Рок-н-ролл на костях: как в ссср распространяли запрещённую музыку на рентгеновских снимках.

Рисование человека может стать самым ярким и глубоким опытом в жизни художника. Cегодня мы подготовили для вас советы от известного итальянского художника Джованни Чиварди из книги «Рисование фигуры человека» . Пусть эти знания станут источником вдохновения и творческим стимулом, помогающим передавать настроение и воспоминания в форме рисунка.

Рисовать фигуру человека и портрет можно любыми материалами - от карандашей до акварели. Карандаш - наиболее распространенный инструмент в силу своей низкой стоимости и универсальности. Уголь прекрасно подходит для выполнения быстрых рисунков с сильным тональным контрастом и менее пригоден для проработки мелких деталей. Для туши рекомендуется плотная и гладкая бумага хорошего качества. Смешанная техника - это одновременное сочетание разных материалов на одном рисунке.

Экспериментируйте в поисках собственных приемов, которые позволят добиться наибольшей выразительности, и старатесь извлекать пользу из случайных эффектов.

Основы пластической анатомии

Художники изучают анатомию с целью осмысленного изображения фигуры человека. Чтобы воспроизвести ее достоверно, нужно не просто видеть, но и понимать, что рисуешь.

Благодаря знанию анатомии, изображение становится более убедительным и живым, чем сама натура.

В целом форма тела определяется скелетом как основной несущей структурой, мышцами, обтягивающими его, и верхним слоем, состоящим из жирового покрова. Полезно узнать и запомнить относительные размеры сочленяющихся костей и их пропорции относительно друг друга и всего скелета, потому что без этой информации невозможно «переложить» фигуру на бумагу и приобрести навык логично и последовательно изображать ее.

Ниже изображены основные кости черепа и шеи вместе с кожей, хрящами, жиром, мышцами, волосами и прочим в виде слоев.

Скелет мужского торса, заключенный в контуры тела, во фронтальной, латеральной и дорсальной плоскостях. Эти рисунки помогут расширить понимание формы тела.

Верхние и нижние конечности в разных плоскостях. Как и на предыдущем рисунке, скелетная структура показана внутри контуров тела.

Художнику важно учитывать три основных аспекта мышц: их внешний вид (форма, размер, объем), расположение (где она находится относительно скелетной структуры и соседних мышц, насколько глубоко или поверхностно) и ее механизм (функцию, направление мышечной тяги, соответствующие изменения формы и пр.).

Пропорции

Чтобы рисунок вышел правдоподобным, необходимо учитывать пропорции тела и головы. Высота головы от лба до подбородка часто принимается за единицу измерения для определения пропорций тела. Рост стандартной фигуры - примерно 7,5-8 голов. Запомните еще несколько пропорциональных отношений: голова трижды укладывается в общую высоту туловища с шеей, длина верхних конечностей также равняется трем головам, а нижних - трем с половиной.

Несмотря на различия между отдельными индивидуумами, их можно разделить на три основные группы типов со схожими характеристиками внутри каждой - эктоморфы, мезоморфы и эндоморфы.

Кисти и стопы

Легко понять, почему руки и стопы с их устройством и разнообразием возможных жестов считаются самыми сложными для убедительного воспроизведения частями тела, как в рисунке, так и в живописи и скульптуре.

Рисовать свои кисти и стопы - лучший способ изучить их максимально подробно. Вы сможете убедиться, что получаются вполне достойные штудии, сравнимые с рисунками лица, а может быть, даже более выразительные.

Сначала выполняется быстрый (но прилежный) набросок в нужном ракурсе и позе, затем с помощью его «геометризации» передают необходимую анатомическую информацию и объем, после чего производится уточнение деталей и индивидуальных очертаний.

Так же как для головы и тела, полезны будут знания о строении костей стоп и кистей.

Порисуйте свои собственные кисти рук и стопы в разных положениях. Можно использовать зеркало. Берите разные предметы в руки и передавайте динамику и настроение жеста в рисунке.

