Краткая биография грин александр.

Русский писатель, автор приблизительно четырех сотен произведений... Его работы в жанре неоромантизма, философско-психологические, перемешанные с фантастикой. Его творения знамениты на всю страну, их любят взрослые и дети, а биография писателя Александра Грина очень насыщенна и интересна.

Ранний возраст

Подлинная фамилия писателя - Гриневский. Александр - первый ребенок в своей семье, где всего было четверо детей. Он рожден 23 августа 1880 года, в Вятской губернии, в городе Слободском. Отец - Стефан - поляк и воин-аристократ. Мать - Анна Лепкова - работала медсестрой.

Будучи мальчиком, Александр обожал чтение. Он рано обучился этому, и первое, что он прочитал, была книга о «Путешествиях Гулливера». Мальчику нравились книги о странствиях по миру и моряках. Он неоднократно сбегал из дома, чтобы стать мореплавателем.

В 9 лет маленький Саша начал учиться. Он был очень проблемным учеником и доставлял много хлопот: плохо себя вел, дрался. Однажды написал оскорбительные стихи всем учителям, из-за этого его отчислили из училища. Ребята, которые учились с ним, прозвали его Грин. Прозвище нравилось мальчику, потом он использовал его как писательский псевдоним. В 1892 году Александр был успешно зачислен в другое учебное учреждение, с помощью отца.

В 15-летнем возрасте будущий писатель потерял мать. Она умерла от туберкулеза. Не прошло и полгода, как отец женился снова. Грин не ладил с новой женой папы. Он ушел из дома и жил отдельно. Подрабатывал плетением и склеиванием книжных переплетов и переписывал документы. Плотно увлекался чтением и писал стихи.

Молодость

Краткая биография Александра Грина содержит информацию, что он очень хотел быть моряком. В 16 лет юноша окончил 4 класса училища, и с помощью отца он смог уехать в Одессу. Тот дал сыну небольшую сумму денег в дорогу и адрес своего друга, который мог бы приютить его на первое время. По приезде Грин не спешил искать отцовского друга. Не хотел стать обузой незнакомому человеку, думал, сможет добиться всего самостоятельно. Но увы, работу найти было очень тяжело, а деньги закончились быстро. Побродяжничев и оголодав, юноша все-таки разыскал отцовского товарища и обратился за помощью. Мужчина приютил его и устроил на пароход «Платон» матросом. Грин не прослужил на палубе долго. Матросский рутинный и тяжелый труд оказался для Александра чуждым, он покинул пароход, напоследок разругавшись с капитаном.

Как рассказывает краткая биография, Александр Степанович Грин в 1897 вернулся в Вятку, где прожил два года, а потом уехал в Баку «попытать счастья». Там он работал в разных отраслях. Занимался рыбацким делом, потом устроился чернорабочим, а после стал железнодорожником, но и тут не задержался надолго. Жил на Урале, работал золотарем и лесорубом, потом шахтером.

Весной 1902, устав от странствий, Александр заступил на службу в 213-м Оровайском резервном пехотном батальоне. Через полгода он дезертировал из армии. Половину срока службы Грин сидел в карцере за свои революционные настроения. В Камышине его поймали, но юноша опять умудрился убежать, на этот раз в Симбирск. В этом ему помогли эсеровские пропагандисты. С ними он общался в армии.

С тех пор Грин бунтовал против общественного строя и увлеченно разглашал революционные идеи. Через год за такую деятельность его арестовали, а позднее уличили в попытке бегства и отправили в тюрьму строгого режима. Суд состоялся в 1905 году, ему хотели дать 20 лет заключения в камере, но адвокат настоял на смягчении приговора, и Грина отправили в Сибирь на половину срока. Совсем скоро, осенью, Александра освободили досрочно и вторично арестовали через полгода в Петербурге. Во время отбывания наказания ему наносила визиты невеста, Вера Абрамова - дочь большого чиновника, втайне поддерживающая революционеров. Весной Грина отправили в Тобольскую губернию на четыре года, но благодаря отцу он достал чужой паспорт и под фамилией Мальгинов сбежал через три дня.

Зрелые годы

Вскоре Александр Грин перестал числиться эсером. Они сыграли свадьбу с Верой Абрамовой. В 1910 году он уже был довольно известным писателем, и тогда до властей дошло, что беглец Гриневский и Грин - один и тот же человек. Писателя опять нашли и взяли под арест. Заслали в Архангельскую область.

Когда прошла революция, Грин был еще больше недоволен общественными устоями. Стали разрешены разводы, чем и воспользовалась Вера, его жена. Причинами развода стали отсутствие взаимопонимания и строптивый вспыльчивый характер Александра. Он пытался пойти на примирение с ней не один раз, но тщетно.

Через пять лет Грин встретил Марию Долидзе. Их союз был совсем недолгим, всего несколько месяцев, и писатель снова остался один.

В 1919 Александра призвали на службу, где Грин был связистом. Очень скоро он заразился тифом и долго находился на лечении.

В 1921 Александр вступил в брак с Ниной Мироновой. Они очень полюбили друг друга и считали свою встречу волшебным подарком судьбы. Нина тогда была вдовой.

Последние годы жизни

В 1930 году Александр с Ниной перебрались в Старый Крым. Тогда советская цензура мотивировала отказы в переиздании Грина фразой: «Вы не сливаетесь с эпохой». Для свежих книг поставили лимит: выпускать не больше одной в год. Тогда Гриневские «упали на дно нищеты» и жутко голодали. Александр пытался охотиться, чтобы добыть пропитание, но все впустую.

