Клайв льюис рассказы. Клайв Стейплз Льюис

Во многих парах мужчина старше своей избранницы на 10 и более лет. Девушки объясняют любовь к зрелым представителям сильного пола тем, что они, как правило, более серьезно относятся к жизни и осознают, что уже готовы принадлежать лишь одной женщине, не размениваясь на случайные связи. Однако как сильно бы нас ни тянуло к мужчинам постарше, мы все равно боимся, что эти отношения обречены на провал из-за различия взглядов и интересов.

Почему нас к ним тянет?

Объясняя желание женщины видеть рядом с собой мужчину, который прилично ее старше, психологи выделяют несколько основных причин.

Подумайте хорошенько — возможно, вам просто нравится чувствовать себя дочкой, маленькой девочкой даже в таких отношениях.

Во-первых, прельщает перспектива стабильных, серьезных и крепких отношений. Если речь идет о молодой женщине около 30, то мужчина за 40 будет казаться ей состоявшимся, успешным, желающим обзавестись семьей. Конечно, было бы глупо равнять всех под одну гребенку, но большинство женщин свято верят в то, что счастье их ждет именно в отношениях с тем, кому за 40, 50 и так далее.

Во-вторых, сказывается нехватка отцовской любви , которую папа по каким-то причинам недодал дочери в детстве. Это сложно осознать, и скорее всего вы посчитаете, что влюблены в зрелого мужчину совсем по другой причине, но подумайте хорошенько — возможно, вам просто нравится чувствовать себя дочкой, маленькой девочкой даже в таких отношениях.

В-третьих, зрелый мужчина — это состоявшаяся личность и в материальном, и в психологическом плане. Он не станет устраивать скандалы на пустом месте, не будет ставить на карту личное счастье во имя продвижения по карьерной лестнице. И, что важно, он, в отличие от более молодых представителей сильного пола, признает, что в жизни существуют полутона. Максимализм — это пройденный этап.

В чем преимущества таких отношений?

1. Считается, что зрелый мужчина — отличный любовник , ориентирующийся не только на себя, но и на то, как избранница чувствует себя с ним в постели. Молодые женщины, находящиеся в отношениях с мужчинами за 40, утверждают, что секс с таким опытным партнером — истинное наслаждение.

Молодые женщины, находящиеся в отношениях с мужчинами за 40, утверждают, что секс с таким опытным партнером — истинное наслаждение.

2. Жизненный опыт и шишки, набитые во время предыдущих отношений, делают такого мужчину более сдержанным. Он десять раз подумает, прежде чем рубить с плеча и жечь за собой все мосты.

3. Необдуманные поступки — это не про зрелых мужчин. По крайней мере, не про большинство из них. Кстати, то же касается и отношения к деньгам: научившись зарабатывать, они, как правило, учатся и разумно тратить.

4. Они хотят семью. Если до встречи с вами мужчине так и не удалось построить крепкие семейные отношения (он либо вообще не был женат, либо уже успел развестись), а в вас он наконец нашел ту единственную, которую искал всю жизнь, то, скорее всего, сделает все возможное, чтобы вы стали его супругой и родили ему детей. Зрелые мужчины больше ориентированы на семейные ценности , нежели молодые.

В чем подвох?

На первый взгляд может показаться, что такая связь — просто эталон крепких романтических отношений. Однако и тут не обошлось без ложки дегтя. А точнее даже нескольких.

1. Перекроить не получится. Если вы любительница «слепить из того, что было», то зрелый мужчина — не ваша история. Изменить что-то в нем — очень сложная задача, поскольку он имеет четкое представление о том, что правильно, а что нет. И точно знает, как нужно жить. Поэтому вам придется либо подстраиваться под своего избранника, либо становиться водой, которая, как известно, камень точит. Правда, времени для этого потребуется немало.

2. С приставкой «экс». Зрелый мужчина — это, как правило, чей-то бывший муж и, возможно, отец. Вам придется мириться с тем, что его сердце всегда будет занято кем-то еще. Если вы не согласны делить его внимание с детьми и бывшими женами, то придется либо наступить на горло своим желаниям, либо искать другого, более молодого избранника.

3. Разные интересы. Если разница в возрасте существенна, то готовьтесь к тому, что рано или поздно она сыграет свою роль в вопросе проведения совместного досуга. Вам хочется шумных вечеринок, выходов в свет и песен в караоке, а ему — тихих вечеров на уютном диване перед телевизором. Разумеется, в начале ваших отношений мужчина будет всеми силами стараться произвести на вас впечатление, то и дело приглашая на вечеринки, в рестораны. Но однажды он скажет: «Дорогая, давай в этот субботний вечер останемся дома».

Клайв Стейплз Льюис (Clive Staples Lewis) - английский литератор и филолог.

1917 – поступает в Юниверсити-колледж Оксфордского университета, но вскоре бросает занятия, определившись младшим офицером в армию.

1918 – после ранения демобилизуется.

1919 – под псевдонимом Клайв Гамильтон (Clive Hamilton) выпускает сборник стихов «Угнетенный дух» (Spirits in Bondage).

Возвращается к занятиям в Оксфорде.

