Гобой. Английский рожок и гобой

ГОБОЙ

Один из деревянных духовых инструментов гобой, вернее его предок, появился в глубокой древности. Еще в Индии в XII -- VII веках до новой эры был известен духовой инструмент оту. Его среднеазиатская родственница зурна, которую считают непосредственной предшественницей гобоя, и сейчас широко распространена в Средней Азии и на Кавказе. Греческий авлос, изображения которого вы могли видеть на древних музейных вазах и без которого не обходился в Древней Греции ни праздник, ни пир, тоже предок гобоя, как, впрочем, и старая (но значительно более молодая, чем авлос) русская свирель. В Европу гобой пришел с Ближнего Востока, и в XVII веке стал постоянным участником оперного оркестра. Диапазон гобоя -- от си, а у некоторых инструментов си-бемоль, малой октавы до фа третьей октавы. Как и у других деревянных инструментов, тембр у гобоя в разных регистрах неодинаков. Нижние его звуки довольно грубы и резки; средние -- насыщенные, с немного гнусавым оттенком; высокие -- пронзительные. Средний и высокий регистры гобоя композиторы используют наиболее часто. На гобое труднее, чем на флейте, играть подвижные, технически сложные музыкальные эпизоды. Но протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно. Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы. Вспомните: в сцене письма Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин» на словах «...Проснулось все и солнышко встает. Пастух играет...» звучит наигрыш гобоя, подражающий звучанию пастушьего рожка. Гобою поручено начало второй части Четвертой симфонии Чайковского -- задумчивый, грустный напев. Два гобоя играют мелодию Танца маленьких лебедей в «Лебедином озере». А вот Прокофьев в своей симфонической сказке «Петя и волк» поручил гобою в низком регистре изобразить утку, громко крякающую и неуклюже переваливающуюся с боку на бок. Самый близкий родственник гобоя -- английский рожок, появившийся в первой половине XVIII века. Иначе его называют альтовым гобоем. Английский рожок больше гобоя и звучит на квинту ниже. Звук его более меланхоличный, «лениво-мечтательный» по определению Римского-Корсакова. Английский рожок умеет подражать восточным инструментам, поэтому Бородин написал для него одну из тем симфонической картины «В Средней Азии». Но вместе с тем ему поручают такие напевные мелодии, как во вступлении к ариозо Лизы «Откуда эти слезы» из «Пиковой дамы» Чайковского. А в «Фантастической симфонии» Берлиоза и увертюре к опере Россини «Вильгельм Телль» английский рожок имитирует звучание рожка альпийских пастухов. В симфонических оркестрах обычно бывают два гобоя и один английский рожок.


Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ГОБОЙ" в других словарях:

    Классификация язычковый деревянный духовой музыкальный инструмент с двойной тростью Диапазон … Википедия

    - (франц. hautbois). Духовой деревянный инструмент, занимающий по тону середину между флейтой и кларнетом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГОБОЙ деревянный музык. духовой инструмент, занимающий по… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (от франц. hautbois букв. высокое дерево), деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент. Известен с 17 в. Разновидности: малый гобой, гобой д амур, английский рожок, геккельфон … Большой Энциклопедический словарь

    Зурна, сарюсофон, дудук Словарь русских синонимов. гобой сущ., кол во синонимов: 4 дудук (3) зурна … Словарь синонимов

    ГОБОЙ, гобоя, муж. (итал. oboe) (муз.). Духовой деревянный музыкальный инструмент, по высоте звука средний между кларнетом и флейтой. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ГОБОЙ, я, муж. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде расширяющейся трубки. | прил. гобойный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Муж. музыкальное орудие, похожее на кларнет, составляющее по объему (две октавы и три ноты) средину между им и флейтой. Гобойный, до гобоя относящийся. Гобоист муж. играющий на гобое; гобоистов, ему принадлежащий. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля

    - (Oboe ит., Hantbois фр., Hoboe нем.) деревянный духовоймуз. инструмент, принадлежит к группе тех духовых инструментов, мундштуккоторых снабжен язычком (Г., фаготы, кларнеты, саксофоны). Корпус Г.состоит из конической трубки с дырочками и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    гобой - я, м. haut bois m., > нем. Hoboe. Деревянный духовой музыкальный инструмент, по высоте средний между кларнетом и флейтой. БАС 2. Прислано сюда музыкальных инструментов.. пара валторн медных негодных же, пара кронов негодных же, пара гобои.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Деревянный духовой музыкальный инструмент. Характерной особенностью гобоя является двойной язычок (трость), отличающий его от кларнета, имеющего одинарный язычок. Из инструментов современного оркестра двойными язычками снабжены гобой, гобой д… … Энциклопедия Кольера

    гобой - я, мн. гобо/и, гобо/ев, м. Деревянный духовой язычковый музыкальный инструмент в виде конической трубки с небольшим раструбом на конце, по высоте звука средний между флейтой и кларнетом. Играть на гобое. Родственные слова: гобои/ст, гобо/йный… … Популярный словарь русского языка

Книги

  • Душевный гобой. Альбом для гобоя и фортепиано. Клавир и партия / Hautboy the Kind: Album for Hautboy and Piano: Piano Score and Part , Жанна Металлиди. Предлагаемое издание продолжает серию сборников пьес для духовых инструментов в сопровождении фортепиано, написанных петербургским композитором и педагогом Жанной Лазаревной Металлиди. Ранее…

Английский рожок или альтовый гобой - деревянный музыкальный инструмент.


Название «Английский рожок» до сих пор является загадкой, и вызывает много споров и догадок у музыкантов и музыкальных историков. Ниже перечислены несколько версий интерпретации названия английского рожка.

По видимому слово «рожок» говорит нам о ссылке на первоначально дугообразную форму инструментов ранних гобоев теноров и особенно гобоя da caccia, которые использовались в качестве инструментов сопровождавших охоту. Имя прилагательное - «Английский» - вероятно результат лингвистической деформации слова, которая образовалась от исходного французского словосочетания " cor angle " (угловатый рожок, согнутый под углом рог) и преобразовалась в «cor anglais» (английский рожок).
Другая версия: французы, назвав новый инструмент «Английским» указывали на его якобы иностранное (английское) происхождение, чем хотели привлечь внимание публики и композиторов к новому инструменту.
Третья версия гласит о том, что если современный английский рожок, был развит в Силезии - исторической области Центральной Европы (современные Польша, Чехия и Германия), то название инструмента скорее всего имеет немецкие корни, а на немецком языке слово engelisch имеет два значения: первое религиозное: еnglische - ангельский (der Englische Gru - ангельское приветствие, молитва); и второе разговорное: еnglische - английский (английский язык).
В результате всего перечисленного следует, что название инструмента может звучать как «Английский рожок», «Ангельский рожок» или «Угловатый рожок». Самостоятельные партии для английского рожка начали появляться с 1740-х годов. Одним из первых композиторов, использовавших этот инструмент, был Глюк, в том числе в опере «Орфей и Эвридика». В симфонической музыке английский рожок появился впервые у Гайдна. Среди других композиторов, писавших для английского рожка во второй половине XVIII века, ― Йозеф Штарцер и Михаэль Гайдн, а также сами исполнители ― Йозеф Фиала, Игнац Мальцат и др.
Одним из наиболее выдающихся исполнителей на английском рожке в XVIII веке был Филипп Таймер, младший из трёх братьев, игравших на гобое. Для их трио написан ряд произведений композиторов-современников, в том числе, возможно, Трио, op. 87, Бетховена. Другим известным исполнителем был Джузеппе Ферлендис, игравший на инструментах работы венецианского мастера Андреа Форнари.
Во Франции английский рожок появился только в начале XIX века. Первым крупным исполнителем на нём был Гюстав Вогт, гобоист оркестра Гранд-опера. Для него Россини написал соло в среднем разделе увертюры к опере «Вильгельм Телль». Вогт вместе с мастером Гийомом Триебером участвовал в усовершенствовании конструкции инструмента.


