Живописный склад monpansie. Европейское искусство: Живопись

Пьеро ди Козимо, Пьеро ди Лоренцо ди Пьеро д’Антонио Убальдини (Piero di Cosimo) (1462, Флоренция — 12 апреля 1522, Флоренция) — итальянский живописец флорентийской школы. Ученик Козимо Росселли.

Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы.


К 1486 Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две Сцены охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Лесной пожар (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490-1500-е годы, являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, перехода от каменного века к железному, от первобытного состояния к цивилизации, творчеству и созидательному труду .
Охота.1505-1507гг.

В сценах охоты Пьеро ди Козимо изобразил человечество, находящееся еще на примитивной стадии развития, управляемое слепой жестокостью.Каждодневная борьба за добычу пищи приводит к противостоянию всех против всех, медведя настиг голодный лев, но и на него нападает человек.

Возвращение с охоты.1505-1507гг.

На этой стадии первобытной жизни еще не существует четкого различия между человеком и животными с одной стороны и человеком и такими полулюдьми, как сатиры и кентавры, - с другой. Все существа противостоят друг другу, убивая бездумно и с невиданной жестокостью, не обращая внимания на грозящую всем им беду- лесной пожар.

Лесной пожар.1490-е г.

Пьеро ди Козимо черпал вдохновение в произведениях, обладавших внутренней энергией и мощным натурализмом, таких, как работы Синьорелли и Поллайоло. При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи: ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий. В картине Венера и Марс (1490-е годы, Берлин - Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному произведению Боттичелли на тот же сюжет, намного более изящному и одухотворенному.

Piero di Cosimo 1490 Venus, Mars, and Cupid

Примерно с 1500, когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после семнадцатилетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые контуры). Он перешел от смешанной техники - темперой и маслом - к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений - Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде).

Пьеро ди Козимо (Симонетта Веспуччи), c. 1480-90

Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества - Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей нимфы. Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин - Персей и Андромеда (ок. 1515-1520, Флоренция, галерея Уффици).

Мифологический сюжет о Кефале и Прокриде заимствован из,Метаморфоз" Овидия.Во время охоты Кефал нечаянно убил свою жену Прокриду, тайно следившую за ним, подозревая его в измене, именно тем волшебным копьем, которое она подарила супругу.Ее даром была и собака.

Собака и копье- дары богини Дианы Прокриде, которая, в свою очередь, подарила их Кефалу. На картине фигура Кефала малозначима, именно изображение животного олицетворяет присутствие его духа.

Сатир, наполовину человек с козлиными копытами, не был описан Овидием, но стал героем драмы Никколо да Корреджо(1450-1508).Этот сюжет использовали многие художники Возрождения.Недвижим пейзаж, от зелени до блеклой голубизны горизонта, грустны и молчаливы сатир и собака, дабы не тревожить спокойствия нежного тела, лежащего на травяном ковре.Даже рана,ставшая смертельной, обозначена лишь несколькими каплями крови, струящимися по груди и согнутой руке умирающей молодой женщины.Со временем масляная краска стала более прозрачной и выявила нижние живописные слои: первоначально пасть собаки, находящейся на первом плане,была открыта.

Борьба между Lapiths и Кентаврами.1500-1515гг.

Художник, известный своей эксцентричностью, пересказывает миф о Персее, который убивает морское чудовище и освобождает Андромеду, дочь эфиопского царя Кефея.

Персей освобождает Андромеду.Ок.1513г.

Центральная фигура сцены- дракон, агонизирующий под ударами, которыми ему наносит Персей. Взгляд привлекает прежде всего сказочный пейзаж

Вазари, который восхищался фантазиями этого живописца, вспоминает в своих заметках, что эта картина была заказана Филиппо Строцци Старым. Предварительный эскиз к картине был выполнен Леонардо.Особое восхищение Вазари вызывали восточная экзотика в облике персонажей, капли воды от расходящихся волн, деревянные и соломенные хижины на вершинах невероятных скалистых нагромождений. Но наиболее странными деталями конечно же являются изображения фантастических, не существующих в реальности музыкальных инструментов.


