Что такое этнический состав населения. Расовый и этнический состав населения

В современном мире Россия является крупнейшей страной, занимающей обширную площадь - более семнадцати тысяч квадратных километров. Два континента делят ее на части - европейскую и азиатскую. Каждая из них больше по территории многих не таких уж и маленьких государств Земли.

По количеству населения, однако, наша страна стоит только на девятом месте. Число россиян сегодня не дотягивает и до ста пятидесяти миллионов человек. Проблема в том, что большая часть территории страны лежит под безлюдными степями и тайгой, например, именно такими являются самые отдаленные области Сибири.

Впрочем, это компенсируется количеством проживающих здесь народов. Так было предопределено прошлым. Исторически Россия является многонациональным государством, которым стала, впитывая в себя соседние народы, привлекая чужаков большими территориями и богатствами. По официальным данным, сейчас в российском государстве проживает почти двести народов, резко различающихся по численности: от русских (более ста десяти миллионов человек) до кереков (менее десяти представителей).

Сколько нас?

Сколько народов проживает на территории России? Как это узнать? Ведущими источниками полезной информации о населении нашей страны служат статистические переписи, регулярно проводимые в последние годы. При этом, по современным методикам и согласно демократическим подходам, данные национальной принадлежности жителей России по происхождению не отмечаются в документах, из-за чего цифровой материал для переписи появлялся на основе самоопределения россиян.

Итого в последние годы немногим более 80 % граждан страны объявили себя русскими по национальности, на представителей прочих народов осталось лишь 19,1 %. Почти шесть миллионов участников переписи вообще не смогли выделить свою национальность или определили ее в виде фантастического народа (эльфы, например).

Подводя окончательные подсчеты, надо отметить, что совокупный объем народов страны, которые не считают себя русским населением, не превысил двадцати пяти миллионов граждан.

Это говорит о том, что этнический состав населения России очень сложный и требует постоянного особого внимания. С другой стороны, существует один крупный этнос, служащий своего рода стержнем всей системы.

Этнический состав

Основа национального состава России - это, разумеется, русские. Этот народ происходит своими историческими корнями из восточных славян, которые проживали на территории Руси с древнейших времен. Значительная часть русских существует, конечно, в России, однако большие прослойки есть в ряде бывших союзных республик, в США. Это самая значительная европейская этническая группа. На сегодняшний момент в мире проживает более ста тридцати трех миллионов русских.

Русские - титульный народ нашей страны, его представители доминируют в значительном числе регионов современного российского государства. Разумеется, это приводило к побочным следствиям. Распространение этой нации на протяжении нескольких столетий на обширной территории в ходе исторического развития привело к образованию диалектных, а также отдельных этнических групп. Например, на побережье Белого моря живут поморы, составляющие субэтнос местных карелов и приехавших в прошлом русских.

Из числа более сложных этнических объединений можно отметить группы народов. Самую крупную группу народов представляют славяне, главным образом из восточной подгруппы.

В совокупности же в России проживают представители девяти больших языковых семей, сильно расходящиеся по языку, культуре, быту. За исключением индоевропейской семьи, они в основном имеют азиатское происхождение.

Таков приблизительный этнический состав населения России на сегодняшний день по официальным данным. Что можно сказать определенно, так это то, что наша страна отличается значительным многообразием национальностей.

Самые крупные народы России

Национальности, проживающие в России, достаточно четко разделяются на многочисленные и малочисленные. К числу первых, в частности, относятся:

  • Русские жители страны численностью (по последней переписи) более чем сто десять миллионов человек.
  • Татары нескольких групп, достигшие 5,4 млн человек.
  • Украинцы, насчитывающие два миллиона человек. Основная часть украинского народа проживает на территории Украины, в России представители этого народа появились в ходе исторического развития в дореволюционный, советский, новейший периоды.
  • Башкиры, еще один кочевой в прошлом народ. Их численность составляет 1,6 млн человек.
  • Чуваши, жители Поволжья - 1,4 млн.
  • Чеченцы, один из народов Кавказа, - 1,4 млн и т. д.

Существуют и другие народы с аналогичной численностью, сыгравшие немаловажную роль в прошлом и, возможно, будущем страны.

Малые народы России

Сколько народов проживает на территории России из числа малых? Таких этносов в стране немало, но в общем объеме они представлены слабо, поскольку очень малочисленны. К этим национальным группам принадлежат народы финно-угорской, самодийской, тюркской, сино-тибетской группы. Особенно небольшими являются кереки (крохотный народ - всего четыре человека), народ водь (шестьдесят четыре человека), энцы (двести семьдесят семь), ульты (почти триста человек), чулымцы (чуть больше трех с половиной сотен), алеуты (почти полтысячи), негидальцы (чуть более пятиста), орочи (почти шестьсот). Для всех них проблема выживания является острейшим и повседневным вопросом.

Карта народов России

Помимо сильного разброса в численности национального состава России и неспособности многих этносов в современности поддерживать свою численность самостоятельно, существует еще и проблема распределения на территории страны. Население России расселено очень неоднородно, что вызвано прежде всего экономическими побуждениями как в историческом прошлом, так и в современности.

Основная масса находится в области между прибалтийским Санкт-Петербургом, сибирским Красноярском, черноморским Новороссийском и дальневосточным Приморским краем, где лежат все большие города. Причины этого - хороший климат и благоприятный экономический фон. К северу от этой территории находится многолетняя мерзлота, вызванная вечным холодом, а к югу - огромные просторы безжизненной пустыни.

По плотности населения одно из последних мест в современном мире получила Сибирь. На ее обширной территории постоянно находится менее 30 миллионов жителей. Это составляет только 20 % от всего населения страны. В то время как по своей обширной площади Сибирь достигает три четверти просторов России. Наиболее же густонаселенными местами являются направления Дербент - Сочи и Уфа - Москва.

На Дальнем Востоке значительная плотность населения проходит по длине всей Транссибирской трассы. Повышенные нормы плотности заселения выделяются и в области Кузнечного угольного бассейна. Все эти районы притягивают россиян своими экономическими и природными богатствами.

Самые большие народы страны: русские, в меньшей степени татары и украинцы - главным образом расположены на юго-западе государства. Украинцы на сегодняшний день в большинстве своем находятся на территории Чукотского полуострова и в Ханты-Мансийском округе, в далекой Магаданской области.

Другие малочисленные народы славянской этнической группы, как то поляки и болгары, не создают крупных компактных групп и разбросаны по территории всей страны. Достаточно компактной группой польское население находится лишь в Омской области.

Татары

Численность татар, проживающих в России, как отмечалось выше, превзошла уровень трех процентов от общего российского населения. Около трети из них компактно обитает в регионе РФ под названием Республика Татарстан. Групповые расселения существуют в регионах Поволжья, на крайнем севере и проч.

Значительная часть татар - сторонники ислама суннитского толка. Отдельные группы татар обладают языковыми отличиями, культурой и бытом. Общий язык находится в рамках тюркской группы языков алтайской языковой семьи, у него есть три диалекта: мишарский (западный), более распространенный казанский (средний), немного отдаленный сибирско-татарский (восточный). В Татарстане этот язык проявляется как официальный.

Украинцы

Один из многочисленных восточнославянских народов - украинцы. На их исторической родине проживает более сорока миллионов украинцев. Кроме того, значительные диаспоры существуют не только в России, но и в странах Европы и Америки.

Украинцы, проживающие на территории России, в том числе трудовые переселенцы, составляют около пяти миллионов человек. Значительное их число находится в городах. Особенно большие группы этого этноса размещены в столице, в нефтеносных и газоносных районах Сибири, Крайнего Севера и проч.

Белорусы

В современной России белорусы, с учетом их общей численности в мире, со-став-ля-ют большое количество. Как показывает пе-ре-пи-сь российского на-се-ле-ния 2010 г., белорусов, проживающих на территории России, немногим более полумиллиона человек. Зна-чи-тель-ная доля бе-ло-ру-сов находится столицах, а также в ряде ре-ги-о-нов, например в Карелии, Калининградской области.