Через два года писатель умер от опухоли в желудке. Похоронили его на кладбище Старого Крыма.

Творчество Грина

Самый первый рассказ, под названием «Заслуга рядового Пантелеева», создавался в нелегкое для Александра время, летом 1906 года. Произведение стали публиковать спустя месяцы в виде агитационной брошюры для карателей. Говорилось в нем о служебных, воинских беспорядках. Грин был вознагражден, но рассказ изъяли из печати и уничтожили. Повесть «Слон и Моська» настигла такая же участь. Случайным образом были сохранены несколько экземпляров. Первое, что смогли прочитать люди, было произведение «В Италию». Эти рассказы писатель публиковал под фамилией Мальгинов.

С 1907 года он уже подписывался как Грин. Спустя один год в публикацию пошли сборники, по 25 рассказов за год. И Александру начали платить хорошие гонорары. Некоторые из своих творений Грин создал находясь в ссылке. Сначала он печатался только в газетах, а первые три тома с произведениями были напечатаны в 1913 году. Через год Грин уже стал подходить мастерски к писательству. Книги стали более глубокими, интересными и раскупались еще больше.

В 1950-х годах рассказы все так же печатались. Но стали выходить и романы: «Блистающий мир», «Золотая цепь» и другие. «Алые паруса» Александр Грин (биография это подтверждает) посвятил своей третьей жене - Нине. Роман «Недотрога» так и остался незаконченным.

После кончины

Когда не стало Александра Степановича Грина, то опубликовали сборник его произведений. Нина, его жена, осталась жить там же, но находилась в оккупации. Была заслана в Германию, в лагеря. Когда кончилась война, по возвращении домой ее обвинили в измене Родине и приговорили к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Все работы Грина запретили, а реабилитировали их после того, как скончался Сталин. Тогда стали снова выпускать новые книги. Пока Нина находилась в лагерях, их с Александром дом перешел к другим людям. Женщина долго судилась с ними, в итоге «отвоевала» его. Сделала музей, посвященный мужу-писателю, которому посвятила всю оставшуюся жизнь.

Характерные черты прозы Александра Грина

Автор признан романтиком. Он всегда говорил, что является проводником между миром мечты и человеческой насущней реальностью. Он считал, что миром правит хорошее, светлое и доброе. В своих романах и повестях он показал, как отражаются на людях хорошие поступки и дурные. Он призывал делать добро людям. Например, в «Алых парусах» через героя он передавал такое послание во фразе: «Новая душа будет у него и новая у тебя, только сотвори чудо для человека». Одной из самых высоких тем у Грина был выбор между добром и высокими ценностями и низкими желаниями и искушением сотворить зло.

Александр умел вознести простую притчу так, чтобы в ней открылся глубокий смысл, объясняя все простыми, понятными словами. Критики всегда отмечали яркость сюжетов и «кинемотагрофичность» его произведений. Он освобождал своих персонажей от бремени стереотипов. От принадлежности их к религиям, к национальности и прочему. Показывал сущность самого человека, его личность.

Стихи

Написанием стихов Александр Степанович Грин увлекался еще со времен училища, но печатать их стали только в 1907 году. В автобиографии Александр рассказывал, как послал в разные газеты стихи. Они были об одиночестве, отчаянье и разбитости. «Словно писал сорокалетний Чеховский герой, а не маленький мальчик», - говорил он о себе. Печатать стали его поздние и более серьезные стихи, в жанре реализма. У него были лирические стихи, которые посвящались его первой, а после - последней жене. В начале 60-х публикация его сборников стихов потерпела неудачу. Пока не вмешался поэт Леонид Мартынов, который сказал, что стихи Грина печатать нужно, ибо это истинное наследие.

Место в литературе

У Александра Степановича Грина не было ни последователей, ни предшественников. Критики сравнивали его со многими писателями, но сходства с кем-либо все-таки было очень и очень мало. Он вроде бы и был представителем классической литературы, но, с другой стороны, особенным, уникальным, и неизвестно, как точно определить его творческое направление.

Своеобразность творчества заключалась в различиях жанра. Где-то была фантастика, а где-то реализм. Но ориентация на человеческие моральные ценности все же относит произведения Грина больше к классике.

Критика

До революции творчество Александра Степановича Грина критиковалось, многие к нему относились весьма пренебрежительно. Его осуждали за чрезмерный показ насилия, за экзотические имена персонажей, обвиняли в подражании зарубежным авторам. Со временем негатив критиканов ослабел. Стали часто говорить о том, что хочет сказать автор. Как он показывает жизнь в ее реальном отражении и как хочет донести до читателей веру в чудо, призыв к добру и правильным действиям. После 1930-х годов о произведениях Александра стали говорить иначе. Начали приравнивать его к классикам и называть мастером жанра.

Взгляды на религию

В молодости Александр нейтрально относился к религии, хотя был крещеным по православным обычаям еще в детстве. Его мнение о религии изменялось в течение жизни. Заметно это было по его произведениям. Например, в «Блистающем мире» он демонстрировал более христианские идеалы. Сцена, где Руна просила Бога сделать веру сильнее, была вырезана из-за цензуры.

С женой Ниной они нередко ходили в церковь. Александр Грин, биография которого представлена вашему вниманию в статье, любил праздник Святой Пасхи. Он писал в письмах своей первой жене, что они с Ниной боговерующие. Перед своей смертью Грин прошел причащение и исповедание у приглашенного в дом священника.

