Саксофон - история создания. Кто изобрел саксофон? Его виды, звучание

Антуан Джозеф Сакс родился в Динане 6 ноября 1814 года. Ни у кого до сих пор нет точного ответа, почему люди стали называть его Адольфом. Как бы там ни было его родители перебрались в Брюссель, когда малышу было всего несколько месяцев. Его отец был столяром и, как это ни странно, изготовителем музыкальных инструментов. Поэтому с юного возраста и Сакс учился этому ремеслу.

«У маленького Адольфа были все возможности освоить это дело профессионально в мастерской отца, и в конечном итоге он достиг больших успехов», – говорит Джо Сэнти (Jo Santy), директор Музея музыкальных инструментов в Брюсселе. – «Первым инструментом, который Сакс изготовил уже в 14-15 лет, был кларнет. Однако скучное, по его мнению, расположение духовых отверстий он сместил, в результате чего звучание изменилось и стало более мягким». Сэнти также рассказывает, что при первой возможности в 1840 году талантливый Адольф Сакс перебрался в Париж. Его главной целью было создание целого ряда новых видов музыкальных инструментов для оркестра французской армии. Работы было много.

Настоящую славу саксофон приобрел в Америке – об этом скажет любой поклонник джаза

Адольф Сакс времени даром не терял. Он одолжил немного денег у своих знакомых, построил собственную мастерскую и начал работу над инструментом, который в то время получил название «саксгорн». Позже он станет популярным, правда, под другим названием – флюгельгорн, эвфониум и бас-туба.

В 1846 году Сакс получил патент на изобретение, работе над которым он посвятил несколько лет – саксофон. Его конструкция представляла собой сочетание кларнета и офиклеида (прим.автора – «медный духовой инструмент»). Звучит великолепно, не так ли? Однако Адольф был непростой личностью.

По словам Сэнти, «Сакс был весьма противоречивым человеком. Это был опасный, плодовитый, энергичный бельгиец, прибывший в Париж разделить музыкальный мир Франции на сторонников и противников».

Удача постоянно то улыбалась, то отворачивалась от него. Он становился банкротом 3 раза из-за исков, которые предъявляли ему конкуренты. Конкуренты, которые начали создавать свою версию саксофона на базе патента Сакса, который истек спустя 10 лет после его приоьретения. Саксофон получил широкое распространение в камерной и оркестровой музыке, но более всего – в армейских биг-бэндах.

Это была любовь с первого взгляда – между джазовыми музыкантами и саксофоном

Джо Сэнти: «Это была любовь с первого взгляда – между джазовыми музыкантами и саксофоном. Они играли на нем так, как будто пели, и саксофон – лучший инструмент, чтобы показать это. С помощью него вы можете плакать, беседовать, рыдать или кричать точно так же, как с помощью вашего голоса».

Адольф Сакс умер в 1894 году и похоронен на кладбище Монмартр в Париже. В последние годы жизни он боролся с раком губы и противостоял собственной нищете.

Всеобщее внимание к Адольфу Саксу было привлечено в прошлом году – на праздновании 200-летия со дня его рождения. В Брюссельском Музее музыкальных инструментов была организована специальная выставка работ Сакса, а в его родном городе Динане состоялось международное состязание по игре на саксофоне.

Антуан Жозеф Сакс (под псевдонимом Адольф Сакс) родился 6 ноября 1814г. в маленьком городе Бельгии — Динан, в семье знаменитого мастера духовых инструментов. Его отец Шарль Жозеф Cакс, был профессионалом, и когда его заметил король, он стал придворным музыкальным мастером. Этот человек не был создателем саксофона, но без его усилий Антуан не смог бы стать талантливым мастером-изобретателем.

Шарль Жозеф Сакс

Шарля уважали за то, что у него золотые руки, и при этом он неутомим и трудолюбив. Также у него были великолепные способности, он постоянно усовершенствовал уже созданные инструменты, делая их более удобными и изменяя их звуковые характеристики в лучшую сторону. Именно этот человек смог разработать собственную теорию о том, как распределяется столб воздуха в трубке духового инструмента. Данное открытие помогло ему делать отверстия на стволе инструментов с максимальной точностью. Многие мастера современники десятилетиями пользовались его методикой. Шарль Сакс имел много наград, медалей и дипломов за качественное усовершенствование духовых инструментов. В период с 1825 по 1852 год, он получил 12 авторских свидетельств за свои работы.

