Хип-Хоп. Описание, история

В наше время появляются всевозможные новые танцевальные стили, однако популярность остается неизменной до сих пор. В качестве основных элементов данного танца выступают всевозможные прыжки, падения, трюки, а также слаженные движения под ритмичную мелодию. Хип-Хоп считается весьма динамичным стилем, причем основной акцент в нем отводится некоторым определенным частям тела, а также движениям из обычной повседневной жизни.

Следует отметить, что местом зарождения танца Хип-Хоп стала Америка, причем первыми его танцорами стали афроамериканцы. История танца началась в Южном Бронксе, считающемся самым неблагополучным и опасным районом Нью-Йорка, в 1967 году. Именно это место и посетил Кул-Херк - один из основателей культуры.

Основная заслуга Кул-Херка состоит в том, что на вечеринках, который он сам же и организовывал, он начал пробовать читать речитатив под звук проигрываемых им пластинок, что впоследствии переросло в такое понятие, как Rap. Кроме этого он периодически использовал в своей музыке брейки (музыкальные перерывы), благодаря чему танцоры, выходящие в круг, могли демонстрировать свои танцевальные умения.

Вряд ли в наше время есть кто-то, кто не слышал такого словосочетания - «хип-хоп». Слышать-то слышали, да вот не все наверняка знают, что оно обозначает. Танец это или музыка? А может и то, и другое? Нужно разобраться…

Что такое хип-хоп

«Хип-хоп - это стиль жизни», - говорят приверженцы данного направления. И такое определение, безусловно, полностью характеризует его. Хип-хопом нельзя заниматься, не живя им.

Это культурное движение появилось в начале 1970-х годов в Америке, в среде афроамериканцев. Это так называемая уличная культура, которая, став популярной среди черных, в дальнейшем завоевала и признание белых. Изначально к хип-хопу относились только музыка и танцы, но затем «география» хип-хопа расширилась. Социальный протест - вот что такое хип-хоп представлял из себя поначалу. Протест против всего, что не устраивало молодое поколение. Впрочем, подобные нотки сохраняются в этой культуре и поныне, другое дело, что она превратилась в модное (а значит и коммерческое) направление уже в начале нашего столетия.

Виды хип-хопа

Существует несколько направлений, помогающих понять, что такое хип-хоп, поскольку каждое имеет свое особое значение. В музыке это рэп и битбокс, в танце - брейк-данс, хаус, флексинг и прочие, в изобразительном искусстве - граффити, в спорте - стритбол. Некоторые относят к уличной культуре, в том числе и баскетбол. Важно отметить, что человек, занимающийся хип-хопом, не обязательно должен посвящать себя лишь одному направлению, он вполне может совмещать и увлечение рэпом, и брейк-данс и даже «наскальную живопись» граффити.

Особенности

Основным отличием хип-хоп культуры является свободный стиль в одежде. Считается, что начало такой моде положили тюремные робы огромных размеров, куда мог влезть любой. Также и в хип-хопе - принято носить вещи, на размер, а то и несколько, больше, чем нужно.

«Классикой жанра» здесь являются широченные штаны или джинсы, кроссовки (не кеды!), мешковатые толстовки с капюшонами, которые закрывают лицо, узкие шапки, кепки с широкими козырьками (для тех же случаев). Некоторые представители хип-хоп движения (в основном афроамериканцы) любят различные аксессуары - массивные цепи (золотые, например), напульсники, кулоны и всякое такое. Что хип-хоп еще отличает от прочих культур, так это особые прически - коротко стриженые волосы либо дреды, но не слишком длинные.

История танца

Главным из всех танцев хип-хопа считается брейк-данс. Он возник самым первым, и появлением своим обязан человеку по имени Кул Херк. Вернее сказать, брейк-данс потихоньку развивался и до него, однако не в таком виде, каким его знают сейчас. Танцоры крутили элементы, стоя на ногах, а не на голове. Именно с Кул Херка же началась другая эра брейк-данса. Он читал тексты под музыку (позднее это перерастет в рэп), а между выступлениями делал перерывы (то есть «брейки», с английского break - перерыв), для того, чтобы танцоры («дэнсеры», с английского dance - танец) могли показать свои навыки. Так и стал популярным брейк-данс - первый танец в хип-хоп культуре (впрочем, данная культура тогда еще не имела своего названия, но об этом чуть позже).

Уже впоследствии один за одним стали появляться иные танцевальные направления, а затем возникли и баттлы, так называемые встречи-споры между командами или отдельными танцорами, когда они по очереди демонстрируют свои таланты и умения.

Главной особенностью танца является импровизация. Выступающий не придумывает заранее движения, он выходит и действует «по наитию». И если сначала хип-хоп танец был уличным, то теперь его активно изучают и в танцевальных студиях. Особенную популярность он завоевал после выхода фильмов, ему посвященных (например, «Шаг вперед» или «Бит Стрит»).

