Что такое косплей и кто такие косплееры. Что такое косплей

, ,

«Костюмированная игра» — так переводится изобретенный в Японии англоязычный термин «cosplay» (Costumed Play) . В первом приближении многие склонны относить косплей к бал-маскараду. Другие считают, что такое сравнение сродни представлению, что — это «японские мультики», а — «детские комиксы». Принципиальные споры на этот счет, похоже, не закончатся никогда, но существует данное основателями жанра определение. Оно очевидно, но каждый в свою очередь пытается сформулировать его в более удобной и понятной форме.
— это своеобразный «театр» персонажей аниме, манги, японских видеоигр, а также исторических японских костюмов ( , самурайские доспехи и т.д.). Иными словами, традиционное определение косплея подразумевает исключительно японский антураж.

Зарубежные косплееры утверждают: «Ты должен доказать, что ты — и только ты — лучше всех играешь своего персонажа, ты — это он!». Это утверждение звучит категорично, но в нем, по сути дела, заключается смысл косплея — максимальное соответствие своему персонажу, желание «вызвать» его на сцену с экрана телевизора или листка манги, и представить всем, будто бы он существует на самом деле.

Российский косплей все еще находится в стадии зарождения, и существует в основном на уровне индивидуальной самодеятельности. Энтузиасты собственными усилиями подбирают себе костюмы, нередко шьют и изготавливают атрибутику собственноручно. Дороговизна покупки или изготовления качественного костюма порой выступает главной причиной задержки повсеместного распространения косплея в России.

Эта проблема хорошо знакома участникам ролевого и реконструкционного движения. В то же время нередко сказывается историческая разобщенность российского аниме-фэндома и участников ролевых игр на местности. Представители ролевого движения, как правило, непосредственно знакомы с технологией изготовления игровых костюмов, и некоторые ролевики принимают участие в косплее.

Разобщенность сказывается не только на уровне фэндомов, но отчасти и внутри них. Серьезные прорехи в организации препятствуют продвижению косплея на минимальный уровень праздничных мероприятий, способных показать массовость явления косплея и стимулировать энтузиастов. Реконструкторские клубы России, в свою очередь, добились определенных успехов на этом поприще. К примеру, известны случаи официальных выступлений на городских праздниках, участия в телепередачах.

К счастью, в аниме-косплее за последнее время наметились существенные сдвиги, которые не могут не радовать. Повышается и уровень сложности костюмов, и уровень организации косплей-вечеринок… Не исключено, что мы находимся на грани большого косплеерного прорыва. Важно лишь, чтобы развитие было поступательным, а обмен опытом — постоянным. В противном случае «новые люди» обречены повторять сделанные первопроходцами ошибки. © Олег Савицкий (Inu) и Борис Иванов

Косплей — это сравнительно молодой вид субкультуры, который родился в Японии. Косплей представляет собой костюмированную игру, а точнее форму воплощения действий, совершаемых на экране. Простыми словами участники косплея полностью отождествляют себя с любимыми героями, создают себе подобную прическу, одежду, перенимают манеру интонации, речи, называются именем выбранного героя.

Современный косплей впервые возник в Японии в среде японских фанатов манги и аниме, поэтому зачастую главными прототипами действия выступают эти герои. Изначально косплей занял свое место в костюмированных показах на мероприятиях, которые были посвящены фэнтази-фестивалям и научной фантастике. Затем постепенно возникли аниме-фестивали с отдельными номерами косплееров.

Участники косплея идентифицируют себя с каким-то персонажем, например, из видеоигры или из фильма про самураев, носят аналогичную одежду, подражают им в укладке волос, называются его именем, употребляют близкие речевые обороты. Зачастую во время косплея инсценируется ролевая игра. Главное условие косплея – это быть похожим на своего героя и быть одетым в необходимый костюм. Костюмы для косплея обычно шьются самостоятельно или заказываются в ателье, можно купить их готовыми.

Как сделать косплей? Если есть навыки в шитье, то можно рискнуть изготовить костюм самостоятельно. Для этого следует внимательно изучить изображение своего героя. Рассмотрев детали и элементы его одежды, можно найти что-то подобное у себя в гардеробе. И возможно, в шкафу окажется майка или юбка, похожая на одежду любимого персонажа, которая легко перешивается.

Если подходящего дома ничего не нашлось, то следует отправиться с эскизом костюма в магазин тканей и подобрать там подходящие материалы. Затем сделать выкройки, которые можно скачать в интернете и самостоятельно изготовить косплей в домашних условиях.

Обязательно следует продумать прическу и обувь. Если нет возможности достать похожую обувь, то нужно надеть просто неприметные ботинки. А вот прическу необходимо повторить полностью, поскольку она является очень важной отличительной чертой персонажа.

