Учет доверительного управления в 1с. Доверительное управление - указания есть, а ясности нет

Правила отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности при осуществлении договора доверительного управления имуществом утверждены Приказом Минфина РФ от 28.11.2001 года №97н и введены в действие с отчетности 2002 года.

В силу данного документа, применение изложенных в нем указаний, обязательно для организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, за исключением кредитных и страховых организаций, организаций, действующих в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов и бюджетных учреждений.

Порядок бухгалтерского учета установлен в отношении каждого из участников договора доверительного управления имуществом. Отражение в бухгалтерском учете операции по передаче учредителем управления имущества в доверительное управление и других операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, производится с использованием счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом».

Напоминаем, что нормы ГК требуют обособления имущества, переданного в доверительное управление, от другого имущества, как у учредителя управления, так и у доверительного управляющего. В связи с тем, что доверительный управляющий обязан отчитываться по эффективности управления имуществом, переданным ему собственником, ему необходимо вести самостоятельный учет по данному имуществу на отдельном балансе.

ПОРЯДОК ВЕДЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ УЧРЕДИТЕЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ

Как следует из пункта 4 Указаний, учредитель управления передает объекты имущества в доверительное управление по стоимости, по которой они числятся у него в бухгалтерском учете и на дату вступления в силу договора доверительного управления.

Выше указывалось, что в силу пункта 2 статьи 433 ГК договор доверительного управления имуществом считается заключенным с момента передачи учредителем доверительного управления соответствующего имущества доверительному управляющему.

Тогда, при подтверждении о получении доверительным управляющим имущества, переданного в доверительное управление, в данном случае это может быть извещение об оприходовании, или первичный учетный документ с пометкой «Д.У.», оформленный в зависимости от вида имущества, (накладная, или актом приема - передачи), осуществляется следующая запись на счетах бухгалтерского учета:

В связи с тем, что передача объектов учредителем управления происходит по стоимости, числящейся в бухгалтерском учете, то по амортизируемому имуществу одновременно отражаются суммы начисленной амортизации следующим образом:

Что касается прибыли и денежных средств, полученных от доверительного управляющего, то отражение учредителем управления поступления указанных средств в учете производится в зависимости от их предназначения.

Если произошло начисление причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом, то в бухгалтерском учете делается проводка по следующим счетам:

Так, если денежные средства перечислены доверительным управляющим в счет причитающейся прибыли по договору доверительного управления имуществом, то в бухгалтерском учете делается проводка по следующим счетам:

В том случае, если поступающие средства, связаны с возмещением убытков, возникших вследствие утраты или повреждения имущества по вине доверительного управляющего, либо предназначены для погашения упущенной выгоды, выявленной учредителем управления по результатам управления, представленным доверительным управляющим, то корреспонденция счетов иная, а именно:

Таким образом, при отсутствии доказательств, что убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления, ответственность за причиненные убытки несет доверительный управляющий, а для учредителя управления данные суммы признаются внереализационными доходами и отражаются:

Согласно пунктом 6 вышеуказанного Приказа, при прекращении договора доверительного управления имуществом возвращенные учредителю управления объекты имущества должны быть учтены в той же оценке, по которой они были переданы в доверительное управление.

Из этого положения следует, что операции возврата имущества из доверительного управления должны быть отражены обратными проводками, в тоже время операции производятся в тех же суммах, что и при осуществлении передачи имущества в доверительное управление, а именно:

Одновременно на суммы начисленной амортизации по возвращенному из доверительного управления имуществу производится обратная запись:

Что касается бухгалтерских проводок, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом у учредителя управления, помимо операций, изложенных в Указаниях и рассмотренных выше, то их отражение производится в соответствии с общими правилами бухгалтерского учета.

Далее пунктом 7, закреплен, как завершающий этап, порядок составления отчетности учредителем управления. Из него следует, что бухгалтерская отчетность учредителя управления должна полностью включать данные, представленные доверительным управляющим об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях, путем суммирования аналогичных показателей. При объединении с информацией, представленной доверительным управляющим, данные по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» исключаются.

Представление бухгалтерской отчетности учредителем управления осуществляется в общем порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Дополнительно предусмотрено в составе пояснительной записки к отчетности учредителя управления, раскрывать информацию, связанную с осуществлением договора доверительного управления имуществом на основании правил, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Информация по сегментам» ПБУ 12/2000, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации 27 января 2000 года №11н.

ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ ВЫГОДОПРИОБРЕТАТЕЛЕМ

Отдельный раздел Указаний посвящен отражению операций у выгодоприобретателя, поскольку в договоре доверительного управления имущества, может быть предусмотрено управление имуществом не только в интересах учредителя, но и указанного им лица.

Как следует из пункта 8 и 9 данного раздела Указаний, у выгодоприобретателя в качестве внереализационного дохода должен быть отражен как причитающийся ему доход от управления имуществом на основании отчета о деятельности по договору доверительного управления имуществом, представляемому доверительным управляющим, так и упущенная выгода, подлежащая возмещению доверительным управляющим, выявленная за время управления доверительным имуществом. Такие операции отражаются следующим образом:

По мере фактического перечисления доверительным управляющим денежных средств выгодоприобретателю производятся записи:

Бухгалтерская отчетность предоставляется выгодоприобретателем, с учетом финансового результата, полученного по договору доверительного управления, в порядке установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ НА ОТДЕЛЬНОМ БАЛАНСЕ ДОВЕРИТЕЛЬНЫМ УПРАВЛЯЮЩИМ

Особенностями договора доверительного управления предопределено, что учет результатов деятельности от управления имуществом, переданным в доверительное управление, возложен на доверительного управляющего. В связи с чем, у доверительного управляющего появляется необходимость вести два баланса.

Так, пункт 11 Указаний обязывает доверительного управляющего организовать бухгалтерский учет таким образом, чтобы обеспечить самостоятельный учет операций по каждому договору доверительного управления имуществом, обособленный от операций, связанных с имуществом доверительного управляющего.

Отражение операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, формирование и учет доходов, расходов осуществляются в общеустановленном порядке, при этом обязательным условием является соблюдение принципов формирования учетной политики, принятой учредителем управления.

К тому же, при заключении доверительным управляющим нескольких договоров доверительного управления аналитический учет по счету 79 «Внутрихозяйственные расчеты» ведется по каждому учредителя управления.

В целях соблюдения нормы статьи 1018 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей не только обособления имущества, но и ведения отдельных расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением имуществом, для этого требуется открыть отдельные банковские счета и соответствующим образом организовать бухгалтерский учет по счетам учета денежных средств. Для выполнения данного требования в отношении наличных расчетов, осуществляемых в рамках рассматриваемого договора, должна быть заведена отдельная кассовая книга.

На отдельном балансе должно быть учтено имущество, принадлежащее учредителю управления, но полученное в управление доверительным управляющим. При этом оценка данного имущества также соответствует стоимости, числящейся в бухгалтерском учете учредителя управления на дату вступления договора доверительного управления имуществом в силу. Корреспонденция счетов, используемая для отражения указанных операций, следующая:

Одновременно на суммы начисленной амортизации по принятому к учету имуществу, переданному учредителем управления в доверительное управление, производится запись:

Следует обратить внимание на то, что амортизация по переданному в доверительное управление имуществу продолжает начисляться доверительным управляющим в общеустановленном порядке, но способом, установленным в учетной политике учредителя управления, а также в пределах тех сроков полезного использования, которые были приняты учредителем управления.

В бухгалтерском учете доверительный управляющий ведет учет амортизации в течение времени действия договора на следующих счетах, выделенных в отдельном балансе:

В том случае, если в процессе доверительного управления имуществом создается готовая продукция или новые объекты основных средств, нематериальных активов, в бухгалтерском учете данные объекты признаются в сумме фактических затрат на их создание или изготовление.

Также в общеустановленном порядке принимаются к учету приобретенные товарно - материальные ценности, ценные бумаги или объекты долгосрочных вложений, необходимые в ходе исполнения договора. Поскольку создание или приобретение новых объектов вызвано возможностью получения с их помощью лучших результатов от управления имуществом, источником приобретения этих объектов могут быть только средства учредителя управления.

Поступившие денежные средства от учредителя управления для осуществления долгосрочных инвестиций отражаются бухгалтерскими записями:

Формирование результата от доверительного управления имуществом осуществляется с учетом всех произведенных расходов в ходе исполнения договора, в том числе одним из основных расходов является вознаграждение, причитающееся доверительному управляющему.

