Сочинение «Писательская судьба Горького. Возвращение в Россию

Используя амнистию, в 1913 возвращается в Петербург, сотрудничает в большевистских газетах” Звезда” и” Правда”. В 1915 основал журнал” Летопись”, руководил литературным отделом журнала, объединив вокруг него таких писателей, как В. Шишков, М. Пришвин, К. Тренев, Ф. Гладков. Двое последних станут влиятельными советскими писателями.

1912-1916 - A. M. Горький создает серию рассказов и очерков, составивших сборник «По Руси», автобиографические повести « », «В людях». Последняя часть трилогии «Мои университеты» была написана в 1923 г.

Когда началась , Горький выступил ее решительным противником. Все надежды Горький возлагал на революцию, которая должна «превратить в личность вчерашнего раба».

1917 – 1921

После Февральской революции Горький участвовал в издании газеты” Новая жизнь”, являвшейся органом социал-демократов, где публиковал статьи под общим названием Несвоевременные мысли”. В этих статьях он высказывал опасения в неподготовленности Октябрьской революции, боялся, что” диктатура пролетариата поведет к гибели политически воспитанных рабочих-большевиков…”, то есть того слоя, который Горький считал самым ценным в российской жизни. Горький критикует «методы» большевиков, осуждает их отношение к старой интеллигенции. Горький боится подрыва веры в социализм, пугается, что революция не несет в себе признаков духовного возрождения человека. Горький этого периода полон отчаяния, противоречий, возмущения, боли, радости – и веры, что «в конце концов побеждает разум».

Октябрьскую революцию Горький не принял категорически, называл Ленина хладнокровным фокусником, который проводит на шкуре пролетариата жестокий социальный эксперимент, заранее обреченный на неудачу, разочарованно отмечал, что вместо «духовного возрождения человека» революция выбросила на поверхность самые темные инстинкты народа. Он по-прежнему возлагал все надежды на рабочего – «аристократа демократии», воплощавшего в жизнь свой разум и волю, и по-прежнему боялся русского крестьянина. , террор, грабежи и травля интеллигенции («Отрывают у рабочего класса голову!») – все это разочаровало Горького в русской революции.

Вскоре Горький стал активно участвовать в строительстве новой культуры: помогал организации Первого Рабоче-крестьянского университета, Большого драматического театра в Петербурге, создал издательство” Всемирная литература”. В годы гражданской войны, голода и разрухи проявлял заботу о русской интеллигенции, когда многие ученые, писатели и художники были спасены им от голодной смерти.

1921 - отъезд A. M. Горького за границу.

А. М. Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с установившейся властью.

С 1924 писатель жил в Италии, в Сорренто. После смерти вождя русской революции опубликовал воспоминания о Ленине, получившие громадную известность в Советском Союзе.

Горький начинает работу над книгой” Жизнь Клима Самгина”, которую продолжал писать до конца жизни.

Возвращение в СССР

В 1928 г. по приглашению Советского правительства и лично Сталина Горький совершает поездку по стране, во время которой ему показывают достижения СССР, нашедшие свое отражение в цикле очерков «По Советскому Союзу». В июне 1929 года М. Горький посетил Соловецкий концентрационный лагерь, где были собраны многие интеллигенты, находившиеся там только за свои личные убеждения. Ему разрешили посещать все части острова, беседовать с любым из заключенных. Он выслушал множество жалоб и просьб, сочувствовал, обещал помочь, а, приехав, никому не помог и, более того, написал статью в” Известиях”, восхвалявшую систему большевистского рабства.

В 1932г. Горький возвращается в Советский Союз. Здесь же он получает заказ Сталина - подготовить 1-го съезд советских писателей, а для этого провести среди них подготовительную работу. Горьким создается множество газет и журналов: издательство «Academ

на тему: «Творчество М. Горького»

М. Горький (1868–1936)

Хотим мы или не хотим, любим или не принимаем творчество Максима Горького (А.М. Пешкова), но он оказался на вершине литературного Олимпа на рубеже веков и стал частью национальной культуры России. Проследив идейные, нравственные, эстетические искания писателя, оценив сложность его пути, мы, безусловно, придем к развенчанию плакатного мифа о «буревестнике революции» и создателе метода социалистического реализма, ибо Горький – одна из самых трагических фигур нашего столетия.

