Гончаров кто он. Русский писатель Иван Гончаров: биография, творчество и интересные факты

Гончаров Иван Александрович: Российская империя, Симбирск: 18.061812 – 27.09.1891

Романы Гончарова И. А. оставили весомый след в истории российской литературы. Они раскрывают такую свойственную для русской души борьбу между «реализмом» и «романтизмом», которая была и остается значимой для русского человека. Возможно, именно поэтому произведения автора все также читаемы, а книга Гончарова «Обломов» даже вошел в школьную программу, что обеспечило ему высокую популярность и высокое место в нашем рейтинге .

Биография Гончарова И. А.

Родился Гончаров в семье купцов. Его отец достаточно рано умер и в основном его воспитанием занимался крестный отец – отставной морячек. По настоянию матери в 10 лет мальчик был отдан на обучение в коммерческое училище. Здесь Иван провел восемь лет свой жизни, много читая и с восторгом вспоминая свое первое знакомство с произведением « ». Но обучение ему давалось сложно, и он упросил мать написать прошение об исключении из училища.

Но юному Гончарову требовалось образование и исходя из своей любви к сочинительству в 19 лет он поступает на словесный факультет Московского университета. Здесь ему довелось учиться с , и многими другими в будущем знаменитыми личностями. После окончания университета он возвращается на родину и становится секретарем губернатора. Но такая работа претит ему, поэтому он отправляется в Петербург.

Здесь то и появляется первый роман Гончарова. Он называется «Обыкновенная история» и получает массу восторженных отзывов от критиков. В дальнейшем как представитель департамента финансов на фрегате «Паллада» он отправляется в Японию для налаживания торговых связей. Это путешествие легло в основу произведения «Фрегат Паллада». После возвращения из путешествия Гончарову предложили должность цензора, которая была достаточно хлопотной, но позволило написать роман «Обломов». Роман Гончарова «Обломов» был настолько благосклонно воспринят читателями, что в обиход даже вошло слово «обломовщина».

Практически всю оставшуюся жизнь Гончаров работал над романом «Обрыв», который стал его последним произведением. На его написание ушло около 20 лет и по словам самого автора «куча исписанной бумаги». Тем не менее, после себя автор оставил значимый след в истории, а его произведения актуальны и в нынешнее время.

Романы Гончарова на сайте Топ книг

На сайте Топ книг Гончаров представлен в нашем рейтинге . При этом интерес к произведениям этого автора в последнее время растет и можно ожидать занятие им более высоких позиций уже в ближайших рейтингах. Также в рейтинге представлен роман Гончарова «Обломов», который занимает достаточно высокое место. И хотя большую часть читателей этого произведения составляют школьники, для которых роман «Обломов» читать следует согласно школьной программы, интерес к произведению достаточно высок.

Иван Гончаров — русский писатель, цензор, переводчик, литератор. Его перу принадлежит произведение «Обломов» и другие шедевры.

Иван гончаров — это образец писателя, который сумел филигранно выразить особенности русского общества, морально-нравственные ценности, надежды.

Иван Гончаров знаком многим любителям литературы, это самобытный русский самородок, достойный гражданин своей эпохи. Он проявил себя и в качестве литературного критика, знатока словесности, кроме того, был он на государственной службе, находясь в звании статского советника.

Родился он в 1812 году в городе Ульяновске, который в то время назывался Симбирском. Принадлежал к купеческому сословию, детство провел в городе, в семейном гнездышке-имении.

Первые годы писателя

Первые годы оказали значительное влияние на все последующее творчество, мировоззрение. Большой дом и хозяйство он сравнивал с целой деревней, поскольку в импровизированных складах была мука, пшено, другая провизия, имелись погреба и амбары, ледники — это было необходимо для обеспечения нормальной жизни семейства, дворовых крестьян. Впоследствии он с удовольствием описывал жизнь русского быта.

