Рассуждения о произведении белые ночи. Cочинение «Сентиментальный роман Достоевского «Белые ночи

Признать то, что очень часто мы мыслим штампами — неприятно, но необходимо. Например, что мы можем сказать о творчестве Ф.М. Достоевского? Школьная программа, в рамках которой было прочитано, скорее всего, только «Преступление и наказание», вырабатывает рефлекс: фамилия Достоевского вызывает в сознании заученные фразы, например, «внутренний конфликт героя», «душевные метания», «реализм», «враждебный окружающий мир», «маленький человек». Возьмите Раскольникова — вот и прекрасный пример душевных метаний, внутреннего конфликта. А то, как Достоевский описывает Петербург? «Пахло известью, пылью, стоячею водой», «громадные, теснящие и давящие дома…» — вот и враждебная окружающая действительность; немудрено в таком городе стать убийцей, верно? Так и дальше можно находить подтверждение тому, что все эти заученные фразы являются истиной; в других наиболее известных произведениях Достоевского — «Братьях Карамазовых», «Идиоте», «Игроке», «Подростке» — те же тяжелые неразрешимые внутренние конфликты, враждебная окружающая реальность. Торжество реализма в творчестве Достоевского, одним словом.

Можно ли после такого серьезного набора терминов заподозрить, что Достоевский написал нечто сентиментальное, немного даже по-детски наивное? Едва ли. Но гений на то и гений, чтобы уметь писать в абсолютно разных направлениях.

Итак, 1848 год — дата написания романа «Белые ночи». Точнее, сентиментального романа, как определил жанр сам автор. Стоит оговориться: принято считать, что «Белые ночи» — повесть, но мы пойдем на поводу у автора и в отдельных случаях будем называть их сентиментальным романом. Даже подзаголовок звучит так: «Из воспоминаний мечтателя» — лишнее указание на сентиментализм. Специфика этого направления заключается в том, что в центре внимания находятся внутренние душевные переживания героев, их чувства и эмоции. Разберемся, что же может быть сентиментального в этом романе Достоевского?

Краткое содержание: о чем произведение «Белые ночи»?

В центре сюжета взаимоотношения двух людей — рассказчика и Настеньки. Они совершенно случайно пересекаются во время ночной прогулки по Петербургу и, как выясняется, являются родственными душами — мечтателями. Они раскрываются друг другу, и девушка делится с ним историей о своем возлюбленном, который уехал на год в Москву, и вот уже сейчас должен вернуться за ней, но все никак не приходит. Рассказчик вызывается помочь ей, передает письмо, ожидает вместе с ней прихода ее возлюбленного, который, в конечном счете, приходит. Все складывается как нельзя лучше, но… Вот с этого «но» и начинается сентиментализм. Герой влюблен в Настеньку и, как не трудно догадаться, безответно. Поэтому большую долю повествования занимает описание его чувств, мыслей и эмоций в кульминационный момент — момент ожидания возлюбленного героини.

Почему Достоевский назвал роман сентиментальным?

Манера описания этих чувств вызывает четкую ассоциацию с другим сентиментальным произведением — «Страданиями юного Вертера» Гете. Впрочем, «Белые ночи» Достоевского и «Вертер» Гете даже в основе сюжета имеют много общего — любовный треугольник, где главный герой оказывается отвергнутым.

Стоит заметить, что в «Белых ночах» писатель не делает переживания героя драматичными — у Вертера Гете внутренние эмоции куда более сложные и импульсивные, они приводят к трагичному финалу — самоубийству. В романе же Ф.М. Достоевского душевные терзания не приводят к трагичному концу; наоборот, рассказчик, даже потерпев любовную неудачу, благодарен судьбе хотя бы за то короткое счастье, которое ему выпало. Получается, герой этого сентиментального романа находится в некоторой гармонии с самим собой. Герой Достоевского в гармонии с самим собой? Непривычно, но это так.

Образ Петербурга в повести «Белые ночи»

Впрочем, жанр сентиментализма в этом романе предопределен не только сюжетом, но и характером персонажей, и манерой повествования. Рассказчик становится воплощением сентиментализма — это заметно с первых строк произведения, когда описывается рутинная жизнь героя, его взаимоотношения с другими людьми и Петербургом. Характерным является то, что он воспринимает свой город как живое существо, всех людей, как своих знакомых. От настроения героя меняется и его восприятие родного края — еще одна характерная черта сентиментализма. Правда, обычно авторы сентиментальных произведений связывают внутренние переживания персонажей с образами природы — примером тому служит уже упомянутый Вертер. Здесь же роль пейзажа выполняет Петербург.

Само описание Петербурга так же совсем не характерно для Достоевского, Петербург «Белых ночей» совсем не такой, как в других его произведениях. Обычно Петербург — воплощение пороков, та самая враждебная окружающая реальность, которой вынуждены противостоять герои. Здесь же город выступает другом рассказчика, его собеседником; рассказчик любит его, наслаждается его весной. Петербург отвечает на внутренние переживания рассказчика, но не становится враждебным. В этом произведении Достоевского проблема внешнего мира полностью отсутствует, что не привычно. Мы ничего не знаем о социальном статусе героев, они и сами не видят причиной своих неудач что-то во внешнем мире. В центре внимания — только внутренний мир.

