Иранская принцесса Анис аль Долях: мужчина или женщина на фото, что известно о жизни принцессы. Королева, принцесса, врач: три женщины, которых почитают феминистки мусульманского мира

В прошлый раз речь шла о трех главных фаворитках шаха, в этом выпуске мы продолжим знакомиться с семьей повелителя Ирана. У Насер ад-Дин Шаха было более десятка дочерей, расскажу вам о жизни четырех принцесс.

Принцесса Эсмат аль-Даула


Её мать тоже была королевской крови, Эсмат обладала сильным и независимым характером, она стала первой иранской женщиной, обучившейся игре на фортепьяно. Она любила литературу и сама пробовала себя на этом поприще.



Совсем молоденькая Эсмат (слева) рядом со старшей сестрой и с отцом (найди шаха)


Эсмат в молодости

Эсмат часто носила одежду в европейском стиле. Взгляните, Эсмат в белом платье облокотилась на балюстраду, вдали виднеется беседка, а у ног притулилась собачка - прямо образчик европейской живописи.


Принцесса Эсмат аль-Даула

У Эсмат было два сына и две дочери.


Эсмат со своей матерью* и маленькой дочкой Фахр аль-Тадж (внучкой шаха)



Эсмат аль-Даула со своей дочерью (внучкой шаха) Фахр аль-Тадж



Эсмат занимается литературой



Принцесса Эсмат аль-Даула

Она скончалась от малярии в 1905 году


Траур по Эсмат

Туран Агха Фахр аль-Даула и Туман Агха Форуг аль-Даула - дочери шаха

Младшая из принцесс (они родные сестры, от одной матери**), Фахр (1862 - 1892), интересовалась искусством, много читала, писала стихи и записала для нас любимую историю своего отца Амир Арсалан , которую шаху рассказывали перед сном. Фахр обожала шаха и часто сопровождала его в поездках по стране, а будучи в разлуке, поддерживала с отцом постоянную переписку.


Туран Агха Фахр (слева) и Туман Агха Форуг (справа)

Туран Агха Фахр скончалась ещё совсем молодой от туберкулеза. Современники отмечали изысканную и утонченную красоту дочери шаха.


Туран Агха Фахр

Старшая - Форуг (1850-1937) тоже писала стихи, она родила троих сыновей и четырех дочерей. В начале 20 века стала активно интересоваться политикой и участвовать в конституционной деятельности.


Форуг аль-Даула



Лайла Ханум (жена шаха, слева), Фахр аль-Даула (слева) и Форуг аль-Даула (в центре)
(Лайла Ханум не является матерью сестер, их мать** к тому времени уже скончалась)



Форуг аль-Даула (в центре) в костюме дервиша


веселый момент - одна из дочерей шаха и его внук



Анис-аль-Даула (первая слева в нижнем ряду), Форуг (третья слева в нижнем ряду) обнимает одну из жен шаха Лайлу Ханум, Фахр (третья слева во втором ряду)

Тадж-аль-Салтана или Захра Ханом Тадж эс-Салтане (1884 – 25 January 1936)
- самая известная дочь Насер ад-Дин Шаха от его жены Туран эс-Салтане.


Захра Ханом Тадж эс-Салтане

Тадж эс-Салтане - красавица, феминистка, писательница, оставившая воспоминания о жизни при дворе своего отца и после его убийства.
Воспоминания дошли до нас в неполной копии, и это единственное свидетельство подобного рода за авторством женщины из королевской семьи Ирана того времени.

Ранние детские воспоминания Тадж полны горечи. Она воспитывалась нянями, гувернантками и наставницами, была отделена от матери, которую видела лишь дважды в день. Если отец был в Тегеране, то раз в сутки, обычно около полудня, её на короткое время приводили с ним повидаться. В своих воспоминаниях Тадж упоминает о необходимости близкого контакта с матерью и пользе грудного вскармливания.

В возрасте семи лет девочка получает начальное образование в королевской школе, но в 1893 году она вынуждена покинуть школу и обучаться у частных наставников, некоторых из них она подробно упоминает в своей книге. Стиль и содержание мемуаров выдает её знакомство с персидской и европейской литературой и историей. Её также обучили игре на фортепьяно и таре, живописи и искусству вышивания.


