Самая большая статуя в Египте - Сфинкс. Легенды Египта

Общее описание

Сфинкс является одной из самых необычных и редких домашних пород кошек. Такая интригующая кошка как сфинкс никого не оставит равнодушным - некоторые люди просто в восторге от их лысого, морщинистого вида, а другие просто в ужасе. В любом случае, стоит найти время и поближе познакомиться с этими чудесными кошками. Они мягкие, как замша, и очень теплые на ощупь, так что обниматься с ними в холодную погоду одно удовольствие. Их морщинистые мордочки напомнят Вам о мудрости, которая приходит с годами, а огромные уши и глаза формы лимона придадут кошкам уникальный вид. Их округлые тела вызывают улыбку. Сфинкс, безусловно, интересная загадочная порода кошек для знатоков и ценителей.

Краткая информация

  • Кожа сфинксов покрыта тонкими волосками, как у персика.
  • Сфинкс имеет большие уши, достигающие 5-7 см.
  • Сфинкс приветлив при знакомстве с новыми людьми, поэтому с ним легче справится на выставке или у ветеринара; он отличный компаньон семьи.
  • Сфинкс имеет крепкий костяк среднего размера, он спортивный и мускулистый.
  • Так как сфинкс не имеет шерсти, которая бы поглощала выделения кожного сала, его надо часто купать.

История

Голые кошки – результат естественных спонтанных мутаций в природе. Сфинкс не первый случай бесшерстности у домашних кошек. В «Книге о кошках», опубликованной в 1903 году, рассказывается о паре голых кошек, названных мексиканскими голыми, так как они были обнаружены в Нью-Мексико у местных индейцев. Древние цивилизации ацтеков в Центральной Америке якобы разводили голых кошек сотни лет назад. Также известно, что в 1950 году в Париже у пары сиамских кошек родились трое голых котят. Другие бесшерстные кошки были обнаружены в Марокко, Австралии, Северной Каролине.

В 1966 в городе Торонто, в Канаде обычная домашняя короткошерстная черно-белая кошка родила лысого котенка. Оказалось, что это естественная генетическая мутация, которая привела к возникновению породы сфинкс, какой мы ее знаем сегодня. Владелец назвал котенка "Чернослив" («Prune») за его морщинистую кожу и лысый вид. Любитель кошек и заводчик сиамов приобрел этого лысого котенка и использовал его в качестве основателя новой породы кошек с практически полным отсутствием шерсти.

Хотя большинство любителей кошек приветствовали появление сфинксов как уникальной и экзотической породы, все же эта порода привлекла и негативное внимание. Некоторыми экспертами мутация, которая вызвала появление лысых кошек, рассматривается как генетическое заболевание, так как кошки стали более восприимчивы как к жаре и холоду. С другой стороны, любители сфинксов утверждают, что мы, люди, тоже голые по сравнению с нашими ближайшими родственниками, однако наш вид процветает.

Внешний вид сфинксов

Сфинксы являются одной из нескольких голых пород. У них характерный яркий внешний вид, так как эти кошки не имеют шерсти. На самом деле сфинксы не всегда абсолютно голые, есть разные степени их "бесшерстности". Их кожу может покрывать тонкий пушок, тогда кошка на ощупь похожа на теплый персик. Некоторые короткие волоски, как правило, присутствуют на носу, ушах, спине, а иногда и на ногах и хвосте. Сезонные и гормональные изменения в организме кошки также могут влиять на рост и количество шерсти. Шерсть более заметна на теле котят, а с возрастом она исчезает. Текстуру кожи сфинкса можно сравнить с замшей. Кроме того, местами кожа свободно свисает с тела, что приводит к появлению симпатичных складочек, которые можно увидеть на кошке. На самом деле, сфинксы не более морщинисты, чем любая другая кошка, однако складки более заметны из-за отсутствия шерсти. Кожа котят более морщиниста, чем у взрослых кошек. Однако и у взрослых сфинксов должны сохраняться некоторые морщины, особенно на мордочке, вокруг плеч и шеи. Сфинксы имеют нормальные пропорции тела кошки. Однако, поскольку они лишены шерсти, их хвост часто описывают как хвост крысы. Иногда на кончике хвоста имеется небольшая прядь волос, тогда его называют «хвост льва».

Ещё одна их отличительная черта - огромные уши, часто более чем 5-7 см. в высоту, треугольной формы, закругленные на концах и широко расставленные, как крылья летучей мыши. Сфинкс также имеет большие глаза в форме лимона и складочки на морде, придающие коту умный, любознательный, озабоченный или пытливый вид. Цвет глаз может быть различным. Усы и брови могут как присутствовать, так и полностью отсутствовать. Если они есть, то должны быть ломанные и редкие. Голова сфинкса клиновидная, с четкими выступающими скулами. Голова кота сидит на длинной, элегантной шее.

У этих кошек крепкий средне крупный костяк, спортивное и очень мускулистое телосложение. Сфинкс имеет стройное тело, бочкообразную грудь, длинные стройные ноги и мускулистые бедра. Его лапы округлые, с длинными пальцами. Эти кошки не выглядят хрупкими. Как и у большинства кошек, взрослые самцы крупнее самок. Живот сфинкса создает видимость, что кот недавно съел хороший ужин. Из-за отсутствия шерсти, на коже кошек скапливается жир, который может вызвать проблемы с кожей, поэтому их надо часто купать, чистить уши и подрезать когти. Купать сфинкса не сложно, так как он привыкает к этому процессу с детства. Следует проявлять осторожность и ограничивать воздействие на сфинксов солнечного света, так как они могут быстро сгореть (как и люди со светлой кожей).

Окрасы сфинкса

У этих кошек допустимы различные окрасы и узоры. Окрас кошки определяется пигментом кожи и цветом тех редких волосинок, которые присутствуют на теле. Сфинксы могут быть черепаховыми, шоколадными, черными, голубыми, белыми и т.д., как и другие породы кошек.

Личность

Сфинкс любознательный, умный и очень доброжелательный кот. Теплый и мягкий на ощупь, сфинкс часто спит со своим владельцем под одеялом. Об этой породе часто говорят «липучки» и «коленные коты», что отражает желание сфинксов все время быть на Вас и с Вами. Сфинксы любят знакомиться с новыми людьми, посещающими дом, хорошо уживаются с собаками и другими домашними животными.

Один из наиболее частых вопросов о сфинксах - "Не холодно ли им?". Если холодно Вам, значит, будет холодно и Вашей голой кошке. Тем не менее, эти кошки достаточно умны, чтобы найти себе теплое местечко в доме, свернуться калачиком с собакой или кошкой, прижаться к теплому человеку, забраться на Ваш компьютер или залезть под одеяло.