Косплей, что это такое

В традиционном понимании это своего рода «театр» героев и является он производной исключительно японской культуры. Весь антураж косплея зависит от фантазии в умах фанатов или иной развлекательной области.

Девизом косплея являются слова: «нет игры — нет жизни», а среди западных косплееров популярна следующая поговорка: «ты должен доказать, что только ты лучше всех играешь своего персонажа. Ведь ты — это он!». Именно так проявляется суть этой японской субкультуры, а задачей косплеера является максимальное соответствие выбранному персонажу.

Причем, только сделать себе идентичный костюм, этого мало. Каждому косплееру необходимо сполна раскрыть своего героя, его манеру разговора, скопировать его поведение, использовать присущие ему жесты и фразы, показать его характер, а значит временно стать им, чтобы в его реальное существование поверили участники, а также зрители.

История косплея. Изначально возникновение косплея связано с фанатами анимэ и манги и было оно сугубо японским явлением. Поклонникам так понравилось отслеживать жизнь своих любимых персонажей, что они постепенно стали отождествлять себя с ними, и, перевоплощаясь в образы с экранов, мониторов компьютеров, страниц манги «оживлять» своих любимцев.

Косплей, что это? Развитию косплея в Японии поспособствовало общение участников фэндомов с поклонниками фэнтази и фантастики. В этих сообществах нашлись люди, которые стали моделировать и создавать различные аксессуары, игровые костюмы и другую атрибутику. У таких специалистов появились энтузиасты-косплееры, которые стали перенимать опыт и изготавливать костюмы для трансформации в героев аниме. В дальнейшем приблизительно та же картина стала наблюдаться и в западных странах.

На международную арену эта субкультура вышла на рубеже 80-90-ых годов. Начали проводиться фестивали, косплей-коны, а на крупных аниме-конвентах в программу стали включать блоки, посвященные косплею.

Сейчас косплей приобрел большую популярность по всему миру. Проводится большое число крупнейших аниме-фестивалей в Японии, Европе, США и России, где данная субкультура занимает первенствующее положение.

Европейский и американский косплей немного разнится от косплея, присущего стране восходящего солнца. В среде западных косплееров чаще популярны герои американских комиксов, фантастических фильмов, исторические личности, а также персонажи из фильмов на историческую тему. Наибольшее количество народа в Японии собирают мероприятия, которые связаны с компьютерными играми и аниме.

В Японии очень популярен образ кошачьих, поэтому в косплее и аниме-культуре существует множество деталей, которые заимствованы у представителей семейства кошачьих и большинство героев аниме имеют ушки, хвосты, что отражается и в косплее. Всем известное «ня», которое имитирует кошачье мяуканье у японцев, стало предпочтительным восклицанием аниме-субкультуры. Этот возглас передает различные эмоции: разочарование, грусть, радость, удовольствие или восхищение. Явление, когда косплеят персонажей из животных получило название кигуруми.

Косплееры также придумали свои качественные отличия, которые определяют их принадлежность к данной субкультуре. Они изготавливают специальные брелки и значки, выкрашивают ярко волосы или необычно одну прядку в волосах.

В Японии и других странах уже продаются готовые костюмы с соответствующими аксессуарами, но, как правило, настоящий косплеер по собственному эскизу сам создает себе костюм. Язык, на котором общаются косплееры, обогащен фирменными фразами и восклицаниями, заимствованными из японского языка.

В косплее очень важен костюм, который будет проработан до мельчайших деталей, фигура подобная копируемому персонажу, качественный макияж, и некоторые черты характера и повадки.

Что такое, косплей? Психологи считают, что это оригинальный способ самовыражения фанатов японской субкультуры. Этот вид костюмированный игры позволяет человеку не только развеяться, но и самоутведиться, познать себя и раскрыть свои актерские способности.

Кто бы не хотел почувствовать себя суперменом, волшебником или прекрасной принцессой? Или стать на время кем-то другим и вырваться из реальности?

Косплей дает возможность привнести в жизнь сказку и вырваться из обыденности. Дефилируя на фестивале перед полным зрительным залом, участвуя в фотосессиях, можно услышать слова восхищения и, возможно, получить славу. Почти всегда создание костюма становится захватывающей головоломкой, однако творческий процесс доставляет не меньшее удовольствие, чем на дефиле показ готового костюма. Сам косплей также предоставляет возможность познакомиться с массой творческих и позитивных людей. По своей сути косплей выступает неплохой альтернативой психотерапии, ведь все внутренние проблемы уходят на задний план, когда на носу фестиваль, а на костюме не достает жизненно важных деталей.

Косплей помогает раскрыть человеку себя или какие-то свои личные качества, обогатить и разнообразить жизнь, приобрести новые навыки и друзей. Это увлечение замечательно подойдет людям, которые испытывают сложности в общении, нередко чувствуют себя неуверенно.