Следовательно, суммы вознаграждения, предусмотренные договором доверительного управления имуществом, и возмещения необходимых расходов, произведенных доверительным управляющим при доверительном управлении имуществом, учитываются на счетах отдельного баланса:

Перечисление суммы вознаграждения, предусмотренной договором доверительного управления имуществом, и возмещение необходимых расходов, произведенных доверительным управляющим при доверительном управлении имуществом, учитываются на счетах отдельного баланса:

Как следует из пункта 13 Указаний, при перечислении денежных средств в счет причитающегося учредителю управления дохода по договору доверительного управления имуществом используется следующая корреспонденция счетов:

Прекращение договора доверительного управления влечет за собой возврат имущества, включая вновь созданное или приобретенное учредителю управления, если условиями договора не предусмотрено иное. Что требует отражения в бухгалтерском учете отдельного баланса следующими записями:

Одновременно передаются суммы начисленной за время действия договора амортизации по имуществу, подлежащему возврату из доверительного управления следующей записью:

Иные действия по отношению к имуществу, переданному в доверительное управление, предусмотренные договором доверительного управления имуществом, подлежат отражению в бухгалтерском учете в общеустановленном порядке.

Помимо объектов имущества, необходимо также передать денежные средства, находящиеся в остатках в кассе и на расчетном счете, числящихся на дату прекращения договора доверительного управления, следующими записями:

Все операции, изложенные выше, ведутся доверительным управляющим на отдельном балансе и данные об активах, обязательствах, доходах и расходах, полученных при выполнении договора доверительного управления имуществом, прилагаются к отчету о деятельности, который должен быть представлен учредителю управления и выгодоприобретателю в сроки и порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом.

Пунктом 15 Указаний подчеркивается, что данная информация, не может быть представлена позднее сроков, установленных Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для бухгалтерской отчетности. Необходимым условием соблюдения формы представления данной бухгалтерской отчетности является наличие после имени или наименования доверительного управляющего пометки «Д.У.».

Указанным пунктом также разъясняются действия доверительного управляющего в случае прекращения договора доверительного управления имуществом.

В первую очередь, доверительный управляющий должен осуществить операции по погашению имеющихся обязательств. Далее, перевести остатки денежных средств учредителю управления и произвести закрытие расчетного счета.

В соответствии с условиями договора передать имущество, подлежащее возврату учредителю управления, а также осуществить другие операции, предусмотренные договором доверительного управления имуществом при его прекращении.

Отразить данные операции в бухгалтерском учете, закрыв сальдо расчетов, связанных с исполнением договора доверительного управления имуществом, учтенных по счету 79-3 «Расчеты по договору доверительного управления имуществом».

Завершающим действием при прекращении договора доверительного управления имуществом является составление доверительным управляющим отдельного баланса на дату прекращения договора.

3.4. ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДОГОВОРА ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ У ДОВЕРИТЕЛЬНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

Как следует из раздела V Указаний, в собственном учете доходы и расходы, возникающие у доверительного управляющего в процессе осуществления деятельности, связанной с доверительным управлением имуществом, отражаются в соответствии с общими положениями бухгалтерского учета.

Ряд особенностей также должны быть учтены при ведении учета операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом.

Так, все расходы доверительного управляющего должны быть учтены по каждому по договору обособленно.

В силу пункта 16 Указаний не только суммы, причитающиеся доверительному управляющему в виде вознаграждения, но и также суммы расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, возмещаемых учредителем управления, также учитываются в составе выручки, что следует отразить следующими записями:

Одновременно формируется себестоимость по оказанию услуг доверительного управления имуществом путем списания соответствующей части затрат, подлежащей возмещению за счет доходов:

В том случае, когда за время доверительного управления имуществом доверительным управляющим допущены действия, повлекшие утрату или повреждение имущества, в его обязанности входит возместить причиненные убытки учредителю управления. К тому же если договор доверительного управления заключен в интересах выгодоприобретателя, то ему причитаются суммы, выявленные по результатам управления доверительным имуществом, как упущенная выгода.

Такие операции отражаются доверительным управляющим в составе внереализационных расходов следующим образом:

При перечислении учредителю управления или выгодоприобретателю указанных средств производятся записи:

Бухгалтерскую отчетность о своей деятельности доверительный управляющий представляет в порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете».

ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПЕРЕДАЧЕЙ В ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ИМУЩЕСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА В ЦЕЛОМ

Последний раздел Указаний посвящен отражению операций по осуществлению договора доверительного управления, объектом которого является организация как имущественный комплекс в целом.

Пунктом 18 Указаний разъясняется, что ведение бухгалтерского учета доверительным управляющим осуществляется по правилам, установленным для юридического лица, имеющего самостоятельный баланс.

Суммы вознаграждения, причитающиеся доверительному управляющему в соответствии с договором доверительного управления имуществом и возмещения необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, учитываются:

При фактическом перечислении указанных сумм используется корреспонденция счетов для аналогичной операции, изложенной в предыдущих разделах.

При этом, представление бухгалтерской отчетности по организации, переданной в доверительное управление, возлагается на доверительного управляющего в объеме и порядке, установленном Федеральным законом от 21 ноября 1996 года 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» для юридических лиц, с обязательной пометкой «Д.У.» после имени или наименования доверительного управляющего.

Завершая рассмотрение операций, связанных с договором доверительного управления имуществом, еще раз подчеркнем, что порядок бухгалтерского учета и предоставление отчетности регламентирован для каждого участника данного процесса. Данный аспект в немалой степени оказывает влияние и на налогообложение, возникающее в процессе управления имуществом.

В таком случае для принятия решения о передаче имущества в доверительное управление представляется очень важным определить, кто и в каком порядке должен исчислять и уплачивать налоги.

Для комплексной автоматизации деятельности инвестиционных компаний разработано прикладное решение «Ортикон:Управление инвестиционной компанией 8». Данный программный продукт разработан на платформе «1С:Предприятие 8» и является дополнением к типовой конфигурации программы «1С:Бухгалтерия 8».

Программа имеет модульную структуру и представляет собой «Основную поставку», которая может быть дополнена модулями «Доверительное управление» и/или «Брокерская деятельность».

Возможности основной поставки позволяют автоматизировать ведение бухгалтерского и налогового учета организации, которая является участником рынка ценных бумаг и отражает финансово-хозяйственные операции с ценными бумагами в составе прочих доходов и расходов. В состав основной поставки входит подсистема, предназначенная для автоматизации дилерской деятельности. Рассмотрим кратко возможности данной подсистемы.

Учет ценных бумаг

Программа обеспечивает ведение учета операций с различными видами финансовых вложений – акциями, облигациями, векселями, депозитами и др. Список видов финансовых вложений может быть расширен. Для каждого вида вложения можно указать вид дохода – «дивидендный», «купонный», «процентный». Для акции, например, это может быть «дивидендный» вид дохода, который представляет собой выраженную в процентах сумму годового дивиденда, приходящуюся на одну акцию, по отношению к ее текущей рыночной стоимости, для облигации – «купонный» вид дохода, рассчитываемый пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска облигации (даты выплаты предшествующего купонного дохода) до даты передачи облигации.

Для ценных бумаг с указанным сроком обращения, которые не обращаются на организованном рынке ценных бумаг (ОРЦБ), в программе предусмотрена возможность дооценки по бухгалтерскому и налоговому учету. Переоценка по бухгалтерскому и налоговому учету в свою очередь реализована только для ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ.

Для ценных бумаг с указанным купонным доходом можно задать момент списания по бухгалтерскому и налоговому учету уплаченного накопленного купонного дохода. Возможные варианты списания – «при продаже ценной бумаги данного вида», «при первом погашении купона после покупки ценной бумаги» или «при первом начислении купона после покупки».

Учет ценных бумаг ведется в иерархическом справочнике «Ценные бумаги». Некоторые параметры, такие, как «Группа», «Наименование», «Эмитент», «Валюта номинала» и др., являются общими и указываются для всех ценных бумаг. В то же время некоторые параметры имеют значение и устанавливаются только для ценных бумаг определенного вида. Для облигации, например, погашение номинала которой выполняется разовым платежом, можно установить признак «Производится погашение номинала». Если по ценной бумаге предполагается получение купонного дохода, то для нее можно задать «процент по купону», а также «дату начала купона» и «дату погашения купона». Доход по купону будет рассчитан автоматически.