«Густой, пестрой, невыразимо странной жизнью» назовет Горький свои детские и отроческие годы в Нижнем Новгороде, имея в виду дом Кашириных – русскую жизнь в миниатюре с ее светлыми и мрачными сторонами. Вглядимся в них: добротный дом на крестьянский манер в слободе красильщиков, дед, рычащий на подмастерьев и детей, мать, чувствующая себя приживалкой, бабушка, двигающаяся как-то бочком, едкий запах краски, теснота. И мальчик, рано начавший понимать «свинцовые мерзости жизни». * Копейка служила солнцем в небесах мещанства, и это зажигало в людях мелкую, грязную вражду» («Заметки о мещанстве»). А главное, такая жизнь делала всех страдальцами: плачет бабушка, погибает самый умный и красивый подмастерье Цыганок, мечется мать, страдает от своей тирании и грубости дед, мальчик-сирота отдан «в люди», чтобы до конца понять, как страшно входить в жизнь «ветошником и нищебродом».

«Я в жизнь пришел, чтобы не соглашаться» – прозвучит девиз юности. С чем? С жестокой неправильной жизнью, которая редко, очень редко может одарить человека минутами счастья и радости, как, например, плыть с хорошими людьми по Волге, любоваться азартной пляской бабушки, погружаться в чудесный мир книги. Позже будет несогласие с мотивами смерти, распада, уныния в русском декадансе, с эстетикой критического реализма, с его героем, неспособным к яркому поступку, подвигу. Горький убежден: «Чтобы человек стал лучше, ему нужно показать, каким он должен быть»; «настало время нужды в героическом» (из писем к А.П. Чехову).

В начальный период творчества М. Горького реализм и романтизм как два основных метода в искусстве пойдут в его произведениях «рука об руку». Дебютом писателя станет рассказ «Макар Чудра», а вслед за ним появятся «Старуха Изергиль» и знаменитые «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Их герои будут нести «солнце в крови». И даже «босяки» Горького особенные – «с цветами в душе», поэты, поднимающиеся над прозой жизни, бедностью, социальной обезличенностью. Драма «На дне» станет некоторым итогом нравственно-философских исканий Горького в начале века, его гамлетовским «быть или не быть?». Смысл их – найти дорогу к правде или поддаться идеям «безумцев, навевающим сон золотой», смирения, покорности, согласия с обстоятельствами. Горький взял себе псевдоним у ветхозаветного пророка Иезекииля, которого называли «горьким» за гонения при жизни. В судьбе А.М. Пешкова будет немало горького, и причина этого во многом связана с ложными идеями – ницшеанством и марксизмом, в рабстве у которых пребывала талантливейшая, ищущая, могучая натура русского писателя-самородка.

Романтические произведения М. Горького. Тема человеческой свободы или несвободы – центральная в творчестве писателя. В его первых рассказах романтически воспевается полная свобода личности, не зависящей от условностей общества. В 1892 г. был написан рассказ «Макар Чудра», в котором мы найдем все приметы романтического произведения. Вглядимся в портрет литературного героя: «он был похож на старый дуб, обожженный молнией» (о Макаре Чудре); «на смуглом матовом лице замерла надменность царицы», «ее красоту можно было бы на скрипке сыграть» (о Радде); «усы легли на плечи и смешались с кудрями», «очи, как ясные звезды, горят, а улыбка – целое солнце, точно его ковали из одного куска железа вместе с конем, стоит весь, как в крови, в огне костра и сверкает зубами, смеясь» (о Лойко). Герою соответствует и пейзаж: мятущийся ветер, раздувающий пламя костра, вздрагивающая мгла, безграничность пространства степи и моря. Одушевленность и бескрайность пейзажа как бы подчеркивают безграничность свободы героя, его нежелание поступиться ею. Заявлен принципиально новый герой (в отличие, скажем, от чеховского): красивый, гордый, смелый, с горящим в груди огнем. Из легенды, рассказанной Макаром с восхищением и внутренним удовольствием, мы узнаем, что Он и Она, красивые, умные, сильные, «оба такие хорошие», «удалые», не уступают своей воли, требуя покорности от другого. Гордость Радды не может сломить даже любовь к Лойко. Неразрешимое противоречие между любовью и гордостью разрешается единственно возможным для романтических произведений обрядом – смертью. И попробовал Лойко, крепко ли у Радды сердце, и вонзил в него кривой нож, и сам получил из рук старого отца свою смерть. Читатель-христианин не может принять правду Горького-романтика, ибо любовь предполагает взаимную способность идти на уступки любимому, чего не могут сделать герои рассказа.

