Уроки музыкальной литературы. Первый год обучения

Издательство Бомбора Год издания 2019

Они - главная K-Pop группа, символ Южной Кореи, семеро парней, которые вывели корейскую музыку на мировой уровень. Более 11 млн подписчиков на официальном YouTube канале, более 7 млн в Facebook и 6,5 млн в Instagram, а российское фан-сообщество в ВК... ?Они - главная K-Pop группа, символ Южной Кореи, семеро парней, которые вывели корейскую музыку на мировой уровень. Более 11 млн подписчиков на официальном YouTube канале, более 7 млн в Facebook и 6,5 млн в Instagram, а российское фан-сообщество в ВК насчитывает более 400 тыс. человек. Перед вами первая неофициальная биография группы, ставшей мировым феноменом! Из книги вы узнаете, как все начиналось, кто участники группы, как им удалось покорить мир и, конечно, какую роль сыграло во всем этом фан-сообщество ARMY. Добро пожаловать в мир "пуленепробиваемых" BTS! Скрыть Показать весь текст

413 ₽

788 ₽

613 ₽

690 ₽

789 ₽

861 ₽

Пастуро М.

Издательство Новое литературное обозрение Год издания 2018

Почему общества эпохи Античности и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием? Почему начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и... Почему общества эпохи Античности и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием? Почему начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходя зеленые и красные? Исследование французского историка посвящено осмыслению истории отношений европейцев с синим цветом, таящей в себе немало загадок и неожиданностей. Из этой книги читатель узнает, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с ним в разное время, а также каковы его перспективы в будущем.

Книга предназначена для учеников музыкальных школ, изучающих музыкальную литературу (первый год обучения), и их преподавателей, проявляющих интерес к различным направлениям в современной музыкальной педагогике. Материал книги может быть использован и в курсе «Слушание музыки».
Методом изучения является игра, импровизация, сочинение, танец, постановка небольшой детской оперы и т. д. - то есть те основные принципы, на которых основан вышедший ранее авторский курс «Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил - песенки, картинки и разные истории».
В книге есть примерная разработка каждого урока, а также необходимый нотный материал.

На каких инструментах играли древние люди?
У самых древних людей не было музыкальных инструментов. Музыка началась с пения, а первым инструментом был человеческий голос. Затем появились самозвучащие инструменты - разные колотушки, трещотки и иные ударные и шумовые инструменты.

Другую группу древних инструментов составили духовые: гуделки, свистки, тростниковые флейты. Даже полые кости животных становились музыкальными инструментами. Так, в раскопках поселения людей древнего каменного века нашли свисток из сустава оленя, костяную дудку, флейту из кости лебедя. Затем люди научились делать дудки с боковыми отверстиями, многоствольные флейты для извлечения звуков разной высоты. Из дерева, рога или раковины изготовлялись трубы.

Содержание.
От автора.
Первая четверть.
Урок 1. Да здравствует музыка! А, собственно, для чего она нужна?.
Урок 2. На каких инструментах играли древние люди?.
Урок 3. Как и о чём пели в Древней Греции.
Уроки 4-5. Русская народная музыка.
Урок 6. Путешествие в страны Востока. Ближний Восток. Восток - дело тонкое!.
Урок 7. Дальний Восток. Китай, Япония, Корея.
Вторая четверть.
Урок 1. Путешествие на Африканский континент.
Урок 2. Приглашение на рыцарский турнир.
Урок 3. Век замечательных открытий. Открытие Америки и рождение оперы.
Урок 4. Как композиторы сочиняют оперы.
Урок 5. Бал. Старинная сюита.
Урок 6. От бала к балету.
Урок 7. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Третья четверть.
Урок 1. Люди хотят развлекаться. Нужны новые инструменты. Скрипка.
Урок 2. Орган.
Урок 3. Клавир, клавесин, фортепиано.
Урок 4. Духовые инструменты.
Урок 6. У симфонии есть родители.
Урок 7. Возникновение джаза.
Четвертая четверть.
Урок 1. Как композитор сочиняет музыку. Тема. Характер музыки. Музыкальный образ и содержание музыкальных произведений.
Урок 2. Одночастная форма. Период. Предложение. Каденция.
Урок 3. Двухчастная простая форма.
Урок 4. Простая трехчастная форма.
Урок 5. Сложная трехчастная форма.
Урок 6. Вариации.
Урок 7. Рондо.
Приложения.
Приложение 1. Содержание программы.
Приложение 2. Красная шапочка.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Неправильная музыкальная литература, История музыки, Первый год обучения, Камозина О.П., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Серия «Учебные пособия для ДМШ»

О.К. Ермакова

Уроки МУЗЫКАЛЬНой
ЛИТЕРАТУРы
Первый год обучения

Ростов-на-Дону
«Феникс»
2012

Www.phoenixbooks.ru

УДК 78(07)
ББК 85.31я7
КТК 860
Е72
Ермакова О.К.
Е72 Уроки музыкальной литературы: первый год обучения
/ О.К. Ермакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 186, с. :
ил. - (Учебные пособия для ДМШ).