1923 – получает степень бакалавра, позже – степень магистра.

1925-1954 – преподаёт английский язык и литературу в колледже Магдалены в Оксфорде.

1926 – под псевдонимом Клайв Гамильтон (Clive Hamilton) выпускает сборник стихов «Даймер» (Dymer).

1931 – Льюис становится христианином. Однажды сентябрьским вечером Льюис долго беседует о христианстве с Дж. Р. Р. Толкином (ревностным католиком) и Хьюго Дисоном. (Беседа изложена Артуром Гривсом под названием «Они встали вместе»). Эта вечерняя дискуссия была важна для события следующего дня, которое Льюис описывает в «Настигнут радостью»: «Когда мы (Уорни и Джек) отправлялись (на мотоцикле в зоопарк Уипснэйд), я не верил, что Иисус Христос есть Сын Божий, но когда мы пришли в зоопарк, я верил».

1933-1949 – вокруг Льюиса собирается кружок друзей, названный «Инклинги» . В кружок входят Дж. Р. Р. Толкин, Уоррен Льюис, Хьюго Дайсон, Чарльз Уильямс , доктор Роберт Хавард, Оуэн Барфилд, Уэвилл Когхилл и др.

1936 – филологический труд «Аллегория любви: исследование средневековой традиции» (The Allegory of Love: A Study in Medieval Tradition).

1938 – роман «За пределы безмолвной планеты» (Out of the Silent Planet) – первая часть своего рода «межпланетной» трилогии, посвященной космической борьбе добра со злом.

1942 – литературоведческая работа «Предисловие к «Потерянному раю»» (A Preface to Paradise Lost).

1943 – роман «Переландра» (Perelandra), вторая часть «межпланетной» трилогии.

1945 – «Расторжение брака» (Great Divorce) – современный аналог «Божественной комедии» Данте.

Роман «Мерзейшая мощь» (That Hideous Strength) – третья часть «межпланетной» трилогии.

1950-1955 – публикуются «Хроники Нарнии». Семь томов помимо прочего содержат рассказ о христианстве в доступной для детей сказочной форме. Самые яркие произведения этого цикла – «Лев, колдунья и платяной шкаф» (The Lion, the Witch and Wardrobe), «Племянник Чародея» (The Magician"s Nephew) и «Последняя битва» (The Last Battle).

1952 – Льюис впервые встречает Джой Дэвидмен, на пятнадцать лет его моложе (1915-1960).

1954 – начинает преподавать английский язык и литературу в колледже Магдалены в Кембридже.

1955 – выходит труд «Английская литература шестнадцатого века» (English Literature in the Sixteenth Century); он становится классикой и входит в многотомную «Оксфордскую историю английской литературы» (Oxford History of English Literature).

1956 – роман «Пока мы лиц не обрели» (Till We Have Faces) – переложение истории Амура и Психеи.

В больнице Льюис регистрирует брак с умирающей от рака Джой Дэвидмен. Смерть Джой, как думают, неизбежна.

1957 – Джой чудесным образом и неожиданно для всех выздоравливает.

1960 – Льюис и Джой вместе с друзьями едут в Грецию, посещают Афины, Микены, Родос, Гераклеон и Кносс. Джой умерла 13 июля, вскоре после возвращения из Греции.

22 ноября 1963 – Льюис умер в тот самый день, когда был убит президент Кеннеди и умер Олдос Хаксли . До смерти он оставался на своей должности в Кембридже и был избран почетным членом Колледжа Магдалены. Могила Льюиса находится во дворе церкви Святой Троицы в Хэдингтон Куэрри, в Оксфорде.

Широко известны религиозные сочинения Льюиса (ряд его трудов посвящен специальным теологическим и философским проблемам) и выступления по радио.

Фото Анны Гальпериной

Автор «Хроник Нарнии», писатель-фантаст, сказочник; один из самых читаемых христианских авторов в мире; ученый, профессор филологии, публицист; англиканин, друг и оппонент католика Дж. Р. Р. Толкина. Все это Клайв Стейплз Льюис. Однако мало кто знает, какая непростая судьба была у «апологета радости». О том, каким он был Льюис, как писатель и как человек, мы говорили с филологом, переводчиком и специалистом по Льюису Николаем Эппле.

Не секрет, что Льюис «хорошо известен в узких кругах» верующей интеллигенции. Шире о нем стали узнавать, когда несколько лет назад на экраны вышла экранизация «Хроник Нарнии». Каково Ваше мнение об этих фильмах?

Видите ли, у Льюиса аллегорический план гораздо сильнее, чем, скажем, у Толкина, которого тоже взялись экранизировать. Поэтому, если снимать «Хроники Нарнии» «в лоб», как это делают в Голливуде, получается такая войнушка, за которой плохо видно что-то более интересное. Двоящаяся, аллегорическая реальность «Нарний» теряется. Сериал 1980-х годов производства Би-би-си сделан куда проще, он более сказочный и больше любим поклонниками Льюиса.

