Боб марли пел. История жизни боба марли

Боб Марли – знаменитый композитор, неординарный музыкант, легендарный исполнитель песен в стиле регги. Его песни любят и знают наизусть все поклонники этого музыкального направления. Марли стал своеобразным родоначальником этого музыкального жанра, и сейчас, на протяжении многих лет после своей смерти, он остается самым популярным и известным в мире исполнителем таких песен.

Его образ как музыканта - мужчины с длинными дредами, обязательно в «растаманской» шапке, с неизменной широкой улыбкой на лице и с гитарой в руках - стал олицетворением регги как оно есть.

Боб родом с Ямайки. Родился в семье работящего европейца-военного, прибывшего с материка, и юной коренной жительницы острова. Маленький Марли практически не виделся с папой, ведь он постоянно был на заданиях и много работал. Отец Боба умер, когда ребенку исполнилось 10 лет.

Мальчик учился в обычной местной школе, после её завершения стал работать разнорабочим. В подростковом возрасте Боб влился в субкультуру руд-боев, ставящую во главу угла агрессивность и романтизировавшую криминал. Внешние отличительные признаки у таких молодых людей – обязательно короткая стрижка или обритая голова, подогнанные по фигуре вещи из костюмной ткани.


Музыкальная составляющая у этого движения также была в наличии – молодежь этой волны «отрывалась» на дискотеках под ска (направление ямайской музыки). Именно в этой субкультуре и в этом возрасте юный Боб начинает пробовать себя в музыке и пытается раскрыть и развить свой творческий потенциал.

Музыка

Первые музыкальные эксперименты Боб Марли ставил самостоятельно, однако они не были слишком успешными. В молодости он стал участником музыкального коллектива, с которым достиг первого признания. Его группа “The Wailers”, созданная вместе с друзьями и единомышленниками, прошла долгий путь и много раз преобразовывалась, меняя состав и позиционирование на музыкальной арене, но в итоге принесла своим создателям сначала национальную, а затем и мировую известность.


Боб выпускал синглы и альбомы сначала в составе группы, а затем трансформировал ее в собственный авторский проект «Боб Марли и The Wailers». Вместе они проехались с гастролями по всем Соединенным Штатам Америки, а затем и по остальным странам мира (в Европе, Африке, Азии).

В СССР Марли стал популярен уже на закате своей жизни – песни свободолюбивого необычного певца, ставшего голосом целого поколения у себя на родине, все же прошли через «железный занавес» и произвели неизгладимое впечатление на жителей Союза.


Творчество Марли и его группы получает признание среди музыкальных критиков – их альбомы и синглы получают награды, а Марли неоднократно становится обладателем звания «Лучший певец».

Песни Марли объединяли самых разных людей – и жителей неблагополучных районов городов Ямайки, и «золотую молодежь». Своим творчеством он дарил людям надежду на лучшее, веру и всепрощающую и всеобъемлющую любовь.

Его культовая песня “One love’’ превратилась в неутвержденный национальный гимн жителей Ямайки, она буквально объединила политиков и группировки, которые превратили во времена Марли Ямайку в поле боя за свои интересы. Эту песню он написал после того, как на него самого было совершено покушение – в него целенаправленно стреляли.

Марли выступал на сцене и радовал своим творчеством поклонников до самой смерти.

Смерть

В последние годы жизни Боб страдал от злокачественного заболевания – опухоли на пальце ноги, которая появилась в результате травмы во время игры в любимейшую игру певца – футбол. Композитор отказался «разбирать себя на части» и ампутировать охваченный болезнью палец, ведь он, как настоящий растаман, должен был умереть «целым». В итоге длительной упорной борьбы с раком певец проиграл – он умирает прямо во время гастрольного тура, так и не успев вернуться на родину.


Последние месяцы жизни певца были крайне тяжелыми – прописанное лечение имело серьезные последствия в виде выпадения волос и ослабления иммунитета. Ирония судьбы заключается в том, что лидер афро-американцев Марли фактически умер от заболевания, которое характерно для населения со светлой кожей. Марли был подвержен заболеванию в связи с тем, что отец у него был белокожим.

Личная жизнь

Футбол действительно занимал особое место в сердце певца. Любовь к этому спорту у Боба была настолько огромна, что пункт об обязательном доступе к футбольному полю и мячу в любое время был прописан в его райдере. И он действительно был хорош в этом виде спорта: играя на позиции опорника в центре поля, он буквально «приклеивал» мяч к своим ногам, никто и ничто не могли отобрать у Марли мяч. У него было много лет практики – любовь, даже страсть, к этому спорту у Марли появилась в далеком детстве.


Всю жизнь с Марли рука об руку прошла его жена Рита, которая работала у Боба на подпевке в начале его карьеры. Совсем молодой еще Боб однажды встретил на улице девушку, которая шла и пела с друзьями. Ее талант и внешность привлекли двадцатилетнего Боба, и он стал за ней ухаживать. Закрутился бурный роман, молодые влюбленные решили пожениться.

В начале карьеры Боба пара жила в любви и согласии, однако с приходом невероятной популярности муж стал все реже бывать дома и все чаще заводить случайные романы.


Боб Марли с женой и детьми

У Риты и Боба Марли была большая и дружная семья – жена подарила певцу сыновей и дочерей. Все дети – а их у четы Марли целых четверо – в настоящее время так или иначе связаны с музыкой и другими видами творчества. Всего же у Марли одиннадцать детей, не считая одного приемного сына.