В дореволюционные годы большое количество белорусов переезжало в Сибирь и на Дальний Восток, позднее там существовали национальные административные единицы. К концу восьмидесятых годов белорусов было на территории РСФСР более одного миллиона человек. В наши дни их число сократилось в два раза, но очевидно, что белорусская прослойка в России будет сохранена.

Армяне

Армян, проживающих в России, достаточно много, правда, по разным источникам, их число расходится. Так, по материалам переписи 2010 г., в России находилось немногим более одного миллиона человек, то есть меньше одного процента от совокупного населения. По предположениям же армянских общественных организаций, количество армянской прослойки в стране еще в начале двадцатого века превысило два с половиной миллиона человек. А президент России В. В. Путин, говоря о количестве армян в России, озвучивал цифру в три миллиона человек.

В любом случае армяне играют серьезную роль в общественной и культурной жизни России. Так, армяне работают в российском правительстве (Чилингаров, Багдасаров и др.), в шоу-бизнесе (И. Аллегрова, В. Добрынин и др.), в прочих сферах деятельности. В шестидесяти трех регионах России существуют региональные организации Союза армян России.

Немцы

Немцы, проживающие в России, - это представители этноса, пережившего противоречивую и в чем-то даже трагическую историю. Массово переселяющиеся в восемнадцатом-девятнадцатом веках по приглашению российского правительства, они в основном селились в Поволжье, западных и южных губерниях Российской империи. Жизнь на хороших землях была привольной, но в двадцатом веке исторические события больно ударили по немцам. Сначала Первая мировая, затем Великая Отечественная войны привели к массовым репрессиям. В пятидесятые-восьмидесятые годы прошлого века шло замалчивание истории этого этноса. Не зря в девяностые годы началась массовая миграция немцев, число которых, по некоторым сведениям, едва превышает число в полмиллиона.

Правда, в последние годы начинается эпизодическая реэвакуация из Европы в Россию, но пока она не достигла больших масштабов.

Евреи

Сколько евреев проживает в России в настоящее время, сказать непросто в силу их активной миграции как в Израиль, так и обратно в российское государство. В исторических прошлом в нашей стране евреев было много - в советскую эпоху несколько миллионов. Но с распадом СССР и значительной миграцией на историческую родину количество их сократилось. Сейчас, по данным общественных еврейских организаций, в России находится примерно один миллион евреев, половина из них - жители столицы.

Якуты

Это тюркоязычный достаточно многочисленный народ, коренное, приспособленное к местным условиям население региона.

Сколько якутов в России? По данным Всероссийской переписи отечественного населения 2010 года их насчитывалось несколько менее полумиллиона человек в основном в Якутии и близлежащих регионов. Якуты - самый многочисленный (около половины населения) народ и наиболее значимый из коренных народов российской Сибири.

В традиционной экономике и материальной культуре этого народа много близких, сходных моментов со скотоводами южной Азии. На территории Средней Лены образовался вариант экономики якутов, объединяющий кочевое скотоводство и наиболее важные экстенсивные виды промыслов (добыча мяса и рыбы), подходящий к местной. На севере региона также существует самобытная форма упряжного оленеводства.

Причины расселения

История этнического состава населения России в ходе ее развития крайне неоднозначна. Ускоренное заселение российского государства украинцами произошло еще в эпоху Средневековья. В шестнадцатом-семнадцатом веках по указаниям государственных органов поселенцы с южных земель направлялись на восток для освоения новых территорий. Через некоторое время туда же стали пересылать представителей социальных слоев из разных регионов.

Представители интеллигенции добровольно переселялись в Санкт-Петербург в эпоху, когда этот город имел статус столицы государства. В наше время украинцы составляют в России самую крупную по количеству людей этническую группу после, разумеется, русских.

На другом полюсе находятся представители малых народов. В особой опасности находятся кереки, имеющие самую меньшую численность. Согласно последней переписи, их осталось лишь четыре представителя, хотя еще пятьдесят лет назад кереков насчитывалось всего сто человек. Ведущими языками для этих людей бывают чукотский и общепринятый русский, родной керекский встречается лишь в форме обычного пассивного языка. Кереки по уровню культуры, обычной повседневной деятельности очень близки с чукотским народом, из-за чего находились в постоянной ассимиляции с ним.

Проблемы и будущее

Этнический состав населения России в будущем, несомненно, будет развиваться. В современных условиях хорошо заметно возрождение этнографических традиций, культуры народов. Однако развитие этносов испытывает ряд проблем:

  • плохая рождаемость и постепенное сокращение большинства народов;
  • глобализация, а вместе с тем влияние культуры и быта крупных народов (русского и англосаксонского);
  • общие проблемы экономики, подкашивающие хозяйственную базу народов и так далее.

Многое в такой ситуации зависит и от самих национальных правительств, в том числе российского, и от общемирового мнения.

Но хочется верить, что малые народы России будут дальше развиваться и увеличиваться в последующие столетия.

Этнический состав (структура) населения - одна из основных социально-демографических характеристик населения, описывающих распределение населения по признаку этнической (национальной) принадлежности.

В России этническая принадлежность учитывается двояким образом: при проведении переписей населения - по самоопределению респондента, при регистрации определенных демографических событий (в органах ЗАГС), для фиксации гражданского статуса - на основании официальных документов (в отдельных случаях - с учетом мнения субъекта регистрации).

Основным источником сведений об этнической структуре населения являются данные переписей.

В ряде стран этническая принадлежность приравнена к гражданству с указанием на происхождение (например, француз алжирского происхождения). Этническая структура населения может быть определена как для отдельной страны и ее административно-территориальных подразделений (областей, районов, городов и т.п.), так и для групп стран и для мира в целом.

Миграция: словарь основных терминов: учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ; Академический Проект . Т. Н. Юдина . 2007 .

Смотреть что такое "Этнический состав" в других словарях:

    ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ (СТРУКТУРА) НАСЕЛЕНИЯ - ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ (СТРУКТУРА) НАСЕЛЕНИЯ, распределение нас. по признаку этнич. принадлежности (или по признаку национальности), учитываемое при переписях нас. и др. формах массового статистич. учёта (см. также Национальный состав (структура)… … Демографический энциклопедический словарь

    Этнический состав населения Болгарии - К 1 февраля 2011 года население Болгарии составляло 7 364 570 человек, из которых 51,3% женщины и 48,7% мужчины. В городах живут 72,5%, в селах 27,5%. В периоде 2001 2011 году население страны уменьшилось на 564 331 человек, при среднегодичном… … Википедия

    Этнический состав населения административных образований КНР - Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

    Население. Этнический состав - Народы. Население. Этнический состав Этнический и расовый состав современного населения Латинской Америки отличается большой сложностью, что связано с особенностями её исторического развития. Здесь живут представители всех трёх больших рас… … Энциклопедический справочник «Латинская Америка»

    ЭТНИЧЕСКИЙ - ЭТНИЧЕСКИЙ, этническая, этническое (от греч. ethnos народ) (научн.). прил., по знач. связанное с принадлежностью к какому нибудь народу, с его культурой. Этнические элементы. Этнический состав. Этнические коллективы. Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова

    ЭТНИЧЕСКИЙ - (греч., ethnos народ). 1) языческий. идолопоклоннический; 2) свойственный какому либо народу, племени. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭТНИЧЕСКИЙ греч. ethnikos, от ethnos, народ. Свойственный какой … Словарь иностранных слов русского языка

    ЭТНИЧЕСКИЙ - ЭТНИЧЕСКИЙ, ая, ое. Относящийся к происхождению какого н. народа (народности, племени), исторически сложившейся общности людей. Э. состав населения. Этническая группа. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ЭТНИЧЕСКИЙ - Связанный с принадлежностью к какому либо народу, народности. Э. состав населения состав населения по народностям … Словарь политических терминов

    этнический - см. этнос; ая, ое. Э ая группа. Этни/ческий состав населения … Словарь многих выражений

    этнический терроризм - Под Э. Т. понимают неадекватную форму борьбы против действительного или мнимого ущемления прав и интересов отдельных наций и этнических групп. Идейно политической основой Э. Т. является национализм в самых разных формах от умеренных до крайне… … Террор и террористы

