Из чего делают волынку. Виды волынок: шотландская Highland Bagpipes, ирландская Uilleann Pipes, Гайта и другие

Волынка… Звуки этого уникального инструмента неизменно вызывают образы зеленых склонов Шотландии, клетчатых юбок и сказочных замков. Большинство предполагает, что этот многозвучный инструмент имеет исконно шотландские корни. Однако историки ведут спор о том, где зародился этот уникальный инструмент.

Откуда звук?

Трудно определить время и место возникновения музыкального инструмента - прародителя современной волынки. Историки говорят о Китае, Древней Греции и Риме. Упоминания об инструменте можно найти на каменных плитах за несколько столетий до рождества Иисуса Христа. Волынка - это загадочный инструмент, который можно найти в истории стран Европы и Азии. Никто точно не может определить, когда же инструмент стал традиционным для Шотландии.

Предположительно волынку привезли с собой римляне, у которых в войсках были волынщики. По имеющимся историческим данным, любил звуки волынки и сам умел играть на инструменте. Но еще до императора Нерона волынка упоминалась в стихах Вергилия. В настоящее время невозможно определить достоверно, была она привезена или римляне воспользовались имеющимся в стране инструментом. Волынка - музыкальный инструмент с многонациональными корнями, каждый из которых наложил отпечаток на ее звучание. Каким бы способом она ни попала в Шотландию, там она была несколько видоизменена и стала именно тем инструментом, каким мы привыкли ее видеть.

Изготовление инструмента

Традиционно волынки являются инструментами ручной работы. Использование традиционных материалов все еще очень распространено, модернизация производства волынки привела лишь к усовершенствованию способа изготовления инструмента, а не к ухудшению или потере какого-либо важного качества.

Шотландская волынка с первых дней изготавливалась из болотного дуба, но затем стали использовать дерево лиственных пород из экзотических стран. Тональность звука волынки зависит от качества и типа используемой древесины. Интересно, что разные части волынки могут изготавливаться из разных видов древесины. При производстве инструмента учитывается также влажность климата страны, где она будет использоваться.

Например, бурдоны могут изготавливаться из черного дерева эбонита, что очень подходит для влажного и не подходит для сухих регионов США. Поэтому в большинстве случаев используют пластмассу для производства труб во избежание влияния климата.

Мешок волынки - важнейшая часть инструмента, которая традиционно изготавливается из овчины, но в разных странах мира материал варьируется. В США лося, а в Австралии - кенгуру.

Хорошая волынка всегда имеет не только части, которые отвечают за звук, но и украшения. В прежние временя шотландская волынка украшалась элементами из слоновой кости или бивней моржей. Но для сохранения этих видов животных украшения делают из рогов или искусственных материалов.

Волынка - это инструмент, состоящий из нескольких частей, поэтому она никогда не будет предметом массового производства. Традиционные способы производства всегда будут преобладать.

Музыка волынки

Волынка - это исторически очень важный инструмент для Великобритании. В звуках волынки отражались все события, происходящие в кланах Шотландии. Волынщики сочиняли музыку о радостях и горестях, битвах и победах.

Создание волынки, как и игра на ней, долгое время считалось прерогативой мужчин, т. к. некоторые модели имеют большой вес. Волынки могут быть маленького и большого размера, но любая имеет меховой мешок и пять трубок разного назначения. Есть через которую волынщик подает воздух в мешок. Еще три трубки, называемые бурдонами, создают неповторимый звук. Музыкант может передвигать их, менять высоту. Все это позволяет наслаждаться разными тонами и переливами волынки. Мелодия же создается трубкой чантер. Именно на ней есть отверстия, зажимая которые получают мотив музыки.

Звук волынки громкий, звучный. Его в Средние века использовали в качестве сигналов между кланами. А в настоящее время ее звучание хорошо сочетается с электронной и рок-музыкой. Волынка - это национальный инструмент, гармонично звучащий в современном мире.

Старинные звуки в современной обработке

В Великобритании есть много оркестров с волынками, например Британский военный оркестр. И даже сама королева каждое утро слушает восхитительные, незабываемые звуки.

