Школьный этап всероссийской олимпиады по литературе. Всероссийская олимпиада школьников

10 - 11 классы.

I . Историко-литературный блок.

1.1. Соотнесите фамилии русских писателей с литературными местами, связанными с их жизнью и творчеством:

Г.Р. Державин Старая Русса

А.С. Пушкин Карабиха;

М.Ю. Лермонтов Ясная Поляна;

Н.В. Гоголь Тамбов

А.Н. Островский Тарханы;

Л.Н. Толстой Михайловское;

Ф.И. Тютчев Орёл

А.А. Фет Овстуг

Н.А. Некрасов Щелыково.

Н.С. Лесков Мураново

Ф.М. Достоевский Рим

Ответ. Г.Р. Державин - Тамбов; А.С. Пушкин - Михайловское; М.Ю. Лермонтов -Тарханы;

Н.В. Гоголь - Рим, А.Н. Островский - Щелыково, Л.Н. Толстой - Ясная Поляна;

Ф.И. Тютчев - Овстуг, Мураново, А.А. Фет - Степановка, Воробьёвка;

Н.А. Некрасов - Карабиха, Н.С. Лесков - Орёл, Ф.М. Достоевский - Старая Русса

1.2. Кто из русских писателей XIX века совершил кругосветное путешествие? Назовите произведение, в котором отразились его впечатления.

Ответ. И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада»

1.3. Назовите произведения русских писателей, в заглавии которых есть слова, имеющие отношение к природе (времена года, пейзаж, время суток и т. д.)

1.4. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.
б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.
в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.
г) Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.
д) Эпиграмма — это вступление к большому литературному произведению.
е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.
ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.
з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.
и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф.Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Ответ. да - в), г) ; нет - а), б), д), з), и), е), ж)

1.5.Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите.

А) Не напрасно дули ветры,
Не напрасно шла гроза.
С.А.Есенин

Ответ. анафора, синтаксический параллелизм

Б) Унылая пора! очей очарованье!
А.С.Пушкин

Ответ . эпитет, оксюморон

В) Печальная береза
у моего окна,
И прихотью мороза
разубрана она.
А.А.Фет

Ответ. Эпитет, метафора

Г) Мурава лугов
Ковром стелется…
Гляну к северу —
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится.

И.С.Никитин

Ответ. Сравнение, метафора, сравнение

Д) Нева вздувалась и ревела...
и вдруг, как зверь остервенясь,
на город кинулась...
А.С.Пушкин

Ответ. Олицетворение, сравнение

1.6. Герои русской литературы часто смотрят на звезды. Укажите авторов и произведения, откуда взяты следующие фрагменты.

А)…звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие,что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли илиза какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады,зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать ихбитвы и торжества, горят с прежним блеском, а их страсти и надежды давно угасли вместе с ними,как огонек, зажженный на краю леса беспечным

странником!

Б) Я думал... не помню, что думал;

Я слушал таинственный хор,

И звезды тихонько дрожали,

И звезды люблю я с тех пор...

В) Среди миров, в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя:

Не потому, чтоб я её любил,

А потому, что мне темно с другими.

Г) Открылась бездна, звезд полна,

Звездам числа нет, бездне - дна.

Д) Все осветилось. Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь

обсыпался хрустальными звездами. Мороз как бы потеплел. Толпы парубков и девушек

показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие.

Е) И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!

Ответ.

А) М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»;

Б) А.А.Фет Стихотворение

Г) М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о божием величестве...»

Д) Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;

Е) В. Маяковский «Если звёзды зажигают…»

1.7. Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, чьи строки переделаны авторами.

Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин)

Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский)

Не так страшен чёрт, как его малютки; на чужую кровать рот не разевать; пуганая корова на куст садится (В. Шишков)

Ответ.

Люблю отчизну я, но странною любовью (М.Ю. Лермонтов)

Любить? Но зачем же? На время не стоит труда, а вечно любить невозможно (М.Ю. Лермонтов)

Не так страшен чёрт, как его малюют; на чужой каравай рот не разевай; пуганая ворона куста боится (пословицы)

1.8. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали :

О своём Тулоне,

Изобрести перпетуум-мобиле,

- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»,

- «мне только бы досталось в генералы»,

- «в Европу прорубить окно».

Ответ.

О своём Тулоне - князь Андрей Болконский;

Изобрести перпетуум-мобиле - механик-самоучка Кулигин;,

- «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…» - Манилов,

- «мне только бы досталось в генералы» - полковник Скалозуб,

- «в Европу прорубить окно» Пётр I.

1.9. О ком из героев русской литературы следующие слова: «Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло. Женщины от него с ума сходили, мужчины называли его фатом и втайне завидовали ему. Он жил, как уже сказано, на одной квартире с братом, которого любил искренно, хотя нисколько на него не походил».
А) о Сильвио, герое повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети»
В) о Печорине, герое романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Г) о князе Андрее Болконском, герое романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

Ответ. о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

1.10.Приведите примеры «говорящих фамилий» литературных героев и персонажей. Как характеризуют их фамилии?

II .Интерпретация лирического произведения.

