Кабардино-Балкария: религия, история и интересные факты. Балкарцы

Лица России. «Жить вместе, оставаясь разными»

Мультимедийный проект «Лица России» существует с 2006 года, рассказывая о российской цивилизации, важнейшей особенностью которой является способность жить вместе, оставаясь разными — такой девиз особенно актуален для стран всего постсоветского пространства. С 2006 по 2012 в рамках проекта мы создали 60 документальных фильмов о представителях разных российских этносов. Также создано 2 цикла радиопередач «Музыка и песни народов России» - более 40 передач. В поддержку первых серий фильмов выпущены иллюстрированные альманахи. Сейчас мы - на полпути к созданию уникальной мультимедийной энциклопедии народов нашей страны, снимка, который позволит жителям России самим узнать себя и для потомков оставить в наследство картину того, какими они были.

~~~~~~~~~~~

«Лица России». Балкарцы. «Для горца горы - это всё», 2006


Общие сведения

БАЛКАРЦЫ - народ в России, коренное население Кабардино-Балкарии. Численность в Российской Федерации (по переписи 2006 года) 112 тыс. 924 человек. Живут балкарцы также в Казахстане (3 тыс. человек), Киргизии (2,1 тыс. человек).

Балкарцы - один из самых высокогорных народов Кавказа. На территории Балкарии расположены почти все известные пятитысячники - высочайшие вершины Кавказа - Эльбрус (который балкарцами называется Минги таў - «Вечная гора»), Дых-тау, Коштан-тау, Джанги-тау и др. Язык карачаево-балкарский тюркской группы алтайской семьи. Основные диалекты: литературный - карачаево-баксано-чегемский («ч»-диалект) и верхнебалкарский («ц»-диалект). Литературный карачаево-балкарский язык сложился на основе карачаево-баксано-чегемского диалекта. Письменность в 1920-24 гг. на основе арабского письма, в 1924-36 гг. на основе латиницы, с 1936 года - кириллицы.

Балкария включала несколько сельских обществ. Велика была роль народного собрания (тёре), патронимической организации. Правители назывались таубии, свободные общинники - каракиши, зависимые крестьяне - чагары, известно домашнее рабство военнопленных (къул). Семья преимущественно малая, браки экзогамны. Обязательно соблюдались сословные ограничения. В семейной жизни характерны патриархальные традиции, различные запреты - избегания.

Процесс исламизации балкарцев начался в XVII веке, однако еще в XIX столетии верования балкарцев представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья (друидизм), камни, божеств-покровителей. Характерны календарные и другие праздники, военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор - нартский эпос, обрядовые, трудовые, героические и другие песни, благопожелания В настоящее время абсолютное большинство балкарцев мусульмане-сунниты.

Известные балкарцы: Абаев Султанбек Асланбекович (1845-1888) - выдающийся скрипач, первый балкарский профессиональный музыкант, просветитель, общественный деятель. Кулиев Кайсын Шуваевич (1917-1985) - выдающийся балкарский поэт.

Мечиев Казим Беккиевич (1859-1945) - философ и гуманист, патриарх балкарской поэзии. Ульбашев Мутай Исмаилович (1923-2005) - балетмейстер, хореограф, заслуженный артист КБР, заслуженный артист Российской Федерации, руководил ансамблями «Кабардинка» и «Балкария». Энеев Тимур Магометович (р. 1924) - советский и российский ученый, автор фундаментальных трудов в области теоретической и прикладной космонавтики и космогонии.

Очерки

Человека, кроме земли, ничто не насытит

У балкарского народа есть замечательная сказка. В ней действуют три могущественных героя — Счастье, Ум и Богатство. Они спорят между собой, кто из них важнее.Не сумев прийти к согласию, Счастье, Ум и Богатство отправляются по свету в поисках истины. Вскоре они встречают бедного джигита, который сеет на поле кукурузу. У него и пытаются найти ответ. Богатство покрывает поле бедняка слитками золота. Ум отнимает у джигита рассудок. Джигит превращается в глупца и отдает все свое золото богатому баю.Несмотря на это, Счастье одаривает его счастьем.Приходят воины и объявляют глупца своим предводителем. Бедный джигит счастлив и, чтобы не сказать какую-нибудь глупость, все время молчит. Его женят на богатой девушке, но он продолжает молчать. Ситуация явно тупиковая. Все у джигита есть (и счастье, и богатство), а насладиться всем этим он не может.И вот тут-то Счастье и Богатство понимают, что они проиграли спор. Ум, довольный тем, что стал победителем, возвращает джигиту рассудок. Сказка в данном случае не ложь, не намек, а четкое утверждение, что Ум превыше Богатства и Счастья.

Кто много видел, тот много знает

Интересно проследить за историей народа, который установил подобную иерархию ценностей. По данным переписи населения 2002 года численность балкарцев, проживающих на территории России, составляет 108 тысяч человек. В самой Кабардино-Балкарии — 104 тысячи.Балкарцы (в переводе горцы) наряду с кабардинцами — коренное население Кабардино-Балкарии. Они разделяются на локальные группы: балкарцы (малкарцы, малкъарлыла), бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), урусбиевцы, или баксанцы (бакъсанчыла). Язык балкарцев принадлежит к карачаево-балкарской тюркской группе алтайской семьи. Письменность на основе русской графики. Верующие — мусульмане-сунниты.В формировании балкарцев приняли участие многие этносы: собственно кавказоязычное население, ираноязычные аланы, появившиеся в горной полосе Центрального Кавказа в IV-V веках, и тюркоязычные племена, возможно, кубанские болгары и, несомненно, кыпчаки, поселившиеся в XIII веке в горах Кавказа и частично ассимилировавшие аланов-осетин.В первой трети XIX века балкарские общества вошли в состав Российской империи. В 60-70-х годах этого же века в процессе проведения крестьянских реформ часть безземельных балкарцев была поселена на равнине. Но это не решило всех проблем. В начале XX века избыточное население в горах Балкарии составляло 67%.В 1922 году была образована Кабардино-Балкарская автономная область, в 1936 преобразованная в АССР. В 1944-м балкарцы были насильственно депортированы в районы Средней Азии и Казахстана. В 1957-м Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена, и балкарцы, к сожалению не все, вернулись на родину. В 1991-м провозглашена Кабардино-Балкарская Республика.Занимались балкарцы также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овес, с конца XIX века — картофель и другие огородные культуры).