В возрасте 7 лет умер его отец, и воспитание в полной мере легло на плечи матери и крестного Николая Трегубова. Он отличался широтой взглядов, и мальчик впоследствии очень тепло отзывался о его человеческих качествах, которые также во многом позволили ему сформироваться, как личность. Крестный помогал не только словом, но и делом, впоследствии их два имения объединились, таким образом жизнь стала ещё более насыщенной, интересной.

В возрасте 10 лет мальчика посчитали уже достаточно взрослым для прохождения дальнейшего обучения в Москве, и он обучался в Коммерческом училище на протяжении 8 лет.

Нельзя сказать, что это было лучшее время в его биографии, впоследствии писатель опишет этот этап жизни как скучный, малоинтересный. Однако этот период помог ему расширить интеллект, он приобщился к отечественной литературе, познакомился с трудами Карамзина, Державина, с другими видными деятелями.

Первым кумиром можно назвать Пушкина, Гончаров с нескрываемым восхищением описывал впечатления от его поэмы и восхищался человеческими качествами писателя. Гончаров понял, насколько гибким и выразительным может быть русское слово, оно затрагивает до глубины души. Именно пушкинские высочайшие стандарты были взяты им за образец словесности, поэтому неудивительно, что и сами литературные творения Гончарова тоже можно охарактеризовать как образец, классика.

Университетские годы

Писатель окончательно понял, что Коммерческое училище - это абсолютно не его стезя, которая, скорее, разрушает душу, нежели наполняет знаниями. Он отправил трепетное письмо к материи, прося ее написать прошение об исключении из числа студентов, что и было выполнено. Однако это вовсе не означало, что юноша разочаровался в образовании. Напротив, он взял планку, которая была ещё выше.

В 1831 году он поступил в знаменитый Московский университет на словесный факультет. Университет и по сей день считается лучшим в стране, так было и в те годы, а вместе с Гончаровым студентами числились такие будущие литературные светила, как Лермонтов и Тургенев, Белинский, Герцен, Огарёв.

После окончания университета в 1834 году он хотел остаться в Москве, приезжая и в Санкт-Петербург. Эти два города казались ему самыми передовыми, они сосредоточили в себе всё лучшее, самую образованную часть населения. Собственно, до сих пор Москва, Санкт-Петербург привлекают талантливую молодежь.

Гончаров был неприятно удивлён изменениями своего родного города, точнее, их полным отсутствием. За всё то время, что он пробыл в столице, город так и не вышел из спячки, ничего в нём не изменилось, совершенно не чувствовался прогресс. Это удручало писателя, он желал вернуться обратно, но остался в Симбирске, где проживала его мать, сестры.

Творческий путь писателя

Однако слава о талантливом юноше с пылким умом уже начала распространяться, в том числе и в Симбирске. Гончаров получил предложение от самого губернатора, который желал, чтобы молодое дарование работало у него в качестве секретаря. Да, решение далось нелегко, поскольку Гончаров предчувствовал, что работа, хоть и почетная, но во многом однообразная, рутинная. Однако этот опыт можно назвать бесценным, ведь писатель понял, как функционируют винтики бюрократического механизма. Это впоследствии пригодилось ему в литературных трудах.

Через 11 месяцев он, всё же, принимает решение о возвращении в Петербург, где он так жаждал начать полноценную жизнь, наполненную событиями, полезную для общества. Практически сразу после приезда ему удалось устроиться на весьма хорошую высокооплачиваемую должность переводчика в Министерство финансов. Он подружился с Майковыми, известными людьми Санкт-Петербурга, преподавал их детям латынь и русскую словесность.

До сих пор в Санкт-Петербурге сохранился известный дом Майковых, это был не просто дом, а настоящая литературная Мекка, где собирались сливки, элита общества: живописцы, литераторы, музыканты, критики, и все люди, которым были интересны процессы, происходящие в русском обществе. Эти люди словно предчувствовали скорое изменение общественной формации.

Основа творчества

Одним из первых и популярных произведений стало сочинение «Мильон терзаний», это творение наполнено острой иронией, меткими наблюдениями жизни творческой интеллигенции того времени.