Рита проявила героические черты, зачастую воспитывая и родных детей, и отпрысков Марли от интрижек с другими женщинами. По словам Риты, в начале отношений Боб был заботливым и любящим примерным мужем, однако с течением времени он стал изменять законной жене. В свое оправдание он говорил, что он хочет много детей и просто не желает утруждать Риту многочисленными беременностями. Кстати, свою самую популярную песню «Нет, женщина, не плачь» Марли посвятил именно своей единственной законной жене. Женщина признается, что, хоть ее отношения с Бобом можно назвать нормальными с большим трудом, она простила бывшего мужа и хранит о нем нежнейшую память.

Многочисленные дети Марли отдают дань таланту отца, продолжая его дело. Они выступают, поют, создают авторские музыкальные проекты или занимаются другими творческими профессиями. Иными словами, они все стараются оставить след в истории и сделать этот мир немного лучше.


Не так давно в одном из глянцевых журналов США вышел номер с фотографией на обложке, которая собрала в одном кадре всех детей и внуков Марли. Снимок стал очень популярным в социальных сетях, он разлетелся по просторам Интернета. Это стало встречей десятилетия для потомков Марли.

Наследие

Существует ряд конкретных сфер жизни и общих образов, которые навсегда будут ассоциироваться исключительно с Бобом Марли. Например, именно его именем миллионы подростков и студентов оправдывают свое желание покурить легкие наркотические травы. Ведь сам Марли откровенно признавал, что он это делает регулярно. Он мог позволить себе даже выйти на сцену, держа в губах «косяк».


Неоценима роль, которую сыграл Марли в распространении растафарианства. Его песни последователи этой веры расхватали на цитаты, а самого певца считали посланником их истинной веры. Огромно влияние Марли на развитие философии панафриканизма среди определенной категории людей. Его вклад невероятен, он стал послом этой идеи и своими действиями и творчеством действительно изменил ход истории. За это он был награжден несколькими премиями и наградами.


Боб Марли в последние годы

Несмотря на то, что умер Марли в прошлом веке, его творчество и жизненная философия обретают все новых и новых поклонников до сих пор. Его фото печатаются на вещах масс-маркета и на вещах, входящих в коллекции первых линий мировых модных брендов. Влюбленных в песни Марли много и в современном Голливуде – певицы и , актриса Элиза Тейлор и многие другие.
Высказывания Боба Марли стали крылатыми фразами и выражениями, а его последние слова – о том, что невозможно купить жизнь за монету – стали афоризмом.