Захра Ханом Тадж эс-Салтане в детстве

Когда Тадж исполнилось восемь, начались переговоры о её замужестве. В начале 1893 года, в возрасте девяти лет, Тадж эс-Салтану обручили с Амиром Хусейном Ханом Шоджа-аль-Салтане, в декабре того же года был заключен свадебный контракт. Жених тоже был ещё ребенком "вероятно, лет одиннадцати или двенадцати". Но брак не был консумирован, пара отпразновала свадьбу лишь в 1897 году, спустя год после убийства Насер ад-Дин Шаха, когда Тадж исполнилось тринадцать лет.


Неизвестный художник, Захра Ханом Тадж эс-Салтане в европейском платье

Все браки женщин из королевской семьи заключались по соображениям выгоды, речь о любви не шла. Однако Тадж с нетерпением ждала заключения брака, надеясь получить относительную независимость замужней женщины. После убийства ее отца все королевские жены с детьми были перевезены в одну из резиденций Сарвестана, где Тадж эс-Салтана чувствовала себя почти что пленницей.

Тадж ратует за брак по любви, критикуя договорные союзы, в которых совершенно не принимается во внимание благополучие супружеской пары. В первые годы супружеской жизни они с мужем были подростками, ещё игравшими в детские игры, и юная жена была оскорблена пренебрежением супруга, начавшимся почти сразу после брачной ночи. Как и большинство мужчин из знатных каджарских семей, Хусейн Хан имел много любовников - мужчин и женщин; и Тадж оправдывает свой собственный флирт и романы местью за пренебрежение и неверность супруга. Ареф Казвини , иранский поэт, композитор и музыкант - самый известный из мужчин, упомянутых в мемуарах. Он посвятил красивой дочери шаха своё знаменитое стихотворение "Ey Taj".

Тадж родила четверых детей - двух сыновей и двух дочерей, но один мальчик умер в младенчестве.


Захра Ханом Тадж эс-Салтане с детьми

Тадж также упоминает об опасном аборте, предпринятым после того, как она узнала о венерической болезни своего мужа. По иронии судьбы, физические и эмоциональные последствия аборта посчитали проявлениями истерии - диагнозом, предоставившим ей свободу покидать свой дом: "Врачи предписали выходить на улицу, дабы развеяться... в силу болезни мне предоставили некоторое смягчение обычного домашнего заточения".

Она поведала об интересе своих современников к Европе и написала в своих мемуарах: "Я безумно желала поехать в Европу". Но, в отличие от своей старшей сестры Ахтар, ей так и не удалось там побывать. Во время написания мемуаров в 1914 году, она трижды пыталась совершить самоубийство.


Тадж эс-Салтане

Проблемный первый брак в конечном итоге закончился разводом в декабре 1907 года. Тадж не обсуждает в своих мемуарах какие-либо последующие браки, но, как уже упоминалось, рукопись является неполной. Ее свободное общение с мужчинами и ее романтические (или даже сексуальные) отношения с ними, создали ей репутацию "свободной женщины" (она считалась проституткой).



Тадж эс-Салтане

В марте 1908 года Тадж повторно выходит замуж, брак продлился всего несколько месяцев, и в июле 1908 года последовал развод. В более поздние годы Тадж эс-Салтане стала активно участвовать в конституционной и феминистской деятельности. Вместе с некоторыми другими женщинами королевской семьи Ирана она была членом Женской Ассоциации во время Конституционной революции в Персии 1905-1911 гг. и боролась за права женщин.

В 1909 году она выходит замуж в третий раз, неизвестно, чем закончился этот брак, но в 1921 году Тадж описывает себя как одинокую, незамужнюю женщину.

Воспоминания рисуют нам глубокую несчастную жизнь, а серия писем, написанных Тадж различным премьерам в начале 1920-х годов, дабы восстановить свою пенсию, свидетельствует о переживаемых ею финансовых трудностях.


Тадж эс-Салтане

В 1922 году Тадж сопровождала одну из своих дочерей в Багдад, где получил назначение ее зять, сотрудник министерства иностранных дел. Она умерла в неизвестности, вероятно, в Тегеране в 1936 году.

