Алексей толстой — «красный граф» ссср.  Толстой А.Н

Глава шестнадцатая
Красный смех

После «Хлеба» Толстой делал все, что велела партия. Когда надо, ругал последними словами Зиновьева и Каменева («Я не думаю, чтобы в истории революции был момент более жуткий, когда перед глазами всего мира распахнулись столь зловонные бездны человеческой души»), сравнивал их с «петляющими зайцами» и «извивающимися сколопендрами», требовал «беспощадного наказания для торгующих родиной изменников, шпионов и убийц» и предупреждал, что «так будет с каждым, кто не пересмотрит свою жизнь». Когда надо - славил Сталина: «У всех у нас, у сотен миллионов людей, в день 60-летия Сталина одно пожелание: долгой жизни вам, Иосиф Виссарионович».

Писатель Алексей Толстой на встрече с крестьянами в деревне Едрово Новгородской области во время предвыборной кампании в Верховный Совет СССР.
1937.

Он писал о том, что «любовь к родине несет свою ревнивую бдительность» и, проявляя ее сам щедро, от души, с литературными отступлениями служил вождю: «Когда Достоевский создавал Николая Ставрогина, тип опустошенного человека, без родины, без веры, тип, который через 50 лет предстал перед Верховным судом СССР как предатель, вредитель и шпион, - я уверяю вас, - Достоевский пользовался для этого не столько записными книжками, сколько внутренней уверенностью…»

Достоевский, что называется, в гробу бы от таких речей перевернулся, но Толстому все было нипочем.
Даже знаменитый призыв «За Родину, за Сталина», с каким шли на смерть солдаты Великой Отечественной, придумал Алексей Толстой. В 1939 году в газете «Правда» появилась статья с таким названием.

«У него, - писал в ней Толстой, - нет особых требований или особых привычек. Он всегда одет в полувоенный, просторный, удобный костюм. Курит тот же табак, что и мы с вами. Но для тех, для кого он мыслит и работает, он хочет побольше всего и получше, чтобы вкусы и требования росли у нас вместе с культурой и материальным благосостоянием. Он всегда весел, остроумен, ровен и вежлив».

Или такое: «Сталин - это сила, которая сражается за новую жизнь и творит ее, это сила, неизмеримо превосходящая все капиталистические банки, вместе взятые, всю полицейско-провокаторскую систему буржуазного порабощения, все вооружение, накапливаемое капитализмом».

В 1938 году Толстой был награжден орденом Ленина. Еще раньше его избрали в Верховный Совет, потом Толстой стал академиком. И снова посыпались к нему письма с криками о помощи, вроде того, что воспроизводит Солженицын в «Абрикосовом варенье»:

«Добрейший Алексей Николаевич!

Мы, коллектив верующих Полновской церкви Демянского района, просим Вас: потрудитесь походатайствовать, нельзя ли нам вернуть нашего священника Владимира Михайловича Барсова»…«Священник Барсов для нас был очень хороший, за требы он брал кто сколько даст, а с бедных и ничего не брал».

«Москва.

Редакция “Правды”, Алексею Толстому (писателю)

Многоуважаемый товарищ!

Мы все возмущены поступком по отношению евреев, проживающих в Германии. Но они могут кричать, вопить, и весь цивилизованный мир, в том числе и Вы, уважаемый писатель, можете протестовать и возмущаться. Но я не думаю, чтобы Вы не знали, что делается у нас и в наших лагерях. Они кричать не могут, ибо большинство там женщины, уже обезумевшие от страха, невинные, оторвали от них крошечных детей, приказали подписаться на приговоре, а то еще избивали. В страшных условиях живут они, эти несчастные женщины, не имеют права написать: за что? за что? за что?!»

«Товарищ Толстой!

Вы хороший писатель, это правда, Вами все гордятся. Но вы бы имели еще больше любви от народа Дона и Украины, если бы описали Голодные годы 1932–1933. Описать это можно. Мне не верится, чтоб Вы не решились описать ту страшную сталинскую голодную пятилетку, от которой умерли с голоду миллионы людей. Когда есть факты, что матери ели своих детей (село Рудка Диканьского района Полтавской обл.). Есть живые свидетели этих голодных трагедий и они могут рассказать Вам»…«Народ любит таких писателей, которые пишут одну правду. Но которые пишут неправду, подхалимничают под существующий строй и славят одно имя это Сталин, от которого плачут народы и который создал искусственную голодовку, от которой умерли миллионы 1932–1933 г., таких писателей зовут “попками”.

Народу нужна Историческая правда.

«Люди, называвшие себя отцами отечества, люди, ставшие во главу народа, вдруг обрушивают на наши головы самый гнусный, дикий и бессмысленный террор! По всему многострадальному лицу России несется вой и стон жертв садистов, именующих себя “бдительным оком революции”. Два года диких, открытых издевательств. Об этом циничном разгуле нечего и писать Вам. Вы знаете и… молчите?»

Были и совсем жесткие:

«История… Как ее извращают! В угоду необъятному честолюбию Сталина подтасовываются исторические факты. И вы тоже приложили свою тонкую руку, тоже стали заправским подпевалой. Ведь в “Хлебе” вы протаскиваете утверждение, что революция победила лишь благодаря Сталину. У вас даже Ленин учится у Сталина… Ведь это прием шулера. Это подлость высшей марки!