Существует такая стратегия экранизации: на основе художественного литературного произведения делать подобие компьютерной игры. И такую модель применили к Льюису. Например, «Плаванье на край света» кинематографисты превратили в детскую «стрелялку», убрали всю льюисовскую сложность. На самом деле в оригинальной истории откровенного противостояния хороших и плохих нет, это такой «квест», исследование вселенной, поход к ее краю - пожалуй, это самая таинственная из книг серии. А для такого плоского кино нужно, чтобы наличествовали хорошие и плохие, чтобы добру было кого побеждать…


- В чем причины популярности именно и « ?

- Оуэн Барфилд, один из ближайших друзей Льюиса (дочь Барфилда была крестницей Льюиса и стала про­образом Люси в «Нарниях»), когда-то сказал, что есть три Льюиса: ученый, апологет и сказочник. У каждого - свои почитатели, и часто аудитории этих троих не пересекаются.

Считается, что Льюис-апологет в ХХ веке по объему аудитории сопоставим с Николаем Бердяевым. Их называют самыми читаемыми в мире христианскими авторами.

- Секрет его популярности - в простоте, доступности изложения?

Отчасти, да. Но вместе с тем его неслучайно называют Фомой Аквинским ХХ века. Потому что люди ХХ века привыкли, что им все объясняется простым языком, но при этом все-таки тоскуют по богословской системе. Льюис - человек с академически устроенным умом, с полноценной философской и богословской подготовкой. То, что он пишет, строго говоря, нельзя назвать богословием, но зато можно назвать популярным богословием - в лучшем смысле слова. Это понятное изложение, за которым есть система…
Иная популярность Льюиса - как автора художественных произведений, в частности, «Хроник Нарнии». Многих очень привлекает парадоксальность его построений - совсем не главное, что есть в его книгах. Так, чуть ли не популярнее «Нарний» на Западе его «Письма Баламута» - рассказ о христианстве с точки зрения беса-искусителя.

Году в 1960-м даже вышел американский журнал «Time» c Льюисом на обложке: в одном уголке ангел, на плече у него черт с вилами. Также очень часто Льюиса читают просто как хорошего фантаста или беллетриста и очень удивляются, что он, оказывается, с двойным дном. Даже Джоан Роулинг, автор знаменитых книг про Гарри Поттера, была неприятно поражена, узнав, что в книгах Клайва Льюиса, которые она любила с детства и которые на нее сильно повлияли, оказывается, был заложен какой-то христианский посыл - как же так, ее ведь никто об этом не предупредил!
Толкин как раз спорил с Льюисом на эту тему: для него было важно, чтобы художественное произведение было цельным, хорошо сделанным с литературной точки зрения, а Льюис именно в «Нарниях» позволял себе прит­чевость, и, по сути, проповедь. Вообще было странно для всего его окружения, и для Толкина тоже, когда вдруг они, почтенные профессора, начали выступать как детские писатели…


Известно, что именно после одного из разговоров с Толкином Льюис осознал себя христианином. Какими были его взгляды до этого?

Начнем с того, что есть вполне сложившейся «миф» о Льюисе, «канон» его жизни: поскольку он был страшно популярный персонаж в культурной истории, его жизнь пытались уложить в некую красивую канву. Этот миф о Льюисе включает и историю его отпадения от веры в детстве.

Он был верующим до смерти матери, которая скончалась, когда ему было 9 или 10 лет. Льюис, веря еще не вполне сознательно, молился, просил Бога об исцелении матери, а она умерла - и это было основанием потери веры. После чего последовал очень жесткий период его жизни. Это была семейная трагедия, потому что отец изменился и охладел к детям - для него мир рухнул после смерти жены, - и детей через месяц после этого отправили из Ирландии в Англию, учиться.

Одна из школ, в которую Льюис таким образом попал, оказалась для него самым ужасным воспоминанием в жизни - хуже, чем окопы Первой мировой, как он сам признавался. Там он веру потерял окончательно.

- Это была католическая школа?

Вовсе нет. Английская аристократическая школа. Одну из этих школ он называл Бельзен, по имени немецкого концлагеря, в другой старшие всячески измывались над младшими. Льюис увидел, что тот уютный домашний мир, к которому он привык, разрушился, и на его месте зияла какая-то кошмарная дыра.

Правда, уже позже он признал, что в значительной степени это была его личная трагедия и он сгущал краски, потому что ему нужно было найти внешнее воплощение переживаемого внутренне зла: семейной трагедии, одиночества и встречи с жестоким миром. Все это Льюис списал на свои школы. Однако период после смерти матери и до окончания школы (до 14-15 лет) - действительно самый ужасный в его жизни: он убедился, что никакого Бога нет, все очень жестоко…

- Чем же он жил, на что опирался?

Примерно тогда же, когда он потерял веру, Льюис открыл для себя литературу и мифологию. Ведь даже трудно себе представить, в какой степени это был одаренный человек! Нас отвлекает Льюис как апологет, как мыслитель, как сказочник, но это талантливейший поэт и писатель. В 13 лет он написал «Локи скованный», подражание греческой трагедии - и это очень неплохие стихи. Льюис очень много всего написал еще до университета. Он сам рассчитывал стать одним из первых поэтов Британии. И вот этот невероятно одаренный, религиозно одаренный молодой человек стал черпать некий духовный опыт в литературе и мифологии.

