Человек рассеянный. Синодальный отдел по делам молодежи упц

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3 класса

Фамилия, имя_________________________________класс___________________

1. По началу произведения определите его жанр:

а) Мы противные микробы, мы во рту у вас живем.

И нечищеные зубы мы грызем, грызем, грызем. _______________________________________

б) Жила – была в одной дальней лесной деревне Марья. Была она во всём спорая, до всех дел умелая. ________________________________________

в) Вырос Добрыня до полного возраста. Пробудились в нём ухватки богатырские.

г) Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдет,

И выйдет из него не дело, только мука. ________________________________________

д) Трудно солдатам в походе. На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка.

_____________________________________________________________________________________

2. Кто придумал Крокодила Гену, Чебурашку, друзей из Простоквашино?

_____________________________________________________________________________________

3. В украинском варианте этой народной сказки лесные звери по очереди поселились в потерянной варежке. Сказка называется «Рукавичка». А как называется русская сказка с похожим сюжетом?

_____________________________________________________________________________________

4. Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У Лукоморья дуб зелёный…» ______________________________________________________________________

5. Назовите имя и отчество знаменитого почтальона Печкина.

_____________________________________________________________________________________

6. Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки познавательны: «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого писателя.

_____________________________________________________________________________________

7. Сказка немецких писателей братье Гримм называется «Белоснежка и семь гномов». А как называется сказка А.С.Пушкина с похожим сюжетом?

_____________________________________________________________________________________

8. Главная героиня этой сказки исполняла все желания жены главного персонажа, но в конце концов злобная и жадная жена осталась у «разбитого корыта». Вспомни автора сказки и её название.

_____________________________________________________________________________________

9. Эта знаменитая сказка французского писателя Шарля Перро написана совсем не для детей. В предисловии к её первому изданию было сказано, что она адресована юным барышням, которые не должны разговаривать с незнакомцами, чтобы не попасть в неприятности. Как называется эта сказка? ______________________________________________________________________________

10. Какой знаменитый писатель и детский поэт познакомил нас со стихами английских, французских, немецких, итальянских и польских авторов? А ещё он придумал самого рассеянного человека нашей детской литературы. ____________________________________________________

11. Допиши пословицы:

а) С кем поведёшься, _____________________________________________________________.

б) Старый друг __________________________________________________________________.

в) Волков бояться - ______________________________________________________________.

Братья Гримм

«Кот в сапогах»

«Волшебник Изумрудного города»

«Храбрый портной»

«Карлик Нос»

«Конёк – горбунок»

13. Подбери рифму:

Молодая - _________________; царица - _____________;

Милее - __________________ ; догадалась - __________.

14. Допиши строчки:

Мой весёлый, звонкий _______,

Ты куда помчался ___________?

Жёлтый, красный, ___________.,

Не угнаться _________________!

15. Подчеркни названия народных сказок:

«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Василиса Прекрасная», «Русалочка», «Теремок».

16. Запиши, из каких басен эти крылатые выражения:

а) …И в сердце льстец всегда отыщет уголок….. __________________________________________

б) …А ларчик просто открывался ….. ___________________________________________________

в) ….Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона….___________________________________

Стихотворение, сказка, былина, басня, рассказ.

Эдуард Успенский

«Теремок»

«Руслан и Людмила»

Игорь Иванович

Виталий Бианки

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»

«Красная шапочка»

С.Я.Маршак

От того и наберёшься; ….лучше новых двух; …в лес не ходить.

Братья Гримм - «Храбрый портной», В. Гауф - «Карлик Нос», Ш.Перро - «Кот в сапогах», П.Ершов - «Конёк–горбунок», А.Волков - «Волшебник Изумрудного города»

Мяч, вскачь, голубой, за тобой.

