Сочинение Грин А. Тема:А.Грин «Алые паруса»

Тема:А.Грин «Алые паруса».

Цели урока:знакомство с писательской судьбой А.Грина,художественный анализ произведения «Алые паруса»,относящийся к приключенческому жанру(познакомить с особенностями жанра феерии),работа над портретной характеристикой героя,обучение навыкам выразительного чтения,формирование у обучающихся деятельного отношения к жизни,воспитание благородства.

Планируемые результаты: познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; чтение; осмысленное восприятие текстов.

Личностные УУД: самоопределение, нравственно – этическая ориентация, способность к самооценке своих поступков.

Регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотруднечиства с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, иллюстрации к произведению,ресурсы сети Интернет,соц.сеть работников образования.

Ход урока:

«А разве « Алые паруса» не современная вещь»

«Невнимательный вы, ей-ей».

I.Организационный момент.

II.Вступительное слово: - Сегодняшний урок – это путешествие в приключенческий мир волшебства и исполнения желаний.

А.Грин – это человек с трудной,но очень счастливой судьбой.Каждому,кто верит в любовь,верность и мечту,он дарит надежду на чудо.

Стихотворение В.Некипелова «Памяти Грина».

Мне встречу с ним судьба не подарила

И лишь недавно поздние цветы,

Я положил на узкую могилу

Прославленного рыцаря мечты.

Но с детских лет, с тех пор когда впервые

Я в мир чудес, им созданных проник.

Идут со мною рядом, как живые

Весёлые герои его книг.

Они живут в равнинах Зурбагана,

Где молодая щедрая Земля.

Распахнута ветрам и ураганам

Как палуба большого корабля.

Пускай тот мир, нездешний и старинный

От нашей современности далёк

Читаешь удивительного Грина –

И душу греет тёплый огонёк.

А он идёт, весёлый, добрый спутник

Повсюду с нами в дружеском строю.

И вносит в наши творческие будни

Романтики певучую струю.

Сообщение ученика о жизни писателя.

Все-таки это удивительный, замечательный писатель, истинный романтик и сочинитель невероятных историй, каких во всей мировой литературе немного!
Я.К..Голованов

ГРИН (настоящая фамилия - Гриневский) Александр Степанович (1880-1932), прозаик.

Родился 11 августа (23 н.с.) в г. Слободском Вятской губернии в семье служащего, поляка, сосланного 16-летним юношей в Сибирь за участие в Польском восстании 1863. Мать, русская женщина, умерла, когда Грину было 13 лет.

В 1896, окончив четырехклассное Вятское городское училище, уехал в Одессу. С детства любил книги о мореплавателях, путешествиях, поэтому надеялся осуществить свою мечту - выйти в море на каком-нибудь корабле матросом. Однако прежде всего ему пришлось бродяжничать в поисках работы. Несколько раз "повезло": взяли матросом по маршруту Одесса-Батуми-Одесса. После возвращения понял, что эта "карьера" не для него. Перепробовал много профессий: был рыбаком, чернорабочим, лесорубом и золотоискателем на Урале, солдатом. Во время службы в резервном пехотном батальоне примкнул к эсерам, с помощью которых дезертировал с военной службы.

В 1903 в Севастополе был впервые арестован за пропагандистскую работу среди матросов. За попытку к бегству отсидел на строгом режиме около двух лет (освобожден по амнистии). В 1906 в Петербурге был снова схвачен и выслан на 4 года в Тобольскую губернию, откуда бежал в Вятку, где смог раздобыть себе чужой паспорт, с которым покинул родной город навсегда. Приехал в Москву. Здесь родился его первый рассказ "Заслуга рядового Пантелеева" (агит-брошюра за подписью А.С.Г.), написанный по просьбе товарищей по партии для распространения среди солдат. Тираж был конфискован в типографии и сожжен. Только под рассказом "Случай" (1907) впервые появилась подпись А. С. Грин. В 1908 вышел первый сборник "Шапка-невидимка" с подзаголовком "Рассказы о революционерах".

Много рассказов было написано Грином, прежде чем он нашел "своего" героя. Писатель начал создавать романтические новеллы, события которых развиваются в искусственных, часто экзотических обстоятельствах. Первой такой новеллой он считал "Остров Рено" (1909). Последовала серия подобных рассказов: "Колония Ланфиер" (1910), "Зурбаганский стрелок" (1913), "Капитан Дюк" (1915) и др.