Во время написания Гончаров познакомился с Белинским, который, как и Пушкин, пополнил его духовную и нравственную копилку, обогатил новыми идеями. Белинский также хорошо отзывался о творчестве Гончарова, признавая его таланты.

Далее последовало написание «Обыкновенной истории», это первый роман известной трилогии: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». В романе писатель четко показывает конфликты русского общества, раздробленность, явную отчуждённость романтизма и реализма.

Путешествия по миру

Можно сказать, что Гончаров — счастливый человек и в чём-то баловень судьбы. Благодаря своему обаянию, пытливости ума, превосходному образованию и известности в литературных кругах, у него появилась возможность не только обеспечить себя финансово, но и повидать мир.

В 1852 году он был принят на службу в качестве секретаря к вице-адмиралу Путянину. Путятин был направлен на североамериканский континент, поскольку в то время Аляска принадлежала России. Кроме того, вице-адмиралу приходилось путешествовать на другой конец света в Японию. До сих пор дальние путешествия будоражат умы, а в то время такая возможность была неслыханной удачей.

Иван Гончаров отправился в кругосветное путешествие вместе со своим начальником, он вернулся в Санкт-Петербург в 1855 году с потрясающими впечатлениями, которые в полной мере отразил в очередном литературном шедевре «Фрегат Паллада».

В Министерстве финансов он работал не только в качестве переводчика, но и цензором, что придавало его положению невскую двусмысленность. В российском обществе активно зарождались предреволюционные идеи, которые на то время не носили ярко выраженный революционный характер, но выражались в четком осознании необходимости перемен. Поэтому многие представители интеллектуальной элиты общества недолюбливали цензоров, ведь в их задачу входило недопущение распространения идей, которые могут пошатнуть сложившиеся устои. Многие люди воспринимали Гончарова, как классового врага, не доверяли ему. В то время он создаёт второй роман своей знаменитой трилогии – «Обломов».

Писатель никак не мог отшлифовать свой литературный бриллиант, поскольку служебные дела отнимали слишком много времени. Сказалось и то, что его должность вызывает недоверие среди творческой интеллигенции. Поэтому им было принято решение об уходе со службы, чтобы полностью посвятить себя литературной деятельности.

В полностью законченном виде роман вышел в 1859 году, он также был успешен. Обломов - это собирательный персонаж, целое философское осмысление, социальное явление, которое показало инертность российского общества. На писателя обрушилась большая слава, однако Иван Александрович всегда оставался скромным человеком. Собственно, он был равнодушен к признанию, его крайне интересовала литература.

Последнее произведение в его жизни

Последнее произведение знаменитой трилогии — «Обрыв». Далось оно нелегко, поскольку сам писатель говорил, что пишет медленно, не всегда успевает отследить меняющиеся социальные явления жизни. У него уходило на написание много физических сил. Плюс, он состоял в переписке с представителями творческой интеллигенции, что также отнимало у него массу времени. Писатель активно создавал и очерки, посвященные поездкам по Восточной Сибири, Волге. Несмотря на то, что творчество давалось ему тяжело, ведь работал он с полной самоотдачей, за свою жизнь он создал немало произведений. Некоторые из них вышли уже после его смерти.

Умер писатель в 1891 году. Его здоровье ослабло, поэтому обычная простуда в итоге стала для него смертельным недугом. Похоронен писатель на Никольском кладбище при Александро-Невской Лавре.

Известие о смерти быстро разнеслось по Москве и Петербургу, по всей России, некролог был опубликован в «Вестнике Европы».

