Зарисовки с натуры. Искусство рисования объемных фигур

Умение делать эскизы поможет Вам научиться рисовать.

Эскиз – предварительный набросок, который служит для того, чтобы зафиксировать замысел художественного произведения. Выполняется он быстро и не предполагается как готовая работа.

Почти у каждого известного художника были альбомы или блокнотики с разными набросками и зарисовками. Если остановиться на их содержании более подробно, становится понятно, что в них изображены люди и предметы, которые окружали художника в его повседневной жизни. Среди них чаще всего встречаются зарисовки: пейзажей, животных, сцен из жизни различных людей или групп людей, архитектурных сооружений или их фрагментов и т.д. Иногда эти наброски мало проработанные и состоят из небольшого количества штрихов, но они важны для художника также как наброски сочинений или стихов для поэта. Необходимость зарисовок очевидна, так как даже имея очень хорошую зрительную память, сложно, а иногда и вовсе не возможно воспроизвести на картине все разнообразие окружающего нас мира. Зрительные впечатления определенного момента можно зафиксировать на эскизе.


Набросок П. А. Федотова (карандашом).

Не достаточно просто попробовать сделать набросок, нужно потренироваться, чтобы научиться свободно передавать свои наблюдения на бумаге. Для этого нужно достаточное количество времени посвятить изучению натуры и постоянно упражняться в навыках рисунка и живописи.

Чем же отличается набросок от рисунка? Он дает возможность изобразить первое впечатление от увиденной натуры. Жизнь – это движение и часто бывает так, что интересный сюжет развивается быстро, его нельзя остановить, а действующих лиц поставить в удобную для вашего рисования позу. И тогда нужно быстро сделать набросок и как только сюжет изменился быстро сделать еще один набросок, а уж детали и более точные формы необходимые в рисунке, можно будет прорисовать потом. Но это вовсе не значит что набросок это плохо проработанный, не уточненный рисунок. Можно сделать очень точный набросок , уточнить все детали, просто для этого потребуется больше времени и сделать это можно уже по памяти, чуть позже.



Лес - набросок Ф. А Васильева и лев - В. А. Серов. Карандаш.

Эскизы делают с разными целями: для изучения натуры, чтобы прояснить главное в модели, отобразить характерные черты, движение, наметить композицию, определиться с пропорциями. Чтобы научиться рисовать, нужно делать большое количество набросков , чтобы натренировать глаза и набить руку. Чем разнообразнее будут ваши модели – тем лучше . Также важно помнить, что набросок не должен быть окончательной целью, за быстрыми и эффектными зарисовками часто скрывается неумение рисовать рисунки, а именно: неумение отобразить цвет, свет и тень, точно отобразить детали, формы. По наброску можно определить количество знаний и опыта, приобретенных при изучении натуры. Например, если это набросок головы – нужно чтобы был очевиден поворот и наклон головы, основные черты и выражение лица, соблюдены правильные пропорции . Стоит также поинтересоваться анатомией, изучить конструкцию отдельных частей человеческого тела, чтобы ваши эскизы не выглядели нелепыми и не правильными.

Каждый раз, приступая к работе над эскизами, ставьте перед собой определенные задачи. Постепенно переходите в выборе моделей от простых форм к более сложным . Начинающим художникам следует зарисовывать буквально все подряд, чтобы развить глазомер, почувствовать разные положения форм в пространстве. Ставьте модели на разной высоте, на разном расстоянии, обращайте внимание на тона, на светотени. Можно начать учиться рисовать с каких ни будь горшков, потом перейти на натюрморты, затем на интерьеры, после них на улицы и пейзажи. Животных и людей рисовать немного сложнее, желательно делать целые серии набросков: сбоку, в фас, сверху, снизу.

Если посмотреть на наброски знаменитых художников, можно заметить, что хоть они и были выполнены быстро, на них все равно присутствуют основные характерные черты людей, детали и характер их одежды, окружающие их предметы, верно соблюдены все пропорции, хорошо переданы силуэты и общий облик, освещение, направления. Также много внимания уделено выражениям лиц людей. Все эти наброски разные по технике выполнения и степени законченности. На одних даже можно рассмотреть фактуру тканей, структуру поверхностей, пластику растений, напряженность поз, сложность движений, другие состоят только из основных штрихов.



Руки Морозовой и ступня юродивого. Наброски В. И. Сурикова (карандашом) 1880-ые годы.