В 1917, узнав о Февральской революции, Грин приехал в Петроград с надеждой на скорые перемены в стране. Его очерк "Пешком на революцию" пронизан этим настроением, однако следующие рассказы говорят о его разочаровании, раздражении ("Восстание", "Рождение грома", "Маятник души").

В 1919 Грин служил в Красной Армии связистом. В эти годы печатался в журнале "Пламя" (редактор А. Луначарский).

Грин считал, что все прекрасное на земле зависит от воли сильных, чистых сердцем людей; об этом его произведения "Алые паруса" (1923), "Блистающий мир", "Бегущая по волнам" (1928).

В 1930 был написан роман "Дорога никуда", в 1931 - "Автобиографическая повесть".

Умер А. Грин в Феодосии.

В 1920 году, в Петрограде, гуляя по городу, А.Грин задумал эту пленительную и сказочную книгу, которую впоследствии назвал «Алые паруса».

Способен ли человек совершать чудеса своими руками?(ответ-вывод сделаем этот в конце урока.)

Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрим роман - феерию Грина «Алые паруса». Этот жанр определил автор сам и имеет два значения:

Театральное представление со сценическим эффектом;

Волшебное, сказочное зрелище.

«Алые паруса» - произведение утверждающее силу духа человека.Человек в порыве к счастью способен своими руками совершать невозможное,фантастическое.

У Грина было своё мнение о фантастике.Он считал,что писатель должен пользоваться необыкновенным только для того,чтобы привлечь внимание и начать разговор об обычном.

III.Работа по парам по тексту:

Задание первой паре: составить схему по сюжету.

Задание для второй группы: расскажите о Лонгрене и Меннерсе.Что вы узнали о прошлом Лонгрена?В чем причина конфликта с жителями городка?Как они восприняли поступок Лонгрена?На чьей стороне автор?(художественные средства,используемые автором в описании героев – гл.3-4).

Задание третьей паре:Ассоль.В чем её очарование?Что формировало её мечтательность и одухотворенность?Почему таинственный незнакомец сумел зародить в её душе мечту о счастье?Предсказание Эгля.Почему Эгль именно Ассоль сделал это предсказание. Какую роль сыграли в жизни Ассоль трактирщик-отец и его сын? (они издевались над ней, смеялись над ними, натравливали других)

Задание четвертой паре:история Грэя.Обстановка,в которой вырос Грэй.Что особенно нравилось Грэю,к чему он стремился?(выписать эпитеты,характеризующие уклад жизни семьи Грэя.гл.3) Что наложило отпечаток на его дальнейшую судьбу? (мечта стать капитаном корабля, картина в кабинете отца). Он родился капитаном, хотел быть им и стал им. Он не был похож на аристократа. Он был человек с живой душой. В чём проявлялась его открытая душа? (рассказывают случаи со служанкой )

Что послужило побегу Артура из отцовского дома? (Он не хотел жить как его отец, он очень ценил свободу. А больше всего любил море и очень хотел стать капитаном своего корабля)

Задание пятой паре:встреча Грэя и Ассоль.Какие чувства испытал Грэй,увидев Ассоль?(в основе описания пейзажа лежит антитеза.гл.4).Найдите в 4 главе портрет Ассоль.(художественные средства,используемые автором)

Задание шестой паре:Образы – символы:алые паруса – воплощение мечты Ассоль.Назовите цветовые эпитеты,использованные автором.Какой цвет становится определяющим?Как повёл сын трактирщика, когда увидел корабль а Алыми парусами? (от злости и зависти не хотел пускать Ассоль к кораблю).

IV.Подведение итогов.

Вот и подошёл к концу урок.

Прекрасный конец истории, как и у любой волшебной сказки. Ну, давайте вернёмся к нашему вопросу, который прозвучал в начале урока. (вопрос на экране) Способен ли человек совершать чудеса своими руками?

Как и у любой волшебной сказки,у этого произведения счастливый конец.Этого волшебства бы не было,если бы сам человек не стал творить чудо,которое способно изменить жизнь к лучшему.

Именно так раскрывает смысл этого произведения В.Ланцберг в своей песне(звучит песня):



Не три глаза, ведь это же не сон.
И алый парус, правда, гордо реет
В той бухте, где отважный Грей нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась.
А без друзей на свете было б очень трудно жить
И серым стал бы даже алый парус.

