Рафаэль Санти. Станцы Рафаэля: Станца делла Сеньятура и Станца д‘Элиодоро

Успехи Рафаэля во Флоренции были настолько значительными, что сделали его имя широко известным. В 1508 году он благодаря протекции своего земляка, великого архитектора Браманте, был приглашен к папскому двору и выехал в Рим.

В то время папский престол занимал Юлий II, который внес свойственный ему размах в художест-венную политику Рима. При нем в Рим были призваны лучшие мастера, и город начал украшаться памятниками зодчества, произведениями живописи и скульптуры. Браманте начал постройку собора святого Петра; Микеланджело, до того занятый работой над проектом гробницы Юлия II, приступил к росписи потолка Сикстинской капеллы. Вокруг папского двора группировались поэты и ученые-гуманисты. В этой атмосфере творческого созидания, в общении с выдающимися представителями культуры творчество Рафаэля вступило в фазу высочайшего подъема.

По свидетельству Вазари, Браманте, который был главным архитектором при папе Юлии II упросил папу поручить роспись вновь выстроенных зал своему дальнему родственнику и земляку. Так художник получил заказ на роспись парадных апартаментов папы, так называемых станц (stanza — комната), которые включают три помещения во втором этаже Ватиканского дворца и смежный с ними зал. Роспись станц должна была явиться плодом строго продуманной программы, посвященной прославлению церкви .

Папа был настолько восхищен мастерством молодого Рафаэля, что решил отменить заказ, уже доверенный таким знаменитым художникам, как Лука Синьорелли, Пинтуриккио, Перуджино и Содома. Рафаэль начал работу над фресками, когда ему было всего двадцать пять лет. Росписи станц выполнялись Рафаэлем совместно с учениками в течении 12 лет в 1509-1517 годы (роспись зала произведена после смерти мастера). Лучшие из этих фресок принадлежат к величайшим созданиям ренессансного искусства. Росписи поражают глубиной замысла, образной насыщенностью, композиционной ясностью и упорядоченностью, общей гармонией. Выбор сюжетов для них несомненно предопределен папой.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura)

Первым залом, в котором Рафаэль начал свои росписи в Ватикане, была так называемая комната подписи — Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura), где скреплялись печатью папские декреты и указы. Эта станца была папским рабочим кабинетом. Она была расписана Рафаэлем в 1508-1511 годы. Тема росписей — духовная деятельность человека.

Интерьер станцы делла Сеньятура

Тема росписей — духовная деятельность человека: богословие, философию, поэзию и юриспруденцию. В сопоставлении и интерпретации этих сюжетов проявилось стремление папства продемонстрировать единство различных областей духовной деятельности человека. Это было особенно важно в тот момент, когда расцвет жизнеутверждающей светской культуры привел к оттеснению на второй план богословия и к значительному падению авторитета церкви.

Станца делла Сеньятура была залом, где все росписи были задуманы и детально проработаны в картонах и выполнены на стене собственноручно Рафаэлем.

Сюжет первой из выполненных Рафаэлем фресок, называемой обычно «Диспута », — спор отцов церкви о таинстве причастии. Действие происходит в двух планах — на земле и на небесах.

Лиц, которые должны быть непременно изображены в небесной и земной иерархии определяли теологи, возможно при участии самого папы Юлия ІІ.

Внизу, в четко обозначенном центре, стоит алтарь простой формы с дарохранительницей. В ней хранится гостия (облатка) — лепешечка пресного теста, которую принимают причащающиеся католики (вином и гостией причащаются только священники). По обе стороны от алтаря на ступенчатом возвышении, расположились отцы церкви, папы, прелаты, священнослужители, старцы и юноши. Их фигуры даны в живых пластически законченных поворотах и движениях; глаз сразу охватывает их выразительные силуэты. Среди прочих участников здесь можно узнать Савонаролу , благочестивого монаха-живописца Беато фра Анджелико , архитектора Браманте , Данте. . . Данте дважды изображен в этом зале: как поэт, восходящий на Парнас среди остальных гениев поэтического искусства и как выдающийся богослов в избранном обществе в этой фреске.

Над всей массой фигур в нижней части фрески, подобно небесному видению, возникает олицетворение троицы: Бог-Отец, ниже его в ореоле золотых лучей — Христос с Богоматерью и Иоанном Крестителем, еще ниже, как бы отмечая геометрический центр фрески, — голубь в сфере, символ Святого Духа. По сторонам от них на парящих облаках восседают 12 фигур, среди которых выделяются четыре евангелиста с книгами в руках, апостолы Петр и Павел. И все это огромное число фигур при столь сложном композиционном замысле распределено с таким искусством, что фреска оставляет впечатление изумительной ясности и красоты. Облик персонажей фрески так величественен, их позы и жесты так вдохновенны, что Диспута предстает перед нами не столько как спор об гостии, сколько как величественный триумф Истины и Веры.