Сфинксы очень активны и могут сами себя развлекать в течение нескольких часов. Им необходимо много игрушек. Некоторые кошки могут приносить вещи, им нравится играть в преследование добычи. Их оживленные выходки являются постоянным источником развлечений для своих владельцев. Сфинксы лояльны и преданны своим хозяевам, они очень ласковые и преданные компаньоны для всех. Они общительны, очень любопытны и наслаждаются обществом людей и других домашних животных. Это доброжелательная порода, необычайно ориентированная на людей. Сфинкс обычно приветствует своих владельцев возле двери, с явным волнением и счастьем.

Темперамент

Эти кошки очень дружелюбны и общительны как с людьми, так и с другими домашними животными. Сфинксы очень умные, их легко можно научить ходить на поводке и реагировать на голосовые команды. Они часто описываются как самые умные и самые ласковые из всех пород кошек. Сфинксы энергичные, подвижные, очень активные кошки. Это высокоэнергичная кошка, которая может выполнять различные акробатические трюки. Сфинксы отлично балансируют, легко забираются на двери и книжные полки, и даже усаживаются на плечи, как птицы. Они любят человеческое внимание и будет делать все, чтобы привлечь его к своей персоне. Это верный и ласковый по отношению к своим владельцам питомец, который даже может ходить за Вами по дому, виляя хвостом. Сфинкс является истинным экстравертом, он будет постоянно требовать Вашего пристального внимания и он просто ненавидит, когда его игнорируют. Сфинкс также хорошо ладит с другими животными, как кошками, так и собаками.

Поведенческие черты

Сфинкс имеет характерную позу, которую он часто принимает, засовывая одну или обе передние лапы под свой живот. Эта порода кошек не особенно любит, когда их гладят или энергично ласкают, они любят просто лежать у Вас на коленях. Сфинксы предпочитают лежать на теплых, мягких поверхностях, а не на земле или на полу, поэтому их часто можно найти на компьютерных мониторах, на нагретых солнцем подоконниках, на телевизоре или под одеялом. Они спят с их владельцами под одеялом, к чему надо быть готовым. Естественное любопытство сфинкса может привести его в потенциально опасную ситуацию. Их, конечно, не следует оставлять без присмотра на улице в течение длительного периода времени.

Кому лучше всего подходят сфинксы?

Сфинксы подходят для активных семейств, так как они жаждут человеческого внимания. Этих кошек надо любить, давать им много внимания, заботы и ласки, а также необходимый уход. Сфинксы очень энергичны и любят быть в центре внимания; они не подходят для людей, желающих иметь тихого и послушного кота.

Держите сфинкса в помещении, чтобы защитить его от жары и холода, автомобилей, болезней, распространяемых другими кошками и нападений других животных.

Особенности здоровья (предрасположенность к заболеваниям)

Из-за своей относительной бесшерстности, сфинксы особенно уязвимы и чувствительны к климатическим изменениям - в частности, к жаре и холоду. Они не должны допускаться на улицу без присмотра в холодную погоду, так как не могут эффективно сохранять тепло тела. Они также предрасположены к загару и ожогам на коже под воздействием солнца. Сфинксы также склонны к развитию аллергии. Если об их коже не заботиться должным образом, с ней также быстро возникнут проблемы. Купать сфинксов надо регулярно – по крайней мере, раз в неделю.

Сфинксы гипоаллергенны?

Это очень частое ошибочное мнение, что сфинксы гипоаллергенны из-за отсутствия шерсти. Сфинксы может быть и голые, но они не являются гипоаллергенными, так как у них все равно есть перхоть, которая образуется из отмерших клеток кожи. Аллергия вызывается не шерстью, а аллергенным белком, которые выделяется через слюну, сальные железы и перхоть, которые имеются у всех кошек (и людей, если на то пошло). Нет никаких научных доказательств того, что какая-либо порода кошек более или менее аллергенна, чем любая другая. Некоторые люди с аллергией реагируют менее остро на этих кошек, но ни один заводчик не гарантирует, что его кошки не вызовут у Вас аллергию.

Покупка

Цены на сфинксов сильно зависят от особенностей здоровья, личности и темперамента котенка, его родословной. Рекомендуется не отдавать котят новым владельцам до двенадцати - шестнадцати недель, чтобы сделать все необходимые прививки, обеспечить его полноценное физическое и социальное развитие. Также важно проверить здоровье котенка у ветеринара. Котята сфинкса нуждаются в хорошей диете с высоким содержанием белка и других питательных веществ для поддержания оптимального здоровья. Сфинкс - редкое сокровище, которое должно храниться в закрытом помещении, окруженное любовью и заботой для поддержания здоровой, долгой и счастливой жизни.

Не выбирайте сфинкса исключительно за его странную внешность. Сфинкс – это намного больше, он личность, индивидуальность, любопытная, умная и смешная. Он любит людей, любит спать с Вами под покрывалами, любит быть в центре Вашего внимания, так что будьте готовы к его милым выходкам.

Услышав сочетание слов «Древний Египет», многие сразу представят себе величественные пирамиды и большого Сфинкса - именно с ними ассоциируется загадочная цивилизация, отделенная от нас несколькими тысячелетиями. Познакомимся с интересными фактами о сфинксах, этих таинственных существах.

Определение

Что такое сфинкс? Слово это впервые появилось в Стране пирамид, а позднее распространилось по всему миру. Так, в античной Греции можно встретить похожее существо - прекрасную женщину с крыльями. В Египте же эти создания наиболее часто были мужского рода. Известен сфинкс с лицом женщины-фараона Хатшепсут. Получив трон и оттеснив законного наследника, эта властная женщина старалась править, как мужчина, даже носила специальную накладную бородку. Поэтому нет ничего удивительного, что множество статуй этого времени обрели ее лицо.

Какую функцию они выполняли? Согласно мифологии, сфинкс выступал в роли хранителя гробниц и храмовых построек, вот почему большинство дошедших до наших дней статуй было обнаружено поблизости от подобного рода сооружений. Так, в храме верховного божества, солнечного Амона, их найдено примерно 900.

Итак, отвечая на вопрос, что такое сфинкс, следует отметить, что это статуя, характерная для культуры Древнего Египта, которая, согласно мифологии, охраняла храмовые постройки и гробницы. В качестве материала для создания использовался известняк, которого в Стране пирамид было достаточно много.

Описание

Древние египтяне изображали сфинкса так:

  • Голова человека, чаще всего фараона.
  • Тело льва, одного из священных животных жаркой страны Кемет.

