Песни фронтовых дорог - сценарии - ассоль. Сценарий литературно музыкальной композиции «письма с фронта

Сценарий праздничной программы, посвященной Дню Победы «Музыка фронтового письма».

Сцена оформлена в виде солдатского привала (дерево, пеньки, костер, котелок, каска, винтовка).

Ведущая:
На дорогах России звенят ковыли,
Словно колокол памяти бьется вдали,
И играет заря поутру в небесах
Снова мир и война у людей на весах
Много лет промелькнуло с той грозной войны
Не вернулись домой дорогие сыны,
Но мы помним о них и доныне скорбим
Фотографии старые дома храним.
В каждой нашей семье есть, кого вспоминать,
Кто навеки остался в степях воевать
Ну, а те, кто вернулся и выжил тогда
Стали в жизни опорой для нас навсегда.
На дорогах России звенят ковыли…
Про печальную дату напомнят они.

Добрый день! 9 мая – День Победы! И, конечно же, сегодняшняя программа посвящена солдатам, не жалевшим самого дорогого – своих жизней! Лишь бы она пришла…Победа. И о тех, кто любил, верно ждал и отчаянно трудился, только чтобы она приблизилась…Победа.
И они писали письма друг другу, такие живые, такие трогательные. Как приятно видеть светящиеся глаза солдата, получившего весточку из дома. Маленькие солдатские треугольники способны в одну минуту победить усталость, снять боль, поднять настроение и придать сил для дальнейшей борьбы, борьбы за победу.

(Выходят 3 солдата, размещаются на привале и пишут письма)

Солдат 1: Здравствуй, моя Варя!
Солдат 2: Дорогая, Маша!
Солдат 3: Любимая Сонечка!
Солдат 1: Я счастлив, что у меня есть ты, Варя.
Солдат 2: Ты поддерживала меня всегда…
Солдат 3: ….и здесь. Спасибо тебе, моя родная!…

(Появляются 3 девушки с развернутыми письмами в руках)

Девушка 1: Спасибо тебе, родная! Человек старит, а небо вечно молодое…
Девушка 2: …как твои глаза, в которые можно долго смотреть…
Девушка 3: … и любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Солдат 1: Пройдет время, люди залечат свои раны…
Солдат 2: …построят новые города…
Солдат 3: … вырастят новые сады, другие песни будут петь…
Девушка 1: …другие песни будут петь. У нас вырастут красивые дети..
Девушка 2: …мы будем любить друг друга…
Девушка 3: …и жить счастливо. Жди меня!
Солдат 1: Твой Иван.
Солдат 2: Целую. Шурик.
Солдат 3: Алешка.

(С письмами уходят)

Ведущий: За них, любимых и родных шли в бой русские солдаты и офицеры. Свет и тепло родного дома бережно хранили в памяти. А песни тех лет о любви и верности мы поем до сих пор.

Исполняется песня:
Слова Я. Галицкий, музыка Г. Петербургский «Синий платочек»

Ведущий: Солдат России! Ты насмерть стоял на рубежах нашей Родины, вез хлеб в блокадный Ленинград, погибал, спасая миллионы жизней. Сквозь время говорят с нами те, кто уже не вернется, никогда не обнимет своих родных и близких, любимых, детей и внуков. Никогда. Как это страшно!:

Слова И. Шаферана, музыка М. Минков «Мой милый, если б не было войны»

На сцену выходит Солдат, усаживается на полянке, чтобы написать письмо матери. Одновременно к столику перед сценой выходит Мать и садится за стол. Разворачивает солдатский треугольник, читает:

Солдат: Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры-
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Мать: В холодной ночи под неласковым небом

И вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду.

Солдат: и чем бы в пути мне война не грозила
Ты знай: я не сдамся, по куда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Мать: Я вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду
В холодной ночи под неласковым небом,
Склонившись к тебе, я песню спою.

Солдат: Мама, пускай ты не сражалась на войне,
Но я могу сказать без колебания,
Что кровь детей, пролитая в огне,
Дает навеки воинское званье!
Ведь нам, в ту пору молодым бойцам,
Быть может, даже до конца не снилось,
Как трудно было из-за нас отцам,
И что в сердцах у матерей творилось.

Слова Р.Рождественский, музыка О.Фельцман «Баллада о красках»

Ведущая: Казалось бы, все тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…Тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале,в бою…Советский воин освобождал солдата от фашистов не только Родину своих предков, свою родину, но прошел победным маршем по Европе, благодарные жители которой ставили нашим солдатам памятники.

Исполняется песня:
Слова К. Веншенкин, музыка Э. Колмановского «Алеша»

Выходят дети.

1-й: Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел
Только б смех наш веселый звенел.

2-й: Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились,
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

3-й: Вы нам оставили ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу и ласковый хлеб на столе,
Вы нам оставили самое главное в жизни-
Радость учебы на мирной, счастливой земле.
Ведущий:
Отгремела война солнечным днем сорок пятого
И победный салют засиял над огромной страной
Всех, кто бил беспощадно фашиста проклятого
Породнил День Победы той счастливой весной.
Слезы, радости, смех, поцелуи, объятия…
Все слилось воедино в том восторге любви!
Люди были пьяны от великого счастья,
Что от рабства родную страну сберегли.
Сколько мирных весен с тех пор отзвенело,
Но никто не забыт, кто убит в той жестокой войне
И глядят с фотографий открыто и смело
Те, кого с нами нет уж на нашей земле.
Слава вечная вам, и живущим, и павшим
Не жалевшим себя ради нас в жесточайших боях
Свои жизни за нашу свободу отдавшим,
За свой дом, что в недолгих вам виделся снах.

Закончилась война, страна поднималась из руин. Разруха уходила в прошлое, вместо нее приходила светлая, страстная надежда в лучшее будущее. Люди продолжали жить, любить и,конечно же,петь. Давайте мы вспомним одну из любимых послевоенных песен.

Слова В. Лебедев-Кумач, музыка Дм.. и Дан. Покрасс «Москва майская»

Ведущая: Прошли годы и уже сыновья и внуки тех, кто отвоевал победу в Великой Отечественной войне выполняют свой воинский долг.
Афган, Приднестровье, Карабах, Чечня, Южная Осетия…немало их было,так назыаемых горячих точек
Другая страна. Другие песни. А солдат, он всегда – солдат.

