Федор абрамов годы жизни. Личная жизнь и ополчившиеся критики

Федор Александрович Абрамов; с.Веркола, Архангельская губерния; 29.02.1920 – 15.05.1983

Книги Федора Абрамова получили огромную популярность еще при жизни автора. Во всех его произведениях – любовь к родной земле и своему народу, возвеличивание труда, красота природы. Наблюдая войну изнутри и трудясь в тяжелые послевоенные годы писателю точно удалось передать жизнь крестьян. Сегодня читать Федора Абрамова мы можем на многих языках мира, а два его произведения даже были экранизированы. Последняя из них телесериал «Две зимы и три лета», который вышел на экраны в 2014 году.

Биография Федора Абрамова

Биография Федора Абрамова насыщена разнообразными событиями. Писатель родился в самый разгар гражданской войны, которая забрала жизнь его отца. Мать писателя Степанида осталась одна с пятью детьми на руках. Потеряв кормильца, семья оказалась за чертой бедности, но к тому времени, как Федору, самому младшему ребенку в семье, исполнилось десять лет, у них уже было налажено хозяйство: кони, коровы, несколько овец.

Федя очень любил учиться и в школе считался одним из лучших учеников. В старшей школе он даже получал стипендию. На восемнадцатом году жизни Федор Абрамов поступает в университет на филологический факультет. Когда юноша учился на третьем курсе началась Вторая мировая война и он добровольцем пошел на фронт.

Уже в сентябре 1941 года он получил первое легкое ранение в руку. После непродолжительного лечения вернулся в строй и в ноябре 1941 года вновь был ранен. На этот раз в ногу. Через несколько часов среди множества мертвых тел его случайно находит похоронная команда. Раненого солдата доставляют в ленинградский госпиталь, который находился в здании альма-матер писателя. В апреле 1942 года ему повезло быть эвакуированным одной из последних машин из блокадного Ленинграда.

Из-за ранения Федора отзывают из полка и направляют работать в деревенскую школу. Там он видит, как тяжело приходится женщинам и детям, пока мужчины воюют, сколько тяжелой работы легло на их хрупкие плечи. Но уже через три месяца возвращен на службу в качестве заместителя командира роты. С апреля 1943 года работает в контрразведке «Смерш» сначала помощником оперуполномоченного, а с июня 1944 старшим следователем. Демобилизуется в 1945 году.

После демобилизации Федор Абрамов решает продолжить обучение. В 1948 году он оканчивает Ленинградский университет и поступает в аспирантуру. В 1951 году защищает докторскую диссертацию по . К тому времени он уже живет в коммунальной квартире со своей женой Людмилой, свадьбу с которой он сыграл в том же 1951 году.

Из-за статьи «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» (1954), критикующей работы некоторых писателей, Абрамову угрожают увольнением и штрафами. Его мнение о том, что вместо того, чтобы описывать жестокую послевоенную действительность, авторы приукрашивают её, вызвало бурю негодования. Но ради того, чтобы напечатали один из самых известных произведений писателя роман «Братья и сестры», Абрамов опровергает свою статью. Роман выходит в 1958 году и становится популярным как среди читателей, так и среди критиков. Писатель задумывает продолжение истории. Он хочет превратить роман в трилогию.

В 1963 году выходит еще одна провокационная статья Абрамова. Но, несмотря на непринятие работы в СССР, эту статью берутся печатать журналы США и некоторых европейских стран. Летом 1963 года писатель получает письмо от своих односельчан, в котором они осуждают его позицию. Федор осознает, что письмо на самом деле не отображает мнение людей, а является одним из способов партии повлиять на него. Позже жители села признавались, что подписывать письмо их принуждали.

Последующие романы и рассказы Абрамова выходили в печать с большими препятствиями в виде жестокой цензуры. Хотя в последствии произведения все же получали хороший отклик среди читателей и переводились на несколько языков. В 1968 году вышла вторая часть трилогии «Пряслины» под названием «Две зимы и три лета». А через пять лет опубликована последняя часть цикла («Пути-перепутья»).