Произвол и насилие оставляют кровавые следы на советской земле. Диктатура пролетариата превратилась в диктаторство Сталина. Страх - вот доминирующее чувство, которым охвачены граждане СССР. А вы этого не видите? Ваши глаза затянуты жирком личного благополучия, или вы живете в башне из слоновой кости?.. Смотрите, какая комедия - эти выборы в Верховный Совет… Ведь в них никто не верит. Будут избраны люди, угодные ЦК ВКП(б). Назначенство, а не выборы, ведь это же факт… Партия ушла от массы, она превратилась в диктаторскую партию. Сейчас честные люди не идут в партию. Идут в нее лишь карьеристы и люди беспринципные, аморальные…

Вы показываете Троцкого предателем. Вы негодяй после этого! Пигмей рядом с этим честнейшим гигантом мысли! Ведь это звучит анекдотом, что он и тысячи благороднейших людей, настоящих большевиков, сейчас арестованных, стремились к восстановлению у нас капиталистического строя… Этому не верит никто! Как вы не замечаете, что сверкающая идея Ленина заменена судорожными усилиями Сталина удержать власть. Где тот великолепный пафос, что в Октябре двинул миллионы на смертельную битву? Под зловонным дыханием Сталина и вот таких подпевал, как вы, вековая идея социализма завяла, как полевой цветок в потных руках мерзавца! И вы, инженер души человеческой, трусливо вывернулись наизнанку, и мы увидели неприглядные внутренности продажного борзописца.

Вы, увидя вакантное место, освободившееся после смерти М. Горького, чтобы его занять, распластались в пыли, на брюхе поползли, расшибая лоб перед Сталиным, запев ему хвалебные гимны. Где же ваша беспристрастность? Где честность художника? Идите в народ, как Гарун аль Рашид, и послушайте чутким ухом. И вы услышите проклятия и неприязнь по адресу Сталина. Вот где настоящая правда!

Или, может, вас прикормили? Обласкали, пригрели, дескать, Алеша, напиши про Сталина. И Алеша написал. О, какой жгучий стыд!

Оглянитесь кругом, и вы увидите, что небо над страной готовит бурю. Народ не потерпит глумления над собой, над идеей социализма, он ударит по зарвавшейся, обнаглевшей кучке деспотов. Уже сейчас, как рокот дальнего грома, доносятся отовсюду отголоски брожения в массах. Сталин это слышит. Он знает, что не долго ему еще царствовать. И с ним началась истерика. Он не чувствует под собой почву. Массовый террор - ведь это доказательство слабости.

Наступит время, и ветер истории сбросит вас с пьедестала, как литературную проститутку. Знайте, что уже сейчас, когда люди прочтут ваш “Хлеб”, они увидят, что ошиблись в вас, и испытают разочарование и горечь, какие испытываю сейчас я.
Я вас как художника искренне любила. Сейчас я не менее искренне ненавижу. Ненавижу, как друга, который оказался предателем…

И я плюю вам, Алексей Николаевич Толстой, в лицо сгусток своей ненависти и презрения. Плюю!!!

Неизвестная. Ноябрь 1937 г.»

На эти письма он не отвечал, но и не сжигал их. Возможно, прав Солженицын, какими-то из них пользовался. Но они пролежали в его архиве до наших дней. И сказать, что Толстой был равнодушен ко всему, кроме себя, и до такой степени демоничен, каким увидала его неизвестная троцкистка (чье письмо очень похоже на провокацию, вроде той, что была устроена и Гаяне), было бы несправедливо.

Иногда он заступался. По свидетельству Эренбурга, спас от смерти одного старого мастера, изготовлявшего курительные трубки, заступился за писателя Петра Никаноровича Зайцева, за писателя-сменовеховца Георгия Венуса, автора известного в свою пору романа «Война и люди», а с другой стороны, существует рассказ Вениамина Каверина о том, как Толстой «потопил» в 1936 году писателя Леонида Добычина, которого дважды вызывали для чистки на общее собрание ленинградской писательской организации и довели до самоубийства.

Но в то же время благодаря Толстому в 1940 году был издан сборник стихов Ахматовой; вместе с Фадеевым и Пастернаком Толстой пытался представить книгу на Сталинскую премию, о чем донесли Жданову, и тот наложил на это предложение резолюцию, предвосхищающую знаменитое постановление 46-го года:

«Просто позор, когда появляются в свет, с позволения сказать, сборники. Как этот ахматовский “блуд с молитвой во славу божию” мог появиться в свет? Кто его продвинул?»

В ответ на партийный окрик 19 октября 1940 года начальник пропаганды и агитации Г. Ф. Александров и его заместитель Д. А. Поликарпов докладывали Жданову: «…стихи Ахматовой усиленно популяризирует Алексей Толстой. На заседании секции литературы Комитета по Сталинским премиям Толстой предложил представить Ахматову кандидатом на Сталинскую премию за лучшее произведение литературы. Предложение Толстого было поддержано секцией».

Книгу Ахматовой изъяли, и все же не все было просто и однозначно в его жизни. И хорошее делал, и плохое. И если взвешивать на весах добро и зло, им содеянное, кто знает, какая чаша перевесит…

После смерти Горького он действительно, как и предполагала его анонимная недоброжелательница, занял освободившуюся вакансию писателя номер один Советского Союза.

В дневнике Пришвина за 1939 год описывается смешная сцена: «2 февраля. Митинг орденоносцев. Ни слова не дали, не выбрали и в президиум, и глупо вел себя я с репортерами, глупо говорил - ничего моего не напечатали. Сижу в перекрестном огне прожекторов, щелкают лейки (одно слово не прочитывается) в жаре. А Толстой пришел, прямо сел в президиум, и после, как сел, Фадеев объявил: “Предлагаю дополнительно выбрать Толстого”. Все засмеялись - до того отлично он сел. И даже мне, обиженному, понравилось».

П. Корин.
Алексей Толстой.

Во время работы над портретом А. Н. Толстого.
1940.

Он умел и держать себя, и преподносить. Он презирал их всех, сидящих и в зале и в президиуме, он знал, что равных ему здесь нет, как не было полвека назад равных его дальнему родственнику с той же фамилией. Он был настолько в этом убежден, что даже не считал нужным это доказывать.