Владелец семи быков зависит от соседа, у которого один бык

Ведущая отрасль традиционного балкарского хозяйства — отгонное скотоводство (овцы, козы, лошади, а также крупный рогатый скот, до конца XVII века — свиньи). В суровой горной среде обитания оно стало той осью, вокруг которой вращался весь комплекс жизнеобеспечения — структура поселений, питание, производство всевозможных бытовых изделий и одежды.Получили распространение домашние промыслы и ремесла, это прежде всего выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение для балкарцев имели пчеловодство, охота. В пореформенное время начала развиваться молочная промышленность.Традиционные поселения балкарцев — крупные многофамильные, располагались уступами по склонам гор, в основном скученной планировки (встречались также свободной планировки, замкового типа). В целях обороны балкарцы возводили башни (къала). На равнине селения были многодворными, с уличной планировкой, с усадьбами.Почти до конца XIX века жилище было однокомнатным, разделенным на мужскую и женскую половину. Жилая часть сочеталась с хозяйственными помещениями. Дома из двух-трех комнат с гостевым помещением (кунацкой) появились у состоятельных семей уже в пореформенное время. В XX веке распространились двухэтажные многокомнатные дома с деревянными полами и потолками вместо сакрального открытого очага — пристенный камин, русская печь.Традиционная одежда балкарцев-мужчин — нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска с газырями, подпоясанная узким ременным поясом; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили туникообразные рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. В основе традиционного питания — молочная пища. Мясо ели преимущественно в праздники и в торжественных случаях. Много блюд балкарцы готовили из ячменя, в том числе пиво.

Каждая птица свое гнездо любит

Балкария состояла из нескольких сельских обществ. Велика была роль народного собрания (тере), патронимической организации. Правители назывались таубии, свободные общинники — каракиши, зависимые крестьяне — чагары. Практиковалось домашнее рабство военнопленных (къул). Семья у балкарцев малая, браки экзогамны. Обязательно соблюдались сословные ограничения. Для семейной жизни характерны патриархальные традиции, различные запреты, в том числе избегания. Четко было распределено, кто кому имел право попадаться на глаза. Среди балкарцев были распространены обычаи кровной мести, побратимства, куначества, аталычества (воспитание детей высшей знати в специальных семьях) и, конечно, гостеприимства.Процесс исламизации начался еще до XVII века. Но и в XIX столетии верования балкарцев представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, божеств-покровителей.Распространены календарные и другие праздники, военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор — нартский эпос, обрядовые, трудовые, героические и другие песни, благопожелания (алгъыш). Достаточно устойчивыми были ритуалы сватовства и самой свадьбы. Семья жениха присылала в дом невесты сватов — наиболее уважаемых стариков. После получения согласия жених отдавал родителям девушки часть калыма — скотом, деньгами, вещами. В начале XX века сумма калыма достигала 800 рублей серебром. Был также распространен брак похищением, но, как правило, он происходил по взаимному согласию сторон, которые хотели избежать свадебных расходов.Главные торжества происходили в доме родителей жениха. Но невеста в них не участвовала. Она находилась в комнате для молодых — за занавеской. Перед гостями она могла показаться только с лицом, закрытым покрывалом.Отсутствовал и жених, который все время свадьбы скрывался в доме друга, посещая новобрачную только по ночам. Заканчивался свадебный обряд у балкарцев ритуалом ввода новобрачной в общее помещение. Там находился семейный очаг. А также возвращением молодого мужа домой.И два заключительных аккорда. Это первый выход невестки за водой. И первое ее посещение (после свадьбы) родительского дома. Затем начиналась суровая будничная жизнь.

Небольшая республика не только по меркам России, но и даже относительно Большого Кавказа - Кабардино-Балкария. Религия этой области отличается от общепринятой в стране, но совсем не этим знаменита республика на весь мир. Именно тут расположилась самые высокие горы Европы.

История

Балкария и Кабарда были совершенно отдельно существующими областями до 1922 года. Частью Российской империи Кабарда стала в 1557 году, тогда как Балкария - только в 1827. Официально же эти территории отошли нашему государству в 1774 году по Кючук-Кайнарджийскому договору.

Кабарда и наша страна всегда находились в дружеских отношениях, особенно же близкими они стали после того, как Иван Грозный взял в жены дочь князя Кабарды - Темрюка Идарова. В 1561 году Гошане стала женой российского правителя, приняв после крещения имя Мария. Ее братья перешли служить к царю, основав род князей Черкасских, которые подарили России множество политиков и известных полководцев.

В 1944 «благодаря» Сталину была произведена депортация балкарцев. В Среднюю Азию 14-ю эшелонами было отправлено более 37 тысяч человек, среди которых были как младенцы, так и древние старики. Их вина была лишь в том, что родились они балкарцами. В дороге погибло 562 человека. В конечной точке пути для людей были разбиты тщательно охраняемые казармы. Целых 13 лет люди жили фактически в лагерях. Уход без разрешения приравнивался к побегу и являлся уголовно наказуемым деянием. История на этом, казалось, прервалась, поскольку даже в названии позволили остаться лишь кабардинцам. К счастью, в 1957 году балкарцы были реабилитированы и республике вернули прежнее название.

С давних времен на равнинах проживали кабардинцы, тогда как в горах - балкарцы. По сей день ситуация практически не меняется: подавляющее большинство селений в горах принадлежит балкарцам. Однако постепенно горцы спускаются в равнинную часть республики. Кроме этих двух народов, республику населяют еще порядка десяти национальностей, в том числе русские.

Республика

В первую очередь Кабардино-Балкария, религия которой является важной частью культуры, известна благодаря самым высоким горам: на ее территории расположена большая часть всемирно известных пятитысячников.