Его ответное письмо к односельчанам, написанное в 1979 году, вызвало широкий резонанс в Советском Союзе. В том письме Абрамов обращал внимание на отсутствие порядка в селе, халатность жителей по отношению к своему хозяйству. Писатель призывал любить родной край, работать, быть хозяином на своей земле.

Кроме художественных произведений Федор Абрамов написал немало очерков о странах, в которых он побывал. Приятное впечатление на него произвели Германия, Финляндия, Франция. А вот о США писатель отзывался не в лучшем свете, подчеркивая равнодушие американцев, их незаинтересованность и нелюбовь к родной земле.

Писатель не очень любил публичные выступления, хотя каждая его речь поражала слушателей до глубины души. Одной из самых масштабных встреч Абрамова с его читателями можно назвать творческий вечер, который состоялся осенью 1981 года. Четырехчасовое выступление вся страна могла наблюдать с экранов телевизоров. Федор Абрамов живо общался с присутствующими, отвечал на все их вопросы.

Последней и одной из самых важных работ писателя стал роман «Чистая книга», материалы для которого Федор Абрамов собирал более двух десятков лет. К сожалению, писателю так и не удалось закончить роман. Весной 1983 года он умер от остановки сердца после проведенной операции. Неоконченный роман издали после смерти автора.

В 2010 году одна из петербургских библиотек стала носить имя Федора Абрамова. В том же году в честь писателя появилась в петербургском районе Парнас Федора Абрамова улица.

Книги Федора Абрамова на сайте Топ книг

Книги Федора Абрамова по праву причисляют к классике отечественной литературы. Но в наш он попал с небольшим рассказом «О чем плачут лошади», который включен в школьную программу. Благодаря этому, мы наверняка еще не раз увидим этого знаменитого русского писателя в нашем .

Федор Абрамов список книг

Братья и сестры:

  1. Братья и сестры
  2. Две зимы и три лета
  3. Пути-перепутья

Повести, рассказы и очерки:

  1. Алька
  2. Бабилей
  3. Безотцовщина
  4. Бревенчатые мавзолеи
  5. Валенки
  6. Вокруг да около
  7. Деревянные кони
  8. Жила-была семужка
  9. Золотые руки
  10. Из колена Аввакумова
  11. Когда делаешь по совести
  12. Люди колхозной деревни в послевоенной прозе
  13. Мамониха
  14. Медвежья охота
  15. Надежда
  16. Новогодняя ёлка
  17. От этих весей Русь пошла…
  18. Отомстил
  19. Пашня живая и мёртвая
  20. Пелагея
  21. Поездка в прошлое
  22. Поля Открой Глаза
  23. Последний старик деревни
  24. Самая счастливая
  25. Сказание о великом коммунаре
  26. Слон голубоглазый
  27. Сосновые дети
  28. Сюжет и жизнь
  29. Трава-мурава
  30. Чем живём-кормимся?
  31. Чистая книга

(1920 - 1983гг.)

Ф.А. Абрамов родился в 1920 году в многодетной крестьянской семье. Его детство было нелегким. Отец Федора умер, когда мальчику было всего два года. Тем не менее, будущий писатель смог получить начальное образование и поступить в Ленинградский университет. Но с третьего курса он уходит добровольцем на фронт, где получает серьезное ранение, поэтому самые тяжелые месяцы блокады он проводит в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Позже, он продолжает обучение в университете и в 1948 году заканчивает филологический факультет, затем аспирантуру, а в 1951 году защищает кандидатскую диссертацию по роману Шолохова М.А. "Поднятая целина". 9 лет, с 1951 по 1960, Абрамов Федор Александрович работает старшим преподавателем, а затем становится доцентом и заведующим кафедрой советской литературы Ленинградского университета.