Адольф Сакс Детство

Не удивительно, что дети семьи Саксов росли в атмосфере творческого труда. Четверо из шести сыновей пошли по шагам отца, но лишь у одного сына — Антуана это получалось лучше, чем у братьев. Отец заметил, что Адольф имеет отличные музыкальные данные, хорошо поет и умело играет на флейте. Вместо того чтобы гулять с друзьями, Антуан сидел у папы в мастерской и часами наблюдал за его действиями. Отец не стал терять такой шанс, ведь именно Адольф мог бы продолжить любимое дело отца, и решил сделать его своим учеником, который получит в наследство все наработки и музыкальную мастерскую. Шарль показывал Адольфу все тонкости и кропотливо учил своему любимому делу.

Первые успехи

В 12 лет Адольф Сакс уже без помощи отца делал отливку, точку, шлифовку клапанов, собирал детали деревянных духовых инструментов, обкатывал трубку валторны. Такие процессы требуют немалого опыта, знаний и умений. Уже в 16 лет он посылает на выставку тщательно отделанные две флейты и кларнет, сделанные из слоновой кости.

Биография Адольфа Сакса

Интересы юноши к духовым инструментам привели его в Брюссельскую консерваторию, где он обучается игре на кларнете у самого авторитетного кларнетиста и дирижера Валентина Бендера. Владение кларнетом помогло Адольфу проверять звуковые качества инструментов, которые он изготовил в отцовской мастерской. Его цель не была связана с концертной деятельностью, он любил сутками пропадать в мастерской, оттачивая свои способности. Но в будущем, исполнительство очень пригодилось для того, чтобы пропагандировать свои изобретения.

Когда парню исполнилось 20 лет, отец поручил ему руководство своими мастерскими. Именно в это время он делает первые шаги, конструируя духовые инструменты. В это время Адольф значительно усовершенствовал кларнет немецкой системы, оборудовав его клапанами так, что его звучание стало однородным. Вместе с этим у кларнета повысились технические характеристики, а настройка звуков стала более точной. Эти работы принесли ему не только награды и деньги, но и очень много опыта. Его новый образец кларнета почему-то не стал широко использоваться музыкантами, но стал хорошим образцом для других мастеров этого направления.

Кроме прочего, стоит отметить усовершенствование бас-кларнета, который дошел до наших времен с той же конструкцией и формой, которую изобрел Адольф Сакс. Изобретатель полностью переделал бас-кларнет, проведя серьезные работы с расположением звуковых отверстий. Также он устранил тембровые разнородности регистров и расширил диапазон инструмента. Также он добавил второй клапан передувания, что сделало инструмент ярко звучащим и простым на продув. Старый бас-кларнет был очень громоздким, поэтому саксо полностью переконструировал его, добавив в верхнюю часть изогнутую трубку с деревянным мундштуком, на который одевается трость. В нижней части он расположил изогнутый вверх металлический раструб, а на нем расположил 4 клапана.

Сакс полностью усовершенствовал фагот и английский рожок, разработал способ, который позволял за считанные минуты перестроить регистры фортепиано и многое другое. После таких успехов, обычный мастер стал гением, получил много наград и авторских патентов, заслужил популярность и набрался опыта, который позволял придумать что-то свое, а не совершенствовать чужие идеи.

Идея создания саксофона

Тут у него и появилась мысль создать совершенно новый уникальный инструмент, которого еще не видел мир. Изучив состав симфонического оркестра Адольф загорелся идеей создания инструмента, который будет сам по себе медный, но с принципом звукоизвлечения деревянных духовых. Такая идея ему пришла потому, что состав симфонического и духового оркестра включает в себя деревянные и медные духовые. Медные духовые имеют мощный насыщенный звук, а деревянные слабый и узкий. Почему бы не сделать такой инструмент, который смог играть наравне с сильными, и в то же время не заглушал слабых, то есть, что-то универсальное.

Бельгийский изобретатель музыкальных инструментов, наиболее известный изобретением саксофона и саксгорнов.


Его отец, Шарль Жозеф Сакс был известным мастером духовых инструментов, самоучкой. Изготовлявшиеся им кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что в 1820 году его назначили придворным музыкальным мастером, и с тех пор он получил немало почетных дипломов и медалей, более десятка авторских свидетельств. Музыкальные способности и интерес к конструированию передались детям мастера, и более всего старшему из одиннадцати детей - Адольфу (Антуану Жозефу).

