Графика леонардо да винчи известные рисунки. Леонардо да Винчи

Экология жизни. А вы когда-нибудь задумывались, чем создавали графику, похожую на карандашную, такие мастера как Леонардо да Винчи, Ян ван Эйк или Альбрехт Дюрер?

А вы когда-нибудь задумывались, чем создавали графику, похожую на карандашную, такие мастера как Леонардо да Винчи, Ян ван Эйк или Альбрехт Дюрер? Я почему-то никогда не озадачивалась, чем же именно, пока не наткнулась на книгу Сюзан Доротеи Уайт

Среди прочих техник создания графики она рассматривает технику серебряной иглы. Я ведь была уверена, что все карандашно смотрящиеся рисунки - карандашом и сделаны. Но не тут-то было. Многие были созданы мастерами с помощью серебряной иглы. Просто с появлением удобных простых карандашей так называемую технику серебряного карандаша успешно забыли.

Leonardo da Vinci, Bust of a warrior in profile

Смысл её заключался в том, что поверхность листа или холста покрывали специальным раствором, чтобы она, поверхность, становилась несколько рыхлой. Обычно это был слой смеси из кости животных, клея на желатине, гипса, мела и яичного желтка. Гипс и яичный желток содержат серу. Поэтому когда закруглённым серебряным кончиком (тонким, как игла) процарапывали рисунок, он постепенно темнел, или становился коричневым. Просто сера вступала в реакцию с серебром. Работать нужно было очень точно. По такому базовому слою из рыхлой массы ластиком уже не поработаешь.

Сегодня у нас есть все шансы возродить технику. Для современных художников продают специальные наборы с химикалиями для базового слоя. И серебряные карандашики прилагаются, но уже попроще. Например, серебряные карандаши эпохи Возрождения были кусочками бронзы или меди. На тонко отточенный кончик наплавляли серебро. Саму ручку красиво отделывали и бАхато украшали, и даже приделывали кольцо для шнурка, чтобы такой дорогой инструмент привязывать к поясу и не терять. Вот я в глубинах инета откопала слабое подобие великолепия прошлых веков.

А это современные серебряные карандашики. Больше всего "улыбнул" след от серебряной ложки.

Смесь для базового слоя можно так же сделать из вполне доступных в худмагазинах материалов: смешать гуммиарабик с обычной цинковой гуашью.

Смотрю теперь на работы старых мастеров с ещё бОльшим уважением. Правда, если вы спросите, чем не угодил простой карандаш - я не смогу ничего ответить. Потому что лишена возможности быстро опробовать технику серебряной иглы. Но опытные люди говорят, что от серебряного карандаша на бумаге (или любой другой обработанной поверхности) выходят очень красивые эффекты, плюс удвоенное удовольствие от процесса. опубликовано

Кто видел "вживую" рисунки Леонардо да Винчи, - тот поймёт мою любовь к ним! Это восторг и упоение мастерством великого живописца! А сами рисунки - это совершенно живые лица, головки, образы... Они дышат, они волнуются от вашего взгляда, они - настоящие! Что и потрясает!
Посмотрите и обратите внимание на материал, который использовал Леонардо создавая это волшебство:

"Эскиз головы девушки", 1470-78 года. Ручка, чернила, бумага. Галерея Уффици Флоренция, Италия.

"Портрет Изабеллы де Эсте (d Este)". 1499 год. Древесный уголь, черный мел и пастель, бумагa. Лувр, Париж.
Новую технику этого изображения Леонардо называет colorire a secco (окрашивать сухим способом) и отождествляет с пастелью.

"Голова девочки". 1483 год. Серебрянный карандаш на коричневатой подготовленной бумаге. Турин (Biblioteca Reale), Италия.

"Эскиз головы Леды" (один из многочисленных эскизов к картине "Леда и Лебедь" 1510-15 года. Галерея Боргезе (Borghese), Рим, Италия).

"Эскиз головы женщины" (к картине "Мадонна Литта"). 1490 год. Серебряный карандаш на зеленоватой подготовленной бумаге. Лувр, Париж.