Книги

  • Африка. Энциклопедический справочник (комплект из 2 книг) , . Энциклопедический справочник "Африка" содержит материалы, характеризующие современную жизнь народов Африки и их историческое прошлое. Справочник открывается Общим обзором, характеризующим… Купить за 1080 руб
  • Народы России в XVIII веке. Численность и этнический состав , В. М. Кабузан. Книга посвящена малоисследованным в советской историографии сюжетам. На обширном, почти исключительно архивном материале раскрыты особенности формирования многонационального населения…
Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.
Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.
Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».
В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.
Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.
После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.
Прежде всего, естественно, возникает вопрос об общем количестве этносов (народов), населяющих Землю. Обычно считается, что их от 4 тыс. до 5,5 тыс. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это не позволяет отличить, скажем, язык от его диалектов. По численности все народы распределяются крайне диспропорционально (табл. 56).
Таблица 56


Анализ таблицы 56 показывает, что в начале 1990-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн человек каждый, составлял 96,2 % всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн человек приходилось почти 80 % населения, на 36 народов численностью более 25 млн человек – около 65 % и на 19 народов численностью более 50 млн человек каждый – 54 % населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60 % (табл. 57).
Нетрудно подсчитать, что общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.
Таблица 57


Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств; 3) двунациональные; 4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; 5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.
Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.
Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.
Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.
Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.
Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.
Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.
Они имеют разные исторические корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцев). Другой источник противоречий – недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих. В развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили большей частью без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерны для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, ДР Конго, Судана, Сомали, да и многих других стран.
Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. С течением времени он постепенно изменяется, в первую очередь под воздействием этнических процессов, которые подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых прежде единый этнос либо прекращает свое существование, либо делится на части. Объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупных этнических общностей. Это происходит в результате межэтнических консолидации, ассимиляции и интеграции.
Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Ее населяют более 190 народов и народностей. Согласно переписи 2002 г. русские составляют более 80 % всего населения. На втором месте по численности стоят татары (более 5 млн человек), на третьем – украинцы (свыше 4 млн), на четвертом – чуваши. Доля каждой из остальных наций в населении страны не превышала 1 %.

Этнический состав населения.

Человечество очень разнообразно в этническом отношении. Этнос - исторически сложившаяся группа людей, говорящих на одном языке, имеющих единое происхождение, культуру, проживающих на определенной территории. Основной признак народа или этноса - общий язык. Одним из важных признаков является также осознание народом своего единства и отличий от других народов (обычаи, традиции, уклад жизни).

На Земле выделяется 11 крупных народов, численность которых превышает 100 млн человек: китайцы, хиндустанцы, бенгальцы, американцы США, бразильцы, русские, японцы, пенджабцы, бихарцы, мексиканцы, яванцы. Всего в мире насчитывается более 5 тысяч народов и более 2 тыс. языков. По степени близости все языки объединяются в семьи и группы. Наиболее многочисленная языковая семья - индоевропейская (2,8 млрд человек). Вторая по численности представителей - китайско-тибетская (сино-тибетская) семья (1,3 млрд человек). К числу крупнейших относятся также афразийская семья (распространена на Ближнем и Среднем Востоке, в Северной Америке), дравидийская семья (в Южной Азии), алтайская семья (в Европе и Азии) и др.

На каждом материке есть страны однородные и сложные по этническому составу. Около половины государств мира являются однородными по составу населения. Их больше всего в Европе, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке. Страны со сложным этническим составом характерны в основном для Азии, Африки. В них могут обостряться межэтнические отношения. В таких странах устанавливается два или даже больше государственных языка.

Первое место по степени распространения принадлежит китайскому языку (1200 млн чел.), второе - английскому (520 млн чел.) - языку международного общения. Им пользуется значительная часть населения Земли. В Беларуси два официальных государственных языка - белорусский и русский.

География религий мира.

Знание не только языковой, но и религиозной принадлежности населения помогает понять культуру, нравы, обычаи и особенности взаимоотношения народов, экономическое развитие разных стран мира, их государственную политику. Религия - это особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное. Она включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов. Мировые религии объединяют верующих отдельных стран и континентов. Они распространены особенно широко. Мировые религии складывались на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. К ним относятся: христианство - 2,3 млрд (33 % населения Земли), ислам - 1,6 млрд (23 %), буддизм - около 470 млн человек (6,7 %). Кроме мировых, существуют национальные религии, которые исповедуются преимущественно одним народом. Наибольшее распространение из них получили индуизм, конфуцианство, синтоизм, иудаизм (рис. 30).

Христианство возникло в начале первого тысячелетия н. э. в Юго-Западной Азии. Религия основана на вере в Иисуса Христа, имеющего божественную природу и сошедшего на Землю, чтобы своей мученической смертью искупить грехи людей.

Рис. 30. Религиозная структура мира

Рис. 31. Собор Святого Петра в Ватикане - крупнейший христианский храм

Главный источник христианского вероучения - Священное Писание (Библия). В основе религии лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя и Бога Сына. Христиане верят в равенство всех людей перед Богом, в то, что вера в Бога приведет к вознаграждению на небесах. Христианство делится на 3 основные ветви: католицизм, протестантизм, православие. Центр самой многочисленной ветви христианства - католической - находится в Ватикане (рис. 31). Здесь размещена резиденция главы Римско-католической церкви - Папы Римского. Ватикан выполняет роль государства, участвует в деятельности международных организаций, имеет постоянных наблюдателей в ООН, ЮНЕСКО, вносит определенный вклад в защиту мира.

В Беларуси больше всего проповедуются православие и католицизм. Они дали миру много культурных памятников и произведений искусства.

Ислам возник в VII в. на Аравийском полуострове. Он распространен в ЮгоЗападной Азии, на севере Африки, в некоторых странах Центральной и Восточной Азии, Индонезии, в меньшей мере в Европе. Основателем ислама считается житель Мекки Мухаммед. Вероучение основано на поклонении единому Богу - Аллаху и признании Мухаммеда посланником Аллаха.

Главные принципы ислама (или мусульманства) изложены в священной книге Коран. Мусульмане, подобно христианам, верят в бессмертие души, загробную жизнь, рай и ад. Колыбелью ислама считаются города Мекка и Медина в Саудовской Аравии.

Центром сразу трех распространенных в мире религий - иудаизма, христианства и ислама - стал город Иерусалим. Здесь пересекаются интересы верующих людей всего мира. В городе много исторических и религиозных святынь, которые служат объектами массового паломничества.

Буддизм , основателем которого считается Будда, возник в Индии и распространен в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также в Индии, Непале и др. Это одна из древнейших религий, признанная самыми различными народами с совершенно разными традициями.

Основной упор в этой религии делается на чистую, высоко моральную жизнь человека, а не на веру в Бога. Без понимания буддизма невозможно понять и великие культуры Востока - индийскую, китайскую, не говоря уже о культурах Тибета.

Религия была и остается важным фактором в развитии любого государства. Ее место в жизни стран определяется уровнем развития общества, культуры, традициями. В начале третьего тысячелетия придается большое значение религии в решении международных конфликтов. Людей объединяет не только сходство общих задач, стоящих перед человечеством (сохранение жизни на Земле, предотвращение военных конфликтов, разрешение экологических проблем), но и видение духовных ценностей, их сущности, доброжелательного отношения человека к человеку, которые и проповедуют религии.

География религий мира. География материальной и духовной культуры.

Понятие «культура». Цивилизации (историко-культурные регионы мира). Понятие «культура» означает совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, способов их создания и применения, характеризующих определенный уровень развития общества. Природные условия, окружающие человека, в значительной степени определяют отличительные черты его культуры. Страны отличаются историей их народов, особенностями природных условий, культуры, определенной общностью хозяйственной деятельности. Их можно назвать историко-культурными регионами мира или цивилизациями.

География культуры изучает территориальное распространение культуры и отдельных ее компонентов - образа жизни и традиций населения, элементов материальной и духовной культуры, культурного наследства предшествующих поколений.

