Исаак левитан март описание картины. Картина Левитана "Март": описание и анализ

Картина Левитана «Март» - неожиданный пейзаж в творчестве художника, потому что он не любил рисовать снег и зиму, предпочитая осень и лето.

Тверская губерния

В поисках подходящей натуры художник вместе с С. П. Кувшинниковой приехал в Тверскую губернию в 1893 году и остановился в усадьбе Островно. Его приняли очень радушно и поселили на втором этаже в светлых комнатах с прекрасными видами на озеро и закат. Живописец много и плодотворно работал.

Здесь в Удомле он написал свой шедевр - «Над вечным покоем»: на бугре стоит деревянная церквушка, вросшая в землю, и заросшее, заброшенное, забытое кладбище с покосившимися крестами. Картина Левитана «Март» даже еще не была задумана. Жизнь в усадьбе текла размеренно и мирно: катались на лодке на озере, ходили за грибами, вечерами С. Кувшинникова играла на рояле Бетховена, Грига, Листа, Шумана.

Визит соседей Турчаниновых

В середине лета 1894 года из соседней усадьбы Горки, которая была всего в двух верстах от Островно по другую сторону озера, приехали соседи якобы с визитом к Софье Петровне, но в действительности им хотелось познакомиться с И. Левитаном. Глава семейства И. Н. Турчанинов был сенатором в Петербурге. Его супруга Анна Николаевна 39 лет от роду была настоящей выдержанной светской дамой в корректных туалетах, у которой подрастали три дочери. Она на 4 года была старше Левитана, что не помешало ему глубоко увлечься Анной Николаевной. Он переехал в Горки и вдруг стал писать натюрморты с цветами.

Они так хороши изысканностью и свежестью. Шло лето, и картина Левитана «Март» ему еще даже не приходила в голову. Зато букетов цветов Левитан написал невиданно много. Потому что художник просто потерял голову от стильной, утонченной и умной Анны Николаевны. «Васильки» он подарил Варе, старшей дочери Турчаниновой, которая влюбилась в художника первой пылкой любовью, что ему очень мешало. Ни до Горок, ни после художник не обратится к теме натюрмотов.

События в доме Турчаниновых

Чтобы у Левитана было отдельное помещение для работы, его поселили в обустроенной под мастерскую баньке. В Горках пейзажист прожил до глубокой осени 1894 года. Это был плодотворный период. Кроме натюрмортов с цветами, он изобразит пастелью двухэтажный дом Турчаниновых с мезонином в произведении «Осень. Усадьба» (1894 год).

Картина Левитана «Март» также покажет линию его фронтона. В 1895 году, в середине марта, художник снова приезжает в Горки и за кратчайшее время пишет полотно «Март» - невероятную новаторскую картину. До него никто не видел ни такого снега, ни синих теней от деревьев, ни яркого солнечного неба поразительной голубизны. Картина Левитана «Март» стала образцом для многих русских художников. Они в своих пейзажах использовали ее мотивы.

Левитан, «Март»: описание картины

Свежий холодный воздух и начинающаяся радостная весна, казалось, хлынули с полотна. Мажорна по своему настроению картина Левитана «Март». Фото (репродукция) показывает ликование природы. Перефразируя самого Исаака Ильича, можно коротко сказать, что пейзаж - это часть природы, которая прошла через характер и чувства художника. Так надо рассматривать это произведение. Картина Исаака Левитана «Март» - это его чудесное открытие, ранее никем не замеченное. Солнышко уже пригревает по-весеннему. Растаял снег на дороге, которая подходит к дому.

Рядом стоит лошадь, запряженная в сани, и мирно греется под теплыми лучами. Зима не хочет сдаваться весне и уходить. Еще глубоки сугробы под деревьями, но вся природа с нетерпением ждет пробуждения. Сосны темны, от них падают насыщенные ультрамариновые тени. По контрасту с ними сияют светлые стволы осин, залитые солнечным светом, к которому они тянутся.