Признак «Переводная ценная бумага» можно установить, например, для переводного векселя, который по определению может быть перемещен из распоряжения одного лица в распоряжение другого. Отсутствие у векселя признака «Переводная ценная бумага» означает, что это простой вексель, который является по существу долговой распиской. Для ценных бумаг, для которых оговорено время платежа, например для векселя, можно указать варианты платежа – «по предъявлении векселя», «по предъявлению, но не ранее указанного количества дней» и некоторые другие варианты. Признак «Доход аккумулируется в номинале» указывает на то, что номинал ценной бумаги увеличивается на сумму полученного дохода и может быть задан только для ценных бумаг, имеющих процентный вид дохода.

Для ценных бумаг, обращающихся на ОРЦБ, вводятся значения котировок с указанием даты торгов и наименованием торговой площадки, на которой совершались сделки.

Для отражения в учете операций с ценными бумагами предусмотрена возможность настройки аналитики по бухгалтерскому и налоговому учету. При этом указанная настройка может быть выполнена не только для вида ценных бумаг, но и индивидуально для конкретной ценной бумаги. В последующем при проведении документов проводки по бухгалтерскому и налоговому учету будут формироваться в системе в соответствии с выполненной настройкой.

Учет операций с ценными бумагами

Для оформления таких операций с ценными бумагами, как поступление, выбытие, перемещение, дооценка и переоценка, начисление дохода и выплата дохода, частичное погашение, а также для сделок РЕПО в системе используются документы. Сделка РЕПО представляет собой сделку по продаже (покупке) ценных бумаг с обязательной последующей обратной покупкой (продажей) ценных бумаг того же выпуска в том же количестве в определенный договором срок по установленной цене.

Ведется учет дополнительных расходов – депозитарных сборов, комиссии брокеров и других дополнительных расходов. Дополнительные расходы можно списывать как при регистрации операции, так и в конце месяца или в любой произвольный момент времени.

В системе реализован партионный учет ценных бумаг, который можно вести по методу ФИФО, ЛИФО или «по средней».

Наряду с простой схемой покупки-продажи ценных бумаг в системе также реализован специальный бизнес-процесс. Данный бизнес-процесс предусматривает последовательное выполнение операций по схеме «заявка» – «покупка» – «поставка ценных бумаг» – «оплата» с возможностью резервирования платежей и ценных бумаг, а также отслеживания текущей ситуации с заключенными сделками.

Существует возможность загрузки данных из отчетов брокера. Возможна также реализация загрузки из отчетов других брокеров. Предусмотрена загрузка котировок из файлов ММВБ, системы интернет-трейдинга QUIK и RBC.

Учет ценных бумаг ведется в разрезе брокеров, а для каждого брокера – по разным торговым площадкам. Для переоценки ценных бумаг по разным торговым площадкам используются котировки конкретной торговой площадки.

Предусмотрено ведение учета дивидендов и накопленного купонного дохода. Прибыль учитывается в разрезе ценных бумаг, брокеров и торговых площадок. Возможен также учет прибыли в разрезе инвестиционных портфелей.

Модуль «Доверительное управление»

Организация, занимающаяся доверительным управлением, принимает от клиента финансовые активы, формирует в соответствии со стратегией, одобренной клиентом, портфель ценных бумаг и управляет им в интересах клиента за оговоренное вознаграждение. Особенности данного вида деятельности реализованы в модуле «Доверительное управление».

Учет ценных бумаг и денежных средств в модуле ведется в разрезе клиентов и договоров с клиентами. Реализована регистрация операций с ценными бумагами – покупка и реализация, перемещение, переоценка, дооценка до номинала и др. Предусмотрено отражение пожеланий клиента в части формирования портфеля и выбора стратегии. Например, после поручения клиента о покупке облигаций, подтвержденного подписанием договора, в его интересах будет выполнена именно эта операция. Реализовано формирование «Отчета клиента», «Отчета по прибылям и убыткам», отчетов по денежным средствам и ценным бумагам, а также ведение бухгалтерского и налогового учета доверительного управления.

Программный продукт «Ортикон:Управление инвестиционной компанией 8» был внедрен в управляющей компании «Аналитический центр». В результате автоматизации компания получила возможность комплексно и оперативно получать информацию по операциям с финансовыми вложениями и, как следствие, повысить эффективность управления своими активами. Программное решение также значительно упростило работу с клиентами.

Для работы с прикладным решением «Ортикон:Управление инвестиционной компанией 8» необходимо наличие программного продукта «1С:Бухгалтерия 8».

Самые популярные и понятные инвестиции для белорусов - это банковские депозиты и недвижимость. Но «депозитные» игры в белорусские рубли похоже уже подошли к своему логическому завершению, проценты по валютным вкладам стабильно снижаются, а отд��ча от вложений в недвижимость в кризис не всегда очевидна.

За рубежом существует огромный выбор финансовых инструментов, которые при грамотном подходе позволяют наращивать активы как индивидуальным вкладчикам, так и корпоративным клиентам. В помощь инвесторам на мировых финансовых рынках создана мощная инфраструктура - инвестиционные банки, брокерские компании, хеджевые фонды. Что же делать белорусам, которые прикопили деньжат и хотят и их приумножить? Кому можно доверить заработанные честным трудом активы?

Где найти повелителей фьючерсов и опционов?

Услуга индивидуального доверительного управления в белорусских реалиях представляет собой помощь банка в инвестировании свободных денежных средств клиента в зарубежные активы - акции, облигации, опционы, фьючерсы, паи различных фондов. За размещение средств, как правило, банк берет фиксированную сумму вознаграждения в размере 1-2% от суммы инвестиций. Если инвестиции прибыльны, то к базовому платежу добавляется дополнительный бонус в виде процента от полученной прибыли.

В Беларуси услугу индивидуального доверительного управления предлагают крупные банки - Альфа-Банк, Белагропромбанк, БПС- Сбербанк, Беларусбанк, Приорбанк.

Следует отметить, что услуга индивидуального доверительного управления предназначена для состоятельных людей. Порог инвестиционного входа у большинства банков - 50-100 тысяч долларов США. Пожалуй, самые лояльные требования - у Альфа- Банка. Здесь интерес к инвесторам начинается с суммы в 10 000 долларов США.

Но в целом, объем вложений зависит от выбранной стратегии.

Доверять или проверять: виды доверительного управления

Люди, заинтересованные в инвестировании в зарубежные ценные бумаги, не только не бедны, но в большинстве случаев и финансово грамотны. Как правило, выделяют три вида доверительного управления:

  • по полное доверительное управление,
  • по согласованию;
  • по приказу.

При полном доверительном управлении все инвестиционные решения принимает управляющий, уведомляя инвестора о результатах. Эта услуга подходит для клиентов, которые не имеют достаточных знаний о фондовом рынке и не хотят вникать в тонкости инвестирования.

При управлении по согласованию решения по формированию инвестиционного портфеля принимаются после консультации управляющего с владельцем активов. Полный приказ подразумевает проведение операций по купле-продаже ценных бумаг исключительно под ответственность клиента. Инвестирование по приказу и согласованию выбирают клиенты, которые разбираются в нюансах фондового рынка и склонны к анализу.

"Памяркоўныя" инвестиции: какие стратегии выбирают белорусы

Доверительное управление - услуга долгоиграющая. Чтобы увидеть результат нужно набраться терпения. Минимальный срок для инвестирования -1 год. А лучше больше - два или три года. Поэтому деньги, которые клиенты несут в банк, это однозначно не последние средства. Инвесторы - это люди, которые уже имеют определенный капитал и прилагаемый к нему социальный статус. По словам специалиста Альфа-Банка, 90% клиентов, пользующиеся услугой доверительного управления, это мужчины возрасте 30-50 лет.

- Клиенты в основном выбирают умеренную стратегию, - делится своими наблюдениями Сергей Смоляков. - Она лидирует и по числу клиентов, и по сумме внесенных средств. Это оптимальный баланс между желанием рисковать и зарабатывать. Доходность в таком случае будет выше, чем по консервативной стратегии, но риск ниже, чем в стратегии агрессивной. При сбалансированной стратегии мы покупаем акции (которые больше характерны агрессивной стратегии) и облигации (которые обладают фиксированным стабильным доходом) компаний (долговые и долевые ценные бумаги) и таким образом достигаем баланса.

На 1 июля 2015 года средняя доходность по итогам квартала по портфелю клиентов Альфа-Банка составила 9%.