Ребята, надо верить в чудеса!
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоет над океаном.

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

Домашнее задание: написать мини - сочинение « Мои мечты».

1.автор название стихотворения.
2.история создания стихотворения
3.тема (о чем?)
4. идея,основная мысль стихотворения (что хотел сказать автор)
5. художественные образы стихотворения
6.какими художественными средствами раскрывается тема, основная мысль,или идея стихотворения,рисуются образы(анализ использованных тропов и фигур речи).
7.композиция стихотворения (анализ строф рифм размеров)
8.образ лирического героя.
ДАМ 49 БАЛЛОВ

Выбрать правильный ответ,он может быть не единственным: 1. Тема произведения-это а)главная мысль б)основной предмет

повествования

в)конкретная описанная ситуация

2.Проблематика произведения-это

а)круг вопросов, затронутых в произведении

б)главная тема произведения

3. Идея произведения-это

б)нравственный "урок" произведения

в)главная обобщающая мысль произведения

4. Могут ли в одном художественном произведении подниматься разные проблемы:

в)нельзя ответить однозначно

5. Действующее лицо художественного произведения является

а)образом

б)персонажем

в)лирическим героем

6.Персонажем произведения может быть

а)только человек

б)только одушевлённый предмет

в)любой предмет или явление

7.В систему персонажей входят

а)герои и их прототипы

б)герои главные,второстепенные и эпизодические

б)да,принципиальная

в)да,но незначительная

9.Лирический герой-это

а)сам поэт

б)действующее лицо стихотворения

в)образ человека, чьи чувства,настроения,переживания стремится выразить автор

10. Средствами создания характера литературного героя могут выступать

а) художественная деталь

б)речь героя

в)поступки героя

11. Портретные детали-это разновидность

а)деталей внешности

б)пейзажных деталей

в)деталей одежды

12. Психологические детали отражают

а)внутренний мир человека

б)особенности поведения

в)его происхождение

13. "Роговые очки,длинный нос.Белые в полоску брюки.Сам длинный,тощий"-какой это портрет?

а)портретное описание

б)портрет-сравнение

в)портрет впечатление

14. "Ни деревьев,ни кустов-ничего,кроме серого моря мхов, где лишь изредка виднелись серые валуны,серые озерки и серые ручьи"-какой это пейзаж?

а)пейзаж-описание

б)пейзаж-сравнение

в)пейзаж-впечатление

I вариант 1. Искусство по своей природе: а) рационально; б) эмоционально; в) сочетает в

себе и рациональное, и эмоциональное начала.

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

а) образом;

б) персонажем;

3. Тема произведения - это:

а) главная идея;

б) объект отражения;

в) конкретная описанная ситуация.

4. Идея произведения - это:

б) нравственный «урок» произведения;

в) главная обобщающая мысль произведения.

5. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

6. Композиция - это:

а) последовательность событий и действий;

б) движение произведения от завязки до развязке;

в) последовательность частей и элементов произведения.

а) жизнеописанием;

б) автобиографией;

а) мезансцена;

б) картина;

в) ремарка.

9. Кому из литературных героев принадлежат слова: «Казнить так казнить, миловать так миловать - таков мой обычай» ?

а) Мишка Копылев, «Возвращение Копылева», Л. Леонов

б) Пугачёв, «Капитанская дочка», А.С. Пушкин

в) Аммос Фёдорович, «Ревизор», Н.В. Гоголь

10. Какая героиня была на балу в белом платке с розовым поя­сом, в белых лайковых перчатках и в белых атласных баш­мачках?

а) Анна Андреевна

б) Ася Гагина

в) Варенька Б.

11. Какой герой часами сидел с сыном у микроскопа, исследуя микробов?

а) Андрей Ерин

б) Пётр Гринёв

в) Мишка Копылев

12. Где Н.Н. познакомился с Гагиными?

а) В Англии

б) В Германии

в) В России

13. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?

В государстве ромашек, у края,

Где ручей, задыхаясь, поёт,

Пролежал бы всю ночь до утра я.

Запрокинув лицо в небосвод.

а) С. Есенин «Край любимый»

в) М. Лермонтов «Кавказ»

14. Из какого стихотворения взягы строчки и кто их автор?

Я счастлив с вами, ущелья гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, вспоминая тот взор...