В 1944 году офицер ВМС Великобритании Норвал Марли женился на молодой девушке с Ямайки Седелле Букер. 6 февраля 1945 года у них родился сын, которого назвали Роберт Неста Марли. Вскоре после рождения Боба отец оставил мать, однако он оказывал им финансовую поддержку и периодически встречался с сыном.
В конце пятидесятых, на Ямайке стало не хватать рабочих мест, и мать Боба в поисках работы была вынуждена переехать в столицу Ямайки – Кингстон. Они поселились в район Тренчтаун, который получил свое название от пересохшей сточной канавы, проходившей неподалеку. В Тренчтауне Боб проводил много времени со своим хорошим приятелем Невиллом Ливингстоном по прозвищу Банни. Они вместе посещали бесплатные уроки вокала, который давал известный ямайский музыкант Джо Хиггс. Здесь они познакомились с Питером Макинтошем и стали добрыми друзьями.
Тем временем на Ямайке развивалась и становилась все более популярной ска музыка. Когда Бобу исполнилось 16, он решил исполнить свою мечту стать музыкантом. Для многих молодых ямайцев музыка стала своего рода побегом от окружающей действительности. Одним из таких людей стал Джимми Клифф, кто до 14 лет успел записать несколько синглов. Джимми познакомил его с Лесли Конгом. Музыкальные таланты Боба впечатлили продюсера, и вскоре он оказался на студии, чтобы записать своей первый сингл «Judge Not». К сожалению ни этот сингл, ни песня 1962 года «One more cup of Coffee» не представляли особого интереса.
В следующем году Боб, Банни и их друзья организовывают группу Wailing Wailers. По началу они не добились успеха, и после пары записей группу покинули Шерри Смит и Юниор Брайтуэйт. Костяк Wailing Wailers остался прежним: Боб Марли, Питер Тош и Банни. Группа продолжила работу и представила ее Клементу Додду, продюсеру звукозаписывающей компании Coxsone. Здесь Wailing Wailers записали свою первую песню «Simmer Down», ставшую хитом. Их популярность быстро росла, и вскоре они записали еще несколько песен, в том числе «It Hurts to be Alone» и «Rule the Roadie».
Жизнь Боба засияла новыми красками, когда 10 февраля 1966 года он женился на своей подруге Рите Андерсон. На следующий день он улетел в Ньюарк, штат Делавэр, чтобы встретиться со своей мамой. Во время пребывания в США у него появляются новые идеи. Когда Боб Марли возвращается к Wailing Wailers, их музыка начинает двигаться от ска в сторону рокстеди. Это привело к конфликту с Coxsone, которым была нужна ска группа. Вскоре Wailing Wailers расстаются с Coxsone и сокращают свое название до Wailers. Вместо того, чтобы искать новый лейбл Wailers решили организовать свой собственный бренд под названием Wail’N’Soul. Прежде чем прекратить свое существование на следующий год, группа успела выпустить на нем несколько синглов. Закрытие лейбла подкосило группу, но все изменилось, когда они встретили продюсера Ли Перри, с которым записали такие известные хиты как «Duppy Conquerer», «Soul Rebel», «400 Years» и «Small Axe».
В 1970 году в Wailers появляются новые участники коллектива: Астон Баррет и его брат Карлоторн. Wailers становятся все более и более популярны. На волне успеха они решили основать еще один лейбл под названием Tuff Gong в честь прозвища Боба Марли. Wailers познакомились с Джонни Нэшем, и вскоре Боб сопровождал его во время гастролей в Лондон. Здесь в надежде заключить контракт он отправился на встречу с основателем студии Island Recrordz Крисом Блэквеллом.
Тот уже слышал о Wailers и предложил Марли немыслимый для регги-группы контракт: его поставили в равные условия с рок-группами. Впервые группа, играющая регги, могла использовать для записи хорошие инструменты и дорогостоящую аппаратуру. Выпущенный на Island альбом назывался «Catch a Fire» и был хорошо принят критиками. Это был один из первых альбомов в стиле регги.
Весной 1973 года Wailers вернулись в Лондон, чтобы начать свой трехмесячный гастрольный тур по Великобритании, дальше они должны были отправиться в США. Банни отказался выступать в Америке, и его место занял Джо Хиггс. Вместе с ним Wailers отправляются на гастроли. Несколько концертов она дали совместно с Брюсом Спрингстином. Wailers выступают на разогреве у популярной группы Sly and the Family Stone, но после четырех концертов группу вычеркнули из программы, так как они были более популярны, чем хедлайнеры. Во время выступления Sly and the Family Stone толпа скандировала: «Wail-ers».
После расставания с Sly and the Family Stone они выступили самостоятельно в Лас-Вегасе, а после дали живой концерт на радиостанции KSAN-FM в Сан-Франциско. Это повысило их популярность в Северной Америке.
В 1973 году выходит следующий альбом Wailers - «Burnin». На нем звучат песни, ставшие классикой: «I shot the Sheriff» и «Get Up Stand Up». Популярность Wailers в Северной Америке продолжает расти, а когда Эрик Клептон перепевает «I Shot the Sherif» он становится хитом номер один в американских чартах.
В 1975 году вышел в свет новый альбом Wailers «Natty Dread» с такими великими синглами как «Talking Blues», «No Woman No Cry» и «Revolution». После этого группу покидают две трети от оригинальных Wailing Wailers: Питер Тош и Банни, чтобы заняться своими сольными карьерами. В связи с этим было принято решение сменить название группы еще раз на Bob Marley and the Wailers. Отсутствие двух участников создало существенную брешь в коллективе. Бывших участников заменили женским трио «I-Threes», которое состояло из жены Боба Риты Марли, Марсии Гриффитс и Джуди Моватт. Летом группа отправилась на гастроли по Европе. Два концерта приходили в лондонском зале Lyceum Ballroom. Они были записаны и вышли на альбоме «Live», который включал в себя концертную версию мирового хита "No Woman No Cry”. В ноябре Wailers возвращаются на Ямайку, где дают совместный концерт со Стиви Уандером. Состав группы меняется. На место Эла Андерсона и Бернарда Харвея пришли Джуниор Марвин и Тайрон Дауни.
В 1976 году группа выпускает альбом «Rastaman Vibration». Вершиной регги-мании стало признание Bob Marley and the Wailers журналом Rolling Stone лучшей группой 1976 года.
В это время в Тренчтауне развернулась настоящая война в гетто, и Марли загорелся идей дать концерт с целью призвать жителей к миру. Трагедия произошла за два дня до выхода Боба на сцену. Бандиты ворвались в дом Марли и стреляли в него, Риту и двоих друзей, которые в тот момент находились в доме. К счастью, все выжили. Не смотря на этот инцидент, два дня подряд Марли выступал на концерте. Через двадня его спросили:"Почему?"А он ответил:"Те кто разрушает наш мир работают без отдыха, значит и я тоже". После этого группа уехала в Великобританию. Здесь до 1977 года они записывали альбом «Exodus». Возможно, это лучший альбом группы к этой дате, он укрепил международную славу Bob Marley and the Wailers. Альбом занял лидирующие позиции во многих чартах мира, включая в Англию и Германию.
В 1977 году Боб повредил палец ноги, играя в футбол. Позже это диагностировали как злокачественную опухоль. Марли отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Болезнь не мешала ему заниматься дальше музыкой, и в 1978 году выходит альбом «Kaya», намного более зрелый, чем предыдущие работы группы.
В апреле 1978 года Боб вернулся на Ямайку, чтобы принять участие в концерте One Love Peace, на котором он примирил лидеров власти и оппозиции. Боб попросил их подняться на сцену и обменяться рукопожатием. В этом же году в штаб-квартире ООН его наградили Медалью Мира, а в конце года он впервые отправился в Кению и Эфиопию. В этой поездке он начал работу над политической песней «Zimbabwe».
Семидесятые подходили к концу, а Bob Marley and the Wailers были самой популярной группой.
В начале 1980 года группа впервые дала концерты в Африке, в том числе на церемонии обретения независимости Зимбабвы. Позже Боб скажет, что это приглашение стало самой большой честью в его жизни.
В 1980 году Боб Марли записывает альбом «Uprising» и планирует совместные гастроли со Стиви Уандером. Здоровье Боба ухудшается, но доктор разрешил ему отправиться в путь. Однако гастроли закончились, не успев толком начаться. На концерте в Нью-Йорке Боб выглядит больным и слабым. На следующее утро во время пробежки в центральном парке Боб упал в обморок и был доставлен в больницу. После обследования доктора дали ему месяц жизни. Лечение продлило его жизнь, но конец был неизбежен.
Последняя попытка спасти его жизнь была в Германии, где он прошел курс лечения, который не дал результатов. Здесь он отпраздновал свой 36 день рождения. Боб хотел умереть дома, но по состоянию здоровья не успел добраться до Ямайки. 11 мая 1981 года он скончался в больнице в Майями. Поклонники по всему миру оплакивали его смерть, а 21 мая множество людей пришло на похороны, чтобы почтить его память. В церемонии принимали участие все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли покоиться в мавзолее на месте его рождения. За месяц до смерти его наградили орденом «За заслуги».
Боб Марли знал о своей судьбе. Он предсказал ее в строчках своей песни: «Однажды утром, когда я закончу свою работу, я отправлюсь домой».