продолжение следует

* - Princess Khojasteh Khanom Qajar "Tadj al-Dowla," aghdi
** - Khazen al-Dowla, sigheh

Источники:

Women in Iran from 1800 to the Islamic Republic, Lois Beck, Guity Nashat, University of Illinois Press, 2004

Liminalities of Gender and Sexuality in Nineteenth-Century Iranian Photography: Desirous Bodies by Staci Gem Scheiwiller, Routledge, 2016

Sexual Politics in Modern Iran by Janet Afary, Cambridge University Press, 2009

Veils and Words: The Emerging Voices of Iranian Women Writers, Farzaneh Milani, I.B.Tauris, 1992

Pivot of the Universe: Nasir Al-Din Shah Qajar and the Iranian Monarchy, 1831-1896, Abbas Amanat, I.B.Tauris, 1997

The Encyclopædia Iranica

Недавно невероятная «красота» поразила интернет. В Сети появились фото иранской принцессы, которую звали Анис аль Долях. Известно, что четвертый шах Ирана Насер ад-Дин Шах Каджар фотографировал своих жен с открытым лицом и благодаря этому до наших дней дошла информация о красоте того времени.

В последнее время по социальным сетям прокатилось много фотографий иранских принцесс, которые сопровождаются поясняющим текстом, в котором говорится, что это символ красоты Ирана тех лет.
И многие, наверное, поверили в весьма специфичные вкусы иранского правителя Насер ад-Дин Шах Каджара, потому что этих принцесс приписывают к его гарему.
Но неужели восточные красавицы выглядели именно так?


Что известно о биографии принцессы
Анис аль-Долях была любимой женой четвертого шаха Ирана Насера ад-Дина Шаха Каджара, правившего в период с 1848 по 1896 годы. У Насера был огромный гарем жен, которых он, вопреки законам Ирана той поры, фотографировал с открытыми лицами. Именно благодаря увлечению Насера ад-Дина фотоделом и его легкому отношению к строгим правилам современный мир узнал о том, какими были идеалы красоты в Передней Азии в XIX веке.


Анис аль-Долях считалась самой красивой и сексуальной женщиной той эпохи. У тучной дамы со сросшимися бровями, густыми усами и уставшим взглядом исподлобья было почти 150 поклонников. Однако Анис принадлежала только шаху. Почитателям неземной красоты аль-Долях оставалось лишь мечтать о ней, стало известно comandir.com. Некоторые мужчины, кстати, не смогли смириться со злой судьбой и наложили на себя руки из-за безответной любви, терзавшей их сердца.
В Иране XIX века женщина считалась красивой в том случае, если у нее была обильная растительность на лице и она была очень толстой. Девушек из гарема специально много кормили и практически не разрешали двигаться, чтобы те набирали вес. Анис аль-Долях отвечала всем стандартам привлекательности того времени.


Любопытный факт. Однажды Насер ад-Дин Шах Каджар во время визита в Санкт-Петербург побывал на русском балете. Шах был настолько впечатлен балеринами, что по приезду домой приказал сшить всем своим многочисленным женам юбки, напоминающие пачки. С тех пор супруги Насера ходили исключительно в коротких пышных юбчонках, круглосуточно открывающих взору их мужа аппетитные ножки в складочки.


В чем подвох?
почему эти женщины так сильно отличаются от понятия красоты того времени, о которых мы могли прочитать и даже увидеть в фильмах?
На самом деле, это не иранские принцессы, не жены шаха и… вообще не женщины! На этих фотографиях запечатлены актеры первого государственного театра, созданного шахом Насреддином, который был большим поклонником европейской культуры. Эта труппа играла сатирические пьесы только для придворных и знати. Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра.


В пьесах того времени играли только мужчины, поскольку вплоть до 1917 года иранским женщинам было запрещено выступать на сцене. Вот и весь секрет «иранских принцесс»: да, это гарем шаха, но в театральной постановке.


Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Во все времена земля полнилась всевозможными мифами, а с появлением в нашей жизни интернета правдивые и не очень истории моментально становятся известными широкой публике. Вероятно, вы уже слышали о "несравненной Анис аль-Долях", из-за которой 13 молодых людей свели счеты с жизнью, и даже видели ее фото. А что вы скажете о бабушке Мелании Трамп: похожи они с предполагаемой внучкой или все-таки нет?