«Когда Бернард Шоу приехал в Ленинград, - писал Каверин, - он на вокзале спросил первого секретаря (вероятно, Прокофьева), сколько в городе писателей.

“Двести двадцать четыре”, - ответил секретарь.

На банкете, устроенном в “Европейской” гостинице по поводу приезда Шоу, он повторил вопрос, обратившись к А. Толстому.
“Пять”, - ответил тот, очевидно имея в виду Зощенко, Тынянова, Ахматову, Шварца и себя».

Список Толстого придуман, скорее всего, Кавериным, и граф назвал бы, возможно, других, но не в этом дело. В любом случае, каким бы список ни был, на первое место он ставил себя.

Валентин Берестов, в ту пору юноша, начинающий поэт, привеченный Толстым во время войны, так описал свой разговор с Толстым о кумирах своей молодости:

«Я повел прямую атаку:

Алексей Николаевич, расскажите что-нибудь о писателях, которых вы знали.

Кто тебя интересует? - хмуро спрашивает Толстой.

Герберт Уэллс. Ведь вы с ним встречались!

На лице Толстого возникает хорошо знакомое мне озорное выражение, губы обиженно выпячиваются.

Слопал у меня целого поросенка, а у себя в Лондоне угостил какой-то рыбкой! Ты заметил, что все его романы заканчиваются грубой дракой? Кто еще тебя интересует?

Как вы относитесь к Хемингуэю? (Хемингуэй - один из моих кумиров. Толстой не может не любить этого мужественного писателя.)

Турист, - слышится непреклонный ответ. - Выпивка, бабы и пейзаж. Кто еще?

Странный поэт. Начнет хорошо, а потом вечно куда-то тычется.

Спрашиваю о Брюсове и, узнав, что тот читал стихи, завывая как шакал (“или как ты”), теряю интерес к мировой литературе. Но Толстой уже вошел во вкус игры:

Почему ты ничего не спрашиваешь про Бальмонта?».

Точно так же он мог отозваться о ком угодно. Он мало кого любил, кроме себя, но, когда надо, умел перевоплощаться, быть обаятельным, умел быть строгим, умел надувать щеки и выглядеть очень важным и представительным. «Ему не стоило большого труда быть блестящим. Это была его работа, его профессия, и она была ему по душе», - вспоминал Дмитрий Толстой.

Но и к писателям, и к читателям относился очень по-разному. К одним небрежно, к другим приятельски. Мария Белкина так описывала свою встречу с Толстым, у которого ей нужно было взять интервью: «Алексей Николаевич действительно не захотел меня принимать, хотя и был предупрежден и дал согласие. Он посмотрел на меня сверху, с лестничной площадки, выйдя из своего кабинета, и потом скрылся, захлопнув дверь. Я стояла внизу под лестницей, наследив на зеркальном паркете валенками. На улице было снежно, мела метель. На мне была старенькая мерлушковая шуба, капор, я выглядела совсем девчонкой и явно была не в тех рангах, в которых надо было быть для беседы с маститым писателем, а может, его разгневали следы на паркете; но, во всяком случае, он наотрез отказался вести со мной разговор. Его молодая супруга Людмила Ильинична, сверкая брильянтами, в накинутой на плечи меховой пелеринке бегала по лестнице, стуча каблучками, и щебеча пыталась сгладить неловкость положения. Она меня узнала, мы с ней встречались в доме известной московской “законодательницы мод”, с которой мой отец был знаком еще до революции по театру. Спас телефонный звонок: Людмила Ильинична сняла трубку, и я поняла, что это звонил Алексей Алексеевич:

Да, да, конечно, мы очень рады, уже приехала, я сама отвезу ее на машине в Москву, я вечером туда еду…

Мне было предложено раздеться, снять мои злополучные валенки, Алексей Николаевич принял меня любезно, куря трубку, и мы беседовали часа полтора или два».

В. П. Ефанов.
Портрет генерала А. А. Игнатьева.
1942.

Что же касается Алексея Алексеевича Игнатьева, то Толстой с ним действительно был дружен, они выпивали, избирая для этих целей дом Горького. «Бывало, к Липе (домоправительнице Горького. - А. В.) придут два бывших графа - Игнатьев и Алексей Толстой - поздно вечером: Липа, сооруди нам закуску и выпивку - Липа потчует их, а они с величайшим аппетитом и вкусом спорят друг с другом на кулинарные темы».

Об этих выпивках и закусках, в которых Толстой знал толк и которые поглощали львиную долю его времени, в литературных и артистических кругах ходили легенды.

Еще одноклассник Толстого по реальному училищу в Самаре Е. Ю. Ган писал: «Лешка Толстой любил “отмочить” какую-нибудь штуку, огорошить кого-нибудь (включая и учителей), неожиданной выходкой». Точно так же откалывал Алешка шутки и когда ему исполнилось тридцать, хватая в «Бродячей собаке» и в московской «эстетике» дам за ноги, и в сорок в Берлине («Алеша обожает валять дурака», - говорила Н. В. Крандиевская), и в пятьдесят в красной Москве, и плевать графу было, что о нем думают и говорят. Но дело не только в причудливой смеси подросткового инфантилизма, своеволия и пренебрежения к окружающим в стиле Мишуки Налымова.

Любопытно свидетельство Валентина Берестова, настроенного по отношению к Толстому весьма благожелательно:

«Я спросил Людмилу Ильиничну:

Почему Алексей Николаевич, такой умный человек, все время говорит всякие глупости?

Оказывается, нечто подобное она сама когда-то спрашивала у него. Толстой подумал и ответил так:

Если бы я и в гостях находился в творческом состоянии, меня б разорвало».

