Виктор шкловский - сентиментальное путешествие.

виктор шкловский - сентиментальное путешествие

Перед революцией автор работал инструктором запасного броневого батальона. В февралесемнадцатого года он со своим батальоном прибыл к Таврическому дворцу. Революция избавила его,

как и других запасных, от многомесячного утомительного и унизительного сидения в казармах. В этомон видел (а видел и понимал он все по-своему) основную причину быстрой победы революции встолице.Воцарившаяся в армии демократия выдвинула Шкловского, сторонника продолжения войны, которую онтеперь уподоблял войнам Французской революции, на пост помощника комиссара Западного фронта. Незакончивший курса студент филологического факультета, футурист, кудрявый юноша, на рисункеРепина напоминающий Дантона, теперь в центре исторических событий. Он заседает вместе сязвительным и надменным демократом Савинковым, высказывает свое мнение нервическому,

надломленному Керенскому, отправляясь на фронт, посещает генерала Корнилова (общество как разтогда терзалось сомнениями, кто из них лучше подходит на роль Бонапарта русской революции).

Впечатление от фронта: у русской армии и до революции была грыжа, а теперь она уже просто не можетходить. Несмотря на самоотверженную активность комиссара Шкловского, включающую в себя боевойподвиг, вознагражденный Георгиевским крестом из рук Корнилова (атака на реке Ломница, под огнемвпереди полка, ранен в живот навылет), становится ясно, что русская армия неизлечима безхирургического вмешательства. После решительной неудачи корниловской диктатуры неизбежнойстановится большевистская вивисекция.Теперь тоска звала куда-нибудь на окраины - сел в поезд и поехал. В Персию, снова комиссаромВременного правительства в русский экпедиционный корпус. Бои с турками близ озера Урмия, где восновном расположены русские войска, давно уже не ведутся. Персы пребывают в нищете и голоде, аместные курды, армяне и айсоры (потомки ассирийцев) заняты тем, что режут друг друга. Шкловский настороне айсоров, простодушных, дружественных и немногочисленных. В конце концов после октября1917-го русская армия отводится из Персии. Автор (сидя на крыше вагона) возвращается на родину черезюг России, пестреющий к тому времени всеми видами национализма.В Петербурге Шкловского допрашивает ЧК. Он, профессиональный рассказчик, повествует о Персии, иего отпускают. Между тем необходимость бороться с большевиками за Россию и за свободупредставляется очевидной. Шкловский возглавляет броневой отдел подпольной организациисторонников Учредительного собрания (эсеров). Однако выступление откладывается. Продолжениеборьбы предполагается в Поволжье, но и в Саратове ничего не происходит. Подпольная работа ему непо душе, и он отправляется в фантастический украинско-немецкий Киев гетмана Скоропадского.

Воевать за гетмана-германофила против Петлюры он не желает и выводит из строя броневики, которыебыли ему доверены (опытной рукой засыпает сахар в жиклеры). Приходит весть об аресте Колчакомчленов Учредительного собрания. Обморок, который случился со Шкловским при этом известии, означалконец его борьбы с большевиками. Сил больше не было. Ничего нельзя было остановить. Все катилось порельсам. Приехал в Москву и капитулировал. В ЧК его опять отпустили как хорошего знакомого МаксимаГорького. В Петербурге был голод, сестра умерла, брата расстреляли большевики. Поехал опять на юг,

в Херсоне при наступлении белых был мобилизован уже в Красную Армию. Былспециалистом-подрывником. Однажды бомба взорвалась у него в руках. Выжил, посетил родственников,