Широко использовался английский рожок в операх итальянских композиторов ― Доменико Чимарозы, Томазо Траэтты, Джузеппе Сарти и других. Именно в их творчестве утвердился лирический, певучий стиль письма для английского рожка, в противоположность господствовавшему до того виртуозному началу. В XIX веке эти традиции развили Джоаккино Россини, Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, у которых английский рожок нередко используется в драматических эпизодах.


Первым из немецких композиторов-романтиков, включившим английский рожок в свои партитуры, был Рихард Вагнер, слышавший этот инструмент в Париже. В операх «Тангейзер» и «Тристан и Изольда» английский рожок подражает пастушьим наигрышам, а в «Лоэнгрине» используется уже не только для специальных эффектов, но и как полноценный оркестровый инструмент с самостоятельной партией. Партии английского рожка также встречаются в произведениях Шумана и Листа.По устройству английский рожок схож с гобоем, но имеет бо́льший размер, грушевидный раструб и особую изогнутую металлическую трубочку, с помощью которой трость соединяется с основным корпусом.

Английский рожок имеет еще второе название – альтовый гобой и относится инструмент к группе деревянных духовых. Он был сконструирован из охотничьего гобоя путем добавления к нему раструба. Поначалу инструмент был изогнут в форме дуги, однако чуть позже приобрел вытянутый вид.

Современный инструмент по своему устройству действительно похож на гобой , однако у него размеры чуть крупнее и раструб грушевидной формы, который ни с чем не перепутаешь. Да и звучание отличается от его близкого сородича. Английский рожок звучит более мягко, с приятным густым и полным тембром. В симфонический оркестр инструмент вошел в середине в середине XVIII века и с тех пор стал полноправным участником. Первым композитором, который обратил внимание на этот инструмент стал К. Глюк, он использовал его в своей опере «Орфей и Эвридика ».


На самом деле свое название английский рожок получил из-за неверного толкования французского слова anglais. Правильно было бы перевести это слово, как «изогнутый углом». Есть еще одна интересная версия происхождения слова английский. Предположительно, первые варианты рожка выглядели как трубы, с которыми обычно рисовали на полотнах в те времена ангелов. Таким образом, немецкое слово engellisch (ангельский) преобразовалось в englisch (английский).

(неправильный перевод франц. cor anglй, букв. - согнутый под углом рог: ошибка из-за смешения одинаково звучащих франц. слов anglais - английский и angle - согнутый под углом; англ. English horn, нем. englisch Horn) - духовой язычковый муз. инструмент. Разновидность гобоя - увеличенный альтовый гобой в строе F. Происходит от альтово-теноровых разновидностей предшественников гобоя. Под назв. "охотничьего" гобоя (oboe di caccia) появился в нач. 18 в., широко применялся И. С. Бахом и его современниками. Во 2-й пол. 18 в. почти полностью исчез из орк. практики, сохранившись лишь в "малых" симф. жанрах (напр., в серенадах, дивертисментах у В. А. Моцарта). Вновь стал широко использоваться в 19 в. под назв. Р. а. (corno inglese) в соч. Дж. Мейербера, Г. Берлиоза и др. романтиков. Ранние образцы имели серповидную или коленчатую изогнутую форму. Ок. 1820-30-х гг. Триебер и А. Бро сконструировали в Париже прямой Р. а. Аппликатура та же, что у гобоя. Диапазон - е-а2 или b2. Тембр Р. а. более густой, полный и мягкий, чем у гобоя.
Литература : Левин С., Духовые инструменты в истории музыкальной культуры, Л., 1973, с. 149-50; Вainеs A., Woodwind instruments and their history, L., 1956. H. А. Лисова.

  • - термин, распространенный в плодоводстве при описании побеговой системы земляники...

    Анатомия и морфология растений

  • - 1) Часть назв. разл. дух. инструментов, напр. рожок английский, рожок почтовый и др. 2) Рус. нар. мундштучный инструмент, называемый также Р. пастушьим...

    Музыкальная энциклопедия

  • - - духовой язычковый муз. инструмент. Разновидность гобоя - увеличенный альтовый гобой в строе F. Происходит от альтово-теноровых разновидностей предшественников гобоя...

    Музыкальная энциклопедия

  • - ...