Один в поле не инвестор

Чтобы выйти на мировые фондовые рынки и беспрепятственно покупать зарубежные ценные бумаги, белорусские граждане должны иметь специальное разрешение Нацбанка. Крупным банкам в этом нет необходимости. Все необходимые лицензии и разрешения у них уже есть.

Если белорусский гражданин захочет напрямую сотрудничать с иностранным брокером, его ждет немало сложностей в процессе заключения договора, открытия счета, перечисления и вывода денежных средств. Кроме того, при работе напрямую значительно возрастает сумма уплаченных брокеру комиссий за совершение сделок с ценными бумагами.

Кроме того, банк является налоговым агентом, то ответственным за расчет и уплату всех налогов с доходов, полученных в рамках инвестиций в иностранные ценные бумаги.

Что ж, свет клином на банковских вкладах не сходится. Однако, следует понимать, что с последними деньгами заниматься доверительным управлением не стоит. Белорусские банкиры рекомендуют диверсифицировать сбережения и не складывать все яйца в одну корзину.

Ю.В. Капанина, аттестованный налоговый консультант

Доверили управление своим имуществом?

Как учредителю (выгодоприобретателю) учитывать операции, связанные с договором доверительного управления

В , , мы рассказали об особенностях оформления документов по договору доверительного управления. Причем информация о документообороте пригодится всем участникам этого договора. Также мы рассказали об отражении операций по такому договору в бухгалтерском и налоговом учете доверительного управляющего. А о том, как вести учет и заполнять отчетность учредителю управления и выгодоприобретателю - третьему лицу, вы узнаете из этой статьи.

Учет у учредителя управления

Бухучет

Рассмотрим бухучет на примере.

Пример. Учет операций, связанных с доверительным управлением имуществом

/ условие / Компания в декабре 2015 г. приняла к учету в качестве основного средства приобретенное здание торгового центра по первоначальной стоимости 56 760 000 руб. С 01.01.2016 по зданию начисляется амортизация. Срок полезного использования (с учетом срока эксплуатации предыдущим собственником) - 264 месяца, сумма ежемесячной амортизации - 215 000 руб.

01.04.2016 договор доверительного управления вступил в силу, и компания передала здание в управление на 3 года для сдачи его в аренду, став учредителем управления - выгодоприобретателем. Сумма накопленной на 1 апреля амортизации - 645 000 руб.

Предположим, что в одном из отчетных периодов причитающаяся учредителю управления прибыль, согласно отчету доверительного управляющего, составила 2 260 000 руб.

/ решение / В учете сделайте следующие запис ипп. 4- 6 Указаний, утв. Приказом Минфина от 28.11.2001 № 97н (далее - Указания) .

Содержание операции Дт Кт Сумма, руб.
На дату передачи имущества
Здание передано доверительному управляющему 79 «Внутрихозяйственные расчеты», субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» 01 «Основные средства» 56 760 000
Передана сумма начисленной амортизации 645 000
На дату отчета управляющего
Отражена прибыль по договору доверительного управления 79, субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» (91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «Прочие доходы») 2 260 000
Получен от управляющего НДС, начисленный с вознаграждения 19 «НДС» 79, субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» 43 200
НДС с вознаграждения принят к вычету 68 «НДС» 19 «НДС» 43 200
На дату получения денег
Получены деньги от доверительного управляющего 51 «Расчетный счет» 79, субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» 2 260 000
На дату прекращения договора
Здание возвращено учредителю управления 01 «Основные средства» 79, субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» 56 760 000
Принята сумма начисленной амортизации
(645 000 руб. + (215 000 руб. х 36 мес.))
79, субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» 02 «Амортизация основных средств» 8 385 000
При получении от управляющего остатка денег на обособленном расчетном счете делается запись: дебет счета 51 «Расчетный счет» – кредит счета 79, субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом».
Закрытие субсчета «Расчеты по договору доверительного управления имуществом» отражается проводкой: дебет счета 79, субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», – кредит счета 99 «Прибыли и убытки»

При составлении бухгалтерской отчетности учредитель управления должен включить в нее представленные доверительным управляющим данные об активах, обязательствах, доходах, расхода хп. 7 Указаний . Поскольку такую информацию учредитель получает в составе бухгалтерской отчетности, составленной управляющим, ему нужно просто суммировать полученные данные с аналогичными показателями своей отчетности (к примеру, показатель строки 1150 баланса нужно увеличить на остаточную стоимость основных средств, переданных в доверительное управление).

Кстати, остатки по счету 79, субсчет «Расчеты по договору доверительного управления имуществом», в балансе не отражаютс яп. 7 Указаний . Поскольку остатки по дебету (кредиту) счета 79-3 в учете у учредителя управления будут равны (при правильном ведении учета) кредиту (дебету) этого же счета в обособленном учете управляющего. И при составлении учредителем управления баланса дебет и кредит счета 79 будут взаимно перекрываться.

Заметим также, что если по договору доверительного управления выгодоприобретателем является третье лицо, то учредитель управления в своем бухучете записи по отражению дохода не делает.

НДС

Сразу скажем, что вопросы в части НДС при доверительном управлении касаются только учредителя управления, который применяет ОСН (упрощенцы не являются плательщиками НДСпп. 2 , 3 ст. 346.11 НК РФ ).

НДС при передаче имущества. Поскольку при передаче имущества в доверительное управление право собственности на него к управляющему не переходит, то такая передача не является объектом обложения НДСп. 1 ст. 1012 ГК РФ ; п. 1 ст. 39 , п. 1 ст. 146 НК РФ .

По мнению специалиста ФНС, учредитель должен восстановить входной НДС, ранее принятый к вычету по передаваемому имуществ уподп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ ; Письма ФНС от 03.05.2012 № ЕД-4-3/7383@ ; Минфина от 14.11.2011 № 03-07-11/311 .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Передача имущества в доверительное управление не является объектом обложения НДСп. 1 ст. 146 , ст. 39 НК РФ . Поэтому компания, передающая имущество в доверительное управление, обязана восстановить сумму входного налога по этому имуществу, ранее правомерно принятого к вычету. При этом восстановление суммы налога производится в порядке, установленном подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ” .

В то же время есть судебные решения, поддерживающие иную позицию: ст. 170 НК РФ содержит исчерпывающий перечень случаев, при которых принятый к вычету НДС подлежит восстановлению, и передача имущества в доверительное управление в этот перечень не входи тПостановления ФАС СЗО от 31.01.2014 № А26-600/2013 ; ФАС СКО от 30.09.2011 № А32-23383/2010 .

В случае когда учредитель управления ранее не заявлял вычет по переданному имуществу, по мнению судей, его передача в доверительное управление вычету не мешает, если это имущество будет использоваться доверительным управляющим в облагаемых НДС операция хп. 2 ст. 171 , п. 1 ст. 172 НК РФ ; Постановление АС ПО от 28.10.2014 № А12-2328/2013 (Определением ВС от 24.02.2015 № 306-КГ15-320 отказано в передаче дела для рассмотрения Судебной коллегией по экономическим спорам) .

НДС при исполнении договора доверительного управления. Все обязанности в рамках этого договора возложены на доверительного управляющег оп. 1 ст. 174.1 НК РФ . То есть учредитель управления НДС по этим операциям не исчисляет и не платит.

Соответственно, с доходов, полученных учредителем по договору доверительного управления, НДС не платится.

При этом НДС, предъявленный учредителю управления в вознаграждении управляющего, он может принять к вычет уПостановление Президиума ВАС от 15.07.2010 № 2809/10 .

Налог на прибыль

Правила формирования доходов и расходов у учредителя управления зависят от того, кто по договору будет получателем дохода, то есть выгодоприобретателем.

СИТУАЦИЯ 1. Учредитель управления является выгодоприобретателем.

Доходы учредителя управления на основании отчета управляющего включаются в состав его выручки или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода и в соответствии с учетной политико йп. 2 ст. 276 НК РФ . При этом внереализационные доходы от доверительного управления учитываются в последний день отчетного (налогового) период аабз. 4 подп. 5 п. 4 ст. 271 НК РФ .

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

В договоре доверительного управления лучше предусмотреть вознаграждение управляющему. Без этого получается, что управляющий оказывает услуги безвозмездно, а значит, учредитель должен включить во внереализационные доходы их рыночную стоимост ьп. 8 ст. 250 НК РФ .