Первыми культурными очагами были долины Нила, Тигра и Евфрата. Географическое распространение древних цивилизаций привело к образованию цивилизационной зоны от Атлантического океана до тихоокеанского побережья. За пределами этой цивилизационной зоны возникли другие высокоразвитые культуры и даже самостоятельные цивилизации индейских племен майя и ацтеков в Центральной Америке и инков в Южной Америке. История человечества насчитывает более двадцати крупных цивилизаций мира.

Современные цивилизации в различных регионах мира сохраняют свою культуру, развивают ее в новых условиях. С конца ХIX столетия они испытывают влияние западной цивилизации.

В пределах бассейна реки Хуанхэ, древнего культурного центра, сформировалась древняя китайско-конфуцианская цивилизация , которая дала миру компас, бумагу, порох, фарфор, первые печатные карты и т. д. Согласно учению основоположника конфуцианства Конфуция (551-479 до н. э.), для китайско-конфуцианской цивилизации характерна установка на самореализацию тех способностей человека, которые в нем заложены.

Индуистская цивилизация (бассейны Инда и Ганга) сформировалась под влиянием каст - обособленных групп людей, связанных происхождением, правовым положением своих членов.

Культурное наследие исламской цивилизации , унаследовавшей ценности древних египтян, шумеров и других народов, богато и разнообразно. Оно включает дворцы, мечети, медресе, искусство керамики, ковроделия, вышивки, художественной обработки металла и др. Известен вклад в мировую культуру поэтов и писателей исламского Востока (Низами, Фирдоуси, О. Хайяма и др.).

Очень самобытна культура народов Тропической Африки - негро-африканской цивилизации. Для нее характерны эмоциональность, интуиция, тесная связь с природой. На современное состояние этой цивилизации оказали влияние колонизация, работорговля, расистские идеи, массовая исламизация и христианизация местного населения.

К молодым цивилизациям Запада относят западноевропейскую, латиноамериканскую и православную цивилизации. Для них характерны основные ценности: либерализм, права человека, свободный рынок и др. Уникальными достижениями человеческого разума являются философия и эстетика, искусство и наука, техника и экономика Западной Европы. Культурное наследие западноевропейской цивилизации включает Колизей в Риме и афинский Акрополь, парижский Лувр и Вестминстерское аббатство в Лондоне, польдеры Голландии и индустриальные пейзажи Рура, научные идеи Дарвина, Ламарка, музыку Паганини, Бетховена, творения Рубенса и Пикассо и т. д. Ядро западноевропейской цивилизации совпадает со странами, давшими миру античную культуру, идеи эпох Возрождения, Реформации, Просвещения и Французской революции.

Россия и Республика Беларусь, а также Украина являются ядром современной православной цивилизации. Культуры этих стран близки к западноевропейской.

Границы православного мира очень размыты и отражают смешанный состав славянского и неславянского населения. Россия, Беларусь и Украина служат своеобразным мостом между западным и восточным мирами. (Какой вклад белорусы внесли в мировую культуру, искусство?)

Латиноамериканская цивилизация впитала культуру доколумбовских цивилизаций. Японская цивилизация отличается своей самобытностью, местными традициями, обычаями, культом красоты.

Материальная культура включает орудия труда, жилище, одежду, пищу, т. е. все то, что необходимо для удовлетворения материальных потребностей человека. С учетом особенностей природной среды человек на Земле строит жилища, питается теми продуктами, которые в основном можно получить в природной зоне его проживания, одевается в соответствии с климатическими условиями. Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к природным условиям жизни.

Жилище. Об умении людей приспосабливаться к природным условиям говорят бревенчатые дома в зоне лесов, в умеренных широтах. Щели между бревнами проконопачены мхом и надежно защищают от морозов. В Японии из-за землетрясений дома строят с раздвижными легкими стенами, устойчивыми к колебаниям земной коры (рис. 32).

Рис. 32. Типы жилищ разных народов:

1 - традиционное японское строение; 2 - монгольская юрта; 3 - хижины жителей Новой Гвинеи: 4 - бревенчатый дом; 5 - иглу эскимосов; 6 - дом на сваях

В жарких пустынных областях оседлое население живет в круглых глинобитных хижинах с коническими крышами из соломы, а кочевники разбивают шатры. Удивительны жилища эскимосов в зоне тундры, построенные из снега, свайные постройки у народов Малайзии, Индонезии. Современные дома крупных городов многоэтажные, но в то же время отражают национальную культуру и влияние Запада.

Одежда. На одежду оказывает влияние окружающая природная среда. В экваториальном климате во многих африканских и азиатских странах одежда женщин - это юбка и блузка из легкой ткани. Большая часть муж ского населения арабских и африканских экваториальных стран предпочитает носить длинные до пола широкие рубахи. В тропических районах Южной и ЮгоВосточной Азии распространены удобные для этих стран несшитые формы запахивающейся одежды под пояс - сари. Халатообразная одежда легла в основу современного одеяния китайцев, вьетнамцев. У населения тундры преобладает теплая глухая длинная куртка с капюшоном.

Одежда отражает национальные чер- ты, характер, темперамент народа, сферу его деятельности. Почти каждому народу и отдельным этническим группам присущ особый вариант костюма с неповторимыми деталями кроя или орнамента (рис. 33). Современная одежда населения отражает влияние культуры западной цивилизации.

Рис. 33. Национальная одежда разных народов: 1 - арабов; 2 - нилотов; 3 - индейцев; 4 - баварцев; 5 - эскимосов

Пища. Особенности питания людей тесно связаны с природными условиями мест обитания человека, спецификой ведения сельского хозяйства. Растительная пища преобладает почти у всех народов мира. В основе питания лежат продукты, приготовленные из зерна. Европа и Азия - это области, где потребляют довольно много продуктов из пшеницы и ржи (хлеб, сдоба, крупы, макароны). Кукуруза является основным злаком в Америке, а рис - в Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии.

Почти повсюду, включая Беларусь, распространены блюда из овощей, а также из картофеля (в странах с умеренным климатом), из батата и маниока (в тропических странах).

География духовной культуры. К духовной культуре, связанной с внутренним, нравственным миром человека, относятся те ценности, которые созданы для удовлетворения духовных потребностей. Это литература, театр, изобразительное искусство, музыка, танцы, архитектура и др. Древние греки так сформировали особенность духовной культуры человечества: истина - добро - красота.

Духовная культура так же, как и материальная, тесно связана с природными условиями, историей народов, их этническими особенностями, религией. Величайшими памятниками мировой письменной культуры являются Библия и Коран - Священные Писания двух крупнейших мировых религий - христианства и ислама. Влияние природной среды на духовную культуру проявляется в меньшей степени, чем на материальную. Природа подсказывает образы для художественного творчества, предоставляет физический материал, способствует или препятствует его развитию.

Все, что видит человек вокруг себя и что привлекает его внимание, он отображает в рисунках, песнях, танцах. С древности до настоящего времени в разных странах сохраняются народные художественные промыслы (плетение, ткачество, гончарство).

Рис. 34. Архитектурные стили: 1 - готика (Миланский собор в Италии); 2 - классицизм (Большой театр в Москве); 3 - барокко (Зимний дворец в СанктПетербурге); 4 - модернизм (Дом культур мира в Берлине)

В разных районах Земли развивались и сменялись различные архитектурные стили. На их формирование влияли религиозные воззрения, национальные особенности, окружающая среда, природа. Например, в архитектуре Европы долгое время господствовали готический стиль, барокко. Здания готических соборов поражают ажурностью и легкостью, их сравнивают с каменным кружевом. Они часто выражают религиозные идеи своих создателей (рис. 34).

Многие храмы из красного кирпича сделаны из распространенной в определенной местности глины. В Беларуси - это Мирский и Лидский замки. В деревне Сынковичи, вблизи Слонима, находится церковь-крепость, которая является древнейшим в Беларуси храмом оборонного типа.

В ее архитектуре прослеживаются черты, характерные для готического стиля.