Рельеф повышается по мере продвижения на юг - северные равнины постепенно повышаются и подводят путника к главному Кавказскому хребту. Именно тут, рядом с Карачаево-Черкесией, возвышается Минги-Тау, известная большинству под именем Эльбрус.

Кабардино-Балкария, религия и язык которой неразрывно связаны с началом истории этих народов, не спешит урбанизироваться. На территории республики расположено всего 8 городов, которые остаются верны заветам старины. Остальное же население и вовсе проживает в селах и аулах, расположенных высоко в горах, на берегах рек или в ущельях. Самые крупные ущелья очень различаются и по природным условиям, и по степени освоенности. Так, является известным маршрутом для туристов к Чегету и Эльбрусу. Тогда как Хуламо-Безенгийское и сегодня остается малоосвоенной зоной, доступной лишь походникам и альпинистам. Общими у всех ущелий остаются и по сей день две вещи: потрясающая, невероятная красота и овцы.

Кабардино-Балкария, религия которой запрещает употреблять свинину, сосредоточена на разведении овец. Даже там, где до самого горизонта не видно человеческого жилья, разгуливают отары. Стоит прогреметь грому, пугающему животных своими гулкими перекатами, в пронзительной тишине раздаются не менее пронзительные вопли овец. Это производит невероятное впечатление - перекличка стихий, панические голоса природы. Чуть менее популярны в республике коровы. Эти животные мало чего боятся и при любых волнениях природы все так же неспешно движутся по дорогам, флегматично работая челюстями.

Высоко в горах, при большом везении, можно увидеть настоящий символ Кавказа - горных туров: ранним утром эти животные пробираются горными тропами к местам пастьбы.

Происхождение Кабардино-Балкарии позволяет предположить большое количество горных аулов, жизнь в которых остается неизменной много веков. Однако после депортации, несмотря на последующую реабилитацию, людям не позволили вернуться в насиженные места. Именно этим объясняются развалины селений, по которым сегодня гуляет лишь ветер.

Однако существуют еще в республике аутентичные селения. Даже в наши дни тут происходит все так же, как и сотни лет до этого: в центральной части поселения собираются старейшины для обсуждения дел или неспешной беседы. По улочкам бегают дети, женщины пекут хычины, вяжут носки. Самым естественным образом соединяются тут вековые традиции и повседневная жизнь.

Религия

С годами все более религиозной становится Кабардино-Балкария. Религия оказывает положительное действие на все области жизни населения: к примеру, тут нет пьяных или бездомных местных жителей. Курящая женщина в сельских районах не только вызовет недоумение, но и дождется замечаний от жителей. Длинные юбки и платки носят большинство женщин. В городах, правда, молодежь все чаще пренебрегает этими условностями, однако и откровенную одежду на местных тут не увидишь. При путешествии в Кабардино-Балкарию стоит учитывать эти особенности и не брать с собой излишне обтягивающие наряды или экстремальное мини.

Обычаи

Явное отличие и балкарцев, и кабардинцев от русских - невероятное гостеприимство. Они способны пригласить в гости того, с кем едва успели познакомиться. По традиции, ни дети, ни хозяйка не садятся за стол с гостем и мужчинами. Они наблюдают со стороны, ожидая момента, когда может понадобиться их помощь. В городах эта традиция почти забыта, но в селах ее твердо придерживаются. Усадить хозяйку с собой не получится, поэтому просто поблагодарите ее за гостеприимство.

На Кавказе считается крайне невежливо перебивать собеседника, но перебить человека, старше тебя по возрасту, - просто невозможно.

Чем знаменита республика

Приезжать в республику можно круглый год: тут всегда найдутся развлечения по сезону. Разумеется, зимой на первом месте отдых на горнолыжных курортах и восхождение к вершинам. Впрочем, это не только зимний отдых - снег на Чегете и Эльбрусе есть всегда, нужно просто повыше взобраться.

В теплое время года популярностью в Кабардино-Балкарии пользуются минеральные воды, грязи, климатические курорты, горячие источники и сосновые леса с их целебным воздухом. Кроме того, приезжают сюда и любители пеших походов, конных туров, альпинистских восхождений.

Транспорт

До крупных городов добраться легко, как и до туристических мест. Пусть нечасто, но регулярно автобусы ходят от Нальчика до всех ущелий. На любой из курортов нетрудно добраться и на такси. Однако путешествовать по перевалам возможно только на очень проходимых автомобилях. Легковая машина сможет передвигаться только в Баксанском ущелье.

Поезда могут довезти до Терека, Нальчика, Майского и Прохладного. На основной территории республики прокладка железнодорожных путей недоступна из-за особенностей рельефа.

Кухня

Множество видов сыров, разнообразные продукты из молока, активное употребление овощей - это все Кабардино-Балкария. Ислам - религия, исключающая употребление свинины, поэтому в пищу чаще всего употребляется баранина. Пить жители предпочитают айран - кисломолочный продукт. Вино продается только в туристических местах, несмотря на то что для большинства Кавказ ассоциируется именно с домашним вином.

Сувениры

Множество вязаных вещей может предложить Кабардино-Балкария. Религия (какая? Конечно, ислам) дает возможность употреблять в пищу баранину, но ведь животные эти славятся и своей шерстью, из которой женщины вяжут красивые и теплые вещи.

Очень популярны у туристов изделия из керамики, которые в точности повторяют археологические находки. Чеканка, кольчуги, изделия из бронзы и кожи - вот то, что с удовольствием приобретают путешественники в Приэльбрусье.