Федор Александрович считается одним из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы – одной из главнейших ветвей советской литературы 1960-1980х годов. Долго прожив в Верколе, и не понаслышке зная русский Север, он понимал, что старая деревня с ее многовековой историей и традициями уходит сегодня в небытие, исчезают вековые устои, рушится та почва, на которой выросла вся наша национальная культура. Именно поэтому он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека, с его противоречивой натурой, но с огромными нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь немногословной и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

В 1958 году был опубликован первый роман автора "Братья и сестры" , рассказывающий о жизни простой крестьянской семьи в годы военного лихолетья в глухом селе Пекашино. После были написаны романы «Две зимы и три лета» (1968г.) и в 1973г. – «Пути перепутья» . Эти три произведения составили трилогию «Пряслины», в 1975г. получившую Государственную премию СССР. В ней открывается правда жизни крестьянина тех лет, его борьба за существование.

В произведениях «Безотцовщина», «Алька» , «Пелагея», «Деревянные кони» и др. отображена жизнь крестьянина, в горестях и радостях. Через героев своих произведений автор пытается раскрыть судьбу народа. Особое внимание уделяется женщинам, по словам Абрамова, открывшим в 1941году «второй фронт».

Замыкающим цикл «Пряслины» стал роман «Дом» , написанный в 1978г, где писатель обращается к 1970 годам, обнажая нравственное неблагополучие современной деревни, показывая распадающиеся семейные связи, нарастающее равнодушие к земле и бесхозяйственность.

По произведениям Абрамова поставлены спектакли «Деревянные кони», «Две зимы и три лета» и др.

Шустов Алексей

Абрамов Фёдор Александрович (1920- 1983), писатель.

Родился 29 февраля 1920 г. в деревне Веркола Архангельской области в многодетной крестьянской семье.

В 1938 г., окончив сельскую школу, поступил на филологический факультет Ленинградского государственного университета. Когда началась Великая Отечественная война, ушёл в народное ополчение, участвовал в обороне Ленинграда, был несколько раз ранен. Только в 1948 г. окончил ЛГУ, а в 1951 г. защитил кандидатскую диссертацию.

Статья Абрамова в «Новом мире» «Люди колхозной деревни» (1954 г.), в которой он протестовал против приукрашенного изображения жизни на селе, стала одним из поводов для снятия с поста главного редактора журнала А. Т. Твардовского. Она была осуждена специальным постановлением ЦК КПСС.

В 1958 г. в журнале «Нева» был опубликован роман Абрамова «Братья и сестры» - первая часть трилогии «Пряслины». Писатель подтвердил в нём свою верность принципу: говорить только «правду - прямую и нелицеприятную». В 1968 г. он написал второй роман - «Две зимы и три лета», а в 1973 г. закончил третий - «Пути-перепутья».

В 1975 г. за трилогию «Пряслины» автору была присуждена Государственная премия СССР. Абрамов показал тот путь, который прошла русская деревня начиная с тяжёлых военных лет. В 1975 г. вышел роман «Дом», где прослеживаются дальнейшие судьбы героев. После смерти писателя (14 мая 1983 г. в Москве) были изданы сборники публицистики «Чем живём-кормимся» (1986 г.), «Слово в ядерный век», «О хлебе насущном и хлебе духовном»
(оба 1987 г.), опубликованы «Три рассказа», «Житие Максима» (1993-1994 гг.).

Абрамова называли писателем-деревенщиком. Действительно, его романы, повести и рассказы посвящены в основном людям села. На хорошо знакомом материале автор ставит общечеловеческие проблемы. Проза Абрамова проникнута верой в силу крестьянства, способного преодолеть все трудности.

(29.02.1920 - 14.05.1983)

Абрамов Федор Александрович (29 февраля 1920, с. Веркола Пинежского района Архангельской области - 14 мая 1983, Ленинград, ныне Санкт-Петербург), писатель, публицист, один из наиболее известных представителей так называемой деревенской прозы - важнейшей ветви русской литературы 1960-1980-х годов.

Образование. Карьера преподавателя

Родился в многодетной семье крестьянина-старовера. В два года лишился отца. С третьего курса Ленинградского университета ушел добровольцем на фронт, из-за ранения самые тяжелые месяцы блокады находился в Ленинграде, был эвакуирован по льду Ладожского озера. Окончил филологический факультет ЛГУ (1948), аспирантуру; в 1951 защитил кандидатскую диссертацию по роману М. А. Шолохова «Поднятая целина».

