Шемякин архитектор. Михаил шемякин

Скульптурные произведения и картины Михаила Шемякина известны не только в России, но и на Западе. Публику впечатляет уникальное творческое видение, мастерство и необыкновенная работоспособность автора. Многие его работы наполнены глубоким смыслом, постичь который можно, лишь окунувшись в биографию мастера. В его непростой судьбе не раз происходили значимые события, удивительные встречи и переломные моменты. Шемякин, живя в Америке, остается верен своему Отечеству, часто приезжает в Россию на специально организованные творческие встречи, выставки, презентации.

Факты из биографии: юность

Михаил родился в Москве в военное время. Его отец был родом из Кабардино-Балкарии. Будучи кадровым военным, Шемякин-старший не понимал желания сына стать художником. Мать же поддерживала маленького Мишу в его устремлениях. Будущий художник поступает сначала в школу живописи, отрабатывает навыки, много читает книг, в их числе - запрещенные в СССР издания. По этой причине последовали донос и исключение из учебного заведения.

Проблемы с действующей властью преследовали Шемякина и впоследствии. Избранное творческое направление не устраивало партийных работников. Но молодой художник продолжал упорно работать, параллельно устроился в Эрмитаж, где в свободное время занимался копированием работ старых мастеров.

Трудные годы

Через какое-то время по доносу Михаила арестовали и поместили в психиатрическую больницу. Многие деятели культуры тех лет не избежали той же участи. В лечебнице проводились жестокие эксперименты над больными, оказывающие негативное влияние на психику, приводящие к серьезным расстройствам рассудка у некоторых подопечных.

Художнику поставили диагноз «шизофрения», картины Михаила Шемякина того периода демонстрировали в подтверждение болезни. Огромных усилий стоило матери «вытащить» сына из клиники. И еще долго потом Михаил приводил в порядок подорванное психическое здоровье: жил отшельником вдали от всех, сначала в горах, затем в монастыре, но добился успеха в преодолении себя и своих страхов.

Картины художника Михаила Шемякина присутствовали на выставках в 1962, 1964 годах. Но произведения современного искусства не были оценены по достоинству: все участники и организаторы были наказаны. Последовали многочисленные обыски в квартире Шемякина. В этот же период он вступил в брак с Ревеккой Модлиной, а в 1964 родилась дочь, получившая имя - Доротея. Семье пришлось эмигрировать в начале 70-х: в Советском Союзе оставаться жить Шемякину было небезопасно и чревато арестом.

В эмиграции

Шемякин прибыл во Францию практически без денег и без вещей. Первые годы существования на чужой земле были непростыми. Приходилось много работать, одновременно - продолжать учиться и совершенствоваться. Работа по контракту практически не приносила дохода, все деньги уходили на краску и материалы для живописи. Но мастер был рад предоставленной свободе, знакомствам с современниками - деятелями культуры, живописцами, музыкантами и писателями.

Круг общения значительно повлиял на творчество Михаила Михайловича - картины художника Шемякина стали более совершенными, зрелыми. На них все чаще стали обращать внимание владельцы галерей. Современное искусство становилось модным направлением на Западе и в Америке.

Именно тогда произошла одна из знаковых встреч парижского периода жизни художника: знакомство с Высоцким. Общие интересы и увлечения, схожая жизненная позиция сблизила двух сильных личностей. Эта дружба продлилась долгие годы, вплоть до смерти музыканта. По сей день Шемякин тепло вспоминает своего друга, посвятил ему книгу «Две судьбы», по которой был поставлен спектакль.

Работы мастера

После переезда за границу колорит картин Михаила Шемякина стал более красочным, появились новые цвета. Более заметна стала динамика изображений, стали применяться новые техники наложения палитры на холст. Автор занимался иллюстрированием романа Солженицына, делал наброски на тему Петербурга. Исследователи отмечали в работах контрастность, внимание к деталям, метафизику форм и пластичность фигур. Через какое-то время художник стал победителем в конкурсе, учрежденном японской галереей. К мастеру пришел международный успех. Продолжая развивать границы творчества, Шемякин начинает заниматься скульптурой и переезжает в Нью-Йорк.