Музыка хип-хопа

Хип-хоп в музыкальной индустрии появился примерно в те же годы, что и в танце. Первые мастера хип-хоп песен называли себя Master of Ceremony (сокращенно MC), вот откуда пошло это слово. Они были ди-джеями (сокращенное от английского disk-jokey), сводившими начитанный под определенный ритм рифмованный текст. Такая музыка снискала большую популярность на вечеринках.

Помимо Кул Херка, читавшего таким образом своим тексты, среди «первопроходцев» в рэп-культуре можно отметить ди-джея Африку Бамбату и Сильвию Робинсон. Именно последняя смогла сделать так, что рэп зазвучал «из каждого утюга». В то время, когда никаких пластинок, студий и прочего еще не было и в помине, она организовала студию звукозаписи для рэп-исполнителей. Первый сингл в этом формате появился на рынке в 1979 году и просто взорвал его. В песне были отражены все главные темы хип-хоп культуры - независимость, свобода, секс, быт, соперничество.

Популярность среди белых рэп обрел к середине 1980-х годов, а в девяностые появляются такие яркие представители этого движения, как Доктор Дре, Снуп Дог, Тупак Шакур, в конце десятилетия - Эминем (единственный белый из перечисленных) и другие. Хип-хоп, рэп выходят за пределы Соединенных Штатов и начинают свой путь к славе по остальным странам.

Первую награду, а значит, и первое официальное признание деятели рэп-культуры получили в 2004 году. Тогда престижная премия «Грэмми» за лучший альбом была отдана именно рэп-исполнителям.

Граффити

Происхождение слова «граффити» связано с итальянским (graffito - царапать) и греческим (graphein - писать) языками. Это вид изобразительного искусства на стенах домов, лестницах, гаражах - в общем, самовыражение в живописи в общественных местах. Сейчас граффити у многих ассоциируется с вандализмом, потому что, к большому сожалению, некоторые предпочитают «самовыражаться», на деле только портя предметы культуры, старины или памяти, расписывая их нецензурными словами или похабными картинками. Однако начиналось все совершенно иначе.

Первое граффити приписывается некому молодому нью-йоркцу по имени Джулио, который оставлял свой «автограф» с именем и номером улицы на стенах во всех районах американского города. Его идею подхватил другой американец, который позже даже дал подробное интервью, где рассказал о причинах такого поступка. Вслед за двумя этими ребятами молодежь по всей стране начала «расписываться» на чем ни попадя. Этот своеобразный «флэш-моб» и назвали граффити.

В России

Русский хип-хоп появился в Самаре в начале восьмидесятых. На обыкновенной студенческой вечеринке местная команда «Час пик» сделали получасовую программу, которую потом выпустили альбомом. В конце восьмидесятых годов стали активно, как грибы после дождя, то тут, то там возникать различные рэп-команды, а в начале девяностых рэп-движение захватило страну. «Бэд Баланс», Михей, «Мальчишник», Дельфин, Богдан Титомир - вот лишь немногие имена и названия из целого списка артистов, появившихся в те годы.

В начале двухтысячных заявили о себе новые исполнители - Децл, Лигалайз, Гуф, Баста. Последний активно работает и по сей день, имея свой лейбл, кстати, выступает он под целыми тремя псевдонимами. Примерно в это же время узнали в русском хип-хопе, что такое баттлы, они зародились в нашей стране приблизительно в 2006 году и к настоящему моменту приобрели огромную популярность. Одним из наиболее известных рэп-артистов на сегодняшний день в России считается Оксимиррон.

Детский хип-хоп

Если изначально танцы в стиле хип-хопа были свойственны лишь «детям улиц», то теперь хип-хопу обучают в специальных студиях, в том числе и детских. Направление брейк-данс очень популярно среди подрастающего поколения. А поскольку учат, как правило, опытные в данном движении педагоги, детям посещать подобные занятия вдвойне веселей. Хип-хоп для детей часто организовывают в том числе и на базе учебных заведений. Таким образом, у школьников есть возможность самореализоваться практически «без отрыва» от учебного процесса.

Танцы в стиле хип-хоп очень полезны детям не только потому, что дают возможность выразить себя, но и потому, что прекрасно влияют на все группы мышц, развивая ребенка физически. И если сначала считалось, что брейк-данс - танец исключительно для мальчишек, сейчас им с удовольствием занимаются и девочки.

  1. Название «хип-хоп» переводится с английского языка как «подъем-скачок» (hip - подвижная часть тела, подъем, hop - прыжок, скачок, движение).
  2. Данное название для появившейся культуры придумал ди-джей Африка Бамбата.
  3. Известный российский рок-исполнитель Константин Кинчев, лидер группы «Алиса», начинал именно с рэпа.
  4. Самым дорогим альбомом в истории мировой музыки считается альбом хип-хоп группы «Ву-Танг Клан».
  5. Официальный день рождения хип-хопа - 11 августа 1973 года.