обывателей-евреев в Елисаветграде, вернулся в Петербург. После того как стали судить эсеров за ихпрошлую борьбу с большевиками, вдруг заметил за собой слежку. Домой не вернулся, пешком ушел вФинляндию. Потом приехал в Берлин. С 1917 по 1922 г., кроме вышеизложенного, - женился на женщине поимени Люся (ей и посвящена эта книга), из-за другой женщины дрался на дуэли, много голодал, работалвместе с Горьким во «Всемирной литературе», жил в Доме искусств (в тогдашней главной писательскойказарме, размешавшейся во дворце купца Елисеева), преподавал литературу, выпускал книги, вместе сдрузьями создал очень влиятельную научную школу. В скитаниях возил за собой книги. Снова научилрусских литераторов читать Стерна, который когда-то (в XVIII в.) первым написал «Сентиментальноепутешествие». Объяснил, как устроен роман «Дон Кихот» и как устроено множество другихлитературных и нелитературных вещей. Со многими людьми успешно поскандалил. Потерял своикаштановые кудри. На портрете художника Юрия Анненского - шинель, огромный лоб, ироническаяулыбка. Остался оптимистом.Однажды встретил чистильщика обуви, старого знакомого айсора Лазаря Зервандова, и записал егорассказ об исходе айсоров из Северной Персии в Месопотамию. Поместил его в своей книге как отрывокгероического эпоса. В Петербурге в это время люди русской культуры трагически переживаликатастрофическую перемену, эпоха выразительно определялась как время смерти Александра Блока.

Это тоже есть в книге, это тоже предстает как трагический эпос. Жанры преображались. Но судьбарусской культуры, судьба русской интеллигенции представала с неотвратимой ясностью. Яснойпредставлялась и теория. Ремесло составляло культуру, ремесло определяло судьбу.20 мая 1922 г. в Финляндии Шкловский писал: «Когда падаешь камнем, то не нужно думать, когда думаешь,

то не нужно падать. Мною смешаны два ремесла».В том же году в Берлине он заканчивает книгу именами тех, кто достоин своего ремесла, тех, кому ихремесло не оставляет возможности убивать и делать подлости.

См. также:

Сомерсет Моэм Луна И Грош, Александр Герцен Былое И Думы, В П Некрасов В Окопах Сталинграда, Жак-анри Бернарден Поль И Виргиния, Жюль Верн Пятнадцатилетний Капитан, Ярослав Гашек Похождения Бравого Солдата Швейка

Шкловский - интересный человек. В отличие от большинства, бьющих в одну точку, он был совершенно расфокусирован и занимался совершенно разными вещами вплоть до противоположных. Например, сам писал и сам же занимался литературоведением, то есть разбирал книги других, что редко сочетается в одном индивидууме.

Как писатель он был гением метафор - точных, красивых, и при этом притянутых за уши с огромного расстояния. Мастер очень далеких ассоциаций - сейчас бы сказали, "виртуоз натягивания совы на глобус". Именно он выдумал, например, "гамбургский счет", который с тех пор кочует по статьям и книгам.

Не менее бурной была его биография в молодости. Книгу "Сентиментальное путешествие" он написал в 1924 году в Берлине, куда сбежал из Петербурга, опасаясь ареста. До того успел побывать в Персии, участвуя в первой мировой. Потом его мотало по всей России - вместе с революцией и гражданской.

После Берлина он вернулся в СССР, хотя большевиком никогда не был, и спокойно жил до глубокой старости, пописывая одновременно книги по литературоведению, книги художественные, статьи и сценарии для кино.

Фигура была колоритная, поэтому его скопировало в своих книгах немало писателей, включая Булгакова (в "Белой Гвардии").

Сейчас в ЖЖ много наивных людей, с нетерпением ожидающих революции и последующего за этим улучшения их собственного положения. Рекомендую книжку Шкловского, чтобы не было лишних иллюзий.

Распад общества - это всегда страшно и чревато огромным количеством смертей. Большинство людей в гражданскую умерли не от зверств и расстрелов, а от голода и инфекционных заболеваний. Просто в силу краха соответствующих систем жизнеобеспечения. А ведь люди жили тогда гораздо автономнее - имели собственные колодцы и сортиры в огородах, выращивали картошку за домом и не пользовались электричеством.

Шкловский описывает все точно и спокойно, не навязывая никак выводов. Отстраненно - как он любил. Политические его взгляды были тогда неопределенно-умеренными, большевики - единственные, у кого в то время была своя метафизическая цель, выходящая за пределы ветхого мира, сводившегося к перераспределению власти и собственности, - ему явно непонятны и он описывает их как инопланетян, неизвестных существ.

