Научная школа К.Э.Штайн "Лингвистика текста". Смотреть что такое "Неверов Я

Януа́рий Миха́йлович Неве́ров (18 (30) августа (18100830 ) , Ардатов , Нижегородская губерния - 25 мая (6 июня) , Санкт-Петербург) - русский педагог и писатель, автор педагогических сочинений, мемуарист.

Биография

В 1827 году приехал в Москву и на следующий год поступил на словесное отделение Московского университета . По окончании курса в московском университете стал сотрудником «Журнала Министерства Народного Просвещения » и поместил в нём ряд рецензий и историко-литературных статей.

В 1836 году определился на должность корреспондента археографической комиссии за границей, где общался с Грановским и Станкевичем .

В 1839 году по возвращении в Россию был назначен на должность инспектора Рижской гимназии .

С января 1846 года он - директор народных училищ Черниговской губернии . С 1850 года - директор ставропольских училищ.

Был директором в Москве.

С 1864 по 1879 год управлял Кавказским учебным округом , где заботился об открытии русских народных школ и распространении русского языка; позже состоял членом совета министра народного просвещения.

Неверов был личным другом Станкевича и Грановского , находился в близких сношениях и переписке со многими писателями и учёными (И. С. Тургеневым , В. В. Григорьевым, бароном Н. А. Корфом и др.) и оставил «Воспоминания», отрывки из которых печатались в «Русской Старине » («И. С. Тургенев в воспоминаниях Я. М. Неверова», 1883, т. XL; «Грановский», 1880, т. XXVII; «Из крепостного быта», 1883, т. XL и др.). Из его педагогических статей наибольшее значение имели в своё время статьи «О том, что нужно для народного образования в России» («Русский Педагогический Вестник», 1857, № 4) и «К вопросу о наших гимназиях» («Ж. М. Н. Пр.», 1869, № 11).

Напишите отзыв о статье "Неверов, Януарий Михайлович"

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Неверов, Януарий Михайлович

Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

Кутузов чрез своего лазутчика получил 1 го ноября известие, ставившее командуемую им армию почти в безвыходное положение. Лазутчик доносил, что французы в огромных силах, перейдя венский мост, направились на путь сообщения Кутузова с войсками, шедшими из России. Ежели бы Кутузов решился оставаться в Кремсе, то полуторастатысячная армия Наполеона отрезала бы его от всех сообщений, окружила бы его сорокатысячную изнуренную армию, и он находился бы в положении Мака под Ульмом. Ежели бы Кутузов решился оставить дорогу, ведшую на сообщения с войсками из России, то он должен был вступить без дороги в неизвестные края Богемских
гор, защищаясь от превосходного силами неприятеля, и оставить всякую надежду на сообщение с Буксгевденом. Ежели бы Кутузов решился отступать по дороге из Кремса в Ольмюц на соединение с войсками из России, то он рисковал быть предупрежденным на этой дороге французами, перешедшими мост в Вене, и таким образом быть принужденным принять сражение на походе, со всеми тяжестями и обозами, и имея дело с неприятелем, втрое превосходившим его и окружавшим его с двух сторон.

УДК 82.091 (470.63)

ББК 83.3 (2Рос=Рус)1(2Рос-4)

Г 52

ISBN 5-88648-576-7

Издание второе, исправленное, дополненное

В первой части книги публикуются педагогические труды, воспоминания, литературно-критические статьи Я.М. Неверова – мыслителя, педагога, просветителя середины XIX века, сочинения гимназистов, законы об образовании, отчеты, протоколы заседаний педагогических советов. Вторая часть содержит статьи современников Я.М. Неверова, новые исследования ученых Ставропольского государственного университета, которые являются результатом комплексного изучения роли Ставропольской губернской гимназии и ее директора Я.М. Неверова в развитии просвещения, культуры, науки в Ставропольском крае.

Издание представляет интерес для преподавателей вузов, учителей русского языка и литературы, истории, культурологии, студентов, аспирантов, а также всех интересующихся вопросами истории русской словесности, культуры и педагогики.


Научно-консультационный совет : Л.Н. Волошина, заместитель председателя правительства Ставропольского края, А.Ф. Золотухина, министр образования Ставропольского края, Т.П. Ивенская, министр культуры Ставропольского края, Л.П. Бутенко, заслуженный учитель Российской Федерации.

Руководитель проекта «Филологическая книга СГУ»: ректор Ставропольского государственного университета, доктор социологических наук профессор В.А. Шаповалов

Научный редактор: доктор филологических наук профессор К.Э. Штайн

Составители: К.Э. Штайн, Д.И. Петренко

Ответственные за выпуск: Д.И. Петренко, В.П. Ходус

Подготовка текста: К.Э. Штайн, Д.И. Петренко, В.П. Ходус, Э.В. Пиванова, В.А. Кофанова

Дизайнер: С.Ф. Бобылев

Верстка: Д.И. Петренко

Корректор : Б.Я. Альтус

Издание подготовлено в проблемной научно-исследовательской лаборатории СГУ «Текст как явление культуры»

Предисловие (16)

А.Ф. Золотухина. Возвращение к лучшим традициям отечественного образования в современной России (18)

Часть I. Философские, педагогические, литературно-критические труды Я.М. Неверова и сочинения гимназистов Ставропольской губернской гимназии середины XIX века

Избранные труды Я.М. Неверова

Автобиография

Университетские годы. Первые литературные шаги (24)

Я.М. Неверов – директор училищ Ставропольской губернии (39)

Педагогические труды Я.М.Неверова

Нравственный кодекс для учеников высших классов гимназии, начиная с V класса, и вообще для юношеского возраста / 51

Что нужно для народного образования в России? (66)

Еще об образовании кавказских горцев (78)

Критическое обозрение сочинений, относящихся к воспитанию вообще (82)

К вопросу об образовании инородцев (90)

Программа журнала (96)