Непорочная Концепция, Святой Джованни евангелист, Сан Филиппо, Святая Катерина д" Алессандрия, Святая Маргарита д" Антьокия, Святой Antonino и Святой Пьетро.

The Visitation with Saint Nicholas and Saint Anthony Abbot, c. 1490

Изображая мифологические сюжеты, Пьеро ди Козимо воскрешает в памяти примитивную и дикую эру человечества,прибегая к фантазийному использованию цвета; он не отказывается и от гротескных элементов. В центре, на пьедестале человеческая фигура, изваянная по образцу и подобию богов. Справа Минерва, которая помогла Прометею украсть у богов огонь и подарить его людям, вверху они вместе улетают. В тщательно разработанной сценографии, почти как в театральной пьесе, художник реализует тонкие цветовые градации и перемещает своих персонажей, скандируя все фразы повествования, завершение которого изображено на доске, находящейся в Страсбурге: месть Юпитера, приковавшего Прометея к скале и наславшего на него орла, клюющего его печень.Эпимефей в левом углу помогает Прометею лепить человека.Среди различных интерпретаций этого мифа наиболее впечатляет та, которая касается творческого процесса: художник получает с небес искру вдохновения.

Это довольно необычное изображение распятого Христа, а сама трактовка весьма далека от трактовки, присущей Ренессансу. Пьеро ди Козимо изображает спасителя как бога, превозмогшего страдания тела, дух которого победил плоть. Моменты, указывающие на страдания Христа, кажутся побочными и не имеют драматического воздействия. В эпоху Ренессанса, когда страдания спасителя изображались как страдания обыкновенного человека, а не бога, едва ли можно найти другой такой пример средневекового подхода к этой теме.

Как и в картинах северных художников, которые так любил Пьеро ди Козимо, взгляд мастера останавливается на деталях, указывающих на профессию персонажа: так реалистично изображение гусиного пера, превратившегося в огрызок от частого употребления. На портрете изображен знаменитый архитектор Джулиано да Сангало, автор многочисленных архитектурных сооружений военного и религиозного назначения, а также великолепной виллы Медичи в Поджо-а-Кайано.На род его деятельности указывают расположенные на переднем плане циркуль и перо, острие которого испачкано чернилами.

Портрет Франческо Джамберти.Ок.1505г.

Берет из красного сукна, надвинутый на голову старого краснодеревщика, прижимает прядь волос и часть уха, в глубине картины на фоне пейзажа выделяются сельские строения,как на картинах таких северных художников того времени,как Ханс Мемлинг.

Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

Пьеро ди Козимо

(Piero di Cosimo)

1462, Флоренция - 1521, Флоренция.

Итальянский живописец. Мастер флорентийской школы. Ученик К. Россели, участвовал вместе с последним в росписях стен Сикстинской капеллы в Ватикане (1481-1482). Работал во Флоренции и Риме. Испытал влияние Синьорелли и Леонардо да Винчи. Творчество Пьеро ди Козимо, принадлежавшего к поколению Леонардо да Винчи, развивалось в диапазоне между традициями, темами, языком последнего поколения мастеров флорентийского Раннего Возрождения и художественными принципами Высокого Возрождения, которые были восприняты им достаточно эклектично. Последнее особенно сказывается в его религиозных композициях (Мадонна со святыми (ок. 1503, Флоренция, Спедале дельи Инноченти; Непорочное зачатие, ок. 1505, Флоренция, галерея Уффици; Мадонна с ангелами, ок. 1507, Венеция, фонд Чини; Непорочное зачатие, ок. 1512, Фьезоле, церковь Сан Франческо). Самой значительной частью творческого наследия Пьеро ди Козимо являются мифологические композиции, в которых сохраняются чистота форм и линий, простодушная поэтичность Раннего Возрождения (Смерть Прокриды, кон. XV в., Лондон, Нац. галерея) и одновременно нарастают тенденции более острого, динамичного, несколько гротескного истолкования прекрасного мира античности (Охота, ок. 1500, Нью-Йорк, музей Метрополитен; Битва кентавров и лапифов, Лондон, Нац. галерея). Причудливость творческой натуры Пьеро ди Козимо нашла выражение и в профильном женском портрете (Симонетта Веспуччи, ок. 1500, Шантийи, Музей Конде). У Пьеро ди Козимо были многочисленные ученики, среди них А. дель Сарто и Понтормо.