Тему пробуждения природы художник развивал не раз. Тревожное пробуждение, встречу «утра года» показывает этюд «Весна. Последний снег». Он появился в то же время, когда Левитан написал картину «Март».

Колористическое решение и композиция

Колорит предвещает уход зимы. Наезженный путь, прописанный охрой, первый подчеркивает скорое избавление от нее. Лежащие рядом тяжелые яркие белоснежные снеговые сугробы с синими тенями лишь подчеркивают мажорное настроение, которое овладело художником. Они написаны густыми мазками, в противоположность небу, которое покрыто тонким слоем краски.

Весна во всем: в ярком голубом небе, в скворечнике, который ждет гостей, в купающемся в солнечных лучах светло-желтом деревянном доме, в снеговой шапке, которая вот-вот соскользнет с козырька.

Колорит выдержан в белых, зеленых и синих тонах. Анализ картины Левитана «Март» следует продолжить, сказав о ее композиции. Она смела своей простотой. Четырехугольник двора художник ограничивает стеной дома с одной стороны и снегом с другой. Снеговая поляна перед лесом делит полотно пополам. Получается, что перед зрителем талый снег, а перед лесом еще стойко держится зима. Весна не за горами. Движение, изгиб дороги помогают «войти в март» и почувствовать прелесть этого тихого, безветренного, теплого места.

Приступ неврастении

Когда наступила цветущая весна, то Левитан совсем запутался в своих отношениях с матерью и дочерью. Варвара упрашивала его убежать с ней. В муках меланхолии художник выходит из дома и в июне на озере стреляется. Это была имитация самоубийства, потому что художник вернулся в дом и, как на сцене, бросил под ноги хозяйке убитую им чайку. Это видел сам А. Чехов, который прибыл по приглашению Анны Николаевны поддержать Исаака Ильича и привести его нервы в порядок. Писатель-врач, однако, не нашел ничего серьезного, особенно в той ране, на которую жаловался И. Левитан. Жизнь и драмы в Горках он позже описал в повести «Дом с мезонином» и комедии «Чайка». Писатель никому не назовет, кто был прообразом Тригорина и Аркадиной, но окружение и так все поняло. Левитан впоследствии очень обидится, увидев себя вновь в произведении Чехова, но позже, как всегда, помирится с Антоном Павловичем. Более того, увидев «Чайку» на сцене, он оценил ее глубину и правдивость. В имении Чехов пробыл пять дней и очень скучал. Его ждали неотложные дела в Лопасне. Писатель приглашал друга к себе в Мелихово, но тот отказался. Его увлек новый сюжет «Ненюфары».

Смерть И. Левитана

В конце концов его больное сердце не выдержало тех волнений, в которых он постоянно пребывал. Отпечаток на болезнь сердца наложил вторично перенесенный тиф в 1896 году. К 39 годам он ходил, задыхаясь, с палкой в руках. Анна Николаевна за ним ухаживала, но сделать уже было ничего невозможно. Так он и умер у нее на руках, оставив в мастерской десятки незаконченных картин и сотни этюдов.

Прах Левитана теперь покоится на Новодевичьем кладбище неподалеку от его друга, который пережил его лишь на четыре года. В кабинете А. Чехова в Мелихово висит этюд Левитана «Озеро Островно».

Любовь способна толкать на подвиги, любовь вдохновляет и становится музой. Нечто подобное произошло с художником Левитаном. Хоть он был женат, но его сердце покорило одно прелестное создание, и этим толкнуло его на целый ряд художественных композиций. Картина «Март» также плод чувств и проявлений эмоций художника, к своей соседке по даче.

Теплое весеннее солнышко топит рыхлый снежок. Поскольку деревья еще покрыты снегом и листьев еще нет, можно просмотреть присутствие скворечника на дереве. Все это предшествует скорому наступлению лета. Вскоре можно будет разгуливать по лесу, со своими друзьями, наслаждаясь красотой природы.