Исполняется песня:
Слова С.Сашин, музыка К. Брейтбург «Русский парень»

Ведущий: Другая страна. Другие песни. Но так же и в ту далекую войну солдат ждал писем. От близких, друзей, любимых!

Исполняется песня «Напиши мне письмо»

Ведущий: Очень непросто выполнять свой воинский долг вдали от близких и любимых. Атмосфера в солдатском коллективе как и в любом другом складывается из правильно расставленных ориентиров в общении друг с другом, умение видеть главное и не зацикливаться на мелочах. Ценить лучшие человеческие качества и просто дружить. А все это, как говорится, родом из детства.

Слова В. Шаинского, музыка М. Танича «Когда мои друзья со мной»

Ведущий: Конечно, на этой оптимистичной ноте можно было бы и закончить программу. Но..программа посвящена Дню Победы и было бы странно, если бы в завершении нашего концерта вы не услышали знаменитую песню.

Исполняется песня:
Слова В. Харитонов, музыка Д. Тухманов «День Победы»

Ведущий: А вот теперь мы спокойно можем завершить нашу программу. С праздником вас всех! С Победой! Добра вам, благополучия, здоровья и, конечно же, мирного неба над головой!

Сценарий праздничной программы, посвященной Дню Победы «Музыка фронтового письма».

Марш детей, упражнения с флажками.

Сцена оформлена в виде солдатского привала (дерево, пеньки, костер, котелок, каска, винтовка).

Видео «Письмо с фронта»

Ведущая:
На дорогах России звенят ковыли,
Словно колокол памяти бьется вдали,
И играет заря поутру в небесах
Снова мир и война у людей на весах
Много лет промелькнуло с той грозной войны
Не вернулись домой дорогие сыны,
Но мы помним о них и доныне скорбим
Фотографии старые дома храним.
В каждой нашей семье есть, кого вспоминать,
Кто навеки остался в степях воевать
Ну, а те, кто вернулся и выжил тогда
Стали в жизни опорой для нас навсегда.
На дорогах России звенят ковыли…
Про печальную дату напомнят они.

Добрый день! 9 мая – День Победы! И, конечно же, сегодняшняя программа посвящена солдатам, не жалевшим самого дорогого – своих жизней! Лишь бы она пришла…Победа. И о тех, кто любил, верно ждал и отчаянно трудился, только чтобы она приблизилась…Победа.
И они писали письма друг другу, такие живые, такие трогательные. Как приятно видеть светящиеся глаза солдата, получившего весточку из дома. Маленькие солдатские треугольники способны в одну минуту победить усталость, снять боль, поднять настроение и придать сил для дальнейшей борьбы, борьбы за победу.

(Выходят 3 солдата, размещаются на привале и пишут письма)

Ведущий. Шли солдаты на запад

По дорогам войны.

Выпадал среди залпов,

Может, час тишины.

И тогда на привале,

Опустившись в окоп,

Люди письма писали

Тем, кто был так далек.

На сцене вокруг костра сидят солдаты, тихо поют песню «В землянке» (муз. К. Листова, стихи А. Суркова).

Солдат. Что, ребята, носы повесили? Смотрите, почта идет!

(Входит почтальон.)

Почтальон. Здравствуйте, товарищи бойцы! Это я на третью батарею попал? Да? В таком случае для вас здесь ворох писем и груда телеграмм. От сестер, братьев, невест и мам. Сколько их! Из самых разных мест.

Вам от друга телеграмма,

Вам письмо прислала мама,

Вам от брата, вам от деда,

Вам открытка от соседа.

Это вам. А это вам.

Почтальон (подсаживается к костру).

Боец. А помните, друзья, какое нежное русское имя дали солдаты грозному оружию войны – «Катюша».

Солдат 1: Здравствуй, моя Варя!
Солдат 2: Дорогая, Маша!
Солдат 3: Любимая Сонечка!
Солдат 1: Я счастлив, что у меня есть ты, Варя.
Солдат 2: Ты поддерживала меня всегда…
Солдат 3: ….и здесь. Спасибо тебе, моя родная!…

(Появляются 3 девушки с развернутыми письмами в руках)

Девушка 1: Спасибо тебе, родная! Человек старит, а небо вечно молодое…
Девушка 2: …как твои глаза, в которые можно долго смотреть…
Девушка 3: … и любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.
Солдат 1: Пройдет время, люди залечат свои раны…
Солдат 2: …построят новые города…
Солдат 3: … вырастят новые сады, другие песни будут петь…
Девушка 1: …другие песни будут петь. У нас вырастут красивые дети..
Девушка 2: …мы будем любить друг друга…
Девушка 3: …и жить счастливо. Жди меня!
Солдат 1: Твой Иван.
Солдат 2: Целую. Шурик.
Солдат 3: Алешка.

(С письмами уходят)

Ведущий: За них, любимых и родных шли в бой русские солдаты и офицеры. Свет и тепло родного дома бережно хранили в памяти. А песни тех лет о любви и верности мы поем до сих пор.

Исполняется песня:
Слова Я. Галицкий, музыка Г. Петербургский «Синий платочек
»

Солдат: братцы, смотрите-ка к нам артисты приехали!

Концерт для солдат: дети исполняют..

Ведущий: Солдат России! Ты насмерть стоял на рубежах нашей Родины, вез хлеб в блокадный Ленинград, погибал, спасая миллионы жизней. Сквозь время говорят с нами те, кто уже не вернется, никогда не обнимет своих родных и близких, любимых, детей и внуков. Никогда. Как это страшно!:

Слова И. Шаферана, музыка М. Минков «Мой милый, если б не было войны»зкучит в записи…

На сцену выходит Солдат, усаживается на полянке, чтобы написать письмо матери. Одновременно к столику перед сценой выходит Мать и садится за стол. Разворачивает солдатский треугольник, читает:

В фоновом сопровождении песни «Молитва матери»

Презентация «Молитва матери»

Солдат: Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет!
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры-
Ты здесь, ты со мной, родная моя!

Мать: В холодной ночи под неласковым небом
И вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду.

Солдат: и чем бы в пути мне война не грозила
Ты знай: я не сдамся, по куда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

Мать: Я вместе с тобою к далеким победам
Солдатской дорогой незримо пройду
В холодной ночи под неласковым небом,
Склонившись к тебе, я песню спою.