Биография Александра Грина вам теперь известна. Напоследок хотелось бы рассказать некоторые интересные факты:

  • У Грина было множество псевдонимов, помимо известных двух, были еще такие: Один, Виктория Клемм, Эльза Моравская, Степанов.
  • На груди у Александра была большая татуировка с изображением корабля. Она была символом его любви к морю.
  • Интересным фактом в биографии Александра Степановича Грина является то, что всю жизнь он считал свою первую жену самым близким другом и не переставал переписываться с ней.
  • Именем Александра Грина назвали множество улиц, музеев и даже одну крохотную планету, обнаруженную в 80-х годах (Гриневия).
  • В Риге есть также улица Александра Грина, но ее назвали в честь его латышского тезки и коллеги.
  • К. Зелинский назвал выдуманную страну, где происходят действия нескольких романов писателя, «Гринландия».

Александр Степанович Грин родился 11 (23) августа 1880 г., в г. Слободской Вятской губернии. Его отец, С. Гриневский, польский шляхтич, был участником Январского восстания, за что его сослали в Томскую губернию.

Домашнее воспитание будущего литератора последовательным не было. Беспричинные ласки резко сменялись строгими наказаниями. Иногда ребенок оказывался предоставлен самому себе.

В 1889 г. Саша поступил в подготовительный класс местного реального училища. Там и “родилось” прозвище “Грин”, ставшее впоследствии его литературным псевдонимом.

Учился Александр скверно, и, по воспоминаниям современников, был “отпетым хулиганом”.

Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, его мать скончалась от туберкулеза. Женившись второй раз, отец отдалился от сына, и юный Грин был вынужден начать самостоятельную жизнь.

Начало творческого пути

В 1906-1908 гг. в жизни А. Грина наступил перелом. Летом 1906 г. из-под его пера вышли два рассказа, которые были опубликованы осенью этого же года. Жанр ранних рассказов был определен как “агитброшюра”.

Они были посвящены солдатам царской армии, которые после революции 1905 г. часто устраивали кровавые карательные рейды.

Гонорар начинающий писатель получил, но весь тираж был уничтожен.

В начале 1908 г. Грин выпустил свой первый сборник. Большая часть сборника была посвящена эсерам.

В 1910 г. писатель выпустил второй сборник. Большую часть его составляли рассказы, написанные в жанре реализма. Проявив себя, как подающий надежды писатель, он познакомился с М. Кузьминым, В. Брюсовым , Л. Андреевым , А.Толстым . Ближе всего он сошелся с А. И. Куприным .

Преимущественно писатель публиковался в “малой” прессе. Его рассказы издавались в “Биржевых ведомостях”, “Ниве”, “Родине”. Иногда он публиковался в “Современном мире” и “Русской мысли”.

В 1914 г. Александр Грин стал сотрудничать с журналом “Новый сатирикон”. Этот журнал опубликовал его сборник “Происшествие на улице Пса”.

После начала Первой мировой войны, в творчестве писателя наметился очередной перелом. Его рассказы стали носить антивоенный характер.

Знакомясь с содержанием краткой биографии Александра Грина, следует знать, что у него были достаточно сложные отношения с советской властью. Осуждая красный террор, он искренне недоумевал, не понимая, как апологеты новой власти смогут уничтожить насилие еще большим насилием. Эту мысль он не раз высказывал в “Новом сатириконе”.

В итоге журнал, как и прочие оппозиционные издания, был закрыт. Это произошло в 1918 г. Грин был арестован и едва избежал расстрела.

Продолжение литературной деятельности

В начале 1920 г. Грин приступил к своему первому роману, “Блистающий мир”. Спустя 1924 г. произведение было напечатано в Ленинграде. Наиболее ярко его литературный талант проявился в рассказах “Фанданго”, “Крысолов”, “Словоохотливый домовой”.

В 1926 г. писатель закончил работу над основным своим романом – “Бегущая по волнам”. Произведение увидело свет в 1928 г. С огромным трудом были изданы и “закатные” произведения выдающегося литератора, “Дорога никуда” и “Джесси и Моргиана”.

Смерть

Александр Грин ушел из жизни 8 июля 1932 г., в Старом Крыму. Причиной смерти был рак желудка. Похоронили писателя на городском кладбище. Его могила находится на участке, откуда видно столь любимое Грином море.

В 1934 г. был издан последний сборник рассказов Грина, “Фантастические новеллы”.

Другие варианты биографии

  • В юности Грин был отчаянным бунтарем. Отношения с царской властью у него были очень сложными. С конца 1916 г. он скрывался от преследования в Финляндии. В Россию он вернулся только после Февральской революции.
  • Став известным писателем, Грин избавился от нужды. Но деньги у него в руках не задерживались. Писатель был поклонником карточных игр и ночных кутежей.
  • В мае 1932 г. на имя супруги писателя, Н. Грин, поступил перевод от Союза писателей. Странность заключалась в том, что он был послан на имя “вдовы”, хотя Александр Степанович был еще жив. По некоторым данным, это произошло на фоне озорства писателя. За несколько дней до этого, он отправил телеграмму со словами “Грин умер вышлите двести похороны”.
  • Жена писателя, Нина, была его музой. Именно она стала прототипом Ассоль из “Алых парусов”.
  • В честь писателя была названа малая планета. В Риге есть улица Александра Грина. Но названа она была в честь полного тезки Александра Степановича, который тоже был писателем.