Но такая внешность - не единственный вариант изображения мифологического создания. Современные находки доказывают, что были и другие виды, например с головой:

  • барана (так называемые криосфинксы, устанавливались у храма Амона);
  • Сокола (они назывались иеракосфинксами и чаще всего помещались у храма бога Гора);
  • ястреба.

Итак, отвечая на вопрос о том, что такое сфинкс, следует указать, что это статуя с телом льва и головой иного существа (чаще - человека, барана), которая устанавливалась в непосредственной близости от храмов.

Самые известные сфинксы

Традиция создавать весьма оригинальные статуи с человеческой головой и львиным телом была присуща египтянам с давних пор. Так, первый из них появился во времена четвертой династии фараонов, то есть примерно в 2700-2500 гг. до н. э. Интересно, что первый представитель был женского рода и изображал королеву Гетеферу Вторую. До нас эта статуя дошла, посмотреть на нее может каждый желающий в Каирском музее.

Каждому известен Великий Сфинкс в Гизе, о котором мы поговорим ниже.

Второй по величине скульптурой, изображающей необычное существо, является творение из алебастра с лицом фараона Аменхотепа Второго, обнаруженное в Мемфисе.

Не менее известна и знаменитая Аллея сфинксов у храма Амона в Луксоре.

Самая большая ценность

Наиболее известен во всем мире, конечно, Великий Сфинкс, который не просто поражает воображение своими огромными размерами, но и задает ученому сообществу множество загадок.

Гигант с львиным телом располагается на плато в Гизе (неподалеку от столицы современного государства, Каира) и является частью погребального комплекса, в который также входят три великие пирамиды. Высечен он из монолитной глыбы и представляет собой самое масштабное сооружение, для которого был использован цельный камень.

Споры вызывает даже возраст этого выдающегося памятника, хотя анализ породы и позволил предположить, что ему не менее 4,5 тысячелетия. Какие же особенности этого колоссального монумента известны?

  • Лицо Сфинкса, обезображенное временем и, как гласит одна из легенд, варварскими действиями солдат армии Наполеона, вероятнее всего, изображает фараона Хефрена.
  • Лик гиганта обращен на восток, именно там и располагаются пирамиды - статуя словно оберегает покой величайших фараонов древности.
  • Размеры фигуры, высеченной из монолитного известняка, поражают воображение: длина - более 55 метров, ширина - около 20 метров, ширина плеч - более 11 метров.
  • Ранее древний сфинкс был окрашен, о чем свидетельствуют сохранившиеся остатки краски: красной, синей и желтой.
  • Также у статуи присутствовала борода, свойственная царям Египта. Она сохранилась до наших дней, хотя и отдельно от скульптуры - она хранится в Британском музее.

Гигант несколько раз оказывался погребенным под песками, его откапывали. Возможно, именно защита песка помогла Сфинксу пережить губительное влияние природных катаклизмов.

Изменения

Египетский Сфинкс сумел победить время, но оно сказалось на изменении его внешнего облика:

  • Изначально фигура имела традиционный для фараонов головной убор, украшенный священной коброй, но он был полностью разрушен.
  • Лишилась статуя и накладной бородки.
  • Повреждение носа уже упоминалось. Кто-то винит в этом обстрел армией Наполеона, другие - действия турецких солдат. Также есть версия, что выступающая деталь пострадала от ветра и влажности.

Несмотря на это, монумент является одним из величайших творений древних.

Загадки истории

Давайте познакомимся с тайнами египетского Сфинкса, многие из которых не разгаданы до сих пор:

  • Легенда гласит, что под гигантским монументом имеется три подземных хода. Однако найти удалось лишь один из них - за головой великана.
  • По-прежнему неизвестен возраст самого большого сфинкса. Большинство ученых полагает, что он был построен при правлении Хефрена, однако есть и те, кто считает скульптуру более древней. Так, ее лицо и голова сохранили следы воздействия водной стихии, поэтому и появилась гипотеза, что гигант был возведен более 6 тысячелетий назад, когда на Египет обрушилось страшное наводнение.
  • Возможно, армию французского императора зря обвиняют в нанесении ущерба великому памятнику прошлого, поскольку есть рисунки неизвестного путешественника, на которых гигант уже изображен без носа. Наполеон в то время еще не родился.
  • Как известно, египтяне знали письменность и подробно документировали на папирусах все - от завоевательных походов и строительства храмов до сбора налогов. Однако не найдено ни одного свитка, в котором содержались бы сведения о возведении монумента. Возможно, эти документы попросту не дошли до наших дней. Возможно, причина в том, что великан появился задолго до самих египтян.
  • Первое упоминание о египетском Сфинксе обнаружено в трудах Плиния Старшего, в котором говорится о проведении работ по откапыванию скульптуры из песка.

Величественный памятник Древнего мира еще не открыл нам всех своих загадок, поэтому его исследования продолжаются.

Реставрация и охрана

Мы узнали, что такое Сфинкс, какую роль он играл в миропонимании древнего египтянина. Раскапывать огромную фигуру от песка и частично реставрировать ее пытались еще при фараонах. Известно, что подобные работы проводились во времена Тутмоса IV. Сохранилась гранитная стела (так называемая «Стела сна»), повествующая, что однажды фараону приснился сон, в котором бог Ра велел ему очистить статую от песка, взамен обещая власть над всем государством.

Позднее откопать египетского сфинкса повелел и завоеватель Рамзес II. Затем попытки предпринимались в начале XIX и XX веков.

Теперь посмотрим, как наши современники стараются сохранить это культурное достояние. Фигура была тщательно проанализирована, были выявлены все трещины, памятник закрыли для посещения и в течение 4 месяцев реставрировали. В 2014 году он вновь был открыт для туристов.

История Сфинкса в Египте удивительна и наполнена тайнами и загадками. Многие из них учеными до сих пор не разгаданы, поэтому удивительная фигура с телом льва и лицом человека продолжает привлекать к себе внимание.

Египет – это страна, которая до сих пор овеяна массой загадок, привлекающих сюда туристов со всей планеты. Пожалуй, одна из самых главных тайн этого государства – великий Сфинкс, статуя которого находится в долине Гизы. Это одна из самых грандиозных скульптур, когда-либо созданных руками человека. Ее размеры поистине впечатляющи – длина равна 72 метрам, высота составляет примерно 20 метров, лицо самого Сфинкса имеет длину 5 метров, а отвалившийся нос, по расчетам, имел величину со средний человеческий рост. Ни одно фото не в состоянии передать всего величия этого потрясающего памятника древности.