В 1951-1960 - старший преподаватель, затем доцент и заведующий кафедрой советской литературы ЛГУ. Литературную деятельность начал в 1949 как критик. В статье «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе» («Новый мир», 1954), вызвавшей резкую отповедь официозной критики, сказал о лакировочном изображении деревни в прозе тех лет.

«Пряслины»

В 1958 Абрамов опубликовал свой первый роман «Братья и сестры» («Нева»), повествующий о жизни крестьянской семьи в годы военного лихолетья в глухом архангельском селе Пекашино. За ним последовали романы «Две зимы и три лета» (1968) и «Пути-перепутья» (1973, «Новый мир»), составившие трилогию «Пряслины» (Государственная премия СССР, 1975) - полную драматизма хронику пекашинской жизни, повседневной борьбы крестьянина за существование. Несмотря на лауреатство, многие произведения Абрамова проходили в печать нелегко, с цензурными купюрам, вызывая упреки в сгущении мрачных красок.

Особенности творчества

Один из наиболее трезвых и социально мыслящих «деревенщиков», Абрамов был чужд утопизма и идеализации. Зная русский Север и подолгу живя в родной Верколе, он сознавал, что «старая деревня с ее тысячелетней историей уходит сегодня в небытие... Рушатся вековые устои, исчезает та многовековая почва, на которой всколосилась вся наша национальная культура».

Оттого он так пристально вглядывался в созданный деревенским укладом тип человека - с его слабостями и противоречиями, но и с нравственными ценностями, которые были глубоко укоренены в его жизненном строе. Отличаясь скупой и строгой манерой повествования, Абрамов вместе с тем бережно сохранял речевую стихию русского Севера.

Открывшие «второй фронт»

В повестях и рассказах «Безотцовщина» (1961), «Пелагея» (1969), «Деревянные кони» (1970), «Алька» (1972) и др. крестьянский мир показан в его будничных заботах, горестях и радостях. Для Абрамова обыкновенная судьбы его персонажей - Михаила и Лизы Пряслиных, Егорши Лукашина, Пелагеи, Милентьевны и др. - образ судьбы народной, в которой явлен не только трагизм истории, но и великая самоотверженность простых крестьян, особенно деревенских женщин, открывших в 1941, по словам писателя, «второй фронт».

Тревожным размышлением о том, что происходит с крестьянским миром, стал замыкающий цикл «Пряслины» роман «Дом» (1978), где Абрамов обратился к 1970-м годам, с публицистической остротой обнажив нравственное неблагополучие современной деревни, показал распадающиеся семейные связи, нарастающую бесхозяйственность и равнодушие к земле. В трагический символ вырастает в романе уничтоженный при разделе дедовский дом Пряслиных.

Публицистика

В публицистике Абрамов опирался прежде всего на факты, а не на собственные умозрительные построения или подновленные почвеннические мифы. В 1963 за очерк «Вокруг да около» о наболевших вопросах сельской жизни, вызвавший ожесточенную полемику, он был выведен из редколлегии журнала «Нева».

В 1979 Абрамов опубликовал в газете «Пинежская правда» открытое письмо землякам «Чем живем-кормимся» (перепечатанное затем центральной «Правдой»), где упрекал их в утрате хозяйского отношения к земле, к деревенскому обиходу. Письмо вызвало широкий резонанс, но было воспринято неоднозначно, поскольку Абрамов критиковал не начальство, разрушающее сельское хозяйство безграмотным руководством, а самих крестьян.

По произведениям Абрамова поставлены спектакли «Две зимы и три лета» в Ленинградском театре им. Ленинского комсомола (1971), «Деревянные кони» в Театре на Таганке (1974) и др.