Многие люди, которых интересует биография Ивана Гончарова, желают узнать больше и о его личной жизни. Так получилось, что Иван Гончаров не был женат, детей у него нет. Он не скрывал, что долгое время был безответно влюблён в Ю.Д. Ефремову, но она вышла замуж за другого. Писатель сосредоточился на литературном творчестве, он уже не надеялся влюбиться вновь. В 1855 году его, однако, снова посетило светлое чувство к Елизавете Васильевне Толстой, которой он буквально бредил, любил страстно и безнадежно. К сожалению, этот союз также не состоялся, поскольку Елизавета Васильевна вышла замуж за археографа, историка, русского государственного деятеля А.И. Мусина-Пушкина.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Он был одним из создателей великого русского реалистического романа. Современник Герцена и Тургенева, Островского и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Льва Толстого, Гончаров вместе с ними на протяжении ряда десятилетий привлекал к себе внимание передовой, демократической критики и широких кругов читателей.

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске, образование получил в пансионе, затем в коммерческом училище и Московском университете (там он учился одновременно с Белинским, Лермонтовым, Герценом). Гончаров много читал, переводил, затем стал писать – в духе осмеянных им впоследствии романтических повестей и стихотворений молодого Адуева из романа "Обыкновенная история". Свои произведения 30-х годов сам писатель не признал достойными для издания. Но только пройдя трудную десятилетнюю школу поисков и литературного мастерства, Гончаров выступил как художник-реалист.

Первый же его роман – "Обыкновенная история" (1847) – принес писателю громкую известность и всеобщее признание. В нем на­рисована широкая картина русской действительности, дана галерея ярких, правдивых образов. С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. Белинский назвал "Обыкновенную историю" "страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму".

"Обыкновенная история" – первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 г. вышел роман "Обломов" , справедливо считающийся вершиной творчества писателя. Спустя еще десять лет был напечатан "Обрыв".

"Обломов" появился в то время, когда в России складывалась революционная ситуация, и имел большое прогрессивное значение. С потрясающей убедительностью Гончаров показал условия, которые привели его героя к духовному краху. Уже в "Сне Обломова" автор рассказал, как в резвом и живом мальчике Илюше постепенно подавлялись всякие попытки деятельности. С детских лет его окружала сонная, праздная жизнь дворянина-помещика. Обитатели Обломовки настоящее благополучие понимали "не иначе, как... покой и бездействие". Даже чтение считали тягостным трудом, «таким делом, без которого легко и обойтись». Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду. В нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то мыслителем, ве­ликим художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения.

Невеста Обломова – Ольга в тоске спрашивает: «Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» И сам Обломов подсказал ей ответ. «Есть, – сказал он чуть слышно, – обломовщина!..»


«Обломовщина» стала нарицательным поня­тием косности и застоя, выражением глубокого кризиса крепостнического хозяйства и порожденной им идеологии. Сам Гончаров подчеркнул в романе, что «обломовщина» сложилась и выросла на почве крепостнических отношений, на почве владения «тремястами Захаров».

В замечательной статье "Что такое обломовщина?" (1859), содержавшей глубокую характеристику идейно-художественного богатства творчества Гончарова, Добролюбов раскрыл исторический смысл общественного содержания его романа, силу художественного обобщения образов. Критик высоко оценил произведение Гончарова за то, что в нем показана борьба старого и нового в жизни предреформенной России. Добролюбов подчеркнул величайшую типиче­скую силу самого образа "обломовщины": история нравственной гибели одного помещика, по его мнению, прозвучала у Гончарова ярким об­винением "обломовщины" в целом.

Подлинно положительного героя романа Добролюбов видел в невесте Обломова – Ольге Ильинской. В ней он усмотрел "намек на новую русскую жизнь": "... от нее можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину". Величие Гончарова как художника-реалиста, глубокого знатока русской действительности ярко проявилось в том, что, осудив "обломовщину", он сумел показать и буржуазную ограниченность трезвого дельца Штольца.