Сегодня большой Сфинкс в Гизе уже не вселяет в человека священного ужаса ­– после раскопок обнаружилось, что статуя всего-навсего «сидит» в яме. Однако на протяжении многих веков ее голова, торчащая из пустынного песка, наводила суеверный страх на пустынных бедуинов и местных жителей.

Общая информация

Египетский Сфинкс находится на западном побережье реки Нил, а его голова обращена к восходу солнца. Уже много тысяч лет взгляд этого безмолвного свидетеля истории страны Фараонов направлен на ту точку на горизонте, где в дни осеннего и весеннего равноденствия солнце начинает свой неторопливый ход.

Сам Сфинкс сделан из монолитного известняка, являющегося фрагментом основания плато Гиза. Статуя представляет собой огромное загадочное существо с телом льва и головой человека. Многие наверняка видели эту грандиозную постройку на фото в книгах и учебниках по истории Древнего мира.

Культурное и историческое значение сооружения

Согласно историкам, практически у всех древних цивилизаций лев являлся олицетворением солнца и солнечного божества. На рисунках древних египтян фараон очень часто изображался в виде льва, набрасывающегося на врагов государства и истребляющего их. Именно на основе этих поверий была выстроена версия, что великий Сфинкс – это некий мистический стражник, охраняющий покой правителей, погребенных в гробницах долины Гизы.


До сих пор не известно, как называли Сфинкса жители Древнего Египта. Считается, что само слово «сфинкс» имеет греческое происхождение и дословно переводится как «душительница». В некоторых арабских текстах, в частности, в знаменитом сборнике «Тысяча и одна ночь», Сфинкс называется не иначе как «Отец ужаса». Есть еще одно мнение, согласно которому древние египтяне называли статую «образом сущего». Это лишний раз подтверждает, что Сфинкс был для них земным воплощением одного из божеств.

История

Наверное, самая главная загадка, которую таит в себе египетский Сфинкс – это кто, когда и для чего возвел столь грандиозный монумент. В древних папирусах, найденных историками, можно найти массу сведений о возведении и создателях Великих Пирамид и многочисленных храмовых комплексов, но о Сфинксе, его создателе и стоимости его постройки (а древние египтяне всегда очень внимательно относились к расходам на то или иное дело) упоминаний нет ни в одном источнике. Впервые его упомянул в своих трудах историк Плиний Старший, но это было уже в начале нашей эры. Он отмечает, что Сфинкс, расположенный в Египте, несколько раз реконструировался и очищался от песка. Именно то, что до сих пор не найдено ни одного источника, объясняющего происхождение этого монумента, и породило бесчисленное количество версий, мнений и догадок относительно того, кто и зачем построил его.

Большой Сфинкс прекрасно вписывается в комплекс сооружений, расположенных на плато Гизы. Создание этого комплекса относится к периоду правления IV династии царей. Собственно, сам он и включает в себя Великие Пирамиды и статую Сфинкса.


До сих пор нельзя точно сказать, сколько лет этому памятнику. По официально версии, большой Сфинкс в Гизе возведен во времена правления фараона Хефрена – приблизительно в 2500 году до нашей эры. В подтверждение этой гипотезы историки указывают на сходство известняковых блоков, использовавшихся при строительстве пирамиды Хефрена и Сфинкса, а также изображение самого правителя, которое было обнаружено неподалеку от постройки.

Есть и еще одна, альтернативная версия происхождения Сфинкса, согласно которой его постройка относится к еще более древним временам. Группа египтологов из Германии, проводившая анализ эрозии известняка, пришла к выводу, что монумент построен примерно в 7000 году до нашей эры. Также есть астрономические теории создания Сфинкса, согласно которым его строительство связано с созвездием Ориона и соответствует 10500 году до нашей эры.

Реставрации и нынешнее состояние монумента

Большой Сфинкс, хоть он и сохранился до наших времен, сейчас сильно поврежден – ни время, ни люди не пощадили его. Особенно пострадало лицо – на многочисленных фото можно увидеть, что оно практически полностью стерто, а его черты различить не представляется возможным. Урей – символ царской власти, представляющий собой кобру, которая обвивает голову – безвозвратно утерян. Плат – торжественный головной убор, спускающийся с головы на плечи статуи – также частично разрушен. Пострадала и борода, которая сейчас представлена не в полном объеме. А вот куда и при каких обстоятельствах пропал нос Сфинкса, ученые спорят до сих пор.

Повреждения на лице большого Сфинкса, расположенного в Египте, очень напоминают собой следы долото. По мнению египтологов, в XIV веке его изуродовал один набожный шейх, выполнявший заветы пророка Мухаммеда, запрещающие изображать человеческое лицо на произведениях искусства. А мамелюками голова сооружения использовалась в качестве пушечной мишени.


Сегодня на фото, видео и вживую можно увидеть, как сильно Большой Сфинкс пострадал от времени и жестокости людей. От него даже откололся небольшой кусок весом в 350 кг – это дает еще один повод поразиться поистине гигантским размерам этого сооружения.

Хотя всего 700 лет назад лицо загадочной статуи описал некий арабский путешественник. В его путевых записках говорилось о том, что это лицо было поистине прекрасно, а губы его несли величественную печать фараонов.

За все годы своего существования Большой Сфинкс не раз погружался по самые плечи в пески пустыни Сахары. Первые попытки раскопать монумент предпринимались еще в глубокой древности фараонами Тутмосом IV и Рамзесом II. При Тутмосе Великий Сфинкс был не только полностью выкопан из песка, но и в его лапах была установлена огромная стрела из гранита. На ней была высечена надпись, гласящая, что правитель отдает под покровительство Сфинкса свое тело для того, чтобы оно покоилось под песками долины Гизы и в определенный момент воскресло в облике нового фараона.

Во времена Рамзеса II Великий Сфинкс Гизы не только откапывался из песка, но и подвергался основательной реставрации. В частности, была заменена на блоки массивная задняя часть статуи, хотя раньше весь памятник был монолитным. В начале XIX века археологи полностью очистили от песка грудь статуи, но целиком она была освобождена от песка лишь в 1925 году. Именно тогда и стали известны истинные размеры этого грандиозного сооружения.


Великий Сфинкс как объект туризма

Большой Сфинкс, как и Великие пирамиды, расположен на плато Гизы, что в 20 км от столицы Египта. Это единый комплекс памятников истории Древнего Египта, дошедший до наших дней со времен правления фараонов из IV династии. Он состоит из трех больших пирамид – Хеопса, Хефрена и Микерина, сюда же включены маленькие пирамиды цариц. Здесь туристы могут посетить и различные храмовые сооружения. Статуя Сфинкса находится в восточной части этого древнейшего комплекса.

