Роль пейзажа в ранних романтических рассказах. Соотношение характеров и обстоятельств в романтизме

Характерные особенности романтиче­ской поэзии М. Ю. Лермонтова.

Какие темы и пробле­мы важны для Поэта-романтика?

Лирика Лермонтова и поэмы «Демон», «Мцыри» стали вершиной развития русского романтизма. Ро­мантизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей один на один с миром, под­ходящей к действительности с позиции своего идеала, предъявляющей ей исключительные требования. Герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается. Этим обусловлено столь типичное для романтического героя одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и не принимают его идеалов. Герой-ро­мантик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы. Душа романтика устремле­на за пределы скучной реальности. Возникает харак­терное романтическое двоемирие.

Романтический герой Лермонтова сохраняет важ­нейшие приметы в произведениях разных лет. Мотив одиночества воплощен в юношеском стихотворении «Парус» (1832). Почти с неизменными интонациями тот же мотив звучит и в одном из последних стихотворений Лермонтова «Листок» (1841). Интересно, прав­да, что в «Парусе» мечтой романтической души была буря, а в более позднем стихотворении «Дубовый ли­сток оторвался от ветки родимой / И в степь укатился, жестокою бурей гонимый…» Теперь уже равнодушный мир отказывает ему в желанном покое. Мир враждебен романтику во всех своих проявлениях. Душа его не мо­жет успокоиться на чем-либо. Герой грустит, скорбит и страдает. Подобные настроения пронизывают стихо­творения «Тучи» (1840), «Утес» (1841). Стихотворение «Три пальмы» (1840) развивает мысль о тотальном раз­ладе с миром в сюжетной форме. Одинокие, но прекрас­ные пальмы ропщут, что их красота и возможности пропадают без пользы для людей. Но встреча с людь­ми становится роковой: «И ныне все дико и пусто кру­гом — / Не шепчутся листья с гремучим ключом…»

В перечисленных выше произведениях природа оли­цетворяется, в природе исток образов, но предметом изображения, объектом внимания является, конечно, душа человека. Обращается Лермонтов к миру чело­веческих отношений непосредственно. Стихотворения «И скучно и грустно», «Как часто, пестрою толпою окружен…» (1840) выражают мировую скорбь. Ничто в мире, где вынужден находиться герой, не может быть источником радости:

Мелькают образы бездушные людей, Приличьем стянутые маски…

Да и взгляд в глубины собственной души убеждает, что «и радость, и муки, и все там ничтожно…».

Все-таки природа хотя бы иногда является для поэ­та источником облегчающих душу впечатлений, при­миряет его хотя бы ненадолго с миром людей и с ми­ром высшим. Такая концепция в основании образной системы стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» (1837). Общение с природой смиряет бунтую­щую против несовершенства жизни душу героя:

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога.

Весьма своеобразно решается в лирике Лермонтова тема любви. Взгляд на нее тоже в целом находится под влиянием романтического мироощущения. В поисках если не совершенства (оно неосуществимо), то хотя бы минутного покоя, забвения герой-романтик стихотво­рения «Как часто, пестрою толпою окружен…» обраща­ется к прошлому, воспоминаниям о юношеской любви. Впрочем, и тогда он тоже любил не столько реальную девушку, сколько «мечты моей созданье». Совершенно откровенно говорится об этом в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841). Любовь понимается как роковая битва гордых душ, драматическое стол­кновение сильных характеров, борьба одиноких и не­примиримых соперников.

Тема урока: Романтизм М. Горького в рассказе «Макар Чудра» Цели урока: 1.Предметные:

    формировать понятие о неоромантизме и новом романтическом герое на основе знакомых понятий «романтизм», «романтический герой»; развивать умение анализировать произведения художественной литературы в единстве формы и содержания;
2.Метапредметные: развивать умение учащихся вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; воспитывать самостоятельность мышления; формировать активную гражданскую позицию, гуманистическое мировоззрение; 3.Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Тип урока : урок художественного восприятия .

Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону.
Прямо иди. Может, и не загинешь даром.
Вот и все, сокол! М. Горький

Ход урока

Учитель: Вы на пороге взрослой жизни. А на взрослого человека жизнь в обществе накладывает определённые обязанности. Дети - всегда носители определённых ценностей. Переходя из одной общности в другую, из одного коллектива в другой, человек вносит свои системы ценностей и требований в мир людей. Знаете ли вы о том, что каждый поступок, каждое желание отражается на людях? Проверяете ли вы свои поступки сознанием: не причиняю ли я зла, неприятностей, неудобств людям? Могу ли бескорыстно делать добро? И сегодня очень современен неоромантизм, проповедовавший возвращение в литературу реального героя, который сам делает выбор жизненного пути в пользу героического подвига. Только от самого человека зависит, как он проживёт свою жизнь -скучно, обыденно, неинтересно или ярко, возвышенно, красиво. И очень точно об этом сказал М.Горький (эпиграф).

I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока. 1. Какова наша сегодняшняя деятельность? 2. Каковы ваши ожидания от нашего разговора? (Использование приёма АМО) II . Интеллектуальная разминка: Дать толкование терминам: 1.Романтизм– особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный оптимизм классицизма. 2. Романтическая традиция - исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; Назвать представителей.

3. Основные черты романтизма:

Провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;

    утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;

    взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;

    интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;

    тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;

    мучительное переживание разлада с действительностью;

    отказ от обыденного;

    стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

4.Концепция романтизма; III . Задача: обеспечить благоприятный для работы климат на уроке и психологически подготовить учащихся к общению и предстоящему занятию.Учитель: Постарайтесь нарисовать портрет романтического героя, только сделайте это без кисти и красок, а при помощи слов. Будут ли похожи на него Мцыри, Макар Чудра и Лойко Зобар? Вывод: Портреты могут быть разными, но вот сходство между героями действительно поразительное. Каждый из них превыше всего на свете ценит свободу; к деньгам они относятся так же, как Радда, как к последней ниточке, которая заставляет их хотя бы на время соприкасаться с человеческим обществом. IV.Усвоение новых знаний.Задача: применять различные способы активизации мыслительной деятельности учащихся, включать их в поисковую работу. Работа в парах: -Выявить признаки неоромантизма. Учитель: определить особенности портрета Радды и Лойко. Каковы они?

Каковы жизненные ценности героев легенды?

Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «С таким человеком ты и сам лучше становишься» (слова Макара Чудры о Лойко); «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли...»

Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя» В финале рассказа Макар Чудра скептически выслушивает повествователя - автобиографического героя. В конце произведения повествователь видит, как красавец Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». В словах повествователя проявляется авторская позиция – восхищение красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.

Вывод: Горький не изменяет традиции романтизма: через внешнюю красоту он выделяет самые важные черты характера героя – стремление к свободе. Но, в отличие от других романтических произведений, в рассказе «Макар Чудра» мы не найдём подробного словесного портрета, единственное, на что обращает внимание автор – это усы Лойко, а о Радде говорит, что её красоту описать нельзя, если только на скрипке сыграть.

Учитель:

Какой конфликт лежит в основе легенды?

Как он разрешается?

Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое он полагает истинным: максималистское стремление к свободе. То же единственное начало, доведенное до максимальной степени, воплощают и герои легенды, рассказанной им. Для Лойко Зобара истинной ценностью тоже является свобода, открытость и доброта. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь.

Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают герои, может разрешиться лишь смертью обоих:

романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью.

Согласен ли с ними герой-повествователь?

Как выражена его позиция?

Учитель: Как создает Горький романтический характер? Роль пейзажа?

Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

Пейзаж одушевлен, море и степь безграничны, подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. Позиция главного героя очерчена уже в экспозиции, Макар Чудра рассуждает о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Учитель:

Особенностью композиции этого рассказа , как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда - идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привл
екают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими.
Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”.

Групповая работа: Я приглашаю к размышлению…

Цель: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в группе на базе решения общей проблемы.

Проверка

Рефлексия: Вы определяете наше общество. Те, исторические события, которые наполняют наши дни. Преодолеть сомнения можно лишь выстроив свой путь к истине. Каков он у вас, после соприкосновения с судьбой героев М.Горького?

Задание. Проблемный вопрос . Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

Ответ . Сознание и характер Макара Чудры становятся главным предметом изображения. Ради этого героя рассказ написан, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героя во всей его сложности и противоречивости, чтобы объяснить его силу и слабость. Макар Чудра находится в центре повествования и получает максимальную возможность для самореализации. Писатель дает ему право говорить о самом себе, свободно высказывая свои взгляды. Легенда, рассказанная им, обладая художественной несомненной самостоятельностью, тем не менее служит в первую очередь средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение.

Домашняя работа:

*Как называет сам Чудра своё повествование?