В 1836 году из Бельгии Сакс эмигрирует во Францию. У него много последователей и не меньше врагов. В 1842 году Адольф Сакс открыл в Париже фабрику духовых инструментов, где он и получил широкую известность как изобретатель и проектировщик.

Адольф Сакс усовершенствовал почти все известные человечеству духовые инструменты. Создал целую группу инструментов для военных духовых оркестров «саксгорны».

Мировую известность принесло изобретение саксофона. Адольф Сакс , взял кларнет, заменил дерево металлом, приспособил более удобный мундштук и изменил сечение, сделав инструмент расширяющимся книзу, снабдив новый инструмент более прогрессивной гобойной и флейтовой аппликатурой. Патент на саксофон получен 23 июня 1846 года.

За пять месяцев до получения патента Сакс проиграл в суде дело - его обвинили в «мошенничестве и фальсификации». Сохранилось решение суда, в котором говорится, что «музыкальный инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать».

Ведущие композиторы Франции восторженно отозвались о новом инструменте. С 1857 г. Адольф Сакс вел класс саксофона в Парижской консерватории и издал пособия по школе игры на всех изобретённых им инструментах.

Однако вскоре Сакс стал жертвой недобросовестной конкуренции. Другие мастера музыкальных инструментов неоднократно подавали на него в суд, обвиняя его в плагиате (то есть они старались доказать, что Сакс украл у них свои изобретения). В итоге судебные расходы разорили Сакса, его фирма по производству музыкальных инструментов обанкротилась, а многолетние тяжбы подорвали его здоровье.

Прожив долгую жизнь, Сакс не дожил до джаза и умер в бедности. Он был похоронен на кладбище Монмартра.

Бельгийский мастер духовых инструментов, изобретатель семейства саксофонов Адольф Сакс (Adolphe Sax), настоящее имя Антуан Жозеф Сакс (Antoine Joseph Sax), родился 6 ноября 1814 года в городе Динан, Бельгия.

Его отец, Шарль-Жозеф Сакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов . Его кларнеты и фаготы были столь высокого качества, что довольно быстро получили признание в Брюсселе, а в 1820 году король Вильям I назначил его придворным музыкальным мастером, поручив производство и поставку духовых инструментов для военных оркестров. Изготовляемые Саксом музыкальные инструменты неоднократно получали почетные дипломы и медали на национальных промышленных выставках.

С шести лет у юного Адольфа Сакса проявились музыкальные способности. С 12 лет он помогал отцу в сборке деталей деревянных инструментов, шлифовке клапанов. В 16 лет вместе с инструментами отца он послал на выставку собственные две флейты и кларнет с отделкой из слоновой кости.

Адольф Сакс учился в Брюссельской консерватории игре на кларнете под руководством дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера.

В 1834 году он снабдил сопрановый кларнет (большой кларнет) немецкой системы 24 клапанами, удобно расположив их на стволе инструмента. В результате кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента и добавил клапан ми-бемоль малой октавы. Новый кларнет был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году Сакс получил патент на свое изобретение.

Название инструмента было придумано близким другом изобретателя, композитором-романтиком Гектором Берлиозом, который написал первое произведение с участием саксофона.

Всего за свою творческую жизнь Адольф Сакс запатентовал около 35 изобретений . Он улучшил конструкции не только духовых, но и целого ряда других инструментов — струнных, клавишных, ударных.

В результате судебных тяжб с конкурентами, постоянно обвинявшими изобретателя в плагиате, Сакс разорился, он подавал заявление о банкротстве в 1852, 1873 и 1877 годах. От четвертого фиаско Сакса спасло вмешательство императора Наполеона III — одного из его почитателей.

В 1858-1870 годах Адольф Сакс преподавал в Парижской консерватории.

Сакс не был женат, у него была гражданская супруга испанского происхождения Луиза Адель Маор, которая родила ему пятерых детей. После смерти изобретателя его бизнес возглавил один из сыновей — Адольф-Эдуард. В 1928 году предприятия Сакса купила парижская фирма Selmer.

В память об изобретателе и музыканте с 1994 года в Бельгии проводится Международный конкурс саксофонистов, носящий имя Адольфа Сакса.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Биография инструмента насчитывает уже сто пятьдесят лет. Саксофон был изобретен бельгийцем Антуаном - Жозефом Саксом, который известен как Адольф Cакс. Саксофон можно считать одной из самых больших удач Адольфа Сакса.