Можно по-разному относиться к хип-хоп культуре, любить ее или ненавидеть, понимать и принимать или нет. Однако нельзя не признать, что в настоящее время именно это движение, пожалуй, является лидирующим, особенно в музыкальной индустрии. Поп-музыка и рок постепенно отходят на задний план, уступая дорогу «голосу улиц». А значит, что-то такое есть в хип-хопе, раз он живет и процветает уже столько лет.

сайт решил рассказать своим читателям об истории музыкального и культурного жанра hip-hop.

Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с четко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем; в то же время нередки композиции без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си» (англ. MC — Microphone Controller или Master of Ceremony). Приоритетным и наиболее оцениваемым считается искусство рифмы, которую «эм-си» в погоне за новаторством зачастую сочиняют в ущерб смыслу текста, что, в свою очередь, превращает его в запутанные загадки (напр. Гостфейс Килла говорит, что нарочно стремится сочинять такие рифмы, чтобы никто не понял, кроме него, о чем идет речь). В задачу одного или нескольких ди-джеев входит программирование ритма на драм-машине, сэмплирование (использование фрагментов чужих композиций, особенно партий баса и синтезаторов), манипуляции с виниловыми пластинками и иногда «битбоксинг» (вокальная имитация ритма драм-машины). На сцене музыканты часто сопровождаются танцевальным ансамблем.

Гостфейс Килла говорит, что нарочно сочиняет непонятные рифмы


В настоящее время хип-хоп является одним из наиболее коммерчески успешных видов современной развлекательной музыки и стилистически представлен множеством направлений внутри жанра.

Истоки и развитие музыки хип-хопа

Хип-хоп зародился в негритянской среде Бронкса, района Нью-Йорка, во второй половине 1970-х гг. В то время это была музыка для вечеринок, которую создавали диск-жокеи (называемые сокращенно «ди-джеями»), работавшие в крайне примитивной тогда технике сэмплирования: она зачастую сводилась к повторению музыкального проигрыша чужой танцевальной композиции. Первые «эм-си» были буквально типичными конферансье («Master of Ceremony» — т. е. сокращённо MC; эта аббревиатура затем вобрала в себя множество других значений), они представляли ди-джеев, а также поддерживали внимание аудитории энергичными возгласами и целыми тирадами. Отметим, что на Ямайке подобная манера исполнения была выработана еще на рубеже 1960−70-х гг. благодаря зародившейся технике даба.



Популярность музыки на этих вечеринках привела к тому, что местные ди-джеи стали продавать на руки кассеты с записанными «живьем» «сетами» (программой выступления), в которых искусно микшировались ритмы и басовые партии снятые с композиций в стилях диско и фанк, поверх которых эм-си начитывали рэп. Это было сугубо любительское занятие, и в тот период (1977—78 гг.) никаких студий и официальных выпусков пластинок рэпа не существовало.

Хип-хоп является одним из наиболее успешных видов музыки


Ситуация меняется кардинальным образом, когда в начале осени 1979 года в США выходит сингл «Rapper"s Delight» в исполнении Sugarhill Gang и производит сенсацию на американском рынке популярной музыки. Сингл считается первой записью рэпа несмотря на то, что ещё несколько чуть более ранее записанных песен оспаривают славу первенства; однако именно благодаря этой 15-минутной композиции американская публика и СМИ узнали о таком явлении как хип-хоп, правда, несмотря на популярность песни, большинство сходилось во мнении, что это просто музыкальная шутка, из которой далее ничего не выйдет. Песню написала негритянская группа, собранная почти случайно за день до записи (парадоксально то, что музыканты группы были не из Бронкса, а вообще из другого штата). Ритм (классическое диско) и партия бас-гитары были взяты из тогдашнего хита Chic «Good Times», поверх был наложен рэп в исполнении трёх эм-си. Одним из достоинств композиции является то, что уже в этом первом рэпе 1979 года были даны типичные рифмы, равно как и основополагающие темы хип-хопа: детали бытовой жизни, состязания эм-си, секс, ёрничество и показное тщеславие.


В самом начале 1980-х гг. в среде рэпперов возник сильный интерес к европейской электронной поп-музыке (в первую очередь, к Kraftwerk и Гари Ньюману, широко сэмплировавшимся), технологические находки которой, вкупе с развившимся «брейкбитом» — ломаным, совершенно новым ритмом, — способствовали отрыву хип-хопа от ритмической зависимости от диско и фанка. Брейкбитовый ритм в сочетании с более развитой к тому времени техникой ямайского даба вывели хип-хоп на новый уровень. Новаторами раннего хип-хопа были Кертис Блоу, Африка Бамбата, Грандмастер Флэш и Whodini, — именно их записи 1980—84 гг. (относимые ныне к «старой школе хип-хопа») явились определяющими для становления жанра. Музыкальный журнал Rolling Stone назвал самой влиятельной композицией в истории хип-хопа «The Message» Грандмастера Флэша (1982).