Начинающим художникам, решившим учиться делать наброски, стоит почаще носить с собой альбом, блокнот, карандаш и стирательную резинку. Делайте зарисовки разного размера, простые и более тщательные. Рисуйте их с натуры и по памяти . Такие действия должны войти в привычку. Зарисовки также можно делать тушью, акварелью, авторучкой, цветными карандашами, углем, сангиной (палочки для рисования из каолина или оксидов железа). Материалы для рисования можно выбирать разные , под каждый конкретный случай, для достижения наибольшей жизненности в передаче натуры. Следует помнить, что не следует все делать все время одинаково, привычно, в одной манере, повторяться только из-за того, что что-то у Вас получается лучше, а что-то хуже.



Натурщица, 1890 год. и Предупреждающий. Этюд первоначального замысла картины «Не ждали» 1883 год. Наброски И. Е. Репина (карандашом).

Рисуйте иногда большие эскизы , плакаты, панно. На разные наброски уходит разное количество времени: в среднем от 10-ти минут до 1 – 2 часов.

Удачи Вам в ваших творческих начинаниях!!!

Быстрые рисунки - наброски и зарисовки с натуры - выполняют важную роль в творческом процессе художника.

В отличие от длительного, многосеансного рисунка, где основательно прорабатываются даже мельчайшие детали сложного целого, наброски и зарисовки с натуры фиксируют чаще всего общее впечатление, самое главное в объектах изображения или же, наоборот, отдельные частности натуры. Вместе с тем набросок в не меньшей степени, чем длительный рисунок, должен правильно передавать форму, пропорции, объем, пространственное положение предмета, психологическое состояние изображаемого человека. Характерная особенность наброска - простота, обобщенность, широта в передаче формы объекта. Художник с наиболее возможной быстротой рисует то, что заинтересовало, привлекло его внимание. Нередко образы и впечатления дополняются накопленными ранее, будят творческую активность художника, рождают замысел будущего произведения. Те рисунки, с которых начинается воплощение творческого замысла, называются эскизами.

Трудно назвать более или менее известного художника, у которого не было бы большого количества разнообразных набросков и зарисовок. Они предшествуют и сопутствуют созданию произведений графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, помогают выделить главное, идею в различных жанрах изобразительного искусства.

Наброски и зарисовки могут выполняться с учебно-познавательной целью. В этом случае рисунок является средством изучения натуры, окружающей жизни и накопления профессиональных знаний и умений. Иная творческая задача ставится художником при выполнении набросков и зарисовок с целью проработки деталей, отдельных образов того или иного крупного произведения. В этом случае наброски и зарисовки художника часто имеют самостоятельную художественную ценность, экспонируются в музеях и на выставках. Таковы многие наброски Рембрандта, А. Дюрера, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, И. Е. Репина, В. М. Васнецова, В. А. Серова, К. П. Брюллова, М. А. Врубеля, И. И. Шишкина, известных советских художников Н. А. Андреева, И. И. Бродского, Б. В. Иогансона, Г. С. Верейского, М. Б. Грекова и других мастеров.

Обе эти функции набросков и зарисовок органически связаны и представляют собой единство в изобразительной деятельности как начинающего художника, так и зрелого мастера.

Десятки и сотни набросков и зарисовок известных мастеров свидетельствуют о внимательном, вдумчивом изучении ими закономерностей формы, объема, строения объектов окружающего мира, о тех чувствах, которые охватили художника при встрече с поразившим его явлением, событием. Здесь рисунки натурщиков, учебные натюрморты, наброски уличных сцен, портреты современников, зарисовки пейзажа, животных, архитектурных сооружений, эскизы тематических картин и многое другое.

В ряде случаев быстрые рисунки выполняются под непосредственным впечатлением (или с натуры) от того или иного события, встречи, не связываясь в воображении художника с будущей тематической композицией, с конкретным сюжетом. Увидел художник поразившую его группу школьников на вокзале, достает альбом и тут же зарисовывает ее. Привлекло его внимание поваленное молнией дерево или зеркальная гладь ясного озера - опять карандаш с альбомом в руки. Такое собрание рисунков впрок необходимо в дальнейшей творческой работе, позволяет накапливать наблюдения и нередко служит отправным моментом в создании замечательных произведений искусства.

Большую пользу оказывает рисование на улице, в метро, в учреждениях, на стройках, во время экскурсий и т. п. Помимо накопления впечатлений такое рисование развивает умение «видеть» действительность, характерные особенности предметов м явлений. Умение же «видеть» - необходимый компонент художественного творчества.