Абрамов Федор Александрович

В 1980 году Федор Абрамов отмечает свое шестидесятилетие: торжества в Ленинграде, награждение орденом Ленина, встречи с читателями, поздравления, отклики: в эти дни писатель получил 350 телеграмм, более 200 писем - от организаций, журналов, друзей, собратьев по перу, от читателей.
…В журналах по-прежнему появляются рассказы и повести Абрамова. Многие из них были написаны раньше, над другими писатель работал в течение нескольких лет (к примеру, под циклом "Трава-мурава" указаны даты: 1955-1982 гг), есть и новые (повесть "Мамониха", 1980 г). В 1982 году в журнале "Новый мир" (№5) печатается цикл "Куст рукотворный" и несколько рассказов, в том числе "Франтик", который ранее не пропускала цензура. Это были последние рассказы, опубликованные при жизни писателя.
…Рассказывая о творческом наследии Федора Александровича Абрамова, нельзя забывать о немалой и не менее значительной, чем художественная литература, его части: это дневниковые записи и публицистика.
Дневники, заметки, наброски к произведениям ценны не только тем, что дают возможность заглянуть в творческую мастерскую писателя и составить представление о его труде: увидеть и вспышки озарения, и долгие, кропотливые поиски и метания, - в этих записях отразились не только развитие и рост произведений, но и боль души, духовный рост самого человека. В них собраны философско-нравственные заповеди, заветы, мысли и предостережения, которые Федор Абрамов вложил в свои произведения, - те, что мы, читая его книги, понимаем - умом или сердцем… или пропускаем - увы! - не увидев какой-то важной детали или просто не желая постигать глубину вещи. В набросках, дневниках содержатся и те размышления, которые в то время высказать открыто было невозможно. Здесь мысли не скрыты, как в художественном произведении - они резко очерчены и зачастую соседствуют с трудными вопросами, которые каждый может задать себе. Эти записи - хороший повод для раздумий собственных, веская причина заглянуть вглубь себя, и, возможно, по-новому взглянуть на мир.
К таким записям относятся и путевые дневники Федора Александровича Абрамова.
Путешествовал Федор Абрамов немало: был на Соловецких островах, на Алтае, на Печоре - в местах, где проповедовал и был сожжен протопоп Аввакум; на Новгородчине - результатом этой поездки стали три очерка, написанные в соавторстве с Антонином Чистяковым, уроженцем тех мест; посетил Армению - интервью с писателем местное телевидение тогда так и не решилось выпустить в эфир; много ездил по родному Пинежью (Об этих и других поездках см. Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.6. СПб.: Худ. лит-ра, 1995. С. 119 - 159)...
По туристическим путевкам, по приглашениям различных организаций и издательств Федор Александрович был и в других странах. Дневниковые записи, впечатления от этих поездок и наброски рассказов можно прочесть в том же шестом томе собрания сочинений (см. выше) и в книге "Неужели по этому пути идти всему человечеству?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Изд-во "Правда Севера". 2002). И это не заметки туриста, а замечания, мучительные раздумья человека, пытающегося понять, какие события, устремления в прошлом привели к настоящему - и увидеть, как может сложиться будущее. В судьбе любой страны, в ее культуре, устройстве быта, он видел тесную связь со всем, что происходило и происходит в России.
Во Франции Федор Абрамов был трижды: в 1968 году, в 1975 и весной 1976 года. Последняя поездка - по приглашению Министерства культуры Франции и издательства "Альбен Мишель" - оказалась из всех самой плодотворной: Абрамов на машине с личным гидом объехал почти весь юг Франции.
Записи о Франции переполнены полярными впечатлениями и эмоциями: тоска и боль в размышлениях о судьбе русских эмигрантов (гид удивлялась: "первый русский, который объехал чуть ли не все могилы Франции" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 22); восторг - в заметках о встречах с произведениями искусства и интересными людьми. Абрамов пишет, что во время этой поездки он "узнал Францию".