Эстафету новаторства подхватили коллективы Run DMC, Mantronix, Beastie Boys, каждый из которых привнёс в хип-хоп свои открытия: Run DMC играли минимальный драм-машинный брейкбит, Mantronix же получили признание своей революционной техникой микширования, а Beastie Boys сочетали элементы панк-рока и рэпа и при содействии Рика Рубина стали первым белым рэп-коллективом, добившимся коммерческого успеха. Отдельные композиции с элементами рэп-речитатива записывали и панк-команды, например, Blondie (их сингл «The Rapture» возглавил американские чарты ещё в 1982 г.) и The Clash (их сингл «The Magnificent Seven» 1980 года интенсивно раскручивался на негритянских радиостанциях Нью-Йорка).

К 80-м годам хип-хоп музыканты стали разрабатывать более серьезные темы


К середине 1980-х годов музыка хип-хопа перестала ориентироваться исключительно на атмосферу вечеринок, и следующее поколение рэпперов стало разрабатывать более серьезные темы, например, социально-агрессивные рэпы Public Enemy принесли им культовый статус среди слушателей не только в негритянской среде. Усложнялась и музыкальная сторона хип-хопа: современный этап в его развитии начинается с выхода в 1987 году альбома «Paid in Full» дуэта Eric B. & Rakim. К концу 1980-х гг. рэп-музыка достигла уровня популярности, сравнимого с роком, кантри и эстрадой, а такие крупные институты музыкальной индустрии как Американская академия грамзаписи, заведующая наградами «Грэмми», и American Music Awards в 1988 году учредили категории для рэпа. Олицетворением этой популярности в Америке стали NWA, MC Hammer, Kris Kross и др., адресовавшие свою музыку к белым подросткам и более широкой слушательской аудитории, что, в свою очередь, дало толчок для развития более бескопромисных жанров в хип-хопе.



На рубеже 1990-х с подачи NWA, скандально известных своими вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами, приобретает популярность «гангста-рэп», отражающий криминальный быт негритянских гетто. Самым влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник NWA по имени Dr. Dre; он вводит в оборот новый стиль джи-фанк, наиболее ярким представителем которого был его протеже Снуп Догг. Несколько лет спустя участники трио The Fugees своим альбомом «The Score» наглядно продемонстрировали возможности для интеграции хип-хопа с другими музыкальными направлениями — ритм-энд-блюзом, рэгги и даже джазом. Они одними из первых хип-хоп-проектов приобрели широкую популярность за пределами США.

Самым влиятельным деятелем хип-хопа 90-х стал Dr. Dre


В середине 1990-х развернулось соперничество между гангста-рэперами с Западного и Восточного побережий США, которое завершилось гибелью их лидеров — Тупака Шакура и Notorious B. I. G. Трагический исход этого противостояния породил такое широкое обсуждение в средствах массовой информации, что практически в течение всего 1997 года рэперы оккупировали верхние строчки хит-парадов США. Для этого периода характерны интенсивная коммерциализация хип-хопа, отход от его босяцких корней, что принято связывать с именем Паффа Дэдди — рэпера, который пропагандировал гламурный стиль жизни и строил свои композиции на весьма обширном цитировании поп-шлягеров прежних десятилетий. На исходе 20-го столетия известность приобрёл белый рэппер Эминем, который попытался возродить заряд провокации и социального протеста, свойственный старой школе хип-хопа.


Начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает стилистически и технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз («нью джек свинг», «хип-хоп-соул»). В 2004 году впервые в истории премия «Грэмми» в самой престижной «наджанровой» номинации — «за лучший альбом» — была присуждена рэп-артистам — дуэту OutKast. В современном хип-хопе, как и в других крупных стилях популярной музыки, большую роль играют продюсеры, от которых зависит вся индустрия. В середине 2000-х наиболее востребованные хип-хоп-продюсеры — Скотт Сторч, The Neptunes, Тимбалэнд — способствовали дальнейшему освоению эстетики фанка. Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.

В 2004 году впервые в истории «Грэмми» была присуждена рэп-артистам


Punk HardCore не является частью хип хоп культуры, он зародился в конце 70х годах на панк сцене США.

Эстетика субкультуры



Хип-хоп стал первой музыкой, наиболее полно и самобытно воплотившей идеологию современной афроамериканской культуры. Эта идеология была построена на антагонизме американской англо-саксонской культуре, поэтому хип-хоп, будучи неотъемлемой частью оригинальной негритянской культуры, скорее всего, будет и дальше развиваться (вопреки прогнозам, что музыка хип-хопа застынет и отомрет), доказательством чему служат миллионные контракты новых исполнителей рэпа. За прошедшие десятилетия сформировалась также своя мода, коренным образом отличная от традиционной моды белого населения, свой жаргон и своя культивируемая манера произношения, танцевальные стили, свое графическое искусство — «граффити» (изображения и надписи на стенах, сделанные аэрозольными балончиками или специальными маркерами с краской) и в последнее время также кино (не обязательно про рэпперов, но сюжетно берущее темы из негритянской среды, см. фильмы «Парикмахерская», «Hustle And Flow», «Не грози Южному Централу попивая сок у себя в квартале»; рэпперы также все больше начинают становится киноактерами). Таким образом, провести четкую границу между собственно хип-хопом и негритянской субкультурой становится сложно.