Голова, лицо, портрет

Основной интерес для художника всегда представляли лицо и фигура. Портрет - это не просто воспроизведение физических черт с целью узнаваемости конкретного персонажа. Это рассказ посредством мимики о его личности, мыслях и эмоциях.

Как нарисовать голову и черты лица, мы подробно рассказывали в статье.

Наброски человека в скетчбуке

Наброском называют быстрый, спонтанный рисунок с натуры, выполненный в сжатые сроки несколькими информативными линиями. Рисовать людей в естественной обстановке, которые не позируют специально и наверняка не догадываются, что их рассматривают и изображают, поначалу покажется сложным. Но реальной причины бояться или теряться нет - вряд ли кто-то будет обращать внимание на то, чем вы заняты.

Умение изображать незнакомых людей в любой позе и при любых обстоятельствах важно для развития технических навыков и оценочного суждения. И, конечно же, регулярная практика набросков отточит дар наблюдательности и интерпретации, научит смотреть глубже и принимать быстрые, уверенные, понятные и точные решения.

Несколько коротких советов о том, как делать наброски с натуры:

  • Заведите привычку всегда носить с собой карандаш и маленький скетчбук - такой, который легко поместится в сумку или карман, - на случай если что-то привлечет ваше внимание или покажется интересным.
  • Стоит стремиться повысить наблюдательность и умение вычленять главное и одновременно координировать зрительное восприятие, оценочное суждение и движения руки во время выполнения рисунка.
  • Не старайтесь отразить на бумаге все, что видите на натуре. Учитывая ограниченное количество времени и риск изменения позы модели в любую секунду, сосредоточьтесь на главном.
  • Чтобы научиться использовать свою память для воспроизведения последовательности базовых фаз движения, понадобится максимальная концентрация в наблюдении за людьми.

Если вас все еще смущает мысль о рисовании людей с натуры (учтите, что, если кто-то заметит, что вы делаете, одни могут быть польщены, а другие с недовольством уйдут), подготовиться к этому психологически и обрести некоторую уверенность может помочь рисование статуй и скульптур в музеях или памятников в общественных местах.

Уточните, можно ли в музее делать наброски, и если да, то смело отправляйтесь туда и зарисовывайте скульптуры с разных ракурсов.


Так учат рисованию в Париже - во дворике Лувра со скульптурами.

Этапы рисования

Если вы рисуете фигуру целиком (в одежде или обнаженную), можно сначала провести несколько быстрых, светлых линий, чтобы наметить пространство, которое она займет на листе бумаги (максимальная высота, максимальная ширина и др.). Затем наметьте основные части тела (голову, торс и конечности) с учетом относительных пропорций.

Закончите рисунок существенными контурами, тенями и деталями, которые невозможно опустить. Сотрите вспомогательные линии, если нужно.

В книге «Рисование фигуры человека» каждый раздел разобран максимально подробно, есть подробные изображения скелета человека в разных плоскостях. Подробно рассказано, как нарисовать фигуру мужчины, женщины, ребенка, пожилого человека, как изображать обнаженную натуру и человека в одежде.

Рисование - очень трудоемкий процесс. Кому-то он дается легко, а кому-то сложно. Самым сложным в рисовании людей является вовсе не портрет, а изображение в движении. в движении, вы узнаете прямо сейчас. Отобразить правильные пропорции тела на листе бумаги - задача не из простых. Чтобы правильно это сделать, лучше всего понаблюдать за реальными движениями человека или попросить кого-то позировать для вас в нужной позе. Самым сложным в рисунке человека в движении является положение его плеч, шеи, кистей рук и ступней. Прорисовка правильного расположения коленей и локтей тоже может вызвать затруднение. Если в данный момент нет возможности понаблюдать за движениями человека в реальности, попробуйте проследить за своими движениями в зеркале или включите видео. Также понаблюдать за людьми можно по телевизору, особенно если это спортивный канал.

в движении?

Нарисовать человека в движении поэтапно помогут наши рекомендации. Внимательно отнеситесь к каждому совету этой статьи.

