Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел

Описание картины «Фашист пролетел» А. Пластова

Что есть фашизм? Сегодня этим словом называют всех, кого не лень: тех, кому повезло больше, чем нам, тех, кто совершает преступления, тех, кто пропагандирует аморальную жизнь, безумные националистические идеи и еще много чего.

Тема фашизма в живописи, художественной литературе, кинематографе имела и будет иметь своих сторонников и противников. Эта шовинистская идеология – не просто преступления одной расы против человечества. Это образ жизни, искоренить который мы не в силах.

Можно, конечно, не встревать в дискуссии и просто сказать, что понятие «фашизм» - идея исключительно Бенито Муссолини, и что называть все остальные деяния (или злодеяния) таким словом просто неуместно.

В отечественном сознании слово «фашист» прочно укрепилось со времен Великой Отечественной Войны. Дело тут даже не в привычном «освобождении от немецко-фашистских захватчиков», давно ставшим своего рода клише. Дело тут в том, что совершали приверженцы режимов Гитлера, Муссолини и Франко. Дело в том, что вы увидите на картине А. Пластова «Фашист пролетел».

Это настолько мощная и одновременно жуткая работа, что в свое время Сталин отвез ее на Тегеранскую конференцию. По воспоминаниям очевидцев, Рузвельт и Черчилль несколько минут просто не могли говорить. В тот момент был открыт второй фронт, во многом предрешивший ход не только Великой Отечественной, а и Второй мировой войны. Правда, перед тем, как отвезти картину вождь проявил чудеса политкорректности и изначальное название «Немец пролетел» изменил на то, которое мы знаем.

Первое впечатление от полотна у многих – это то, что отцы и деды не зря проливали свою кровь. Они отстаивали сотни сожженных деревень, они мстили за гибель Хатыни и миллионы умерших в концлагерях. Однако, самое страшное – это не масштабы преступлений фашистов, а то, что происходило в обыденной жизни военных лет.

В то время люди испытали не только нищету, голод и слезы, работу на фронтах, в партизанском движении и в тылу. В то время у многих мальчиков и девочек просто не стало детства. Они наравне со взрослыми делали снаряды для ракет, уходили на фронт, а в свободное время помогали по хозяйству. Один из таких невероятно страшных моментов и запечатлен на холсте «Фашист пролетел».

Потрясающий пейзаж осеннего косогора открывает нам золотое убранство тоненьких березок. Все наполнено игрой желтых оттенков и уникальным светом. И тут зритель явственно слышит, как жутко воет собака. Присмотревшись, мы видим рассеянных овец и мальчика-пастушка, упавшего на землю.

Поначалу кажется, что он просто попытался скрыться в траве от пролетающего истребителя, но… Настолько неловкое падение, так неправдоподобно вывернутая рука, странно далеко лежащие кнут и шапка и алые пятна крови на детских русых волосах. Многие зрители в ступоре, ведь, действительно, трудно понять, зачем нужна смерть ребенка. Здесь даже нет сил плакать, а есть бесконечная горечь и сотня вопросов.

Насколько нужно быть безжалостным или слепым, чтобы не заметить ребенка? Что он плохого сделал? Мирно пас овец? Что будет с его матерью? А найдут ли его вообще? И нежели детоубийство останется безнаказанным? Сколько их было таких, мальчиков-пастушков?

За изумрудной зеленью холмов скрывается фашистский истребитель. Его пилот, не задумываясь, выпустил ливень свинца, а потом скрылся в чистом и поразительно ясном небе. Самолет в этой местности – чужак, он оказался тут совершенно случайно, а мальчика убил только потому, что он его видел.

Животные, которых пас мальчик, пытались убежать от выстрелов, но и им не удалось спастись. Свинцовый дождь задел коров и теленка, которые упали среди берез. Остальные, овцы, потихоньку начинают возвращаться на пастбище и искать своего хозяина. Одна собака осталась рядом и сообщает всем о трагедии.

Преступление не было бы таким чудовищным, если бы Пластов изобразил фронтовую обстановку или поле боя. Здесь же – контрасты: мирная осенняя природа. Именно она своей красотой и увяданием оттеняет весь трагизм смерти мальчика. Склон косогора написан не как природный мотив, а как волшебный ковер, изысканный, теплый и золотой. Ему вторит драгоценное убранство тонких березок, бархат зеленеющих озимых и багряно-алые листы кустарников, такие же, как и пятна крови на висках пастушка. Природа у Пластова может звучать, но сейчас это не песнь, а своеродный реквием по детским мечтам и надеждам.