Косплей помогает в самораскрытии и самопознании, в умении налаживать контакты с окружающими. Данный вид субкультуры дает возможность человеку проявить себя в качестве творца иной реальности. Такой подход вселяет в личность уверенность, поднимает ей , дает импульс для вдохновения и в других сферах деятельности.

С давних времен психология и театр существуют вместе, дополняя и совершенствуя друг друга. При подготовке к игре актеры применяют психологические упражнения для вживания в образ героев, проводят анализ их характерных качеств, погружаются в их контекст жизни. Благодаря театру появилось большинство направлений и школ в психотерапии. Например, Якоб Морено изобрел психодраму, в которой для изучения внутреннего мира человека используется инструмент драматической импровизации. Классическая помогает развивать творческий потенциал человека и расширять возможности адекватного поведения, а также взаимодействия с людьми. Благодаря инсценировкам проблемных ситуаций, индивид может, как бы со стороны видеть себя, способен очутиться на месте других персонажей, примерить со всеми сложностями, слабостями и переживаниями их роли. Благодаря психодраме, человек может выйти за рамки привычного видения своей проблемы, ощутить ресурс и, благодаря этому — справиться с ситуацией. И кто знает, может со временем косплей, тоже займет свою нишу в излечении человеческих душ и поможет встретиться людям со своим истинным «Я».

Косплееры любят привлекать к себе внимание своей эпатажностью, стремятся быть не как все и отличаться. И совсем необязательно, что старомодная страсть к локонам и подъюбникам является у представителей субкультуры косплея признаком психологической незрелости. Причиной такой любви к эпатажу может быть желание приблизиться с помощью одежды к адекватному самовыражению или стремление миру продемонстрировать желаемый образ себя. Наряды косплееров как бы говорят сами за личность человека: яркость, необычность, изысканность, не похожесть на то, что существует повсеместно в нашей унылой действительности. Занятие косплеем помогает развить индивидуальность, отточить навыки самовыражения, приблизиться личности к себе настоящей. Но с тем же успехом косплей может служить и красивой, яркой ширмой, маскирующей внутренний реальный мир человека, выдающий желаемое за действительное. В косплее главное, как и в любом увлечении, сохранить здоровую долю рационализма, а также уметь иронизировать над собой.

0 Это слово, в последнее время было на устах почти у каждого анимешника . Это понятие окружено противоречиями, и в настоящее время является смесью женофильства и женоненавистничества, причём по совершенно разным причинам. Люди любят это, ненавидят, живут и дышат им, или просто принимают его. Это фундаментальная часть конвенций (встреч косплейшиков), и по прошествии многих лет Косплей перешёл от отдельных энтузиастов к огромному комьюнити любителей костюмированных представлений, распространившихся по всему миру. Если вы идёте косплеить , и вы НЕ в сложном костюме, вы в меньшинстве. Сайты обмена изображениями, такие как imgur и tumblr , с некоторых пор просто "взорвались " косплейными фотографиями, и эта тема стала настолько доминировать в поп-культуре, что многие подростки начали активно форсить это явление.
Впрочем, перед тем, как я продолжу, мне хотелось бы порекомендовать вам ещё пару другую публикаций по тематике аниме. Например, в чём разница Слэш и Яой , что такое Оданго , смысл слова Кодомо , что означает Гуро и т. п.

Но, несмотря на интенсивную рекламу, существует ещё много людей, которые не совсем уверены в том, что значит Косплей . Что такое Косплей? Что заставляет людей тратить своё личное время и сотни, если не тысячи долларов на создание вымышленного персонажа? Что означает Косплей? Этот термин заимствован из японского コ ス プ レ (kosupure ), который является сокращением от コ ス チ ュ ー ム プ レ イ (kosuchūmu purei ), что эквивалентно русской смеси костюма + игра .

Косплей - это костюмированная игра, в которой участники действа полностью отождествляют себя с любимыми героями аниме, манги , фильмов, создавая для себя идентичный шмот , причёски, аксессуары, копируют манеру речи, и даже называются именем своего персонажа


Синоним слова Косплей : костюмированная игра.

Cosplay - это сокращение от двух слов, "костюм " и "игра ". В начале 90-х годов это явление на Западе сформировалось в популярную культуру, хотя изначально появилось среди японских фанатов аниме и манги .
Первоначально косплей занял свою нишу в костюмированных показах на мероприятиях посвящённым фантастике и фэнтези-фестивалям. Эта практика изобразить вымышленного персонажа, и время от времени полностью отождествлять себя с ним с помощью костюма (и, действуя так, как будто вы и являетесь тем героем, которого представляете ) понравилась очень многим подросткам, и даже людям среднего возраста. Основное условие Косплея, это быть одетым в костюм, и внешне походить на своего героя. Изначально косплей являлся своего рода "театром " персонажей, однако спустя время стал частью японской культуры.