Прорисовка положения человека тонкими линиями

Первым делом необходимо сделать наброски. Отступите сверху, снизу и по краям листа несколько сантиметров, чтобы человек, нарисованный вами, был строго в центре. Нарисуйте круг или овал там, где будет расположена голова. На рисунках, представленных нами, у набросков изображения человека нет плеч. Обратите внимание на последнюю картинку. Положение плеч лучше обозначить сразу. Линии наброска должны быть едва видимыми, впоследствии вы их сотрете. Достаточно того, что эти линии видны вам. Не нажимайте слишком сильно на карандаш.

Линия, идущая от головы, будет отражать положение корпуса человека. Линии по бокам должны повторять положение рук. Нижние линии повторяют положение ног. Проследите за тем, как согнуты колени и локти на ваших набросках.

Рисуем человека в движении

Нарисовать человека в движении карандашом можно, сделав все необходимые наброски. По ним начинаем прорисовать мельчайшие детали, а именно: мышцы ступни, бедра, икры, голову, плечи и т. д. Человек не должен получиться слишком худым, обратите на это внимание. Представьте, что все наброски - это скелет вашего человека. Линия корпуса - это позвоночник, а остальные линии - кости. Ваша задача, грубо говоря, обрисовать их мясом.

Можно сделать дополнительные наброски, которые будут отражать толщину тела человека, положение его ладоней. Все сгибы костей лучше обозначить крупными точками. А именно: в плечах, локтях, коленях, тазобедренной области. Ладонь можно обозначить овалом, так же как и людей в движении при помощи набросков, вам теперь известно.

Далее начинайте прорисовывать все тело человека. Прорисуйте спину, торс, мышцы на руках и ногах, учитывая настоящие параметры человеческого тела. Прорисуйте ладонь и пальцы. Не забывайте о мелких деталях, например, пупке, ключице и так далее.

Рисуем голову

Мы уже имеем представление, необходимо ознакомиться с информацией о том, как изобразить голову. В каком положении бы ни был человек, для того чтобы он смотрелся естественно, необходимо прорисовать детали его Это достаточно сложный вопрос, потому как добиться портретного сходства совсем не просто. Однако попытаемся дать общие рекомендации.

Если голова расположена в профиль, а не в анфас, то это вызывает определенные трудности у начинающего художника. Дело в том, что лицо в профиль рисовать намного сложнее. Необходимо правильно прорисовать линии носа, подбородка, лба. Важно иметь представление о Это поможет правильно нарисовать все детали головы. В некоторых случаях вполне можно изобразить лицо схематично, не прорисовывая каждую черточку.

Раскрашиваем рисунок

Человек в движении карандашом нарисован. Осталось лишь добавить ярких цветов и придать рисунку более одушевленный вид. Правильно подберите цвет, которым вы будете раскрашивать кожу человека. Если вы используете гуашь, то разведите несколько цветов до телесного оттенка, хорошо подойдут бежевые тона. Экспериментируя в подборе цвета для кожи человека, смешивайте белый, коричневый и розовый. Не разводите краски или гуашь большим количеством воды, так как это может покоробить бумагу, на которой вы рисовали. Для раскрашивания мелких деталей используйте кисточки с узкими ворсинками. Лучшим вариантом для рисования являются кисти, изготовленные из натуральных шерстинок.

Все остальные детали можно раскрасить любым понравившимся цветом. Главное, делать это обдуманно и аккуратно, чтобы не испортить рисунок.

Как нарисовать людей в движении, мы разобрались. Ваша задача - максимально использовать полученные после прочтения этой статьи знания. Развивайте свои навыки, будьте наблюдательны. Все это поможет вам добиться успеха в искусстве рисования карандашом и другими средствами.

Голова :

Рисуем фигуру, которая напоминает яйцо перевёрнутое острым концом вниз. Эта фигура называется ОВОИД.
По вертикали и горизонтали делим её ровно пополам тонкими линиями.