а) Н. Рубцов «Во время грозы»

б) Н.Заболоцкий «Я воспитан суровой природой»

в) М. Лермонтов «Кавказ»

15. Какая была фамилия у М. Горького?

а) Пешков

в) Горький

16. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:

б) повествователя;

в) Петра Гринёва.

17. Эпиграф к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» взят из:

а) былины;

б) Библии;

в) древнерусских летописей.

18. К какому литературному направлению можно отнести поэму М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

а) сентиментализм;

б) реализм;

в) романтизм.

19. Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа «После бала»?

а) антитеза;

б) ретроспектива;

в) последовательность излагаемых событий.

20. Каков тип композиции рассказа «После бала»?

а) рассказ в рассказе;

б) повествование от первого лица;

21. Василий Тёркин:

а) историческая личность;

б) сказочный герой;

в) собирательный образ.

22. Какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии «Ревизор»?

б) сарказм;

«Алые паруса» была написана в 1916-1922 годы и является наиболее известным произведением автора. А. С. Грин сам прожил нелегкую жизни и своей повестью хотел показать всепобеждающую силу мечты. Это произведение повествует о жизни девочки по имени Ассоль , которая с детства верила в мечту.

Она родилась и выросла в бедной семье в небольшой деревушке. Мать Ассоль умерла, когда девочка была совсем маленькой, поэтому она воспитывалась отцом, грозным и замкнутым Лонгреном . Лонгрен в прошлом был матросом огромного брига, на котором прослужил десять лет. После внезапной смерти жены он был вынужден оставить службу и заняться воспитанием дочери.

Ассоль росла впечатлительной и мечтательной девушкой с доброй душой. Они с отцом жили отчужденно и мало общались с односельчанами. Всему виной был один случай. Когда местного трактирщика на лодке унесло в море, его видел Лонгрен, но и пальцем не пошевелил, чтобы помочь. Перед смертью трактирщик рассказал всем о жестокости моряка, но умолчал о том, что сам когда-то не помог жене Лонгрена, которая нуждалась в деньгах и еде. Именно из-за этого бедняжка Мери отправилась в город заложить обручальное кольцо, а по дороге смертельно простудилась.

После этого все односельчане считали Лонгрена жестоким, а Ассоль и вовсе прослыла полоумной, после встречи с собирателем сказок по имени Эгль. Тот представился волшебником и рассказал восьмилетней девочке, что однажды за ней приедет красивый и отважный принц на белом корабле с алыми парусами. Ассоль поверила в эту историю и всегда знала, что так и будет. В деревне ее стали обзывать «Ассоль Корабельная» и подшучивать над ней. Однако она не отчаивалась и до конца верила в свою мечту.

Однажды в Лисс причалил корабль смелого моряка и капитана собственного судна Артура Грэя . Во время рыбалки у берегов Каперны Грэй наткнулся на спящую в кустах красавицу и влюбился в нее. В подарок он оставил на ее мизинце свое старинное кольцо. В таверне он узнал, что это Ассоль, которая все ждет своего принца на корабле с алыми парусами.

Тогда у Грэя созрел план воплотить мечту девушки. Увидев поутру кольцо на своем пальце, Ассоль уже догадывалась, что ее принц скоро появится. Так и получилось. Грэй украсил мачту своего корабля алым шелком, нанял бродячих музыкантов и предупредил свою команду, что намерен жениться на самой лучшей девушке, которая ждет его с самого детства.

На мой взгляд, своим произведением автор хотел сказать, что любому человеку нужна заветная мечта. Когда человек чего-то желает всем сердцем, то это обязательно сбывается. Более того, А. С. Грин хотел показать, что жить можно как в мире реальности, так и в мире мечты.

Тема урока: "Когда исполняются мечты?" (урок-исследование

по произведению Александра Грина «Алые паруса»).

Цели урока:

Образовательная – обучение работе с литературным текстом; обучение работе с позитивной познавательной информацией;

Воспитательная – воспитание веры в свои силы, возможности, веры в добро, чудо, созданное силами своей души; формирование основы для восприятия общечеловеческих нравственных ценностей.

Развивающая – развитие творческого, изобретательского

Мышления

Мечта – это не уход от действительности,

а средство приблизиться к ней.