«Старуха Изергиль» (1895), рассказ с удивительно стройной композицией, сочным, выразительным языком, опирающийся якобы на народные предания, поражает идейной путаницей. Описание морской стихии в экспозиции символически связано с «уроком» старухи Изергиль русскому юноше: «У! Стариками вы родитесь, русские», «мрачные, как демоны», т.е. не способные прожить яркую, насыщенную подвигами жизнь. Трехчастная композиция рассказа (легенда о Ларре, исповедь старухи о своей жизни, легенда о Данко) построена на антитезе, которая для самого автора безусловна. Сын женщины и орла, красивый, гордый, смелый, вступивший в конфликт с племенем и убивший девушку, которая не захотела стать его наложницей, по Горькому, отвратителен, потому что несет в себе ницшеанский комплекс: гордость, индивидуализм, эгоцентризм, презрение к простому человеку, отщепенство, разрушение морали «отцов». А вот язычнице, блуднице старухе Изергиль, которая смогла ради спасения любимого убить часового и раскаялась в своей бесшабашной смелости и жажде наслаждения плотью, автор явно симпатизирует. Герой третьей новеллы – Данко вызывает прямо-таки восторг писателя, потому что он вывел людей из «леса», «болот», «смрада» (читай: из мрака рабства и страха перед жизнью). Разорвав грудь, поднял он сердце свое, как факел, совершив подвиг любви во имя человека, брата своего. Все законы романтической поэтики соблюдены: сюжет строится на антитезах «герой» – «толпа», «тьма» – «свет», «неволя» – «воля». Но все эти ключевые образы не поддаются однозначной «расшифровке» (тем и сильны романтические символы, что их можно прилагать к любой ситуации, в любое время). С позиций вульгарного марксизма всю жизнь дореволюционной России можно было считать «тьмой», а декабристы, народовольцы, пролетарские вожаки хотели вывести народ к свету – через восстания, террор, революцию. И не важно, сколько будет пролито крови, слез детей и стариков на этом пути.

Легенда о Данко имеет библейскую параллель – историю о том, как Моисей вывел древних иудеев из египетского плена на родину. Сорок лет вел он своих соотечественников, молясь о спасении народа, и, после того как Господь открыл пророку десять заповедей спасения души, Моисей начертал их на скрижалях как единственный и непреложный план устройства земной жизни и человечества, погрязшего в грехах самомнения, зависти, чревоугодия, прелюбодеяния, ненависти. Неужели Данко у Горького – Моисей Нового времени? Кто и что им руководит? Нетерпение! Понимает ли он конечную цель пути? Нет! Действительно, Данко у Горького не возносится над толпой, не говорит: «Падающего – толкни». Но толкает на неоправданные жертвы, а следовательно – к новой «тьме».

Позиция повествователя ранних рассказов Горького отличается от позиции главных героев (Макара Чудры и старухи Изергиль), что составляет идеологический центр рассказа и определяет его проблематику. Романтическая позиция при всей ее внешней красоте и возвышенности не принимается повествователем.

«Маленький человек» Максима Горького в рассказах «о босяках». И Гоголь, и Пушкин, и Достоевский восстали против социальной обезличенности «маленького человека», разбудили «добрые чувства», христианское сострадание и к Акакию Акакиевичу, и к Самсону Вырину, и к Макару Девушкину. М. Горький, обнимая художническим взором всю социальную пирамиду буржуазной России рубежа XIX–XX вв., обнаружил в ней особый слой – людей «дна», босяков, люмпенов, жертв Города, машин, индустрии. Рассказ «Челкаш» (1895) начинается с описания пристани большого портового города: грохот машин, металлический скрежет, тяжелые пароходы-гиганты. «Все дышит модными звуками гимна Меркурию». Почему именно Меркурию? Меркурий – бог торговли, обогащения, прибыли, с одной стороны, он же – проводник в царстве мертвых (словарь). Вот те новые обстоятельства (мертвый, железный капитализм), в которые помещает своего героя Максим Горький.