ю балкарцы в киргизии, балкарцы
Всего: До 900 тыс. (2015, оценка)
Россия Россия:
112 924 (Перепись 2010)
    • Кабардино-Балкария Кабардино-Балкария:
      108 577 (Перепись 2010)
    • Ставропольский край Ставропольский край:
      883 (Перепись 2010)
    • Москва Москва:
      666 (Перепись 2010)
    • Карачаево-Черкесия Карачаево-Черкесия:
      418 (Перепись 2010)

Казахстан Казахстан:
5 000 (Перепись 2009)
Киргизия Киргизия:
1 512 (Перепись 1999)
Турция Турция:
40 000 (2010, оценка)
США США:
3 542 (Перепись 2010)

Украина Украина:
2100 (2010)

Балка́рцы (карач.-балк. аланла) - тюркоязычный народ, проживающий в центральной части Северного Кавказа, населяющий её горные и предгорные (Балкария) районы в верховьях рек Баксан, Чегем, Хазнидон, Черек-Балкарский (малкарцы), Черек-Безенгиевский (безенгийцы, холамцы).

Карачаево-балкарцы и ногайцы на территориях КЧР и КБР

Они относятся к кавкасионскому антропологическому типу большой европеоидной расы. Говорят на карачаево-балкарском языке тюркской семьи. Диалектные различия незначительны.

  • 1 Численность
  • 2 Этногенез
  • 3 География расселения
  • 4 История
  • 5 Традиционные занятия
  • 6 Жилища и поселения
  • 7 Традиционная одежда
  • 8 Традиционная пища
  • 9 Семья и традиции
  • 10 Религия
  • 11 Некоторые известные балкарцы
  • 12 Фотогалерея
  • 13 Примечания
  • 14 Литература
  • 15 Ссылки

Численность

Доля по районам на 2010 год по переписи:

Численность в России 112,9 тыс. человек (2010), из них в Кабардино-Балкарии 108,6, что составляет 12,7 % населения республики.

Некоторое количество балкарцев проживает в Казахстане и Киргизии (4-5 тыс. чел., 2008, оценка), куда они попали в результате сталинской депортации.

Живут также в Турции, Сирии, Египте, странах Европы и Америке, где являются потомками мухаджиров, покинувших Северный Кавказ в XIX веке, и неотделимы от карачаевцев.

Общая численность около 150 тыс. чел. (2010, оценка).

Этногенез

Балкарцы образовались из смешения коренных северокавказсских племён и алан

Предположительно, название народа (этноним) "балкарцы" происходит от русского варианта названия "малкарцы" (жители ущелья Малкар). Первых балкарцев русские встретили именно там.

После монгольского нашествия (13 в.) предки балкарцев были оттеснены в горные ущелья Центрального Кавказа, где затем образовали 5 крупных «обществ» (Балкарское (Малкарское), Холамское, Безенгийское, Чегемское и Урусбиевское). Города были разрушены монголами и практически не подлежали восстановлению. середине 18 века балкарцы пережили нашествие чумы с большими человеческими потерями. Из-за большой плотности населения болезнь стремительно распространилась и уничтожила 2/3, восстановленного после монгольского нашествия, населения. Во 2-й половине 19 в. часть балкарцев вновь переселилась в предгорные районы.

География расселения

Балкарцы являются одним из самых высокогорных народов Кавказа. Они занимают ущелья и предгорья Центрального Кавказа по долинам рек Малка, Баксан, Чегем, Черек и их притоков. Территория Балкарии богата горными массивами, лесами, плодородными долинами и альпийскими лугами.

История

Эльбрус - высочайшая вершина Кавказа, России и Европы; его стилизованное изображение присутствует на национальном флаге балкарского народа. Кавказ в середине XI в. Кавказ в 1213 году

Балкарский народ сформировался на территории Центрального Кавказа в результате длительного исторического развития трёх основополагающих этнических компонентов:

а) потомков древнейшего автохтонно-кавказского населения медно-каменного, бронзового и раннежелезного веков IV-I тыс. до н. э. (особенно племен кобанской культуры XII-IV вв. до н. э.);

б) алан-асов (II-I вв до н. э. - XIII в. н. э.);

в) булгар (I тыс. н. э.) и половцев-кыпчаков и/или куманов (XI-XIV).

Смешанный характер этногенеза балкарцев проявляется в разнообразии традиционно связанных с ними этнических наименований и в особенностях их материальной и духовной культуры. Первые упоминания этнонима «балкар» содержатся у автора IV в. Мар Абаса Катины в связи с событиями более древнего периода (его сведения сохранились в «Истории Армении» Мовсеса Хоренаци, V в.), а также в латинском «Анонимном Хронографе» 354 г., хронике З. Ритора (VI в.), «Армянской географии» А. Ширакаци (VII в.). русских документах наиболее ранние упоминания балкарцев относятся к 1629 году. грузинских источниках XIV-XVIII вв. балкарцы известны под именем «басианы». Осетины называли их асами (æссон, асиаг), сваны - «сауары» или «горцы», кабардинцы - «къушхьэ» (горцы). среде балкарцев и карачаевцев сохраняется и этноним «алан», как повседневное обращение друг к другу.

Издавна балкарцы имели разносторонние экономические, политические и культурные связи с соседями, особенно с кабардинцами, осетинами-дигорцами, сванами, грузинами-рачинцами и др., поддерживающими с ними родственные, аталические и куначеские отношения. Не позднее начала XVII в. стали устанавливаться связи с Россией. 1628-1629 гг. представители Русского Царства интересовались возможностью разработок серебряных руд в Балкарии. По пути в Грузию и обратно московские послы Ельчин и Захарьев были тепло встречены и вели торговлю в Баксанском ущелье (1639-1640), а Толочанов с Иевлевым (1651) и Жидовин с Порошиным (1655) - в Черекском. 1736 г. у жителей Верхнего Чегема гостил с казаком с Дона и описал некоторые черты их быта и верований кизлярский дворянин Тузов. С другой стороны, балкарский узден («дворянин») Каспулат пребывал в 1643 г. в русском г. Терки. А в 1657 г. таубий («горский князь») Айдаболов вместе с посольством кахетинского царя Теймураза I и представителями других горных обществ Центрального Кавказа отправился в Москву, где был принят в Грановитой палате, щедро одарен соболями царём Алексеем Михайловичем и находился около года.