Друзья приехали на короткое время, и у подъезда стоят, уставшие от дороги, лошади. Какая приятная картина, сколько в ней радости и надежды. Только это картина художника отражает такие светлые мысли и чувств. Она единственная, и больше он не напишет ничего подобного.

Как и у каждого художника, у Левитана были свои особенности. Например, он крайне редко писал зимнюю тематику, предпочитая весну или осень. Но картина март является исключением.

Зимний пейзаж, изображенный Левитаном, стал поворотным моментом в истории российской живописи. Удивительно, но так красиво описал зиму, сияние снега, деревья и небо, в зимнем великолепии, только этот человек. До него, не было подобного произведения, с таким красочным описанием зимы.

В картине нет присутствия ожидания. Лошадь греется от солнечных лучей, не ожидая своих господ. Веки лошади прикрыты, и она наслаждается теплом солнечных лучей.

Отличие картины «Март» заключается в точности, простоте и ясности этой картины. Зритель погружается в состояние, переданное на полотне. Видя полосы дороги, на которой оттаял снег, видя деревянный домик перед собой, кажется, будто ты тоже присутствуешь на самой картине. Характер картины уютный, и в этом его особенность.

Часть картины, на которой изображено снежное поле, разделяет полотно на две половины, при этом вносит долю умиротворения и спокойствия. Передняя часть картины отражает приятное томление. Например, стена дома, крыльцо, крыша, они разогреты лучиками солнца. Лошадь томится под солнцем, дорого согретая и оттаявшая. А на задней половине видно вовсе другое описание.

Деревья, хмурого состояния, березы с листвой, не сброшенной в предзимье, и еще не потревоженный солнцем снег. Делаем вывод о том, в чем идея и замысел мастера. Хоть и наступает период теплоты, но не все пережило зимнее и хмурое состояние. То есть, тяготы и заботы, груз проблем и печалей, не покинул полностью. Смысл в том, что к временам возрождения не всегда легко подготовится.

Картина, изображенная в этом шедевре естественная и правдивая, простая и незамысловатая. Но все же в картине присутствует и полная завершенность мысли художника.

Художник: Исаак Левитан

Картина: “Март”

Дата написания картины: Март 1895 года

Размер холста: 60 х 75 см

Место постоянного экспонирования: Государственная Третьяковская галерея (Москва)

Глядя на шедевр Исаака Левитана “Март” несомненно, мы проникаемся тем настроением, которое нам хотел передать художник. Картина проникнута чувством ожидания. Об этом говорит и смиренная лошадь с санями, одиноко стоящая неподалёку дома, которая ждёт своего хозяина.

Озарённая солнцем, очевидно, она задремала от тепла ласкающих нежных весенних лучей.


Портрет Исаака Левитана кисти Валентина Серова. 1892 год

На переднем плане мы видим крыльцо и короткую желтую стену дома. Жёлтый цвет придаёт картине больше тепла и солнечного света. На шапке крыльца лежит снег, но создаётся такое впечатление, что снег – тёплый, ведь он озарён яркими солнечными лучами. Скоро по железному стоку зазвенит капель! Дверь дома открыта, с минуты на минуту выйдет хозяин, которого так заждалась лошадка, и отправится в путь.

Но главное, что нас привлекает в этой картине – это ожидающая весну природа.


Небо безупречного голубого цвета говорит нам о том, что метелей не предвидится. Неужели пришла весна? Подтаявшая дорога и несброшенная осенняя листва на деревьях ждут перемен. Всё ожидает прихода нового тёплого сезона. Природа нежится в тёплых солнечных лучах. Слева перед нами предстаёт лес, ожидающий весну. Картина здесь разительно отличается. Хвойная зелень отбрасывает тёмные тени. Очевидно, что в лесу царит зимний холод, краски мрачные и тёмные. Солнечные мартовские лучи ещё не успели обогреть хмурые сине-зелёные ели, а так хочется, чтобы солнце ярко-золотым светом озарило их насупившиеся кроны. Скоро это произойдёт, ведь на дворе – март!


