Как называется губная гармошка. Самоучитель губной гармошки. Точное звучание и оригинальная манера игры

Губную гармошку можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во всем мире. По своей сути гармошка является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармошки фирмы “Hohner” репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Правда, далеко не все поклонники губной гармошки знают, что непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.

Западные и восточные духовые органы по классификации являются язычковыми инструментами. Однако если открыть “Мировую энциклопедию музыкальных инструментов”, то мы узнаем, что язычковые являются лишь одним из ответвлений обширного семейства, которые объединены под общим названием “аэрофоны”.

Основной чертой, определяющей принадлежность к этой группе, является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. В эту группу входят инструменты с отверстиями (блок-флейты), с мундштуками свисткового типа (рекордеры), с одинарным язычком (кларнеты, саксофоны), с двойным язычком (гобой, фагот), с чашеобразными мундштуками (трубы), а также ручные язычковые (восточные и западные духовые органы, концертины, аккордеоны и гармони).

Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине 18-го века. Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. После его изучения возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов. К сожалению подобные эксперименты не получили одобрения широкой публики, и большинство органных мастеров отказались от таких конструктивных решений применительно к клавишным инструментам.

Так или иначе, язычки были использованы при изготовлении западного духового органа только в 19 веке. Первая губная гармошка была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название “аура”, представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

В 1825 году другой немец Ф. Хотц начал производство духовых органов на своей фабрике в Книттлингене. Еще один уроженец Германии Христиан Месснер приобрел несколько изготовленных Бушманом “аур” и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом “мундэолины”. Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл “сим-фониум”.

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармошки с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название “Mundharmonika” или духовой орган.

В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармошек стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармошку в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармошек, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.

Надо сказать, что губная гармошка или духовой орган на разных языках имеет разное название. По-немецки ее именуют “Mundharmonika”, по-французски – “harmonica a bouche”, по-итальянски – “armonica a bocca”, по-испански “armonica”, по-английски – “harmonica”, “mouth organ”, “French harp” или “harp”.

Говорят, что своим названием губная гармошка обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно – “handharmonika” (ручная гармошка). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть “mundharmonika” (губная гармошка).

Стремительному распространению гармошки по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: “1’Epatant” и “La Marseillaise” для Франции, “King George” и “Alliance Harp” для Англии, “El Centenario” для Мексики и даже гармошки на цепочках, для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармошками немецких и английских солдат. Была даже такая модель “Kaiser Wilhelm”.

Первые записи губной гармошки были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленку еще в 1894 году. В 30-е годы великая депрессия, а в 40-е – 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди черных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли “Сонни Бой” Уильямсон. В то же самое время на другом конце света в Нюрнберге Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику “Hohner”, он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъем, что естественно отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармошке через микрофон и усилитель. Это было что-то новое – “мисиссиппский саксофон” (так на американском слэнге называли губную гармошку) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармошка оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в черном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.

Гармоника – это миниатюрный духовой орган, который не только имеет глубокое и своеобразное звучание, но и прекрасно сочетается с гитарой, клавишными и вокалом. Неудивительно, что количество желающих играть на губной гармошке растет во всем мире!

Выбор инструмента

Существует большое количество разновидностей губных гармошек: хроматические, блюзовые, тремоло, басовые, октавные, а также их комбинации. Самым простым вариантом для начинающего будет диатоническая гармошка с десятью отверстиями. Тональность до-мажор.

Преимущества:

  • Огромное количество курсов и обучающих материалов в книгах и сети Интернет;
  • Джазовые и поп-композиции, знакомые всем по фильмам и музыкальным клипам, преимущественно сыграны на диатонике;
  • Базовые уроки, освоенные на диатонической гармонике, пригодятся для работы с любой другой моделью;
  • По мере продвижения обучения открывается возможность использования большого количества звуковых эффектов, которые завораживают слушателей.

При выборе материала, предпочтение лучше отдать металлу – он наиболее прочный и гигиеничный. Деревянные панели требуют дополнительной защиты от разбухания, а пластик быстро изнашивается и ломается.