Диспута

На небесах

Ангелы

Святой дух в виде голубя и ангелы с Евангелиями

Ангелы

Святой Петр, Праотец Адам, Евангелист Иоанн, Царь Давид, Святой Лаврентий, Пророк Иеремия

Бог-отец, Дева Мария, Иисус Христос, Иоанн Креститель

Иуда Маккавей, Святой Стефан, Моисей, Евангелист(?), Праотец Авраам, Апостол Павел

На земле

Левая сторона

Правая сторона

Беато фра Анджелико, художник-монах

Амбросий Медиоланский, Блаженный Августин

Фома Аквинский, папа Иннокентий ІІІ

Бонавентура, папа Сикст IV

архитектор Браманте

Григорий Великий, Святой Иероним со львом

Савонарола (за спиной мужчины)

Данте Алигьери

Лучшей из всех фресок в станцах единодушно признается «Афинская школа » — одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. Фреска прославляет мощь разума, объемлющего весь мир. Представители разных учений, только формально объединенные единым архитектурным пространством, в большинстве своем не принадлежат конкретной Афинской школе, так что название грандиозной фрески условное. Нет сомнения, что Рафаэль был знаком с сочинениями великих философов и понимал суть философского метода познания, предполагающего проявление личных устремлений и принципов жизни мыслителя.

Композиция эта — одно из самых ярких свидетельств торжества в ренессансном искусстве гуманистических идей и их глубоких связей с античной культурой. В грандиозной анфиладе величественных арочных пролетов Рафаэль представил собрание античных мыслителей и ученых. Здесь находятся не только афиняне (философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников.

В центре, среди персонажей, группирующихся у мощных арочных устоев, в нишах которых помещены статуи Аполлона и Минервы, изображены Платон и Аристотель . Они оказались духовным средоточием этого собрания не только благодаря своему центральному положению в композиции, но и значительностью образов. В их осанке, в походке разлито поистине царственное величие, так же как на лицах их мы ощущаем печать великой мысли. Это наиболее идеальные образы фрески; недаром прототипом Платона явился Леонардо да Винчи.

Афинская школа

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Правая группа внизу картины осматривает два глобуса: земной в руках у географа Птолемея (в короне) и небесный — у Зороастра (астроном и философ-мистик) с лицом гуманиста Пьетро Бембо. С учеными беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля (смотрит прямо на зрителей), другой — его друга живописца Содомы , начинавшего до Рафаэля работать в этой станце).

Рядом другие увлечены решением геометрической проблемы: в окружении учеников, прекрасных юношей, Эвклид (или Архимед). Низко нагнувшись, он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. В образе Эвклида изображен архитектор Браманте с его мощным, увеличенным лысиной лбом.

Эвклид (Браманте)

Зороастр и Птолемей

Рафаэль и друг Содомо

Перипатетики

Почти в центре фрески погружён в глубокую задумчивость облачённый в одежду каменщика Гераклит Эфесский — философ, сокрушающийся о безрассудстве человека. На самом же деле этот человек —Микеланджело . Потрясённый могучим талантом старшего собрата по цеху Рафаэль таким образом воздал ему хвалу. Словно нищий на ступенях лестницы, которая символизируют этапы овладения истиной, непринужденно расположился основатель школы киников одинокий Диоген , отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами величественный старец Платон с портретными чертами Леонардо да Винчи и молодой вдохновенный Аристотель. Они ведут диалог — спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина.

Платон (с книгой «Тимей») представляет отвлечённую философию, а Аристотель (с книгой «Этика»), словно обводя рукой окружающий мир, представляет естественную философию. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.

Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится... И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.

Гераклит (Микеланджело)

Диоген

Платон и Аристотель

Слева от Платона — Сократ , объясняющий слушателям ход своих рассуждений слушателями, среди которых выделяется полководец Алкивиад в панцире и шлеме и молодой Александр Македонский , учителем которого был Аристотель.

Замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания...

На переднем плане слева склонившийся на колено с книгой в руках почтенный Пифагор , окруженный учениками, объясняет очередную теорему зачарованным слушателям. Юноша с длинными волосами —Анаксагор , философ, математик и астроном; он придерживает грифельную доску. Пифагор олицетворяет собой арифметику и музыку. За его спиной сидит философ Анаксимандр , ученик Фалеса. Левее этой группы изображен Эпикур с виноградными листьями на голове, за ним виднеется головка маленького Федерико Гонзага . Рядом стоит Гипатия , женщина-математик, философ и астроном, и философ Парменид .

Облик некоторых других философов и ученых в большей мере наделен чертами жизненной характерности. Так, великолепен по своей лаконичной выразительности образ стоика, философа Плотина , помещенного вверху в правой части фрески: уже в одном силуэте его закутанной в плащ фигуры, отделенной интервалами от других персонажей, передано ощущение его духовного одиночества.

Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Сократ с учениками

Пифагор с учениками

Гипатия и Парменид

Плотин

Третья фреска станцы делла Сеньятура, «Парнас », — олицетворение идеи Bello — Красоты, Прекрасного. Фреска — аллегория царства поэзии — изображает покровителя искусств, играющего на виоле (скрипке) бога Аполлона, у его ног струится Кастальский ключ, дарующий вдохновение поэтам. Аполлон сидит вв окружении муз и поэтов, как античных, так и эпохи Возрождения. В светлом мире вдохновения и красоты, в кругу муз пребывают Гомер, Пиндар, Сафо, Анакреонт, Вергилий, Овидий, Гораций; здесь же и великие итальянцы Данте, Петрарка, Боккаччо...

«Парнас», как и некоторые другие фрески, расположена над окном; вклиниваясь в плоскость, предназначенную для картины, оно создавало дополнительные композиционные трудности. Рафаэль проявил изобретательность, поместив вершину горы над окном, а по его сторонам сбегающие вниз пологие склоны.

Парнас

Фигуры на фреске сгруппированы в соответствии с определенными стилистическими направлениями в литературе — античной и современной Рафаэлю.

На фреске древнегреческие поэты Сапфо (портрет римской куртизанки?) и Алкей (отвернулся от зрителей) как бы начинают ту «дугу», по которой движется взгляд. Рафаэль не случайно поставил эти две фигуры близко друг к другу. Они современники, их судьбы во многом схожи: и он, и она происходили из знатных родов, жили в Митилене на острове Лесбос, испытали тяготы изгнания, прославились поэзией, воспевающей любовь. Алкея внимательно слушают Коринна, Петрарка и Анакреонт.

Коринна — древнегреческая поэтесса из Танагры. В основе произведений лежат сказания о родной Беотии. Ее произведения дошли до нас лишь во фрагментах.

Петрарка — итальянский поэт (1304-1374), был признан одним из самых великих ученых своего времени. Писал сонеты, баллады, мадригалы на жизнь и смерть Лауры. В 1341 году (на Пасху) он был увенчан в Риме, на Капитолии, лавровым венком. Взгляд Петрарки устремлен на его античного предшественника — Алкея, и это выдает его заинтересованное участие в беседе.

Анакреонт — древнегреческий поэт-лирик, «певец любви». Мотивы его поэзии — наслаждение чувственными радостями жизни. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию поздней античности, Возрождения и Просвещения. В России образцы анакреонтической поэзии — у Державина, Батюшкова, Пушкина...

Повыше изображен Данте Алигьери — самый великий поэт Италии. Больше всего известен как автор грандиозной эпической поэмы «Божественной комедии».

Справа от него Гомер , автор «Илиады» и «Одиссеи». Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом. Традиция предписывала изображать Гомера вместе с сопровождающим поводырем, который стилом записывает его слова на вощеную дощечку.

За спиной у Гомера Данте «переглядывается» с Вергилием. Публий Вергилий Марон — римский поэт. Его героический эпос «Энеида» о странствиях троянца Энея — вершина римской классической поэзии; прославляет историческую миссию Рима. Соединение фигур Данте и Вергилия оправдано: в путешествии Данте по Аду и Чистилищу («Божественная комедия») спутником Данте был Вергилий.

Далее изображены Аполлон и музы. Правее них Ариосто и Боккаччо стоят рядом как представители итальянской литературы. Ариосто — автор комедий нравов, его главным творением является «Неистовый Роланд». Джованни Боккаччо — автор поэм на сюжеты античной мифологии. В книге новелл «Декамерон» — гуманистический идеал ренессансной литературы.

Тибулл и Проперций , римские поэты, имеют много общего (поставлены рядом): вышли из среды италийских земледельцев, в центре творчества обоих стоит образ единственной возлюбленной — «госпожи». Она воспевается под условным греческим именем, выбранным так, чтобы вместо него можно было вставить и настоящее (рифмующееся).

Смотрит на зрителей (что мы там делаем) Тибальди — итальянский литератор. Жил при дворах Феррари, Мантуи и в Риме; оставил описание разграбления Рима, во время которого и сам потерял все.

«Ковыряет в носу» Саннадзаро — итальянский поэт. Его пасторальный роман «Аркадия» был популярным памятником итальянской литературы.

Крайней фигурой справа на фреске оказался Гораций и его место в точности соответствует положению Алкея (крайняя фигура слева); оба они изображены в профиль. Это, по-видимому, не случайно: Гораций подражал в своем творчестве Алкею. Рафаэль подчеркнул это и схожестью их одежд.

Гораций — римский поэт. В книгах сатир, од, посланий — рассуждения о бренности жизни, бессмертии поэзии. Воспевая доступные радости бытия (уединенная жизнь, душевный покой, дружба, любовь), утверждает культ умеренности — «золотой середины». Знаменитый «Памятник» Горация породил много подражаний: (Державин, Пушкин)...

Показывает на зрителей пальцем Пиндар — древнегреческий поэт-лирик. Писал хоровые песнопения, гимны в честь победителей на Олимпийских и других спортивных играх.