Вот это правда наверняка. Все толстовские возлияния, все розыгрыши, дурачества, скандалы - все было необходимо ему для творческой разрядки. Он снимал таким образом напряжение, в котором находился во время работы, и чем труднее эта работа была, тем сильнее буйствовал.

В советское время эти развлечения в духе Всесвятейшего шутовского собора из «Петра» были сокрыты от широкой общественности, и ничто не бросало тень на заслуженного советского писателя, академика и депутата. Но когда это время истончилось и стало истекать, хлынул поток разоблачительных воспоминаний об Алексее Толстом, первыми из которых стали опубликованные в журнале «Огонек» мемуары бывшего артиста театра имени Вахтангова Юрия Елагина, оказавшегося после войны в эмиграции и издавшего в 1952 году в Америке книгу под названием «Укрощение искусств».

Юрий Елагин. «Укрощение искусств».

Алексею Толстому в ней была посвящена глава, состояла она из двух частей. В первой рассказывалось о том, как Толстой пригласил жениха своей дочери комбрига Хмельницкого в компанию своих друзей, людей блестящих, талантливых и отчаянных выпивох - артиста Московского театра драмы Николая Радина, артиста Малого Остужева и литератора Павла Сухотина. Прием этот как будто состоялся на квартире у Радина, все было по высшему разряду, лакеи из «Метрополя», хрустальные сервизы, изысканные закуски, тонкие вина, коньяки, друзья были предупреждены, чтобы до свинского состояния не напивались и говорили исключительно о высоком, но вот незадача: комбриг оказался непьющим. Этим он вызвал страшный гнев Сухотина, который, напившись, стал кричать:

Ты что сидишь, как болван, сукин сын? Ты что думаешь - мы тут все собрались глупее тебя? Ты мизинца нашего не стоишь, идиот…

Комбриг не знал, как реагировать, то ли в морду бить, то ли звонить куда надо, а перепуганный Толстой будто бы схватил шубу, бросился на улицу, и с тех пор, пишет Елагин, «как мне говорили, он ни разу не встречал мужа своей дочери».
Опять же, сколько процентов правды в этой байке, сказать трудно. Во всяком случае, неправды больше. Начиная с того, что фамилия комбрига была Шиловский и на прием, оказанный в его честь Толстым, он никак не мог попасть раньше 1934 года, когда и Радин, и Сухотин были уже тяжело больны, и заканчивая тем, что Алексей Николаевич Толстой и Евгений Александрович Шиловский были всю жизнь в очень хороших отношениях, отмечали вместе все праздники, и, по всей вероятности, дружба и родственные связи с Толстым спасли Шиловского от ареста (точно так же, как спасли они известного переводчика Михаила Лозинского, на дочери которого женился старший сын Толстого Никита).

Что касается второй части мемуаров, то, по-видимому, она более достоверна, потому что писалась не по слухам, а по непосредственному впечатлению автора, хотя сильно приукрашенному. Это история о том, как Толстой написал пьесу «Путь к победе», за которой начали охотиться все московские театры, и тогда артисты театра Вахтангова решили устроить в честь Толстого и его жены пикник, чтобы убедить его отдать «Путь к победе» им.

«Из кабины легко выпорхнула очаровательная элегантно одетая молодая женщина лет 28 и медленно выбралась грузная и неуклюжая фигура его сиятельства “рабоче-крестьянского графа” Алексея Николаевича Толстого. Толстой был уже весьма и весьма в летах. Лицо его с некогда красивыми и породистыми чертами сильно обрюзгло и расплылось. Под подбородком висела огромная складка жира. Большую сияющую лысину окаймляли постриженные в кружок волосы - прическа странная и несовременная (в старой России так стриглись извозчики)…»

Писатель Алексей Николаевич Толстой.

1943.

Кому чару пить, кому выпивать?
Свету Алексею Николаевичу!

Тут надо сделать одно отступление. Бунинский очерк «Третий Толстой» заканчивался такими словами: «Во многом он был уже не тот, что прежде: вся его крупная фигура похудела, волосы поредели, большие роговые очки заменили пенсне, пить ему было уже нельзя, запрещено докторами, выпили мы с ним, сидя за его столиком, только по одному фужеру шампанского…»

Однако если верить Елагину, то Толстой был все тот же и пил все так же.

«Тут Толстому подносился довольно большой граненый стаканчик водки, и, пока он выпивал до дна, хор все время повторял:

Пей до дна, пей до дна…

Когда же стакан был выпит, мы начинали следующий куплет, опять все с тем же припевом. Всего в песне было три куплета, и Толстой выпил таким образом три стаканчика водки, одобрительно крякая, причмокивая и ухая. Закусывал он маринованными грибками, которые доставал прямо руками из большой банки. Когда же песня была окончена и хор замолчал, то неожиданно раздался голос нашего высокого гостя, уже совсем хриплый, хотя еще твердый:

Давай сначала всю песню».

Было, не было? Что тут скажешь? Наверное было, пусть даже и несколько иначе, чем описано Юрием Елагиным, но вот чего не было точно - так это вывода, к которому приходит Юрий Елагин и ради которого пикник на берегу Пахры так вкусно им и описывался:

«Алексея Толстого споили, разложили морально и заставили лгать. И талант его погиб так же быстро и так же окончательно, как и таланты тех, кого расстреляли или сослали»…«был это не писатель и никакой не певец, а некое декоративное существо, вроде “свадебного генерала”».

Не стал Толстой свадебным генералом, не спился, не отнял Господь у трудолюбивого и лукавого раба таланта и после этого. Халтурить халтурил, подличать подличал, но и хорошие вещи продолжал писать. А главное - жил так же размашисто, по-толстовски вкусно и страстно, как генерал настоящий, а никакой не свадебный.