К самым распространенным моделям для новичков можно отнести Lee Oskar Major Diatonic, Hohner Golden Melody, Hohner Special 20.

Правильное положение губной гармоники

Звучание инструмента во многом зависит от правильной постановки рук. Держать губную гармошку следует левой рукой, а правой направлять поток звука. Именно полость, образуемая ладонями, создает камеру для резонанса. Плотно смыкая и размыкая кисти можно добиться разных эффектов.

Для того чтобы обеспечить сильный и ровный поток воздуха, голову держать нужно ровно, а лицо, горло, язык и щеки – полностью расслабить. Гармонику нужно плотно и глубоко обхватить губами, а не просто прижать ко рту. При этом с инструментом соприкасается только слизистая часть губ.

Дыхание

Губная гармошка – единственный , который выдает звук и на вдохе, и на выдохе. Главное, на что стоит обратить внимание – через гармонику нужно именно дышать, а не всасывать и выдувать воздух. Воздушный поток создается за счет работы диафрагмы, а не мышц щек и рта. На первых порах звук может получаться тихим, но по мере практики придет красивое и ровное звучание.

Как играть на губной гармошке одиночные ноты и аккорды

Звуковой ряд диатонической гармоники выстроен таким образом, что три отверстия подряд образуют созвучие. Поэтому извлечь на гармонике проще, чем ноту.

В процессе игры музыкант сталкивается с необходимостью играть ноты по одной. В таком случае соседние отверстия блокируются губами или языком. Возможно, на первых порах придется помогать себе, надавливая пальцами на уголки рта.

Базовые техники

Изучение аккордов и отдельных звуков позволит играть простые мелодии и немного импровизировать. Но для того, чтобы раскрыть весь потенциал губной гармоники нужно осваивать специальные техники и приемы. Самые распространенные из них:

  • Трель – чередование пары соседних нот, один из общих .
  • Глиссандо – плавный, скользящий переход трех и более нот в единое созвучие. Аналогичный прием, в котором используются все ноты до конца, называют дроп-офф.
  • Тремоло – дрожащий звуковой эффект, который создается за счет сжимания-разжимания ладоней или вибрации губ.
  • Бэнд – изменение тональности ноты, за счет корректировки силы и направления потока воздуха.

Можно понять, как играть на губной гармошке, совсем не зная . Однако, потратив время на обучение, музыканту откроется возможность читать и изучать большое количество мелодий, а также записывать собственные наработки.

Не пугайтесь – их легко понимать (A – это ля, B – си, C – до, D – ре, Е – ми, F – фа, и, наконец, G – соль)

Если обучение происходит самостоятельно, в работе могут пригодиться диктофон, метроном и зеркало – для постоянного контроля над собой. Подготовиться к живому музыкальному сопровождению поможет аккомпанирование готовым музыкальным записям.

Вот вам напоследок позитивное видео.

Блюз на губной гармошке

Мир губной гармошки

По-английски название губной гармоники может звучать как harmonica, или harp. От последнего варианта пошло и прозвание музыканта, играющего на этом инструменте, - харпер.

Откуда она взялась, кто её придумал? Чтобы ответить на эти вопросы, придётся немного окунуться в историю.

Откуда есть пошла…

Губная гармошка стала известна не так давно. Её историю, конечно, не сравнить с историями более чем древней или той же . Тем не менее как раз с флейтой гармоника имеет кое-что общее: обе они принадлежат к одному и тому же семейству духовых язычковых инструментов.

В отличие от большинства музыкальных инструментов гармоника имеет практически точную дату создания. Её запатентовал в 1821 году 16-летний немец Х.Ф.Л. Бушман, "часовых дел мастер". Конечно, тогда она имела вид, явно отличающийся от современной внешности этого инструмента: металлическая пластинка с пятнадцатью отверстиями, прикрываемыми стальными язычками. Звук извлекался только на выдохе, и, как и в наши времена, его громкость и чистота зависели исключительно от умения мастера.