Приглушенная колористика картины – светло-коричневые и желтоватые оттенки, свет уходящего дня как нельзя лучше олицетворяют всю трагичность сюжета, всю боль того времени и весь ужас фашизма. Картина «Фашист пролетел» не призывает задуматься, она влияет на эмоции так же, как и «Герника» Пикассо. Разница лишь в том, что сюрреалист воздействует на ассоциативное мышление, а Пластов – на безусловные рефлексы ненависти к убийцам.

Невольно возникают параллели, которые при первом взгляде оставались незамеченными. Так, багряная листва начинает восприниматься как пятна крови, оголенные ветви кустарника – как штыки орудий, а дрожь березовых листов – как плач или страх. Вся природа погрузилась в скорбь, ведь дети – это надежда всего человечества. А со смертью пастушка выходит, что надежды и вовсе не осталось. Всеобщая боль природы тесно связана с болью человека, хоть раз взглянувшего на картину «Фашист пролетел».

Такую картину просто невозможно забыть. Она одновременно подталкивает к действиям против врагов и заставляет задуматься. Мало боли за написанного Пластовым маленького мальчика – есть сегодняшние дети на далеко не мирном Донбассе, которые находятся не в другой географической широте, а совсем рядом. Там уже нет тишины, характерной для работы Пластова. Там есть плач и очередные преступления против человечества.

А зрители, вновь глядя на «Фашист пролетел» заносят в свои воспоминания, думают не о героических подвигах солдат, защищавших Родину и свой дом, а о том, какой ценой далась победа, о том, какой трагический путь был пройдет и о том, сколько детей стало жертвами войны.

Цели урока:

  • научить учащихся на основе работы над картиной соединять в своем сочинении различные типы речи;
  • обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами, помогающими ярко описать картину;
  • ввести в речь учащихся слова и обороты, которые уместно употреблять в работе по картине;
  • воспитательная: развитие у учащихся чувства исторической памяти, осмысление значения Великой Победы над фашизмом.

Оборудование:

  1. портрет А.А. Пластова;
  2. репродукция картины А.А. Пластова “Фашист пролетел.1942.”.

Слово о художнике.

Аркадий Александрович Пластов - русский живописец, народный художник СССР, член АХ СССР с 1947 года, награжден 2 орденами Ленина, медалями.

Большую часть своей жизни Аркадий Александрович прожил в своем родном селе Прислониха Ульяновской области. Стать художником он решил еще в детстве. Нелегко было поступить художнику- крестьянину, да еще самоучке, в Московское художественное училище, но поступил. Настал 1917 год, было не до занятий. Пластов уезжает в свою родную деревню, решает засесть за этюды. Но сложилось так, что в Прислонихе художник оказался чуть ли не единственным грамотным человеком. Выбрали Пластова в сельсовет. Какие уж тут этюды! Время бурное - во всем надо разобраться. Кругом бедность: скот и тот лечить некому. Достал книжки по ветеринарии, лечил коров. Со всеми выходил в поле. Машин и в помине не было: косили вручную. Но крестьяне понимали художника.

Давай рисуй иди, пока руки не устали,- говорили они.- Мы рядок- другой сами пройдем.

Жизнерадостными были довоенные картины Пластова. Писал он и ребятишек в ночном, и колхозное стадо. Написал большую картину “Колхозный праздник”: все веселятся - и взрослые, и ребятишки, и старики. Больше ста этюдов с односельчан написал Пластов для этой работы, создал картину колхозного счастья и изобилия.

Но пришла война. Развалины деревень, выжженные, истерзанные войною поля- вот какой увидел Россию художник- крестьянин. В эти трудные для Родины дни создал Пластов одно из лучших своих полотен: “Фашист пролетел”.

Работа по картине.

Есть книги, которые нельзя читать без волнения. Читаешь - и на глаза наворачиваются слезы. Есть картины тихие, скромные, но при взгляде на них сжимается сердце. О своей картине “Фашист пролетел” Пластов сказал: “Есть такие картины, пока пишешь – наплачешься”.