Некоторые страницы книги написаны как будто бы сегодня. Очень пользительное чтение - ведь нынешние власти России (исторической России) явно взяли курс на реконструкцию того времени - а значит, будет реконструирован не только 1913 год, но и 1918-й. Только без большевиков, которых уже нет. Кончились.

И еще одна мораль вытекает из прочитанного: когда перемены неизбежны, они произойдут рано или поздно. Только цена будет очень разная. Давление на существующую сейчас власть с целью заставить ее сделать что-то полезное обойдется куда дешевле, чем революция, которая опрокинет не только ее, но и все структуры повседневности.

Серия: "Азбука - классика"

Виктор Борисович Шкловский известен прежде всего как выдающийся литературовед, один из основателей легендарного ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка), теоретик формальной школы, чьи идеи прочно вошли в научный обиход, автор биографий Маяковского, Льва Толстого, Эйзенштейна, художника Павла Федотова. Но мало кому известно, что его собственная судьба складывалась, как приключенческий роман. "Сентиментальное путешествие"-автобиографическая книга Виктора Шкловского, написанная им в эмиграции и опубликованная в Берлине в 1923 году. В ней Шкловский рассказывает о событиях недавнего прошлого - о революции и Гражданской войне.

Издательство: "Азбука (Азбука-классика)" (2008)

ISBN: 978-5-395-00083-5

Шкловский, Виктор

Виктор Шкловский

Виктор Шкловский
Имя при рождении:

Виктор Борисович Шкловский

Дата рождения:
Место рождения:
Дата смерти:
Место смерти:
Гражданство:
Род деятельности:

русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист

Годы творчества:

Ви́ктор Бори́сович Шкло́вский ( , - , ) - русский советский писатель, литературовед, критик, киновед и киносценарист.