Толстой Алексей Николаевич (20.12.1882 – 23.02.1945) – русский писатель, автор многих произведений, ставших классикой отечественной литературы. Среди самых известных – «Золотой ключик, или Приключения Буратино», «Хождение по мукам», «Петр I» и «Гиперболоид инженера Гарина». Лауреат сразу трех Сталинских премий.

«В каждом человеке заложены огромные источники творчества. И все, что надо сделать, это вскрыть их и освободить. Но делать это надо, не моля к справедливости, а ставя человека в подходящие ему условия».

Детство

Алексей Николаевич Толстой появился на свет 20 декабря 1882 года в Самарской области. О его происхождении до сих пор спорят историки. Одни источники утверждают, что он сын графа Николая Толстого. Другие говорят, что его истинным родителем является Алексей Бостром. Дело в том, что мать Алексея, Александра Толстая, была замужем за Николаем, но незадолго до рождения сына ушла к Бострому, который официально считается отчимом будущего писателя.

Детство Алексея Толстова прошло в имении Алексея Бострома. А после молодой человек переехал в Петербург, где окончил Технологический институт. После учебы его отправили на практику на Урал, а конкретно в город Невьянск. Местной достопримечательностью была наклонная башня, и именно ей писатель посвятил свой первый в жизни рассказ. Он так и назывался – «Старая башня».

Творчество

Всю первую мировую войну Алексей Толстой провел на фронте. Он был военным корреспондентом и написал немало очерков. А после революции его дворянское происхождение не позволило остаться в новой России. Пришлось эмигрировать в Европу и провести там почти 5 лет (1918-1923). Это вынужденное путешествие потом легло в основу повести «Похождение Невзорова».

Но впоследствии Алексей Толстой все-таки вернулся на родину и стал очень популярным писателем в СССР. Очень полюбился советским гражданам роман «Хождение по мукам», так как в нем автор показал большевизм и революцию как высшее благо. Еще лучше был воспринят «Петр I», в котором рассказывалось о сильных реформах и их необходимости для развития страны.

Но писал Толстой не только в угоду советской власти, но и для массового читателя. Его «Гиперболоид инженера Гарина» до сих пор считается классикой советской фантастики. Но больше всего его фамилия стала знаменитой после выхода сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Эту книжку читали все дети и взрослые в СССР. Она легла в основу многих экранизаций, как художественных, так и мультипликационных.

«Патриотизм – это не только любовь к Родине. Это более объемное понятие. Это умение переживать со своей Родиной и моменты подъема, и несчастливые дни».

В конце 30-х Алексей Толстой возглавлял Союз писателей СССР. И он же писал знаменитую речь Сталину в 1941, в котором советские лидеры призывали обратиться народ к опыту великих предков. А во время Великой Отечественной войны Толстой возглавлял комиссию по расследованию преступлений фашистов. И он не дожил до Победы всего несколько месяцев. Алексей Толстов скончался 23 февраля 1945 года от рака.

Личная жизнь

За свою жизнь Алексей Толстой был женат четыре раза. Первой супругой стала Юлия Рожанская. Они были вместе в период с 1901 по 1907 годы, правда, отношения не были узаконены официально.

Вторая жена – Софья Дымшиц – была художницей и иудейкой. Они несколько лет просто жили вместе. Но после женщина решила сменить религию, чтобы законно обручиться с Толстым. От этого брака у писателя родилась дочь Марьяна.

Самой знаменитой женой Толстого стала поэтесса Наталья Крандиевская. Именно эта женщина стала прототипом Кати Рощиной в трилогии «Хождение по мукам». От этого брака у Алексея Николаевича было еще два ребенка – Никита и Дмитрий.

И наконец, последней супругой писателя стала Людмила Крестинская-Баршева. От этого брака детей не было.

Видео о жизни Алексея Толстого:

А. Н. Толстой родился 29 декабря 1882 (10 января 1883). Отец - граф Николай Александрович Толстой (1849-1890), хотя некоторые биографы приписывают отцовство его неофициальному отчиму - Алексею Аполлоновичу Бострому.

Мать - Александра Леонтьевна (1854-1906), урождённая Тургенева - писательница, двоюродная внучка декабриста Николая Тургенева, к моменту рождения А. Н. Толстого ушла от мужа и сожительствовала с любовником. Официально выйти замуж за А. А. Бострома не могла из-за определения духовной консистории.

Детские годы будущего писателя прошли в небольшом имении А. А. Бострома на хуторе Сосновка, недалеко от Самары (в настоящее время - пос. Павловка, микрорайон Красноармейский).

Весной 1905 года, будучи студентом Петербургского технологического института, Алексей Толстой был отправлен на практику на Урал, где более месяца жил в Невьянске. Позднее, по книге «Лучшие путешествия по Среднему Уралу: факты, легенды, предания», Невьянской наклонной башне Толстой посвятил свой самый первый рассказ «Старая башня».

В Первую Мировую войну - военный корреспондент. Совершил поездку во Францию и Англию (1916).

В 1918-1923 Алексей Толстой находился в эмиграции (Константинополь, Берлин, Париж), впечатления от которой отразил в сатирической повести «Похождение Невзорова, или Ибикус» (1924). В 1927 году принял участие в коллективном романе «Большие пожары», публиковавшемся в журнале «Огонёк».

В трилогии «Хождение по мукам» (1922-1941) стремится представить большевизм имеющим национальную и народную почву, а революцию 1917 года как высшую правду, постигаемую русской интеллигенцией.

Исторический роман «Петр I» (кн. 1-3, 1929-1945, не окончен) - возможно, самый известный образец этого жанра в советской литературе, содержит апологию сильной и жестокой реформаторской власти.

Произведения Толстого повесть «Аэлита» (1922-1923) и роман «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1927) стали классикой советской научной фантастики.