** Что нового появляется в характере романтического героя в произведении М. Горького?

*** Используя символы, изобразите свой путь к истине.

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) « Макар Чудра » Романтизм. Литературные герои Романтик В ранних своих произведениях Горький предстаёт перед читателями как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требования. Герой на голову выше людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим объясняется типичное для романтика одиночество, т. к. люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой – романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, скал. Создавая образы таких героев, не боялся приукрашивать жизнь, используя художественные приёмы, найденные романтиками – предшественниками: исключительная личность в исключительных обстоятельствах, экзотический пейзаж и портрет, подчёркивающие эту исключительность, антитеза как основа композиции произведения, близость прозаического слова к стихотворному, ритмичность, насыщенность тропами, символика. Противостояние романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления. Рассмотри на примере рассказа «Макар Чудра» Старый цыган Макар Чудра предстает перед читателем именно в романтическом пейзаже: его окружает "мгла осенней ночи", которая "вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева - безграничную степь, справа - бесконечное море". Обращая внимание на одушевленность пейзажа, на безграничность моря и степи, которые как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. Герои рассказа. Макар Чудра Главный герой - старый цыган Макар Чудра. Для него самое главное в жизни - личная свобода, которую он никогда ни на что не променял бы. Он считает, что крестьянин - раб, который родился лишь затем, чтоб ковырять землю и умереть, не успев даже могилы самому себе вырыть. Его максималистское стремление к свободе воплощают и герои легенды, которую он рассказывает. Радда Портрет Радды тоже дан в романтических преувеличениях. Много сердец разбила Радда. Один магнат любые деньги кидал к её ногам, просил её выйти за него замуж, но Радда ответила, что орлице не место в вороньем гнезде «Девка как ни хороша, да у ней душа узка и мелка, и хоть ты пуд золота повесь ей на шею, все равно, лучше того, какова она есть, не быть ей!» Представление о красоте и свободолюбивом характере цыганки складывается под впечатлением этих сравнений. Красота Радды сравнима с игрой на скрипке: «Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает». Лойко Зобар В рассказе дается условный портрет Лойко, цыгана, воровавшего лошадей, по цыганским меркам - это не воровство, а смелость, храбрость и удаль. Портрет героя дан в образных преувеличениях: «Усы легли на плечи и смешались с кудрями, очи, как ясные звезды, горят, а улыбка - целое солнце, ей-богу! Точно его ковали из одного куска железа вместе с конем. Стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь!» Рассказ сопровождается эмоциональными оценками, которые нужны для отождествления событий и образов легенды с реальной жизнью и реальными людьми. Лойко Зобар и Радда Молодая, красивая цыганская пара - Лойко Зобар и Радда - любят друг друга. Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев. Лойко уступает Радде, при всех встает перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает ее. И сам погибает от рук ее отца. Особенностью композиции этого рассказа, как уже было упомянуто, является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей. Для Макара Чудры Лойко и Радда - идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения, не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни. Другой особенностью композиции этого произведения является наличие образа повествователя. Он почти незаметен, но мы легко угадываем в нем самого автора. Он не совсем согласен со своим героем. Прямых возражений Макару Чудре мы не слышим. Но в конце рассказа, где повествователь, глядя во тьму степи, видит, как Лойко Зобар и Радда “кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, проявляется его позиция. Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же черты и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Чтобы выразить чувства героев и свои собственные, автор широко пользуется приемом пейзажных зарисовок. Морской пейзаж является своеобразным обрамлением всей сюжетной линии рассказа. Море тесно связано с душевным состоянием героев: сначала оно спокойно, только “влажный, холодный ветер” разносит “по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов”. Но вот начал накрапывать дождь, ветер становился сильнее, а море рокочет глухо и сердито и распевает мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган. Вообще характерной чертой этого рассказа является его музыкальность. Музыка сопровождает все повествование о судьбе влюбленных. И даже конфликт начинается с песни. Развязка ” Вернулся в табор Лойко и сказал старикам, что заглянул в свое сердце и не увидел там прежней вольной жизни. “Одна Радда там живет”. И он решил исполнить ее волю, поклониться ей в ноги, поцеловать правую ее руку, а потом сказал, что проверит, верно ли у Радды такое крепкое сердце, как она утверждает. Все и догадаться не успели, а он воткнул в ее сердце нож по самую рукоятку. Радда вырвала нож и заткнула рану своими волосами, потом сказала, что предполагала такую смерть. Данило поднял нож, отброшенный Раддой в сторону, рассмотрел его да и воткнул в спину против сердца Лойко. Все смотрят, что лежит Радда, зажимая рукой рану, а у ног ее Лойко. Макару показалось, что видит он царственную Радду, а за ней по пятам плывет Лойко Зобар. Конец)))))