Солдат: Мама, пускай ты не сражалась на войне,
Но я могу сказать без колебания,
Что кровь детей, пролитая в огне,
Дает навеки воинское званье!
Ведь нам, в ту пору молодым бойцам,
Быть может, даже до конца не снилось,
Как трудно было из-за нас отцам,
И что в сердцах у матерей творилось.

Ведущая: Казалось бы, все тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен…Тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе, на привале,в бою…

Попурри на тему военных песен

Выходят дети.

1-й: Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел
Только б смех наш веселый звенел.

2-й: Чтоб навек все сердцами сроднились,
Доброте чтобы все научились,
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.

3-й: Вы нам оставили ясное небо Отчизны,
Дом, и дорогу и ласковый хлеб на столе,
Вы нам оставили самое главное в жизни-
Радость учебы на мирной, счастливой земле.

Дети исполняют песню….с шарами

Ведущий:
Отгремела война солнечным днем сорок пятого
И победный салют засиял над огромной страной
Всех, кто бил беспощадно фашиста проклятого
Породнил День Победы той счастливой весной.
Слезы, радости, смех, поцелуи, объятия…
Все слилось воедино в том восторге любви!
Люди были пьяны от великого счастья,
Что от рабства родную страну сберегли.
Сколько мирных весен с тех пор отзвенело,
Но никто не забыт, кто убит в той жестокой войне
И глядят с фотографий открыто и смело
Те, кого с нами нет уж на нашей земле.
Слава вечная вам, и живущим, и павшим
Не жалевшим себя ради нас в жесточайших боях
Свои жизни за нашу свободу отдавшим,
За свой дом, что в недолгих вам виделся снах.

Сегодня мы вновь прикоснулись сердцем к истории нашей страны, к ее прошлому, и может быть нам удалось почувствовать, каким оно было….фронтовое письмо.

Песня «Письмо с фронта» исполняют педагоги …

(в руках зажженные свечи) на последнем припеве все одетые в солдатскую форму тихо уходят на задний план), свечи оставляют на полу…

Минута молчания…

звучит песня:
Слова В. Харитонов, музыка Д. Тухманов «День Победы»

Ведущий: С праздником вас всех! С Победой! Добра вам, благополучия, здоровья и, конечно же, мирного неба над головой! Приглашаем наших гостей, по фронтовому обычаю, отведать на нашем импровизированном привале солдатской каши!

Ирина Панфиленко

Цель : создание условий для обогащения детей знаниями о ВОВ, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою семью.

Задачи : Расширять и систематизировать знания детей о ВОВ. Формировать нравственно-патриотические качества : храбрость, мужество, стремление защищать свою Родину. Способствовать формированию у детей интереса к истории своей семьи, своего народа. Воспитывать в детях бережное отношение к семейным фотографиям и наградам, уважительное отношение к старшему поколению.

Действующие лица взрослые : солдат, жена с грудным ребенком (кукла) в тылу, женщина нашего времени, 2 ведущих.

Декорации : Сцена поделена на 3 части : в правом дальнем углу имитации комнаты дома ВОВ :, стол, керосиновая лампа, фотография мужа, кувшин с водой, металлическая кружка, черная шаль. В левом дальнем углу : блиндаж; в левом ближнем углу сундук в котором лежит старый пиджак.

Материал : фонарик, треугольные письма 2 , видео презентация фотографий военных лет, планшет для солдата в котором лежит бумага, карандаш, кисет, ТСО (нарезка песен о войне музыка для чтения стихов, минусовка песни «Фронтовое письмо » ,

Картина № 1 Звучит фонограмма, появляется солдат, садится и пишет письмо домой , достает кисет и делает самокрутку. Закуривает и дописывает письмо .

Картина № 2 Звучит песня «Любовь порой не возвращается» . Молодая женщина подходит к столу, зажигает керосиновую лампу, закачивает младенца, достает письмо , читает. На припеве женщина бежит на встречу к солдату, но не могут они встретиться. Она надевает черный платок и возвращается в дом.


Картина № 3. Выходит молодая женщина с фонариком в руке (осматривает чердак, подходит к сундуку. Достает из него старый пиджак с кармана, которого выглядывает письмо . Достает письмо треугольник , садится на сундук и читает его. В это время демонстрируется видео с фотографиями военных лет.

Картина № 4. По окончанию показа слайдов все герои встают.


Современость : Что в память о войне осталось нам ,

О той Великой и Священной? –

Тела да прах погибших, пополам

В могилах братских погребенных;

Рассказы, фильмы, хроника, стихи

Людей простых и знаменитых

Про подвиги солдат и про грехи

Иуд, что кровью их умыты.

Ещё остались письма с той войны ,

Что испытал народ когда-то ….

Вдова : .Фронтовое письмо , не молчи, расскажи

О жестокой войне и о времени том ,

Как сражался солдат, как в окопах он жил,

Как страдал и мечтал, как любил отчий дом.

Солдат : Когда ты в месте незнакомом,

Воюешь на передовой,

Так хочется связаться с домом,

Письмо отправить , что живой.

Современность : И в перерывах между боем,

От зноя спрятавшись в блиндаж,

Писал солдат, что стал героем,

В руке сжимая карандаш.

К ним выходят двое ведущих, читают письма :

ВЕД 1 : …Мой дед на фронте тоже воевал,

И, раненный на поле боя,

В 42-ом любовь он повстречал,

Спасённый юной медсестрою.

Потом санбат. И снова воевал…

Уже влюблённый и любимый

Анюте с фронта в письмах он писал ,

Что наш народ – непобедимый!

Он ей писал о том, как долго ждал

Заветный жёлтенький листочек,

Как в трудную минуту согревал

Её знакомый милый почерк.

Он ей писал :

«Я жив! Я не убит!

Я знаю : мы пройдём, прорвёмся!

Я твёрдо верю : будет враг разбит,

И мы с победою вернёмся!

Ты только жди, надейся и поверь,

Что, у меня пока есть силы,

Не сосчитает враг своих потерь! –

Я буду гадам рыть могилы …

Но если выйдет так, что не вернусь,

А упаду на бранном поле, -

Пред смертью помолюсь … перекрещусь …

Шепну : «На всё Господня воля …»

Прости меня, родная, и смахни

С красивых глаз слезу живую.

Мне снова в бой … Рассветные огни …

Люблю. Скучаю. Жди. Целую».