Повесть «Хлеб» (1937), посвящённая обороне Царицына в годы гражданской войны интересна тем, что в увлекательной художественной форме рассказывает то видение Гражданской Войны в Российской Империи, которое бытовало в кругу И. В. Сталина и его соратников и послужило основой для создания сталинского культа личности. Одновременно с этим в повести уделяется подробное внимание описанию воюющих сторон, быта и психологии людей того времени.

Среди других сочинений: рассказ «Русский характер» (1944), драматургия - «Заговор императрицы» (1925), о разложении царского режима; «Дневник Вырубовой» (1927).

На Первом съезде писателей (1934) выступил с докладом о драматургии.

Был за границей (Германия, Италия - 1932, Германия, Франция, Англия - 1935, Чехословакия - 1935, Англия - 1937, Франция, Испания - 1937). Участник Первого (1935) и Второго (1937) конгрессов писателей в защиту культуры.

В 1936-1938 годах, после смерти А. М. Горького, А. Н. Толстой возглавлял Союз писателей СССР.

А. Н. Толстой - академик АН СССР (1939), депутат ВС СССР 1-го созыва с 1937 года.

Член Комиссии по расследованию злодеяний фашистских оккупантов. Присутствовал на Краснодарском процессе. Один из фактических соавторов знаменитого обращения Молотова-Сталина 1941 года, в котором советские лидеры призывают народ обратиться к опыту великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова.

А. Н. Толстой умер 23 февраля 1945 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2). В связи с его смертью был объявлен государственный траур.

Семья

Происхождение

Роман Гуль в своих мемуарах утверждает, что А. Н. Толстой не был биологическим сыном графа Николая Толстого (ссылаясь на других, бесспорных сыновей графа, которые будто бы отрицательно относились к Алексею, который участвовал в разделе наследства Николая Толстого).

Алексей Варламов (автор биографии Толстого, изданной в 2006 году в серии ЖЗЛ) указывает, что свидетельство Гуля вызывает серьёзные сомнения (учитывая негативное отношение мемуариста к А. Н. Толстому). Однако тот же автор приводит письменное свидетельство в пользу другой версии: Александра Леонтьевна Толстая в своё время поклялась священнику в том, что отец ребёнка - А. А. Бостром. Возможно, позднее Александра Леонтьевна поняла, что её сыну гораздо лучше быть законнорождённым графом, и начала многолетнюю тяжбу о законности его рождения, фамилии, отчества и титула. Тяжба эта завершилась успехом лишь в 1901 году, когда А. Н. Толстому было уже 17 лет.

Сергей Голицын в книге «Записки уцелевшего» упоминает:

Жёны и дети

  1. Юлия Васильевна Рожанская, уроженка Самары
    1. сын Юрий, умер в детстве
  2. Софья Исааковна Дымшиц, художница, иудейка, через несколько лет сожительства с Толстым приняла православие, чтобы вступить с ним в законный брак, но свадьба не состоялась.
    1. дочь Марьяна (Марианна) (1911-1988), муж Е. А. Шиловский (1889-1952).
  3. Крандиевская, Наталья Васильевна (1888-1963), поэтесса, мемуаристка - в 1914-1935 гг. Прототип Кати Рощиной из «Хождения по мукам»
    1. Дмитрий, композитор, три жены (одна из них Татьяна Николаевна), по ребенку от каждого брака
    2. Никита (1917-1994), физик, ему посвящена повесть «Детство Никиты», жена Наталья Михайловна Лозинская (дочь переводчика Лозинского), семеро детей (в том числе Татьяна Толстая), четырнадцать внуков (в том числе Артемий Лебедев)
    3. (приемный) Федор Крандиевский - сын Крандиевской от первого брака, вырос в семье Толстого
  4. Любовь (в др. ист. Людмила) Ильинична Крестинская-Барщева. Детей не было.

Творчество

Творчество военного периода

В годы войны Алексей Толстой пишет около 60 публицистических материалов (очерки, статьи, обращения, зарисовки о героях, военных операциях), начиная с первых дней войны (27 июня 1941 года - «Что мы защищаем») и до самой своей смерти в конце зимы 1945 года. Самым известным произведением Алексея Толстого о войне считается очерк «Родина».

В этих статьях писатель часто обращается к фольклору, к эпизодам русской истории. Часто в статьях вспоминаются русские народные сказки (в «Армии героев» Алексей Толстой сравнивает Гитлера со сказочным волком). В «Русских воинах» писатель цитирует «Слово о полку Игореве». В других статьях упоминаются борьба с ханом Мамаем, победы Александра Невского и Михаила Кутузова.

Алексей Толстой последовательно выводит некий «русский характер», отмечая определенные черты, характерные для русского народа: «отрешение от привычного в трудные минуты жизни» («Что мы защищаем»), «русская смётка» («Армия героев»), «устремление русского народа к моральному совершенствованию» («К писателям Северной Америки»), «пренебрежение к своей жизни и злость, смышленость и упорство в драке» («Почему Гитлер должен потерпеть поражение»).

Алексей Толстой поднимает на смех психологические методы ведения войны фашистов («Смельчаки»), сравнивая «череп и кости … в петлицах, чёрные танки, воющие бомбы» с рогатыми масками дикарей. Таким образом, Толстой старался бороться с различными мифами о противнике, которые ходили среди солдат.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1907-1910 гг. - доходный дом И. И. Дернова (Таврическая улица, 35);
  • 1910-1912 гг. - доходный дом И. И. Круглова (Невский проспект, 147);
  • 1925 - май 1928 г. - доходный дом на наб. реки Ждановки, 3;
  • май 1928 - май 1930 г. - Детское Село, Московская улица, 8;
  • май 1930 - начало 1938 г. - Дом творчества писателей (Детское Село, Пролетарская улица, 6).