Так выглядела первая гармошка

Конструкция первой гармошки не была идеальной. Многие это понимали, пытались внести изменения. Дальше всех пошёл опять же немец, некто Рихтер из Богемии. Уже в 1826 году он предложил музыкантам свой вариант инструмента. Отверстий было уже 10, а язычков - 20, то есть по два на каждое: один из язычков отвечал за извлечение звука на вдохе, другой - на выдохе. Предложенная Рихтером схема с диатоническим звукорядом оказалась настолько хороша и удобна, что существует и по сей день.

Уже в середине XIX века началось массовое производство губных гармошек, и первым в ряду её производителей стал М. Хонер. Основанная им в 1857 году фирма, названная в честь создателя, быстро завоевала рынок. В том числе и за счёт того, что Хонер сделал ставку не только на Европу. В начале 60-х годов того же века он привёз свои губные гармошки в Америку, и это стало самым правильным шагом. С тех пор немецкая фирма Hohner - мировой лидер по производству именно этих музыкальных инструментов. Впрочем, на этом их ассортимент не кончается, в него входят и аккордеоны, и блокфлейты, и гитары. Но начиналось-то всё с обыкновенной губной гармоники!

Сейчас можно встретить даже такое: гармошка и флешка - два в одном

Устройство гармоники

Внутри инструмента находятся две пластины с язычками, одна из которых работает на вдохе, а другая - на выдохе. То есть звук фактически возникает, когда язычок, расположенный напротив отверстия, в которое вы вдыхаете (или, наоборот, из которого "забираете" воздух), разбивает воздушную струю.

Поскольку гармошка - очень маленький сам по себе инструмент, никакой акустический резонатор, как, например, в гитаре, там просто бы не уместился. Потому сила звука зависит в первую (и единственную) очередь от самого музыканта, от положения его рук, разработанности лёгких и степени мастерства.

Делают гармошки из дерева, пластика или металла. Дерево, как ему и положено, требует более тщательного ухода, чувствительней к погоде и капризнее относится к прочим житейским неприятностям.

Губные гармошки, кроме прочего, различаются ещё и тональностью. Самый распространённый тип инструмента - в тональности до мажор (C major). Среди "китайцев" таких гармошек большинство. Фирмы Японии и Германии вносят больше разнообразия: часто встречаются харпы в соль мажоре (G major), а также - реже - и остальных тональностей.

Разновидности

Какие же бывают гармоники? Если совсем просто, без редко встречающихся профессиональных инструментов, то делятся они на диатонические и хроматические.


Диатоническая (внизу) и хроматическая губные гармошки

Диатонические позволяют музыканту "по умолчанию" извлекать из инструмента только основные ноты - до, ре, ми и т. д. Хроматические же дают возможность играть всю хроматическую гамму целиком, используя и полутона (до-диез, ре-диез и др.). Если проводить аналогию с фортепиано, то диатоника - это игра только белыми клавишами, а хроматика - и чёрными тоже.

Конечно, когда вы как следует освоите игру на диатонической гармонике, все специальные приёмы - бенд, оверблоу, овердро и другие, для вас не составит особого труда извлекать из инструмента звуки "чёрных клавиш". Но для всего этого требуется время.

Различить гармошки можно уже на вид. Основное отличие - у хроматики сбоку имеются слайдер, специальная кнопка, позволяющая повышать ноту на полтона.

Правда, и здесь есть исключения! Например, Tombo Chromatic Single S50. Без слайдера, но хроматика. Полутона извлекаются из второго ряда отверстий.

Что касается отверстий, то у диатонической губной гармоники их количество неизменно - 10. А вот у хроматического инструмента эта позиция может изменяться. Конечно, в основном это от 12 до 16 отверстий, но могут встретиться и больше, и меньше - и 8, и 22. И даже 10, как на диатонике. Чем их больше, тем шире нотный ряд, который вы можете использовать при игре.

Ну и, конечно, хроматическая гармошка будет габаритистее, нежели диатоническая. Количество отверстий делает своё дело.