Особое значение приобретает набросок для развития глаза, руки и наблюдательности юного художника, ведь в этом случае рисовальщик вынужден отбрасывать детали, стремится несколькими линиями, штрихами схватить лишь самое существенное, характерное для данной модели.

Наброски и зарисовки в зависимости от цели, задач, условий выполняются самыми различными способами и материалами. Наиболее часто - линиями без основательной моделировки формы; линиями с тоновой проработкой формы, с применением элементов схемы построения. Иногда наброски могут выполняться тоном, пятном.

Материалы, применяемые при набросках и зарисовках, очень разнообразны. Это графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а также пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель, уголь (древесный и прессованный), мел (на тонированной бумаге, картоне).

Велика роль набросков и зарисовок как целенаправленного средства активизации внимания, интереса юных художников к изобразительному искусству, к своему художественному творчеству. На занятиях в художественных кружках, студиях, детских художественных школах наброски и зарисовки - важное средство воспитания любви к искусству, хорошая школа профессионального мастерства юного художника, развития его художественных способностей, эстетических чувств.

Самые большие проблемы появляются тогда, когда нам нужно создать точный набросок за маленький промежуток времени (движущийся человек, животное ). Поэтому стоит показать самое главное и не думать много в процессе работы. Люди сложены почти все одинаково, и животные тоже. И нам нужно изображать только главные моменты и отбрасывать лишние детали.

Конечно, нам гораздо интереснее движение фигуры или тела, ее динамичность, нежели изображение на ее блузке. В противоположном случае, мы рисовали бы её саму. Поэтому основа набросков — это линия движения , с которой все практически начинается и до которой стремится вся наша работа с рисунком.

Когда мы делаем набросок, прорисовывать мелкие детали не стоит, нужно просто быстро задать движение и пропорциональное соотношение тела, характерный ей силуэт. Так развивается способность целостного зрения.

Рисование по схеме — чтобы мы могли быстро показать объект, нам нужно знать с чего и как он сделан, откуда и зачем в нем что-то есть. Поэтому нам нужно разобрать объект на основные составляющие.

Наброски животных

Упражнение

Предлагаю вам упражнение. Возьмите изображение нашего героя в любой позиции, выстраиваем по системе:

1. Основная ось

2. Ось движения объекта (здесь нужно заметить, что опорная точка и центр тяжести должны стоять на ровне с-осью - если конечно фигура стоит), в большинстве случаев - нога и позвоночник.

3. Делаем объемное, линейно-пространственное построение тела. Намечаем скелет, руки, ноги линиями с кружочками — выстраиваем вязы, рисуем объемность кружочками в нужных нам местах.

Наброски человека

Типы набросков

Различают 2 типа набросков : тональный и линейный . Если вы будете рисовать линейные наброски — нужно придерживаться только одного типа. Практика показывает, что это очень неудобно. Иногда лучше скомбинировать: сначала изобразить человека кляксой, а затем линией. И часто натура нуждается в сочетании этих двух типов.

Техника в этих типах набросков отличается друг от друга, и они требуют разных материалов. Линейным наброскам больше характерна передача движения объекта несколькими линиями. Такие наброски можно рисовать карандашами, гелиевыми ручками, фломастерами (кому как удобно) и всем тем, чем можно нарисовать линию.

А с тональными все намного сложнее. Контрастность фона генерирует грань, которая замещает линию. И материалов здесь намного больше. Подходит мягкий материал, такой как: уголь, мел, маркеры, тушь, пастель и даже кисть . Рисовать набросок тушью понравилось мне даже больше, чем другими материалами.

Какие шаги нужны для правильного создания наброска?

1. Учим, анализируем натуру, выбираем ракурс, позу.

2. Придумываем соотношение наших набросков на бумаге. Все макеты, которые мы будем изображать на листе, всегда должны или смотреть в нашу сторону, или смотреть в центр. Начинать работу нужно с верхнего левого угла бумаги.

3. Набросок человека. Всю форму тела нужно намечать последовательно: сначала место для головы и ее размер, потом продлевают линию до пяток . Всего одной линией намечаем форму человека в движении. Потом уточняем контур модели и разметку ног. У нас в рисунке мы применим полную заливку, это совсем не обязательно, просто полезно, чтобы показать рисунок в двух тонах.

4. Наброски животных. Форма тела в целом намечается в следующем порядке: вначале туловище, а затем ноги . Потом одной линией или кляксой рисуем движение всего туловища. Дальше уточните контур тела и расположение ног. Голова рисуется в самом конце. Чтобы задать размер головы - продлите линию хребта с лопатки к окончанию носа . Можно и не рисовать линию контура замкнутой, а в иных случаях она может и совсем исчезнуть.