    Музыкальный словарь

  • - 1) часть названий различных духовых музыкальных инструментов. 2) русский духовой мундштучный музыкальный инструмент, род пастушьего рожка. С конца 19 в. семейство рожков используется в ансамблях...

    Современная энциклопедия

  • - , альтовый гобой увеличенного размера в строе F....

    Музыкальная энциклопедия

  • - 1. Отросток пожарной магистрали, к которому присоединяется шланг. На гражданских судах Р. называют иногда пожарным краном. 2. Мыс...

    Морской словарь

  • - русский пастушеский духовой инструмент, имеет вид длинного усеченного конуса; делается преимущественно из бересты, с восемью перехватами из того же материала...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - музыкальный духовой деревянный инструмент, то же, что Альтовый гобой...
  • - 1) название различных духовых музыкальных инструментов. 2) Русский народный духовой инструмент; род пастушьего рожка с боковыми отверстиями, на котором обычно исполняют мелодии и наигрыши...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Р. рожка/...

    Орфографический словарь русского языка

  • - АНГЛИ́ЙСКИЙ, -ая,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - РОЖО́К, -жка, мн. рожки, -ов, муж. 1. см. рог. 2. То же, что рог. Пастуший р. Играть на рожке. 3. Название различных изделий, предметов в форме рога, расширяющейся трубки. Газовый р. . Бумажный р. . Вафельные рожки...

    Толковый словарь Ожегова

  • - РОЖО́К, рожка, муж. 1. . уменьш. к рог в 1 и 3 знач., маленький рог. «Остались от козлика рожки да ножки.» песня. Рожки улитки. 2. . Музыкально-сигнальный инструмент в виде изогнутой трубки с расширяющимся концом...

    Толковый словарь Ушакова

  • - рожо́к I м. 1. Духовой музыкальный или сигнальный инструмент в виде трубки с расширяющимся концом. 2...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 инструмент...

    Словарь синонимов

"Рожок английский" в книгах

Английский рожок и гобой

Из книги Путеводитель по оркестру и его задворкам автора Зисман Владимир Александрович

«Английский»

Из книги Твоя пиццерия автора Маслякова Елена Владимировна

Банановый рожок

Из книги Что можно приготовить из бананов автора Толстенко Олег

Чай «Английский»

Из книги Рецепты на каждый день автора Ивушкина Ольга

Ружьецо, рожок да топорок

Из книги Хождение к морям студёным автора Бурлак Вадим Николаевич

Ружьецо, рожок да топорок В 1719 году вышел в свет роман «Робинзон Крузо». Через несколько месяцев он принес мировую славу его автору Даниелю Дефо. История шотландского моряка Александра Селькирка, прообраза Робинзона, была издана в большинстве стран мира. У Даниеля Дефо

Английский дом

Из книги автора

Английский дом Понятие семьи для англичанина неразрывно связано с понятием дома. Интересно, что англичане редко употребляют слово «родина», то есть оно существует в языке, но достаточно искусственно, в основном для других народов. Сами они говорят скорее «дом», и это

Рог и Рожок

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Рог и Рожок «Рог. Музыкальное устройство, медная труба с раструбом, которая издает один лишь звук; эта русская музыка взята от охотничьих рогов, которые подбирались под голоса и таким образом составляли целый хор» (В. Даль). У древних евреев бараний рог – шофар – служил

Рожок

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Рожок В начале проспекта Обуховской Обороны – бывшего Шлиссельбургского тракта, там, где сейчас находятся корпуса мельничного комбината им. С.М. Кирова, – находились когда-то сенные магазины и склады купца Рожкова. По фамилии купца и вся окружающая местность,

рожок

Из книги «Афганский» лексикон. Военный жаргон ветеранов афганской войны 1979-1989 г.г. автора Бойко Б Л

рожок магазин автомата или пулемета Калашникова …заснувший на посту чижик из комендантского взвода принял мирно пасущихся ишаков за душманов и выпустил из них целый рожок. Сам полкач пообещал этому чижику «сладкую жизнь» за ложную тревогу, поднятую прямо над ухом. }