В 1852–1854 гг. Гончаров совершил круго­светное плавание на русском военном фрегате "Паллада". Путевые очерки, заметки, письма с дороги он впоследствии переработал и объединил в книге "Фрегат "Паллада" (1858). Очерки Гончарова пронизаны критикой буржуазной цивилизации. Писатель рисует резкие проти­воречия капиталистической действительности, с негодованием говорит о последствиях колони­заторской политики правящих кругов буржуазных стран, и прежде всего Англии и Соединенных Штатов Америки. Под их владычеством "гибнут не только отдельные лица, семьи, но целые страны"; местных жителей "они не признают за людей, а за какой-то рабочий скот". Здесь "каждый шаг выжженной солнцем почвы, – пишет Гончаров, – омывался кровью".

Впечатления от буржуазных порядков в странах Западной Европы и особенно в их колониальных владениях повлияли на отношение Гончарова и к русскому капитализму. Развитие нового уклада в жизни России и революционная борьба разночинной интеллигенции не вызывали у него радужных иллюзий. В результате реакции, последовавшей вслед за проведением крестьянской реформы 1861 г. и поражением польского национально-освободительного движения в 1863 г., развились консервативные тенденции в мировоззрении писателя. В последнем своем романе "Обрыв" Гончаров пытается в искаженных, мрачных красках представить революционную борьбу разночинной интеллигенции. Но художественная ценность "Обрыва" определяется не выдуманным, фальшивым обра­зом нигилиста Марка Волохова. Подлинным героем романа выступает Вера – один из самых положительных женских образов, созданных Гончаровым, воплощение лучших душевных качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее. Роман Гончарова содержит правдивые картины и образы русской жизни. По мастерству композиции, яркости портретных зарисовок, глубине и драматизму психологического проникновения в образы "Обрыв" – значительное художественное достижение в творчестве Гончарова. Его отличает та верность действительности, которая приводила писателя к конфликту с его собственным, порой весьма ограниченным пониманием событий и направления их развития. В конечном счете читатель ясна ощущал, что перед веяниями новых идей, воплощенных в лучших чертах Веры, не в силах устоять ни патриархальная "правда" бабушки, ни надуманные буржуазные добродетели Тушина.

Среди мемуарных очерков, статей и набросков, написанных Гончаровым в последние годы жизни, наибольший интерес представляют его воспоминания о Белинском, а также известная статья о "Горе от ума" Грибоедова – "Мильон терзаний", не утратившая своего значения до наших дней. Гончаров – художник больших социальных обобщений. Созданные им образы надолго пережили свое время. Обращаясь к замечательным произведениям Гончарова, мы всегда восхищаемся его образной русской речью. Еще Белинский писал о "чистом, правильном, легком, свободно льющемся" языке писателя.

Прочитайте биографию Ивана Гончарова, чтобы составить собственное мнение о жизни и творчестве писателя.

Гончаров И. А. (1812 – 1891) родился во второй половине июня в семье купца. В этот год началась военная кампания против армии Наполеона. В Симбирске, где он вырос, жила и его мать Авдотья Матвеевна, воспитывавшая Ивана Александровича после смерти его отца с трехлетнего возраста. Она отдала мальчика в духовный пансион к священнослужителю, расположенному на берегу реки Волги. Будущий писатель Гончаров учился там вместе с представителями дворянства. В подростковом возрасте увлекся книгами Озерова и Державина.

Говоря об образовании в биографии Ивана Гончарова, надо отметить, что с 1822 по 1830 годы он провел в стенах коммерческого училища в Москве, по окончании поступил в университет на словесную кафедру, избегал участия в каких-либо кружках и движениях. Сочинять Гончаров начал в 1838 году, ознаменовав этот период рассказом «Лихая болесть». Этот рассказ, а также «Счастливая ошибка» издавались под именем неизвестного автора в альманахе «Лунные ночи», принадлежащего Майкову. Известность ему принесли произведения «Обломов», «Обыкновенная история» и этюд «Миллион терзаний». В период службы в Петербурге, где он работает переводчиком с иностранного языка в департаменте внешней торговли министерства финансов, писатель обретает финансовую независимость и готовится увидеть свет в длительном путешествии, которое он начал в пятидесятых годах.