"Эскиз головы Святой Анны" (к картине "Св.Анна с Марией и младенцем Христом"). 1490 год. Серебряный карандаш на зеленоватой подготовленной бумаге.

"Голова женщины" (этот рисунок связывают с картиной "Мадонна с веретеном"). 1501 год. Серебряный карандаш, красный мел на розовой подготовленной бумаге. Галерея (dell Accademia), Венеция, Италия.

"Нищий". 1490 год. Серебряный карандаш на подготовленной бумаге. Лувр, Париж.

"Профиль пожилого мужчины". 1495 год. Ручка и чернила на подготовленной бумаге. Виндзор, Виндзорский замок.

"Голова человека и льва". 1503-1505 года. Красный и белый мел на розовой окрашеной бумаге. Виндзор, Виндзорский Замок.
Леонардо придерживался мнения, что лицо человека показывает его характер, и приложил много усилий для иллюстрирования этого.

"Старый и молодой". 1495-1500 года. Красный мел. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

"Старинный воин". 1472 год. Металлический карандаш (Metalpoint) на подготовленной бумаге. Британский Музей, Лондон, Англия.

"Голова мужчины". 1503-1505 года. Красный мел на бумаге. Галерея дель Академия, Венеция, Италия.

"Портрет цыгана (гротеск)". 1500-1505 года. Чёрный мел. Оксфорд.
Это самый большой, из известных, рисунок Леонардо. Считается,что на нём изображён цыганский барон. Следы уколов указывают, что рисунок готовился дпя переноса на холст.

"Сидящий старик". Ручка, чернила, бумага. Виндзор, Виндзорский Замок.

"Святой Иаков Старший" (Эскиз для "Тайной Вечери"). 1495 год. Красный мел, ручка и чернила. Виндзор, Виндзорский Замок.
Св.Иаков в оригинале имеет бороду и более длинные волосы, в рисунке Леонардо, как всегда, пытался выразить своё мнение: лицо отражает характер. Pядом с портретом - арихитектурный эскиз. Это характерно для художника: записывать идеи на любом листке.

"Мадонна с младенцем, св. Анной и Иоанном Крестителем". Пастель. Национальная галерея, Лондон.

"Автопортрет". 1514 - 1516 года. Красная сангина (мел). Национальная Галерея в Турине, Италия.

И мои любимые!
"Девушка с растрёпанными волосами (La Scapigliata)". 1508 год.

"Женская голова". Метрополитен музей, США.

Витрувианский человек - рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи примерно в 1490-92 годах как иллюстрация для книги, посвящённой трудам Витрувия, и помещённый в одном из его журналов. На нём изображена фигура обнажённого мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведёнными в стороны руками и ногами, вписанная в окружность; с разведёнными руками и сведёнными вместе ногами, вписанная в квадрат. Рисунок и пояснения к нему иногда называют каноническими пропорциями.

Это не просто один из наиболее хорошо известных рисунков Леонардо да Винчи, а наиболее растиражированное средствами массовой информации изображение. Оно часто встречается в разнообразных учебных пособиях, используется в рекламных роликах и плакатах, даже мелькает в кино – достаточно вспомнить неоднозначно принятый публикой и критикой «Код да Винчи». Такая известность обусловлена высочайшим качеством изображения и его значимостью для современного человека.


«Витрувианский человек» одновременно является шедевром изобразительного искусства и плодом научных изысканий.

Этот рисунок был создан как иллюстрация для книги Леонардо, посвященной одному из трудов Витрувия – знаменитого римского архитектора. Как и сам Леонардо, Витрувий был необычайно одаренным человеком с широчайшими интересами. Он хорошо знал механику и обладал энциклопедическими знаниями. Интерес Леонардо к этому неординарному человеку понятен, так как он сам был очень разносторонней личностью и увлекался не только искусством в разных его проявлениях, но и наукой.

Выполнение рисунка

Рисунок выполнен пером, чернилами и акварелью с помощью металлического карандаша, размеры рисунка 34,3х24,5 сантиметра. В настоящее время находится в коллекции галереи Академии в Венеции.