По моему мнению, косплей - это не просто костюмы, а уникальная форма исполнения. Он наиболее широко ассоциируется с комиксами, аниме, видеоиграми и т. п. В какой-то момент эта мода отдельных гиков оказалась настолько массовой субкультурой , что по существу стала синонимом идеи конвенции или тусовки , то есть людей которые собираются по интересам.

Из личного опыта я обнаружил, что люди косплеются по множеству причин. Будь то любовь к персонажу; хотят насладиться вниманием; одеть замысловатый костюм; изобразить любимого персонажа или получить уважение от сверстников за создание сложнейшей одежды. Собственно, имеются ещё множество мотивов для подобного поведения отдельных граждан, но наиболее популярные мы уже перечислили.

Перед написанием этой статьи, я залез в несколько социальных сетей, и провёл опрос, на тему: «Почему вы играете в косплей ?» Вот некоторые из ответов, которые я получил:

"Давайте посмотрим правде в глаза, многие из нас желают, чтобы мы смогли жить в видеоиграх / телепередачах / фильмах / комиксах / аниме, потому что это очень интересно. И вообще, приятно посвятить часть себя чему-то. Создание косплея занимает много времени, но для меня это половина удовольствия. Это занятие заставляет чувствовать меня живой.
Кроме того, я встретила массу удивительных людей, которые любят то же самое, что и я.
И давайте посмотрим правде в глаза, лучшая часть косплея - это когда вас видит взволнованный ребёнок. Он переполнен эмоциями, поскольку он встретился наяву с супергероем или чем бы вы ни были".

"Косплей - это мой предпочтительный способ быть социальным. Я вошёл в него, потому что мои друзья стали частью этой субкультуры , и это просто сорвало мне крышу!"

"Определить, почему я увлечён, намного сложнее, чем просто заниматься этим. Мне всегда нравилось красиво одеваться и хотелось шить (я сама сделала большинство своих костюмов, кроме нескольких), и косплей позволяет мне это воплотить в реальность. Я могу "вытащить" своих любимых персонажей в «реал », и увидеть, как другие (особенно дети) радуются при виде меня. Я считаю, что улыбки и позитивные чувства окружающих людей стоят потраченного времени.
Косплей помог мне найти больше друзей, чем в школе и в институте, вместе взятых. Это позволяет мне учиться навыкам, которые пригодятся мне в дальнейшей жизни, причём обучение проходит гораздо лучше, чем в любом классе или школе. Вот почему я увлечена этим, это огромная часть моей жизни, и я не могу представить себе жизнь без костюмов, потому что это просто скучно! За эти три дня во время сходки любителей косплея я могу воплотить некоторые из моих любимых персонажей, и это так весело".

«Если бы я не любил процесс создания косплея, я бы не смог "пережить" бесчисленные часы (и значительные суммы денег), которые я потратил на своё хобби. Ходить на конвенцию в косплей, очень здорово, не только из-за повышенного внимания, а потому, что это мой способ показать себя людям. Когда кто-то узнаёт мой костюм, это очень приятно, но больше всего мне нравится найти людей, кто разделяет ту же страсть, что и я".

Почему я косплейщик? И хотя я думаю, что ответы выше по тексту в значительной степени суммировали чувства косплееров в целом, причина, по которой я косплейщик, состоит в том, что для меня нет ничего более волнующего, чем изобразить персонажа, которого я полюбил. У меня было одинокое, изолированное от сверстников детство, а комиксы и другие вымышленные персонажи были моими лучшими друзьями на протяжении многих лет. Супергерои научили меня быть сильным, ответственным, и добрым, и поэтому воплощение этих персонажей для меня очень важно. Я косплейщик, потому что мне нравятся мои фандомы - и я хочу, чтобы они были реальными.

А что насчёт тебя? Почему ты стал косплейщиком ? Либо почему ты НЕ входишь в эту субкультуру ? Чтение этой статьи дало тебе новую информацию или у тебя появилось новое отношение к косплею? Мне бы хотелось прочесть твои мысли в комментариях.

Прочтя эту статью, вы узнали, что значит Косплей, и теперь сможете объяснить своим знакомым это мудрёное понятие.

Косплей

Косплей - это сравнительно молодой вид субкультуры, родившийся в Японии. Слово «косплей» на японском языке - косупурэ, сокращенное от английского словосочетания costume play, что переводится как «костюмированная игра». Есть и мнение, что термин «косплей» придумал японский аниматор из студии Studio Hard Нову Такахаши. Во время посещения проходившего в 1984 году в США научно-фантастического фестиваля Worldcon, Такахаши был настолько поражен костюмированными представлениями и богатой экспозицией, что написал большую статью, посвященную этому событию. Статья была опубликована во многих японских журналах, посвященных фантастике. Именно в ней, Такахаши употребил в первый раз термин «косплей». Однако, многие не считают, что эта версия происхождения слова, ставшего названием целого молодежного течения, верна. Эта гипотеза спорна, но её сторонники указывают на то, что слово «косплей» образовано способом сокращения, обычным для языка страны восходящего солнца.