Знакомство со статьями Белинского в 1846 г. повлияло на рукопись «Обыкновенной истории». Литературный цензор высоко оценил творчество автора. Гончаров даже посвятит критику свое произведение «Заметки о личности Белинского». Иван Александрович являлся частым гостем дома Литераторов, и это в общем играет важную роль в биографии Ивана Гончарова. Через шесть лет после написания в журнале «Современник» печатается небольшой рассказ «Иван Савич Поджабрин», повествующий о государственном деятеле. Адмирал Путятин собрал экспедицию в Японию на военном корабле в 1852 г. Гончаров непременно присоединился к адмиралу и отчалил в мировое турне, как и мечтал со времен службы в Петербурге, в должности секретаря Путятина. В те годы Японию как рынок сбыта товаров рассматривали две страны Россия и США. Поэтому их кораблям было запрещено ходить в акваториях Японских вод. Для изменения положения и были сформированы дипломатические визиты в эту страну.

Поспешно вернувшись из странствий по миру, Гончаров издает книгу «Фрегат Паллада», в которой отражает путевые заметки из своего путешествия и несколькими годами позже выходит знаменитый «Обломов». По возвращении из кругосветного плавания писатель возвращается в департамент, где проводит недолгую службу. Вскоре в том же 1858 году он занимает кресло в цензурном ведомстве, впоследствии становится членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Издание «Вестник Европы» в 1869 году содержал на своих страницах любопытный роман «Обрыв» – объемная работа, после окончания которой автор уходит со службы.

Умер писатель в одиночестве в трехкомнатной квартире на ул. Моховая в Петербурге. Последние годы жизни он провел, оставшись холостым, в депрессии и с огромным желанием писать произведения дальше. Эти годы остались в биографии Ивана Гончарова, как темная страница. Благо вдохновение еще позволяло творить. По завещанию писателя его недвижимое имущество было передано слуге. Причиной смерти восьмидесятилетнего писателя явился воспалительный процесс в легочной ткани, что стало следствием простуды. До последнего момента он думал о своих произведениях и переписывался с другими творческими личностями.

Произведения Ивана Гончарова

Литературная биография Ивана Гончарова богата и разнообразна. Среди произведений автора особым вниманием его современников пользовались «Обрыв», «Обломов», «Заметки о личности Белинского», необыкновенная «Обыкновенная история», этюд «Лучше поздно, чем никогда», «Слуги старого века», «Май месяц в Петербурге». Эти произведения изучают в школах и в наши дни. Так, при оценке романа про Илью Ильича Обломова в своей статье Добролюбов четко указывает на разрушение старых устоев дворянского общества через анализ судьбы главного героя. Стало понятно значение общественного явления, получившего название "обломовщина", где нет места нововведениям Штольца, где царит дремлющий покой и вековая лень. Новый уклад лишает барина грубости, тупости и состояния безысходности. Буржуазный подход критикуется Щедриным. Он называет его представителя "чумазым буржуа", опошленным роскошью и предприимчивостью. А быт Обломова становится утраченным раем и истинным духом русского человека.


Отец Гончарова, Александр Иванович, был зажиточным купцом. Занимался хлеботорговлей, имел репутацию уважаемого и порядочного торговца. Умер, когда Ивану было всего три года.

Мать Гончарова, Авдотья Матвеевна, воспитывала детей одна (у Гончарова был старший брат и две младших сестры). Даже после смерти отца семья не знала нужды, и мать имела возможность не жалеть средств на их образование.

Крестный отец Гончарова, Николай Николаевич Трегубов, был отставным офицером-моряком. Иван Александрович вырос на его рассказах о морских странствиях и приключениях и мечтал кругосветном путешествии, совершить которое попытался много лет спустя.

Первым учебным заведением, куда был отдан будущий писатель, стал популярный среди дворян того времени пансион, располагавшийся в имении княгини Хованской. Хозяевами пансиона были образованный священник и его жена, немка по национальности. Именно в этом пансионе Иван Гончаров приобщается к литературе, читает Хераскова, Державина, Палласа.