Лит.: Bacci M. Piero di Cosimo. Milano, 1966.

И. Смирнова

Энциклопедический словарь

Пьеро Ди Козимо

(Piero di Cosimo) (наст. имя Пьеро ди Лоренцо, Piero di Lorenzo) (1462 - 1521), итальянский живописец. Представитель флорентинской школы. Ощущение поэтической красоты мира сочетал со сказочностью образов ("Персей и Андромеда" ), выразительным рисунком.

Пьеро ди Козимо , 1462-1522, (Флоренция) - итальянский живописец флорентийской школы. Ученик Козимо Росселли - именно поэтому его и называли ди Козимо, ибо как повествует Вазари " поистине не меньшим обязаны мы тому и не меньше должны почитать настоящим отцом того, кто обучает нас мастерству и обеспечивает нам благополучное бытие, чем родившего нас и просто давшего нам бытие."
Родился Пьеро в 1462 во Флоренции.
Годы творчества художника пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 году вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы - редкая удача для молодого художника!

Когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после многолетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и знаменитое сфумато. Он перешел от смешанной техники – темперой и маслом – к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений.

Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде). Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Медичи. Первая красавица флорентийского Ренессанса, ее прозвали Несравненной, Бесподобной и Прекрасной Симонеттой.

Именно она была моделью для знаменитейшего полотна Боттичелли "Рождение Венеры", и она же - на полотне Пьеро ди Козимо "Смерть Прокриды".передает одухотворенно-чувственный облик рано умершей молодой девушки, чей тонкий профиль выделяется на фоне черной тучи, прорезанной молнией, которая символизирует ее близкую смерть.

Произведения Пьеро ди Козимо одухотворены внутренним светом и окутаны ощущением любви к окружающему миру. Такие переживания, наверное были где-то глубоко в сердце художника. Ведь его образ жизни открытым не назовешь. Во время работы, мастер никогда и никого не пускал в свою мастерскую, так что почти всю жизнь прожил взаперти, один на один со своими полотнами.

Венера, Марс и Купидон. 1490 г. Пьеро ди Козимо. Государственные музеи, Берлин.

Пьеро ди Козимо .Смерть Прокриды,1500-е

Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества – Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея).

На картине изображена полуобнажённая молодая женщина с кровоточащими ранами, лежащая среди травы и цветов. Над ней склонился фавн, а у ног женщины сидит большой охотничий пёс, Лелап.

Вдали видны птицы и собаки на берегу, за которым простирается умиротворяющая водная гладь. Где-то встаёт невидимое на картине солнце, начинается новый день.

Доподлинно неизвестно, когда Пьеро ди Козимо написал эту картину. Некоторые исследователи считают её ранней работой, другие — поздней. Разногласия вызывает и тема картины. В Лондонской Национальной галерее она была выставлена под названием «Мифологический сюжет» (A Mythological Subject), а в настоящее время под заголовком «Сатир, оплакивающий нимфу»


Лелап сидит справа на картине, как отдельный и важный персонаж - удивительное выражение морды собаки - оно и отрешенное и очень сочувственное, она сильнее жалеет свою хозяйку, чем кто бы то ни было. Собака полноправный, очень важный персонаж на этом полотне.

Персей и Андромеда .ок.1510 г.Пьеро ди Козимо. Масло. Галерея Уффици, Флоренция.

В представленной картине, написанной в поздний период творчества, мастер использовал древнегреческий миф о Персее, спасающем Андромеду. Возвращаясь после победы над горгоной Медузой, герой увидел девушку, привязанную к скале. Это была Андромеда, которую жители ее родной страны принесли в жертву морскому чудовищу, пожиравшему людей, ради избавления от него. Персей в своих крылатых сандалиях и волшебном шлеме, делавшем его невидимым, изображен на картине дважды - летящим над морем и стоящим на спине чудовища, замахивающимся мечом.