«Василиса Прекрасная», «Теремок»

а) «Ворона и Лисица», б) «Ларчик», в) «Слон и Моська». И. Крылов

  • Русские народные сказкиРусские народные сказки Мир сказок удивителен. Разве можно представить себе нашу жизнь без сказки? Сказка - это не просто развлечение. Она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, учит быть добрыми и справедливыми, защищать слабых, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Сказка учит быть преданным, честным, высмеивает наши пороки: хвастовство, жадность, лицемерие, лень. На протяжении столетий сказки передавались устным путем. Один человек придумал сказку, рассказал другому, тот человек что-то добавил от себя, пересказал третьему и так далее. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получается, что сказку придумал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому её и стали называть - “народная”. Возникли сказки в глубокой древности. Они представляли собой рассказы охотников, звероловов и рыбаков. В сказках - звери, деревья и травы разговаривают как люди. А в волшебной сказке возможно всё. Хочешь стать молодым - поешь молодильных яблок. Надо оживить царевну - спрысни её сначала мёртвой, а потом живой водой… Сказка учит нас отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Сказка учит, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе…
  • Сказки Аксакова Сергея ТимофеевичаСказки Аксакова С.Т. Сергей Аксаков написал совсем мало сказок, но именно этот автор написал замечательную сказку «Аленький цветочек» и мы сразу понимаем, какой талант был у этого человека. Сам Аксаков рассказывал, как в детстве он заболел и к нему пригласили ключницу Пелагею, которая сочиняла разные истории и сказки. Мальчик был настолько понравилась история про Аленький цветочек, что когда он вырос, записал по памяти историю ключницы и как только она была издана, сказка стала любимой у многих мальчиков и девочек. Впервые эта сказка была напечатана в 1858 году, а потом по мотивам этой сказки снято множество мультфильмов.
  • Сказки братьев ГриммСказки братьев Гримм Якоб и Вильгельм Гримм - величайшие немецкие сказочники. Первый сборник сказок братья выпустили в 1812 году на немецком языке. В этот сборник вошло 49 сказок. Регулярно записывать сказки братья Гримм начали с 1807 года. Сказки сразу же приобрели огромную популярность у населения. Замечательные сказки братьев Гримм, очевидно, читал каждый из нас. Их интересные и познавательные истории будят воображение, а простой язык повествования понятен даже малышам. Сказки предназначены для читателей разных возрастов. В сборнике братьев Гримм есть истории понятные для малышей, а есть и для более старшего возраста. Собиранием и изучением народных сказок братья Гримм увлекались ещё в студенческие годы. Славу великих сказочников принесли им три сборника «Детских И семейных сказок» (1812, 1815, 1822). Среди них «Бременские музыканты», «Горшок каши», «Белоснежка и семь гномов», «Гензель и Гретель», «Боб, Соломинка и уголек», «Госпожа Метелица», - всего около 200 сказок.
  • Сказки Валентина КатаеваСказки Валентина Катаева Писатель Валентин Катаев прожил большую и красивую жизнь. Он оставил книги, читая которые мы можем научиться жить со вкусом, не пропуская того интересного, что нас окружает каждый день и каждый час. Был в жизни Катаева период, примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери. Валентин Катаев автор сказок: «Дудочка и кувшинчик» (1940), «Цветик - семицветик» (1940), «Жемчужина» (1945), «Пень» (1945), «Голубок» (1949).
  • Сказки Вильгельма ГауфаСказки Вильгельма Гауфа Гауф Вильгельм (29.11.1802 – 18.11.1827) – немецкий писатель, наиболее известен как автор сказок для детей. Считается представителем художественного литературного стиля бидермейер. Вильгельм Гауф не столь известный и популярный мировой сказочник, но сказки Гауфа обязательно нужно читать детям. В свои произведения автор, с тонкостью и ненавязчивостью настоящего психолога, вкладывал глубокий смысл, который наталкивает на размышления. Гауф написал для детей барона Хегеля свои Märchen - волшебные сказки, впервые их опубликовали в «Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий». Там имелись такие произведения Гауфа как «Калиф-Аист», «Маленький Мук», некоторые другие, которые сразу же приобрели популярность в немецко-говорящих странах. Ориентируясь поначалу на восточный фольклор, позже он начинает использовать в сказках европейские предания.