О косплее

Косплей - своего рода «театр» героев японских видеоигр, аниме, манги, j-рока и исторических фильмов. Соответственно, косплей в его традиционном понимании является производным исключительно японской культуры, и весь его антураж зависит от того, что происходит в умах фанатов той или иной развлекательной области. Среди западных косплееров существует поговорка: «Ты должен доказать, что ты - и только ты - лучше всех играешь своего персонажа. Ты - это он!».

Звучит несколько категорично, не правда ли? Однако именно так выражается суть этой японской субкультуры: задача косплеера - максимальное соответствие выбранному персонажу. Причем мало сделать себе правильный костюм. Каждый косплеер должен полностью раскрыть своего героя, копировать его поведение, манеру разговора, пользоваться присущими ему фразами и жестами, показать его характер. Т.е. на время стать им, да так, чтобы зрители или участники поверили в его реальное существование. И ными словами те, кто участвует в косплее, полностью отождествляют себя с любимым персонажем, создают себе такую же одежду, прическу, называются именем выбранного героя и даже перенимают манеру речи и интонации. Костюмы либо изготавливаются самостоятельно, либо шьются в профессиональных ателье. В Японии и других странах продаются и уже готовые костюмы с соответствующими аксессуарами, но настоящий косплеер, как правило, создает себе костюм по собственному эскизу.

Японские термины

Явление, когда косплееры перевоплощаются в лиц противоположного пола, получило термин crossplay. Особенно популярен этот стиль у девушек, которые часто копируют своих любимых героев мужского пола.

Dollers - косплееры мужского пола, использующие для создания и получения максимального сходства с женским персонажем специальные накладки на разные части тела, а также специальные маски.

Kigurumi - термин, которым называют явление, когда косплеят персонажей из животных.

История

Первоначально косплей возник среди фанатов анимэ и манги и был исключительно японским явлением. Поклонникам так нравилось следить за жизнью своих любимых персонажей, что постепенно они начали отождествлять себя с ними и «оживлять» своих героев, перевоплощаясь в образы с экранов, страниц манги или мониторов компьютеров.

Но все же, всё началось именно с аниме! Своеобразная японская анимация, имеющая свой собственный неповторимый стиль, в 70–80 годах прошлого века захватила популярность среди очень разнообразной аудитории Японских островов. В России аниме появилось в 90-ых годах.

Поначалу косплей существовал только на территории Японии. Даже японские отаку, как называют в стране Восходящего Солнца фанатов аниме и манги, далеко не сразу признали косплей, как достойное для себя занятие. В начальный период развитию косплея в Японии больше всего способствовало постоянное общение участников фэндомов с поклонниками фантастики и фэнтази. Именно в этих сообществах нашлись люди, которые умели моделировать и создавать всевозможные игровые костюмы, аксессуары и другую атрибутику. У таких специалистов первые энтузиасты-косплееры перенимали опыт и учились изготавливать костюмы для перевоплощения в героев аниме. В дальнейшем приблизительно та же картина наблюдалась и в западных странах.

Где-то на рубеже 80-ых и 90-ых годов косплей вышел на международную арену. В то время начали проводиться косплей-коны, фестивали, а на крупных аниме-конвентах в программу включили блоки, посвященные косплею. В России косплей получил распространение сначала в виде сценок и шоу, а потом уже и как большие костюмированные дефиле.

Сейчас косплей заработал огромную популярность по всему миру. В настоящее время проводится большое число крупнейших фестивалей в Японии, Европе, США и России, где косплей занимает лидирующее положение. Без косплееров ни один аниме-фестиваль сейчас не мыслим.

Фестивали

В последние несколько лет стали проводиться много мелких и крупных фестивалей, посвященных как аниме-культуре в целом, так и косплею в частности.

В Японии самым значительным событием для представителей субкультуры косплей является Comiket - рынок додзинси (японских комиксов).

Comiket проводится два раза в год: зимой (зимний Комикет) и летом (летний Комикет). Это мероприятие каждый раз собирает сотни тысяч поклонников манга отаку и несколько тысяч косплееров и проводится на крыше огромного выставочного центра в Токио. В целом рынок комиксов собирает около полумиллиона человек. Это база для начинающих мангак, где каждый сам старается продать свои додзинси. На фестиваль приезжают также и известные аниматоры в поисках талантов. Большая часть отведена различным мероприятиям с участием косплееров.