Каждая цивилизация имеет свои символы, которые считаются неотъемлемыми частями народа, его культуры и истории. Сфинкс Древнего Египта - бессмертное доказательство могущества, силы и величия страны, немое напоминание о божественном происхождении его властителей, канувших в века, но оставивших на земле образ вечной жизни. Национальный символ Египта считается одним из самых великих архитектурных памятников прошлого, до сих пор наводящим невольный страх своей внушительностью, ореолом тайн, мистических легенд и вековой историей.

Памятник в цифрах

Сфинкс египетский известен всем и каждому жителю на земле. Памятник вырублен из монолитной скалы, имеет тело льва и голову человека (по некоторым источникам - фараона). Длина статуи составляет 73 м, высота - 20 м. Символ могущества королевской власти расположен на плато Гизы западного побережья реки Нил и окружен широким и достаточно глубоким рвом. Глубокомысленный взор Сфинкса устремлен на восток, в сторону той точки небес, где восходит Солнце. Памятник много раз оказывался под покровом песка и был не раз отреставрирован. Статуя была полностью очищена от песка только в 1925 году, поразив воображение жителей планеты своим масштабом и размерами.

История изваяния: факты против легенд

В Египте Сфинкс считается самым загадочным и мистическим памятником. Его история на протяжении многих лет вызывает бурный интерес и особое внимание историков, писателей, режиссеров и исследователей. Каждый, кому довелось прикоснуться к вечности, которую олицетворяет статуя, предлагает свою версию ее происхождения. Местные жители называют каменную достопримечательность «отцом ужаса» по причине того, что Сфинкс является хранителем множества таинственных легенд и излюбленным местом туристов - любителей загадок и фантастики. По мнению исследователей, история Сфинкса насчитывает более 13 веков. Предположительно, он был построен для того, чтобы зафиксировать астрономический феномен - воссоединение трех планет.

Миф о происхождении

До сих пор не существует достоверных сведений о том, что же символизирует это изваяние, для чего оно было построено и когда. Отсутствие истории заменяется легендами, которые передаются из уст в уста и рассказываются туристам. Тот факт, что в Египте Сфинкс является древнейшим и самым большим памятником, порождает о нем таинственные и нелепые истории. Существует предположение, что статуя охраняет надгробия величайших фараонов - пирамиды Хеопса, Микерина и Хефрена. Другая легенда гласит, что каменное изваяние символизирует личность фараона Хефрена, третья - что это статуя бога Гора (бог неба, получеловек, полусокол), наблюдающего за восхождением своего отца - Бога Солнца Ра.

Легенды

В древнегреческой мифологии Сфинкс упоминается в качестве безобразного чудовища. По версии греков, легенды Древнего Египта об этом монстре звучат так: существо с телом льва и головой человека породили Эхидна и Тифон (женщина-полузмея и великан с сотней драконьих голов). Оно имело лицо и грудь женщины, тело льва и крылья птицы. Чудовище обитало недалеко от Фив, подстерегало людей и задавало им странный вопрос: «Кто из живых существ утром передвигается на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?» Никто из дрожащих от страха странников не мог дать Сфинксу вразумительного ответа. После чего монстр приговаривал их к смерти. Однако наступил тот день, когда мудрый Эдип смог разгадать его загадку. «Это человек в детстве, зрелости и старости» - ответил он. После этого сокрушенное чудовище бросилось с вершины горы и разбилось о скалы.

По второй версии легенды, в Египте Сфинкс был когда-то Богом. Однажды небесный правитель попал в коварную ловушку песков, именуемую «клеткой забытья», и уснул в ней вечным сном.

Реальные факты

Несмотря на загадочный подтекст легенд, реальная история не менее мистична и таинственна. Согласно первоначальному мнению ученых, Сфинкс был построен в одно время с пирамидами. Однако в древних папирусах, из которых была почерпнута информация о застройке пирамид, нет ни одного упоминания о каменном изваянии. Известны имена архитекторов, строителей, создавших грандиозные усыпальницы для фараонов, но имя человека, подарившего миру Сфинкс египетский, до сих пор остается неизвестным.

Правда, через несколько столетий после создания пирамид возникают первые факты о статуе. Египтяне зазывают ее «шепес анх» - «живой образ». Больше никакой информации и научного объяснения этих слов ученые дать миру не смогли.

Но в то же время культовый образ таинственного Сфинкса - крылатой девы-чудовища - упоминается в греческой мифологии, многочисленных сказках и преданиях. Герой этих сказаний, в зависимости от автора, периодически меняет свой облик, выступая в одних версиях получеловеком-полульвом, а в других - крылатой львицей.

История о Сфинксе

Очередной головоломкой для ученых стала летопись Геродота, который в 445 г. до н.э. описал в мельчайших подробностях процесс застройки пирамид. Он поведал миру интересные истории о том, как воздвигались сооружения, в течение какого времени и сколько рабов было задействовано в их строительстве. Повествование «отца истории» коснулось даже таких нюансов, как питание невольников. Но, как ни странно, Геродот, ни разу не упомянул в своем труде каменный Сфинкс. Ни в одном из последующих записей факт возведения памятника также не был обнаружен.

Помог пролить ученым свет на труд римского писателя Плиния Старшего «Естественная история». В своих записях он рассказывает об очередном очищении памятника от песка. Исходя из этого, становится ясно, почему Геродот не оставил миру описание Сфинкса - памятник на тот момент был погребен под слоем песчаных наносов. Так сколько же раз он оказывался в песчаной ловушке?

Первая «реставрация»

Судя по надписи, оставленной на каменной стеле между лапами чудища, фараон Тутмос I потратил год на освобождение памятника. Древние письмена рассказывают о том, что, будучи принцем, Тутмос уснул крепким сном у подножия Сфинкса и увидел сон, в котором ему явился бог Хармакис. Он предсказал принцу восхождение на трон Египта и приказал освободить изваяние из песочной ловушки. Спустя некоторое время Тутмос благополучно стал фараоном и вспомнил о данном божеству обещании. Он приказал не только откопать гиганта, но и отреставрировать его. Таким образом, первое возрождение легенды Египта произошло в XV в. до н.э. Именно тогда мир узнал о грандиозном сооружении и уникальном культовом памятнике Египта.

Доподлинно известно, что после возрождения Сфинкса фараоном Тутмосом его в очередной раз откапывали при царствовании династии Птоломеев, при римских императорах, захвативших Древний Египет, и арабских правителях. В наше время он был вновь освобожден от песков в 1925 году. До сей поры статую приходится очищать после песчаных бурь, так как она является важным туристическим объектом.

Почему у памятника отсутствует нос?