Сомерсет Моэм

Ход урока:

1) Пролог

Фронтальный опрос учащихся

2) Завязка

Создание проблемной ситуации на основе проблемно-поискового вопроса, приема "Ассоциативная цепочка", запись мечты

3) Развитие действия

  1. организация работы с текстом
  1. анализ текста и составление мнения о характере человека (работа с папками «Ассоль» и «Грей»),

физминутка

  1. наблюдение над именами героев
  1. работа над развитием воображения.

4) Кульминация

Художественное чтение отрывка "Спящая Ассоль"

Просмотр видеофрагмента «Монолог Грея» и заполнение инсерта

5) Развязка

  1. выявление идеи произведения,
  2. сравнительный анализ таблицы

6) Эпилог

  1. Вступительное слово учителя

Вы познакомились с замечательным произведением "Алые паруса", которое написал Александр Грин. Понравилось ли оно вам? Сегодня у нас необычный урок. Вы внимательно читали книгу? Давайте проверим.

  1. Кроссворд

Что такое феерия?

Феерия: 1) (фр. язык -фея.) Представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием специфических эффектов;

2) волшебное, сказочное зрелище.

Что сказочного было в произведении? А в жизни так не бывает? Все ли мечты исполняются? Почему? Вам хотелось бы узнать? Запишите тему урока: "Когда исполняются мечты?" Есть ли у вас мечта? Вы, конечно же, хотите, чтобы она сбылась? Запишите её.

Книга "Алые паруса" - волшебная, в ней тайна, которая по сей день сокрыта от большинства читателей. О какой же тайне идет речь? Давайте построим ассоциативную цепочку, связанную со словом "тайна", опираясь на текст..(слайд 4) (Тайна - секрет - "Секрет" - корабль - алые паруса) Какая же тайна скрывается в алых парусах. Попробуем отыскать. Отправляемся в путь, вслед за алыми парусами.

3) Развитие действия

Привычно считать, что в приключенческой литературе главное – это то, что случилось, а не с кем случилось. Характеры, всякие там душевные дела ей ни к чему. Действие, стремительный полёт интриги – вот что увлекает читателя. Попробуем сначала разобраться: в «Алых парусах» главное – то, что случилось или характеры, душевные переживания. Итак, что же случилось в феерии «Алые паруса»? Сформулируйте буквально в нескольких словах. (Предполагаемый ответ: Ассоль в детстве потерявшая мать, не признаваемая своими сверстниками, поверила в предсказание собирателя сказок Эгля, и её мечта сбылась, хотя никто в неё не верил: за ней приплыл на корабле с алыми парусами прекрасный принц капитан Артур Грэй).

Но почему к Ассоль пришло счастье? Случайно или нет? Для того, чтобы ответить на вопрос, мы будем работать с текстом.

Чтобы составить мнение о характере человека, нужно проанализировать его поступки, его отношение к людям, окружающему миру. Поэтому в папках «Ассоль» и «Грэй» помещаются папки: «Мир людей и «Мир вещей».

II. Работа с текстом.

Откроем в папке «Ассоль» папку «Мир людей». Папка содержит отрывки из текста, разделённые на главы.

1 группа

Почему жители Каперны сторонились Лонгрэна?

Почему Ассоль росла без подруг?

Почему её сверстники «вычеркнули раз-навсегда маленькую Ассоль из сферы своего покровительства и влияния»?

Как вы понимаете слова Лонгрена: «Э, Ассоль, разве они умеют любить?»

В произведении Ассоль называют по-разному: Прекрасная Неизвестность, Корабельная Ассоль, Живое стихотворение, Чудное художественное полотно, Мокрое сокровище. Подумайте, кто так мог отозваться о девушке, и соедините стрелками автора и характеристику. (слайд 5)

Обменяйтесь работами. Проверим работу соседа (за каждый правильный ответ ставим 1 балл)

Какой была жизнь Ассоль?

Какой видят Ассоль Хан Меннерс и угольщик? Почему их мнения так различны?

Теперь перейдём к папке «Мир людей» в папке «Грэй».

2 группа

Как вы понимаете слова: «Отец и мать Грэя были надменные невольники своего положения, богатства и законов того общества, по отношению к которому могли говорить «мы»?

· Каким рос Грэй в огромном, мрачном и величественном доме?

Охарактеризуйте поступки Грэя в 3 главе?

Выберите ключевые фразы, рассказывающие о том, как складывалась жизнь Грэя с 15 до 20 лет .