П онятно, что наброски, это нечто сиюминутное и лёгкое по форме и исполнению, Но с наброска мы начинаем рисовать и длительную учебную постановку. А часто бывает, что удачно выполненный скоротечный набросок жалко оставлять в покое, и он превращается в серьёзную зарисовку с натуры.

Цель этой страницы учебная. Во первых, хочется подсказать вам для рисования возможные темы из жизни, нельзя же рисовать бесконечные яблоки и горшки, во вторых, нужно обратить ваше внимание на такие интересные материалы, как уголь, тушь с пером и кистью, простой карандаш иногда может и отдохнуть. И все-таки, главное, о чём хочется с вами говорить (слава Богу, теперь мне есть с кем говорить), это техника штриховки и техника ведения самого рисунка. Мне даже не хочется в пустую об этом разглагольствовать, нет ничего полезнее, чем посмотреть на чей-то интересный опыт (разумеется, на мой). Понимаю, многих уже тошнит от непонятных призывов не заниматься ретушью, размазывая пальцем грифель, постоянно сравнивать одно с другим, не подменять рисование тайным срисовыванием фотографий в угоду своему тщеславию. Но как иначе сдвинуть новичка с мёртвой точки?!

Усадьба в Братцево.
Альбомный формат. Карандаш.
Хотелось бы посоветовать, - не рисуйте на ветках листочки, но лучше смолчу


Тушь, трубчатая ручка.
В этом доме Рокотов жил!


Крошечный набросок Северного речного вокзала.


Мне кажется, здесь довольно ясно видна техника рисования.
Это не рисунок контуров с последующим заполнением его светотенью. Карандаш сразу создаёт штрихами тоновые пятна, которые постепенно уточняются более мелкими пятнами. Форма проявляется из расплывчатых тонов рисунка, и только на заключительной стадии наносим несколько важных для восприятия объекта деталей или контуров.

Показываю для сравнения два рисунка одного объекта. Первый рисунок куклы смотрится более законченным в деталях, но второй кажется более живым, его штриховая фактура дышит. Вспомните фрагменты акварелей выполненных заливками с нагромождением подтёков. Именно неуправляемость красочного слоя, его импровизациозность, создаёт неповторимость (в буквальном смысле слова) каждой акварели. То же и в рисунке. Если вы попытаетесь рисовать подобно техникам, изображающим проект трубопровода аккуратной светотенью, вы превратитесь в техника. Вообще-то, первый рисунок начинался так же, как и второй, просто степень законченности у них различна.

Думаю, вы понимаете назначение этих миниатюрных зарисовок. Да, я умею рисовать гладко и детально, но рисую «грубо», потому что я люблю энергичный творческий рисунок, далёкий от ученического копирования натуры. Уверяю вас, освоите разумное учебное рисование, сможете в будующим работать в любой технике.



Хорошо видно различие штриховки верхних рисунков, различия в масштабе, в заточке карандаша. Есть и общее, степень детализации формы везде минимальна.


Мне нравится эта быстрая портретная зарисовка студента, он не позирует, он стоит за мольбертом и работает. Лицо не застыло, оно живёт. Вновь напомню, не работайте от контуров, лепите форму тоном, переходя к контурам в конце работы по необходимости.

Серия зарисовок тушью и плоской щетинной кистью. На первый взгляд, техника неуклюжая, она не приспособлена к тонкой работе, но в этом и её прелесть. Она придаёт рисункам особую декоративность и своеобразие. Замечу, формат листа большой, больше размера ватмана., а ширина кисти 2-3 см.


Оля на стуле. Молодая красавица с фигурой топ-модели. Взглянув на рисунок, она артистично воскликнула, - Ой, это я такая бесстыжия!
Лист ватмана и уголь.


Тушь, трубчатая ручка.

Вроде бы и много вставил рисунков, а всего сказать не удалось. На самом деле, техника наброска и зарисовок необъятна. Что бы вы не изобразили, оно будет индивидуально и не повторимо (я надеюсь).


Для художника главное - острота его чувств. Да, именно яркое ощущение, брошенное на полотно каким бы то ни было способом- экспрессивно ли кистью или вдохновенно и нежно тонкой вьющейся линией, наиболее выразительно, более всего интересно.

А ведь с одной стороны хорошей картины стоит изумленный зритель, с другой незримо присутствует творец, художник.