Сразу предупреждаю: на хроматике научиться играть сложнее. Может быть, поэтому она менее распространена. На прилавках магазинов чаще лежит приличный выбор диатоники и гораздо меньший - хроматического инструмента. И кстати, цена тоже довольно сильно различается, но об этом - ниже.

Кроме основного деления, есть ещё и более мелкое дробление на подвиды.

Так, диатоническая гармоника бывает блюзовой, октавной и тремоло.

Блюзовая - самая известная. 10 отверстий, звук извлекается на вдох и выдох. Может стать для вас и хроматической, если, как уже сказано выше, овладеть в совершенстве всеми приёмами игры на ней.

Hohner Blues Harp, блюзовая (цена примерно 1000 руб.)

Тремоло - замечательно подходит для исполнения народных песен. Если заглянуть внутрь такой гармошки, то найти можно сразу две звуковые пластины. Они чуть-чуть расстроены по отношению друг к другу, при этом звучат одновременно. От такого сочетания получается эффект тремоло, собственно, и давший название инструменту.

Hohner Tremolo Soloist CG (цена около 2300 руб.)

Октавная губная гармошка отличается от тремоло только тем, что две её звуковые пластины не расстроены по отношению друг к другу, а, наоборот, настроены "в октаву". Звук они издают тоже вместе, и из-за таких особенностей строения музыка громче и несколько специфичней по сравнению с другими.

Есть ещё, конечно, и оркестровые гармоники (басовая, аккордовая), но они настолько редки и узкопрофессиональны, что приобретают их лишь для игры в ансамблях, когда это является основной работой. Думаю, что в таком случае человек и сам, без этой статьи, знает, что ему нужно.

Что вы собираетесь играть

Выбор губной гармошки в немалой степени зависит от того, какую музыку вы собираетесь на ней преимущественно исполнять. Для разных произведений требуется определённое расположение нот, наиболее удобное именно для избранного вами стиля.

Например, если вы хотите играть джазовые произведения или вообще классику - выбирайте хроматическую гармонику. Блюз - это уже диатоника, причём, соответственно, блюзовая. Для мелодий попроще, со своеобразным звучанием в стиле русских-народных да плясовых-хороводных, подойдёт тремоло. Октавная и прочие оркестровые - это уже очень на любителя либо для активно исполняющего профессионала.

Что же всё-таки приобрести

Первый вопрос новичка, собирающегося всерьёз заняться игрой на губной гармошке: "Какой инструмент купить?"

Если вы собираетесь заниматься с преподавателем, то тут всё зависит от предпочтений педагога.

Кстати, для профессионала вопрос "что мне взять - хроматику или диатонику?" звучит так же, как для любого другого музыканта, - чья-то проблема выбора между гитарой и саксофоном. Просто и хроматическая, и диатоническая гармошки, несмотря на всю внешнюю схожесть, всё-таки разные инструменты в плане сложности освоения, приёмов звукоизвлечения и т. д.

Но вернёмся к конкретным моделям. Если смотреть в сторону диатоники, то наиболее популярный выбор - это Hohner Blues Harp (стоимость примерно 1000 руб.), Hohner Special 20 (около 930 руб.), Suzuki ProMaster (цена в районе 2000 руб.), Lee Oscar Major Diatonic (можно найти за 1200 руб.), Seydel 1847 (уже где-то 3000 руб.).

Suzuki ProMaster

С хроматикой всё не так просто. Во-первых, стоит сразу определиться, инструмент со сколькими отверстиями вам нужен. Как уже говорилось выше, чем их больше, тем богаче звукоряд (то есть больше нот можно извлечь из инструмента).

Тем не менее и среди них можно найти самые популярные у новичков модели. Пожалуй, в первую очередь это Hohner Chromonika 40 (где-то 3700 руб.), Tombo Uni Chromatic (стоимость примерно 3800 руб.), Hohner Super 64 Х (уже около 10 000 руб.).

Tombo Uni Chromatic Gold 1248

Советы при покупке

Вполне приличный инструмент (из ряда диатонических) можно купить уже в районе $20. В магазинах, конечно, предлагают гармоники уже начиная от 300 руб., но всё же ориентироваться лучше на средний ценовой порог.