сайт провел небольшое расследование и узнал, что на самом деле скрывается за некоторыми популярными интернет-историями.

Миф № 16: Иранская принцесса Каджар была символом красоты в начале XX века. 13 молодых людей покончили с собой из-за того, что она не согласилась стать их женой

Вы наверняка видели фото «принцессы Каджар» или «Анис аль-Долях» с такой подписью. Эта женщина не слишком вписывается в современные стандарты красоты даже в самом Иране, но некоторые люди полагают, что более 100 лет назад все обстояло совсем иначе.

В этом есть доля истины, однако стоит задать другой вопрос: а существовала ли такая принцесса на самом деле? И да, и нет. Женщину в наряде, напоминающем балетную пачку, звали Тадж аль-Дола , и она была женой Насер ад-Дин Шаха из династии Каджаров.

Существует мнение, будто бы на фото не настоящая жена шаха, а мужчина-актер, но, вероятно, это не более чем домыслы, потому что Тадж была реальной исторической личностью.

А вот еще одна «принцесса Каджар» (слева), фото которой вы также могли видеть с тем же самым текстом о символе красоты и 13 несчастных молодых людях. Эта дама приходилась дочерью Тадж аль-Дола и звали ее Исмат аль-Дола .

Разумеется, и мать, и дочь вовсе не были роковыми красавицами, разбивавшими сердца многочисленных поклонников. Хотя бы потому, что они жили в мусульманской стране и едва ли имели возможность общаться с посторонними мужчинами и уж тем более выбирать себе мужа.

Что касается женщины справа, то ее тоже звали Тадж и она была сестрой Исмат аль-Дола по отцу - у него, как и у многих восточных правителей, была не одна жена. Тадж аль-Салтане , также известная как Захра Ханум, вошла в историю как художник, писатель и первая феминистка Ирана, которая не побоялась снять хиджаб, надеть европейскую одежду и развестись с мужем.

Миф № 15: Никола Тесла работал инструктором по плаванию

— Prof Jeff Cunningham (@cunninghamjeff) August 29, 2017

А вот так выглядит настоящий гигантский шершень. Истинные размеры «пчелы-тигра» тоже впечатляют, но, к счастью, она не настолько огромна, как ее модель, чему мы несказанно рады.

Миф № 12: Кит, который умер из-за поедания мусора

Фото, которое многие приняли за изображение мертвого кита с кучей мусора в желудке, на самом деле является инсталляцией , созданной отделением Greenpeace на Филиппинах с целью привлечь внимание людей к проблеме загрязнения океана. Но, к сожалению, подобное случается на самом деле, причем страдают не только киты и не только в Тихоокеанском регионе, так что нам есть о чем задуматься.

Миф № 11: "Древний астронавт" на стене Нового Собора в Саламанке (Испания)

Откуда взялся астронавт на стене собора , построенного в XVI веке? Все просто: во время реставрации в 1992 году художник Джеронимо Гарсия (Jeronimo Garcia) решил изобразить что-то необычное и вырезал фигурку в скафандре, а кроме нее еще и фавна, который держит в лапе рожок с мороженым.

Миф № 10: Описание к фотографии волчьей стаи

Этот снимок также «ушел в народ» с описанием, взятым из чьей-то головы и не соответствующим действительности. Якобы первые три волка в стае - это самые старые и слабые, следующие за ними пятеро - самые сильные, в середине - остальная стая, замыкает группу еще одна пятерка сильных зверей, а позади всех идет вожак, который контролирует ситуацию.

Однако автор фото Чеддэн Хантер (Chadden Hunter) объясняет , что стая таким образом охотится на бизонов, а впереди находится вовсе не тройка самых слабых животных, а альфа-самка.

Миф № 9: Волчица защищает горло самца в драке

Вероятно, вы не раз видели эту фотографию с трогательной подписью о том, что волчица «прячется», притворяясь испуганной, а сама в это время защищает горло самца, зная, что ее в драке не тронут. Увы, и это тоже не более чем красивая сказка.

Довольно популярная фотография «без фотошопа» оказалась плодом слияния двух различных снимков. Небо было позаимствовано у голландского фотографа Марьеке Мандемакер (Marieke Mandemaker) и наложено на фото Крымского моста в Москве.