Языковые особенности в произведении

Так же нельзя не обратить внимания на манеру речи героев — как внутренних монологов, так и диалогов — которая совсем не характерна для героев реалиста-Достоевского. Она полна различных метафор, ей характерен высокий стиль. Предложения длинные, развернутые. Очень много высказываний с ярко выраженной эмоциональной окраской.

Именно благодаря такому характеру речи нам становится понятен образ героев. Они оба тонко чувствуют, бережно относятся к чувствам других. Эмоциональны, очень часто взволнованы. Из их диалогов становится ясно, что они способны обращать внимание на незначительные мелочи, которые становятся для них очень значимыми. В их разговорах много громких фраз, обещаний. Герои достаточно радикальны в вопросах, касающихся чувства, кидаются такими словами как «навсегда», «любовь», «счастье». Их мысли о будущем, любви и дружбе звучат по-детски наивно. Но на то они оба и мечтатели.

Образ Настеньки в романе «Белые ночи»

Так какие же они, эти нетипичные для Достоевского, сентиментальные герои? Настеньку мы видим, конечно, только глазами рассказчика. Рассказчик влюблен в девушку, поэтому он во многом, возможно, идеализирует ее образ. Тем не менее, она так же, как и он, изолирована от внешнего мира, правда, не по собственной воле, а по прихоти бабушки. Такая изоляция, впрочем, и сделала из героини мечтательницу. Например, она, порой, в своих мечтаниях доходила до женитьбы на китайском принце. Девушка чутко относится к переживаниям других и когда она узнает о чувствах рассказчика к ней, то переживает, что могла ранить его чувства какой-нибудь неаккуратной фразой. Настенька ныряет в чувство с головой, ее любовь чистая, непоколебимая, как и у любого мечтателя. Поэтому, когда ее посещают сомнения, придёт ли к ней ее возлюбленный, она так по-детски, так беспомощно пытается отказаться от этих чувств, сменить любовь на ненависть, построить счастье с другим, то есть, с рассказчиком. Такая убежденная наивная влюбленность так же характерна для сентиментализма; это в реализме все может быть сложно и запутанно, как, например, отношения князя Мышкина с Настасьей Филипповной, в сентиментализме же все просто — либо любишь, либо нет.

Образ главного героя (рассказчика) в романе «Белые ночи»

Тип петербургского мечтателя – разновидность лишнего человека, неприспособленного к реалиям и не нужного миру. Очень много схожего имеет он со своей Настенькой. Правда, рассказчик, пожалуй, еще больший мечтатель, чем она. Его отрешенность от мира не вынуждена, как у героини, а «добровольна». Его никто не принуждал к такому отшельническому образу жизни. Он чутко реагирует на эмоции возлюбленной, боится ее ранить или задеть. В момент, когда он понимает, что его любовь безответна, он совсем не испытывает к ней негативных чувств, а так же продолжает нежно любить ее. В его душе не возникает внутреннего конфликта, любить ли Настеньку или нет.

В то же время, нельзя не заметить, что рассказчик не имеет абсолютно никакой связи с внешним миром. Даже Петербург какой-то немного вымышленный у него получается. Героиня же, напротив, как будто бы стремиться вырваться из этого отчуждения. Во многом ее жених становится ее связью с внешним миром.

Темы в романе «Белые ночи»

Одна из центральных тем, конечно же, любовь. Но, что характерно для сентиментализма, это история любви безответной, и, в то же время, возвышенной. Сами герои придают небывалое значение этому своему чувству.

Но, несмотря на то, что сюжет крутится вокруг любовной истории, здесь поднимаются и другие темы, помимо любви. Мечтатели, как сами себя называют Настенька и рассказчик, отличаются от окружающих. Так в романе появляется тема одиночества. Герои страдают от своей изоляции от других людей. Поэтому, возможно, они так легко и сошлись друг с другом. Настя говорит, что у нее была подруга, правда, и та уехала в Псков. Каково же живется молодой девушке в компании одной только бабки? Поэтому ее жених и является спасительной ниточкой из этого мира одиночества. Рассказчик же еще более одинок, чем Настенька. В то же время, он не решается попытаться избежать этого одиночества, даже его знакомство с героиней — всего лишь счастливый случай. Молодой человек одинок настолько, что воображает своим знакомым каждого прохожего, или же, что еще абсурднее, разговаривает с домами. Когда девушка просит его «рассказать свою историю» он ей и признается, что такой мечтатель как он, как будто бы и не живет, его жизнь ничем не заполнена.

Идея «Белых ночей» Достоевского

Наверное, еще и поэтому он так привязывается к Настеньке. Она — его единственный собеседник, его спасение от этого одиночества, привычного ему. Общение с ней, ее привязанность к нему, становятся для героя единственным в этом мире, что имеет значение. Когда же он понимает, что не ему все же достанется любовь Настеньки, он замыкается в себе; город и все, что его окружает, становятся в его глазах как будто бы тусклее и старее. Тускнеет и стареет и он сам. Если бы это был привычный для Достоевского персонаж, пожалуй, за разочарованием последовала бы ненависть к Настеньке. Но он так же продолжает ее любить, чисто и трепетно, желает ей только добра. Или же герой мог бы разочароваться в жизни, как, например, Свидригайлов, совершить самоубийство. Но и этого не происходит — герой говорит о том, что ради этого недолгого счастья и стоило жить. «Целая минута блаженства! Да разве этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..» В этой фразе и заключается идея произведения . Идея о счастье: в чем оно заключается и как много счастья может требовать один человек за всю свою жизнь? В силу того, что герой Достоевского — сентиментален, он благодарен судьбе и за эти несколько ночей. Вероятно, это те воспоминания, которыми он будет жить всю свою дальнейшую жизнь и будет счастлив, от того, что ему это удалось пережить. Этого ему и будет достаточно.