Rede, in russischer Sprache gehalten vom Inspektor des Rigaschen Gymnasiums J. Newerow, bei der Feierlichen Gutlaffung der Zöglinge fur Universität am 19 Juni 1841 (97)

Речь инспектора рижской гимназии Я. Неверова, произнесенная на русском языке, по случаю торжественного выпуска воспитанников в университет 19 июня 1841 года (перевод) (107)

Царствование Императора Николая I в отношении к просвещению России вообще и Кавказского края в особенности. Речь, произнесенная на публичном акте Ставропольской гимназии 1855 года (118)

Литературно-критические статьи Я.М. Неверова. Воспоминания

Взгляд на историю русской литературы (125)

Поэт-прасол, Алексей Васильевич Кольцов (133)

Стихотворения Алексея Кольцова (141)

Стихотворения В. Бенедиктова (143)

Тимофей Николаевич Грановский (146)

Иван Сергеевич Тургенев (163)

Письма С.П. Шевырева к Я.М. Неверову (166)

Обозрения

Обозрение трудов Императорской Санкт-петербургской академии наук, с 1827 по 1833 год (172)

Обозрение русских газет и журналов за вторую половину 1834 года. Изящная словесность. Критика. Теория и история словесности. Художества (182)

Обозрение русских газет и журналов за первую половину 1835 года. Изящная словесность. Критика. Теория и история словесности. Художества (195)

Обозрение русских газет и журналов за вторую половину 1835 года. Изящная словесность. Критика. Теория и история словесности. Художества (207)

Новые книги, изданные в России (216)

Обозрение газет и журналов, издаваемых в России на разных языках (220)

Изящная и историческая литература в Германии в 1837 году (232)

Сочинения воспитанников Ставропольской губернской гимназии

Егор Кананов. О русской народной поэзии (240)

Егор Кананов. О влиянии изящных искусств на образование нашего духа (243)

Александр Трачевский. О значении синонимов в связи с вопросом об изучении языка и объяснение синонимов воспитание, учение, просвещение, образование (249)

Александр Трачевский. Что способствовало в текущем столетии упадку влияния французского классицизма в нашей драме (251)

Александр Трачевский. О значении комедии (255)

Александр Трачевский.О тропах вообще и о метафоре в частности (258)

Керопэ Патканов. О сатирах и сатире Кантемира (261)

Петр Траческий. Значение Ломоносова в русской литературе (267)

Петр Диков. Дневник (271)

Петр Диков. Письмо гимназиста к товарищу (276)

Петр Диков. Северьян Максимович (277)

Владимир Любимов. Об отношении поэзии к прочим изящным искусствам (282)

Серафим Патканов. Терек и Аракс (278)

Николай Воронов. Падение стихотворной формы в новейшей русской литературе (286)

Семен Попов. Как отразился век Екатерины в сочинениях Державина и Фонвизина (295)

Владимир Демьяновский. О Новгородской и Псковской общинах (300)

Владимир Демьяновский. Характеры героев современных нам повестей и романов (305)

Хаком Блаев. Димитрий Донской (311)

Василий Новомарьевский. Быт купечества (по сочинениям Островского) (315)

Документы: законы, акты, отчеты, протоколы

Становление образования на Кавказе. Государственные законы

1828 год. 8 декабря. Об Уставе гимназий и училищ уездных и приходских, состоящих в ведомстве университетов: С.-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского (322)

1828 год. 8 декабря. О распоряжениях к преобразованию гимназий и училищ, на особенных положениях устроенных (341)

1829 год. 5 августа. О преобразовании Тифлисского благородного училища в гимназию (344)

1831 год. 12 января. О новом распределении губернских гимназий и прочих училищ на округи (345)

1831 год. 9 ноября. О непринимании молодых людей в университетские студенты без надлежащих знаний предметов полного гимназического учения (345)

1835 год. 26 февраля. О производстве жалованья учителям гимназий и училищ уездных, приходских и других низших, также штатным смотрителям уездных училищ, по прошествии каждого месяца (345)

1835 год. 25 июня. Положение об учебных округах Министерства народного просвещения (346)

1836 год. 12 февраля. О преимуществах по службе училищных чиновников и учителей в Сибири, Грузии и в областях Кавказской и Закавказской (348)

1839 год. 2 октября. О дозволении принимать детей купцов 1 и 2 гильдий в число своекоштных воспитанников пансиона при Кавказской областной гимназии (348)

1842 год. 21 января. О штрафе с лиц, которые откроют учебные заведения без испрошения на то разрешения (349)

1842 год. 17 февраля. Об образовании при Ставропольской гимназии отделения для приготовительного воспитания горских мальчиков (349)

1844 год. 16 мая. О соединении низшего класса Кавказской областной гимназии с Ставропольским приходским училищем (349)

1844 год. 28 мая. Об определении в Екатеринодарское училище двух учителей и о производстве квартирных денег училищным чинам войскового училища (350)

1847 год. 8 августа. Об определении при Ставропольской губернской гимназии почетного попечителя (350)

1848 год. 18 декабря. Положение о Кавказском учебном округе и учебных заведениях, оному подведомственных (350)

1849 год. 21 марта. Об изменении §§ 145 и 235 Устава гимназий и училищ уездных и приходских (363)

1849 год. 11 июня. Положение о воспитании кавказских и закавказских уроженцев, на счет казны, в высших и специальных учебных заведениях Империи (367)

1850 год. 13 января. О медали для награждения домашних наставников и учителей (374)

1850 год. 5 ноября. Об учреждении в университетах особой кафедры педагогии (374)

1851 год. 31 октября. Об ограничении экзамена учителям восточных языков уездных и приходских училищ Кавказского учебного округа (375)

1853 год. 9 августа. Об уменьшении в кадетских корпусах числа вакансий, предоставленных детям офицеров Кавказского линейного казачьего войска, и об увеличении для них числа вакансий в пансионе при Ставропольской гимназии (375)