1822 – 1830 годы – Гончаров учится в Московском коммерческом училище.

1831 – 1834 годы – Иван Александрович студент отделения словесности Московского университета. За весь период учебы Гончаров не состоит ни в одном кружке, что нетипично для просвещенной молодежи тех лет.

Получив диплом, Гончаров едет сначала в родной Симбирск, и даже устраивается там на службу секретарем канцелярии симбирского губернатора А. М. Загряжского, но спустя год увольняется и приезжает в Петербург, где быстро находит работу переводчика в Министерстве финансов. Здесь Иван Александрович служит до начала пятидесятых годов. В Петербурге у Гончарова появляются знакомства в среде деятелей искусства.

Вторая половина 1830-х годов – Гончаров сближается с семьей академика живописи Н.А. Майкова.

1838 год – Гончаров пишет свое первое произведение «Лихая болесть».

1839 год – появляется второе произведение Ивана Александровича «Счастливая ошибка».

Оба первых произведения были помещены в рукописные альманахи «Лунные ночи» и «Подснежник», издававшиеся в семье Майкова. Гончаров не подписывался под ними, публикация произошла на условия анонимности.

В этот же период Гончаров пробует писать стихи, подражая романтическим поэтам.

1842 год – написан очерк «Иван Саввич Поджабрин».

1846 год – написан первый роман И.А. Гончарова «Обыкновенная история».

1846 год – Гончаров знакомится с В.Г. Белинским, которого привела в восторг «Обыкновенная история». Однако друзьями Гончаров и Белинский не стали. Иван Александрович не поддерживал увлечения Белинского французскими резолюционными идеями, Виссарион Григорьевич в ответ называл Гончарова «филистером1», а в рецензии на «Обыкновенную историю» высказался об авторе «…художник и ничего более».

1852 – 1854 годы – Иван Александрович принимает участие в экспедиции адмирала Е. В. Путятина на военном фрегате «Паллада» в качестве секретаря адмирала. Путятин направлялся в Японию, недоступную тогда для большинства иностранцев. Путешествие пришлось прервать из-за начала Восточной войны.

1856 год – Гончаров начинает сотрудничать с газетой «Северная почта» в качестве цензора.

1858 год – выходит цикл очерков Гончарова о путешествии, который называется «Фрегат “Паллада”».

1859 год – написан роман «Обломов».

1862 – 1863 годы – Гончаров занимает пост главного редактора «Северной почты», входит в Совет по делам печати.

1869 год – написан последний роман И.А. Гончарова «Обрыв». В этом же году произведение опубликовано в «Вестнике Европы». Особого успеха у читателей роман не имел.

1870-е годы – Гончаров в отставке. С этого времени и до конца жизни пишет мало. Самое значимое произведение последнего периода жизни писателя – статья «Мильон терзаний», посвященная комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Также были написаны рассказы «Литературный вечер», «Заметки о личности Белинского», авторская исповедь «Лучше поздно, чем никогда» и др.

1870 год – выходит из печати отдельное издание романа «Обрыв».

Осень 1873 года – Гончаров преподает русскую словесность детям Великого князя Константина Николаевича.

Критические очерки Гончаров пишет также и о своих собственных произведениях: «Предисловие к роману “Обрыв”» (опубликованное лишь в 1938 году), «Намерения, задачи и идеи романа “Обрыв”».

1876 год – Иван Александрович избран русским членом-корреспондентом Общества литераторов Франции.

1885 год – Гончаров избран почетным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.

Последние годы своей жизни Гончаров живет тихо и замкнуто, в Петербурге, на ул. Моховой. Иван Александрович не был женат, у него не осталось потомков. Свою литературную собственность он завещал семье своего старого доверенного слуги.

15 (27) сентября 1891 года – Иван Александрович Гончаров умирает в Петербурге. Похоронен в Александро-Невской лавре.