Несмотря на древность скульптуры, она практически сохранилась в первоначальном виде, воплощающем Сфинкс. Египет (фото памятника представлено выше) сумел сохранить свой архитектурный шедевр, но не сумел защитить его от варварства людей. У изваяния нет в данный момент носа. Ученые предполагают, что один из фараонов по неизвестной науке причине приказал отбить нос у статуи. Согласно другим источникам, памятник повредила армия Наполеона, обстреляв его лицо из пушки. Англичане же откололи бороду чудища и переправили ее в свой музей.

Однако в обнаруженных позднее записях историка Аль-Макризи от 1378 года говорится о том, что каменное изваяние уже не имело носа. По его словам, один из арабов, желая искупить религиозные грехи (В Коране запрещалось изображение человеческих лиц), отколол нос гиганта. В ответ на подобное злодеяние и надругательство над Сфинксом пески начали мстить людям, наступая на земли Гизы.

В итоге ученые пришли к выводу, что в Египте Сфинкс лишился носа в результате сильных ветров и наводнений. Хотя и это предположение не нашло до сих пор реального подтверждения.

Ошеломляющие секреты Сфинкса

В 1988 году, в результате воздействия едкого заводского дыма, от памятника откололась приличная часть каменной глыбы (350 кг). ЮНЕСКО, обеспокоившись внешним видом и состоянием туристического и культурного объекта, возобновили ремонт, тем самым открыв дорогу новым исследованиям. В результате тщательного изучения каменных блоков пирамиды Хеопса и Сфинкса японскими археологами была выдвинута гипотеза о том, что памятник был построен гораздо раньше великой усыпальницы фараона. Вывод стал ошеломляющим открытием для историков, которые предполагали, что пирамида, Сфинкс и другие погребальные сооружения - современники. Вторым, не менее удивительным открытием, стал обнаруженный под левой лапой хищника длинный узкий тоннель, соединенный с пирамидой Хеопса.

После японских археологов древнейшим памятником занялись гидрологи. Они обнаружили на его теле следы эрозии от большого водного потока, который двигался с севера на юг. После ряда исследований гидрологи пришли к выводу, что каменный лев был безмолвным свидетелем разлива Нила - библейской катастрофы, которая произошла около 8-12 тысяч лет назад. Американский исследователь Джон Энтони Уэст объяснил следы водной эрозии на теле льва и их отсутствие на голове доказательством того, что Сфинкс существовал еще во времена ледникового периода и датируется любым периодом до 15 тыс. года до н. э. По мнению французских археологов, история Древнего Египта может похвалиться древнейшим памятником, существовавшим даже во времена гибели Атлантиды.

Таким образом, каменное изваяние говорит нам о существовании величайшей цивилизации, которой удалось воздвигнуть столь величественное сооружение, ставшее бессмертным образом Прошлого.

Преклонение древних египтян перед Сфинксом

Фараоны Египта регулярно совершали паломничества к подножию гиганта, который символизировал великое прошлое их страны. Они приносили жертвы на алтарь, который находился меж его лап, воскуривали благовония, получая от гиганта немое благословение на царство и трон. Сфинкс был для них не только воплощением бога Солнца, но и священным образом, который даровал им наследную и законную власть от предков. Он олицетворял могущественный Египет, история страны отражалась в его величественном виде, воплощая каждый образ нового фараона и превращая современность в составляющую вечности. Древние письмена прославляли Сфинкса в качестве великого бога-творца. Его образ воссоединял прошлое, настоящее и будущее.

Астрономическое объяснение каменного изваяния

По официальной версии, Сфинкс бы построен в 2500 году до н. э. по приказу фараона Хефрена в период правления Четвертой Правящей династии фараонов. Громадный лев расположился среди других величественных сооружений на каменном плато Гизы - трех пирамид.

Астрономические исследования показали, что расположение статуи выбрано не по слепому наитию, а в соответствии с точкой пересечения пути небесных светил. Он служил экваториальным пунктом, указывающим точное расположение на горизонте места восхода Солнца в день весеннего равноденствия. Согласно мнению астрономов, Сфинкс был построен 10,5 тысяч лет тому назад.

Примечательно, что пирамиды Гизы располагаются на земле в точно таком же порядке, как три звезды на небосводе в том году. По преданию, Сфинкс и пирамиды зафиксировали то положение звезд, то астрономическое время, которое называли первым. Так как небесным олицетворением правившего на тот момент, был Орион, рукотворные сооружения были построены с целью изображения звезд его пояса, дабы увековечить и зафиксировать время своей власти.

Великий Сфинкс как туристический объект

В настоящее время гигантский лев с головой человека привлекает миллионы туристов, жаждущих воочию увидеть легендарную, окутанную мраком многовековой истории и множеством мистических преданий каменную скульптуру. Интерес к ней всего человечества обусловлен тем, что тайна создания статуи так и осталась нераскрытой, погребенной под песками. Трудно представить, сколько тайн хранит в себе Сфинкс. Египет (фото памятника и пирамид можно увидеть на любом туристическом портале) может гордиться своей великой историей, выдающими людьми, грандиозными памятниками, правду о которых их создатели унесли с собой в царство Анубиса - бога смерти.

Велик и внушителен громадный каменный Сфинкс, история которого так и осталась неразгаданной и полной тайн. Все так же устремлен спокойный взгляд изваяния вдаль и все так же невозмутим его облик. Сколько веков он является безмолвным свидетелем человеческих страданий, тщеславия правителей, горестей и бед, постигших египетскую землю? Сколько же тайн хранит в себе Великий Сфинкс? К сожалению, на все эти вопросы на протяжении многих лет так и не найдено ответов.

Персонаж легенды об Эдипе .

Египетский сфинкс

Древнейшие изображения человекольва были обнаружены при раскопках Гёбекли-Тепе и датируются 10-м тыс. до н. э.

Статуи сфинксов стали атрибутом древнеегипетского искусства ещё в период Древнего царства , наиболее ранние изображают, вероятно, царицу Хетепхерес II . Одна из самых больших монолитных статуй мира - изваяние сфинкса (Большой сфинкс) , которое охраняет пирамиды фараонов в Гизе .

Существовало три распространенных варианта сфинксов:

  • Классическим вариантом египетского сфинкса был андросфинкс с лицом человека, как правило, высокопоставленной особы - например, фараона .
  • Храмы бога Хора украшали сфинксами с головой сокола - иеракосфинксами
  • Близ храмов Амона устанавливались сфинксы с мордой барана - криосфинксы .