Вертикальная
линия - это ось симметрии (она нужна, чтобы правая и левая части
получились равными по размерам и элементы изображения не оказались на
разном уровне).
Горизонтальная - линия расположения глаз. Делим её на пять равных частей.

Во второй и четвёртой части находятся глаза. Расстояние между глазами тоже равно одному глазу.

Снизу на рисунке показано, как прорисовывать глаз (радужка и зрачок будут
не полностью видны - частично их закрывает верхнее веко), но не спешим
это делать, вначале закончим наш набросок.

Часть от линии глаз до подбородка делим на два - это линия на которой будет находиться нос.
Часть от линии глаз и до макушки делим на три равные части. Верхняя отметка - линия откуда растут волосы)

Часть от носа до подбородка тоже делим на три части. Верхняя отметка - линия губ.
Расстояние от верхнего века до кончика носа равно расстоянию от верхнего края уха до нижнего.

Теперь заставляем нашу стандартную заготовку рыдать в три ручья.
Линии,
проведённые от внешних краёв глаз, укажут нам место, где рисовать шею.
Линии из внутренних краёв глаз - ширину носа. Линии, пущенные по дуге из
центра зрачков - ширину рта.

Когда вы расцвечиваете изображение, обратите внимание, что выпуклые его
части (лоб, щёки, нос и подбородок) будут светлее, а глазницы, скулы,
контур лица, и место под нижней губой - темнее.

Форма лица, глаз, бровей, губ, носа, ушей и
т.д. у всех людей разная. Поэтому, рисуя чей-либо портрет, старайтесь
увидеть эти особенности и наложить их на стандартную заготовку.

Ещё один пример того, что черты лица у всех разные.

Ну а здесь мы видим как рисовать лицо в профиль и пол-оборота - так называемые "три четверти"
При
рисовании лица в пол-оборота, нужно учесть во внимание правила
перспективы - дальний глаз и дальняя сторона губы будут казаться меньше.

Перейдём к изображению фигуры человека .
Чтобы максимально правильно изображать тело, нужно, как и при рисовании портретов, знать несколько секретов:

За единицу измерения человеческого тела принимается "длина головы".
- рост человека в среднем равен 7,5 длины головы.
- Мужчины, естественно, обычно, чуть выше женщин.
-
Рисовать тело мы, конечно же начинаем с той самой головы, которой будем
всё мерять. Нарисовали? Теперь откладываем её длину ещё семь раз вниз.
Это и будет рост изображаемого.
- Ширина плеч равняется двум длинам головы у мужчин и полторы длины у женщин.
- На месте, где заканчивается третья голова:), будет находиться пупок и сгибаться в локте рука.
- Четвёртая - то место - откуда ноги растут.
- Пятая - середина бедра. Именно здесь заканчивается длина рук.
- Шестая - низ коленки.
-
Можете мне не верить, но длина рук равна длине ног, длина руки от плеча
до локтя будет чуть меньше, чем длина от локтя до кончиков пальцев.
- Длина кисти равна высоте лица (заметьте, не головы - расстоянию от подбородка до вершины лба), длина стопы равна длине головы.

Зная всё это можно достаточно правдоподобно изобразить фигуру человека.

Взято в группе посвященной граффити вконтакте.


Формы губ


форма носа




Формы глаз

Формы женских брофей

(с) Книга "Как рисовать голову и фигуру человека" Джек Хамм


Пропорции детской фигуры отличаются от
пропорций взрослого. Чем меньше раз длина головы помешается в росте
ребёнка, тем он младше.

В детском портрете всё немного по-другому.
Лицо ребёнка более округлое, лоб больше. Если мы проведём горизонтальную
линию через середину детского лица, то это не будет линией глаз, как
было в портрете взрослого человека.

Чтобы научиться рисовать человека не только
стоящего, как столб, мы, на время упростим наше изображение. Оставим
лишь голову, грудную клетку, позвоночник, таз и прикрутим к этому всему
руки и ноги. Главное соблюсти все пропорции.