ГРИН, АЛЕКСАНДР СТЕПАНОВИЧ (1880?1932), наст. фамилия Гриневский, русский прозаик, поэт. Родился 11 (23) августа 1880 в Слободской Вятской губ. в семье ссыльного поляка, участника восстания 1863. Окончил четырехклассное Вятское городское училище. Провел в скитаниях шесть лет, работал грузчиком, землекопом, артистом бродячего цирка, железнодорожным рабочим. В 1902 из-за крайней нужды добровольно («буду сыт и одет») поступил на солдатскую службу, несколько месяцев провел в карцере. Тяжесть солдатской жизни заставила Грина дезертировать, он сблизился с социал-революционерами и занялся подпольной работой в разных городах России. В 1903 был арестован, сидел в севастопольской тюрьме, был выслан на десять лет в Сибирь (попал под октябрьскую амнистию 1905). До 1910 Грин жил под чужим паспортом в Петербурге, вновь был арестован и выслан в Сибирь, откуда бежал и вернулся в Петербург. Вторую, двухлетнюю ссылку провел в Архангельской губернии.

Годы жизни под чужим именем стали временем разрыва с революционным прошлым и становлением Грина как писателя. После первого опубликованного рассказа В Италию (1906) следующие - Заслуга рядового Пантелеева (1906) и Слон и Моська (1906) - были изъяты из печати цензурой.

Первые сборники рассказов Грина Шапка-невидимка (1908) и Рассказы (1910) привлекли внимание критики. В 1912-1917 Грин активно работал, опубликовав более чем в 60 изданиях около 350 рассказов. В них окрепла манера писателя извлекать из трагической реальности мечту о человеческом счастье. Придуманные Грином благородные люди населяли вымышленные города Лисс, Зурбаган, Гель-Гью - тот «материк», который впоследствии назовут Гринландией.

Восторженно встретил Февральскую революцию 1917, последующие события считал трагедией. Грин видел и описывал «людей, закрывших лицо руками… они мчались и падали… они в крови» (заметка Пустяки, опубл. 1918 в журнале «Новый Сатирикон»). Посреди дикости и хаоса, которые обрушила на страну власть большевиков, Грин писал такие произведения, как повесть-феерия (1923), романы Блистающий мир (1924), Золотая цепь (1925), Бегущая по волнам (1928) и др. произведения, в которых создавал собственный романтический мир человеческого счастья.

Феерия Алые паруса, одно из самых светлых и жизнеутверждающих произведений советской литературы, была написана в Петроградском Доме Искусств. В голодном и холодном Петрограде должно было происходить, согласно первоначальному замыслу писателя, и действие Алых парусов. Однако по мере работы Грин перенес действие в город Каперну, в названии которого литературоведы впоследствии находили созвучие с евангельским Капернаумом. История любви Ассоль и Грэя, их осуществившейся мечты была основана на убеждении, высказанном Грином: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать чудеса своими руками…» Алые паруса стали знаковой книгой поколения «оттепели» 1960-х и романтиков 1970-х годов.

Реальная окружающая жизнь отторгала мир Грина вместе с его создателем. Все чаще появлялись критические замечания о ненужности писателя, создавался миф об «иностранце в русской литературе», Грина все меньше печатали. Больной туберкулезом писатель уехал в 1924 в Феодосию, где испытывал крайнюю нужду, а в 1930 перебрался в пос. Старый Крым.

Краткая биография А.С. Грина — вариант 2

Александр Степанович Грин — русский поэт, прозаик (1880?1932).
Настоящая фамилия Александра — Гриневский. Он родился 23 августа 1880 года в Слободской Вятской губернии в семье обычного ссыльного поляка. Его отец был участником восстания 1863 года. Мать Александра была русской. Она умерла, когда Александру исполнилось всего лишь 13 лет.

В 1896 году, окончив четырехклассное Вятское училище, будущий поэт уехал в Одессу. С детства его привлекали истории о мореплавателях и путешествиях, манила тема открытий и свершений.

В Одессе Александр Грин пытался осуществить свою детскую мечту - выйти в море. Однако ему пришлось немного бродяжничать в поисках хоть какой-нибудь подходящей работы. Шесть лет он провел в скитаниях, работая грузчиком, артистом бродячего цирка, железнодорожным рабочим и т.д. Несколько раз ему посчастливилось выйти в море матросом по маршруту Одесса-Батуми-Одесса. По возвращению Грин понял, что эта работа не для него.

В 1902 году по причине большой нужды он добровольно поступил на солдатскую службу и несколько месяцев провел в карцере. Во время службы в резервном пехотном батальоне Грин присоединился к эсерам, которые помогли ему дезертировать с военной службы. Он нашел общие интересы с социал-революционерами и начал вести подпольную работу в разных городах России. В 1903 году Грин был арестован за пропагандистскую работу и свои «неправильные» призывы общества. Он отбывал суровое наказание в севастопольской тюрьме, затем был выслан на десять лет в Сибирь. В 1905 году попал под амнистию. До 1910 года Александр Грин скрывался и проживал под чужим именем в Петербурге, затем снова был арестован и выслан в Сибирь, откуда он бежал в Петербург.

Грином было написано много рассказов, прежде чем он нашел «своего» героя. Писатель сочинял романтические новеллы, в которых события развиваются в искусственных, а иногда и экзотических обстоятельствах. В 1908 году Грин выпустил первый сборник рассказов. Знаменитая повесть-феерия «Алые паруса» стала одним из самых светлых произведений советской литературы, была написана Александром Грином в Петроградском Доме Искусств.

В 1919 году Грин служил связистом в Красной Армии. В 1924 году больной туберкулезом Грин уехал в Феодосию на лечение, которое с годами приносило лишь мимолетное улучшение его состоянию. 8 июля 1932 года Александр Грин умер в поселке Старый Крым.