Мода хип-хопа имеет ряд особенностей, например, свободная одежда


Несмотря на меняющуюся каждый год моду хип-хопа, в целом она имеет ряд характерных особенностей. Одежда, как правило, свободная, спортивного стиля: кроссовки и бейсболки (как правило с прямыми козырьками) известных брендов (напр. Reebok, Roca Wear), футболки и баскетбольные майки, куртки и толстовки с капюшонами, лыжные надвинутые на брови шапки, мешковатые штаны (так называемые «трубы»), приспущенные широкие шорты. Прически короткие, хотя также популярны короткие африканские косички. У самих рэпперов популярностью пользуются массивные украшения (цепи, медальоны и пр.).

Русский хип-хоп



Первые эксперименты с рэпом в России относятся, видимо, к 1984 году, когда в Куйбышеве диск-жокей дискотеки «Канон» Александр Астров совместно с местной группой «Час пик» записали 25-минутную программу, которая вскоре разошлась по всей стране в виде магнитоальбома «Рэп».

Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг.


Помимо этих экспериментов, хип-хоп в России приобрел известность, достаточно узкую, во второй половине 80-х гг., когда началось увлечение брейкдансом, хотя собственно англоязычные композиции в стиле рэп были малоизвестны любителям музыки. Первые русскоязычные исполнители рэпа появились в начале 1990-х гг., известностью пользовался Богдан Титомир, с другой стороны более андерграудные формы русского хип-хопа («MD&C Павлов») не имели успеха. Рынок русского хип-хопа, как индустрии, сформировался лишь в конце 1990-х гг., подтверждением чему стало появление множества коллективов этого жанра («Bad Balance», «Каста», «Легальный бизнес», «Многоточие»). В 1999 году глобальное возрождение брейкданса способствовало его повторному оживлению и в России.

Русский хип-хоп противоречив, как и его западный оригинал, при этом элементы рэпа эпизодически включаются различными музыкантами в свои песни.

Кемпи О.

Хип-хоп – это культурное движение, которое, зародившись в 70х гг. прошлого века в одном из черных кварталов Нью-Йорка, известно и популярно во всем мире. Оно объединяет в себе многое: музыку, танцы, наглядное творчество (граффити), модные тенденции в одежде, образ мыслей и стиль жизни. Изначально, хип-хоп был независимой и некоммерческой формой выражения молодежи через музыку и танцы, со временем же он превратился в сферу, сопряженную с многомиллионными ганарарами и дорогостоящими «знаками отличия».

Cool Herc

Отцом-основателем хипхоповской культуры считается иммигрант с Ямайки – Клив Кемпбел , известный в музыкальной среде как Cool Herc . Он приехал в Южный Бронкс (афро-американское гетто Нью-Йорка) в 1967 году, и стал известен тем, что устраивал дворовые вечеринки, на которых был тем, кого сейчас называют Ди-джеем или МС (мастер церемонии). На одной из таких вечеринок в 1973 году он впервые использовал прием «врезания» части одной композиции в другую.

Он вставил отрывок песни Джеймса Брауна GIVE IT UP OR TURN IT LOOSE во время проигрывания композиции Майкла Виннера Bongo Rock.

"Give it up or turn it loose":

Это нововведение очень понравилось молодежи, которая сразу придумала использовать эти вставки (брейки) для определенного вида танцев с использованием разного рода акробатических элементов, которые приобрели название брейк-данс.

Grandmaster Flash

Джозеф Саддлер жил в Южном Бронксе и изучал электротехнику. Но куда большую тягу он испытывал к музыке. С подросткового возраста он экспериментировал с виниловыми пластинками папы, и однажды пришел к мысли о том, что вертушка может внести революцию в музыку. Он стал первым, кто дотрагивался до пластинок руками по ходу их проигрывания, и манипулировал звучанием.

Одним из наиболее известных примеров «микширования» может стать трек Грендмастера Флеша Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel.

"Adventures of Grandmaster Flash on the Wheels of Steel":

Afrika Bambaataa

Уроженец Южного Бронкса, известен как один из первых рэперов в музыкальной истории.

Он был лидером Black Spades, одной из наиболее печально известных и жестоких группировок того времени. Когда он направил свою энергию в русло новой культуры, он повел за собой многих знакомых. Это привело к превращению Black Spades в новую организацию, направленную на саморазвитие и всеобщий мир. С того момента и по сей день она, под названием Zulu Nation, она процветает в мирной сфере хип-хоп культуры.

Bambaataa и его последователи резко снизили уровень преступности в нестабильных районах Нью-Йорка. Если раньше бедная молодежь решала все проблемы между собой драками и стычками, то теперь конфликты решались в танцевальных поединках (баттлах), соревнованиях в репе, и даже граффити.