Разнообразные звуки, которые способна издавать волынка, музыканты используют в современной музыке. Одно из лучших сочетаний - барабан и игра на волынке. Выступления в таком сочетании пробирают до дрожи. Концерты сводных оркестров Шотландии, которые выступают по всему миру, покоряют сердца своими музыкальными шедеврами.

Пользуются спросом волынщики на свадебных торжествах, банкетах и званых ужинах.

Единожды услышав, музыку волынки забыть не возможно. Она может нравиться или нет, но равнодушным не оставит никого.

Что рисует вам ваше воображение, когда вы слышите звуки волынки? Чаще всего этот инструмент ассоциируется у нас с крупным мужчиной в килте, большим любителем скотча, с непонятным головным убором. В общем, с классическим шотландцем. Возможно, для кого-то является удивительным тот факт, что волынка – это вовсе не шотландский инструмент! На самом деле существует большое количество разновидностей этого инструмента, хотя, бесспорно, самой популярной сегодня является шотландская волынка под названием Great Highland Bagpipe.

Считается, что история волынки берет свое начало на Востоке. Очевидно, прообразом этого инструмента выступали духовые – предшественники гобоя или рожка. Многие музыканты в своих произведениях сочетают звуки волынки именно с этими инструментами. Первые упоминания о волынке датируются еще 400 годом до н.э. в письменных работах Аристофана. Однако нет никаких данных о том, кто именно решил добавить к духовым инструментам меха. Волынка значительно разнообразила звучание мелодий, поскольку в отличие от обычных подобных инструментов, для нее характерно бурдонное многоголосье.

Волынки изготавливают из воловьей, телячьей или козьей шкуры. Ее целиком снимают с животного, сшивают в виде бурдюка, к которому крепят трубку, чтобы наполнять меха воздухом. Внизу приделывают еще одну или несколько трубок, которые и создают своеобразное звучание.

До сих пор нет однозначного мнения по поводу того, когда именно и как волынка появилась в Англии. Некоторые полагают, что ее завезли римляне. Шотландская волынка существенно отличается от английской или ирландской. Она оснащена дополнительной духовой трубкой с восемью игровыми отверстиями, а так же трубкой, через которую вдувают воздух. Музыкант, играя на шотландской волынке, дует в одну трубку, после чего на нее нажимает локтем, чтобы переместить воздух в другую, издающую звуки. Интересно, что волынка настолько полюбилась шотландцам, что стала семейным инструментом, и каждая семья исполняла свои уникальные мелодии и на своеобразный манер. По расцветке ткани, которой она отделана, можно было определить ее принадлежность тем или иным владельцам.

В XII-XIII столетиях в разгар крестовых походов, волынка становилась все более известной и в европейских странах. Вообще, география распространения этого инструмента достаточно обширна. Волынка была уличным инструментом, и только с 17 века ее звучание можно было услышать в помещении.

А вот на Руси волынка не прижилась, ни как народный инструмент, ни среди высших слоев общества. Ее звучание считали скучным и невыразительным, с чем, на самом деле сложно не согласиться. В XIX веке на смену волынке пришли более сложные инструменты – гармонь и баян, которые и в наши дни любимы русским народом.

Практически каждая страна имеет свою вариацию волынки. Разные народы видоизменяли инструмент на свой лад, добавляя те или иные элементы или изготавливая ее из других материалов. Свой вариант волынки есть в Италии, Франции, Белоруссии, Испании, Армении, Украине, Мордовии и Чувашии. В последней, например, для изготовления использовали пузырь коровы или быка, а трубки делали из костей или металла.

Но, наверное, ни в одной другой стране волынка не имела такое весомое историческое и культурное значение, как в Шотландии, где она стала символом единства и власти. Во время боев звуки инструмента поднимали боевой дух шотландцев, что, кстати, впоследствии послужило причиной ее запрета в Британском Королевстве, правда, всего на некоторое время.