Биография

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    В. Шкловский В книге известного русского советского писателя и литературоведа Виктора Шкловского (1893 - 1984) впервые представлены не издававшиеся в СССР в полном объеме произведения, вышедшие в Берлине в 1923… - Новости, (формат: 84x108/32, 390 стр.) 1990
    680 бумажная книга
    Виктория Токарева Проза Виктории Токаревой раскрывает перед читателем удивительный мир, созданный талантом автора, побывав в котором хочется вновь и вновь перелистывать полюбившиеся страницы. Сборник "Сентиментальное… - Эксмо-Пресс, (формат: 84x108/32, 400 стр.) Очарованная душа 1997
    380 бумажная книга
    Виктория Токарева Если в сердце нет любви, человек мертв. Живым он только притворяется. Такова своеобразная точка отсчета для всего творчества Виктории Токаревой, лучшей, тончайшей исследовательницы этого прекрасного… - Эксмо-Пресс, (формат: 84x108/32, 400 стр.) Русский романс 1998
    160 бумажная книга
    Виктор Шкловский Виктор Борисович Шкловский известен прежде всего как выдающийся литературовед, один из основателей легендарного ОПОЯЗа (Общества изучения поэтического языка), теоретик формальной школы, чьи идеи… - Азбука-классика, (формат: 76x100/32, 320 стр.) Азбука-классика (pocket-book) 2008
    90 бумажная книга
    Лоренс Стерн Во вторую книгу избранных произведений классика английской литературы Лоренса Стерна вошли роман "Сентиментальное путешествие", воспоминания, письма и дневник. Перевод и примечания А. А. Франковского - Наталис, Летний сад, РГБ, (формат: 60x90/16, 320 стр.) 2000
    340 бумажная книга
    Лоренс Стерн Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Творчество Лоренса Стерна, выдающегося романиста XVIII века, оказало огромное влияние на европейскую литературу. Его роман «Сентиментальное путешествие» завоевал любовь читателей всего мира и дал… - Мультимедийное издательство Стрельбицкого, электронная книга 1768
    39 электронная книга
    Лоренс Стерн Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Творчество Лоренса Стерна, выдающегося романиста XVIII века, оказало огромное влияние на европейскую литературу. Его роман «Сентиментальное путешествие» завоевал любовь читателей всего мира и дал… - Мультимедийное издательство Стрельбицкого, (формат: 76x100/32, 320 стр.)
    бумажная книга
    Стерн Лоренс В серии "Мастера книжной иллюстрации" представляем вашему вниманию роман английского писателя Лоренса Стерна" Сентиментальное путешествие по Франции и Италии", проиллюстрированный французским… - Книговек, (формат: 76x100/32, 320 стр.) Мастера книжной иллюстрации 2018
    1602 бумажная книга
    Лелуар М. Сентиментальное путешествие по Франции и Италии В серии 171;Мастера книжной иллюстрации 187;представляем вашему вниманию роман английского писателя Лоренса Стерна 171;Сентиментальное путешествие по Франции и Италии 187… - Терра, (формат: 76x100/32, 320 стр.) - 2018
    1438 бумажная книга
    Стерн Лоренс Сентиментальное путешествие по Франции и Италии. Илл. Морис Лелуар В серии&171;Мастера книжной иллюстрации&187;представляем вашему вниманию роман английского писателя Лоренса Стерна&171;Сентиментальное путешествие по Франции и Италии&187;, проиллюстрированный… - Книговек, (формат: 76x100/32, 320 стр.) Мастера книжной иллюстрации 2017
    1437 бумажная книга
    Лоренс Стерн Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Роман Стерна "Сентиментальное путешествие..." дал название новому литературному направлению. Сентименталисты… - Книга по Требованию, - 2011
    295 бумажная книга
    Лоренс Стерн Сентиментальное путешествие по Франции и Италии (подарочное издание) Прекрасное подарочное издание с ляссе. Переплет выполнен из натуральной кожи и украшен тиснением фольгой. Обложка книги украшена фрагментом иллюстрации из книги. Творчество крупнейшего английского… - Вита Нова, (формат: 70x100/16, 384 стр.) Фамильная библиотека. Читальный зал 2006
    6429 бумажная книга
    Стерн Лоренс Сентиментальное путешествие по Франции и Италии Творчество крупнейшего английского писателя XVIII века Лоренса Стерна оказало несомненное влияние на мировую литературу. Последнее произведение писателя, роман "Сентиментальное путешествие по Франции… - Вита-Нова, (формат: 76x100/32, 320 стр.) Фамильная библиотека.Читальный зал 2006
    8208 бумажная книга
    Игорь Кабаретье Сентиментальное путешествие из Парижа в Венецию и обратно. Паломники страсти Литературный путеводитель по Италии и Венеции (издательство «Наивная принцесса», Париж, 1904 год, специально написанный для туристического агентства «Кук интернасьональ»), случайно обнаруженный мной… - Издательские решения, (формат: 76x100/32, 320 стр.) электронная книга Энциклопедия кино

    СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА КАРТОШКУ - 1986, 83 мин., цв., ш/э, 1то. жанр: молодежная киноповесть. реж. Дмитрий Долинин, сц. Андрей Смирнов, опер. Владимир Иванов, худ. Борис Бурмистров, комп. Виталий Черницкий, зв. Александр Груздев. В ролях: Филипп Янковский, Анжелика Неволина … Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

    Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину … Википедия

    - «НИКИТА МИХАЛКОВ. СЕНТИМЕНТАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА РОДИНУ. МУЗЫКА РУССКОЙ ЖИВОПИСИ», Россия Франция Швейцария, STILOS MANAGEMENT/LES EDITIONS AUDIOVISUELLES S A/ТРИТЭ, 1993, цв., 280 мин. Документальный сериал. По идее Никиты Михалкова. Серия… … Энциклопедия кино

    Наравне с хроникой (см.) одна из форм изложения научной литературы (гл. обр. до сер. XIX в.), именно форма изложения географич. и этнографич. сведений. В этом понимании П. выходит за пределы изучения художественной литературы и привлекается к… … Литературная энциклопедия

    Путешествие - ПУТЕШЕСТВИЕ название, применяемое к произведениям, в которых повествуется о путешествиях, действительных или мнимых. Из двух категорий путешествий (основанных на 1) реальном или на 2) вымышленном материале), каждая, в свою очередь, имеет… … Словарь литературных терминов