Миф № 7: "Врата рая", снятые телескопом Hubble

«Необычное фото, поразившее ученых» оказалось работой графического дизайнера Адама Феррисса (Adam Ferriss), которая, впрочем, была основана на реальном снимке туманности Омега (она же туманность Лебедь).

Вот так выглядит оригинал снимка. Кстати, эту туманность можно наблюдать в любительский телескоп - по форме она напоминает призрачного лебедя, плывущего по небу.

Миф № 6: В Китае подделывают... капусту

Кажется, мы уже привыкли к мысли о том, что в наше время можно подделать решительно все. И в самом деле, сделанная из какой-то жидкой субстанции капуста очень сильно похожа на настоящую. Неужели ее продают ничего не подозревающим покупателям? Вовсе нет.

Такая «поддельная» капуста, равно как и другие «продукты», служит всего лишь муляжом в точках общепита в Китае, Корее, Японии и некоторых других странах.

Миф № 5: Для Арнольда Шварценеггера не нашлось комнаты в отеле, и ему пришлось спать на улице рядом с собственной статуей

Не успел «Железный Арни» пошутить в своем инстаграме, поделившись этой фотографией с многозначительной подписью «Как изменились времена», как ее тут же выложили на другом ресурсе, где сочинили целую историю о том, что актера и бывшего губернатора Калифорнии не пустили в отель и ему пришлось спать прямо на земле.

Конечно, Шварценеггер не ночевал на улице. Да и фото было сделано не рядом с отелем, а около городского конференц-центра, напротив входа в который установлена статуя, изображающая молодого Арнольда в его лучшей форме.

Сорайя вошла в историю, как женщина, из-за которой король Афганистана потерял свой престол. Хотя на деле, конечно, противники короля использовали Сорайю как предлог: якобы она опозорила страну, сняв хиджаб публично, и сбивает женщин с верного пути.

Женщин «сбивала» Сорайя действительно активно, притом — при полной поддержке мужа. В своей знаменитой речи «Вы, афганские женщины…» королева заявила, что женщины составляют большинство населения Афганистана и при этом полностью выпадают из внимания. Она призвала их учиться читать и писать, а также участвовать в общественной жизни.

В 1921 году Сорайя создала организацию для защиты женщин и открыла школу для девочек возле самого королевского дворца. Тогда же мать королевы стала выпускать первый в Афганистане женский журнал, посвящённый очень широкому кругу вопросов, начиная от быта и воспитания детей и заканчивая политикой. Уже через пару лет пришлось открыть и вторую женскую школу — учениц хватало, а также больницы для женщин и детей. Муж Сорайи, падишах Аманулла, издал указ, обязавший государственных чиновников давать дочерям образование.

Выросла женщина таких передовых взглядов, конечно, не в самой традионной семье.

Сорайя была внучкой знаменитого пуштунского поэта, дочерью не менее знаменитого афганского писателя, а её мать, Асма Расия, была феминисткой по убеждениям. Правда, это не помешало ей благословить брак дочери в четырнадцать лет: именно в таком возрасте Сорайя вышла замуж за принца Амануллу. С другой стороны, принц мог иначе и не дождаться, а муж-король — замечательный шанс улучшить положение женщин в стране.


Вопреки всем обычаям, Сорайя стала единственной женой Амануллы. Когда он взошёл на престол, ей было только двадцать лет, и оба супруга были полны сил, энергии и, главное, желания, чтобы повести страну по пути прогресса. Но сначала пришлось управиться с внешнеполитическими проблемами. Сорайя сопровождала мужа по мятежным, желающим отсоединиться провинциям, рискуя своей жизнью; во время войны за независимость посещала госпитали, чтобы ободрить раненых солдат.

В то же время муж начал активно вводить Сорайю в общественно-политическую жизнь. Впервые за историю Афганистана королева присутствовала на приёмах и военных парадах, но, главное, без неё больше не обходились заседания министров. Иногда Аманулла шутил, что он, конечно, король, но правильнее будет сказать — министр при своей королеве. Уважал и обожал супругу падишах безмерно.

В 1928 году он прилюдно снял со своей королевы хиджаб и предложил всем женщинам страны сделать то же.