Меня прежде всего поразило это мистическое существо.

Кроме природных объектов, Пьеро ди Козимо постоянно находил образы своих будущих полотен в облаках на небе или в причудливых узорах теней. Говорят, что страшное чудище на картине «Персей и Андромеда» он увидел в преломлениях света на стене своего дома.

Эта картина считается одной из лучших в его творчестве. В свое время она украшала роскошную гардеробную герцога Козимо ди Медичи.

Портрет Джулиано да Сангалло. Пьеро ди Козимо.

Джулиано да Сангалло - флорентийский инженер, архитектор, участвовавший, кроме многочисленных фортификаций, также в строительстве гражданских и религиозных зданий Тосканы и Рима - его род деятельности можно определить по лежащим на переднем плане, уже даже несколько в "плоскости зрителя", перу и циркулю. Зрительного контакта с изображенным нет - он там, в своем времени, в своем тосканском пейзаже, со своими мыслями, и именно эти выложенные орудия труда являются странным мостиком для взаимодействия "его" и "нас".

Святая Мария Магдалина. (Портрет женщины, одетой как Магдалина") 1490-е. Пьеро ди Козимо. Темпера. Национальная галерея античного искусства, Рим.

Вот более возвышенный и в то же время« земной» образ: Мария Магдалина в трактовке мастера прекрасна. Но и подтекст читается: светящееся во мраке лицо и каноническая поза, однако — легкая улыбка и кокетливо разбросанные волосы… И снова красноречивые детали стали к

лючевыми для восприятия произведения великого флорентийца.

Портрет Франческо Джамберти», около 1500 г.

Взор старика обращён вдаль. Это мебельных дел мастер и музыкант Франческо Джамберти- основоположник династии зодчих и ваятелей да Сангалло. Ноты — символ его занятия.

ГАЛЕРЕЯ РАБОТ.

Мадонна с младенцем, ангелами и святыми. 1493. Музей Оспедале дельи Инноченти

Зачатие Марии, после 1505. Уффици, Флоренция

Посещение Богоматери со святыми Николаем и Антонием. 1489-90 гг. Пьеро ди Козимо. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Пьеро ди Козимо. Промах Силена. Ок. 1500 г

ПЬЕРО ДИ КОЗИМО Мадонна с младенцем и с голубем

В своих произведениях Пьеро ди Козимо нередко трактовал сюжеты в причудливой манере, что породило слухи об его эксцентрическом поведении. Рассказывали, что долгие годы Пьеро ди Козимо жил в уединении, не питался ничем иным, кроме крутых яиц, и всякие другие малоправдоподобные истории.

Наряду с живописью художник занимался также устройством маскарадов, празднеств и триумфальных шествий. В дальнейшем в первых десятилетиях 16 столетия в произведениях Пьеро ди Козимо усиливается вычурность и манерность. Но художники подобного типа, утратившие духовную цельность, уже не могли занимать в это время заметного положения, и во Флоренции окончательно возобладало искусство великих мастеров Высокого Возрождения.

Пьеро ди Козимо, Пьеро ди Лоренцо ди Пьеро д’Антонио Убальдини (Piero di Cosimo) (1462, Флоренция — 12 апреля 1522, Флоренция) — итальянский живописец флорентийской школы. Ученик Козимо Росселли.

Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы.


К 1486 Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две Сцены охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Лесной пожар (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490-1500-е годы, являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, перехода от каменного века к железному, от первобытного состояния к цивилизации, творчеству и созидательному труду .
Охота.1505-1507гг.

В сценах охоты Пьеро ди Козимо изобразил человечество, находящееся еще на примитивной стадии развития, управляемое слепой жестокостью.Каждодневная борьба за добычу пищи приводит к противостоянию всех против всех, медведя настиг голодный лев, но и на него нападает человек.

Возвращение с охоты.1505-1507гг.