Крылатая душительница была послана к Фивам богиней Герой за преступление фиванского царя Лая в отношении Хрисиппа . Она подстерегала путников, задавала им хитроумные загадки и убивала всех, кто не мог их отгадать. Гера наслала её на Фивы. Узнав загадку от Муз , Сфинга уселась на Фикейской горе и стала задавать её фиванцам.

После того как Эдип разгадал загадку Сфинкса, чудовище кинулось с вершины горы в пропасть . По одной версии, загадка была стихотворной, и Сфинкс съедала не разгадавших её . Её изображение было на шлеме Афины . В Олимпии изображены «фиванские дети, похищенные сфинксами» .

Есть версия, что она была побочной дочерью Лая, и он сообщил ей тайну изречения дельфийского бога , данного Кадму. От наложниц у Лая было много сыновей, и все они не могли ответить на вопрос и гибли .

По другому истолкованию, она была морской разбойницей, блуждавшей по морям с войском и флотом, захватив гору, занималась разбоем, пока Эдип с войском из Коринфа не победил её . По ещё одному истолкованию, это амазонка , первая жена Кадма , укрепилась на горе Фикион и стала воевать с Кадмом .

Действующее лицо сатировской драмы Эсхила «Сфинкс», пьесы неизвестного автора «Сфинкс», комедии Эпихарма «Сфинкс» .

Индия

В период эллинизма мотив «человекольва» распространился далеко на восток Азии. В Индии для обозначения таких скульптурных изображений используют целый ряд терминов, например, «пурушамрига». Обереги с телом льва и лицом человека находят на юге Азии повсюду вплоть до Филиппин и Цейлона . С каждым новым веком азиатские изображения становятся всё более самобытными и всё менее напоминают греческие прототипы.

Новое время

«Французский сфинкс»

Мотив сфинкса вернулся в европейское искусство в эпоху маньеризма , когда его систематически использовали художники школы Фонтенбло , работавшие при дворе Франциска I . У сфинкса Нового времени, как правило, поднятая голова, обнажённая женская грудь и жемчужные сережки . Это своего рода фантастический штрих, которым архитекторы XVII-XVIII вв. освежали строгие регулярные парки королевских и аристократических резиденций.

Подобные сфинксы вдохновлялись гротескными фресками Domus Aurea - нероновского дворца, найденного в XV веке. Мотив легко был включен в иконографический корпус классических мотивов арабесков, и распространился по Европе посредством гравюр в XVI-XVII веках. Сфинксы украшают фрески ватиканской лоджии Рафаэля (1515-20). Во французском искусстве сфинксы впервые появляются в искусстве Школы Фонтенбло в 1520-30-х годах, и прослеживаются в эпоху барокко и позднего Регентства (1715-1723). Благодаря французскому влиянию сфинкс становится повсеместным садово-парковым украшением по всей Европе (Бельведер (Вена) , Сан-Суси (Потсдам), Дворец Браницких (Белосток), Ла-Гранха (Испания) и вариант позднего рококо в португальском Дворце Келуш).

Сфинкс в искусстве классицизма

Изображения сфинкса изобилуют в искусстве классицизма начиная с интерьеров Роберта Адама и заканчивая ампирной мебелью эпохи романтической «египтомании ».

Сфинксы стали являлись атрибутом неоклассического убранства, причем произошло возвращение к упрощённому раннему варианту, более похожего на роспись гротесок. Масоны считали их символом мистерий и использовали их в своей архитектуре, рассматривая как стражей врат храма. В масонской архитектуре сфинкс - частая деталь декора, например, даже в варианте изображения его головы на бланке документов.

Именно в этот период многочисленными изображениями сфинкса украсился Санкт-Петербург (см., например, Египетский мост). В 1832 г. на набережной Невы перед Академией художеств были установлены парные сфинксы, перевезённые из Египта . Тот же мотив использован при проектировании памятника жертвам политических репрессий .

С 1800 года в Петербурге под руководством А. Ф. Лабзина действовала масонская ложа «Умирающий сфинкс ». В США сфинксы до сих пор устанавливают у входа в залы масонских собраний как олицетворение тайны и призыв к молчанию.

См. также

  • Человеколев - древнейшее скульптурное изображение животного.
  • В честь Сфинкса назван астероид (896) Сфинкс (англ.) русск. , открытый в 1918 году.

Напишите отзыв о статье "Сфинкс"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Сфинкс

– Милая Натали, – сказала княжна Марья, – знайте, что я рада тому, что брат нашел счастье… – Она остановилась, чувствуя, что она говорит неправду. Наташа заметила эту остановку и угадала причину ее.
– Я думаю, княжна, что теперь неудобно говорить об этом, – сказала Наташа с внешним достоинством и холодностью и с слезами, которые она чувствовала в горле.
«Что я сказала, что я сделала!» подумала она, как только вышла из комнаты.
Долго ждали в этот день Наташу к обеду. Она сидела в своей комнате и рыдала, как ребенок, сморкаясь и всхлипывая. Соня стояла над ней и целовала ее в волосы.
– Наташа, об чем ты? – говорила она. – Что тебе за дело до них? Всё пройдет, Наташа.
– Нет, ежели бы ты знала, как это обидно… точно я…
– Не говори, Наташа, ведь ты не виновата, так что тебе за дело? Поцелуй меня, – сказала Соня.
Наташа подняла голову, и в губы поцеловав свою подругу, прижала к ней свое мокрое лицо.
– Я не могу сказать, я не знаю. Никто не виноват, – говорила Наташа, – я виновата. Но всё это больно ужасно. Ах, что он не едет!…
Она с красными глазами вышла к обеду. Марья Дмитриевна, знавшая о том, как князь принял Ростовых, сделала вид, что она не замечает расстроенного лица Наташи и твердо и громко шутила за столом с графом и другими гостями.