При этом учитывайте, что хроматическая гармоника обойдётся в несколько раз дороже. Просто хороший инструмент начинается от 3-4 тысяч руб., очень хороший может стоить около 35 000 руб.

Hohner Amadeus Chromatik Harmonika (стоимость около $1500)

Покупать лучше в компании с человеком, который в гармониках разбирается. А если вы всё-таки пришли в магазин один, не стесняйтесь продавцов - попробуйте сами, как звучит понравившаяся вам модель.

В большинстве российских городов вряд ли можно достать что-то, кроме Hohner. Если ваша душа возжаждала чего-то другого, то добро пожаловать в мир Интернета. Всё-таки это, скорее всего, выйдет дешевле, чем ехать самому в другой город.

В конце концов, никто не мешает вам позже купить ещё пару представителей любимого инструмента и затем играть на той гармошке, звук которой больше придётся по душе. Большинство моделей стоят не запредельно, этот инструмент всё-таки проще в изготовлении, чем, например, синтезатор.

А вообще, всё зависит от мастерства. Новичок на дорогом харпе вряд ли сможет обойти профи на дешёвенькой гармонике, верно? Другое дело, что в умелых руках хороший инструмент может творить чудеса.

Кстати, губная гармошка - это отличный подарок ребёнку. Сейчас их выпускают великое множество именно детских - цветных, с какими-то рисунками, популярными персонажами из мультиков.

Это и интересное, и увлекательное, и в то же время обучающее занятие. Может быть, таким путём ваши сын или дочь приобщатся к музыке, может, позднее это станет их профессией. Причём совершенно необязательно, что дальнейший выбор падёт именно на гармошку.

Но как знать - а вдруг рядом с вами растёт новый Стиви Уандер?

В России его также называют губной гармошкой, губной гармонью (что неверно, потому что гармонь - это другой инструмент). Также её называют харпом (harp - так его называли в Америке), но такое название не совсем корректно, так как harp - это арфа.

Внутри губной гармоники находятся медные пластинки (язычки), которые колеблются в воздушной струе, создаваемой музыкантом. В отличие от других язычковых музыкальных инструментов гармоника не имеет клавиатуры. Вместо клавиатуры используется язык и губы для выбора отверстия (как правило они расположены линейно), соответствующего желаемой ноте.

Чаще всего используется таких музыкальных направлениях, как блюз, фолк, блюграсс, блюз-рок, кантри, джаз.

Разновидности губных гармоник

Губные гармоники делятся на:

  • Хроматические гармоники
  • Диатонические гармоники
    • Блюзовые гармоники
    • Тремоло гармоники
    • Октавные гармоники
  • Оркестровые гармоники
    • Мелодические гармоники
    • Басовые гармоники
    • Аккордовые гармоники


Хроматические гармоники позволяют извлекать все 12 нот в октаве (включая полутона). Научиться играть на них сложнее, чем на диатонических, зато на них можно сыграть любую мелодию без освоения таких сложных техник игры, как бенд. Гармошки такого типа фактически состоят из 2-х гармоник в одном корпусе. Переключение между ними и извлечение полутонов достигается использованием специальной кнопки-переключателя - слайдера, на одной из боковых сторон инструмента.

В диатонических гармониках используется диатонический строй (например: C, D, E, F) без полутонных интервалов между нотами (C#, D# и так далее). Игра на диатонической гармошке напоминает игру на фортепиано только по белым клавишам, без чёрных (некоторые отсутствующие звуки можно извлечь с помощью специального приёма - бэнда). В большинстве случаев диатонические гармошки имеют 10 отверстий и выпускаются в тональностях C или G. Диатонические гармошки имеют диапазон в 1-4 октавы.

Блюзовая гармоника обычно имеет 10 отверстий, с пластинами для вдоха (англ. draw) и для выдоха (англ. blow) в каждом отверстии.