На этой стадии первобытной жизни еще не существует четкого различия между человеком и животными с одной стороны и человеком и такими полулюдьми, как сатиры и кентавры, - с другой. Все существа противостоят друг другу, убивая бездумно и с невиданной жестокостью, не обращая внимания на грозящую всем им беду- лесной пожар.

Лесной пожар.1490-е г.

Пьеро ди Козимо черпал вдохновение в произведениях, обладавших внутренней энергией и мощным натурализмом, таких, как работы Синьорелли и Поллайоло. При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи: ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий. В картине Венера и Марс (1490-е годы, Берлин - Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному произведению Боттичелли на тот же сюжет, намного более изящному и одухотворенному.

Piero di Cosimo 1490 Venus, Mars, and Cupid

Примерно с 1500, когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после семнадцатилетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые контуры). Он перешел от смешанной техники - темперой и маслом - к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений - Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде).

Пьеро ди Козимо (Симонетта Веспуччи), c. 1480-90

Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества - Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей нимфы. Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин - Персей и Андромеда (ок. 1515-1520, Флоренция, галерея Уффици).

Мифологический сюжет о Кефале и Прокриде заимствован из,Метаморфоз" Овидия.Во время охоты Кефал нечаянно убил свою жену Прокриду, тайно следившую за ним, подозревая его в измене, именно тем волшебным копьем, которое она подарила супругу.Ее даром была и собака.

Собака и копье- дары богини Дианы Прокриде, которая, в свою очередь, подарила их Кефалу. На картине фигура Кефала малозначима, именно изображение животного олицетворяет присутствие его духа.

Сатир, наполовину человек с козлиными копытами, не был описан Овидием, но стал героем драмы Никколо да Корреджо(1450-1508).Этот сюжет использовали многие художники Возрождения.Недвижим пейзаж, от зелени до блеклой голубизны горизонта, грустны и молчаливы сатир и собака, дабы не тревожить спокойствия нежного тела, лежащего на травяном ковре.Даже рана,ставшая смертельной, обозначена лишь несколькими каплями крови, струящимися по груди и согнутой руке умирающей молодой женщины.Со временем масляная краска стала более прозрачной и выявила нижние живописные слои: первоначально пасть собаки, находящейся на первом плане,была открыта.

Борьба между Lapiths и Кентаврами.1500-1515гг.

Художник, известный своей эксцентричностью, пересказывает миф о Персее, который убивает морское чудовище и освобождает Андромеду, дочь эфиопского царя Кефея.

Персей освобождает Андромеду.Ок.1513г.

Центральная фигура сцены- дракон, агонизирующий под ударами, которыми ему наносит Персей. Взгляд привлекает прежде всего сказочный пейзаж

Вазари, который восхищался фантазиями этого живописца, вспоминает в своих заметках, что эта картина была заказана Филиппо Строцци Старым. Предварительный эскиз к картине был выполнен Леонардо.Особое восхищение Вазари вызывали восточная экзотика в облике персонажей, капли воды от расходящихся волн, деревянные и соломенные хижины на вершинах невероятных скалистых нагромождений. Но наиболее странными деталями конечно же являются изображения фантастических, не существующих в реальности музыкальных инструментов.


Непорочная Концепция, Святой Джованни евангелист, Сан Филиппо, Святая Катерина д" Алессандрия, Святая Маргарита д" Антьокия, Святой Antonino и Святой Пьетро.

The Visitation with Saint Nicholas and Saint Anthony Abbot, c. 1490

Изображая мифологические сюжеты, Пьеро ди Козимо воскрешает в памяти примитивную и дикую эру человечества,прибегая к фантазийному использованию цвета; он не отказывается и от гротескных элементов. В центре, на пьедестале человеческая фигура, изваянная по образцу и подобию богов. Справа Минерва, которая помогла Прометею украсть у богов огонь и подарить его людям, вверху они вместе улетают. В тщательно разработанной сценографии, почти как в театральной пьесе, художник реализует тонкие цветовые градации и перемещает своих персонажей, скандируя все фразы повествования, завершение которого изображено на доске, находящейся в Страсбурге: месть Юпитера, приковавшего Прометея к скале и наславшего на него орла, клюющего его печень.Эпимефей в левом углу помогает Прометею лепить человека.Среди различных интерпретаций этого мифа наиболее впечатляет та, которая касается творческого процесса: художник получает с небес искру вдохновения.