Влияние западноевропейской цивилизации проявилось в странах Восточной Европы. Стиль барокко, получивший широкое распространение в Испании, Германии, Франции, проявляется в архитектуре пышных дворцов и церквей с обилием скульптур, живописи на стенах в России, Литве.

У всех народов мира распространено изобразительное и декоративноприкладное искусство - создание художественных изделий, предназначенных для практического использования. Особенно богаты такими промыслами страны Азии. В Японии распространена роспись по фарфору, в Индии - чеканка по металлу, в странах Юго-Восточной Азии - ковроткачество. Из художественных промыслов Беларуси известны плетение из соломки, ткачество, художественная керамика.

Духовная культура аккумулирует в себе историю народов, обычаи и традиции, природу стран их проживания. Ее своеобразие познается в течение длительного времени. Элементы материальной и духовной культуры народов разных стран оказывают взаимное влияние, взаимообогащаются и распространяются по всему миру.

Список литературы

1. География 8 класс. Учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения /Под редакцией профессора П. С. Лопуха - Минск «Народная асвета» 2014


Изучение этнического состава относится к важнейшим аспектам географии населения, поскольку Россия является полиэтническим государством, и в ней проживают представители более чем 160 народов. Этнический фактор определяет значительные территориальные различия демографических процессов, половозрастной структуры и размеров семьи, подвижности населения, форм ведения хозяйства и расселения. Этнический состав населения существенно влияет на общественные и политические процессы в стране.
Этнос - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, общими особенностями духовной и материальной культуры, этнической территорией, самосознанием, зафиксированным в самоназвании (этнониме).
В этнологии - науке об этносах - существуют разные теории, объясняющие возникновение этносов. Наиболее распространенные из них - примордиализм, инструментализм и конструктивизм.
Для сторонников примордиализма этничность является фундаментальной частью идентичности человека - безусловной и неизменной. Этнос примордиалистами понимается как объективно существующее историческое образование, имеющее природные или общественные предпосылки. Формирование этносов - длительный исторический процесс, в котором важнейшими факторами являются общность языка и территории.
В середине 1970-х гг. в западной этнологии появился иной подход к этносу - инструментализм. Последователи этого направления полагают, что этничность используется в обществе в качестве инструмента в борьбе за благосостояние и власть. Этничность понималась не как объективное свойство человека, а как чувство солидарности группы людей, формирующееся в определенных обстоятельствах. Инструменталисты считают этнос продуктом этнических мифов, которые создаются элитой общества для достижения определенных целей. Сторонники этого подхода не ищут объективных оснований возникновения этносов, а выявляют функции, которые этносы и этничность играют в обществе.
И третий, наиболее распространенный подход к этничности - конструктивизм. Этнос в конструктивизме - общность людей, формирующаяся на основе культурного самоопределения по отношению к другим общностям. В этом подходе наиболее важными факторами этноса считаются - этническое самосознание и язык как символ, на основании которого происходит понимание этнических различий одного этноса от другого. Для конструктивизма важно, насколько объективно общее историческое происхождение представителей того или иного этноса, представление или миф об общей исторической судьбе этноса.
Среди отечественных этнологов в области теории этноса наиболее значимы работы Л. Н. Гумилева, Ю.В. Бромлея, Н.Н. Чебоксаро- ва, Г.Е. Маркова, В.В. Пименова, В.А. Тишкова, С.А. Арутюнова.
В составе любых, даже достаточно консолидированных, народов имеются группы, культура и быт которых сохраняют некоторые особенности (они имеют свои диалекты, культовые обряды). Такие этнические группы называют субэтносами. Они нередко формируются при длительном отрыве части народа от основного этнического массива.
Основную роль в формировании этносов играют этнические процессы. Объединение этносов осуществляется в форме консолидации и ассимиляции. Консолидация проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов и этнических групп в более крупную общность. Процесс консолидации проявляется в сглаживании культурных и языковых различий между этническими группами, усилении однородности этноса. Ассимиляция - это «растворение» одного народа в другом, утрата этнического самосознания, что особенно характерно для этнических меньшинств и обусловлено численным и социальнокультурным неравенством этносов.
Наряду с этим существуют разделительные этнические процессы, приводящие к распадению этноса или отделению его части. Они связаны с миграциями или с разделением этнической территории межгосударственными границами.
Этнический состав населения определяется по результатам переписей населения, включающих вопросы об этнической принадлежности, определяемой по самосознанию. В ходе переписи населения в СССР в 1989 г. этническая принадлежность в значительной мере также определялась по родному языку.
По последней советской переписи 1989 г. русские составляли только половину населения страны (145 млн из 286 млн); другими крупными народами были украинцы (44 млн), узбеки (17 млн), белорусы (10 млн), казахи (8 млн), азербайджанцы (7 млн) и т. д. - всего 20 народов с численностью более 1 млн чел.
После распада СССР Россия стала более этнически однородной: около 80% составляют русские.
Этногеографическое положение России. Чтобы глубже понять специфику этнических процессов и проблемы межнациональных отношений в России, необходимо нашу страну рассмотреть на более широком фоне.
Под этногеографическим положением понимают положение страны по отношению к местам проживания других народов, тра-
155
диционные взаимоотношения с этими народами (дружба, вражда и т. д.) и их перспективы.
Наибольшее значение для России имеет ее ближайшее окружение. Территория бывшего Советского Союза, расположенная на стыке Европы и Азии, относилась культурологами к разным «культурным мирам» (или даже к разным цивилизациям).
В западных частях бывшего СССР несомненно преобладало европейское влияние.
Эстония и Латвия (ранее находившиеся под властью немцев, а затем, до XVIII в., - шведов) представляли собой своего рода «продолжение» протестантской Северной Европы. Литва, западные части Белоруссии и Украины, долгое время принадлежавшие Польше (и в определенной мере полонизированные), - продолжение католического мира. Православная Молдавия, исторически и культурно связанная с Румынией, - продолжение православного «балканского мира».
Такой сложный регион, как Кавказ, образующий самостоятельную целостность на карте мира, в то же время очень сильно связан с Передней Азией, Ближним и Средним Востоком: им владели римляне, парфяне, византийцы, турки, персы и лишь с XIX в. - русские.
Интерес современного Ирана к нынешнему независимому Азербайджану определяется, в частности, тем, что из 17 млн азербайджанцев более половины живет в Иране (в начале XIX в., после последней русско-персидской войны, государственная граница поделила почти пополам этническую территорию азербайджанцев). А для Турции важна судьба грузин-мусульман (в Аджарии), а также очень близких к ним по языку и культуре азербайджанцев (языки турецкий и азербайджанский мало отличаются друг от друга). Турция традиционно поддерживала кавказских горцев, сопротивлявшихся России. Именно в Турцию эмигрировали сотни тысяч абхазов, шапсугов, черкесов и других кавказских народов (а также сотни тысяч крымских татар).