ISBN 978–5–222–19760–8

Учебник по музыкальной литературе содержит шесть основных разделов курса первого года обучения, которые полностью
соответствуют программным требованиям. Историко-теоретический материал включает сведения о средствах музыкальной выразительности, инструментах оркестра, музыкальных формах и
жанрах. Разбор изучаемых музыкальных произведений проведен в достаточно краткой форме, включая при этом всю необходимую информацию. Каждый параграф дополнен вопросами и
заданиями. Изложение материала сопровождается необходимыми нотными примерами классической музыки, а также иллюстрациями. Для успешного освоения учащимися учебного материала текст учебника изложен четко, ясно и наглядно: основные
понятия и названия выделены специальными шрифтами или
расположены столбцами. Кроме того, текст учебника дополнен
таблицами. Одни из них предназначены для запоминания («Танцы», «Ансамбли в опере», «Певческие голоса»), другие являются
справочным материалом («Различные выражения настроений в
музыке», «Темпы», «Наиболее известные балеты, «Анализ музыкальных произведений»).

УДК 78(07)
ISBN 978–5–222–19760–8

ББК 85.31я7

© О.К. Ермакова, текст, 2012
© ООО «Феникс», оформление, 2012

Www.phoenixbooks.ru

Введение
Настоящее учебное пособие предназначено для
изучения предмета «музыкальная литература»
учащимися 4-х классов (1-го года обучения) детских музыкальных школ и школ искусств.
При создании пособия автор, учитывая возрастные особенности детей, поставил перед собой цель - дать учащимся в полном объеме все
необходимые для изучения предмета сведения
и понятия, изложив их в лаконичной, наглядной
и доступной для детей форме. Текст пособия составлен таким образом, чтобы ученик мог самостоятельно использовать его при выполнении домашних заданий, не затрачивая в поиске нужной
информации лишнего времени.
Пособие полностью соответствует Программе.
По сравнению с существующими учебниками,
в данное учебное пособие внесен ряд существенных изменений и дополнений. Введение содержит
новую главу «Какие настроения выражает музыка»; к теме «Средства музыкальной выразительности» добавлен параграф «Интонации мелодии»,
а также описаны различные способы применения
гармонии в музыкальных произведениях. Более
полно и подробно изложен учебный материал
в главе «Симфонический оркестр» и разделе «Опера»; раздел «Танцевальная музыка» дополнен
3

Www.phoenixbooks.ru

Сведениями о танцах, которые ранее в учебники
включены не были. В качестве дополнительного материала также предлагается глава«Балет
П.И. Чайковского “Лебединое озеро”».
Нотный материал в пособии также соответствует Программе, но в некоторых главах заменен
и дополнен. Характеристика музыкальных произведений содержит все необходимые сведения,
но изложена достаточно кратко, с учетом особенностей восприятия детей данного возраста.
Для наглядности, лучшего запоминания и осмысления учащимися материала учебное пособие также дополнено таблицами, среди которых:
«Музыкальные формы»,«План анализа музыкального произведения», «Танцы», «Наиболее
известные балеты», «Певческие голоса» и другие.

Www.phoenixbooks.ru

Дорогие ребята!
Вот уже несколько лет вы занимаетесь одним
из самых прекрасных видов искусства - музыкой. Теперь возникла необходимость научиться
по-настоящему ее понимать, узнать о ней много
нового и интересного.
Для того чтобы уметь слушать классическую
музыку, нужно научиться разбираться в ее основных законах и особенностях музыкальной
речи, а чтобы понять, о чем «говорят» композиторы в своих музыкальных произведениях,
необходимо знать многое о событиях в их жизни
и творчестве. В этом вам поможет изучение предмета музыкальная литература.
На уроках вы познакомитесь с различными
музыкальными инструментами, оркестрами,
певческими голосами, узнаете много нового
о русских народных обрядах и песнях, танцах
разных стран и эпох, симфонической музыке,
опере и балете. Вы научитесь разбираться в самых важных явлениях этого удивительно разнообразного и прекрасного музыкального мира.
Нужно лишь помнить, что попасть в этот мир
может только тот, кто искренне любит музыку
и по-настоящему хочет ее понять.