Награды и премии

  • 1941 - Сталинская премия первой степени за части 1-2 романа «Пётр I».
  • 1943 - Сталинская премия первой степени за роман «Хождение по мукам» (передана в Фонд обороны на строительство танка «Грозный»).
  • 1946 - Сталинская премия первой степени за пьесу «Иван Грозный» (посмертно).
  • орден Ленина (1938)
  • орден Трудового Красного Знамени (1943)
  • орден «Знак Почёта» (1939)

Память

Толстой в Подмосковье

С именем А. Н. Толстого связаны некоторые подмосковные места: он бывал в Доме творчества писателей в Малеевке (ныне Рузский район), в конце 1930-х годов навещал Максима Горького на его даче в Горках (ныне Одинцовский район), вместе с Горьким посетил в 1932 году Болшевскую трудовую коммуну (ныне территория г. Королева).

Долгое время жил на даче в Барвихе (ныне Одинцовский район). В 1942 году написал здесь свои военные рассказы: «Мать и дочь», «Катя», «Рассказы Ивана Сударева». Здесь же начал третью книгу романа «Хождение по мукам», а в конце 1943 года работал над третьей частью романа «Петр I».

В филателии

  • Почтовые марки
  • А. Н. Толстой на почтовой марке СССР

    А. Н. Толстой на почтовой марке России

Произведения

Стихотворения о природе

  • Благовест
  • Край ты мой, родимый край

Романы

  • Похождения Невзорова, или Ибикус (1924)
  • Гиперболоид инженера Гарина (1927)
  • Эмигранты (1931)
  • Хождение по мукам. Книга 1: Сёстры (1922)
  • Хождение по мукам. Книга 2: Восемнадцатый год (1928)
  • Хождение по мукам. Книга 3: Хмурое утро (1941)
  • Петр Первый

Повести и рассказы

  • Старая башня (1908)
  • Архип (1909)
  • Петушок (Неделя в Туреневе) (1910)
  • Сватовство (1910)
  • Мишука Налымов (Заволжье) (1910)
  • Актриса (Два друга) (1910)
  • Мечтатель (Аггей Коровин) (1910)
  • Приключения Растегина (1910)
  • Харитоновское золото (1911)
  • Любовь (1916)
  • Прекрасная дама (1916)
  • День Петра (1918)
  • Обыкновенный человек (1917)
  • Простая душа (1919)
  • Четыре века (1920)
  • В Париже (1921)
  • Граф Калиостро (1921)
  • Детство Никиты (1922)
  • Повесть Смутного времени (1922)
  • Аэлита (1923)
  • Семь дней, в которые был ограблен мир, другое название: Союз пяти (1924)
  • Бывалый человек (1927)
  • Морозная ночь (1928)
  • Гадюка (1928)
  • Хлеб (Оборона Царицына) (1937)
  • Иван Грозный (Орёл и орлица, 1942; Трудные годы, 1943)
  • Русский характер (1944)
  • Странная история (1944)
  • Древний путь
  • Чёрная пятница
  • На острове Халки
  • Рукопись, найденная под кроватью
  • В снегах
  • Мираж
  • Убийство Антуана Риво
  • На рыбной ловле

Незавершённые произведения

  • Егор Абозов (1915)
  • Петр I (3 том)

Сказки

  • Русалочьи сказки
  • Сорочьи сказки
  • Золотой ключик, или Приключения Буратино (1936)
  • Прожорливый башмак
  • Дочь колдуна и заколдованный королевич

Пьесы

  • Смерть Дантона
  • Смерть Фёдора Ивановича
  • Насильники (Лентяй) (1913)
  • Касатка
  • Ракета
  • Заговор императрицы (1925)
  • Чудеса в решете… (1926)
  • Любовь - книга золотая
  • Пётр Первый
  • Иван Грозный (1943)
  • Нечистая сила (другое название: Дядюшка Мардыкин)
  • Бунт машин

Произведения о войне

  • Армия героев
  • «Блицкриг» и «блицкрах»
  • К писателям Северной Америки
  • Москве угрожает враг
  • Нас не одолеешь!
  • Почему Гитлер должен потерпеть поражение
  • Родина
  • Русский характер
  • Цикл «Рассказы Ивана Сударева»
  • Черные дни гитлеровской армии
  • Что мы защищаем
  • Я призываю к ненависти

Экранизации произведений

  • 1924 - Аэлита
  • 1928 - Хромой барин
  • 1937-1938 - Пётр Первый
  • 1939 - Золотой ключик
  • 1957 - Хождение по мукам: Сёстры (1 серия)
  • 1958 - Хождение по мукам: Восемнадцатый год (2 серия)
  • 1958 - Приключения Буратино (мультфильм)
  • 1959 - Хождение по мукам: Хмурое утро (3 серия)
  • 1965 - Гиперболоид инженера Гарина
  • 1965 - Гадюка
  • 1971 - Aktorka
  • 1973 - Крах инженера Гарина
  • 1975 - Приключения Буратино («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
  • 1977 - Хождение по мукам (телесериал)
  • 1980 - Юность Петра
  • 1980 - В начале славных дел
  • 1982 - Похождения графа Невзорова
  • 1984 - Формула любви («Граф Калиостро»)
  • 1986 - Проделки в старинном духе
  • 1992 - Детство Никиты
  • 1992 - Прекрасная незнакомка
  • 1996 - Милый друг давно забытых лет
  • 1997 - Новейшие приключения Буратино

Граф и академик АН СССР Алексей Николаевич Толстой был чрезвычайно талантливым и разносторонним литератором, который писал в самых разных жанрах и направлениях. В его арсенале два сборника стихов, обработка сказок, сценарии, огромное количество пьес, публицистики и других статей. Но прежде всего он - великий прозаик и мастер увлекательных рассказов. Он бы удостоен Государственной премии СССР (в 1941 г., 1943 г. и уже посмертно в 1946 г.). Писательская биография содержит интересные факты из жизни Толстого. О них дальше и пойдет речь.