Картина «Март» считается одним из наиболее известных и ярких образцов пейзажного наследия Левитана .

Этот жизнеутверждающий пейзаж, сочетающий в себе живописное изображение снега, весеннего неба и деревьев, считается «открытием в русской пейзажной живописи». Впоследствии этот мотив стал популярной темой у многих русских пейзажистов XX века - Игоря Грабаря, Константина Юона и многих других.

История создания картины

В 1894-1895 годах Левитан прожил несколько месяцев в усадьбе Горка, расположенной в полутора километрах от деревни Островно Тверской губернии. Усадьба принадлежала тайному советнику Ивану Николаевичу Турчанинову, и там часто проводила время его жена Анна Николаевна с дочерьми Варварой, Софьей и Анной. Главным зданием усадьбы был двухэтажный дом с мезонином, окрашенный в желтоватый цвет . Он и изображён на картине «Март» , а также на более ранней пастели Левитана «Осень. Усадьба» (1894), которая в настоящее время является частью коллекции.

Исаак Левитан. “Март”

Левитан познакомился с Анной Николаевной Турчаниновой летом 1894 года в Островно, где он гостил в имении Ушаковых вместе со своей спутницей - художницей Софьей Петровной Кувшинниковой. У Левитана и Турчаниновой завязался роман, который привёл к ссоре и разрыву отношений с Кувшинниковой. После этого Левитан переехал в усадьбу Горка и жил там в августе и сентябре 1894 года, а затем вернулся туда ранней весной следующего года. Специально для него на территории имения был построен двухэтажный дом-мастерская, расположенный на берегу озера.


Исаак Левитан. Портрет Софьи Кувшинниковой. 1888

Именно тогда, в марте 1895 года, и была создана картина «Март». Она была написана полностью с натуры, без предварительных этюдов, за несколько сеансов . Свидетельницей работы Левитана над картиной была младшая дочь Турчаниновых Аня, которая помогала художнику носить ящик с красками, слушала его рассказы о красоте природы и любовалась тем, как создавался будущий шедевр.

Исаак Левитан. Фотография 1898 года

В тот же период Левитаном была написана ещё одна картина - «Весна. Последний снег», которая впоследствии находилась в собрании московского мецената Владимира Шмаровина. В настоящее время её местонахождение неизвестно, но сохранился одноимённый этюд (25,5 × 33,3 см , холст, масло, Русский музей).

Картина «Март» экспонировалась на 24-й выставке «передвижников», проходившей в 1896-1897 годах в Санкт-Петербурге и Москве, а также на Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. В том же 1896 году картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым.


Исаак Левитан. Весна. Последний снег. Этюд. 1895

Усадьба Горка не пережила революционных потрясений начала XX века. В 1904 году сгорел дом-мастерская, в котором в середине 1890-х годов работал Левитан. В 1914 году имение Горка было продано другому владельцу. Уже после революции, в июне 1923 года, здание усадьбы было уничтожено пожаром (по-видимому, в результате поджога).

Сюжет картины

35-летний Левитан писал картину на задворках усадьбы Горка, стена главного дома которой видна в самой правой части картины. Солнечный мартовский день, начавший уже таять снег, деревья и просёлочная дорога, подходящая к крыльцу, у которого, греясь на солнышке, смирно стоит лошадь с дровнями. Дианка - так звали лошадку с усадьбы Горка - стоит в центре пейзажа и составляет его неотъемлемую часть.