Алкей, Коринна, Петрарка, Анакреон, Сафо («десятая муза»)

Юноша — поводырь Гомера, Данте, Гомер, Вергилий

Мельпомена, Каллиопа, Терпсихора, Лолигимния, Аполлон, Клио, Эрато, Талия

Эвтерпа, Урания, Ариосто, Боккаччо, Тибулл, Проперций, Тибальди, Саннадзаро, Гораций, Пиндар

Зачем Аполлону смычок? Затем, чтобы играть на... лире. Такую странную картину мы можем увидеть не только на фреске «Парнас», но и на других произведениях художников Ренессанса.

Досси. Аполлон и Дафна

Провенцале. Орфей

Хенрик де Клерк. Наказание Мидаса

Джованни. Спор Аполлона и Марсия

Лоррен. Пейзаж с Аполлоном и Гермесом

На этих картинах изображен Аполлон, играющий на инструменте, похожем на скрипку. Собственно, это и есть лира. Именно так в те времена (XV-XVI веков) она именовалась. Сегодня этот инструмент, дабы избежать путаницы, называют «лира да браччо », что означает «плечевая лира ».

Этот инструмент (был распространен по всей территории Апеннинского полуострова и назывался просто лирой. Вот поэтому, наверное, и «давали» его в руки Аполлону художники той поры. Может, они и не знали о той лире, что известна нам по лирике древних греков?

Но нет, кифары и античные лиры встречаются порой на тех же самых полотнах. Не забыли художники Возрождения, что такое античная лира, ведь «возрождали» они именно античную культуру. А современный художникам инструмент, возможно, символизировал связь времен и преемственность культур. То есть собственно Возрождение .

Так на этой фреске точно воспроизведена кифара у музы Эрато справа от Аполлона. Мы видим лиру у ног Сафо . Предмет у нее в руке, напоминающий рог, служит для настройки. Рафаэль одним из самых первых зарисовал совершенно незнакомый до того тип лиры — инструмент, сделанный из панциря черепахи.

Лира сделана Гермесом из панциря черепахи, а стойки — из рогов антилопы. Гермес натянул вместо струн жилы быков Аполлона. Струн было семь, в честь семи дочерей Атланта. После того как лира была готова, Аполлон настроил ее и подарил Орфею, сыну музы Каллиопы. Орфей натянул еще две струны, и их стало девять, в честь девяти муз.

Скрипка и лира да браччо друг другу близкие родственники: по конструкции (в меньшей степени по форме), по манере игры (на плече) и по строю струн. Существовало несколько подвидов итальянской лиры: лира да браччо (сопрано), лироне да браччо (альт), лира да гамба (баритон), лироне перфетто (бас), различающиеся количеством струн — от 5 до 10.

В станце делла Сеньятура на противоположной от «Парнаса стене изображены «Добродетели » (группа из трех аллегорических фигур): Сила , держащая в руках дубовую ветвь — символ семьи папы Юлия II, Мудрость и Умеренность . Их фигуры полны изящества.

Слева изображен император Юстиниан, представляющий свой кодекс Требониану. Фреска выполнена учениками Рафаэля. Справа Григорий XI (прекрасный портрет Юлия II) передает декреталии (папские указы) юристу.

Добродетели: Сила, Мудрость, Умеренность

На своде над каждой фреской помещена в круглом медальоне аллегорическая фигура, символизирующая каждый из этих видов деятельности: Теология , Философия , Поэзия и Правосудие , олицетворяющих собою четыре духовные силы — религию, науку, право и красоту. В угловых частях свода — небольшие композиции, также связанные по своей тематике с содержанием соответствующих фресок: «Грехопадение » («Адам и Ева»), «Победу Аполлона над Марсием », «Астрономию » и «Суд Соломона ». Вся работа декоративного характера была мастерски спланирована и выполнена.

Подобно тому как на смежных стенах христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими — богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода библейское «Грехопадения» соотнесено с «Победой Аполлона над Марсием». Факт объединения в рамках общего художественного замысла образов христианской религии и языческой мифологии служит примером истинного отношения людей того времени к вопросам религиозной догмы. Официальная программа создания фресок Станцы делла Сеньятура явилась отражением идей примирения христианской религии с античной культурой , распространенных ученых-гуманистов того времени. А художественная реализация этой программы во фресках Рафаэля Санти стала свидетельством единения светского и церковного начала .

Четыре станцы Рафаэля являются открытыми для посещения комнатами Дворца Ватикана. Больше всего они известны удивительными фресками, написанными Рафаэлем и его талантливыми учениками. Наряду с потолочными фресками Микеланджело в Сикстинской капелле они являются самыми выдающимися работами, относящими к эпохе Возрождения. Изначально станцы являлись личными апартаментами Папы Юлия II, который не желал занимать те же комнаты, что когда-то принадлежали представителям рода ненавистных Борджиа.