1853 год. 29 октября. Положение о Кавказском учебном округе и учебных заведениях, оному подведомственных (376)

1857 года. 7 июня. О содержании на счет казны в пансионах Ставропольской и Екатеринодарской гимназий детей почетнейших горцев (389)

1857 год. 8 июня. О переименовании в военные чины определяемых на службу учителями воспитанников гражданских учебных заведений из уроженцев казачьих войск (391)

1857 год. 18 декабря. Об отпуске в ведение наместника кавказского суммы на содержание детей почетнейших горцев в пансионах при Ставропольской и Екатеринодарской гимназиях (391)

1858 год. 30 мая. О Положении о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения (392)

1858 год. 18 ноября. О передаче в распоряжение наместника кавказского остатков от сумм, отпускаемых из казны на отправление малолетних горцев в столицу и на воспитание их в здешних учебных заведениях (395)

1859 год. 6 июня. О приготовлении в С.-Петербургском и Московском университетах десяти кавказских и закавказских уроженцев для занятия учительских должностей по Кавказскому учебному округу (396)

1860 год. 10 мая. О новом Положении о женских учебных заведениях ведомства Министерства народного просвещения (404)

1860 год. 10 мая. Положение о женских училищах ведомства Министерства народного просвещения (406)

1860 год. 22 июля. О переводе Войсковой гимназии Черноморского казачьего войска из города Екатеринодара в город Ейск (409)

1861 год. 22 апреля. О переименовании Дирекции училищ земли Войска Черноморского и Екатеринодарской войсковой гимназии (409)

1862 год. 10 июня. О пересмотре правил о воскресных школах и о временном закрытии всех существующих школ этого рода и читален (409)

1862 год. 28 июля. Об ограничении постановления относительно закрытия воскресных школ (409)

1864 год. 23 сентября. Об освобождении кавказских стипендиатов от платы за слушание лекций в Московском университете (427)

1864 год. 19 ноября. Об уставе гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения (428)

1864 год. 19 ноября. Устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения (428)

1866 год. 11 августа. О преобразовании Кубанской войсковой гимназии в классическую с одним латинским языком (447)

1866 год. 28 сентября. О преобразовании Пятигорского уездного училища в классическую прогимназию (447)

1868 год. 12 ноября. Об изменении постановлений о кавказских воспитанниках, обучающихся в высших и специальных учебных заведениях Империи (448)

1869 год. 10 апреля. О передаче училищ государственных крестьян Ставропольской губернии в заведывание мировых посредников (448)

1869 год. 26 мая. Об учреждении инспекторов народных училищ, открытии образцовых училищ и о мерах других к развитию начального образования (448)

1870 год. 24 мая (5 июня). Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения (449)

1870 год. 6 сентября. О преобразовании Владикавказской реальной прогимназии в полную гимназию (459)

1870 год. 14 декабря. О переводе из Кубанской в Ставропольскую гимназию 20 вакансий горских воспитанников и об упразднении при Кубанской гимназии должности учителя мусульманского закона (460)

1871 год. 11 января. Об учреждении в селе Прасковее Ставропольской губернии начального двухклассного училища (461)

1871 год. 18 октября. О предоставлении Попечителям учебных округов права определять при женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения врачей без жалования, с правами службы (461)

1872 год. 11 января. О новом распределении 5 стипендий, положенных для Кавказских воспитанников в факультете восточных языков С.-Петербургского университета (470)

1837 год. 1 июля. О доставлении чиновникам, в отдаленных местах служащим, способов к воспитанию детей их (470)

Отчеты о торжественных актах, состоянии Ставропольской губернской гимназии, Ставропольской дирекции училищ. Протоколы заседаний педагогических советов гимназии

О торжественном акте Ставропольской губернской гимназии 27 декабря 1853 года (473)

Отчет о состоянии Ставропольской дирекции училищ за 1857 год (477)

Отчет о состоянии Ставропольской гимназии в 1871-1872 году, читанный на торжественном акте 18 октября 1872 года (499)

Отчет по Ставропольской гимназии на 1872-73 учебный год, читанный на акте 18 октября 1873 года (503)

Предписание директору училищ Ставропольской губернии от 6 января 1856 года, № 26 (514)

[Ответ] Директора училищ Ставропольской губернии № 106, 21 января 1856 года (514)

Таблица, подлежащая к протоколу 22 ноября в секретном заседании педагогического совета Ставропольской гимназии (515)

[Представление] Его Превосходительству Господину Попечителю Кавказского учебного округа 22 октября 1857 года, № 1383 (518)

[Прошение] Попечителя Кавказского учебного округа, 1 ноября 1857 года, № 2395 (519)

[Представление] Его Превосходительству Господину Попечителю Кавказского учебного округа 12 ноября 1857 года, № 1478 (519)

[Донесение] Его Превосходительству Господину Попечителю Кавказского учебного округа, 21 октября 1858 года, № 1238 (522)

[Донесение] Его Превосходительству Господину Попечителю Кавказского учебного округа, 1 ноября 1858 года, № 1282 (522)

Текстологическая справка (524)

Фотоальбом: Ставрополь, ставропольские гимназии, педагоги, гимназисты (525)

Часть II. О Ставропольской мужской гимназии: Исследования разных лет

Ставрополь и Cтавропольская мужская гимназия

Исследования XIX века

Н.И. Воронов. Ставрополь (574)

М.В. Краснов. Историческая записка о Ставропольской гимназии (580)

А.Л. Зиссерман. Князь Александр Иванович Барятинский. 1815-1879 годы (583)

Современные исследования

В.И. Стрелов. Генезис образования в Ставропольской губернии в дореформенный период (конец XVIII века - 1861 гг.) (587)

В.И. Стрелов. Становление Ставропольской мужской гимназии как центра просвещения на Северном Кавказе в дореформенный период (594)