1982 Африка совершил турне по Европе, сделав огромный вклад не только для распространения хип-хопа, но и для его обогащения новыми направлениями, такими как «электро» (с которым Баамбаата познакомился в Германии). После смешения электро с хип-хопом на свет появилась композиция «Planet Rock», которая вскоре стала очень популярной.

Наряду с ди-джеингом и тесно с ним связанное, развивалось и танцевальное направление хип-хоп культуры. Брейк-данс, «ломаный танец», зародился тогда же, когда Кул Хёрк сделал свою первую «фирменную» вставку. Этот стиль был абсолютно не похож на популярные танцы предыдущих поколений. Впрочем, можно проследить историю его становления. В 1969 году танцор Дон Кэмпбел изобрел такой вид танца, в котором танцор как бы зацикливается в определенном положении на некоторое время («ticking»), а в ритмических припевах тело двигается свободными волнами («waiving»). Это было названо кембелокинг, и теперь более известно как просто локинг.

Многое в этом направлении перенималось из национальных культур, например, в лосанжелесской пантомиме «boogie» слышны отголоски негритянской культуры.

В середине 70х годов Локотрон Джон и Шабаду создали такую форму танца, которую мы сейчас и называем хип-хопом: объединенные стили «locking» и «popping».

Тогда же появляется и начинает развиваться стиль «робот».

Первыми, кто сумел вырваться из толпы и продемонстрировать свои индивидуальность в брейке, стали участники коллектива Rock Steady Crew. Он было создан в 1879 году двумя би-боями (так называют танцующих брейк-данс) Jimmy D и Jojo. Один из виднейших би-боев Ричард Колон, по прозвищу Crazy Legs, сделал существенный вклад в разнообразие танцевальных элементов и разработку сложных акробатических приемов брейк-данса. Также благодаря своему таланту, он способствовал популяризации танцев и распространению термина би-бой (b-boy).

Пик популярности танцевального направления хип-хопа пришелся на первую половину 80-х годов, когда внимание молодежи приковали к себе фильмы «Breakin» и «Beat street».

Граффити – это еще один аспект культуры хип-хопа, который нельзя оставлять без внимания. Само слово происходит и от греческого слова "Graphein" - "писать", и от итальянского "Graffito" - "царапать". Современное понимание этого феномена связано у современных жителей мегаполисов с разрисованными парадными и заборами, лифтами и стенами домов, на которых буквально все свободное пространство может быть заполнено не совсем понятными, а иногда и слишком хорошо понятными фразами и словечками.

Считается, что первую надпись в стиле граффити, точнее, в современном его понимании, сделал тогда еще молодой житель Нью-Йорка в 60х годах 20 века. Он расписывал своим именем Julio 204 (204 – номер улицы) подземку родного города, но мелочиться он не стал, и вскоре о существовании человека с псевдонимом Julio 204 узнали жители всех районов города. Эту идею вскоре подхватил еще один молодой житель того же города, 17-летний грек Demitrios, который также оставил свои «теги» "Taki 183" (tag – так обозначается надпись или псевдоним) во всех частях Нью-Йорка. На этот раз это не прошло незамечанным, и один журалист разыскал юношу, чтобы взять у него интервью и выяснить, с какой целью он делал эти надписи. Ответ на этот вопрос он изложил в статье "Taki 183 spawns pen pals", которая стала первой из посвященных граффити.

Вскоре молодежь стала активно расписывать все попавшиеся на глаза предметы своими «тагами», и этот феномен превратился в настоящее движение, которое стали называть хип-хоп граффити.

Одним из объектов, пользующихся наибольшим вниманием и любовью райтеров, были поезда. Многие группировки предпочитали одни линии метро другим, в зависимости от их маршрута, качества покрытия вагонов, и количества пассажиров, которые могли бы увидеть их творения. Последнее было наиболее важно, так как вся культура хип-хоп основана на массовости и публичности. Известность среди населения ценилась представителями всех направлений.

Культура, рожденная на пыльных улицах больших городов, среди высотных домов, многочисленных заводов рабочих кварталов, шумящих автотрасс, атомных реакторов и прочего пейзажа современного урбана. Хочу рассказать об истории хип-хопа и развитие составных этой культуры. Хип-хоп, что же всё-таки значит это так часто произносимое в молодежных кругах слово? Нельзя говорить о хип-хопе как о стиле музыки или о стиле одежды, хип-хоп - это стиль жизни!

Hip-Hop появился в США в негритянских гетто Гетто -- районы крупных городов, где проживают этнические меньшинства, добровольно либо принудительно, в более или менее жёстких условиях.. В США словом «гетто» часто называют районы городов, населенные цветными меньшинствами (такими как афроамериканцы, латиноамериканцы и пр.). Этот стиль стал очень модным, вышел за пределы США и охватил на короткий период часть белой молодёжи.