Именно он пригласил Рафаэля, на тот момент относительно молодого художника из Урбино (ему было только двадцать пять лет), чтобы тот полностью изменил интерьер комнат. Со смертью Юлия в 1513 году, Папой стал Лев X. Он продолжил контролировать оформление комнат, но, к великому сожалению, великий художник также скончался. Заканчивали фрески ученики Рафаэля — Джанфранческо Пенни, Джулио Романо и Рафаэллино дель Колье. Таким образом, каждую из стен украшает фресковая композиция, всего на станцу их, соответственно, четыре.

Станца делла Сеньятура

В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Название станцы буквально переводится как «комната подписи» — до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Изначально, правда, она использовалась Юлием II в качестве библиотеки и личного кабинета, о чем красноречиво повествуют фрески, написанные между 1508 и 1511 годами. Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в «Диспуте», а Истина разумная — в «Афинской школе».

Добро представлено в «Добродетели и законе», а Красота — в «Парнасе». «Афинская школа» по праву считает одной из величайших работ Рафаэля. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (порядка пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй — воздевает руки к нему.

На прекраснейшей фреске «Парнас» Рафаэль нарисовал Аполлона, играющего на лире, и девять муз с талантливыми писателями: Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. Во время правления Льва X комната использовалась как учебный или музыкальный класс, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Обстановку времен Юлия II заменил Фра Джованни да Верона. Он покрыл древесиной все стены.

Станца д’Элиодоро

Эта станца изначально была предназначена для частных аудиенций Папы и была декорирована сразу после окончания Рафаэлем работ на Сеньятурой. Изображения фресок исполнены одной идеей — верой в чудесную защиту Богом церкви. На потолке красуются четыре эпизода Ветхого завета — все написаны самим Рафаэелем, в то время как в гротесках и арках остались некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто. Фреска «Изгнание Элиодора» подарила станце её название – она изображает небесного всадника, изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.

В другой работе «Месса в Больсене» показано удивительное чудо — руки неверующего священника обагрились кровью. Ещё одна фреска — «Освобождение апостола Петра» — повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Работа разделена на две части: в правой Петр сбегает из темницы, ведомый ангелом, в левой — проснувшиеся стражники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Преломления лучей и тени, мерцание пламени, ослепляющий мрак – трудно представить, что такое написал один человек.

Станца дель Инчендио ди Борго

Во времена Юлия II станца использовалась в качестве помещения для собраний высшего суда Святейшего Престола под председательством Папы Римского. Об этом говорят фрески на потолке, исполненные Пьетро Ваннуччи. Во времена Льва X комната использовалась как столовая, а расписать стены поручили Рафаэлю, кто, правда, большую часть работ доверил своим ученикам.

Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих Пап с тем же именем: Лев III («Коронация Карла Великого Папой Львом III») и Льва IV («Пожар в Борго»). Во всех эпизодах Папа изображен с лицом правящего на тот момент понтифика Льва X. Именно благодаря работе «Пожар в Борго» станца обрела своё имя, а сама фреска отражает древнюю легенду, в соответствии с которой у Папе Льву IV получилось укротить пламя и защитить горожан.

Станца Константина

Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий. После скоропостижной кончины Рафаэля в 1520 году, она была закончена его учениками на основе набросков и прежних работ художника. Станцу назвали в честь Константина — первого императора-христианина, что официально признал христианскую веру и предоставил остальным свободу вероисповедания.

Росписи стен отражают четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства о поражении язычества и триумфе христианской религии, битву с Максенцием — тираном-захватчиком и видение Христоса, крещение Константина и пожертвование Рима. Оригинальная деревянная крыша, возведенная при папе Лео X была заменена указом Грегори XIII на современные перекрытия. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети, изобразив в центре победу Христианства. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.

Где находится и как добраться

Станцы Рафаэля занимают четыре комнаты Папского Дворца в самом центре Ватикана. Точный адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол, Apostolic Palace, Апостольский дворец.

Метро: линия А, в сторону Баттистини (Battistini), станции Оттавиано (Ottaviano) и Чипро (Cipro).

Автобусы: № 49 – останавливается на площади напротив Ватиканского музея; № 32, 81, 982 – остановка Piazza del Risorgimento.

Станцы Рафаэля в музее Ватикана на карте

Stanze di Raffaello , букв. «комнаты Рафаэля»; от stanza - комната) - помещения с фресками Рафаэля в Папском дворце Ватикана. Четыре сравнительно небольших помещения (примерно 9 на 6 метров), расписанные в 1508-1517 годах Рафаэлем вместе с учениками, и зал с росписями учеников после смерти Рафаэля по его эскизам . В каждой станце (комнате) четыре фресковые композиции, каждая целиком занимает одну стену. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.

Помещения существовали уже при папе Николае V (1447-1455 годы). Папа Юлий II избрал их для своих апартаментов, не желая жить там, где всё ещё витала тень ненавистных Борджиа , то есть в апартаментах Александра VI . По совету Браманте Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (художнику было только двадцать пять лет).