Кавказ - место «стыка» христианского и мусульманского мира, при численном преобладании последнего. Из всех народов Кавказа христианами являются лишь армяне, грузины и осетины, почти все остальные - мусульмане.
Центральная Азия - место встречи таких разных культур, как парфянская и тюркская, арабская и китайская, иранская и монгольская и многих других. Здесь преобладает мусульманская религия (и относительно небольшие православные общины русских). На этой территории всегда взаимодействовали культуры оседлых земледельцев (их потомки - большая часть таджиков и узбеков) и кочевников (туркмены, киргизы, казахи). Здесь проживает и немного китайцев (дунгане - это китайцы-мусульмане) и белуджей (выходцев из Белуджистана - на стыке Ирана, Афганистана и Пакистана). В этом районе, как и на Кавказе, государственные границы разрезают этнические территории: в Северном Афганистане проживает несколько миллионов таджиков и около 2 млн узбеков (что делает очень вероятным проникновение афганских междоусобиц на территории Таджикистана и Узбекистана), в Иране - около миллиона туркмен, в Китае - около миллиона казахов.
Особенно «стыковое», «переходное» положение у современного Казахстана, вся северная часть которого заселена русскими. Их чуть менее половины всего населения республики, а часть из них появилась на этой территории раньше, чем казахи. Много немцев (высланных в 1941 г. с территории европейской части России, Украины и Прибалтики), на юге - узбеки, дунгане, уйгуры (мусульманский тюркский народ, основная часть которого живет на западе Китая) и др. Поэтому для Казахстана особенно опасны любые проявления межнациональной напряженности. Видимо, в современных границах эта страна может существовать лишь при «прозрачности» этих границ и очень «мягкой» национальной политике.
Крайний Север России иногда называют частью «четвертого мира».
Иными словами - это край народов, образ жизни которых связан в основном с присваивающим хозяйством (охота, рыболовство, собирательство) или с пастбищным оленеводством. Всего в России насчитывается 26 таких народов общей численностью 180 тыс. чел.
Если сравнить ареалы расселения этих народов с картой природных условий жизни населения, то окажется, что они прожива-
157
ют на территориях с «неблагоприятными» природными условиями. Это еще раз говорит об условности любых человеческих оценок: карта составлялась с точки зрения жителя Центральной России, для которого, например, жизнь на Таймыре совсем не привлекательна. Но для ненцев, коренных жителей этого района, это именно та природа, к которой они приспособились в течение многих веков. В других условиях, «лучших» с точки зрения европейца, они жить не смогли бы, потому что не имели бы возможности заниматься своим традиционным хозяйством - пастбищным оленеводством (а если бы и выжили в других условиях, то стали бы совершенно другим народом).
В настоящее время Крайний Север для хозяйства России выполняет функции «кладовой природных ресурсов», прежде всего полезных ископаемых. Отсюда поступает большая часть нефти и газа, все алмазы, золото, много других цветных металлов. Промышленное освоение территории разрушает природную основу жизни этих народов: выводит из строя оленьи пастбища, места рыбной ловли. Поэтому очень острой проблемой является охрана природной среды в этих районах: иначе малые народы просто исчезнут с лица Земли.
Факторы трансформации этнической структуры России в постсоветский период. Изменения в этническом составе населения России в постсоветский период происходят под действием нескольких факторов: различии в естественном движении среди различных этнических групп, процессов внешней миграции, вследствие политических конфликтов после распада СССР и трудовых миграций, изменения этнического самосознания у представителей различных этносов.
Более высокие темпы естественного прироста народов Северного Кавказа, по сравнению с другими этническими группами России, повлияли на рост, как их абсолютной численности, так и относительного веса в этнической структуре населения страны.
Внешние этнические миграции в постсоветское время также стали одним из весомых факторов изменения этнической структуры населения России. В начале 1990-х гг. этнические эмиграции в Германию и Израиль существенным образом снизили абсолютную и относительную численность немцев и евреев нашей страны.
В это же время возвратные миграции русскоязычного населения из бывших республик СССР компенсировали демогра-
158.
фическую убыль населения России. Распад СССР, социальные конфликты и экономические трудности в Закавказье послужили одной из основных причин массовой иммиграции в Россию армян и азербайджанцев. Также образование стран СНГ повлекло за собой возвращение титульных этносов бывших союзных республик из РФ в свои страны.
В период с 1989 до 2002 г. увеличилась численность титульных этносов тех бывших республик СССР, где проходили этнические и социальные конфликты. Более чем в три раза выросла численность таджиков, армян, азербайджанцев и грузин.
Данные переписи населения 2010 г. показывают, что активный рост численности представителей стран Закавказья в период 2002- 2010 гг. прекратился. Численность грузин и азербайджанцев в России снизилась по сравнению с 2002 г., число армян выросло на 4,6%.
Новой тенденцией стал рост численности титульных этносов среднеазиатских стран, что является следствием активной трудовой миграции из Средней Азии в Россию, которая активизировалась в первое десятилетие XXI в. (табл. 2).
Исследователи полагают, что изменение этнического самосознания, особенно в семьях, где есть представители русского и иного этноса, привело к существенному снижению численности немцев в России в период с 2002 по 2010 г., схожие процессы смены этнической идентичности происходят в смешанных русско-мордовских и русскоукраинских семьях.
Перепись 2010 г. зафиксировала в России 22 наиболее многочисленных этноса, численность которых в России превышает 400 тыс. чел.; в 2002 г. таких этносов было 23, а 1989 г. - 17. В связи с ростом численности населения к 2002 г. в эту группу вошли азербайджанцы, кабардинцы, даргинцы, кумыки, ингуши, лезгины и якуты, а выбыли из-за уменьшения численности - евреи. В период с 2002 по 2010 г. из этой группы из-за уменьшения численности вышли немцы, все остальные этносы сохранили численность больше 400 тыс. чел.
Численность семи народов в России превышает 1 млн чел.: русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне. В составе этой группы в постсоветский период произошли изменения: в 2002 г. в группу вошли чеченцы и армяне, а вышли из нее

Изменение численности титульных этнических групп республик бывшего СССР,
а также немцев и евреев в России в 1989-2010 гг.

Этнические
группы

Численность, тыс. чел.

Изменение численности этнической группы, тыс. чел.

Изменение численности этнической группы, %
1989 2002 2010 1989-2002 2002-2010 1989-2002 2002-2010
Численность населения РФ 147021,9 145166,7 142856,5 -1855,2 -2310,2 98,7 98,4
Русские 119865,9 115889,1 111016,9 -3976,8 -4872,2 96,7 95,8
Украинцы 4362.9 2943,0 1928,0 -1419,9 -1015,0 67,5 65,5
Белорусы 1206,2 808,0 521,4 -398,2 -286,6 67,0 64,5
Узбеки 126,9 122,9 289,9 -4 167,0 96,8 235,9
Казахи 635,9 140,0 647,7 -495,9 507,7 22,0 462,6
Грузины 130,7 197,9 157,8 67,2 -40,1 151,4 79,7
Азербайджанцы 335,9 621,8 603,1 285,9 -18,7 185,1 97,0
Литовцы 70,4 45,6 31,4 -24,8 -14,2 64,8 68,9
Молдаване 172,7 172,3 156,4 -0,4 -15,9 99,8 90,8
Латыши 46,8 28,5 19 -18,3 -9,5 60,9 66,7
Киргизы 41,7 31,8 103,4 -9,9 71,6 76,3 325,2
Таджики 38,2 120,1 200,3 81,9 80,2 314,4 166,8
Армяне 532,4 1130,5 1182,4 598,1 51,9 212,3 104,6
Туркмены 39,7 33,1 36,9 -6,6 3,8 83,4 111,5
Эстонцы 46,4 28,1 17,9 -18,3 -10,2 60,6 63,7
Евреи 536,8 229,9 156,8 -306,9 -73,1 42,8 68,2
Немцы 842,3 597,2 394,1 -245,1 -203,1 70,9 66

Таблица 2

Источник: Переписи населения СССР и РФ, итоги которых размещены на сайте www.demoscope.ru