    Сущ., с., употр. часто Морфология: (нет) чего? путешествия, чему? путешествию, (вижу) что? путешествие, чем? путешествием, о чём? о путешествии; мн. что? путешествия, (нет) чего? путешествий, чему? путешествиям, (вижу) что? путешествия, чем?… … Толковый словарь Дмитриева

    1) передвижение по какой либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и др. целями. До 18 19 вв. П. были одним из основных источников получения сведений о тех или иных… … Большая советская энциклопедия

    ПУТЕШЕСТВИЕ - ПУТЕШЕСТВИЕ, литературный жанр, в основе которого описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о каких либо, в первую очередь незнакомых читателю или малоизвестных, странах, землях, народах в форме заметок, записок, дневников… … Литературный энциклопедический словарь

    Я; ср. 1. Поездка или передвижение пешком куда л. далеко за пределы постоянного местожительства с научной, общеобразовательной, спортивной и другими целями. Свадебное п. Кругосветное п. Морское п. П. на байдарках, на лошадях. П. в Крым, во… … Энциклопедический словарь

    Виктор Борисович Шкловский

    Сентиментальное путешествие

    Воспоминания 1917-1922 (Петербург -Галиция -Персия – Саратов – Киев – Петербург – Днепр – Петербург – Берлин)

    Первая часть

    Революция и фронт

    Перед революцией я работал как инструктор запасного броневого дивизиона – состоял на привилегированном солдатском положении.

    Никогда не забуду ощущение того страшного гнета, которое испытывал я и мой брат, служивший штабным писарем.

    Помню воровскую побежку по улице после 8 часов и трехмесячное безысходное сидение в казармах, а главное – трамвай.

    Город был обращен в военный лагерь. «Семишники» – так звали солдат военных патрулей за то, что они – говорилось – получали по две копейки за каждого арестованного, – ловили нас, загоняли во дворы, набивали комендантство. Причиной этой войны было переполнение солдатами вагонов трамвая и отказ солдат платить за проезд.

    Начальство считало этот вопрос – вопросом чести. Мы, солдатская масса, отвечали им глухим озлобленным саботажем.

    Может быть, это ребячество, но я уверен, что сидение без отпуска в казармах, где забранные и оторванные от дела люди гноились без всякого дела на нарах, казарменная тоска, темное томление и злоба солдат на то, что за ними охотились по улицам, – все это больше революционизировало петербургский гарнизон, чем постоянные военные неудачи и упорные, всеобщие толки об «измене».

    На трамвайные темы создавался специальный фольклор, жалкий и характерный. Например: сестра милосердия едет с ранеными, генерал привязывается к раненым, оскорбляет и сестру; тогда она скидывает плащ и оказывается в мундире великой княгини; так и говорили: «в мундире». Генерал становится на колени и просит прощения, но она его не прощает. Как видите – фольклор еще совершенно монархический.

    Рассказ этот прикрепляется то к Варшаве, то к Петербургу.

    Рассказывалось об убийстве казаком генерала, который хотел стащить казака с трамвая и срывал его кресты. Убийство из-за трамвая, кажется, действительно случилось в Питере, но генерала я отношу уже к эпической обработке; в ту пору на трамваях генералы еще не ездили, исключая отставных бедняков.

    Агитации в частях не было; по крайней мере, я могу это сказать про свою часть, где я проводил с солдатами все время с пяти-шести утра до вечера. Я говорю про партийную агитацию; но и при ее отсутствии все же революция была как-то решена, – знали, что она будет, думали, что разразится после войны.

    Агитировать в частях было некому, партийных людей было мало, если были, так среди рабочих, которые почти не имели с солдатами связи; интеллигенция – в самом примитивном смысле этого слова, т<о> е<сть> все, имеющие какое-нибудь образование, хоть два класса гимназии, – была произведена в офицеры и вела себя, по крайней мере в петербургском гарнизоне, не лучше, а может быть – хуже кадрового офицерства; прапорщик был не популярен, особенно тыловой, зубами вцепившийся в запасный батальон. О нем солдаты пели:

    Прежде рылся в огороде,
    Теперь – ваше благородие.