Вы захотели научиться быть с той стороны, противоположной зрителю? Научиться создавать произведения, к которым люди не будут равнодушны? Для этого важно самим стать самыми чуткими зрителями окружающей действительности, но знаете ли вы, что это не просто дар от природы, а также внимание, которое способен развить в себе каждый человек?

Правда, каждый. По- разному он потом это выразит, но сможет выхватить самое острое, самое смешное или самое прекрасное в том, что сейчас кажется нам с вами обыденным и привычным.

Самый простой способ научиться рисовать- это дружба с блокнотом. Поставьте себе цель - один скетчбук в неделю и приготовьте несколько графических инструментов для начала.

Пускай это будут простые карандаши (несколько из диапазона 4B-12B), черные маркеры, уголь или угольный карандаш, мультилайнеры толщиной от 0,1 мм до 0.8 мм, синтетическая или беличья круглая кисть номер три и черная тушь, пригодится также кисть с резервуаром для воды (art brush). Последнюю можно заправить тушью или чернилами.



Бумага подойдет любая, главное, чтобы она была светлой, то есть белой или цвета слоновой кости. Прошивка обложки также пусть будет удобной. Кому- то удобна пружина, кому- то клеевой книжный корешок, тут все на любителя.


Теперь постарайтесь пообещать себе, что будете при любой возможности рисовать. Лучше всего, если это будут люди или животные, причем с натуры, но это совсем не обязательно. Просто это интересно, а когда интересно что- то делать, то это дается проще.

Только как же рисовать человека, если вы никогда не изучали пластическую анатомию, если у вас плохо с пропорциями? Этот вопрос мне задают все ученики, которых я убедила параллельно с изучением азов изобразительной грамоты рисовать наброски.

Все очень просто. Художник работает от общего к частному. Мы так видим мир- сначала утром мы видим общую картину за окном, оцениваем яркость солнечного света, чтобы понять, насколько нам уже с утра нравится этот день, и только потом рассматриваем предметы вокруг себя, а также присматриваемся к виду из окна. Так мы оцениваем все, что нас окружает: от общего к частному.


Поэтому если посмотреть на человека, которого вам сейчас кажется сложным рисовать, можно увидеть, что он очень нам знаком в своей анатомии. Мы узнаем этого человека, когда приходим завтракать: это один из домочадцев. Мы его ни с кем не перепутаем, потому что в его лице, в пластике, есть что- то такое неуловимо родное, знакомое.

Но если мы попросим этого близкого человека позировать нам, выяснится, будто мы его совсем не знаем: вроде, глаза правильно нарисовали, и нос похож, и уши на месте, и прическа такая, как надо, а в целом, "что- то есть", и все.

И мелькнет в голове разочарование: не художник я, пойду- ка заниматься привычными делами....


Но познакомьтесь с блокнотом. Не нужно сразу его загружать долгими беседами с вашим новым другом карандашом. Пускай первая встреча ограничится пятью минутами. Мало? Но ведь карандаш и блокнот почти незнакомы, им еще не очень интересно, они немного друг друга стесняются, да?

А о чем они могут успеть пообщаться пока утренний домочадец застыл за чаем? Можно успеть уловить то, что каждый и по памяти скажет: голова, две руки, две ноги и позвоночник.

Пускай первые штук сто ваших набросков будет еще короче, ведь люди так не любят замирать на месте. Пусть каждый рисунок будет по две- три минуты, и пока не станут получаться руки из плеч, а ноги правильной длины и характерные в коленных сгибах, не ищите анатомию Готфрида Баммеса. Его атлас очень хорош, он помогает разобраться в динамике, он поможет вам прочувствовать натуру, но позже, когда за три положенных минуты вы сможете улавливать общее напряжение модели.

Сто набросков- это много? Если вы только начинаете рисовать, вам может показаться, что да. Но на них уйдет всего лишь 300 минут, а это всего лишь пять часов времени!

Итак, всего пять часов на зубрежку: две руки, две ноги, голова. Табуретка, стол, чашка чая. По утрам. Перед работой. Быстрее, свободнее. Удобнее всего пока использовать мягкие карандаши. Выберите карандаш под свою руку. Скорее всего, цельнографитный, может быть, цанговый или деревянный. Чем мягче его грифель, тем легче пойдет линия. Пока не прибегайте к помощи ластика. Работайте не на чистоту и качество, а на количество и скорость. Это будет первая ваша задача.