Станца делла Сеньятура

Наиболее известен комплекс фресок в папском рабочем кабинете, Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura). Кабинет расписан Рафаэлем в 1509-1511 гг. Тема росписи - духовная деятельность человека. Фрески представляют четыре её области: «Афинская школа » - философию, «Диспута » - богословие, «Парнас » - поэзию и музыку, «Мудрость, умеренность и сила» (Virtù e la Legge) - главные гуманистические и христианские добродетели.

Лучшей из всех фресок в станцах считается «Афинская школа » - одно из величайших творений ренессансного искусства в целом и Рафаэля в частности. В центре композиции - фигуры Аристотеля и Платона . Платон (в красном плаще и с чертами Леонардо да Винчи) воздевает руку к небу - в знак того, что мир идей обретается в горних пределах; Аристотель (в синем плаще) указывает рукой вниз - в знак того, что мир идей связан с земным опытом. На фреске представлены и другие великие философы: Сократ (слева от Платона), Диоген (лежит на ступенях лестницы), а на переднем плане внизу - Пифагор в окружении учеников (слева), Гераклит , сидящий в глубокой задумчивости почти в центре (с чертами лица Микеланджело), Евклид , нагнувшийся, с циркулем в руках (с чертами лица Браманте), Птолемей и Зороастр (справа), с которыми беседуют двое юношей (один из них с чертами лица самого Рафаэля, другой - живописца Содомы , начинавшего до Рафаэля работать в этой станце). По замыслу мастера, проникнутому идеями христианского неоплатонизма , подобное сходство должно было символизировать воздействие и глубинное родство античной философии и новой теологии . Подпись Рафаэля (RSVM) - у ворота его одеяния.

Фреска «Парнас». В центре - Аполлон , играющий на лире да браччо . Вокруг него девять муз и литераторы - античные, средневековые и ренессансные. Слева изображены слепой Гомер , Вергилий , Данте , Петрарка , Анакреонт , Сапфо и другие, справа - Теренций , Ариосто , Овидий , Гораций , Боккаччо и другие.

Фрески Станца делла Сеньятура

Станца дель Инчендио ди Борго

Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo ) - последняя из станц, расписанных Рафаэлем (1514-1517 гг.). Темы росписей взяты из истории папства , а именно - эпизоды, связанные со Львом III и Львом IV , что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х . Лучшая фреска этой станцы, по имени которой она и названа, - «Пожар в Борго ».

По легенде, когда в Борго (районе, примыкавшем к папскому дворцу), в 847 г. произошёл пожар, папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу. В глубине видна часть собора св. Петра , причём со старым фасадом, ещё существовавшим во время работы Рафаэля над росписью станц.

Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Будучи талантливым художником и архитектором, Рафаэль оставил после себя невероятное количество выдающихся произведений искусства, большинство из которых на сегодняшний день хранятся в художественных галереях по всему миру. Рим не стал исключением. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. В Риме Рафаэль раскрылся не только как художник, но и проявил себя в роли гениального архитектора.

Станцы Рафаэля

Одной из самых первых и наиболее знаменитых работ Рафаэля в Риме являются фрески, которые уже более 500 лет украшают папские апартаменты, расположенные в Апостольском Дворце . Работу над фресками Рафаэль начал в 1508 году по заказу Папы Римского Юлия II, урожденного Джулиано делла Ровере. Каждая из четырех комнат имела различное предназначение и была расписана сюжетами соответствующих тематик.

В одной из Станц можно увидеть цикл фресок, посвященных основополагающим принципам, на которых строится человеческое общество: философия, юриспруденция, религия и искусство. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. В третьем – можно познакомиться с некоторыми важными политическими событиями прошлых столетий. Одной из самых больших Станц является Зал Константина, роспись которого была выполнена по эскизам Рафаэля его учениками уже после смерти великого мастера. Сюжеты фресок посвящены жизни Константина Великого, первого в истории римского императора, принявшего христианство.

Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля, как и Станцы, расположены в Апостольском Дворце Ватикана. Спроектированные знаменитым архитектором Браманте по заказу Папы Юлия II, они были расписаны Рафаэлем и его учениками.

Первая лоджия, над созданием которой работал Рафаэль Санти , представляет собой широкую галерею на втором этаже дворца. Ее длина составляет 65 метров. Работы по росписи помещения продолжались всего один год, с 1518 по 1519. В этот же период была расписана и вторая лоджия, расположенная этажом ниже, однако фрески этого помещения не сохранились.

Еще одна лоджия, находящаяся на третьем этаже Апостольского Дворца, называется «Лоджетта дель кардинал Бибьена». Роспись этого небольшого помещения была выполнена во второй половине XVI века одним из самых знаменитых учеников Рафаэля – Джованни да Удинэ . Фрески, украшающие стены и своды лоджии, представляют собой прекрасный образец довольно необычного, для того времени, вида изобразительного искусства, называемого гротеск.