Януарий Михайлович (18 (30) VIII 1810, с. Верякуши Нижегородской губ. - 24 V (5 VI) 1893, Петербург) - рус. муз. критик и муз.-обществ. деятель. В 1832 окончил философский ф-т Моск. ун-та. В 1837-1839 занимался в Берлине у К. Ф. Рунгенхагена и О. Николаи (теория композиции), посещал Ф. Мендельсона. С 1846 директор училищ Черниговской, Ставропольской губерний, с 1861 - Лазаревского ин-та вост. языков в Москве, в 1868-79 попечитель Кавказского уч. округа, с 1879 чл. совета Мин-ва нар. просвещения. Написал более 20 статей для "Энциклопедического лексикона", издававшегося А. Плюшаром (1835-41), в т.ч. статьи о И. С. Бахе, Л. Боккерини, А. Булландт, Й. Вейгле, А. и Ф. М. Верачини, Г. Ф. Генделе, К. В. Глюке, И. Н. Гуммеле, а также ст. "О новой опере г. Глинки: "Жизнь за царя" ("Московский наблюдатель", ч. 9, 1836, октябрь, кн. 1) и др. Печатался под псевд. Я. Н., Я. Н-в.

Литература: Штейнпресс Б. С., Глинка, Верстовский и другие, в сб.: М. И. Глинка. Исследования и материалы, М.-Л., 1950; Кремлев Ю. A., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954; Ливанова Т. Н., Протопопов В. В., Оперная критика в России, т. 1, М., 1976; Бернандт Gр., Статьи и очерки, М., 1978.


Смотреть значение Неверов Я.М. в других словарях

Неверов — (наст. фам. Скобелев) Александр Сергеевич (1886-1923) - русскийписатель. Повести "Ташкент - город хлебный", "Андрон Непутевый","Гуси-лебеди" (все 1923) о деревне в первые годы после........
Большой энциклопедический словарь

Неверов Януарий Михайлович — - писатель (1810 - 1893). Окончил курс в Московском университете. Был директором Лазаревского института в Москве; с 1864 по 1879 годы управлял кавказским учебным округом; позже........
Исторический словарь

Неверов Александр Сергеевич — (наст. фам. Скобелев; 1886–1923) – рус. писатель. Известен также под пс.: Аско, Деревенский, Дядя Сережа, Насмешник и др. Род. в крест. семье. Работал в типографии и сел. лавках.........
Энциклопедический словарь псевдонимов

Неверов — авт. отчета о состоянии Лазаревск. инст. вост. яз. в 1861-62 гг., дир. Лазаревск. инст. восточн.

Неверов (псевд.) — сотруд. "Новоросс. телеграфа" 1890-х
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Ал-др — беллетрист (СПб.,
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Александр Вениаминович — (р. 13. 07. 1949)
Род. в г. Магнитогорск в семье служащих. Окончил МГПИ (1971). Был членом КПСС. Работал в изд-ве "Молодая гвардия" (1979-80), в журналах: "Лит. учеба" (1980-84),........
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Александр Сергеевич — - писатель. Род. в с. Новиковке, Мелекесского у., Самарской губ., в семье крестьянина, б. унтер-офицера лейб-гвардии уланского полка. Отец Н. позднее отошел от деревни........
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Валерий Иванович — Председатель Совета директоров многопрофильного концерна "Гермес", президент Транснациональной нефтяной корпорации "Гермес-Союз"; родился 2 июня 1952 г. в д.........
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Игорь Святославович — Директор Департамента Северной Америки МИД РФ с 2003 г.; родился в 1956 г.; окончил Московский государственный институт международных отношений (МГИМО МИД СССР) в 1978 г.; с........
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Мих. — авт. статейного списка посольства во Францию 1615,
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Михаил — дьяк 1629-40
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Н. — сотр. "Недели", авт. ст. "Есть ли голод?" (СПб.,
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, С. Л. — авт. кн. "Логика иудействующих" (Киев,
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Сергей — псевд. В. А.
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Сергей Иванович — Депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ третьего созыва с декабря 1999 г., член группы "Народный депутат", заместитель председателя Комитета по труду........
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Януарий Мих. — авт. педагог. соч. и авт. воспоминаний, р. 18 авг. 1810 в г. Ардатове, Нижегор. губ., с. губ. секретаря, б. попечитель Кавк. уч. окр., † в СПб. в ночь на 25 мая
Большая биографическая энциклопедия

Неверов, Януарий Михайлович — - педагог и писатель (1810-1893). По окончании курса в московском университете поместил в "Ж. М. Н. Пр." ряд рецензий и историко-литературных статей; был инспектором........
Большая биографическая энциклопедия

Выдающийся педагог и организатор просвещения

Я знал его... Я помню эти годы,

Когда он жил для родины моей,

Когда и труд, и силы, и заботы,

Всего себя он отдавал лишь ей...

Коста Хетагуров

Большую жизнь прожил Януарий Михайлович Неверов, светлая и благородная личность, честнейший труженик, распространитель народного образования. Его друзья и близкие, знакомые: Тургенев, Грановский, Станкевич - составили славу отечественной литературы и науки. Великий критик Белинский, литератор Боткин, востоковед Петров, поэты Клюшников и Красов посещали вместе с Неверовым литературно-философский кружок Николая Станкевича. И хотя Януарий Михайлович ни в студенческие годы, ни во время педагогической деятельности не выходил на первый план в культуре России, его биография - неотъемлемая часть отечественной истории. Значение же его деятельности для развития просвещения в Ставропольской губернии вообще трудно переоценить.

Родился он в селе Верякуши Ардатовского уезда Нижегородской губернии 18 августа 1810 года. Отец - Михаил Гаврилович Неверов, губернский секретарь.

Грамоте мальчика научила дворовая крестьянка деда, самоучкой он овладел двумя иностранными языками и игрой на фортепиано.