Исторически сложилось, что волынка стала исключительно мужским инструментом, поскольку чтобы играть на ней, нужно обладать очень сильными и развитыми легкими. В Шотландии волынщики пользуются большим уважением, поскольку представляют собой национальный дух. Даже в наши дни без волынки не обходится ни один праздник в Шотландии.

Когда речь заходит о Шотландии, то сразу на ум приходят мужчины в клетчатых шерстяных юбках, мрачные горы, вересковые пустоши, пронзающий ледяной ветер, крепкий виски и, конечно же, громкая и звучная волынка. Одних она раздражает, тревожит и вносит беспокойство в душу, другим ее звуки напоминают о чем-то неуловимом, но очень близком, родном. Для самих шотландцев звук волынки - это отголоски истории, прошлого, связь с корнями, которая не теряется в веках, а становится сильнее с каждым новым поколением. Для простого обывателя неизменно одно - шотландская волынка никого не оставляет равнодушным.

Шотландская волынка

Волынка - самый популярный и знаковый элемент Шотландии. Хотя она и не является исконно шотландским музыкальным инструментом (волынка была завезена викингами), именно этот «мешок с трубками» прославил Шотландию наравне с килтом.

Как и все шотландские музыкальные инструменты, волынка создана из подручных материалов. Чаще всего ее изготавливают из козьей или вывернутой наизнанку. Из кожи делают некое подобие мешка, который наглухо зашивается со вставленными в него пятью трубками. Через одну верхнюю в волынку подается воздух. На нижней находятся отверстия для изменения звуков. Три верхних эти самые звуки и издают.

По своему звучанию волынка не похожа ни на один музыкальный инструмент. Может быть, именно это и делает ее такой уникальной.

В старину каждый клан имел собственного волынщика, который сопровождал все праздники, мероприятия и походы вождя.

Средневековые шотландские волынщики воспроизводили протяжные мелодии с трудно уловимой формой. Этот вид музыкальных произведений до сих пор носит название Пиброх (Piobaireachd) и на сегодняшний день является хрестоматийным материалом, написанным специально для шотландской волынки.

Сквозь века

Не всем известно, но шотландские музыкальные инструменты не ограничиваются одной волынкой. Этот инструмент лишь более популярен, разрекламирован и чаще используется на национальных праздниках. Логично предположить, что население этого края изобретало и другие музыкальные инструменты, поднимавшие не только боевой дух во время сражения, но и обладающие сигнальными и развлекательными свойствами.

Карникс

Достаточно редкий шотландский народный музыкальный инструмент - это карникс. Сейчас на нем, к сожалению, не играют. Последний раз он пел почти 2000 лет назад. Сейчас экспонаты, найденные археологами, хранятся в национальном музее Шотландии. Карникс, как и волынка, отличается очень мелодичным звучанием. Но если волынка порой раздражает своей «писклявостью», то карникс обладает очень нежным, бархатистым звучанием. Он так же печален, но в нем слышатся шум ветра, обитающего в горах Хайленда, запах костра и вкус соленого северного моря. Так же, как и волынка, карникс изготавливался из природных материалов, а точнее из оленьего рога. Основным его предназначением была подача боевого сигнала.

Вистл

Еще один шотландский духовой музыкальный инструмент - вистл. По виду, да и по своему звучанию, больше напоминает флейту. Временные рамки его происхождения точно не известны. Казалось, он был всегда. В отличие от карникса, вистл используется до сих пор. Особенно он любим в ирландском народном творчестве. Вистл - очень самобытный шотландский музыкальный инструмент. Название его в переводе означает "жестяной свисток".

Что объединяет духовые Шотландии?

Необычной магией звучания обладают все шотландские музыкальные инструменты. Знаменитый бурдонный (тянущийся) тон сформировался в результате использования натуральных материалов. А вековая трансформация как внешнего вида, так и материала привели к тому, что, скажем, та же волынка стала настолько родной шотландскому населению, что за последние 300 лет без нее не проходил ни один военный парад или какое-либо значимое событие.