Романтизм и реализм в творчестве М. Горького

Максим Горький вошёл в русскую литературу как провозвестник обновления жизни. Несмотря на то, что раннее творчество Горького относится к периоду, когда в русской литературе уже сформировался реализм как творческий метод, его первые рассказы можно смело назвать романтическими и по стилю, и по характеру героев, и по ситуации, воспроизводимой в этих произведениях.

Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, вступающей в борьбу с миром один на один, подходящей к действительности с позиции своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требование. Романтический герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал. Таковы герои и ранних рассказов Горького: Данко, Ларра, Радда и другие.

Большую роль в романтических произведениях играет пейзаж– лишённый полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и её красоту и исключительность. Именно через пейзаж выражается неординарность характера героя (вспомним неповторимые пейзажные зарисовки, например, в «Старухе Изергиль», в романтическом пейзаже предстает перед читателем и старый цыган Макар Чудра: его окружает «мгла осенней ночи», которая «вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, слева – бесконечное море»). Однако одиночество романтического героя может трактоваться и как отверженность его идеала людьми, и как драма непонятости и непризнанности. Но и в этом случае попытки сближения с миром реальным чаще всего бесперспективны: реальность не принимает романтического идеала героя в силу его исключительности. Свидетельством этому является то, что главная черта романтического художественного мира – принцип романтического двоемирия. Романтический, а поэтому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далёкому от романтического идеала. Именно такими, противостоящими действительности, мы видим героев ранних рассказов Горького. Исключительный индивидуализм Ларры, например, обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Тем не менее, люди видели, «что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несёт в себе Ларра. Естественно, это обрекает его на одиночество, но это желанное одиночество для романтика, вытекающее из невозможности найти на земле кого-то хоть в чём-то равного себе. Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, так как не понимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговаривают к бессмертию, потому что, убив его, они лишь подтвердили бы его исключительность, его право повелевать и говорить с ними как с рабами – и своё бессилие и страх перед ним. Об обусловленности характера Данко просто не приходится говорить – он таков изначально, по сути своей.

Композиция повествования в романтических рассказах целиком подчинена одной цели: возможно более полному воссозданию образа главного героя. Рассказывая легенды своего народа, герои дают автору представления о своей системе ценностей, об идеальном и антиидеальном в человеческом характере, как они сами его понимают, показывают, какие черты личности достойны уважения или презрения. Иными словами, они таким образом как бы создают систему координат, исходя из которой могут быть судимы сами.

Романтическая легенда является важнейшим средством создания образа главного героя. Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведённых романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс вообще немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживает Рада и Лойко Зобар, может разрешиться только смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью. Но любовь предполагает смирение и взаимную способность покориться любимому. Этого-то и не могут сделать ни Лойко, ни Рада. Но самое интересное то, как оценивает такую позицию Макар Чудра. Он полагает, что именно так и должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу. Знаменателен вывод, который он давно сделал из истории Рады и Лойко: «Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты её запомни и, как запомнишь, – век свой будешь свободной птицей». Иными словами, истинно свободный человек только так и мог реализовать себя в любви, как сделали это герои «были».

Особыми в ранних рассказах Горького являются и способы выражения авторской позиции: для ранних романтических рассказов Горького характерно наличие образа повествователя. В самом деле, это один из самых незаметных образов, он почти не проявляет себя прямо, но взгляд именно этого человека очень важен для писателя. Горький называет повествователя не прохожим, а проходящим, подчёркивая его неравнодушное отношение ко всему, попадающему в сферу его восприятия и осмысления. В судьбе и мировоззрении этого «проходящего» проявляются черты самого Горького, в судьбе его героя во многом отразилась судьба писателя, в юности в своих странствиях познавшего Россию. Это даёт многим исследователям права говорить о повествователе Горького в этих рассказах как об автобиографическом герое.

Макар Чудра лишь скептически выслушивает возражение автобиографического героя – в чём именно их несогласие, остаётся как бы за кадром повествования. Но конец рассказа, где повествователь глядя во тьму, видит, как красавец-цыган Лойко Зобар и Рада, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Радой», проявляет его позицию. В этих словах – восхищение их красотой и бескомпромиссностью, силой и непреодолимостью их чувств, понимание невозможности для романтического сознания иного разрешения конфликта – но и осознание бесплодности такой позиции: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Радой.