Соответственно, затраты, связанные с исполнением договора доверительного управления (включая амортизацию имущества и вознаграждение доверительного управляющего), также в зависимости от их вида признаютс яп. 2 ст. 276 НК РФ :

  • <или> расходами, связанными с производством;
  • <или> внереализационными расходами.

Посмотрим, как учредителю показать данные о таких доходах и расходах в декларации по налогу на прибыль.

Пример. Отражение в декларации операций, связанных с доверительным управлением имуществом

/ условие / Воспользуемся данными предыдущего примера. Предположим, что в отчете управляющего указано:

  • доходы от аренды имущества (без НДС) - 3 000 000 руб.;
  • затраты, связанные с исполнением договора, - 740 000 руб. (из них: амортизация здания - 215 000 руб., вознаграждение управляющего - 240 000 руб., прочие возмещаемые расходы - 285 000 руб.).

/ решение / Для отражения полученных данных учредителю нужно заполнить приложение № 3 к листу 02 декларации по налогу на прибыл ьп. 8.4 Порядка, утв. Приказом ФНС от 26.11.2014 № ММВ-7-3/600@ .

Показатели Код строки Сумма в рублях
1 2 3
...
210
211 Здесь указывается выделенная из общей суммы доходов сумма внереализационных доходов, которая затем переносится в строку 100 приложения № 1 к листу 02
220
в том числе внереализационные расходы 221 Сюда нужно вписывать выделенную из общей суммы расходов сумму внереализационных расходов. Этот показатель включается в строку 200 приложения № 2 к листу 02
Убытки, полученные в отчетном (налоговом) периоде в рамках договора доверительного управления имуществом 230 Если в результате деятельности управляющего получены убытки (расходы превышают доходы), сумму этих убытков здесь отражать не нужно. Поскольку в этой строке показываются только те убытки, которые не учитываются для целей расчета налога на прибыль. А в ситуации, когда учредитель является выгодоприобретателем, таких ограничений нет
...
Итого выручка от реализации по операциям, отраженным в Приложении № 3 к Листу 02 (сумма строк 030, 100, 110, 180 (210 – 211), 240 Приложения № 3 к Листу 02) 340
350
360

Если учредитель не имеет иных налогооблагаемых доходов, кроме доходов от доверительного управления, то ему нужно уплачивать только квартальные авансовые платежи (внутри квартала ежемесячные авансовые платежи не уплачиваются) независимо от суммы получаемых квартальных доходо вп. 3 ст. 286 НК РФ . А вот при наличии иных доходов авансовые платежи вносятся в бюджет в общеустановленном порядк еПисьма Минфина от 26.02.2013 № 03-03-06/1/5366 , от 15.08.2011 № 03-03-06/1/485 .

Когда при прекращении договора имущество, находившееся в доверительном управлении, управляющий передает обратно учредителю:

  • у учредителя каких-либо доходов не образуется. Также неважно, увеличилась или снизилась стоимость этого имущества за период доверительного управления, соответствующая разница при расчете налога на прибыль не учитываетс яп. 4 ст. 276 НК РФ ;
  • учредитель определяет налоговую остаточную стоимость имущества с учетом начисленной за период действия договора доверительного управления амортизации и продолжает его амортизировать, как и раньш ест. 332 НК РФ .

СИТУАЦИЯ 2. Учредитель не является выгодоприобретателем. Тогда налоговую базу по доверительному управлению имущества определяет именно выгодоприобретател ьп. 3 ст. 276 НК РФ .

В такой ситуации учредитель может учесть при расчете налога на прибыль в качестве внереализационных расходов только вознаграждение управляющего, если оно по условиям договора выплачивается за счет средств учредител яподп. 2 п. 3 ст. 276 НК РФ . Какие-либо иные расходы, связанные с договором, при налогообложении не учитываютс яп. 47 ст. 270 , подп. 3 п. 3 ст. 276 , ст. 332 НК РФ .

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

“ Если по условиям договора доверительного управления учредитель управления не является выгодоприобретателем, то амортизация по имуществу, переданному в управление, начисляется и учитывается при налогообложении прибыли у выгодоприобретателя в течение срока действия договора доверительного управлени яподп. 2 п. 3 ст. 276 НК РФ .

При возврате имущества учредителю амортизация, начисленная по этому имуществу выгодоприобретателем за период действия договора, у учредителя в целях расчета налога на прибыль не учитываетс яст. 332 НК РФ ” .

Налог на имущество

Несмотря на то что переданное в доверительное управление основное средство учитывается у учредителя управления на счете 79 «Внутрихозяйственные расчеты», а не на счете 01 «Основные средства», он все же остается его собственником. Поэтому в отношении этого ОС сдавать декларации и уплачивать налог на имущество должен именно учредитель управлени яп. 1 ст. 374 , п. 1 ст. 378 НК РФ .

Учет у выгодоприобретателя - третьего лица

Бухучет

Для отражения в учете операций, связанных с доверительным управлением в интересах выгодоприобретателя, сделайте такие запис ипп. 8- 10 Указаний .

НДС

Получение доходов по договору доверительного управления для выгодоприобретателя не влечет последствий по НДС, поскольку никаких услуг он никому не оказывает.

Налог на прибыль

Доходы в рамках договора доверительного управления в зависимости от их вида включаются у выгодоприобретателя в состав его доходов от реализации или внереализационных доходо вп. 3 ст. 276 НК РФ .

Внимание

Если по условиям договора доверительного управления имуществом предусмотрено более одного выгодоприобретателя, то доходы и расходы учитываются у них пропорционально причитающимся им доля мподп. 4 п. 3 ст. 276 НК РФ .

При этом в «прибыльные» расходы выгодоприобретатель может включит ьподп. 2 п. 3 ст. 276 НК РФ :

  • затраты доверительного управляющего, понесенные им в рамках договора доверительного управления, только если в договоре предусмотрена их компенсация;
  • вознаграждение доверительного управляющего, при условии что оно выплачивается за счет уменьшения доходов, полученных в рамках исполнения договора доверительного управления.

Выгодоприобретатель в целях налогообложения не сможет учесть убытки, полученные по договору доверительного управлени яподп. 3 п. 3. ст. 276 НК РФ .

Покажем на примере, как отразить финансовые результаты деятельности доверительного управляющего.

Показатели Код строки Сумма в рублях
1 2 3
...
Доходы учредителя доверительного управления (доходы выгодоприобретателя), полученные в рамках договора доверительного управления имуществом 210
в том числе внереализационные доходы 211
Расходы учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом
Итого расходы по операциям, отраженным в Приложении № 3 к Листу 02 (сумма строк 040, 120, 130, 190 (220 – 221), 250 Приложения № 3 к Листу 02) 350
Убытки по операциям, отраженным в Приложении № 3 к Листу 02 (сумма строк 060, 150, 160, 201, 230, 260 Приложения № 3 к Листу 02) 360 Эта сумма переносится из строки 230. Затем сумма убытка включается в строку 050 листа 02, в которой восстанавливаются суммы убытков, не принимаемых при расчете налога на прибыль

Участники договора доверительного управления могут применять УСН только с объектом налогообложения «доходы минус расход ы»п. 3 ст. 346.14 НК РФ . Но вот специальных положений, касающихся учета этих доходов и расходов, для них в НК РФ не предусмотрено. Поэтому упрощенцам нужно опираться на общие нормы, о которых мы рассказали. Но отличия все же есть:

  • затраты учредителя управления на выплату вознаграждения доверительному управляющему не учитываются при исчислении УСН, поскольку в закрытом перечне «упрощенных» расходов не поименован ып. 1 ст. 346.16 НК РФ ; Письмо Минфина от 12.05.2012 № 03-11-06/2/67 ;
  • возмещаемые расходы, связанные с исполнением договора доверительного управления, учитываются при расчете «упрощенного» налога в зависимости от того, указан ли конкретный вид расхода в закрытом перечне в п. 1 ст. 346.16 НК РФ;
  • доходы у всех участников договора доверительного управления учитываются на дату поступления денежных средств на расчетный счет (в касс у)п. 1 ст. 346.17 НК РФ .