Биография А.С. Грин |

Александр Степанович Грин (настоящая фамилия — Гриневский) родился 23 августа (11 августа по старому стилю) 1880 года в городе Слободской Вятской губернии (ныне Кировская область).

Его отец, Степан (Стефан) Гриневский (1843-1914) — польский дворянин, сосланный из Варшавы в глухие места российского севера .

Мать — Анна Гриневская (урожденная Лепкова, 1857-1895), дочь отставного коллежского секретаря. В 1881 году переехала в город Вятку (ныне Киров).

Александр Грин с детства грезил морями и дальними странами.

Летом 1910 года Грин был арестован в третий раз и осенью 1911 года сослан в Архангельскую губернию на два года. В мае 1912 года вернулся в Петербург.

В 1912-1917 годах Грин активно работал, опубликовав более чем в 60 изданиях около 350 рассказов. В 1914 году он стал сотрудником журнала "Новый сатирикон".

Из-за ставшего известным полиции "непозволительного отзыва о царствующем монархе" Грин с конца 1916 года был вынужден скрываться в Финляндии, но, узнав о Февральской революции, вернулся в Петроград.

В послереволюционные годы писатель активно сотрудничал с советскими изданиями, особенно с литературно-художественным журналом "Пламя", который редактировал нарком просвещения Анатолий Луначарский. В нем часто появлялись рассказы и стихи Грина.

В 1919 году Грин был призван в Красную Армию, но вскоре тяжело заболел тифом, вернулся в Петроград. Больной, без средств к существованию, без жилья, он был на краю гибели и обратился за помощью к писателю Максиму Горькому, по ходатайству которого Грину выделили академический паек, комнату в "Доме искусств". Здесь писатель работал над романами "Таинственный круг" и "Сокровище африканских гор", а также повестью "Алые паруса", замысел которой зародился еще в 1916 году.

В начале 1920-х годов писатель приступил к своему первому роману, который назвал "Блистающий мир". Роман был напечатан в 1924 году.

Продолжал Грин писать и рассказы — "Словоохотливый домовой", "Крысолов", "Фанданго".

В 1924 году писатель уехал в Крым в Феодосию, где много и плодотворно работал. Им было создано четыре романа ("Золотая цепь", "Бегущая по волнам", "Джесси и Моргиана", "Дорога никуда"), две повести, около сорока рассказов и новелл, среди которых "Акварель", "Зеленая лампа", "Комендант порта".

В ноябре 1930 года Грин переехал в небольшой городок Старый Крым, где начал писать автобиографические очерки, которые позднее составили главы "Автобиографической повести", последней книги писателя. Роман "Недотрога", начатый им в это время, так и не был закончен.

В 1980 году на могиле Александра Грина было установлено надгробие с фигурой "Бегущей по волнам".

Александр Грин был дважды женат. Его первой женой была Вера Абрамова, дочь богатого чиновника, с которой он обвенчался в 1910 году, в 1913 году они расстались.

Второй раз писатель женился в 1921 году на 26-летней вдове, медсестре Нине Мироновой (по первому мужу Коротковой).

В конце жизни Александра Грина почти перестали печатать. Умирал он в полной нищете и забвении со стороны литературных организаций.

Когда Александр Грин умер, никто из писателей, отдыхавших по соседству в Коктебеле, проститься с ним не пришел.

Узнав о смерти Грина, несколько ведущих советских писателей призвали издать сборник его произведений. Сборник "Фантастические новеллы" вышел в 1934 году.

С 1945 года его книги не печатались, в 1950 году писатель посмертно обвинялся в "буржуазном космополитизме". Усилиями Константина Паустовского, Юрия Олеши и других писателей, Александр Грин в 1956 году был возвращен в литературу.

Пик читательской популярности Грина пришелся на период хрущевской "оттепели". На волне нового романтического подъема в стране Александр Грин превратился в одного из самых издаваемых и почитаемых отечественных авторов, кумира молодого читателя.

Сегодня произведения Александра Грина переведены на многие языки, его имя носят улицы во многих городах, горные вершины и звезда. По повести "Алые паруса" созданы одноименный балет и фильм, по роману "Бегущая по волнам" — одноименный фильм. В 1970 году в Феодосии создан литературно-мемориальный музей Грина.

В 1971 году был открыт государственный мемориальный дом-музей А. С. Грина в Старом Крыму, создательницей которого являлась вдова писателя Нина Грин. С 2001 года музей входит в состав Коктебельского эколого-историко-культурного заповедника "Киммерия М. А. Волошина".

В 1980 году в Кирове был открыт музей, посвященный писателю.

В 2000 году к 120-летию со дня рождения Александра Грина Союз писателей России, администрация Кирова и администрация города Слободского учредили ежегодную Российскую литературную премию имени Александра Грина за произведения для детей и юношества, способствующие формированию моральных устоев подрастающих поколений и служащих воспитанию детей, подростков и молодежи в русле национального достоинства и нравственности.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Художником становишься,
когда самостоятельно создаёшь то,
что хочешь видеть или cлышать.