    Из этих людей многие виноваты лишь в том, что слишком легко поддались великолепно поставленной муштровке военных училищ. Многие из них впоследствии искренно были преданы делу революции, правда так же легко поддавшись ее влиянию, как прежде легко одержимордились.

    История с Распутиным была широко распространена Я не люблю этой истории; в том, как рассказывалась она, было видно духовное гниение народа Послереволюционные листки, все эти «Гришки и его делишки» и успех этой литературы показали мне, что для очень широких масс Распутин явился своеобразным национальным героем, чем-то вроде Ваньки Ключника.

    Но вот в силу разнообразных причин, из которых одни прямо царапали нервы и создавали повод для вспышки, а другие действовали изнутри, медленно изменяя психику народа, ржавые, железные обручи, стягивающие массу России, – натянулись.

    Продовольствие города все ухудшалось, по тогдашним меркам оно стало плохо. Ощущалась недостача хлеба, у хлебных лавок появились хвосты, на Обводном канале уже начали бить лавки, и те счастливцы, которые сумели получить хлеб, несли его домой, держа крепко в руках, глядя на него влюбленно.

    Покупали хлеб у солдат, в казармах исчезли корки и куски, прежде представляющие вместе с кислым запахом неволи «местные знаки» казарм.

    Крик «хлеба» раздавался под окнами и у ворот казарм, уже плохо охраняемых часовыми и дежурными, свободно пропускавшими на улицу своих товарищей.

    Казарма, разуверившаяся в старом строе, прижатая жестокой, но уже неуверенной рукой начальства, забродила. К этому времени кадровый солдат, да и вообще солдат 22 – 25 лет, был редкостью. Он был зверски и бестолково перебит на войне.

    Кадровые унтер-офицеры были влиты в качестве простых рядовых в первые же эшелоны и погибли в Пруссии, под Львовом и при знаменитом «великом» отступлении, когда русская армия вымостила всю землю своими трупами. Питерский солдат тех дней – это недовольный крестьянин или недовольный обыватель.

    Эти люди, даже не переодетые в серые шинели, а просто наспех завернутые в них, были сведены в толпы, банды и шайки, называемые запасными батальонами.

    В сущности говоря, казармы стали просто кирпичными загонами, куда все новыми и новыми, зелеными и красными бумажками о призывах загонялись стада человечины.

    Численное отношение командного состава к солдатской массе было, по всей вероятности, не выше, чем надсмотрщиков к рабам на невольничьих кораблях.

    А за стенами казармы ходили слухи, что «рабочие собираются выступить», что «колпинцы 18 февраля хотят идти к Государственной думе».

    У полукрестьянской, полумещанской солдатской массы было мало связей с рабочими, но все обстоятельства складывались так, что создавали возможность некоторой детонации.

    Помню дни накануне. Мечтательные разговоры инструкторов-шоферов, что хорошо было бы угнать броневик, пострелять в полицию, а потом бросить броневик где-нибудь за заставой и оставить на нем записку: «Доставить в Михайловский манеж». Очень характерная черта: забота о машине осталась. Очевидно, у людей еще не было уверенности в том, что можно опрокинуть старый строй, хотели только пошуметь. А на полицию сердились давно, главным образом за то, что она была освобождена от службы на фронте.

    Помню, недели за две до революции мы, идя командой (приблизительно человек в двести), улюлюкали на отряд городовых и кричали: «Фараоны, фараоны!»

    В последние дни февраля народ буквально рвался на полицию, отряды казаков, высланные на улицу, никого не трогая, ездили, добродушно посмеиваясь. Это очень поднимало бунтарское настроение толпы. На Невском стреляли, убили несколько человек, убитая лошадь долго лежала недалеко от угла Литейного. Я запомнил ее, тогда это было непривычно.

    На Знаменской площади казак убил пристава, который ударил шашкой демонстрантку.

    На улицах стояли нерешительные патрули. Помню сконфуженную пулеметную команду с маленькими пулеметами на колесиках (станок Соколова), с пулеметными лентами на вьюках лошадей; очевидно, какая-то вьючно-пулеметная команда. Она стояла на Бассейной, угол Басковой улицы; пулемет, как маленький звереныш, прижался к мостовой, тоже сконфуженный, его обступила толпа, не нападающая, но как-то напиравшая плечом, безрукая.