История хип-хопа, началась в 1969 году в Южном Бронксе - черном гетто Нью-Йорка. Определенной и четкой расшифровки слова «хип-хоп» нет. Его просто выдумал DJ Африка Бамбата, когда стало понятно, что новое явление уличной культуры нуждается в названии. А понятно это стало в первой половине 1970-х годов. Тогда на улицах нищего квартала Нью-Йорка, в Южном Бронксе, афроамериканцы собрались в компании и делали хип-хоп. То есть танцевали брейк, рисовали граффити на стенах, играли в стритбол и, конечно, читали реп. Именно все это движение в комплексе называлась хип-хопом.

Хип-хоп, как таковой, делится на множество направлений. Каждое направление достаточно самостоятельно и несёт свой собственный смысл. Хип-хоп для всех индивидуальный. Допустим, два человека считают себя частью хип-хоп культуры, один безумно любит крутиться на голове, а второй рисовать на соседском заборе надписи папиной автоэмалью в баллончиках. Их почти ничего не объединяет, кроме общей культурной хип-хоп составляющей. В нём можно выделить три основных направления:

  • - Рэп, Фанк, Битбокс (музыкальное)
  • - Брейк данс, Крамп, C-Walk, waving (танцевальное)
  • - Граффити (изобразительное)

Человек, относящий себя к субкультуре хип-хопа, может заниматься одновременно и рэпом, и граффити, и брейк-дансом.

Но самым большим прорывом хип-хопа было конечно возникновение музыки рэп. Слово «реп» произошло от английского rap - стук, или удар (прямой намек на ритмичность репа). Другое значение - «говорить», «разговаривать» (что тоже напрямую связано с речитативностью). Позже, для репа, придумали множество расшифровок: Rhythm And Poetry (ритм и поэзия), Rhythmic African Poetry (ритмическая Африканская поэзия) или Radical American Poetry (радикальная американская поэзия). Из всего этого многообразия значений ясно одно: реп - музыкальный жанр, состоящий из ритмичного речитатива и музыки (или семплов). Реп группа обычно состоит из нескольких MC (Master of Ceremonies или Microphone Conrolla) - то есть тех, кто читает реп, и одного DJ - того, кто играет музыку.

В Южный Бронкс в 1967 году приехал из Ямайки Clive Campbell, получивший прозвище Кул Херк (Kool Herc). Он считается одним из основателей хип-хопа. Кул Херк стал тем, что позднее получило название «ди-джей». Он привнес с собой ямайский стиль, где главное было в ведущей роли ди-джея. На Ямайке DJ был «хозяином» музыкальной системы, вокруг которой складывалась молодежная жизнь. Он сам устраивал вечеринки, произносил в микрофон интересные речи-маевки. Вскоре его стали называть МС (master of ceremony - «эм-си» мастер церемонии) - он подбирал пластинки, проигрывал, анонсировал их. А когда ди-джей стал помимо анонсирования произносить под музыку ритмические тексты, это стало называться словом «рэп». Кул Херк не проигрывал поп-хиты, он предпочитал более жесткий черный фанк типа Джеймса Брауна, соул и ритм-энд-блюз (RnB). Влияние Кул Херка с подобными вечеринками распространялось и вскоре он, Grandmaster Flash, Afrika Bambaataa и Grandmaster Caz начали играть на вечеринках по всему Бронксу, а также в Бруклине, Манхэттэне. Вскоре Кул Херк для удобства танцоров начинает повторять инструментальные перерывы - так называемые брэйки - между куплетами, во время которых на танцпол выходили танцоры и показывали свое мастерство. Кул Херк отметил энтузиазм танцоров к таким брэйкам и придумал термин B-Boy (би-бой), Break boys - для тех, кто движется в манере брэйка, а сам танец получил название breakdancing style (breaking). «Эм-си» стало синонимом рэпа уже тогда, когда рэпперами сделались не только ди-джеи, а и исполнители, умеющие двигаться в специальной хипхоповской манере. В конце 60-х брэйк существовал в виде двух самостоятельных танцев - нью-йоркского акробатического стиля, который у нас называется нижним брэйком, и лос-анжелесской пантомимы (верхний брэйк). Именно акробатический стиль брэйкинга первоначально крутили би-бои в брэйках. Популярен он стал после того, как в 1969 Джеймс Браун написал фанк-хит «The Good Foot» и исполнил на сцене элементы этого танца. Этот стиль положил начало танцевальным соревнованиям. В конце 70-х произошло расширение влияния и географии хип-хопа, сначала в Нью-Йорке. В районах Harlem, Bronx, Queens начали выступать диджеи и брэйкерские группы. Начались «сражения» между диджеями, соревнования танцоров. Различные уличные шайки танцоров стали известными как брэйкинг-команды, которые практиковались, выступали вместе, развивали свое мастерство.

В 1975 году, когда Кул Херк в клубе, подключил микрофон и начал во время брейк-данса говорить с танцующей толпой, появился первый реп. Это было вполне в духе ямайской традиции разговорного рэггей (который, кстати, именно к тому моменту стал по-настоящему известен в Америке). Толпе понравилось - ди-джеи взяли практику на вооружение. Поначалу дело не шло дальше односложных покриков или скандирования какой-нибудь подбадривающей фразы. Позже в монолог стали включаться коротенькие лимирики - и наконец, разгулялась нехитрая поэтическая импровизация - чаще всего по мотивам той песни, которая крутилась на вертушке.