Доверительное управление само по себе - достаточно непростой инструмент договорной политики. Но при этом у него, несомненно, есть привлекательные стороны. Например, договоры доверительного управления могут быть эффективным средством защиты собственности, так как законодательством не допускается обращение взыскания на переданное имущество по долгам учредителя управления, за исключением случаев его несостоятельности (банкротства) (см. п. 2 ст. 1018 ГК РФ). Договор доверительного управления также дает возможность задействовать передаваемый актив в деятельности, требующей лицензирования, если такой лицензии нет у учредителя управления, но она есть у управляющего. Проблемы, связанные с бухгалтерским и налоговым оформлением таких договоров, а также пути их решения рассматривает В.С. Ржаницына, руководитель отдела инвестиционных проектов группы компаний "Сектор", г. Санкт-Петербург.


где
УУ - учредитель управления;

ВП - выгодоприобретатель;


Правовое регулирование доверительного управления

Доверительное управление имуществом как вид гражданско-правовых отношений регулируется главой 53 ГК РФ. Согласно статье 1012 ГК РФ по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя).

Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 1 ст. 1012 ГК РФ).

Доверительный управляющий в пределах, установленных договором, осуществляет правомочия собственника и вправе совершать с переданным ему имуществом любые юридические и фактические действия в интересах выгодоприобретателя с обязательным указанием своих полномочий (после наименования доверительного управляющего должна быть проставлена пометка ДУ).

Деятельность доверительного управляющего подобна оказанию услуг по управлению. Однако его ответственность за причинение убытков является повышенной по сравнению с иными договорными формами - он обязан компенсировать любые убытки, если не докажет, что они произошли вследствие непреодолимой силы, либо действий учредителя управления или выгодоприобретателя (ст. 1022 ГК РФ). Ограничена и возможность управляющего извлекать выгоды из договора. Закон закрепляет за ним право на предусмотренное договором вознаграждение, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, но только за счет доходов от использования этого имущества (ст. 1023 ГК РФ). Не может доверительный управляющий и быть выгодоприобретателем по договору (п. 3 ст. 1015 ГК РФ).

Имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе (см. далее), и по нему ведется самостоятельный учет (п. 1 ст. 1018 ГК РФ).

Схема 1. Взаимоотношения участников договора доверительного управления

где
УУ - учредитель управления;
ДУ - доверительный управляющий;
ВП - выгодоприобретатель;
1 - передача имущества в доверительное управление;
2 или 4 - получение доходов от доверительного управления;
3 - получение вознаграждения со счета (или из кассы) доверительного управления (иногда возможна выплата вознаграждения учредителем управления со своего счета);
5 или 6 - возмещение убытков.

Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением, открывается отдельный банковский счет (п. 1 ст. 1018 ГК РФ), а при осуществлении наличных расчетов - и отдельная кассовая книга, так как наличные денежные средства в рамках доверительного управления также должны быть обособлены.

Бухгалтерский учет операций по доверительному управлению имуществом

Минфином России разработаны "Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом" (утв. приказом Минфина России от 28.11.2001 № 97н, далее - Указания). Данный документ распространяется на все юридические лица, кроме кредитных и страховых организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов и бюджетных учреждений, для которых существуют ведомственные нормативные документы.

Для отражения операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом, предлагается использовать счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" субсчет 3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом". Такой субсчет будет присутствовать и в рабочем плане счетов учредителя управления, и в плане счетов, используемом доверительным управляющим при ведении обособленного баланса. Зеркальные остатки по данным субсчетам связывают эти два баланса и показывают стоимостную оценку имущества в доверительном управлении. В "Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций" (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н) сказано, что субсчет 79-3 также применяется для учета расчетов у доверительного управляющего, но данная точка зрения не нашла отражения в корреспонденции счетов, предлагаемой Указаниями. Кроме того, это противоречило бы назначению счета внутрихозяйственных расчетов, который предназначен для отражения расчетов с контрагентами по договорам.

Отдельный баланс и отчет доверительного управляющего

Доверительное управление - не единственная ситуация, в которой предписывается ведение отдельного баланса. Однако отдельный баланс доверительного управления имеет ряд отличительных особенностей:

  • обязательность выделения и ведения, вытекающую из природы договорных отношений доверительного управления;
  • принадлежность к отчетности учредителя управления;
  • составление от лица доверительного управляющего (с указанием на его статус), связанного с учредителем управления только договорными отношениями - то есть учет ведет доверительный управляющий;
  • порядок отражения операций предписывается Указаниями;
  • на основании данных учета должны быть определены все необходимые показатели для включения в единую бухгалтерскую отчетность учредителя управления путем построчного суммирования;
  • доверительный управляющий, не являясь субъектом налогообложения по отношению к переданному в доверительное управление имуществу и операциям с ним, не имеет достаточной информации для отражения налоговых обязательств.

Отметим, что в пункте 11 Указаний говорится, что для каждого договора доверительного управления управляющий должен открыть отдельный субсчет к счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" в разрезе учредителя управления и выгодополучателя (в ГК РФ используется термин "выгодоприобретатель"). Данная ситуация возможна, только если доверительный управляющий ведет учет всех договоров на одном, своем собственном балансе. Кроме того, расчеты с выгодоприобретателями не являются внутрихозяйственными и не подлежат отражению на счете 79. В рамках отдельного баланса этот счет может быть открыт только для расчетов с тем учредителем управления, по договору с которым ведется данный баланс. Если доверительный управляющий осуществляет доверительное управление имуществом нескольких учредителей управления, это найдет отражение на его счетах учета расчетов по получению вознаграждения (Указаниями предусмотрено использование счета 76), а не в отдельных балансах по каждому договору.

Отдельный баланс должен открываться по каждому договору доверительного управления. Таким образом, финансовый результат учредителя управления будет распределен по двум (или более, если им заключен не один договор управления) балансам, а общие налоговые обязательства по всем видам деятельности будут отражены в его основном балансе (см. схему 1). Отсюда следует вывод, что при проведении реформации локальный финансовый результат в каждом отдельном балансе необходимо перевести на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", так как Указаниями не предусмотрена его передача на основной баланс через счет 79-3.

В силу того, что форма отчета доверительного управляющего для целей бухгалтерского учета Указаниями не определена, можно предложить использовать оборотно-сальдовую ведомость, содержащую данные по всем счетам отдельного баланса с необходимыми их расшифровками, либо формы бухгалтерской отчетности.

Учет у учредителя управления на основном балансе

При передаче объектов имущества в доверительное управление их стоимость принимается равной бухгалтерской оценке в учете учредителя управления на дату вступления договора в силу. Подтверждением получения имущества, переданного в доверительное управление, для учредителя управления может быть извещение об оприходовании имущества от доверительного управляющего или первичный учетный документ с пометкой "Д.У." (копия накладной, акт приема - передачи и т. п.).

Указаниями (п. 4) учредителю предлагается отражать передачу активов по дебету счета 79-3 в корреспонденции с кредитом счетов 01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 58 "Финансовые вложения" и др., с одновременным списанием сумм накопленной амортизации с дебета счетов 02 "Амортизация основных средств" и 05 "Амортизация нематериальных активов" в кредит счета 79-3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом".

Согласно пункту 12 Указаний в течение срока доверительного управления амортизацию по переданному активу на обособленном балансе начисляет доверительный управляющий (с использованием тех же норм и сроков, которые применялись до передачи). При возврате активов из доверительного управления производятся обратные записи, причем сумма амортизации принимается равной сложившейся на дату окончания договора.

Денежные средства, получаемые учредителем управления по договору, в соответствии с пунктом 5 Указаний должны учитываться по кредиту счета 79-3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" в корреспонденции с дебетом счетов учета денежных средств. Для обеспечения обособленного учета обязательств по возврату переданного имущества от операций по учету движения денежных средств в рамках договора доверительного управления можно открыть дополнительные субсчета второго порядка к счету 79-3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом", либо вести детализированный аналитический учет.

Возмещение причиненных учредителю доверительного управления убытков предлагается учитывать записью Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 91-1 "Прочие доходы". Таким образом, отражение данной операции обособляется от учитываемых на счете 79-3 внутрихозяйственных расчетов. Как нам представляется, рекомендованная схема подходит только для тех видов убытка, которые еще не нашли отражения на отдельном балансе (например, упущенной выгоды). Если же причиненный убыток ранее был зафиксирован на бухгалтерских счетах в рамках отдельного баланса (99 "Прибыли и убытки", 84 "Нераспределенная прибыль"), то начисленное возмещение следует отражать на этих же счетах как погашение признанных прежде убытков.