…Ну, вот и всё. Окончен этот бой,

И звоном тишина застыла.

А дед мой в том бою обрёл покой

И там же – вечную могилу.

И долго строчки этого письма

Меня до боли будут ранить,

Как Жизнь и Смерть, как траурная тьма,

С войны оставшись мне на память.

Вед. 2 : А я читаю письмо , что уже пожелтело с годами,

На конверте в углу номер почты стоит полевой.

Это дед мой писал жене своей Анне

Перед тем, как идти в свой последний решительный бой.

«Дорогая моя, на переднем у нас передышка,

Спят в окопах друзья, тишина на крутом берегу.

Дорогая, поцелуй ты покрепче сынишку,

Знай, что вас от беды я всегда сберегу».

Я читаю письмо , и как будто все ближе и ближе

Тот тревожный рассвет тяжесть тех навалившихся бед.

Я читаю письмо , и сквозь годы отчетливо слышу

Я сейчас те слова, что сказал перед боем мой дед.

Я читаю письмо , а за окнами солнце смеется,

Новостройки растут, и сердца продолжают любить.

Я читаю письмо и уверена , если придется,

Все, что сделал мой дед, я сумею всегда повторить.

Все герои и ведущие выстраиваются в одну линию исполняют песню "Треугольный конверт".


1.–А Сколько писем солдатских

С той последней войны

До сих пор адресатам

Так и не вручены

2. Может, нет адресата

И писавшего нет.

Так кого же он ищет

Треугольный конверт

2. Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная повесть

Повесть в несколько строк

"Мол, воюю на совесть.

Слушай мамку, сынок. "

3. Желтым пеплом покрыла

Треугольники осень

Строчки ливнями смыты

Словно вдовьей слезой

И слова уже стали

Неразборчивы очень

Но до боли понятен

Смысл тех писем простой

Поет :

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная радость

Треугольная грусть

Уцелевших три слова

"Я Маруся, вернусь. "

Мы хотим, чтобы знали

Люди нашей страны

Эти письма писали

Нам солдаты с войны

Это так завещали

Все сполна любить

Что они защищали

И смогли защитить

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольник бумажный

Есть мечты и держись

Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ. кажись!"

Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ. кажись!"

" Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ. !

.Вед :. Кто был на фронте, верно, испытали,

Что означают письма для бойца ,

Как эти письма биться заставляли

В сраженьях огрубевшие сердца.

Как их с волненьем люди ожидали,

От них порою увлажнялся взгляд.

Настанет день – придумают медали

Литературно-музыкальная композиция

«Письма с фронта - безмолвные свидетели войны»

Цель: Воспитание исторической грамотности и чувства патриотизма у подрастающего поколения. Масштабы трагедии Великой Отечественной войны и величие подвига советского народа.

Задачи:

    Донести мысль о необходимости преемственности поколений.

    Отработка публичного выступления перед зрителями.

    Раскрытие творческих способностей обучающихся.

Оборудование:

Участники:

    Музыка. Видео.

Ведущий. Не обожженные сороковыми, Сердцами вросшие в тишину,

Конечно, мы смотрим глазами иными На эту больную войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам О горьком, победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум Дорогой страдания пройти.

Ведущая. И мы разобраться обязаны сами В той боли, что мир перенес.

Конечно, мы смотрим иными глазами, но… такими же, полными слез.

    Песня «О той весне».

    На сцене девушки с треугольными письмами в руках.

Девушка 1. Прошло уже более 70 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах…

Девушка 2. Мы, живущие сейчас, не имеем права забывать ужасы той войны, чтобы она не повторилась вновь.

Девушка 3. Мы не имеем права забывать тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…

Девушка 4. Но, все меньше остается тех, кто может рассказать, о чем думал, что видел, что чувствовал солдат, готовясь к атаке или выходя из боя.

Девушка 5. Теперь, чтобы воссоздать обстановку незабываемых дней Великой Отечественной, мы все чаще обращаемся к документам тех лет.

Девушка 1. И самые достоверные и откровенные из них – письма фронтовиков в родной дом

Девушка 2. Письма с фронта…Документы, над которыми не властно время. Их писали в зной и в стужу натруженные руки солдат, не выпускавшие оружия. Эти документы хранят горячее дыхание боя.

Девушка 3. Эти письма – ниточка, связывающая наше поколение с теми далекими годами. И пусть будет сегодня чтение этих живых строк войны данью преклонения перед светлой памятью тех, кто их писал…

    Композиция «Фронтовые письма».

Ведущий. Эти письма эпохи войны, Что хранятся в семейных архивах, -

На бумаге полет желтизны, И протерты до дыр на изгибах.

Ведущая. Эти письма эпохи войны Необычного требуют чтенья:

Тем их краткие строки сильны, Что мы сами – их продолженье!

Юноша 1. «Милая Тонечка! Я не знаю, прочтешь ли ты когда-нибудь эти строки? Но я твердо знаю, что это мое последнее письмо. Сейчас идет бой жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаку. Улица Островского усеяна трупами в зеленых мундирах, они похожи на больших недвижимых ящериц... Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулеметным огнем, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись... Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе... Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зеленые деревья, цветы в саду яркие-яркие. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За нее умереть не страшно...»

Юноша 2. «Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у Вас 7 сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину. Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за счастье советских людей, за мир и счастье на земле»

Юноша 3. (с эхом) На улице полночь. Свеча догорает. Высокие звезды видны.

Ты напиши мне письмо, дорогая, В пылающий адрес войны.

Как долго ты пишешь его, дорогая, Окончишь и примешься, вновь.

Зато я уверен: к переднему краю Прорвется такая любовь.

Ведущий. Маленький городок на западной границе нашей страны крепко спал.

Ведущая. В школах отзвучали последние звуки вальсов и напутственные слова учителей, сказанные своим выпускникам на прощание.

Ведущий. После выпускного бала, по традиции, ребята пошли встречать рассвет. Многие уже разошлись по домам, а эти двое никак не могли расстаться, мечтая о будущем, таком светлом, таком близком…

– Нет, Ванечка, я все-таки поеду в Москву! На артистку можно выучиться только в Москве, ты же знаешь. Поехали со мной, попробуешь в университет поступить.

– Кать, я не знаю. Но раз мы решили быть вместе, значит, поеду…

– Ой, посмотри, что там? Видишь, на самом краю неба? Ванечка, это самолеты! Один, два, да их там штук тридцать!