В самом деле, у саксофона завидная судьба. Появившись на свет в 1842 году, он по началу использовался лишь в военных оркестрах, затем на него обратили внимание такие композиторы, как Ж. Бизе - применил саксофон в своей знаменитой «Арлезианке», М. Равель - «Болеро», С. В. Рахманинов - «Симфонические танцы», А. К. Глазунов - Концерт для саксофона, С. С. Прокофьев - ввёл его в партитуру балета «Ромео и Джульетта», А. И. Хачатурян - в балет «Гаянэ», М. Равель - в сделанной им инструментовке «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Саксофон не входит в основной состав симфонического оркестра, хотя он и не столь универсален, как струнные инструменты, он добавляет к их звучанию яркие краски и способен на выразительнейшие звуковые характеристики.

В конце века он как бы рождается заново, став наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе. Если в симфоническом оркестре саксофон появляется лишь эпизодически, то джаз - это его родная стихия.

Саксофон - это духовой тростевой инструмент. Хотя саксофон изготавливается из металла (серебра, латуни и других металлов), его по традиции относят к группе деревянных духовых инструментов. По устройству он похож на кларнет, по форме на бас- кларнет, аппликатура схожа с гобоем. Саксофон имеет 2 октавных клапана, 24 игровых отверстия. Саксофон принадлежит к транспонирующим инструментам. В настоящее время используется семь разновидностей саксофона, а наиболее популярные - сопрано, альт, тенор, баритон. Они имеют различный диапазон и строй, их партии нотируются в скрипичном ключе и записываются в диапазоне: от Си - бемоль малой октавы до Фа третьей октавы.

Весьма разнообразен тембр инструмента: в среднем регистре он напоминает одновременно звучание гобоя, виолончели и кларнета, в forte его звук приближается к медным. Его характерный «гнусавый тембр» обогатил музыкальную палитру ХХ столетия.

История создания саксофона.

Адольф Сакс
(1814-1894)

Адольф родился 6 ноября 1814 года в небольшом бельгийском городке Динан. Его отец Шарль - Жозеф Cакс (1791-1865) занимался изготовлением духовых музыкальных инструментов и довольно успешно, несмотря на то, что был самоучкой. В 1815 году семья Саксов переезжает в Брюссель с тем, чтобы продолжить свое интересное и выгодное дело. Уже в 1818 году королевский альманах называет Шарля - Сакса в числе изготовителей музыкальных инструментов, допущенных ко двору короля басков. Все растущая популярность, предприимчивость трудолюбивого динанца были замечены королем. Он назначает его придворным музыкальным мастером, направив энергию и усилия Ш. Сакса на производство и поставку духовых инструментов для оркестров бельгийских полков.

Ш. Сакс проявил себя и как неутомимый искатель в усовершенствовании изготовляемых инструментов, причем не только духовых, но и арфы, гитары, фортепиано. Он выработал новую акустическую теорию о распределении воздушного столба в трубках духовых инструментов, что позволило ему более точно определить расположение звуковых отверстий на стволе деревянных духовых инструментов. Не случайно многие мастера потом копировали его лучшие образцы. Начиная с 1820 года, Ш. Сакс стал выставляться на национальных промышленных выставках и получает за усовершенствование и качественное изготовление своих инструментов, почетные дипломы и медали. Только с 1825 по 1852 годы ему было вручено двенадцать авторских свидетельств об усовершенствованиях.

Нет ничего удивительного в том, что дети семьи Саксов росли в окружении различных инструментов и механизмов, в атмосфере творческого труда родителей. Четверо сыновей Ш. Сакса из шести решили продолжить его дело. Ш. Сакс рано заметил у своего старшего сына Антуана интерес к конструированию и прекрасные музыкальные способности, проявлявшиеся в пении и игре на флейте. Вместо того чтобы предаваться веселым забавам со своими сверстниками, мальчик предпочитал наблюдать и по возможности участвовать в работе отца в его мастерской. Ш. Сакс старался поддерживать и развивать проявившиеся наклонности сына, сделав вскоре его своим учеником. И это дало свои плоды.

В шесть лет Антуан умел уже без всякой помощи мастерить себе игрушки, а к двенадцати годам приобрел достаточную сноровку в выполнении таких тонких и сложных технических операций, как отливка, точка, шлифовка клапанов, сборка деталей деревянных духовых инструментов, обкатка трубки валторны. В возрасте шестнадцати лет он посылает на выставку вместе с инструментами отца тщательно отделанные им две флейты и кларнет из слоновой кости.