Более сложно выражена позиция автобиографического героя в «Старухе Изергиль». Создавая образ главной героини композиционными средствами, Горький даёт ей возможность представить романтический идеал, выражающий высшую степень любви к людям (Данко), и романтический антиидеал, воплотивший доведённый до апогея индивидуализм и презрение и нелюбовь к людям (Ларра). Идеал и антиидеал, два романтических полюса повествования, выраженные в легендах, задают систему координат, в рамки которой хочет поставить себя сама старуха Изергиль. Композиция рассказа такова, что две легенды как бы обрамляют повествование о её собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Несмотря на уверенность Изергиль, что она всю жизнь стремилась, скорее, к полюсу Данко, читатель сразу обращает внимание на то, с какой лёгкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей. Во всём – в портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. О прекрасной чувственной любви должна была бы рассказывать юная девушка или молодая, полная сил женщина; перед нами же глубокая старуха, «время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Изергиль уверена, что её жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры. Но всё в образе Изергиль напоминает читателю о его – в первую очередь её индивидуализме, сближающимся с индивидуализмом Ларры, её нервность, её рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизнь: «И все они – только тени».

Принципиальная дистанция между позицией героини и повествователя формирует идеологический центр рассказа и определяет его проблематику. Романтическая позиция при всей её красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. В самом деле, автобиографический герой – единственный реалистический образ в ранних романтический рассказах Горького.

Но только ли с романтизмом связано творчество Горького? Когда писатель принёс Короленко рассказ «Старуха Изергиль», тот сказал: «Странная какая-то вещь. Это – романтизм, а он давно скончался. Очень сомневаюсь, что сей Лазарь достоин воскресения. Мне кажется, вы поёте не своим голосом. Реалист вы, а не романтик, реалист!» Но после рассказа «Челкаш» Короленко вынужден был признать в молодом авторе и реалиста, и романтика.

Если для реализма XIX века главным было объяснить характер теми жизненными обстоятельствами социального, бытового, этического, эстетического плана, которые на него воздействуют, то в новом типе реализма, появление которого связано именно с именем Горького, принципы типизации изменяются. Влияние становится как бы двунаправленным: теперь не только характер испытывает на себе влияние среды, но утверждается также возможность и даже необходимость воздействия личности на среду. Формируется новая концепция личности: человек не рефлексирующий, но созидающий, реализующий себя не в сфере частной интриги, но на общественном поприще. В литературе этого периода проявилось доверие художника к своему герою.

Герои Горького, благодаря магической силе реалистического творчества, оказываются как бы наделёнными собственной волей, поэтому они способны вести спор с автором – и побеждать в этом споре. Вообще реалистическая литература знает удивительные факты спора литературного героя со своим творцом. О способности героини поступить как бы вопреки авторской воле рассказывал ещё Пушкин: его Татьяна без ведома автора и неожиданно для него вышла замуж. В этой известной шутке Пушкина сформирован закон реалистической литературы: художественный мир становится реальным миром, герои оживают и диктуют автору свою волю, часто противоположную его замыслу, не соглашаются с ним, оказываются способны на спор и противодействие авторскому диктату, нарушающему логику характера. Это противодействие часто испытывал Горький, может быть, даже не замечая его.

Понятие «романтизм» часто используют в качестве синонима к понятию «романтика». Под этим подразумевают склонность смотреть на мир через розовые очки и активную жизненную позицию. Или же связывают это понятие с любовью и какими-либо поступками ради своего близкого человека. Но романтизм имеет несколько значений. В статье пойдет речь о более узком понимании, которое используется для литературоведческого термина, и об основных чертах характера романтического героя.

Характерные черты стиля

Романтизм — это направление в литературе, возникшее в России в конце 18 - первой половине 19 века. Данный стиль провозглашает культ природы и естественных чувств человека. Новыми характерными чертами романтической литературы становятся свобода самовыражения, ценность индивидуализма и оригинальные черты характера главного героя. Представители направления отказывались от рационализма и главенства ума, которые были характерны для эпохи Просвещения, и ставили во главу угла эмоциональную и духовную стороны человека.

В своих произведениях авторы отображают не реальный мир, который был для них слишком пошлым и низменным, а внутреннюю вселенную персонажа. И через призму его чувств и эмоций видны очертания реального мира, законам и мыслям которого он отказывается подчиняться.

