вопиющей несправедливости, когда труд музыкального руководителя, имеющего двойное образование (музыкальное - кстати, дорогостоящее и трудоемкое - и педагогическое), оплачивается соответственно на один разряд ниже, чем труд воспитателя или учителя, когда надо доказывать, что музыкальный руководитель - педагог, что работает с детьми, обучает их музыке и поэтому имеет право на пенсию по выслуге лет.

Увы! Добиться справедливости пока еще очень сложно.

Но и этого мало!

Несмотря на мизерную оплату труда (зарплата музыкального руководителя, как и воспитателя ДОУ, ниже прожиточного минимума), работа в последние годы становится все сложнее и сложнее. Помимо обычных обязанностей (проведение музыкальных занятий с детьми, подготовка их к праздникам, консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания и т.д.), появилось еще одно требование: диагностика музыкального развития детей.

По каким методикам? Зачем? Чтобы доказать результативность своей работы? А разве без специальной диагностики (таблиц с формальными цифрами, кружочками разных цветов и т.д.) педагог не может проанализировать свою работу, рассказать о проблемах и достижениях своих воспитанников?

Точно так же продолжаются поиски различных форм планирования, в которых была бы отражена вся работа музыкального руководителя. Возникает вопрос: а для кого и для чего нужен план? Для детей, педагога или для проверяющих лиц? А если для педагога, тогда и дадим возможность ему самому определять, как, в какой форме и в каком объеме он будет планировать свою работу.

Итак, резюмируем: в последнее время зарплата музыкального руководителя становится все ниже, а требования - все выше. Хотя проблема не только в зарплате, но и в отношении администрации и управленцев к этой категории специалистов.

И что же в результате? Все больше и больше детских садов остаются без музыкального руководителя. После окончания музыкальных училищ и институтов мало кто из молодых специалистов приходит в детский сад. На курсах повышения квалификации в основном обучаются педагоги старше 40 лет. Еще 5–10 лет - и музыкальных руководителей почти не останется.

Что же делать? Может быть, можно как-то выправить положение, удержать уникальных специалистов - музыкальных руководителей детских садов (кстати, только в нашей стране эта профессия имеет столь широкую творческую направленность)?

И в связи с этим мы обращаемся к Вам, уважаемые методисты, заведующие и главные специалисты всех уровней!

Посмотрите на наших музыкальных руководителей!

Это они не имеют права болеть, так как без них не будет праздника у детей.

Это они должны все уметь делать: играть на музыкальном инструменте, петь, плясать, рисовать, шить, стихи сочинять, сценарии писать и т.д.

Это они должны всегда улыбаться, поднимать настроение детям и их родителям.

Это они должны постоянно учиться, закупать новую методическую литературу, аудиокассеты, видеофильмы и т.д.

Это они должны быть всегда красивыми, модно и со вкусом одетыми, так как музыкальные руководители - «лицо» учреждения.

Это они должны быть психологами и дипломатами, умеющими договориться со всеми специалистами в детском саду, администрацией, родителями по поводу организации праздника.

Это они несут все из дома: краски, бумагу, ткани, одежду и всевозможные атрибуты для проведения занятий и праздников с детьми.

Это они в выходные дни и по вечерам сочиняют новые сценарии.

Это они … да всего не перечислить.

И если мы хотим, чтобы они не уходили с работы, чтобы они приходили к нам после окончания музыкальных училищ и институтов, чтобы они могли спокойно работать, реализуя свое творчество, свое призвание к профессии, надо о них заботиться и создавать условия.