Указания (п. 7) устанавливают следующий порядок составления бухгалтерской отчетности учредителем управления. В нее должны быть полностью включены данные, представленные доверительным управляющим, об активах, обязательствах, доходах, расходах и других показателях. В баланс учредителя управления данные по счету 79 "Внутрихозяйственные расчеты" субсчет 3 "Расчеты по договору доверительного управления имуществом" не включаются. Раскрытие информации, связанной с осуществлением договора доверительного управления, в составе пояснительной записки к бухгалтерской отчетности производится в соответствии с правилами, установленными ПБУ 12/ "Информация по сегментам" (утв. приказом Минфина России от 27.01.2000 № 11н). При этом управляющий должен соблюдать учетную политику, принятую учредителем управления.

Учет у выгодоприобретателя

Выгодоприобретатель начисляет причитающиеся ему по заключенному в его пользу договору доверительного управления средства записью Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 91-1 "Прочие доходы", и отражает их поступление записью в кредит счета 76 с дебета счетов учета денежных средств.

Учет на отдельном балансе доверительного управления

Доверительный управляющий учитывает операции по получению имущества в доверительное управление также с использованием счета 79-3, записями, зеркальными тем, которые делает учредитель при передаче этого имущества. В Указаниях не освещается вопрос о том, как следует отражать на обособленном балансе перечисление доходов выгодоприобретателю. На наш взгляд, это совершенно иная ситуация, нежели перечисление доходов учредителю управления. В данном случае имеет место не возврат средств собственнику, а их отчуждение в пользу выгодоприобретателя. Поэтому в отдельном балансе перечисление средств выгодоприобретателю может быть отражено с использованием счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Методологией бухгалтерского учета не предусмотрены правила отражения расчетов с бюджетом по налогам в случае доверительного управления. С одной стороны представляется, что согласно принципу соответствия доходов и расходов налоги предпочтительно начислять в той же информационной системе, в которой осуществляется учет объекта налогообложения. С другой стороны, доверительный управляющий, ведущий обособленный баланс, может не обладать информацией о применяемом учредителем управления режиме налогообложения, льготах и т. д. Таким образом, налицо конфликт между субъектом налогообложения и субъектом бухгалтерского учета, которым является доверительный управляющий. Отметим, что схема отражения в учете налога на добавленную стоимость не позволяет вести его учет на основном балансе учредителя управления. Поэтому мы будем исходить из того, что расчеты по НДС ведутся на отдельном балансе, а прочие налоги учредитель учитывает на основном балансе.

Учет у доверительного управляющего на собственном балансе

Так как доверительный управляющий может получать вознаграждение по договору доверительного управления, данная операция должна найти отражение в его собственном балансе. Начисление вознаграждения он отражает записью Дебет 76 "Расчеты с учредителем управления" Кредит 90-1 "Выручка", если доверительное управление является его обычным видом деятельности, или Кредит 91-1 "Прочие доходы" в иных случаях (Указаниями предусмотрено только кредитование счета 90 "Продажи").

Расходы, связанные с осуществлением данного вида деятельности, предписывается учитывать на счете 20 "Основное производство" или 26 "Общехозяйственные расходы" обособленно по каждому договору. Поскольку деятельность по доверительному управлению выделена на отдельный баланс, было бы логичным изначально производить все относящиеся к ней расходы в рамках этого баланса с отдельного расчетного счета (кассы). Однако законодатель предусмотрел возможность использования иной схемы - по соглашению сторон доверительный управляющий может оплатить расходы от своего имени (в этот момент он выступает как обычное юридическое лицо) с последующим их возмещением. На наш взгляд, такие расходы не должны учитываться тем же образом, как те расходы управляющего на ведение договора, компенсация которых не предусмотрена.

Но Указания предписывают нам отражать все оплаченные доверительным управляющим от собственного лица расходы, как возмещаемые, так и производимые им за счет вознаграждения (например, административные расходы), на счетах затрат (20, 26) и затем относить в дебет счетов реализации (90). Возмещение же расходов учредителем управления начислять у управляющего записью Дебет 76 Кредит 90. (Причем это не единственный случай, когда финансовое ведомство предлагает учитывать возмещаемые расходы таким образом - в письме Минфина России от 24.09.2001 № 04-02-05/2/127, аналогичные указания даны для договоров поручения). На наш взгляд, это методологически неверно и противоречит нормам гражданского законодательства, которые проводят различие между вознаграждением управляющего и возмещением расходов. Данные расходы не являются расходами доверительного управляющего, а их возмещение не является его выручкой и не должно отражаться в ее составе. Такого же мнения придерживаются и налоговые органы (основываясь на положениях п. 2 ст. 276 НК РФ). А счет 90 в плане счетов специально предназначен для учета выручки организаций от обычной деятельности. Для того чтобы не завышать выручку и себестоимость услуг по доверительному управлению, возмещаемые расходы следует отражать одной записью Дебет 76 "Расчеты с учредителем управления" Кредит 76 "Расчеты с поставщиком товаров (работ, услуг)", расходы на которые возмещаются по условиям договора.

Пример

По договору учредитель управления передал доверительному управляющему нематериальный актив первоначальной стоимостью 100 000 руб., амортизация - 20 000 руб. Управляющий использовал актив при оказании услуг, выручка за которые составила 30 000 руб. плюс НДС 18 % - 5 400 руб. При осуществлении договора управляющий начислил амортизацию 1 000 руб., учел расходы в сумме 11 800 руб., в т. ч. НДС, и начислил себе вознаграждение в сумме 4 720 руб., в т.ч. НДС. Оплата была произведена из выручки от оказания услуг. Остаток на расчетном счете ДУ был полностью перечислен учредителю управления. Расходы доверительного управляющего по осуществлению данного вида деятельности составили 3 000 руб. Затем за счет ненадлежащего исполнения управляющим своих обязанностей учредителю управления были причинены убытки в виде упущенной выгоды, которые были оценены сторонами в 50 000 руб. Данную сумму управляющий перечислил учредителю за счет собственных средств. Впоследствии договор был расторгнут, а актив возвращен учредителю управления.

В рамках данного примера рассмотрим схему отражения операций доверительного управления у всех сторон договора, при необходимости дополняя Указания недостающими, на наш взгляд, записями.

Отражение операций

У доверительного управляющего:

Дебет 26 Кредит 70, 69 - учтены административные расходы по осуществлению договора - 3 000 руб.; Дебет 76 Кредит 90-1 - начислено вознаграждение по договору доверительного управления - 4 720 руб.; Дебет 90-3 Кредит 68 - начислен НДС с суммы вознаграждения по договору доверительного управления - 720 руб.; Дебет 90-2 Кредит 26 - списаны в уменьшение финансового результата административные расходы по осуществлению договора - 3 000 руб.; Дебет 90-9 Кредит 99 - определен финансовый результат по данному виду деятельности - 1 000 руб.; Дебет 91-2 Кредит 76 - начислено возмещение упущенной выгоды учредителю управления - 50 000 руб.; Дебет 76 Кредит 51 - уплачено возмещение упущенной выгоды учредителю управления - 50 000 руб.

Отражение операций на балансах учредителя управления представлено в таблице.

Таблица 1. Схема бухгалтерского учета на балансах учредителя управления

Содержание операции На основном балансе Сумма На отдельном балансе
Дт Кт Дт Кт

Передан и получен нематериальный актив по договору ДУ

100 000
20 000

Сальдо счета 79-3

Начислена амортизация

Доверительный управляющий оказал услуги с использованием нематериального актива

35 400
5 400

Получена оплата от заказчика

Доверительный управляющий отразил расходы, связанные с управлением

Доверительный управляющий отразил причитающееся ему вознаграждение

Доверительный управляющий со счета ДУ оплатил услуги контрагента и вознаграждение

Определена себестоимость услуги и финансовый результат

15 000
15 000

Перечислены средства учредителю в счет дохода в размере остатка на расчетном счете

Управляющий от лица учредителя управления отражает в учете вычет по НДС

Сальдо счета 79-3

Учредитель управления начислил налог на прибыль по ДУ: 15000*24%

Учредитель управления уплатил налоги:

  • налог на прибыль

2 880
3 600

По окончании срока договора актив возвращен учредителю управления

100 000
21 000

Сальдо счета 79-3

Получены средства от доверительного управляющего в счет возмещения упущенной выгоды

50 000
50 000

Реформация отдельного баланса

35 400
15 000
5 400
15 000

90-1
90-9
90-9
99

90-9
90-2
90-3
84

В рамках предложенной схемы решены практически все проблемные вопросы, кроме одного. В составе отдельного баланса на счете 68 осталось непогашенное обязательство по НДС, а на основном балансе имеется переплата по данному счету на ту же сумму. Эту проблему можно решить двумя способами:

  • перечислением НДС по доверительному управлению в бюджет не с основного, а с отдельного баланса (счета), если не будут возражать налоговые органы; либо
  • совершением не предусмотренной Указаниями записи Дебет 79-3 Кредит 68 - 2 880 руб. на основном балансе и обратной записи Дебет 68 Кредит 79-3 - 2 880 руб. на отдельном балансе.