Стремление глубже понять природу музыкальных духовых инструментов, а также усиленная тяга к музыке привели пытливого юношу в Брюссельскую консерваторию, где он обучается игре на кларнете под руководством авторитетного в то время кларнетиста и дирижера оркестра Первого пехотного бельгийского полка Валентина Бендера (1801-1873). Владение игрой на кларнете помогло Саксу проверять звуковые качества изготовляемых в мастерской отца инструментов. Исполнительство оказалось также полезным для него в целях пропаганды изобретений.

Насыщенная музыкальная жизнь столицы Бельгии, общение с коллегами-музыкантами оказали, безусловно, огромное воздействие на творческое формирование молодого Сакса - будущего исполнителя, дирижера и педагога. В эти годы Антуан окончательно выбрал путь музыканта-изобретателя. Когда Cаксу исполнилось двадцать лет, отец поручил ему руководство своими мастерскими. Именно тогда он делает первые серьезные шаги в области конструирования духовых инструментов.

Одной из значительных работ этого периода жизни - Сакса явилось усовершенствование в 1834 году кларнета in B немецкой системы, который он снабдил двадцатью четырьмя клапанами, очень удобно расположив их на стволе инструмента. В результате этого усовершенствования кларнет приобрел более однородную окраску звучания, точную настройку звуков и удобную аппликатуру. Кроме того, Сакс, добавив клапан ми-бемоль малой октавы, расширил нижнюю границу диапазона этого инструмента. Новый кларнет Сакса был одобрен музыкантами и удостоен на Брюссельской промышленной выставке 1835 года почетной грамоты, а в 1840 году изобретатель получил за его реформу патент. Несмотря на это, инструмент все же не нашел должного практического применения, оставшись своего рода образцом для конструктивных поисков других музыкальных мастеров.

K этому периоду относятся также оригинальное усовершенствование старого бас-кларнета, который до настоящего времени сохранил без особых изменений форму и устройство, установленные Саксом. Путем точной разметки трубки бас-кларнета изобретатель проделал большую работу по иному расположению звуковых отверстий, по устранению тембровой разнородности в регистрах и фальшивой интонации, по расширению общего диапазона звучания инструмента. Благодаря добавлению второго клапана для передувания, который вообще отсутствовал в старых басовых кларнетах, в том числе в признанной модели 1793 года дрезденского музыкального мастера Г. Грензера, новый инструмент Сакса приобрел более ясное звучание и легкое звукоизвлечение в верхнем регистре. Сакс отказался от сложенной пополам фаготообразной формы бас-кларнета геттингенского мастера Г. Штрейтвольфа, а для сокращения большого размера инструмента поместил в его верхнюю часть металлическую трубку, изогнутую в форме латинской буквы "S", на которую надевался деревянный мундштук с тростью. Нижний конец бас-кларнета Сакс решил закончить развернутым несколько вперед и вверх металлическим раструбом, расположив на его хвостовике четыре дополнительных клапана. Это придало внешнему облику инструмента типичное очертание курительной трубки.
Сакс решается распространить свой принцип размещения клапанов и на фагот, одновременно он задумывает новую идею по преобразованию английского рожка. Сакс разрабатывает также приспособление для фортепиано, с помощью которого можно было бы быстро перестраивать регистры. Все эти изобретения сулили - Саксу большой успех. До своего отъезда в Париж он успел получить уже шесть авторских свидетельств.

Работы по усовершенствованию традиционного кларнета in B, бас-кларнета, а также сопрано-кларнета и кларнета системы Т. Бема принесли пытливому мастеру не только первые награды, патенты, известность, но и создали хорошую теоретическую и практическую базу его дальнейшим поискам. Тогда-то и зародилась у Сакса идея создания иного типа духового инструмента с совершенно новым инструментальным "голосом". Впрочем, когда же все-таки пришла в голову столь дерзкая мысль?

Именно такой вопрос как-то задал Саксу его друг, в будущем известный композитор и видный историк военной музыки Георг Кастнер (1810-1867). Сакс ответил, что идея захватила его в то время, когда он занимался изучением составов симфонического и духового оркестров. - уравнивая соотношения тембров и силу звучания оркестровых групп, он "подумал о посреднике с характерными особенностями деревянных и медных духовых инструментов, который не мог бы заглушить слабых, но и был наравне с сильными".

Оригинал записи и комментарии на