Самым известным и популярным фестивалем в России считается Аниматрикс (Anima3x). Этого события ждут всегда с огромным нетерпением все, кто имеет отношение к косплею, японской поп- культуре и j-року. Зарождался этот фестиваль в небольшом московском рок-клубе «Матрица» в 2003 году. Однако, уже на следующий год он проводился в большом актовом зале одного из колледжей столицы. Затем он переместился в Центральный дом предпринимателей, а дальше был организован в ДК Горбунова, а в последние годы в театре имени В. Назарова. За время своего существования Аниматрикс превратился из небольшого московского фестиваля в ежегодный международный конвент - одно из самых масштабных и ярких событий, собирающих более 3000 тысяч человек со всех регионов России и из-за рубежа. Аниматрикс отличается яркими шоу, красивыми номерами, шикарными дефиле и великолепными костюмами, так как к нему все готовятся долго и тщательно. А стрит-фэшн и джейрок-дефиле - это отдельная и самая впечатляющая часть конвента, отличающаяся феерий цвета и света.

В разгар весны проводится ставший традиционным Всероссийский фестиваль японской анимации в Воронеже. Туда съезжаются косплееры со всех городов России. Программа фестиваля весьма разнообразна: здесь и само косплей-шоу, и фото-уголки, где каждый может сфотографироваться в образе любимого персонажа, и выступления музыкальных групп, и мастер-классы с участием звезд фэндомов, и тематические конференции, и показы аниме-фильмов, и многое другое.

Это первые и самые известные фестивали, проводящиеся на территории России. Однако и в других городах начали проводиться свои мероприятия: «Anyfest» и «Отаку Фестиваль» в Санкт-Петербурге, «Аниме фестиваль» в Благовещенке, «Дай-фест» в Омске, «Отакун» в Рязани, «Феникс» в Казани, «Таносиба» в Челябинске, «Animate it» во Владивостоке, «ЧибиФест» в Екатеринбурге, Animau (Уфа), Танибата (Ростов-на-Дону), Animania (Нижний Новгород) и многие другие.

Однако косплей уже вышел за рамки аниме-фестивалей. Сейчас косплей можно увидеть на всевозможных общественных мероприятиях, посвященным различным премьерам фильмов и видеоигр, на выступлениях музыкальных групп, на открытиях развлекательных парков и ночных клубов. В 1998 года, в районе Токио Акинабара (Akinabara) появилось первое косплей-кафе. В настоящее время там выросло много подобных заведений, ориентированных на фанатов аниме и косплея. Обслуживающий персонал в таких кафе облачен в костюмы героев аниме и популярных компьютерных игр.

Международный косплей

Международный косплей начал свое развитие ненамного позднее, чем японский. Это связано с тем, что японская анимация быстро завоевала популярность в странах запада. Сначала косплей пришел в другие азиатские страны, а оттуда уже по всему миру, заняв свое место в костюмированных показах на мероприятиях, посвященных научной фантастике и фэнтази-фестивалях. Затем появились и аниме-фестивали с отдельными номерами косплееров.

Американский и европейский косплей немного отличается от косплея, присущего Стране Восходящего Солнца. Среди западных косплееров больше популярны герои фантастических фильмов, американских комиксов, исторические личности и персонажи из фильмов на тему различных событий из истории. Косплей очень популярен на мероприятиях, посвященных научной фантастике и миру фэнтази. В Японии же наибольшее количество народа собирают мероприятия, связанные с аниме и компьютерными играми.

В Соединенных Штатах и Канаде косплей завоевал огромную популярность в начале этого века. Крупнейшие фестивали Otakon, Anime Boston или Sakuracon, проводимые в Северной Америке, стали известны по всему миру. На них съезжаются не только жители США и Канада, но и косплееры из Европы, Азии и Австралии. Косплей и аниме на североамериканском континенте стали одним из самых популярных направлений поп-культуры настоящего времени. Это произошло благодаря постоянно возрастающему интересу к японской анимации среди населения США и Канады. Поспособствовал этому и знаменитый мультфильм Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками», получивший Оскар, как лучший анимационный фильм в 2003 году. «Унесенные призраками» нельзя отнести к классическому аниме, однако этот мультфильм хорошо помог популяризации этого стиля. В итоге на настоящий момент субкультура аниме приобретает в Северной Америке все большее влияние: с каждым разом на фестивалях становится все больше посетителей, которые пытаются создать образ своих любимых героев и если не поучаствовать в основном шоу, то хотя бы просто продемонстрировать свой костюм

Окружающим.