Шотландские музыкальные инструменты, среди которых сумкодудка (англ. bagpipe) занимает господствующее положение, отличаются своей простотой и мелодичным звучанием. Кроме того, они все имели практическое назначение. Передавали сигналы, поднимали боевой дух или просто радовали в минуты отчаяния.

Дуда , гэльск. Pìob , польск. Dudy , ирл. Píobaí , скотс. Bagpipe , укр. Коза , болг. Гайда .

Техническое извлечение звука

Одна из трубок (чантер) имеет боковые отверстия и служит для исполнения мелодии, а другие две (бурдоны) - басовые, которые настраиваются в чистую квинту . Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена посредством находящихся в них поршней.

Типология и различия

Некоторые волынки устроены так, что надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой. К таким волынкам относится Uilleann Bagpipe - ирландская волынка.

Казахская волынка

Казахский национальный инструмент носит название Желбуаз, внешне напоминает кожаный бурдюк, делается из козьей шкуры.Горлышко желбуаза закрывается специальной закупоркой. Для того, чтобы инструмент можно было носить на шее к нему привязан прочный кожаный шнур. В последнее время инструмент используется в концертах казахских национальных оркестров и фольклорных ансамблей. Найден при археологических раскопках, хранится в музее национальных музыкальных инструментов имени Ыкыласа Дукенова. Поддерживается стабильная температура. Чтобы моль не съела экспонат с него регулярно стирают пыль специальной марлей. Знаменитый композитор Нургиса Тлендиев впервые использовал желбуаз в концертах оркеста «Отрар сазы».

Армянская волынка

Ирландская волынка

Она состоит из чантера с двойной тростью, такой же как у гобоя, одного или двух басовых бурдонов с одинарными тростями как у кларнета. У чантера внутренний конический канал, семь отверстий для пальцев и с обратной стороны отверстие для большого пальца левой руки. Кроме того, он оснащен тремя незакрывающимися отверстиями находящимися в нижней его части на раструбе.

Итальянская волынка

Волынки данного региона могут быть разделены на 2 типа - северо-итальянские, по конструкции сходные с французскими и испанскими инструментами, и южно-итальянские, известные под общим названием зампонья (итал. zampogna ) и отличающиеся двумя мелодическими трубками в общем стоке с двумя бурдонными. Традиционно зампонья используется как аккомпанемент чьярамелле (итал. ciaramella ) - небольшому гобое-подобному инструменту.

Марийская волынка

Марийская волынка (шувыр, шӱвыр, шювюр, шувюр, шюббер ). Состоит из меха (пузырь животного) и 3 трубок - 1 для нагнетания воздуха и 2 игровых, мелодических, находящихся в деревянном ложе и имеющих общий раструб из коровьего рога. Их диапазон - терция и квинта, число игровых отверстий: 2 и 4 (возможно исполнение 2-голосных мелодий). Звукоряд диатонический. Звук сильный, резкий, жужжащего тембра. Известен с древности. Используется как аккомпанирующий народным песням, танцевальным мелодиям. Часто используется с марийским барабаном (тӱмыр).

Мордовская волынка

Русская волынка

Волынка была некогда очень популярным на Руси народным музыкальным инструментом . Делалась из бараньей или воловьей сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу - две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию. Высшими кругами общества волынка игнорировалась, так как её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась «низким», простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна .

Сведения об этом музыкальном инструменте имеются достаточно обширные в иконографических и письменных памятниках культуры русского народа , периода с XVI век по XIX век. Самое раннее изображение имеется в Радзивиловской летописи (XV век) на миниатюре “Игрище славян вятичей” .

Украинская волынка

На Украине волынка имеет название «коза» - видимо, за характерный звук и изготовление из козьей шкуры. Более того, инструменту придают ещё и внешнее сходство с животным: обтягивают козьей шкурой, прикрепляют глиняную козью голову, а трубки стилизуют под ноги с копытами. Коза являлась, в частности, неизменным атрибутом гуляний и колядок. Есть волынки с головой козы, почти во всех карпатских регионах - Словацкий, Польский, Чешский, Лемковский, Буковинский - там традиционно козья голова, деревянная, с рогами.