В чем отличие «Белых ночей» от других произведений Достоевского?

Этот сентиментальный роман Достоевского в силу своего жанра кардинально отличается от его других, более известных произведений. Совсем другой, не враждебный Петербург. Совсем другие герои — чувствительные, простые, любящие, мечтательные. Совсем другой язык — метафоричный, возвышенный. Совсем другой круг проблем и идей: не размышления о проблемах маленького человека, например, или о применении каких-либо философских идей, а об одиночестве мечтателей, мимолетности и ценности человеческого счастья. Этот сентиментальный роман раскрывает нам совсем другого Достоевского; Достоевского не мрачного, а легкого и простого. Но в чем-то этот великий русский автор остается верен себе: даже несмотря на внешнюю легкость и простоту произведения, писатель затрагивает важные философские вопросы. Вопросы о любви и счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Ф.М. Достоевский пишет повесть «Белые ночи» в последние месяцы осени 1847 года, вскоре, уже в 1848 году, произведение издает журнал «Отечественные записки».

Ранее писателя уже интересовала тема «петербургских мечтателей», на эту тему в 1847 году им было написано несколько статей-фельетонов, которые вошли в большой фельетон «Петербургская летопись». Но эти статьи Достоевский публиковал почти анонимно, подписывая фельетоны буквами «Ф.М.». Позже критики установили, что часть материала из фельетона вошло в повесть «Белые ночи» - описание быта героев, их характеристики.

Повесть посвящена А.Н. Плещееву, другу юности Достоевского, и некоторые критики утверждают, что Плещеев стал прототипом главного героя. Некоторые, впрочем, возражают, что образ главного героя - это образ самого молодого Достоевского, и автор неслучайно ведет повествование от первого лица, намекая на автобиографичность.

Анализ произведения

Жанровые особенности, композиция, содержание повести

Писатель сопровождает повесть двумя подзаголовками: «Сентиментальный роман» и «Из воспоминаний мечтателя». Оба подзаголовка говорят о принадлежности повести к определенным жанру и литературному течению. Первый - прямо, второй - косвенно, ведь распространенным методом изложения в сентиментальной литературе становится именно дневниковые записи, воспоминания, ретроспективы. Писатель называет повесть романом, также исходя из сентименталистских взглядов. По тем же причинам главный герой повести не имеет имени, автор называет его просто «Мечтателем».

Однако жанрово «Белые ночи» - это, безусловно, не сентиментализм в чистом виде, скорее, «сентиментальный натурализм», ведь и место, и герои вполне реальны, более того, глубоко социальны и относятся к воспетой Достоевским категории «маленьких людей». Но в повести «Белые ночи» есть следы утопичности, ведь герои оказались слишком чистыми, слишком стерильными, честными в своих чувствах.

Эпиграфом к повести послужили стихи И. Тургенева «Цветок», лирический герой которого срывает цветок, мирно растущий в тени деревьев, и прикалывает его к петлице. Тургенев рассуждает: не для минутных удовольствий растут красивые цветы (читай - живут люди), но человек берет их властной рукой, срывает и обрекает на скорую гибель (читай - соблазняет, сначала любит и превозносит, затем оставляет). Достоевский несколько переиначивает утверждение Тургенева, делая из него вопрос: « Иль был он создан для того, чтобы побыть хотя б мгновенье, в соседстве сердца твоего?». То есть, Достоевский приходит к выводу, что иногда прикоснуться к любви, пройти по краю неслучившегося счастья - это и есть вся жизнь, этому единственному воспоминанию можно посвятить себя, как это делает Мечтатель.

Композиционно повесть состоит из 5 глав, 4 главы посвящены ночам в Петербурге, последняя названа «Утро». Построение символично: романтические ночи - стадии последовательной влюбленности главного героя в главную героиню, стадии его развития, и в конце он, нравственно совершенный, стоит на пороге своего утра - прозрения. Он обрел любовь, но неразделенную, посему в утро своего прозрения он уступает свою любовь другому, избавляется от мечтаний и, испытывая реальное чувство, делает реальный поступок.

Утро одновременно и рассеивает пустые надежды, и обрывает череду прекрасных встреч, оно становится началом и концом драмы героя.