Исключительное место, которое занимает в истории регги Боб Марли , обусловлено не только тем, что он стоял у его истоков - прежде всего оно отдано Марли в силу его уникального таланта, сочетавшего в себе безусловную музыкальную одаренность с религиозной экстатичностью. Всякому, кто слушает музыку Марли, следует сразу иметь в виду, что понять ее без хотя бы беглого ознакомления с историей растафарианского движения невозможно (краткая история растафарианства в конце рассказа); нельзя воспринимать ее как простую часть поп-культуры и слушать духовные гимны - а именно таковыми является большинство песен Марли - в отрыве от его мистического опыта, чьим продуктом они были. Проще говоря, человек, знакомящийся с песнями Марли без их контекста, рискует в лучшем случае воспринять певца как очередного политического анархиста в ряду бунтующей молодежи 60-х - тогда как он был в первую очередь духовным лидером и визионером, равных которому и сегодня рок-н-ролл не знает. Многие пытались объяснить обаяние творчества Марли простой констатацией его талантливости. Но, думается, разгадка лежит несколько в иной плоскости: Марли имел редкий дар адекватного воспроизведения не личной, но универсальной истины, каковую дает только религия, поразительным образом балансируя между сочинением "церковных гимнов" и следованием чисто эстетическим канонам. Его музыка абсолютно земная, но не светская: он был тем самым медиумом, что разъясняет вечные законы доступным языком. И именно в этом постоянном присутствии вечности в его творчестве - его сила и обаяние. Кроме того, он был награжден еще и удивительным пластико-ритмическим даром: умением ставить слова на свои места. Попробуйте послушать песню "War" с диска "Rastaman Vibrations" - со слуха невозможно уловить, что он исполняет прозаический текст. Этот абсолютный слух и позволял ему исполнять любые сочинения - как чужие, так и свои, - что называется, единственно возможным способом; любые последующие попытки кавер-версий натыкаются на полную исчерпанность интерпретаций. История поп-культуры, а быть может, и современная история вообще не знает больше случаев, когда бы человек при жизни имел славу, подобную славе Боба Марли, - не по количеству поклонников, а по серьезности отношения. Легенда целого народа, личность государственного масштаба и живой пророк - и не в фигуральном смысле, как, скажем, Джим Моррисон, - а в прямом: таким был Боб Марли . И остается по сей день. Почести, возданные ему после смерти, сравнимы с королевскими; влияние, которое он имел на умы и души при жизни, - почти библейское. Притом что жизнь его была коротка и не богата на события, которые традиционно вызывают интерес - профессиональные скандалы и любовные похождения. Скорее она была подобна мистическому подвигу - хотя и со своими особенностями, обусловленными географией, историей и религиозной философией. Роберт Неста Марли родился 6 февраля 1945 года в маленьком городе на севере Ямайки. Матерью его была черная восемнадцатилетняя Седелла Букер, отцом - белый пятидесятилетний моряк Норвал Марли. Семьи в традиционном понимании у мальчика не было - отец появлялся редко, хотя и помогал матери деньгами. В начале шестидесятых мать с сыном переехали в столицу Ямайки - Кингстон и, как и многие им подобные, осели в Тренчтауне. Здесь подрастающий Боб обзавелся друзьями, такими же отпрысками неимущих семей; вместе они проводили время, слушая радио, которое поставляло на Ямайку народившийся рок-н-ролл. Марли бросил школу и устроился на работу в сварочную мастерскую, а все свободное время распевал песенки, тренируя голосовые связки. В этом ему помог знаменитый в Кингстоне певец Джо Хиггс, давший ему несколько уроков вокала на заднем дворе дома. В 1962 году Боб и его друзья, Банни Ливингстон и Питер Тош, попали на прослушивание к местной антрепренерше Лесли Конг, которая записала с ними в студии несколько треков. На следующий год Боб собрал из друзей группу и назвал ее "The Wailing Wailers" ("Причитающие плакальщики"). В этом не было никакой иронии - традиции плача сильны в любой негритянской культуре. То было время популярности ска, ямайской разновидности новоорлеанского ритм-энд-блюза, и огромных акустических систем, расставленных по улицам Кингстона (адепты регги утверждают, что именно такой способ уличного музицирования привел к появлению рейвов). Марли с товарищами, исполнявшие модную музыку, были быстро замечены и в течение последующих пяти лет стали островной знаменитостью. 1966 год был определяющим в судьбе Марли. Он женился, побывал в Америке, где жила вновь вышедшая замуж его мать, и, составив себе впечатление о Вавилоне, каковым считали Америку растаманы, вернулся в Кингстон, где за полгода до него побы- вал его императорское величество Хайле Селассие I, воплощение Всемогущего Джа - бога растафариан. Движение растаманов в этот момент здесь было на подъеме. И Марли стал его голосом. Так появилось регги. Вплоть до начала 70-х The Wailers за пределами Ямайки были практически неизвестны. После неудачных попыток заключить контракт с рядом фирм Марли очутился на пороге знаменитого ныне Island Recrordz. Основатель студии, Крис Блэквелл, изначально ориентировался на распространение музыки Ямайки и, осев в 1962 году в Лондоне, популяризировал в Старом Свете ска, рок-стеди и регги, а впоследствии и родоначальников прог-рока Jethro Tull и King Crimson. Хорошо зная о славе Марли на родине, Блэквелл предложил ему немыслимый в истории групп, играющих регги, контракт: его поставили в равные условия с рок-группами. Первая пластинка Марли на Island, "Catch a fire", немедленно установила новые стандарты в поп-музыке: газеты писали о явлении нового, совершенно ни на кого не похожего стиля, нового ритма и мелодии в сочетании с необычной, религиозно-протестантской тематикой песни. С этого момента группа Марли обретает интернациональную известность. В 1973 году приглашенные выступать на разогреве у Sly & The Family Stone, группа?1 среди исполнителей черной американской музыки, The Wailers были вскоре выброшены из тура, поскольку публика принимала их теплее, чем хедлайнеров. В последующие три года Марли стал настоящей звездой, и его песни сделались гимнами борцов за расовое равноправие. О том, что его слова имели совершенно реальный политический вес, говорит инцидент, произошедший в Кингстоне 5 декабря 1976 года. В это время в городе шла настоящая война в гетто, а Марли, чей авторитет здесь был непререкаем, решил дать бесплатный концерт, чтобы призвать жителей к миру. Правительство же приурочило к концерту выборы в парламент, назначенные двумя неделями позже. Накануне концерта в дом Марли ворвались несколько человек и открыли стрельбу. Марли и трое членов его группы были ранены, тем не менее концерт не был отменен, а только сокращен: Марли вышел на сцену и спел несколько песен. В последующие четыре года Марли жил попеременно в Англии и Америке: впрочем, как правило, он находился в турах. Группа часто бывала в Африке: в 1980 году правительство освобожденного Зимбабве пригласило The Wailers на церемонию празднования Дня независимости - таково было признание заслуг Марли перед странами третьего мира. Двумя годами ранее премьер-министр Ямайки и лидер местной оппозиции посетили его концерт; в том же году ООН вручила ему медаль мира. В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года. День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