В тремоло-гармонике две звуковые пластины, звучащие одновременно, слегка расстроены друг относительно друга, создавая тремоло-эффект. Таким образом, на каждую ноту приходится 2 язычка, и звук получается более насыщенным. Наличие ноты ля в нижней октаве позволяет полноценно играть русские мелодии.

Октавная гармоника - другая разновидность диатоники. В ней две звуковые пластины, звучащие одновременно, настроены точно в октаву друг относительно друга. Это придает большую громкость и другой тембр звука.

Басовая гармоника - фактически два отдельных инструмента, один над другим, соединенных шарнирами с обеих сторон. Каждое отверстие играет только на выдох, и на каждую ноту - по две звуковые пластины, настроенные в октаву.

Аккордовая гармоника , подобно бас-гармонике, тоже состоит из двух подвижно закреплённых пластин, сдвоенные язычки которых настроены в октаву. Но в отличие от бас-гармоник, она имеет ноты и на выдох, и на вдох, что позволяет использовать различные аккорды.

  • не стоит сразу покупать дорогую гармошку. В процессе освоения различных приёмов игры (таких как бенд) есть большой шанс сломать язычки;
  • некоторые популярные типы гармошек сложны для начинающих и их надо «доводить» до рабочего состояния;
  • покупка дешевой гармошки тоже может усложнить процесс обучения;
  • при покупке диатонической гармошки лучше покупать гармошки в тональности C-мажор, так как как она находится в середине нотного диапазона и большинство обучающих школ написаны именно для этой тональности;
  • непосредственно при покупке в магазине проверьте все отверстия на вдох и выдох. Если освоили бенды, проверьте и на них;
  • если гармошка вас устраивает, но немного не строит - это не страшно. Её можно подстраивать.

История губной гармоники

Губную гармонику можно охарактеризовать как компактный карманный музыкальный инструмент, который доставляет радость миллионам людей во всем мире. По своей сути гармоника является духовым органом западного образца. С момента его изобретения Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году, популярность этого инструмента неизменно росла. А после появления хроматической гармоники фирмы «Hohner», репертуар, который можно было бы исполнять на подобных инструментах, существенно расширился. Правда, далеко не все поклонники губной гармоники знают, что непосредственным предком их любимого инструмента, как, впрочем, и всех остальных европейских язычковых инструментов, является восточный духовой орган.

Западные и восточные духовые органы по классификации являются язычковыми инструментами. Однако, если открыть «Мировую энциклопедию музыкальных инструментов», то мы узнаем, что язычковые являются лишь одним из ответвлений обширного семейства, которые объединены под общим названием «аэрофоны».

Основной чертой, определяющей принадлежность к этой группе, является вибрация воздушной струи внутри корпуса, в результате которой и рождается музыкальный звук. В эту группу входят инструменты с отверстиями (блок-флейты), с мундштуками свисткового типа (рекордеры), с одинарным язычком (кларнеты, саксофоны), с двойным язычком (гобой, фагот), с чашеобразными мундштуками (трубы), а также ручные язычковые (восточные и западные духовые органы, концертины, аккордеоны и гармони).

Впервые восточный духовой орган попал в Европу из Китая в середине XVIII века. Этот инструмент представлял собой 17 бамбуковых трубок различного размера с медными язычками внутри, которые крепились по кругу к металлическому корпусу с мундштуком. После его изучения возникла идея использовать язычки в конструкции традиционных органов. К сожалению, подобные эксперименты не получили одобрения широкой публики, и большинство органных мастеров отказались от таких конструктивных решений применительно к клавишным инструментам.

Так или иначе, язычки были использованы при изготовлении западного духового органа только в XIX веке. Первая губная гармоника была создана немецким часовым мастером Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом в 1821 году. Изобретение, получившее название «аура», представляло собой металлическую пластину с 15-ю прорезями, которые закрывались соответствующими стальными язычками. По задумке автора, его детище было скорее камертоном, а не музыкальным инструментом. Ноты в нем были расположены в хроматическом порядке и извлекались только при помощи выдоха.