  • Сказки Владимира ОдоевскогоСказки Владимира Одоевского В историю русской культуры Владимир Одоевский вошёл как литературный и музыкальный критик, прозаик, музейный и библиотечный работник. Много сделал он для русской детской литературы. При жизни он издал несколько книг для детского чтения: «Городок в табакерке» (1834-1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838-1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847), «Детская книжка для воскресных дней» (1849). Создавая сказки для детей, В. Ф. Одоевский часто обращался к фольклорным сюжетам. И не только к русским. Наиболее популярны две сказки В. Ф. Одоевского - «Мороз Иванович» и «Городок в табакерке».
  • Сказки Всеволода ГаршинаСказки Всеволода Гаршина Гаршин В.М. - русский писатель, поэт, критик. Известность приобрел после публикации своего первого произведения «4 дня». Количество сказок написанных Гаршиным совсем не велико - всего пять. И практически все они входят в школьную программу. Сказки «Лягушка-путешественница», «Сказка о жабе и розе», «То, чего не было» знает каждый ребенок. Все сказки Гаршина проникнуты глубоким смыслом, обозначением фактов без излишних метафор и всепоглощающая грусть, проходящая через каждую его сказку, каждый рассказ.
  • Сказки Ганса Христиана АндерсенаСказки Ганса Христиана Андерсена Ганс Христиан Андерсен (1805-1875) - датский писатель, сказочник, поэт, драматург, эссеист, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых. Читать сказки Андерсена увлекательно в любом возрасте, и детям и взрослым они дают свободу для полета мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд. Самые популярные сказки Андерсена: Русалочка, Дюймовочка, Соловей, Свинопас, Ромашка, Огниво, Дикие лебеди, Оловянный солдатик, Принцесса на горошине, Гадкий утенок.
  • Сказки Михаила ПляцковскогоСказки Михаила Пляцковского Михаил Спартакович Пляцковский - советский поэт-песенник, драматург. Ещё в студенческие годы начал сочинять песни - и стихи, и мелодии. Первая профессиональная песня «Марш космонавтов» была написана в 1961 г. с С.Заславским. Вряд ли найдётся такой человек, который ни разу не слышал таких строк: «напевать лучше хором», «дружба начинается с улыбки». Крошка енот из советского мультфильма и кот Леопольд поют песни на стихи популярного поэта-песенника Михаила Спартаковича Пляцковского. Сказки Пляцковского учат детей правилам и нормам поведения, моделируют знакомые ситуации и знакомят с миром. Некоторые истории не просто учат доброте, но и высмеивают плохие черты характера, свойственные детям.
  • Сказки Самуила МаршакаСказки Самуила Маршака Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) - русский советский поэт, переводчик, драматург, литературный критик. Известен как автор сказок для детей, сатирических произведений, а также «взрослой», серьезной лирики. Среди драматургических сочинений Маршака особой популярностью пользуются пьесы-сказки «Двенадцать месяцев», «Умные вещи», «Кошкин дом» Стихи и сказки Маршака читать начинают с самых первых дней в садиках, затем их ставят на утренниках, в младших классах учат наизусть.
  • Сказки Геннадия Михайловича ЦыфероваСказки Геннадия Михайловича Цыферова Геннадий Михайлович Цыферов - советский писатель-сказочник,сценарист, драматург. Самый большой успех Геннадию Михайловичу принесла мультипликация. За время сотрудничества со студией «Союзмультфильм» в соавторстве с Генрихом Сапгиром было выпущено более двадцати пяти мультфильмов, среди которых «Паровозик из Ромашкова», «Мой зеленый крокодил», «Как лягушонок искал папу», «Лошарик», «Как стать большим». Милые и добрые истории Цыферова знакомы каждому из нас. Герои, которые живут в книгах этого замечательного детского писателя, всегда придут на помощь друг другу. Известные его сказки: «Жил на свете слонёнок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Паровозик из Ромашково», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка».