.

Родителями Боба были 18-летняя чернокожая девушка по имени Седелла Букер (Cedella Booker) и 50-летний белый квартирмейстер Британской Империи капитан Норвел Марли (Norval Marley). Они поженились в 1944 году, а через год - 6 февраля 1945 года на севере острова в Бухте Святой Анны родился Роберт Неста Марли (Robert Nesta Marley). Отец, несмотря на свою любовь к сыну, под давлением родственников был вынужден отказаться от совместного с ним проживания, но деньги высылал исправно и старался хоть иногда встречаться с Бобом.

Уже будучи подростком, Боб с матерью переехали в столицу Ямайки - город Кингстон, который был золотой мечтой любого ямайца. Как и всем приезжим, жить им пришлось в трущобном районе - Тренч-Тауне (Trenchtown), названном в честь дренажной канавы, проходившей неподалеку. В 14 лет он становится учеником местного певца и благочестивого растамана Джо Хиггса (Joe Higgs). Первые шаги в музыкальном направлении Марли начал делать в начале 60-х. Он записал пару синглов (первая запись - «JudgeNot» была сделана в 1962 году на студии продюсера Лесли Конга), которые, однако, особого интереса не представляли...

Популярность пришла в 1964 году, когда композиция «Simmer Down» группы «Wailers» попала в ямайские чарты. Ядро группы составляли Боб Марли, Невил О’Райли Ливингстон и Питер МакЛинтош (более известные как Банни Ливингстон и Питер Тош), которые в 1963 году основали «The Wailing Wailers». Кроме них в группу входили Шерри Смит (Cherry Smith), Юниор Брайтуэйт (Junior Braithwaite) и Беверли Келсо (Beverly Kelso), продержавшиеся в ней до 1966 года. Изначально коллектив назывался «The Teenagers», затем - «The Wailing Rudeboys», и лишь потом - «The Wailing Wailers». Записывались они на студии с лаконичным названием «Studio One» продюсера Коксона Додда (Coxsone Dodd). Дебютная запись – «I"m Still Waiting». К этому же периоду относятся написание и запись таких композиций как «Let Him Go (Rude Boy Get Gail),» «Dancing Shoes,» «Jerk in Time,» «Who Feels It Knows It» и «What Am I to Do». Огромное влияние на творчество ребят оказало американское радио, в частности, одна из станций Нового Орлеана, крутившая Рея Чарльза, Фатса Домино, Брука Бентона. Ребята также внимательно слушали песни черных вокалистов, таких как Drifters - сверх популярной на Ямайке группы.

10 февраля 1966 года Боб женится на молодой певице группы «Soulettes» – Рите Андерсон (Rita Anderson) и… улетает в США к своей матери (которая, выйдя вторично замуж, переехала в 1963 году в Ньюарк, штат Делавэр). Прожив на континенте всего 8 месяцев, он возвращается в Кингстон и, полный новых идей, воссоздает «The Wailers» вместе с Банни и Тошем. В 1967 году все трое серьезно увлеклись растафарианством, что сказалось как на их творчестве, так и на отношениях с продюсером Доддом. Расторгнув контракт, группа записывает «Bend Down Low» на собственно лейбле «Wail’N’Soul», который закончил свое существование в том же году по финансовым причинам. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, «Wailers» пишут песни для американского певца Джонни Нэша (Johnny Nash), снискавшего международную популярность с марлевской «Stir It Up». Продюсером в этот короткий период выступал Дэнни Симс (Danny Sims). Так продолжалось до 1968 года, когда группа приступила к сотрудничеству с гениальным регги-продюсером Ли Перри (Lee ‘Scratch’ Perry). Под аккомпанемент группы Перри «The Upsetters» трио записало множество хитов, таких как «My Cup», «Duppy Conqueror», «Soul Almighty» и «Small Axe». После этих сессий Астон Баррет (Aston "Family Man" Barrett) и его брат Карлтон Баррет (Carlton Barrett) – басист и ударник «Upsetters», имеющие неоспоримую репутацию самой мощной ритм-секции на острове, присоединились к «Wailers», и в 1971 году группа основала очередной лейбл «Tuff Gong». Это был их последний плацдарм перед покорением мира – ведь, несмотря на бешеную популярность в странах Карибского бассейна, международного признания ребята пока не добились.