В состав России балкарцы официально вошли в 1827 году, когда делегация от всех их обществ подала прошение в Ставрополе о принятии в русское подданство с условием сохранения у них сословной структуры, древних обычаев, шариатского суда, мусульманского вероисповедания. Этот акт, явившийся одним из весьма крутых поворотных пунктов в историческом развитии балкарцев, существенно расширил и обогатил их взаимосвязи с внешним миром. Они стали отдавать своих аманатов в русские крепости, служили в царской армии, участвовали в русско-турецкой (1877-1878), русско-японской (1904-1905) и Первой мировой (1914-1920) войнах, в революционных движениях 1905-1907 и 1917 гг.

Определённый научный интерес к географии, истории и культуре Балкарии заметно оживился в конце XVIII-XIX вв. (Гюльденштедт, Рейнеггс, Паллас, Потоцкий, Клапрот). Но несравнимо активнее такой интерес к ней со стороны европейских, русских, и иных исследователей и путешественников возрос в 30-е гг. XIX - 10-е гг. XX вв., то есть после вхождения Балкарии в состав России (Боссе, Шаховской, Бларамберг, Фиркович, братья Нарышкины, Караулов, Преле, Тепцов, Баранов, Долбежев, Зичи, Вырубов, композитор Танеев, географ Динник, антрополог Чехович и др.). После реформ 1867 г. в горах строились новые мосты и колесные дороги; впервые в Приэльбрусье таубием И. Урусбиевым был построен специальный дом для приезжих; у него часто гостили зарубежные и российские представители науки и культуры, туристы и альпинисты (Миллер и Ковалевский, Танеев, Мурр, Туккер, Анисимов, Тульчинский, Пастухов, Абих и др.). 1860 г. в Нальчике открылась начальная Горская школа, преобразованная в 1909 г. в общеобразовательное реальное училище, где балкарцы учились вместе с русскими, кабардинцами и др. Позднее начальные школы открывались и в балкарских селах Кашхатау и Чегеме (1902), Урусбиево и Хасауте (1913). Некоторые балкарцы из привилегированных сословий получали образование в учебных заведениях Владикавказа, Тбилиси, Ставрополя, Москвы, Петербурга. Все это способствовало тому, что во второй половине XIX - начале XX вв. среди балкарцев начала формироваться национальная интеллигенция, проводившая значительную культурно-просветительскую работу (публицист-историк М. Абаев и юрист Б. Шаханов, знатоки и собиратели фольклора М., И., Н. и С. Урусбиевы, скрипач С. Абаев, врачи А. Шаханов и И. Абаев, учителя Ф. Шакманова, Я. Джабоев и Э. Чеченов, общественный деятель И. Балкаруков, поэт - основоположник балкарской литературы К. Мечиев).

Балкарские князья Жанхотов и Айдаболов

У балкарцев сложились довольно развитые для высокогорных условий формы феодализма с глубокой социально-имущественной дифференциацией и многоступенчатой сословной иерархией. Вместе с тем устойчиво сохранялись и определённые патриархально-родовые пережитки. Высший социальный слой - это таубии («горские князья»). К таковым относились: Абаевы, Айдаболовы, Жанхотовы, Шахановы и Мисаковы - в Малкарском обществе, Баразбиевы, Кучуковы, Балкаруковы и Келеметовы - в Чегемском, Шакмановы - в Холамском, Сюйюнчевы - в Безенгиевском, Урусбиевы - в Баксанском. Рождённые от неравного брака с таубием назывались «чанка». Следующую привилегированную ступень занимали уздени («дворяне»), то есть собственники - феодалы, находившиеся в определённой даннической, военно-служебной и иной зависимости от таубиев. Ниже находились каракиши («чёрные люди») - податные таубиев, официально освобождённые в результате реформ 1867 г. Далее следовали азаты - «вольноотпущенники», считавшиеся лично свободными, но реально оказавшиеся в зависимости от представителей высших сословий из-за пользования их землями. Ещё ниже были чагары - «холопы», пользовавшиеся некоторыми правами и земельными наделами. Последнюю ступень занимали казаки или касаги («безродные», «бесприютные») и карауаши («черноголовые») - абсолютно бесправные дворовые холопы и холопки, находившиеся на положении рабов.

Взаимоотношения между разными сословиями жестко регламентировались и, как правило, в интересах высших социальных групп. Если таубии устраивали свадьбы, похороны и т. п., то уздени, каракиши и др. вынуждены были нести определенные расходы, преподносить подарки, оказывать услуги и почести.

В вопросах кровной мести, воровства и иных конфликтных ситуациях виновные таубии, по сравнению с остальными, наказывались несравнимо мягче или вообще не привлекались к ответственности - срабатывало право феодальной неприкосновенности. Браки, как правило, были сословно замкнутыми. При всем том многие судебные дела, споры и конфликты между общинами с соседними народами, вопросы войны и мира и т. п. решались на народных форумах - Тёре, в которых участвовали разные сословия. особых случаях они выполняли также и законодательные функции. каждом селе или обществе было своё Тёре во главе с таубием - олием. При необходимости могли созываться форумы нескольких или даже всех балкарских обществ, которые возглавлял наиболее влиятельный таубий - «верховный олий». По тем или иным спорным вопросам к Тёре Балкарии порой обращались также из Карачая, Осетии и др.

Коренной перелом в жизни балкарцев произошёл в результате революции 1917 г. их истории с того периода немало драматических страниц, но были и весьма значительные достижения. После Февральской революции в состав Нальчикского исполкома, который поддержал Временное правительство России, вошли таубии И. Урусбиев, Б. Шаханов, Т. Шакманов. С другой стороны, из среды балкарцев выдвинулись многие лидеры, боровшиеся в Гражданской войне за советскую власть (М. Энеев, С.-Х. Калабеков, Ю. Настуев, А. Гемуев, Х. Асанов, К. Ульбашев и др.). На II съезде народов Северного Кавказа (Пятигорск, 1918), провозгласившем установление советской власти в регионе и образование Терской народной республики, делегаты Кабарды и Балкарии выступили единой фракцией. 1922 г. создана Кабардино-Балкарская автономная область (КБАО); в 1936 г. она преобразована в автономную республику (КБАССР). Территории с численным преобладанием балкарцев были выделены в отдельные районы - Черекский, Чегемский, Холам-Безенгиевский, Эльбрусский. Росло количество сел с современной уличной планировкой, с домами нового типа и приусадебными хозяйствами, с магазинами, клубами и школами; в некоторых из них появились электричество и радио. С 1940 г. в Баксанском ущелье начал работать Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат.