М.Ю.Лермонтов

Казачья колыбельная песня

Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
‎В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
‎Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
‎Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползёт на берег,
‎Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
‎Закалён в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
‎Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,
‎Бранное житьё;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмёшь ружьё.
Я седельце боевое
‎Шёлком разошью…
Спи, дитя моё родное,
‎Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
‎И казак душой.
Провожать тебя я выйду —
‎Ты махнёшь рукой…
Сколько горьких слёз украдкой
Я в ту ночь пролью!..
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
‎Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
‎Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
‎По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
‎Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
‎Образок святой:
Ты его, моляся богу,
‎Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
‎Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
‎Баюшки-баю.

2.1. Сформулируйте поэтическую тему и идею произведения. Определите основное настроение.

Ответ. «Казачья колыбельная» написана от лица матери, баюкающей своего младенца, сына «старого воина»; мать предсказывает мальчику «бранное житьё», опасную, но славную жизнь казака. Всё в этом стихотворении исполнено гармонии, и даже печальные мысли о неизбежной разлуке, о тоскливом ожидании сына, о трудностях, которые его подстерегают, не нарушают общего покоя и размеренности. Сын повторит путь отца, а утешением и поддержкой в бою ему послужат «образок святой», молитва и воспоминание о матери. Идея связи поколений: жить должно полнокровно и праведно, любя Бога, отца, мать, Отчизну.

2.2.Проанализируйте композицию и образный строй стихотворения. Как из совокупности картин и образов рождается представление о нравственном идеале народного мира? Какие ценности составляют этот идеал?

2.3.Как жанр помогает выразить идею произведения?

2.4. Какие народно-поэтические выразительные средства использованы в стихотворении, какова их роль?

2.5.Какие мысли и чувства рождает у Вас это стихотворение?

Ответ.

«Казачья колыбельная песня» выдержана в духе монолога матери.

Первое восьмистишье подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения - ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул.

Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю.

Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоится на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка.

Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине - так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Есть ли надежда на успех и где залог благополучного исхода праведного служения? По смыслу колыбельной песни, а значит, и по убеждению автора, такой залог есть:

Дам тебе я на дорогу
Образок святой,
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой.

Иначе: не отклоняйся от долга и заветов Православной веры!

Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи младенец, мой прекрасный,
Баюшки-баю.

С трогательной простотой поэт раскрывает в гениально найденных образах-символах спасительную нить поколений, жизнь которых проходит в честном, хотя и суровом, служении Богу и Отчизне. Младенец еще в зыбке, но он охраняем любовью и лаской матери, мужеством отца, закаленного в «боях» за общее дело. Получит и он благословение родителей на такое дело:

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье...

Здесь не обязательно подразумевать лишь «ратное» деяние, хотя речь идет в первую очередь о нем. Однако важно учесть, как относится сама мать к исполнению сыном своего долга, во всех случаях нелегкого:

Я сидельце боевое
Шелком разошью...

Это не бравада, а сознание необходимости всем и вместе защищать благополучие родной земли:

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой (т. е. отважный и честный),
Провожать тебя я выйду,
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!

В русской литературе нет произведения, где бы столь же органично и художественно, без назидательности и дидактизма были сведены воедино три самые фундаментальные основы жизни русского человека: Бог, Отчизна, дом родной. В этом следует видеть также и высшую точку духовного подъема самого Лермонтова как поэта.

В. Г. Белинский писал о «Казачьей колыбельной песне»: «Это стихотворение есть художественная апофеоза матери: все, что есть святого, беззаветного в любви матери, ... вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, - все это воспроизведено поэтом во всей полноте» .

А) Его обучил грамоте дьячок С. Н. Сабельников. В доме Христофора Дудина он впервые в своей жизни увидел недуховные книги. По замечанию В. Белинского, «он, подобно северному сиянию, блеснул в литературе. Ослепительно и прекрасно было это явление!»

Б) Получил хорошее образование, служил в гвардейском полку, сотрудничал в литературных журналах, сам был редактором. В одном из журналов опубликовал два первых своих произведения, которые принесли литературную славу, увлекался идеями масон. Много путешествовал, бывал в Кенигсберге и беседовал с И. Кантом, разделял его взгляды.

В) Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета, в последние годы жил в имении Званка. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. Явился создателем «забавного русского слога».

Задание 3. Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы. Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику . Н-р: А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.

А) Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен. Ведь, например, в дождик, в холод целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет; а при мне ходил на кабана один на один.

Б) Что за девка-то была! Бывало, кто ни проедет всякий похвалит никто не осудит, барыни дарили ее то платочком, то сережками. Господа проезжие нарочно остановились будто бы пообедать аль отужинать, а в самом деле только чтоб на нее подолее поглядеть. Бывало барин, какой бы сердитый ни был при ней, утихает и милостиво со мною разговаривает. Поверите ль, сударь, курьеры, фельдъегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался, что прибрать, что приготовить за всем успевала.

В) Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светлорусыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравились. Я смотрел на нее с предубеждением.

Г) Она, не смущаясь, через всю залу шла прямо ко мне, и я вскакивал, не дожидаясь приглашения, и она улыбкой благодарила меня за мою догадливость. Когда нас подводили к ней и она не угадывала моего качества, она, подавая руку не мне, пожимала худыми плечами, и, в знак сожаления и утешения, улыбалась мне. Когда делали фигуры мазурки вальсом, я подолгу вальсировал с нею, и она, часто дыша, улыбалась и говорила мне: «Encore».