Во время своего пребывания в Лондоне (сопровождая Джонни Нэша в его турне) Боб заглянул на студию «Island Records», глава которой – Крис Блэквелл (Chris Blackwell) - еще в 50-х годах пытался привлечь внимание Западной Европы к ямайской ска-музыке. Имея обширные связи в музыкальном бизнесе, выпуская музыку Jethro Tull, King Crimson, Traffic, Блэквелл мог предоставить «Wailers» огромные возможности в записи, продюсировании и раскрутке. В свою очередь, будучи наслышанным о популярности группы в Вест-Индии, Крис понимал, что регги может стать сверх популярным на Западе. Поэтому в 1972 году «The Wailers» и «Island Records» подписали контракт.

Уникальность события состояла в том, что впервые регги-группа получила возможность использовать дорогостоящую аппаратуру, хорошие инструменты, работать с первоклассными звукорежиссерами. До того регги-команды выпускали лишь синглы и дешевые альбомы - сборники. «The Wailers» первыми среди своих коллег выпустили альбом, который записывался и раскручивался по всем стандартам рок-бизнеса. Это был «Catch A Fire», релиз которого произошел в 1973 году. Как и следовало ожидать, он не стал мгновенным хитом, но о «Wailers» заговорили по обе стороны Атлантики, и «Island Records» отправляет группу в британо-американское турне. Прибыв в Лондон в апреле 1973 года, «Wailers» в течение 3 месяцев выступают в клубах и зарекомендовывают себя как отличная концертная группа, когда Ливингстон заявляет о своем нежелании выступать в Америке. Его место занимает Джо Хиггс - тот самый, который учил юного Марли петь. Американское турне прошло с переменным успехом: на некоторых концертах группа собирала аншлаги, некоторые же пришлось отменить. Часть концертов была дана совместно с Брюсом Спрингстином (Bruce Springsteen), еще несколько – с очень популярной в США командой Sly & The Family Stone.

Следом за «Catch A Fire», в 1973 году выходит второй альбом «The Wailers», также с «огненным» названием – «Burnin’». Туда вошли как новые версии старых проверенных временем хитов вроде «Small Axe» и «Put It On», так и совсем свежие (но в последствии не менее популярные) «Get Up Stand Up» и «I Shot The Sheriff» - последняя приобрела мировую известность благодаря удачному каверу (Eric Clapton), достигшему первой строчки американского чарта.

Ознаменованный работой над альбомом «Natty Dread», 1974 год стал последним для классического состава «Wailers» - в январе 1975 Банни и Питер заявляют о своем уходе из группы, сославшись на диктаторские замашки Марли. Последний решает открыть «семейный бизнес» и приглашает на место ушедших со-вокалистов женское трио «I-Threes», состоящее из жены Боба Риты, Марсии Гриффитс (Marcia Gtiffiths) и Джуди Моватт (Juddy Mowatt). Ансамбль переименовывается в Bob Marley & The Wailers и в феврале 1975 года выпускает пластинку «Natty Dread», включающую в себя такие шедевры как «Talkin" Blues», «No Woman No Cry», «Revolution», «Them Belly Full (But We Hungry)» и прочие. Новым составом группа отправляется в турне, дает аншлаговые концерты в лондонском театре «Lyceum», а «No Woman No Cry» тем временем взлетает на вершину британского Top 40. Подтвердив свою репутацию первоклассной «живой» команды, «Wailers» в ноябре возвращаются на Ямайку, где дают грандиозный концерт со Стиви Уандером, окончательно возведя себя в роль национальных и интернациональных героев.

Годом позже, в 1976, Marley и компания записывают «Rastaman Vibration», где Боб в полной мере самовыразился в музыкальном и смысловом планах. Помимо таких ярких композиций, как «Crazy Baldhead», «Johnny Was», «Who the Cap Fit», на альбоме присутствует одна из самых острых песен Марли – «War». Таким образом, в середине 70-х, регги (благодаря Марли) окончательно занял свою нишу в популярной музыке.

Пропагандируемое творчеством «Wailers» растафарианство получило множество последователей среди ямайской молодежи, и вскоре Marley ощутил в себе значительную политическую силу. Пытаясь дать «примирительный» концерт на острове, он чуть было не погиб от пули в собственном доме (3 декабря 1976 года) и был вынужден уехать с Ямайки на долгих 18 месяцев, которые, однако, не прошли даром, а вылились в новую пластинку под названием «Exodus». Его релиз состоялся летом 1977 года и подарил слушателям песни «Jammin’», «Exodus», «Waiting In Vain», а его создателю – новую славу и 56 недель в хит-парадах Великобритании.

В 1978 году группа закрепила свой успех в чартах альбомом «Kaya», занявшим 4 строчку уже через неделю после выхода в свет. Наибольшей популярности добились синглы «Satisfy My Soul» и «Is This Love». Вообще, этот год стал для Марли годом общественной деятельности: в апреле на Ямайке он дает концерт One Love Peace, на котором примиряет лидеров власти и оппозиции, летом его приглашают в штаб-квартиру ООН, где вручают Медаль Мира, а в конце года Боб посещает Кению и Эфиопию – родину растафарианства.