Это довольно необычное изображение распятого Христа, а сама трактовка весьма далека от трактовки, присущей Ренессансу. Пьеро ди Козимо изображает спасителя как бога, превозмогшего страдания тела, дух которого победил плоть. Моменты, указывающие на страдания Христа, кажутся побочными и не имеют драматического воздействия. В эпоху Ренессанса, когда страдания спасителя изображались как страдания обыкновенного человека, а не бога, едва ли можно найти другой такой пример средневекового подхода к этой теме.

Как и в картинах северных художников, которые так любил Пьеро ди Козимо, взгляд мастера останавливается на деталях, указывающих на профессию персонажа: так реалистично изображение гусиного пера, превратившегося в огрызок от частого употребления. На портрете изображен знаменитый архитектор Джулиано да Сангало, автор многочисленных архитектурных сооружений военного и религиозного назначения, а также великолепной виллы Медичи в Поджо-а-Кайано.На род его деятельности указывают расположенные на переднем плане циркуль и перо, острие которого испачкано чернилами.

Портрет Франческо Джамберти.Ок.1505г.

Берет из красного сукна, надвинутый на голову старого краснодеревщика, прижимает прядь волос и часть уха, в глубине картины на фоне пейзажа выделяются сельские строения,как на картинах таких северных художников того времени,как Ханс Мемлинг.

Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo; Piero di Lorenzo) (1462–1521), флорентийский живописец. Годы его творчества пришлись на период перехода от раннего к Высокому Возрождению. Будучи учеником Козимо Росселли, Пьеро ди Козимо сопровождал своего учителя во время поездки в Рим, куда тот был приглашен в 1482 вместе с Боттичелли, Перуджино и Доменико Гирландайо для росписи стен Сикстинской капеллы. К 1486 Пьеро ди Козимо уже начал работать самостоятельно и получил заказ от флорентийского купца Франческо Пульезе на украшение одной из комнат его дворца картинами на мифологические сюжеты. Две Сцены охоты (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и Лесной пожар (Оксфорд, музей Ашмола), созданные в 1490–1500-е годы, являются аллегорическими изображениями древней истории человечества, перехода от каменного века к железному, от первобытного состояния к цивилизации, творчеству и созидательному труду. Пьеро ди Козимо черпал вдохновение в произведениях, обладавших внутренней энергией и мощным натурализмом, таких, как работы Синьорелли и Поллайоло.

При создании произведений на религиозные сюжеты Пьеро ди Козимо не мог соперничать с Боттичелли и Филиппино Липпи: ему никогда не удавалось достичь такого же изящества линий. В картине Венера и Марс (1490-е годы, Берлин – Далем) Пьеро ди Козимо пытается подражать известному произведению Боттичелли на тот же сюжет, намного более изящному и одухотворенному.

Примерно с 1500, когда Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию после семнадцатилетнего отсутствия, стало ощутимым его влияние на живопись Пьеро ди Козимо. В картинах последнего появились мягкие тени и сфумато (туманные, расплывчатые контуры). Он перешел от смешанной техники – темперой и маслом – к работе одним только маслом. В этой технике художник создал одно из самых знаменитых своих произведений – Портрет Симонетты Веспуччи (ок. 1490, Шантийи, музей Конде).

Наибольшую известность получила картина Пьеро ди Козимо зрелого периода творчества – Смерть Прокриды (Лондон, Национальная галерея). Здесь и общее настроение, и пейзаж с извилистыми линиями берега и холма вторят формам тела умирающей нимфы. Даже в старости, когда силы начали оставлять художника, он продолжал работать; одна из его поздних картин – Персей и Андромеда (ок. 1515–1520, Флоренция, галерея Уффици).

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Далее читайте:

Художники (биографический справочник).