Именно этот поступок дал возможность клерикальным кругам (и, как полагают многие, британцам, которым не нравилось общение королевской семьи с советским правительством) подбить афганские племена на мятеж. В результате Аманулла был вынужден отречься от престола и вместе с семьёй уехать из страны.

Путь пролегал через Индию. Везде, где Аманулла выходил с родными из поезда или автомобиля, королевскую семью встречали бурные овации и крики: «Сорайя! Сорайя!» Молодая королева успела стать легендой. Там, в Индии, Сорайя родила одну из дочерей и назвала в честь этой страны. Остаток жизни бывшие король и королева провели в Италии.

Захра Ханум Тадж эс-Салтане: с короной скорби

Принцесса Захра из династии Каджар — единственная иранская принцесса девятнадцатого века, после которой остались письменные воспоминания (под названием «Корона скорби: мемуары персидской принцессы»). Её отцом был тот самый Насреддин-шах, который безудержно фотографировал обитателей своего дворца, матерью — женщина по имени Туран эс-Салтане. Захру рано отняли от матери и передали нянькам. Маму она видела дважды в день; если отец был в Тегеране, она также один раз ненадолго посещала и его.

Для своего времени шах был прогрессивным человеком и старался видеться со своими детьми. Но, конечно, детям такого внимания было мало.

С семи до девяти лет Захра училась в королевской школе, но после помолвки это стало неприличным, и девочка продолжила обучение уже во дворце, с наставниками. Да, отец устроил её помолвку в девять лет, и всего через полгода подписал за неё брачный контракт. Жениху-мужу было одиннадцать, он был сыном военачальника, союз с которым был важен шаху. По счастью, родители не настаивали на том, чтобы дети начали брачную жизнь немедленно. И Захра, и её маленький муж жили почти так же, как и до брака.

Когда Захре было тринадцать, её отца убили, а муж забрал её в свой дом и консумировал брак. Замужеством принцесса была очень разочарована. Муж-подросток заводил себе бесконечных любовниц и любовников, а жене едва уделял время хотя бы просто для бесед за обеденным столом. принцесса не чувствовала ни его любви, ни своей, и решила, что ничем ему не обязана. Тем более, что она считалась красавицей и многие мужчины мечтали о её любви.

Известно, что знаменитый иранский поэт Ареф Казвини посвятил красоте Захры своё стихотворение.

От мужа Захра родила четверых детей — двух дочерей и двух сыновей. Один из мальчиков умер во младенчестве. Когда Захра была беременна пятый раз, она узнала, что у мужа — венерическое заболевание, которое может серьёзно повлиять на развитие плода. Она решилась на аборт — в то время очень опасная процедура, и чисто физически, и по возможным последствиям. После аборта ей было так дурно, что врачи решили, будто у неё истерия, и предписали ей почаще выходить из дома на прогулки. Именно на этих прогулках, как считается, она начала заводить романы. Одновременно Захра добивалась развода с нелюбимым мужем.

После развода она ещё дважды была замужем, но неудачно. Мужчины в Иране того времени мало отличались друг от друга: могли цветисто ухаживать, но, заполучив женщину, просто начинали ухаживать за другой. С учётом того, что Захра ещё и демонстративно отказывалась носить хиджаб, репутация у неё сложилась в иранском высшем обществе ужасная.

За глаза (а иногда и в глаза) её звали шлюхой.

Разочаровавшись в попытках раствориться в семейной жизни, Захра начала участвовать в общественной. Во время Конституционной революции в Иране она вошла, вместе с некоторыми другими принцессами, в Женскую Ассоциацию, среди целей которой было всеобщее женское образование и нормальный доступ к медицине. Увы, но в итоге она умерла в нищете и безвестности, и никто даже не может назвать точное место её смерти.

Фаррухру Парса: вскормившая своих убийц

Одна из первых женщин-врачей Ирана, первая и последняя женщина-министр в стране, Парса была расстреляна после Исламской революции. Иронично, но лидеры революции получили своё образование в университетах, открытых в Иране именно Парса, и учились за счёт её ведомства. Понимали они это или нет, но благодарности в их действиях не прослеживается ни на грош.

Мать Фаррухру, Фахре-Афаг, была редактором первого женского журнала в Иране и боролась за право женщин на образование. За активность была наказана: сослана вместе с мужем, Фаррухдином Парсой, в город Кум под домашний арест. Там, в ссылке, и родилась будущая министр. Её назвали в честь отца.