Задание 4 Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например: 2в - Н. Карамзин.

Задание 5. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой.

б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат».

в) Рифма - обязательно условия стихотворной речи.

г) Прототип - это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа.

д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении.

е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия.

Задание 6. Прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.) Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы .

Звонкий и ласковый,

Как птичка в клетке,

Сердце запрыгает;

Встречу ль глаза твои

Лазурно-глубокие,

Душа им навстречу

Из груди просится,

И как-то весело,

И хочется плакать,

И так на шею бы

Тебе я кинулся.

Задание 1 А) П. Вяземский; Б) П. Чаадаев; В) Д. Давыдов.

Задание 2 А) М. Ломоносов; Б) Н. Карамзин; В) Г. Державин

Задание 3 А) «Герой нашего времени» (допустимо «Максим Максимыч»), М. Лермонтов, Максим Максимыч о Печорине.

Б) «Станционный смотритель», А. Пушкин, Вырин (допустимо «отец Дуни») о Дуне.

В) «Капитанская дочка», А. Пушкин, Гринев и Маше.

Г) «После бала», Л. Толстой, Иван Васильевич (допустимо «рассказчик») о Вареньке (допустимо «дочери генерала»).

Задание 5 а) нет, б) да, в) нет, г) нет, д) да, е) да

Задание 6

Модель ответа на задание № 6.

Отвечая на поставленные вопросы, ученик должен:

– Обнаружить адекватное понимание семантики стихотворения. Это стихотворное посвящение личного, интимного характера. В нем М. Лермонтов высказывает чувство, отличающееся простотой, глубиной и человечностью (оно лишено манерности, игры, подчеркнутой «поэтичности»).

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения. Автор стремится выразить неподдельность и правдивость своего чувства, поэтому его цель – избежать искусственности, избитых слов, усложненности, добиться впечатления «обычной речи», искреннего признания.

– Указать характерные принципы отбора поэтических средств, создающих впечатление «простоты, непосредственности, естественности», как-то:

Незамысловатый характер образов (сравнений, эпитетов, традиционных метафорических оборотов).

Разговорная и нейтральная лексика («как-то весело», «на шею б… кинулся», «птичка», «хочется плакать»), отсутствие «поэтической» лексики.

Средства, напоминающие о народном поэтическом искусстве: синтаксическое подобие (параллелизм) первых двух четверостиший, анафора, характерные обороты с условным наклонением («слышу ли…», «встречу ли…») и др.

Следует отметить отсутствие рифмы («белые стихи»), выбор формы стихотворения с короткими строками.

Может быть отмечен непостоянный и нечеткий характер стихотворного метра, усиливающий впечатление «разговорности» текста и также напоминающий о метре народных песен.

ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ

1. В одном из стихотворений Тютчев цитирует поэта-предшественника. Кто он и его стихотворение?

И вот: свободная стихия, -

Сказал бы наш поэт родной, -

Шумишь ты как во дни былые,

И катишь волны голубые,

И блещешь гордою красой!..

2. Тынянов – Пушкин, Набоков – Гоголь, Бунин – Чехов, Чуковский – Некрасов, Ходасевич – Державин. Объясните логику приведенной последовательности писательских фамилий (т.е. как они связаны?).

3. Какой писатель вызвал на дуэль другого писателя (или поэт - поэта)? В каких произведениях есть сцена дуэли?

4. Какие музыкальные инструменты упоминаются в повести Булгакова «Собачье сердце»?

5. Какую цитату из комедии Грибоедова «Горе от ума» использует Пушкин в романе «Евгений Онегин»?

6. Какие стихи пишет Ленский перед дуэлью? Назовите начальные строки стихов. Определите жанр (эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, панегирик).

7. На каком языке написано письмо Татьяны Лариной Онегину? Вспомните строки, подтверждающие это.

8. Сколько повестей в романе Лермонтова «Герой нашего времени»? Воспроизведите их порядок в тексте, а затем постройте хронологически последовательно.

10. Сколько рассказчиков в романе Лермонтова «Герой нашего времени»? А в повести Пушкина «Капитанская дочка»?

11. О каком местечке Пушкин пишет: «… Вновь я посетил тот уголок земли…»?

12. Кому эту эпиграмму адресует Пушкин?

Полу-милорд, полу-купец,

Полу-мудрец, полу-невежда,

Полу-подлец, но есть надежда,

Что будет полным наконец.

1. Тютчев цитирует строки из стихотворения Пушкина «К морю».

2. Все первые писатели из перечисленных по отношению ко вторым – создатели художественных книг с описанием жизни и творчества последних.

3. Например, Гумилёв стрелялся с поэтом Волошиным. Сцены дуэли есть у Пушкина в «Выстреле», в романе «Евгений Онегин», у Лермонтова в «Герое нашего времени», у Куприна в «Поединке».

4. В повести «Собачье сердце» новорождённый Шариков играет на балалайке

5. «И попал, как Чацкий, с корабля на бал», - говорит Пушкин об Онегине.

6. «Куда, куда вы удалились, златые дни весны моей?» - говорит Ленский перед дуэлью. Жанр этого произведения – элегия.