Имея такой упрощённый вариант фигуры человека, мы с лёгкостью можем придать ему любую позу.

Когда с позой мы определились - можем
нарастить на наш упрощённый скелет мясо. Не забываем, что тело, оно не
угловатое и состоит не из прямоугольников - стараемся рисовать плавные
линии. На талии тело плавно сужается, в коленях и локтях тоже.

Чтобы образ получился более живым, характер и выражение нужно придать не только лицу, но и позе.

Руки :

Пальцы на такие ровные, как доска, суставы во всём скелете являются самыми широкими частями костей.

(с) книга "Анатомия для художников: всё просто" Кристофер Харт

Сегодня трудно представить, но еще тридцать лет назад покупка магнитофона или проигрывателя была настоящим событием для большинства рязанских семей. И дело тут не только в том, что техника эта стоила, мягко говоря, недешево. При средней зарплате в 120 рублей выложить 150 рэ за модный тогда кассетный магнитофон мог далеко не каждый. Так что деньги на покупку откладывали месяцами...

Но, даже имея необходимую сумму, купить желаемое в Рязани было проблематично. Если у вас не было знакомств в сфере торговли, единственным способом приобретения оставалась поездка в столицу. Да и там еще не факт, что удача улыбнется с первого раза...

Так, за кассетной приставкой «Маяк-232» (по всеобщему убеждению скопированной отечественной промышленностью с японской приставки «Пионер») в 1975 году я с друзьями ездил в Москву аж три раза. Впрочем, это тема для отдельного рассказа...

Спасибо «ВЭФ» и Севе!

Мое первое личное знакомство с советской радиотехникой состоялось в самом раннем детстве. В середине шестидесятых родители приобрели крупногабаритный агрегат (приемник плюс проигрыватель) рижского производства с вполне предсказуемым названием «Латвия». История этого аппарата в нашей семье весьма примечательна. Он верой и правдой прослужил до середины восьмидесятых. Много раз падал с различной высоты, перевозился с квартиры на квартиру, заливался различными напитками и тем не менее исправно функционировал. Так что легенду о «непотопляемости» советской радиотехники могу подтвердить личным опытом.

В 1968 году. повертев ручку настройки на коротких волнах, мои родители вылавливали «Голос Америки». Так узнавали, что советские войска вошли в Чехословакию... Помню слезы на глазах мамы и напряженное лицо отца. А еще через пять лет уже с товарищами, благодаря все той же «Латвии», мы слушали по «Би-би-си» концерты «Битлз» и первые альбомы «Пинк Флойд» с комментариями Севы Новгородцева. Так что спасибо отечественной легкой промышленности в целом и рижскому заводу «ВЭФ» индивидуально за наше комсомольско-пинкфлойдовское детство!

Форма - это не главное

Первые пластинки на костях появились в нашем доме также в конце шестидесятых. Их приносили студенты рязанского радиоинститута, наиболее продвинутые в плане техники и имеющие доступ к звукоснимающей аппаратуре. Качество записей, конечно, было отвратительным, но зато с каким упоением мои родители отплясывали под запретного в те времена Чака Берри или «Роллинг Стоунз»... Для тех, кто не в курсе, объясняю: «костями» любители западной музыки называли самопальные пластинки, изготовленные из рентгеновских снимков.

- «Кости» были очень неплохим бизнесом где-то до начала семидесятых, когда в массовой продаже появились первые отечественные бобинные магнитофоны, - вспоминает один из первых рязанских «виниловых королей» тех лет Юрий Назаров. - Я тогда учился в радике, и мы с товарищами из подручных деталей собрали довольно сносный рекордер, позволяющий снимать звук с фирменного винила на «кости». Все начиналось с изготовления пластинки. С материалом проблем не было. Студенты-медики снабжали нас старыми пленками с изображением чьих-то ребер с огромным удовольствием и практически бесплатно.