Челкаш, «старый травленый волк, заядлый пьяница» и «ловкий, смелый вор», похож цепкими руками и длинным костлявым носом на степного ястреба, выжидающего свою добычу. И она появляется в виде широкоплечего, коренастого, русого, загорелого крестьянского парня Гаврилы, смотревшего «добродушно и доверчиво» на Челкаша. Оба товарища бедны, голодны. Но первому, Челкашу, не нужны деньги как таковые, он их пропьет. Ему дорога воля и море, «созерцанием» которого никогда не пресыщалась его кипучая, нервная натура. «Темная широта, бескрайняя, свободная и мощная» рождала «мощные мечты». А вот другой, крестьянин, оказывается, охоч до денег и готов «душу загубить», ограбив работодателя. «Кабы этакие деньги» да на хозяйство потратить, корову купить, домик поставить, женой обзавестись! «Жаден ты», – выносит приговор Челкаш. В подаче Горького Гаврила жалок, подобострастен, низок, хотя внутри его идет борьба: «Беда от них» (денег).

На 90-е годы приходится знакомство Горького с Украиной. Уже его первый рассказ «Макар Чудра» был навеян впечатлениями от путешествия по Украине в 1891 г. Украинские впечатления или украинский материал положен в основу многих произведений писателя - «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Емельян Пиляй», «Коновалов», «Мой спутник», «На Чангули», «Валахская легенда» и др. В 1891 г. писатель впервые посетил Киев, а, со временем несколько раз приезжал на летний отдых в село Мануйловка в Полтавской области. Здесь он познакомился не только с бытом и обычаями украинского народа, а и с его литературой. В одном из писем, написанных в Мануйловке, он признавался: «Впервые я читал Шевченко еще юношей, в Котле, в конце 80-х годов… Потом, летом 97 и 98-го года, когда жил в Мануйловке… я читал Шевченко на украинском языке крестьянам… Стихи Шевченко вообще очень мне понравились… Очень хотелось бы издать Гулака-Артемовского, Основьяненко, Котляревского - особенно!»

В 1889 г., находясь на лечении в Ялте, Горький познакомился с А. Чеховым, А. Куприным, И. Буниным, а в следующем году в Москве встретился с Л. Толстым. Тогда же Горький начал принимать активное участие в революционном движении, его несколько раз арестовывала полиция. Угрозы новых арестов заставили его в 1906 г. эмигрировать (Германия, Франция, Америка, Италия). Революционные события 1905 г. Горький встретил одобрительно. Вместе с тем его оценка этих событий не лишена внутренних колебаний и скепсиса в том плане, не станет ли революция стихийной силой, которая сметет все на своем пути. Сомнения писателя отобразились в его тогдашней публицистике: «Исповедь», «О цинизме», «Разрушение личности». В 1913 г. Горький возвратился в Россию. Большевистскую революцию 1917 г. он поддержал, но его собственная политическая позиция относительно нее была далеко неоднозначной. В своей тогдашней публицистике («Революция и культура» и «Несвоевременные мысли») Горький осудил насилие и жестокость и высказал свой скептицизм относительно перспектив социально-исторического развития, начерченных большевистской партией: «Более всего меня поражает то, что революция не имеет признаков духовного возрождения человека»; «Во время погромов людей убивают, как волков, постепенно приучая к спокойному уничтожению ближнего».

В1921 г. Горький снова покинул Россию и семь следующих лет жил в Италии, Франции, Германии, где старался осмыслить изменения, которые происходили на его родине. В 1928 г. он возвратился в Россию, где сотрудничал с правительством большевиков. В стране сталинизма писатель активно занимался литературной и культурно-просветительской деятельностью. В 1934 г. на I съезде советских писателей его провозгласили основателем социалистического реализма - метода, который, по мнению тогдашних идеологов культуры, должен был объединить всех писателей советской эпохи. От Горького старались скрывать истинные масштабы сталинских репрессий, вместе с тем именно ему принадлежит известное выражение: «Если враг не покоряет - его уничтожают», который стал основным лозунгом сталинской политики. В последние годы жизни писатель тяжело болел чахоткой, а 18 июня 1936 года умер. По одной из версий, его могли отравить, поскольку Сталин опасался, что Горький может открыто выступить против политики репрессий, и это приобретет международную огласку.