Витрувианский человек. Рисунок, нарисованный Леонардо да Винчи.

Роль «Витрувианского человека» в развитии искусства и расцвете итальянского Ренессанса чрезвычайно велика

. После падения Римской империи многочисленные знания предыдущих поколений о человеческих пропорциях и строении тела были утеряны и постепенно забыты. В средневековом искусстве изображения людей резко отличались от тех, что были во времена античности. Леонардо сумел продемонстрировать, как на самом деле отражается божественный замысел в строении тела человека. Его рисунок стал образцом для художников всех времен. Даже великий Ле Корбюзье использовал его для создания собственных творений, повлиявших на архитектуру всего XX века. Благодаря символичности изображения многие считают его отражением строения всего мироздания (пупок фигуры является центром окружности, что вызывает ассоциации с центром Вселенной).

Рисунок является одновременно научным трудом и произведением искусства

, также он служит примером интереса Леонардо к пропорциям.

Пропорции человеческого тела

В соответствии с сопроводительными записями Леонардо, он был создан для определения пропорций (мужского) человеческого тела, как оно описано в трактатах античного римского архитектора Витрувия (Vitruvius), который написал следующее про человеческое тело


Кроме своего огромного исторического и научного значения, «Витрувианский человек» несет и значительную эстетическую нагрузку. Рисунок выполнен тонкими точными линиями, идеально передающими человеческие формы. Созданный Леонардо образ очень выразительный и запоминающийся. Вряд ли можно найти цивилизованного человека, который не видел это изображение и не знает его автора.

Весь мир знает Леонардо да Винчи как талантливого живописца и прославленного ученого. Но всю свою сознательную жизнь итальянец страстно увлекался анатомией, а анатомический труд, который он писал на протяжении всей жизни, так и не был закончен и опубликован. Современные технологии позволили британским ученым оцифровать записки ученого, и теперь весь мир может увидеть анатомические рисунки Леонардо да Винчи, полные реалистичности и детализированные до мельчайших подробностей.

С чего все начиналось…

Еще будучи подмастерьем у знаменитого на всю Италию мастера живописи Андреа Верроккьо, юный Леонардо заинтересовался работами Антонио дель Поллайоло, первого в истории живописца, который изучал строение мышц человека. Картины Антонио, которые подробно изучал начинающий художник, стали первым шагом в познании анатомии.

Первый труд по анатомии

Первая научная рукопись по анатомии вышла из-под руки Леонардо в 1484 г., и уже тогда он перестал рассматривать анатомию как вспомогательную дисциплину к скульптуре и живописи. А вот первые анатомические наброски Леонардо да Винчи появились 6 годами ранее, в 1478 г.

Виндзорский кодекс

Огромный рукописный труд да Винчи, состоящий из 234 листов, содержит 600 рисунков, выполненных карандашом, которые касаются непосредственно анатомического строения человека. Эти эскизы начал собирать в конце XVI столетия Помпео Леони, а сейчас этот огромный труд храниться в Виндзорской библиотеке.

Разрешение на вскрытие

Наиболее активно ученый стал изучать анатомию в 1510-1511 годах, а получив разрешение на вскрытие, стал работать в больницах Северной Италии в сотрудничестве с Торре, профессиональным врачом и анатомом.

От того периода жизни великого ученого осталось более 300 рисунков, уместившихся в 13 томах рукописного труда.

Рисунок черепа

Традиционно Леонардо начал изучение анатомии с головы, и 2 апреля 1489 года на свет появился подробный рисунок человеческого черепа. Новшеством в науке было то, что художник впервые изобразил фронтальную пазуху, внеся тем самым весомый вклад в историю развития анатомии.

Большое значение Леонардо уделил изучению сердца. Он первым из врачей и анатомов того времени чётко определил его функцию и предназначение. Он оценил его как плотный мышечный орган, который питают артерии и вена.

Также он категорически выступил против деления сердца на два желудочка. Его исследования опирались на практические знания, и ученый утверждал, что этот важнейший орган разделен клапанами на четыре неравномерных отдела.