В июне 1825 года он окончил Арзамасское уездное училище первым учеником. Но отец решил не продолжать образование сына, а определил его на гражданскую службу канцеляристом в Нижегородский городовой магистрат. Новый губернатор уволил в отставку малолетнего чиновника 25 мая 1826 года, а 7 мая 1827 года отец умер.

Не имея среднего образования, он решил поступить в университет.

И 10 сентября 1828 года шестнадцатилетний Неверов поступил на словесный (историко-филологический) факультет, который закончил с отличием через три года, в 1832 году, со степенью кандидата по филологическим наукам.

Одновременно с Неверовым в Московском университете учились Белинский, Лермонтов, Герцен, Огарев, Станкевич, Гончаров. Он посещал литературные вечера, концерты... Вскоре возник небольшой студенческий кружок, превратившийся в литературно-философское общество во главе с Н. Станкевичем, давшее мощный толчок развитию общественной мысли.

В 1833 году Неверов получил назначение в штат сотрудников редакции «Журнала Министерства народного просвещения». Молодой журналист добился известности как человек энциклопедических знаний и незаурядный литературный критик (правда, не со всеми его мнениями можно согласиться: к примеру, он недооценил комедию Н.В. Гоголя «Ревизор»). Одновременно Неверов активно сотрудничал с издателем Плюшаром в подготовке «Энциклопедического лексикона», одного из первых толковых словарей в России.

В мае 1837 года он отправился за границу для продолжения образования в Берлинском университете вместе со Станкевичем и Грановским. Здесь под влиянием Н. Станкевича, Я.М. Неверов решил заняться педагогической деятельностью, посвятить всю жизнь делу просвещения, став «педагогом-идеалистом сороковых годов». В 1839 году Неверов возвратился в Россию и 5 июля получил назначение на должность инспектора Рижской гимназии. В Риге начинается становление Неверова как педагога. Януарий Михайлович приходит к выводу, что физические наказания учащихся необходимо отменить. И в течение своей долгой педагогической карьеры он неизменно выступает за их отмену.

В 1846 году Неверов стал директором народных училищ Черниговской губернии. А в декабре 1850 г. – директором ставропольских училищ.

В дороге к новому месту службы Неверов простудился и тяжело заболел. Однако в Ставрополе его ожидало предписание немедленно ехать в Тифлис (Тбилиси), представиться начальству и получить инструкции. Путь по зимней Военно-Грузинской дороге был труден и опасен. Нового директора народных училищ тепло принял наместник Кавказа князь М.С. Воронцов. С попечителем Неверов согласовал план преобразования учебных заведений Ставропольской губернии.

На обратном пути, несмотря на болезнь, Неверов посетил Владикавказское и Георгиевское уездные училища. Неверов взялся за улучшение преподавания в гимназии и уездных училищах. Десятилетие (1850-1860), когда Ставропольской гимназией руководил Януарий Михайлович, - время наивысшего ее развития.

Прежде всего, он обратил внимание на уездные училища. Преподавание здесь велось плохо, а педагоги были малоквалифицированными. В своих воспоминаниях Неверов писал: «...Училища наполнены были учителями, большинство коих понимали дело обучения только в задавании уроков по учебнику и в требовании, чтобы они зазубривались слово в слово, нимало не заботясь о том, понимают ли учащиеся этот материал, а потому первым делом моим было открытие специальных классов при Ставропольской гимназии для подготовки учителей в низшие ее классы и уездные училища...».

В газете «Ставропольские губернские ведомости» от 24 марта 1851 года напечатано сообщение об открытии специальных классов. Они предназначались для выпускников: один готовил юношей к поступлению в университет, второй - будущих учителей уездных училищ и начальных классов гимназии.

Создание таких классов в Тифлисе и Ставрополе предусматривалось уставом Кавказского учебного округа, принятым еще в 1848 году. Но ни попечитель Семенов, ни директора училищ Тифлисской и Ставропольской губернии, как сообщает Неверов в своих автобиографических записках, «не обращали внимание на это учреждение, потому что оно не имело ни определенного плана, ни штатов, и так как нигде в империи подобного заведения не существовало, то не знали, как его устроить...».

Неверов стал первопроходцем: «Мысль о подготовке дельных учителей в особенности меня интересовала, - продолжает Януарий Михайлович, - и я составил план этого учреждения, не требуя никаких добавочных сумм, ограничиваясь только наличными средствами гимназии, что и помогло осуществлению моего предложения».

Главным затруднением было отсутствие преподавателя педагогики и дидактики. В России эти предметы изучали только студенты Главного педагогического института в Петербурге, а учебников и литературы на русском языке не существовало. Директор назначил преподавателем этих дисциплин высокообразованного старшего учителя латинского языка Евгения Нарбута, кандидата Петербургского университета. Неверов выписал из Германии педагогическую литературу на немецком языке и с ее помощью «дрессировал Нарбута».

Специальные классы функционировали почти 15 лет. Они дали несколько «дельных» выпускников, посвятивших свою жизнь педагогике, таких как Лев Катковский и Николай Пальховский.

А 18 октября 1851 года, как обычно, состоялся торжественный акт, посвященный юбилею гимназии, которая была открыта императором Николаем I в 1837 году. Директор произнес речь, посвященную ее истории, объявил, что решено ежегодно проводить среди гимназистов и «специалистов» конкурс на лучшее сочинение по отечественному языку и истории.

Среди лауреатов конкурсов были Егор Кананов, Александр и Петр Трачевские, Владимир Демьяновский, Семен Попов, Керопэ Патканов, горцы Адиль-Гирей Кешев, Иналуко Тхостов, Хаком Блаев.

Некоторые воспитанники пробовали свое перо в художественной литературе. В 1853 году Неверов разрешил пансионерам издавать рукописный журнал. Накануне 1854 года шестиклассники подарили своему любимому наставнику рукописный сборник «Елка» со своими «оригинальными» сочинениями.