– Слышишь, похоже на взрывы! Пожар? Похоже, это горит наша школа! Катя, неужели это…?

Ведущая. Наши герои, как и все советские люди, на рассвете 22 июня 1941 года, не знали, и даже догадываться не могли, что в их жизнь ворвется огонь, горе, ужас и смерть. Все самое страшное, что только могло с ними произойти, произошло в эту ночь.

Ведущий. Катя с Ваней, конечно, расстались. Катерина поступила на курсы медсестер, а Иван прошел срочный курс в танковом училище. А потом были письма…

«Здравствуй, Ваня, я на Втором белорусском. Страшно, но привыкаю…»

«Катя, я рад твоему письму безмерно. Я люблю тебя, очень люблю. Сейчас сижу в изуродованном танке. Жара невыносимая. Хочется пить, а воды нет ни капли. Твой портрет лежит у меня на коленях. Я смотрю на него и мне становиться легче, ты со мной. Всегда думаю о тебе, мечтаю увидеть, обнять тебя. А может, никогда этого не случиться. Ведь война…»

«Когда я получила твоё письмо после долгого молчания, мне показалось, оно пришло из небытия. Ванечка! Я не знаю, найдёт ли тебя это письмо. Верю – найдёт! На душе у меня сегодня светло и радостно. Я танцевала во сне, значит, мы обязательно встретимся!»

«Катя, я живой, это главное! Прости, что плохо пишу – пишу на коленях на клочке бумаги. Скоро вступаем в бой. Если от меня снова долго не будет писем, ты всё равно верь в нашу встречу. Верь. Слышишь, родная, верь!»

Ведущая. Это было в марте сорок пятого. Переписка оборвалась. Писать было некуда. Но судьба приготовила им сюрприз. Они встретились в Берлине в мае 1945 года…

Ведущий. Нет, они не бежали друг к другу. Они медленно шли, пристально вглядываясь, как будто вновь узнавали… Потому что это были совсем другие Катя и Ваня. Тех, прежних беззаботных мечтателей, навсегда изменила невыносимо страшная, кровавая, жестокая – Великая отечественная.

«Сынок, будь осторожнее!», «Береги себя, любимый!», «Дорогой, папа, я по тебе очень скучаю! Когда ты вернешься домой?», «Сынок мой, дорогая моя кровиночка! Когда же закончится эта проклятая война? Я жду тебя. Вернись!»

Ведущий: Наверное. Каждый фронтовик получал письма с такими словами. Он знал, что его ждут дома и любят.

Ведущая: В ответ фронтовик писал не столько про тяготы войны, сколько успокаивал своих близких…

Юноша 4. «Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское - воюем. Стараемся поскорее добить фашистов... Ты все пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».

    Песня – Ангелина Кузина.

Ведущая: Письма согревали бойца в холодном окопе, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и вселяли надежду на встречу в родимом доме… И какое суровое сердце бойца не дрогнет, если на фронт пишет его сын или дочь?

    Стихотворение “Папе на фронт”

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился, Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивилась – До чего ж ты прежний был во сне!

Прежний-прежний, ну такой же самый, Точно не видались мы два дня.

Ты вбежал, поцеловался с мамой, А потом поцеловал меня.

Мама будто плачет и смеется, Я визжу и висну на тебе.

Мы с тобою начали бороться, Одолела я тебя в борьбе.

А потом даю те два осколка, Что нашли недавно у ворот,

Говорю тебе: “А скоро елка! Ты приедешь к нам на Новый год?”

Я сказала, тут же и проснулась, Как случилось это, не пойму.

Осторожно к стенке прикоснулась, В удивленье глянула во тьму.

Тьма такая – ничего не видно, Аж круги в глазах от этой тьмы!

До чего ж мне сделалось обидно, Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернешься невредимый! Ведь война когда-нибудь пройдет?

Миленький, голубчик мой родимый, Знаешь, вправду скоро Новый год!

Я тебя, конечно, поздравляю И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю – прежелаю Поскорей фашистов одолеть!

Чтоб они наш край не разрушали, Чтоб как прежде можно было жить,

Чтоб они мне больше не мешали Обнимать тебя, тебя любить.

Чтоб над всем таким большущим миром Днем и ночью был веселый свет…

Поклонись бойцам и командирам, Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу, Пусть идут на немцев день и ночь…

…Я пишу тебе и чуть не плачу, Это так…от счастья… Твоя дочь.

Ведущий: В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих близких, любимых…

Девушка 1. “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом, заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

    На фоне музыки выходят девушки-почтальоны.

Ведущая: Начиная с первых дней Великой Отечественной войны единственной ниточкой, дающей возможность получить хоть какую-нибудь весточку из дома, стала почтовая связь. Люди уходили на фронт, в неизвестность, а их семьи ждали известий о них, ждали возможности узнать, живы ли их любимые.

Ведущий: По рассказам очевидцев, вовремя доставленное из дома письмо было для солдат Советской Армии гораздо важнее, нежели полевая кухня и прочие скромные блага фронтовой жизни. А тысячи женщин по всей стране часами караулили почтальонов в надежде на то, что они, наконец, принесут им известия от их мужей, сыновей и братьев.

Девушка 2. Письма с фронта… Они шли не в конвертах, на них не было марок. Они были сложены треугольниками. Но в моей сумке моей были и другие письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: “Ваш муж (сын, брат) пал смертью храбрых в боях за нашу Родину”.

Девушка 3. Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу бесконечную радость или беспредельное горе.

Девушка 4. Нас ждали, ждали с нетерпением и затаенной тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Девушка 5. Кроме писем и газет, мы всегда носили пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Мы были и почтой, и “скорой помощью”.

Девушка 1. В четырех письмах – радость, а в пятом – похоронка. Это было великое горе. Мы, пряча глаза, глотая слезы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это письмо.

    Постановка «Зинка».

Мы легли у разбитой ели. Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее На продрогшей, гнилой земле.

Знаешь, Юлька, я - против грусти, Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье, Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый, У меня - лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом бурлит весна.

Отогрелись мы еле-еле. Вдруг приказ: "Выступать вперед!"

Снова рядом, в сырой шинели Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше. Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку. Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.- Мы хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых Светлокосый солдат лежит?