Писательская судьба Горького трагическая. Осужденный большинством литераторов эмиграции, в СССР он еще при жизни был провозглашен классиком и считался основателем и идейным вдохновителем социалистического реализма. После смерти Горького продолжительное время считали непревзойденным гением, «хрестоматийным» литературным образцом, а в постсоветскую эпоху старались провозгласить бездарностью и ничтожеством. Впрочем, настоящая мировоззренческая и идейная позиция Горького была далекой от навязанного ему идеологического схематизма и прямолинейности, хотя она и не лишена внутренних разногласий и идейных искривлений, а художественная ценность написанного им признавалась безоговорочной даже его идейными неприятелями.

В творчестве Горького первой трети XX ст. выделяют два периода. Первый, который охватывает 1899 - 1912 годы, считается наиболее тенденциозным и политически заангажированным, поскольку он связан с революционной идеологией. В это время были созданы социальные романы и повести «Фома Гордеев» (1899), «Троя» (1900-1901), «Мать» (1907), «Исповедь» (1908), «Городок Окуров» (1910), «Жизнь Матвея Кожемякина» (1911).Все эти произведения, по словам одного из современных писателю критиков, «изображают широкую картину русской провинциальной жизни - со всем его бессмысленным варварством, грязью и невежеством, где лишь отдельные личности стараются постичь «смысл жизни», вырваться из топи и указать темным и придавленным массам светлый путь». На этот же период приходится и рассвет драматургии Горького, в которой по обыкновению поднимается та же проблематика, что и в его прозе («Мещане», 1901; «На дне», 1902; «Дачники», 1904; «Дети солнца», 1905; «Враги», 1907 и др.).

1913 - 1936 гг. - это второй период творчества Горького, который в основном охватывает автобиографические произведения и воспоминания (автобиографическая трилогия «Детство», 1913; «В людях», 1915; «Мои университеты», 1923; роман «Дело Артамоновых», 1925; эпопея «Жизнь Клима Самгина», 1926-1936 и др.). В творчестве Горького первой трети XIX ст., как и раньше, ведущей темой остается тема гуманизма, поисков духовных основ, которые определяют гуманистический идеал, «моральное лицо» «настоящего» Человека. Но общая идейная тональность этих поисков кое-где изменяется. С одной стороны, это проявляется в усилении морализаторских тенденций, которые особенно четко обнаруживают себя в драматургии Горького, а с другой стороны - в прозе более явным образом и неоднозначно очерчиваются его политические симпатии и приоритеты, которые, фактически, прямо вытекают из лозунгов и идеологии тогдашнего образца. Изменяются и художественные ориентиры Горького: в его поэтике начинает доминировать реалистический метод, который существенно отодвигает романтические приемы раннего творчества.

Наиболее примечательной в контексте общей идейной и художественной эволюции Горького первой трети XX ст. является его драма «На дне» и роман «Мать».

«На дне» («На дне», 1902) - пьеса, которая по жанру является социально-философской драмой, представляет вершину драматургии Горького. Тематически она объединена с его прозой 90-х годов и завершает в творчестве писателя цикл произведений о «босяках». «Она стала итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром «бывших людей», - писал позднее сам Горький. Действие происходит «на дне», как метафорически назван в драме приют для бездомных, в котором собрались представители разнообразных социальных прослоек тогдашней России. Все они отличаются по возрасту, характерам, профессиям, каждый из них по разным причинам попал на «дно» жизни, но всех их объединяет чувство собственной социальной неполноценности и иллюзорная вера в то, что, в конце концов, им удастся вырваться из тюрьмы, с которой ассоциируется для них жизнь в приюте.

В романе «Мать» (1907-1908) Горький изображает неуклонный рост в народных массах революционного сознания. Все звенья этого процесса показаны, прежде всего, в связи с его главными героями - Ниловной (Пелагеей Ниловной Власовой) и ее сыном Павлом. Павел - фабричный рабочий, судьба которого сначала была типичной для людей его круга и профессии. В юноше зреет социальный протест, но следствием является лишь пьянство и агрессивное поведение. Встреча с большевистским подпольем решительно изменяет сознание Павла. Со временем он становится профессиональным революционером, а после ареста по приговору суда должен быть выслан в Сибирь. Аналогичная эволюция проходит и с его матерью Ниловной, которая из затурканной жизнью, слабой женщины превращается в волевого и мужественного революционера, сознательного борца с социальной несправедливостью.