- Почему Вы говорите «религиозно одаренный»? Что это значит?

Потому что неслучайно он обратился в тот период к Вагнеру, к мифологии, лежащей в основе европейской цивилизации: это не строго литературный пласт, а пласт смыслов - миф говорит нечто о добре и зле, о ценностях, о духе.
И в это же время Льюис открывает для себя Джорджа Макдональда, религиозного мыслителя, которого всю жизнь считал самым важным для себя автором. «Макдональд крестил мое воображение», - пишет Льюис, то есть он был одним из тех, кто открыл для него завесу над миром, показав, что там все гораздо интерес­нее, чем кажется.

- Как все-таки произошло обращение ко Христу?

В воспоминаниях Льюис рассказывает, что оно растянулось на несколько лет. Это был долгий внутренний процесс, который Льюис помечает какими-то внешними маяками.
Сначала была подготовка ума. Учеба у частного репетитора по имени Уильям Керкпатрик - с него позже Льюис списал добродетельных рационалистов Дигори в «Нарниях» и Макфи в «Мерзейшей мощи» - стала для него школой мысли: юный Льюис еще до университета прочел в оригинале Гомера, Вергилия и Данте - важнейших для него авторов. А учась в Оксфорде, со временем он стал понимать, что самые интересные люди, его друзья, заключают в себе два самых неприятных качества, которые Льюис привык презирать: во-первых, они христиане, во-вторых, католики! Это касается, главным образом, Джона Толкина. Они сблизились, почувствовав себя родственными душами, по любви к северной мифологии - Льюис ходил на семинары Толкина по изучению древнеисландского языка.
Он проходил как бы религиозный путь человечества: сначала - принятие монотеизма, потом уже - христианства. Сначала Льюис понял, что Бог есть и Он един - то есть стал теистом. А последнее, что подтолкнуло его к принятию христианства, - разговор с Толкином о мифе. В автобиографии Льюис пишет, что на следующий день он ехал в автобусе и в какой-то момент вдруг отчетливо осознал, что Христос - Сын Божий…

- Он сразу сделался проповедником христианства?

Как только он обращается, сразу же начинает об этом свидетельствовать! Если к своим юношеским литературным опытам, уже говорящим о масштабе дарования, Льюис все же не относился серьезно, стеснялся их, то, став христианином, он понял, что обрел голос, что может и хочет говорить и писать о вере. И понял, что его голос предназначен не только для академической среды, но для аудитории более широкой.

Тут интересная динамика. Видно, что это невероятно страстная натура: он называет себя самым «упирающимся» обращенным в Англии! Он сопротивлялся Богу, но понимал, что от Бога ему никуда не деться. «Эта борьба была проиграна, и я был на коленях, я молился». Какова была эта сила сопротивления! Он волей противостоял тому, к чему его все подвигало. Льюис не просто прочел Библию, он понял, что она правдива. Его страсть противостояния Богу переплавилась в страсть проповеди. Это очень красиво!
Но писать богословские сочинения Льюис, в общем, начал не по своей воле… К концу 30-х годов он стал известен в Оксфорде как христианский полемист и критик. И ему предложили написать книгу о проблеме страдания. Льюис долго сопротивлялся, возражая, что он не имеет права писать о страдании. Он говорил: живи я во время гонений, под пытками наверняка бы отрекся, поскольку никакой я не стоик! А теоретически рассуждать на такие темы - неправильно.

- Но ведь его детство было далеко не безоблачным…

Ну, все-таки это не совсем то - детские переживания, детские травмы. В конце жизни он все-таки страдание на себе испытал всерьез, заново. Хотя было бы упрощением говорить, что только в конце жизни, потому что на самом деле вся жизнь Льюиса - очень и очень непростая.
Только поступив в Оксфорд, в 1917 году он бросает учебу и идет добровольцем на фронт. В окопах он подружился с одним молодым человеком, и они пообещали друг другу: тот из них, кто останется в живых, должен после войны позаботиться о родителях погибшего. В итоге погиб друг Льюиса, сам Льюис после ранения был демобилизован и, вернувшись в Оксфорд, поселился неподалеку от университета вместе с этой миссис Мур и ее дочерью. И так получилось, что они прожили вместе три десятка лет.
Один его биограф очень эффектно описывает, например, такой момент. Льюис пишет о радости своему корреспонденту (а это был напряженнейший период работы над «Хрониками Нарнии») и при этом в своем дневнике рассказывает: миссис Мур больна и сходит с ума, брат пьет, он вынужден ходить за ними, как нянька, да еще и убирать за умирающей собакой. То есть Льюис живет, в общем, в настоящем аду, а то, что выходит из-под его пера, дышит невероятной радостью! Как обычно, в жизни все гораздо сложней, чем в мифе о Льюисе. Его жизнь - вполне себе подвиг.

Его автобиография - по сути, история обращения - называется «Настигнут радостью». И вообще, радость - очень важное для него слово. Почему?

Да, слово «радость» сопровождает всю его духовную биографию. Этим словом он называл некий опыт, пожалуй, мистический, пережитый в детстве, свидетельствовавший о том, что, скажем так, этот мир - это далеко не всё. Он очень остро чувствовал радость как свидетельство этого сверхъестественного опыта, который пробуждает христианство.