Жизнь в Америке

Свои картины Михаил Шемякин не причисляет ни к какому определенному стилю, а отмечает, что произведения созданы по принципу «метафизического синтетизма». Работы вызывают яркие эмоции у зрителя, привлекают внимание яркой палитрой, удивительными персонажами.

Стремление переехать в Америку было связано с тягой к свободе, полному отсутствию ограничений в творчестве. Здесь у художника появилась возможность создавать более монументальные произведения. Шемякин работает в собственном замке, любит уединение и покой. Всегда с ним рядом его вторая жена Сара, переводчица.

Были созданы крупные скульптурные произведения. Например, монумент Петру I, установленный потом в Санкт-Петербурге. Это не единственный памятник, привезенный в Россию. После развала СССР Михаил Михайлович стал часто бывать на Родине. Теперь и здесь картины Михаила Шемякина приобрели популярность.

Картины из мусора Михаила Шемякина

Широкую известность приобрели так называемые «картины из мусора». Они созданы по определенной методике. Художник прогуливается по улицам больших городов и снимает на камеру асфальт, покрытый мусором и трещинами. Затем на основе этих фотографий создает потрясающие произведения. Появляются контуры персонажей, картина «оживает», приобретает краски. Циклы работ периодически можно увидеть на выставках в России и за рубежом.

Купить картину Михаила Шемякина можно дистанционно, через интернет. Цены на оригиналы довольно высоки. Но можно познакомиться с творчеством и на временным выставках, проводимых в Москве и Санкт-Петербурге.

Помимо скульптуры и картин, Михаил Шемякин занимается созданием театральных декораций, ювелирных работ, фарфоровых изделий. Неутомимо трудится сам и занимается обучением и наставничеством молодых художников.

Михаил Шемякин

творчество его

является частью русской культуры
С Юбилеем,Мастер!
Многая Лета)))


Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых», Москва, Россия 2001г.

аллегорическая скульптурная композиция,
символизирующая борьбу со злом и человеческими пороками. Сам Шемякин говорит, что он задумывал свое произведение как символ к борьбе за спасение нынешнего и будущих поколений.

Памятник установлен в сквере на Болотной площади. Композиция представляет собой стоящие полукругом фигуры, олицетворяющие пороки: Наркомания, Проституция, Воровство, Алкоголизм, Невежество, Лжеученость, Равондушие, Садизм, Для беспамятных, Эксплуатация детского труда, Пропаганда насилия, Нищета, Война, а перед ними в центре расположены скульптуры мальчика и девочки с завязаными глазами.

Большая часть детства художника прошла в ГДР. В 1957 году 14-летний Михаил вернулся в СССР, в Ленинград. Он был принят в среднюю художественную школу при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, где учился с 1957 по 1961 год. Был отчислен за «эстетическое развращение» однокурсников и несоответствие нормам соцреализма

.

«Тень с зеркалом»

трудно мне в рамках одного очерка рассказать и представить гениальную творческую личность...попробую...

Скульптура :


Памятник Петру Великому в Детфорде, Лондон, Великобритания. 2001г.

Царь, который приезжал в Англию в 1698 году, где он изучал науку кораблестроения.



Памятник Петру I
в Петропавловской крепости,

Ленинград (Санкт-Петербург), Россия. (Авторская копия находится в г.Клаверак, США) 1991г.


Памятник «Жертвам политических репрессий» (Метафизические сфинксы).
Санкт-Петербург, Россия 1995г.

является даром художника М.М. Шемякина своему родному городу Санкт-Петербургу. Скульптуры метафизических сфинксов были созданы Шемякиным в 1994 г. Место для памятника символично выбрано напротив известной ленинградской тюрьмы «Кресты», где в годы сталинских репрессий томились заключенные. Установленные напротив знаменитой своей мрачной историей тюрьмы «Кресты», сфинксы являются не просто одной из городских скульптур. Их лица — на половину человеческие, наполовину — сгнившие черепа, являются олицетворением жестокого сталинского режима.

Надгробие решено как кафедра, за которой мы видим профессора в университетской докторской мантии. Работа сделана по просьбе вдовы и, конечно же, из чувства благодарности — ведь именно по инициативе Анатолия Александровича в городе появились мои памятники «Жертвам политических репрессий» и «Первостроителям Петербурга» — Михаил Шемякин.