Все это привело к положительным последствиям - снизилась агрессивность разборок между уличными группировками, отрицательная энергия реализовывалась в другой мирной форме. Хип-хоп культура представляла политически мотивированную альтернативу преступлениям, насилию. Хип-хоп-танцевальные сражения удерживали детей и молодежь Нью-Йорка от наркотиков, алкоголя и уличного насилия, так как занятие брэйк-дэнсом требовало здорового образа жизни. Хип-хоп оздоровил обстановку в криминальных кварталах Нью-Йорка. Музыка и танец по истине являются универсальным средством для преодоления барьеров между людьми! Бамбаатаа даже заявлял, что когда они создавали хип-хоп культуру, то создавали ее, думая и надеясь, что эта новая идея будет стоять рядом с понятиями мир, любовь, братство, дружба, единство, чтобы люди могли уйти от того негатива, который заполнял улицы. И несмотря на то, что негативные вещи все еще случались, хип-хоп культура, прогрессируя, играет большую роль в разрешении конфликтов, а также все больше укрепляет свое положительное влияние.

В середине 80-х рэп выходит за рамки хип-хоп культуры в мэйнстрим Мейнстрим - используется для обозначения наиболее популярного на радиостанциях и коммерчески прибыльного течения в популярной музыке.американской музыкальной индустрии, белые музыканты начали воспринимать и охватывать новый стиль. Некоторые поп-группы стали в какой-то степени пропагандистами хип-хопа, увидев там нечто интересное и новое. Возникало творческое сотрудничество, что способствовало расширению международной известности хип-хопа. В это время история хип-хопа продолжает развиваться быстрым темпом. В 1986 рэп достиг вершины десятки чарта Billboard с композицией Beastie Boys (You Gotta) Fight for Your Right (To Party!) и композицией Run-DMC и Aerosmith Walk This Way. Run-DMC, известные соединением рок-музыки с их рэпом, стали одной из первых рэп-групп, регулярно показываемой по MTV.

В 90-х возникает больший интерес к хип-хопу, особенно к рэпу. Брэйк оказался сложным для масс молодых людей и стал уделом небольшой группы молодежи. C подачи NWA, скандально известных своими вызывающе-скабрезными и агрессивными текстами, приобретает популярность «гангста-рэп», отражающий криминальный быт негритянских гетто. Самым влиятельным деятелем хип-хопа десятилетия становится бывший участник NWA по имени Dr. Dre; он вводит в оборот новый стиль джи-фанк, наиболее ярким представителем которого был его протеже Снуп Догг. Несколько лет спустя участники трио The Fugees своим альбомом «The Score» наглядно продемонстрировали возможности для интеграции хип-хопа с другими музыкальными направлениями -- ритм-энд-блюзом, рэгги и даже джазом. Они одними из первых хип-хоп-проектов приобрели широкую популярность за пределами США.

В середине 1990-х развернулось соперничество между гангста-рэперами с Западного и Восточного побережий США, которое завершилось гибелью их лидеров -- Тупака Шакура и Notorious B.I.G. Трагический исход этого противостояния породил такое широкое обсуждение в средствах массовой информации, что практически в течение всего 1997 года рэперы оккупировали верхние строчки хит-парадов США. Для этого периода характерны интенсивная коммерциализация хип-хопа, отход от его босяцких корней, что принято связывать с именем Паффа Дэдди -- рэпера, который пропагандировал гламурный стиль жизни и строил свои композиции на весьма обширном цитировании поп-шлягеров прежних десятилетий. На исходе 20-го столетия известность приобрёл белый рэппер Эминем, который попытался возродить заряд провокации и социального протеста, свойственный старой школе хип-хопа.

Начиная с конца 1980-х, хип-хоп подпитывает стилистически и технологически модифицированный благодаря ему ритм-энд-блюз («нью джек свинг», «хип-хоп-соул»). В 2004 году впервые в истории премия «Грэмми» в самой престижной «наджанровой» номинации -- «за лучший альбом» -- была присуждена рэп-артистам -- дуэту OutKast. В современном хип-хопе, как и в других крупных стилях популярной музыки, большую роль играют продюсеры, от которых зависит вся индустрия. В середине2000-х наиболее востребованные хип-хоп-продюсеры -- Скотт Сторч, The Neptunes, Тимбалэнд -- способствовали дальнейшему освоению эстетики фанка. Исполнителей хип-хопа, несмотря на его изначальный негроцентризм, можно встретить в большинстве стран мира, от Аргентины до Японии.Спустя более 30-ти лет с момента пика популярности хип-хопа нет никаких признаков спада этой культуры. Заглядывая вперед, я считаю, что будущее этой культуры светлое, так много страниц в истории хип-хопа еще не написаны.