7. Татьяна могла без ошибок писать лишь по-французски. Пушкин переводит её письмо на русский язык и пишет: «Но вот Неполный слабый перевод, С живой картины список бледный…»

8. В романе «Герой нашего времени» 5 повестей, расположенных по композиционному замыслу писателя: «Бэла», «Максим Максимыч» и рассказанные героем «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист».

В хронологическом порядке иначе: «Тамань» (Печорин впервые едет в армию к месту назначения), «Княжна Мери», «Бэла» (сослан за дуэль в крепость на левом фланге), «Фаталист» (передышка в казацком селе после боя), «Максим Максимыч» (через 5 лет Печорин в отставке).

9. Эти произведения якобы написал Хлестаков в комедии Гоголя «Ревизор»

10. Рассказчиков в романе «Герой нашего времени» трое: Максим Максимыч, штабс-капитан из крепости, проезжий офицер-аристократ, напоминающий самого Лермонтова и сам Печорин (в образе героя угадываются черты внешности и характера кузена Лермонтова – Монго)

У Пушкина 1 рассказчик – дворянин нового поколения и новых взглядов Пётр Гринёв. 11. Это о Михайловском, в котором он провёл 2 года незаметных в 1824-25 годах во время эпидемии холеры под присмотром своего отца.

12. Эпиграмма написана графу Воронцову, под надзором которого поэт находился в Одессе.

Олимпиада по литературе 9 класс с ответами

а) "Поехавши из Петербурга, я воображал себе, что дорога была наилучшая. Таковою её почитали все те, которые ездили по ней вслед государя. Такова она была действительно, но на малое время. Земля, насыпанная на дороге, сделав её гладкою в сухое время, дождями разжиженная, произвела великую грязь среди лета и сделала её непроходимою... Обеспокоен дурною дорогою, я, встав из кибитки, вошёл в почтовую избу, в намерении отдохнуть".

б) "В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой, сквозь которые летели белые хлопья снегу; небо слилося с землёю; очутился в поле и напрасно хотел снова попасть на дорогу; лошадь ступала наудачу и поминутно то взъезжала на сугроб, то проваливалась в яму; сани поминутно опрокидывались".

в) "До станции оставалось ещё с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и странно, мне показалось, что они гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика".

г) "И точно, дорога опасная; направо висели над нашими головами груды снега, готовые, кажется, при первом порыве ветра оборваться в ущелье; узкая дорога частию была покрыта снегом, который в некоторых местах проваливался под ногами, в других превращался в лёд от действия солнечных лучей и ночных морозов, так что мы с трудом сами пробирались; лошади падали; налево зияла глубокая расселина, где катился поток, то скрываясь под ледяною корою, то с пеною прыгая по чёрным камням".

д) "Но нигде не было слышно отдалённого петушьего крика: ни в городе, ни в разорённых окрестностях не оставалось давно ни одного петуха. По небольшому бревну перебрались они через проток, за которым возносился противоположный берег, казавшийся выше бывшего у них назади и выступавший совершенным обрывом. Казалось, в этом месте был крепкий и надёжный сам собою пункт городской крепости..."

а) Певец-гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров,

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов.

б) Любовью, дружеством и ленью

Укрытой от забот и бед,

Живи под их надёжной сенью;

В уединении ты счастлив: ты поэт.

в) Струн вещих пламенные звуки

До слуха нашего дошли,

К мечам рванулись наши руки

И - лишь оковы обрели.

г) Когда увидит кто, что в царском пышном доме

По звучном громе Марс почиет на соломе,

Что шлем его и меч хоть в лаврах зеленеют,

Но гордость с роскошью повержены у ног,

И доблести затмить лучи богатств не смеют, -

Не всяк ли скажет тут, что браней страшный бог...

д) Так из глуши моей стремлю

Я к вам заботливые взгляды,

Вам высшей благости молю...

3. Дайте историко-литературный комментарий к стихотворению Д.Давыдова «Бородинское поле».

Д.Давыдов

Бородинское поле

Умолкшие холмы, дол, некогда кровавый!

Отдайте мне ваш день, день вековечной славы,

И шум оружия, и сечи, и борьбу!

Мой меч из рук моих упал. Мою судьбу

Попрали сильные. Счастливцы горделивы

Невольным пахарем влекут меня на нивы...

О, ринь меня на бой, ты, опытный в боях,

Погибели врагов предчувственные клики,

Вождь гомерический, Багратион великий!

Простри мне длань свою, Раевский, мой герой!

Ермолов! Я лечу - веди меня, я твой:

О, обречённый быть побед любимым сыном,

Покрой меня, покрой твоих перунов дымом!

Но где вы?.. Слушаю... Нет отзыва! С полей

Умчался брани дым, не слышен стук мечей,

И я, питомец ваш, склонясь главой у плуга,

Завидую костям соратника иль друга.

4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение

следующие литературные произведения?

А.С. Пушкин. «Медный всадник» М.Врубель

М.Ю. Лермонтов. «Демон» В.Фаворский

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» А.Бенуа

«Слово о полку Игореве» А.Агин

5. Назовите признаки жанров, присутствующих в этом произведении И.А. Крылова. Аргументируйте свой ответ.