Все, кто о нем пишут, говорят, что Льюис умудрился писать так, что эта радость оказывалась «вплавлена» в ткань его книг. Потому они так и действуют: это не только смыслы, это еще и огонь, вплавленный в эти смыслы, он чувствуется, он передается.

Это особенно впечатляет филологов - что Льюис сразу начинает «взрывать» изнутри те формы, с которыми работает как ученый. В тот момент, когда происходило обращение в христианство, он писал книгу об аллегорической традиции, и, пережив обращение, он сразу же описывает это в виде аллегории.

Это первое, что он пишет уже как христианин - «Блуждания паломника», современное переложение «Пути паломника» Джона Бэньяна, памятника английской религиозной литературы. То есть Льюис не в силах сохранять дистанцию, он сразу берет свое открытие как рабочий материал и делает из этого книжку. И это книжка - проповедь! Он все время работает с тем материалом, с которым связан профессионально. Это живое отношение к тому, чем он занят. К примеру, когда он пишет научную фантастику - она апологетична, и «Переландра» - это «переплавленный» Мильтон, которым он в этот момент занимается! Все «три Льюиса» связаны друг с другом удивительным образом и друг друга питают.

- А как же детский опыт, из-за которого он потерял веру? Как он его переосмысливает?

Надо сказать, важнейшее для меня качество Льюиса - это цельность. Психологи говорят, что корень множества проблем человека в том, что он расколот: детский опыт куда-то вытесняется, не перерабатывается. У Льюиса же вся внутренняя работа видна в его книгах: все пережитое он таким образом перерабатывал. Нет тем, которые были бы скрыты, вытеснены, забыты. Поэтому он так и убедителен: трагедия потери веры, обида, с одной стороны, давала топливо для сопротивления Богу, а с другой стороны, потом эта же страсть превратилась в огонь принятия и радости.


- Став христианином, как именно он примирился со смертью матери?

Во-первых, он очень серьезно и глубоко это прорабатывает в «Хрониках Нарнии». Там есть история про мальчика Дигори, которого Лев посылает принести яблоко жизни, а ведьма его убеждает это яблоко забрать себе и отдать умирающей матери. Льюис прорабатывает этот компромисс и приходит к тому, что невозможно взять это яблоко и использовать в своих интересах, то есть попытаться добиться от Бога определенного результата. Это было бы магическое отношение к Богу.
А во-вторых, его жизнь делает виток, и история с матерью фактически повторяется…

- С его женой?

Да. Когда ему было уже за 50, он встречает женщину, которую удивительным образом зовут Джой - «радость». Вскоре после знакомства она заболевает раком. Чтобы дать ей возможность спокойно жить и лечиться в Англии, он в больнице на ней женится. Есть разные версии причин этого брака, но, скорее всего, он нужен был именно для получения британского подданства. Однако это была действительно любовь: просто, если бы она не болела, не нужно было бы форсировать события.

И вдруг у нее наступает ремиссия. Льюис - уже пожилой человек, он никогда не был женат. И к тому же оба они уже внутренне смирились с тем, что она умрет… и вдруг получают эти три года жизни! Льюис пишет книгу «Любовь», с удивительным описанием этого чувства.

Он пишет о четырех видах любви: любви родственной, дружбе, влюбленности и самом высоком виде - любви-даре.

Они с женой едут в Грецию - единственный случай, когда Льюис выезжает за границу, не считая окопов Франции, в свою любимую Грецию, тесно связанную для него с античностью! Все как в романе. Есть кино об этом, душещипательное, где эти отношения уплощены до мелодрамы…

Но болезнь возвращается, и вскоре после возвращения из Греции она мучительно умирает. В дни ее медленного ухода Льюис пишет «Пока мы лиц не обрели» - христианское переосмысление античного мифа об Эроте и Психее. Если понимать, что он пишет это умирающей жене, особенно пронзительно чувствуется, что это книга о смерти и воскресении…

Она умирает. Льюис пишет книжку «Исследуя скорбь». В свое время Наталья Леонидовна Трауберг перевела ее для самиздата и говорила, что это очень жесткое чтение - такой дневник, где человек анализирует свои ощущения, когда уходит из этой жизни самое близкое ему существо. Ведь для него снова повторилась эта совершенно невероятная трагедия детства!

Перевод Трауберг был утерян, но сейчас появился новый - он называется «Боль утраты». Это действительно очень жесткое чтиво: Льюис заново, только уже зрелым человеком, «прорабатывает» свою боль.

В мифе о Льюисе с этой книгой связывается история о том, что в конце жизни он теряет свою веру. Есть даже бродвейская постановка, основанная на его биографии, по которой сняли слезоточивую мелодраму: история пожилого человека, который встречает жену в конце жизни, а она умирает. И этот человек - учитель веры, всеми признанный апологет, знающий христианство и всех учащий ему, вдруг ссорится с Богом. Такая мелодраматическая трактовка все слишком упрощает: вот Льюис - верующий, вот он потерял веру, вот он ее со слезами на глазах снова обретает и уходит за горизонт, держа за руку мальчика, сына своей жены.