А.Моруа

Грин не любил говорить о себе. Уже став известным, на вопросы любопытных и анкеты журналов он отвечал предельно сухо и кратко. Он вообще был молчалив, сдержан, даже чопорен и терпеть не мог тех, кто лезет в душу. Только в последние годы жизни в «Автобиографической повести» он рассказал о своей трудной и совсем не романтической судьбе.
«Потому ли, что первая прочитанная мной ещё пятилетним мальчиком, книга была «Путешествие Гулливера в страну лилипутов»… или стремление в далёкие страны было врождённым, - но только я начал мечтать о жизни приключений с восьми лет» .
Если прибавить к этому, что первое слово, которое Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море», то всё остальное само собой понятно. Как все мальчики в те годы, он запоем читал романы Ф.Купера, Ж.Верна, Р.Стивенсона, Г.Эмара; любил бродить с ружьём по лесам, окружавшим город, воображая себя диким охотником. И конечно, пытался бежать в Америку.
Ему нечего было терять: за дерзкие стихи и многие шалости ученик Гриневский был исключён из реального училища. Дома тоже было невесело: бедность, вечные упрёки и побои отца.
В шестнадцать лет, окончив с грехом пополам городское училище, Александр окончательно решил стать моряком. Он надел болотные сапоги выше колен, широкополую соломенную шляпу и отправился из Вятки в Одессу. Начались его многолетние странствия и мытарства, о которых коротко можно сказать так: российская земля неласкова к мечтателям и выдумщикам.
«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…»
То, что так спокойно перечисляет Грин, на самом деле было настоящим адом. И вырваться из него он смог только тогда, когда понял, что истории, которые он сочинял для своих случайных спутников и для самого себя, можно записывать.
Он долго не верил, что может стать в один ряд с настоящими писателями, теми, кто так восхищал его в юности. Первый рассказ («Заслуга рядового Пантелеева», 1906) и первая книга («Шапка-невидимка», 1908) - это ещё попытка писать, «как все». Только в рассказе «Остров Рено» найдены координаты той земли, которую напрасно было бы искать на карте и которая принадлежала только ему. С тех пор, невзирая ни на какие повороты судьбы и исторические потрясения, с каждым годом всё увереннее Александр Грин созидает свой мир, закрытый для посторонних, но видимый «внутренними глазами души» .
Три самых страшных года - 1918-й, 1919-й, 1920-й - среди смерти, голода и тифа Грин обдумывал и писал «Алые паруса» - свой ответ революции. Крошечная печка-буржуйка согревала Александра Степановича, когда рождался его первый роман «Блистающий мир» (1923). Он верил, что люди когда-то летали и снова будут летать, как птицы. Грин был теперь не один. Он нашёл подругу, верную и преданную до конца, как в его книгах.
В 1924 году Грин и его жена Нина Николаевна переехали из Петрограда в Феодосию. Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).
Но к концу 1920-х годов издатели, до этого охотно печатавшие книги Грина, перестали брать их совсем. Денег не было, не помогли и хлопоты друзей об устройстве уже больного писателя в санаторий. Грин заболел, в сущности, от недоедания и от тоски, потому что впервые жизнь показалась ему «дорогой никуда» . Он не знал, что настоящая его слава ещё впереди.
Эпоха шла «путём своим железным» , а Грин писал «о бурях, кораблях, любви, признанной и отвергнутой, о судьбе, тайных путях души и смысле случая» . В чертах его героев сочетались твёрдость и нежность, а имена героинь звучали, как музыка.
Как это получалось у него? А очень просто. Он знал, что «наша пригородная природа - есть мир серьёзный не менее, чем берега Ориноко…» , что человек, вмещающий в себя весь мир - чудесен. Он просто глядел пристальнее, чем другие, и поэтому мог увидеть в сибирской тайге - экваториальный лес, а на петроградской улице с тёмными домами - пагоды, окружённые пальмами.
«Всё открыто для всех» , - говорит он устами своего героя. Другой автор в другой стране примерно в это же время сказал: «Там, где наша магическая фантазия могла бы создать новый мир, она останавливается» (Г.Майринк).
Грин не останавливался. Не останавливайтесь и вы. И тогда, рано или поздно, под старость или в расцвете лет, на набережной старого города тёплой летней ночью или просто в тишине квартиры вы, может быть, услышите беззвучные слова: «Добрый вечер, друзья! Не скучно ли на тёмной дороге? Я тороплюсь, я бегу…»

Маргарита Переслегина

ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С.ГРИНА

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / Вступ. ст. В.Вихрова; Послесл. Вл.Россельса; Ил. С.Бродского. - М.: Правда, 1965.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 6 т. / Предисл. В.Вихрова; Худож. С.Бродский. - М.: Правда, 1980.
В первое собрание сочинений включены, в основном, лучшие рассказы и романы Грина и его «Автобиографическая повесть».
Во втором - добавился один из последних романов «Джесси и Моргиана» и множество рассказов (не всегда равноценных) из журналов начала XX века и 1920-30-х годов.

СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 5 т. / Вступ. ст., сост. В.Ковского. - М.: Худож. лит., 1991-1997.

В составленное на рубеже веков собрание, кроме всех известных произведений Грина, вошли также роман «Сокровище африканских гор», стихотворения и поэма «Ли».

АЛЫЕ ПАРУСА: Феерия / Худож. А.Дудин. - М.: Современник, 1986. - 47 с.: ил. - (Отрочество).
Свет и спокойная сила этой книги неподвластны словам, кроме тех, что выбраны самим Грином. Достаточно сказать, что это - история о чуде, которое два человека совершили друг для друга. А писатель - для всех нас.

АЛЫЕ ПАРУСА: Феерия / Худож. М.Бычков. - Калининград: Янтарный сказ, 2000. - 150 с.: ил.
Книги Грина живут, и каждое новое поколение читает их по-своему. Время по-новому рисует море, героев и паруса - так, например, как увидел их художник Михаил Бычков.