Сюжет повести

Сюжет повести: молодой человек, от лица которого ведется рассказ, приехал в Петербург 8 лет назад. Он работает, а в свободное время рассматривает городские пейзажи и мечтает. Однажды он спасает на набережной девушку, которую преследует пьяный. Девушка рассказывает Мечтателю, что она ждет на набережной своего возлюбленного, который собирался приехать за ней ровно год назад, назначив встречу на эти дни. Несколько дней девушка ждет его, но он не приходит, и её начинает охватывать отчаяние. Мечтатель общается с Настенькой, берет на себя передачу письма её возлюбленному, а сам влюбляется в девушку. Влюбляется и Настенька, и они даже собираются пожениться, как вдруг прежний возлюбленный появляется вновь и уводит Настеньку. Наступает холодное промозглое петербургское утро, Мечтатель чувствует отрезвление и опустошение.

Главные герои

Главным героем повести является Мечтатель - полюбившийся автору образ одинокого человека, полностью изолированного от внешнего мира и живущего в замкнутом круге своих мечтаний.

Мечтатель - 26-летний житель Петербурга. Он образован, но беден, имеет определенные перспективы, но не имеет житейских желаний. Он где-то служит, но не сходится с коллегами и прочими окружающими - например, женщинами. Его не интересует ни бытовая сторона жизни, ни деньги, ни девушки, он постоянно погружен в призрачные романтические мечты и в периоды контакта с окружающими миром испытывает болезненное ощущение чуждости этому миру. Он сравнивает себя с грязным котенком, не нужным никому в мире и испытывающим ответную обиду и вражду. Впрочем, он не был бы безответен, если бы в нем нуждались - ведь люди ему непротивны, он готов был бы помочь кому-нибудь, способен к сопереживанию.

Мечтатель типичный «маленький человек» (социальное положение, неспособность на поступок, неподвижность, незаметность существования) и «лишний человек» (он сам себя таковым ощущает, презирая лишь себя за свою ненужность).

Главная героиня, 17-летняя девушка Настенька, противопоставлена Мечтателю, как активный, действующий персонаж. Несмотря на внешнюю хрупкость и наивность и юный возраст, она сильнее Мечтателя в поиске счастья. Писатель использует много слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами - «глазки», «ручки», «премиленькая», подчеркивая детскость и непосредственность образа, его игривость, непоседливость, как у ребенка. Повадками ребенок, сердцем это - настоящая женщина: умело пользуется помощью взрослого мужчины, но при этом, явно распознав его чуткую и нерешительную натуру, упорно не замечает его чувств. В критический момент, однако, когда становится понятно, что возлюбленный её бросил, живо ориентируется и наконец замечает эти самые чувства. В момент появления потенциального мужа вновь смотрит на чувства Мечтателя как на дружеское участие. Впрочем, стоит ли винить девушку в переменчивости? В конце концов главного своего счастья она верно ждала целый год, а в том, что едва не переметнулась к Мечтателю, нет неискренности - жизнь одинокой хрупкой девушки в большом и враждебном Петербурге непроста и опасна, ей нужна поддержка и опора.

Настенька пишет Мечтателю письмо, в котором благодарит за участие в её истории. Получив письмо, Мечтатель не чувствует грусти - он искренне желает счастья девушке и, повторяя идею эпиграфа, говорит, что целая минута блаженства с Настенькой - это то, чего хватит и на всю жизнь человеческую.

Современники Достоевского увидели в повести французские утопические идеи, которыми все они были увлечены. Главным тезисом утопистов 1840-х годов стало стремление к безмолвному подвигу, жертвенности, отказу от любви в пользу других людей. Этим идеям был глубоко предан и Достоевский, поэтому тип описываемой им любви настолько идеален.

Повесть «Белые ночи» написана Федором Достоевским осенью 1848 года и вскоре была опубликована в журнале «Отечественные записки».

Кроме названия, писатель дал своему произведению два подзаголовка. Словосочетание «белые ночи» указывает место действия – Петербург, а также символизирует некую фантастичность, нереальность происходящих событий. Первый подзаголовок «Сентиментальный роман» определяет как традиционный жанр произведения, так и его сюжет. Второй подзаголовок «Из воспоминаний мечтателя» сообщает читателям, что изложение событий пойдет от первого лица. Но можно ли в этом вопросе стопроцентно доверять мечтателю?

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть хотя мгновенье.
В соседстве сердца твоего?..

Здесь есть одна неточность: в оригинале звучит утверждение, а не вопрос. Намеренно ли ошибся Достоевский? Без сомнения. В новой интерпретации эпиграф перекликается с финалом повести и задает тон сюжетной линии, заставляя читателя задуматься о судьбе главного героя. Такая многоплановость характерна для всего творчества Достоевского.

Выбрав повествование от первого лица, писатель придал произведению черты исповеди, размышлений автобиографического характера. Не зря ведь некоторые литературоведы в образе главного героя узнают молодого Достоевского. Другие считают, что прототип мечтателя - поэт А. Н. Плещеев, с которым Федора Михайловича связывала крепкая дружба.

Характерно, что главный герой повести не имеет имени. Такой прием усиливает его ассоциацию с автором или близким другом писателя. Образ мечтателя всю жизнь волновал Достоевского. Федор Михайлович планировал даже написать роман с таким названием.

Главный герой – образованный и полный сил молодой человек, но называет себя робким и одиноким мечтателем. Он погружен в романтические грезы, которыми постоянно подменяет действительность. Мечтателю не интересны повседневные дела и заботы, он выполняет их по необходимости, между прочим и ощущает себя чужим в окружающем мире.