Поездка в Германию с 6 по 21 мая 1977 года состоялась после мучительных размышлений: Абрамов-фронтовик не мог относиться непредвзято к немцам, и особенно тяготило его то, что поездка должна состояться в то время, когда весь СССР будет праздновать День Победы - победы над фашистской Германией.
Однако о принятом решении жалеть не пришлось: читательские конференции с восторженными откликами (оказалось, немцам по душе пришлись абрамовские герои) и пытливыми вопросами, музеи, города - разные до контраста: поразившие писателя Веймар, где жили и творили Гете и Шиллер, и рядом, в пяти километрах, неутихающая боль Бухенвальда. И - размышления, размышления: о судьбе человека и человечества, об истоках добра и зла, о силе и призвании искусства…
Записи о Финляндии (здесь Федор Александрович был четырежды - в 1969, 1975, 1977 и 1982 годах) наполнены добрым отношением, восхищением страной и ее людьми.
А вот впечатления от поездки в США (1977 год) - тяжелые. Отмечая американскую деловитость, рационализм, умение организовывать быт и производство, писатель ужасался необразованностью, равнодушием и узостью интересов большинства американцев: "Деловитость перешла в делячество. Бездуховность. Любовь к земле. Человек и земля. Нет любви. В лучшем случае это любовь собственника. Америка задала тон предельной рационализации всему миру. Америка - это антипод поэзии. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Неужели у людей нет другого пути?" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 204 - 205). И - выводы, которые так актуальны в наши дни: "Деловой человек, которого мы жаждем сегодня, - это не радость. Он непременно вырождается в дельца" (Абрамов Ф.А. Неужели по этому пути идти всему человечеству? Путевые заметки: Франция, Германия, Финляндия, Америка. Архангельск.: Издательство "Правда Севера". 2002. С. 205).
Абрамов не выдержал, не дождался окончания официальной программы пребывания в этой стране - улетел на несколько дней раньше.
… Вспоминая о публицистике, наверное, прежде всего стоит сказать, что речь напечатанная и речь произнесенная - разные вещи: здесь многое зависит от оратора, от того, сможет ли он зажечь, повести за собой слушателя.
По воспоминаниям современников, Абрамов был блестящим оратором. Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о нем: "Он был и поразительным оратором, оратором-публицистом, слушать которого было почти потрясением" (Лихачев Д.С. Мощный талант// Земля Федора Абрамова. М.: Современник. 1986. С. 375). Александр Михайлов, критик и друг писателя, вспоминает его выступления на съездах писателей: "Когда он говорил с трибуны в Большом Кремлевском дворце, меня не покидало ощущение огромной значимости происходящего. Это был страстный проповедник, народный трибун, рожденный для того, чтобы словом обжигать людей, вести за собой массы" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 108).
И удивительно, что при этом "Абрамов не часто выступал, нередко отказывался даже от коротких выступлений, - вспоминает Людмила Владимировна Крутикова-Абрамова, - Мало кто знал, как нелегко давались ему беседы и выступления. Некоторые из них вынашивались годами, бессонными ночами. Произносимым словом он так же дорожил, как и литературным, печатным. Он десятки записей делал, прежде чем выступить" (Крутикова-Абрамова Л.В. Слово в ядерный век: О публицистике// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 37).
…В 1979 году 18 августа в "Пинежской правде" было опубликовано открытое письмо Федора Абрамова к землякам "Чем живем - кормимся?".
Письмо родилось после долгих мучительных раздумий: безразличие к общественному хозяйству, халатность - даже в родных краях, где добросовестный труд ранее считался нормой и основой жизни - не могли оставить Абрамова равнодушным.
"Толкнула" написать письмо землякам "жена, неисправимая идеалистка, которая верит, что словом можно многое изменить в этой жизни" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 60). Обсудил идею письма с Поздеевым Михаилом Григорьевичем, тогда секретарем райкома, человеком опытным и уважаемым. И - взялся за перо.