В этот вечер Ростовы поехали в оперу, на которую Марья Дмитриевна достала билет.
Наташе не хотелось ехать, но нельзя было отказаться от ласковости Марьи Дмитриевны, исключительно для нее предназначенной. Когда она, одетая, вышла в залу, дожидаясь отца и поглядевшись в большое зеркало, увидала, что она хороша, очень хороша, ей еще более стало грустно; но грустно сладостно и любовно.
«Боже мой, ежели бы он был тут; тогда бы я не так как прежде, с какой то глупой робостью перед чем то, а по новому, просто, обняла бы его, прижалась бы к нему, заставила бы его смотреть на меня теми искательными, любопытными глазами, которыми он так часто смотрел на меня и потом заставила бы его смеяться, как он смеялся тогда, и глаза его – как я вижу эти глаза! думала Наташа. – И что мне за дело до его отца и сестры: я люблю его одного, его, его, с этим лицом и глазами, с его улыбкой, мужской и вместе детской… Нет, лучше не думать о нем, не думать, забыть, совсем забыть на это время. Я не вынесу этого ожидания, я сейчас зарыдаю», – и она отошла от зеркала, делая над собой усилия, чтоб не заплакать. – «И как может Соня так ровно, так спокойно любить Николиньку, и ждать так долго и терпеливо»! подумала она, глядя на входившую, тоже одетую, с веером в руках Соню.
«Нет, она совсем другая. Я не могу»!
Наташа чувствовала себя в эту минуту такой размягченной и разнеженной, что ей мало было любить и знать, что она любима: ей нужно теперь, сейчас нужно было обнять любимого человека и говорить и слышать от него слова любви, которыми было полно ее сердце. Пока она ехала в карете, сидя рядом с отцом, и задумчиво глядела на мелькавшие в мерзлом окне огни фонарей, она чувствовала себя еще влюбленнее и грустнее и забыла с кем и куда она едет. Попав в вереницу карет, медленно визжа колесами по снегу карета Ростовых подъехала к театру. Поспешно выскочили Наташа и Соня, подбирая платья; вышел граф, поддерживаемый лакеями, и между входившими дамами и мужчинами и продающими афиши, все трое пошли в коридор бенуара. Из за притворенных дверей уже слышались звуки музыки.
– Nathalie, vos cheveux, [Натали, твои волосы,] – прошептала Соня. Капельдинер учтиво и поспешно проскользнул перед дамами и отворил дверь ложи. Музыка ярче стала слышна в дверь, блеснули освещенные ряды лож с обнаженными плечами и руками дам, и шумящий и блестящий мундирами партер. Дама, входившая в соседний бенуар, оглянула Наташу женским, завистливым взглядом. Занавесь еще не поднималась и играли увертюру. Наташа, оправляя платье, прошла вместе с Соней и села, оглядывая освещенные ряды противуположных лож. Давно не испытанное ею ощущение того, что сотни глаз смотрят на ее обнаженные руки и шею, вдруг и приятно и неприятно охватило ее, вызывая целый рой соответствующих этому ощущению воспоминаний, желаний и волнений.
Две замечательно хорошенькие девушки, Наташа и Соня, с графом Ильей Андреичем, которого давно не видно было в Москве, обратили на себя общее внимание. Кроме того все знали смутно про сговор Наташи с князем Андреем, знали, что с тех пор Ростовы жили в деревне, и с любопытством смотрели на невесту одного из лучших женихов России.
Наташа похорошела в деревне, как все ей говорили, а в этот вечер, благодаря своему взволнованному состоянию, была особенно хороша. Она поражала полнотой жизни и красоты, в соединении с равнодушием ко всему окружающему. Ее черные глаза смотрели на толпу, никого не отыскивая, а тонкая, обнаженная выше локтя рука, облокоченная на бархатную рампу, очевидно бессознательно, в такт увертюры, сжималась и разжималась, комкая афишу.
– Посмотри, вот Аленина – говорила Соня, – с матерью кажется!
– Батюшки! Михаил Кирилыч то еще потолстел, – говорил старый граф.
– Смотрите! Анна Михайловна наша в токе какой!
– Карагины, Жюли и Борис с ними. Сейчас видно жениха с невестой. – Друбецкой сделал предложение!
– Как же, нынче узнал, – сказал Шиншин, входивший в ложу Ростовых.
Наташа посмотрела по тому направлению, по которому смотрел отец, и увидала, Жюли, которая с жемчугами на толстой красной шее (Наташа знала, обсыпанной пудрой) сидела с счастливым видом, рядом с матерью.
Позади их с улыбкой, наклоненная ухом ко рту Жюли, виднелась гладко причесанная, красивая голова Бориса. Он исподлобья смотрел на Ростовых и улыбаясь говорил что то своей невесте.
«Они говорят про нас, про меня с ним!» подумала Наташа. «И он верно успокоивает ревность ко мне своей невесты: напрасно беспокоятся! Ежели бы они знали, как мне ни до кого из них нет дела».
Сзади сидела в зеленой токе, с преданным воле Божией и счастливым, праздничным лицом, Анна Михайловна. В ложе их стояла та атмосфера – жениха с невестой, которую так знала и любила Наташа. Она отвернулась и вдруг всё, что было унизительного в ее утреннем посещении, вспомнилось ей.
«Какое право он имеет не хотеть принять меня в свое родство? Ах лучше не думать об этом, не думать до его приезда!» сказала она себе и стала оглядывать знакомые и незнакомые лица в партере. Впереди партера, в самой середине, облокотившись спиной к рампе, стоял Долохов с огромной, кверху зачесанной копной курчавых волос, в персидском костюме. Он стоял на самом виду театра, зная, что он обращает на себя внимание всей залы, так же свободно, как будто он стоял в своей комнате. Около него столпившись стояла самая блестящая молодежь Москвы, и он видимо первенствовал между ними.
Граф Илья Андреич, смеясь, подтолкнул краснеющую Соню, указывая ей на прежнего обожателя.
– Узнала? – спросил он. – И откуда он взялся, – обратился граф к Шиншину, – ведь он пропадал куда то?
– Пропадал, – отвечал Шиншин. – На Кавказе был, а там бежал, и, говорят, у какого то владетельного князя был министром в Персии, убил там брата шахова: ну с ума все и сходят московские барыни! Dolochoff le Persan, [Персианин Долохов,] да и кончено. У нас теперь нет слова без Долохова: им клянутся, на него зовут как на стерлядь, – говорил Шиншин. – Долохов, да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели.
В соседний бенуар вошла высокая, красивая дама с огромной косой и очень оголенными, белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов, и долго усаживалась, шумя своим толстым шелковым платьем.
Наташа невольно вглядывалась в эту шею, плечи, жемчуги, прическу и любовалась красотой плеч и жемчугов. В то время как Наташа уже второй раз вглядывалась в нее, дама оглянулась и, встретившись глазами с графом Ильей Андреичем, кивнула ему головой и улыбнулась. Это была графиня Безухова, жена Пьера. Илья Андреич, знавший всех на свете, перегнувшись, заговорил с ней.
– Давно пожаловали, графиня? – заговорил он. – Приду, приду, ручку поцелую. А я вот приехал по делам и девочек своих с собой привез. Бесподобно, говорят, Семенова играет, – говорил Илья Андреич. – Граф Петр Кириллович нас никогда не забывал. Он здесь?
– Да, он хотел зайти, – сказала Элен и внимательно посмотрела на Наташу.
Граф Илья Андреич опять сел на свое место.
– Ведь хороша? – шопотом сказал он Наташе.