    На Владимирском стояли патрули Семеновского полка – каиновой репутации.

    Патрули стояли нерешительно: «Мы ничего, мы как другие». Громадный аппарат принуждения, приготовленный правительством, буксовал. В ночь не выдержали волынцы, сговорились, по команде «на молитву» бросились к винтовкам, разбили цейхгауз, взяли патроны, выбежали на улицу, присоединили к себе несколько маленьких команд, стоящих вокруг, и поставили патрули в районе своей казармы – в Литейной части. Между прочим, волынцы разбили нашу гауптвахту, находящуюся рядом с их казармой. Освобожденные арестованные явились в команду по начальству; офицерство наше заняло нейтралитет, оно было тоже в своеобразной оппозиции «Вечернего времени». Казарма шумела и ждала, когда придут выгонять ее на улицу. Наши офицеры говорили: «Делайте, что сами знаете».

    На улицах, в моем районе, уже отбирали оружие у офицеров какие-то люди в штатском, кучками выскакивая из ворот.

    У ворот, несмотря на одиночные выстрелы, стояло много народа, даже женщины и дети. Казалось, что ждали свадьбы или пышных похорон.

    Еще за три-четыре дня до этого наши машины были приведены по приказанию начальства в негодность. В нашем гараже инженер-вольноопределяющийся Белинкин отдал снятые части на руки солдатам-рабочим своего гаража. Но броневые машины нашего гаража были переведены в Михайловский манеж. Я пошел в Манеж, он был уже полон людьми, угоняющими автомобили. На броневых машинах не хватало частей. Мне показалось необходимым поставить на ноги прежде всего пушечную машину «ланчестер». Запасные части были у нас в школе. Пошел в школу. Встревоженные дежурные и дневальные были на местах. Это меня тогда удивило. Впоследствии, когда в конце 1918 года я подымал в Киеве панцирный дивизион против гетмана, я увидел, что почти все солдаты называли себя дежурными и дневальными, и уже не удивился.

    (отрывки из книги)
    Еще осенью во «Всемирной Литературе» на Невском открылась студия для переводчиков .

    Очень быстро она превратилась просто в литературную студию.

    Здесь читали Н. С. Гумилёв, М. Лозинский, Е. Замятин, Андрей Левинсон, Корней Чуковский, Влад.(имир) Каз.(имирович) Шилейко, пригласили позже меня и Б. М. Эйхенбаума.

    Поселился я в Доме Искусств . (...)

    Внизу ходил, не сгибаясь в пояснице, Николай Степанович Гумилёв. У этого человека была воля, он гипнотизировал себя. Вокруг него водилась молодежь. Я не люблю его школу, но знаю, что он умел по-своему растить людей. Он запрещал своим ученикам писать про весну, говоря, что нет такого времени года. Вы представляете, какую гору слизи несет в себе массовое стихотворство. Гумилёв организовывал стихотворцев. Он делал из плохих поэтов неплохих. У него был пафос мастерства и уверенность в себе мастера. Чужие стихи он понимал хорошо, даже, если они далеко выходили из его орбиты.

    Для меня он человек чужой и мне о нем писать трудно. Помню, как он рассказывал мне про пролетарских поэтов, в студии которых читал.

    «Я уважаю их, они пишут стихи, едят картофель и берут соль за столом, стесняясь, как мы сахар».

    Примечания:

    Шкловский Виктор Борисович (1893-1984) — писатель, литературовед, критик.

    Текст печатается по изданию: Шкловский В. Сентиментальное путешествие. Воспоминания 1918-1923. Л.: Атеней, 1924. С. 67, 137.

    Ошибка мемуариста. На Невском, в квартире Горького была редакция «Всемирной литературы» (впоследствии переехала на Моховую ул.). Студия переводчиков помещалась на Литейном в Доме Мурузи (см. воспоминания Е. Г. Полонской, с. 158 наст. изд.).

    См. комментарий 4 к воспоминаниям И. В. Одоевцевой (с. 271 наст. изд.).