По материалам недавнего европейско-американского турне «Wailers» записывают второй концертник, (первый был выпущен в 1976 году и назывался просто «Live») под названием «Babylon By Bus», а также расширяют географию своих выступлений, сыграв концерты в Японии, Австралии и Новой Зеландии. Как активный борец за свободу, Марли не мог оставаться в стороне от событий в Африке, где бывшие колонии одна за другой получали независимость. Именно им посвящен его девятый на Island Records альбом «Survival»; вот только некоторые полит-композиции: «Zimbabwe», «So Much Trouble In The World», «Ambush In The Night» и «Africa Unite».

В начале 1980 года группа впервые дала ряд концертов в Африке, в том числе – на церемонии обретения независимости Зимбабве. Такая честь, оказанная музыкальной группе еще раз подчеркнула значимость «The Wailers» для стран Третьего Мира. Примерно в это же время – в мае выходит пластинка «Uprising», немедленно ставшая хитом продаж, включив в себя «Could You Be Loved», «Work», «Redemption Song» и множество других, не менее замечательных песен. Находясь на гребне своей популярности, ансамбль дает ряд грандиознейших концертов в Европе, бьющих все рекорды посещаемости (так, в Милане на выступление пришло около 100 тысяч человек). На вторую половину года было запланировано масштабное американское турне вместе со Стиви Уандером. Но сбыться этим планам суждено не было…

В 1980 году здоровье Марли резко ухудшилось - еще три года назад, играя в футбол, он повредил палец на ноге, и у него развилась злокачественная опухоль: тогда он отказался от ампутации пальца по причине религиозных убеждений. Теперь ему пришлось отправиться в баварскую клинику, поскольку болезнь поразила мозг. Однако лечение не помогло, и в начале мая 1981-го Марли, поняв, что умирает, потребовал отвезти себя на родину. Но добраться он не успел и умер в госпитале Майами 11 мая 1981 года.

День его похорон, по свидетельству очевидцев, был самым скорбным днем во всей современной истории Ямайки. В стране был объявлен национальный траур. На траурной церемонии присутствовали все лидеры правящей партии и оппозиции. Тело Марли перевезли на место его рождения и положили в мавзолей. Ему было 36 лет. За месяц до смерти он был награжден орденом "За заслуги", правительственной наградой в признание его выдающейся роли в культурной жизни страны. Марли оставил после себя огромное количество поклонников и последователей и большое число песен. Но главное - он оставил после себя послание-призыв "освободить свой разум от гнева и проснуться к жизни". И, пожалуй, только в его случае эти затертые от частого употребления рокерами слова не кажутся банальностью.

Ямайка ещё никогда не видела таких похорон. Люди выстроились в длинную широкую линию, чтобы проводить своего кумира к усыпальнице на кладбище, находящемся в 100 км к северу от Кингстона. По всему пути следования процессии звучала музыка, его музыка, ритмическая, плавная, немного печальная.

Ямайка прощается со своим пророком

Это были ритмы родины, его народа, чьей кровью и плотью он был. Провожал покойного весь остров, тысячи дерзких почитателей слетелись на похороны со всего мира. Смерть кумира нации спутала государственные планы. Важные мужи на неделю отложили рассмотрение государственного бюджета, на церемонии присутствовали два премьер-министра, один из них произнёс прощальную речь. Земле предали национального героя Ямайки, чьё творчество потрясло мир. Был ещё молод певец Боб Марли. В чём причина смерти 36-летнего музыканта, расскажем позже, а сейчас несколько слов о его биографии.

Боб Марли - сын темнокожей женщины и белого мужчины

Роберт Неста Марли родился в феврале 1945 года в маленькой деревушке недалеко от океана. Чистокровным ямайцем он не был. Будущий певец и музыкант - плод любви 55-летнего еврея из Великобританиии 18-летней жительницы острова. Офицера из Ливерпуля в те края занесла Вторая мировая война. Он встретил поэтессу, красавицу Седеллу Букер. Они думали, что проживут вместе годы, но судьба распорядилась иначе. Британский офицер покинет семью не по своей воле. Ему прикажут вернуться на родину, но только одному. Чернокожие должны находиться там, где родились. Так считало начальство, он не посмел ослушаться. Нормал Марли покинет остров, жену и сына, но не забудет о семье, по мере возможности будет помогать ей материально.

Музыка, футбол и женщины

Через несколько лет семья переедет в Кингстон, столицу острова. Район Тренчтаун, где проходят детство и юность будущего певца - трущобы. Здесь царят бедность, антисанитария, воровство, насилие. Роберт учится на сварщика, но мысли его далеки от швов на железных конструкциях. Три вещи в мире он любит больше всего - музыку, футбол и женщин. Марли оставил после себя 11 детей от разных подруг, хотя был женат всего лишь на одной: очаровательной кубинке Альфарите Андерсон. Они встретились в Тренчтауне в 1966 году, ей было 20, ему - 21 год. Спустя год поженились. У Риты оказался замечательный голос, она стала бэк-вокалисткой в группе мужа. Общих детей и Риты и Боба четверо. Впрочем, он никому не изменял. Для острова любовь ко всему прекрасному - как любовь к жизни. Он сам - её музыкальное воплощение: необыкновенная гибкость, тонкие длинные пальцы, глаза, голос, роскошные волосы. Всё пластичное тело его звучит, как гитара. Будем снисходительны к женщинам, устоять перед обаянием певца немыслимо.

Первые радости творчества и первые неудачи

Боб понял, что без музыки жизни нет, когда собственноручно смастерил первую гитару из невероятно убогих подручных средств. Он и друзья играют по вечерам в переполненных бараках. Слушатели курят травку и наслаждаются. Их становится всё больше и больше, но Боб уезжает в Америку в поисках себя и новой музыки, но пока приходится довольствоваться работой сборщика на заводе "Крайслер". Не складывается: неприятности с законом, разборки среди своих на улице… Боб решает вернуться. Дома тоже встречают неприятности, но внезапно он обретает религию, которая по душе. Имя ей - растафарианство. С этого момента всё в его жизни меняется.