Кулон-подвес «Яйцо-колыбель»

Образ из балета «Волшебный орех». Балет «Волшебный орех» рассказывает о спасении заколдованной принцессы Пирлипат с помощью ореха Кракатук и о любви прекрасного юноши, заплатившего за сильное чувство уродством. Это предыстория «Щелкунчика». Настолько символичная, что даже рождение принцессы сказочно прекрасно:


Кулон-подвес-брошь «Морской воин»
Морской воин — этот необычный персонаж подводного царства с головой рыбы-пираньи, с палицей в виде рыбы-ежа - в ювелирном исполнении становится настоящим талисманом от Мастера, в котором зашифрованы символы силы, защиты и процветания.

малые скульптурные формы

из олова или бронзы, тиражной пластике из файбергласса (тонкостенное литьё из волокнистого стекло-пластика) или даже из драгоценных металлов

Скульптура «Уходящий гость (ребёнок)»
Файбергласс (стекловолокно)
Балет Щелкунчик, Балетные образы, Персонаж из балета, Уходящий гость

Скульптура «Галантные крысы»

Относится к серии персонажей балета «Щелкунчик», поставленного на сцене Мариинского театра в декорациях и костюмах художника. Задача новой постановки «Щелкунчика» (Мариинский театр, 2001 г.) — вернуть сказке истинно гофмановский дух с его гротескным юмором, странностями и мистическими

Литография «Портрет Игоря Стравинского»,

Графические работы
Комплект жикле «Иллюстрации к стихам и песням Владимира Высоцкого»
В данном наборе — 54 листа. Всего Михаилом Шемякиным было проиллюстрировано 42 песни и стихотворения Владимира Высоцкого - по годам жизни поэта. Все они собраны в книге «Две Судьбы», работа над которой велась на протяжении десяти лет.

и многое многое другое можно посмотреть -заказать на сайте
http://shop.mihfond.ru/

краткая справка:

Отец — кадровый военный, был комендантом Кенигсберга, преподавал тактику в Академии им. Фрунзе.
Мама — Юлия Предтеченская, актриса.
Учился в средней художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в Ленинграде. В 60-е сменил множество профессий — был чернорабочим, лаборантом, такелажником...
Первая выставка состоялась в помещении редакции ленинградского журнала «Звезда» в 1962-м. Художественные работы выставлялись в Европе, США, Бразилии, Японии, Гонконге. Памятники и скульптуры установлены во многих городах мира.

В 60-е годы был подвергнут принудительнуму лечению в психиатрической больнице, после чего жил в Псково-Печерском монастыре послушником.

В 1971-м был лишен советского гражданства и выслан из страны.

«Вся моя жизнь — где-то своеобразная аскеза... К еде я абсолютно равнодушен и живу просто, как солдат. Сна бывает в сутки несколько часов, приучил себя спать сидя, обычно в машинах и самолётах. Отдых для меня — признак избалованности...».

«Для украшения интерьера использую сухие цветы, я их обожаю. Видите, на полках разложены десятки высушенных бутонов роз. В Америке принято делать сухие букеты, потому что цветы продолжают действовать своим ароматом»
.Почетный доктор Университета Сан-Франциско (США), Сидар-Крест Колледжа (США), Европейской академии искусств (Франция), Российского государственного гуманитарного университета (Москва), университета Кабардино-Балкарии (Нальчик). Народный художник Кабардино-Балкарии. Действительный член Нью-Йоркской академии наук и Академии искусств Европы

Издал в Париже альманах «Аполлон-77», ставший коллективным манифестом русского художественного «андеграунда».

Был художником-постановщиком балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» в Мариинском театре в 2001 году.

Состоялась большая персональная выставка — более 600 работ — в Третьяковской галерее, а также в Эрмитаже и Манеже Санкт-Петербурга (1995).

Работы находятся в постоянной коллекции в музеях: «Метрополитен» (Нью-Йорк), Государственная Третьяковская галерея (Москва), Государственный Русский музей (Санкт-Петербург), Музей современного искусства (Париж), мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма "Яд ва-Шем" (Иерусалим) и Музей современного искусства (Тель-Авив).

Основал Институт философии и психологии творчества в городе Хадсон и открыл филиалы института в Нью-Йорке и Владикавказе.
Основан Фонд художника Михаила Шемякина для культурных, научных, социальных и благотворительных программ.