Давайте сравним: в чём схожесть и различие судеб Ассоль и Грэя. Выслушиваем ответы детей. Они могут быть самыми различными. Принимаем все ответы. Обратить внимание ребят на то, что хотя дети росли в разных по социальному статусу семьях, но и в семье Ассоль, и в

семье Грэя родители относились с большой любовью и уважением к своим детям. Какая судьба была предначертана Грэю? Скорей всего он бы продолжил дело отца, приумножил богатство своей семьи и т.д. Ассоль же было уготовано печальное будущее: бедность, одиночество и никаких надежд.

Как вы думаете, окружение наших героев могло повлиять на их характеры? Если Ассоль

каждый день терпит унижение от своих сверстников, испытывает одиночество, не могло ли всё это испортить её характер, сделав её замкнутой, запуганной, озлобленной? А Грэй? Живя в достатке, не испытывая препятствий в своём поведении, ведь он мог проявлять такие отрицательные черты, как неуважение, высокомерие к простым людям?

Человека характеризует не только его отношение к людям, но и отношение к предметам. Поработаем с папкой «Мир вещей». Откроем папку «Мир вещей» в папке «Ассоль».

3 группа

* Как разговаривает Ассоль, лишённая возможности общаться со сверстниками, с окружающими предметами?

* Как это её характеризует?

* Как вы понимаете слова: «смотрела глазами ребёнка»?

Теперь поработаем с папкой «Мир вещей» в папке «Грэй»

4 группа.

*Расскажите, как характеризует Артура Грэя его поступок, когда он испортил дорогую картину, замазав голубой краской гвозди на окровавленных руках Иисуса Христа?

*Почему отец не наложил взыскания на сына?

*Какое впечатление произвела на Грэя картина в библиотеке с изображением корабля? Как это характеризует героя?

Вывод: как мы видим, Ассоль и Грэй обладали огромной силой воображения. В их сознании рождались картины, рисующие мир сильных, смелых и добрых людей; мир, полный ярких

событий. Почему именно такие картины?

Физминутка

Инсценировка отрывка

III. Наблюдение над именами героев.

Часто писатели, чтобы лучше донести до читателя идею произведения, зашифровывают имена героев. Попробуем разобраться, есть ли тайна в именах героев феерии «Алые паруса»?

Учитель зачитывает отрывок из текста:

Как зовут тебя, крошка?

Ассоль, -сказала девочка, пряча в корзину поданную Эглем игрушку.

Хорошо, -продолжал непонятную речь старик, не сводя глаз, в глубине которых поблескивала усмешка дружелюбного расположения духа. -Мне, собственно, не надо было спрашивать твое имя. Хорошо, что оно так странно, так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины: что бы я стал делать, называйся ты одним из тех благозвучных, но нестерпимо привычных имен, которые чужды Прекрасной Неизвестности?

Александр Грин объясняет читателю, чему созвучно имя Ассоль – Прекрасной Неизвестности..

А Артур Грэй? Случайно ли автор дал ему такое имя? Автор героиню называет только по имени. А героя? В начале повествования, упомянув героя – Артур, автор как будто забывает о нём. И дальше называет героя по фамилии – Грэй. Мы не можем точно знать мысли автора, а можем только предположить, какую мысль хотел автор донести

до читателя. Давайте попытаемся разобраться в этимологии слова

«грэй».

В первую очередь ученики вспоминают, что слово «грэй» на английском языке означает «серый».

Высказывают интересные мысли, почему автор дал смелому, сильному и умеющему делать благородные поступки герою имя с корнем «серый». Рассуждают о том, что и

Грэю и Ассоль уготована была жизнь с серыми буднями, но они своей верой в чудо, желанием делать мир ярким, добрым смогли изменить предначертанные им

судьбы.

IV. Работа над развитием воображения.

Как вы думаете, воображение даётся человеку с рождения или его можно развивать?

Давайте попробуем продвинуться по пути развития нашего воображения.

Мы живём не только в мире людей, но и в мире предметов. Думаю, что предметы, наблюдая за людьми, тоже составляют о них характеристику. Только высказать не могут. А мы попытаемся. Для этого вам нужно войти в тот или иной образ предмета.

Задание

(используется приём технологии развития критического мышления): представить рассуждения предмета о герое. Разыгрывается в лотерею. На билетиках написано:

Ассоль:

«Корзинка угольщика», «Растения», «Игрушечная яхта с алыми парусами».