Осёл и Соловей

Осёл увидел Соловья

И говорит ему: “Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

Хотел бы очень я

Сам посудить, твоё услышав пенье,

Велико ль подлинно твоё уменье?"

Тут Соловей являть своё искусство стал:

Защёлкал, засвистал

На тысячу ладов, тянул, переливался;

То нежно он ослабевал

И томной вдалеке свирелью отдавался,

То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.

Внимало все тогда

Любимцу и певцу Авроры:

Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,

И прилегли стада.

Чуть-чуть дыша, пастух им любовался

И только иногда,

Внимая Соловью, пастушке улыбался.

Скончал певец. Осёл, уставясь в землю лбом:

“Изрядно, - говорит, - сказать неложно,

Тебя без скуки слушать можно;

А жаль, что незнаком

Ты с нашим петухом;

Ещё б ты боле навострился,

Когда бы у него немножко поучился".

Услыша суд такой, мой бедный Соловей

Вспорхнул и - полетел за тридевять полей.

Избави бог и нас от этаких судей.

6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Аллегория».

7. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Почему некоторые стихотворения русских поэтов становятся народными песнями

Ответы на задания олимпиады по литературе 9 класс

А) А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».

Б) А.С. Пушкин. «Метель».

В) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашей времени», «Бэла».

Г) М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени», «Бэла».

Д) Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба».

А) А.С. Пушкин. Денису Давыдову.

Б) А.С. Пушкин. Дельвигу.

В) А.И. Одоевский. Ответ А.С. Пушкину.

Г) Г.Р. Державин. Фельдмаршалу графу Александру Васильевичу Суворову-Рымникскому.

Д) Е.А. Баратынский. П.А. Вяземскому.

4. В творчестве каких художников нашли образное воплощение следующие литературные произведения?

А.С. Пушкин. «Медный Всадник» - А.Бенуа

М.Ю. Лермонтов. «Демон» - М.Врубель

Н.В. Гоголь. «Мёртвые души» - А.Агин

«Слово о полку Игореве» - В.Фаворский

Тестовые задания

1. Вспомните содержание русских былин и определите, кто из богатырей какое действие выполняет? В лист ответов записывайте только цифры и буквы соответствующих вариантов. Например: 1а, 2в и т.п.

1) Илья Муромец А) спасает Забаву Путятичну

2) Добрыня Никитич Б) сватается к Настасье Микуличне

3) Алеша Попович В) встречается «с красной девицей – удалой поляницей»

2. Какой из приведенных эпитетов есть в «Слове о полку Игореве»?

А) ясные зори

Б) кровавые зори

В) алые зори

Г) румяные зори

3. Кто из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» произносит:

Служить бы рад, прислуживаться тошно?

А) Репетилов

Б) Чацкий

В) Скалозуб

Г) Молчалин

4. Стихотворение А. С.Пушкина «К***» («Я помню чудное мгновенье…») посвящено:

А) М. Н. Раевской Б) Е. Н. Карамзиной

В) А. П. Керн Г) Е. П. Бакуниной

5. Каким размером написана «онегинская» строфа?

А) Вольным ямбом Б) Четырехстопным ямбом

В) Пятистопным ямбом Г) Александрийским стихом

6. В какой последовательности Чичиков, герой поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души», посещал помещиков?

А) Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин

Б) Манилов, Собакевич, Плюшкин, Коробочка, Ноздрёв

В) Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Коробочка, Плюшкин

Г) Коробочка, Манилов, Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин

7. Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения И.А.Бунина:

В чашу тёмную глядится

Круг зеркально-золотой…

Какой стилистический приём использовал автор?

А) Параллелизм Б) Антитеза В) Инверсия Г) Градация

8. Укажите временные границы «серебряного века» русской поэзии.

А) начало 20 века Б) конец 19 – начало 20 века

В) начало-середина 20 века Г) конец 19 века

9. Кого из поэтов называют «последним поэтом деревни»?

А) В. Иванова Б) С. Есенина В) И. Северянина Г) К. Бальмонта

Олимпиада по литературе 7 класс

1. Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

Летопись

«Лошадиная фамилия»

Басня

«Кубок»

Баллада

«Повесть временных лет»

Сказка

«Каша из топора»

Рассказ

«Мартышка и очки»

Стихотворение

«Белая береза»

2. Определите писателя по биографическим фактам.

Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее, В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя»

Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа»

Максимальное количество баллов – 3

3. Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) В.Жуковского называют «солнцем русской поэзии»

б) Летописание на Руси началось в XI веке.

В) Стихотворение, в основе которого лежит историческое событие, предание с острым сюжетом называется балладой

Г) эпиграф – короткий текст, помещенный автором после произведения

Д) Повесть и слово - жанры древнерусской литературы.

Максимальное количество баллов – 5

4 Соедините фамилии и имена русских и зарубежных писателей.

1) Агния а) Есенин

2) Астрид б) Пришвин

3) Сергей Александрович в) Куприн

4) Александр Иванович г) Маршак

5) Александр Сергеевич д)Линдгрен

6) Константин Георгиевич е) Родари

7) Джанни ё) Астафьев

8) Виктор Петрович ж) Барто

9) Самуил Яковлевич з) Паустовский

10) Михаил Михайлович и) Пушкин

По 1 баллу за факт (10 баллов).

5. Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма

2) Разговор двух и более лиц. б) пейзаж

3) Созвучие концов строк. в)диалог

4) Иносказательно описывает предмет, учит

угадывать задуманное. г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза

7)Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием. ж)аллегория 8)Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов. з) рассказ. По 1 баллу за факт (8 баллов).

6. Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна». Ответьте на вопросы:

1.Какое изобразительно – выразительное средство лежит в основе стихотворения

(сравнение, эпитет, олицетворение).

2. Выпишите слова, которые подчёркивают эмоциональное состояние поэта,

напиши какое.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весной…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.

И сердце сильно таки в груди

Как будто счастье впереди

И унесла зима заботы

7. Кому из сказочных или литературных героев принадлежат перечисленные ниже предметы? Назовите героя, произведение и автора.

А) сабля и ранец

Б) волшебные волоски из бороды

В) ячменное семечко в цветочном горшке

Г) разбитое корыто

Д) говорящее чудесное зеркало

8 ..Найдите ошибки в определении литературоведческого термина басня.

Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Жанр возник в 19 веке и нашел отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И.Тютчева.

9. Анализ текста.
Голубые тени
Возобновилась тишина, морозная и светлая. Вчерашняя пороша лежит по насту, как пудра со сверкающими блестками, наст нигде не проваливается и на поле, на солнце, держит еще лучше, чем в тени. Каждый кустик старого полынка, репейника, былинки, травинки, как в зеркало, глядится в эту сверкающую порошу и видит себя голубым и прекрасным. (М.М.Пришвин).
1)Как называется это описание? 2)Какое время года изобразил М.М.Пришвин? Докажите это примерами из текста. 3)Какие выразительные средства художественной речи использует писатель в этом описании? По 1 баллу за факт

Ответы.

7 класс

1. 1- В;

2 –Д;

3 –Б;

4 – Г;

5 – А;

6 – Е.

Максимальное количество баллов-6

2. А – Пушкин А.С.

Б – Лермонтов М.Ю.

В – Тостой Л.Н.

Максимальное количество баллов-3

3. А) нет
Б) да
В) да
Г) нет
Д) да

Максимальное количество баллов-5

4. 1 –ж

2 –д

3 –а

4 –в

5 –и

6 –з

7 –е

8 –ё

9 –г

10 –б

Максимальное количество баллов-10

5.1 –б

2 –в

3-а

4 –д

5 –з

6 –ж

7 –г

8 –е

Максимальное количество баллов-8

6. 1. Литературный приём – олицетворение, глагол, который переносит действие живого существа на другие предметы: Ручьи бегут, лес оденется, зима унесла)

2. Состояние – предчувствие счастья, радости; предвкушение;

И сердце сильно таки в груди

Стучит, как будто ждёт чего-то,

Максимальное количество баллов-2

7. А) сабля и ранец – солдат, сказка Г.-Х. Андерсена «Огниво»

Б) волшебные волоски из бороды - старик Хоттабыч, из одноимённой сказки Лагина

В) ячменное семечко в цветочном горшке – из него родилась Дюймовочка, сказка Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

Г) разбитое корыто – старуха, А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке»

Д) говорящее чудесное зеркало – мачеха, А.С. Пушкин «сказка о мёртвой царевне…»

Максимальное количество баллов- 15 баллов(за героя, название произведения и автора по 1 баллу)

8. . Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл,. Басня - один из древнейших литературных жанров Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э. В русской литературе основы национальной басенной традиции заложил А.П.Сумароков (1717–1777). Вершиной в развитии жанра стали басни И.А.Крылова (

Максимальное количество баллов- 4

9 . Анализ текста.

1)Пейзаж.

2)Зима: «тишина морозная, светлая», «вчерашняя пороша»; «наст» и т.д.

3)Эпитет: «светлая тишина»;

сравнение: «пороша, как пудра со сверкающими блестками»;

олицетворение «кустик глядится и видит» и т. д.

1 балл за факт

Олимпиадные задания по литературе 11 класс (с ответами)

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению.

а) Назовите оба произведения;

б) укажите, какой персонаж является «исключением»;

Остап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

Количество баллов – 3

Задание 2


А)

(По А. Гришунину)


Б)

(По Ю. Лотману)


В)

(по Т. Орнатской)


Количество баллов – 3

Задание 3

1а, 2б и т.п.).



а

б

в

г

1

И. Тургенев

«Хорь и Калиныч»



Калиныч

2

А. Пушкин

«Евгений Онегин»

...Некогда буян,

Картежной шайки атаман,



Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек



Дмитрий Ларин

3

Н. Гоголь

«Мертвые души»



Башмачкин

4

А. Пушкин

«Выстрел»



Сильвио

Количество баллов – 4

Задание 4.

1а - ВАРИАНТ IV ).



а

б

в

г

1

М. Лермонтов

«Смерть поэта»



И он убит – и взят могилой,

Добыча ревности глухой,


2

М. Деларю



1831

Восходом утра пробужденный,
Я поднял очи: надо мной,

Венком лавровым осененной,
Стояла дева. Тишиной
Лицо прекрасной озарялось,
Улыбка млела на устах,
И в ясных голубых очах
Олимпа небо отражалось.