Знаешь, Зинка, я против грусти, Но сегодня она не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье, Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом, За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей, Чтоб тебя она не ждала?!

Юноша 1. Когда я вижу, как убитый Сосед мой падает в бою,

Я помню не его обиды, Я помню про его семью.

Мне представляется невольно Его обманчивый уют.

…Он мертв уже. Ему не больно, А их еще…письмом убьют!

Разве сможешь ты сквозь страх и холод Путь пройти на защиту страны?!

Разве сможешь, худой и голодный, Всю жестокость преодолеть?

И в далеком краю, одинокий, - За любимых своих умереть?!

Солдаты : Я смогу, я пройду все дороги, Сквозь неведомый раньше мне страх!

Пусть у близких не будет тревоги: Я России советский солдат!

Солдаты : Буду бледен, несчастен, изранен, Буду песню душевную петь!!!

    Композиция «Письмо, пришедшее с войны».

Девушка. 25 октября 1941 г. Здравствуй, моя Варя! Нет, не встретимся мы с тобой! Рана моя жестока. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Похоронил я своих друзей в березовой роще. В ней было светло. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам. Дорогая Варя, ты помогала мне всегда: и дома, и в бою. Наверное, все-таки тот, кто любит, тот всегда добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза. Они никогда не постареют, не поблекнут. Пройдет время, люди залечат раны, построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, будут другие песни. Но никогда не забывайте нас, не забывайте всех, кто воевал, как мы. Ты еще будешь любить! У тебя будут красивые дети. А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе. Твой Иван Колосов…

Ведущий. Писали их на смертном рубеже Под скрежет танков, орудийный рев.

Писали их в окопах, блиндаже, На бомбами израненной меже,

На улицах сожженных городов. О, письма фронтовые грозных лет –

Бесценней документов в мире нет!

Ведущая. В канун Дня Победы, читая эти письма, мы отдаем дань уважения всем, кто завоевал свободу для будущих поколений от фашистского порабощения, дал нам счастливую жизнь.

Ведущий. Пусть каждый из нас в минуты радости помнит, что именно фронтовикам, этим необыкновенным людям, мы обязаны своей свободой, жизнью.

Ведущая. Пусть каждый, кому приходится трудно, не забывает, что на фронте было намного труднее. Пусть никогда не померкнет в нашей памяти величие солдатского подвига.

Ведущий. Советские солдаты отстояли Свободу. Они добыли Победу. Они принесли Счастье. Так будем же благодарными потомками. Всегда, всегда будем помнить о них.

    Песня «Соловьи».

Девушка 4. Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках.

Юноша 4. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная.

Девушка 5. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали - годами, десятилетиями.

Юноша 5. Письма с фронтов Великой Отечественной войны - документы огромной силы. В пропахших порохом строках - дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…

Девушка 3. Вечно живые в письмах, они – солдаты, колхозники и рабочие, мужчины и женщины – наши родные и близкие ясно знали и писали нам, за что отдали жизни и здоровье, и хотели, просили, чтобы о них помнили.

ВЕДУЩАЯ: Есть очень добрый обычай Руси: В память бессмертия душ

Ставить к иконам пламя свечи Тем, кто не встретится уж.

ВЕДУЩИЙ: Эта свеча – частица любви, Память о тех, кого нет.

Мы зажигаем и помним о них, Жизни негаснущий свет!

    Метроном. Минута молчания.

Ведущая. В день Великой Победы мы воздаем славу не только погибшим, но и живым!

Ведущий. Ветераны…отвлекитесь от дел, загляните в их лица… становите свой взгляд на их белой, точно лебяжий пух, седине, всмотритесь в их разбежавшиеся по коже морщинки, в их выцветшие, точно на солнце платок, глаза…

Ведущая. Ветераны, прошедшие войну…как мало их осталось, этих стариков, которые ценой собственной крови завоевали для нас сегодняшний мир и покой.

Ведущий. Давайте в день праздника подойдем к ним, улыбнемся и скажем “Спасибо!”.

И пусть наша благодарная улыбка хотя бы немного оттеснит боль тех страшных лет, которую они носят в сердце.

Ведущая. Пусть они знают, что мы любим их, ценим их подвиг, и очень хотим, чтобы они оставались с нами как можно дольше…

Девушка 1. Спасибо вам, родные наши ветераны, за нашу Родину, за то, что вы не щадили себя за Победу! Живите долго-долго! Вы нам так нужны!

Девушка 2. Сегодня все вы ВЕТЕРАНЫ, кто был в тылу, кто воевал,

Ваш тяжкий труд, что был желанный, народ поднял на пьедестал.

    Фанфары.

Сценарий литературно-музыкальной композиции на
тему "Фронтовые письма"

Цели:
1. Расширить знания детей о войне; заинтересовать неизвестными историческими фактами;
воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать патриотические чувства и опыт
нравственного поведения личности, побуждение интереса к истории своей страны, малой родины,
села.
2. Способствовать формированию у воспитанников представлений об истории переписки, о
письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.
Реквизит.
Для учащихся­бойцов армейские пилотки, для девушек – почтальонш сумки почтальона. Письма,
которые зачитывают учащиеся, сложены в форму треугольника.
Оформление зала (сцены, класса).
В центре необходимо расположить экран для показа музыкальных видеофрагментов. . Рядом с
экраном стол, покрытый скатертью. На столе армейские пилотки, письма­треугольники, патефон,
сумка почтальона. Справа и слева от экрана несколько стульев по числу учащихся, участвующих в
сценарии. В ходе сценария некоторые учащиеся выходят в центр зала, некоторые только встают и
читают свои слова с места. Последовательность действий решается на “больших” репетициях. В
сценарии принимало участие 10 человек.
Музыкальное оформление.
1.
Презентации 1­2
2. Презентация Фронтовые письма
3. Вьется в тесной печурке огонь­И.Кобзон(музыка)
4. Музыка боя
5. Компьютер. Проектор экран
Ход сценария.
Презентация «Память»­1
Учитель: Добрый день,дорогие ребята и уважаемые гости­ учителя литературы
Шатровского района. Прошло много лет со времени окончания второй мировой войны, но
отголоски ее все еще доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки,
окопы и воронки. Это и память оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто
ковал нашу победу в тылу. Одним из таких памятников являются солдатские письма­
«треугольники». Они хранятся в заветных коробочках, узелках папках. Читая эти скупые
строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века.
Наш урок мужества посвящен солдатским треугольникам, а называется литературно­
музыкальная композиция­«Фронтовые письма»
Слайд­1
2Ведущий
Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они, ­кто старше, кто моложе ­
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь –
Речь не о том, но всё же, всё же, всё же... А.Т,Твардовский