Французские волынки

Во Франции существует множество типов волынки - это связано с большим разнообразием музыкальных традиций районов страны. Вот лишь некоторые из них:

  • Центральнофранцузская волынка (musette du centre , cornemuse du Berry ), распространённая в местностях Берри и Бурбонне . Представляет собой двухбурдонный инструмент. Бурдоны - большой и малый, малый расположен с низу, возле чантера, настроены друг с другом в октаву. Трость чантера двойная, бурдонные - одинарные; воздух нагнетается через вдувалку. Звукоряд хроматический, диапазон 1,5 октавы, аппликатура полузакрытая. Существуют более поздние варианты этого инструмента с 3мя бурдонами и мехами для нагнетания воздуха. Традиционно используется в дуэте с колесной лирой .
  • Кабретта (фр.: chabrette , овернск. окситан. : cabreta ) - однобурдонная волынка локтевого типа, появившаяся в XIX столетии в среде парижских овернцев и быстро распространившаяся в самой провинции Овернь и в окрестных регионах Центра Франции, практически вытеснив из обихода местные, более архаичные типы инструмента, например, лимузенскую шабретту (chabreta limousina ).
  • Бодега (окситан.: bodega ) - волынки с мехом из козьей шкуры, вдувалкой и одним бурдоном, распространённые в южных окситаноговорящих департаментах Франции.
  • Мюзет де кур (фр.: musette de cour ) - «салонная» волынка, широко использовавшаяся в XVII-XVIII веках в придворной барочной музыке. Этот тип волынки отличается двумя игровыми трубками, бурдонным бочонком и мехом для нагнетания воздуха.

Чувашская волынка

Шапар (шабр, шыбыр, пузырь). Состоит из мешка (пузырь быка или коровы), костяной или металлической трубки для нагнетания воздуха и 2 оловянных мелодических трубок, укреплённых на деревянном ложе. На них надевали раструб из коровьего рога и иногда дополнительный - из бересты. Левая трубка имеет 2-3, правая 3-4 игровых отверстия (у неё внизу есть 3-7 небольших подстроечных отверстий). Трости обычно одинарные, хотя в Тетюшском районе (Татарстан) применяются и двойные. Звукоряды очень разные с использованием как хроматических, так и диатонических интервалов.

Сарнай . В отличие от шапара, мешок изготавливают не из пузыря, а из телячьей или козьей кожи. Имеет вдувник, 2 бурдона (чаще всего настроены в квинту) и одну мелодическую трубку с 6 игровыми отверстиями и углублениями для пальцев. Все трубки деревянные. Трости одинарные, сделанные из гусиного пера или тростника. Звукоряд обычно диатонический, но встречаются и пропуски ступеней, увеличенные или уменьшенные октавы и т. п. Играют обычно сидя, громко отбивая ритм ногами .

Шотландская волынка

Шотландская волынка приняла участие во всех военных кампаниях Британской армии за последние 300 лет. В битве при Ватерлоо в Бельгии , состоявшейся 18 июня 1815 года , во время контр-атаки на корпус французского имперского маршала Даву на шотландской волынке впервые исполнен патриотический марш 52-й пехотной бригады Шотландских стрелков "Шотландия Храбрая" (англ. "Scotland The Brave", шотл.(гэльск.) "Alba an Aigh"), ставший позднее неофициальным гимном Шотландии .

Эстонская волынка

Эстонская волынка (эст. torupill ) изготовляется из желудка или мочевого пузыря крупного животного, такого как морской котик, имеет одну, две или (реже) три бурдонные трубки, флейту в качестве голосовой трубки и дополнительную трубку для вдувания воздуха .

Обслуживание и расходные материалы

В мешок помещается специальный состав (bag seasoning, bagpipe seasoning), цель которого не только в том, чтобы предотвратить утечку воздуха из мешка. Он служит как покрытие, удерживающее воздух, но выпускающее воду. Мешок из цельной резины (встречается на непригодных для игры волынках, настенных сувенирах, которыми обманывают туристов) полностью заполнился бы водой за пол-часа игры

Волынка - народный духовой музыкальный инструмент из нескольких трубок, вделанных в кожаный мешок или пузырь, через который вдувается воздух.