АЛЫЕ ПАРУСА; БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ; РАССКАЗЫ // Грин А.С. Избранные произведения; Паустовский К.Г. Избранные произведения. - М.: Дет. лит., 1999. - С. 23-356.

АЛЫЕ ПАРУСА; БЛИСТАЮЩИЙ МИР; ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ; РАССКАЗЫ. - М.: Худож. лит., 1986. - 512 с. - (Классики и современники).
«Блистающий мир»
Мысль о том, что люди летали, как летают теперь только во сне, не давала Грину покоя много лет. Неуклюжие полёты первых авиаторов, виденные им под Петербургом, только укрепляли эту мысль. Спустя годы герой романа «Блистающий мир» полетел свободно, как птица.

«Золотая цепь»
«Тайна» и «Приключение» - вот магические слова, которые могут закружить человека, перенести его в необыкновенный дом, похожий на лабиринт, и сделать центром событий, о которых он будет вспоминать потом всю свою жизнь…

БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ: Роман; Рассказы. - М.: Худож. лит., 1988. - 287 с.: ил. - (Классики и современники).
«Бегущая по волнам»
Море знает много легенд. Грин прибавил к ним ещё одну: о девушке, скользившей по волнам, как по бальной зале, и о корабле, названном в её честь. Того, кто ступил на палубу этого корабля, ожидала особенная судьба.

ДЖЕССИ И МОРГИАНА: Роман. - М.: РОСМЭН, 2001. - 252 с. - (Смятение чувств).
Роман о двух сёстрах, одна из которых добра и красива, а другая - безобразна и жестока, вероятно, не лучшая книга А.Грина. На ней лежит тень приближающейся болезни и мрака. Но и в этой вещи есть очень интересные размышления о природе зла и психологии убийцы.

ДОРОГА НИКУДА: Роман // Грин А.С. Избранное / Ил. А.П.Мелик-Саркисяна. - М.: Правда, 1989. - С. 299-492.
Однажды на выставке Грина поразила гравюра английского художника. Она изображала дорогу, исчезающую за пустынным холмом, и называлась «Дорога никуда». Так возник замысел последнего и самого грустного романа писателя.

ИСКАТЕЛЬ ПРИКЛЮЧЕНИЙ: Рассказы. - М.: Правда, 1988. - 480 с.
О «тайных путях души» , приводящих то к счастью, то к гибели; о праве каждого быть непохожим на других; о необычайной силе человека, способного, если надо, пройти по воде или победить смерть, - обо всём этом вы прочтёте в рассказах этого сборника. А под конец, встретив солнечное утро на чердаке заброшенного дома, поймёте главную мысль Грина: «Чудеса - в нас» .

КОРАБЛИ В ЛИССЕ / [Послесл. И.Сабининой]. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - 351 с.
Содерж.: Алые паруса; Рассказы.

НЕДОТРОГА: Первая полная публикация незавершённого романа / [Публ., предисл. и примеч. Л.Варламовой] // Крымский альбом: Ист.-краевед. и лит.-худож. альманах. - Феодосия – М.: Изд. дом «Коктебель», 1996. - С. 150-179.
Ферроль и его дочь, вынужденные покинуть город, нашли приют в стенах полуразрушенного форта на морском берегу. Форт стал их домом, а девушка даже вырастила маленький сад.
В саду распустились необыкновенные цветы, молва о красоте которых разнеслась далеко. Но лепестки цветов закрывались и начинали увядать, когда в сад входил недобрый человек.
Грин успел написать около половины своего последнего, так трудно дававшегося ему романа. Как могли бы развиваться события и судьбы героев, можно представить по уцелевшим наброскам и фрагментам книги.

НОВЕЛЛЫ / Предисл. В.Амлинского. - М.: Моск. рабочий, 1984. - 416 с.
В книге собрано лучшее из написанного А.Грином в этом жанре. «Капитан Дюк», «Крысолов», «Корабли в Лиссе», «Акварель», «Гнев отца», «Бархатная портьера» и другие новеллы давно стали классикой.

РАССКАЗЫ; АЛЫЕ ПАРУСА; БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ. - М.: АСТ: Олимп, 1998. - 560 с. - (Школа классики).

СОКРОВИЩЕ АФРИКАНСКИХ ГОР: Романы. - М.: РОСМЭН, 2001. - 511 с. - (Золотой треугольник).
«Сокровище африканских гор»
«Гент, подобно Стэнли, вёл дневник. Но в дневнике этом читатель нашёл бы весьма малое количество заметок географических, ещё меньше событий… Целые страницы были наполнены описаниями неизвестных цветов, их запаха и сравнений их с северными цветами. В другом месте говорилось о выражении глаз животных. Третье - рисовало пейзаж, подмечая неожиданные переходы красок и линий. Иногда Гент пускался в рассуждения о преимуществе быстрого прицела перед тщательным его наведением или рассказывал, как солнечный свет бродит в вершинах леса, озаряя листву» . Если бы Грину довелось совершить путешествие по Центральной Африке вместе с экспедицией американского журналиста Генри Стэнли, отыскивая следы пропавшего исследователя Д.Ливингстона, он, скорее всего, вёл бы себя так же, как созданный им герой Гент.

ФАНДАНГО: Новеллы / Вступ. ст. Е.Б.Скороспеловой. - М.: Дет. лит., 2002. - 334 с.: ил. - (Шк. б-ка).

Маргарита Переслегина

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ А.С.ГРИНА

Грин А.С. Автобиографическая повесть // Грин А.С. Избранное. - М.: Правда, 1987. - С. 3-142.