  • Сказки Сергея МихалковаСказки Сергея Михалкова Михалков Сергей Владимирович (1913 - 2009) - литератор, писатель, поэт, баснописец, драматург, военный корреспондент во время Великой Отечественной войны, автор текста двух гимнов Советского Союза и гимна Российской Федерации. Стихи Михалкова читать начинают в садике, выбирая «Дядю Стёпу» или не менее известный стишок “А что у вас?”. Автор возвращает нас в советское прошлое, но с годами его произведения не устаревают, а только приобретают шарм. Детские стихи Михалкова уже давно стали классикой.
  • Сказки Сутеева Владимира ГригорьевичаСказки Сутеева Владимира Григорьевича Сутеев - русский советский детский писатель, художник-иллюстратор и режиссёр-аниматор. Один из зачинателей советской мультипликации. Родился в семье врача. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». Учился в МВТУ им. Баумана. С 1923 – художник-иллюстратор книг для детей. Сутеев иллюстрировал книги К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Д. Родари, а также собственные произведения. Сказки, которые В. Г. Сутеев сочинил сам, написаны лаконично. Да ему и не нужно многословие: все, что не сказано, будет нарисовано. Художник работает как мультипликатор, фиксирующий каждое движение персонажа, чтобы получилось цельное, логически ясное действие и яркий, запоминающийся образ.
  • Сказки Толстого Алексея НиколаевичаСказки Толстого Алексея Николаевича Толстой А.Н. - русский писатель, чрезвычайно разносторонний и плодовитый литератор, писавший во всех родах и жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, публицистические и иные статьи и т. д.), прежде всего прозаик, мастер увлекательного повествования. Жанры в творчестве: проза, рассказ, повесть, пьеса, либретто, сатира, очерк, публицистика, исторический роман, научная фантастика, сказка, стихотворение. Популярная сказка Толстого А. Н.: «Золотой ключик, или Приключения Буратино», которая является удачной переделкой сказки итальянского писателя XIX века. Коллоди «Пиноккио», вошла в золотой фонд мировой детской литературы.
  • Сказки Толстого Льва НиколаевичаСказки Толстого Льва Николаевича Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910) - один из самых величайших русских писателей и мыслителей. Благодаря ему появились не только произведения, входящие в сокровищницу мировой литературы, но и целое религиозно-нравственное течение - толстовство. Лев Николаевич Толстой написал немало поучительных, живых и интересных сказок, басен, стихов и рассказов. Его перу принадлежит и множество небольших, но прекрасных сказок для детей: Три медведя, Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было, Лев и собачка, Сказка об Иване-дураке и его двух братьях, Два брата, Работник Емельян и пустой барабан и многие другие. Толстой очень серьезно относился к написанию маленьких сказок для детей, много трудился над ними. Сказки и рассказы Льва Николаевича и по сей день находятся в книгах для чтения в начальной школе.
  • Сказки Шарля ПерроСказки Шарля Перро Шарль Перро (1628-1703) – французский писатель-сказочник, критик и поэт, был членом Французской академии. Нельзя, наверное, отыскать человека, который бы не знал сказу про Красную шапочку и серого волка, про мальчика с пальчика или других не менее запоминающихся персонажей, колоритных и таких близких не только ребенку, но и взрослому. Но все они своим появлением обязаны замечательному писателю Шарлю Перро. Каждая его сказочная история – это народная былина, ее писатель обработал и развил сюжет, получив такие восхитительные произведения, читаемые и сегодня с большим восхищением.