Более сорока лет
является представителем андеграунда — русского «неофициального» авангарда

Константин Кузьминский, поэт: «Шемякин гениален, капризен, работоспособен до невероятия, и истеричен. Щедр. Скандален. Благороден и полон интриги. Абсолютнейший мастер, мастер европейского класса и потому - слишком хорош для Америки. Его европейский эстетизм для нее непонятен. О нем нельзя говорить объективно...».

российский художник и скульптор. Родился 4 мая 1943 года. Является лауреатом Государственной премии Российской Федерации. Яркий представитель современного искусства, авангардных течений.

Особое внимание стоит уделить такому виду творчества Михаила Шемякина, как скульптура. Памятники, композиции и монументы этого художника стоят в разных городах мира. Самой известной работой, пожалуй, является памятник Петру Первому в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, которая уже давно считается одной из главных достопримечательностей Петербурга, у которого стараются сфотографироваться все гости города на Неве. Данная скульптура выглядит очень необычно и загадочно. В непропорциональной фигуре Петра читается понимание непростой и великой личности основателя Петербурга. Для изображения лица Шемякин использовал прижизненную маску Петра I, которую выполнил известный скульптор Бартоломео Карло Растрелли в 1719 году, так что образ внешности Петра здесь можно назвать практически фотографическим. На боковой части имеется надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Уникальный памятник стал одной из самых больших достопримечательностей Северной столицы, у которой появилась даже своя городская легенда. Так, например, считается, что памятник приносит удачу и счастье всем, кто дотронется до его рук и ног. Молодожёны, среди прочих мест, считают необходимым приехать к памятнику Михаила Шемякина, чтобы возложить цветы.

Не менее известным памятником Шемякина в Петербурге также является памятник «Жертвам политических репрессий» . Шемякинские сфинксы появились на набережной Робеспьера (ныне — Воскресенская набережная) в 1995 году. «Метафизические сфинксы», которые выглядят очень необычно, с лицами наполовину классическими, а наполовину- черепами, расположены напротив знаменитой тюрьмы «Кресты», на другой стороне Невы, что делает памятник символическим. Со стороны жилых домов у памятников женские лица, а со стороны «Крестов» — черепа.

Не менее известными также являются: Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга» в Сампсониевском саду, Памятник к 200-летней годовщине смерти Джакомо Казановы в Венеции перед Дворцом Дожей, Памятник профессору Гарольду Юкеру «Диалог Платона с Сократом» в Нью-Йорке перед университетом Хофстра, Памятник Петру Великому в Детфорде в Лондоне, Памятник «Дети — жертвы пороков взрослых» в Москве, Памятник «Царская прогулка» в парке Константиновского дворца в Стрельне, Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре, Памятник «Жертвам террора» (в память о трагедии в Беслане), «Кибела — богиня плодородия» в Нью-Йорке, надгробный памятник Савелию Крамарову в Сан-Франциско, Надгробный памятник М.В.Маневичу в Санкт-Петербурге на Литераторских мостках, Надгробный памятник А.А. Собчаку в Санкт-Петербурге на Никольском кладбище.

Дети — жертвы пороков взрослых

Кибела — богиня плодородия

Надгробный памятник А.А. Собчаку

Надгробный памятник М.В. Маневичу

Надгробный памятник С. Крамарову

Памятник «Архитекторам-первостроителям Санкт-Петербурга»

Памятник «Жертвам террора» во Владикавказе

Памятник Владимиру Высоцкому в Самаре

Бронзовый Петр I, сидящий на троне в Петропавловке – один из самых спорных и интересных образов царя-реформатора

7 июня исполняется 25 лет со дня открытия в Петропавловской крепости самого скандального памятника Петру I, созданного Михаилом Шемякиным в 1991-м году. Это дар известного художника родному городу и… Петру, день рождения которого отмечается 9 июня. Как создавался этот неоднозначный монумент, а также другие противоречивые работы мастера?