о
CD
CD

iQ

160.
белорусы и мордва. Эта же картина сохранилась и по данным переписи 2010 г.
В соответствии с лингвистической классификацией языков народы России принадлежат в основном к четырем языковым семьям: индоевропейской (81,3% населения), алтайской (8,9)%), уральской (1,7%) и кавказской (3,6%), которые, в свою очередь, делятся на группы. Около 4% жителей России, по данным переписи населения 2010 г., не указали свою национальную принадлежность.
Крупнейшей по численности является славянская группа индоевропейской семьи, к ней относится 79,5 % населения России.
Численность наиболее многочисленного среди славянских народов - русских - составила в 2010 г. 111,02 млн. чел., это 77,7% населения России. Численность русских по сравнению с 1989 г. к 2010 г. сократилась в России на 8,85 млн.. чел. Это произошло главным образом за счет естественной убыли, которую не смог компенсировать миграционный приток русских из ближнего зарубежья, который был активным в первое десятилетие после распада СССР и составил в тот период более 3 млн.. чел.
Русские расселены повсеместно, но основная их часть сосредоточена в пределах главной полосы расселения. Наиболее мононациональными являются центральные и северо-западные районы европейской части, где зародилось русское государство. Здесь доля русских в составе населения превышает 93%. В результате длительных миграций русские расселились в ареалах проживания других народов России, и теперь в большинстве республик и почти во всех автономных округах русское население численно преобладает.
Ареал расселения русского этноса не совпадает с государственными границами России. При распаде Советского Союза в 1991 г. за пределами РФ на территории других союзных республик осталось около 25 млн (около 17% всех русских СССР) этнических русских, в разное время переселившихся из России или родившихся уже на новом месте. Отличительными чертами русского населения бывших республик СССР является то, что большинство из них преимущественно городские жители и в советское время традиционно обладали более высоким, по сравнению с титульным населением союзных республик, социальным статусом.
Более всего русских за пределами России проживает на Украине. По данным переписи населения 1989 г., их было 11 млн чел., или 22% населения страны, а по последней украинской переписи (2001 г.) - млн чел. (17,3% населения Украины). Русские в Украине проживают в восточных областях, где развита тяжелая промышленность, а также в центральных и южных областях.
Много русских и в Казахстане: в 1989 г. было зафиксировано млн, или 38% населения, по казахстанской переписи 2009 г. - млн или 24% населения (главная причина уменьшения численности русских в Казахстане миграционный отток в Россию). Значительная часть русских Казахстана - потомки переселенцев царского времени, распахивавших плодородные земли Северного Казахстана, или приехавшие в 1950-х гг. осваивать целинные и залежные земли в этих же областях. В 2009 г. русские составляли весомую долю населения в Северо-Казахстанской, Восточно-Казахстанской, Карагандинской, Кустанайской, Павлодарской и Акмолинской областях.
В Белоруссии после распада СССР оказалось 1,3 млн русских, по данным переписи 2009 г., их численность сократилась до 785 тыс., в Узбекистане в 1989 г. проживало 1,6 млн, по разным данным на начало 2000-х гг. - 1,2 млн; в Киргизии - 0,9 млн, по данным переписи 2009 г. - 0,4 млн.
Особая ситуация сложилась в Латвии, где в 1989 г. из общей численности населения 2,6 млн чел. немногим менее 1 млн составляли русские. Правительство Латвии стремится сохранить ряд преимуществ для коренного населения и ограничить права «мигрантов», что, прежде всего, касается получения гражданства и возможности обучения на русском языке. Сходная ситуация сложилась и в Эстонии, хотя русских там меньше (0,5 млн, или 30%).
В других республиках бывшего СССР число оказавшихся там русских колебалось от 50 тыс. (Армения) до 500 тыс. (Молдавия), и их доля в населении значительно меньше.
К славянской группе индоевропейской семьи относятся также млн украинцев, 521 тыс. белорусов и 47 тыс. поляков. Значительная часть украинцев проживает в приграничных с Украиной областях
Черноземья и в Краснодарском крае. Аграрные переселения конца XIX - начала XX в. сформировали повышенную долю украинцев в населении Приморского края, в советский период основным направлением миграций стали северные районы нового освоения - от Воркуты до Магадана. Самой массовой была миграция в нефтегазодобывающие регионы Западной Сибири: в населении Ямало-Ненецкого автономного округа доля украинцев в 1989 г. составила 17%, Ханты- Мансийского - 12% при среднероссийском уровне - 3%. В настоящее время из-за внешних миграций и смены этнической идентичности доля украинцев в населении России снизилась до 1%, а в этих регионах до 9,4% и 6%, соответственно.
К индоевропейской семье относятся также народы германской группы - немцы (394 тыс.), проживающие в основном на юге Западной Сибири, и евреи (156 тыс.), живущие преимущественно в крупных городах европейской части страны (в населении Еврейской АО их доля составляет менее 1%). Численность этих народов за последние 20 лет существенно сократилась в связи с эмиграцией в Германию и Израиль.
В отдельную языковую группу выделены армяне, численность которых в России за 1990-е гг. выросла более чем в два раза и составила в 2002 г. 1,13 млн, к 2010 г. активный рост численности армян в России прекратился, и их численность составила 1,18 млн. Большая часть армян проживает на Северном Кавказе.
Крупнейшим народом иранской группы на территории России являются осетины (528 тыс.). На языках иранской группы говорят таджики (их в России 200 тыс.), живущие на Северном Кавказе таты (1,6 тыс.) и горские евреи (0,7 тыс.). Численность народов балтийской группы (латыши (19 тыс.), литовцы (31 тыс.) в России относительно невелика; больше молдаван (156 тыс.), язык которых относится к романской группе.
Алтайская языковая семья представлена несколькими группами, крупнейшая из которых - тюркская. Ареалы расселения народов тюркской группы расположены в Урало-Поволжье, в Сибири, на Северном Кавказе. К этой группе относится второй по численности народ России - татары (5,3 млн). В Татарстане живет 38% всех татар России, значительная их доля расселена в Башкирии, в регионах Поволжья и на юге Западной Сибири. К этой же группе относятся чуваши (1,44 млн), живущие на Средней Волге, башкиры (1,58 млн), заселяющие юг Предуралья.
На Северном Кавказе к тюркским народам относятся кумыки (503 тыс.) и ногайцы (104 тыс.), проживающие в основном в Дагестане, а также карачаевцы (218 тыс.) и балкарцы (113 тыс.). В Сибири и на Дальнем Востоке тюркская группа представлена якутами (478 тыс.), тувинцами (264 тыс.), значительно меньшими по численности хакасами (73 тыс.), алтайцами (74 тыс.), шорцами (13 тыс.), а также живущими на Крайнем Севере долганами (8 тыс.).
Из тюркских народов ближнего зарубежья в России больше всего казахов (648 тыс.), они сосредоточены в пограничных с Казахстаном регионах Урало-Поволжья и юга Западной Сибири. Среднеазиатские народы представлены узбеками (290 тыс.), киргизами (103 тыс.) и туркменами (37 тыс.). Заметно выше численность живущих в России азербайджанцев - 603 тыс., весьма широк и ареал их расселения: менее 1/3 проживают в пограничном Северо-Кавказском районе.
Монгольская группа алтайской языковой семьи представлена двумя родственными народами - бурятами (461 тыс.) и калмыками (183 тыс.), откочевавшими с юга Сибири на Нижнюю Волгу в XVII в. К тунгусо-маньчжурской группе этой же семьи относятся малочисленные народы Сибири и Дальнего Востока - эвенки (38 тыс.), эвены (22 тыс.) и амурские народы (нанайцы, ульчи и др.). Корейцы (153 тыс.) составляют отдельную языковую семью, основная их часть проживает на Дальнем Востоке.
Народы уральской семьи проживают в основном на севере европейской части России, в Волго-Вятском районе и Приуралье. В финно-угорской группе крупнейшим и наиболее широко расселенным этносом является мордва (744 тыс.), численность которой постоянно сокращается из-за ассимиляции. К этой группе относятся также удмурты (552 тыс.), марийцы (548 тыс.), коми (228 тыс.), коми-пермяки (94 тыс.) и карелы (61 тыс.). Численность карел сократилась практически на треть за последние 30 лет из-за быстро идущей ассимиляции, доля их в Республике Карелия составляет менее 7%. В России проживают 18 тыс. эстонцев и 20 тыс. финнов, совсем немного венгров, вепсов и саамов, также относящихся к этой языковой группе. За Уралом финно-угорскими народами являются ханты (31 тыс.) и манси (12 тыс.), доля которых в своем автономном округе уменьшилась до 1,5% после