В произведении нет подробных упоминаний о герое: где он служит, каким родом деятельности занят. Это еще больше обезличивает главного персонажа. Живет без друзей, никогда не встречался с девушками. Такие нюансы делают героя объектом насмешек и неприязни окружающих. Сам мечтатель сравнивает себя с помятым грязным котенком, который с обидой и враждой смотрит на все вокруг.

Достоевский считает, что призрачная жизнь грешна, она уводит из мира реальности: «человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода» . В то же время мечтания имеют творческую ценность: «он сам художник своей жизни и творит ее себе каждый час по своему произволу» .

Мечтатель – своеобразный тип «лишнего человека» . Но его критика обращена исключительно внутрь себя, он не презирает общество как Онегин и Печорин . Герой испытывает искреннюю симпатию к незнакомым людям и даже домам. Мечтатель-альтруист готов прийти на помощь, служить другому человеку.

Склонность к мечтам о чем-то ярком и необычном была присуща многим современникам молодого Достоевского. В обществе еще явно витали отчаяние и разочарование, вызванные поражением декабристов, а подъем освободительного движения 60-х годов пока не созрел. Сам Достоевский смог отказаться от пустых мечтаний в пользу идеалов демократии . Но герой «Белых ночей» так и не вырвался из сладкого плена грез, хоть и осознал пагубность своего мироощущения.

Герою-мечтателю противопоставлена активная девушка Настенька. Автор создал образ утонченной и романтичной красавицы, «родственной души» героя, но в то же время ребячливой и немного наивной. Уважение вызывает искренность чувств Настеньки, желание бороться за свое счастье. Она способна бежать с возлюбленным, использовать в своих целях случайного знакомого. В то же время девушка и сама постоянно нуждается в поддержке.

Композиционное построение повести «Белые ночи» достаточно традиционно. Текст состоит из пяти глав, четыре из которых названы «ночами» , а последняя – «Утро» . Белые романтические ночи сильно изменили мировоззрение главного героя. Встреча с Настенькой и любовь к ней спасли его от бесплодных мечтаний, наполнили жизнь реальными чувствами. Любовь мечтателя к девушке чиста и бескорыстна. Он готов пожертвовать для Настеньки всем и помочь устроить ее счастье, даже не задумываясь о том, что при этом сам теряет возлюбленную.

Последняя глава «Утро» – своеобразный эпилог, полный драматизма и надежды. Лучшие моменты в жизни героя заканчиваются с наступлением дождливого серого утра. Исчезает волшебство прекрасных белых ночей, герой снова одинок. Но в его сердце нет обиды и разочарования. Мечтатель прощает Настеньку и даже благословляет ее.

Отдельно следует отметить образ Петербурга . Город занимает в произведении так много места, что по праву может считаться действующим лицом. При этом автор не описывает конкретных улиц и переулков, но мастерски воссоздает удивительную ауру Северной Пальмиры.

«Белые ночи» - красивая утопия, мечта о том, какими могут быть люди, если они честны и бескорыстны в своих чувствах. Это произведение Достоевского одно из самых поэтичных в его творческом наследии. Фантастичность белых ночей создает волшебную романтическую атмосферу повести.

Литературные критики считают «Белые ночи» Достоевского одним из лучших произведений «сентиментального натурализма» . Трогательная история мечтателя и Настеньки не утратила значения до сих пор. Она живет на театральных подмостках и в многочисленных экранизациях, в том числе зарубежных режиссеров. Последняя телеверсия, где действие перенесено в наше время, создана в 2009 году.

  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского

Достоевского относятся к жанру сентиментального романа. Композиция произведения представляет немалый интерес для исследователей: роман состоит из нескольких новелл, каждая из которых повествует об одной романтической ночи из жизни главного героя.

Завязка

Ночи" Достоевского ведется от лица молодого человека, который сам себя именует "мечтателем". Как и во многих других произведениях великого русского романиста, действие происходит в Санкт-Петербурге: мечтатель живет здесь уже восемь лет, снимает маленькую комнатушку, ходит на службу. У него совсем нет друзей, в свободное время юноша предпочитает одиноко бродить по улицам, вглядываясь в дома. Однажды на набережной он замечает девушку, которую преследует навязчивый господин. Пожалев рыдающую незнакомку, мечтатель прогоняет подвыпившего франта и провожает ее домой.

Система образов

В романе "Белые ночи" Достоевского литературоведы выделяют двух центральных персонажей: повествователя и Настеньку. Это живая, непосредственная и доверчивая девушка, она рассказывает мечтателю немудреную историю своей жизни: после смерти родителей девочка жила со слепой бабушкой, которая так пеклась о ее нравственности, что пришпиливала за юбку булавкой к своему платью. Жизнь обеих женщин изменилась, когда у них поселился постоялец. Настя влюбилась в него, однако он отговорился бедностью и обещал жениться на ней через год, после чего исчез.

Развязка

"Белые ночи" Достоевского заканчиваются в лучших традициях автора "Пятикнижия": мечтатель, выступая в амплуа благородного любовника, вызывается лично передать письмо Настеньки ее коварному возлюбленному, однако тот не отвечает. Молодые люди собираются связать себя узами брака. Однако если бы в финале у героя все было хорошо, это не был бы Достоевский. "Белые ночи" заканчиваются следующим образом: во время прогулки Настя встречает бывшего жильца; оказывается, он никогда не забывал девушку. Влюбленные воссоединяются, а романтические, волшебные ночи мечтателя сменяются хмурым, дождливым утром.