На фестивалях в Америке проводятся не только конкурсы на лучшие костюмы, но и конкурсы на лучшую сцену и на лучшее дефиле. Но самый большой ажиотаж вызывает конкурс-маскарад, который представляет собой шутливые соревнования в косплейных костюмах. Есть индивидуальные выступления и групповые. На индивидуальном выступлении участник конкурса читает свой монолог, в котором должен хорошо угадываться персонаж. Групповые выступления являют собой практически театральные (но короткие) представления. На конкурсах костюмов первоначальная оценка складывается из трех составляющих: жюри судит костюм по мастерству изготовления, оригинальности дизайна и реакции зрителей. Также отдельно оценивается сначала возможность применения костюма в какой-нибудь постановке или сценке, а затем насколько хорошо костюм был представлен косплеером. При оценке по последнему критерию уже не обращают внимание на то, насколько мастерски изготовлен костюм: здесь самое большое значение имеет органичность использования костюма в показе и насколько хорошо участник конкурса сыграл свою роль. Поэтому здесь самый простенький костюм может выиграть у шикарного наряда из эпохи Возрождения или выполненного с максимальной точностью и безупречностью костюма спайдермена. Естественно, как и на всех конкурсах, победителям вручаются призы. Здесь они непременно связаны с аниме-культурой.

Виды косплея

Абсолютно четкого разделения и строгих правил для каждого вида косплея не существует, но все же разновидности «костюмированной игры» есть.

Первый и самый распространенный вид - это косплей по какому-нибудь аниме или манге. Его можно назвать традиционным. Костюм персонажа берется не только из анимационного фильма, сериала или японского комикса, но и из специально изданных артбуков и компьютерных игр. Это ни в коем случае не является нарушением каноничности. Ведь огромное число сериалов было создано по мотивам той или мной видео- игры и наоборот. Костюмы по аниме могут быть как простыми в изготовлении, так и чрезвычайно сложными. Иногда на создание костюма у косплеера уходит по полгода.

Оригинальный косплей - прекрасная возможность воплотить все свои мечты, т.к. придумывает и создает персонажа косплеер сам. Здесь человек не ограничен никакими рамками, все фантазии и оригинальные идеи могут найти свой выход в создании оригинального косплея. Но здесь существует один весьма весомый минус: такой необычный костюм очень сложно оценить, потому что нет оригинала, с которым его можно сравнить. В этом случае костюм оценивают по сложности и мастерству исполнения.

Фотокосплей - косплей, запечатленный фотографом. К изготовлению костюмов для участия в фотосессиях, посвященных тому или иному аниме, фильму или игре, косплееры подходят не менее серьезно, чем к костюмированным фестивалям и показам. Фотокосплей это не просто позирование перед объективом фотокамеры. Нужно изобразить своего п ерсонажа и полностью раскрыть его образ, находясь в статичном положении, не используя такие способы, как речь, пластика, походка.

Используется только мимика, выражение глаз и замерший в движении жест. Но индивидуальные фотосессии не так сильно распространены, как может показаться. Чаще всего в фотокосплее задействованы два или более участников, которые пытаются передать через фотографию какие- либо сцены, атмосферу фильма или манги в картинке, или изобразить какой-нибудь момент из отыгрываемого источника. В качестве декораций используются индустриальные здания, стройки, природа. Но чаще всего для этого вида косплея используются фотостудии, которые оборудуются в соответствии с поставленной задачей.

J-rock cosplay - косплей поклоннниками j-rock музыки сценических образов («visual key») любимых исполнителей, групп. Пока это явление получило широкое распространение лишь только в Японии. Конечно, и в других странах также можно встретить людей, настолько обожающих какого-либо исполнителя из стиля j-rock, что они примеряют его образ на себя и копируют его манеру одеваться, двигаться, делают прически под своего кумира. Но все же на Западе это не приобрело широкий масштаб.

Советы начинающим

Всегда надо помнить, что идеальный костюм невозможен. Как бы хорошо костюм не был сделан, найдутся и те, кому он придется по вкусу, и те, кому он не понравится. Оценка косплея зрительным залом идет не только по мастерству его изготовления и соответствию костюму выбранного персонажа. Большое значение имеют индивидуальное представление зрителя о персонаже, его вкус и мнение об изображаемом герое. Главное, чтобы костюм нравился самому косплееру, соответствовал его пониманию героя и послужил для раскрытия характера и образа персонажа.

При парном или групповом косплее необходимо обращать внимание на взаимный рост персонажей.

Прежде чем остановиться на выборе того или иного персонажа для косплея, стоит задуматься об его узнаваемости. Ведь не все персонажи легко узнать. Не забывайте о фигурах, телосложениях и формах.

Прежде чем планировать создание костюма стоит нарисовать его эскиз и подумать, какое впечатление может произвести человек в него одетый.

Любой косплей привлекает внимание. Но тут важно задуматься о том, какое именно внимание можно получить в итоге. Очень часто костюмы для косплея вызывают шутливые возгласы в зале и всеобщее веселье. Поэтому людям немного стеснительным не стоит выбирать излишне смелые наряды, в противном случае всё впечатление может быть безнадежно испорчено и у самого участника, и у зрителей.