Амлинский Вл. В тени парусов: Перечитывая Александра Грина // Грин А.С. Новеллы. - М.: Моск. рабочий, 1984. - С. 5-22.
Андреев К. Летящий над волнами // Андреев К. Искатели приключений. - М.: Дет. лит., 1966. - С. 238-286.
Антонов С. А.Грин. «Возвращённый ад» // Антонов С. От первого лица: Рассказы о писателях, книгах и словах. - М.: Сов. писатель, 1973. - С. 90-130.
В помощь ученику и учителю: [Комментарии; Крат. летопись жизни и творчества А.С.Грина; Материалы к биографии; Критика о творчестве А.С.Грина; А.С.Грин в искусстве и др.] // Грин А.С. Рассказы; Алые паруса; Бегущая по волнам. - М.: АСТ: Олимп, 2000. - С. 369-545.
Вихров В. Рыцарь мечты // Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1965. - Т. 1. - С. 3-36.
Воспоминания об Александре Грине / Сост., вступл., примеч. Вл.Сандлера. - Л.: Лениздат, 1972. - 607 с.: фотоил.
Галанов Б. Беру волны и корабль с алым парусом… // Галанов Б. Книжка про книжки. - М.: Дет. лит., 1985. - С. 114-122.
Грин Н. Воспоминания об Александре Грине. - Феодосия - М.: Коктебель, 2005. - 399 с.
Дмитренко С. Мечта, Несбывшееся и реальность в прозе Александра Грина // Грин А.С. Рассказы; Алые паруса; Бегущая по волнам. - М.: АСТ: Олимп, 2000. - С. 5-16.
Каверин В. Грин и его «Крысолов» // Каверин В. Счастье таланта. - М.: Современник, 1989. - С. 32-39.
Ковский В. Блистающий мир Александра Грина // Грин А.С. Собр. соч.: В 5 т. - М.: Худож. лит., 1991. - Т. 1. - С. 5-36.
Ковский В. «Настоящая внутренняя жизнь»: (Психологический романтизм Александра Грина) // Ковский В. Реалисты и романтики. - М.: Худож. лит., 1990. - С. 239-328.
Паустовский К. Александр Грин // Паустовский К. Золотая роза: Повесть. - Л.: Дет. лит., 1987. - С. 212-214.
Паустовский К. Жизнь Александра Грина // Паустовский К. Лавровый венок. - М.: Мол. гвардия, 1985. - С. 386-402.
Паустовский К. Чёрное море // Паустовский К. Лавровый венок. - М.: Мол. гвардия, 1985. - С. 18-185.
В этой повести А.С.Грин изображён под именем писателя Гарта.
Полонский В. Александр Степанович Грин (1880-1932) // Энциклопедия для детей: Т. 9: Рус. литература: Ч. 2: XX век. - М.: Аванта+, 1999. - С. 219-231.
Россельс Вл. Дореволюционная проза Грина // Грин А.С. Собр. соч.: В 6 т. - М.: Правда, 1965. - Т. 1. - С. 445-453.
Сабинина И. Паладин мечты // Грин А.С. Корабли в Лиссе. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. - С. 346-350.
Скороспелова Е. Страна Александра Грина // Грин А.С. Фанданго. - М.: Дет. лит., 2002. - С. 5-20.
Тарасенко Н. Дом Грина: Очерк-путеводитель по музею А.С.Грина в Феодосии и филиалу музея в Старом Крыму. - Симферополь: Таврия, 1979. - 95 с.: ил.
Щеглов М. Корабли Александра Грина // Щеглов М. Литературно-критические статьи. - М., 1965. - С. 223-230.

М.П.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.С.ГРИНА

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Алые паруса. Реж. А.Птушко. Комп. И.Морозов. СССР, 1961. В ролях: А.Вертинская, В.Лановой, И.Переверзев, С.Мартинсон, О.Анофриев, З.Фёдорова, Е.Моргунов, П.Массальский и др.
Ассоль. Телефильм. По мотивам повести «Алые паруса». Реж. Б.Степанцев. Комп. В.Бабушкин, А.Гольдштейн. СССР, 1982. В ролях: Е.Зайцева, А.Харитонов, Л.Ульфсак и др.
Бегущая по волнам. Сцен. А.Галича, С.Цанева. Реж. П.Любимов. Комп. Я.Френкель. СССР-Болгария, 1967. В ролях: С.Хашимов, М.Терехова, Р.Быков, О.Жаков и др.
Блистающий мир. Реж. Б.Мансуров. Комп. А.Луначарский. СССР, 1984. В ролях: Т.Хярм, И.Лиепа, П.Кадочников, Л.Прыгунов, А.Вокач, Г.Стриженов, Ю.Катин-Ярцев и др.
Господин оформитель. По мотивам рассказа «Серый автомобиль». Сцен. Ю.Арабова. Реж. О.Тепцов. Комп. С.Курёхин. СССР, 1988. В ролях: В.Авилов, А.Демьяненко, М.Козаков и др.
Золотая цепь. Реж. А.Муратов. Комп. И.Вигнер. СССР, 1986. В ролях: В.Сухачёв-Галкин, Б.Химичев, В.Масальскис и др.
Колония Ланфиер. Сцен. и пост. Я.Шмидта. Комп. И.Шуст. СССР-Чехословакия, 1969. В ролях: Ю.Будрайтис, З.Коцурикова, Б.Бейшеналиев, А.Файт и др.
Экранизаций произведений А.С.Грина не так уж мало, но по-настоящему удачных среди них, увы, нет…