1 ведущий:Нет такой семьи, которую не затронула бы Великая Отечественная война. Как ждали
писем с фронта, эти маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж,
сын, брат, любимый жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым. Было так страшно,
когда переставали приходит с фронта письма, значит, человек пропал без вести или убит.
Слайд­2
2 ведущий: Трудно, очень трудно при расставании сказать любимому мужу, сыну, брату
«Прощай». Если бы наперёд знать, что станет с ними, любимыми, там, на войне, в жестокой схватке
с врагом.
1 ведущий: Тыл тоже был как передовая. Все, кто остался в тылу, взвалили на себя тяготы жизни:
работали по 16­18 часов, растили детей. И с тревогой ждали, ждали вестей с фронта.
2 ведущий: Письма военных лет хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые
рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа,
вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент ­
ЖИЗНЬ!
1 ведущий
Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали,
Знали их наизусть.
2 ведущий
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут,
Как большую святыню
Сыновьям берегут.
Слайд­3
Выходят ученицы­почтальонки.
1. Ученица­почтальонка: Письма с фронта Они шли не в конвертах, на них не было марок.
Они были сложены треугольничками. Вот так. (показывает) В сумке моей были и другие
письма, написанные лаконичным канцелярским почерком: «Ваш муж (сын, брат) пал
смертью храбрых в боях за нашу Родину».
2. Ученица­почтальонка: Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми,
милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости
или беспредельного горя.
Слайд­ 4
2 ведущий
Писали их на смертном рубеже

Под скрежет танков, орудийный рев.
Писали их в окопах, блиндаже,
На бомбами израненной меже,
На улицах сожженных городов.
1 ведущий
О, письма фронтовые грозных лет –
Бесценней документов в мире нет!
1. Ученица­почтальонка
Как раскладывать по кварталам
Голоса всех живых и мёртвых,
Что дошли, словно гул металла,
В треугольниках полустёртых?
Только адрес есть на конверте,
А в конверте­ жизни и смерти,
Если б знать вам, на почте тут же
Что внутри там!
2 Ученица­почтальонка
Был в окруженьи?
Жив? Нашёлся? Ранен? Контужен?
Пал, по слухам. В первом сраженьи...
Но приходит девочка в старых
Сбитых набок маминых ботах.
И берёт всех судеб удары,
Радость чью­то­ и смерть кого­то.
1 ученица­почтальонка

Нас ждали, ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.
2 Ученица­почтальонка: Кроме писем и газет мы всегда носили пузырьки с нашатырным
спиртом.
Иначе нельзя. Мы были и почтой, и «скорой помощью».
1Ученица­почтальонка: В четырёх письмах ­ радость, а в пятом­ похоронка. Это было великое
горе.
Мы, пряча глаза, глотая слёзы, не находя слов утешения, чувствовали свою невольную вину за это
письмо.
«Почтальонки» достают письма­треугольники, вручают их «адресатам».
Пишут письма на пеньке ученики в солдатской форме.
Музыка боя (звуки)взрывы

Слайд­5
1 ученик­солдат: «нас осталось мало. К вечеру подойдёт подкрепление, а до вечера будем драться
до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына».
2 ученик­солдат « был на передовой. Излазил её, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но
не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!»
1 ведущий
На одном фронтовом треугольнике приписка: «Дорогая военная цензура! Не выкидывай этот
цветок. Я посылаю его для любимой девушки» А внутри письма какой­то засушенный цветок.
Смотришь на него ­ и слёзы подступают.
Ученик: Стихотворение И. Уткина «Ты пишешь письмо мне»
На улице полночь. Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая,
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь!
…Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем,
Читая, за каждой строкой
Любимую видишь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной…
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как­нибудь вечером вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя.
Как хронику чувств пронесем…
Слайд­6
Учитель
Учениками нашей школы создана книга «Память о далеком,но живом».Близкие и
односельчане рассказали горькую правду о военных днях, о том, как страшно жить во время
войны, даже в тылу. Этим проектом ребята хотели поблагодарить всех людей, солдат,
прошедших тяготы войны.
Письма с фронта из книги»Память о далеком,но живом»
Письмо Шабашова С.И.
Письмо Нестерова И.Ф.
Письмо Резепина И.Е.

Слайд­7
2 Ведущий
«Я вернусь, жди меня» ­ этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих
словах, были и надежда, и заклинание. И вера в победу жизни над смертью.
Ученик.Стихотворение К. Симонова «Жди меня»
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души...
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: ­ Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,­
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Слайд­8
1 Ведущий
Только на фронте проверишь лучшие чувства свои,
2 Ведущий
Только на фронте измеришь Силу и крепость любви.

Слайд­9
1 Ведущий
Сколько стихов и песен сложено в эту пору! Одной из таких песен­ гимнов любви и верности
явилась песня «В землянке». Это были 16 «домашних строк» из письма фронтового поэта Алексея.
Суркова своей жене Софье Кревс.
(Все поют, сидя у костра на корточках)
Песня «В землянке»(Музыка)
Бьется в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поет мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты
В белоснежных полях под Москвой.
Я хочу, чтобы слышала ты,
Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко, далеко,
Между нами снега и снега.
До тебя мне дойти не легко,
А до смерти ­ четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,
Заплутавшее счастье зови.
Мне в холодной землянке тепло
От моей негасимой любви
Слайд­10­МУЗЫКА БОЯ
2 Ведущий
Письма военных лет. Они писались в минуты затишья между боями, в окопах, в воронках из­под
бомб. Авторы не думали, что через столько лет их мысли о войне будут опубликованы, поэтому они
не обращали внимания ни на стиль своих писем, ни на язык ­ не до того было им тогда.
1 Ведущий
Шел солдат в дымах непроходимых,
А от всех дорог и пристаней
Молча шли за ним глаза любимых,
И любви не выдумать сильней!
2 Ведущий
Письма согревали в холодном окопе бойца, поднимавшегося в атаку, защищали от смерти и
вселяли надежду на встречу в родимом доме…
Ученица
(Читает письмо.) “Да спасет тебя любовь моя! Да коснется тебя надежда моя. Встанет рядом,
заглянет в глаза, вдохнет жизнь в помертвевшие губы! Прижмется лицом к кровавым бинтам на
ногах, скажет: “Это я, твоя Катя! Я пришла к тебе, где бы ты ни был. Я с тобой, чтобы ни
случилось”. Пускай другая поможет, поддержит тебя, напоит и накормит – это я, твоя Катя! И
если смерть склониться над твоим изголовьем, и больше не будет сил, чтобы бороться с ней, и
только самая маленькая последняя сила останется в сердце – это буду я и я спасу тебя!”