Следите за линией. Если вы не будете стремиться к перфекционизму и чистописанию, пытаясь делать ее красивой и "живой" в первой сотне рисунков, однако перестанете бегать карандашом по одному месту, к сто первому быстрому наброску она уже станет намного точнее и увереннее. Начнется формирование почерка, и это уже повод начать ставить перед собой задачи.

Линия уже более послушна, возможно, она стала живее, и иногда подчеркивает более темные места, а может быть, за время рисования она ищет пятно, пытаясь подштриховывать его. Самое время попробовать кистевые материалы. Маркер или кисть помогут выделить пятно тени. Попробуйте разные маркеры и найдите свой. Помните, что каждая рука имеет свой неповторимый нажим, а каждый человек свой почерк, и чутко выбранный инструмент становится другом и соратником в поиске самой сути изображаемого.


Итак, еще через пять часов и сто набросков (тут количество набросков важнее, чем количество часов, кстати) вы уже схватываете самые привычные пропорции: рука, согнутая в локте, ноги, таз, плечевой пояс, наверное, вам уже удается посадить модель на стул.

Если вас удовлетворяет результат, можете уже открыть учебник динамической анатомии Баммеса. Если пока рисуете, но ощущение, что блуждаете в лесу, рисуйте до тех пор, пока не поверите в то, что изображаете.

Именно ощущение самоконтроля - признак того, что можно копать глубже. Мы как будто ищем клад, который зарыт глубоко под толщей неведомых слоев знаний, и этот клад- свобода изображения. Но чтобы достать его, нужно слой за слоем убирать все, что сверху. И ведь как не получится землю раскопать, не освоив лопаты, так и слои знаний не сдвинуть без карандаша. Только мы как будто бы не копаем вглубь, а строим лестницу из рисунков вверх, чтобы дотянуться до этих всех художественных истин.


И вот вы уже проверяете себя по Баммесу. Ну как, становится ли легче рисовать? Не удивляйтесь, что в атласе речь будет идти часто о динамике, а вы, вроде, неподвижного человека рисуете. На самом деле, анатомия для художников так и называется, "пластическая", - потому что это анатомия поз. Все подчиняется простой конструкции человека: позвоночник, к нему крепятся кости грудины, таз, верхние и нижние конечности, череп.

Костей, образующих скелет, много, а еще больше мышц, этот скелет двигающих и влияющих на позу человека. Поэтому любое напряжение мышцы- это уже динамика.


Продолжайте рисовать много, каждый раз ограничивая себя во времени, чтобы прийти к ощущению самоконтроля. Не сразу будет получаться увидеть внутри человека его конструкцию, но каждый набросок - это шаг к этому ощущению.

Несколько сотен набросков вызывают привыкание. Вы уже чувствуете, как растете, у вас складывается почерк, но не все пока удается. Однако чем больше вы рисуете, тем проще и виртуознее ваши наброски, выполненные за две- три минуты.


Практика- великая сила. И учитель в каждом из нас. Будьте строги к себе в постановке задач.

Первая - укладываться в отведенное время. И самое продуктивное, для развития скорости реакции, - время короткое. В программе нашей школы рисуют наброски от 30 секунд до двух минут, и это хорошо развивает глаз и быстро ставит руку.

Вторая задача- чистота линии. Лучше сделать больше рисунков, чем больше линий. Дива натура, самая интересная и полезная для художника, ждать не любит.

Третья задача - пропорции. О том, что руки короче ног, а локти и колени не сгибаются только лишь под прямым углом вполне способен уловить глаз человека, для анатомии рано.

Четвертая задача - пятно, потоки, пластика. Об этом лучше расскажет преподаватель уже на основе выполненных рисунков, тут книжка тоже даст лишь теоретическую информацию.

Наконец, пятая задача- проверка нарисованного согласно главным законам:

  • опорные точки,
  • анатомия.

Самое главное, - это вы и ваш друг- блокнот. С тонкой писчей бумагой и карандашом: в метро, в кафе, на работе, дома. С акварельной бумагой и кистью: в зоопарке, на пленэре, в биологическом музее.

Слово "набросок" имеет родство со словом "бросать", то есть "набрасывать" свою идею или сюжет. И он помогает яснее мыслить. Он учит и он же потом служит выражением внутреннего ощущения, брошенного на бумагу.

Наброски необходимы ученикам, очень нужны начинающим художникам, ими не гнушаются самые большие художники, они благодарны этому виду графической гимнастики для руки и ума.


(статья проиллюстрирована графикой автора, а также трехминутными набросками учеников Классов живописи и рисования О. Рубцовой)