Этот роман признают наиболее тенденциозным и в художественном плане довольно слабым произведением Горького.


Страница: [ 1 ]

Раннее творчество М. Горького

М.Горький вошел в литературу на грани двух истори­ческих эпох, он как бы совместил в себе эти две эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости - с одной стороны, и назревания грядущих событий, еще открыто не проявив­шихся, - с другой, нашла в раннем Горьком своего яркого и страстного художника.

Горький в свои двадцать лет увидел мир в таком ужасающем разнообразии, что кажется невероятной его светлая вера в человека, в его душевное благородство, в его силу и возможности. Но молодому писателю было присуще стремление к идеалу, к прекрасному - тут он был достой­ным преемником лучших традиций русской литературы прошлого.

В рассказе «Челкаш» (1894) романтический образ бро­дяги и вора, порвавшего со своей средой (отец его был одним из богатейших людей на селе), нисколько не идеа­лизируется писателем. Хотя в сопоставлении с духовно убогим, жадным и жалким Гаврилой Челкаш оказывается победителем. Но противопоставление идет по линии отно­шения к собственности, к закрепощающей ее сущности. Мечта Гаврилы оказывается мечтой, ведущей к рабству. «Власть тьмы», власть денег Челкаш отрицает. «Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он - вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким!»

Для своих рассказов Горький брал людей земных и реальных, со всеми противоречиями и недостатками.

Мерилом ценности человеческой личности он считал активность, способность действовать во имя человека. Этот мотив звучит уже в первом рассказе писателя - «Макар Чудра» (1892). Повесть об удивительной, гордой любви Лойко Зобара и Радды - это гимн свободе. «Ну, сокол, - говорит Макар, - хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, - век свой будешь свободной птицей».

Романтизм Горького не чужд драматизма. Он предпо­лагает его. Судьбы героев его первых рассказов всегда драматичны. Но это драматизм, рождающий протест про­тив рабского положения в обществе. Макар Чудра говорит в начале рассказа автору-рассказчику: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько... Что ж, - он родился затем, что ли, чтобы поковырять землю, да и умереть... Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб - как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

Вот что волнует художника, что становится централь­ной мыслью многих его рассказов раннего периода. Все было необычно в этом рассказе: и судьба героев, и их речь, и их внешность, и авторская речь. «Мне не хотелось спать. Я смотрел во тьму степи, и в воздухе перед моими глазами плавала царственно красивая и гордая фигура Радды. Она прижала руку с прядью черных волос к ране на груди, и сквозь ее смуглые, тонкие пальцы сочилась капля по капле кровь, падая на землю огненно-красными звездочками...» Уже здесь намечено противопоставление свободного и рабского существования, которое будет в разных вариантах присутствовать во всех раннеромантических рассказах пи­сателя. Оно будет видоизменяться и углубляться. Уж - Сокол, Чиж - Дятел, Девушка - Смерть, Ларра - Данко. Верой в силу человека, в силу действия, в силу любви проникнута и сказка в стихах «Девушка и Смерть» (опуб­ликована в 1917 г.). Всепобеждающий гимн «радости любви и счастья жизни» - любви без страха и сомнения - яркое проявление той особенности горьковского таланта и его жизненной позиции, которая характеризует творческий путь писателя.

В творчестве молодого Горького с новой силой зазву­чали «неразрешимые» вопросы: как жить? что делать? в чем счастье? Вопросы, вечные хотя бы потому, что ни одному поколению еще не удалось избежать их.

В сказке «О чиже, который лгал, и о дятле - любителе истины», в которой писателем рассказана «очень правдивая история» о том, как «среди певчих птиц той рощи», где пелись песни пессимистические и вороны считались «очень мудрыми птицами», вдруг зазвучали иные, «свобод­ные, смелые песни», напоминающие гимн разуму:

...Зажжем сердца огнем ума,

И воцарится всюду свет!..

... Кто честно смерть принял в бою,

Тот разве пал и побежден?

...За мной, кто смел!

Да сгинет тьма!