Грэй:

«Картина с изображением корабля», «Картина с изображением Иисуса Христа распятого», «Корабль «Секрет».

4) Кульминация

Прослушайте отрывок, в котором описывается спящая Ассоль глазами Грэя.

Выполните задания по вариантам:

1в (Отметьте слова, описывающие состояние природы. Какой художественный прием использует автор?)

2в (Отметьте слова, передающие состояние Артура Грэя)

(Учитель читает отрывок под музыку К.Сен-Санса "Лебедь")

Автор подчеркивает, что девушка была замечена не только глазами, но и иначе. Как увидел её Грэй и почему он так смог увидеть? Душа Артура с самого утра была в беспокойстве и томлении, которые и сам капитан объяснить не мог. Поэтому не удивительно, что, увидев на обрыве среди обрызганных росой трав и цветов спящую девушку, он был поражен её неизъяснимой чистой красотой. Он увидел её не глазами, а сердцем. Он, как в своё время Эгль, почувствовал в ней что-то особенное, необычное.

Просмотр видеофрагмента из художественного фильма «Алые паруса» (режиссёр А.Птушко, киностудия Мосфильм,1961 год).

Монолог Грея, текст перед каждым учеником, заполняется таблица (используется приём «инсерт»)

5) Развязка

Не столько важно то, что случилось с Грэем и Ассоль, сколько то, что жители Каперны, не умеющие любить грубые люди, смогли убедиться в силе добра, поверить в чудо. С тех пор алые паруса – символ сбывшихся надежд.

Что нужно сделать, чтобы ваше желание сбылось? (желать, верить, действовать)

6) Эпилог

Мечты - это самое ценное, что есть у человека, они зажигают в его душе огонь. Мечты заставляют человека творить чудеса. Другие люди просто говорят: "Это невозможно". Но говорю вам, если это ваша мечта , и вы готовы идти к ней, то нет для вас ничего невозможного. Если того, о чем вы мечтаете , еще нет в природе, значит, оно будет создано для вас. Все, что вы можете представить себе, вы можете достичь. Помните, что мечты сбываются !

Домашнее задание:

  1. Сочинение на тему: «Почему сбылась мечта героев?»
  2. Ответ на вопрос: «Как вы понимаете слова Сомерсета Моэма?»
  3. Мини-сочинение на тему: «Когда сбываются мечты?»
  4. Стр.27, п.5 (письменно)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Наверное, нет таких литературных произведений, которые не затрагивали бы тему любви. Повесть «Алые паруса» многое может рассказать нам о любви и ненависти, вере и неверии. Ассоль - главная героиня этой феерии - в своей жизни успела столкнуться и с тем, и с другим.

Любовь и умение любить подарил ей отец - могучий моряк, мастер на все руки. Казалось, нет на свете тайн для этого человека. Потеряв жену, он перенес всю свою любовь на маленькую дочь.

Любовь, по мнению Лонгрена, это было нечто, недоступное мямлям и легкомысленным болтунам. Моряк знал, что человек, в чьем

Сердце живет это чувство, обладает огромной силой, которую он никогда не будет использовать во зло. Вот почему он уверен, что окружающие их с дочерью люди лишены любви. Утешая маленькую Ассоль, возвращающуюся домой с синяками и ссадинами, плачущую от обидных прозвищ и несправедливых насмешек со стороны сверстников и взрослых, Лонгрен говорил: «Э, Ассоль... разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого-то они не могут».

Так и росла Ассоль, окруженная лаской и заботой отца, впитывая его любовь, как корни цветка в засушливой местности впитывают влагу. Вера в правоту отца помогала девочке, а после - девушке справляться с многочисленными тяготами жизни.

Сказка, которую ей подарил старый бродяга Эгль, была наполнена ожиданием любви и чуда. Она могла стать явью только в том случае, если бы нашелся человек, который сумел бы разделить веру Ассоль. И таким человеком стал капитан Грэй - одинокий мечтатель, умеющий совершать чудеса в обычной жизни.

Повесть «Алые паруса» помогает нам понять, что злоба, ненависть, жестокость сильны только внешне. На самом деле, одной капли любви достаточно, чтобы не только не обращать на них внимания, но и превратить свою жизнь в постоянное чудо.