Основы многовекового уклада жизни балкарцев стали круто изменяться в результате коллективизации сельского хозяйства, которая из-за специфики горных условий завершилась лишь в 1937 г. Преступные перегибы в коллективизации вызывали упорное сопротивление крестьян (выступление в Чегемском ущелье в 1930 г.).

С начала 20-х гг. были приняты радикальные меры по ликвидации безграмотности и распространению новой культуры. Стали выходить книги и газета на балкарском языке. 20-30-х гг. в Нальчике необычайно быстро возросло число культурно-просветительских, учебных и научных учреждений, где получили образование многие балкарцы. Они учились также в Москве, Ленинграде, Ростове-на-Дону и др.

В 30-е гг. продолжалось творчество поэта К. Мечиева, появились новые имена поэтов и писателей (С. Шахмурзаев, К. Кулиев, К. Отаров, О. Этезов, Х. Кациев и др.). 1934 г. был создан Союз писателей Кабардино-Балкарии, в 1940 г. - балкарский Драматический театр.

Весьма значительным достижениям в социально-экономическом и культурном развитии балкарцев нанесли непоправимый урон массовые репрессии в конце 20-30-х гг. по отношению к крестьянству (особенно в связи с коллективизацией), партийным и советским работникам (Х. Зокаев, К. Ульбашев, К. Чеченов), писателям (А. Ульбашев, Х. Теммоев, С. Отаров) и многие др. годы войны балкарцы подверглись беспрецедентному террору.

В 1942 г. частями НКВД под предлогом борьбы с бандитизмом в Черекском ущелье были расстреляны сотни мирных жителей - стариков, женщин, детей, сожжены несколько сёл (Сауту, Глашево и др.).

8 марта 1944 года по ложному обвинению в пособничестве фашистским войскам, весь балкарский народ был полностью принудительно переселён (депортирован) из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию и Казахстан. На месте балкарцев, как и дргих депортированных народов, расселяли рассеянно для быстрой ассимляции среди местного населения. Между тем тысячи балкарцев (более 16000 из общих 42500, то есть более 1/3 народа) сражались на фронтах Великой Отечественной войны в составе 115 кабардино-балкарской кавалерийской дивизии, партизанских отрядах КБАССР, Белоруссии и Украины, в рядах антифашистского сопротивления Европы. Почти все они были награждены орденами и медалями, хотя после геноцида балкарского народа в 1944 г. их явно ограничивали в получении офицерских званий и наград. На основании Указов высших властей Союза ССР от 1956, 1957 гг. и др. документов репрессии против балкарцев признаны ошибочными и антизаконными. 28 марта 1957 года Указ Президиума Верховного Совета СССР принял Постановление о восстановлении государственности балкарцев и возвращении прежнего названия республики - Кабардино-Балкария, а балкарцам разрешено было вернуться на прежнее место жительства. Вопрос депортации является центральным в новейшей истории балкарского народа. Юридические и исторические аспекты этого явления тщательно исследуются с научной точки зрения.

Традиционные занятия

Ведущая отрасль традиционного хозяйства - отгонное скотоводство (овцы, а также крупный рогатый скот, козы, лошади, до конца 18 в. - свиньи). Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с конца 19 в. - картофель, огородные). Домашние промыслы и ремёсла - выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели пчеловодство, охота. пореформенное время начала развиваться молочная промышленность.

Жилища и поселения

Земельная теснота, постоянная готовность к защите своей территории, глубокие социальные различия и противоречия в Балкарии отчетливо отразились в особенностях планировки и топографии поселений, оборонительных и погребальных сооружений.

В наиболее многолюдном обществе Малкар, а также Холаме и Безенги селения зачастую располагались на склонах гор, очень скученно и террасообразно, имели узкие проходы вместо улиц. Чегеме и Баксане их планировка была более свободной.

К селам и орошаемым участкам подводили издалека (порой за 10-12 км) водопроводы из керамических труб и желобов, местами используя для этого опорные столбы (Малкар, Холам, Чегем).

Во многих селах и иных, удобных для защиты ущелий, местах сооружались оборонительно-жилые комплексы и башни (замки Джабоевых, Курноятский, Зильгийский, башни Балкаруковых, Абаевых, Малкара, Амирхана, Баксанука, Ак-кала и др.).

Там же, близ захоронений рядовых общинников в обычных грунтовых могилах и каменных ящиках, для знати строились монументальные наземные склепы-мавзолеи (кешене) из хорошо обработанных камней.

Проводилась определенная физическая и военная подготовка молодежи, в том числе и в специальных лагерях таубиев («Басиат-къош»).

Традиционная одежда

Традиционная одежда северокавказского типа. У мужчин - нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, чекмень, подпоясанный узким ременным поясом, на котором висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы.

Женщины носили туникообразные рубахи, широкие штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой.

Традиционная пища

Основа питания - мясо-молочная и растительная. Традиционные блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира (къыйма), «колбаса» из жира, печени и риса (сохта), заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), йогурт (жуўурт айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепешки (гыржын) и пироги (хычын) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорпа), среди лакомств - различные варианты халвы. Напитки: молочные - кефир и айран, праздничные - боза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавказского рододендрона.

Семья и традиции

Семья преимущественно малая, браки экзогамны. Обязательно соблюдались сословные ограничения. семейной жизни характерны патриархальные традиции, различные запреты - избегания. Были распространены древние обычаи: кровной мести, побратимства, куначество, аталычества, гостеприимство и т. д.

В народной жизни большое значение придается этикету. Характерны календарные и другие праздники, военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор - нартский эпос, обрядовые, трудовые, героические и другие песни, благопожелания и прочее.