«Пётр-паук»

Бронзовый Петр I, сидящий на троне в Петропавловке – один из самых спорных и интересных образов царя-реформатора. Идея создания монумента, как и многое в жизни Шемякина, пришла случайно. В его мастерской давно хранилась копия прижизненной восковой маски царя, выполненная ещё в 1719 году Растрелли. Сегодня считается, что она довольно точно показывает истинное лицо Петра. Однажды её увидел Владимир Высоцкий и предложил художнику изваять императора: «Ты много рисуешь Петра, а почему никогда не делал скульптуру?»

В 1980-м Высоцкий умер и Шемякин в память о друге ещё в США приступил к работе.

«Я стал создавать первые наброски из глины. Сразу в натуральную величину,- вспоминал Шемякин.- Мы выносили замотанные макеты в парк и ставили их на кресло. Здесь и выяснялось, что с расстояния 5 метров Петр производил впечатление весьма невысокого человека, хотя ростом был под два метра. И я стал увеличивать туловище. До тех пор, пока не пришел к пропорциям русской иконы. На них ведь у апостолов - крошечная голова и длинное тело…»

Над скульптурой Шемякин трудился 8 лет. Надпись на боковой плоскости постамента гласит: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке». Кстати, чтобы прочитать эти слова приходится склонить голову, так скульптор ещё раз заставляет нас быть почтительным с императором.

Фигура удивляет нарушением естественных пропорций: лицо напоминает обитателей Кунсткамеры, голова лысая и карикатурно маленькая, тело же слишком крупное, туловище, ноги и руки очень вытянуты. Особо выделяются наводящие жуть пальцы. Они такие долгие и тонкие, что острословы назвали памятник «Пётр-паук».

«Моя работа создана не для созерцания и любования, а размышлений о трагической судьбе России последних трёх веков,- говорит скульптор.- Возможно, это понимание приходит не сразу».

Когда памятник только был создан, многие эксперты, в том числе известные архитекторы, выступили за его установку в Летнем саду. Однако вмешался первый мэр города Анатолий Собчак и «шокирующую» скульптуру открыли у Комендантского дома Петропавловской крепости. Это произошло в июне 1991 года, накануне возвращения Ленинграду исторического имени Санкт-Петербург, что ещё подлило масла в огнь. На творение Шемякина сразу обрушился вал критики.

Нападок было столько, что в первые дни возле скульптуры пришлось даже выставить охрану, чтобы избежать вандализма. Но со временем к новому образу сидящего на троне самодержца привыкли и он стал достопримечательностью Петербурга. Более того – исполнителем желаний. Прочно укрепилась легенда, что если потереть длинные пальцы Петра – всё загаданное исполнится. Правую руку – посыплются денежки, левую – снизойдёт творческое вдохновение. Ну а если посидеть на коленях – всё будет хорошо в личной жизни. И, судя по тому, как буквально блестят длинные пальцы, а колени почти истёрты – мечты сбываются…

Сфинксы-скелеты

Этот памятник «Жертвам политических репрессий», в котором переосмыслены мотивы знаменитых петербургских сфинксов, был установлен в 1995 году.

« Место напротив известной тюрьмы "Кресты" выбрано не случайно, - рассказывает Шемякин.- Там в годы сталинских репрессий томились заключенные и лица сфинксов - олицетворение жестокого режима. Со стороны жилых домов у них юные женские профили, а со стороны "Крестов" – изъеденные, обнажившиеся черепа. Между ними - стилизованное тюремное окно с решёткой. Так отражена жизнь страны – одна половина жила в неведении, другие погибали, неизвестно за что».

По периметрам гранитных постаментов - медные таблички, на которых выгравированы строки из произведений Шаламова, Гумилёва, Мандельштама, Ахматовой, Заболоцкого, Андреева, Лихачёва, Бродского, Буковского, Солженицына, Высоцкого. Он словно показывает, как близки были в то жуткое время жизнь и смерть, свобода и заключение, счастье и трагедия. Туловища у сфинксов худые и сквозь кожу выступают кости, а в высокой посадке головы читается страшная тревога.