Основной конфликт

Центральным конфликтом всех произведений, написанных в эпоху романтизма, становится конфликт между личностью и обществом в целом. Здесь главный герой идет наперекор устоявшимся в его окружении правилам. При этом мотивы такого поведения могут быть различны — поступки могут как идти на благо общества, так и иметь эгоистичный замысел. При этом, как правило, герой проигрывает эту борьбу, и произведение заканчивается его смертью.

Романтик — особенная и в большинстве случаев очень таинственная личность, пытающаяся противостоять могуществу природы или обществу. При этом конфликт перерастает во внутреннюю борьбу противоречий, которая происходит в душе у главного персонажа. Другими словами, центральный персонаж строится на антитезах.

Хоть в данном литературном жанре и ценится индивидуальность главного героя, но все же литературоведы выделили, какие черты романтических героев являются основными. Но, даже несмотря на схожесть, каждый персонаж по-своему уникален, так как они являются лишь общими критериями выделения стиля.

Идеалы общества

Главной чертой романтического героя является то, что он не принимает общеизвестные идеалы общества. У главного персонажа есть собственные представления о ценностях жизни, которые он пытается отстаивать. Он как бы бросает вызов всему окружающему его миру, а не отдельному человеку или группе людей. Здесь идет речь об идейном противостоянии одной личности против целого мира.

При этом в своем бунте главный герой выбирает одну из двух крайностей. Либо это недостижимые высокодуховные цели, и персонаж пытается сравняться с самим Творцом. В другом случае герой предается всевозможным грехам, не чувствуя меры своего морального падения в бездну.

Яркая личность

Если одна личность способна противостоять целому миру, значит, она столь же масштабная и сложная, как целый мир. Главный герой романтической литературы всегда выделяется в обществе как внешне, так и внутренне. В душе персонажа происходит постоянный конфликт между уже заложенными обществом стереотипами и его собственными взглядами и идеями.

Одиночество

Одна из самых печальных черт романтического героя — его трагическое одиночество. Так как персонаж противостоит целому миру, то он остается совершенно один. Нет такого человека, который бы понял его. Поэтому он либо сам бежит из ненавистного ему общества, либо сам становится изгнанником. Иначе романтический герой уже не был бы таким. Поэтому писатели-романтики сосредотачивают все свое внимание на психологическом портрете центрального персонажа.

Либо прошлое, либо будущее

Черты романтического героя не позволяют ему жить в настоящем. Персонаж пытается найти свои идеалы в прошлом, когда религиозное чувство было сильно в сердцах людей. Либо же тешит себя счастливыми утопиями, которые якобы ожидают его в будущем. Но в любом случае главного героя не устраивает эпоха тусклой буржуазной действительности.

Индивидуализм

Как уже было сказано, отличительной чертой романтического героя является его индивидуализм. Но это непросто «непохожесть на других». Это кардинальное отличие от всех людей, которые окружают главного героя. При этом, если персонаж выбирает греховный путь, то он осознает, что отличается от других. И это различие доведено до крайности — культа личности главного героя, где все поступки имеют исключительно эгоистичный мотив.

Эпоха романтизма в России

Основоположником русского романтизма считается поэт Василий Андреевич Жуковский. Он создает несколько баллад и поэм («Ундина», «Спящая царевна» и так далее), в которых присутствует глубокий философский смысл и стремление к нравственным идеалам. Его произведения пропитаны собственными переживаниями и размышлениями.

Затем на смену Жуковскому приходят Николай Васильевич Гоголь и Михаил Юрьевич Лермонтов. Они накладывают на общественное сознание, находящееся под впечатлением от провала декабристского восстания, отпечаток идейного кризиса. По этой причине творчество этих людей описывается как разочарование в реальной жизни и попытка уйти в свой вымышленный мир, наполненный красотой и гармонией. Главные герои их произведений теряют интерес к земной жизни и вступают в конфликт с окружающим миром.

Одной из черт романтизма является обращение к истории народа и его фольклору. Наиболее ярко это прослеживается в произведении «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и цикле стихотворений и поэм, посвященных Кавказу. Лермонтов воспринимал его как родину вольных и гордых людей. Они противостояли рабской стране, которая находилась под властью Николая I.

Ранние произведения Александра Сергеевича Пушкина также пропитаны идеей романтизма. Примером может служить «Евгений Онегин» или «Пиковая дама».