Религия

Процесс исламизации балкарцев начался в XVII в., однако ещё в XIX в. их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохристианских традиций (вера в Тейри). Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, божеств-покровителей. настоящее время большинство балкарцев причисляются к мусульманам-суннитам,но есть и люди исповедующие традиционные верования.

Некоторые известные балкарцы

  • Абаев, Султанбек Асланбекович (1845-1888) - выдающийся скрипач, первый балкарский профессиональный музыкант, просветитель, общественный деятель.
  • Аккаев, Хаджимурат Магомедович - российский спортсмен-тяжелоатлет, серебряный призёр летних Олимпийских игр 2004 года, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 2008 года,Чемпион мира 2011.
  • Байсултанов, Алим Юсуфович (1919-1943) - летчик морской авиации, Герой Советского Союза.
  • Залиханов, Михаил Чоккаевич - академик РАН, Герой Социалистического Труда, депутат Государственной Думы пятого созыва, Председатель Высшего экологического совета парламента России, руководитель Центра по устойчивому развитию, научный руководитель Высокогорного геофизического института, президент Федерации альпинизма и горного туризма Кабардино-Балкарии.
  • Кулиев Кайсын Шуваевич (1917-1985) - великий балкарский поэт, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и РСФСР. Депутат Верховного Совета СССР.
  • Мечиев, Казим Беккиевич (1859-1945) - патриарх балкарской поэзии, философ и гуманист.
  • Ульбашев, Мутай Исмаилович (1923-2005) - балетмейстер, хореограф, «Заслуженный артист КБР», « Народный артист Российской Федерации», «Народный артист Чечено-Ингушской Республики», в прошлом руководитель ансамбля «Кабардинка» и «Балкария».
  • Уммаев, Мухажир Магометгериевич (1922-1948) - боевой командир, один из первых освободителей Одессы, Герой Советского Союза.
  • Энеев, Магомед Алиевич (1897-1928) - балкарский коммунист, активный участник строительства Советской власти на Северном Кавказе.
  • Энеев, Тимур Магометович - академик РАН, Советский и Российский ученый, автор фундаментальных трудов в области теоретической и прикладной космонавтики и космогонии. Лауреат Ленинской и Демидовской премий.

Фотогалерея

  • Балкарки в национальных костюмах (начало XX века)
  • Балкарки из привилегированного сословия, Чегемское общество (XIX век)
  • Балкарка из привилегированного сословия, общество Малкар (XIX век)
  • Балкарская семья. Исмаил Урусбиев с женой и дочерьми (XIX век)
  • Старейшины рода Урусбиевых, Баксанское общество (конец XIX века)
  • Просветитель А. Шаханов, генерал-майор медицины (XIX век)
  • Алим Байсултанов (1919-1943), Герой Советского Союза.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Окончательные итоги Всероссийской переписи населения 2010 года
  2. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения.rar)
  3. По переписи 1989 г. в Казахстане было 2 967 балкарцев (Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР // Демоскоп Weekly)
  4. Демографические тенденции, формирование наций и межэтнические отношения в Киргизии
  5. По переписи 1989 г. в Киргизии было 2 131 балкарец (Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР // Демоскоп Weekly)
  6. Цифра приводится по карачаевцам и балкарцам вместе.
  7. Кипкеева З. Б. «Карачаево-балкарская диаспора в Турции»
  8. Борлакова Ф.А. Карачаево-балкарская диаспора в США // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2008. - № 15. - С. 9-15.
  9. "Соматологически карачаевцы и балкарцы относятся к кавкасионской расе северокавказских популяций"

На 2010 год по переписи:

Некоторое количество балкарцев проживает в Казахстане и Киргизии (4-5 тыс. чел., 2008, оценка), куда они попали в результате депортации в 1944 году.

География расселения

Этническая история

Балкарцами называют народ, заселяющий Балкарию. Это историческая территория на северном склоне Кавказских гор. Она является частью Кабардино-Балкарской республики, которая входит в состав РФ. Балкарский народ представляет собой тюркоязычный этнос. Родственными ему считаются карачаевцы - народ Северного Кавказа.

Численность

Всего в мире насчитывается примерно 125 000 балкарцев. Подавляющее большинство из них проживает в Кабардино-Балкарии.

Где живут

Небольшое количество находится в таких странах, как Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Также примерно 4 000-5 000 человек живут в США, Турции.

Язык

Балкарцы разговаривают на карачаево-балкарском языке, который относят к тюркской группе.

Религия

Как и многие народы, в древности балкарцы были язычниками. У них был распространен культ камней, священных деревьев, анимизм. С 17 века среди них начал распространяться ислам. До 19 века наблюдалось смешение разных религиозных обычаев и верований. Сейчас большинство жителей является суннитами (одно из главных направлений в исламе). Однако языческие традиции до сих пор присутствуют в виде праздников, обрядов.

Название

Сами себя балкарцы называют «таулула», что переводится как «горцы». Так же их именовали и соседние народы: осетинское «асами» и «сваны» означает горных жителей. Территория проживания называлась «Балкар» по-черкесски, откуда и произошло современное наименование республики. Грузины называли это место «Малкар».

История

Как этнос балкарцы сформировались в результате смешения коренного населения (кобанских племен) с аланами, булгарами, кипчаками. Также у них были тесные связи с кабардинцами, карачаевцами, грузинами, осетинами. Они заселяли земли Центрального Кавказа. В 13 веке татаро-монголы предпринимали многочисленные вторжения на эти территории. Балкарам пришлось уйти дальше в горы, где они основывали поселения. 17 век стал периодом установления общения с русскими. Началась совместная торговля, между аристократическими родами обеих сторон возникли дружественные отношения.

В начале 19 века балкарцы приняли российское подданство. Они участвовали во многих войнах русского государства 19-20 веков. После революции 1917 года народ претерпел массовые репрессии, расстрелы. Вместе с этим произошел экономический подъем региона, появились учебные учреждения, многие люди получили образование. Это способствовало развитию поэзии, театрального искусства. Во время Великой Отечественной войны многие жители региона подверглись террору со стороны НКВД. За год до ее окончания балкарский народ депортировали на территорию Средней Азии. Спустя 13 лет правительство СССР восстановило права балкарцев, после чего они вернулись обратно.