Боб Марли: причина смерти, биография

Если католика, протестанта или православного в толпе не отличишь, то раста видно издалека: косички дреды, огромная шапка на голове цветов (красный, жёлтый, зелёный). Растафарианство проповедует всемирное братство чернокожих и единство всех народов Африки. Символ свободы - Эфиопия, страна, не покорившаяся европейским колонизаторам. Расти называют Запад Вавилоном. Регги - музыка их религии. С этого момента музыка Боба - уже не просто хорошая музыка. Это проповедь стиля жизни и философии расти. Лучшая песня, считает король регги Боб Марли, - та, в которой заложен правильный смысл.

Незадолго до ухода из жизни певец крестился в Эфиопской православной церкви, ему дали новое православное имя. Он торопился. Боб Марли (причина смерти его на первый взгляд самая невинная) знал, что болезнь не остановить. Он призывал к миру, добру, его цитаты и высказывания о жизни стали откровением для многих. Он говорил, что вчерашние ошибки в итоге идут на пользу. Он говорил: любой может причинить тебе боль, но лучше найти тех, кто этого достоин. «Пока цвет кожи значит больше, чем цвет глаз, будет война. Я против войны. За каждой войной следует другая. Я - никто. У меня есть только Бог. Я хотел музыкой сделать мир добрей».

Боб Марли (причина смерти певца многих шокирует) однажды во время игры в футбол поранил большой палец ноги. Небольшая травма, на неё поначалу никто не обратил внимания. Нога продолжала болеть, врачи обнаружили злокачественную опухоль, требовалась ампутация. Он категорически отказался. «Расти не позволяют разбирать себя на запчасти». Считается, что меланома почти не встречается у людей с чёрной кожей. Кто-то увидел в этом издёвку судьбы. Пророк на своей земле, певец ямайского народа и борец за его права - Боб Марли. Причина смерти - болезнь белых людей.

Боб Марли: причина смерти, фото

Он практически отказался от лечения. Мир людей перестал тревожить певца задолго до смерти. Боб решил, что если ему суждено умереть, то нужно достойно встретить свою кончину, подготовиться к ней. И он готовился. А когда час настал, газеты мира буквально взорвались заголовками о том, что умер Боб Марли. Причина смерти, личная жизнь певца обсуждались во всех печатных изданиях. О нём писали много и по-разному, но трагизм судьбы певца ощущался в каждой публикации.

Основные свои награды певец получил посмертно. В 1994 году - имя его занесено в американский Зал славы рок-н-ролла, в 2001 - звезда на аллее Голливуда и «Грэмми». BBC назовёт певца величайшим лириком Земли, одну из песен - лучшей песней тысячелетия. И если нас и сегодня интересует Боб Марли, причина смерти не имеет значения, есть его музыка, и она останется с нами навсегда.

Несмотря на то, что прошло уже более тридцати лет после смерти Боба Марли, он до сих пор остается наиболее известным во всем мире и авторитетным музыкантом, исполнявшем песни в стиле .

Жизнь Боба Марли

Боб Марли родился на Ямайке. Его матерью была местная девушка, а отцом – европеец, который при жизни виделся с сыном всего два раза, а когда Бобу было 10 лет, умер. В ранние годы Боб Марли принадлежал к субкультуре руд-боев (разочарованных парней из низших классов, выказывающих презрение к власти и каким-либо порядкам).

Позднее молодой человек увлекся музыкой и сам начал писать песни в стиле регги. Вместе со своей группой Боб Марли объездил Европу и Америку с концертами, его песни и альбомы лидировали во многих престижных мировых хит-парадах. Именно благодаря музыкальной деятельности Боба Марли регги-культура стала популярна за пределами Ямайки.

Боб Марли являлся также приверженцем растафарианства – религии, отвергающей приверженность к культуре потребления и западным ценностям, а также проповедующей любовь к ближнему. Музыкант активно участвовал в политической и общественной жизни Ямайки.

Почему умер Боб Марли?

Многие, задаваясь вопросом, в каком году и от чего умер Боб Марли, удивляются, ведь певцу было всего 36 лет. Он умер в 1981 году.

Причиной смерти Боба Марли стала злокачественная опухоль кожи (меланома), появившаяся на пальце ноги. Рак обнаружили в 1977 году и тогда же, пока болезнь не дала осложнений, предложили музыканту ампутировать палец. Однако он не согласился. Причиной отказа от операции Боб Марли назвал боязнь потерять свою пластику, которой он поражает поклонников на сцене, а также невозможность играть в футбол после ампутации. Кроме того, последователи растафарианства верят, что тело должно сохраняться в целостности, а потому операция не могла состояться и из-за религиозных убеждений Боба Марли. Он продолжил активную певческую карьеру и гастрольную деятельность.

В 1980 году Боб Марли проходил курс лечения от рака в Германии, певцу сделали химиотерапию, от которой у него начали выпадать дреды. Кардинального же улучшения самочувствия так и не произошло.

Читайте также
  • 9 победительниц конкурса «Мисс мира» спустя десятилетия – время vs красота
  • Как бы выглядели 7 легендарных музыкантов, будь они живы сегодня?
  • 13 известных фраз, авторство которых приписывают не тем людям

В итоге Боб Марли решил вернуться на родину, однако из-за плохого состояния здоровья перелет из Германии на Ямайку осуществить не удалось. Музыкант остановился в больнице Майами, где и скончался впоследствии. Смерть настигла Боба Марли 11 мая 1981 года.