Www.phoenixbooks.ru

Откуда произошло слово «музыка»
О музыке и ее удивительной силе воздействия
на человека сложено множество мифов и легенд.
Самые первые из них появились тысячи лет назад
в Древней Греции.
На высокой горе Олимп живут прекрасные
музы - девять дочерей бога-громовержца Зевса
и богини памяти Мнемозины. Каждая из них покровительствует определенному виду искусства
и науки:
Евтерпа - муза лирической поэзии и песен,
Каллиопа - муза эпической поэзии и древних
сказаний,
Полигимния - муза священных гимнов,
Эрато - муза любовной поэзии,
Терпсихора - покровительница танца,
Талия - муза комедии,
Мельпомена - муза трагедии,
Клио - покровительница истории,
Урания - муза астрономии.
Волшебная красота муз и их чудесное пение
завораживает всех вокруг, заставляя забыть о горестях и раздорах. Рядом с музами - бог солнца
и света, покровитель искусств Аполлон, сопровождающий их пение чудесной игрой на золотой
кифаре (лире).
Поистине красиво звучит слово музыка. Недаром оно произошло от древнегреческого слова,
означающего искусство муз.
6

Www.phoenixbooks.ru

Мифы о волшебной силе музыкального искусства были посвящены и древнегреческому певцу
Орфею, чудесное пение которого, сопровождаемое
игрой на кифаре, с восхищением слушали все
вокруг. Своей музыкой он мог укрощать диких
зверей, поворачивать вспять горные реки, передвигать леса и каменные глыбы. С древних времен сохранились изображения Орфея с лавровым
венком на голове и золотой лирой в руках. Именно
этот небольшой струнный инструмент с красиво
изогнутой рамкой стал символом музыкального
искусства.

Вопросы и задания:
1. Откуда произошло слово музыка?
2. Какой музыкальный инструмент стал символом музыкального искусства? Кто из героев мифов Древней
Греции играл на этом инструменте?

Www.phoenixbooks.ru

Какие настроения
выражает музыка
Как в жизни человека, так и в музыке существует множество различных оттенков настроений. Одни связаны с ощущением радости, а другие - с ощущением горя, печали. В таблице вы
видите некоторые из них:

Различные выражения
настроений в музыке
Настроение
радости

Настроение горя,
печали

1. Торжество,
прославление

1. Страдания,
скорбь

2. Общее
ликование

2. Борьба со злом,
преодоление
несчастья

3. Радостная
взволнованность

3. Грустное
размышление

4. Наслаждение,
покой

4. «Светлая»
печаль

5. Юмор, шутка

Www.phoenixbooks.ru

В музыке выражение радости может иметь
различный характер. Гимн России, сочиненный композитором Александровым
на стихи Михалкова, звучит неторопливо
и величаво-торжественно.
11

Широко. Торжественно

Рос - си -

J r >
œ. œ œ
я -

Ве - ли - ка - я

J r
œ. œ œ
>

>
r >
j r
& œ œJ . œ œ œj œj œ œ . œ œ œj œj
>

Cresc.
>.
r
r
j
& œ œ . œ œ œj . œ œ Jœ Jœ œ
>
>
>
си - я лю - би - ма - я
на - ша стра - на.

Ли - ка - я

Сла - ва - тво - е

Славь - ся,

Брат - ских на - ро - дов

>œ . œ 
J

R
œ. œ
J

Славь - ся,

Дан - на - я

Те - чест - во

> j
j
œ.œ œ œ. œ
R
R

До - сто - я - нье на

Стра - на!

Ве - ко - вой,

œ . œ >œ œ j
J R
J œ

Во - ля, ве -

R
œ. œ 
J

Сво - бод - но - е,

Пред - ка

>œ . j
œ 

Все вре - ме - на!

Дер - жа - ва,

Мо - гу - ча - я

Род - на - я!

Совсем по-иному передается радостное настроение в увертюре к опере Глинки «Руслан
9

Www.phoenixbooks.ru

И Людмила», музыка которой выражает общее
ликование народа.
2
2

>
# # c 
&
Presto

ƒ
? ## c 

>
4

>




>

>
## œ œ œ œ œ œ œ

œ
&

? ## œ œ œ œ œ œ
œ œ 

>

œœ œœ
œœ n œœ

>


œ nœ
œ nœ



>

. . œ œ
œ œ œ œ
. . œ œ
œ œ œ œ
œœ œœ
œœ n œœ

œ nœ
œ nœ

В пьесе «Новая кукла» из «Детского альбома» Чайковского передано радостное взволнованное настроение девочки, получившей неожиданный подарок.
3

B
& b 38 ‰

Подвижно

B 3
&b 8 œ
œ
5

B
& b b œœ


œœ
œ
J

œœ
œ
J

œœ
j
œ

Www.phoenixbooks.ru

œœ
œ
J

Чувство светлой радости, наслаждения и покоя - в молитве Шуберта «Аве Мария».
4

#
& 44  .

J j
œ œ .