Нальчик - столица Кабардино-Балкарии

Внешность

С антропологической точки зрения балкарцы относятся к европеоидам, к кавкасионскому виду. Этот тип распространен на Северном Кавказе. Похожими чертами обладают чечены, ингуши, осетины и другие кавказские народы. Люди этой национальности хорошо сложены, у них стройные, статные фигуры. Они высокого роста, мужчины широкоплечие. На широком лице выделяются высокий лоб и массивная челюсть. Нос длинный, часто с горбинкой. Черты лица несколько грубы, чему способствуют выступающий подбородок, большой нос. С возрастом лицо обретает угловатость. В молодости балкарцы имеют более изящные черты, к старости они начинают выглядеть очень солидно, представительно. Нередко представители этого народа кажутся старше, чем они есть на самом деле. Эта особенность является общей для кавказских народностей.

Молодые люди, особенно девушки, бывают очень привлекательными. Большие глаза, обрамленные темными ресницами, четкие дуги бровей делают лицо выразительным, притягивающим взгляд. Распространен карий цвет радужки наряду с черными густыми волосами. Однако среди балкарцев, как и других кавказцев, довольно часто встречаются люди с рыжими, русыми волосами и серо-голубыми глазами. Бывают и голубоглазые блондины, но реже. Некоторые историки считают, что народы этого региона изначально были светлой расой, но в результате ассимиляции с турками и монголами приобрели более темную кожу и волосы.


Жилище

Поселения балкарцев имеют специфику, обусловленную горным ландшафтом. Их располагали в труднодоступных местах, с целью защиты от нападений врагов. Люди расселялись на склонах гор, по краям ущелий, вблизи рек. Жилища ставили хаотично, аулы имеют вид террас, где дома находятся один над другим. Узкие, кривые улочки часто выглядят как тропинки, могут резко закончиться тупиком. Издревле дома складывали из камня без какой-либо связки. Это было невысокое прямоугольное строение с плоской крышей и земляным полом. Крышу делали из досок и дерна. Окна были небольшого размера. Помещение отапливалось открытым очагом.

Для обороны поселения строили башни и крепости. Была распространена система дозорных башен, из которых дозорные подавали сигналы друг другу. Нижние этажи могли использоваться для жилья во время набегов неприятеля. Башни имели узкие бойницы, через которые балкарцы следили за передвижениями врага. В более позднее время там, где имелся лес, стали строить срубные избы. Сруб устанавливали на каменном или свайном фундаменте. Пол состоял из досок, имелись ставни, закрывающие окна. Богатые балкарцы могли позволить себе большой двухэтажный дом с несколькими комнатами, железной или черепичной крышей. Постелью служили деревянные нары, застланные войлоком. На полках вдоль стен расставляли глиняную, медную посуду. В 19 веке появились столы, стулья. Стены, пол стали застилать коврами. Присутствовало разделение на женскую и мужскую половины, также в доме была гостиная.


Одежда

Национальный костюм балкарцев типичен для представителей кавказских народов. Мужская одежда состоит из таких деталей:

  • рубаха;
  • широкие штаны;
  • бешмет (кафтан);
  • сапоги;
  • папаха.

Штаны заправляют в мягкие сапоги из овечьей кожи. Верхней одеждой служит бешмет - приталенный кафтан длиной до колен или чуть ниже. Он имеет глухую застежку, вырез на груди. Бешмет подпоясывают ремнем, на котором размещается кинжал в ножнах. Зимой мужчины носят шубы из каракуля, бурки - накидки без рукавов, полностью закрывающие туловище.

Женская национальная одежда состоит из широких шаровар, туники с длинными рукавами. Поверх этого костюма надевают узкий кафтанчик (или нагрудник), приталенное платье в пол с вырезом. Нагрудник расшивают золотистой тесьмой. Платье имеет расклешенный подол, собирающийся в красивые волны снизу. Талию обхватывает пояс, украшенный серебряными элементами. Полочки платья богато украшаются орнаментом. Головной убор напоминает мужскую папаху. Он цилиндрической формы, поверх накидывают длинный кружевной или шелковый платок.


Еда

Основу питания балкарцев составляют мясные, молочные блюда. Их подают с лепешками из пшеницы, ячменя, кукурузы. Повседневной пищей являются наваристые, густые супы. Для первых и вторых блюд используется баранина, говядина, мясо домашней птицы. На гарнир подают картофель, фасоль, рис. Кушанья приправляются луком и чесноком. Издавна почетным блюдом считался целиком запеченный или сваренный в котле баран. Животное резали в честь прихода гостя или по праздникам. Голову подавали на блюде как самую лучшую пищу. Популярные национальные блюда балкарцев:

  1. Шурпа. Густой жирный суп из баранины, картофеля, овощей с луком. Ингредиенты нарезаются крупными кусками.
  2. Гедлибже. Мясо курицы или индейки, тушенное в сметане. В соус добавляют муку, специи. Подают с круто сваренной пшеничной кашей.
  3. Лягур. Вяленое мясо, тушеное с картофелем.
  4. Шашлык. По старинному рецепту готовится из печени и сала барана.
  5. Хычын (также хычин). Пресные лепешки на основе пшеничной муки. Иногда начиняют фаршем, зеленью.

Также балкарцы пекут блины, ватрушки. Традиционным десертом является пахлава. Популярен закерис - нечто похожее на сладкий хворост, пастила, халва. Интересное блюдо представляет собой жамуко - старинное национальное угощение балкарцев. Оно очень питательное и калорийное. Его готовят из сыра или творога, который перетирают и варят на сметане. В смесь добавляют манную крупу. Получается нежное, тающее во рту лакомство. Эти и другие угощения всегда делают к приходу гостей. Балкарцы очень гостеприимные люди, для которых любой гость - уважаемый и почитаемый человек.