Слайд­11
1 Ведущий
День за днем и год за годом шли солдатские треугольники с фронта в тыл. И каждый раз, читая эти
строки, испытываешь трепет от встречи с Памятью. Эти страницы бесценны. С трепетом и
надеждой ожидали писем с фронта дети, мечтая о встрече с отцом. Многих из них ожидало
голодное, холодное послевоенное детство.
1 ведущий
В своей картине «Письмо с фронта» художник А.И. Лактионов показал жизнь советских людей в
дни войны. Сюжет её прост. В каком­то небольшом русском городке у широко распахнутой двери
старого деревянного дома собралась семья фронтовика.
2 ведущий
Долгожданную весточку с фронта принес раненый боец. Мальчик читает письмо отца вслух,
бережно держа перед собой дорогие листки. Написанная светлыми, ликующими красками, картина
буквально наполнена солнцем: золотыми лучами пронизано небо, белокурые волосы девушки.…
Кажется, что светится сам воздух. Во всем ощутимо дыхание близкой и такой желанной Победы.
Слайд­12
Ученица Стихотворение Е Благинина «Папе на фронт»
Здравствуй, папка! »
Ты опять мне снился,
Только в этот раз не на войне.
Я немножко даже удивилась –
До чего ж ты прежний был во сне!
Прежний­прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня.
Ты вбежал, поцеловался с мамой,
А потом поцеловал меня.
Мама будто плачет и смеется,
Я визжу и висну на тебе.
Мы с тобою начали бороться,
Одолела я тебя в борьбе.
А потом даю те два осколка,
Что нашли недавно у ворот,
Говорю тебе: “А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?”
Я сказала, тут же и проснулась,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулась,
В удивленье глянула во тьму.
Тьма такая – ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы…

Папа! Ты вернешься невредимый!
Ведь война когда­нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю – прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб как прежде можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет…
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев день и ночь…
…Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так…от счастья… Твоя дочь.

2Ведущий
Слайд­13
Сложнее всего сообщать родным о смерти на фронте близкого друга. Об этом –
стихотворение «Зинка» Юлии Друниной, посвященное памяти однополчанки­ Героя
Советского Союза Зины Самсоновой.
Мы легли у разбитой ели,
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, сырой земле.
­ Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.
У тебя есть друзья, любимый.
У меня лишь она одна.

За порогом бурлит весна.
Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет
Знаешь, Юлька, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Отогрелись мы еле­еле,
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.
С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и замен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Мы не ждали посмертной славы,
Мы со славой хотели жить.
Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит
Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав.
Белорусские хаты пели
О рязанских глухих садах.
Знаешь, Зина, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где­то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.
У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна…
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.
И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала.

1 Ведущий
Слайд­14
– Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до
близких, как бы «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ. А иногда
и не доходили…
Ученик Стихотворение Г. Горбовского «Письмо».
На дне окопного оврага
добыл я гильзу из стены.
А в ней ­ истлевшая бумага,
письмо, пришедшее с войны.
Должно быть, кто­то перед боем
смочил графит карандаша
и с перемазанной губою
писал, как думал, ­ не спеша.
Вручал слова бумаге бренной,
писал, склоняясь к фитилю.
...И вот слова сожрало время.
И лишь одно сквозит: «лю­блю»...
Одно осталось… Но упрямо
горит сквозь всё, что в жизни есть...
...Что он «лю­бил»?.. Отчизну? Маму?
Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил и всё. Не по приказу.
А по приказу он в тот раз.
наверно, встал и умер сразу.
И вот воскрес.
Во мне. Сейчас
1 Ведущий
Война – тяжелое и жестокое испытание для человека. Что помогало выжить, выдержать, вступить
в яростный, непримиримый бой с врагом? Конечно… Письма. Связь с домом, уверенность, что ты
защищаешь свою семью, что тебя ждут, давала силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с
фронта – это и радость, что пришла новость о солдате и тревога: «Не случилось ли чего?», а письма
из дома переносили в мирное довоенное время, согревали душу.
2 Ведущий
Кто был на фронте, верно, испытали,
Что означают письма для бойца,
Как эти письма биться заставляли
В сраженьях огрубевшие сердца.
1 Ведущий
Как их с волненьем люди ожидали,
От них порою увлажнялся взгляд.
Настанет день – придумают медали
За ласковые письма для солдат!
2 Ведущий
Письма были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, они
озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу, вдохновляли на труд. А еще солдатские
письма создавали образ воина, рассказывали о его подвиге, о его фронтовых друзьях.
1 Ведущий Миллионы погибли, чтобы на Земле был вечный мир.
2 Ведущий
Потому так щемит сердце, когда слышишь сообщения о войнах, будь то Афганистан, Чечня,
Украина, Сирия…
1 Ведущий
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!»
Презентация «Память­2»­«Никогда не забывай!»
Учитель:
В годы войны письма­треугольники связывали фронт и тыл. Я думаю, что сегодня письма свяжут
целые поколения. А какое впечатление на вас произвел урок, я думаю, мы узнаем, когда проверим
домашнее задание.

Рефлексия.
Д/З:
Подумайте, какие слова можно и нужно сказать ребятам, служащим в армии или
выбравшим профессию офицер. Напишите те слова, с которыми вы хотели обратиться к
защитникам Отечества. Может быть, вам помогут в этом ваши родители. Пусть ваши
слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед
павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для нас Родину и свободу, а также
тем, кто выполняет этот долг сегодня. Мы обязательно отправим письма адресатам­
нашим землякам.
Спасибо за подготовку к мероприятию и за сотрудничество на уроке. Вы все сегодня
достойны хороших и отличных оценок.