Особое внимание Неверов уделял воспитанникам-горцам. Еще в 40-х годах в Ставропольской гимназии начали обучать детей «почетных (знатных. - М.К.) горцев». Сначала их знакомили с русским языком в подготовительном отделении. В начале 50-х годов прошлого столетия в пансионе при гимназии проживало 40 мальчиков-горцев.

При поддержке барона А.П. Николаи, ставшего в 1852 году попечителем Кавказского учебного округа, с которым Неверов установил дружеские отношения, директор решил основательно познакомиться с методикой образования и воспитания юношей-горцев. В марте 1854 года он отправился в длительную командировку. Прежде всего, он посетил Новочеркасск, где в местной войсковой казачьей гимназии существовал восточный отдел, в котором юных горцев готовили для службы переводчиками в кавказских военных частях.

Затем Януарий Михайлович ненадолго остановился в Москве и, наконец, приехал в Петербург, где познакомился с постановкой преподавания в кадетских корпусах, в которых учились и горцы.

Чтобы лучше познакомиться с педагогическими науками, Неверов посещал лекции профессора педагогики Вышнеградского в единственном учебном заведении России, где они преподавались, - в Главном педагогическом институте.

Вернувшись в Ставрополь, директор написал для инспектора гимназии инструкцию о воспитании горцев, которая была одобрена попечителем. Неверову удалось значительно повысить уровень преподавания черкесского и татарского языков.

Преподавателем черкесского языка стал в 1850 году высокообразованный Омар Берсей (Умар Ханхалович Берсеев), знавший русский, французский, турецкий, татарский языки, человек необычной судьбы: был в молодости продан в рабство в Стамбул, сумел добиться, чтобы хозяин отпустил его на учебу во Францию. Оттуда он приехал в Россию.

Берсей стал одним из первых просветителей адыгских народов. Успешное преподавание он совмещал с научной деятельностью: создал азбуку черкесского языка, занимался изданием учебных пособий. В 1855 году он опубликовал в Тифлисе «Букварь черкесского языка», а в 1858 году составил «Грамматику адыгейского языка».

Неверов много времени отдавал совершенствованию учебных программ. Зная, что латинский язык не может вызвать интереса у юных горцев, он добился замены этого предмета на «естественную историю». Ознакомившись с программой преподавания истории, он предложил попечителю сделать курс более последовательным и логически обоснованным и получил согласие.

В то время преподаватели сами составляли программы, затем посылали их на рассмотрение видных ученых. Курс преподавания арифметики, составленный в 1855 году учителем Захаровым, выпускником Харьковского университета, награжденным серебряной медалью за свою кандидатскую диссертацию, в целом получил одобрение великого математика П. Чебышева.

Мирно текли дни в «храме наук», но в 1853 году началась война, основные сражения разгорелись в Крыму, у крепости Севастополь. Воспитанников взволновали события, проходившие столь близко. Война обострила интерес к политике, к жизни всей страны.

Большую роль в становлении радикального мировоззрения воспитанников старших классов в то время, когда вся Россия с замиранием сердца следила за ходом боев под Севастополем, сыграл преподаватель Е.А. Нарбут и приехавшие в 1854 году в Ставрополь учителя Н. Воронов и Н. Захаров, выпускники Харьковского университета.

На конкурсе 1856 года ярко проявились таланты гимназистов. Премии было удостоено сочинение Владимира Демьяновского «О новгородской и псковской общинах». Юный автор доказал, что республиканские порядки возникли в Новгороде и Пскове вполне закономерно и имели преимущество перед монархическими. Но работа гимназиста вызвала недовольство попечителя, назвавшего ее апофеозом демократии.

Во второй половине 50-х годов прошлого века Неверов столкнулся с недоброжелательством и даже противодействием Вице-губернатора П.А. Брянчанинова, вскоре ставшего губернатором, и его старшего брата, архиерея Игнатия (в миру Д.А. Брянчанинова).

Хотя новый наместник Кавказа князь А.И. Барятинский во время своего визита в Ставрополь весной 1857 года помирил П. Брянчанинова с Неверовым, губернатор в 1859 году обратился в Тифлис с донесением: гимназисты на улицах не приветствуют его. Конфликт удалось погасить.

Новые раздоры вызвало послание архиерея священнослужителям, в котором Игнатий высказался против предстоящей отмены крепостного права. Неверов осуждал циркуляр, что вызвало дальнейшее охлаждение отношений с Брянчаниновыми. О послании архиерея узнал Герцен и поместил в «Колоколе» заметку «Во Христе сапер Игнатий...».

В 1859 году Неверов получил от попечителя указание открыть в Ставрополе бесплатную воскресную школу для бедных детей. Губернатор не поддержал директора гимназии, направив его к архиепископу. Тот, опираясь на заповедь Моисея «чти день субботний», определил: в воскресенье изучать лишь Закон Божий. Но гимназический священник в этот день был, как раз занят. Предводитель дворянства и глава города не пришли на совещание об открытии воскресной школы, Неверов все же создал ее, и она функционировала три года.

В 1857 году правительство выступило с инициативой создания училищ для девочек всех сословий. Но после поражения в Крымской войне казна была пуста, и женское образование предлагалось развивать за счет местных средств. Януарий Михайлович предложил преобразовать в женскую гимназию училище частного благотворительного общества Святой Александры, открытого еще в 1849 году, но получил отказ. Дворяне и крупные купцы также отказали в средствах: гимназия им была не нужна, они посылали своих дочерей в закрытые учебные заведения.

Тогда группа гимназистов-выпускников, вероятно, по инициативе Неверова, организовала «самодеятельный» спектакль в городском театре. Перед его началом учащиеся разыграли небольшую сценку, написанную специалистом В. Демьяновским, в которой директор гимназии (его играл выпускник П. Никольский) обращался к своим воспитанникам с просьбой пожертвовать деньги, чтобы помочь открытию женской гимназии.