Какие? Вот, пожалуй, несколько таких требований:

  • уважать и ценить труд музыкального руководителя, не заставлять его подменять воспитателей или других работников детского сада (конечно, с учетом желаний самого музыкального руководителя);
  • создавать хорошее, приподнятое настроение и не допускать стрессовых ситуаций на работе (ведь плохое настроение музыкального руководителя может отразиться и на настроении детей);
  • не требовать копирования опыта других педагогов, если он не соответствует возможностям, наклонностям музыкального руководителя;
  • оказывать материальную поддержку в приобретении нот, пособий, музыкальных инструментов, костюмов, атрибутов и других материалов, необходимых для работы (поскольку музыкальный руководитель не может все оплатить из своей мизерной зарплаты);

И последнее, но, пожалуй, самое важное - создание творческой, доброжелательной атмосферы, стимулирующей работу педагога-музыканта.

Берегите музыкального руководителя!

Может быть, именно он научит детей красоте и тем самым спасет мир!


27 сентября свой профессиональный праздник отметили работники дошкольного образования. В этот солнечный день прогимназия “Звездочка” вновь принимала гостей - ветеранов педагогического труда и музыкальных руководителей дошкольных учреждений района. Открыла встречу и.о. начальника УУО Л.В. Лыткина:

Новые образовательные программы, внедряемые вами, дают возможность развития у детей творческих способностей, а у педагогов - раскрыть их, как профессионалов, - отметила в своем выступлении Лариса Владимировна.

Продолжением праздничного вечера стал смотр педагогического мастерства музыкальных руководителей, в котором приняли участие О.И. Энес (ДОУ “Tepeмок”), О.Д. Иванова (прогимназия “Звездочка”), Н.Н. Хастаева (начальная школа-сад с. Улахан-Мунку), И.М. Алексеева (ДОУ “Колосок”, с.Юнкюр), Е.В. Тарасова (начальная школа-сад с. Ц.Абага) и В.В. Попова (ДОУ “Кэскил”, с. Хоринцы).

Смотр проходил в два этапа, - рассказывает член жюри, методист дошкольного отдела А.Г. РОЕВА, - в которых педагоги поделились с коллегами своими разработками и опытом музыкально-эстетического воспитания и развития детей. Такие мероприятия мы проводим не только для музыкальных руководителей дошкольных учреждений, но и для воспитателей. Традицией стали ежегодные конкурсы лучшего в профессии, семинары, мастер-классы и n .д. Цель этих мероприятий - выявление талантливых педагогов, обмен творческими наработками, а также содействие росту профессионального мастерства.

Так, на прошедшем смотре были отмечены О.И. Энес, О.Д. Иванова, В.В. Попова.

Ольга Игоревна Энес не только развивает музыкально-эстетические способности, но и по разработанной ею методике помогает устранить проблемы в речевом развитии детей. Также заслуживает распространения опыт музыкального руководителя ДОУ "Кэскил" с. Хоринцы В.В. Поповой. Вера Васильевна прививает детям любовь к музыке через театрализованные постановки, кукольные спектакли.

Интересный подход к музыкальным занятиям представила молодой специалист - музыкальный руководитель прогимназии "Звездочка" О.Д. Иванова. На занятиях Ольга Дмитриевна применяет не только традиционные методы обучения, но и игровые. Дети с удовольствием участвуют в музыкальных викторинах, конкурсах. Полюбились дошколятам такие тематические праздники, как "Осенины", "С днем рождения, Земля!", рождественские колядки и др.

С интересом познакомились с наработками музыкального руководителя ДОУ "Колосок" И.М. Алексеевой, - продолжает Алиса Григорьевна. - Свой опыт работы также показали представительницы начальных школ-садов сел Ц.Абага и Улахан Мунку Е.В. Тарасова и Н.Н. Хастаева. 8се участницы отмечены грамотами.

Во время праздничной встречи педагогов состоялось посвящение в воспитатели молодых специалистов, только пришедших работать в детские сады.

Приятно видеть, что в педагогический коллектив вливается молодежь. Воспитатель - это творческая профессия, требующая высокой ответственности, но при этом без любви к детям никак нельзя, - сказала в напутственном выступлении ветеран педагогического труда Н.В.Хайбарова.