  • Украинские народные сказкиУкраинские народные сказки Украинские народные сказки во многом перекликаются по своему стилю и содержанию с Русскими народными сказками. В украинской сказке уделяется много внимания бытовым реалиям. Украинский фольклор очень ярко описывает народная сказка. Все традиции, праздники и обычаи можно увидеть в сюжетах народных повествований. Чем жили украинцы, что у них было и чего не было, о чём они мечтали и как шли к своим целям так же чётко заложено в смысл сказочных историй. Самые популярные украинские народные сказки: Рукавичка, Коза-дереза, Покатигорошек, Серко, сказка про Ивасика, Колосок и другие.
    • Загадки для детей с ответамиЗагадки для детей с ответами. Большая подборка загадок с ответами для проведения весёлых и интеллектуальных занятий с детьми. Загадка - всего лишь четверостишие или одно предложение в котором заключен вопрос. В загадках смешаны мудрость и желание знать больше, распознавать, стремиться к чему-то новому. Поэтому с ними мы часто сталкиваемся в сказках и легендах. Загадки можно разгадывать по дороге в школу, детский садик, использовать в разных конкурсах и викторинах. Загадки помогают развитию вашего ребёнка.
      • Загадки про животных с ответамиЗагадки про животных очень любят дети разных возрастов. Животный мир разнообразен, поэтому существует много загадок про домашних и диких животных. Загадки про животных - это отличный способ познакомить детей с разными зверушками, птичками и насекомыми. Благодаря этим загадкам дети запомнят, например, что у слона есть хобот, у зайчика большие ушки, а у ёжика колючие иголки. В этом разделе представлены самые популярные детские загадки про животных с ответами.
      • Загадки о природе с ответамиЗагадки для детей о природе с ответами В этом разделе Вы найдете загадки про времена года, про цветы, про деревья и даже про солнышко. При поступлении в школу, ребенок должен знать времена года и названия месяцев. И с этим помогут загадки про времена года. Загадки про цветы очень красивые, веселые и позволят детям выучить названия цветов и комнатных и садовых. Загадки про деревья очень занимательны, дети узнают какие деревья весной цветут, какие деревья приносят сладкие плоды и как они выглядят. Также дети узнают многое о солнышке и планетах.
      • Загадки про еду с ответамиВкусные загадки для детей с ответами. Для того, чтобы детки кушали ту или иную еду, многие родители придумывают всевозможные игры. Мы Вам предлагаем забавные загадки о еде, которые помогут Вашему ребенку отнестись к питанию с положительной стороны. У нас Вы найдете загадки про овощи и фрукты, про грибы и ягоды, про сладости.
      • Загадки про окружающий мир с ответамиЗагадки про окружающий мир с ответами В этой категории загадок, есть практически всё, что касается человека и окружающего мира. Загадки про профессии очень полезны для детей, ведь в юном возрасте проявляются первые способности и таланты ребенка. И он в первые задумается, кем хочет стать. Также в эту категорию входят весёлые загадки про одежду, про транспорт и машины, про самые разнообразные предметы, которые нас окружают.
      • Загадки для малышей с ответамиЗагадки для самых маленьких с ответами. В этой рубрике Ваши малыши познакомятся с каждой буквой. С помощью таких загадок дети быстро запомнят азбуку, научатся правильно складывать слоги и читать слова. Также в этой рубрике есть загадки про семью, про ноты и музыку, про цифры и школу. Веселые загадки отвлекут малыша от плохого настроения. Загадки для самых маленьких отличаются простотой, юмором. Дети с удовольствием их разгадывают, запоминают и развиваются в процессе игры.
      • Интересные загадки с ответамиИнтересные загадки для детей с ответами. В этой рубрике вы узнаете своих любимых сказочных героев. Загадки про сказки с ответами помогают волшебным образом превращать веселые моменты в настоящее шоу сказочных знатоков. А смешные загадки отлично подойдут на 1 апреля, Масленицу и другие праздники. Загадки обманки оценят не только дети, но и родители. Концовка загадки может быть неожиданной и нелепой. Загадки обманки повышают настроение и расширяют кругозор детей. Также в этой рубрике есть загадки для детских праздников. Ваши гости точно не будут скучать!
  • Самый рассеянный герой? Легендарной поэме "о человеке рассеянном с улицы Бассейной"стукнуло 78 лет.Строки о нелепых выходках чудак