Для писателя здесь важна мысль, что «искорку» можно заронить, можно пробудить веру и надежду. В этой сказке художник отметил пробуждение сознания лишь на какое-то мгновение. В «Песне о Соколе» (1895) гибель гордой и смелой птицы уже утверждает победу того взгляда на жизнь, носителем которого был прекрасный Сокол. «Зем­ной» Уж побежден тем, что не понимает, что такое полет в небо, свобода, уверен, что «там только пусто». Его «ре­альный» взгляд на жизнь исключает духовность существо­вания человека на земле.

Идея самопожертвования возникает в «Песне о Соко­ле» естественно и становится гимном действию во имя свободы, света. «Безумство храбрых - вот мудрость жизни!» - не заключает в себе лишь утверждение самосо­знания, хотя и это важно для писателя. Так можно было бы думать, если бы не слова: «... и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) можно назвать про­граммным для молодого Горького. Здесь сходятся все лю­бимые и дорогие темы и мысли молодого писателя. Здесь все принципиально важно для него. Композиция рассказа строго подчинена идее - ут­верждению правоты подвига во имя жизни. Три самостоя­тельных эпизода объединены образами автора и старухи Изергиль. Образ Изергиль противоречив. Он реалистичен в основе. В жизни Изергиль, необычной и яркой, было много такого, что можно расценить неоднозначно. Добро и зло - все перемешалось здесь, как в жизни. И все же есть то, что как бы объединяет ее с Данко. «В жизни всегда есть место подвигам» - вот главная мысль, хотя события жизни старой цыганки нельзя расценивать лишь как геро­ические, она часто действовала во имя личной свободы.

Духовная красота Данко противопоставлена убогости существования Ларры. Индивидуализм, презрение к людям, эгоцентризм Ларры, который уверен, что свобо­да - это независимость от людей, от обязанностей перед обществом, развенчаны художником с такой силой и энер­гией, что, кажется, тень Ларры, «неприкаянная и непро­щенная», до сих пор скитается по миру. «... И все ищет, ходит, ходит... и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей...»

Наказание одиночеством - тема и многих современ­ных и, думается, будущих произведений. Два разных «Я», противопоставленных с такой силой, Данко и Ларра, - это два кардинально противоположных отношения к жизни, которые живут и противоборствуют и сейчас. Именно в силу последнего интересен Данко сегодня. «Что я сделаю для людей?!» - сильнее грома крикнул Данко». Смерть Данко, факелом своего сердца освещающего путь своему уставшему и изверившемуся народу, - это его бессмертие. Этот вопрос для Данко был главным, ибо, не задав себе такого вопроса, нельзя жить осмысленно, нельзя поверить во что-либо и сознательно действовать в жизни.

Именно поэтому и сегодня так интересно раннее твор­чество писателя, открыто заявившего еще в конце прошло­го века о своей вере в человека, в его разум, в его творчес­кие, преобразующие возможности.

Предварительный просмотр:

Тема. М.Горький. Жизнь, творчество, личность.

Цель: Познакомить учащихся с основными этапами биографии и творческого пути М.Горького.

Ход урока.

I. Вводное слово.

Имя М.Горького (наст. Алексей Максимович Пешков (1868 – 1936) известно всем. Горький – основоположник литературы социалистического реализма, литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель Союза писателей СССР. О его детстве и юности мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».

II. Составление таблицы с биографическими данными.

В семье столяра-краснодеревщика.

1871 г. Пешковы переезжают в Астрахань, где у него умирает отец.

1873 – 1878 гг. Алексей с матерью живет у деда, который учит его грамоте. Учится в нижегородском слободском Кунавинском начальном училище одновременно подрабатывая.

1879 г. Умерла мать.

1879 – 1884 гг. Дед отправляет Алешу « в люди»: он работал рассыльным в магазине, прислугой, посудником на пароходах, учеником иконописной мастерской. Очень

Много читал, позже открыл для себя мир русской литературной классики.

1884 г. Уезжает в Казань. Безуспешно пытается поступить в университет. Работает на пристанях. Посещает собрания революционной молодежи.

1887 г. 12 декабря В результате разлада между мечтой и действительностью Пешков пытается покончить с собой. (Позже, пережитое за эти годы, породило автобиографическую

Прозу.)

  1. гг. Знакомиться с В.Г.Короленко.