Благотворительный спектакль прошел с большим успехом. Вскоре группа ставропольских интеллигентов поставила еще одну пьесу. В целом два представления дали 900 рублей, немалую сумму по тем временам. Так было положено начало сбору средств для женской гимназии. Позже большие суммы внесли городская дума и дворянство. И в 1862 году в Ставрополе начало работать женское училище 2-го разряда. Таким образом, Неверов стал основателем будущей Ольгинской женской гимназии.

Однако основным объектом забот директора оставались гимназисты-горцы. После приема в Ставрополь словесника Юхотникова некоторые из них добились крупных успехов в изучении русской литературы.

На конкурсе 1857 года одним из лучших сочинений была признана работа черкеса Адиль-Гирея Кешева на тему «О характере героев в современных русских повестях и романах». Второе место в конкурсе 1858 года педагога присудили осетину Иналуко Тхостову за сочинение «Кавказ по Лермонтову, Марлинскому и Пушкину».

Ф. Юхотников решил рассказать об успехах своих воспитанников в овладении русским языком и опубликовал в газете «Кавказ» статью «Нечто о горцах, учащихся в Ставропольской гимназии». Сообщение Юхотникова вызвало анонимную реплику в журнале «Отечественные записки». Неизвестный автор в осторожной форме высказывал сомнение в самостоятельности юных авторов. Не писали ли за них преподаватели?

Неверов ответил статьей «Еще об образовании кавказских горцев» в том же «Кавказе». 4 Он подробно рассказал об организации литературных конкурсов, о большом интересе воспитанников-горцев к русскому языку и беллетристике.

Большое внимание уделялось кавказской этнографии. Перед отъездом на летние каникулы воспитанники получали задание записывать сказки, песни, сказания, описывать быт горцев.

Несколько раз Януарий Михайлович предлагал создать при гимназии восточное отделение для изучения арабского, турецкого и татарского (тюркского) языков. Сохранился интересный документ об этом, датированный 1860 годом. Но предложение это не было принято.

Попытался Неверов развивать в губернии медицинское образование, предлагал открыть в Ставрополе начальное (фельдшерское) медицинское училище. Обобщая свои достижения в воспитании юношества, Неверов составил «Нравственный кодекс для старшеклассников» и опубликовал его в «Русском педагогическом вестнике». «Кодекс» не потерял значения и в наше время.

Однако многогранная полезная деятельность просветителя в 1860 году зашла в тупик, когда наместник князь А.И. Барятинский провел реформу «учебного ведомства» на Кавказе. Учебный округ был расформирован, местные дирекции училищ подчинены губернаторам, Януарий Михайлович оформил пенсию и подал в отставку, которую получил в апреле 1861 года.

Он принял предложение возглавить Лазаревский институт восточных языков в Москве, крупнейшее частное учебное заведение в России. Здесь сложился высококвалифицированный педагогический коллектив. Инспектором, непосредственным помощником директора был его ученик, воспитанник Ставропольской гимназии Г. Кананов. В 1862 году наместником Кавказа стал великий князь Михаил Николаевич. А в 1864 году наместник восстановил учебный округ и назначил Неверова главным инспектором учебных заведений Кавказа и Закавказья и в 1867 году Неверов получил должность попечителя.

Януарий Михайлович сразу же приступил к выполнению своих обязанностей. Уже во время переезда из Москвы в Тифлис он проверил состояние Ставропольской гимназии и пришел к выводу, что его преемник С. Марков привел ее к упадку. Почти все, что ввел Неверов в свое время, либо отменил губернатор П. Брянчанинов, либо не выполнялось из-за нетребовательности директора. Януарий Михайлович потребовал, чтобы он подал в отставку.

Неверов был попечителем в переломную, даже парадоксальную эпоху, с 1864 по 1879 год. После отмены крепостного права 19 февраля 1861 года рассыпались цепи, веками сковывавшие развитие России. С 1864 года начали действовать новые уставы средних и начальных учебных заведений. Образование стало бессословным, все дети могли учиться, кроме, разумеется, беднейших, у родителей которых не было средств содержать их. В 1868 году последовало еще одно важное новшество: дирекции народных училищ, ранее руководившие гимназиями и уездными училищами, занимались теперь лишь начальным образованием и городскими училищами, созданными на базе уездных в 1872 году.

В состав дирекций входили также районные инспектора, которые должны были проверять начальные школы, помогать учителям, добиваться строительства зданий для новых сельских училищ, ремонта существующих.

Преобразования в управлении учебных заведений, настойчивость Неверова и его сотрудников помогли добиться быстрого роста числа учебных заведений в Кавказском округе. В 1864 году на Кавказе насчитывалось три мужских гимназии (в Тифлисе, Ставрополе, Екатеринодаре), две женские гимназии, 10 уездных училищ (из них половина - на Ставрополье). И, наконец, 53 народных, то есть сельских, в основном в Ставропольской губернии и Кубанской области.

Функционировало 35 одноклассных и двуклассных школ Министерства народного просвещения, а также 4 женские гимназии (из них две в Ставрополе). Число народных училищ, состоящих в ведении сельских обществ, достигло 339, увеличившись более чем в шесть раз.

Общее число учащихся в Кавказском округе в 464 учебных заведениях достигло 30 тысяч, увеличившись тоже в шесть раз. Только на Ставрополье, кроме 9 начальных школ, бывших в 1871 году, в 70-х годах прошлого столетия появилось 66 новых.

Такой быстрый рост числа учебных заведений потребовал большого числа учителей. Специальный класс в Ставропольской гимназии с середины 60-х годов не работал, да он бы и не обеспечил кадрами такое число школ.

Поэтому Неверов открыл в Тифлисе, как уже упомянуто, Александровский учительский институт, директором которого стал бывший ставропольский учитель Н.П. Захаров. За 15 лет (1864-1879), в течение которых Януарий Михайлович возглавлял Кавказский учебный округ, они дали более 500 народных учителей.