- А на самом деле?

На самом деле Льюис очень честно - как он и делал всегда - прописывает то, что чувствует. Там есть очень важная для него - и для нас как христиан - мысль: он говорит, что Бог - это великий иконоборец…

Мы, люди, склонны наш опыт, нашу веру запечатлевать, строить какие-то образы, «иконы». А живое общение с Богом всегда труднее, чем общение с этим нашим сконструированным, упрощенным, удобным для нас образом. Общение с Богом - это всегда опыт Иова, это всегда соседство с крестом. В присутствии Бога живого находиться трудно, поэтому мы строим себе образы. А задача Господа - эти наши образы ломать, с нашими «иконами» бороться.

Отречения от Бога у Льюиса не было, простой динамики «поссорился-помирился» тоже не было. Эта книга - вполне последовательное продолжение его пути. Да, там он с Богом, можно сказать, ругается - в силу невероятно личных отношений с Ним - и примиряется.

Это удивительная такая книга, своего рода книга Иова. Если упрощать, рассматривать примитивно, то это выглядит так, что Льюис потерял веру. А на самом деле он просто очень честно для себя проговаривает все, что чувствует. Это совершенно потрясающая книга!

- А в ней есть место той самой Льюисовской радости?


Книга довольно мрачная, в ней, скорее, видна характерная для Льюиса страсть. Все, что он делает, «горячее», и здесь тоже - очень напряженное выяснение отношений. Оно скорее страстное, чем радостное.
А кончается книга словами Джой: «Я в мире с Богом». Ее последние слова о том, что она в мире и покое - да, не в радости, но в мире и покое.

Книга идет волнами и заканчивается мягкой примиренной волной. Возвращаясь к тому, с чего мы начали, эта трагедия потери матери была пережита Льюисом заново, уже во всеоружии богословского знания и литературного таланта. Он заново для себя все это проговаривает, и заканчивается это примирением.

- Это последняя его книга?

Последняя, вышедшая при его жизни. Он прожил еще два года после этого. Последняя, «Отброшенный образ», вышла после его смерти, это его завещание как ученого: обстоятельный труд о картине мира средневекового человека. Но после своей «книги Иова» он уже ничего не писал как апологет…

- Говорят, Льюис - скорее для людей, спорящих с Церковью, чем для тех, кто сознает себя частью Церкви. Это так?

Да, считается, что Льюис писал для внешних по отношению к Церкви людей или для тех, кто постоянно находится в состоянии апологета, общается, спорит с внешними. Но, возможно, специфика нашей церковной ситуации такова, что у нас он продолжает быть актуальным и в Церкви тоже. Потому что в том числе он серьезно говорит об искушении фарисейства, о неумении отличить внешнее от внутреннего…
Наверное, секуляризация церковной реальности - процесс, характерный для всего мира. Только на Западе она со светско-либеральным оттенком, а у нас - с советско-инквизиторским. Оказывается, что там задача Церкви - сделать человека немножко консервативнее, а у нас зачастую, наоборот - показать, что христианство - это свобода, а не идеологизированность. И оказывается, что и в том и в другом случае Льюис продолжает быть актуальным.

Вы давно занимаетесь изучением его творчества и жизни. Кто для Вас, в первую очередь, Льюис: христианин, ученый, человек?

Для меня важно, что он невероятно, удивительно целен. Его книги, написанные в совершенно разных жанрах, говорят об одном! Может быть, это слишком смелое сравнение: у нас есть четыре Евангелия, и это тем больше показывает, что они говорят об одном, что есть нечто целое - просто мы получаем что-то вроде 4D-изображения!

Так же и тут. Разные аспекты только рельефнее выделяют то

основное, что характеризует Льюиса – единство христианства и культуры:

Читая «Хроники Нарнии», видишь, что все, что он знает как ученый, он «запихивает» туда. С каким восторгом он оживляет латынь, с каким восторгом в «Нарниях» оживляет античную мифологию, дионисийство и Деда Мороза или - в «Космической трилогии» - Данте и Мильтона. Читать книги Льюиса просто на уровне сказки и зная вот эти смыслы - это два совершенно разных прочтения.

И по-своему это ведь тот же механизм, что у Толкина. Мы все очень тоскуем по настоящему, а Льюис и Толкин дают нам, быть может, в детских формах, нечто невероятно подлинное. Как детский наряд, сшитый из бархата, в котором ходили короли. И прикасаясь к нему, мы прикасаемся к глубоко подлинному опыту…

В материале использованы кадры из фильма «Нарния», предоставленные кинокомпанией «XX век фокс» .

Книги английского писателя Клайва Льюиса известны и любимы как взрослыми читателями, так и детьми. И вряд ли найдется человек, который не читал бы популярной во всем мире книги «Хроники Нарнии».

Краткая биография

Клайв Льюис родился в Северной Ирландии 29.11.1898 г. Его отец был адвокатом, мать - дочерью священника. В их доме было много книг, с детства Льюис любил читать. Воспитанный в христианской вере, мальчик после обучения в частной школе дома Шербургов утрачивает веру. Будучи подростком, Льюис увлекается скандинавскими легендами и очень любит природу.