Возможно Вас заинтересует:

Вилла Фарнезина

На правом берегу Тибра, в районе Трастевере, расположена прекрасная вилла Фарнезина , построенная в первой половине XVI века по заказу банкира Агостино Киджи. Здание возведено по проекту известного итальянского архитектора и художника Бальдассарэ Перуцци , а интерьеры расписаны лучшими мастерами того времени. В конце XVI века, после смерти Киджи, виллу приобрел кардинал Алессандро Фарнезе.

Одним из самых знаменитых помещений виллы Фарнезина является Лоджия Психеи , над декоративным оформлением которой работал Рафаэль вместе со своими учениками. Цикл фресок посвящен мифологическим персонажам, а главный сюжет рассказывает об Истории Амура и Психеи.

Еще одно помещение, в росписи которого принимал непосредственное участие выдающийся мастер эпохи Возрождения – Зал Галатеи , соединенный с Лоджией. Здесь можно полюбоваться прекрасной фреской «Триумф Галатеи», написанной Рафаэлем в 1512 году.

Капелла Киджи

Работы Рафаэля в Пинакотеке Ватикана

Большое количество работ Рафаэля представлено в художественной галерее Ватикана. Один из залов Пинакотеки полностью посвящен творчеству великого художника. Здесь можно увидеть такие работы, как «Коронование Девы Марии», «Мадонна ди Фолиньо», «Святой Петр», «Святой Павел», «Мадонна с младенцем и святыми», «Портрет дожа Никколо Марчелло», цикл работ «Вера», «Милосердие» и «Надежда» , составляющие часть алтарной композиции Бальони (Pala Baglioni), а также последнюю работу Рафаэля которой хранится в Соборе святого Петра. Часть экспозиции представляет собой роскошные гобелены, выполненные по эскизам знаменитых работ художника.

Галерея Боргезе

В одной из самых знаменитых галерей Рима – – поклонники творчества Рафаэля Санти могут полюбоваться несколькими знаменитыми работами великого мастера. Здесь представлены такие полотна как «Дама с единорогом» , написанная под влиянием «Мона Лизы» Леонардо да Винчи, «Положение во гроб» , являющаяся центральной частью алтарной композиции Бальони (Pala Baglioni) и «Портрет незнакомца» .

Галерея Дория-Памфили

Одна из самых крупных частных коллекций в Италии, представленная в Галерее Дория-Памфили , хранит «Портрет Андреа Наваджеро и Агостино Беаццано» , на котором изображены два знаменитых венецианских поэта и гуманиста эпохи Возрождения. Картина была написана Рафаэлем в 1516 году по заказу кардинала Пьетро Бэмбо для своих друзей-писателей Наваджеро и Беаццано.

Национальная галерея античного искусства

Экспозиция национального музея античного искусства представлена в помещениях Дворца Барберини , расположенного на улице Четыре Фонтанов, и Дворца Корсини в Трастевере. Первый из них хранит одну из последних работ Рафаэля – «Фарнарина» . На картине изображена полуобнаженная женщина, которая, как предполагают некоторые исследователи, являлась возлюбленной художника и его натурщицей по имени Маргерита Лутти. Работа создана в 1519 году.

Архитектура Рафаэля

Рафаэль Санти работал не только над созданием произведений изобразительного искусства, но и проявил себя как талантливый архитектор. Рафаэль принимал участие в строительстве главного , работал над проектом Палаццо Альберини , находящимся на улице Банко ди Санто Спирино, Виллы Мадама , расположенной на Монте Марио, а также некоторых других, не сохранившихся до наших дней сооружений.

Будучи гениальным художником своего времени, Рафаэль внес большой вклад в развитие искусства эпохи Возрождения и вошел в историю как один из лучших ее представителей. Работы Рафаэля вдохновляли многих знаменитых мастеров прошлого и продолжают вдохновлять современников.

Рафаэль Санти в Риме: по следам великого мастера


  • Местоположение: Папский дворец
  • Открытие: 1508 г.
  • Стоимость посещения: взрослый - 16 евро, студентам, школьникам, пенсионерам - 8 евро
  • Время работы: 8.45 - 16.45 (в субботу до 13.45), воскресенье - выходной

На территории современной Италии, внутри города Рима находится – карликовое государство-анклав. История удивляет и вдохновляет, а малые размеры города уместили столько культурных, исторических, архитектурных памятников, что просто захватывает дух. Расскажем об одном из них.

Творение Рафаэля Санти

«Stanza» в переводе с итальянского – комната. Станцы Рафаэля – четыре комнаты в , оформлением которых в разное время были увлечены Рафаэль Санти, его наставник Перуджино и их последователи.

Стены и потолки расписаны фресками, красота которых удивляет и восхищает посетителей дворца. Каждый рисунок отличается гармоничным исполнением, реалистичным сюжетом, детальностью, глубоким смыслом. Существует легенда, согласно которой папа Юлий II, увидев работы Рафаэля, пришел в восторг и распорядился уничтожить завершенную работу других художников. Отныне молодой автор был ответственен за роспись папских палат.