Как художника Леонардо интересовало строение человеческого тела, а особенно позвоночника и суставов. Его рисунок позвоночника настолько точен и уникален для того времени, ведь досконально изучить позвоночник ученые смогли лишь только с появлением рентгена и МРТ.

Первый из анатомистов того времени, Леонардо точно определил число позвонков человека, и четко нарисовал весь позвоночный столб.

Анатомия и механика

Увлекаясь механикой, Да Винчи уделил много внимания изучению строения мышц, и большинство его рисунков посвящены именно этой теме.

Гений ученого и художника проявился в создании стеклянной модели организма человека, на которой было наглядно видно движение крови. А вот знаменитый рисунок Витрувианского человека точно передает пропорции человеческого организма. Хотя именно Витрувианский человек хранит еще множество тайн и загадок.

Плод в чреве матери

Пожалуй, самый известный на сегодня рисунок Леонардо, на котором изображен плод в предполагаемом чреве женщины.

Отбросив в сторону некоторые неточности, художник настолько искусно изобразил зарождающуюся жизнь, что рисунок и сейчас размещают в качестве иллюстрации на страницах учебников по анатомии.

Рисунки с записями

Многие иллюстрации выступали дополнением к научным текстам, а некоторые наоборот подробно описывали все действия великого ученого. Как видно из этих записей и рисунков, именно анатомия была пристрастием художника и ученого, которой он посвятил большую часть своей яркой жизни.

Основатель динамической анатомии

В те далекие времена сложно было найти человека, который бы так досконально изучил и до мельчайших деталей знал строение человеческого тела. Все свои рисунки он сопровождал подробными комментариями, и сам того не подозревая, стал основоположником динамической анатомии.

Кроме строения мышц и скелета, изучал расположение органов чувств, хотя и заблуждался в некоторых вопросах их предназначения и расположения. Свои знания по анатомии Леонардо да Винчи великолепно воплотил в своих картинах, которые стали настоящими шедеврами живописи.

Наиболее ценны для современной науки, и, вообще понимания развития научных знаний Средневековья, представляют иллюстрации органов и частей тела человека в разрезе. Это еще раз доказывает. Что художник и ученый всегда пытался дойти до самой сути, осветить объект своего изучения со всех сторон.

Современная анатомическая наука

С позиций сегодняшних знаний, можно с уверенностью утверждать, что анатомические рисунки Леонардо да Винчи были прорывом в медицине Средневековья.

Многие ученые сейчас задаются вопросом о точности его картин, и приходят к единому мнению, что его знания по анатомии намного опережали время, и Леонардо мог увидеть то, что только сейчас открывается ученым с помощью трехмерной графики и новых технологий.

Наследие

После смерти Леонардо да Винчи все рукописи ученого унаследовал его ученик и соратник Франческо Мельци. Мельци занялся систематизацией трудов, но его знаний хватало лишь на записи по искусству.

Остальная часть наследия расползлась по частным коллекциям, и только в XVIII столетии началась систематизация трудов по анатомии и медицине. Особенно были интересны «Quaderni d’Anatomia» («Анатомические тетради») и, так называемый, «Виндзорский кодекс», опубликованный только в 1901 году.

Современность

Сегодня обширные труды по анатомии, как и другие рукописи великого человека, оцифрованы в хорошем качестве, и доступны для просмотра. Наряду с шедеврами живописи кисти мастера, анатомические рисунки также представляют большой интерес, как с эстетической, так и научной точки зрения.

В заключение

Можно долго спорить о том, какие неточности совершил да Винчи в своих анатомических рукописях, но не может не удивлять стремление ученого докопаться до самой сути, познать природу и сущность человеческого тела.

Если Вы ещё не читали статью о , размещенную на нашем сайте сайт, обязательно сделайте это! Оказывается, многие обыденные вещи, которыми мы пользуемся являются изобретениями великого мастера.

Многие научные наработки талантливого живописца, изобретателя и ученого, в том числе и великолепные, полные детализации анатомические рисунки, еще раз доказывают, что этот человек намного опередил время, в котором жил и трудился.