В 1825 году другой немец, Ф. Хотц, начал производство духовых органов на своей фабрике в Книттлингене. Ещё один уроженец Германии, Христиан Месснер приобрёл несколько изготовленных Бушманом «аур» и в 1827 году начал изготавливать похожие на них инструменты. Свои изделия он назвал странным словом «мундэолины» (от нем. mund «рот», «губы»). Двумя годами позже англичанин Сэр Чарльз Уитстоун запатентовал свою модель духового органа. В его конструкции язычки управлялись небольшой кнопочной клавиатурой, которую сам автор называл «сим-фониум».

Но автором самого важного для того периода времени конструкторского решения стал мастер из Богемии по фамилии Рихтер. Около 1826 года он изготовил образец гармоники с десятью отверстиями и двадцатью язычками (раздельными для вдоха и выдоха), установленными в деревянном кедровом корпусе. Предложенный Рихтером вариант настройки с использованием диатонического звукоряда стал стандартным для европейских инструментов, которые получили название «Mundharmonika» или духовой орган.

В 1829 году И. В. Глиер организовал производство духовых органов на своей фабрике в немецком городе Клингенталь. В 1855 то же самое проделал другой немец, Христиан Вайсе. Однако к 1857 году крупнейшим массовым производителем гармоник стала фирма из Троссингена. В то время ею руководил знаменитый Маттиас Хонер. В одном только 1857 году при помощи членов своей семьи и одного наемного рабочего он умудрился выпустить 650 инструментов. Хонер был выдающимся бизнесменом. Одной из его маркетинговых находок стала накладка с именем производителя. В 1862 году Хонер привез губную гармонику в Северную Америку. Это был шаг, который впоследствии привел его фирму к мировому лидерству в производстве этих инструментов. К 1879 году Хонер изготовлял 700 тысяч инструментов в год. На рубеже столетий годовой выпуск составлял уже 5 миллионов единиц продукции. Сейчас фирма выпускает более 90 различных моделей губных гармоник, которые позволяют исполнителю свободно самовыражаться в любой музыкальной форме, будь то классика, джаз, блюз, рок или этническая музыка. Есть статистика, что в США на этом инструменте играют 40 миллионов человек, и еще 5 миллионов в Канаде.


Губная гармоника, или духовой орган, на разных языках имеет похожие по происхождению названия — все они имеют в составе «рот» или «уста» и/или «гармоника». По-немецки её именуют «Mundharmonika», по-французски — «harmonica a bouche», по-итальянски — «armonica a bocca», по-испански «armonica», по-английски — «harmonica», «mouth organ», «French harp» или «harp».

Говорят, что своим названием губная гармоника обязана совсем другому инструменту. В 1829 году венский мастер Демиан получил эксклюзивные права на производство аккордеонов. Естественно, что другие мастера также выпускали подобные инструменты, но уже под другим названием, а именно — «handharmonika» (ручная гармоника). Из-за похожего принципа действия духовой орган стали называть «mundharmonika» (губная гармоника).

Стремительному распространению гармоники по всему миру не смогли помешать даже мировые войны. Немецкие производители выпускали для различных стран специальные экспортные модели: «l’Epatant» и «La Marseillaise» для Франции, «King George» и «Alliance Harp» для Англии, «El Centenario» для Мексики и даже гармоники на цепочках для тех этнических групп, в одежде которых не было карманов. Во время 1-й мировой войны различные организации снабжали гармониками немецких и английских солдат. Была даже такая модель «Kaiser Wilhelm».

Первые записи губной гармоники были сделаны в США в начале 20-х годов, хотя в немом кино этот инструмент был зафиксирован на пленке еще в 1894 году. В 30-е годы Великая депрессия, а в 40-е — 2-я мировая война способствовали переселению южан в северные штаты и на западное побережье. Этот процесс стимулировал распространение маленького инструмента по всей огромной территории США. Тогда среди чёрных обитателей Чикаго большой популярностью пользовались Джаз Гиллум и Джон Ли «Сонни Бой» Уильямсон. В то же самое время на другом конце света, в Нюрнберге, Ларри Адлер играл для солдат армий союзников по антигитлеровской коалиции. Чтобы разыскать фабрику «Hohner», он летал на маленьком самолете, имея в качестве ориентира только картинку с коробки, на которой было изображено это здание!