После смены премьер-министра семье Парса разрешили вернуться в Тегеран, и Фаррухру смогла получить нормальное образование. Она выучилась на врача, но работала учительницей биологии в школе имени Жанны д’Арк (для девочек, конечно). Фаррухру активно продолжала дело матери и стала известной в Иране персоной. В неполные сорок лет её избрали в парламент.


Её муж, Ахмад Ширин Сохан, был настолько же удивлён, насколько и горд.

Будучи членом парламента, она добилась права голоса для женщин, а вскоре, став министром образования, получила возможность застраивать страну школами и университетами, дав возможность учиться девочкам и мальчикам из бедных семей. Духовные школы министерство Парса тоже субсидировало.

Благодаря активности Парса и других феминисток, в стране действовал закон «О защите семьи», регулировавший процедуру развода и поднявший брачный возраст до восемнадати лет. Вслед за Фаррухру многие женщины решились на карьеру чиновника. После революции брачный возраст упал обратно до тринадцати лет, а возраст уголовной ответственности для девочек — до девяти (для мальчиком он наступает в четырнадцать).


Перед казнью низложенная министр написала детям письмо со словами: «"Я — врач, поэтому смерти я не боюсь. Смерть — всего лишь мгновение и не более того. Я скорее готова встретить смерть с распростёртыми объятиями, чем жить в позоре, будучи насильно укрытой покрывалом. Я не преклоню колена перед теми, кто ожидает, что я почувствую раскаяние в полувеке моей борьбы за равенство мужчин и женщин»

Ещё одна грустная история женщины Востока:

"В соцсетях иногда всплывает мем -- корпулентная женщина ближневосточного типа с заметными усиками и в хиджабе и комментарий: персидская принцесса из за любви к которой 13 молодых людей покончило с собой. И само собой, в комментариях сплошной ябневдул. Но это все ложь и чушь, и как всегда никто не интересуется реальным живым человеком, потому что человек этот женщина. Вот я вам про нее и расскажу.

Итак, принцесса Захра Ханум Тадж аль Султане из династии Каджар, правившей Ираном с 1785 по 1925 год. Родилась в 1883 году в Тегеране. Отец -- Насреддин-шах, мать Туран аль Султане. Росла в гареме, очень редко видела родителей. Ее обучали на дому -- грамоте, молитвам, вышиванию, игре на персидских музыкальных инструментах, и как кивок современности -- на пианино. В девять лет была помолвлена. Жениху было одиннадцать. Он был сыном влиятельного военоначальника, чьей поддержкой хотел заручиться Насреддин-шах.

Захра Ханум Тадж прожила интересную жизнь и написала объемные мемуары. Она добилась развода с мужем, не желая терпеть его измены, что для того времени и того общества. было неслыханным. Она первой при шахском дворе открыла лицо и стала носить европейскую одежду. После развода она еще дважды побывала замужем и ей посвящал стихи известный поэт Ареф Казвини. Она держала первый в Тегеране литературный салон, где собирались смотрящие в сторону запада интеллектуалы. Она была одной из основательниц первой феминистской организации в Иране, Лиги освобождения женщин, около 1910-ого года.

Захра Ханум Тадж никогда не выезжала из Ирана за исключением поездки с младшей дочерью в Багдад. Она умерла в Тегеране в 1936. Ее мемуары были изданы в 1996 под названием "Корона скорби: мемуары персидской принцессы от гарема до современности 1884-1914"
Из ФБ Rina Gonzalez Gallego

"Тадж эс-Салтане - красавица, феминистка, писательница, оставившая воспоминания о жизни при дворе своего отца и после его убийства.

Воспоминания дошли до нас в неполной копии, и это единственное свидетельство подобного рода за авторством женщины из королевской семьи Ирана того времени.

Ранние детские воспоминания Тадж полны горечи. Она воспитывалась нянями, гувернантками и наставницами, была отделена от матери, которую видела лишь дважды в день. Если отец был в Тегеране, то раз в сутки, обычно около полудня, её на короткое время приводили с ним повидаться. В своих воспоминаниях Тадж упоминает о необходимости близкого контакта с матерью и пользе грудного вскармливания.