В письме не просто критика - доверительный, открытый разговор с земляками: вспоминая их заслуги и признавая достоинства, Абрамов указывает на бардак, вопиющую бесхозяйственность в селе, ставит острые вопросы. Соглашаясь с тем, что есть недостатки в руководстве, он, однако, не снимает ответственности с самих земляков, заставляет вспомнить, что в селе каждый должен быть хозяином.
Ответной реакции ждал с волнением (в это время он жил в Верколе). И вот она: "Спасибо, Федор Александрович, и ране знали, что ты писатель, а что такой настоящий, поняли только сегодня". Правда, радость была недолгой: письмо повлияло на жизнь Верколы ("с риском в клуб попадали - крыльцо отремонтировали. Телята дохли на телятнике - построили новый телятник, и еще много, много" (Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 61), но, к сожалению, "некоторым товарищам показалось, что у нас и так инициативы через край. Письмо должного обсуждения не получило" (Там же: Абрамов Ф.А. Самый надежный судья - совесть: Выступление в телестудии Останкино).
А письмо перепечатали в "Правде", с сокращениями и изменениями текста без ведома автора. Но и в таком виде оно вызвало широкий резонанс: затронутые в нем проблемы были не только веркольскими, пинежскими - острые вопросы оказались актуальными в масштабах всей страны. Читательские отклики на письмо шли отовсюду…
Среди публицистики стоит особо выделить статью "Самый надежный судья - совесть" (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 32 - 69). Дело в том, что это не статья в обычном понимании этого слова, это конспект выступления Федора Абрамова на авторском вечере в Останкино 30 октября 1981 году, который транслировался на всю страну.
Отказавшись от выступлений артистов, демонстрации кинофрагментов, Абрамов вышел на сцену и четыре часа вел разговор со зрителями: сначала - выступление, затем - ответы на вопросы, вопросы непраздные, часто больные и животрепещущие. И в этих ответах слышен голос Абрамова - человека: его живая речь, пересыпанная яркими словечками, сравнениями; речь, идущая из глубины сердца, отличающаяся от слова печатного - тщательно продуманного, много раз переработанного, отшлифованного.
После вечера писатель и студия Останкино получили множество писем с просьбой повторить передачу. К сожалению, при жизни Федора Александровича этого не произошло.
"О хлебе насущном и хлебе духовном" и "Слово в ядерный век" - выступления Федора Абрамова на VI и VII съездах писателей (1976 г и 1981 г). Это о них сказал критик Александр Михайлов, что те, кто эти выступления "слышали, то никогда их не забудут" (Михайлов Ал. Моя гиперборея: Статьи о литературе, воспоминания. Архангельск: Изд-во Помор. гос. ун-та. 199. С. 107).
Эти выступления - яркое и точное слово, доказывающее собратьям по перу важность литературы сегодня, указывающее ее место в жизни. Речь, подымающая целый пласт социальных и нравственных проблем, объясняющая необходимость слова точного, честного, бескомпромиссного, необходимость возвращения литературе ее прежнего и высшего назначения: открывать глаза на проблемы, а не укрывать их; вести человека и помогать ему, а не успокаивать и усыплять, - лечить болью, "возделывая души человеческие" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Не будем подробно останавливаться на всех статьях и выступлениях Федора Абрамова, ограничимся лишь перечислением наиболее значимых вещей, относящихся к публицистике. Это очерки, написанные в соавторстве с поэтом Антонином Чистяковым: "Пашня живая и мертвая" (1978 г), "От этих весей Русь пошла" (1979 - 1980 г) и "На ниве духовной" (1981 г) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 74 - 196) - результат совместных поездок по новгородской земле; выступление Федора Абрамова в день своего шестидесятилетия "Работа - самое большое счастье" (1980) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 20 - 26); статья "В краю родникового слова" (1982) (Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 70 - 73), написанная к 400-летию Архангельска и опубликованная впервые в "Советской России" 1 февраля 1983 года.