    Кто из нас не знает стихов С.Я. Маршака про удивительного Рассеянного с улицы Бассейной? А откуда он взялся? Сам Маршак рассказывал об этом так:
    Цитирую - "Очень многие мои читатели спрашивали меня, не изобразил ли я в своем "Рассеянном" профессора И.А. Каблукова. Тот же вопрос задал моему брату - писателю М. Ильину - и сам И.А. Каблуков. Когда же брат ответил ему, что мой "Рассеянный" представляет собой собирательный образ , профессор лукаво погрозил ему пальцем и сказал:
    "Э, нет, батенька! Ваш брат, конечно, метил в меня!"
    В этом была доля правды. Когда я писал свою шутливую поэму, я отчасти имел в виду обаятельного и - неподражаемого в своей рассеянности - замечательного ученого и превосходного человека - И.А. Каблукова . Вот все, что я могу сообщить Вам по этому вопросу".
    В черновиках Маршака его герой часто назывался Иваном Башмаковым, но в одном из набросков прямо написано:
    "В Ленинграде проживает
    Иван Каблуков,
    Сам себя он называет
    Каблук Иванов".
    Отличие заключается только в том, что реальный профессор Каблуков проживал в Москве.
    Подробней всех запечатлел облик Каблукова в своих воспоминаниях Андрей Белый. Но и он приводит уже не подлинные речевые оплошности рассеянного ученого, а пародии на них, сочиненные Эллисом (Л. Кобылинским) . Андрей Белый пишет: "По московским гостиным зациркулировал бесподобнейший номер, разыгрываемый Эллисом; под названием "Иван Алексеевич Каблуков"... и большинство анекдотов о путанице слов и букв Каблукова, теперь уже классических, имеют источником НЕ Каблукова, а импровизацию Эллиса; который импровизировал на основании скрупулезнейшего изучения модели; и шарж его был реален в своей художественности; я утверждаю: знаменитая "каблуковская" фраза НЕ принадлежит профессору:
    "Знаменитый химик Лавуазье - я, то есть не я: совсем не то... Делал опыты: лопа колбнула, и кусочек глаза попал в стекло"
    (вместо "колба лопнула, и кусочек стекла попал в глаз");
    выражения "совсем не то" и "я, то есть не я" -
    обычные словечки Каблукова; эта фраза - цитата из блестящей импровизации Эллиса, как и приписываемое Каблукову "Мендельшуткин" вместо "Менделеев и Меньшуткин" - тоже цитата из той же пародии (!!!)...
    ...он [Каблуков] потерял способность произнести внятно простую фразу, впадая в...звуковые и этимологические чудовищности, которыми он себя обессмертил в Москве; и желая произнести сочетание слов "химия и физика", произносил "химика и физия"; и тут же, спохватываясь, - "совсем не то", - начинал разъяснять новыми чудовищностями, в которых "я", то есть совсем не "я" фигурировало то и дело".
    ...Интересно, что в повести Вельтмана "Чудодей" действуют сразу два рассеянных чудака: Дьяков и Даянов. Даянов воспроизводит черты Рассеянного за много десятков лет до Маршака. Лакей там спрашивает у Даянова:
    "Что изволите одеть?"
    Даянов отвечает: "Что, что, что, что! Черт тебя возьми, что! Пальто на ноги, штаны на плеча!"
    Немногие знают, что еще до Рассеянного, в 1926 году, вышла детская книжка Владимира Пяста "Лев Петрович". Герой этого стихотворения такой же рассеянный чудак, который
    "...каждый день
    Надевал живую кошку
    Вместо шапки набекрень...
    ....За дровами у сарая
    На дворе он ждал трамвая..."
    Сам Пяст тоже был одним из прототипов Рассеянного.
    В. Шкловский писал: "Однажды... Пяст проглотил несколько раскаленных углей и от нестерпимой боли выпил чернил... Я приходил к Пясту в больницу. Он объяснял, ..что действовал правильно, потому что в чернилах есть танин, танин связывает и поэтому должен помогать при ожогах. Чернила были анилиновые - они не связывали".
    А в черновиках "Рассеянного" мы находим строки об именно этом случае:
    "Вместо чая он налил
    В чашку чайную чернил..."
    Вот и получается, что у человека "Рассеянного"прототипов все таки было несколько (как минимум - И.Каблуков, В.Пяст и 2 литпредшественника -Даянов и Лев Петрович), т.е как говорил и сам Маршак - ОБРАЗ СОБИРАТЕЛЬНЫЙ :-)