Обошел Поволжье, Дон, Украину, Крым,

Кавказ. Пришел в Тифлис. По совету народовольца А.М.Калюжина начинает писать.

Рассказ «Макар Чудра» под псевдонимом

М.Горький.

1895 гг. В «Самарской газете», с которой сотрудничал Горький, печатается рассказ «Старуха Изергиль». В журнале «Русское богатство» выходит рассказ «Челкаш». В критике начинаются первые разговоры о Горьком.

1898 г. Выходит книга «Очерки и рассказы». Посылает ее А.П.Чехову, с которым завязывается переписка.

1899 г. В журнале «Жизнь» выходит повесть «Фома Гордеев».

1900 г. Знакомиться с Л.Толстым в Москве.

1901 г. Участвует в демонстрации в Петербурге на площади возле Казанского собора. Арестован и привлечен к ответственности за революционную деятельность. Л.Толстой хлопочет об освобождении Горького по состоянию здоровья. Освобожден через месяц под домашний арест.

1902 г. В Московском художественном театре – первое представление «На дне».

1905 г. Активно участвует в революционном движении. Выступает на митинге в Петербурге, призывает бороться с самодержавием. Арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Освобожден под залог. Знакомиться с Лениным.

1906 г. Работает над романом «Мать». Пишет ряд революционных заметок. Едет в Америку с партийным поручением. Уезжает на Капри и остается там до 1913 г. Работает, читает лекции по русской литературе.

1913-1914 Работает над пьесой «Фальшивая монета» и автобиографической повестью «Детство».

Живет в Финляндии, Петербурге, Москве. Работает над повестью «В Людях».

1917 г. В газете «Новая жизнь» Горький отрицательно оценивает победу Октябрьской революции.

1921 г. Ленин настаивает на отъезде Горького за границу. Выезжает в Гельсингфорс.

1925 – 1927 гг. Живет в Сорренто, Неаполе. Завершает «Дело Артамоновых». Работает над романом «Жизнь Клима Самгина». Печатается.

1933 г. Возвращается в СССР.

1934 г. Работает над 4 томом «Самгина». Открывается I Всесоюзный съезд писателей. Горький в качестве председателя.

III. Характеристика раннего этапа творчества писателя.

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

– Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов.

Романтизм – особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

В центре повествования у Горького обычно романтический герой – гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией с миром природы – море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена.

– Вспомним романтические произведения Пушкина и Лермонтова. («Цыганы» Пушкин, «Мцыри», «Демон» Лермонтов)

Отличительные черты романтических образов Горького - гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Без свободы нет для героя счастья, она дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Макар Чудра говорит: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько…» Старуха Изергиль почти вторит ему: «И вижу я, не живут люди, а все примеряются».

Идеальный мир героя противостоит реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Таковы герои ранних романтических рассказов Горького. Макар Чудра предстает в романтическом пейзаже.

– Приведите примеры, доказывающие это

(Героя окружают «холодные волны ветра», «мгла осенней ночи», «безграничная степь», «бесконечное море»).

Обратим внимание на одушевленность пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его нежелание на что бы то ни было ее променять.

В романтическом пейзаже предстает и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»: «Ветер тек широкой, ровной волной…»

В рассказе «Челкаш» морской пейзаж описывается несколько раз: при свете яркого солнца, темной ночью. Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать себя герои Горького. О Челкаше сказано: « На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, - охватывая всю его душу, оно немного очищало его от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первое – остроту, вторая – цену. Но по ночам над морем носится мягкий шум его сонного дыхания, этот необъятный звук вливает в душу человека спокойствие и, ласково укрощая ее злые порывы, родит в ней могучие мечты…»

– Каковы основные черты характеров романтических героев Горького?

(Макар Чудра несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее ценным: максималистское стремление к свободе. То же начало и в характере Челкаша. Отличительной чертой Изергиль является ее уверенность, что вся ее жизнь была подчинена любви к людям, однако свобода была для нее превыше всего.

Герои легенд, рассказанных М.Чудрой и С.Изергиль, тоже воплощают стремление к свободе. Свобода, воля для них дороже всего на свете. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь к Лойко Зобару. Неразрешимое противоречие между любовью и гордостью мыслиться Макаром Чудрой как совершенно естественное, и разрешиться оно может только смертью.)

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.