Волы́нка - это традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы и Азии.

Волынка представляет собой воздушный резервуар, который обычно делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, формой - в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.

Одна из этих трех трубок с боковыми отверстиями (чантер) служит для наигрывания какой-либо мелодии, а другие две (бурдоны) - басовые, которые настраиваются между собой в чистую квинту. Бурдон подчёркивает остов октавного лада (ладового звукоряда), на основе которого сочиняется мелодия. Высота звучания бурдонных трубок может быть изменена с помощью находящихся в них поршней.

Мешок волынки чаще всего изготавливают из кожи, но иногда встречаются мешки из синтетических материалов.

Некоторые волынки устроены так, что надуваются не ртом, а мехом для нагнетания воздуха, который приводится в движение правой рукой. К таким волынкам относится, например, Uilleann Bagpipe - ирландская волынка.

Существуют и имеют свои особенности шотландская волынка, а также ирландская, итальянская и испанская, французская, мордовская, армянская, чувашская, белорусская... У литовцев волынка называлась "Лабанора дуда", "Дудмайшис". В Грузии волынка называлась Ствири или Гудаствири. Она не имела бурдонных трубок. Мелодических трубок было две. Эстонская волынка называется Торупилль. Мешок ее изготавливали из козьей кожи. Количество трубок – от трех до пяти.

Шотландская волынка - англ. Scotch bag-pipe - "шотландский мешок с трубкой". Этот инструмент был столь популярен, что играющими на волынках стали изображать даже Ангелов. В Италии сложился обычай играть на пиффаро (итальянское название этого инструмента) в праздник Рождества перед изображением Девы Марии с Младенцем. Поэтому на картинах итальянских живописцев на тему "Поклонение пастухов" также можно видеть игру на этих инструментах.

Французская волынка называется мюзет. Ее мех изготавливался преимущественно из ткани.

Изображение волынки присутствует в сценах крестьянских праздников на картинах немецких, голландских и фламандских художников XVI-XVII вв. (рис. 636, 637). В ренессансной живописи на светские сюжеты волынка имеет фаллическую символику. Аналогичный, но несколько смягченный, завуалированный смысл приобрела мюзетта в обиходе французского двора XVII-XVIII вв. Персонажи картин в жанре "Галантных празднеств" (франц. «Fêtes galantes") эпохи французских стилей Регентства и Рококо играют на мюзетте.

Сегодня волынка осталась, пожалуй, только в национальных оркестрах Шотландии и Ирландии. Звук волынки такой громкий и пронзительный, что на ней не рекомендуется играть больше получаса в день. :-)

Волынка на Руси

Волынка была очень популярным на Руси народным инструментом. Делалась из бараньей или воловьей (отсюда и название этого музыкального инструмента) сырой кожи, сверху была трубка для нагнетания воздуха, снизу - две басовые дудки, создающие однообразный фон, и третья маленькая дудочка с отверстиями, с помощью которой наигрывали основную мелодию.

Другая версия происхождения названия. В 9-11 веках в состав Киевской Руси входили племена волынян. Из-за того, что название племени очень похоже на название инструмента, некоторые исследователи делают вывод, что инструмент получил свое название по имени этого племени волыняне.

Высшими кругами света волынка игнорировалась: её мелодию считали негармоничной, невыразительной и однообразной, она обычно считалась низким и простонародным инструментом. Поэтому в течение XIX века волынка была постепенно вытеснена более сложными духовыми инструментами типа гармони и баяна.

Как играть на волынке

Через клапанную трубку мешок наполняется воздухом с помощью специального приспособления - мехов или просто ртом. Потом клапан закрывается, и воздух не может через эту трубку выйти обратно.

Нажимая рукой на мешок, музыкант загоняет воздух из него в бурбоны - специальные трубочки с язычками или тростями. Они колеблются, и получаются определенные звуки.

Обычно в волынке бывает от одного до четырех бурбонов. Они создают фоновую мелодию.