Что хотел этими словами сказать художник? Что вы почувствовали, глядя на картину? (Боль, сострадание погибшему пастушку).
-Что мы видим на картине, что же произошло? Как вам видится происшедшее?

(Русская осень. Отцветают травы, в золото одеты молодые березки, вдали зеленеет озимь. Но тревожна, неспокойна природа. Листья падают под порывами ветра, никнут травы. А среди пожелтевшего луга лежит маленький пастушок, расстрелянный с фашистского самолета. Медленно выходят из чащи коровы, бредут по опушке. Верный пес, друг мальчика, подняв морду, воет тоскливо о безутешно вслед улетающему самолету. Налетел фашист на мирные поля нашей Родины и убил охраняющего стадо мальчика- пастуха, убил жестоко, бессмысленно…).

Чем ужасна война? (В числе первых страдают те, кто слабее).
-Картина – это всегда диалог художника со зрителем. Этот диалог начинается с ее названия. Как название произведения помогает осмыслить его содержание? (Название говорит о том, что случившееся произошло в 1942 году, во время Великой Отечественной войны, вблизи мирного селения.).
-Почему художник использует слово “фашист” , а не “враг”, “противник”? (Этим подчеркивает бесчеловечность летчика).
-Какие детали полотна говорят о совсем недавней поре мирной жизни и о внезапно сменившей ее беде? Всмотритесь в пейзаж картины, в краски осеннего дня. Каким образом изображение природы участвует в создании общего настроения? Составим таблицу:

Одна из особенностей композиции картины заключается в том, что фашистский самолет изображен маленьким, на дальнем плане, в дымке, его едва видно. Что стремился подчеркнуть художник этим приемом? (Фашист чужой на этой земле).

Мощным выразительным средством живописи является колорит, цвет. Великий русский художник И.Е. Репин писал: “Краски – орудие художника. Колорит должен выражать настроение картины…” Какой цвет преобладает в картине? Почему? (Тревожный оранжево- красный колорит сообщает картине трагическое звучание. Поля, над которыми изображен вражеский самолет, более темного цвета. Уже самим расположением цвета художник выделяет главную мысль полотна.)

Какую мысль утверждает живописец своей картиной? (В картине не слышно лязга гусениц, выстрелов, разрывов снарядов. Она наполнена тишиной, но в этой тишине нельзя не почувствовать драматизма войны. Война - это зло для всех).

Так, и в горе, и в радости пишет художник родную землю, которую пахал своими руками и полюбил всем сердцем. В его картинах жизнь и труд человека слиты с природой, с дыханием родных лесов и полей. И в этом главная сила полотен Пластова.

О Великой Отечественной войне много написано книг, спето песен, поставлено спектаклей. Эта тема вечна, как вечна память о тех, кто ценой своей жизни спас мир от фашизма. Хочется вспомнить слова С. Баруздина: “Война принесла нашей стране много горя, бед и несчастий. Она разорила сотни городов и сел. Она уничтожила миллионы людей. Она лишила тысячи ребят отцов и матерей. Но наш народ победил в этой войне. Победил потому, что проявил много выдержки, мужества и отваги. Победил потому, что не мог не победить: это была справедливая война за счастье и мир на земле”.

Словарно-стилистическая работа.

Очень важно найти слова яркие, эмоциональные, помогающие зрительно представить то, что изобразил художник. Постараемся в своем сочинении избегать ненужных повторов. Поработаем над подбором синонимов:

Изобразил- показал, запечатлел, передал, картина пронизана;

Картина- произведение живописи, полотно.

Не забудем и о той лексике, которая связана со спецификой живописи:

пейзаж, теплые и холодные тона, на переднем, на дальнем плане, колорит, цветовой фон.

Работа над черновиком, редактирование, переписывание в тетрадь для творческих работ.

Живописное творчество А. А. Пластова связано с народом и его судьбой. Этот замечательный художник создавал свои прекрасные полотна на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Поэтому все те события, которые происходили в то время, все те переживания, которые тревожили народ на рубеже эпох и нашли отражение в его живописном творчестве.