Главный герой

Что же касается образа мечтателя, то о нем следует сказать следующее: одинокий, гордый, тонко чувствующий юноша, способный на глубокие переживания. Он как бы открывает целую галерею подобных персонажей у великого русского романиста.

Образ мечтателя можно считать автобиографичным: за ним скрывается сам Достоевский. "С одной стороны, - декларирует писатель, - выдуманная жизнь уводит от подлинной действительности; однако сколь велика ее творческая ценность. А ведь в конечном итоге только это одно и имеет значение".

"Белые ночи", Достоевский: краткое содержание

Если говорить коротко, то роман представляет собой историю несостоявшейся любви: герой готов все отдать ради любимой девушки, но когда его жертва оказывается ненужной, мечтатель не озлобляется, не проклинает судьбу и окружающих.

Он с улыбкой благословляет Настеньку на ее новую жизнь, любовь юноши оказывается такой же чистой и ясной, как белые ночи. Как и многие ранние произведения Достоевского, "Белые ночи" во многом продолжают традиции сентиментализма.

Мечтанье - есть душа поэтов.
К.Батюшков

Цель урока: дать более полное представление о повести.

Задачи урока:

Познакомить с творчеством писателя 40-х годов;

Рассмотреть жанровое своеобразие и композиционные особенности повести;

Прикоснуться к теме Петербурга в творчестве Ф.М.Достоевского;

Особое внимание уделить образу главного героя;

Познакомить с еще одним вариантом интерпретации повести;

Проследить, как тема “маленького человека” раскрывается в творчестве писателей первой половины XIX века.

Оборудование к уроку:

портрет писателя;

книги разных изданий;

интерактивная презентации (программа Microsoft Office Power Point). Презентация ;

Реквизиты: диск с записью музыкальной пьесы Р. Шумана “Грезы”;

костюмы Настеньки и Мечтателя.

Ход урока

Слово учителя.

Сегодня мы вновь обращаемся к повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” и ее героям.

Подобно тому, как увертюра является вступлением к опере или балету, вступлением к нашему уроку будет музыкальное произведение Р.Шумана “Грезы”.

После прослушивания ребята отвечают на вопросы:

Какое настроение владеет вами сейчас?

Как вы думаете, какие чувства, в этой пьесе хотел выразить композитор?

Что вы слышите? Здесь звучит тема одного или нескольких героев?

(В этой музыкальной пьесе слышится светлая грусть, милые сердцу воспоминания, устремленность в будущее, надежда и … лиризм, пронизывающий все произведение. )

Думаю, все согласятся с тем, что эти два произведения обладают несомненной близостью характеров.

А теперь поговорим о художественном своеобразии повести.

Смысл названия повести “Белые ночи”?

(В период белых ночей встречаются в Петербурге Мечтатель - главный герой этого произведения - и Настенька. В этом городе, по словам Н.В.Гоголя: “Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…”).

А подзаголовок “Сентиментальная повесть” указывает на то, что речь здесь пойдет прежде всего о чувствах.

Композиция ее состоит из 4 глав - 4 ночей, 5 глава называется “Утро”; Вторая ночь содержит историю Настеньки. Повесть заканчивается эпилогом .

Повествование ведется от 1-го лица, от лица героя , который сам называет себя Мечтателем. Перед нами рассказ-исповедь .

Сюжет прост: во время одной из своих прогулок Мечтатель встречает девушку, знакомиться с ней. Уже во время второго свидания Настенька рассказывает свою историю любви. Мечтатель сочувствует Настеньке, от всей души старается помочь, желает счастья, но скоро понимает, что сам влюблен в нее. Признание состоялось, хотя в самом начале знакомства Настенька предупреждала, что влюбляться в нее нельзя.

На исходе 4 ночи, когда счастье уже было так возможно, за Настенькой является ее избранник. А Мечтатель остается один.

Да, конечно. Потеря была велика, потому что в Настеньке наш герой нашел воплощение своей мечты, и что еще важнее, нашел доброго друга.

Читаем отрывок со слов … “Знаю вас, и приглашаю вас завтра… У меня тоже никого нет…, у кого можно было совета спросить…, я вас так знаю, как будто уже мы двадцать лет были друзьями”.

Почему у героев складываются почти что сразу дружеские, доверительные отношения?

(Они оба молоды, чисты душой, добры и искренни, а еще они живут с ожиданием чуда…, с надеждой на счастье

Они сдружились из-за схожести характеров).

Настенька рассказывает подробно о своей жизни. А вот у героя своей истории нет… И на вопрос: “ Кто же вы такой?”. Герой отвечает:

“ …я тип - это оригинал, такой смешной человек!”

Характер этот, этот тип сформировался в Петербурге, про который сам автор позже скажет, что это “единственный и самый фантастический город в мире”.

Образ Петербурга занимает значительное место в творчестве Ф.М. Достоевского. В 1838 году писатель впервые приезжает в этот город и ощущает его как среду, глубоко воздействующую на человека.