Пытаясь воплотить свои увлечения, он пробует себя в различных жанрах - опере и эпической поэзии. Частные уроки, которые в детстве он брал у Вильяма Кирпатрика, привили любовь к литературе Греции и отточили в подростке мышление и риторику. В 1916 году Клайв Стейплз Льюис получает стипендию в Оксфорде, но вскоре его призывают в армию. Службу Льюис проходит во Франции, принимая участие в Первой мировой войне.

После ранения в 1918 году Льюиса демобилизуют из армии, и он возобновляет учебу в Оксфорде. В 1919 году он выпускает свой первый сборник стихов. После получения в 1923 году степени магистра Льюис преподает философию в колледже Оксфорда. С 1925 по 1954 год работает преподавателем английской литературы в колледже Магдалены. В 1926 году выходит второй сборник его стихов.

Возвращение к вере

Однажды сентябрьским вечером 1931 года Льюис ведет долгую беседу о христианстве с Дж. Толкином. Эта дискуссия становится важным событием в последующей жизни Клайва. После нее в нем с новой силой вспыхнула утраченная в пятнадцатилетнем возрасте вера в Иисуса Христа.

В годы Второй мировой Клайв Льюис ведет религиозные передачи на радио. В 1952 году его наградили Орденом Британской империи и предложили место главы Клуба Сократа в Оксфорде. Он оставался на этой должности до 1954 года, пока не стал председателем вновь созданной кафедры литературы Средневековья в Кембридже.

Но у Льюиса осталась сильная привязанность к Оксфорду, где у него был дом, который он посещал каждые выходные вплоть до самой смерти в 1963 году.

Творчество Клайва Льюиса

Литературный путь Льюиса начинается с написания книг христианской тематики. Первая его работа написана в 1932 году спустя несколько месяцев после его обращения, называется «Кружной путь, или Возвращение пилигрима». Эта книга является аллюзией на книгу проповедника Джона Буньяна «Путешествие Пилигрима».

Во второй книге «Страдание», изданной в 1940 году, Льюис делится своими размышлениями о страдании. В ней он поднимает вопросы о рае и аде, о доброте и добродетели. Рассуждает, как возможно страдание, если Господь любящий и всеблагой. Можно ли считать себя добрым? Готов ли ты делиться своим счастьем с миром? Книга будет полезна не только христианам. Она дает ответы на вопросы, которые задает себе каждый человек.

«Письма Баламута» - это своего рода роман в письмах, которые пишет своему племяннику старый бес Баламут. Клайв Льюис в этом произведении показывает «изнанку мира», поднимает тему серьезных вещей, которые заслуживают внимания. Старый бес учит молодого науке искушения. Из этой книги каждый читатель извлечет для себя урок.

Это произведение было написано Льюисом в 1941 году, но известность пришла к писателю после переиздания книги в 1943 году в Америке. Продолжение «Писем» - это рассказ «Баламут предлагает тост», который в 1958 году написал Клайв Льюис.

Книги христианской тематики

«Расторжение брака» - это повествование на извечные темы о существовании рая и ада. Здесь автор показывает, насколько безлик и гнетущ город призраков, выступающий в книге прообразом ада. И Льюис подводит читателя к сравнению с безграничными и славными небесами, куда можно войти через покаяние.

«Чудо», труд созданный Льюисом в 1947 году, рассказывает читателю о том, что чудо есть, но люди своим неверием, гордыней не замечают его, и оно проходит мимо них. «Просто христианство» - книга, которая давно стала настольной для многих христиан, независимо от конфессии. В ней Клайв Льюис раскрывает сущность христианства и отвечает на вопросы, связанные с верой.

В «Размышлении о псалмах» автор раскрывает суть и сущность псалмов. Книга «Четыре любви» рассказывает о видах любви и ее понимании христианами. Эссе «Исследуя скорбь» было написано, когда умерла жена Льюиса. Здесь он рассказывает об отчаянии, отрицании веры, непонимании Божьего промысла, страхе, боли.

Фантастика и фэнтези

«Космическая трилогия» - серия романов, в которых автор объединил христианство и фантастику. Здесь и общение с другими цивилизациями, и полеты на другие планеты, и необычные высшие существа, и новый взгляд на ангелов и грехопадение, битву добра и зла.

Фантастический роман «Пока мы лиц не обрели» в жанре фэнтези пересказывает и оригинально интерпретирует древний миф о Психее и Амуре.

И, конечно, знаменитый фэнтезийный цикл из семи книг, принесший Льюису мировую известность, - «Хроники Нарнии». Серия книг и в наши дни пользуется огромной популярностью. На основе произведений создаются театральные постановки и радиопостановки, фильмы и компьютерные игры.

Нарния - это волшебная, удивительная страна. Мир, поражающий воображение. Мир, который создал Клайв Льюис. «Хроники Нарнии» рассказывают о приключениях четверых детей, которые попадают в страну, где живут необычные существа, колдуньи и феи. Туда, где разговаривают птицы и звери, а правит волшебной страной король-лев.