В возрасте семи лет девочка получает начальное образование в королевской школе, но в 1893 году она вынуждена покинуть школу и обучаться у частных наставников, некоторых из них она подробно упоминает в своей книге. Стиль и содержание мемуаров выдает её знакомство с персидской и европейской литературой и историей. Её также обучили игре на фортепьяно и таре, живописи и искусству вышивания.

Когда Тадж исполнилось восемь, начались переговоры о её замужестве. В начале 1893 года, в возрасте девяти лет, Тадж эс-Салтану обручили с Амиром Хусейном Ханом Шоджа-аль-Салтане, в декабре того же года был заключен свадебный контракт. Жених тоже был ещё ребенком "вероятно, лет одиннадцати или двенадцати". Но брак не был консумирован, пара отпразновала свадьбу лишь в 1897 году, спустя год после убийства Насер ад-Дин Шаха, когда Тадж исполнилось тринадцать лет.

Все браки женщин из королевской семьи заключались по соображениям выгоды, речь о любви не шла. Однако Тадж с нетерпением ждала заключения брака, надеясь получить относительную независимость замужней женщины. После убийства ее отца все королевские жены с детьми были перевезены в одну из резиденций Сарвестана, где Тадж эс-Салтана чувствовала себя почти что пленницей

Тадж ратует за брак по любви, критикуя договорные союзы, в которых совершенно не принимается во внимание благополучие супружеской пары. В первые годы супружеской жизни они с мужем были подростками, ещё игравшими в детские игры, и юная жена была оскорблена пренебрежением супруга, начавшимся почти сразу после брачной ночи. Как и большинство мужчин из знатных каджарских семей, Хусейн Хан имел много любовников - мужчин и женщин; и Тадж оправдывает свой собственный флирт и романы местью за пренебрежение и неверность супруга. Ареф Казвини, иранский поэт, композитор и музыкант - самый известный из мужчин, упомянутых в мемуарах. Он посвятил красивой дочери шаха своё знаменитое стихотворение "Ey Taj"."

Тадж родила четверых детей - двух сыновей и двух дочерей, но один мальчик умер в младенчестве.

Тадж также упоминает об опасном аборте, предпринятым после того, как она узнала о венерической болезни своего мужа. По иронии судьбы, физические и эмоциональные последствия аборта посчитали проявлениями истерии - диагнозом, предоставившим ей свободу покидать свой дом: "Врачи предписали выходить на улицу, дабы развеяться... в силу болезни мне предоставили некоторое смягчение обычного домашнего заточения".

Она поведала об интересе своих современников к Европе и написала в своих мемуарах: "Я безумно желала поехать в Европу". Но, в отличие от своей старшей сестры Ахтар, ей так и не удалось там побывать. Во время написания мемуаров в 1914 году, она трижды пыталась совершить самоубийство.

Проблемный первый брак в конечном итоге закончился разводом в декабре 1907 года. Тадж не обсуждает в своих мемуарах какие-либо последующие браки, но, как уже упоминалось, рукопись является неполной. Ее свободное общение с мужчинами и ее романтические (или даже сексуальные) отношения с ними, создали ей репутацию "свободной женщины" (она считалась проституткой).

В марте 1908 года Тадж повторно выходит замуж, брак продлился всего несколько месяцев, и в июле 1908 года последовал развод. В более поздние годы Тадж эс-Салтане стала активно участвовать в конституционной и феминистской деятельности. Вместе с некоторыми другими женщинами королевской семьи Ирана она была членом Женской Ассоциации во время Конституционной революции в Персии 1905—1911 гг. и боролась за права женщин.

В 1909 году она выходит замуж в третий раз, неизвестно, чем закончился этот брак, но в 1921 году Тадж описывает себя как одинокую, незамужнюю женщину.

Воспоминания рисуют нам глубокую несчастную жизнь, а серия писем, написанных Тадж различным премьерам в начале 1920-х годов, дабы восстановить свою пенсию, свидетельствует о переживаемых ею финансовых трудностях.

В 1922 году Тадж сопровождала одну из своих дочерей в Багдад, где получил назначение ее зять, сотрудник министерства иностранных дел. Она умерла в неизвестности, вероятно, в Тегеране в 1936 году."