Исаак Левитан. Осень. Усадьба (1894)

Мажорный, жизнеутверждающий мотив картины показывает борьбу уходящей зимы и наступающей весны, солнечного света и холодного снега . Это подчёркивается цветовым контрастом между тёмными соснами на заднем плане и светлыми, освещёнными солнечным светом стволами осин перед ними, которые своими ветками будто бы тянутся к весеннему солнцу. В частности, это стремление вверх дополняется очень высоким расположением скворечника на одном из деревьев, так что даже создаётся впечатление, что он приделан к слишком тонкой ветке.

Оттенки снега, синие тени деревьев и голубое небо создают очень живописную картину - сюжет, который потом не раз повторялся в пейзажах других русских художников.

Картина «Март» является ярким образцом так называемого «левитановского пейзажа», в котором, даже изображая «ликующее состояние природы», художнику удалось сохранить в картине лирический оттенок переживания.

Беребердина Ю., 3 «Б»

Всё кругом и любит и поёт.

А.Толстой

Это картина И.Левитана «Март». Здесь изображён месяц март. Это самый счастливый месяц весны, поэтому картина очень живописная.

Картина очень яркая. Когда солнце падает на хрупкие березки, они становятся золотыми. Свет солнца падает на всё, что есть на этой картине. Даже невзрачный вход в избушку стал ярким.

Небо покрыто лазурью. На нём нет облаков. Солнце докоснулось до каждого дерева, а в воздухе звенящая тишина.

Лошадка стоит, призадумавшись, как будто она думает о весне, о всей её красе. Или она прислушивается к тишине.

Мне эта картина очень нравится.

Чернышев М., 3 «Б»

Сочинение по картине И.Левитана «Март»

И всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт.

А.Толстой

Левитан написал картину «Март». Он рисовал её золотистыми красками.

На самой картине изображено ярко-голубоватое небо, золотистый снег, прозрачно-весенний воздух, солнце тёплое, берёзы ещё без листьев.

Картина выражена яркими цветами, поэтому она кажется весёлой.

Мне понравилась эта картина. Она вызвала радость и удивление у меня.

Блинова С., 3 «Б»

Сочинение по картине И.Левитана «Март»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

А Плещеев

Первый месяц весны – это март. В марте ещё лежит снег, но его уже не так много, и всё-таки эта картина яркая, солнечная и весенняя.

Цвет у этой картины очень яркий. Настроение радостное, но спокойное.

Небо голубое и светлое. Солнце очень яркое. Воздух свежий и чистый. Снег грязный, а деревья начинают цвести.

Мне понравилась эта картина.

Рамазанов Г.., 3 «Б»

Сочинение по картине И.Левитана «Март»

И всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт.

А.Толстой

Художник изобразил на картине весну, март.

Картина яркая и красочная.

Небо на ней – прозрачное и безоблачное, солнце – тёплое и яркое, а воздух чистейший и тёплый.

Снег тающий, грязный и ноздреватый, а деревья, особенно берёзы, блестят золотом от яркого солнечного света.

Как только я увидел эту картину, я подумал, что это обычная фотография. Я и не подозревал, что можно написать такую красоту. Мне картина очень понравилась.

Фомин И., 3 «Б»

Сочинение по картине И.Левитана «Март»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

А Плещеев

Март – это первый месяц весны, это время, когда тает лёд и множество ручейков несутся вниз.

Картина Иссака Левитана наполнена светом, она очень яркая и красивая.

Небо на этой картине яркое и светлое, солнце весёлое, воздух наполнен светом, снег искрится и играет, а деревья переполняются жёлтым и коричневым цветами.

Мне очень понравилась эта картина.

Дешура В., 3 «Б»

Сочинение по картине И.Левитана «Март»

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

А Плещеев

Март – первый месяц весны. Он очень прекрасный.

Картина художника И.Левитана наполнена яркими красками, она очень весёлая и спокойная.

Небо яркое и голубое, солнца не видно, но понятно, что оно очень ярко светит. Воздух – чистый и прохладный. Снега целые сугробы. Он ярко блестит на солнце, а деревья желтоватые.