3



* * *

1838

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла.
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;

Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

4

Г. Державин

«Я памятник себе воздвиг…»

1795



3а) ВАРИАНТ I: Г. Державин

ВАРИАНТ II: А. Фет

ВАРИАНТ III: М. Лермонтов

ВАРИАНТ IV: Н. Нерасов


2б) ВАРИАНТ I: «К Неве»

ВАРИАНТ II: «К гению»

ВАРИАНТ III: «Муза»

ВАРИАНТ IV: «Роза»


1в) ВАРИАНТ I: 1836

ВАРИАНТ II: 1837

ВАРИАНТ III: 1841

ВАРИАНТ IV: 1842


4г)

ВАРИАНТ I:




ВАРИАНТ II:




ВАРИАНТ III:

Жив будет хоть один пиит



ВАРИАНТ IV:
Но сте\анет ясно всем, что эта песнь – о них,

Прославят гордо каждый стих.

Количество баллов – 4

Задание 5

а)

б)

в) Если стихотворение написано прозой, оно всё равно относится к лирике.

г)

д)

е)

ж)

з)

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочтитайте текст и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:



к)

л)

м)

Количество баллов – 6

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6


Количество баллов – 10

Ответы:

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»; в) назовите автора (авторов) обоих произведений.

Отсап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

Количество баллов - 3.

Ответ :

а) «Тарас Бульба», «Полтава»

б) Мазепа

в) Н. Гоголь, А. Пушкин.

Ставится по 1 баллу за полный верный ответ на каждый из вопросов а, б, в.

Задание 2

Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.


А)

Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).

В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне…

(По А. Гришунину)


Б)

Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

(По Ю. Лотману)


В)

Родился в Москве. Отец, Михаил Адреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными.

В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева…

(по Т. Орнатской)


Количество баллов - 3.

Ответ:

а) А.С. Грибоедов;

б) А.С. Пушкин;

в) Ф.М. Достоевский.

Ставится по 1 баллу за каждый верный ответ.

Задание 3

В приведенной таблице найдите четыре ячейки, содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).

Внимание! Указывайте не более четырех ячеек.



а

б

в

г

1

И. Тургенев

«Хорь и Калиныч»

На пороге избы встретил меня старик – лысый, низкого роста, плечистый и плотный… Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же маленькие глазки, такой же курносый нос. … Он, казалось, чувствовал свое достоинство, говорил и двигался медленно, изредка посмеивался из-под длинных своих усов.

Калиныч

2

А. Пушкин

«Евгений Онегин»

...Некогда буян,

Картежной шайки атаман,


Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой

Отец семейства холостой,

Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек



Дмитрий Ларин

3

Н. Гоголь

«Мертвые души»

Чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным…

Башмачкин

4

А. Пушкин

«Выстрел»

…Воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости.

Сильвио

Количество баллов - 4.

Ответ: 1г, 2г, 3б, 4в

Ставится 1 балл за каждую верно указанную ячейку.

Задание 4.

Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а - ВАРИАНТ IV ).



а

б

в

г

1

М. Лермонтов

«Смерть поэта»



И он убит – и взят могилой,

Как тот певец, неведомый, но милый,

Добыча ревности глухой,

Воспетый им с такою чудной силой.

Сраженный, как и он, безжалостной рукой.


2

М. Деларю



1831

Восходом утра пробужденный,
Я поднял очи: надо мной,
Склоняясь главою вдохновенной,
Венком лавровым осененной,
Стояла дева. Тишиной
Лицо прекрасной озарялось,
Улыбка млела на устах,
И в ясных голубых очах
Олимпа небо отражалось.

3



* * *

1838

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла.
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

4

Г. Державин

«Я памятник себе воздвиг…»

1795



3а) ВАРИАНТ I: Г. Державин

ВАРИАНТ II: А. Фет

ВАРИАНТ III: М. Лермонтов

ВАРИАНТ IV: Н. Некрасов


2б) ВАРИАНТ I: «К Неве»

ВАРИАНТ II: «К гению»

ВАРИАНТ III: «Муза»

ВАРИАНТ IV: «Роза»


1в) ВАРИАНТ I: 1836

ВАРИАНТ II: 1837

ВАРИАНТ III: 1841

ВАРИАНТ IV: 1842


4г)

ВАРИАНТ I:

Так! Весь я не умру, но часть моя большая,


От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселена будет чтить.

ВАРИАНТ II:

Не вовсе я умру, но смерть оставит


Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

ВАРИАНТ III:

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире


Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит



ВАРИАНТ IV:

За многих думал я, за всех знал муки страсти,


Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.

Количество баллов - 4.

Ответ: 3а – вариант III; 2б – вариант III; 1в – вариант II; 4г – вариант I.

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступеление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочтитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:



к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Количество баллов - 6.

Ответы:

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

11-12 - 6 баллов

9-10 - 5 баллов

7-8 - 4 балла

5-6 - 3 балла

3-4 - 2 балла

1-2 - 1 балл

0 - 0 баллов

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6

Проанализируйте символику стихотворения Ф. Тютчева «Лебедь».

180 минут.

Задание состоит из шести пунктов. Максимальная суммарная оценка 30 баллов. Из них 20 могут быть получены за задания 1–5 (3+3+4+4+6), 10 - за задание 6, предполагающее элементы анализа.