Толстой: жизнь и творчество

29 декабря 1882 года (по старому 10 января 1883) в Николаевске (Пугачевск) на свет родился Толстой Алексей Николаевич. Когда его мать была беременной, она оставила своего мужа Н. А. Толстого и переехала жить к земскому служащему А. А. Бострома.

Все свое детство Алеша провел в имении своего отчима в деревне Сосновка Самарской губернии. Это самые были счастливые годы для ребенка, который вырос очень сильным и жизнелюбивым. Потом Толстой закончил Петербургский технологический институт, но диплом так и не защитил (1907 г.).

С 1905 по 1908 год он начинает публиковать стихи и прозу. Известность к писателю пришла после рассказов и повестей «заволжского» цикла (1909-1911 гг.), романов «Чудаки» (1911 г.) и «Хромой барин» (1912 г.). Здесь он описывал анекдотические и неординарные происшествия, происходившие с чудаковатыми помещиками его родной Самарской губернии.

Первая мировая

Интересные факты из жизни Толстого говорят о том, что в Первую мировую он работал А дальше он с большим энтузиазмом отнесся к Писатель в то время жил в Москве. В момент социалистической революции назначило Толстого комиссаром по регистрации печати. Начиная с 1917 по 1918 год вся аполитичного писателя отображала подавленность и обеспокоенность.

После революции, с 1918 по 1923 год, жизнь Алексея Толстого прошла в эмиграции. В 1918 году он отправляется на Украину в литературное турне, а в 1919 году эвакуируется из Одессы в Стамбул.

Эмиграция

Возвращаясь к теме «Толстой: жизнь и творчество», нужно отметить, что пару лет он прожил в Париже, потом в 1921 году переехал в Берлин, где стал налаживать старые связи с писателями, оставшимися в России. В итоге, так и не прижившись за границей, в период НЭПа (1923 г.) он возвращается обратно на родину. Жизнь его за границей принесла свои плоды, и свет увидело его автобиографическое произведения «Детство Никиты» (1920-1922 гг.), «Хождение по мукам» - первая редакция (1921 г.), кстати, в 1922 году он объявил, что это будет трилогия. Со временем антибольшевистское направление романа было исправлено, писатель был склонен переделывать свои произведения, зачастую колеблясь между полюсами из-за политической конъюнктуры СССР. Писатель никогда не забывал о своих «грехах» - дворянском происхождении и эмиграции, но понимал, что широкий круг читателей у него появился именно сейчас, в советское время.

Новый творческий период

По приезду в Россию был опубликован роман «Аэлита» (1922-1923 гг.) научно-фантастического жанра. В нем рассказывается, как боец Красной Армии устраивает революцию на Марсе, но все пошло не так, как хотелось. Чуть позже вышел второй роман этого же жанра «Гиперболоид инженера Гарина» (1925-1926 гг.), который автор много раз переделывал. В 1925 году появился фантастический рассказ «Союз пяти». Толстой, кстати, в этих своей предсказал многие технические чудеса, например, космически полеты, улавливание космических голосов, лазер, «парашютный тормоз», деление атомного ядра и т. д.

С 1924 по 1925 год Толстой Алексей Николаевич создает роман сатирического жанра «Похождение Невзорова, или Ибикус», где описываются приключения авантюриста. Очевидно, отсюда родился образ Остапа Бендера у Ильфа и Петрова.

Уже в 1937 году Толстой по госзаказу пишет повесть о Сталине «Хлеб», где в описываемых событиях четко просматривается выдающаяся роль вождя пролетариата и Ворошилова.

Одной из лучших детских повестей в мировой литературе стала повесть А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1935 г.). Писатель очень удачно и основательно переделал сказку «Пиноккио» итальянского писателя Карло Коллоди.

В период с 1930 по 1934 год Толстой создает две книги о Петре Первом и о его времени. Здесь писатель дает свою оценку той эпохе и концепции реформ царя. Свою третью книгу «Петр Первый» он писал, уже будучи смертельно больным.

Во время Великой Отечественной Алексей Николаевич пишет много публицистических статей и рассказов. В их числе «Русский характер», «Иван грозный» и т. д.

Противоречия

Личность писателя Алексея Толстого довольно противоречивая, как, в принципе, и его творчество. В Советском Союзе он был вторым по величине писателем после Максима Горького. Толстой был символом того, как настоящими советскими патриотами становились люди из высших дворянских сословий. Он особо никогда не жаловался на нужду и всегда жил как барин, потому как никогда не переставал работать на своей пишущей машинке и всегда был востребован.

Интересные факты из жизни Толстого включают и то, что он мог хлопотать об арестованных или опальных знакомых, однако мог и уклоняться от этого. Он был четыре раза женат. Н. В. Крандиевская, одна из его жен, в некотором роде послужила прототипом героинь романа «Хождение по мукам».

Патриот

Алексей Николаевич любил писать в реалистической манере с использованием подлинных фактов, но также великолепно создавал и фантастику. Его любили, он был душой любого общества, однако были и те, кто показывал презрительное отношение к писателю. К ним относились А. Ахматова, М. Булгаков, О. Мандельштам (от последнего Толстой даже получил пощечину).

Алексей Толстой был самым настоящим национальным русским писателем, патриотом и государственником, он чаще всего писал на зарубежном материале и при этом совершенно не желал учить иностранные языки для лучшего ощущения своего родного русского языка.

После с 1936 по 1938 год он возглавил Союз писателей СССР. После войны он был членом комиссии по расследованию преступлений фашистских оккупантов.

Нужно отметить, что годы жизни Толстого пришлись на период с 1883 по 1945 год. Он умер 23 февраля 1945 года от рака в возрасте 62 лет и был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.