массовой миграции славянского населения в ходе освоения крупнейших нефтегазовых месторождений. К самодийской группе уральской семьи относятся проживающие на Крайнем Севере ненцы (45 тыс.), малочисленные селькупы (3,6 тыс.) и нганасаны (0,9 тыс.).
Народы северокавказской языковой семьи представлены двумя группами. В северо-западной части проживают адыгейцы (125 тыс.) и родственные им кабардинцы (517 тыс.), черкесы (73 тыс.) и абазины (43 тыс.). Все они относятся к абхазо-адыгской группе. В нее входят также живущие в основном в Закавказье абхазы. Нахско-дагестанская группа объединяет народы юго-восточной части региона. Крупнейший народ Северного Кавказа - чеченцы (1,43 млн); близких к ним по языку ингушей 445 тыс. В дагестанской подгруппе самым большим по численности народом являются аварцы (912 тыс.), затем идут даргинцы (589 тыс.), лезгины (474 тыс.), лакцы (179 тыс.) и табасараны (146 тыс.), помимо них Дагестан населяют многие этносы и субэтносы (рутульцы, агулы, цахуры, удины и др.).
Крайне малочисленна чукотско-камчатская языковая семья, в нее входят чукчи (16 тыс.), коряки (8 тыс.) и ительмены (3 тыс.). Еще меньше в России эскимосов (1,7 тыс.) и алеутов (0,5 тыс.), объединенных в отдельную семью. Языки двух небольших народов (кетов и нивхов) не относятся ни к одной из существующих языковых семей и выделяются как изолированные.
Этническая структура регионов России. Из 83 регионов - субъектов Федерации - 26 составляют национально-территориальные образования: 21 республика, 1 автономная область, 4 автономных округа.
Из 21 республики России в 10 титульные народы составляют более половины всех жителей. Это большинство северо-кавказских республик: Дагестан (более 80%), Чечня (95%), Ингушетия (94%), Кабардино-Балкария (70%), Северная Осетия (65%), Карачаево- Черкесия (53%), а также Калмыкия (57%), Чувашия (68%), Татарстан (53%) и Тува (82%). Минимальные доли титульных этносов в Карелии (7,4%) и Хакасии (12%).
В автономных округах титульные народы составляют меньшинство населения. Минимальные значения из-за притоков новоселов в последние десятилетия имеют Ханты-Мансийский (2,1%) и Ямало-Ненецкий (около 6%) округа.
Рассредоточенность размещения многих народов, их интенсивные контакты между собой и особенно с русскими способствовали процессу ассимиляции («растворения» одних народов среди других). Среди финно-угорских народов наиболее рассредоточена этническая территория мордвы: 45% мордвы живет на территории Мордовии. Среди населения Мордовии мордва составляет 40%, остальное население в основном русские, немного татар и чувашей. Еще меньше доля титульной нации в Карелии: там карелы составляют 7,4% всех жителей. Численность карелов и мордвы в последние десятилетия сокращалась за счет ассимиляции среди русских.
Значение русского языка для народов России. Русским языком, по данным переписи 2002 г., владеют не только практически все живущие в России русские (99,8%), но также и представители других народов. Из 29 млн чел. нерусского населения России 27 млн чел. заявили, что они владеют русским языком. Всего по-русски говорят 98,4 % населения России.
Таким образом, подавляющее большинство населения России может общаться между собой на русском языке. Это особенно важно для регионов, где народы говорят на разных языках, например, в Дагестане, где русский язык выполняет функцию языка межнационального общения. Важно это и для других республик, где титульные народы говорят на сильно отличающихся языках, например, для Кабардино- Балкарии (где кабардинский язык относится к северокавказской семье, а балкарский - к тюркской группе алтайской семьи).
Кроме того, знание русского языка представителями нерусских народов позволяет им приобщаться к русской культуре (а через нее и к мировой), получать образование не только у себя дома, но и в любом регионе России, участвовать в решении общероссийских проблем.
В конце 1980-х гг. появились многочисленные национальные движения, поставившие своей целью возрождение родного языка и культуры. Нередко их деятельность сопровождалась усилением этноцентризма и национализма, этническими конфликтами. В борьбе российских республик за суверенитет и повышение статуса далеко не всегда главными были этнические причины. Чаще всего основной движущей силой конфликта с федеральными властями становилось стремление республиканских элит к большей независимости от Центра, для чего и разыгрывалась национальная карта.
Реальные проявления сепаратизма были наиболее сильны в Чечне, где конфликт продолжался более 10 лет. В начале 1990-х гг. заметным был сепаратизм и в Туве, которая несколько десятилетий имела собственную государственность и только в 1944 г. была присоединена к Советскому Союзу. Позитивным примером достижения компромисса между федеральными и республиканскими властями стала Республика Татарстан, первая заключившая договор о разграничении полномочий, который положил конец противостоянию.
Еще одной причиной возникновения конфликтов являются межэтнические противоречия, ставшие следствием депортаций некоторых народов в годы войны (см. раздел «Миграции населения») и неоднократного передела границ республик. Наиболее острыми стали вооруженные столкновения ингушей и осетин за Пригородный район, принадлежащий Северной Осетии, но ранее входивший в состав Чечено-Ингушской Республики. Сходные противоречия существуют и между народами Дагестана, но они разрешаются мирным путем. Изменение границ республик привело к передаче в их состав части равнинных земель, заселенных казачеством. Растущая аграрная перенаселенность республик Северного Кавказа усилила конкуренцию за землю, что приводит теперь к вытеснению русских из этих районов, нарастанию противоречий между различными этносами.
Конфликты, связанные с численным преобладанием одного из двух этносов и концентрацией власти в руках его представителей, существуют в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Несколько иные проблемы характерны для Башкирии, где башкиры до последнего времени являлись только третьим по численности после русских и татар народом (переписи 2002 и 2010 гг. зафиксировали в Башкирии уже несколько большее число башкир, чем татар).
Большинство межэтнических конфликтов имеют корни в давней и недавней российской истории, обострены этнодемографическими, экономическими проблемами, поэтому простых путей к согласию не существует. Для разрешения межэтнических проблем необходимы совершенствование национальной политики, укрепление реального федерализма, создание условий для свободного развития языков и культур, укрепление гарантий, исключающих ущемление прав граждан по этническому признаку, учет жизненных интересов малых народов при осуществлении крупных проектов на основной территории их проживания.
167
Конфессиональный (религиозный) состав населения России характеризуется абсолютным преобладанием православия. Православие исповедует подавляющее большинство верующих среди восточнославянских народов - русских, украинцев, белорусов, финно-угорских народов России - мордвы, удмуртов, марийцев, коми, коми-пермяков, карелов, ряда тюркских народов - чувашей, хакасов, якутов. Среди народов Северного Кавказа православие исповедуют лишь осетины.
Вторая по численности верующих религия в России - ислам. Его исповедуют татары, башкиры и почти все народы Северного Кавказа (кроме осетин).
Буддизм получил распространение среди монголоязычных народов - бурят, калмыков, а также среди тувинцев.
Большинство верующих среди представителей малых народностей Севера, Сибири и Дальнего Востока (ненцы, ханты, манси, шорцы, эвенки, нанайцы и др.) официально считаются православными, но в большинстве случаев они исповедуют и родоплеменные, языческие верования (шаманизм).
Число верующих сторонников других конфессий в России невелико. В последнее время отмечается активная миссионерская деятельность представителей нетрадиционных для России конфессий.
Вопросы и задания Дайте определение этноса. Опишите основные подходы к этничности. Какие вы знаете этнические процессы? Приведите примеры этни
ческих процессов. Дайте характеристику этногеографическому положению России. Укажите основные факторы изменения этнической структуры на
селения России в постсоветский период. Численность каких этносов России изменилась вследствие массо
вых этнических миграций после 1991 г.? Какие этносы России наиболее активно затронуты процессом ас
симиляции? Приведите этноязыковую классификацию этносов, проживающих
в России. Перечислите пять наиболее многочисленных народов России. Дайте характеристику этнической структуры регионов России.

168. В чем основные причины этнических противоречий? Какие религии преобладают в России?
Литература http://demoscope.ru - демографический еженедельник «Демоскоп» http://www.perepis-2010.ru - портал «Всероссийская перепись насе
ления 2010 года». http://www.gks.ru - официальный сайт Федеральной службы госу
дарственной статистики. http://www.cisstat.com - межгосударственный статистический ко
митет СНГ. http://www.iea.ras.ru - сайт Института этнологии и антропологии
РАН. http://www.ethnology.ru - сайт «Этнография народов России». http://socioline.ru - сайт «Социология по-новому».