Для каждого задания указывается максимальное количество баллов и условия, при которых выставляется каждый промежуточный балл. Дробные баллы не выставляются. В заданиях 1–5 объяснение ответов, исправление неверных вариантов от участника не требуется.

Задание 6 оценивается в соответствии с критериями , распечатанными на отдельном листе.

__________________

Ответы и условия оценивания

Задание 1

Перечисленные персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»; в) назовите автора (авторов) обоих произведений.

Остап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко, Бовдюг, Голокопытенко.

Количество баллов - 3.

Ответ :

а) «Тарас Бульба», «Полтава»

б) Мазепа

в) Н. Гоголь, А. Пушкин.

Ставится по 1 баллу за полный верный ответ на каждый из вопросов а, б, в.

Задание 2

Определите писателя по историко-биографическим сведениям о его семье.

Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев).

В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля, Нине Александровне…

(По А. Гришунину)

Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны (урожденной Ганнибал).

Г. Державин

«Я памятник себе воздвиг…»

3а) ВАРИАНТ I : Г. Державин

ВАРИАНТ II : А. Фет

ВАРИАНТ III : М. Лермонтов

ВАРИАНТ IV : Н. Некрасов

2б) ВАРИАНТ I : «К Неве»

ВАРИАНТ II : «К гению»

ВАРИАНТ III : «Муза»

ВАРИАНТ IV : «Роза»

1в) ВАРИАНТ I : 1836

ВАРИАНТ II : 1837

ВАРИАНТ III : 1841

ВАРИАНТ IV : 1842

ВАРИАНТ I :

Так! Весь я не умру, но часть моя большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселена будет чтить.

ВАРИАНТ II :

Не вовсе я умру, но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.

ВАРИАНТ III :

Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит

ВАРИАНТ IV :

За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь – о них,
И, у далеких грез в неодолимой власти,
Прославят гордо каждый стих.

Количество баллов - 4.

Ответ: 3а – вариант III; 2б – вариант III; 1в – вариант II; 4г – вариант I.

Ставится 1 балл за каждый верный ответ.

Задание 5

Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Эпопея, роман, повесть, сонет, рассказ - всё это жанры эпоса.

б) Если роман написан стихами, то он относится к лирике.

в) Жанр «стихотворений в прозе» относится к лирике.

г) Эпилог - это заключительная часть большого повествовательного произведения.

д) Эпиграмма - это вступеление к большому литературному произведению.

е) Строка, начинающаяся словами «На горах», может быть написана анапестом или хореем.

ж) В трехсложных размерах длина строки не может превышать трех слогов.

з) В строке «Унылая пора, очей очарованье» (А. Пушкин) невозможно определить стихотворный размер.

и) В строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев) выделенное слово является олицетворением.

Прочтитайте текст в рамке и ответьте на вопросы «к», «л», «м»:

к) Выделенные слова образуют анафору.

л) Выделенные слова являются эпитетами.

м) Выделенные слова имеют метафорическое значение.

Количество баллов - 6.

Ответы:

Два верных ответа оцениваются одним баллом:

11-12 - 6 баллов

9-10 - 5 баллов

7-8 - 4 балла

5-6 - 3 балла

3-4 - 2 балла

1-2 - 1 балл

0 - 0 баллов

Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.

Задание 6

Проанализируйте символику стихотворения Ф. Тютчева «Лебедь».

Количество баллов - 10.

Модель ответа на задание № 6.

Отвечая на поставленный вопрос, ученик должен:

– Обнаружить понимание проблематики стихотворения , ее философского характера. Ф. Тютчев сопоставляет два символа - образы лебедя и орла,- и размышляет о законах человеческого существования и познания.

– Предложить адекватную и непротиворечивую интерпретацию стихотворения . Орел - образ рационального, активного познания и покорения мира. Лебедь - образ интуитивного, эстетического восприятия мира. Зрение орла физическое, оно воспринимает только одну сторону мира. Зрение лебедя сверхъестественное («сон», глаз во время сна закрыты), оно воспринимает всю полноту мироздания. Орлу видны лишь самые яркие элементы мира, лебедю - весь мир в целости. Символичен белый («чистый») цвет лебедя. Символично его положение между небом и отражением неба в воде - между двух «бездн». Только на грани мировых стихий, на грани миров человеку доступно познание вселенной.

– Отметить поэтические средства, составляющие символику стихотворения. Кроме центральных символов – орла и лебедя – символическое значение имеют: способности орла и лебедя (летать и плавать), их цвет, их зрительные способности (приписываемые им поэзией, культурным сознанием, автором текста); символичны пространства неба и земли (воды); традиционно символическим значением наделяются в поэзии молния и гром.

Типичны для Ф. Тютчева приемы бинарного композиционного противпоставления (1-го четверостишия и остального текста), риторического обращения. Символическая обобщенность текста подчеркивается отбором лексических средств архаического (в том числе старослявянского) характера: «поле т», «зве здный» (с «е» вместо современного «ё»); «впивает», «бездна», «всезрящий», «твердь» и др.

На основании двоемирия, поэтизации стихий, сна, интуиции стихотворение может быть оценено как романтическое. Слово «твердь» в контексте стихотворения означает небо.