Повсеместно солдаты возвращались к родным очагам. В негритянских гетто ощущался подъём, что, естественно, отразилось и в музыке. Молодые музыканты с юга (Литтл Уолтер, Джуниор Уэллс, Снуки Прайор) теперь играли на губной гармонике через микрофон и усилитель. Это было что-то новое — «миссисипский саксофон» (так на американском сленге называли губную гармонику) мог теперь солировать под аккомпанемент оркестра. В 50-е годы рок-н-ролл взорвал патриархальную тишину тогдашней музыкальной сцены. Гармоника оказалась на переднем крае этого молодежного бунта, который черпал вдохновение в чёрном американском блюзе.

Этот инструмент пережил очередное рождение в новой музыкальной стилистике, и по сей день сохраняет свою популярность среди исполнителей разных возрастов и музыкальных направлений.

Видео: Губная гармоника на видео + звучание

Благодаря этим видео Вы можете ознакомиться с инструментом, посмотреть реальную игру на нём, послушать его звучание, ощутить специфику техники:

Продажа инструментов: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

История создания каждого музыкального инструмента интересна и удивительна. Порой различные факты создания инструмента заставляют нас заинтересоваться его историей. Кроме того, каждый музыкант просто обязан детально познакомится не только со структурой, но и с историей инструмента, на котором играет.

Губная гармошка поистине удивительный инструмент. Сейчас можно самому научиться играть на губной гармошке по самоучителю или по материалам в интернете. Не смотря на свое название, гармошка относится к духовым инструментам вместе с трубами, саксофонами, флейтами и другими. Праотцом духовых инструментов можно считать восточных духовой орган. Его в свое время относили к разряду язычковых инструментов. А вот слово «духовой» возникло сравнительно недавно. Название связано с функционированием инструмента: чтобы получился звук, воздух («дух») проходит внутри.

Духовые органы пришли к нам из Китая. В 18 веке английские колонисты привезли с собой удивительный инструмент, который состоял из бамбука с металлическими деталями. В деревянной трубке находились язычки, которые были прикреплены к мундштуку. Кстати, такую музыкальную технологию позже взяли на вооружение мастера-органисты, но она прижилась лишь в 19 веке.

Первая губная гармошка увидела свет лишь в 1821 году. Ее отцом стал Христиан Ф. Л. Бушман. Примечательно то, что он был не мастером инструментов и даже не музыкантом, а мастером часовых механизмов. Его изобретение только отдаленно напоминало современную губную гармошку. Первоначально инструмент называли «аура». Он представлял собой пластину из стали с 15 отверстиями, которые закрывались металлическими языками.

Через некоторое время изобретение Бушмана взяли на производство несколько компаний по изготовлению музыкальных инструментов: Хотца в Книттлинге и Христина Месснера. Последний немного изменил инструмент и дал ему название «мундэолина», в она звучала оригинально и свежо.

Современный вариант губной гармошки создал музыкальных дел мастер Рихтер из Богемии. Он сделал в деревянном корпусе всего 10 прорезей, а вот количество язычков увеличил до 20. Таким образом, можно было играть на вдохе и выдохе. Система настройки, созданная Рихтером для губной гармошки, считается эталоном до сих пор.

Промышленным изготовлением губных гармошек занялся МаттиасХонер. Скоро Хонер стал удивительно быстро покорять музыкальный рынок, имея в своей мастерской только одного рабочего и помощь семьи. Хонер прославился на весь мир не только как мастер, но и как один из первых музыкальных бизнесменов. В 1900 году его фирма выпустила пять миллионов губных гармошек, которые разошлись по всему свету. Сейчас фирма “Hohner” выпускает около 90 наименований губных гармошек.

Губная гармошка это не только музыкальный инструмент. Ее можно назвать настоящей кино первой половины прошлого века. После второй мировой войны она стала музыкальным инструментом негритянских гетто.