Умер Януарий Михайлович 24 мая 1893 года на восемьдесят третьем году жизни.

Семена просвещения, посеянные Неверовым, дали пышные всходы. Забота Януария Михайловича о педагогических кадрах привела к тому, что к 1914 году почти 93% учительниц имели среднее образование, из них 35% - педагогическую подготовку и 19 - звание народных учительниц. Подготовка учителей была скромнее (у образованных мужчин выбор места работы был куда шире): только 20% имели звание народного учителя. 57% окончили городское училище, из них, сверх того, 33% учились на педагогических курсах.

В 1902 году в Ставрополе открыла свои двери учительская семинария, в 1912 году - учительский институт. В 1905 году возникла третья женская гимназия, а в 1912 году - вторая мужская.

Прошло почти 110 лет с тех пор, как умер Я. М. Неверов, но потенциал его идей, его практического опыта до сих пор не исчерпан. И многое из его наследия можно применить и сегодня.



Неверов Я. М.

Януарий Михайлович (18 (30) VIII 1810, с. Верякуши Нижегородской губ. - 24 V (5 VI) 1893, Петербург) - рус. муз. критик и муз.-обществ. деятель. В 1832 окончил философский ф-т Моск. ун-та. В 1837-1839 занимался в Берлине у К. Ф. Рунгенхагена и О. Николаи (теория композиции), посещал Ф. Мендельсона. С 1846 директор училищ Черниговской, Ставропольской губерний, с 1861 - Лазаревского ин-та вост. языков в Москве, в 1868-79 попечитель Кавказского уч. округа, с 1879 чл. совета Мин-ва нар. просвещения. Написал более 20 статей для "Энциклопедического лексикона", издававшегося А. Плюшаром (1835-41), в т.ч. статьи о И. С. Бахе, Л. Боккерини, А. Булландт, Й. Вейгле, А. и Ф. М. Верачини, Г. Ф. Генделе, К. В. Глюке, И. Н. Гуммеле, а также ст. "О новой опере г. Глинки: "Жизнь за царя"" ("Московский наблюдатель", ч. 9, 1836, октябрь, кн. 1) и др. Печатался под псевд. Я. Н., Я. Н-в.
Литература : Штейнпресс Б. С., Глинка, Верстовский и другие, в сб.: М. И. Глинка. Исследования и материалы, М.-Л., 1950; Кремлев Ю. A., Русская мысль о музыке, т. 1, Л., 1954; Ливанова Т. Н., Протопопов В. В., Оперная критика в России, т. 1, М., 1976; Бернандт Gр., Статьи и очерки, М., 1978.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Неверов Я. М." в других словарях:

    - (рус. дореф. Нѣверов) фамилия Неверовы дворянский род Неверов, Александр Иванович секунд майор, исправник нижнего земского суда г. Старый Оскол Курского наместничества 1792 1794. Неверов, Александр Сергеевич (1886 1923) русский… … Википедия

    Александр Сергеевич (1886 1923) писатель. Р. в с. Новиковке, Мелекесского у., Самарской губ., в семье крестьянина, б. унтер офицера лейб гвардии уланского полка. Отец Н. позднее отошел от деревни и служил в городе швейцаром и т. д. Сам Неверов… … Литературная энциклопедия

    - (настоящая фамилия Скобелев) Александр Сергеевич (1886 1923), русский писатель. Повести Ташкент город хлебный, Анд рон Непутёвый, Гуси лебеди (все 1923) о деревне в первые годы после Октябрьской революции, рассказы, пьесы; своеобразная, близкая … Русская история

    ДЕМИДОВ НЕВЕРОВ НЕВЕРОВСКИЙ Невёр в старые времена слыл человеком опасным: он не верил в бога, был безбожником. (Ф). Неверовский польский или украинский аналог с тем же происхождением. В Ономастиконе Веселовского Невер, Неверов: Невер Бармин,… … Русские фамилии

    - (псевдоним; настоящая фамилия Скобелев) Александр Сергеевич , русский советский писатель. Родился в крестьянской семье. Был сельским… … Большая советская энциклопедия

    Неверов Ал-др - (наст. фам. и имя Скобелев Ал др Сер.) (1886 1923) прозаик, драматург. Род. в крест. семье. Окончил двухгодичную учительскую семинарию (1906), работал сельским учителем. Во время 1 й мир. войны был фельдшером в Самаре, в годы рев ции был близок к … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    НЕВЕРОВ А. - НЕВЕРОВ А. (наст. имя и фам. Александр Сергеевич Скобелев) (1886—1923), русский советский писатель. Пов. «Андрон Непутевый» (1923), «Ташкент — город хлебный» (1923). Рассказы «Страх» (1915), «По новому» (1919), «Марья большевичка»… … Литературный энциклопедический словарь

    Авт. отчета о состоянии Лазаревск. инст. вост. яз. в 1861 62 гг., дир. Лазаревск. инст. восточн. яз. {Венгеров} …

    Беллетрист (СПб., 1911). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Сотр. "Недели", авт. ст. "Есть ли голод?" (СПб., 1900). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

    Авт. кн. "Логика иудействующих" (Киев, 1909). {Венгеров} … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Александр Неверов. Из архива писателя. Исследования. Воспоминания , Александр Неверов. Предлагаем Вашему вниманию сборник "Александр Неверов. Из архива писателя. Исследования. Воспоминания"…
  • И. Василенко. А. Неверов. И. Ликстанов. Алексей Мусатов. Николай Носов. Повести , И. Василенко, А. Неверов, И. Ликстанов. В сборник включены произведения для детей: повести И. Василенко "Волшебная шкатулка" и "Артемка в цирке", А. Неверова "Ташкент - город хлебный", И. Ликстанова "Малышок", Алексея Мусатова…