Выход на сцену должен быть запоминающимся. Поэтому косплееры стараются придумать для показа интересный номер, который продемонстрирует определенные качества его персонажа. Для успеха выступления многие косплееры находят себе пару и делают небольшую сценку из выбранного аниме, в которой демонстрируют взаимоотношения своих персонажей. Это помогает лучше преподнести свой косплей. К тому же и зрителю будет интереснее. Заключение

Аниме и косплей с каждым днем принимают в свои ряды новых поклонников. Причем, косплеем начинают заниматься не только школьники и студенты, но и люди более старшего возраста. Старшее поколение выбирает для себя героев не столько из аниме, сколько из

исторических фильмов. Здесь на сцену выходят суровые самураи и мужественные рыцари. И не стоит путать исторический косплей с реконструкцией, так как художественное изображение, воплощенное в костюме и полное воссоздание исторических событий совсем не одно и тоже. Впрочем, реконструкция - это уже совсем другая история.

Косплей персонажа Джарета (роль в оригинале - Девид Боуи) из фильма "Лабиринт"

/ Что такое косплей?

Что такое косплей?

Возможно, Вам покажутся странными все эти люди в костюмах средневековых рыцарей и анимешных героинь. Не бойтесь, Вы не сошли с ума. Это всего лишь косплееры. Можете подойти к ним поближе, вдруг понравится.

Что такое косплей?
Прежде всего — это слияние двух слов: костюм (англ. costume) и плей (англ. play — игра). Это не просто костюмированное развлечение, это целое исполнительское искусство, пришедшее к нам из Японии.
Стремительный рост количества людей, воспринимавших косплей как свое хобби значительно возросло с 1990 года. Поэтому к настоящему моменту такое увлечение развилось в одно из ответвлений поп-культуры в Японии, нескольких частях Азии и западных странах.
Для создания своих образов участники используют любимые сюжеты манги (японских комиксов), компьютерных игр, телесериалов и фильмов.
Косплей костюмы удивляют своим многообразием и могут варьироваться от простой тематической одежды до точной копии наряда, макияжа и прически прототипа. Наряду с присвоением себе чужого внешнего вида косплей девушки часто пытаются воспроизвести голос, жесты, манеры и характер выбранного персонажа. Тоже самое касается и парней. Это полноценная ролевая игра, которая привлекает внимание СМИ, охватывает своей зрелищностью широкий пласт медиапространства, включая социальные сети и веб-сайты, освещающие косплей движение. В период прохождения таких мероприятий интернет буквально кишит косплей фото и видео отчетами.

Многие люди отождествляют косплей с аниме, однако это движение охватывает и тех людей, которые просто любят литературу и кино в стиле фэнтези.

Зачем человеку косплей?
Косплей в Японии приобрел популярность неслучайно. Бытует мнение, что забава «перевоплощения» связана с существованием самобытного стиля японского театра, существующего уже много веков. Особенность его представления — образное превращение актеров в персонажей-легенд. Также с появлением косплея связывают и американцев. В 70-х годах ХХ века молодежь любила играть в настольные игры. Они увлекались ими настолько, что принимались переодеваться в костюмы персонажей для более реалистичного процесса игры.

Спустя некоторое время ролевые игры «докатились» и до стран постсоветского пространства. Изначально это были поклонники книг Дж. Р. Р. Толкина, так называемые «толкинисты». Позже субкультура поддалась доле влияния аниме и трансформировалась в отдельную косплей-культуру.
Существование определенной философии косплея — вопрос неоднозначный. Однако можно утверждать, что эти люди получают море эстетического удовольствия, восстанавливая костюмы любимых персонажей и любуясь друг другом.

Косплей привлекает внимание современных социологов, культурологов и психологов.
Если рассматривать это развлечение с психологической точки зрения — очевидно, что таким образом происходит уникальное конструирование личности и принятие на себя «чужого» образа в условиях идеологического давления и пропаганды шаблонности. Надевая костюм, человек на время меняет мировосприятие и поведение, а затем использует полученный опыт для конструирования собственной личности в повседневной жизни.

Косплееры собираются на фестивалях и тематических встречах и вечеринках, на которых чувствуют себя защищенными от посторонних глаз и пересудов. Атмосфера одобрения и понимания дарит позитивный эмоциональный шквал.

Одной из глубинных социально-психологических функций косплея является переосмысление эмансипации. Здесь стираются границы между мужским и женским телом, так как участники обоих полов могут принимать образ противоположного. Таким образом, тело не является первостепенным в этой игре, а косплей девушки (они же geek girls) опровергают стереотип о том, что женщина не может быть фанатом.
Смелость, творческий порыв, желание взглянуть на мир чужими глазами — вот, что движет косплеерами. Не стоит осуждать людей за их пристрастия, возможно это мир еще не до конца осознал, что такое косплей и почему он является убежищем от реальности для тысяч его поклонников.