Огромное влияние на картины Александра Аркадьевича оказала огромнейшая трагедия русского народа. Пластов видел, как тяжело было русской земле и народу выстоять во время Великой Отечественной войны, поэтому он не мог не писать об этом. Многие его картины посвящены именно этой теме, ведь весь русский народ встал на защиту своей земли. Даже дети пытались помочь и фронту, и взрослым, на плечи которых легло непростая и тяжелая ноша. Порой, нужно было отдать свою жизнь, чтобы хоть немного приблизиться к победе. Переживал это время и сам художник, поэтому так много картин посвящено этой теме: это и «Жатва », и «Сенокос», и «Фашист пролетел».

Интересна история художественного полотна Пластова с таким глубоким названием, как «Фашист пролетел». Она была написано им в 1942 году, когда пришелся как раз военных лет, суровых и тяжелых. Именно в это время немецкие оккупанты тяжело ступали по нашей земле, оставляя после себя лишь слезы и разбитые человеческие судьбы. С каждым днем они продвигались все дальше вглубь страны, и это приносило всему русскому народу огромнейшие страдания и мучения. И вот эта большая боль и нашла свое отражение в полотнах Пластова, который не мог не изобразить страшную действительность.

Если бросить поверхностный взгляд на картину, даже не задумываясь о том, что же хотел сказать художник, то сразу же бросается пейзаж. Он прекрасен, хотя на нем и изображено осеннее природы увядание. Но зато как приятно смотреть на молодую березовую рощу, которые привлекают внимание своими небольшими и нежными листочками цвета золота. Роща небольшая, поэтому хорошо видны все деревья в ней. Вокруг кругом поля, которые местами еще сохранили прежнюю сочную зеленую траву, но местами уже мелькают своими пустыми черными пятнами.

Но через всю картину проходит небо, оно изображено художником ясным, светлым. Пластов подобрал для него приятные нежные голубые цвета. Но есть в нем и страшное. Это небольшое темное пятнышко, которое медленно удаляется. Если внимательно присмотреться, то можно понять, что это самолет фашистов пролетел над той прекрасной и такой мирной картиной русской природы. И тогда взгляд сразу же переносится на передний план, который заставляет содрогнуться от жалости и страдания.

Умиленное и хорошее настроение, которое было первоначально от картины проходит. Теперь со слезами на глазах можно смотреть на то, как на желтой осенней траве лежит маленькое тело ребенка. Кажется, что мальчик просто спрятался, чтобы его не заметили. Но все намного страшнее. На голове мальчика виднеется огромное алое пятно, да и его маленькое и худенькое тело лежит как-то уж совсем не естественно. Ребенок мертв!

Страшную картину детской смерти показал художник. И никак нельзя понять, почему немецкому летчику так помешал этот ребенок, который не успел даже пожить на этом свете. Бесчеловечность и бездушность фашистов поражает, ведь так легко прервать жизнь, да еще детскую мог лишь только человек без сердца. Неужели у него самого нет детей? Ведь этот мальчик никогда и никому не делал зла. Скорее всего, он мечтал и фантазировал, как это делают все дети на земле. Может быть, он даже строил планы на будущее, когда он вырастет и стать большим. Но его жизнь, детская и чистая, прервалась очень рано. И, к сожалению, это была не единственная смерть в то время. Много людей, взрослых, женщин и детей погибло в то страшное и жестокое время. И это уже невозможно изменить, так же, как невозможно вернуть и жизнь этому мальчику.

И трогательно и печально смотреть на то, что рядом с мальчиком сидит маленькая собачка. Это верный друг ребенка и она была безмолвным свидетелем трагедии. И она первая осознала, что навсегда потеряла того, кого так сильно любила. Она жалобно воет, словно оплакивает своего маленького хозяина. А совсем недалеко пасется стадо. Скорее всего, мальчик присматривал за ним. Но страшно видеть и то, как выглядят животные. Некоторые из них замерли, словно от шока, а остальные так же, как и мальчик, лежат на земле. Они тоже мертвы. Но чем же могли помешать фашисту эти бедные и истощенные животные?