Рентгеновскому снимку умельцы придавали внешнее сходство с обычной музыкальной пластинкой. Сделать идеальный круг получалась редко, чаще это было подобие квадрата с немного скруглёнными краями, а иногда и вовсе получались многоугольники. Хотя форма не имела никакого значения. Разве что эстетическое. Главное, чтобы в центре было сделано небольшое круглое отверстие, как у обычной пластинки.

Студию мы оборудовали в институтском подвале, стены обили обычными яичными ячейками, чтобы звук не привлекал внимания, - продолжает рассказ Юрий Назаров.- Сама запись происходила следующим образом: виниловая пластинка ставилась на проигрыватель, а рентгеновский снимок - на рекордер. Аппараты располагались рядом друг с другом и включались. Основное отличие проигрывателя от рекордера заключалось в том, что вместо иглы у него был резец с остро заточенным концом, а в сам аппарат монтировалось устройство, способное улавливать электромагнитные волны. Задача резца - уловить колебания, создаваемые звучащей музыкой, и прорезать на пластинке звуковую дорожку. Резец оставлял за собой стружку, которую нужно было постоянно снимать, иначе она мешала записи. И главное - надо было соблюдать полную тишину во время записи, ведь любой шорох тоже улавливался рекордером...

Продавали самопальную продукцию по трояку за пластинку. Клиентура была проверенная - друзья и знакомые. Это приносило стабильный доход - около трехсот рублей в месяц. По тем временам сумма более чем значительная. Правда, в начале семидесятых кто-то «стукнул» про фирму Юрия и его товарищей в КГБ. Пришлось экстренно сворачивать производство. Пару раз вызывали на допросы в «контору», но все закончилось благополучно. Да и сама эра «рока на костях» в ту пору уже близилась к своему закату.

ЦИФРА : До 300 рублей в месяц зарабатывали подпольные производители записей «на костях» - рентгеновских снимках. В те времена, когда инженер получал 120 рублей в месяц, это была весомая сумма.

Пятерка за «Пинк Флойд»

Первый катушечный магнитофон «Маяк-203 стерео» родители мне подарили после окончания восьмого класса. Стоило это изделие киевского завода ни много ни мало 250 рубликов, и мне предложили на выбор - фирменные джинсы или пропуск в мир магнитофоновладельцев. Я выбрал магнитофон и никогда об этом не жалел. Вместе с «Маяком» в мою жизни пришли Высоцкий и Галич, «Пинк Флойд» и «Лед Зеппелин», Джимми Мориссон и Дженис Джоплин. Ну и, конечно, «Самоцветы», «Поющие гитары», первые альбомы Давида Тухманова...

Переписать в качественном звуке популярную группу было в Рязани большой проблемой, - вспоминает Николай Сорокин, в семидесятые заведующий технической лабораторией закрытого НИИ. - У нас была профессиональная аппаратура, но достать исходник можно было только на «плешке» около московского магазина «Мелодия». Это была сложная и многоступенчатая процедура. Около входа обычно стояли несколько молодых людей независимого вида. К ним нужно было подойти и произнести кодовое слово, например «Пинк Флойд». Тут же ты получал примерный прайс: «Стена» - пятерка, «Обратная сторона Луны» - семь рублей. Если в цене сходились, ты отдавал молодому человеку заранее приготовленную бобину с пленкой и тебе назначали встречу через пару часов у какой-нибудь станции метро. Там платили деньги и получали записи. Предполагалось, что это были первые копии прямо с винилового носителя... Впрочем, записи не всегда бывали качественными.

Но лично я этим не занимался, - вспоминает Сорокин. - Не любитель. И потом, если на «Битлз» и «Роллингов» власть смотрела сквозь пальцы, то за переписывание того же Галича можно было получить вполне реальный срок...

А в конце семидесятых в нашей рязанской жизни началось повальное увлечение кассетными магнитофонами. Владельцы «Электроники» или «Веги» до хрипоты спорили с «катушечниками» о достоинствах новой техники. На пороге уже стояла эра видео... Но об этих страницах нашей истории мы обязательно расскажем в следующих публикациях рубрики «Ностальгия»...