Говоря о многом, рассматривая разные стороны жизни, Абрамов говорит, по сути, об одном и том же, о самом главном: о том, что "социальные, экономические, экологические проблемы неотрывны от духовных, что нельзя возродить Россию, не улучшая самого человека" (Крутикова-Абрамова Л.В. Послесловие //Абрамов Ф.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. лит-ра, 1993. С. 612), "нельзя заново возделать русское поле, не мобилизуя всех духовных ресурсов народа, нации" (Абрамов Ф.А. О хлебе насущном и хлебе духовном: выступление на VI съезде писателей СССР. Собр. соч.: В 6 т. Т.5. СПб.: Худ. литература, 1993. С. 12).
Последние годы Федора Александровича Абрамова были посвящены работе над "Чистой книгой" - произведением, которое должно было стать лучшим из всего, когда-либо написанного Абрамовым.
"Чистая книга" - первый роман из задуманного цикла, посвященного раздумьям о судьбе России, поискам, почему ее постигла такая судьба - и в то же время рассказывающего страну в разное время: людей, их быт, характеры, нравы, обычаи, - показать живую, самобытную Русь, Русский Север, со всеми его сложностями, радостями, проблемами.
Роман был задуман еще в 1958 году как книга о гражданской войне на Пинежье, а 14 ноября 1964 года в дневнике появилась запись о "целой серии книг" (Абрамов Ф.А. Так что же нам делать: Из дневников, записных книжек, писем. размышления, сомнения, предостережения, итоги. СПб.: Изд-во "Журнал "Нева", 1995. С. 11). В 1978 году писатель снова возвращается к мысли о трилогии: "Первая книга - Россия перед революцией, вторая книга - Россия в гражданской войне, третья - 37-й год. Резня. Контрреволюция. Самодержавие в пролетарских одеждах" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 280).
Материалы Абрамов собирает 25 лет: архивы, газетные статьи, письма, разговоры со старожилами. Летом 1960 года он повторил часть пути красноармейского отряда Щенникова и Кулакова: как те в 1918 году, проплыл на плотике с Усть-Выи до Верколы, впитывая опыт предшественников, пытаясь понять их впечатления и настроения, собирая ценнейшую информацию. Надо заметить, это путешествие вовсе не было легкой прогулкой: большая часть пути - места нежилые, да и погодой Север не баловал: "Русло не разработанное. Ветер навстречу свищет. Пронизывает до костей. Мерзнут руки. Вода леденеет на шесту. И дико кругом. Ни одного селения" (Крутикова-Абрамова Л.В. Чистая книга// Жива Россия: Федор Абрамов: его книги, прозрения и предостережения. СПб.: Атон, 2003. С. 279).
1981 год. Весной Федор Александрович работает в Архангельском архиве, пристально изучая материалы, связанные с жизнью района в дореволюционные годы. А летом по приглашению критика Александра Михайлова едет на Печору - в места, где писал, проповедовал, а затем был сожжен протопоп Аввакум; затем - вместе со своим другом, веркольским художником-самоучкой Дмитрием Михайловичем Клоповым, путешествовал по местам, связанным с именем великой сказительницы, пинежанки Марии Дмитриевны Кривополеновой. Махонька, как ее ласково называли за маленький росточек и легкий, незлобивый характер, должна была стать одним из главных героев "Чистой книги".
В это же лето 1981 года Федор Абрамов наметил свои творческие планы на ближайшие годы.
Увы! Замыслам писателя не суждено было сбыться: Федор Александрович успел написать лишь начало "Чистой книги", остальная часть - как и большинство задуманных вещей - осталась в набросках, наметках, отрывочных записях. Но даже в таком виде роман захватывает настолько, что на последних страницах книги, подготовленной к публикации вдовой писателя, Людмилой Владимировной Крутиковой-Абрамовой, забываешь о том, что книга не дописана: характеры настолько точны, записи так спрессованы, что создается впечатление целостности, законченности романа…
…О болезни Федора Абрамова знали только близкие: в сентябре 1982 года он перенес операцию; в апреле врачи объявили: требуется еще одна. 14 мая 1983 года эта операция, по словам врачей, прошла успешно. В этот же день в послеоперационной палате Федор Абрамов скончался от сердечной недостаточности.
19 мая Федора Абрамова похоронили в Верколе, на его любимом угоре, рядом с домом, построенном его собственными руками. На похоронах огромное количество народу замерло, услышав над Пинегой курлыканье пары журавлей.