Из рощи выходят уцелевшие животные. Спасая их, маленький пастушок не успел спастись сам, и вот теперь он мертв. И вот теперь прекрасный осенний пейзаж, который вначале кажется таким тихим и спокойным, но оказывается на самом деле очень страшным и трагичным. И на травяном ковре, разноцветном и веселом, красные цветы уже не радуют, а кажутся маленькими капельками крови тех людей, которые погибли в эту страшную пору. Рядом с мальчиками растет небольшой куст, он живой, но он похож на мальчика тем, что его ветки оголены, словно стволы орудия, которое должно было защитить этого ребенка. Но кое-где сохранилась листва, которую художник окрасил в алый цвет. Он сделал это для того, чтобы еще раз напомнить всем, что смерть ребенка, даже на войне, она страшна и трагична.

Но стоит всмотреться в березовую рощу, и можно заметить, как сильно на ветру развиваются редкие листочки на деревьях. Невольно складывается ощущение, что они тоже сочувствуют и оплакивают потерю мальчика. А рядом с березками небольшая рябинка красного цвета, напоминающего кровь. Она ярким пятном выделяется среди желтых и белых берез. Все здесь напоминает о смерти мальчика.

Чуть вдалеке художник поместил стог сена, как символ мирной жизни. Сильный контраст мирного существования природы и смерти маленького ребенка Пластов использовал для того, чтобы показать, как ужасна и бессмысленна война. Эта картина - память и напоминание всем людям о том, что нужно хранить мир на всей земле, так как достается он слишком высокой ценой. И этот ребенок напоминание, прежде всего, для взрослых, которые стали, к сожалению, забывать об ужасах войны.

"Фашист пролетел".

1942.

Аркадий Александрович Пластов (1893-1972) в советской художественной критике назывался «певцом колхозного крестьянства». Поначалу это так и было. Его «разнузданная» картина «Колхозный праздник» (1938) с невероятным изобилием выставленной на столах красочной закуски, с беззаботным весельем колхозного крестьянства, оказавшегося, как пишут в современных северокорейских журналах, «в теплых объятиях партии», кажется остановившимся кадром знаменитого показушного сталинского фильма «Кубанские казаки». Однако последующая творческая история Пластова, прожившего большую часть своей жизни в родном симбирском селе Прислониха и написавшего 10 тысяч картин и рисунков (в большинстве своем на деревенскую тему), сильно поколебала это общее первоначальное впечатление. По-видимому, тихое отступничество Пластова от магистральной темы победы «колхозного строя» было замечено советской критикой, и его, сталинского лауреата (кстати, получившего премию в 1945 году за довольно безыдейные с точки зрения социалистического реализма картины «Сенокос» и «Жатва»), критиковали так, что этот осторожный человек позволил себе, правда, после смерти Сталина, даже возражать критикам. В секретной записке Отдела науки и культуры ЦК КПСС за февраль 1954 года о «нездоровых» настроениях среди художественной интеллигенции и «о некотором оживлении влияния буржуазной идеологии» особо отмечено, что «в ряде случаев дело доходит до проповеди аполитичности, безыдейности искусства и восхваления упадочного западного искусства» и что «имеют место неправильные высказывания о роли советской критики в развитии искусства. Так, художники Пластов и Кацман выступили на сессии Академии художеств СССР в декабре 1953 года с требованиями «обуздания» критики. Кацман заявил: ‘Мы больше не пустим грязный сапог критики в чистый храм искусства… Президиум Академии художеств должен поставить задачу – изгнать торгующих (т. е. критиков) из храма искусства’».

Великолепные полотна и акварели Аркадия Пластова, этого ученика Корина, Васнецова и Архипова, сделали его Венециановым ХХ века. В его произведениях почти нет ничего от колхозов, «железных коней», парторгов, победителей соцсоревнований, повышенных удоев, умолотов, опоросов, отелов и всего того, что ассоциировалось с победой социализма на деревне, а в сущности – с разорением и мучительной гибелью этой деревни. В картинах Пластова мы видим в основном только тяжкий физический труд людей в поле с сохой, серпом, на току с примитивной молотилкой, а также скромный быт и незатейливый отдых земляков. И во множестве портреты простых, совсем не знатных крестьян, старух, детей. Среди всех этих полотен истинным шедевром навсегда осталась трогательная картина «Весна». Примечательно, что колхозники Пластова, современники индустриализации и чкаловских перелетов, обуты в лапти. Никакая это не архаизация! Тот, кто знает повседневность сталинской глубинки, не усомнится в правдивости Пластова: лапти и калоши из шин там «вышли из моды» лишь к началу 1960-х.