Вероятно, создавая эти изваяния, художник вспоминал и собственную жизнь. В 70-х за неадекватное, с точки зрения режима, поведение его поместили в психбольницу с диагнозом «вяло текущая шизофрения». А в 1971-м в течение нескольких часов выгнали из страны, не дав даже попрощаться с родителями. За что? Начальникам не понравилось изобретённое бунтарём новое движение «метафизический синтетизм». Правда, дальнейшая жизнь показала, что власти, сами того не подозревая, оказали Шемякину огромную услугу. За рубежом он получил признание, стал гражданином мира. Сегодня с ним дружат короли и главы государств. И в Россию теперь приезжает когда и на сколько захочет. Квартиру ему тоже выделили, на Фонтанке, по поручению Владимира Путина. Как рассказывал сам художник, когда чиновник, которому президент давал распоряжение, поинтересовался, в какой срок предоставить Шемякину жилье, глава государства ответил: «Мы выгнали его в 71-м, так что очередь подошла…»

Две судьбы

Особая страница в жизни Шемякина – дружба с Высоцким, с которым они познакомился благодаря Михаилу Барышникову в 1974 году.

«Наша дружба родилась действительно внезапно, но было ясно, что это - навсегда,- вспоминал Шемякин. - Было ощущение, что мы давным-давно знаем друг друга, но только очень долго были в разлуке. И вот сейчас нужно выговориться, поведать друг другу что-то важное и нужное для нас обоих».

Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям Владимира Семёновича. Их совместным загулам посвящена знаменитая «На Большом Каретном». Всего Шемякин создал 42 иллюстрации «на тему Высоцкого» - по одной на каждый год жизни легендарного актера. Необычным стал и памятник поэту, установленный в Самаре. Отрылся он 25 января 2008 года, в день 70-летия барда. В центре композиции фигура Высоцкого в роли Гамлета и с гитарой в руках. Справа - мужчина в плаще, олицетворяющий «чёрного человека» и те губительные силы, что сопровождали артиста на жизненном пути. Слева на фоне решетки - надзиратель со связкой ключей. Ближе к центру - женщина с лицом Марины Влади, символизирующая Возлюбленную и Музу. Памятник установлен около самарского Дворца спорта где в 1967 Высоцкий дал первые в своей жизни концерты при шеститысячной аудитории.

Дети и зло

Это самый скандальный памятник Шемякина (установлен в 2001-м на Болотной площади в Москве).

«Композиция задумывалась и осуществлялась мною, как символ и призыв к борьбе за спасение сегодняшнего и будущего поколений… Я, как художник, этим произведением призываю оглянуться вокруг, услышать и узреть то, что происходит. И пока не поздно, здравомыслящим и честным людям надо задуматься».

Всего здесь 13 фигур пороков и они нарочито высокие, чтобы даже взрослые чувствовали своё ничтожество. Наркомания, например, изображена в виде лысого мужчины с хитрым неприятным лицом. За спиной у него сломанные крылья, на которых невозможно взлететь. В руке - шприц. Угодливая улыбка словно говорит, нужно лишь принять этот «подарок» и всё будет хорошо… Проституция раскрывает объятья в виде полуженщины-полулягушки. У неё красивое тело и нарядная одежда, но в выпученных глазах никакого выражения, а ухмылка отталкивает. Садизм показан носорогом в «наряде» мясника со злым лицом. Так и чувствуется, что это тот, кто любит мучить слабых, потому что он сильнее. Приготовлен и Позорный Столб – это для тех, кто закрывает глаза на страшные события только потому, что они ушли в прошлое. Война изображена тоже с крыльями, но в доспехах и противогазе. Ребятам она протягивает игрушку – Микки-Мауса. Вот только мышонок закован в бомбу…

Монстры Шемякин вылепил так жизненно, они так отвратительны в своих наклонностях, что памятник, помимо сторонников, обрёл и немало противников. Он входит в топ-10 наиболее спорных монументов столицы. А после покушения вандалов власти поставили забор и охрану, теперь пороки можно видеть только с 9 утра до 9 вечера. Вот если бы так было и в жизни…

Творческий путь подлинного творца порой бывает совсем не прост. Художник Михаил Шемякин (Chemiakin), наверное, по праву относится к этой категории людей.

Юные годы

Детство его прошло в ГДР, а в возрасте четырнадцати лет Михаил возвращается в Ленинград, где поступает в худшколу при Институте им. Репина. Из этого заведения Шемякин вскоре был отчислен «за несоответствие соцреалистическим принципам в искусстве» и «эстетическое развращение» сокурсников. Формулировки, достойные гения! Молодой художник Михаил Шемякин вынужден был работать вахтером, почтальоном. В 1962 открывается первая официальная выставка работ живописца.