Неторопливо

R
œ œ œ œ
œ œ
R

Забавно, шутливо звучит пьеса Кабалевского «Клоуны». В таком же характере написана
«Шутка» Баха в исполнении солирующей флейты с оркестром.
5

. œ
œ œ œ
œœœ
# # 2 œ œ œ. œ œ œ. œ œ œ œ œ œ œ œ # œ
& 4
f
Allegretto (Довольно скоро)

Различные оттенки настроения и в музыке,
которая связана с выражением горя, печали.
Неторопливое, мрачное звучание аккордов
в низком регистре во вступлении к «Патетической сонате» Бетховена выражает состояние страдания и скорби.
6

Grave (Медленно, тяжело)

œœ œœ .. œœ n œœœ ... œœœ n œœœ
œ œ.
fp
? bb c œ œ . œ œ . œ # œ
b œœ œœ ..
œ œ.

œ ≈.
J Ax

œ.
n œœœ œœœ ... œœœ œœ ..
fp
œ œ. œ œ.

œœ
œ
œ

J
œœœ ‰

Но вот настроение изменилось. В быстром темпе,
на фоне напряженного звучания аккомпанемента,
11

Www.phoenixbooks.ru

Мелодия «стремительно взлетает вверх», прорываясь «от мрака к свету». Так музыка выражает
борьбу человека со своим унынием и горестными
переживаниями.
7

Allegro molto (Очень скоро)

œ n œœ. œœ. n œœ
.
œ.

œ 
œ. n 

.
œ. n œœ. œœ. n œœ
œ

Bb C œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ
b
œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ
5

.
bb 
& b
? b
bb

.
n 

.



.

œ œ œ œ
œ œ
œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ # œ# œ œ œ œ
œ
œ
œ
œ
œ
œ
œ
œ œ
сresc.

В романсе «Жаворонок» Глинки нежная напевная мелодия передает ощущение грусти.
8

# 4
œ œ œ
& 4œ
p Меж - ду не - бом
# 4Œ œœŒ œœ
& 4
p
œ.
œ ..
? # 44 ‰ œœ .. ‰ œœ .
Умеренно

œ œ œ. ‰ œ.

œœ ..
œ.

Зем - лей

‰ œœ ..

œ œ œ.
œ

‰ œœ ...
œ

Раз - да - ет

‰ œ.
#  œœ ..

‰ œœ ..

Www.phoenixbooks.ru


 œœ ..

Cодержание
Введение. .................................................................................................................3
Какие настроения выражает музыка.................................8

Средства музыкальной выразительности.............................14
Мелодия..........................................................................................................14
Интонации мелодии....................................................................15

Гармония........................................................................................................18
Ритм. ................................................................................................................20
Лад....................................................................................................................21
Диапазон и регистр............................................................................22
Темп....................................................................................................................23
Наиболее известные обозначения темпов.................23

Динамические оттенки..................................................................24
Тембр.................................................................................................................25
Штрихи...........................................................................................................26
Фактура. .......................................................................................................26
Инструменты симфонического оркестра...............................28
Струнные смычковые инструменты................................29
Деревянные духовые инструменты....................................31
Медные духовые инструменты...............................................34
Ударные инструменты. ..................................................................36
Ударные инструменты, имеющие высоту звука.......36

Www.phoenixbooks.ru

Ударные инструменты,.
не имеющие высоты звука.....................................................38

Дополнительная группа.................................................................40
Партитура.................................................................................................41
С. Прокофьев. «Петя и волк»......................................................44
Музыкальные формы.........................................................................49
Период..................................................................................................50
Простая двухчастная форма..................................................51
Простая трехчастная форма..................................................51
Сложная двухчастная форма................................................51
Сложная трехчастная форма.................................................52
Рондо......................................................................................................52
Вариационная форма.................................................................53

Анализ музыкальных произведений.....................................53
П.И. Чайковский «Детский альбом»....................................55
Музыкальные жанры.................................................................................72
Марш.................................................................................................................72
Танцевальная музыка......................................................................