Но все-таки особое место в наследии художника занимает необыкновенно популярная картина «Фашист пролетел» (первоначальное название «Немец пролетел»), написанная Пластовым в 1942 году. Позже он говорил о внутренних мотивах, побудивших его, живущего в тылу человека, написать эту картину: «Осень (надо понимать, 1941 года. – Е. А .) тогда у нас стояла тихая, златотканая, удивительно душевная. И вот что-то [пришло] непомерно свирепое, невыразимое по жестокости. Надо было сопротивляться. Надо было кричать, чтобы проснулись даже мертвые. Надо было это чудовище показать во всем его обличье». Нет сомнений, что эти чувства отчаяния, ощущения беды, хотя и не в такой идеологизированной форме (явно отшлифованной у Пластова последующим успехом картины), охватили в то время великое множество порядочных людей. Мать автора этих строк, тогда юная девушка, прожившая всю войну в тылу, в Ярославской области, вспоминала, что, просыпаясь каждое утро, она испытывала какую-то непонятную горестную тягость, которая с первым же мгновением дня овладевала душой, и сразу в сознании вспыхивало: «Ах да, война идет!» И так каждое утро такую же душевную тягость испытывала вся страна, точнее, все порядочные люди до самого победного мая 1945 года. Действительно, это была необычайная война, и не только по масштабам потерь и ожесточению, но и по нравственному напряжению души целого народа, который вдруг ощутил реальную опасность для своего существования на Земле. Это была истинная война за независимость и свободу. Вместе с тем людьми владело чувство, что они столкнулись с какой-то иной, чудовищной, будто сказочной вражеской силой, которая обрушилась на них с нечеловеческой жестокостью и поразительным машинным бездушием. Пластов отразил обыденную, повторяющуюся тысячи раз сцену той войны с нелюдями. Так же как на картине, немецкие с черными крестами на фюзеляже и включенной сиреной. В одиночку и парами, на бреющем полете, безнаказанно и хладнокровно, даже без видимой для военного дела пользы, гонялись за одиноким, бегущим по полю новобранцем; безжалостно расстреливали толпы безоружных беженцев: женщин, детей, с их скотиной и жалким скарбом: точно, как на учении, клали бомбы на санитарные поезда с отчетливо видимыми сверху красными крестами на белом поле. И этого пришельцам невозможно было простить, и тогда миллионы людей вдруг испытали непривычное в их обыденной жизни чувство жгучей, незатихающей ненависти, желания во что бы то ни стало убить этого выродка, расстрелявшего невинного пастушонка и тем нарушившего элементарные законы человеческого общежития. Именно об этом и писал Пластов, а еще ярче он это сказал своей картиной.

Существует устойчивая легенда о том, что полотно «Немец пролетел» способствовало… открытию в 1944 году Второго фронта. Действительно, картина была привезена в 1943 году в советское посольство в Тегеране, где состоялась встреча лидеров антигитлеровской коалиции и было принято окончательное решение об открытии Второго фронта и высадке десанта во Франции. Картина Пластова висела в комнатах, где работали и отдыхали премьер-министр Великобритании Черчилль и президент США Рузвельт, и якобы она произвела на них неизгладимое впечатление своей безыскусностью и трагизмом. И хотя, думаю, тронуть сердца этих людей, в своей деятельности исходивших исключительно из прагматических соображений, было непросто, но кто знает, какой может быть последняя песчинка, после падения которой рушится скала? И еще. Рядом с картиной Пластова мысленно хочется повесить страшное полотно Дейнеки «Сбитый ас» как воплощение праведной мести, все-таки настигшей нелюдь.

Евгений Анисимов. «Письмо турецкому султану. Образы России глазами историка». Санкт-Петербург, «Арка». 2013 год.

Когда мне впервые попалась на глаза картина Пластова «Фашист пролетел», я лишь мельком взглянул на это полотно. Мне показалось, что художник просто изобразил прекрасный осенний пейзаж, но потом взгляд упал на название картины - и впечатление стало совсем другим.