Налогообложение операций по доверительному управлению

С точки зрения налогового права передача имущества в доверительное управление и возврат из него не являются объектами налогообложения. Из всех хозяйственных операций в НК РФ объектами налогообложения признаются только операции по реализации товаров, работ или услуг (п. 1 ст. 38 НК РФ). Причем под реализацией понимается передача права собственности (п. 1 ст. 39 НК РФ), а формула договора доверительного управления ее не предусматривает.

Налогообложение возникает при осуществлении деятельности по управлению переданным имуществом. Причем в соответствии со статьями 378 и 276 НК РФ учредитель управления самостоятельно уплачивает налог на имущество и налог на прибыль от доверительного управления. Порядок уплаты других налогов отдельно не описан.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с пунктом 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 договор доверительного управления не является достаточным правовым основанием для представления доверительным управляющим интересов учредителя управления в сфере налогообложения. Если учредитель управления и доверительный управляющий достигли договоренности в отношении представительства в сфере налогообложения, соответствующие полномочия управляющего должны быть оформлены доверенностью с учетом требований пункта 3 статьи 29 НК РФ.

КС РФ в Определении от 22.01.2004 № 41-О указал следующее.

Хотя денежные средства, находящиеся на отдельном счете доверительного управления, имеют принадлежность к учредителю управления, однако распоряжается ими доверительный управляющий от своего лица. Строго говоря, нельзя отождествить платеж, произведенный с этого счета доверительным управляющим, с платежом, исходящим от налогоплательщика. Тем не менее, так как средства на данном счете все же принадлежат учредителю управления, налоговые органы могли бы урегулировать ситуацию, разрешив ему выполнять свои налоговые обязательства со счета доверительного управления через доверительного управляющего.

Отметим, что законодательством не урегулирован вопрос об ответственности за нарушения в области ведения бухгалтерского учета и налогообложения при доверительном управлении. НК РФ установлены налоговые санкции за налоговые правонарушения, в том числе за нарушение правил учета доходов и расходов, в отношении налогоплательщиков, в то время как при доверительном управлении учет осуществляет управляющий. Таким образом, учредитель управления как налогоплательщик несет юридическую ответственность за действия доверительного управляющего по ведению учета в рамках отдельного баланса.

Как уже говорилось, передача имущества в доверительное управление не признается реализацией и не порождает объекта налогообложения НДС. Однако можно встретить мнение, что при передаче внеоборотных активов, по которым ранее НДС был предъявлен к вычету, необходимо восстановить НДС по их остаточной стоимости.

Данное мнение не основано на нормах НК РФ, который предусматривает предоставление вычетов по основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления деятельности, облагаемой НДС, в полном объеме после их принятия на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). Учитывать же НДС в стоимости активов требуется только, если они изначально приобретаются с целью использования в операциях, не являющихся объектом налогообложения (п. 2 ст. 170 НК РФ). Данную точку зрения применительно к случаю передачи имущества в качестве вклада в уставный капитал поддержал ВАС РФ в своем постановлении от 11.11.2003 №7473/03. Глава 21 НК РФ "Налог на добавленную стоимость" не содержит специальных норм по налогообложению в случае доверительного управления. На региональном уровне разъяснялось (письмо УМНС России по г. Санкт-Петербургу от 02.04.2003 № 03-06/6816), что доверительный управляющий уплачивает НДС по полученному вознаграждению, а учредитель управления - по выручке, поступившей на отдельный счет доверительного управления. Однако некоторые специалисты полагают, что в отношении НДС при доверительном управлении не все элементы налогообложения определены достаточно четко. Они исходят из того, что в соответствии со статьей 146 НК РФ объектом налогообложения является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, то есть процесс, осуществляемый доверительным управляющим. С другой стороны, в соответствии со статьей 153 НК РФ в налоговую базу включаются все доходы налогоплательщика, связанные с расчетами за эти товары (работы, услуги), то есть результат, принадлежащий учредителю управления. Отсюда заключается, что разные элементы налогообложения присутствуют у разных налогоплательщиков, и налог не может считаться установленным ни для одного из них. Данное заключение имеет спорный характер в силу того, что НК РФ содержит специальное определение реализации, в соответствии с которым ею признается передача прав собственности (ст. 39 НК РФ). Следовательно, процесс реализации как передачи прав собственности можно отождествить лишь с собственником, которым является учредитель управления.

Ситуация осложняется тем, что в соответствии со статьей 171 НК РФ вычету подлежат суммы, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им. В случае же доверительного управления данные суммы предъявляются доверительному управляющему (с указанием на его статус), и уплачиваются им с отдельного счета. Строго говоря, это не то же самое, что предъявление учредителю управления. Не принимая ничью сторону, отметим, что все отмеченные проблемы в области налогообложения данным налогом можно было бы снять, например, придав доверительному управляющему статус налогового агента.

В статье 374 НК РФ устанавливается, что переданное в доверительное управление движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве основных средств, является объектом налогообложения налогом на имущество организаций у учредителя управления на общих основаниях (ст. 378 НК РФ).

Доходы от передачи имущества в доверительное управление не указаны в закрытом перечне доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, приведенном в статье 251 НК РФ. Следовательно, они подлежат налогообложению. Особенности определения налоговой базы участниками таких договоров устанавливаются статьей 276 НК РФ, а особенности ведения налогового учета доходов и расходов - статьей 332 НК РФ.

Доходы по договору доверительного управления включаются в состав внереализационных доходов учредителя управления или выгодоприобретателя. Вознаграждение доверительного управляющего признается его доходом от реализации, а в его расходы включаются все расходы, кроме возмещаемых по условиям договора.

Доверительный управляющий обязан ежемесячно (до 30.08.2002 - ежеквартально) определять финансовый результат по доверительному управлению (по каждому виду доходов) и сообщать его учредителю управления (выгодоприобретателю). В соответствии с подпунктом 5 пункта 4 статьи 271 НК РФ для организаций, использующих метод начисления, датой получения внереализационного дохода от доверительного управления является последний день отчетного (налогового) периода. То есть учредитель управления и выгодоприобретатель должны признавать доход не при поступлении средств со счета доверительного управления, а на основании отчета управляющего.

Что касается расходов, связанных с осуществлением договора, они в полном объеме признаются для целей налогообложения в качестве внереализационных расходов у получателя соответствующих доходов. В пункте 4 статьи 276 НК РФ устанавливается, что если доходы по договору получает выгодоприобретатель, то и расходы по договору признаются у него, а не у учредителя управления. Кроме того, оговаривается, что если в договоре предусмотрена выплата вознаграждения доверительному управляющему не за счет уменьшения доходов, полученных в рамках исполнения договора, данное вознаграждение признается расходом учредителя управления, а не выгодоприобретателя. Здесь наблюдается различие с процедурой бухгалтерского учета, в соответствии с которой доходами выгодоприобретателя признается только перечисляемый платеж, без передачи ему сумм доходов и расходов, учтенных на отдельном балансе.

Пунктом 3 статьи 286 НК РФ установлен особый порядок уплаты налога на прибыль от таких операций - квартальными авансовыми платежами по итогам отчетного периода. Также согласно пункту 3 статьи 276 НК РФ у учредителя управления убытки от использования переданного в доверительное управление имущества не уменьшают доходы, полученные от управления этим имуществом. В данном случае под убытком понимается уменьшение стоимости объекта доверительного управления в результате его порчи либо погашения долгов по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением, а не в результате начисления амортизации в процессе осуществления договора.

В случае окончания договора и возврата имущества учредителю управления у него не образуется дохода (убытка) вне зависимости от наличия положительной (отрицательной) разницы между стоимостью имущества на момент заключения и на момент прекращения договора (п. 5 ст. 276 НК РФ). Если выгодоприобретателем является третье лицо, то при возврате имущества учредителю расходы (убытки) от снижения его стоимости не принимаются в уменьшение налоговой базы учредителя (ст. 332 НК РФ).