Картина очень красивая.

Босенко П., 3 «Б»

Сочинение по картине И.Левитана «Март»

Передо мной картина Левитана «Март». Художник изобразил первый месяц весны.

Левитан использовал яркие краски: белый, жёлтый, коричневый и голубой цвета. Настроение радостное, весёлое. Небо выглядит спокойным и тихим. Солнечные лучи освещают всю картину, и получается очень красиво. Воздух чистый.

Снег выглядит дырявым и грязным. Лошадь стоит и заснула, потому что была полная тишина.

Мне очень понравилась эта картина. Она красочная и яркая!

Холст, масло. 60x75 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наверное, описание пейзажей Левитана М.Алпатовым наиболее полны и интересны. Но то ли Алпатов не подозревает о метафорическом смысле картины, то ли не желает углубляться в суть ее (скорее всего, первое), но смысл произведения он не раскрыл. Некоторые важные детали картины искусствоведом не схвачены, не привлекли его внимания, а в результате не получили выхода в идею картины.

"Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, не заявились в наших краях.

(Очень важная неточность: в лесу холодно и нетронутый теплом снег, но "ни одно дерево осенью не сбросило листву").

Но уже солнышко пригревает на припеке, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней – все предвещает весну; вся природа, все предметы – "все пронизано ожиданием". Это состояние ожидания по-своему выражает и смиренная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина".

Нет ожидания ни в одном предмете. Этот замечание кажется не очень существенным, тем не менее, позволяет войти в картину. Лошадь не ждет хозяина: она всем телом на теплом свету, глаза слепит солнце, и она прикрыла их веками. Перед глазами стоят разноцветные круги, по голове разливается теплый туман, и лошадь полностью отключилась от всего вокруг.

"Построение "Марта" отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают зрителя в картину, помогают мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана "Март" отличается более замкнутым, уютным характером; движение внутрь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. "Горизонтальный край" снежного поля делит картину на две равные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простейшие соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность и завершенность".

Вряд ли короткая стена дома и крыльцо способствуют вовлечению в картину. Но, кажется, художник и не предполагает вхождения зрителя в картину: он сразу ставит перед нами квадрат двора, ограниченного снегом слева, стеной дома справа, лошадью и голыми деревьями со сближающимися вершинами сзади нее.

Алпатов отмечает существеннейший элемент картины – горизонтальный край поля, который делит картину пополам. Логично теперь сопоставить получившиеся две части картины, но исследователь не делает этого. В передней части – теплое томление: разогретая желтая стена деревянного дома, желтые теплые части крыльца, разогретая крыша крыльца и тающий на ней снег, согретая коричневая дорога, разомлевшая лошадь, теплый снег и раскинувшиеся веером на солнце обнаженные деревья. Совсем иное видим на задней половине: темные хмурые деревья не радуются солнцу, березы не сбросили в предзимье листву, не потревоженный ничем снег и холодные синие тени на нем.

Отсюда простая идея картины. Не все к новой весне пережило старым и освободилось от него. Не всем удалось сбросить груз накопившихся тягот, забот и подготовиться к "обновлению, возрождению", быть готовым начать строить новое. Упущено было время, когда все жадно хватало каждую минуту бытия, каждую крупицу влаги, тепла и света, набухало, торопилось цвести и плодоносить. Может быть чаща леса, плохая почва, недостаток влаги не позволили использовать отпущенное время, первые холода заморозили жизнь: деревья не успели отцвести и завершить жизненный цикл. Нарушен ритм жизни, ее естественное течение. Не радуется поэтому лесное дерево новому солнцу и новому теплу.

Если человеческую жизнь разделить на несколько периодов, то к каждому из них условно можно отнести слова Пушкина: "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…" Всему свое время и необходимо его плодотворно использовать. Иначе – жизненные трагедии, бедные, безрадостные жизни.
С.Сандомирский