Вдруг стало ясно, что художник изобразил не идеалистический осенний пейзаж, а всеобщую боль, которой не будет конца. На переднем плане художник показал нам маленького пастушка, который замер в неестественной позе. Возможно, он просто устал - и прилег отдохнуть, но самолет фашиста, который маячит вдали, говорит о другом. Сразу понимаешь, что мальчик погиб, а рядом плачет-воет его преданный друг и помощник - собака. Этот плач о несбывшихся надеждах, о несыгранных играх - и о внезапно оборвавшейся жизни.

Некоторые животные тоже ранены или убиты, а другие продолжают пастись так, как будто ничего не случилось. От этого становится немного не по себе, а по телу пробегает легкая дрожь. Еще больше впечатление непоправимости содеянного и несправедливости возникает при взгляде на задний фон картины. Там раскинулись бескрайние поля, яркими нарядами горит лес, а мальчик больше уже не будет жить, не будет наслаждаться этой красотой.

Для контраста художник изобразил поля зелеными красками, траву и лес сделал золотыми, а мальчик - это темное пятно на совести человечества. К сожалению, из-за алчности отдельных людей страдают миллионы, которые становятся просто темными пятнами, допустимыми жертвами.

Картина вызвала у меня острое чувство сострадание к погибшему мальчику. Думаю, эта картина покажет, что стоит ценить на самом деле, ибо жизнь - эта высшая ценность.

В 1942 году Аркадием Александровичем Пластовым была создана картина «Фашист пролетел».

Осень. Косогор. Юные тонкие березки в золотом уборе. Глубокий покой погожего осеннего дня. Не шелохнется ни одна былинка.

Резкий вой собаки прорезал тишину. Потерянно бродят овцы. Что это?

Припал щекой к сухой колкой траве пастушонок. Упал неловко. Рука вывернута. Кнут и шапка отлетели далеко. Алая кровь на русых вихрах. Крепко прижался к родной земле. Не встать ему.

Далеко в ясном небе над изумрудными зеленями пролетает фашистский самолет. Миг назад свинцовый ливень остановил жизнь.

Воет осиротевший пес, задрав мохнатую морду к небу. Жалобно мычат коровы, блеют овцы. Вдали затихает воющий зловещий звук. Тревожно шелестят березы.

Аркадий Александрович Пластов очень горько переживал войну. В его душе кипел справедливый святой гнев. И эти чувства вылились в картине «Фашист пролетел».

Однажды художник писал осенний этюд. Этот мотив так растрогал его, что на глазах появились слезы. Дома он вмиг набросал эскиз будущей картины. Начался мучительный сбор материала. Сельские мальчишки помогали ему. Но никак никому не удавалось упасть на траву так, как хотелось Пластову. Наконец, один малыш, споткнувшись, как-то неловко растянулся на сухой траве. «Стой, стой!» — вскричал Аркадий Александрович.

Через семь дней картина была написана. В ее основу лег тот первый, глубоко тронувший Пластова осенний этюд.

Сочинение по картине «Фашист пролетел» Пластова

Зима – белоснежное и морозное время года, которые с нетерпением ждут детишки, чтобы полюбоваться полетом снежинок и прокатиться с горок. Ее начало и запечатлел на своей картине Пластов и назвал ее «Первый снег».

Недавно началась зима, и вот наконец она окончательно вошла в свои права, сегодня весь день падает снег, первый за всю зиму. Но он так ждал возможности выпасть, что сейчас засыпал всю землю. На порог дома вышли двое ребятишек, они с таким восхищением и вниманием смотрят на снег. Дети заворожены летящими снежинками и очень радуются им. Они долгое время ждали, когда же, наконец, выпадет снег, когда можно будет слепить первых снеговиков, с громким смехом скатиться с горки, взять коньки и покататься на замерзшей речке, проехать несколько кругов на лыжах и вот они дождались этот прекрасный момент. Девочка так хотела посмотреть на зимнюю красоту, что накинула лишь пуховой платок на свое тоненькое платьице и,подняв голову, смотрит на полет белоснежных звездочек, а они медленно кружась опускаются на землю. Братишка ее оделся тепло, он надел теплые валенки, шубу и меховую шапку. Деревья под снеговыми шапками хорошо преобразились, стали красивыми и завораживающими, черные крыши домом также стали намного краше под толстым слоем снега. Около их старого дома стоит такая же старенькая береза, она такая длинная, что даже не поместилась на всю картину, ее густые ветви опущены вниз.