    Это они забывают снять бахилы, когда выходят из поликлиники, и шлёпают синими полиэтиленовыми ногами на радость прохожим. Это они, два часа проискав очки и кипя от досады, обнаруживают их у себя на лбу. Это они переходят дорогу на красный свет, считая перелётных уток в небе. Они – люди из удивительного племени - рассеянных.

    Общие факты

    Рассеянный человек решительно ничего не может поделать со своим поведением! Голова уж у него так устроена. Мысли витают где-то далеко, поэтому он очень удивляется, обнаружив себя на незнакомой улице или на лекции по физике. Ведь только что рассеянный сражался в уме с королём Артуром и даже почти победил его…

    У рассеянного человека очень много мыслей в голове одновременно, а внимание рассредоточено. Именно рассеянные забывают в магазине сдачу – 4 тысячи 523 рубля «на чай». Или же, наоборот, забрав сдачу, через пару часов возвращаются и пытаются доказать, что им ничего не сдавали, для верности вывернув кошелёк и карманы пиджака. В кармане непременно обнаруживается дырка, а потерянная сдача спокойненько шуршит и бренчит в подкладе. Рассеянный страшно смущается, долго извиняется и убегает за шоколадкой.

    Рассеянный может весь день проходить в майке задом наперёд и в шапке шиворот-навыворот, при этом даже не заметив, что вслед ему хихикают. Потому что именно сейчас рассеянный изобретает вечный двигатель, мало того – почти изобрел! Но, вот досада, возле дома проехался на банановой кожуре, набил шишку и напрочь забыл, о чём думал!

    Кстати, о шишках. Рассеянные часто забывают посмотреться в зеркало, поэтому часто становятся объектом насмешек. Именно у рассеянного на лбу пишут зубной пастой в пионерском лагере «дурак», а он наивно ходит с этим украшением до отбоя. Потому что, умываясь, случайно три раза почистил зубы, но забыл помыть лоб.

    Рассеянный никогда не помнит, куда положил паспорт или полис, хотя сто раз клялся себе завести под них отдельную папочку. Папочку-то он завёл, но вот где она? Или, хотя бы, как выглядит? После многочасового поиска заветная «папочка» находится в старом валенке на антресолях, за банкой огурцов, под сломанным зонтиком. Рассеянный облегчённо вздыхает, вытаскивает паспорт и перекладывает папку в более удобное место – под кровать, в чемодан с гвоздями.

    Как избавиться от рассеянности?

    Рассеянность – это неумение сосредоточиться на чём-то одном и «витание в облаках». Причины могут быть разными. Человек может быть от природы мечтателем и романтиком, которого вообще мало волнуют житейские вопросы. Вторая причина – усталость и постоянные стрессы. Если вы недосыпаете, не любите свою работу, вынуждены в день воспринимать огромное количество информации, то немудрено, что организм дает сбой. Такова защитная реакция – уставший, перегруженный мозг впадает в спячку и вывешивает на двери грозную табличку «Не будить!».

    В любом случае, стоит соблюдать несколько правил:

    1. Хорошо высыпаться и побольше отдыхать. Сходите в отпуск, причём проведите его не у телевизора, нагружая мозг ненужными новостями и ток-шоу. Лучше смените обстановку, съездите к морю или хотя бы почаще выбирайтесь на природу. Нервная система непременно скажет «спасибо!», а вы вернётесь к работе свеженьким, как огурчик.

    2. Развивайтесь интеллектуально. Но чтение книг, даже очень хороших, может даже усугубить рассеянность и окончательно утопить разум в «мире грёз». Лучше порешайте кроссворды и сканворды, пособирайте кубик Рубика, сыграйте в нарды или в шахматы. Еще можно помочь младшему брату решить задачки по алгебре и геометрии. В общем, занимайтесь тем, что улучшит логическое мышление.

    3. Принимайте витамины! Хотя бы время от времени стоит пропить полный курс любых поливитаминных препаратов. Для мозга очень полезны такие вещи, как Гинкго билоба, женьшень, витамины группы В, лецитин и старый добрый «Глицин». Можно посоветоваться с врачом, и он назначит специальные препараты для концентрации внимания и памяти.

    4. Правильно питайтесь. Мозг любит орехи и сухофрукты (особенно финики), свежие овощи (лидер – брюссельская капуста), апельсины, ананасы, мюсли, рыбу, кефир. Можно даже дополнительно попринимать рыбий жир. А не любит наша память фаст-фуд во всех его проявлениях.

    5. Придумайте себе правила. Хотя бы какие-то пункты выполняйте обязательно: «перед уходом проверить утюг, плиту и посмотреться в зеркало», «пересчитывать сдачу, не отходя от кассы», «ключ носить строго в правом кармане сумке» (а то он у вас валяется, где ни попадя!). Для особо рассеянных правила рекомендуется повесить на входную дверь.

    Идея этой статьи пришла ко мне вчера, когда я вышла из поликлиники в бахилах (не в первый раз, между прочим…). Так что, она и про меня немножко. А может быть, и про вас. Удачи всем рассеянным!

    P.S. Между прочим, Альберт Эйнштейн тоже был жутко рассеянным. Однажды Эйнштейн в задумчивости шёл по улице и встретил своего приятеля. Он пригласил его к себе домой:

    Приходите ко мне вечером, у меня будет профессор Стимсон".

    Приятель удивился:

    Но я ведь и есть Стимсон!

    Эйнштейн возразил:

    Это не важно - всё равно приходите.

    Ну и кто вспомнит профессора Стимосона? А кто помнит Эйнштейна? То-то же.

    Анна Глянченко

    Мне нравится