Группа «Санкт-Петербург» (1967)

В ту пору была известна группа художников «Санкт-Петербург», которую создал Михаил Шемякин. Картины, написанные тогда, вошли в циклы «Галантные сцены в Петербурге», «Карнавалы Санкт-Петербурга», «Туши». Здесь в форме гротеска описывалось прошлое России и ее стремление к будущему. А вместе с философом В.Ивановым была создана теория, посвященная новым формам иконописи - «метафизический синтетизм», в разработке которой также принимал активное участие Михаил Шемякин. Картины того периода основываются на изучении религиозных искусств различных эпох и стран. Шемякин даже становится послушником Псково-Печерского монастыря.

Изгнание

Творчество художника в «советский» период не раз подвергалось пристальному вниманию со стороны властей и «собратьев» по кисти. Аресты после выставок, незаконные конфискации картин, принудительное психиатрическое лечение. Интересно, что, по словам самого Михаила, инициатором преследований являлись зачастую не а братья-товарищи художники, члены Союза. Все, что написал Михаил Шемякин (картины того периода), мало сохранилось.

Результатом усилий соответствующих органов и отдельных лиц, именующих себя художниками, стало выдворение Шемякина из СССР (1971). С тех пор талант процветает в Париже, а затем - в Нью-Йорке (с 1981), где получает заслуженное признание истинных ценителей искусства. За границей Шемякин много делал и делает для российских писателей и художников нонконформистов, публикуя их работы и устраивая ежегодные выставки.

Дружба с Высоцким

Они познакомились уже в Париже (1974) и подружились с тех пор навсегда. Поэт и художник, по воспоминаниям окружающих, представляли из себя некий творческий симбиоз. Высоцкий посвящал Михаилу свои стихи и песни. Шемякин - рисовал картины, иллюстрируя творчество Владимира Семеновича. А после смерти - создал памятник великому поэту, который был установлен в Самаре. Всего сорок две иллюстрации к произведениям Высоцкого нарисовал Михаил Шемякин. Картины этого цикла носят названия: «Конец охоты на волков», «Кони привередливые», «Купола», «Набат», «Моя цыганская», «Спасите наши души» и многие, многие другие.

Познакомил великих гениев современности Барышников. Высоцкий в то время уже женился на Марине Влади и приехал «погостить» в Париж. Всю ночь Владимир исполнял свои новые и уже известные песни, а затем Шемякин и Высоцкий до утра бродили по берегу Сены. Михаил вспоминал, что было такое чувство, будто они знали друг друга всегда, затем расстались - и снова свиделись после долгой разлуки. Столько всего надо было успеть сказать друг другу. Столько случилось событий за это время! И надо было выговориться, успеть во что бы то ни стало.

Эта творческая дружба продолжалась еще несколько лет, до самой смерти поэта, которую художник пережил тяжело. И даже после: Шемякин впервые издает за границей полное собрание песен и сочинений Владимира Высоцкого.

Более позднее творчество

В 2000 родился «Воображаемый музей» в Хадсоне (США), который создает художник Михаил Шемякин. Картины, собранные там - по тематике исследований, начатых им еще в 70-е - структурированы по различным категориям, философским и религиозным, историческим и техническим. Результат: Шемякин удостаивается пяти докторских степеней. Известна в России его тематическая передача «Воображаемый музей Шемякина», произведенная для канала «Культура» в 2002-2003. В родном Питере Михаил организовывает выставки по итогам своих исследований, выпускает каталоги художественных искусств, приезжая в Россию.

Из монументальных работ: в Питере - жертвам политрепрессий, памятник первостроителям Петербурга. В Москве - композиция скульптур «Дети - жертвы пороков взрослых».

С 90-х и по сей день вместе с В.Полуниным Шемякин устраивает перфомансы в различных городах мира.

Последние работы

В 2007 художник снова возвращается во Францию (Шатору). Здесь он поселился и работает в различных направлениях: рисунок, декорации для театра и кино. Самое оригинальное, что создает сегодня Михаил Шемякин, - картины из мусора. Они завоевали внимание ценителей творчества художника во многих странах.