Во всех произведениях Достоевский создает образ Петербурга, холодного, бездушного, равнодушного к судьбе человека.

Слушаем сообщение заранее подготовленного ученика на тему “Петербург в творчестве Ф.М. Достоевского”.

Этой темы мы будем касаться при изучении романов Ф.М. Достоевского, а пока хочется обратить ваше внимание на то, что образ мечтателя все-таки освещен в повести мягким светом белых ночей.

Пейзаж - описание места, где происходят те или иные события. Это важный художественный прием.

В творчестве Достоевского городской пейзаж несет большую художественную нагрузку и всегда связан с внутренним миром героев.

В повести есть пейзаж, но нет портрета Мечтателя – еще одного художественного приема.

Как вы думаете, почему?

(Вероятно, это происходит потому, что сам герой рекомендует себя как тип …)

Каковы функции пейзажа в этой повести?

(Пейзаж создает настроение каждой главы. Почти каждая глава начинается с описания природы, и мы можем предугадать, как закончится эта глав: радостно или печально).

Сам герой в своем рассказе признается, что мечтам иногда приходит конец.

“В комнате потемнело; на душе … пусто и грустно; целое царство мечтаний рушилось вокруг…, рушилось без следа, без шума и треска, пронеслось, как сновидение, а он и сам не помнит, что ему грезилось…”

Так почему и о чем мечтает наш герой?

(Ответ в тексте повести: “Посмотрите на эти волшебные призраки… Посмотрите, какие разнообразные приключения…Вы спросите, может быть, о чем он мечтает? К чему это спрашивать! Да обо всем…”

(Мечты героя – это попытка уйти от действительности, в которой так мало светлого и радостного).

Мечтатель закончил…, а Настенька с робким участием спросила:

Неужели и в самом деле вы так прожили всю свою жизнь?

Всю жизнь, Настенька, - отвечал я,- всю жизнь и, кажется, так и окончу!

Нет, этого нельзя… это вовсе нехорошо так жить!

Знаю, Настенька, знаю! - …и теперь знаю больше, чем когда- нибудь, что я даром потерял все свои лучшие годы!

Именно теперь, потому что Бог послал мне вас…, а впереди … опять одиночество.

Итак, мечтатель. Этот тип, этот характер возникает во многих произведениях писателя 40-х годов. До появления романа “Бедные люди”, повести “Неточка Незванова”, “Белые ночи” Достоевский публикует ряд фельетонов под общим названием “Петербургская летопись”, в которых попытался объяснить причину появления мечтателей в жизни. Писатель считал, что мечтательность возникает на почве неудовлетворенности окружающей действительностью слабых и забитых людей. Не чувствуя в себе достаточно сил для борьбы, они уходят в вымышленный мир, мир фантазий и мечтаний.

Но, наш герой тянется к жизни, откликается на малейшее участие к своей судьбе со стороны других людей. Встреча с Настенькой всколыхнула в нем целый рой надежд, мечтаний, чувств. Он готов теперь уже отказаться от несбыточных фантастических грез и радоваться своему маленькому счастью.

Мечтатель признается Настеньке в своих чувствах. И сейчас мы станем свидетелями их разговора.

(Сцена на скамейке со слов: “Я не хочу молчать!”)

В конце Настенька сама говорит, что любит Мечтателя, она признает его доброту и благородство.

Для нашего героя Настенька стала воплощением мечты. Но она ушла из жизни так же внезапно, как и появилась. Он не смог удержать ее.

В опережающем домашнем задании вы должны были написать эссе и решить, кто виноват в несчастье Мечтателя?

Закономерен ли финал повести?

Вот, что я прочитала: “Настеньку нельзя обвинять в том, что она снова оставила Мечтателя наедине со своими чувствами и мыслями”. (Соня)

Вы согласны с этой точкой зрения?

(Настенька верная и преданная девушка. Весь год она любила своего избранника и жила надеждой на счастье. Мы не знаем, как сложится ее судьба. Но видим, что с Мечтателем она была бы окружена любовью и заботой.)

Мечтатель снова остается один, но все же благословляет Настеньку.

Читаем конец повести: “Да будет ясно твое небо, да будет светла и безмятежна милая улыбка твоя, да будешь ты благословенна за минуту блаженства и счастья, которое ты дала другому одинокому, благодарному сердцу!

Боже мой! Целая минута блаженства! Да развеем этого мало хоть бы и на всю жизнь человеческую?..”

Теперь вернемся к музыкальной пьесе, с которой начался наш сегодняшний разговор.

В ней вы все услышали тему одного героя - Мечтателя. Состояние души всегда можно выразить в музыке, а ведь музыка и литература, как и все виды искусства, являются отражением жизни.

Мне кажется, вам будет интересно познакомиться с еще одной интерпретацией повести Ф.М.Достоевского “Белые ночи”. Это фрагмент искусствоведческой работы А.А. Гозенпуда “Достоевский и музыка”:

“В “Белых ночах” музыка создает всю атмосферу действия. Разумеется, Достоевский не пытался воспроизвести музыкальную структуру и форму, но он следовал принципу проведения и развития мелодии.

“Белые ночи” - это поэма с наплывающими и возвращающимися темами.