Приключения ребят переносят читателей в мир волшебства. Автор настолько ярко и живо описывает события, что создается ощущение реальности этого мира. Конечно, в первую очередь, «Хроники» - это добрая сказка, мир, куда можно попасть через платяной шкаф. Льюис настолько тонко и точно продумал все образы, вложил в удивительную сказку свои чувства и мысли, что христианский подтекст повествования практически невидим.

Тем не менее, в «Хрониках» явно видимы христианские параллели: обращение «дочери Евы» в начале книги, воскрешение льва Аслана. Сам же автор пишет, что изначально он не планировал ничего, связанного с христианством. Но все получилось само собой. И он решил, что это самый лучший способ рассказать детям о религии.

Книги Льюиса учат верить в себя и в свои идеалы, твердо стоять на ногах, освобождать свои мысли от зла и предательства. Иначе тюрьма, созданная из собственных мыслей, не выпустит до самой смерти. Клайв Льюис создал мир, в котором хочется жить.

Описание: Клайв Стейплз Льюис родился 29 ноября 1898 г. в Ирландии. Первые десять лет его жизни были довольно счастливыми. Он очень любил брата, очень любил мать и много получил от нее -- она учила его языкам (даже латыни) и, что важнее, сумела заложить основы его нравственных правил. Когда ему еще не было десяти, она умерла. Отец, человек мрачноватый и неласковый, отдал его в закрытую школу подальше от дома. Школу, во всяком случае, первую из своих школ, Льюис ненавидел. Лет шестнадцати он стал учиться у профессора Керкпатрика. В 1917 г. Льюис поступил в Оксфорд, но скоро ушел на фронт, во Францию (ведь шла война), был ранен и, лежа в госпитале, открыл и полюбил Честертона, но ни в малой степени не перенял тогда его взглядов. Вернувшись в университет, он уже не покидал его до 1954 г., преподавая филологические дисциплины. Льюис потерял веру в детстве, может быть, когда молил и не умолил Бога исцелить больную мать. Вера была смутная, некрепкая, никак не выстраданная; вероятно, он мог бы сказать, как Соловьев-отец, что верующим он был, христианином не был. Во всяком случае, она легко исчезла и не повлияла на его нравственные правила. Позже, в трактате "Страдание", он писал: "Когда я поступил в университет, я был настолько близок к полной бессовестности, насколько это возможно для мальчишки. Высшим моим достижением была смутная неприязнь к жестокости и к денежной нечестности; о целомудрии, правдивости и жертвенности я знал не больше, чем обезьяна о симфонии". Помогли ему тогда люди неверующие: "я встретил людей молодых, из которых ни один не был верующим, в достаточной степени равных мне по уму -- иначе мы просто не могли бы общаться, -- но знавших законы этики и следовавших им". Когда Льюис обратился, он ни в малой мере не обрел ужасного, но весьма распространенного презрения к необратившимся. Скажем сразу, это очень для него важно: он твердо верил в "естественный закон" и в человеческую совесть. Другое дело, что он не считал их достаточными, когда "придется лететь" (так сказано в одном из его эссе -- "Человек или кролик"). Не считал он возможным и утолить без веры "тоску по прекрасному", исключительно важную для него в отрочестве, в юности и в молодости. Как Августин, один из самых чтимых им богословов, он знал и повторял, что "неспокойно сердце наше, пока не успокоится в Тебе". До тридцати лет он был скорее атеистом, чем даже агностиком. История его обращения очень интересна; читатель сможет узнать о ней из книги "Настигнут радостью". Занимательно и очень характерно для его жизни, что слово "joy" --"радость", игравшее очень большую роль в его миросозерцании, оказалось через много лет именем женщины, на которой он женился. Когда он что-то узнавал, он делился этим. Знал он очень много, слыл даже в Оксфорде одним из самых образованных людей и делился со студентами своими познаниями и в лекциях, и в живых беседах, из которых складывались его книги. До обращения он говорил о мифологии (античной, скандинавской, кельтской), литературе (главным образом средневековой и XVI в.). Он долго был не только лектором, но и tutor"ом -- преподавателем, помогающим студенту, кем-то вроде опекуна или консультанта. Шок обращения побудил его делиться мыслями обо всем том, что перевернуло его внутреннюю жизнь. Он стал писать об этом трактаты; к ним примыкают и эссе, и лекции, и проповеди, большая часть которых собрана в книги после его смерти. Писал он и полутрактаты, полуповести, которые называют еще и притчами? "Письма Баламута", "Расторжение брака", "Кружной путь". Кроме того, широко известны сказки, так называемые "Хроники Нарнии", космическая трилогия ("За пределы безмолвной планеты", "Переландра", "Мерзейшая мощь"), которую относят к научной фантастике. тогда как это "благая утопия", или, скорее, некий сплав "fantasy" с нравственным трактатом. Наконец, у него есть прекрасный печальный роман "Пока мы лиц не обрели", который он писал для тяжелобольной жены, несколько рассказов, стихи, неоконченная повесть. Многое из этого переведено, многое -- уже издано у нас.
22 ноября 1963 года К. С. Льюис скончался от рака.Да не умрет любовь и не убъет.
Бог-есть любовь - вот тема книги