Станца делла Сеньятура

Наибольшая популярность принадлежит первой станце, которую оформлял Рафаэль Санти, она называется Станца делла Сеньятура. Работа по росписи комнаты длилась три года (с 1508 по 1511 годы), несмотря на достаточно юный возраст, Санти удалось сотворить неповторимое произведение искусства. Все фрески первой станцы тематически едины и затрагивают важную тему деятельности человека в духовном совершенствовании и самопознании.

Примечательно, что название Станцы делла Сеньятура в дословном переводе означает «подписывать, ставить знаки, печати». Именно эта комната служила кабинетом, в котором Папа подписывал документы. Этот факт стал решающим, когда рассматривался вопрос о переименовании палат.

Лучшей работой этой станцы, да и всей работы Рафаэля, по мнению историков и искусствоведов, является фреска «Афинская школа». Она запечатлела спор древнегреческих философов Аристотеля и Платона, рассуждающих о мире человеческих идей и духовном мире. Также на этой фреске изображены и другие именитые философы, и даже сам Рафаэль. Герои древности внешне схожи с героями средневековья - это обозначает тесную взаимосвязь между философией Античности и средневекового богословия.

Станца д’Элиодоро

Последующие три года Рафаэль посвятил росписи комнаты, получившей название Станца д’Элиодоро. Фрески этого помещения объединены темой покровительства Бога, которое охраняет Церковь.

Главной фреской палаты считается роспись, изображающая сирийского военного начальника Элиодора, который был изгнан из храма в Иерусалиме ангелом-всадником. Имя главного героя послужило названием станцы. В комнате имеются еще 2 фрески, посвященные событиям, которые не обошлись без помощи божественной силы. Роспись «Изведение апостола Петра из темницы» изображает библейский сюжет, согласно которому ангел помог освободиться апостолу, заточенному в темнице. Оставшаяся фреска «Месса в Больсене» рассказывает о чуде, которое произошло в 1263 году. Во время службы неверующий священнослужитель взял в руки хостию – лепешку, которую используют во время таинства причастия, в его руках она стала истекать кровью.

Станца Инчендио ди Борго

Третья станца является последней, над которой трудился сам мастер Рафаэль. Она называется Инчендио ди Борго, в честь одноименной фрески, которой украшена одна из стен комнаты. Тематика Инчендио ди Борго связана с пожаром, который охватил квартал Борго, находящийся в непосредственной близости с Папским дворцом Ватикана. Предание гласит, что папа Лев IV сумел остановить огонь и спасти верующих силой возложенного чудотворного креста.

В целом третья станца рассказывает о жизни и деяниях папы Юлия II и папы Льва X. Работа по росписи Инчендио ди Борго длилась с 1514 по 1517 годы. В 1520 году Рафаэль скончался, а завершением работы занялись одни из самых талантливых его учеников.


Станца Константина

Последней из четырех палат папского дворца считается Станца Константина. Она выполнена по эскизам Рафаэля, но не им самим, а его учениками. Фрески комнаты рассказывают о борьбе в Римской империи между императором и язычниками. Композиция станцы состоит из нескольких сюжетных картин, первой из которых выступает фреска «Видение Креста». Согласно легенде, император Константин, готовясь к решающей битве против Максенция, увидел в небесах сияющий крест с надписью, гласящей «Сим победиши».

Продолжает композицию роспись, изображающая битву у Мульвийского моста и обряд крещения по христианским законам, который владыка завершил подписью «Дар Константина». Предание гласит, что именно тогда император даровал папам грамоту и одновременно безграничную власть в западной части Великой Римской империи.

Полезная информация

Так как станцы Рафаэля входят в состав , то, чтобы посмотреть на них, необходимо посетить музейный комплекс. Вход разрешен при наличии единого входного билета, стоимость которого для взрослых составит 16 евро, для школьников, студентов и пенсионеров ровно вдвое дешевле. Цена билета, купленного через интернет, будет дороже на 4 евро.

Музей Ватикана открыт для посещений каждый день, кроме воскресенья. С понедельника по пятницу музей работает с 8:45 до 16:45, в субботу с 8:45 до 13:45. Важно знать, что посещение музея в излишне открытой или пляжной одежде запрещено.

Добраться сюда достаточно просто, при этом доступны сразу несколько способов.

  1. Если поехать на метро, то нужно выбрать любой из поездов линии А и двигаться до остановки Cipro-Musei Vaticani или Ottaviano-S. Pietro. Далее пешая прогулка около 10 минут.
  2. Также можно воспользоваться автобусами № 32, 81, 982, следующими до площади Рисорджименто. Потом, как и в первом случае, придется немного пройтись. Кроме того, вы можете поехать на трамвае № 19, который не только доставит вас до музея, но и прокатит через весь город.