Музыка возникает в памяти героев, ибо и Мечтатель, и Настенька живут воспоминаниями и ожиданием. Достоевский сам указывает на связь этих мыслей – образов с музыкой. Мечтатель, описывая свое утро, говорит:

“Когда я проснулся, мне казалось, что какой-то музыкальный мотив, давно знакомый, где-то прежде слышимый, забытый и сладостный, теперь все вспоминается мне. Мне казалось, что он всю жизнь просился из души моей”.

Это мелодия памяти о прошлом и надежды на счастье.

Музыкальность “Белых ночей ” выражается в изменениях или переходах из тональности в тональность душевного состояния героев и в восприятии ночного Петербурга…

Это и ночь предчувствия радости, которое его не обманывает. В его жизнь входит Настенька.

В структуре повести отчетливо даны вступление (все, что предшествует появлению Настеньки, чей образ является “главной партией”), четыре части или эпизода и постлюдия “Утро”, в которой Настеньки уже нет.

В “Белых ночах” два героя. И хотя рассказ ведется от лица Мечтателя и мы видим все его глазами, центральным действующим лицом является Настенька. Настенька - видение и реальность, олицетворение белой петербургской ночи.

Несомненно, к воплощению образов этой гениальной лирической повести не раз будут обращаться музыканты”.

Согласны ли вы с мнением исследователя о том, что именно Настеньке принадлежит “главная партия”?

(Думается, это не совсем так, хотя, конечно, именно благодаря ей нам ближе и понятней становится сам Мечтатель).

Сочувствуя герою, многие из вас в своих отзывах задавались вопросом: “Почему Мечтатель не проявил настойчивость и не попытался остановить Настеньку?”

И отвечали: “Мечтая об идеальной любви, герой слишком пассивен, - а некоторые добавляли,- горд…”.

Только ли гордость удерживает Мечтателя от решительных действий?

(Нет. Он искренне желает счастья Настеньке. Ею был сделан выбор, и наш герой не посмел ему противиться.)

Но он тоже, как вам кажется, имеет право на счастье.

“Он должен был проявить хоть каплю настойчивости, он имел на это право.., он это заслужил…” (Женя).

Мечтатель терпит поражение в первом же столкновении с действительной жизнью. Он оказался побежденным даже в маленькой битве с судьбой за свое крошечное счастье.

Как изменится Мечтатель после ухода Настеньки?

Изменится ли он вообще?

(Скорее всего, нет, потому что тип Мечтателя уже сформирован окружающей действительностью, полной противоречий, горестей и несчастий. Сам герой неспособен противостоять этой действительности, не проявляет он ни настойчивого желания, ни достаточной энергии. Он уходит в себя, замыкается в фантастическом мире отвлеченных мечтаний).

Именно поэтому неоднозначно и наше отношение к нему. Мы чувствуем жалость и сострадание, но при этом заканчиваем чтение повести с чувством недоумения и даже некоторого разочарования.

А ведь эти чувства мы уже испытывали к героям ранее изученных произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Это, конечно, Самсон Вырин из

“Станционного смотрителя” и Акакий Акакиевич из повести “Шинель”.

А одним из первых к этой теме обратился А.С. Пушкин. (Слушаем доклады заранее подготовленных учеников.)

Итак, Самсон Вырин, Акакий Акакиевич и наш Мечтатель – герои разных произведений, у каждого из них свои жизненные обстоятельства, свои интересы, своя судьба.

Между тем, у них есть некоторая общность. В чем же она?

(1. У них отнюдь не высокое социальное положение.

2. Все они вызывают жалость и сострадание к своей судьбе.

3.Каждый из героев переживает личную трагедию, теряя самое дорогое, что было у них в жизни: Самсон Вырин - горячо любимую дочку Дуняшу, Акакий Акакиевич - шинель, Мечтатель - Настеньку.

4. Именно эта утрата и ее последствия заставляют нас по-новому взглянуть на героя. С этого момента он становится нам по-настоящему интересен.

5. Одиночество - то, что составляет их жизнь, почти совсем лишенную радости.

6. Наконец, их сближает совершенная неспособность на какие-то решительные действия.

С.Вырин, не сумев вернуть дочь, вернулся домой, смирился с потерей, начал пить и умер от горя и тоски.

Акакий Акакиевич, не дождавшись справедливости, заболел и умер.

Как сложится судьба Мечтателя, мы не знаем, но предположить можем.

7. Все герои оказываются в Петербурге. Этот город олицетворяет государство, которому, до “маленького человека” нет никакого дела.

Реализм - верность жизни, стремление увидеть и изобразить ее такой, какая она есть.

А.С.Пушкин, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - все эти писатели встают на защиту “маленького человека”, их произведения проникнуты беспредельной любовью к нему, болью за его безрадостное существование. А мы, читатели, чувствуем сострадание к ним, вспоминая слова внутреннего монолога Акакия Акакиевича: “Я брат твой!”.

А почему для этих писателей тема “маленького человека” была так важна? Ответ на этот вопрос нам еще предстоит найти.

Домашнее задание.

Письменно ответьте на вопрос: “Что нового открылось мне в образе Мечтателя на сегодняшнем уроке?

Соотнесите содержание повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” со словам Н.В. Гоголя из повести “Невский проспект”: “Все обман, все мечта, все не то, чем кажется…”.